Добыча нефти шелл


Проект «Сахалин - 2» – добыча нефти и газа

Этот мегапроект включает в себя строительство и эксплуатацию технологических объектов мирового уровня для добычи и экспорта сырой нефти и природного газа, а также завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Это крупнейший в России проект на основе частных инвестиций. Оператор проекта — компания «Сахалин Энерджи».

Акционерами «Сахалин Энерджи» являются: ОАО «Газпром» (50% акций + 1 акция), «Шелл» (27,5% акций – 1 акция), «Мицуи» (12,5% акций), «Мицубиси» (10% акций).

Проект-первопроходец

Впервые в российской истории:

  • Начата полномасштабная разработка шельфовых месторождений нефти и газа
  • Построен завод по производству СПГ
  • Начались поставки российского газа в страны АТР

Морские платформы

«Моликпак»

Платформа «Моликпак» стала первой морской добывающей платформой, установленной на российском шельфе. В июле 1999 года на ней началась промышленная добыча шельфовой нефти, что стало знаменательным событием для компании «Сахалин Энерджи» и всей Российской Федерации. Ширина платформы «Моликпак» — 120 метров, вес — 37 523 тонны. На платформе работают и живут более 130 человек.

Платформа «Лунская-А» (ЛУН-А)

Это первая в России морская газодобывающая платформа. Платформа «Лунская-А» установлена в 15 км от побережья острова Сахалин на участке, где глубина составляет 48 метров. Добывающие мощности платформы рассчитаны на добычу 51 млн куб. метров газа и 50 000 баррелей конденсата в сутки (8000 куб. метров в сутки). Верхние строения платформы массой 22 тыс. тонн могут по весу потягаться с двумя Эйфелевыми башнями, а ее площадь покрывает футбольное поле.

Платформа «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б)

Установленная в 12 км от побережья острова Сахалин в открытом море, где глубина составляет 32 метра, эта самая крупная интегрированная нефтегазодобывающая платформа проекта «Сахалин-2» начала работать в 2008 году. Высота платформы ПА-Б от морского дна до верхней точки палубы составляет 121 метр, т. е. эквивалентна высоте сорокаэтажного дома. В жилых помещениях платформы может быть размещено 100 человек постоянного и 40 человек временного персонала.

Морские трубопроводы

Транспортировку нефти и газа с морских платформ на берег обеспечивают морские трубопроводы, общая длина которых достигает 300 км.

Объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК)

ОБТК осуществляет первичную обработку газа и конденсата, полученных на Лунском месторождении, до их подачи в трубопроводную систему для транспортировки на производственные объекты, находящиеся на юге. Через ОБТК также проходят нефть и попутный газ, добытые на морских платформах Пильтун-Астохского месторождения. В состав ОБТК входит энергоустановка мощностью 100 МВт для снабжения электроэнергией платформы «Лунская-А» и самого комплекса.

Транссахалинская трубопроводная система

Общая протяженность наземных трубопроводов — 1600 км, их трасса пересекает более 19 тектонических разломов и 1000 водотоков.

Завод по производству СПГ

Центральной частью проекта является первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), входящий в состав производственного комплекса «Пригородное» на юге острова, на побережье залива Анива.

Природный газ перерабатывается на двух одинаковых технологических линиях, или «нитках», как их называют в нефтегазовой отрасли, производящих более 9,6 млн тонн СПГ в год.

В состав производственного комплекса также входят резервуары для хранения нефти и СПГ, энергоустановка мощностью 480 МВт, причал отгрузки СПГ (причал) и выносное причальное устройство для отгрузки нефти в морском порту Пригородное.

Весь объем СПГ, производимый заводом, уже продан на 20 и более лет вперед по контрактам, заключенным с 11 покупателями.

Две производственные линии завода СПГ могут ежегодно производить более 9,6 млн тонн сжиженного природного газа.

СПГ «Сахалина-2» стал новым источником поставок энергоресурсов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона: в настоящее время за счет российских поставок удовлетворяется почти 9% потребностей в газе Японии и 4% потребностей Южной Кореи.

Концерн «Шелл» и ПАО «Газпром»: перспективы успешного партнерства

Концерн «Шелл» и ПАО «Газпром» привносят свой уникальный опыт и знания, что делает возможным реализацию этого сложного проекта.

«Шелл» играет ведущую роль на каждом этапе технологической цепочки производства СПГ.

ПАО «Газпром» — крупнейшая газодобывающая компания в мире — делится своим опытом, знанием российской законодательной базы, специфики взаимодействия с государственными структурами, с российскими, зарубежными заказчиками и инвесторами, а также опытом развития и организации экспорта с крупнейших в мире месторождений углеводородов.

Официальный сайт «Сахалин Энерджи»

www.sakhalinenergy.ru

www.shell.com.ru

shell - Википедия

Эта статья — о компании Royal Dutch Shell. О командных оболочках (shell) см. статью Оболочка операционной системы; о биржевом термине см. статью Шелл-компания.

Royal Dutch Shell (произносится Роял Датч Шелл) — нидерландско-британская нефтегазовая компания, четвёртая по величине активов производственная компания в мире, согласно рейтингу Forbes Global 2000[3] (май 2014 года) и первая в рейтинге Fortune Global 500[4] по величине выручки (2013 год). Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды).

История[ | ]

Старинная реклама Shell: «Куда бы вы ни поехали, вы можете быть уверены в Shell»

Группа была создана в 1907 году путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd. Это слияние, в основном, было обусловлено необходимостью конкуренции на мировом рынке с американской компанией Standard Oil[5].

Вообще, наименование «Shell» и логотип компании (красно-желтая ракушка) происходят из 1833 года, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски «shell»). В дальнейшем, в 1891 году сын Сэмюэля оказался в Батуми, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Ближний Восток. В 1892 году танкер компании SS Murex отправился из России с грузом в 4000 тонн керосина для Сингапура и Бангкока.

В феврале 2016 Royal Dutch Shell завершила поглощение британской BG Group, о котором было объявлено в апреле 2015 года. Сумма сделки составила 70 млрд долларов США. Акционеры BG Group согласно условиям сделки получили около 19 % объединённой компании, а Royal Dutch Shell — доступ к запасам сжиженного природного газа, на добыче которого специализировалась британская компания[6].

Структура, собственники и руководство[ | ]

До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в обслуживающих компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.

Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).

Около 100 % акций компании по состоянию на июль 2010 года находились в свободном обращении. Капитализация на этот период — $159,4 млрд[7].

Председатель совета директоров компании «Ройял датч Шелл» с июня 2006 года — Йорма Оллила (фин. Jorma Ollila). Главный исполнительный директор «Ройял датч Шелл» с января 2014 года — Бен ван Берден (нидерл. Ben van Beurden).

