Атмосферно-вакуумная перегонка нефти. Атмосферно вакуумная перегонка нефти


Атмосферно-вакуумная перегонка нефти

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 14Следующая ⇒

 

Перегонка нефти является головным процессом нефтепереработки. Перегонка - это процесс разделения жидких и газообразных (паровых) смесей на фракции, обогащенные высоко- и низколетучими компонентами. На основе нефти получают широкий ассортимент топлив, масел, продуктов и полупродуктов для нефтехимии.

Нефть представляет собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов, высокомолекулярных соединений с гетероатомами кислорода, серы, азота и некоторых металлов. При разделении нефти перегонкой и ректификацией получают не индивидуальные углеводороды, а фракции или дистилляты, выкипающие в определенном интервале температур и представляющие собой менее сложные смеси. Поэтому перегонку нефти называют фракционной, а сам процесс - фракционированием. Нефтяные фракции, в отличие от индивидуальных веществ, не имеют постоянной температуры кипения. Они выкипают в определенных интервалах температур, т.е. имеют температуру начала кипения (н.к.) и конца кипения (к.к.). В обозначения нефтяных фракций обычно входят температурные пределы их выкипания.

Наиболее часто при перегонке нефти отбирают следующие фракции:

до 400С - газ;

40-2000С - бензиновая фракция;

100-3000С - керосиновая фракция;

200-3500С - фракция дизельного топлива;

350-400; 400-450; 450-5000С - масляные фракции;

или 350-5000С - вакуумный газойль.

Фракции, выкипающие от начала кипения до 3500С, называются "светлыми". После отгона светлых фракций получают остаток с температурой кипения выше 300-3500С, который называют мазутом. После вакуумной перегонки мазута получают тяжелый остаток с температурой кипения свыше 5000С – гудрон.

Нефть, как сырье для перегонки, имеет непрерывный характер выкипания, невысокую термическую стабильность тяжелых фракций и содержит в остатках перегонки много малолетучих и нелетучих асфальтосмолистых веществ, резко ухудшающих эксплуатационные характеристики нефтепродуктов и затрудняющих последующую их очистку. Термическая стабильность тяжелых фракций соответствует температурной границе примерно 3500С (между светлыми фракциями и мазутом). То есть при температурах выше 3500С начинается не выкипание фракций, но их разложение. Поэтому первичную перегонку нефти с выделением "светлых" фракций проводят при атмосферном давлении, а перегонку мазута - под вакуумом. Вакуум, а также подаваемый водяной пар, понижают парциальное давление компонентов смеси и вызывают тем самым кипение жидкости при меньшей температуре.

Фракционный состав является важнейшей характеристикой нефти. На основе фракционного состава рассчитывается потенциальное содержание целевых фракций в исходной нефти. Данные разгонки нефти представляются в виде графика зависимости "температура выкипания - процент отгона". Линии на графике называются кривыми разгонки, или кривыми фракционного состава (рис. 13). Также линия перегонки нефти называется кривой ИТК (Истинная Температура Кипения).

Рисунок 13 - Кривая ИТК нефти

 

Различают простую и сложную перегонки. Простая перегонка жидких смесей осуществляется путем постепенного или однократного их испарения. Сложная перегонка - это перегонка с дефлегмацией, когда образующиеся пары конденсируют и в виде флегмы подаются навстречу потоку пара. В результате тепломассообмена между паром и флегмой паровой поток дополнительно обогащается низкокипящими компонентами.

Также различают постепенную и однократную перегонку нефти.

Постепенная перегонка/испарение (ПИ) - это такая перегонка, при которой образующиеся при нагреве пары непрерывно отводятся из разгонного аппарата (рис. 14). Нефть постепенно нагревается до необходимой температуры кипения. По мере нагрева образующиеся пары непрерывно отводятся из перегонной колбы и конденсируются. Высококипящие компоненты выводятся из перегонной колбы после окончания перегонки.

 

Рисунок 14 - Схема перегонки нефти методом ПИ

 

Постепенная перегонка - малопроизводительный процесс разделения смесей. Этот метод в настоящее время применяется только для лабораторного анализа фракционного состава нефти. При четком делении нефтяной смеси методом ПИ получают кривые ИТК. Кривые ИТК нефти обычно имеют монотонный характер, что говорит о равномерном выкипании смеси, т.е. о примерно одинаковом содержании в смеси различных компонентов.

Фракционная разгонка нефти с определением кривых ИТК до 3000С проводится при атмосферном давлении, а до 5000С, во избежание разложения тяжелых остатков нефти, в вакууме.

Кривые ИТК используют для определения фракционного состава сырой нефти и расчета потенциального содержания нефтепродуктов в ней.

 

Однократное испарение (ОИ) – это такая перегонка, при которой перегоняемая смесь нагревается до заданной температуры, по достижении которой образовавшиеся паровая и жидкая фазы, находящиеся в состоянии равновесия, разделяются однократно, в один прием.

На рис. 15 показана принципиальная схема однократной перегонки. Исходную жидкую смесь непрерывно подают в подогреватель, где она нагревается до заданной температуры, соответствующей определенной доли отгона смеси. Затем парожидкостная смесь поступает в колонну, где паровая фаза отделяется от жидкой. Дистиллят и остаток перегонки нефти из сепаратора отводятся из колонны непрерывно.

 

Рисунок 15 - Схема перегонки нефти методом ОИ

 

По причине непрерывности процесса и, следовательно, лучших технико-экономических показателей именно однократное испарение реализуется в промышленности как метод перегонки нефти.

Кривая ОИ характеризует условные температуры кипения смеси при нечетком разделении фракций. Начальные и конечные точки кривой ОИ определяют соответственно истинные температуры кипения жидких смесей и конденсации паровых смесей заданного состава.

