Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. Борьба с разливом нефти


Способы борьбы с разливами нефти — Мегаобучалка

Использование нефти с разливов по назначению - новый подход к экологической проблеме

 

Разливы нефти наносят вред окружающей среде как на водной поверхности, так и на земле. Нефти в России много, а санкции к виновникам разлива не столь значительные, чтобы очистить все участки разлива. И воз, как говорится, и ныне там.

 

Пока есть нефть, есть, к сожалению, и разливы. Огромные территории в стране до сих пор загрязнены нефтепродуктами, а принятие решений по привлечению к ответственности виновных в разливе сторон, и как следствие, сама ликвидация разлива нефти, до сих пор не произведена.

 

Однако, очистка воды или земли от разлитой нефти может стать новым видом экологического высокоприбыльного бизнеса. Разработанная технология позволяет рассматривать разлив нефти не только как экологическое бедствие, которое требует принятия решений по ликвидации и выделению финансовых средств (что в свою очередь на практике достаточно долгий процесс), но и как сырье для бизнеса.

 

Это позволит ликвидировать все места разлива нефти, а также позволит сэкономить стратегическое сырье. Принцип технологии заключается в том, что разлитая, а потом собранная нефть может быть использована. Метод, разработанный финской компанией ORS (Oy Operative Recovery Solutions JMR Ltd) позволяет запускать разлитую (и собранную) нефть, сохраняя качества и химический состав последней, обратно в нефтепровод или на нефтеперерабатывающий завод. Таким образом происходит стимуляция волонтеров и предпринимателей для участия в проектах по ликвидации разливов нефти.

 

Высокая стоимость собранной нефти, даже при залежалых разливах (в связи с взаимодействием с внешними факторами качество нефти снижается) позволит окупить полностью все расходы по очистке территории от нефти, а также принести прибыль «уборщику нефти». Современные уборщики нефти даже при наиболее низком качестве собранной нефти с места разлива, например, при разливах более 8-летней давности, получают рентабельный бизнес. На сегодняшний день мест разливов нефти много и рынок для экологического предпринимательства велик.

 

Себестоимость расходов по локализации разлива нефти по этой технологии колеблется в пределах 20-50% от стоимости полученной нефти. Технология применима на воде и суше. При этом cорбент применим как к нефти любой вязкости, так и к продуктам нефти — бензину, маслу и дизелю.

 

Мобильная линия локализации разлива нефти вырабатывает около 300м3 сорбента нефти за одну рабочую смену. 1л (1000 см3) абсорбирующего материала, весит около 65 граммов, и поглощает 0,9 л (900 см3). Другими словами, 65 г поглощающего материала инкапсулирует в себя примерно 810 граммов сырой нефти.

 

Абсорбирующий порошкообразный материал белого цвета состоит из частиц 0 — 10 мм в диаметре. Производство сорбента возможно установить в виде мини-завода, непосредственно вблизи к месту аварии по разливу нефти. Мини производство на месте утечки нефти (в водном пространстве) — это один морской контейнер в котором производится сорбент, включая все необходимые дополнения (сборники нефти, рукава из сорбента, подушки, механизмы сбора и прочее).

 

В случае возникновения утечки нефти на суше, дополнительно к контейнеру, необходим трактор, на который устанавливается устройство по сортировке земли и нефти.

 

Процесс очистки и отбор нефти происходит на суше в реальном времени. Земля, очищенная устройством, установленным вместо ковша трактора, сразу после сортировки возвращается на свое прежнее место. Качество отбора нефтепродуктов составляет 99,5%. Отсортированная нефть попадает обратно в нефтепровод, и пригодна для дальнейшего использования как данное сырье до разлива.

 

Собранный с воды сорбент насыщенный нефтью помещается в специальные агрегаты, которые сжимают сорбент. Собранная нефть пригодна к отправке обратно на нефтеперерабатывающий завод.

 

Отработанный сорбент содержит не более 0,5% нефтепродуктов и пригоден как топливо для сжигания. Кроме того, после непродолжительной обработки (3-6 месяцев) он может служить для удержания влаги в почве, что повышает урожайность до 20%.

 

Добавление сорбента в почву значительно снижает потребность в поливе (в среднем 30%-результаты теста). Это происходит за счет удержания в сорбенте частиц воды и в медленном ее выводе в течение длительного времени. Применение сорбента для земледелия наиболее целесообразно в районах, испытывающих недостаток воды и высоких температур, например, в гористой местности.

