Экономический обзор: "Египетские ловушки" и мировые цены на нефть. Если нефть в египте


"Египетские ловушки" и мировые цены на нефть

В последнее время ситуация в Египте серьезно сказывается на мировых ценах на нефть. Так, стоимость североморской смеси "Брент" на Лондонской нефтяной бирже превысила отметку в 100 долларов за баррель. Эти тенденции вызывают удивление, ведь Египет не входит ни в число ведущих стран-потребителей нефти, ни членов ОПЕК. Все дело в трех "египетских ловушках".

Первой "ловушкой", бесспорно, является обеспокоенность тем, сможет ли Египет продолжать добывать нефть на своей территории. Средневосточные страны известны своими богатыми нефтяными и газовыми ресурсами. Хотя Египет расположен не на берегу Персидского залива, в его недрах залегает немало энергетических ресурсов. Доходы от продажи нефти и продуктов ее переработки составляют 10 проц ВВП страны и существенную часть доходов от экспорта.

Тем не менее, согласно статистическим данным компании "Бритиш петролеум", в 2007 году ежесуточно в Египте добывалось 709,9 тыс баррелей нефти -- лишь 0,87 проц от совокупного мирового объема. Это значит, что первая "египетская ловушка" неглубокая, поскольку в настоящее время мировой объем избыточного производства нефти составляет 4 млн баррелей. Этого хватит, чтобы восполнить пробел в случае, если Египет приостановит нефтедобычу.

Второй "ловушкой" является проблема обеспечения безопасного транзита нефти через египетскую территорию. Египет, соединяющий Северную Африку и Западную Азию, контролирует Суэцкий канал, через который на европейские рынки поступает большая часть средневосточной нефти. В настоящее время транзит нефти через территорию Египта осуществляется через два стратегически важных объекта -- нефтепровод Суэц-Средиземноморье и Суэцкий канал. Ежедневно объем нефтеперевозок достигает примерно 3 млн баррелей, что составляет свыше 3 проц от показателя суточного потребления нефти в мире.

Главной причиной резкого колебания цен на "черное золото" на мировых рынках стали опасения по поводу безопасности двух вышеуказанных транзитных путей, в особенности Суэцкого канала. Напомним, когда в сентябре 2010 года канадская компания Enbridge закрыла нефтепровод в США, а в январе 2011 года США приостановили работу нефтепровода на Аляске, это повлияло на перевозку лишь примерно 600 тыс баррелей нефти в день, однако цены на "черное золото" выросли на 5 проц. В этой связи закрытие нефтепровода Суэц-Средиземноморье и Суэцкого канала будет иметь более серьезные последствия. Министр горнорудной и нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес недавно заявил, что в случае приостановки работы Суэцкого канала мировые цены на нефть могут побить рекордно высокий уровень, достигнув отметки 200 долларов за баррель.

Бесспорно, прогноз Р. Рамиреса несколько преувеличен, однако закрытие Суэцкого канала сделает резкий рост цен на нефть неизбежным.

Третья "египетская ловушка" самая опасная. Дело в том, что изменение политической ситуации в Египте может дестабилизировать обстановку на всем Среднем Востоке. Если волнения охватят и другие страны-производители нефти, это повлияет на мировые поставки "черного золота".

Средний Восток и Северная Африка являются основными мировыми базами добычи нефти. На них приходится 70 проц от общего объема экспорта этого энергоресурса. В настоящее время Саудовская Аравия ежесуточно производит 8,5 млн баррелей нефти, Кувейт -- 2,3 млн, Иран -- 3,7 млн, Ирак -- 2,4 млн, Алжир -- 1,3 млн. Политическая нестабильность в этих государствах приведет к международному нефтяному кризису.

В сложившейся в настоящее время ситуации вероятность того, что мир угодит в три "египетские ловушки", небольшая. После того как власть в Египте в свои руки взяли вооруженные силы страны, цены на нефть на мировых рынках стали снижаться, что говорит о смягчении опасений в отношении этого государства.

Однако тот факт, что политическая нестабильность в Египте немедленно отразилась на мировых ценах на нефть, свидетельствует о чувствительности и хрупкости нефтяного вопроса. Поэтому страны-потребители нефти, приняв во внимание "египетские ловушки", должны задуматься над тем, как предотвратить возможный нефтяной кризис и обеспечить нефтяную безопасность даже в самых неблагоприятных условиях. -0-

russian.people.com.cn

Египет может уронить мировую экономику

Стоимость нефти на мировых рынках чрезвычайно чутко реагирует на новости о беспорядках в Египте. Инвесторы опасаются, что нестабильность в Египте может угрожать поставкам ближневосточной нефти. Например, в понедельник стоимость нефти Brent превысила $100 впервые с октября 2008 г.

Хотя экономика самого Египта, объем которой в 2010 г. составил $217 млрд., считается сравнительно небольшой, эта страна имеет огромное значение для мировой экономики. На территории Египта расположен Суэцкий канал, связывающий Средиземное море с Красным и Индийским океанами. Через Суэцкий канал проходят основные транспортные маршруты нефти и другого сырья. По данным египетских властей, помимо нефтяных танкеров, Суэцкий канал пропускает около 8% всех торговых судов мира. Теперь стабильность работы Суэцкого канала гарантируют египетские военные, но в связи с введением комендантского часа на ночное время суток клиенты экспортеров были уведомлены о возможных задержках поставки грузов.

