НАУКА и ТЕХНИКИ. Аварии при добыче нефти


Крупные ЧП на нефтяных платформах в 2010-2015 годах

20:0901.04.2015

(обновлено: 20:21 01.04.2015)

464515

Взрыв произошел на нефтяной платформе в Мексиканском заливе 1 апреля 2015 года, в результате она загорелась, спасатели эвакуировали порядка 300 рабочих.

Взрыв произошел на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в среду, в результате она загорелась, спасатели эвакуировали порядка 300 рабочих.

2015

1 апреля на нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошел взрыв, в результате она загорелась. Спасатели эвакуировали порядка 300 рабочих. По данным государственной нефтяной компании Pemex, инцидент произошел в заливе Кампече.

Погиб по меньшей мере один человек. По словам представителя компании, пострадали 16 человек.

11 февраля произошел взрыв на нефтяной платформе бразильской энергетической компании Petrobras. Морская платформа находилась неподалеку от берегов Бразилии у города Виктория, административного центра штата Эспириту-Санту. В результате ЧП пять человек погибли и 25 получили ранения. Четверо числились пропавшими без вести.

2014

21 ноября стало известно о ЧП на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, принадлежащей техасской компании Fieldwood Energy. На объекте в 20 километрах от Нового Орлеана произошел взрыв. Один рабочий погиб и трое получили ранения. Во время взрыва на платформе не проводилось буровых или добывающих работ, повреждения объекта носили ограниченный характер, загрязнения окружающей среды не зафиксировано.

6 ноября произошло ЧП на принадлежащей производственному объединению (ПО) "Азнефть" (Азербайджан) нефтяной платформе в Каспийском море. На ведущей к платформе эстакаде произошли обрушение и обрыв нефтепровода диаметром 250 мм. В ходе ремонтных работ аварийная площадка обрушилась, в результате чего пять сотрудников компании упали в море. Погиб сотрудник госнефтекомпании ГНКАР.

23 октября произошло ЧП на нефтяной платформе, находящейся в подчинении управления по нефтегазодобыче им. Н.Нариманова ПО "Азнефть" (входит в структуру ГНКАР). Стоявший на платформе вагон-домик ("бытовка") свалился в море, повредив трубопровод диаметром 700 мм, что привело к возгоранию. На участке работал 41 человек. Четыре человека погибли. Восемь человек получили травмы, пять из них были госпитализированы.

2013

28 декабря произошла утечка на одной из нефтедобывающих платформ норвежской компании Statoil в Северном море. Производство было приостановлено, половина персонала платформы, состоящего из 168 человек, была эвакуирована на вертолетах. В результате инцидента никто не пострадал.

23 июля начался пожар на платформе, расположенной в Мексиканском заливе более чем в 88 километрах к югу от побережья штата Луизиана. Платформа принадлежит компании Hercules Offshore. В результате аварии произошла утечка газа из готовящейся к запуску скважины, выброса нефти не зафиксировано. Были эвакуированы 44 человека, никто не пострадал. Буровая платформа частично обрушилась.

2 марта произошла утечка нефтепродуктов с нефтепромысловой платформы Cormorant Alpha в Северном море. Утечка нефти была обнаружена в процессе технического обслуживания. Оператор буровой платформы — национальная энергетическая компания эмирата Абу-Даби TAQA. Руководство компании временно приостановило работу Cormorant Alpha и эвакуировало 71 из 145 сотрудников платформы. Утечки нефтепродуктов в море удалось избежать.

16 января компания TAQA Bratani (принадлежит Abu Dhabi National Energy) перекрыла нефтепровод Brent System в британской части Северного моря из-за внутренней утечки. Утечка нефти на платформе Cormorant Alpha привела к закрытию восьми других платформ. Как заявила компания, нефть не попала в море. Персонал с платформы Cormorant Alpha был эвакуирован на вертолете.

2012

16 ноября нефтеперерабатывающая платформа загорелась в Мексиканском заливе. Пожар произошел у побережья штата Луизиана на объекте, принадлежащем компании Black Elk Energy. Два человека погибли, четыре человека получили ранения и двое пропали без вести. Тело одного было найдено, поиски второго оказались безрезультатными, один из пострадавших позже скончался в больнице.

7 ноября произошло ЧП на нефтедобывающей платформе компании Statoil в Норвежском море. На платформе "Floatel Superior", которая работает на месторождении Ньорд, был обнаружен сильный крен. Компания приняла решение оставить на платформе около 40 человек, чтобы сохранять контроль над ситуацией. После этого более 300 человек были эвакуированы с аварийного объекта на вертолетах. Всего на платформе, рассчитанной на 440 человек, находились 374 человека.

30 апреля стало известно, что буровая платформа компании Transocean дала крен в океанском заливе Гуанабара в нескольких сотнях метров от Рио-де-Жанейро. Крен платформы составил около 3 градусов, в целях предосторожности находившиеся на буровой рабочие были эвакуированы. Утечки нефтепродуктов в море зафиксировано не было.

2011

18 декабря буровая платформа "Кольская" перевернулась в Охотском море в 200 километрах от берега острова Сахалин. Установка полностью ушла под воду. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.

В августе китайская дочка международной нефтяной корпорации ConocoPhillips (COPC) сообщила об обнаружении нового источника утечки нефти на своей добывающей платформе в Бохайском заливе. Ранее COPC признавала наличие двух источников загрязнения на своих буровых платформах, работающих на месторождении "Пэнлай 19-3". Новый источник утечки нефти в океан был расположен всего в 10,8 метра от одного из ранее обнаруженных. Таким образом, общий объем нефти, вытекшей в море с двух принадлежащих COPC в этом районе буровых платформ, составил 2,5 тысячи баррелей. От загрязнения пострадало побережье китайских провинций Хэбэй и Ляонин.