Опубликовано Сергей Ковалев

http://ecodelo.org/ekonomika/neftyanaya_otrasl/19376-ispolzovanie_nefti_s_razlivov_po_naznacheniyu_novyi_podkhod_k_ekol

 

Способы борьбы с разливами нефти

Не секрет, что обработка и перевозка нефти представляет собой достаточно опасный бизнес, который требует специальных мер предосторожности. Необходимо отметить, что даже в тех случаях, когда компании обеспечивают полную безопасность на производстве (тщательно проверяют все узлы, нанимают только проверенных и опытных перевозчиков), время от времени возникают опасные ситуации, которые могут привести даже к катастрофам.

 

В основном, ситуации с повышенной опасностью возникают из-за человеческого фактора, погодных условий и в связи с износом оборудования. Поэтому очень важно, чтобы существовали способы ликвидации негативных последствий, к которым можно было обратиться в любой момент. Сегодня наиболее распространенным способом борьбы с разливами нефти является сорбент нефти, который быстро и эффективно впитывает ядовитое вещество, а также современная аппаратура, которой под силу определить и локализировать разливы нефти. Стоит отметить, что эти новинки во многом упрощают работу различных аварийно-спасательных организаций.

 

Как правило, основная часть времени уходит на обнаружение нефтяных пятен: чем быстрее пятна будут обнаружены, тем быстрее аварийно-спасательные организации их смогут локализировать с минимальными последствиями не только для окружающей среды, но и для людей, а также оборудования. На сегодняшний день сорбент нефти – это наиболее эффективный способ борьбы с нефтяными разливами. Это средство способно не только поглощать, но и обезжиривать в несколько десятков раз больше нефти, чем весит само.

 

Если же случился разлив нефти, необходимы, в первую очередь, подготовить данные о местности. Если такая ситуация случилась на воде, специалисты сперва должны узнать данные про течение воды и направление ветра, чтоб как можно быстрее перехватить нефтяное пятно (окружить специальным забором и быстро собрать). Если же такая ситуация случиться на земле, то здесь необходима информация относительно всех коммуникаций, а также о том, куда нефть сможет проникнуть и залечь. Самое главное помнить о том, что своевременное информирование аварийно-спасательных организаций о разливе нефти может спасти не только экологическую обстановку в регионе, но и бизнес.

megaobuchalka.ru

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

тур закупать техническое оборудование для ликвидации нефтяных раз­ливов в целях стратегического развертывания, например, для защиты определенных уязвимых участков, таких, как экологически значимые места обитания представителей животного мира или места отдыха, а также водозаборы гидроэлектростанций, обессоливающие установки, нефтеперегонные заводы и другие важные объекты.

Сбор информации и оценка риска. Последствия разлива в опреде­ленном районе нетрудно представить себе, если рассмотреть докумен­тально подтвержденный опыт других инцидентов подобного рода. Если нефть остается и не испаряется быстро или не рассеивается и попадает на берег, то последствия с точки зрения ликвидации загрязнения, а так­же экологические и экономические последствия, да и экономические по­тери и потеря репутации могут стать значительными.

Нерестилища рыб и гнездовья птиц, а также уязвимые территории, такие, как солончаки, дельты рек, коралловые рифы, мангровые заросли и др. представляют собой экологические зоны, охрану которых необхо­димо решать в первую очередь. К коммерческим ресурсам, требующим приоритетных мер охраны, принадлежат объекты промышленного значе­ния с водозаборами морской воды, порты и гавани, места рыбных про­мыслов, морские хозяйства и объекты туризма.

Данные за предыдущие периоды, свойства нефти, климат, местные метеоусловия и экологическая чувствительность - все это важные факторы, необходимые при оценке риска, поведения, результата преоб­разования и потенциальных последствий, связанных с разлитой нефтью. Организации, разрабатывающие планы для кризисных ситуаций, должны сортировать информацию об этих факторах, используя ее для разработки соответствующей стратегии борьбы с разливом, чтобы мак­симально ослабить ту угрозу, которую представляет собой нефтяное за­грязнение.

Данные прошлого периода. Задача каждой компании состоит в том, чтобы вести свою работу без разливов нефти, но, невзирая на самые энергичные усилия, они будут происходить, и компаниям нужно быть готовыми к этому. Анализ сценариев разливов нефти, с которыми может столкнуться та или иная компания, показывает, что происходит с раз­лившейся нефтью, какие ресурсы подвергаются риску и какой ущерб может быть причинен этим ресурсам.

