НЕФТЯНОЕ ЭМБАРГО 1973 ГОДА. Эмбарго на нефть 1973


Нефтяной кризис 1973 года Википедия

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах

Польша

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним четырёхкратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Франция

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введён запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [3].

Япония

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоёмкой» к «наукоёмкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

См. также

Примечания

ПримечанияСноски

Литература

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9.
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. — New York : St. Martin's Press, 2009. — ISBN 978-0-312-57074-3.
  • Berry, John A. The growing importance of oil. // Military Review. — October 1972. — Vol. 52 — No. 10 — P. 2-16 — ISSN 0026-4148. (о предпосылках кризиса и предшествовавших ему событиях)
  • Blinder, Alan S. (1979). Economic Policy and the Great Stagflation. New York: Academic Press.
  • Eckstein, Otto (1979). The Great Recession. Amsterdam: North-Holland.
  • Frum, David. How We Got Here: The '70s. — New York : Basic Books, 2000. — ISBN 978-0-465-04195-4.
  • Ikenberry, G. John (1986). «The Irony of State Strength: Comparative Responses to the Oil Shocks in the 1970s». International Organization 40 (1): 105–137. DOI:10.1017/S0020818300004495.
  • Lenczowski, George. American Presidents and the Middle East. — Duke University Press, 1990. — ISBN 978-0-8223-0972-7.
  • Licklider, Roy (1988). «The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States». International Studies Quarterly 32 (2): 205–226. DOI:10.2307/2600627.
  • Masouros, Pavlos E. Corporate Law and Economic Stagnation: How Shareholder Value and Short-termism Contribute to the Decline of the Western Economies. — Eleven International Publishing, 2013.
  • Rupert, Mark E.; Rapkin, David P. (1985). "The Erosion of U.S. Leadership Capabilities", in Johnson, Paul M.; Thompson, William R., eds. Rhythms in Politics and Economics. New York: Praeger.
  • Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — New York : Simon and Schuster, 2008.
  • Дэниел Амманн. Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича = Daniel Ammann. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich.. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 236 p. — ISBN 978-5-9614-6391-0.

Ссылки

  • Нежеланный стимул // «Эксперт», № 1, 2009
  • Hakes, Jay (2008). 35 Years After the Arab Oil Embargo, Journal of Energy Security.
  • Morgan, Oliver; Islam, Faisal (2001). Saudi dove in the oil slick, The Guardian. Sheikh Ahmed Zaki Yamani, former oil minister of Saudi Arabia, gives his personal account of the 1973 energy crisis.
  • Oppenheim, V.H. (1976). Why Oil Prices Go Up: The Past: We Pushed Them, Foreign Policy.
  • US Energy Information Administration (1998). 25th Anniversary of the 1973 Oil Embargo

wikiredia.ru

Эмбарго нефти 1967 года Википедия

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США[ | код]

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели

ru-wiki.ru

Нефтяной кризис 1973 года — Википедия РУ

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

  США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

  Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах

Япония

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоемкой» к «наукоемкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Франция

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введен запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [3].

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним 4-кратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также, начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Польша

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

См. также

Примечания

ПримечанияСноски

Литература

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9.
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. — New York : St. Martin's Press, 2009. — ISBN 978-0-312-57074-3.
  • Berry, John A. The growing importance of oil. // Military Review. — October 1972. — Vol. 52 — No. 10 — P. 2-16 — ISSN 0026-4148. (о предпосылках кризиса и предшествовавших ему событиях)
  • Blinder, Alan S. (1979). Economic Policy and the Great Stagflation. New York: Academic Press.
  • Eckstein, Otto (1979). The Great Recession. Amsterdam: North-Holland.
  • Frum, David. How We Got Here: The '70s. — New York : Basic Books, 2000. — ISBN 978-0-465-04195-4.
  • Ikenberry, G. John (1986). «The Irony of State Strength: Comparative Responses to the Oil Shocks in the 1970s». International Organization 40 (1): 105–137. DOI:10.1017/S0020818300004495.
  • Lenczowski, George. American Presidents and the Middle East. — Duke University Press, 1990. — ISBN 978-0-8223-0972-7.
  • Licklider, Roy (1988). «The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States». International Studies Quarterly 32 (2): 205–226. DOI:10.2307/2600627.
  • Masouros, Pavlos E. Corporate Law and Economic Stagnation: How Shareholder Value and Short-termism Contribute to the Decline of the Western Economies. — Eleven International Publishing, 2013.
  • Rupert, Mark E.; Rapkin, David P. (1985). "The Erosion of U.S. Leadership Capabilities", in Johnson, Paul M.; Thompson, William R., eds. Rhythms in Politics and Economics. New York: Praeger.
  • Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — New York : Simon and Schuster, 2008.
  • Дэниел Амманн. Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича = Daniel Ammann. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich.. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 236 p. — ISBN 978-5-9614-6391-0.