В июне на двух буровых платформах месторождении Пэнлай 19-3 в Бохайском заливе были зафиксированы утечки нефти. Попытки оперативно устранить утечки не принесли результата, разлив нефти привел к гибели рыбы и популяции гребешков. В начале сентября Государственное океанографическое управление КНР потребовало приостановить добычу нефти на месторождении. Месторождение "Пэнлай 19-3" разрабатывалось международной нефтяной компанией ConocoPhillips совместно с китайской государственной нефтяной компанией CNOOC.

2010

2 сентября на платформе Mariner Energy в Мексиканском заливе возник пожар. В результате аварии один человек пострадал, 13 человек, работавших на ней, оказались в воде и были впоследствии спасены. Утечки нефти в океан не было.

22 апреля управляемая буровая платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. Остановить утечку нефти удалось к 4 августа. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. После аварии власти страны ввели временный запрет на рыбную ловлю в районе ЧП, закрыв для промысла более трети всей акватории залива.

Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла компания Вritish Petroleum.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

ria.ru

Deepwater Horizon-1

Астрология в Красноярске

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon 20.04.2010 года астрологический анализ

1. Общие сведения о морской добыче нефти и авариях при ее осуществлении. 2. Авария нефтяной платформы Deepwater Horizon и ее астрокарта. 3. Астрокарты платформы Deepwater Horizon и компании British Petroleum. 4. Авария в Мексиканском заливе на астрокартах платформы Deepwater Horizon, компании British Petroleum и США. 1. Общие сведения о морской добыче нефти и авариях при ее осуществлении. 1.1. Общие сведения о морской добыче нефти. Нефть и газ относятся к невозобновляемым ресурсам, месторождения которых стремительно истощаются, поиск новых альтернативных источников энергии пока не дает существенного результата. Наиболее актуальным с точки зрения промышленного производства заменителем сырой нефти является синтетическая нефть. Синтетические нефтепродукты производятся из природного газа, существуют эффективные технологии производства из угля и отходов. Несмотря на высокие показатели качества синтетических продуктов, предполагать полную замену сырой нефти невозможно. При этом не следует забывать, что сырьем для синтетических продуктов являются также природные ресурсы – газ и уголь. При современном уровне технологий цивилизация обречена на энергетическую зависимость от природных залежей нефти, газа и другого энергетического сырья. Проблемы, связанные с добычей нефти и газа, для современного общества являются определяющими. В настоящий момент нефть и газ рассматриваются как основные и на сегодняшний день незаменимые источники энергии, поэтому разработка естественных месторождений является приоритетной задачей для каждой энергонезависимой страны. Рост современного потребления был связан в основном с применением продуктов переработки нефти для двигателей внутреннего сгорания в авиации и автомобилестроении. В настоящий момент объем мировых разведанных месторождений нефти составляет 210 млрд. тонн, неразведанные месторождения имеют максимальный объем в 260 млрд. тонн. По состоянию на 2010 год, лидерами в области нефтедобычи являются: Россия – 505 млн. т/год, Саудовская Аравия – 480 млн. т/год, США – 294 млн. т/год. В результате интенсивной добычи, обнаруженные материковые залежи энергоресурсов за полтора века значительно истощились. Притом что общемировая добыча нефти составляет 3,8 млрд. тонн в год, мировые запасы нефти, включая неразведанные запасы, по предварительным прогнозам специалистов истощаться через 46 лет (Статистический отчет о мировых энергоресурсах, British Petroleum, 2011). Если учитывать месторождения нефти в нефтяных песках (объем около 460 млрд. тонн), расположенных в Канаде и Венесуэле, мировую разработку можно будет еще продлить на 110 лет. (http://www.pronedra.ru/oil/2011/10/11/dobycha-resursov-na-kontinentalinom-shelife/ ) Проведение интенсивных научно-исследовательских работ в области нефтедобычи является самым перспективным направлением в поиске новых месторождений нефти. Безусловно, речь идет о морских запасах энергоресурсов. Предварительные исследования показали, что океанические залежи нефти и газа превосходят все предварительные ожидания. Цифры на известные морские запасы нефти колеблются в пределе 240-300 млрд. тонн, современная добыча составляет только 25 % процентов известных месторождений. Общий объем запасов нефти указан из расчета разведанных месторождений, в настоящий момент исследовано только около 2 % территории континентальных шельфов. В настоящий момент только на  Ближнем Востоке на территории шельфов ежедневно добывается 480 т нефти. Большая часть нефтедобычи сосредоточена в оффшорных зонах, то есть морских акваториях вблизи 200-мильной зоны. Оффшорные зоны имеются в более чем 150 государствах, общее количество известных оффшоров составляет более 100. В настоящий момент зона «терра инкогнито» – это глубоководная зона мирового