Накопленный опыт свидетельствует, что большие разливы, связанные с геологоразведкой или добычей нефти, гораздо менее распространены, чем разливы, связанные с нефтеналивными судами.

Необходимо постоянно помнить о необходимости помочь обществен­ности, политикам, средствам массовой информации и другим понять про­блемы борьбы с нефтяными разливами на море. В процессе информиро­вания необходимо также указывать на то, что денежные средства, вло-

273

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

женные в создание крупных запасов материалов, необязательно приве­дут к заметному снижению воздействия нефтепродуктов на побере­жье, что является наиболее важным аспектом аварий, связанных с за­грязнением нефтепродуктами.

Это особенно справедливо при крупных одномоментных разливах не­фти из танкеров. Статистика свидетельствует, что крупные аварии, свя­занные с разливами нефти, являются исключением, и невозможно пред­сказать, где и когда произойдет следующий, или какие проблемы он соз­даст. Нереально полагать, что в результате уроков, усвоенных после прежних разливов, станет возможным ликвидировать последствия любо­го будущего разлива в течение нескольких часов и, тем самым, предот­вратить любое экологическое воздействие. Однако есть географические зоны, где присутствует повышенный риск - и это можно определить, и этим зонам необходимо уделить особое внимание при составлении плана на случай чрезвычайных ситуаций.

Те, кто несет ответственность за планирование на случай чрезвычай­ных ситуаций, будут пользоваться информацией, полученной на основе оценки риска, а также информацией относительно технических ресур­сов и общественно-экономических и политических факторов. Ими так­же будут рассматриваться варианты контроля и мер по ликвидации с тем, чтобы определить, какие действия будут нужны, если решено взять на себя риск, или что нужно сделать, чтобы снизить его до минимума.

Свойства нефти. Основные свойства нефти помогают определить те физико-химические изменения нефти, которые произойдут при ее раз­ливе на воду и которые дадут объяснение ее персистентности и токсичности. Рекомендуется, чтобы организации подготовили список свойств нефти, торговля которой проходит повсеместно в данном рай­оне или которая добывается в ходе разведочных или добычных работ. Необходимо иметь представление о вероятном поведении нефтепродук­тов при их попадании на воду и моментов, связанных с эффективно­стью устройств для сбора нефти с воды («скиммер») и диспергирую­щих агентов.

Для многих из типов нефтей характерна тенденция смешиваться с водой, образуя водонефтяную эмульсию, которая может увеличиваться в три, а то и в четыре раза в объеме, и вязкость которой возрастает на несколько порядков. Нефти с асфальтеновым содержанием свыше 0,5% склонны образовывать устойчивые эмульсии, именуемые «шоколадным муссом», бороться с которым особенно трудно.

Данные по течению и ветру. Наряду с распространением нефти по площади воды, что приводит к тому, что нефть покрывает все увели­чивающуюся площадь, пленка нефти перемещается примерно со скоро­стью поверхностных течений, и примерно при 3%-ной скорости ветра результирующее движение является векторной суммой двух величин.

274

studfiles.net

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

тур закупать техническое оборудование для ликвидации нефтяных раз­ливов в целях стратегического развертывания, например, для защиты определенных уязвимых участков, таких, как экологически значимые места обитания представителей животного мира или места отдыха, а также водозаборы гидроэлектростанций, обессоливающие установки, нефтеперегонные заводы и другие важные объекты.

Сбор информации и оценка риска. Последствия разлива в опреде­ленном районе нетрудно представить себе, если рассмотреть докумен­тально подтвержденный опыт других инцидентов подобного рода. Если нефть остается и не испаряется быстро или не рассеивается и попадает на берег, то последствия с точки зрения ликвидации загрязнения, а так­же экологические и экономические последствия, да и экономические по­тери и потеря репутации могут стать значительными.

Нерестилища рыб и гнездовья птиц, а также уязвимые территории, такие, как солончаки, дельты рек, коралловые рифы, мангровые заросли и др. представляют собой экологические зоны, охрану которых необхо­димо решать в первую очередь. К коммерческим ресурсам, требующим приоритетных мер охраны, принадлежат объекты промышленного значе­ния с водозаборами морской воды, порты и гавани, места рыбных про­мыслов, морские хозяйства и объекты туризма.