Кривая ОИ занимает определенное положение относительно кривойИТК (рис. 16) и имеет меньший угол наклона. Однако экспериментальное определение доли отгона и состава образовавшихся фаз при однократном испарении нефтяных смесей является длительной и дорогой операцией. В основном ее строят расчетно-графическим методом Обрядчикова-Смидович. Кривая ОИ пересекает кривую ИТК примерно при 30 % отгона фракций. В этих условиях при нагреве нефти до одинаковой температуры однократное испарение дает большую долю отгона по сравнению с постепенным. В связи с этим при получении заданной доли отгона сырья методом однократного испарения процесс разделения протекает с меньшей вероятностью термического разложения компонентов смеси.

Рисунок 16 - Кривые ИТК и ОИ

 

Использование в промышленности принципа перегонки с однократным испарением в сочетании с ректификацией паровой и жидкой фаз позволяет достигать высокой четкости разделения нефти на фракции, непрерывности потока, а также экономного расходования топлива на нагрев сырья.

 

Читайте также:

lektsia.com

Атмосферная вакуумная перегонка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Атмосферная вакуумная перегонка

Cтраница 1

Атмосферная и вакуумная перегонка - закрытые процессы, и воздействия при них на человека являются минимальными. Когда обрабатывается кислая ( высокосернистая) нефть, могут существовать потенциальные возможности воздействия сероводорода в теплообменнике предварительного нагрева и печи, зоне ввода сырья в колонну и верхней системе, вакуумной печи и колонне, теплообменнике отстоя.  [2]

При атмосферной и вакуумной перегонке нефтепродукты получают физическим разделением на фракции, которые отличаются температурой кипения.  [3]

Способы углубления атмосферной и вакуумной перегонки нефти были рассмотрены выше в этой главе.  [5]

В отличие от атмосферной и вакуумной перегонки, при которых нефтепродукты получаются путем физического разделения нефти на соответствующие фракции, отличающиеся по температурам кипения, термический крекинг является химическим процессом, происходящим под влиянием высокой температуры и давления, а также времени воздействия этих факторов; при термическом крекинге одновременно протекают реакции распада, уплотнения и перегруппировки.  [6]

В некоторых случаях атмосферную и вакуумную перегонку нефти ведут на одной установке. Остатком при атмосферно-вакуумной перегонке нефти является гудрон, который используют для получения котельных топлив или как сырье для получения высоковязких масел ( так называемых остаточных масел), битума и кокса. АВТ занимают меньшую территорию, расходуют меньше топлива, электроэнергии и пр. Поэтому на современных заводах с высоким отбором светлых нефтепродуктов или с большим объемом производства масел и битума сооружают в основном атмосферно-вакуумные трубчатки, причем часто в комбинации с блоком элек-трообессоливания. Такие установки называют ЭЛОУ-АВТ.  [7]

В большинстве случаев атмосферную и вакуумную перегонку нефти ведут на одной установке. Такие комбинированные установки называют атмосферно-вакуумными трубчатками ( АВТ): Остатком при атмосферно-вакуумной перегонке нефти является гудрон, который используют для получения котельных топлив или как сырье для получения высоковязких ( остаточных) масел, битума и кокса. АВТ занимают меньшую площадь, расходуют меньше топлива, электроэнергии и пр. Поэтому на современных заводах с высоким отбором светлых нефтепродуктов или с большим объемом производства j масел и битума сооружают в основном атмосферно-вакуумные - t - трубчатки, причем, как правило, с блоком электрообессоливания. Такие установки называют ЭЛОУ - АВТ.  [8]

Комбинированная установка включает секции атмосферной и вакуумной перегонки, каталитического крекинга с псевдоожижен-ным катализатором и газофракционирования. Для полупродуктов, выходящих из разных секций установки, имеется промежуточный резервуар, обеспечивающий возможность независимого действия различных секций в течение определенных периодов времени. В эту комбинированную установку включены также секции каталитической полимеризации и очистки керосиновой и бензиновой фракций.  [9]

Это позволяет отдельно регулировать процессы атмосферной и вакуумной перегонки.  [10]

К прямогонным продуктам относятся остатки атмосферной и вакуумной перегонки нефти - мазуты и гудроны, экстракты масляных производств, асфальт деасфальтизации. В зависимости от исходной нефти и глубины перегонки качество мазутов, гудронов, асфаль-тов различается. Остатки и тяжелые газойли термического крекинга, коксования, а также остатки термического крекинга дистиллятного сырья и продукты деасфальтизации [2,4, 5, 6,7], используемые в качестве исходного сырья для пеков, можно отнести ко второй группе. Крекинг-остатки характеризуются более высокой плотностью и коксуемостью по сравнению с прямогонными, а молекулярная масса их в несколько раз ниже.  [11]

В настоящее время часто объединяют атмосферную и вакуумную перегонку, что дает экономию тепла и повышение производительности аппаратуры.  [12]

Снижение содержания серы в кубовых остатках атмосферной и вакуумной перегонки первоначально только для улучшения этого топлива, а за последнее время для подготовки указанных продуктов к дальнейшей переработке и повышения их конверсии.  [14]

Котельные топлива, состоящие из остатков атмосферной и вакуумной перегонки нефти, а также крекинг-остатка, содержат значительное количество асфальто-смолистых веществ в различных агрегатных состояниях: от коллоидных до крупнодисперсных частиц. Асфальто-смолистые вещества легко уплотняются, постепенно оседают на днищах резервуаров, в ма-зутопроводах, на поверхностях нагрева тешюобменной аппаратуры, фильтрах и форсунках.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Атмосферно-вакуумные установки перегонки нефти АВТ