океана. Экономический потенциал добычи в глубоководных районах даже невозможно предположить, только по предварительным оценкам запасы мирового океана превзойдут все ожидания. Понятия континентального шельфа и эксклюзивных экономических зон были приведены  в международной «Конвенции о континентальном шельфе» (Convention on the Continental Shelf), которая вступила в силу 10 июня 1964 года. После этого нефтегазовые консорциумы получили право на разработку месторождений вблизи границ США за пределами 12 миль территориальных вод. В 1967 году вопрос о претензиях к территориальным водам разных стран в ООН был поднят повторно. В результате 66 стран приняли международное решение о расширении принципа «Свободы морей» и определили уже в международном праве 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную экономическую зону, только некоторые страны определяют свои территориальные воды трехмильным промежутком. С 1960 года начинается морская территориальная гонка за полезными ископаемыми в пределах 200-мильной зоны и континентальных шельфов. В этот период проводится активная глубоководная разведка континентальных шельфов, с успехом устанавливается нефтяное оборудование на глубине до 4000 м, осуществляется добыча нефти на шельфе в Мексиканском заливе. В 1973 году в Нью-Йорке была проведена третья конференция UNCLOS-III с целью решения спорных вопросов о разделении морских территорий. В этой конференции участвовали 160 государств, обсуждения вопросов конференции продолжались вплоть до 1982 года. «Конвенция ООН о морском праве» была открыта для подписания с 10 декабря 1982 года. В результате новый документ вошел в силу 16 ноября 1994 года, уже через год его ратифицировали 60 государств, на сегодняшний момент конвенция ратифицирована 162 государствами. США принимали активное участие в разработке конвенции, в 1994 году подписали «Соглашение об осуществлении» Конвенции, но так и не ратифицировали ее. «Конвенция ООН по морскому праву» UNCLOS-III окончательно определила несколько базовых положений, касающихся: установки ограничений на морские воды вблизи национальных границ, статуса архипелагов, транзитного режима, эксклюзивных (исключительных) экономических зон, юрисдикции континентального шельфа, глубоководной разработки морского дна, режимов эксплуатации морей, вопросов защиты окружающей среды морей, научно-исследовательских работ, а также урегулирования споров. В UNCLOS-III даны определения административных зон и способы их определения, включая базовую линию национального берега. Она устанавливается с учетом того, что береговая линия изрезана и имеет окаймляющие острова. Приведем определение двух административных зон, имеющих непосредственное отношение в добыче полезных ископаемых, находящихся в национальной юрисдикции: Эксклюзивная или исключительная экономическая зона (ИЭЗ), также известна как оффшорная зона. Эта административная зона находится в промежутке между линией территориальных вод и линией, находящейся на расстоянии 200 морских миль от базового уровня. Прибрежная страна имеет полное право на использование и эксплуатацию природных ресурсов в данной административной зоне. Определение этой зоны важно для подтверждения права собственности на месторождения полезных ископаемых, что особенно актуально при обнаружении залежей нефти и газа. ИЭЗ также часто называют оффшорными зонами. В этой административной зоне все государства имеют право свободного прохода по морю, судоходства, воздушного пролета. Иностранные государства могут прокладывать в данной административной зоне трубопроводы, каналы связи, кабели различного предназначения; Континентальный шельф. Это понятие определяется как подводная часть национальной материковой зоны, так называемая континентальная маржа по внешнему подводному краю материка. Континентальный шлейф может находиться в пределах ИЭЗ или за ее пределами, то есть превышать расстояние 200 морских миль от базовой линии. В понятие континентального шельфа входит морское дно и его недра. Но отметим, что территория континентального шлейфа не должна превышать 350 морских миль от базовой линии берега и 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей прилегающие к материкам глубины в 2500 метров). Прибрежные государства имеют исключительное право добычи полезных ископаемых и «неживой материи» в пределах своего континентального шельфа. Схема административных зон национальных юрисдикций  прибрежных стран По данным Статистического отчета 2011 года о мировых энергетических ресурсах компании British Petroleum (табл.1) , при сохранении объемов добычи российские запасы нефти должны исчерпаться через 21 год, поэтому разработка месторождений нефти и газа в морских районах является стратегической задачей РФ. Такие же перспективы ожидают Канаду (28 лет) и США (11 лет). Наиболее крупными запасами отличается Саудовская Аравия и Венесуэла. Самые крупные легкодоступные месторождения нефти находятся на Ближнем Востоке: в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Кувейте, ОАЭ. Дополнительно отмечают зону интересов США, в частности, крупные запасы нефти в Ливии и Катаре. Таблица 1