Данные за предыдущие периоды, свойства нефти, климат, местные метеоусловия и экологическая чувствительность - все это важные факторы, необходимые при оценке риска, поведения, результата преоб­разования и потенциальных последствий, связанных с разлитой нефтью. Организации, разрабатывающие планы для кризисных ситуаций, должны сортировать информацию об этих факторах, используя ее для разработки соответствующей стратегии борьбы с разливом, чтобы мак­симально ослабить ту угрозу, которую представляет собой нефтяное за­грязнение.

Данные прошлого периода. Задача каждой компании состоит в том, чтобы вести свою работу без разливов нефти, но, невзирая на самые энергичные усилия, они будут происходить, и компаниям нужно быть готовыми к этому. Анализ сценариев разливов нефти, с которыми может столкнуться та или иная компания, показывает, что происходит с раз­лившейся нефтью, какие ресурсы подвергаются риску и какой ущерб может быть причинен этим ресурсам.

Накопленный опыт свидетельствует, что большие разливы, связанные с геологоразведкой или добычей нефти, гораздо менее распространены, чем разливы, связанные с нефтеналивными судами.

Необходимо постоянно помнить о необходимости помочь обществен­ности, политикам, средствам массовой информации и другим понять про­блемы борьбы с нефтяными разливами на море. В процессе информиро­вания необходимо также указывать на то, что денежные средства, вло-

273

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

женные в создание крупных запасов материалов, необязательно приве­дут к заметному снижению воздействия нефтепродуктов на побере­жье, что является наиболее важным аспектом аварий, связанных с за­грязнением нефтепродуктами.

Это особенно справедливо при крупных одномоментных разливах не­фти из танкеров. Статистика свидетельствует, что крупные аварии, свя­занные с разливами нефти, являются исключением, и невозможно пред­сказать, где и когда произойдет следующий, или какие проблемы он соз­даст. Нереально полагать, что в результате уроков, усвоенных после прежних разливов, станет возможным ликвидировать последствия любо­го будущего разлива в течение нескольких часов и, тем самым, предот­вратить любое экологическое воздействие. Однако есть географические зоны, где присутствует повышенный риск - и это можно определить, и этим зонам необходимо уделить особое внимание при составлении плана на случай чрезвычайных ситуаций.

Те, кто несет ответственность за планирование на случай чрезвычай­ных ситуаций, будут пользоваться информацией, полученной на основе оценки риска, а также информацией относительно технических ресур­сов и общественно-экономических и политических факторов. Ими так­же будут рассматриваться варианты контроля и мер по ликвидации с тем, чтобы определить, какие действия будут нужны, если решено взять на себя риск, или что нужно сделать, чтобы снизить его до минимума.

Свойства нефти. Основные свойства нефти помогают определить те физико-химические изменения нефти, которые произойдут при ее раз­ливе на воду и которые дадут объяснение ее персистентности и токсичности. Рекомендуется, чтобы организации подготовили список свойств нефти, торговля которой проходит повсеместно в данном рай­оне или которая добывается в ходе разведочных или добычных работ. Необходимо иметь представление о вероятном поведении нефтепродук­тов при их попадании на воду и моментов, связанных с эффективно­стью устройств для сбора нефти с воды («скиммер») и диспергирую­щих агентов.

Для многих из типов нефтей характерна тенденция смешиваться с водой, образуя водонефтяную эмульсию, которая может увеличиваться в три, а то и в четыре раза в объеме, и вязкость которой возрастает на несколько порядков. Нефти с асфальтеновым содержанием свыше 0,5% склонны образовывать устойчивые эмульсии, именуемые «шоколадным муссом», бороться с которым особенно трудно.

Данные по течению и ветру. Наряду с распространением нефти по площади воды, что приводит к тому, что нефть покрывает все увели­чивающуюся площадь, пленка нефти перемещается примерно со скоро­стью поверхностных течений, и примерно при 3%-ной скорости ветра результирующее движение является векторной суммой двух величин.

274

studfiles.net

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

(приема сигнала бедствия) до окончания отдачи швартовых (съемки сякоря) и начала движения.

К моменту выхода судна на борт должен быть принят персонал АП или МСП и погружено необходимое для выполнения работ аварийно-спасательное имущество и оборудование для ЛРН.