В случае закрытия Суэцкого канала поставщики будут вынуждены искать другие маршруты, вследствие чего время поставки нефти из стран Ближнего Востока в США увеличится примерно на 10 дней, в Северную Европу — на 18 дней. “Даже если судоходство по Суэцкому каналу полностью остановится, благодаря избытку транспортных мощностей в мире можно будет безболезненно переключиться на маршруты вокруг Африки. Но есть существенный риск, что события распространятся на другие страны в регионе”,— говорится в отчете компании JBC Energy. Однако только из-за увеличения времени транспортировки стоимость нефти пойдет вверх, даже если благодаря наличию экстренных запасов нефти в мире дефицита поставок не произойдет.

Повышение стоимости нефти может замедлить темпы экономического развития многих стран. Экономисты JP Morgan подсчитали, что устойчивое подорожание нефти на 10% замедлит мировой рост ВВП на четверть процентного пункта. По их данным, в текущем квартале темпы роста мировой экономики в годовом исчислении составят 3,6%. “Больше всего стоит опасаться того, что народные волнения достигнут стран — поставщиков нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке, от ситуации в которых в значительной степени зависит стоимость финансовых активов и спокойствие инвесторов”,— говорится в исследовании банка.

Увеличение цен на нефть на мировом рынке болезненно отразится на экономике США. По их оценкам, если цены сохранятся на нынешнем уровне, то они, вероятно, начнут препятствовать росту экономики, ограничивая расходы американских семей, подрывая доверие потребителей и снижая доходы компаний. При нынешних ценах экономика США будет продолжать расти устойчивыми темпами, однако их “будет недостаточно, чтобы серьезно снизить уровень безработицы”. “Если же цены на нефть вырастут еще на $10,7 за баррель, то сопутствующее этому повышение цен на бензин на $0,25 за галлон (3,8 л) приведет к снижению промышленного производства в США в первый год на 0,4% и обойдется в течение года потерей 270 тыс. рабочих мест”,— прогнозируют аналитики исследовательской компании IHS Global Insight.

Самый мрачный прогноз представил профессор экономики из Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. На страницах британской газеты Financial Times он утверждает, что напряженность в Северной Африке может привести к новой рецессии в мировой экономике, в том случае, если резко вырастут цены на углеводороды. По его мнению, существуют риски того, что беспорядки в Египте и Тунисе могут перекинуться на другие страны Ближнего Востока — Иордан, Йемен, Бахрейн и даже Саудовскую Аравию и Сирию.

Нуриэль Рубини напоминает, что три из последних пяти глобальных рецессий стали следствием геополитических шоков на Ближнем Востоке, которые приводили к резкому скачку цен на нефть. В двух других рецессиях цены на нефть тоже сыграли свою роль. Так, война Судного дня в 1973 г. привела к резкому подорожанию нефти, за которым в 1974-1975 гг. последовала глобальная стагфляция — рецессия с инфляцией. Иранская революция имела такое же влияние на мировую экономику в 1980 г. и привела к рецессии “двойного дна” в США в 1980-1982 гг. Война Ирака с Кувейтом привела к кризису сбережений и займов в США в 1991 г. “Цены на нефть сыграли существенную роль и в последней глобальной рецессии. Экономика США начала падать еще в декабре 2007 г., но мировой финансовый кризис разразился лишь осенью 2008 г., после того как цены на нефть достигли пика в $148 за баррель”,— утверждает экономист.

Цены на нефть, пишет Нуриэль Рубини, поднимались еще до волнений в Египте и Тунисе. Рост до $90 за баррель стал следствием восстановления мировой экономики, а также притока капитала, который в погоне за ликвидностью хлынул на рынки развивающихся стран. Ограниченность мировых запасов нефти также толкает цены вверх. “Этот рост и соответствующее ему увеличение цен на другие товары, особенно на продукты питания, толкает вверх инфляцию в экономиках развивающихся стран, и без того перегретых. Для развитых экономик он означает невыгодные условия торговли и шок наличных доходов”,— считает экономист. Нуриэль Рубини утверждает, что если стоимость нефти будет увеличиваться и дальше, рост развитых экономик существенно замедлится, а в некоторых из них такой сценарий может привести к рецессии “двойного дна”.

Дмитрий БОНДАРЕНКО

www.ukrrudprom.ua

почему цена на нефть словно поездка на американских горках @ ЭКОНОМИКА.

Беспорядки на Ближнем Востоке надежным образом превращаются только в одно: беспорядки в глобальных ценах на нефть. В то время как Египет вступает во вторую неделю антиправительственных протестов, цены на нефть уже дважды преодолевали отметку в 100 долларов за баррель, достигнув наивысшего уровня за два года. Если массовые волнения продолжатся, цены могут взлететь еще выше. Если беспорядки распространятся на другие страны, тогда все ставки сгорят.

Египет не является ни крупным экспортером нефти, ни одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в мире. Так в чем же дело, откуда такая озабоченность?