    На ранее построенных установках АТ и АВТ не было очистки компонентов светлых нефтепродуктов выщелачиванием, стабилизации бензиновых фракций, абсорбции газов и др. Для этих процессов сооружались самостоятельные установки на отдельной площадке. В результате усовершенствования технологии первичной переработки нефти и соответствующей аппаратуры, а также внедрения автоматизации начали сооружать на АТ или АВТ дополнительные блоки — электрообессоливания,-стабилизации бензиновых фракций, выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов, абсорбции и десорбции жирных газов. Таким образом, индивидуальные технологические установки соединились в комбинированные установки первичной переработки, называемые (независимо от числа технологических узлов и процессов) комбинированными атмосферно-вакуумными установками (ABT)j Объединенные в единую технологическую схему установки электрообессоливания, электрообезвоживания и атмосферно-вакуумной перегонки носят название ЭЛОУ —АВТ. Достоинство таких установок — более рациональное использование энергетических ресурсов АВТ. [c.24]

    Пефть по топливной схеме перерабатывают следующим образом. Ее обезвоживают и обессоливают на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ), а затем передают для переработки на атмосферно-вакуумные установки (АВТ) топливного направления, которые, как правило, включают также установку вторичной перегонки бензинов (ВП). На указанных установках нефть и отдельные нефтяные фракции подвергают ректификации, в результате чего получают фракции с пределами выкипания начало кипения (н. к.) 62, 62—85, 85—105, 105— 140, 140—180, 180—240, 240—350 и 350—500 °С, а также гуд- [c.5]

    Атмосферно-вакуумные установки перегонки нефти [c.96]

    В учебнике кратко изложена история развития нефтеперерабатывающей промышленности СССР, рассмотрены физико-химические свойства углеводородных газов, нефтяных фракций и нефтей, описаны подготовка их к переработке, методы выделения газового бензина из нефтяных газов, прямая перегонка нефтей на атмосферных и атмосферно-вакуумных установках, вторичная перегонка нефтяных фракций. Значительное внимание уделено аппаратурному оформлению технологических процессов,- их технико-экономическим показателям а также вопросам техники безопасности и охраны труда. [c.4]

    На атмосферно-вакуумной установке с секцией вторичной перегонки бензина перегоняют нефть и мазут на фракции и получают узкие бензиновые фракции, используемые далее в качестве сырья для производства ароматических углеводородов. Сырьем установки служит обессоленная и обезвоженная нефть. Установки данного типа проектируются на разные мощности 1, 2, 3 и б млн. т перерабатываемой нефти в год. Установка включает следующие секции блок частичного отбензинивания нефти, так называемая предварительная эвапорация блок атмосферной перегонки нефти блок стабилизации бензина блок вторичной перегонки бензина на узкие фракции вакуумная перегонка мазута с целью получения широкой масляной фракции — вакуумного дистиллята. Технологическая схема установки представлена на рис. II-6. [c.19]

    Ниже приведены основные параметры атмосферно-вакуумной установки и выходы продуктов, получающиеся на российских заводах. Необходимо отметить, что для удобства рассмотрения технологическая схема разбита на 3 части-обессоливание и обезвоживание нефти атмосферная перегонка нефти и вакуумная перегонка нефти. Обычно все 3 секции находятся вместе. Кроме того, как правило, в состав установки входит дебутанизатор и секция вторичной перегонки бензина. Такая установка называется комбинированная установка ЭЛОУ-АВТ трехкратного испарения нефти . [c.226]

    Атмосферно-вакуумные установки. Вакуумные трубчатые установки обычно сооружают в едином комплексе с атмосферной ступенью перегонки нефтей. Комбинирование процессов атмосферной и вакуумной перегонки на одной установке имеет следующие преимущества сокращение коммуникационных линий меньшее число промежуточных емкостей компактность удобство обслуживания возможность более полного использования тепла дистиллятов и остатков сокращение расхода металла и эксплуатационных затрат большая производительность труда. [c.305]

    В промышленности эксплуатируют одноступенчатые установки перегонки нефти, на которых при атмосферном давлении из нефти получаются фракции от бензиновой до любой высококипящей, и двухступенчатые, на которых нефть сначала разгоняется при атмосферном давлении с получением бензина, лигроина, керосина, газойля и мазута, а затем из мазута под вакуумом выделяют масляные дистилляты. Двухступенчатые установки перегонки нефти называют атмосферно-вакуумными. [c.60]

    Атмосферно-вакуумная установка АВТ предназначена для глубокой перегонки нефти и состоит из двух секций атмосферной и вакуумной. [c.146]

    В результате ректификации нефти получают бензин, керосин, дизельное топливо, масла и другие фракции. Светлые нефтепродукты — бензин, керосин и дизельное топливо получают на установках, называемых атмосферными или атмосферными трубчатками (АТ), поскольку процесс происходит под атмосферным давлением, а нагрев нефти производится в трубчатой печи. Получаемый на этих установках остаток — мазут — может быть направлен в вакуумную установку, где в результате перегонки получают различные сорта смазочных масел. Оба вида установок могут работать независимо друг от друга, но считается целесообразным строить комбинированные атмосферно-вакуумные установки (АВТ). [c.254]

    Вакуумная перегонка мазутов на атмосферно-вакуумных установках является одним из основных способов получения сырья для каталитического крекинга. Глубина отбора вакуумных дистиллятов составляет обычно 40—60% на мазут (20—30% на сырую нефть). При перегонке легких мазутов при достаточно низком остаточном давлении выход вакуумных дистиллятов достигает 75%. [c.22]