В составе БАСУ имеется 91 единица судов различных типов, в том числе: буксирно-спасательные - 6 единиц и специализированные суда ЛРН - 13 единиц.

Буксирно-спасательные и специализированные суда ЛРН сосредото­чены в Мурманском, Балтийском, Сахалинском и Дальневосточном БАСУ. В остальных БАСУ эти средства либо отсутствуют, либо имеются в ко­личестве недостаточном для проведения серьезных аварийно-спасатель­ных операций.

В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансирование затрат, связанных с при­обретением основных средств (инвестиции) и возмещением текущих рас­ходов БАСУ по несению готовности к проведению ЛРН, как за выпол­нение федеральной задачи, осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Прорабатывалось привлечение страховых кампаний к оплате расхо­дов БАСУ по проведению превентивных мероприятий по подготовке к ликвидации морских аварий (международных учений), однако, их учас­тие было ограниченным.

Следует отметить, что основная тяжесть затрат на приобретение оборудования ЛРН ложится на государство, а потенциальные виновни­ки разливов нефти в этом практически не участвуют. В то же время, например в США и Канаде, установлены специальные фонды, куда отчисляются средства за каждую тонну добываемой и транспортируе­мой морем нефти.

В связи с разработкой шельфа в районе о. Сахалин, российской части Балтийского, Каспийского и Баренцева морей, строительством нефтяных терминалов Каспийского трубопроводного комплекса (КТК) в порту Новороссийск и Балтийской трубопроводной системы (БТС) резко воз­растает объем добываемой и транспортируемой морем нефти. Расчетные риски разлива нефти на объектах составят до 1500 м3, а максимальные разливы при крупных катастрофах могут составлять десятки тысяч тонн.

Находящееся у владельцев потенциально опасных объектов оборудо­вание ЛРН обеспечивает только ликвидацию разливов по расчетным рискам. При больших разливах должны задействоваться региональные планы, технической основой которых является оборудование ЛРН БАСУ, которого явно недостаточно.

В последние годы из-за значительного увеличения объемов морских перевозок нефти, начала добычи нефти на морском шельфе, а также из-

233

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

за физического и морального износа оборудования ЛРН система реаги­рования на большинстве морских бассейнов не отвечает стоящим передней задачам.

Необходима ее модернизация, которая должна соответствовать следу­ющей принятой политике реагирования на разливы нефти:

  • с целью сокращения затрат и ущерба окружающей среде необходи­ мо как можно большее количество нефти собрать, диспергировать или сжечь в море до ее попадания на берег и загрязнения особо ценных компонентов окружающей среды;

  • при ликвидации разливов нефти предпочтение должно отдаваться механическим средствам сбора нефти с поверхности моря, если гид­ рометеоусловия на месте разлива позволяют их применять;

  • при ликвидации разливов нефти регионального и федерального значения должно рассматриваться равноценное применение всех средств ликвидации разливов нефти в море (диспергентов и ме­ ханических средств), так как практика показывает, что механичес­ кие средства позволяют обычно собирать не более 20-30% разли­ той нефти;

  • решение об использовании диспергентов или сжигании нефти на поверхности моря принимается только на основе анализа суммар­ ной экологической выгоды (АСЭВ) для района, подвергшегося загрязнению или находящегося под угрозой загрязнения. В ходе проведения АСЭВ анализируются возможные последствия приме­ нения той или иной технологии для окружающей среды. Если выясняется, что отказ от их применения может привести к более опасным негативным последствиям для биоресурсов и для произ­ водственных и социальных объектов, принимается решение дис­ пергировать нефть в море или сжечь ее на поверхности моря. К применению допускаются только диспергенты, на которые уста­ новлены предельно допустимые концентрации для морских рыбо- хозяйственных водоемов.

При модернизации бассейновых систем реагирования целесообразно руководствоваться рекомендациями Хельсинкской комиссии по охране Балтийского моря от загрязнения (ХЕЛКОМ) по реагированию на раз­ливы нефти, так как требование постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613 обеспечить локализацию разлива нефти в море в течение четырех часов трудно выполнимо, а в большинстве слу­чаев нереализуемо даже теоретически [74].