Ссылки

  • Нежеланный стимул // «Эксперт», № 1, 2009
  • Hakes, Jay (2008). 35 Years After the Arab Oil Embargo, Journal of Energy Security.
  • Morgan, Oliver; Islam, Faisal (2001). Saudi dove in the oil slick, The Guardian. Sheikh Ahmed Zaki Yamani, former oil minister of Saudi Arabia, gives his personal account of the 1973 energy crisis.
  • Oppenheim, V.H. (1976). Why Oil Prices Go Up: The Past: We Pushed Them, Foreign Policy.
  • US Energy Information Administration (1998). 25th Anniversary of the 1973 Oil Embargo

http-wikipediya.ru

Нефтяной кризис 1973 года — википедия орг

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

  США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

  Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах

Япония

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоемкой» к «наукоемкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Франция

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введен запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [3].

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним 4-кратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также, начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Польша

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

См. также

Примечания

ПримечанияСноски

Литература

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9.
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. — New York : St. Martin's Press, 2009. — ISBN 978-0-312-57074-3.
  • Berry, John A. The growing importance of oil. // Military Review. — October 1972. — Vol. 52 — No. 10 — P. 2-16 — ISSN 0026-4148. (о предпосылках кризиса и предшествовавших ему событиях)
  • Blinder, Alan S. (1979). Economic Policy and the Great Stagflation. New York: Academic Press.
  • Eckstein, Otto (1979). The Great Recession. Amsterdam: North-Holland.
  • Frum, David. How We Got Here: The '70s. — New York : Basic Books, 2000. — ISBN 978-0-465-04195-4.
  • Ikenberry, G. John (1986). «The Irony of State Strength: Comparative Responses to the Oil Shocks in the 1970s». International Organization 40 (1): 105–137. DOI:10.1017/S0020818300004495.
  • Lenczowski, George. American Presidents and the Middle East. — Duke University Press, 1990. — ISBN 978-0-8223-0972-7.
  • Licklider, Roy (1988). «The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States». International Studies Quarterly 32 (2): 205–226. DOI:10.2307/2600627.
  • Masouros, Pavlos E. Corporate Law and Economic Stagnation: How Shareholder Value and Short-termism Contribute to the Decline of the Western Economies. — Eleven International Publishing, 2013.
  • Rupert, Mark E.; Rapkin, David P. (1985). "The Erosion of U.S. Leadership Capabilities", in Johnson, Paul M.; Thompson, William R., eds. Rhythms in Politics and Economics. New York: Praeger.
  • Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — New York : Simon and Schuster, 2008.
  • Дэниел Амманн. Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича = Daniel Ammann. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich.. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 236 p. — ISBN 978-5-9614-6391-0.

Ссылки

  • Нежеланный стимул // «Эксперт», № 1, 2009
  • Hakes, Jay (2008). 35 Years After the Arab Oil Embargo, Journal of Energy Security.
  • Morgan, Oliver; Islam, Faisal (2001). Saudi dove in the oil slick, The Guardian. Sheikh Ahmed Zaki Yamani, former oil minister of Saudi Arabia, gives his personal account of the 1973 energy crisis.
  • Oppenheim, V.H. (1976). Why Oil Prices Go Up: The Past: We Pushed Them, Foreign Policy.
  • US Energy Information Administration (1998). 25th Anniversary of the 1973 Oil Embargo

www-wikipediya.ru

Нефтяной кризис 1973 года — википедия фото

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

  США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

  Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах

Япония

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоемкой» к «наукоемкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Франция

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введен запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [3].