    Атмосферно-вакуумная установка для перегонки масляной нефти. Типовая схема такой установки приведена па фиг. 261. Установка состоит из двух ступеней. В первой из них нефть пере- [c.367]

    Атмосферно-вакуумные установки для глубокой перегонки нефти в две ступени работают по схеме, показанной на фиг. 26. [c.92]

    Наиболее часто атмосферно-вакуумные установки применяют для глубокой перегонки смолистых нефтей до асфальтового гудрона. [c.92]

    Бригады на установках прямой перегонки нефти и мазута. Вахтенная бригада на атмосферной двухпечной трубчатой установке (показанной на фиг. 46) состоит из оператора, двух помощников оператора и масленщика, на атмосферно-вакуумных установках — из старшего оператора, оператора, одного или двух помощников оператора, машиниста или масленщика и де- [c.126]

    Остаточные битумы обычно получают перегонкой полученного с атмосферно-вакуумной установки мазута в установках глубокого вакуума в присутствии перегретого водяного пара. Структура и свойства остаточного битума в основном зависят от природы нефти и принятой глубины отбора в вакуумной колонне. [c.39]

    На современных установках перегонки нефти чаще применяют комбинированные схемы орошения. Так, сложная колонна атмосферной перегонки нефти обычно имеет вверху острое орошение и затем по высоте несколько промежуточных циркуляционных орошений. Из промежуточных орошений чаще применяют циркуляционные орошения, располагаемые обычно под отбором бокового погона или использующие отбор бокового погона для создания циркуляционного орошения с подачей последнего в колонну выше точки возврата паров из отпарной секции. В концентрационной секции сложных колонн вакуумной перегонки мазута отвод тепла осуществляется преимущественно посредством циркуляционного орошения. [c.203]

    На атмосферно-вакуумных установках осуществляется полная перегонка нефти с получением светлых дистиллятов и масляных фракций. [c.78]

    Этот процесс предназначен для получения высокооктанового бензина. В качестве сырья используется вакуумный отгон, получаемый при перегонке нефтей на атмосферно-вакуумной установке. Каталитический крекинг вакуумного отгона позволяет углубить процесс переработки нефти и значительно повысить глубину отбора светлых нефтепродуктов. В качестве остатка, полученного при перегонке нефти, получается гудрон, который в зависимости от потребности данного экономического района может быть либо переработан в котельное топливо (для этого гудрон подвергается легкому термическому крекингу), либо в нефтяной кокс. Газы каталитического крекинга перерабатываются в высокооктановые компоненты бензинов или используются в качестве сырья для нефтехимического синтеза. [c.400]

    По топливной схеме нефть перерабатывается следующим образом. Нефть обессоливается, и ири перегонке на атмосферно-вакуумных установках отбираются фракции 1) н. к. — 65°, [c.412]

    В результате перегонки на атмосферной и вакуумной установках из нефти получают ряд дестиллатных фракций и в остатке гудрон. [c.227]

    Внедрение и освоение схе лы прямого питания атмосферно-вакуумной установки нефтью, водой и деэмульгатором с установки ЭЛОУ Внедрение схемы прямого питания между установкой вторичной перегонки бензина и [c.81]

    Сырьем для масляного производства служат дистилляты и остаток (гудрон) от перегонки нефти на атмосферно-вакуумной установке (АВТ). На современных нефтеперерабатывающих заводах имеется несколько типов масляных АВТ. Они различаются по своей производительности и, кроме того, по мере строительства новых установок, в их схему, на основе опыта эксплуатации действующих АВТ, вносят ряд различных усовершенствований. Однако в основу всех проектов масляных АВТ заложена одна и та же типовая схема (рис. 2). [c.5]

    Нефть по топливной схеме перерабатывают следующим образом. Ее обессоливают и обезвоживают на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ), а затем передают на атмосферно-вакуумные установки (АВТ) топливного направления. Нефть подвергают перегонке, в результате чего получают фракции с пределами выкипания н. к.— 62° С, 62—82° С, 82—120° С, 120—240° С, 240—350° С, 350—500° С и гудрон, фракцию н. к. — 62° С используют в качестве компонента автомобильного бензина. Фракции 62—82° С и 82—120° С наира- [c.5]

    Гудрон прямой перегонки получается на атмосферно-вакуумных установках (АВТ). При работе их по топливной схеме,т. е. без получения масел, можно в зависимости от качества нефти путем регулирования глубины вакуума, температуры процесса и отбора дистиллятных фракций получить в нижней части вакуумной колонны остаток (гудрон) требуемого качества, вплоть до готового [c.15]

    Для отбора масляных дистиллятов мазут подвергается вакуумной перегонке до гудрона (остаточное давление в верхней части колонны 20—60 мм рт. ст.). В этом случае осуществляется прямая перегонка нефти на атмосферно-вакуумной установке (рис. 2). Глубина отбора вакуумных дистиллятов составляет 40—60% от мазута (20—30% на нефть). [c.10]

    Промышленные испытания катапина К были проведены на установках прямой перегонки (АТ) и атмосферно-вакуумных установках (АВТ) [96]. На этих установках перерабатывались нефти с различным содержанием солей (табл. 4.29). При подаче катапина в количестве 0,001 % на поток бензина достигается защита от коррозии для углеродистой стали 82—99%. Расход катапина К составил 3 т на 1 млн.т перерабатываемой нефти. [c.117]

    Установки для перегонки нефти и мазута часто объединяют в атмосферно-вакуумные установки (рис. 59). Это позволяет полнее рекуперировать тепло и эффективнее использовать аппаратуру. [c.208]