Согласно рекомедаций ХЕЛКОМ:

  • первое находящееся в готовности судно должно выходить из места базирования в течение двух часов по получении сигнала тревоги;

  • первое нефтесборное судно должно достигать места разлива в тече­ ние шести часов после выхода;

234

studfiles.net

Меры борьбы с разлитой нефтью

При разливе нефти, прежде всего, необходимо остановить или уменьшить распространение нефти по акватории. Одним из таких способов являются боновые заграждения. Их можно применять как в акватории портов, так и в открытом море. Это трубчатые камеры из стеклопластика. При скоростях течений до 75 см/с боновые заграждения становятся под углом к берегу (или по сегменту), чтобы нефть подгонялась течением к берегу и там накапливалась.

Иногда применяется пневматический барьер (скорость струи до 45 см/с) за счет воздуха, выходящего из проложенного по дну трубопроводу. В ряде случаев целесообразно предотвращать растекание нефти не механическими (боновыми заграждениями), а физико-химическими методами. С этой целью по всему периметру пятна или только с подветренной стороны наносят ПАВ – нефтесобиратели.

Для концентрации и откачки нефтяных сликов применяются различного рода методы. Один из самых простых – нефтесборщик – сепаратор. Обычно это воронкообразные емкости, снабженные плавучестями и насосом для всасывания нефтяной пленки вместе с тонким слоем воды. Производительность такого нефтесборщика может достигать до 100 т в час. На акватории портов обычно работают специализированные суда – нефтесборщики.

Существуют методы, в основе которых лежит разбрызгивание по поверхности нефтяного пятна расплавленного парафина или раствора поливинилового пластика в летучем растворителе. После застывания материала нефть остается в его порах, а застывшие куски смеси удаляются механическими способами. Это достаточно дорогой метод, он сложен и в открытом океане трудно применим.

Есть методы, основанные на сорбции, поглощении нефти различными материалами. Отметим пенополиуретан, который поглощает нефти в 18 раз больше собственной массы. Его разрабатывают по поверхности моря и через 5 минут собирают и отжимают нефть. Солома – в 10-30 раз удерживает нефти больше собственного веса. Древесная стружка, торф – в 4-5 раз больше. Пенопласты, полученные на основе сложных полиэфиров за 5 мин. могут поглотить количество нефти в 20 раз превышающее их собственный вес. Каучовая крошка также применяется для этих целей.

После сбора разлитой нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка нефти. Ее удаляют с помощью диспергентов и эмульгаторов. Они не извлекаются из воды и потому должны быть безопасны для биоты. После такой обработки нефтяная пленка распределяется в толще воды, где подвергается окончательному разрушению в результате биохимических процессов.

Предложен и биологический метод, который предусматривает производство микрокапсул содержащих микроорганизмы и необходимые им вещества (энзимы и питательные соли) и их разбрасывание в загрязненных районах.

В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское нефтяное пятно. Корпорация “Кансай Санге” выпустила реактив ASWW, основной компонент которого – специальным образом обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности нефтяного пятна препарат в течение получаса всасывает в себя выброс нефти и превращается в густую массу, которую можно собрать с водной поверхности обычной сетью.

Оригинальный способ придумали американцы. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подсоединяется акустическая установка. Под действием вибрации нефть сначала скапливается толстым слоем над местом, где помещена пластинка, а затем, смешиваясь с водой, начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный также к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает. Можно ее убрать, конечно, и механическим способом.

Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств, ликвидирующих нефтяные загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением даже очень эффективных методик очистки от загрязнений невозможно обеспечить чистоту морей или океанов. Центральная задача, которую необходимо решать сообща всем странам – предотвращение загрязнения.

Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Загрязнение почвы минеральными удобрениями | Экономические методы | Землеустройство | Мониторинг земель | Почва и здоровье человека | Поступление загрязняющих веществ из атмосферы | Захоронение особо опасных отходов в Мировом океане | Экологические последствия загрязнения морской среды | Экологические последствия загрязнения хлорированными углеводородами | Экологические последствия загрязнения морских вод тяжелыми металлами |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.057 сек.)

mybiblioteka.su

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

рых в район разлива не позднее, чем через 48 часов, для отклоне­ния нефтяного пятна и защиты районов приоритетной защиты; - скиммеров порогового типа производительностью 100 м /ч, вводи­мых вдействие по мере ведения ЛРН:

2 часа с момента начала работ - в составе ордера ведет сбор 1 скиммер;

