Тихеева, Елизавета Ивановна. Елизавета тихеева газпром нефть


Владислав Кислов. Страничка гатчинского краеведа

 

Выдающиеся жители старой Гатчины

 

Семья Тихеевых

 

В 1905 - 1907 годах в доме № 26/2 на Люцевской улице нанимали квартиру под дачу: коллежский асессор Иван Иванович Тихеев (1865 – 1924), служащий Канцелярии Министра земледелия и государственных имуществ; его жена Антонина Фёдоровна, владелица мастерской дамских нарядов в Петербурге; и сестра Ивана – Елизавета Ивановна Тихеева, воспитательница школы для мальчиков и девочек в Петербурге.

***

Отцом Ивана и Елизаветы был Иван Иванович Тихеев (1837 – 1902). Он происходил из мещанского сословия, но, благодаря своим талантам и трудолюбию, добился многого, став к концу жизни директором Департамента земельных имуществ, сенатором, тайным советником. И жена его, Авдотья Николаевна, урождённая Баталина (1841 – 1919), была под стать ему. Она окончила Институт благородных девиц (Смольный), где была одной из любимых учениц К.Д. Ушинского. Под её влиянием три дочери Тихеевых – Елизавета, Лидия и София – стали педагогами.

 

Елизавета Ивановна Тихеева

(1867 – 1943)

 

Елизавета родилась в Ковно (ныне Каунас, Литва). В 1880 – 1890-х годах она вместе с сестрой Лидией обучала детей в бесплатной начальной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. Потом сёстры переехали в Петербург. Окончив там Педагогическую академию при Лиге образования, Елизавета вместе с сёстрами Лидией и Софией организовала частное учебное заведение, в котором начала применять свои методы дошкольного воспитания детей.

В 1905 году Елизавета Тихеева составила букварь «Русская грамота». Е.И.ТихееваЕ.И.Тихеева 

Опыт воспитания детей в монастырских приютах и школах Елизавета изучила во время своей поездки по Европе в 1914 году.

Это позволило ей в начале ХХ века стать крупнейшим специалистом по дошкольному воспитанию.

Во время Великой войны Елизавета проводила большую работу по методическому руководству дошкольными учреждениями в Петрограде.

В советское время она возглавляла опытный детский сад при Ленинградском Педагогическом институте имени А.И. Герцена.

Елизавета Тихеева разработала свою систему развития органов чувств детей, методику развития их речи и мышления. Она считала, что главную роль в развитии речи детей играет пример взрослых, их правильная речь:

«Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное – говорить медленно, ясно и громко».

В 1937 году она издала свою книгу «Развитие речи дошкольника».Педагогическое научное наследие Елизаветы Тихеевой достаточно обширно: 15 монографий; 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности; примерно 50 статей в периодической печати.

В наши дни отношение к педагогическим заслугам Елизаветы Тихеевой двойственное. С одной стороны, её труды всё ещё по-настоящему не систематизированы и не оценены; с другой – некоторые из них переиздаются, изучаются. В Педагогическом институте имени А.И. Герцена существует стипендия имени Елизаветы Ивановны Тихеевой.

Недолго прожив в нашем городе в начале ХХ века, Елизавета Ивановна Тихеева на склоне лет вновь поселилась в наших местах, в Вырице. Произошло это в канун Великой отечественной войны. Потом Вырицу захватили немцы. 1 января 1943 года Елизавета Ивановна Тихеева скончалась.

 

Лидия Ивановна Тихеева

(1868 – 1938)

 

Л.И.Тихеева Л.И.ТихееваСестра Елизаветы Ивановны Тихеевой. Врач-педиатр. Видный специалист в области гигиены и физического воспитания детей.

В дореволюционное время служила вместе с сёстрами Елизаветой и Софией в детских учебных заведениях.

При советской власти стала доктором медицины, профессором. С 1920 года работала в Институте физического образования им. П.Ф. Лесгафта заведующей лабораторией физического обследования, затем – заведующей кафедрой гигиены детского возраста. С 1925 года работала также заведующей отделением педагогики раннего детского возраста Института охраны материнства и младенчества (позднее Ленинградский педиатрический медицинский институт). В замужестве носила фамилию Чулицкая. Автор свыше 100 научных работ. О пребывании Лидии Ивановны Тихеевой-Чулицкой в Гатчине сведений у меня нет.