    Как уже указывалось, на установке сочетаются процессы обессоливания нефти электрическим методом и атмосферно-вакуумной ее перегонки. Установка рассчитана на перёработку сернистой нефти, из которой получают компоненты моторных топлив, масляные дистилляты и остаток — гудрон. Электрообессоливание нефти производится в три ступени в шаровых электрогидраторах емкостью 600 с предварительным термохимическим обессоливанием. В зависимости от качества сырых нефтей число ступеней обессоливания может быть сокращено до двух и даже до одной. По фактическим данным работы установки обессоливания, достигалась следующая степень очистки (термохимическое обессоливание) по ступеням сырых нефтей восточных месторождений первая ступень 33,3—33,8%, вторая 68,8—72%, третья 96,7—98%. Материальный баланс (проектный) установки при переработке сырой ромашкинской нефти (325 дней в году) приведен в табл. 12. [c.94]

    Еще совсем недавно простейшей промышленной схемой первичной переработки (перегонки) нефти являлась атмосферная трубчатая установка (АТ) мощностью 3 млн. т нефти в год. Из сырых нестабильных нефтей на установке получали светлые нефтепродукты — бензин, керосин, дизельные топлива. После атмосферной перегонки оставался мазут, который подвергали вакуумной перегонке на атмосферно-вакуумной установке (АВТ). В результате вакуумной перегонки получали масляные фракции и тяжелый остаток — гудрон. С 1967 г. в нашей стране успешно эксплуатируются установки АТ и АВТ мощностью 6—8 млн. т нефти в год. В результате усовершенствования технологии первичной переработки нефти, а также внедрения автоматизации на АТ и АВТ начали сооружать дополнительные блоки — электрообес-соливания, стабилизации бензиновых фракций и др. Индивидуальные технологические установки были объединены в комбинированные атмосферно-вакуумные установки, получившие название ЭЛОУ — АВТ. Комбинированные установки компактны, требуют меньшего штата обслуживающего персонала и минимального резервуар-ного парка вся аппаратура установки обслуживается из одной операторной. Максимальная мощность современных промышленных установок ЭЛОУ—АВТ 11 млн. т нефти в год. [c.15]

    Обычная схема получения прямогонных компонентов бензина включает перегонку нефти на атмосферно-вакуумной установке с отбором из атмосферной колонны широкой фракции, выкипающей до 180°С, и последующее разделение этой фракции на установке вторичной перегонки. При этом могут быть выделены фракции с концом кипения 62 или 85°С, используемые в качестве компонентов товарных бензинов, а остальная часть широкой бензиновой фракции обычно направляется на каталитический риформинг. Из нафтеновых нефтей базовый нрямогонный компонет можно получить непосредственно при первичной перегонке нефти. При этом в некоторых случаях получается товарный прямогонный бензин А-72 без добавок высокооктановых компонентов или антидетонаторов. Однако ресурсы такого бензина невелики [3]. [c.24]

    Атмосферно-вакуумная установка для перегонки парафиннсты-х нефтей. Недостатки рассмотренной выше технологической схемы в некоторой мере учтены конструктивно в атмосферно-вакуумной установке для перегонки парафинистых нефтей. Техт[ологическая схема вакуумной части такой установки нриведена на фиг. 263. [c.371]

    Комбинированная атмосферно-вакуумная установка ЭЛОУ-АВТ трехкратного испарения (рис. 47) включает блоки электрообезвоживания и обессоливания, атмосферной перегонки нефти, вакуумной перегонки мазута и вторичной перегонки бензина. Исходная нефть нагревается в теплообменниках 1 теплом отходящих фракций до температуры 135 °С и проходит две ступени элек-тродегидраторов 2, между ступенями подается оборотная вода. Обезвоженная и обессоленная нефть нагревается в теплообменниках 3 до 205 °С и поступает в колонну предварительного отбензинивания 4. С низа колонны частично отбензиненная нефть после трубчатой печи с температурой 365 °С поступает в питательную секцию основной атмосферной колонны 7. Из колонны отводятся три боковых погона. Остаток (мазут) направляется в трубчатую печь бис температурой 395 °С поступает в вакуумную колонну 9, где от него в виде боковых погонов выделяют три масляные фракции. С низа вакуумной колонны получают гудрон. [c.123]

    При экспериментировании в качестве сырья были использованы фракция 350—500° мазута карачухурской нефти нижнего отдела и аналогичная фракция мазута балаханской тяжелой нефти. Указанные фракции были получены вакуумной перегонкой соответствующих мазутов на атмосферно-вакуумной установке бывш. АзНИИ НП. [c.12]

    Наиболее распространена перввчная перегонка нефти на атмосферно-вакуумной установке АВТ, на которой при атмосферном давлении отбирают компоненты светлых нефтепродуктов - бензина, керосина,. дизельных топлив. Для разделения нефти при атмосферном давлении наиболее пшроко используется перегонка по схеме двукратного испарения - в двух ректификационных колоннах, в первой из которых отбирается легкая фракция бензина, а в основной - все остальные компоненты светлых нефтепродуктов и остаток - мазут. При этом газы уходят с верха первой колонны вместе с легкими бензиновыми парами. [c.4]

chem21.info

Способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти

 

Жо 132752

Класс 23Ь, 1g> ссср

ОПИСАНИЕ VISQEPETEHH

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа М 109

В. М. Мишин и В. Ф. Савельев

СПОСОБ АТМОСФЕРНО-ВАКУУМНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ

Заявлено 5 ноября 1959 г. за № 643251/23 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 20 за 1960 r.

Известен способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти с предварительным испарением.

Предлагаемый способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти по сравнению с известным дает возможность более рационально использовать тепло, сократить габариты аппаратуры и увеличить производительность установки.