Главный исполнительный директор компании «Ройял датч Шелл» с июня 2009 года по 2013 год являлся Петер Возер (нидерл. Peter Voser).

Джон Керр, возглавлявший компанию «Shell Transport and Trading» с 2002 года и группу директоров в период объединения активов «Shell» и «Royal Dutch», с 2006 по 2012 год являлся заместителем председателя совета директоров и старшим независимым директором «Ройял датч Шелл».

Бывший президент компании «Шелл» — Мартен ван ден Берг, сын , долгое время председательствовавшего в Unilever и являвшемся голландским министром обороны в 1959, и внук , одного из основателей Unilever.

Деятельность[ | ]

Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 80 странах мира. Запасы нефти на 2009 год составляли 5,69 млрд баррелей (770 млн т), газа — 49,1 трлн куб. футов (1,38 трлн м³)[7].

Также «Шелл» полностью или частично владеет более 30 нефтеперерабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 43 тыс. станций.

Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии.

Показатели деятельности[ | ]

Добыча нефти компанией в 2009 году составила около 80 млн т (1,581 млн баррелей в сутки), природного газа — около 88 млрд м³[7].

В 2006 году Shell перерабатывала 3,57 млн баррелей нефти в сутки (177,7 млн т за год).

Общая численность персонала компании на 2011 год — около 90 тыс. человек[8]. Оборот компании в 2011 году составил $470,2 млрд, чистая прибыль — $31,2 млрд[8].

Основные проекты[ | ]

Сценарии Shell[ | ]

Shell стала одной из первых мировых нефтяных компаний, которая в 1970-е гг. разработала и предложила сценарии касательно будущего развития мирового энергетического рынка.[9] Использование сценариев позволяет компаниям выстраивать свою стратегию развития, управлять рисками, предугадывать и понимать динамику изменений на нефтегазовых рынках. Последняя версия сценариев "Shell energy scenarios to 2050" была обновлена и представлена компанией в 2011 году.[10]

Royal Dutch Shell в России[ | ]

Royal Dutch Shell — один из крупнейших иностранных инвесторов в России по объёму вложений. Royal Dutch Shell участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2», совместно с ОАО «Газпром» и японскими Mitsui и Mitsubishi) и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50%-ная доля в Салым Петролеум Девелопмент Н.В. — СП с компанией Sibir Energy). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с «Газпромом».

Shell в России активно занимается маркетингом смазочных материалов — на долю концерна приходится около 20 % всего импорта моторных и индустриальных масел в Россию. В аэропорту Домодедово Shell заправляет топливом более 30 авиакомпаний. Развивается маркетинг продуктов нефтехимии. В Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской, Вологодской и других областях у компании имеется сеть АЗС (на июнь 2013 года — 100 станций)[11]. В августе 2009 года в Торжке (Тверская область) начато строительство завода смазочных материалов Shell стоимостью $100 млн[12]. 3 октября 2012 года состоялось открытие завода. В год планируется производить 200 млн литров продукции[13]. Завод Shell в Торжке входит в региональную группу, объединяющую производящие смазочные материалы Шелл заводы в Европе и Африке. Продукция завода поставляется в Россию, Беларусь, Казахстан и Украину.

Royal Dutch Shell на Украине[ | ]

Бизнес Shell Retail вышел на украинский рынок в 2007 г. С тех пор сеть АЗС под брендом Shell управляется Royal Dutch Shell. Shell Retail Ukraine географически входит в кластер Центральной и Восточной Европы Shell Downstream Retail.                                                 

На сегодняшний день сеть АЗС Shell насчитывает 132 станции в 18 регионах Украины. На АЗС Shell по всей Украине предлагают клиентам нефтепродукты и автогаз высокого качества, широкий ассортимент продукции Retail Convenience (товары для клиентов АЗС), вкусные фаст фуд и напитки. В Shell в Украине работает более 1600 человек.      

Royal Dutch Shell на Аляске[ | ]

Shell в течение многих лет пыталась получить государственное разрешение на бурение в водах Аляски. Прежде чем начать разработку месторождений, ей требуется получить еще ряд разрешений от различных ведомств. К примеру, от порта города Сиэттл, где швартуются танкеры компании. Наконец, 11 мая 2015 года, администрация президента США Барака Обамы разрешила Shell начать бурение нефтяных скважин в арктических водах у побережья Аляски, как сообщил телеканал CNN[14]. По оценкам министерства внутренних дел США, аляскинские месторождения могут дать более 20 млрд баррелей нефти и 2,5 трлн кубометров природного газа. Если она воспользуется разрешением, то будет единственной компанией, которой позволено добывать нефть на Аляске.

На возражения экологов против присутствия Shell в регионе, в министерстве внутренних дел заявили, что очень тщательно просмотрели технические вопросы заявки Shell на бурение.

Критика[ | ]

В 1995 году, когда компания «Shell» объявила о своём намерении затопить в Северном море нефтяную плат­форму «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции корпорации, пока концерн не уступил.[15]

Африка[ | ]

В начале 1996 года «Shell», как крупнейшему производителю нефти в Нигерии, было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта — борца с нефтяными вышками[16] Иски были предъявлены Shell и Брайану Андерсону, руководителю её нигерийских отделения.[17]. В 2009 году Shell согласилась выплатить $ 15,5 млн для урегулирования правового спора. Компания Shell не признала какой-либо ответственности по предъявленным пунктам обвинения против неё[18].

В 2009 году компания Shell была предметом доклада Amnesty International о нарушении прав человека, как следствии деятельности компании Shell в дельте реки Нигер. В частности, Amnesty критикует продолжающуюся деятельность по сжиганию попутного газа и медленную реакцию компании Shell на разливы нефти.[19] Документы 2009 года показывают, что Shell регулярно производит выплаты нигерийским военным, чтобы предотвратить протесты.[20]

Деятельность Shell в дельте реки Нигер привело к чрезвычайному загрязнению окружающей среды. Многие нефтепроводы, принадлежащие Shell в этом районе, старые и проржавевшие. Это привело к многочисленным разливам нефти в этой области, которые привели к деградации окружающей среды, уничтожению растительности и рыбы. Shell признала проблему с нефтепроводами, но отрицает ответственность за экологические загрязнения.[21] Это привело к массовым протестам против Shell жителей в дельте реки Нигера и Amnesty International.[22]

Америка[ | ]

Shell также ответственна за крупнейший в мире разлив нефти из когда-либо происходивших в пресных водах. 15 января 1999 года танкер Shell в озере Магдалена, (Аргентина) столкнулся с другим танкером, из-за чего все его содержимое вылилось в озеро, что привело к загрязнению окружающей среды, питьевой воды, растительности и животных.[23]

Ирландия и Россия[ | ]

В России в ходе проекта Сахалин-2 были экологические неурядицы, полемика была и в Ирландии в ходе проекта по разработке природного газа на северном побережье острова.

