Катастрофа с ценами на нефть поднимет доллар до 94 рублей. Бюджет 2016 доллар нефть


Бюджет-2016 надо делить на стоимость нефти

В Госдуме обсудили проект главного финансового документа страны в первом чтении

13.11.2015 в 20:36, просмотров: 15274

Никто не сомневался в том, что проект бюджета на будущий год парламент в первом чтении примет, хотя все оппозиционные фракции голосовали против. Но «Единая Россия» обеспечила нужный процент. Дьявол заложен в другой детали — а будет ли бюджет-2016 реализован в том виде, как его правительство представило Госдуме. Буквально на глазах разваливается прогноз Минэкономразвития, положенный в его основу. Все планы построены на том, что цена на российскую марку нефти Urals в наступающем году должна зацепиться на $50 за баррель. А это значит: более известный сорт Brent (североморский вариант) должен стоить до $55. А уже сейчас наша нефть опустилась до $41/баррель, а Brent — до чуть более $45. В результате и курс нацвалюты, спроектированный на будущий год в размере 63,3 рубля за доллар, кажется нереальным. А значит, невозможно будет собрать в федеральный бюджет даже явно недостаточные для экономики и населения 13 трлн рублей. Потери достигнут, по оценке министра финансов Антона Силуанова, до 1 трлн рублей. В общем, делить уже нечего.

Бюджет-2016 надо делить на стоимость нефти

фото: Алексей Меринов

На дворе кризис. И довольно жестокий. ВВП в этом году упадет, по самым благоприятным прогнозам Минэкономразвития, на 3,9%. А возможно, как утверждает Счетная палата, более чем на 4%. Это уже сравнимо с результатами 2009 года — минус 7,9%. Цены на нефть на глазах падают. 13 ноября за Brent в течение суток давали менее $45 за баррель. Соответственно, за Urals — немногим более $41. Если эти цены сохранятся в 2016 году, то запланированные правительством, а теперь и Госдумой доходы федерального бюджета, превышающие 13 трлн рублей, собрать не смогут.

По самым скромным подсчетам Минфина, которые вчера в озвучил Антон Силуанов, в будущем году бюджет может недосчитаться еще 1 трлн рублей.

А ведь уже сейчас федеральная казна сводится с дырой в 2,4 трлн рублей, или 3% ВВП. Где же найти деньги для ее покрытия?

Впрочем, варианты есть. Но все, сразу скажем, неудачные.

Во-первых, это Резервный фонд. Он уже изрядно израсходован в этом году. Было более 5 трлн рублей, осталось чуть более 3 трлн. По предложению Минфина в 2016 году на покрытие дефицита бюджета потратят 2,1 трлн рублей. Но если нефть рухнет, то придется потратить все в нем оставшееся. Правда, до сих пор в проекте бюджета-2016 не распределено до 1,2 трлн. Но на них уже масса запросов. В общем, кроме военных (расходы на оборонные нужды — этот святое — более 3 трлн рублей в 2016 году), всем остальным придется туже затянуть пояса. Не будет компенсаций чиновникам, бюджетникам и работающим пенсионерам. Неработающим ветеранам компенсируют пока только 4% 1 февраля. В результате, по оценке главы ПФР Антона Дроздова, средняя пенсия по старости составит в 2016 году всего лишь 13,132 рубля в месяц. Это, как подчеркнул Дроздов в Госдуме вчера, целых 1,5 прожиточных минимума пенсионера. Но, видимо, он оперировал цифрами периода до девальвации рубля и дикого роста продуктовой инфляции, которая составила за последний год до 40%.

В общем, делить в этом бюджетом пироге нечего. Надо готовиться к еще более трудным временам.

 

Основные параметры проекта бюджета на 2016 год:

Доходы — 13,738 трлн рублей

Расходы — 16,098 трлн рублей

Дефицит бюджета — 2,36 трлн рублей, или 3% ВВП

Цена нефти — $50 за баррель

Цена газа — $327 за 1 тыс. куб. метров

Курс доллара — 63,3 рубля

Инфляция — 6,4%

Объем Резервного фонда — 5,507 трлн рублей

Внутренний госдолг — 8,818 трлн рублей (верхний предел)

Внешний госдолг — $55,1 млрд

Объем внутренних заимствований — не выше 300 млрд рублей

Объем внешних заимствований — $3 млрд

Прибыль предприятий — 15,695 трлн рублей

www.mk.ru

Как правительство ослабит рубль ради пополнения бюджета: Госэкономика: Финансы: Lenta.ru

В бюджетный сценарий российского правительства, который предстоит окончательно утвердить на этой неделе, вкрались противоречивые цифры. Так, в министерствах рассчитывают снизить инфляцию до норматива Центробанка в четыре процента. Одновременно ожидается, что курс национальной валюты снизится к 2019 году до 71 рубля за доллар. А рубль демонстрирует пока рекордное усиление. Достичь обеих этих целей, сохранив относительно сбалансированный бюджет с небольшим дефицитом, представляется маловероятным.

При этом предполагается, что цена на нефть останется более или менее стабильной — порядка 40 долларов за баррель. Сейчас она, впрочем, несколько выше, и по итогам года, вероятно, на пару-тройку долларов превысит этот уровень, который планируется прописать в бюджете 2016 года (сейчас в его основе — 50 долларов за бочку). А если учитывать, что в данный момент нефтяная марка Brent (традиционно на два-три доллара дороже российской Urals) колеблется в районе 50 долларов, то может получиться и больше.

Материалы по теме

00:03 — 26 сентября 2016

В то же время неизвестно, как поведут себя углеводороды в следующем году. С одной стороны, у нас есть договоренность между основными производителями о заморозке добычи, которая давно находится на рекордных уровнях. С другой — мировой рынок по-прежнему затарен миллиардами баррелей промышленных резервов, разлитых по супертанкерам и подземным хранилищам. В этой ситуации движения цены могут быть в любую сторону.

К примеру, Bank of America ожидает, что в 2017 году среднегодовая стоимость нефти упадет до 25 долларов за баррель, а американская валюта подорожает до 90 рублей. Это негативный, а не базовый сценарий, но он вполне допускается.

