Yt Framework. Чеченский самовар нефть устройство


Чеченское «палево» - АвтоВзгляд

Однако рано радуемся. “Палева” не только не стало меньше, наоборот — страну захлестывает девятый вал “левака”, и заправить “железного коня” всякой дрянью рискует каждый, кто собирается этим летом погреть свои косточки на Черноморском побережье.

До недавнего времени “паленый” бензин распространялся в основном лишь в деревнях да селах Республики Ичкерия. Иногда, правда, небольшими партиями попадал в отдаленные глухие уголки Ставропольского края, но говорить о том, что ареал распространения был велик, — нельзя. Сейчас дела обстоят иначе. Предприимчивые граждане смекнули, что на чеченском бензине можно делать фантастические деньги и значительно расширили географию сбыта готовой продукции. Так что заправиться “фальшаком” нынче можно далеко за пределами Чечни и Ставрополья.

Bоенный бандитизм

Года до 1999—2000 нефтеперегонные мини-заводы располагались вдоль трубы, из которой, собственно, и воровалось сырье. Но такое близкое соседство было небезопасным для бизнеса, поскольку труба — объект повышенного внимания со стороны государства, и в любой момент могли нагрянуть оперативники. Впрочем, “объект повышенного внимания” — это громко сказано. Зачастую бензиногонщикам даже не приходилось ничего воровать: через неплотные соединения нефтепровода черное золото тоннами уходило обратно в землю.

За последние два года ситуация с месторасположением заводов резко изменилась. Теперь увидеть производство “левого” бензина вблизи нефтепровода — скорее исключение, чем правило: дельцы перебрались подальше от трубы и боевых действий. Ворованная нефть доставляется на мини-заводы в цистернах. Проблем с транспортировкой нет, поскольку большую часть территории Чечни контролируют изголодавшиеся солдатики, готовые за кусок хлеба закрыть глаза на любой криминал. Впрочем, нередко им занимается офицерский состав нашей доблестной армии. Оперативникам ОБЭП известны случаи, когда военные силой захватывали нефтеперегонные заводы и брали бизнес в свои руки.

Себестоимость литра “паленого” бензина — 40—50 копеек. Продажная цена — 2—2,5 рубля. Один такой завод за сутки может нагнать до 6 тонн бензина. Нетрудно подсчитать ежедневную выручку от реализации.

Самоварное топливо

О качестве бензина говорить излишне по той простой причине, что этого качества попросту нет. Такие мини-заводы (в народе их называют “самоварами”) производят топливо по прапрадедовским рецептам: сосуд с сырьем нагревается, и наиболее легкие пары нефти начинают отделяться. Затем они конденсируются в очистной емкости, где вручную (!) из полученного бензина удаляются ненужные маслянистые сгустки. После этой своеобразной фильтрации горючее переливается в бочку для хранения. Топливо, полученное таким путем, называется бензином прямой перегонки и характеризуется крайне низким качеством и малым октановым числом. Для современных двигателей (особенно инжекторных) бензин прямой перегонки смертельно опасен. В лучшем случае забьется инжектор или засорится карбюратор, в худшем — заклинит движок. Область применения низкокачественного топлива невелика — движки, работающие на 76-м, да и то рисково.

Но, невзирая на откровенно низкое качество бензина, продукция пользуется стабильным спросом. Основные покупатели: все те же военные и, как это ни странно, милиция, заправляющая свои УАЗики этим топливом. Причина покупки более чем ясна — талоны на бензин продаются аборигенам. Половина вырученных денег оседает в карманах служивых, вторая идет на покупку чеченского “палева”.

Однако в ряды покупателей бензина прямой перегонки вступили некоторые АЗС Ставропольского, Краснодарского краев, Астраханской области, Республики Адыгея. Поговаривают также, что чеченский бензин дошел и до Ростова-на-Дону, но это больше похоже на слухи, чем на правду, потому что становятся слишком высоки риски и транспортные издержки. Но теоретически такая ситуация возможна. В позапрошлом месяце в Адыгее задержали бензовоз с фальшивыми документами. В бумагах в качестве производителя фигурировала одна из кубанских нефтяных компаний. Дорожных милиционеров насторожил факт несоответствия названия компании и печати. Дальнейшая экспертиза установила, что перевозимое топливо — низкокачественный прямогонный бензин из Чечни.