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним 4-кратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также, начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Польша

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

См. также

Примечания

ПримечанияСноски

Литература

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9.
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. — New York : St. Martin's Press, 2009. — ISBN 978-0-312-57074-3.
  • Berry, John A. The growing importance of oil. // Military Review. — October 1972. — Vol. 52 — No. 10 — P. 2-16 — ISSN 0026-4148. (о предпосылках кризиса и предшествовавших ему событиях)
  • Blinder, Alan S. (1979). Economic Policy and the Great Stagflation. New York: Academic Press.
  • Eckstein, Otto (1979). The Great Recession. Amsterdam: North-Holland.
  • Frum, David. How We Got Here: The '70s. — New York : Basic Books, 2000. — ISBN 978-0-465-04195-4.
  • Ikenberry, G. John (1986). «The Irony of State Strength: Comparative Responses to the Oil Shocks in the 1970s». International Organization 40 (1): 105–137. DOI:10.1017/S0020818300004495.
  • Lenczowski, George. American Presidents and the Middle East. — Duke University Press, 1990. — ISBN 978-0-8223-0972-7.
  • Licklider, Roy (1988). «The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States». International Studies Quarterly 32 (2): 205–226. DOI:10.2307/2600627.
  • Masouros, Pavlos E. Corporate Law and Economic Stagnation: How Shareholder Value and Short-termism Contribute to the Decline of the Western Economies. — Eleven International Publishing, 2013.
  • Rupert, Mark E.; Rapkin, David P. (1985). "The Erosion of U.S. Leadership Capabilities", in Johnson, Paul M.; Thompson, William R., eds. Rhythms in Politics and Economics. New York: Praeger.
  • Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — New York : Simon and Schuster, 2008.
  • Дэниел Амманн. Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича = Daniel Ammann. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich.. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 236 p. — ISBN 978-5-9614-6391-0.

Ссылки

  • Нежеланный стимул // «Эксперт», № 1, 2009
  • Hakes, Jay (2008). 35 Years After the Arab Oil Embargo, Journal of Energy Security.
  • Morgan, Oliver; Islam, Faisal (2001). Saudi dove in the oil slick, The Guardian. Sheikh Ahmed Zaki Yamani, former oil minister of Saudi Arabia, gives his personal account of the 1973 energy crisis.
  • Oppenheim, V.H. (1976). Why Oil Prices Go Up: The Past: We Pushed Them, Foreign Policy.
  • US Energy Information Administration (1998). 25th Anniversary of the 1973 Oil Embargo

org-wikipediya.ru

НЕФТЯНОЕ ЭМБАРГО 1973 ГОДА. Теория заговора: тайны и сенсации

НЕФТЯНОЕ ЭМБАРГО 1973 ГОДА

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки оказали Японии помощь в восстановлении и переориентировке ее разрушенной экономики. Казалось бы, что японцы должны испытывать к Америке чувство благодарности. Отнюдь, начиная с послевоенных лет и по сей день японцев не покидает совсем иное чувство — неприязнь к США. Более того, большинство японцев искренне надеются и верят, что наступит такое время, когда они возьмут верх над ненавистными Соединенными Штатами. И следует сказать, что в подобном двусмысленном отношении к союзнику нет ничего удивительного. Но как японцы собирались «покорять» США? Очень просто — они выработали довольно эффективный план завоевания Америки посредством торговли. Иными словами, японцы намереваются завалить Америку ширпотребом. Поражающие нечеловеческой работоспособностью японцы начали выпускать горы товаров и отправлять их в Америку. И все бы шло хорошо, если б американцы не продемонстрировали всему миру, что и сами могут выпускать неплохой ширпотреб. Японцы попытались было «забить» Америку автомобилями, но и в этом Соединенные Штаты вскоре начали превосходить их. Но, как известно, автомобилям требуется бензин, и чем выше мощность самодвижущейся повозки, тем больше ей нужно горючего. Так что вскоре на первый план для Америки встала цена нефти. Зная это, японцы обратили свои взоры на Восток и вступили в сговор с некоторыми ближневосточными правителями и монархами, недовольными тем, что Соединенные Штаты оказывают поддержку Израилю.