Другое дело — как это совместить с указанными в прогнозе курсами валют. В последнее время широко применялась формула, по которой ранее достаточно точно предсказывалось соотношение курса доллара к рублю и цены на нефть. Текущий курс и стоимость нефти дают баррель Urals по три с лишним тысячи рублей. А по прогнозу правительства получается, что в 2016 году цена будет около 2700 рублей. Крайне сомнительно, что нефть так сильно подешевеет в рублях.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Банк России отпустил рубль в свободное плавание и не влияет на курс. Но правительству нужен относительно слабый рубль для балансировки бюджета.

Но проблема не только в нефти. Вторая задача — совмещение относительно слабого рубля с целевым показателем инфляции в четыре процента. Зависимость темпов инфляции от курса рубля бесспорна. Импортозамещение в полной мере компенсировать потери в случае резкого укрепления доллара не может даже в теории, и значит, слабый рубль почти автоматически означает существенную инфляцию (импортные товары тут же подорожают). Более того, в течение 2016 года рубль к доллару укреплялся, но даже это не позволяет пока замедлить темпы роста цен до желаемых четырех процентов.

Предыдущий базовый проект прогноза, разработанный Минэкономразвития, предполагал, что при цене на нефть в 40 долларов за баррель и более-менее стабильном рубле, инфляция опустится к 4,1 процента только в 2019 году. В 2017-м ожидались 4,9 процента. Более низкие показатели считались достижимыми лишь при постепенном росте цены на нефть и укреплении рубля.

Наконец, в этом уравнении есть еще одна составляющая — собственно, балансировка бюджета. Для бюджета нужен слабый рубль при дорогой нефти, чтобы валютная выручка и, соответственно, экспортные пошлины принесли в казну больше рублей. Но если нефть будет дорожать, как обеспечить нужную государству девальвацию? Ведь ЦБ отстранился от интервенций на валютном рынке.

«Вопрос балансировки бюджета и его привязки к определенному курсу рубля остается открытым», — констатирует Евгений Корюхин из «Алор Брокер». Если предположить, что российская валюта окрепнет до 50 рублей за доллар, то ЦБ придется корректировать денежно-кредитную политику — снижать ключевую ставку и насытить банки рублевой ликвидностью, продолжает аналитик. «В конечном счете это приведет к стабилизации курса на приемлемых и для бюджета, и для экономики уровнях. На сегодняшний день это 65-67 рублей за доллар», — говорит он.

Как рассказал «Ленте.ру» советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов, сбалансировать бюджет России без сокращения расходов при крепком рубле можно только при росте цен на нефть или за счет финансовой подушки безопасности, то есть Резервного фонда. «Умеренное ослабление рубля менее болезненно, чем урезание госрасходов», — полагает эксперт. И подчеркивает, что особых усилий для искусственной девальвации принимать не потребуется. Достаточно продолжить снижение ключевой ставки Банка России и пополнять резервы (при дешевом долларе ЦБ приступит к закупкам валюты на рынке, кроме того, может быть введено бюджетное правило, требующее направлять в резервы сверхдоходы от продажи нефти).

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Эльвира Набиуллина теперь лично занимается денежно-кредитной политикой России. Ее основная цель — замедлить инфляцию до четырех процентов к 2017 году.

Управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов считает, что задачи сбалансированности бюджета и роста цены на нефть вполне совместимы. Он, во-первых, отметил, что не ждет сильного укрепления рубля из-за ситуации на сырьевых площадках — нефть в ближайшие год-два не подорожает выше 50-55 долларов за баррель. «К тому же, учитывая проблему сбалансированности бюджета, в 2017-2019 годах рубль естественным образом будет ослабевать по мере расходования резервных фондов. ЦБ вполне может начать скупку в золотовалютные резервы (ЗВР), что также снимет излишнюю перегретость национальной валюты. Напомним, регулятор планирует довести ЗВР до 500 миллиардов долларов (сейчас там 395 миллиардов долларов — прим. «Ленты.ру»)», — говорит он.

Вопрос же снижения инфляции по-прежнему не решен. По сути падение цен вероятно только при внутреннем кризисе, который никак не будет связан с ценой на нефть. Например, при существенном снижении доходов населения (что, собственно, и происходит). Второй вариант — снижение потребления и повышенная склонность россиян к сбережениям (это присуще дефляционным кризисам за рубежом).

Материалы по теме

00:05 — 29 сентября 2016

Еще есть возможность искусственно снизить инфляцию за счет заморозки или очень небольшой индексации тарифов естественных монополий. Эта схема уже показала свою эффективность. На данный момент все тарифы планируется повысить на величину, превосходящую четыре процента. Едва ли стоит ожидать, что планы правительства в этом направлении внезапно изменятся. Сопротивление лоббистов из монополий будет ожесточенным, но поддержка населения гарантирована.

Похоже, что при составлении бюджета правительство поставило себе слишком амбициозные в нынешней экономической ситуации цели, которые объективно противоречат друг другу. Если обстановка не изменится, придется выбирать что-то одно — либо инфляцию, либо стабильный бюджет с минимальным дефицитом и слабым рублем.

lenta.ru

Бюджет 2016 выдержит падение цен на нефть до $40 за баррель | Статьи

МОСКВА, 9 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство утвердило параметры однолетнего бюджета России на 2016 год. Глава Минфина РФ Антон Силуанов уточнил, что дефицит бюджета составит 2,36 трл рублей, или 3% ВВП. Основным источником финансирования дефицита выступят средства Резервного фонда в объеме 2,136 триллиона рублей. В целом Резервный фонд к концу 2016 года сократится до 1,249 трлн рублей с нынешних  4,670 трлн рублей.