Вдобавок к обеспокоенности в связи с возможным распространением беспорядков, дело в Суэцком канале, водной смычке длиной в 120 миль, которая проходит через всю страну, соединяя Средиземное и Красное моря. Его открытие в середине XIX века революционным образом сказалось на морских перевозках, сократив время в пути и затраты на транспортировку и поместив Египет в центр современной глобальной торговли.

Любая угроза стабильности в Египте немедленно приводит к росту озабоченности по поводу судьбы канала. Прошлые конлфикты - с Великобританией в 1956 году и с Израилем в 1960-х и 1970-х - вынудили Египет закрывать ключевой водный путь, в одном случае аж на восемь лет, что нанесло серьезный удар по международной торговле.

На данный момент обстоятельства нынешней ситуации сильно отличаются от предыдущих случаев, и эксперты говорят, что озабоченность во многом является необоснованной. Так как канал является ключевым источником дохода для египетских властей, любой руководитель, рассчитывающий получить народную поддержку, вряд ли будет заинтересован в его перекрывании.

"Никто не собирается терять такой источник денег", - говорит Хани Сабра, аналитик по Ближнему Востоку и Африке в "Евразия Групп" (Eurasia Group), консультационном центре оценки политических рисков. "В краткосрочной перспективе риск на самом деле является весьма ограниченным - движение танкеров по Суэцкому каналу не остановилось, это то, в обеспечении безопасности чего военные очень заинтересованы".

Жесткий контроль военных над каналом - хороший знак, свидетельство того, что он будет действовать бесперебойно. Как стало понятно по ходу ежедневных акций протеста по всему Египту, военные продолжают пользоваться доверием большей части народа, в отличие от президента Хосни Мубарака и его в основном ненавидимой полиции. Хотя в начале событий Суэц был местом одних из самых серьезных протестов, не было ни одного сообщения о том, чтобы объектами атак протестующих становились суда или торговые площадки.

"Мы уверены, что каналу не угрожает никакая незамедлительная опасность в связи с продолжающимся политическим кризисом в Египте", - говорится в выпущенной во вторник аналитической заметке Barclays. "Нет никаких признаков того, что протестующие в Египте уже имеют намерения или разработали возможности проводить организованные нападения на танкеры по примеру того, что мы видели в случае с эсминцем "Коул" (ВМС США)", - отмечается в ней, с напоминанием об из ряда вон выходящем примере, когда американский военный корабль был атакован террористами, когда стоял на якоре в Йемене.

Суэцкий канал обеспечивает кратчайший водный маршрут из Азии в Европу, позволяя судам избежать долгой дороги вокруг южной оконечности Африки. В 2009 году примерно 8% всей мировой морской торговли проходило через канал - в основном, это были контейнеровозы, но примерно 15% составляла сырая нефть и нефтепродукты. Около двух миллионов баррелей нефти проходит через канал каждый день, это примерно 5% всего мирового ежедневного транзита оной (еще 2,3 миллиона баррелей в сутки проходит через египетский трубопровод Сумед, который был открыт в 1977 году после витка напряженности в отношениях с Израилем.

Аналитики неохотно говорят о долгосрочных последствиях нынешних беспорядков. Хотя Мубарак дал понять во вторник вечером, что он не будет добиваться переизбрания на предстоящих в сентябре президентских выборах, ничто не говорило о том, что тысячи протестующих с готовностью примут эту уступку. Кто может заменить Мубарака, и будут ли в составе новой правящей коалиции представители радикальных исламистов, остается одним из самых больших вопросов.

"Если мы говорим о долгосрочных последствиях, это гораздо более сложный вопрос", - говорит Сабра. "У Египта есть потенциал, который может оказать эффект домино на остальной регион".

"Если другие режимы в арабских странах, которые в последние десятилетия считались стабильными, начнут падать, - добавляет он, - тогда это станет еще более открытым вопросом".

На данный момент самый сильный эффект проявляется в сильных колебаниях цен на нефть, говорят аналитики. С сентября нефть выросла в цене уже на 30%, в основном благодаря росту использования энергоносителей из-за восстановления мировой экономики и сезонных факторов. Беспорядки в Египте на короткое время подняли котировки нефти выше уровня в 100 долларов за баррель, психологически важной отметки. К вечеру вторника, правда, она опять откатилась на уровень в 90,77 долларов.

"Беспорядки в Египте внесли свой вклад в неуверенность на рынке и создали серьезное ценовое давление", - говорится в заявлении Международного энергетического агентства (МЭА), которое было направлено в 28 промышленно развитых стран, в основном потребителей энергоресурсов. В нем поставщиков нефти призывают "реагировать на сигналы рынка и проявлять гибкость в вопросах обеспечения обильных и доступных поставок", завуалированный намек для стран-членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на то, что они должны подумать об увеличении производства.

Члены МЭА, в число которых входят США, вместе обладают запасами нефти на случай непредвиденных обстоятельств, которых хватит на 145 дней, добавляется в заявлении.

Авторы заявления также вставили свои двадцать копеек и по вопросу о Суэцком канале: "Хотя перебои в работе Суэцкого канала и трубопровода могут оказать серьезное воздействие на нефтяной и газовый рынок, сейчас это не выглядит вероятным".