Молочные берега

Бензин покидает пределы Ичкерии самыми невероятными способами. Один из наиболее распространенных — перевозка цистерн с горючим ночными проселочными дорогами. Второй по популярности — махинации с документами. Третий, которым пользуются военные, — перевозка топлива в составе колонны. Подозрений ни у кого не возникает. Однажды все-таки местным милиционерам удалось разоблачить военных благодаря солдату-срочнику, который работал на одном из заводов, а затем перевозил продукцию в Ставропольский край. Обидевшись за побои на своих большезвездых начальников, парнишка решил проявить гражданскую сознательность и настучал на своих “патронов”. Но о наиболее оригинальном способе транспортировки “палева” милиционеры узнали в апреле этого года. На стационарном посту-пикете в Ставропольском крае тормознули молоковоз. Внимание гаишников привлек страшный грохот цепи. Обычно только бензовозы имеют болтающуюся до земли цепочку, снимающую статическое электричество, которое может привести к воспламенению перевозимого топлива. “Молоко вроде как не взрывоопасный продукт, а значит, тут что-то неладное”, — рассудили стражи дорожного порядка и решили досмотреть авто. С документами все было в полном порядке. Открыв наливную горловину цистерны, инспектора действительно увидели молоко, но опустив в горловину длинный пруток, дабы проверить глубину бочки, поняли, что имеют дело с двойным дном. В горловину цистерны была вставлена соответствующая по размерам емкость, в которую и было налито молоко. Ну а под ним спокойно ехал чеченский бензин.

Лучше переплатить

По оперативным данным, сейчас в черноморских городах-курортах и граничащих с Чечней областях “левый” бензин реализуют на самых обычных заправках. Конечно, на раскрученных АЗС подобного “палева” нет, а вот на колонках типа “Бензин от Михалыча” или “Супер-Пупер Петрол” риск приобрести “левак” очень велик. Что же делать тем, кто собрался в отпуск на Черное море на машине? Ну в самом деле, не возить же канистры с собой! Чтобы избежать неприятностей, лучше заправляться на известных АЗС и брать бензин с большим октановым числом. Скажем, если у вас машина потребляет 92-й, заправьте ее 95-м. Пусть на рубль-полтора дороже, зато двигатель целее будет.