Особенность способа состоит в том, что получающиеся пары легких фракций в секции предварительного испарения после нагрева нефти в теплообменниках направляют под нижнюю тарелку отгонной части основной колонны, а остаток после отбора этих легких фракций направляют параллельными потоками в конвекционные секции печей атмосферной и вакуумной ступеней и после этих секций выводят в самостоятельную колонну для отбора испарившихся фракций, а остаток (полумазут) из последней колонны направляют в радиантную секцию атмосферной печи, мазут же в радиантную секцию вакуумной печи.

Способ может быть осуществлен на установке, схема которой изображена на чертеже.

Сырьевые насосы 1 и 2 забирают обессоленную нефть и двумя потоками через теплообменники 8 и 4 прокачивают в пустотелый предварительный испаритель 5. Пары с верха испарителя 5 отводят через шлемовую линию и подают в нижнюю часть основной колонны б под вторую тарелку отгонной части, считая снизу колонны, где они и играют роль парового орошения. После отгонки бензина нефть с низа предварительного испарителя 5 забирается насосами 7 и 8 и прокачивается через конвекционные шахты всех печей в колонну 9, являющуюся вторым испарителем с рсктификационной частью, служащей для разделения низкокипящих фракций (фракций Н. К.) от вышекипящих фракций. Для максимального испарения фракций Н. К. в отпарной части колонны устанавливаются ситчатые тарелки с двухсторонним выходом паров из под таре№ 132752 лок. На верх колонны 9 подается острое орошение фракции 120 — 250 после холодильников. Пары с верха колонны 9 поступают по шлемовой линии в колонну 10, С низа колонны 9 полумазут насосами 11 и 12 (одним или двумя потоками в зависимости от мощности установки) прокачивается через радиантный змеевик печей 18 и с температурой 350 — 360 поступает в эвапорационную часть основной ректификационной колонны б. Для создания затвора под первую тарелку можно подавать незначительное количество водяного пара. Боковыми погонами с колонны б выводятся дизельное топливо и соляр, которые поступают в отпарные колонны 14 и 15. При повышенном тепловом режиме работы колонны по такой схеме подача острого пара в отпарные колонны может не потребоваться. Съем тепла с колонны б производится циркуляционным орошением, забирающимся с третьей тарелки, считая сверху, и подаваемым на вторую тарелку; первая тарелка работает как отбойная и не допускает захвата капель жидкости с парами. Пары и верха колонны, состоящие из легких фракций бензина и конечных фракций 120 — 240, направляются в конденсатор, из последнего в водоотделитель, где вода дренируется, а обезноженный продукт забирается насосом 1б и подается в колонну 10 на 4 — 5 тарелок выше ввода в эту колонну паров и колонны 9.

Для подвода тепла в низ колонны 10 и отпарной колонны боковой фракции используются ребойлеры, обогрев которых производится флегмой циркуляционного орошения, В качестве острого орошения на верх колонны подается фракция 60 — 80" после холодильника, поступающая с низа колонны 17. Колонна 17 устанавливается для получения с низа ее фракции 60 — 70, колонна 18 является стабилизатором, причем в середину ее вмонтирована линия, соединяющая паровую часть всех водоотделителей и аккумуляторов. Очистка щелочных дистиллятов производится не отдельно каждой фракции, а продукта, получаемого с верха колонны б; такая очистка вполне достаточна для ликвидации кислотности и коррозии всех легких дистиллятов. Кроме того, промежуточная очистка дистиллята щелочью позволяет освободиться от следов воды, не отстоявшейся в водоотделителе. Ребойлеры колонны 17 и колонны 18 также обогреваются флегмой циркуляционного орошения.

С низа колонны б мазут забирается насосом 19 и через змеевик радиантной печи 20 (вакуумной) подается в эвапорационное пространство вакуумной колонны. В качестве верхнего орошения вакуумной колонны подается фракция соляра, отбираемого с атмосферной колонны и при недостатке последней подается фракция верхнего погона вакуумной колонны. Температуру верха вакуумной колонны в этом случае держат повышенную и барометрический конденсатор выполняет роль не только вакуум-создающей аппаратуры, но и конденсатора смешения. На сбросе барометрической воды устанавливается гидравлическая емкость, выполняющая роль ловушки дизельного топлива. Получаемые продукты с вакуумной колонны откачиваются через теплообменники и холодильники в парк.

Предмет изобретения

Способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти с предварительным испарением, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью более рационального использования тепла, сокращения габаритов аппаратуры и увеличения производительности установки, получающиеся пары легких фракций в секции предварительного испарения после нагрева нефти в теплообменниках направляют под нижнюю тарелку отгонной части основной колон№ 132752 ны, остаток после отбора этих легких фракций направляют параллельными потоками в конвекционные секции печей атмосферной и вакуумной ступеней и после этих секций выводят в самостоятельную колонну для отбора испарившихся фракций, остаток из последней колонны (полумазут) направляют в радиантную секцию атмосферной печи, а мазут — в радиантную секцию вакуумной печи.

Способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти Способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти Способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти 

www.findpatent.ru

Атмосферная вакуумная перегонка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Атмосферная вакуумная перегонка

Cтраница 3

Процесс французских фирм Matthys / Garap основан на комбинировании сернокислотной очистки с атмосферной и вакуумной перегонкой и предварительным центрифугированием сырья с целью снижения расхода кислоты. Кислотная очистка и последующее отделение кислого гудрона центрифугированием представляют собой единый непрерывный процесс. Расход кислоты не превышает 4 5 и 6 5 %, соответственно для дистиллятных и остаточных масел.  [31]

Перегонка нефти на АВТ - это многоступенчатый процесс ( обессоливание, отбензинивание, атмосферная и вакуумная перегонка, стабилизация и вторичная перегонка бензина), поэтому может рассматриваться как общий, так и поступенчатый материальный баланс перегонки нефти. В первом случае под материальным балансом понимают выход [ в % ( мас. Во втором случае под материальным балансом каждой ступени понимают выход [ в % ( мас.  [32]

Нефть из ЭЛОУ последовательно проходит через теплообменники 4, нагреваясь за счет теплоты дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки, и подается насосом под давлением 1 5 - 2 0 105Па в трубчатую печь 1, где нагревается до 350 С. Из печи парожидкостная смесь поступает в ректификационную колонну I ступени 3, в которой давление снижается до 0 1 МПа и происходит испарение летучих фракций нефти и отделение их паров от мазута.  [34]

В некоторых случаях рационально проводить полную переработку нефти на дестиллатные продукты, при помощи атмосферной и вакуумной перегонки на трубчатых установках. Остаток от такой комбинированной атмосферно-вакуумной разгонки - гудрон - является сырьем для получения асфальта на асфальтовой установке. Для получения асфальта гудрон достаточно подвергнуть окислению кислородом воздуха в нагретом состоянии. Применение такой схемы переработки рационально в том случае, когда сырая нефть содержит достаточное количество светлых продуктов, а мазут по своему фракционному составу пригоден для получения дест иллатов смазочных масел.  [35]

Основное назначениеiкаталитического крекинга - получение высокооктановых компонентов бензина из более тяжелых дистиллятов, вырабатываемых при атмосферной и вакуумной перегонке нефти. Каталитический крекинг протекает при температуре 470 - 550 С, давлении в отстойной зоне реактора до 0 27 МПа и объемной скорости подачи сырья в зависимости от системы установки от 1 до 120 м3 / м3 сырья. В качестве катализатора крекинга обычно применяют алюмосиликатные соединения. Ранее применяли аморфные, а в последнее время - кристаллические цеолитсодержащие катализаторы, в том числе с редкоземельными металлами. Продукты крекинга имеют весьма сложный состав. Так, при каталитическом крекинге цетана ( С ИзО из каждых 100 его молекул образуется 339 молекул различных соединений, в том числе 264 молекулы углеводородов с 3 - 5 атомами углерода.  [36]

На НПЗ применяются все описанные выше схемы перегонки нефти и мазута, строятся отдельно стоящие установки атмосферной и вакуумной перегонки, комбинированные атмосферно-вакуумные трубчатые установки.  [37]

На НПЗ применяются все описанные выше схемы перегонки нефти и мазута, сооружаются отдельно стоящие установки атмосферной и вакуумной перегонки, комбинированные атмосферно-вакуумные трубчатые установки.  [39]

При глубокой переработке стремятся получить максимально высокий выход высококачественных моторных топлив путем вовлечения в их производство остатков атмосферной и вакуумной перегонки, а также нефтезаводских газов. Выход котельного топлива в этом варианте сводится к минимуму. Глубина переработки нефти при этом достигает до 70 - 90 % мае.  [40]

На нефтеперерабатывающих заводах применяются все описанные выше схемы перегонки нефти и мазута, строятся отдельно стоящие установки атмосферной и вакуумной перегонки, комбинированные атмосферно-вакуумные трубчатые установки.  [42]

Одной из важных задач современной нефтеперерабатывающей промышленности является увеличение глубины отбора и повышение качества дистиллятов в процессах атмосферной и вакуумной перегонки нефтяного сырья. До недавнего времени считалось, что процессы первичной переработки нефти изучены достаточно полно и возможности увеличения отбора дистиллятных фракций от потенциала практически исчерпаны. Однако исследования последних лет, связанные с регулированием фазовых переходов в нефтяных сырьевых композициях в процессе их переработки, показывают, что перегонка оптимально компаундированного нефтяного сырья либо введение в условиях перегонки в сырьевую композицию различных добавок позволяет заметно увеличить суммарный выход дистиллятных фракций, регулировать их качественные показатели.  [43]

Механизм протекающих реакций при гидрообессеривании деас-фалыизэтов практически не отличается от общеизвестных представлений о механизме гидроочистки тяжелых вакуумных дистиллятов, остатков атмосферной и вакуумной перегонки. По упрощенной схеме его монно представить в виде ряда последовательных и параллельных реакций, среди которых основная реакция - гидрогенолиз сернистых соединений и побочные реакции - гидрокрекинг и гидрирование азотистых и кислородных соединений и полиароматических углеводородов, а такав распад метэлл.  [44]

Учитывая вышеизложенное разработаны алгоритм и программа на ЭВМ погерочаого расчета гидравлики змеевика печи с горизонтальным расположением труб для нагрела нефти или мазута при атмосферной и вакуумной перегонке соответственно.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Атмосферно-вакуумная перегонка нефти

 

Перегонка нефти является головным процессом нефтепереработки. Перегонка - это процесс разделения жидких и газообразных (паровых) смесей на фракции, обогащенные высоко- и низколетучими компонентами. На основе нефти получают широкий ассортимент топлив, масел, продуктов и полупродуктов для нефтехимии.

Нефть представляет собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов, высокомолекулярных соединений с гетероатомами кислорода, серы, азота и некоторых металлов. При разделении нефти перегонкой и ректификацией получают не индивидуальные углеводороды, а фракции или дистилляты, выкипающие в определенном интервале температур и представляющие собой менее сложные смеси. Поэтому перегонку нефти называют фракционной, а сам процесс - фракционированием. Нефтяные фракции, в отличие от индивидуальных веществ, не имеют постоянной температуры кипения. Они выкипают в определенных интервалах температур, т.е. имеют температуру начала кипения (н.к.) и конца кипения (к.к.). В обозначения нефтяных фракций обычно входят температурные пределы их выкипания.