 

София Ивановна Тихеева

 

Поскольку информации о ней мало, воспользуюсь справкой из интернета:

«Софья Ивановна Тихеева – Пфейфер – закончила Консерваторию, увлекалась естественными науками, занималась методической работой в области экологического воспитания дошкольников. В 1920 – 1940-е годы была сподвижницей своих сестёр, заведовала кабинетом педиатрии и гигиены при Ленинградском педиатрическом институте.

Ей принадлежит ряд работ научно-практической направленности, написанных, в том числе, и в соавторстве с Е.И. Тихеевой».

Относительно пребывания Софии Тихеевой-Пфейфер в Гатчине сведений у меня нет.

 

***

В семье Тихеевых-старших был ещё один сын – Денис Иванович Тихеев (1872 – 1930), инженер путей сообщения.

 

***

Привожу фотографию дома № 26/2 на Люцевской (Чкалова) улице в Гатчине. Здесь, рядом с воротами в Приоратский парк жила в начале ХХ века семья Тихеевых.

Начало Ксениинской (Леонова) улицы. Ворота в Приоратский парк.
Слева: дом № 2/26 по Ксениинской. 
На заднем плане: дом № 41 по Люцевской Начало Ксениинской (Леонова) улицы. Ворота в Приоратский парк. Слева: дом № 2/26 по Ксениинской. На заднем плане: дом № 41 по Люцевской

 

ВЛАДИСЛАВ КИСЛОВ

2015 г.

 

 

kraeved-gatchina.de

Тихеева, Елизавета Ивановна - это... Что такое Тихеева, Елизавета Ивановна?

Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (1867 — 1943[1]) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой[2]. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования[3], где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка[4]. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства[5]. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

Библиография

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Примечания

  1. ↑ В некоторых источниках указывается 1944 год.
  2. ↑ Лидия Ивановна Чулицкая (Тихеева) (1868 - 1938) - профессор, видный российский, советский педагог - педиатр, заведующая отделением педагогики раннего детского возраста [1] Ленинградского Педиатрического Медицинского Института (ЛПМИ) [2], основанного в 1925 как институт Охраны Материнства и Младенчества.
  3. ↑ Впоследствии ставшим Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена.
  4. ↑ Вопросам формирования у дошкольников формирования культуры речи была посвящена её работа «Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.
  5. ↑ Эта методика была ею изложена в книге «Родная речь и пути к ее развитию», изданной в Санкт-Петербурге в 1913 году. Наиболее эффективным способом развития речи ребёнка Е. И. Тихеева считала такие формы обучения как рассказывание ребёнком на уроках своих наблюдений природы, а также рассказы детей о своих впечатлениях, полученных на экскурсиях и прогулках.

Литература и ссылки

biograf.academic.ru

Тихеева Елизавета Ивановна - Программа Детство официальный сайт

  Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943)

    Известный талантливый педагог и крупный общественный деятель в области просвещения и образования, один из первых специалистов по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада и заведующая кафедрой при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. 

 Тихеева Е.И. стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего учреждения и других детских садов России и других стран мира.

  Биоргафия. Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи. 

    Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

    В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. Неутомимый пропагандист идей дошкольного воспитания Е.И. Тихеева с 1913 по 1917 год занимала пост вице-президента Общества содействия дошкольному воспитанию, работает председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста. 

 Благодаря ее усилиям состоялся 1 Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1913 год), где она выступила с резкой критикой существующей системы воспитания, призывала к ее рациональной постановке начиная с дошкольного периода. В годы первой мировой войны возглавляемое ею общество открывает детские очаги и площадки, курсы по подготовке воспитателей. 

    В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах.

    Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания. После октябрьских событий 1917 года Е.И. Тихееву привлекают к работе дошкольного отдела Наркомпроса.

  В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования (затем Ленинградского государственного педагогического института), где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).  

Е.И.Тихеева. Начало 1930-х годов.

   В 30-40-е годы работая в ПИДО, вела активную преподавательскую деятельность как со студентами, так и с педагогами детских садов Петрограда-Ленинграда, заведовала кафедрой. Кафедра ПИДО, возглавляемая проф. Е.И. Тихеевой, обеспечивала курсы по организации дошкольного воспитания: «Современный Петроградский детский сад» или детский сад по методу Е.И. Тихеевой.

  В предвоенные годы активно разрабатывала вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста.

Е.И.Тихеева умерла в блокадном Ленинграде в 1943 году. 

Создала целостную педагогическую систему дошкольного образования и воспитания детей. Разработала авторскую концепцию организации «современного петроградского детского сада». 

    Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. 

Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть «подобием семьи», что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные» отношения.

По мысли Елизаветы Ивановны: в детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение.

   Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. Методика развития речи и мышления детей основывалась на систематических занятиях с использованием лексических упражнений, живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства.  

 В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника». Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не  утратили своей ценности и в наше время.

   ​Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания развитие у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. 

 Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Оборудование дидактической куклы Е.И.Тихеевой (кукла, мебель, посуда, одежда, постельные принадлежности и т.д.) на протяжении полувека использовалось в отечественных детских садах для организации игр-занятий с дошкольниками. Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

      

   Тихеева разработала метод «игры-труда»,  в котором обосновывалась взаимосвязь этих видов деятельности. Технология его реализации в детском саду потребовала создания для детей «кухни», «прачечной». «столярной и слесарной мастерской» и пр.,  основу самобытного оснащения этих уголков составляли мебель и оборудование «под рост ребенка». 

 Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы.

«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,— писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада»

Научное наследие Е.И. Тихеевой составляют: 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности, 50 статей в периодических изданиях.

   В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как российского, так и европейского опыта.

Основные работы:

• Букварь «Русская грамота»;1905 г. 

• «Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.

• «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.

• «Родная речь и пути к ее развитию», СПБ, 1913.

• Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.

• Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

• Игры и занятия малых детей. Пособие для работников городских и колхозных детских садов и яслей. М.-Л. Учпедгиз. 1935г.

• Игры и занятия малых детей. 2-е изд. М., Просвещение, 1965.

    Книга Е.И. Тихеевой «Современный детский сад, его значение и оборудование», в которой изложена ее теория дошкольного воспитания, заканчивается приложением справочного характера по организации и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях), после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

   В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника», которая многократно переиздавалась и была основным источником для обучения студентов в педагогических училищах и колледжах вплоть до самого последнего времени.

Идеи имеющие сегодня особое значение:

В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. «Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка».

   Тихеева подчеркивала, что детский сад ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста: он является в то же время местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, “лабораторией мыслей и теории”, в которой могут учиться все, кто интересуется дошкольными вопросами. Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ.

    Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

 

opdetstvo.ru

Тихеева, Елизавета Ивановна — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дата рождения:Место рождения:Дата смерти:Место смерти:Страна:Научная сфера:Место работы:Учёная степень:Учёное звание:Альма-матер:Научный руководитель:Известные ученики:Известен как:Известна как:Награды и премии:Сайт:Подпись:
Елизавета Ивановна Тихеева
Елизавета Ивановна Тихеева
267x400px

12 (24) апреля 1867(1867-04-24)

Ковно Российская империя

1 января 1943(1943-01-01) (75 лет)

Вырица Ленинградская область, СССР

СССР

Педагогика

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

link=Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (1867 — 1943[1]) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой[2]. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования[3], где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка[4]. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства[5]. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

Библиография

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Напишите отзыв о статье "Тихеева, Елизавета Ивановна"

Примечания

  1. ↑ В некоторых источниках указывается 1944 год.
  2. ↑ Лидия Ивановна Чулицкая (Тихеева) (1868 - 1938) - профессор, видный российский, советский педагог - педиатр, заведующая отделением педагогики раннего детского возраста [http://spbgpma-ozz.narod.ru/simple1.html] Ленинградского Педиатрического Медицинского Института (ЛПМИ) [http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=11105], основанного в 1925 как институт Охраны Материнства и Младенчества.
  3. ↑ Впоследствии ставшим Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена.
  4. ↑ Вопросам формирования у дошкольников формирования культуры речи была посвящена её работа «Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.
  5. ↑ Эта методика была ею изложена в книге «Родная речь и пути к её развитию», изданной в Санкт-Петербурге в 1913 году. Наиболее эффективным способом развития речи ребёнка Е. И. Тихеева считала такие формы обучения как рассказывание ребёнком на уроках своих наблюдений природы, а также рассказы детей о своих впечатлениях, полученных на экскурсиях и прогулках.