В 2007 г. международное общество «Друзья Земли (англ.)» заявило, что ущерб, нанесённый деятельностью компании Шелл по добыче нефти, как локальным сообществам, так и глобально, может быть оценен в 20 млрд $.[24]

Добыча в Арктике[ | ]

С 1988 года буровое судно Kulluk находится недалеко от Аляски в море Бофорта, где был построен искусственный остров под названием Нортстар с размещенной на нём нефтяной скважиной[25][26]. Компания признаёт опасность паковых льдов и отмечает: «Никто ещё толком не знает, как очищать нефть с плавающих ледяных массивов и битого льда».[27]

В июле 2012 активисты Гринписа блокировали работу 53 шелловских АЗС в Эдинбурге и Лондоне, протестуя против планов компании по бурению нефтяных скважин в Арктике. Движение Гринпис «Защитим Арктику» ставит себе целью предотвратить бурение нефтяных скважин и промышленный лов рыбы в Арктике и добиться признания Арктики природной территорией международного значения.[28]

Спонсорство и благотворительная деятельность[ | ]

Нефтяная компания Shell — один из круп­нейших инвесторов социальных проектов в Западной Африке (дельта реки Нигер). Почти 60 миллионов евро в год концерн рас­ходует в этом обедневшем регионе на юге Нигерии на содержание школ и учреждений здравоохранения. В Европе и Японии Shell — в числе крупнейших инвесторов солнечных электростанций.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Royal Dutch Shell plc Financial Statements, Google. Проверено 10 июля 2013.
  2. ↑ Financial Statements for Royal Dutch Shell plc (ADR) - Google Finance
  3. ↑ Forbes Global 2000
  4. ↑ Fortune Global 500
  5. ↑ Fred Aftalion. A History of the International Chemical Industry. — Chemical Heritage Foundation, 2001. — P. 142. — ISBN 978-0-941901-29-1.
  6. ↑ Royal Dutch Shell стала второй по величине нефтяной компанией мира РБК
  7. ↑ 1 2 3 Екатерина Дербилова. «Это настоящая трагедия», — Питер Возер, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell // Ведомости, № 128 (2646), 14 июля 2010
  8. ↑ 1 2 Знакомьтесь — «Шелл»
  9. ↑ Living in the Futures. Harvard Business Review. Проверено 5 ноября 2015.
  10. ↑ Shell. Shell Future Energy Scenarios: "Zone of Uncertainty" Ahead.
  11. ↑ Автозаправочные станции «Шелл» в России
  12. ↑ Shell запустит производство смазочных материалов в России // РИА «Новости», 31 августа 2009
  13. ↑ «Шелл» открыл завод по производству смазочных материалов в городе Торжке Тверской области
  14. ↑ Obama administration approves Arctic drilling
  15. ↑ Brent Spar’s long saga BBC News, 1998
  16. ↑ Shell pays out $15.5m over Saro-Wiwa killing
  17. ↑ The case against Shell
  18. ↑ Shell settles Nigeria deaths case, BBC News (9 June 2009).
  19. ↑ Amnesty.org
  20. ↑ Smith, David. WikiLeaks cables: Shell's grip on Nigerian state revealed, The Guardian (8 December 2010).
  21. ↑ Shell International Petroleum Company, Developments in Nigeria (London: March 1995)
  22. ↑ Shell in Nigeria: What are the issues?. Boycott Shell campaign (Essential Action). Проверено 15 мая 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  23. ↑ Petroleo en Magdalena — República Argentina www.petroleomagdalena.com (spanish)
  24. ↑ Macalister, Terry. Campaigners urge Shell to put profits into clean-up, Business, London: Guardian News and Media Limited (31 January 2007). Проверено 30 августа 2007.
  25. ↑ Vaughan Meyer. Frontiers in Offshore Geotechnics III. — CRC Press, 2015-05-14. — 1422 с. — ISBN 9781315675510.
  26. ↑ James G. Speight. Handbook of Offshore Oil and Gas Operations. — Elsevier, 2014-10-22. — 444 с. — ISBN 9780080878195.
  27. ↑ The «Classic» Kulluk
  28. ↑ Greenpeace activists shut down 53 Shell petrol stations 16 July 2012 The Guardian

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Royal Dutch Shell

 

 

Royal Dutch Shell PLC (более известная как Shell) - британо-нидерландская вертикально-интегрированная нефтегазовая компания, образованная в результате слияния Голландской Royal Dutch Petroleum и Британской Shell Transport & Trading. Штаб-квартира организации находится в Нидерланда, при этом компания зарегистрирована как корпорация в Великобритании.

Деятельность Royal Dutch Shell включает разведку, добычу, переработку и сбыт нефти, газа и нефтепродуктов. Компания совершает операции более чем в 90 странах и имеет более 44 000 АЗС по всему миру. На 13 апреля 2015 года рыночная капитализация Shell оценивалась в 129,8 млрд. £. Акции компании входят в расчет индекса FTSE 100.

 

Royal Dutch Shell©PetroDigest.ru
Дата основания 1907 год
Расположение штабквартиры Гаага, Нидерланды
Председатель освета директоров Чарльз Холидэй
Генеральный директор Бен ван Берден
Руководитель в России Вильям Козик
Оборот 264.96 млрд. $ (2015 г.)
Чистая прибыль 1.939 млрд. $ (2015 г.)
Число сотрудников 94 000 человек

 

История компании

 

Royal Dutch Shell была создана в феврале 1907 года путем слияния двух конкурирующих компаний – Голландской Royal Dutch Petroleum Company и Британской «Shell» Transport and Trading Company Ltd. Такой шаг был в значительный мере обусловлен необходимостью в составлении серьезной конкуренции Standard Oil. По ряду причин компании работали как объединение, но имели при этом отдельные юридические лица. По условиям слияния 60% собственности переходило Голландской компании, 40% - Британской.

Royal Dutch Petroleum Company - компания, созданная в 1890 году в Гааге для разработки месторождения на Суматре, в Голландской Ост-Индии. Нефтяные залежи на этой территории были обнаружена еще в 1885 году, но для начала работ были необходимы средства. Сама нефть на Суматре была довольно легкая, и, соответственно, хорошо подходила для производства бензина, что делало добычу в этом регионе очень перспективной.

Название Royal Dutch компания получила вследствие того факта, что концессионеры заручились поддержкой короля Уильяма III.