www.avtovzglyad.ru

Нефть из самовара - Нефтебизнес и криминал

нефть из самовара

На днях сотрудники ГУБЭП МВД РФ провели ряд мероприятий в рамках спецоперации Чеченская нефть . Однако черные времена нелегальных нефтедобытчиков Чечни вскоре могут обернуться для последних легализацией их бизнеса. После первого и самого серьезного совещания по нефти руководителей силовых ведомств республики с председателем правительства ЧР Станиславом Ильясовым, о котором РГ писала в недавнем номере, на нелегальных нефтедобытчиков обрушился настоящий шквал засад и задержаний. Однако борцы с экономическими преступлениями не приурочили карательные меры к совещанию, а давно готовились к решительным действиям на нефтяном фронте Чечни. Накапливали оперативную информацию, производили аэрофотосъемку республики. И наконец час икс пробил. Под контроль взяли федеральные дороги, ведущие из республики в другие регионы. Мероприятия проводились в Грозном, Гудермесе, Надтеречном, Грозненском сельском и Курчалоевском районах. В них были задействованы сотрудники службы БЭП, практически всех районных отделов милиции и бойцы чеченского ОМОНа. За несколько дней на территории Чечни изъято 334 тонны сырой нефти и более 1083,2 тонны нефтепродуктов. В Моздокском районе, на границе Чечни и Северной Осетии, был обнаружен нелегальный, оснащенный современным оборудованием нефтеперерабатывающий завод. За хищение, перевозку и незаконную переработку нефти и нефтепродуктов к уголовной и административной ответственности привлечены 48 человек. У похитителей нефти изъято 78 единиц автотранспорта, десятки электрогенераторов и насосных установок. Возбуждено 42 уголовных дела, ликвидировано 339 объектов незаконной добычи, переработки и хранения нефтепродуктов. Это первый этап операции Чеченская нефть , и пока еще не суммировано общее количество нефтепродуктов, незаконно вывозимых с территории Чеченской Республики. Но официально признано, что до начала операции из Чечни вывозили до 300 тонн черного золота ежедневно. По сведениям из МВД республик, на Северном Кавказе давно создан целый ряд коммерческих структур, ориентированных только на незаконно вывозимую чеченскую нефть. Все эти структуры безгранично пользуются правовым вакуумом, существующим в Чечне в отношении нефтяных дел. В такой же правовой неопределенности приходится пока действовать и правоохранительным органам на территории республики. По мнению начальника ГУБЭП МВД РФ Николая Нино, в настоящее время нет действующих нормативных актов, напрямую регулирующих данную проблему. Это не значит, что служба БЭП работает на территории республики вне правового поля, но работа сильно затруднена. К примеру, задерживают милиционеры на административной границе с Ингушетией бензовоз. На вопрос, откуда нефть - водитель отвечает, что купил у неизвестного чеченца Мусы для личных нужд. Пойди найди того Мусу! И такая картина типична. В Чечне же на сегодняшний день порядок вывоза нефти и нефтепродуктов регламентирует только распоряжение председателя правительства ЧР Ильясова о полном запрете этого вывоза за пределы республики. По мнению Николая Нино, такой же нормативный акт должен быть принят и Правительством РФ, чтобы и у правоохранительных органов сопредельных с Чечней республик была правовая возможность отслеживать и принимать решения по нелегально вывезенной чеченской нефти. Без этих мер силовые ведомства так и будут действовать в Чечне как слон в посудной лавке, регулярно кавалерийскими атаками выводя на время из строя самовары и мини-заводы по нефтепереработке, которых сейчас в республике насчитывается по разным оценкам до 15 тысяч, 600 из которых являются крупными, способными перерабытывать до 500 тонн нефти ежесуточно. Борцы с экономическими преступлениями понимают и хотят довести до сведения правительства, что нелегальный нефтебизнес является для многих тысяч семей в нынешней Чечне едва ли не единственным средством существования. Перекрыть этот канал можно, но тогда нет уверенности, что лишенные заработка жители не займутся похищениями людей или установкой фугасов на дорогах. Решать проблему с прекращением незаконной нефтепереработки и вывоза нефтепродуктов из Чечни надо параллельно с решением проблемы занятости населения, освобождаемого из этого бизнеса. Причем это должно быть сделано незамедлительно, ведь силовая акция правоохранительных органов республики набирает обороты. Находясь в Чечне, Президент РФ Владимир Путин жестко поставил задачу в месячный срок навести порядок в нефтяной отрасли республики. Только полностью перекрыть нелегальный нефтебизнес, как признают сами руководители республики и МВД, не получится. Пока все сходятся во мнении, что бороться с этой бедой надо как силовыми, так и экономическими методами. Одной из мер предположительно может стать легализация нефтесбора частными лицами разлитой нефти и конденсата. Но для этого необходимо организовать и пункты приема собранной нефти, установить емкости и площадки в каждом районе для этих пунктов, а также отрегулировать ставки и тарифы для сдатчиков, чтобы последним было выгодно сдавать свой товар. Параллельно с этим должна вестись и работа по выявлению нелегальной нефтепереработки и нефтевывозу, которые надо строго пресекать, а для этого должны существовать стоянки и места для арестованных емкостей и бензовозов. Все это пока ждет своего решения и требует совместных усилий, в том числе и законодателей, потому что перекос в этой сфере и опережение, скажем, силовой акции решений экономического и правового порядка сразу может привести к трагическим последствиям, ценой которых в условиях Чечни неизбежно станут человеческие жизни.