Бюджет компромиссов 

Одной из главных интриг при обсуждении бюджета была величина индексаций пенсий и других социальных выплат.  Министры из социального блока настаивали на индексации выплат исходя из размера фактической инфляции, а Минфин предлагал ориентироваться на прогнозную инфляцию. В итоге победила позиция Минфина, и пока утверждена лишь одна индексация – на 4% с 1 февраля.Супермаркет

Россиянам придется "затянуть пояса" туже, чем ожидалось

В целом бюджет верстался исходя из обновленного макропрогноза Минэкономразвития на 2016-2018 годы. Как ожидает ведомство, инфляция в РФ в 2016 году составит 6,4%, ВВП вырастет на 0,7%, средний курс доллара — 63,3 рубля при цене нефти в 50 долларов за баррель. Спад инвестиций в РФ в следующем году ожидается на уровне 1,6%.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя документ отметил, что бюджет на 2016 год адекватен текущим возможностям, "несмотря на свою жестокость".

По словам главного экономиста ФГ БКС Владимира Тихомирова, бюджет-2016 выглядит вполне реалистично и даже консервативно. "Это вполне разумно, если исходить из того, что ситуация в российской экономике не будет серьезно улучшаться в ближайшее время. Проблем с прохождением этого документа в Госдуме быть не должно", - сказал он. Правда, в прогнозе Минэкономики, на основании которого верстался бюджет, есть неувязка – при падении всех компонентов, образующих рост ВВП – спроса, инвестиций, доходов населения, непонятно, откуда взялся этот самый рост на 0,7% – задает вопрос эксперт.

Экспортные доходы вряд ли вырастут, поскольку рост цен на нефть в бюджет не заложен. Возможно, власти ожидают, что в реальности ситуация будет лучше и нефть будет хотя бы немного дороже консервативного прогноза. Тогда допдоходы могут пойти на дополнительную индексацию пенсий или на рост зарплат бюджетников, что традиционно делается у нас перед выборами, рассуждает он.

На чем сэкономят

Помимо продления заморозки пенсионных накоплений на 2016 год и ограничения неработающих пенсионеров 4-процентной индексацией, было принято решение вовсе не индексировать пенсии работающим пенсионерам. Соответствующий законопроект подготовит Минтруд. Впрочем, Дмитрий Медведев поддержал идею партии "Единой России" провести в будущем году две индексации пенсий. Вопрос о дополнительной индексации пенсий во втором полугодии будет приниматься исходя из экономической ситуации в стране.Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина

Глава комитета ГД: Пенсии в РФ в 2016 г повысят дважды

Но под удар попали не только доходы пенсионеров. Согласно планам Минфина, из 14 основных статей расхода бюджета под сокращение идут шесть. На 7,2% уменьшатся расходы на оборону, на 7,9% - на образование, почти на 11% - на здравоохранение. Но сильнее других пострадает статья "Коммунальное хозяйство": расходы по ней урежут на 41,4%.

По мнению Владимира Тихомирова, возможные непопулярные меры, которые сейчас обсуждаются – повышение пенсионного возраста, отмена материнского капитала и т.п. – будут происходить после думских выборов, запланированных на осень 2016 года. "Сейчас такие предложения периодически всплывают – власть бросает "пробный камень", затем людей успокаивают тем, что пока этого не будет. Действительно, если реализовать что-либо подобное перед выборами, прокремлевское большинство в ключевых регионах может и не победить. А вот новая Дума, которой предстоит одобрить бюджет-2017, будет продвигать данные меры уже более решительно", - полагает он.

В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин считает, что пенсионный возраст повысят через три года - после выборов президента РФ. "Это лучшая сбалансированность для пенсионной системы", - пояснил он.

Если завтра война

Консервативный характер бюджета-2016 позволяет предполагать, что он будет исполнен и при возможных неблагоприятных сценариях, например, удешевлении нефти, уверены эксперты. "Если это произойдет, то будут предприняты более решительные меры по сокращению расходов, которые могут включать как дальнейшее урезание социальных выплат, так и повышение пенсионного возраста уже в будущем году", полагает главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин. При цене на нефть 40 долларов за баррель  будут более значительные траты из резервных фондов и сокращение расходов на оборону. "Эту статью сейчас не стали сильно резать, но в случае форс-мажора она станет главным кандидатом для сокращения", - сказал эксперт. *Антон Силуанов, архивное фото

Силуанов: Дефицит бюджета-2016 составит 3% ВВП

Напротив, если катастрофы не произойдет, дефицит может быть даже меньше запланированного. Даже при 50 долларах за баррель он может уложиться в 2,5%, при 60 долларах за баррель – а это весьма вероятный сценарий – мы сможем увидеть дефицит в 1,5%, то есть, запас прочности есть, заключил он.

Согласно макропрогнозу Минэкономразвития, цена на нефть к 2018 году вырастет до 55 долларов за баррель, курс доллара в 20116 и 2017 годах превысит 63 рубля за доллар, а в 2018 году снизится до 62,5 рублей за доллар. Рост ВВП в 2017 и 2018 годах составит 1,9 и 2,4% соответственно, а инфляция с 12,2% в текущем году к 2018 году снизится до 5,1%. 

1prime.ru

Прогнозы курса доллара на 2016 год

 21 декабря 2015     Комментарии к записи Прогнозы курса доллара на 2016 год отключены

Игорь Николаев, директор института стратегического анализа ФБК: «Я считаю, что до конца года рубль остановит своё падение примерно на нынешней планке. В следующем году падение продолжится до отметки в 80 рублей за доллар. Прогнозы насчёт 94–100 рублей за доллар мне кажутся нереалистичными. При этом в целом 2016 год, вероятно, станет менее кризисным, чем нынешний. Общенациональный ВВП снизится меньше чем на 4%, а инфляция составит менее 15%. Но весь этот формальный успех российской экономики будет достигнут ценой средств из Резервного фонда. В 2017 году он весь будет потрачен, и придёт черёд Фонда национального благосостояния. Вот тогда экономические показатели резко упадут. Ведь причины падения российской национальной валюты остаются неизменными – это и внешние санкции, и гонка девальваций валют, и недостаточное развитие промышленности в нашей стране».