Японцы интриговали долго, но когда результат проделанной работы превзошел все их ожидания, науськанные ими ближневосточные нефтяные ханы объявили США нефтяное эмбарго. Американцы немедленно перешли на японские автомобили, основным достоинством которых всегда было низкое потребление бензина. Так что, как видим, хоть японцам и не удалось осуществить свою мечту покорить Соединенные Штаты территориально, они все-таки сумели отчасти добиться своего. План по завоеванию рынка был блестяще осуществлен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

США: 40 лет с начала нефтяного эмбарго

Владимир Козловский Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк

Очереди на бензоколонке в Британии в 1973 году Image caption Нефтяное эмбарго 1973 года больно ударило и по Британии

В четверг исполняется 40 лет с начала арабского нефтяного эмбарго 1973 года. Накануне этой годовщины объявлено, что США вот-вот сделаются главным производителем нефти и газа на планете, оставив позади нынешних чемпионов - Россию и Саудовскую Аравию.

Эмбарго было объявлено 17 октября 1973 года в ответ на то, что президент США Ричард Никсон распорядился провести операцию под кодовым названием Nickel Grass, в ходе которой американское оружие поставлялось Израилю. Последний отбивал в тот момент атаки Египта и Сирии, намеревавшихся вернуть территории, захваченные израильтянами во время Шестидневной войны 1967 года.

Эмбарго распространялось на США, ряд других стран Запада и на Японию.

За день до объявления эмбарго ОПЕК повысил цену нефти на 70%, то есть до 5 долларов 11 центов за баррель. К 1974 году она подорожала до 12 долларов. Сейчас она стоит чуть больше 100 долларов.

Удар по основам американской жизни

Это повышение явилось ударом для американцев, которые привыкли рассматривать дешевый бензин как нечто само собой разумеющееся. Цена на него подскочила с 38,5 центов за галлон (то есть примерно с гривенника за литр) в мае 1973 года до 55,1 цента в июне 1974 года.

Для сравнения: на этой неделе ваш корреспондент заправился самым дешевым бензином по 3,49 доллара за галлон и радовался, что в октябре он подешевел на полтинник.

Image caption Подобные надписи появились тогда по всему западному миру

В памяти старшего поколения американцев до сих пор стоят картины закрытых бензоколонок и километровых очередей на открытых. В последнюю неделю февраля 1974 года 20% американских бензоколонок не имели ни капли бензина.

В США не было таких крутых мер как в Голландии, где ввели тюремное заключение за превышение отведенного лимита на потребление электроэнергии. Американцев не просили, как сделал тогдашний британский премьер Тед Хит, отапливать зимой лишь одну комнату в доме. Им не запретили летать, ездить на машине и плавать на катере по воскресным дням, как в Британии, Италии, Норвегии и Швейцарии.

Но американцам, номера чьих машин заканчивались на четную цифру или на букву, позволялось заправляться лишь по четным числам. Остальные заправлялись по нечетным. Исключение делалось для 31-го числа месяцев, в которых 31 день, и для 29 февраля в високосные годы. Последнее не пригодилось, поскольку эти ограничения были сняты в 1976 году.

Арабское эмбарго завершилось в марте 1974 года, но успело спровоцировать в США большие потрясения. В декабре 1973 года американские шоферы-дальнобойщики устроили двухдневную стачку протеста против нормы отпуска горючего, которую установило правительство для грузового автотранспорта. В Пенсильвании и Огайо забастовщики обстреляли штрейкбрехеров, а в Арканзасе взорвали их машины.

Попытки рационирования

Власти ввели ограничения на цены, что, как считает большинство сегодняшних экономистов, только усугубило кризис.

То, что США снова превратились в энергетическую сверхдержаву, не означает, что они смогут использовать энергоносители в качестве политического оружия. В отличие от России, правительство не контролирует нефтяной сектор и поэтому не может просто перекрыть кран.Корал Дэвенпорт, обозреватель National Journal

Вызванное им уныние усугублялось убеждением, что лучшие дни американской нефтянки позади. Действительно, объем нефтедобычи в США достиг своей высшей точки в 1970 году и пошел на убыль. Старые скважины постепенно иссякали, а перспективные новые месторождения, прежде всего на Аляске, не давали эксплуатировать ревнители окружающей среды.