4 часа с момента работ - ведут сбор 2 скиммера; 8 часов с момента работы - ведут сбор 10 скиммеров; 12 часов с момента работ - ведут сбор 14 скиммеров. 48 часов с момента разлива вступают в действия дополнитель­ные силы и средства, пребывающие с других регионов. В случае работы ордера с бонами развернутыми U-образно, необходи­мо в каждом ордере использовать два судна для буксировки двух боно-вых веток и одно судно с нефтесборным устройством (для 14 ордеров -28 судов-буксировщиков бонов и 14 судов с нефтесборными устройства­ми). При J-образном построении ордера в каждом ордере используется одно судно буксировщик бонов и одно судно с нефтесборным устройством. Исходя из естественного разложения нефти при воздействии окружа­ющей среды, образования тонких нефтяных пленок, жестких погодных условий, при которых обычно происходят катастрофические разливы нефти, связанные с разрушением корпуса танкеров, а также дрейфа не­фтяного пятна на эффективный сбор нефти отводится не более 72 часов. В большинстве случаев в течение этого времени нефтяное пятно достиг­нет берега и нефть загрязняет береговую полосу (для условий закрытых акваторий, например Балтийского моря и Финского залива, время до­стижения и выброса нефти на берег значительно меньше и может со­ставлять от суток до 6-8 часов).

Расчетное количество нефти, которую можно собрать за 72 часа при работе 14 ордеров, составляет около 7500 тонн. Для временного хране­ния собранной нефте-водяной смеси потребуются танкеры и плавемкос-ти общим объемом 75 000 тонн, либо должна быть организована в ходе ведения работ ЛРН сдача собранной нефте-водяной смеси на береговые сооружения и возврат освободившихся емкостей к месту сбора.

Дальнейшие работы ЛРН связаны с очисткой береговой полосы и ликвидации, отдельных сравнительно небольших пятен нефти на воде. Для очистки береговой полосы, особенно в 8 труднодоступных местах, потребуется привлечение строительной техники (грейферов, бульдозе­ров, погрузчиков) и ручных средств очистки. Их количество может быть оценено следующим образом: на 1000 м побережья потребуется 2 единицы техники на и 10 человек с ручными средствами сбора. На практике все эти расчетные значения следует умножить на коэффици­ент 2,5 (коэффициент запаса), т.е. на 1 км берега потребуется 5 единиц строительной техники и 25 человек с ручными средствами. Исходя из

267

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

диаметра разлившейся нефти, через 72 часа с момента разлива нефтьможет загрязнить 3,5 км берега. Таким образом, для очистки берега необходимо 18 единиц строительной техники и 88 человек с ручными средствами.

Расчеты показывают, что при разливах федерального значения (более 22 000 тонн) в регионах необходимо введение в действие всех имеющихся средств ЛРН БАСУ или АСПТР с обязательным привлечением сил и средств организаций, находящихся в регионе. Кроме того, необходима до­ставка оборудования к месту разлива со всех других регионов, а также, при разливах трансграничного характера, и из других стран.

4.3.3. Рекомендации международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды

Международная ассоциация представителей нефтяной промышленно­сти по охране окружающей среды (IPIECA) выпустило Руководство по планированию действий в чрезвычайных ситуациях при разливах нефти [81], в котором отражены также вопросы разработки ПЛРН.

Всякий план действий в чрезвычайных ситуациях в связи с разлива­ми нефти должен включать в себя три части:

  • раздел стратегии, в котором должны быть охарактеризованы рамки плана, в том числе его географический охват, воспринимаемые рис­ ки и роли/ответственности тех, на кого возложена задача осуще­ ствления плана и стратегии предлагаемых мер по ликвидации раз­ ливов;

  • раздел, включающий мероприятий и работы, в котором должны быть указаны чрезвычайные процедуры, которые должны дать возмож­ ность произвести оперативную оценку разлива и мобилизовать со­ ответствующие ресурсы для его ликвидации;

  • каталог данных, в который должны войти все необходимые карты, перечни ресурсов и таблицы данных, необходимые для обеспече­ ния мер по ликвидации разлива нефти и проведения самой ликви­ дации в соответствии с согласованной стратегией.