Depositphotos

Алексей Третьяков, генеральный директор УК «Арикапитал»: «Нынешние цены на нефть, по идее, не должны сохраниться надолго. Нефть будет дорожать благодаря росту мирового потребления и снижению инвестиций, особенно в сланцевую добычу. Но в первом полугодии 2016-го не исключены новые шоки из-за выхода Ирана на нефтяной рынок и возможного переполнения нефтехранилищ в США. Без мощного ралли на нефтяном рынке до следующей осени бюджетный дефицит невозможно будет закрыть без девальвации. Для преодоления спада экономики нужны инвестиции, которые не пойдут в Россию, пока не закончится конфликт на Украине и не будут отменены западные санкции. Принципиального значения между сокращением доходов населения за счет эмиссии и девальвации, повышением налогов или сокращением социальной части бюджета нет — они все одинаково плохие. Курс вырастет до 80 рублей за доллар, и это нижняя граница коридора. Верхняя может быть и трехзначной при эскалации геополитических конфликтов, обострении социальной обстановки или дальнейшем падении цен на нефть».

Андрей Верхолавцев, главный аналитик «Ронин Траст»: «Факторы для снижения цен на нефть в первой половине года: избыток предложения, который может увеличиться из-за выхода на рынок иранской нефти, запуск новых месторождений в Мексиканском заливе и теплая зима в северном полушарии. Правительство может пойти по пути сокращения расходов, однако по мере приближения избирательного цикла свобода маневра будет ограничиваться. Покрытие дефицита за счет заимствований на внутреннем рынке является трудновыполнимой задачей из-за высокой стоимости ресурсов и недостатка их источников, учитывая принятое решение об очередной заморозке пенсионных накоплений. Дальнейшее ослабление рубля видится одним из вероятных сценариев. Курс может быть в диапазоне 70-77 рублей за доллар. Во-первых, сохранение цен на нефть ниже $40 (при заложенной в бюджет цене $50) делает трудновыполнимой задачу удержания дефицита бюджета в пределах 3% в 2016 году. Во-вторых, высокая инфляция из-за продуктового эмбарго также не способствует укреплению рубля».

Степан Демура, независимый финансовый аналитик: «Я думаю, что рубль будет неуклонно падать. Вполне возможно, он достигнет и 150 рублей за доллар. Причём дело вовсе не в цене на нефть. Главная беда в том, что все нефтесервисные компании подпадают под санкции. Они вынуждены будут сворачивать свои производственные мощности. Это приведёт к резкому падению добычи нефти. А значит, и к резкому сокращению бюджетных доходов. Таким образом, получится вроде бы парадоксальная ситуация: цена на нефть взлетит вверх, а курс рубля всё равно будет падать. Ведь рынки капитала по-прежнему будут закрыты для нас».

Алексей Голубович, управляющий директор Arbat Capital: «Все крупные финансовые пузыри последние три десятилетия сдувались на 80%. Это и падение японского фондового рынка в начале девяностых, пузырь доткомов в начале двухтысячных, падение американского рынка в 2007-2009 годах. Нефть — точно такой же пузырь, цены на нее были завышены в разы. От $145 нефть должна упасть ниже $30. Это будет дном при окончательном сдутии нефтяного пузыря. Во втором полугодии 2016 года мы можем увидеть рост цен на нефть — без дополнительных инвестиций у производителей иссякнут ресурсы добычи. Если среднегодовая цена на нефть марки Brent будет около $40 за баррель, то доллар в 2016 году будет стоить 72-75 рублей, евро — не меньше 80 рублей. Чтобы избежать дефицита бюджета, будут сокращаться госрасходы, вырастут налоги и административные поборы. Это приведет к дальнейшему падению уровня жизни населения. При падающем спросе на российские продукты и активы государство не стимулирует инвестиции, а, наоборот, повышает налоги и процентные ставки. Поэтому вероятна глубокая рецессия«.

Дмитрий Полевой, главный экономист ING Russia: «Мы ожидаем рост цен на нефть до $45 за баррель в первом квартале 2016 года и далее до $60 за баррель к концу 2016 года. Толкать нефтяные цены вверх будет снижение добычи в регионах с относительно высокой себестоимостью добычи, а также резкое сокращение новых инвестиций. Наш базовый прогноз на конец 2015 года – 68 рублей за доллар, на конец 2016-го – 59 рублей за доллар. Фундаментальных причин для нового масштабного ослабления рубля нет — профицит текущего счета сохранится даже при текущих ценах на нефть, а отток капитала будет ниже из-за снижения платежей по долгам, рефинансирования несанкционных компаний, снижения потребительского спроса».

Владимир Веденеев, начальник управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал»: «По нашему базовому прогнозу, нефть марки Brent к концу следующего года подорожает до $50-55 за баррель. Однако в ближайшие 3-6 месяцев возможно снижение котировок до $20-25 из-за избыточного предложения. Баррель российской нефти стоит около 2600 рублей, в то время как федеральный бюджет следующего года рассчитывался исходя из цены в 3160 руб. Можно ожидать серьезных проблем с исполнением бюджета в первом полугодии следующего года. Вероятно, власти предпочтут избежать новой девальвации рубля и профинансируют дефицит из резервного фонда. Комфортным для экономики и бюджета является курс доллара на уровне 65-70 рублей. Однако наиболее вероятно, что он закрепится на уровне 60-65 рублей за доллар при резком падении импорта, сокращении оттока капитала и умеренных выплатах по внешнему долгу. Курс евро/рубль будет определяться парой евро/доллар, где большинство ждет паритета. Соответственно, евро к концу следующего года будет в районе 65 рублей».

Андрей Шенк, аналитик управляющей компании «Альфа-Капитал»: «Текущая цена на нефть ниже себестоимости добычи у многих крупных производителей. Если инвесторы увидят закрытие большого объема мощностей, то цена на нефть быстро вернется к $40-45 за баррель. Мы ожидаем, что средняя цена на нефть в 2016 году составит $60 за баррель Brent. Действия правительства будут зависеть от цен на нефть. Если дефицит бюджет будет на уровне 3% от ВВП, то балансировка бюджета, скорее всего, будет происходить за счет эмиссии госбумаг. А если конъюнктура ухудшится, то могут последовать менее популярные меры: увеличение налоговой нагрузки (в первую очередь на добычу сырья) и сокращение расходов. Прогнозируем курс доллара на уровне 60 рублей, а евро – 70 рублей».