Литература и ссылки

  • [http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Shulgina_EV Е. В. Шульгина. Автореферат кандидатской диссертации «Наследие Е. И. Тихеевой как целостная педагогическая система»]
  • Чувашев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Великой Окт. социалистич. революции), М., 1955.
  • [http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=19&f=33 А. О. Толстихина «Тихеева»]
  • [http://www.slovopedia.com/2/210/267510.html Тихеева Елизавета Ивановна]
  • [http://d-knigi.ru/tiheeva_01 Е. И. Тихеева. Игры и занятия малых детей]

Отрывок, характеризующий Тихеева, Елизавета Ивановна

– Я хочу показать тебе что-то, Мария, – тихо прошептал Радомир. И засунув руку за пазуху, вынул оттуда... чудо! Его тонкие длинные пальцы насквозь просвечивались ярким пульсирующим изумрудным светом!.. Свет лился всё сильнее, будто живой, заполняя тёмное ночное пространство... Радомир раскрыл ладонь – на ней покоился изумительной красоты зелёный кристалл... – Что это??? – как бы боясь спугнуть, также тихо прошептала Магдалина. – Ключ Богов – спокойно ответил Радомир. – Смотри, я покажу тебе... (О Ключе Богов я рассказываю с разрешения Странников, с которыми мне посчастливилось дважды встретится в июне и августе 2009 года, в Долине Магов. До этого о Ключе Богов не говорилось открыто нигде и никогда). Кристалл был материальным. И в то же время истинно волшебным. Он был вырезан из очень красивого камня, похожего на удивительно прозрачный изумруд. Но Магдалина чувствовала – это было что-то намного сложнее, чем простой драгоценный камень, пусть даже самый чистый. Он был ромбовидным и удлинённым, величиной с ладонь Радомира. Каждый срез кристалла был полностью покрыт незнакомыми рунами, видимо, даже более древними, чем те, которые знала Магдалина... – О чём он «говорит», радость моя?.. И почему мне не знакомы эти руны? Они чуточку другие, чем те, которым нас учили Волхвы. Да и откуда он у тебя?! – Его принесли на Землю когда-то наши мудрые Предки, наши Боги, чтобы сотворить здесь Храм Вечного Знания, – задумчиво смотря на кристалл, начал Радомир. – Дабы помогал он обретать Свет и Истину достойным Детям Земли. Это ОН родил на земле касту Волхвов, Ведунов, Ведуний, Даринь и остальных просветлённых. И это из него они черпали свои ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЕ, и по нему когда-то создали Мэтэору. Позже, уходя навсегда, Боги оставили этот Храм людям, завещая хранить и беречь его, как берегли бы они саму Землю. А Ключ от Храма отдали Волхвам, дабы не попал он случайно к «тёмномыслящим» и не погибла бы Земля от их злой руки. Так с тех пор, и хранится это чудо веками у Волхвов, а они передают его время от времени достойному, чтобы не предал случайный «хранитель» наказ и веру, оставленную нашими Богами.

– Неужели это и есть Грааль, Север? – не удержавшись, просила я. – Нет, Изидора. Грааль никогда не был тем, чем есть этот удивительный Умный Кристалл. Просто люди «приписали» своё желаемое Радомиру... как и всё остальное, «чужое». Радомир же, всю свою сознательную жизнь был Хранителем Ключа Богов. Но люди, естественно, этого знать не могли, и поэтому не успокаивались. Сперва они искали якобы «принадлежавшую» Радомиру Чашу. А иногда Граалем называли его детей или саму Магдалину. И всё это происходило лишь потому, что «истинно верующим» очень хотелось иметь какое-то доказательство правдивости того, во что они верят… Что-то материальное, что-то «святое», что возможно было бы потрогать... (что, к великому сожалению, происходит даже сейчас, через долгие сотни лет). Вот «тёмные» и придумали для них красивую в то время историю, чтобы зажечь ею чувствительные «верующие» сердца... К сожалению, людям всегда были нужны реликвии, Изидора, и если их не было, кто-то их просто придумывал. Радомир же никогда не имел подобной чаши, ибо не было у него и самой «тайной вечери»... на которой он якобы из неё пил. Чаша же «тайной вечери» была у пророка Джошуа, но не у Радомира. И Иосиф Аримафейский вправду когда-то собрал туда несколько капель крови пророка. Но эта знаменитая «Граальская Чаша» по-настоящему была всего лишь самой простой глиняной чашечкой, из какой обычно пили в то время все евреи, и которую не так-то просто было после найти. Золотой же, или серебряной чаши, сплошь усыпанной драгоценными камнями (как любят изображать её священники) никогда в реальности не существовало ни во времена иудейского пророка Джошуа, ни уж тем более во времена Радомира.Но это уже другая, хоть и интереснейшая история.

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости... Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни. Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины... – Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина. – В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...

o-ili-v.ru


Смотрите также