"Закрытие канала или прекращение работы трубы сделает морскую доставку нефти с Ближнего Востока на европейские рынки и дальше на запад значительно более долгим делом, но в любом случае это не приведет к исчезновению нефти с рынка", - говорится в заявлении. Имеется в виду, что беспорядки в Египте не имеют такого же потенциала в вопросе прерывания потоков поставок энергоносителей, как беспорядки где бы то ни было еще в регионе.

economica.com.ua

Беспорядки в Египте и мировое судоходство

Мировое судоходство и торговля нефтью рассматривают сценарии «что если» на случай, если Суэцкий канал закроется ввиду текущих беспорядков в Египте.

Канал закрывали в 1956 году во время Суэцкого кризиса, он был заблокирован на 8 лет вслед за шестидневной арабо-израильской войной в 1967. Однако, в то время нефтью не торговали на спотовых рынках, и эффект на рынок танкеров был незначительным.

Так называемая танкерная война в Персидском заливе в 1984 – 1987, когда Иран и Ирак вступили в схватку, и целью стали танкеры, стала причиной судоходных проблем. Однако, влияния на цену нефти это не оказало.

В этот раз, когда ситуация в Египте накаляется, и порты страны закрыты, цена нефти поднялась, стоимость сырой нефти превысила $100 за баррель впервые за более чем 2 года.

Цены на акции крупных мировых операторов танкеров, таких как Frontline, DS Torm, Euronav выросли, что послало на рынок волны беспокойства. Однако, согласно экспертам опасения закрытия канала необоснованы, и такие страхи на рынке краткострочны, если только беспорядки не перекинутся на другие страны в Западной Азии.

Важное значение Суэцкого канала

Цены на нефть могут и дальше несколько расти, однако маловероятно, что будет побит рекорд июля 2008 года в 146$ за баррель. Однако, сейчас на рынках паники нет. Называется несколько причин, почему рынок нефти должен оставаться спокоен.

Во-первых, Суэцкий канал все еще работает. Милиция взяла под контроль канал, и конвой судов после 3 часов дня обеспечивается милицейской охраной. Движение сырой нефти через 200-километровый трубопровод Сумед, соединяющий Красное и Средиземное море, также не пострадало.

Во-вторых, согласно отчетам в западных СМИ, в странах ОПЕК есть дополнительная мощность, которая оценивается в 5 млн. баррелей в день. Согласно Международному энергетическому агентству, запасы нефти в богатых странах сейчас способны покрыть 61-дневный расход, что является пиком за 10 лет.

В-третьих, центр спроса сместился с последнего закрытия канала в 1967 году. Если тогда фокус основной массы спроса приходился на США и Европу, и канал был жизненноважен, то сейчас ситуация изменилась. Спрос сместился в Азию, Индия и Китай являются крупными потребителями, и они не зависят от канала в плане транспортировки. Согласно оценкам, только 4,5% мирового производства нефти провозится через канал и параллельный трубопровод. Согласно Barclays, закрытие канала, в худшем случае, выведет 2-3 млн. баррелей нефти и еще 2 млн. баррелей нефтепродуктов из оборота.

И наконец, есть дополнительный незадействованный тоннаж танкеров, который может обеспечить возможный спрос на транспортировку, если танкерам на линиях между Азией и Европой придется идти по более длинному пути вокруг Африки и мыса Доброй надежды. Другими словами, влияние закрытия канала, скорее всего, будет намного более сглажено, чем в 1950-60х. Однако, страхи остаются. Более танкеров пострадали от беспорядков в Египте операторы контейнеровозов. Это произошло потому, что контейнеровозы перевозят товары из Азии, и Европа и США составляют до 50% направлений транспортировок через канал.

Влияние на торговые маршруты

Беспорядки вынудили многих контейнерных операторов приостановить или пересмотреть свои услуги. Например, Maersk, крупнейшая в мире контейнерная линия, уже объявила о том, что ее суда не заходят в Порт Саид. Южноконейская компания Hanjin пересматривает некоторые свои контейнерные линии, глава компании заявил, что работа линий в Порт Саиде и Александрии пострадала от недостатка рабочих. В результате, некоторые контейнеры разгружаются в ближайших портах. Некоторые контейнеровозы, которые должны были разгружаться в Египте, вместо этого приходят в Сингапур. Закрытие египетских портов повлияло на перевалочные операции многих контейнерных линий.Согласно оценкам, более 34 000 судов прошли через канал в 2009 и половина из них останавливалась в египетских портах для пополнения запасов, военных эскортов и смены экипажа.

В первые три недели 2011 года, до момента начала беспорядков в Египте, более 300 контейнерных судов прошли через канал. APM Terminals, отделение компании Maersk, которое управляет контейнерными терминалами в египетских портах, а также DP World, дубайский оператор контейнерных терминалов, закрыли свою работу в Египте.