Добавить комментарий

infoneft.ru

Махачкалинские «самовары» пока процветают | нефтепереработка

Работа незаконных мини-НПЗ в Дагестане будет пресечена в течение года

Махачкалинские «самовары» пока процветают

Работа незаконных мини-НПЗ в Дагестане будет пресечена в течение года, заявил в начале 2013 г. помощник полпреда президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Владимир Кузнецов. К сожалению, до сих пор этого не произошло. В криминальной хронике о нефтяной отрасли Дагестана пишут чуть ли не чаще, чем в экономических новостях: то найдут  незаконную врезку в трубопровод, то накроют очередной «самовар» (кустарный мини-НПЗ, перегоняющий нефть в низкокачественное топливо). Об этом сообщает кавказское новостное агентство «Регион-online».

В очередной раз в скандальную историю попадает компания «Дагнефтепродукт». Именно она отвечает за погрузку-разгрузку нефтетанкеров, приходящих в Махачкалинский порт, и держит резервуарный парк в главной морской гавани республики. Нефтебаза технологически необходима для работы трубопровода Баку - Махачкала - Новороссийск. Сгружаемую с судов нефть сначала закачивают в хранилище, а уж оттуда она поступает в трубу.

С недавних пор на территории нефтебазы в махачкалинском порту обосновался НПЗ, легальность которого вызывает большие сомнения. Опасное производство должно контролироваться Ростехнадзором, но никаких сведений об объекте туда не поступало. Это объект повышенной  опасности и кто ответит, если в один прекрасный момент эта бомба замедленного действия взорвётся? И это рядом-то с нефтяными резервуарами.

На вопрос, откуда берётся сырье для завода, руководство предприятия говорит очень уклончиво – типа « нефти вокруг перегружается много». Но оснастка завода всегда рассчитывается на определённый сорт переработки.  Если, конечно, речь идет о современной переработке с глубиной не меньше 70% (современные заводы имеют  глубину 95%). Здесь же начальство «Дагнефтепровода» как о достижении рапортуют  о глубине в  40%!    А весной завод планируется запустить  на полную мощность - нефти понадобится в год около миллиона тонн неопределенного происхождения. Можно легко предположить, что если производство так и не обзаведётся официальными поставками, то, выходит, будет работать на ворованном сырье? Как это делают многочисленные «самовары», которые пыхтят в других уголках Дагестана. По состоянию на начало 2013 года в республике было зарегистрировано только легальных 33 мини-НПЗ. Нелегальных, по оценкам полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Владимира Кузнецова, насчитывается более пятидесяти.

А пока  диспетчера приемного узла  "Транснефти" в порту Махачкалы регулярно останавливают прием нефти в трубопровод   Махачкала - Новороссийск  из-за превышения содержания  воды.  Это при том, что  перед сливом из танкера обязательно берутся пробы и при несоответствии сырья стандартам танкер не сливают.   При таком подходе расположение «самовара» в припортовом нефтехранилище Махачкалинского порта становится своеобразным конкурентным преимуществом.

В ситуации, когда нелегальный НПЗ практически открыто перерабатывает непонятно откуда взявшуюся нефть, возникает резонный вопрос о способах ее получения. Есть единственный вариант: на закрытой для посторонних глаз территории частного предприятия  разгружаемую с танкеров лукойловскую, казахстанскую или  туркменскую нефть  откачивать на свой мини-НПЗ, а в трубопровод закачивать воду и дешевые отходы переработки. «Сливками» будет  нафта – идеальное сырье для получения высококачественного бензина. И чем больше объём производства - тем больше в трубе мазута и воды. А для "маскировки" ворованного сырья можно официально купить небольшой объем нефти. Потом, так же официально, отправить на экспорт  танкера  с получившимся мазутом и нафтой.  Кстати, манипулируя соотношением отправленных танкеров с разными продуктами переработки  можно «увеличить» глубину переработки, доведя ее до 90%. Сравните - современный нефтеперерабатывающий завод стоит от $2 млрд, а «самовар» - максимум  $1 млн.

