Газпром беларусь нефть


Газпром трансгаз Беларусь (ОАО)

прежнее название — ОАО «Белтрансгаз»

доля «Газпрома» — 100%

События

Контактная информация

ул. Некрасова, д. 9

Минск, 220040

Республика Беларусь

(+375 17) 280-01-01

(+375 17) 285-63-36 факс

[email protected]

www.gtb.by

www.belarus-tr.gazprom.ru

Руководство

Владимир Майоров

Владимир Владимирович Майоров — генеральный директор ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».

Родился 18 апреля 1970 года в поселке Прибрежный Новооскольского района Белгородской области, Российская Федерация.

Образование

Окончил Украинскую государственную юридическую академию по специальности «Правоведение», Академию управления при Президенте Республики Беларусь, специальность «Международные экономические отношения», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (Мастер делового администрирования, управление нефтегазовой корпорацией в глобальной среде).

Профессиональный опыт

1996–1999

Вел научно-педагогическую работу в Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины.

1999–2004

В течение пяти лет работал на руководящих должностях в Гомельском облисполкоме.

2004–2007

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, начальник главного управления международного сотрудничества и торговли. Вскоре переведен на должность заместителя председателя Гомельского областного исполнительного комитета.

2007–2013

Генеральный директор ОАО «Белтрансгаз».

с апреля 2013 года

Генеральный директор ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».

История

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» является одним из крупнейших предприятий Республики Беларусь, обеспечивает бесперебойную транспортировку и поставку природного газа потребителям Республики Беларусь и Западной Европы.

 

Фоторепортажи

Беларусь — территория мира

Возвращение «Белтрансгаза» в семью «Газпрома»

25 октября 1960

Приказом Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР №274 создано Минское управление магистральных газопроводов.

 

30 октября 1960 

На Центральной площади белорусской столицы торжественно зажжен факел, символизировавший запуск газопровода «Дашава – Минск» – первой газовой магистрали в Республику Беларусь.

 

26 октября 1974

Завершилось строительство первой нитки магистрального газопровода «Торжок — Минск — Ивацевичи» протяженностью 453 км, по которой начались поставки в Беларусь природного газа из западносибирского региона.

 

1976

Сдано в эксплуатацию Осиповичское подземное хранилище газа.

 

1984

Введена в эксплуатацию первая в Беларуси автомобильная газонаполнительная компрессорная станция («АГНКС-2» в городе Минске). В республике начала реализовываться программа по переводу транспорта на природный газ.

 

1996

Началось строительство трансконтинентального газопровода «Ямал — Европа».

 

21 сентября 1999

Состоялся торжественный ввод в эксплуатацию белорусского участка магистрального газопровода «Ямал — Европа» протяженностью 209 км (КС «Несвижская» — государственная граница с Польшей).

 

2000

За особые достижения в хозяйственном развитии коллективу предприятия присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь.

 

2008

С подачей природного газа в городе Березино завершена газификация райцентров Беларуси. В резервуары Мозырского ПХГ осуществлена опытная закачка газа.

 

2011

Правительство Республики Беларусь и Правительство Российской Федерации подписали Соглашение об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности ОАО «Белтрансгаз». Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и ОАО «Газпром» подписали договор купли-продажи 50% акций ОАО «Белтрансгаз». С учетом уже приобретенных в 2007–2010 годах 50% акций ОАО «Газпром» стало владельцем 100% акций ОАО «Белтрансгаз».

 

2013

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь ОАО «Белтрансгаз» переименовано в ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».

Основные виды деятельности

К основным видам деятельности предприятия относится транспортировка природного газа потребителям Республики Беларусь, Западной Европы и Калининградской области Российской Федерации. ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» эксплуатирует принадлежащий ПАО «Газпром» белорусский участок магистрального газопровода «Ямал — Европа», протяженностью 575 км линейной части, и 5 компрессорных станций. Газотранспортная система Республики Беларусь, эксплуатируемая ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», включает в себя более 7,9 тыс. км газопроводов, 13 компрессорных станций (КС), 3 подземных хранилища газа (ПХГ), 226 газораспределительных станций (ГРС), 27 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 7 газоизмерительных станций (ГИС). Общество реализует метан через собственную сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Охрана окружающей среды

В ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» разработана и внедрена система экологического менеджмента (СЭМ), соответствующая требованиям СТБ ИСО 14001–2005 (ISO 14001:2004) и корпоративным нормам ПАО «Газпром».

СЭМ компании является частью общей системы управления предприятием и функционирует в тесном взаимодействии с управлением основными производственными процессами.