Но нет худа без добра. Гигантское месторождение в заливе Прудо на Аляске было открыто за пять лет до кризиса, однако защитники среды тормозили строительство нефтепровода, ведущего оттуда на юг. Эмбарго побудило конгресс одобрить проект нефтепровода, по которому в его лучшие дни стали гнать до двух миллионов баррелей.

В начале 1990-х годов началось офшорное бурение в Мексиканском заливе, и нефтедобыча перенеслась в океанские глубины.

Кризис дал толчок развитию в США ядерной энергетики, которая, впрочем, не выдержала столкновения сперва с кинострашилкой "Китайский синдром", а потом – с Чернобылем.

Резко повысился интерес к возобновляемым источникам энергии, таким как ветряки, солнечные батареи и биогорючее, прежде всего этанол, который добавляется в бензин и производится в США из кукурузы, неуклонно вытесняющей с американских нив менее прибыльные культуры.

Разрабатывались более экономичные двигатели внутреннего сгорания и электроприборы, повсеместно утеплялись дома. Эти меры привели к тому, что, хотя с середины 1970-х годов американская экономика сильно выросла, она потребляет сейчас всего на 7% больше нефти, чем тогда.

Наконец, осваивались новые методы добычи энергоносителей, прежде всего гидроразрыв пластов сланца, залегающих на большой глубине и имеющихся в США в изобилии. С 2008 года объем нефтедобычи в стране увеличился на 50%.

Это и неуклонный рост автопарка с менее прожорливыми двигателями привели к тому, что если в 2005 году американцы импортировали 60% потребляемой ими нефти, то сейчас – уже лишь 35%, то есть примерно столько же, сколько в 1973, отмечает известный эксперт по энергоресурсам Дэниэл Йоргин.

За последние 5 лет импорт газа в США сократился на 32%, а нефти – на 15%, что привело к сокращению американского внешнеторгового дефицита.

Грядет энергетический бум

Эксперты предсказывают, что к концу этого года США перегонят Россию по совокупному объему нефте- и газодобычи и, согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), сделаются во втором квартале будущего года ведущим производителем нефти в мире.

За несколько дней до этого американское правительство объявило, что США уступили Китаю звание крупнейшего импортера нефти.

По данным МЭА и американского Управления энергетической информации, в июле США добывали нефть и природный газ в количестве, эквивалентном 22 млн баррелей в день. У них нет данных по объему добычи газа в России за этот период, но Москва прогнозировала, что в 2013 году россияне будут добывать примерно 21,8 млн баррелей нефти и газа в день.

Как пишет газета Wall Street Journal, в первой половине этого года Россия добывала в среднем 10,8 млн баррелей нефти в день. Американцы добывали на 900 тысяч баррелей меньше. Но три года назад разрыв между ними достигал 3 млн баррелей.

Нефтедобыча на двух главных месторождениях в США – Баккене в Северной Дакоте и Игл-Форде на юге Техаса – бурно увеличивается, тогда как объем нефти, добываемой в России, в последние три года растет скромными темпами.

Скептики, особенно из числа американских конкурентов, говорят, что успехи США преувеличены или недолговечны. Wall Street Journal приводит слова руководителя Газпрома о том, что рост добычи сланцевых энергоносителей в США – это пузырь, который скоро лопнет.

В таком же духе высказывается глава ОПЕК Абдалла Салем Бадри, предсказавший в интервью, что сланцевый нефтяной бум в США выдохнется к концу этого десятилетия.

С другой стороны, Кен Херш, возглавлящий финансовую контору NGP Energy Capital Management LLC, говорит, что колоссальные запасы нефти и газа, разведанные в США за последние годы, обещают американцам энергетический бум на многие годы.

Как замечает Корал Дэвенпорт в National Journal, то, что США снова превратились в энергетическую сверхдержаву, не означает, что они смогут использовать энергоносители в качестве политического оружия.

В числе прочего, пишет она, в отличие от России и арабских нефтяных государств, вашингтонское правительство не контролирует нефтяной сектор и поэтому не может просто перекрыть кран.

www.bbc.com