Страна

Объем добычи, млрд. тонн

Запас, год

Саудовская Аравия

36

72

Венесуэла

29

234

Иран

18,68

88

Ирак

15,7

128

Кувейт

13,85

111

ОАЭ

13,4

94

Ливия

6,3

77

Канада

4,2

28

Россия

10

21

США

4,3

11

Катар

3,53

45

Легко понять причины повторяющейся военной экспансии НАТО и США в страны Ближнего Востока с точки зрения этих статистических данных. Вторжения на национальные территории продиктованы скрытой борьбой за нефтяные месторождения, так как экономику США и другие энергозависимые страны ожидает дефолт не только по причине увеличения государственного долга, но и отсутствия энергоресурсов в ближайшей перспективе. Россия также ныне находится не в лучшем положении, запас времени немного больше, но государственные условия развития шельфовых разработок на порядок отстают от технологически-подготовленных иностранных энергетических компаний. Наиболее интересной морской территорией с разработанными богатыми месторождениями в Северной Америке является Мексиканский залив, где основные месторождения разработаны нефтегазовыми консорциумами США. Также крупнейшие нефтегазовые консорциумы разрабатывают нефтяные месторождения в Нигерии, общие запасы которой составляют 5 млрд. тонн. Континентальный шельф США делится на 4 основных зоны: Мексиканский залив, Атлантический шельф, Тихоокеанский шельф, Аляска или американская часть Арктического шельфа, которая отличается наличием перспективных супергигантстких месторождений нефти. На сегодняшний день основные месторождения нефти США сосредоточены в Мексиканском заливе В оффшорной зоне США также законсервирован национальный стратегический запас нефти. Он находится в природных хранилищах – соляных куполах, которые расположены вдоль берега Мексиканского залива. Это крупнейший стратегический запас нефти, ежедневно он пополняется на 9,5 тыс. тонн. Его объем на 2009 год составлял 99 млн. тонн нефти. Континентальный шельф Канады включает в себя архипелаги, на территориях которых обнаружены крупные запасы нефти с прогнозным показателем объема в 24, 4 млрд. тонн,  включая запасы Атабасканских песков. Разработанные перспективные оффшорные зоны Канады находятся в районе Ньюфаундленда. Актуальной зоной разработки является канадская часть Арктического шельфа К основным разработанным месторождениям, находящимся в международной оффшорной зоне, относятся: нефтяное месторождение Brent и газовое месторождение в Северном море; месторождения Мексиканского залива; бассейн Campos и Santos в Бразилии; месторождения Nova Scotia и Newfoundland на Атлантическом шельфе Канады; месторождения на шельфе Западной Африки, преимущественно в Нигерии и Анголе; месторождения на шельфе Юго-Восточной Азии; месторождения Сахалинского шельфа; шельфовые месторождения вблизи Персидского залива – Manifa, Safaniya и Marjan, принадлежащие Саудовской Аравии. Российский континентальный шельф составляет около 20 % общей мировой шельфовой зоны с общей площадью 6,2 млн. кв. м, где 4,2 млн. кв. м  находится в пределах эксклюзивной экономической зоны. По предварительным оценкам российский континентальный шельф содержит крупные залежи газа и нефти, приблизительный оценочный объем месторождений составляет около 100 млрд. условных тонн, а именно: газа – 78.8 трлн. кубометров, нефти – 16.7 млрд. тонн. Тем не менее, большая часть месторождений на российском шельфе не подтверждена. Бурение было проведено лишь точечно. Основное изучение российского шельфа проводилось еще во времена СССР, в настоящий момент ресурсы отрасли относительно геологической разведки исчерпаны, самостоятельно справиться с разработкой шельфа Россия не сможет ни финансово, ни технологически. В результате в советские времена было открыто 32 месторождения и обнаружено 450 объектов для перспективной добычи нефти и газа. Суммарные объемы морских периферийных объектов РФ оцениваются в 133.5 млрд. тонн условного топлива, где 100 млрд. тонн относится к доказанным ресурсам. Наибольшая часть ресурсов российского шельфа расположена в труднодоступной зоне Арктического шельфа. Оценка ресурсного потенциала при падении цен на энергоресурсы равна 10 % от суммарного потенциала Арктического шельфа. Это показатель значительно ниже, чем у любого другого низко рентабельного материкового проекта В качестве наиболее перспективных месторождений выделяют российскую часть шельфа Каспийского моря (12-15 млн. тонн/год), а также северную часть Сахалинского шельфа, где успешно запущены проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (добыча нефти – 20 млн. тонн/год, газа – 30 млрд. кубометров/год, оператор Royal Dutch Shell и ОАО «Газпром»). Причем «Сахалин-3», «Сахалин-4», «Сахалин-5» в Охотском море, которые разрабатываются British Petroleum, не оправдали предварительные ожидания. «Противоразломное» месторождение в Печорском море также относительно перспективно. Месторождения в Медын-море, Вандей-море и Долгинское требуют существенной доразведки. Балтийская часть российского шельфа также не показывает потенциал для наращивания добычи. Относительно геолого-разведывательных работ наиболее перспективным выглядит Каспийский шельф, геолого-разведывательные работы подтверждают прогнозные показатели, а также обнаружены новые запасы нефти в районах месторождений. Дальневосточные шельфы выглядят в отношении разработки менее оптимистично, в частности, северно-восточная часть Сахалинского шельфа по результатам разведывательных работ содержит только мелкие месторождения – «Удачное» и «Пела-Лейч». В Печорском море на мелководных участках крупных месторождений также нет, а подледные технологии, позволяющие провести разведку и добычу в глубоководных районах, где содержатся крупные запасы нефти, отсутствуют. Возможности Карского моря и других арктических морей ограничены критическими климатическими условиями. Морские шельфы Черного, Азовского и Балтийского моря имеют несущественные нефтяные месторождения. Карта перспективных нефтегазовых районов в зоне российского шельфа Эксперты отмечают, что ни одна российская компания не имеет серьезного опыта морской разработки месторождений в арктических условиях. Ситуация усугубляется слабой научной базой и отсутствием технологий, позволяющим провести глубоководную разработку, включая подледную. Также нужно учесть, что географическая информация о строении российского шельфа сильно устарела, совершенно не обновляется геологическая информация. Самостоятельное проведение проектно-изыскательных работ компаниями из-за высокой