Алексей Ульянов, эксперт «Деловой России»: «Целая группа факторов будут играть на понижение цен и соответственно курса рубля. Из среднесрочных факторов – нарастающий рост доли альтернативных и возобновляемых источников энергии и пресловутая сланцевая революция, потенциал которой далеко ещё не исчерпан. Это и замедление экономики Китая. Из краткосрочных факторов – выход на рынок Ирана, с которого снимают санкции, и отказ стран ОПЕК снижать квоты на добычу нефти. Большинство стран ОПЕК попали в ту же ловушку, что Россия – в тучные годы они не занимались диверсификацией экономики, цены на нефть падают, а покрыть убытки нечем, кроме как нарастить нефтяной экспорт. А это продолжает толкать цены вниз. Решение ФРС США повысить ставку повысит привлекательность долларовых активов. Наш бюджет свёрстан с дефицитом, а цена на нефть заложена абсолютно нереалистичная – 50 доларов за баррель. Снижать дефицит – значит резать расходы, на что в предвыборный год правительство скорее всего не пойдёт. Всё это говорит о том, что рубль продолжит падение».

Георгий Федоров, член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект»: «Обрушения рубля я не жду, а вот дальнейшее плавное снижение считаю весьма вероятным. Федеральный бюджет 2016 года свёрстан из расчёта цены нефти 50 долларов за баррель и 63,3 рубля за доллар США. Сейчас нефть пробила планку 38 долларов за баррель. А в связи с подъёмом ФРС США базовой ставки эксперты прогнозируют дальнейшее сползание нефтяных цен. Правительство не планирует пока пересматривать показатели бюджета, допуская, что снижение нефтяных цен носит кратковременный характер. Полагаю, что аналогичную позицию занимает и Центробанк в отношении рубля. Соответственно, допуская, что цены на нефть могут подняться обратно, ЦБ не торопится снижать курс рубля до заложенной в бюджет цифры. У России есть резервы, которые позволят некоторое время поддерживать текущий разрыв. Однако если станет ясно, что нефть останется на текущих уровнях или упадёт ещё ниже, нас ждёт плавное снижение курса до такого уровня, который обеспечит исполнение федерального бюджета».

Было интересно?

Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях: И подпишитесь, чтобы ничего не пропустить:

www.exocur.ru

Бюджет-2018–2020 опирается на дешевую нефть и слабый рубль

Какое будущее ждет Россию в ближайшие три года

29.10.2017 в 18:39, просмотров: 14293

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении федеральный бюджет на 2018–2020 годы. Предстоят еще второе и третье чтение, но основная конструкция главного финансового документа страны уже понятна: экономический рост в России продолжится, несмотря на то, что курс рубля, по прогнозам правительства, будет снижаться, а цены на нефть — падать. Вместе с тем никаких «золотых гор» страна не увидит — наоборот, всем придется поджиматься и экономить. По крайней мере в предстоящие три года.

Бюджет-2018–2020 опирается на дешевую нефть и слабый рубль

фото: pixabay.com

Федеральный бюджет России на 2018–2020 годы правительство уже довольно громко окрестило «бюджетом роста». Повод для этого у финансовых властей есть. Напомним, что стабильный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в нашей стране прекратился в 2015 году, когда было зафиксировано падение экономики на 3,8%. В 2016-м ситуация поменялась в лучшую сторону, однако ВВП продолжал оставаться в минусе (-0,2%). В нынешнем году правительство ожидает роста этого показателя на 2,1%, поэтому в принципе статус «растущего» мог бы получить и бюджет-2017. Однако, судя по всему, кабинет министров решил присвоить этот «бренд» тому главному финансовому документу страны, который снова, как и в докризисные времена, рассчитывается на трехлетний период.

В 2018-м, как полагает правительство, ВВП России вырастет так же, как и в этом году, — на 2,1%; в 2019-м экономический рост должен ускориться до 2,2%, а в 2020 году — до 2,3%. До рекордов середины 2000-х, когда ВВП год от года рос на 6–8%, еще далеко, но прогресс (по крайней мере на бумаге) налицо.

Опережая Лондон

Между тем Россия пока не дотягивает даже до средних темпов роста мировой экономики, которые, по прогнозу Международного валютного фонда, должны составить в 2017-м 3%, а в последующие годы ускорятся еще сильнее. В то же время надо понимать, что рост мировой экономики (условного мирового ВВП) — это «средняя температура по больнице». Этот рост обеспечивается рядом развивающихся стран — главным образом Китаем, ВВП которого прибавляет по 6–7% ежегодно. В Великобритании, например, темпы роста в ближайшие три года прогнозируются на уровне 1,5–1,6% в год. Поэтому, когда власти говорят о том, что бюджет РФ станет «бюджетом роста», они правы: далеко не все развитые страны Запада способны показывать такие темпы роста, как Россия.

Вдвойне ценно, что правительство при этом больше не полагается на нефтяной фактор как главную движущую силу нашего роста. Более того, чиновники ожидают падения цен на «черное золото»: в 2018 году примерно до $43,8, а к 2020-му — до $42,4 за баррель.

Вслед за нефтью, как следует из бюджета, будет ослабляться и российская валюта. Такого дешевого доллара, как сейчас, мы не увидим: в 2018 году он будет стоить в среднем 64,7 рубля, а к 2020-му может достичь отметки в 68 рублей.

При этом, судя по параметрам госбюджета на три года, правительство уверено, что дешевая нефть и слабый рубль не подкосят отечественную экономику. Напротив, министры уверены, что она за годы кризиса научилась справляться с внешними вызовами и может расти даже в таких неблагоприятных условиях. В частности, инфляция в ближайшую трехлетку не должна будет превышать 4% в год. С одной стороны, это означает, что она сохранится на рекордно низком уровне, достигнутом в этом году. А с другой — что нам не грозит дефляция, которая совсем недавно была головной болью центробанков развитых стран мира.

фото: Иван Скрипалев

На чем растет бюджет

Доходная часть бюджета в 2018 году вырастет на 3,7%. Правда, в 2019-м темпы роста доходов сократятся до 2,4%. Видимо, все-таки скажется падение нефтяных цен. Тогда как в 2020 году ситуация на сырьевом рынке уже не станет препоной для роста доходов, и они взлетят почти на 5%.