«Shell» Transport and Trading Company Ltd. была основана двумя братьями – Маркусом Самуэлем (1st Viscount Bearsted) и Самуэлем Самуэлем в 1897 году для транспортировки керосина из Батуми на Ближний Восток через Суэцкий Канал

Их отец владел антикварной конторой в Хаундсдитче (район Лондона). В 1833 году он решил расширить деятельность и стал импортировать и продавать морские раковины. В честь этих ракушек братья и решили назвать новую компанию («Shell» в переводе с английского означает «морская раковина»).

Во время Первой Мировой Войны Shell была основным поставщиком топлива Британских вооруженных сил, а также единственным поставщиком авиационного топлива. Кроме этого, компания поставляла 80% тротила.

В 1919 году Shell взяла под контроль Mexican Eagle Petroleum Company и в 1921 году сформировала компанию Shell-Mex Limited, которая начала реализовывать продукцию под торговыми марками «Shell» и «Eagle». В 1929 году была образована Shell Chemicals. В результате, в конце 1920-х годов Shell стала крупнейшей нефтяной компанией, обеспечивающей 11 % мировых поставок сырой нефти.

В 1931 году был построен Shell Mex House, в котором стал располагаться головной офис компании. В 1932 году, частично в связи со сложившимися непростыми экономическими условиями, Shell Mex приняло решения объединить свои усилия на розничном рынке Великобритании с British Petroleum и создав Shell Mex and BP – компании, просуществовавшей до 1975 года.

В 1930 году мексиканские активы Shell были принудительно переданы местному правительству.

После вторжения Германских войск в Нидерланды в 1940 году, головной офис компании был перенесен в Кюрасао.

В 1952 года Shell стала первой компанией в Нидерландах, которая начала использовать компьютер. Устройство, получившее название Ferranti Mark 1, было собрано и установлено в лаборатории Shell в Амстердаме.

В 1970 году Shell приобрела горнодобывающую компанию Billiton, впоследствии проданную в 1994 году, и являющуюся в настоящий момент частью BHP Billiton.

В ноябре 2004 года, после периода нестабильности, вызванного открытием того факта, что Shell завышает цифры по своим реальным запасам нефти, было объявлено о реструктуризации капитала Shell Group и о создании новой родительской компании Royal Dutch Shell PLC, со штаб-квартирой и налоговой резиденцией в Гааге (Нидерланды), и регистрацией в Лондоне. Объединение было завершено 20 июля 2005 года. В тот же день «Shell» Transport & Trading Company PLC была снята с Лондонской биржи (LSE), а 18 ноября 2005 года Royal Dutch Petroleum Company покинули Нью-Йоркскую NYSE.

В 2009 году Иракскими нефтяными службами был разыгран тендер на разработку месторождения Majnoon на юге Ирана, которое содержит около 12,6 млрд. баррелей нефти. В результате был создан консорциум во главе с Shell (45 %) и Petronas (30 %). Права на разработку West Qurna 1 достались ExxonMobil (60 %) и Shell (15 %).

В феврале 2010 года Shell создали с Бразильским Cosan (50/50) совместное предприятие под названием Raizen, включающие все основные активы Cosan и бразильский бизнес Shell по распространению моторного и авиационного топлива.

В марте 2010 года компания объявила о продаже части своих активов, в том числе производство сжиженного попутного газа, на покрытие плановых расходов в 28 млрд. $. В июне того же года Royal Dutch Shell приобрела весь бизнес компании East Resources, в том числе, газовые месторождения, за 4,7 млрд. $.

В 2013 году Shell начала продавать свои активы по добыче сланцевого газа в США. Корпорация также отменила проект по разработке месторождения сланцевого газа в Луизиане, стоимостью 20 млрд. $. Общая производительность компании в 2013 году упала по сравнению с предыдущим годом на 38 %. В результате стоимость акций компании снизилась на 3%. В феврале 2014 году Shell также продала большинство своих австралийских активов.

8 апреля 2015 года Royal Dutch Shell объявила о согласии на покупку BG Group за 70 млрд. $, до сих пор, однако, вопрос не закрыт.

 

Shell в России

 

ПроектОписание проекта©PetroDigest.ruУчастникиДоли
«Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» Разведка и разработка Западно-Салымского, Верхне-Салымского и Ваделыпского месторождений в Ханты-Мансийском АО ГАЗПРОМ НЕФТЬ 50%
«Шелл Салым Девелопмент Б.В.» 50%
«Сахалин II» Разработка двух месторождений: Пильтун-Асхотского и Лунского месторождений на острове Сахалин в рамках Соглашения о разделе продукции. Оператор – «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» ГАЗПРОМ 50% + 1 акция
Shell 27,5% - 1 акция
Mitsui 12,5%
Mitsubishi 10%

 

Shell в мире

 

 

Добычу нефти в Африке Shell начала в 1950-х годах. В 1958 году было налажено производство в Нигерии. Компания также осуществляет добычу нефти в Алжире, Камеруне, Египте, Габоне (на месторождении гиганте Rabi-Kounga), Гане, Ливии, Марокко, Нигерии, Южной Африке и Тунисе. В августе 2014 года компания раскрыла информацию о продаже своей доли на четырех месторождениях в Нигерии.

Малайзия

Shell начало разработку своей первой нефтяной скважины в Малайзии в 1910 году в Мири, Саравак. Сегодня на месте этой нефтяной шахты стоит монумент под названием Grand Oil Lady. В 1914 году Shell построила первый НПЗ в Малайзии и проложила трубопровод в Мири.

На 2012 год в стране насчитывалось 900 АЗС Shell, а мощности по переработке составляли около 100 тыс. баррелей в день.

Филиппины

На Филиппинах Royal Dutch Shell ведет деятельность от имени своей дочерней компании Pilipinas Shell Petroleum Corporation, которая имеет долю в нефтехранилище Pandacan и других ключевых объектах.

Сингапур

Сингапур является местом сосредоточения деятельности компании Shell в азиатско-Тихоокеанском регионе. Shell Eastern Petroleum limited (SEPL) имеет нефтеперерабатывающие мощности в Pulau Bukom, а Shell Chemicals Seraya ведет деятельность на Jurong Island.

Ирландия

Shell начала реализацию нефти в Ирландии в 1902 году. Разведкой и добычей занимается Shell E&P Ireland (SEPIL) (ранее Enterprise Energy Ireland) со штаб-квартирой в Дублине, которая была приобретена в 202 году. Главным проектом компании является газовое месторождение Corrib на северо-западном побережье. Однако, в процессе реализации проекта, Shell столкнулась с рядом трудностей, касающихся постройки береговых трубопроводов и получения лицензий.

В 2005 году Shell передала весь бизнес по реализации топлива на территории Ирландии компании Topaz Energy Group.