сложности работ, необходимости наличия разрешений на эти работы практически невозможно. Важным является тот факт, что решения о приглашении иностранных инвесторов для разработки на российский шельф принимаются кулуарно в правительстве РФ, что делает инвестиционный процесс непрозрачным и непонятным для западных компаний. Разработка на шельфе уже привела к финансовым потерям несколько иностранных компаний. В частности, геолого-разведывательное бурение на Камчатском шельфе компаниям KNOC и «Роснефть» не принесли ожидаемых результатов. Неудачным проектом считается «Сахалин-3», разрабатываемый совместно с китайской компанией Sinopec. «Сахалин-4» и «Сахалин-5» также не отвечают требованиям рентабельности British Petroleum. Временно были приостановлены работы на Штокмановском месторождении, которое разрабатывают ОАО «Газпром», Statoil и Total. Пока не допущены к разработке шельфов Exxon Mobil совместно с их российским партнером «Зарубежнефть», хотя компании имеют необходимые финансовые и технологические возможности для разработки шельфа. Понесла финансовые потери корейская компания KNOC, которая потеряла лицензию на разрабатываемое месторождение из-за действий «Роснефти» и практически подарила свое месторождение «Газпрому», получившим участок на свой баланс. Практически сорвался контракт между «Роснефтью» и British Petroleum по разработке Арктического шельфа. Наиболее успешной в разработке российского шельфа можно считать компанию Royal Dutch Shell, совместный проект с «Газпромом» «Сахалин-2» полностью оправдал ожидания. Отметим, что с момента начала разработки до запуска завода «Сахалин Энерджи» в эксплуатацию прошло более 20 лет. Этот срок внедрения проекта можно считать показательным и эталонным. Таким образом, инвестиционную политику российского правительства по разработке российских шельфов сложно назвать эффективной. Неудачные проекты на Сахалинском шельфе подразумевают слабую научную подоснову проектов и ошибки прогнозных показателей. Минимально допустимое время начала шельфовых проектов, учитывая эталонный период разработки крупных проектов, уже практически упущено. В настоящий момент можно говорить о том, что российская сторона, вероятно, не успеет разработать континентальный шельф к моменту полного использования имеющихся материковых и морских месторождений, где ведется добыча. Для этого нет ни материально-технической базы, ни договоренности с крупными энергетическими компаниями, ни юридических предпосылок, так как международное сообщество еще признало однозначные права России на ее шельфовую зону. В этом случае уже в ближайшие 20 лет Россия начнет постепенно утрачивать свою энергетическую независимость от импортных поставок энергоресурсов. 1.2. Разработка морских месторождений. Под разработкой морских месторождений   нефти и газа (англ. off-shore mining, sea mining; нем. Unterseebergbau, mariner Bergbau; франц. exploitation en mer; исп. explotacion marina) понимают систему организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рациональное извлечение жидких и газообразных углеводородов из месторождений, расположенных под дном морей и океанов. Эти мероприятия включают в себя поисково-разведочные работы, бурение скважин, строительство надводных и подводных сооружений для добычи, сбора и транспортировки нефти и газа потребителям.         Работами по добыче нефти и газа охвачены огромные акватории Мирового океана. Основные запасы нефти и газа и их добычи приходятся на континентальный шельф. Более 500 залежей разрабатывается у побережья США, около 100 – в Северном море, более 40 – в Персидском заливе. Начало морской добычи нефти относится к 20-м годам 19 века, когда в районе г. Баку в 20-30 м от берега сооружали изолированные от воды колодцы, из которых черпали морскую нефть из неглубоко залегающих горизонтов. Обычно такой колодец эксплуатировался несколько лет. Первый в мире морской нефтепромысел появился в 1924 году около г. Баку, где начали вести бурение скважин в море с деревянных островков, которые позднее стали крепить стальными сваями, цементируемыми в морском дне. B конце 1940-x - начале 1950-x гг. на Каспии широкое применение получил эстакадный способ добычи нефти. Подобные морские нефтепромыслы при глубине моря 15-20 м были сооружены также в Мексиканском заливе и в Венесуэле. Строительство плавучих технических средств для освоения морских месторождений нефти началось в основном в 1950-x гг. с создания буровых платформ. Систематические поиски нефтяных месторождений на акваториях морей и океанов были начаты в 1954 году. B 1965 г. всего 5 стран мира осуществляли морскую добычу нефти, в 1968 г. Особое значение приобрело Северное море, где в течение лишь одного десятилетия прошли все стадии поиска и разведки и началась интенсивная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.         B общую систему по добыче нефти и газа на морских нефтегазовых промыслах обычно входят следующие элементы: одна или несколько платформ, с которых бурятся эксплуатационные скважины; трубопроводы, соединяющие платформу с берегом; береговые установки по переработке и хранению нефти, погрузочные устройства. Развертывание работ по добыче нефти в море потребовало создания комплекса специализированных технических средств, принципиально отличающихся от традиционных. K ним относятся: плавучие буровые установки (ПБУ) различных типов и буровые суда; стационарные платформы для бурения эксплуатационных скважин; суда снабжения буровых платформ; специализированные несамоходные грузовые суда для доставки секций стационарных установок к месту монтажа; средства для строительства морских трубопроводов; плавучее грузоподъемное и монтажное оборудование; хранилища добытой нефти и газа. B ряде акваторий ведется разработка месторождений нефти и газа c расположением устьевого оборудования скважин на дне морей. Такие скважины широко эксплуатируются компаниями США на глубине до 250 м и более.   