Подтверждением тому, что правительство больше не делает ставку на нефтегазовый сектор, служит тот факт, что доля доходов от добывающего сектора в бюджете будет постепенно сокращаться. Если в этом году она составляет 39%, то в 2018-м снизится до 36%, а к 2020 году упадет до 33%.

При этом рост доходов, не связанных с экспортом углеводородов, будет впечатляющим: эта статья в 2018 году увеличится на 9%, в 2019-м — на 6,1%, а в 2020-м — на 5,2%.

Чем же правительство собирается заменить прибыль от экспорта сырья? По всей видимости, доходами от налогов и других фискальных сборов, а также от экспорта продукции аграрного комплекса, машиностроения, оборонной промышленности и химической отрасли.

С налогами все понятно: увеличить их или ввести новые государство сможет достаточно оперативно. Правда, конечно, после президентских выборов. Причем под фискальный пресс могут попасть самые разные области. Одни налоговые реформы уже известны. Например, в ряде регионов России с 1 мая будущего года будут введены курортные сборы. Планируется также увеличение единого налога на временный доход, который зачастую применяется малым бизнесом.

Много говорят об увеличении подоходного налога, а также НДС, на который правительство, по видимости, уповает в первую очередь. Уже поднимался вопрос о том, что необходимо иначе рассчитывать этот налог для производителей потребительских товаров и предприятий розничной торговли, чтобы у них не появлялось искушения компенсировать его за счет покупателей.

Есть предложение освободить граждан, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Этот вопрос уже поднимался в Госдуме.

По идее, в отношении фискальной политики государство обладает достаточно широкими возможностями для маневров: чиновники могут повысить налоговую ставку в целом, могут увеличить обязательные страховые взносы, а также изменить структуру и систему работы налоговой инспекции.

Что касается возможного увеличения других статей доходов, не связанных с добычей нефти и газа, то здесь ситуация сложнее. С одной стороны, российский несырьевой экспорт в I полугодии 2017 года увеличился почти на 19%. На подъеме находится сельскохозяйственный сектор. В частности, в 2017 году в России ожидается рекордный за всю историю урожай зерна — около 130 млн тонн. Вырос также объем промышленного производства: с января по сентябрь — на 1,8%. Уверенно смотрятся в статистическом плане обрабатывающие предприятия, объемы производства которых за девять месяцев этого года увеличились на 1%.

С другой стороны, основным препятствием для роста несырьевого экспорта служит неконкурентоспособность многих российских товаров на мировой арене. Она складывается из многих факторов — дороговизны ресурсов и финансовых инструментов, высоких административных барьеров, отсутствия условий для иностранных инвестиций, непрофессионального менеджмента, проблем с транспортировкой грузов…

Увеличение доходов от роста производства подразумевает под собой наличие новых, дополнительных рынков сбыта. В России давно действует программа импортозамещения. В сельскохозяйственном и ряде других секторов она себя оправдывает. Но отечественный рынок — не резиновый. Нашей стране в любом случае придется искать новых зарубежных партнеров, появление которых во многом зависит от снятия западных санкций.

Правительство верит в доллар

Впрочем, вернемся к бюджету. Что же будет с его дефицитом и расходами в ближайшие три года? Расходы бюджета будут увеличиваться достаточно скромно — в среднем на 1% в год. Их максимальный рост придется на 2020 год, что в первую очередь связано со значительным укреплением в этот период доходной части. В связи с этим в 2018–2019 годы работникам бюджетных организаций, пенсионерам и иным адресатам бюджетных ассигнований щедрых пожертвований из бюджета ждать не стоит.

Дефицит бюджета хотя и станет хроническим заболеванием нашей экономики еще как минимум на три года, зато год от года будет сокращаться. Если по итогам 2017-го прогнозируется дефицит на уровне 2,2% ВВП (скорее всего, реально он окажется ниже), то в 2018 году он снизится до 1,4% ВВП. В 2019–2020 годы он должен упасть ниже 1% ВВП.

В «бюджете роста» предусмотрены новшества, которые позволят тратить полученные сверхдоходы от экспорта нефти и газа разумнее, чем раньше. В 2018–2020 годах будет действовать «бюджетное правило», которое означает, что все доходы от экспорта сырья, которые окажутся выше запланированных (если цена нефти превысит заложенную в бюджете), будут направляться в Резервный фонд. Эти средства пойдут на социальные программы и инвестиции в крупные госпроекты.

Таким образом, если внезапно наступит «черный день», то без средств мы не останемся. Важно, чтобы наши власти не ошиблись с прогнозом курса рубля, чтобы не получилось, как в 2016 году, когда из-за укрепления национальной валюты только за январь–август Резервный фонд потерял более 380 млрд рублей. Кстати, примерно такая же ситуация повторилась и в начале этого года, поэтому прогноз властей по росту доллара сильно оптимистичен.

Выборов не будет?

Принято считать, что в проект бюджета, который принимается накануне парламентских и президентских выборов, обычно закладываются дополнительные статьи расходов для увеличения сбора голосов правящей партией на выборах. То есть чем больше государство раздаст средств из бюджета на нужды разных социальных групп, тем более высокой будет явка и тем выше вероятность победы партии власти или ее ставленника.

При желании подобную закономерность можно усмотреть и в рассматриваемом документе. Социальные расходы в «бюджете роста» будут увеличиваться: в 2018 году — до 4,86 трлн рублей, в 2019-м — до 4,95 трлн, а в 2020-м — до 5,3 трлн. В среднем эта статья будет прибавлять по 3% в год, тогда как общие расходы бюджета — лишь по 1%. Индексации пенсий работающим пенсионерам в 2018 году не будет, а для неработающих ее как обычно проведут на уровне инфляции предыдущего года. Впрочем, если средняя пенсия по старости в России составляет 12,5 тыс. рублей, то при индексации на 4% (на прогнозный уровень инфляции в 2017-м) она вырастет всего на 500 рублей. Эта сумма окупит разве что разовый поход в продуктовый магазин, при то, что ее хватит лишь на самые необходимые товары.