Наиболее часто при перегонке нефти отбирают следующие фракции:

до 400С - газ;

40-2000С - бензиновая фракция;

100-3000С - керосиновая фракция;

200-3500С - фракция дизельного топлива;

350-400; 400-450; 450-5000С - масляные фракции;

или 350-5000С - вакуумный газойль.

Фракции, выкипающие от начала кипения до 3500С, называются "светлыми". После отгона светлых фракций получают остаток с температурой кипения выше 300-3500С, который называют мазутом. После вакуумной перегонки мазута получают тяжелый остаток с температурой кипения свыше 5000С – гудрон.

Нефть, как сырье для перегонки, имеет непрерывный характер выкипания, невысокую термическую стабильность тяжелых фракций и содержит в остатках перегонки много малолетучих и нелетучих асфальтосмолистых веществ, резко ухудшающих эксплуатационные характеристики нефтепродуктов и затрудняющих последующую их очистку. Термическая стабильность тяжелых фракций соответствует температурной границе примерно 3500С (между светлыми фракциями и мазутом). То есть при температурах выше 3500С начинается не выкипание фракций, но их разложение. Поэтому первичную перегонку нефти с выделением "светлых" фракций проводят при атмосферном давлении, а перегонку мазута - под вакуумом. Вакуум, а также подаваемый водяной пар, понижают парциальное давление компонентов смеси и вызывают тем самым кипение жидкости при меньшей температуре.

Фракционный состав является важнейшей характеристикой нефти. На основе фракционного состава рассчитывается потенциальное содержание целевых фракций в исходной нефти. Данные разгонки нефти представляются в виде графика зависимости "температура выкипания - процент отгона". Линии на графике называются кривыми разгонки, или кривыми фракционного состава (рис. 13). Также линия перегонки нефти называется кривой ИТК (Истинная Температура Кипения).

Рисунок 13 - Кривая ИТК нефти

 

Различают простую и сложную перегонки. Простая перегонка жидких смесей осуществляется путем постепенного или однократного их испарения. Сложная перегонка - это перегонка с дефлегмацией, когда образующиеся пары конденсируют и в виде флегмы подаются навстречу потоку пара. В результате тепломассообмена между паром и флегмой паровой поток дополнительно обогащается низкокипящими компонентами.

Также различают постепенную и однократную перегонку нефти.

Постепенная перегонка/испарение (ПИ) - это такая перегонка, при которой образующиеся при нагреве пары непрерывно отводятся из разгонного аппарата (рис. 14). Нефть постепенно нагревается до необходимой температуры кипения. По мере нагрева образующиеся пары непрерывно отводятся из перегонной колбы и конденсируются. Высококипящие компоненты выводятся из перегонной колбы после окончания перегонки.

 

Рисунок 14 - Схема перегонки нефти методом ПИ

 

Постепенная перегонка - малопроизводительный процесс разделения смесей. Этот метод в настоящее время применяется только для лабораторного анализа фракционного состава нефти. При четком делении нефтяной смеси методом ПИ получают кривые ИТК. Кривые ИТК нефти обычно имеют монотонный характер, что говорит о равномерном выкипании смеси, т.е. о примерно одинаковом содержании в смеси различных компонентов.

Фракционная разгонка нефти с определением кривых ИТК до 3000С проводится при атмосферном давлении, а до 5000С, во избежание разложения тяжелых остатков нефти, в вакууме.

Кривые ИТК используют для определения фракционного состава сырой нефти и расчета потенциального содержания нефтепродуктов в ней.

 

Однократное испарение (ОИ) – это такая перегонка, при которой перегоняемая смесь нагревается до заданной температуры, по достижении которой образовавшиеся паровая и жидкая фазы, находящиеся в состоянии равновесия, разделяются однократно, в один прием.

На рис. 15 показана принципиальная схема однократной перегонки. Исходную жидкую смесь непрерывно подают в подогреватель, где она нагревается до заданной температуры, соответствующей определенной доли отгона смеси. Затем парожидкостная смесь поступает в колонну, где паровая фаза отделяется от жидкой. Дистиллят и остаток перегонки нефти из сепаратора отводятся из колонны непрерывно.

 

Рисунок 15 - Схема перегонки нефти методом ОИ

 

По причине непрерывности процесса и, следовательно, лучших технико-экономических показателей именно однократное испарение реализуется в промышленности как метод перегонки нефти.

Кривая ОИ характеризует условные температуры кипения смеси при нечетком разделении фракций. Начальные и конечные точки кривой ОИ определяют соответственно истинные температуры кипения жидких смесей и конденсации паровых смесей заданного состава.

Кривая ОИ занимает определенное положение относительно кривойИТК (рис. 16) и имеет меньший угол наклона. Однако экспериментальное определение доли отгона и состава образовавшихся фаз при однократном испарении нефтяных смесей является длительной и дорогой операцией. В основном ее строят расчетно-графическим методом Обрядчикова-Смидович. Кривая ОИ пересекает кривую ИТК примерно при 30 % отгона фракций. В этих условиях при нагреве нефти до одинаковой температуры однократное испарение дает большую долю отгона по сравнению с постепенным. В связи с этим при получении заданной доли отгона сырья методом однократного испарения процесс разделения протекает с меньшей вероятностью термического разложения компонентов смеси.

Рисунок 16 - Кривые ИТК и ОИ

 

Использование в промышленности принципа перегонки с однократным испарением в сочетании с ректификацией паровой и жидкой фаз позволяет достигать высокой четкости разделения нефти на фракции, непрерывности потока, а также экономного расходования топлива на нагрев сырья.

 

Читайте также:

lektsia.info


Смотрите также