В судоходной отрасли есть опасения, что неспокойствие в Египте, и в несколько меньшей степени в Тунисе, Алжире и Йемене, указывают на возможность возникновения волнений и в богатых нефтью странах Западной Азии.

flagmanshipping.com

Египет подтолкнул нефть

В связи с беспорядками в Северной Африке Brent достигла отметки $100 ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ Татьяна Ростовцева Беспорядки в Египте стали причиной серьезного повышения цен на энергоносители. Уже сейчас нефть марки Brent достигла отметки $ 100 за баррель и торгуется выше ее. Суэцкий канал и трубопровод, соединяющий Красное море со Средиземноморским бассейном, продолжают работать, но мировая общественность обеспокоена возможностью перебоев в поставках нефти по одному из основных нефтепроводов.

В связи с беспорядками в Северной Африке Brent достигла отметки $100

Татьяна Ростовцева

Беспорядки в Египте стали причиной серьезного повышения цен на энергоносители. Уже сейчас нефть марки Brent достигла отметки $ 100 за баррель и торгуется выше ее. Суэцкий канал и трубопровод, соединяющий Красное море со Средиземноморским бассейном, продолжают работать, но мировая общественность обеспокоена возможностью перебоев в поставках нефти по одному из основных нефтепроводов. Российские отраслевые аналитики полагают, что "египетская тема", скорее всего, уже отыграна, Brent выше сотни, но риск экспорта революции в другие нефтегазовые страны очень велик. А это само по себе может привести к дальнейшему росту, к которому, кстати, никто не готов.

Волнения в Египте начались после свержения президента в Тунисе, и инвесторы боятся подобного развития событий в соседнем Алжире, входящем в ОПЕК. Международное энергетическое агентство (IEA) считает ситуацию на нефтяном рынке нормальной, но призывает ОПЕК проявить "гибкость", если появятся признаки нехватки нефти. В понедельник цена мартовских фьючерсов на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE по итогам торгов повысилась на $1,59 — до $101,01 за баррель. На нью-йоркской бирже NYMEX стоимость мартовских фьючерсов на техасскую легкую нефть выросла сразу на $2,85 — до $92,19 за баррель. Во вторник нефтяные котировки начали снижаться из-за замедления роста промышленного производства в Китае до пятимесячного минимума. Рынок воспринял это как сигнал о том, что спрос, возможно, не будет расти такими быстрыми темпами, как ожидалось. В ходе утренних торгов нефть сорта WTI опустилась до отметки 91,97 доллара за баррель, а котировка фьючерса на нефть Brent на март на лондонской бирже ICE Futures на 47 центов, до $ 100,54 за баррель. Аналитики полагают, что события в Египте окажут в целом ограниченное влияние на российскую экономику. "Однако в то же время дополнительные доходы могут быть у нефтяных компаний, т.к. обострение ситуации в Египте на какое-то время (полагаю ограниченное) увеличит беспокойство по поводу бесперебойной работы Суэцкого канала, что уже привело к росту нефтяных цен в Европе, которая является основным местом экспорта для российских нефтяников", — считает Юрий Селяндин, управляющий директор УК "Флеминг Фэмили энд Партнере". Более того, некоторые эксперты полагают, что возможен дальнейший рост. "Конкретно египетская тема, скорее всего, уже отыграна, Brent выше сотни, но риск экспорта революции из Египта в другие нефтегазовые страны очень велик, и само существование такого риска может привести к дальнейшему росту, к которому, кстати, никто не готов", — считает Игорь Киссель, управляющий активами "Пилгрим Эссет Менеджмент".

А вот аналитики из НБ "Траст" полагают, что ситуация в Египте не кажется "заразной". Инвесторы опасаются, что усиливающиеся беспорядки в Египте могут привести к закрытию Суэцкого канала и прекращению транспортировки сырья по трубопроводу, соединяющему Красное и Средиземное моря. В то же время В ОЭСР заявили, что цены на "черное золото" в настоящий момент не соответствуют фундаментальным показателям рынка, а их стремительный рост вызван спекулятивными сделками. "Мы полагаем, что высокая волатильность в ценах на нефть если и может быть оправданна, то лишь на непродолжительное время. Политическая нестабильность вряд ли сможет перекинуться из Египта на основные нефтедобывающие страны Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, Кувейт и ОАЭ, а потому мы не исключаем скорой коррекции по нефти. Цены на сырье уже начали отступать. Brent торгуется около $100,5 за баррель против максимальной отметки понедельника — $ 101,19 за баррель. Дополнительным фактором здесь послужили не слишком хорошие данные по Китаю, где в декабре замедлился рост деловой активности в промышленности", — отмечают в "Трасте".

Западные же аналитики и трейдеры считают, что беспорядки в Египте не повредят поставкам нефти по Суэцкому каналу и нефтепроводу Sumed, но видят в этих событиях поддержку нефтяному рынку. "Даже если судоходство по Суэцкому каналу полностью остановится, благодаря избытку транспортных мощностей в мире можно будет безболезненно переключиться на маршруты вокруг Африки. Однако есть существенный риск, что события распространятся на другие страны в регионе", — цитирует Reurtes отчет JBC Energy.