Если внимательно посмотреть на структуру бюджета России на 2018–2020 годы, то создается впечатление, что никаких выборов в России и не предполагается. Расходы сокращаются даже по статье оборонного комплекса, который принято считать основной опорой власти. Те же социальные расходы хоть и будут увеличиваться достаточно высокими темпами в сравнении с прочими расходами, но основной их рост придется на «поствыборный» период.

С чем это связано? Можно предположить, что власть убеждена в своем незыблемом положении и стабильной ситуации в стране. Правительство не обещает электорату «золотых годов» — нефти по $100 и доллар за 60 копеек. В то же время, представляя проект «бюджета роста» на обсуждение Госдумы, власть демонстрирует, что она может твердо поручиться за то, что будет происходить в ближайшие три года, и готова дать избирателям ответы на самый широкий круг вопросов относительно перспектив экономики и социальной сферы.

ЭКСПЕРТЫ «МК»

Игорь НИКОЛАЕВ, профессор Высшей школы экономики:

«Проект бюджета на 2018–2020 годы имеет три отличительные черты — излишняя жесткость, предвыборный характер и усиление ручного управления. Особое внимание на себя обращает статья расходов на экономику. В частности, графа «Общеэкономические вопросы». Если в 2017 году на нее полагается 19,7 млрд рублей, то потом виден стремительный рост: в 2018 году — 170 млрд, а в 2020 году — 422 млрд. Общеэкономические вопросы — это расходы на мероприятия по отдельным поручениям президента. Их объем сопоставим с текущими расходами на образование, а в трехлетней перспективе это в 5 раз больше, чем расходы на космос, и в 10 раз больше, чем на физкультуру. Еще в 2015 году на эти цели выделяли 1,5 млрд рублей. Создание такого своеобразного «резерва» означает усиление ручного управления в экономике и совсем не характеризует бюджет как прозрачный. Такой бюджет вряд ли обеспечит декларированную правительством задачу выйти на рубеже 2018–2020 годов на темпы роста выше мировых — 3,5% ВВП в год».

Александр КНОБЕЛЬ, директор Центра исследований международной торговли РАНХ и ГС:

«О бюджете на 2018–2020 годы можно говорить со сдержанным оптимизмом. Реально оценить участие государства в экономике и объем расходов по функциональным направлениям можно будет не раньше чем в I квартале 2018 года, когда в нашем распоряжении будет бюджет расширенного правительства. В отличие от федерального бюджета он складывается из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. Есть направления — нацоборона, нацбезопасность, правоохранительная деятельность, — которые финансируются только из федерального бюджета. На образование средства тратятся из региональных бюджетов, на здравоохранение — из внебюджетных фондов».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

www.mk.ru

Катастрофа с ценами на нефть поднимет доллар до 94 рублей

Это произойдет в случае, если «черное золото» упадет ниже $35 за баррель

21.12.2015 в 18:03, просмотров: 41296

Курс российской валюты снижается не по дням, а по часам. В понедельник, 21 декабря, стоимость доллара перепрыгнула за 71 рубль, а цена на евро дошла практически до 77,5 руб. Это очередной минимум. Даже в кризисном 2009 году «зеленый» влетал не более чем до 36,2 руб. Главная причина — падение нефтяных котировок, которые находятся на уровне плинтуса — в районе $36 за баррель. Это еще один антирекорд — таких низких цен не было последние 11 лет. Но, может быть, еще все хуже. По мнению ряда экспертов, при мировых ценах на нефть в $35 курс доллара может дойти до 94 руб.

Катастрофа с ценами на нефть поднимет доллар до 94 рублей

фото: Геннадий Черкасов

Что творится на мировых валютных и сырьевых рынках — нельзя представить даже в самых страшных ужастиках. Основными мишенями, то есть теми, кому выпадает роль дичи, выступают нефть и рубль.

Котировки «черного золота» рушатся — ее стоимость дошла до $35–36 за баррель. Причем сразу по нескольким причинам. Основные производители — страны из организации ОПЕК — не желают снижать квоты на добычу, а только увеличивают нормы. Так как покупательская способность падает, снижается и потребность в топливе. Другими словами, на рынке возникает чересчур много нефти. Поскольку нефть является главной силой, которая укрепляет курс рубля, наш бюджет держится на сырьевых составляющих. Когда котировки падают, падает и рубль.

Казалось бы, в начале 2000-х «черное золото» стоило не более $20. А российская экономика росла как на дрожжах. Почему — понятно. За десять лет до этого нефть стоила не более $10 за баррель. И котировки в $20 стали панацеей для нашей экономики — мы выкарабкались из кризисных 1998–1999 годов, средний рост ВВП в начале — середине 2000-х составлял 7–8%.

Но теперь ситуация обратная — хотя баррель и стоит пока примерно $35, но котировки «бочки» снижаются. С середины прошлого года цены упали почти вчетверо.

Напомним, что российский бюджет-2016 рассчитан из $50 за баррель. Но даже при такой «оптимистической» цене бюджетный дефицит составит не менее 3% ВВП. Придется использовать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. При такой необходимости и скорости расходов накопленных денежных объемов — сейчас там около 8,5 трлн руб. — хватит всего лишь до 2017 года.

Однако доживем ли мы до этого срока, еще непонятно. Но положение может ухудшиться еще раньше.

По словам директора аналитического департамента Альпари Александра Разуваева, при мировых ценах на нефть в $35 и необходимости выполнения бюджета на 2016 год с дефицитом в 3% ВВП курс доллара должен составить 94 руб.

Что же произойдет, если сбудется прогноз международного инвестиционного конгломерата Goldman Sachs, который ожидает нефть по $20? Тогда российская валюта может упасть до 140 руб. за доллар.

«Конечно, рано или поздно нефть развернется, и баррель будет стоить адекватных с точки зрения бюджета стран-экспортеров и нефтяной индустрии денег. Только не все компании и инвесторы доживут до этих светлых дней», — отмечает Александр Разуваев.

Николай Макеев

Заголовок в газете: Доллар взлетит до 94 рублей Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26995 от 22 декабря 2015 Тэги: Валюта, Нефть    Организации: ОПЕК   

www.mk.ru

Почему доллар в 2016 г. должен стоить от 95 до 140 рублей

Критичной может быть планка 20$ за баррель. Тогда цена рубля упадет и доллар будет стоить от 100 до 140 рублей...