Морская нефтяная буровая платформа Новым направлением подводной добычи нефти является создание подводных эксплуатационных комплексов, на которых созданы нормальные атмосферные условия для работы операторов. Оборудование и материалы (цемент, глина, трубы, агрегаты и др.) доставляются на буровые платформы судами снабжения. На них устанавливаются также декомпрессионные камеры и необходимое оборудование для проведения водолазных и ряда вспомогательных работ. Добытая нефть транспортируется на берег с помощью морских трубопроводов, которые прокладываются в открытом море с помощью специализированных судов-трубоукладчиков. Наряду с трубопроводами используются системы с рейдовыми причалами. Нефть к причалу поступает по подводному трубопроводу и далее по гибким шлангам или стоякам подается к танкерам. Известно три основных типа рейдовых причалов: в виде одиночного буя с гибкой связью с танкером; в виде шарнирно-закрепленной на дне башни и гибкой связи; с жесткой связью буя с танкером, используемым для обработки и хранения нефти. При значительном удалении отдельных скважин от берега используются также плавучие или погруженные резервуары.         Бурение на нефть и газ в арктических условиях имеет свои особенности и зависит от ледовой обстановки и глубины моря. Существует три способа бурения в этих условиях: с плавучего судна; со льда; с установленной на дне платформы или судна, способных противостоять действию льда. Большой опыт по бурению со льда накоплен в Канаде, где бурят на глубине до 300 м. При отсутствии мощного ледового основания и значительных глубинах применяются массивные плавучие кессонные конструкции, оснащенные подруливающими устройствами, способные функционировать большей части года и противостоять действию движущегося льда, волн, ветра и течений. Для раскалывания крупных льдин и отвода айсбергов служат вспомогательные суда. При наличии крупных айсбергов, отвод которых затруднен, кессонная эксплуатационная конструкция отсоединяется от дна и отводится в сторону при помощи подруливающих устройств.         Работы по морской добыче нефти и газа характеризуются высокой интенсивностью. Ежегодно на шельфе бурится 900-950 поисково-разведочных скважин суммарной проходкой около 3 млн. м и 1750-1850 эксплуатационных скважин общим метражом 4,4-4,7 млн. м. Затраты на бурение на глубине 20-30 м превышают аналогичные затраты на суше примерно в 2 раза, на глубине 50 м – в 3-4 раза, а на глубине  200 м – в 6 раз. Существенно выше и затраты на прокладку трубопроводов (в 1,5-3 раза), а также постройку нефтехранилищ (в 4-8 раз). Стоимость ежегодно добываемой за рубежом морской нефти и газа оценивается в 60 млрд. долл. Обычно в мировой практике в общую стоимость нефти включаются также затраты на геологоразведочные работы. 1.3. Аварии при морской добыче нефти. Добыче газа и нефти на морском шельфе неизбежно сопутствуют различного рода аварии. Это источники сильного загрязнения морской среды на всех стадиях проведения работ. Причины и тяжесть последствий таких аварий могут варьироваться очень сильно, это зависит от конкретного стечения обстоятельств, технических и технологических факторов. Можно сказать, что каждая отдельная авария разворачивается по своему собственному сценарию. Самые типичные причины – это поломка оборудования, ошибки персонала и чрезвычайные природные явления, такие как ураганный ветер, сейсмическая активность и многие другие. Основная опасность таких аварий, разливы или выбросы нефти, газа и массы других химических веществ и компонентов, ведет к тяжелейшим последствиям для окружающей среды. Особенно сильное влияние такие аварии оказывают, случаясь неподалеку от берега, на мелководье и в местах с медленным водооборотом. Аварии на стадии бурения. Такие аварии связаны, в первую очередь с неожиданными выбросами жидких и газообразных углеводородов из скважины в результате прохождения буром зон с повышенным давлением. Пожалуй, только разливы нефти с танкеров, могут сравнится с такими авариями по силе, тяжести, а также частоте. Их условно разделяют на две основные категории. Первая включает в себя интенсивный и длительный фонтанообразный выброс углеводородов, что случается, когда давление в зоне бурения становиться ненормально высоким и обычные методы заглушки не помогают. Это особенно часто происходит при разработке новых месторождений. Именно такая авария случилась при разработке месторождения Сахалин-1. Второй тип происшествий связан с регулярными эпизодами утечки углеводородов в течение всего времени бурения. Они не так впечатляющи, как достаточно редкие случаи фонтанирования, однако влияние, оказываемое ими на морскую среду вполне сравнимы, в силу их частоты. Аварии на трубопроводах. Сложные и протяженные подводные трубопроводы были и остаются одним из основных факторов экологического риска при добыче нефти на шельфе. Причин тому несколько, они разнятся от дефектов материала и его усталости, до тектонических движений дна и повреждения якорями и донными тралами. В зависимости от причины и характера повреждения, трубопровод может стать источником как небольшой, так и крупной утечки или выброса нефти. Необходимо также учитывать, что наземные трубопроводы, в случае аварии на них, также могут оказать влияние на морские экосистемы, так как загрязненная речная или подземная вода может попасть в море. Крупнейшие аварии на нефтедобывающих платформах. Март 1980 г. Нефтедобывающая платформа Alexander Keilland в Северном море разломилась в результате «усталости металла» и опрокинулась. Погибло 123 человека. Сентябрь 1982 г. Нефтедобывающая платформа Ocean Ranger (США) перевернулась в Северной Атлантике, погибло 84 человека. Февраль 1984 г. Один человек погиб и 2 ранены в результате взрыва на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе около побережья Техаса. Август 1984 г. В результате взрыва и пожара на платформе Petrobras около побережья Бразилии 36 человек утонуло и 17 ранено. Июль 1988 г. Крупнейшая катастрофа в истории – на нефтедобывающей платформе Occidental Petroleum's Piper Alpha в результате взрыва, последовавшего за утечкой газа, погибло 167 человек. Сентябрь 1988 г. 4 человека погибли в результате взрыва и последующего затопления нефтедобывающей платформы, принадлежащей Total Petroleum Co. (Франция), около побережья Борнео. Сентябрь 1988 г. Взрыв и пожар на нефтедобывающей платформе Ocean Odyssey в Северном море, один человек погиб. Май 1989 г. Три человека ранены в результате взрыва и пожара на нефтедобывающей платформе Union Oil Co. (США) у берегов Аляски. Ноябрь 1989 г. Взрыв на нефтедобывающей платформе Penrod Drilling Co. в Мексиканском заливе, ранено 12 человек. Август 1991 г. Взрыв на принадлежащей Shell нефтедобывающей платформе Fulmar Alpha в Северном море, ранено 3 человека. Январь 1995 г. Взрыв на принадлежащей Mobil нефтедобывающей платформе около побережья Нигерии, 13 человек погибли. Январь 1996 г. 3 человека погибли и 2 ранены в результате взрыва на нефтедобывающей платформе Morgan в Суэцком заливе. Июль 1998 г. 2 человека погибли в результате взрыва на нефтедобывающей платформе Glomar Arctic IV. Январь 2001 г. 2 человека погибли в результате пожара на газодобывающей платформе Petrobras около побережья Бразилии. 