По информации агентства Reurtes, ОПЕК проведет внеочередную встречу нефтяного картеля 22 февраля, поскольку ситуация с "черным золотом" близка к критической. Новость Рейтер сообщил представитель картеля на условиях анонимности. Сегодня нефть марки Brent вплотную приблизилась к отметке $100 за баррель, а потребители нефти пытаются оказать давление на страны ОПЕК. На прошлой неделе глава МЭА Нобуо Танака призвал ОПЕК к увеличению квот на сырье. Свободные добывающие мощности организации, в основном в Саудовской Ара-bhHj составляют 6 миллионов баррелей в сутки, то есть 7% мирового потребления.

oilcapital.ru

Нужна ли Украине египетская нефть?

Виктор ТАРНАВСКИЙ

В начале сентября НАК "Нафтогаз Украины" отметила небольшой, но знаковый "юбилей". На месторождении Gharadig в Египте, разработкой которого занимается украинская государственная корпорация, был получен стотысячный баррель нефти. Таким образом, первый значимый проект "Нафтогаза Украины" по добыче углеводородного сырья за рубежом дал видимую и отдачу. Конечно, 100 тыс бар (более 13.5 тыс т) — это мелочь на фоне 15 млн т ежегодного объема потребления нефти в Украине и даже 3.9 млн т нефти с газовым конденсатом, добытых в нашей стране в прошлом году, однако "Нафтогаз" сделал только первый шаг на долгом и многотрудном пути, на котором Украина способна достичь многого… если, конечно, сможет и захочет.

Пустыня

Диверсификация источников поставок нефти и газа считается одним из магистральных направлений украинской политики, по меньшей мере, с 90-х годов, однако до последнего времени она почти не имела никакого реального содержания. На то были свои объективные причины — прежде всего, возможность получения по трубопроводам российской нефти, на переработку которой были ориентированы украинские НПЗ и которая была более выгодной по сравнению с любым другим импортом благодаря минимальным затратам на доставку.

Тем не менее, в начале текущего десятилетия тогдашнее руководство "Нафтогаза Украины" во главе с нынешним министром топлива и энергетики Юрием Бойко предложило перейти к разработке нефтегазовых месторождений за рубежом с целью поставки добытых ресурсов в Украину. Это было бы и в самом деле экономически более выгодно, чем эксплуатировать украинские залежи нефти, которые, как правило, характеризуются незначительным объемом запасов и сложными геологическими условиями, или даже покупать нефть у российских поставщиков. В 2006 г., возглавив Минтопэнерго, Юрий Бойко заявил, что Украина планирует активно разрабатывать месторождения за пределами страны. Уже в 2010 г. предполагалось получить за границей 3.6 - 3.7 млн т нефти с конденсатом, а к 2030 г. довести этот показатель до 9-10 млн т нефти и 10 млрд куб м газа.

Первым направлением зарубежной деятельности "Нафтогаза Украины" стала Ливия. В 2003 г., практически сразу же после снятия с этой страны международных санкций, в ходе визита тогдашнего Президента Украины Леонида Кучмы в Триполи была достигнута принципиальная договоренность об участии украинской компании в разработке ливийских нефтяных ресурсов, а осенью 2004 г. "Нафтогаз" получил права на разведку и добычу нефти и газа на четырех блоках общей площадью более 200 тыс кв км. Запасы этих месторождений предварительно оценивались в 110 млн т нефти и 30 млрд куб м газа. Обязавшись инвестировать, как минимум, $57.5 млн, "Нафтогаз" мог рассчитывать на добычу, как минимум, 1.5 млн т нефти в год, а оптимистические прогнозы давали даже большие цифры, чем весь годовой объем украинского производства. Конечно, большая часть нефти оставалась бы в распоряжении ливийского государства, но и того, что доставалось "Нафтогазу", позволило бы компании нарастить поставки углеводородов на десятки процентов.

Однако ливийский контракт был утрачен после смены власти в Украине на рубеже 2004-2005 гг. Так и не дождавшись от украинской стороны обещанных инвестиций и не видя никаких действий по выполнению своих обязательств, ливийское правительство в начале 2006 г. передало участки, предназначенные для "Нафтогаза Украины", другим операторам. Шанс был безвозвратно упущен.

Правда, в 2004-2005 гг. "Нафтогаз Украины" заключил новые соглашения с Египтом и ОАЭ, но масштаб этих проектов в разы уступал ливийским. В частности, в середине 2005 г. украинская компания выиграла международный тендер на разведку, разработку и добычу нефти на блоке Alam El-Shawish East на территории Западной пустыни в Египте. По условиям концессионного соглашения, подписанного в декабре 2006 г. (почти полтора года спустя), "Нафтогазу" был предоставлен участок площадью 994 кв км. Проведенная в 2007 г. и начале 2008 г. сейсморазведка показала наличие на этой территории трех месторождений, совокупные ресурсы которых предварительно были оценены в 73.5 млн т. Сейчас "Нафтогаз", впрочем, дает более скромную оценку — 10 млн т.