21 Января 2016 22:26:28

автор: Павел Мельников

ЦБ проводит экстренное совещание в связи с обвалом рубля. Речь идет о возможности принятия экстренных мер, направленных на снижение воздействия падения рубля на стабильность банковской системы. Напомним, что биржевые курсы основных мировых валют в очередной раз обновили свои максимальные показатели по отношению к рублю. Доллар - 85 рублей, евро – 93 рубля. Обвал рубля связывают с резким падением цен на нефть, которая подешевела на 24% с начала года.

Сенаторы уже выступили с предложением ввести фиксированный курс рубля – 40 рублей за 1 доллар. Кроме того, принимаются меры по возможному ограничению покупки валюты. Теперь банки могут отказать частным лицам в праве приобретения больших объемов долларов и евро.

Все это может породить ситуацию схожую с Венесуэлой, где  введение фиксированного курса боливара привело к образованию черного рынка валюты. На нем доллар стоит в 10 раз больше, чем официально. Схожая ситуация наблюдалась и в Украине, после событий 2014 года.

95 или 140 рублей за доллар?

Расчёт среднегодовой равновесной (для целей бюджета) цены рубля был бы верен при следующей формуле: 3150/баррель (цена Urals из бюджета РФ на 2016) – 10% (секвестр) = 2835/бар; делим на текущую цену Urals в 2000/бар и получаем несоответствие в 1,42 раз; умножаем на цену 65 руб за доллар из бюджета РФ на 2016 год и получаем среднегодовую цену 92,1 руб за доллар при текущей цене за барель. Итого 92-95 руб. за доллар – это справедливая цена на 2016 год.

Критичной может быть планка 20$ за баррель, при которой экспортеры нефти из РФ перестают платить в бюджет с доходов от ее продажи. Так что при приближении к этой отметки наступит скачкообразный обвал. Более того, на подступах к ней: там процент отчислений в бюджет падает ступенчато.

Что происходит сегодня? Нефть стоит порядка 27,5 доллара за баррель. Доходы бюджета по плану 13,7 терарублей, из которых 50% - экспортная пошлина от нефти с газом, т.е. потребность в 6.85 терарублей при 27.5 за баррель и пошлина в 5 долларов. В бюджете предполагалось, что нефть стоит 50 долларов (тогда пошлина 14,5) и курс 63,3 доллара отсюда можно примерно посчитать некий объем нефтегазового суммарного бъема на продажу: 14.5($/барр)*v*63.3(руб/$)=0.5*13.7тераруб. То есть 0.5*13.7/(14.5*63.3)=0.0075

Теперь смотрим при нынешних ценах: 0.0075*5($/барр)*85(руб/$)= примерно 3.2 триллиона рублей. Это вместо 13.7/2. то есть еще как минимум 3.65 триллиона дефицит (суммарный дефицит около 6). профинансировать такой дополнительный дефицит нечем из-за санкций. Т.е. курс сейчас еще не настоящий, если заложить 10% секвестра (то есть снижение расходов — и, соответственно, необходимых доходов — на 1.6 трлн) — всё равно не сойдется даже близко. При секвестре сходится без дополнительного к запланированному дефицита при нынешней цене на нефть только при курсе 140 рублей за 1 доллар. То есть если нынешняя цена нефти вдруг окажется среднегодовой, то среднегодовой курс доллара должен быть таким при секвестре 10%. Будет ниже — ЦБ начнет просто играть против рубля.

Как можно смягчить удар? Во–первых, нефть должна скоро немного подорожать, во–вторых, вероятно недооценили объем экспорта при планировании бюджета, в–третьих будут вынуждены профинансировать какой–то дополнительный дефицит, в–четвертых, при таких раскладах будет сокращаться импорт и некоторые цифры от этого поплывут.

Но государство может вынуждено пойти на ограничительные меры. Прежде всего из-за имиджевых проблем, ведь минимальная оплата труда с 1 января 2016 года 6204 рубля или $72. Что в два раза меньше чем в Камбоджа, где минимальная оплата труда составляет $140 в месяц. А если учитывать стоимость минимальной корзины (исходя из разных климатических зон), то разрыв только увеличится.

«Собственно как и ожидалось ЦБР девальвирует рубль аккурат после праздников», - считает финансовый аналитик Форекс Павел Орлов, - «если сейчас не вмешаются, то получим 92 рубля за доллар к концу недели, так и зависнем в промежутке 90–95 за американскую валюту, если нефть дальше вниз не пойдет». Он же выразил мнение, что фиксация курса – правильное решение, но не на уровне 40 рублей. «Хорошо бы в правительстве додумались бы зафиксировать курс на отметке 95 рублей и когда нефть начнет отскакивать вверх, не давать рублю укрепляться обратно, покупая валюту и снижая при этом ставку - это здорово помогло бы экономике», - считает эксперт.

Но тогда возможен социальный взрыв, что еще сильнее ударит по социально-экономической сфере. Учитывая, что ни в ЦБ ни в других банках не ждут возвращения прежнего курса рубля, ситуация выглядит гнетущей. Однако учитывая, что нефть уже на минимумах, вопрос в том сколько она продержится в диапазоне 25–32 доллара за баррель. Давить цену при всем желании беспрерывно невозможно. Для каждого нового цикла нужен хороший откат на верхние позиции, так считаю аналитики.

Напомним, что президент Путин подписал бюджет на 2016 год, в котором заложена цена нефти в $50 за баррель Дефицит российского бюджета в 2016 году, который утвердил президент Владимир Путин, составит 2,36 трлн рублей или 3% ВВП.

«Сейчас на волне паники мы дойдём где-то до 87–90 рублей за доллар, только потом будет не длительная коррекция, а короткая, где–то на 5–7%. После чего мы пойдём на новую высоту, а вот потом уже длинная коррекция на 15%», - считает аналитик «РусИнвестБанка» Леонид Гаврин.

смотрите также

показать больше статей

weekjournal.ru


Смотрите также