Великобритания

На принадлежащей Великобритании территории Северного моря Shell имеет доли в более чем пятидесяти нефтяных и газовых месторождений, 30 морских добывающих платформ, 30 подводных станций, две плавучие платформы для добычи и хранения нефти, морской терминал и три наземных газоперерабатывающих завода. Предприятия компании обеспечивают 12 % поставок нефти и газа в Великобритании.

  • Северная Америка

В Америке бизнес корпорации Royal Dutch Shell США представляет практически независимая до недавнего времени Shell Oil Company, чьи акции торговались на Нью-Йоркской бирже (NYSE). Изменения произошли в 1990-х годах, когда Shell выкупила обратно акции Shell Oil Company, которыми она не владела.

Аналогичный маневр Royal Dutch Shell провела и в отношении Shell Canada, также выкупив акции и применив глобальную модель ведения бизнеса.

В мае 2010 года Royal Dutch Shell приняло окончательное решение о финансировании проекта первой плавучей платформы, осуществляющей добычу сжиженного природного газа, после открытия морского месторождения Prelude в районе северо-западного побережья Австралии и содержащего по разным оценкам около 850 млрд. м3 природного газа.

В феврале 2014 года Shell продала свои австралийские НПЗ и АЗС компании Vitol за 2,6 млрд. $. Однако, ожидается, что Shell продолжит инвестировать в проекты в Австралии совместно с Chevron Corporation и Woodside Petroleum.

petrodigest.ru

История бренда Shell | Brandpedia

История «Шелл» началась в 1833, когда английский коммерсант Маркус Самюэль открыл в Лондоне небольшой магазин по продаже различных безделушек, украшенных морскими ракушками («shell» по-английски значит раковина), и других экзотических восточных изделий. «Шелл» — именно так назывался магазин отца Сэмюэля в Лондоне. Предприятие оказалось прибыльным, и Самюэль организовал доставку даров моря с Дальнего Востока средствами своего небольшого каботажного флота. Суда, следовавшие из метрополии в колонии, везли на своем борту различные грузы, в том числе и нефтепродукты. Самюэль, будучи талантливым коммерсантом, увидел великое будущее у нефтяного бизнеса в период его практического рождения. После его смерти, в 1870 г. дело перешло к сыновьям, которые основали в 1878 уже собственную фирму.

Круг деятельности братьев Самюэль быстро расширялся, особенно после того, как Маркус Самюэль-младший в 1890 посетил Батуми, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он решил взяться за транспортировку нефти по всему миру с помощью танкеров.

Первое в мире нефтеналивное судно было построено в России на верфях Баку и называлось «Зороастр», в память о зороастрийцах – огнепоклонниках, предков современных армян. Самюэл был потрясен, когда увидел русский танкер.

Оказавшись весьма разворотливым предпринимателем, уже в 1892 он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер под названием «Мюрекс» водоизмещением 5 тыс. тонн. В память об этом событии, головной танкер нефтеналивного флота Shell теперь называют «Мюрекс». Ключевым моментом является то, что конструкция изобретенного Маркусом Сэмюэлем танкера исключала угрозу самовозгорания нефтепродуктов. Кроме того, «Мюрекс» прошел регистрацию агенства «Ллойд» и отвечал жестким требованиям морских перевозок через Суэцкий канал, (чего раньше не могла добиться ни одна нефтяная компания), через который и планировалось перевозить нефть и другие нефтепродукты. Свой первый рейс «Мюрекс» совершил в августе 1892 с грузом 4 тыс. тонн русского керосина по маршруту Батуми-Сингапур-Бангкок.

Именно поэтому первым «фирменным» продуктом, поставленным компанией Shell дальневосточным потребителям в начале 1893 года, стал российский керосин. 

 Транспортировка нефти породила и новые проблемы — в портах Дальнего Востока предприимчивым Самюэлем были построены большие емкости для хранения нефти. А также заводы по производству упаковки, которую местные жители использовали в самых различных целях, в том числе и для изготовления кровель крыш.

К концу 90-х годов прошлого века нефтяной бизнес Самюэля настолько разросся, что он основал в 1897 отдельную компанию под названием «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.». Но до создания нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. У Маркуса Сэмюэля был по-прежнему могущественный враг в лице американской монополии «Стандард Ойл». Необходимость противостоять экспансии американцев стала основой для сближения «Шелл» и «Ройял Датч», которую Сэмюэль когда-то рассматривал не иначе как опасного конкурента. «Ройял Датч Петролеум» была создана в 1890 году под покровительством короля Нидерландов, которая осуществляла разработку богатого месторождения на острове Суматра и ожесточенно конкурировала с «Шелл» за рынки сбыта. Однако истории было угодно распорядиться судьбой этих двух компаний по-своему.

В 1902 году после долгих переговоров «Шелл» и «Ройял Датч» создали концерн «Эйшиэтик Петролеум», целью которого ставилось расширение торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе российского производства, в дальневосточном регионе. В 1907 году произошло окончательное объединение капиталов и интересов «Ройял Датч Петролеум» и «Шелл Транспорт & Трейдинг К.», послужившее фундаментом корпорации, известной сегодня во всем мире как «Ройял Датч/Шелл». В 1900 директором-распорядителем этой компании, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939), которого впоследствии называли «нефтяным Наполеоном». Детеринг был сторонником сотрудничества с «Шелл». По его инициативе в 1907 произошло слияние капиталов «Ройал Датч» и «Шелл», была основана новая компания с двумя головными офисами в Лондоне и Гааге.

В объединенном концерне 60% акций принадлежало «Ройал Датч», а 40% — «Шелл. Такое соотношение сохраняется до сих пор.

Вскоре начался период роста. Сфера деятельности концерна постоянно расширялась, разрабатывались новые месторождения сырой нефти, разбросанные практически по всему земному шару. Мощные нефтеперерабатывающие заводы контролировались центром в целях более оперативного спроса на нефтепродукты. Были приобретены права на добычу нефти в Румынии (1906), России (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и некоторых других странах и регионах.

В 1912 концерн вышел на внутренний рынок США, начав разработку нефтяных месторождений и строительство нефтепроводов. В связи с развитием морского и автомобильного транспорта «Шелл» сделал ставку на производство мазута и бензина и не ошибся, что принесло ему колоссальные прибыли.

В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.

Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождении компании на нефтяной Олимп, но после ее окончания — опять активный рост. Создаются компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 30-х годов «Шелл» делает первые шаги в освоении производства химических продуктов, основанных на нефти. К концу 30-х годов «Шелл» добывала около 600 тыс. баррелей сырой нефти в день, что составляло более 10% мировой добычи.

Годы Второй мировой войны были нелегкими для «Шелл». Нидерланды были оккупированы Германией. Румыния и Дальний Восток также остались для компании за чертой досягаемости.