В числе потенциальных преимуществ, которые дает планирование дей­ствий в кризисных ситуациях, следующие:

  • более действенное и эффективное реагирование на аварийные си­ туации, связанные с разливами, посредством использования и разработки соответствующей стратегии ликвидации, направленной на снижение экологического, экономического и социально-бытово­ го ущерба и ослабление последующих требований о возмещении убытков;

  • четкое подтверждение приоритетов деловых кругов/правительства в области охраны окружающей среды;

268

studfiles.net

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

дежурство буксир с баржей водоизмещением 10 000 тонн, оборудован­ной средствами борьбы с разливами нефти. На ней были сосредоточе­ны большие запасы бонов и несколько самоходных ботов для развер­тывания бонов и реактивы для адсорбирования и растворения нефти. На палубе были смонтированы мощные вакуумные насосы и установки для отделения нефти от воды. Однако, по известному закону подлости, именно в это время баржа находилась на переоборудовании и не могла оказать помощи танкеру. Только через 35 часов после посадки на грунт танкер удалось окружить бонами. Еще через две недели танкер разгру­зили, сняли с грунта и отвели на ремонт.

Всего из танкера вылилось порядка 72 тыс. тонн. В первые сутки пос­ле аварии вылившуюся нефть обрабатывали с самолетов дисперсантами и получили обнадеживающие результаты. Был использован также метод сжигания разлившейся нефти. Два рыболовецких судна буксировали ог­нестойкие боны и окружили около 100 тонн нефти, которую подожгли. Нефть сгорела за 75 минут, оставив около 2 тонн продуктов горения, которые легко собрали. Однако оба приведенных способа борьбы с неф­тью были эффективны только в первые сутки после разлива.

281

Вечером 26 марта начался тяжелый шторм, продолжавшийся около двух суток. Нефтяное пятно распространилось на 500 миль от места катастрофы. Нефтью оказалось поражено 1100 миль побережья проли-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ва Принца Вильяма, Кенайского полуострова, острова Кадьяк и Аляс­ки. Нефть перемешалась во время шторма с водой и превратилась в «мусс», который не горел и не рассеивался дисперсантами. Эффектив­ными остались только механические способы сбора нефти.

Используя горячую воду и моющие средства, сформированные команды очищали от нефти пляжи и скалы, собирали нефть вручную. В пиковые периоды борьбы было задействовано свыше 11 000 человек (включая доб­ровольцев), более 1400 различных судов (включая баржи и паромы, пред­назначенные для проживания людей), 85 самолетов и вертолетов.

К середине лета 1989 года половина пролитой танкером нефти оказа­лась на берегу. Обстановка осложнялась тем, что приливы в этом районе достигают 5,5 метров и выносят нефть далеко вглубь болот и песчаных пляжей. Нефтью оказались покрытыми труднодоступные скалы. Очист­ка побережья от нефти продолжалась до сентября 1989 года. С наступ­лением весны 1990 года зачистка побережья возобновилась и продолжа­лась до осени (6 месяцев). В летние месяцы 1991 года зачистка побере­жья была продолжена. Таким образом, на зачистку побережья от пролитой нефти ушло 3 года.

За этот период живой природе нанесен тяжелый удар, было собрано в нефти свыше 36 000 погибших птиц. Посадка танкера на грунт сов­пала с началом весеннего перелета птиц. По оценкам экспертов в результате инцидента погибло около 370 000 птиц. Число погибших каланов достигло 5 тыс. Погибло около 200 тюленей. Касатки покину­ли этот район. Количество погибших рыб лососевых пород, сельди и палтуса не поддается подсчету. На некоторых акваториях был приос­тановлен лов рыбы.

К спасательным операциям было привлечено 38 ветеринаров. Они круглосуточно оказывали помощь пострадавшим птицам и каланам. Птиц отмывали от нефти, сушили и содержали в неволе до полного восстановления. Каланов перед помывкой усыпляли, что увеличивало расходы на реабилитацию. Среди отловленных птиц выживание соста­вило 50,7%, а среди каланов - 62%. Эти цифры могут учитываться при оценке предполагаемого ущерба живой природе от разлива нефти. В конце первых суток после катастрофы компания Эксон приняла на себя ответственность за разлив нефти и все усилия по ликвидации последствий. Власти штата Аляска и федеральные власти в течение нескольких лет контролировали состояние территорий, подвергшихся разливу нефти.

Следует констатировать, что Система Управления Инцидентом США в целом выдержала этот удар. Катастрофу удалось приостановить и нефть собрать. Однако, серьезно пострадала живая природа.

Уже 23 января 1990 года Конгресс США принял «Закон о нефтяном загрязнении» (Oil Pollution Act of 1990), выводящий Систему Управ-

282

studfiles.net


Смотрите также