16 марта 2001 г. У берегов Бразилии взорвалась Р-56 – самая крупная нефтяная платформа в мире, которая принадлежала фирме Petrobras. Погибли 10 нефтяников. 20 марта, после серии разрушительных взрывов платформа затонула, нанеся непоправимый ущерб окружающей среде региона и общие убытки, которые по оценкам специалистов (включая упущенную выгоду) превышают миллиард долларов США. В Бразилии это сообщение вызвало массовые протесты: за последние три года на предприятиях компании случилось 99 ЧП. 15 октября 2001 г. По заключениям экологов, развернутое возведение нефтяных платформ на сахалинском шельфе поставило под угрозу популяцию охраняемого серого кита. Нефтяная компания «Сахалинская энергия» начала сброс в Охотское море токсичных отходов своего производства. 22 ноября 2001 г. Нефтяная платформа норвежской компании Statoil оторвалась от буксирного судна и ушла вместе с 70 членами команды в свободный дрейф в Норвежское море. Такие ЧП происходят в этом регионе с регулярностью наступления зимы: предыдущий случай такого рода произошел в Норвежском море в июне 2000 г. 6 декабря 2001 г. Во время шторма нефтяная платформа, установленная в море напротив египетского порта Саид, сорвалась с опор. Около 70 человек, находившихся на ней, были смыты в море, затем платформу понесло к Израилю. В спасательной операции участвовали американские, британские и кипрские вертолеты. 11 мая 2002 г. В 27 милях от Бирмингема в Северном море произошло столкновение рыболовецкого судна «Марбелла» с нефтяной платформой. Только благодаря оперативным действиям спасателей и британских ВВС, которые эвакуировали из зоны ЧП более 100 человек, обошлось без человеческих жертв. 14 октября 2002 г. Авария в системе электроснабжения на бразильской нефтяной платформе П-34 привела к ее крену в 45 градусов и реальной угрозе затопления. Все 76 нефтяников, работавших на ней, были переправлены на соседние платформы. Платформа П-34, принадлежащая компании «Петробраз», расположена на континентальном шельфе в 100 км от берега в штате Рио-де-Жанейро. Ежедневно на ней добывалось 34 тыс. барелей нефти и 195 тыс. кубометров газа. В ряде аварий на морских нефтедобывающих платформах происходили также весьма крупные разливы нефти. Так, по подсчетам специалистов фонда охраны дикой природы WWF, с 1975 года на планете произошло около 60 серьезных аварий такого рода. 1. Union Oil Platform Alpha Well A-21. 28 января 1969 г. на этой платформе произошел выброс нефти, который продолжался 11 дней, но поступление нефти в канал Санта Барбара (шт. Калифорния, США) длилось еще несколько месяцев. Объем разлива – 80000 баррелей. 2. Ekofisk Bravo Platform. В 1977 г. на этой платформе компании Филипс Петролеум во время обслуживания рабочей скважины произошел разлив нефти и выброс газа, продолжавшийся 8 дней. Густой слой нефти бурого цвета разлился на площади в 700 кв. км. Его окружила более тонкая нефтяная пленка. Пятна загрязнения мигрировали, возникла опасность загрязнения побережий трех стран – Дании, Норвегии и Швеции. Сложившаяся опасная экологическая ситуация обсуждалась на правительственном уровне во всех трех скандинавских государствах. Огромное пятно загрязнения, к счастью, не достигло берегов указанных стран и не поразило районы мелководий – зону рыбных промыслов. Объем разлива – 202381 баррелей. 3. Sedco 135F and the IXTOC-1 Well. Катастрофа на мексиканской платформе Ixtoc 1 произошла в июне 1979 года в заливе Кампече, к западу от полуострова Юкатан. Вследствие внезапного нарушения циркуляции бурового раствора возник перепад давления; пары нефти и газа стремительно поднялись вверх, попали в двигатели платформы и загорелись. Платформа затонула, и нефть из скважины стала свободно поступать в залив. «Заткнуть» дыру удалось лишь спустя девять месяцев. Все это время в океан попадало от 10 до 30 тысяч баррелей в сутки. Благодаря слаженным усилиям тысяч специалистов и добровольцев, худшего удалось избежать. Так, детенышей одного из редких видов морских черепах самолетами и вертолетами перевозили на чистые участки Мексиканского залива. Локализовать разлив удалось лишь спустя 90 дней. Объем разлива – 3500000 баррелей. Мексиканский залив в течение нескольких лет был зоной экологического бедствия. 4. Funiwa No. 5 Well. В 1980 г. нефть, разлившаяся из скважины № 5 месторождения Фунива, загрязнила дельту р. Нигер. Нефть оставалась в дельте в течение 2-х недель, что также привело к пожару и последующей консервации скважины. Объем разлива – 200000 баррелей. 5. Hasbah Platform Well 6. В 1980 г. во время бурения установкой Рон Таппмайер из разведочной скважины № 6 произошел разлив нефти в Персидский залив, продолжавшийся 8 дней и унесший жизни 19 человек. Объем разлива – 100,000 баррелей. 6. Piper Alpha –  уже упоминавшаяся сгоревшая нефтедобывающая платформа компании Occidental Petroleum. Она была построена в 1975 году, добыча нефти стартовала в 1976 году. Нефтяная платформа затем была переоборудована для добычи газа. 6 июля 1988 года в 21:55 (9:55 p.m.) на нефтяной платформе Piper Alpha, находившейся в Северном море, случилась крупнейшая катастрофа в истории данной отрасли. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которой шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешения высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар. Все застрахованные потери составили около 3,4 млрд. долл. США. На сегодняшний день это является худшей мировой катастрофой в нефтяной отрасли с точки зрения человеческих жизней и потери влияния в отрасли. На момент аварии платформы добывали около десяти процентов от всей добычи нефти и газа в Северном море. Однако самая крупная экологическая катастрофа, связанная с разливом нефти, произошла при взрыве и пожаре на платформе Deepwater Horizon 20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе у берегов США. Ее рассмотрению и анализу посвящен следующая часть статьи. 1. Общие сведения о морской добыче нефти и авариях при ее осуществлении. 2. Авария нефтяной платформы Deepwater Horizon и ее астрокарта. 3. Астрокарты платформы Deepwater Horizon и компании British Petroleum. 4. Авария в Мексиканском заливе на астрокартах платформы Deepwater Horizon, компании British Petroleum и США. Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.