«Шелл» активно сотрудничала с правительствами стран-союзников, обеспечивая бесперебойные поставки авиа- и автобензина, а также мазута на все фронты военных действий.

Химическая компания «Шелл Кемикал Корпорейшн» наладила производство бутадиена для изготовления искусственного каучука. Во время войны все танкеры компании перешли под командование правительства, в результате в 1945 «Шелл» недосчиталась 87 своих судов.

По окончании войны концерн принялся за восстановление разрушенных предприятий и довольно быстро справился с этой задачей. Началось наращивание перерабатывающих мощностей. Производство нефтепродуктов возросло почти во всех регионах, особенно в Венесуэле.

В начале 50-х годов мировая экономика ощущала потребность в новых источниках сырой нефти. Концерн развернул поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Были открыты месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросшие объемы добычи нефти, естественно, повлекли за собой строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых были возведены в нидерландском порту Пернис, французском городе Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.

В 50-е годы на долю «Шелл» приходилась уже одна седьмая всего мирового производства нефтепродуктов, выпуск которых постоянно возрастал. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн). Вскоре такие танкеры стали основной единицей флота «Шелл».

В 1959 совместным предприятием «Шелл» и «Эксон» в голландском местечке Гроннинген было открыто одно из богатейших месторождений природного газа. Добыча газа стала еще одним направлением многопрофильного концерна «Шелл». К началу 70-х годов в Гроннингене добывалась половина газа, потребляемого в Западной Европе.

В середине 60-х годов компанией «Шелл» было разведано сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море, что потребовало разработки новой технологии морских перевозок сжиженного газа. В 70-е годы «Шелл» и ее партнерам удалось осуществить поставки пяти миллионов тонн сжиженного газа из Брунея в Японию. «Шелл» стала пионером крупномасштабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. В 80-е годы экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно вырос — в 1989 был осуществлен крупнейший проект разработки северо-западного шельфа Австралии и поставок сжиженного природного газа в Японию.

Помимо газа, в 1971 в Северном море в чрезвычайно сложных природных условиях было разведано гигантское месторождение нефти Брент. Позднее разведка и разработка месторождений в Северном море стали крупнейшей отраслью деятельности компании «Шелл». Суровые погодные условия диктовали необходимость применения высокотехнологичного оборудования для добычи нефти. Вслед за Брентом «Шелл» открыла месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработка Брента считается одним из самых технологически сложных и дорогостоящих проектов за всю историю человечества.

В середине 70-х годов спрос на нефть упал. События в Иране 1978-79 и связанные с ними ограничения на поставки нефти — все это вызвало к жизни необходимость поиска альтернативных источников энергии. Потребление газа в Европе в концу 70-х годов выросло более чем в два раза. 50% этого количества обеспечивали «Шелл» и ее партнеры.

Расширяя спектр своей деятельности, концерн укреплял свои позиции в угольной и металлургической промышленности. В 1981 в Вендаме (Нидерланды) вступил в строй большой завод по производству магния.

В 80-е годы усилия компании «Шелл» сосредоточились на дифференциации продуктов и услуг, на повышении эффективности производства посредством автоматизации сетей распределения и сбыта.

В этот же период времени «Шелл» перешла на производство неэтилированного бензина- более экологически чистого топлива.

К концу десятилетия компания перерабатывала на своих заводах около трех миллионов баррелей сырой нефти. Четверть от совокупного дохода концерна составляли доходы от химического производства. И все-таки 80-е годы стали беспрецедентными по разработке морских месторождений в Северном море. В его норвежском секторе было открыто второе по величине в Европе газовое месторождение Тролль. В Мексиканском заливе были разведаны два крупнейших месторождения нефти и газа — Булвинкл и Аугер. В 1989 суточная добыча нефти с платформы Булвинкл, установленной на глубине 412 м, достигла 8 тыс. баррелей. В 1994 была сооружена еще одна гигантская платформа Аугер на предварительно натянутых опорах, высота которой составила 872 м. Это самое высокое стационарное сооружение в мире на морском дне.

Для сохранения конкурентного преимущества «Шелл» готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт» в единую компанию — «Ройял Датч Шелл плс».

Логотип «Шелл»

Вот уже более ста лет слово «ракушка», или «Шелл», эмблема в виде ракушки гребешка и отличительные цвета - красный и желтый - используются для идентификации бренда и продвижения репутации компании. Эти символы обозначают качество продуктов и услуг, представляют профессионализм и ценности во всем мире.

У истоков

Наименование компании было «Шелл» (англ. раковина), и каждый танкер Самуэла, перевозящий керосин на восток, носил имя разных раковин. Гребешок, возможно был взят из фамильного герба бизнес-партнера, г-на Грэма, который импортировал керосин Самуэла в Индию и стал директором The Shell Transport and Trading Company. После переезда в Сантьяго де Компостела в Испании, семья Грэма взяла в качестве герба ракушку святого Иакова. С течением времени форма ракушки постепенно изменилась в соответствии с тенденциями графического дизайна. Дизайнер Рэймонд Лоуи создал и представил существующую эмблему в 1971 году.

Почему красный и желтый?

В 1915 году калифорнийская компания «Шелл» впервые построила станции обслуживания, и им необходимо было выделиться на фоне конкурентов. Они использовали яркие цвета, которые не были бы обидны для жителей Калифорнии: из-за тесных испанских связей штата были выбраны красный и желтый.

Сегодняшние цвета появились годы спустя, в 1995 году были введены яркие, запоминающиеся для потребителя красный и желтый цвета «Шелл» для новых розничных продуктов компании. Гребешок остается одним из самых известных символов бренда в 21 веке.

www.brandpedia.ru

Shell. Забудьте слово «невозможно»! // Компании // Аналитика

История возникновения компании Shell

В древнеиндийской мифологии у раковины (анг. Shell), как символа, есть множество значений, среди которых - первое дыхание жизни.

В 1897 году Англичанин Маркус Сэмюэль открыл компанию с названием Шелл Транспорт энд Трэйдинг Компани Лимитед, вдохнув жизнь в давно созданную отцом торговую лавку.

Теперь компания занималась разработкой нефтяных месторождений в Вест-Индии и на Суматре.

Эмблемой осталась ракушка.

Многими годами ранее его отец, Сэмюэль старший продавал экзотические поделки, среди которых были шкатулки с изображением раковины. Так и родилась эмблема компании, в которой Маркус Сэмюэль увековечил память об отце.

В 1907 году благодаря слиянию с голландской компанией Ройял Датч Петролеум Компани, на свет появилась новая компания - Ройял Датч Шелл. Теперь они стали крупнейшим в мире концерном, с двумя штаб-квартирами в Гааге и Лондоне.