В октябре 2008 г. в северной части концессионного участка было начато бурение первой разведочной скважины, а в феврале 2009 г. был получен приток нефти дебитом 80 т — первой нефти, добытой "Нафтогазом" за пределами территории Украины. В настоящее время компания имеет разрешение на добычу нефти в объеме до 2 тыс бар (270 т) в сутки, но в 2011 г. планируется вывести этот показатель на уровень 3 тыс бар (430 т) в сутки. Таким образом, годовой объем добычи египетской нефти "Нафтогазом Украины" составит немногим более 155 тыс т в год. С учетом того, что в прошлом году дочерние структуры "Нафтогаза" добыли 3.64 млн т нефти с конденсатом, на общем фоне эта прибавка выглядит достаточно значимой. Кроме того, на египетском предприятии "Нафтогаза" ежесуточно добывается около 115 тыс куб м газа, т.е. немногим более 40 млн куб м в год. Инвестиции в реализацию этого проекта составили около $20 млн.

Меньше повезло "Нафтогазу" в ОАЭ. Еще летом 2004 г. НАК создала в этой стране совместное предприятие Naftogaz Middle Easst с местной компанией Al Jazirah, а в январе 2005 г. было подписано соглашение с правительством эмирата Фуджейра о поиске, разведке и эксплуатации месторождений на суше и на шельфе Оманского залива. Проект предполагал проведение разведки в течение 4 лет и 25 лет разработки залежей, в ходе которой планировалось добыть 47 млрд куб м газа и 14.9 млн т газового конденсата.

В марте 2009 г. специалисты "Нафтогаза" начали бурение первой поисковой скважины проектной глубиной более 5500 м, однако она, увы, оказалась пустой. Проведенные исследования показали, что месторождение, скорее всего, находится восточнее выделенного участка, на территории сразу трех соседних эмиратов — Рас эль-Хайма, Умм эль-Кайвайн и Шарджа. Теперь, чтобы продолжить работы, нужно договариваться с властями данных объектов федерации, чем "Нафтогаз Украины" и занимается в настоящее время. Однако пока не известно, завершатся ли эти переговоры успехом, и когда это может произойти.

В последние два года "Нафтогаз Украины" пытался восстановить утерянные позиции в Ливии, но несмотря на визиты ведущих украинских государственных деятелей в Триполи и прием лидера ливийской революции Муаммара Каддафи в Киеве, достичь этой цели пока не удалось. Особого продвижения на этом направлении в последнее время не просматривается.

Неудачей завершилась и попытка "Нафтогаза" получить доступ к нефтегазовым ресурсам Алжира. Осенью прошлого года украинская компания подала заявку на участие в тендере на разработку ряда месторождений на юге страны, на территории пустыни Сахары, однако победить в тендере, проведенном в январе 2010 г., ей не удалось. Впрочем, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, шансы "Нафтогаза" на успех были с самого начала очень низкими. На те же месторождения претендовали более крупные международные компании, имеющие опыт деятельности в Алжире и наработанные связи с местными чиновниками, а также значительно превосходящие "Нафтогаз" как в уровне развития технологий добычи нефти, так и в финансовых ресурсах.

В первой половине текущего десятилетия в "Нафтогазе" рассматривались проекты добычи нефти и газа в Туркменистане и Узбекистане, а позже — в Казахстане и даже Ираке, но они так и не продвинулись дальше стадии декларации о намерениях. Сейчас, как известно, "Газпром" предлагает "Нафтогазу" совместно заняться разработкой некоторых российских газовых месторождений. Однако какой-либо активной деятельности на этом направлении НАК, судя по всему, не ведет. По крайней мере, за последние месяцы никакой новой информации о намерениях "Нафтогаза" принять участие в новых тендерах или осуществить новую экспансию за рубеж не сообщалось.

И Африка нам нужна

В связи со всеми неудачами, постигшими "Нафтогаз Украины" за рубежом, возникает закономерный вопрос: а нужно ли вообще развивать это направление? Тем более, что ресурсы НАК явно не достаточны для проведения активной экспансии за пределы страны. В большинстве стран мира иностранные компании допускают только к разработке труднодоступных месторождений, для налаживания эксплуатации которых необходимо использовать современные технологии. Кроме того, эти проекты достаточно затратные. "Нафтогаз Украины" не может похвастаться высокой конкурентоспособностью ни в одном, ни в другом аспекте.

В частности, за I полугодие 2010 г. капитальные инвестиции "Нафтогаза Украины" в нефтегазовой сфере составили $193.3 млн. Вроде бы не так уж и мало, однако стоимость разработки одного месторождения в странах Ближнего Востока и Северной Африки, по объему запасов сравнимого с египетским проектом "Нафтогаза", составляет $30-50 млн. Чтобы развивать нефтегазодобычу за рубежом, "Нафтогазу Украины" надо увеличивать свой инвестиционный бюджет на десятки процентов, а то и в разы.

Объективно "Нафтогаз" может рассчитывать только на разработку небольших залежей, на которые просто не будут претендовать более крупные компании (таковым, увы, является египетский проект НАК). При этом не факт, что овчинка вообще будет стоить выделки. Условия, по которым правительства нефтедобывающих стран допускают в свою отрасль иностранных производителей, часто можно назвать откровенно кабальными.