astrokras.ru

Аварии при добыче нефти неизбежны!

Специалисты в области оценки технологических рисков пришли к выводу, что тяжелые аварии при добыче и транспортировке нефти будут и впредь происходить более или менее регулярно.О взрыве буровой платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в апреле 2010 года помнят, наверное, все. Об аварии нефтяного танкера Exxon Valdez в марте 1989 года у берегов Аляски многие, скорее всего, уже забыли, хотя тогда она вызвала грандиозный скандал. Но не надо думать, будто такие экологические катастрофы происходят относительно редко. В период с 1974 по 2010 годы в мире произошло 1200 таких аварий, при которых в окружающую среду попало, как минимум, 200 тонн сырой нефти.

Получается: в среднем более 30 аварий в год. Эти цифры содержатся в швейцарской базе данных, которая ведет учет всех сколько-нибудь значительных аварий в энергетическом секторе. Конечно, в этой базе нашли отражение и разливы нефти, вызванные, скажем, военными действиями или терактами, но подавляющее большинство разливов, зарегистрированных швейцарскими статистиками, являются следствием аварий на буровых платформах, кораблекрушений нефтеналивных судов или утечек из трубопроводов.

Танкеры стали надежнее,..

Теперь ученые Института Пауля Шеррера в Филлигене близ Цюриха провели детальный анализ базы данных, чтобы выявить закономерности и тенденции в статистике аварий. Результаты этой работы были представлены на прошедшей недавно в Давосе 4-й международной конференции по проблемам катастроф и рисков (4th International Disaster and Risk Conference - IDRC-2012).

Петер Бургхерр (Peter Burgherr), возглавляющий в Институте Пауля Шеррера рабочую группу по оценке технологических рисков, поясняет: "В том, что касается перевозки нефти судами, отчетливо проявляется тенденция к снижению - снижению как количества аварий, так и объемов вытекшей нефти. Это связано, во-первых, с прогрессом в судостроении, совершенствованием конструкции танкеров (например, двойной корпус), а во-вторых, с повышением надежности судовой навигации на основе спутниковой системы GPS".

Последняя крупная авария танкера произошла почти десять лет назад, говорит Петер Бургхерр: "Это была гибель танкера Prestige. Он затонул в результате сильного шторма у берегов Галисии на северо-западе Испании, что привело к масштабной экологической катастрофе. Но это был танкер старой конструкции, с одинарным корпусом".

...а буровые платформы - нет.

Что же касается разливов нефти из-за аварий при ее добыче, то тут дело обстоит сложнее, говорит ученый: "В отношении буровых платформ нам не удалось выявить какую-то однозначную тенденцию. Тут год на год не приходится, цифры то больше, то меньше. То есть аварии продолжают происходить, но в большинстве случаев не очень тяжелые. Однако есть основания полагать, что в будущем ситуация ухудшится. Это связано с тем, что, во-первых, буровые скважины становятся все более глубокими, а во-вторых, добыча все чаще ведется в экстремальных условиях - например, в Арктике. Понятно, что тут могут возникнуть дополнительные проблемы, и весьма серьезные".

Чтобы спрогнозировать, как часто будут происходить катастрофы, сравнимые по масштабу со взрывом буровой платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, рабочая группа Петера Бургхерра произвела расчеты, используя методы экстремальной статистики.

К аварии надо быть готовым всегда

Ученый поясняет: "Мы выполнили анализ с учетом и без учета аварии на Deepwater Horizon, чтобы посмотреть, насколько это влияет на вероятность повторения столь значительных катастроф. И оказалось, почти не влияет. Можно сказать - в очень грубом приближении, конечно, - что подобные аварии будут происходить примерно каждые 20 лет. Соответственно, авария на Deepwater Horizon - вовсе не исключение, не уникальное событие, такого рода аварии будут повторяться, это следует иметь в виду и всегда быть наготове. Причем касается это не только нефтедобывающих компаний, но и стран, в водах которых ведутся буровые работы. Постоянная готовность - совершенно обязательное условие, если мы хотим минимизировать экологический ущерб от таких аварий".

И снова урок не пошел впрок

В 1979 году в том же Мексиканском заливе уже имела место похожая авария, только произошла она на мексиканской разведывательной буровой платформе Ixtoc-1. И причиной аварии в обоих случаях стали неполадки так называемого превентора - главного элемента противовыбросового оборудования, задача которого как раз и состоит в герметизации устья скважины в чрезвычайных ситуациях.

Выходит, за три с лишним десятка лет, прошедших между двумя авариями, нефтяники так ничему и не научились? Похоже, что так, считает Петер Бургхерр: "Это типично для промышленности, как, впрочем, и для науки: вскоре после аварии все спешат заверить, что извлекли из нее должные уроки. Но случай с буровой платформой Deepwater Horizon являет собой пример того, что никакого извлечения уроков не произошло".

А значит, это была отнюдь не последняя авария. И расчеты швейцарских ученых подтверждают этот невеселый прогноз.

По материалам:dw.de

nauka-news.blogspot.ru


Смотрите также