Эти предположения кажутся вполне реальными не только из-за невнятных объяснений начальников «Дагнефтепродукта». После истории, приключившейся в августе этого года, предположения превращаются в версию подготавливаемого преступления. Тогда российские спецслужбы задержали вышедший из дагестанской столицы азербайджанский танкер «Нафталан». На нём под видом мазута, экспортные пошлины на который значительно ниже, пытались вывезти 4,5 тысячи тонны нефти. В ФСБ возбудили уголовное дело по статье 226 УК РФ (Контрабанда стратегических ресурсов). Выяснилось, что залитая в танкер нефть предназначалась для прокачки по нефтепроводу из Махачкалы в Новороссийск, а её уход «налево» обеспечил персонал «Дагнефтепродукта». Не исключено, что это был не единичный случай.

В конце октября сотрудники ФСБ вызвали для дачи показаний работавшую в день загрузки «Нафталана» смену из 4 операторов и 2 диспетчеров ОАО «Дагнефтепродукт». В ответ компания прекратила приёмку нефти в резервуары, парализовав прокачку нефти из Махачкалы в Новороссийск. За сутки простоя нефтепровод недосчитался около 15 тысяч тонн сырья. Руководство «Дагнефтепродукта» ссылалось на забастовку, устроенную коллективом в знак протеста против задержания коллег. Но в стихийность протестов мало кто поверил. Как и в то, что работяги без команды сверху взялись бы грузить танкер контрабандной нефтью. Однако вскоре после поимки контрабандного танкера гендиректор «Дагнефтепродукта», до этого никогда не жаловавшийся на здоровье, скоропостижно скончался.

С осени у «Дагнефтепродукта» - новый гендиректор, 34-летний Саид Абдулаев. Но на резкие перемены вряд ли стоит рассчитывать. Во-первых, Абдулаев - человек в «нефтянке» новый. Известен он, прежде всего по работе в футбольном клубе «Анжи», где дослужился до должности исполнительного директора и почётного звания «Заслуженный работник физической культуры Республики Дагестан». Во-вторых, Абдулаев считается протеже Магомеда-Султана Магомедова, могущественной фигуры в нефтяной промышленности региона, к тому же основателя и бывшего президента футбольного клуба «Анжи». В марте 2012 года, в бытность председателем Народного собрания Дагестана, Магомедов лично назначил уволившегося из «Анжи» Саида Абдуллаева заместителем руководителя аппарата республиканского парламента.Очевидно, что от дагестанских «самоваров», воровства и контрабанды кормятся не последние в регионе люди. А значит, борьба с этими явлениями, наносящими урон и имиджу республики, и её небогатому бюджету, по-прежнему будет натыкаться на незримое сопротивление этих влиятельных лиц. Органы же правопорядка, в первую очередь ФСБ на фоне террористической активности в республике такими обыденными преступлениями просто не успевают заниматься. Непонятно только почему «Транснефть» настаивает на сохранении аверса и даже приступила к консервации участка от Баку до Махачкалы.

Технически процветанию в Дагестане околонефтяных аномалий невольно способствует действующий ныне прямой, аверсный, режим работы трубопровода Баку - Махачкала - Новороссийск. Именно в таком режиме махачкалинский порт является важным перевалочным пунктом на пути нефти с Каспия к черноморскому побережью России. К тому же участок нефтепровода от Махачкалы до магистрали Баку-Новороссийск стал самым беспокойным для эксплуатации. Охранную зону вокруг трубы практически застроили. И воровство нефти из трубы идет уже за частными заборами. Ни прокуратура, ни суды давно на эти само захваты земли не обращают внимания. А жить на трубе опасно по всем параметрам. У «Транснефти» все как в анекдоте: «Хоть было и больно, и невкусно, но мыши не переставали грызть кактусы».

Получается, что самым надёжным способом прекратить разгул махинаций может стать перевод нефтепровода в реверсный режим. Как только сырьё начнёт поставляться из России в Азербайджан, как это предлагает «Роснефть», переваливать нефть через махачкалинский порт станет бессмысленно. А значит, не видать прежнего раздолья и дагестанским «самоварщикам».

mahachkala-news.ru


Смотрите также