1907 - 1914 годы явились периодом становления компании. Заключалось множество договоров, приобретались права на добычу нефти в ряде стран, в том числе и в России, присоединялись новые источники сырья и строились заводы.

1914 год поставил на колени множество компаний. Не обошла первая мировая и Shell. Были приостановлены геолого-разведочные работы и ввод в эксплуатацию новых НПЗ.

1929 год стал для компании лакмуссовой бумажкой, которая проявила всю ее силу и опыт. Shell сумел не только восстановиться целиком и полностью в послевоенные годы, но и освоить новый сектор - нефтехимию.

Во время второй мировой войны нефтепродукция (особенно авиационный керосин) компании пользовалась большим спросом у стран антигитлеровской коалиции, с которыми в этот период времени велось активное сотрудничество.По уже полученному опыту, в послевоенные годы Shell восстанавливает и увеличивает объемы добываемой и производимой продукции.

На фоне роста популярности автотранспорта, она стала развивать деятельность в Африке и Южной Америке. Увеличились объемы и энергоэффективность транспортировки нефти.

В 1947 г. Shell пробурил первую рентабельную нефтяную скважину на шельфе Мексиканского залива. К 1955 г. количество скважин возросло до 300.

В 1950 - 1060 годах начинается эксплуатация крупнейшего в мире месторождения природного газа Гронинген в Нидерландах. Эсплуатация проводилась группой компаний, но под руководством Shell.

В 1960 - 1970 годы в эксплуатацию вводятся ряд месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря. Кстати, недавняя катастрофа в котором показала насколько слажена и продумана стратегия компании и ее действия, как и действия каждого сотрудника в частности.Разлив нефти в Северном море был устранен намного быстрее чем прошлогодняя катастрофа в Мексиканском заливе.

1970-е годы стали для Shell стартовыми в одном крупномасштабном проекте по сжижению природного газа и его транспортировке.

В 1978 году завершилось строительство самой высокой буровой и добывающей платформы (1 100 футов) Cognac в Мексиканском заливе.

К 1980 увеличились объемы химического производства, которое составило почти четверть всех доходов компании.

В 1990-х началось освоение нового поля деятельности - использования возобновляемых источников энергии. По прогнозам многих аналитиков, именно это направление может стать для компании приоритетным в 21ом веке.

Таким образом, до 2005 года акциями Shell владели две "материнские компании": Шелл Транспорт энд Трэйдинг Компани Лимитед и Ройял Датч Петролеум Компани в соотношении 40% к 60%.

Летом 2005-ого обе "материнские компании" одобрили слияние в единый концерн. Это была величайшая сделка как для Голландии, так и для Великобритании. Около 100% акций компании по состоянию на 2010 год находились в свободном обращении.

Настоящее время

На сегодняшний день Shell является 8-ой по величине нефтегазовой компанией в мире, согласно рейтингу Forbs и 2-ой в рейтинге Fortune Global 500. Председаделем компании является Йорма Оллила (на фото слева), а ее главным управляющим директором - Петер Возер.

Shell владеет более 50 заводами по переработке нефти, геологоразведка и добыча нефти ведется более чем в 40 странах по всему миру. Компании принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 55 тыс. станций. Штат сотрудников насчитывает более 101 тыс человек, а чистая прибыль в 2010 году составила 12,5 млрд долл США.

Shell в России

В России совместные проекты и компании концерна работают в таких видах бизнеса, как разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, маркетинг смазочных материалов, химических и нефтепродуктов, моторных и индустриальных масел, строительство и эксплуатация сетей АЗС.

Ведется разработка Сахалинского шельфа, и месторождений Салымской группы в ХМАО.

В 2009 году в Торжке было начато строительство завода смазочных материалов Shell.

А так же начато бурение разведочной скважины на Барун-Юстинском участке в Калмыкии.

Оценочная стоимость бурения составит 100 млн долл США.

Первая попытка добычи нефти в Калмыкии была еще в 2008 году.

В 2010 году компания выказывала намерение потратить 2 млрд долл США на развитие калымским углеводородов.

Компания Shell занимает лидирующие позиции по объему инвестиций и реализованной продукции среди всех иностранных компаний работающих в нефтегазовой промышленности России.

Проект Сахалин-2 (Сахалинский шельф) является одним из крупнейших в мире и имеет большое значение для компании.

Cейчас проект обеспечивает 3-4% мирового производства СПГ, а для Shell это стратегическое направление.

Сахалин-2 увеличивает объемы производства СПГ Shell на 17%.

Если брать с точки зрения строительства и ввода в эксплуатацию, завод СПГ Sakhalin Energy стал самым эффективным заводом СПГ из всех когда-либо построенных Shell.

Перед компанией октрылось еще больше возможностей, когда контрольный пакет проекта был продан Газпрому, так же началось сотрудничество с японскими Mitsui и Mitsibishi.

И не важно что у России с Японией раньше были напряженные отношения, перед такими возможностями и перспективами совпадают интересы всех сторон.

Второй проект - разработка Салымской группы месторождений в Западной Сибири.

Этот проект не такой масштабный как Сахалин-2, но изначальные запасы нефти оцениваются в 82 млн тонн.

Западная Сибирь сама по себе большая, но скважины где работает компания, примерно одинаковые, и в среднем на бурение каждой скважины уходит около 18-ти дней.

На совместном с Shell предприятии Салым Петролеум Девелопмент (СПД) средняя продолжительность бурения одной скважины - 10 дней, а рекордная скважина была пробурена менее чем за 5 дней.

По данным 2010-ого года на месторождении было добыто 8,3 млн тонн нефти, что составляет 60 млн баррелей.

neftegaz.ru

Royal Dutch Shell - это... Что такое Royal Dutch Shell?

Эта статья — о компании Royal Dutch Shell. О командных оболочках (shell) см. статью Оболочка операционной системы; о биржевом термине см. статью Шелл-компания.

Royal Dutch Shell (произносится Роял Датч Шелл) — нидерландско-британская нефтегазовая компания, на момент 2010 года восьмая по величине компания в мире, согласно рейтингу Forbes 2000[1] (2010 год) и вторая в рейтинге Fortune Global 500 (2010 год). Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды).

История

Группа была создана в 1907 путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd в пику экспансии американского треста Standard Oil.

Вообще, наименование «Shell» и логотип компании (красно-желтая ракушка) происходят из 1833 года, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски «shell»). В дальнейшем, в 1891 году сын Сэмюэля оказался в Батуми, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. В 1892 году танкер компании SS Murex отправился из России с грузом в 4000 тонн керосина для Сингапура и Бангкока.

Старинная реклама Shell

Эмблемой Royal Dutch Shell является раковина морского гребешка, до 1948 года это была раковина мидии.

Структура, собственники и руководство

До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в сервисных компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.

Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).

Около 100 % акций компании по состоянию на июль 2010 года находились в свободном обращении. Капитализация на этот период — $159,4 млрд[2].

Председатель совета директоров компании — Йорма Оллила (фин. Jorma Ollila). Главный управляющий директор с июня 2009 года — Петер Возер (нидерл. Peter Voser). Заместитель председателя и старший независимый директор — Джон Керр.

Бывший президент «Шелла» — Мартен ван ден Берг, сын Сидни Джеймса ван ден Берга, долгое время председательствовавшего в Unilever и являвшемся голландским министром безопасности в 1959, и внук Сэмюэла ван ден Берга, одного из основателей Unilever.

Деятельность

Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 80 странах мира. Запасы нефти на 2009 год составляли 5,69 млрд баррелей (770 млн т), газа — 49,1 трлн куб. футов (1,38 трлн куб. м)[2].

Также «Шелл» полностью или частично владеет более 30 нефтеперерабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 43 тыс. станций.

Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии.

Показатели деятельности

Добыча нефти компанией в 2009 году составила около 80 млн т (1,581 млн баррелей в сутки), природного газа — около 88 млрд куб. м[2].

В 2006 году Shell перерабатывала 3,57 млн баррелей нефти в сутки (177,7 млн т за год).

Общая численность персонала компании на 2011 год — около 90 тыс. человек[3]. Оборот компании в 2011 году составил $470,2 млрд, чистая прибыль — $31,2 млрд[3].

Основные проекты

Royal Dutch Shell в России

Royal Dutch Shell — один из крупнейших иностранных инвесторов в России по объёму вложений. Royal Dutch Shell участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2», совместно с ОАО «Газпром» и японскими Mitsui и Mitsubishi) и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50%-ная доля в Салым Петролеум Девелопмент Н.В. — СП с компанией Sibir Energy). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с «Газпромом».

Shell в России активно занимается маркетингом смазочных материалов — на долю концерна приходится около 20 % всего импорта моторных и индустриальных масел в Россию. В аэропорту Домодедово Shell заправляет топливом более 30 авиакомпаний. Развивается маркетинг продуктов нефтехимии. В Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской, Вологодской и других областях у компании имеется сеть АЗС (на ноябрь 2012 года — 87 станций)[4]. В августе 2009 года в Торжке (Тверская область) начато строительство завода смазочных материалов Shell стоимостью $100 млн[5]. 3 октября 2012 года состоялось открытие завода. В год планируется производить 200 млн литров продукции.[6].

Критика

В 1995 году, когда «Shell» объявил о своем намерении затопить в Северном море нефтяную плат­форму «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции корпорации, пока концерн не уступил.[7]

В этом же году был убит поэт Кен Capo-Вива и ещё восемь вождей племени Огони. В начале 1996 года «Shell», как крупнейшему производителю нефти в Нигерии, было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта — борца с нефтяными вышками.[8] Иски были предъявлены Shell и Брайан Андерсону, руководителю её нигерийских отделения.[9] В 2009 году Shell согласилась выплатить $ 15,5 млн для урегулирования правового спора. Shell не принял какой-либо ответственности за обвинения против него.[10]

В 2009 году компания Shell была предметом доклада Amnesty International о нарушении прав человека, как следствии деятельности компании Shell в дельте реки Нигер. В частности, Amnesty критикует продолжающуюся деятельность по сжиганию попутного газа и медленную реакцию компании Shell на разливы нефти.[11] Документы 2009 года показывают, что Shell регулярно производит выплаты нигерийским военным, чтобы предотвратить протесты.[12]

Деятельность Shell в дельте реки Нигер привело к экстремальным загрязнениям окружающей среды. Многие нефтепроводы, принадлежащие Shell в этом районе, старые и проржавевшие. Это привело к многочисленным разливам нефти в этой области, которые привели к деградации окружающей среды, уничтожению растительности и рыбы. Shell признала проблему с нефтепроводами, но отрицает ответственность за экологические загрязнения.[13] Это привело к массовым протестам против Shell жителей в дельте реки Нигера и Amnesty International.[14]

Shell также ответственна за крупнейший в мире разлив нефти из когда-либо происходивших в пресной водах. 15 января 1999 года танкер Shell в озере Магдалена, (Аргентина) столкнулся с другим танкером, из-за чего все его содержимое вылилось в озеро, что привело к загрязнению окружающей среды, питьевой воды, растительности и животных.[15]

Спонсорство и благотворительная деятельность

Нефтяная компания Shell — один из круп­нейших инвесторов социальных проектов в Западной Африке (дельта реки Нигер). Почти 60 миллионов евро в год концерн рас­ходует в этом обедневшем регионе на юге Нигерии на содержание школ и учреждений здравоохранения. В Европе и Японии Shell — в числе крупнейших инвесторов солнечных электростанций.

Shell в массовой культуре

В популярной американской комедии «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее» (англ. Some Like It Hot), в сцене на пляже Джо (Тони Кертис) представился Душечке (Мерлин Монро) наследником компании Shell, объясняя почему он любит собирать ракушки.

Примечания

  1. ↑ Forbes Global 2000
  2. ↑ 1 2 3 Екатерина Дербилова. «Это настоящая трагедия», — Питер Возер, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell // Ведомости, № 128 (2646), 14 июля 2010
  3. ↑ 1 2 [http://www.shell.com.ru/home/content/rus/aboutshell/at_a_glance_tpkg/ Знакомьтесь — «Шелл»
  4. ↑ Автозаправочные станции «Шелл» в России
  5. ↑ Shell запустит производство смазочных материалов в России // РИА «Новости», 31 августа 2009
  6. ↑ «Шелл» открыл завод по производству смазочных материалов в городе Торжке Тверской области
  7. ↑ Brent Spar’s long saga BBC News, 1998
  8. ↑ Shell pays out $15.5m over Saro-Wiwa killing
  9. ↑ The case against Shell
  10. ↑ Shell settles Nigeria deaths case, BBC News (9 June 2009).
  11. ↑ Amnesty.org
  12. ↑ Smith, David. WikiLeaks cables: Shell's grip on Nigerian state revealed, The Guardian (8 December 2010).
  13. ↑ Shell International Petroleum Company, Developments in Nigeria (London: March 1995)
  14. ↑ Shell in Nigeria: What are the issues?. Boycott Shell campaign (Essential Action). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 15 мая 2011.
  15. ↑ Petroleo en Magdalena — República Argentina www.petroleomagdalena.com (spanish)

Ссылки

База расчёта индекса AEX биржи Euronext Amsterdam

 

База расчёта индекса FTSE 100

 

База расчёта индекса Dow Jones Global Titans 50

 

dic.academic.ru


Смотрите также