В частности, в Алжире контрольный пакет в совместных нефтегазовых проектах должен обязательно принадлежать национальной компании Sonatrack, а прибыль, полученная в результате продажи добытых энергоносителей, делится между алжирской стороной и иностранным участником в соотношении 75:25. В Египте местная государственная компания имеет право преимущественного выкупа полученных иностранным оператором нефти и газа для поставок на внутренний рынок.

То что западные компании идут на такие условия, объясняется тем, что затраты на добычу нефти в том же Алжире, Египте или Ираке в несколько раз ниже, чем при разработке месторождений на океанском дне или в Арктике. За счет этого компания-оператор, даже отдавая большую часть добытой нефти государству – владельцу месторождения или вообще получая фиксированный доход от каждого добытого барреля, имеет большую прибыль, чем при эксплуатации труднодоступных залежей, скажем, в глубоководной части Мексиканского залива. Наконец, наращивая свою резервную базу и объемы добычи, пусть даже таким опосредованным способом, западные нефтегазовые компании увеличивают свою рыночную капитализацию.

Однако все это актуально и для "Нафтогаза Украины". Добыча нефти в Украине, достигнув (за время независимости страны) пика в 2007 г. (более 4.45 млн т с конденсатом), непрерывно падает. В прошлом году спад составил 6.9%, а за первые 7 мес. т.г. украинские компании произвели на 12.9% меньше нефти и на 7.9% меньше конденсата, чем за тот же период 2009 г. В значительной мере это вызвано хроническим недоинвестированием отрасли в последние годы и политической нестабильностью, препятствующей реализации долгосрочных проектов (в частности, разведке новых месторождений), но для этого есть и объективные причины. Наиболее доступная украинская нефть уже добыта, большая часть оставшихся запасов сосредоточена в небольших месторождениях, часто расположенных на значительной глубине. Их разработка требует высоких затрат и применения сложных и дорогостоящих технологий, что, безусловно, ведет к снижению рентабельности. В Украине нет серьезных перспектив для расширения сухопутной добычи нефти. В то же время разработка зарубежных месторождений может оказаться более привлекательной альтернативой, чем реализация новых проектов внутри страны.

Правда, при добыче иностранной нефти возникает проблема доставки. Когда в 2003 г. "Нафтогаз Украины" планировал свои ливийские проекты, было определено, что доставка африканской нефти в Украину не имеет экономического смысла из-за отсутствия в нашей стране соответствующей инфраструктуры, высоких затрат на транспортировку и нежелания Турции пропускать танкеры в Черное море через Босфор. Тогда и была разработана схема замещения, согласно которой ливийская нефть, добытая "Нафтогазом", продавалась бы в Европе российскими партнерами украинской компании, которые взамен поставляли бы соответствующий объем нефти в Украину. Впрочем, можно использовать и иной вариант — сбывать нефть самостоятельно и на вырученные деньги делать закупки в той же России, получая прибыль за счет разницы между себестоимостью добычи/поставки нефти и ее ценой.

Вообще, зарубежная деятельность нефтегазовых компаний, представляющих страны- импортеры энергоносителей, четко укладывается в два направления. Во-первых, это добыча нефти и газа за границей для обеспечения своего национального рынка ресурсами и, во-вторых, для получения дополнительных доходов, которые, в частности, могут быть использованы для закупки нефти у других поставщиков. Первую стратегию используют, например, китайские компании, участвующие в проектах за рубежом. Вторую схему чаще используют западные транснациональные компании. Так, в частности, BP, начинающая разработку иракских месторождений, вовсе не собирается поставлять причитающуюся ей нефть непременно в Великобританию или в США. Точно так же и "Нафтогаз", зарабатывая деньги за границей, может тратить их в интересах Украины.

Безусловно, НАК находится сейчас не в лучшем состоянии для проведения международной экспансии, да и таких "лакомых кусочков", каким в 2003 г. была Ливия, в обозримом будущем на мировом рынке нефти не предвидится. Тем не менее, реализация зарубежных проектов в области нефтегазодобычи может стать для "Нафтогаза" важным и перспективным направлением — не столько в плане диверсификации поставок нефти в Украину, сколько в части увеличения доходов и прибыли компании.

Дорогу осилит идущий.

uaenergy.com.ua

У берегов Египта нашли гигантское газовое месторождение

Фото: Global Look Press

Компания Eni обнаружила в Средиземном море у побережья Египта крупнейшее газовое месторождение. Его площадь составляет 100 квадратных километров.

В Средиземном море у берегов Египта найдено газовое месторождение площадью около 100 квадратных километров, сообщает итальянская энергетическая компания  Eni в воскресенье, 30 августа.

В Египте стартовали первые за три года парламентские выборы Выборы

В Египте стартовали первые за три года парламентские выборы

Потенциал нового месторождения может составить до 850 млрд м3 газа. Это сопоставимо с запасами природного газа Ирана"Zohr - крупнейшее месторождение газа, когда-либо открытое в Египте и в Средиземном море", — заявили в  Eni, назвав находку "супергигантским открытием".

Компания предполагает, что Zohr сможет удовлетворить потребность Египта в природном газе в ближайшие несколько десятилетий. Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци уже отправился в Каир, где сообщит об открытии президенту, премьеру, а также министру нефти и минеральных ресурсов Египта.

www.dp.ru