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» ежегодно, на протяжении последних четырех лет, публикует отчет по охране окружающей среды и направляет его в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также в высшие учебные заведения республики, проводящие обучение по экологическим специальностям. 

За большой вклад в развитие газовой промышленности, многолетний добросовестный труд в природоохранной сфере компания награждена Благодарностью ПАО «Газпром».

Почетными дипломами награждены филиалы компании, занявшие призовые места в Конкурсе на лучшую автотранспортную организацию в работе по снижению загрязнения атмосферного воздуха.

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» стало обладателем Памятного приза за активное участие в экологическом субботнике «Зеленая весна – 2015».

Социальная политика

Главная цель социальной политики компании – создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для привлечения и закрепления на предприятии высококвалифицированных специалистов, социальное обеспечение работников и пенсионеров компании.

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» неуклонно следует принципам корпоративной социальной ответственности.

В 2016 году в городе Мозырь открылся первый спортивный комплекс, построенный в рамках программы «Газпром – детям в Беларуси». В ближайшее время планируется ввести в строй еще два крупных спортивных центра в городах Орше и Осиповичи.

Компания является генеральным партнером Международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс», который реализует общенациональные проекты помощи детям, больным онкологическими заболеваниями, заболеваниями суставов, имеющими врожденные пороки слуха.

Наряду с оказанием безвозмездной помощи по социально важным и значимым направлениям, работниками компании самостоятельно реализуются важные благотворительные проекты. В 2015 году началась реализация крупного социального проекта «Монументы Победы». Его цель – восстановление памятников и мемориалов Великой Отечественной войной. За два года работниками общества восстановлен 31 монумент, благоустроено более 6 гектаров, прилегающих к ним земель, посажено 3200 деревьев.

Перспективы развития

Основными задачами деятельности ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» на перспективу являются: обеспечение надежной и бесперебойной поставки газа потребителям Республики Беларусь, транзита газа, расширение использования природного газа как моторного топлива.

Компания является заказчиком строительства многофункционального комплекса «Газпром Центр» в городе Минске, строительство осуществляется в рамках инвестиционного договора между Республикой Беларусь и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».

Новый комплекс «Газпром Центр» призван укрепить имидж ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» как социально ориентированной компании и стать центром деловой жизни столицы Беларуси.

www.gazprom.ru

Работа Газпром нефть в Беларуси

ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения Республики Беларусь. Основным... единомышленников, ориентированных на реализацию общей задачи.Работать в Компании «Газпромнефть» - значит СТРЕМИТЬСЯ К БОЛЬШЕМУ...

2017-12-17Минск17 декабря 2017 10:07:59

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В его активе разветвленная сеть из... «Газпромнефть-Белнефтепродукт» основано в 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных...» основано в 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий...

«Газпромнефть-Белнефтепродукт» основано в 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из... Компании «Газпромнефть» - значит СТРЕМИТЬСЯ К БОЛЬШЕМУ: Участвовать в проектах национального и международного масштаба...

2017-09-20Минск20 сентября 2017 10:53:17

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В его активе разветвленная сеть из... сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения Республики...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных.... как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных... дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных... дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения...

2018-02-08Минск8 февраля 2018 10:56:34

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В активе - разветвленная сеть из....Работать в Компании «Газпромнефть» - значит СТРЕМИТЬСЯ К БОЛЬШЕМУ: Участвовать в проектах национального и международного...

», ОАО «Белагропромбанк», Qulix Systems, Wargaming, ОАО "Лидское пиво", ИООО «ГазпромНефть», группа компаний "WestTransLine...

2018-02-10Минск10 февраля 2018 10:27:14

", ИООО «ГазпромНефть», группа компаний "WestTransLine". Каждый раз Клиенты отмечали высокий уровень подготовки и проведения...

2018-02-10Минск10 февраля 2018 10:34:51

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В его активе разветвленная сеть из... 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных... сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения Республики...

2017-12-06Минск6 декабря 2017 10:56:36

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных.... как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных... предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения Республики Беларусь. Основным...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами.Мы ищем целеустремленных и энергичных... «Газпромнефть-Белнефтепродукт» основано в 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из...

2018-02-11Минск11 февраля 2018 10:26:42

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В его активе разветвленная сеть из...-Белнефтепродукт» основано в 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В его активе разветвленная сеть из... труда. ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» основано в 2009 г. как дочернее сбытовое предприятие ПАО «Газпромнефть», и...

«Газпромнефть» - одна из крупнейших компаний по обеспечению нефтепродуктами. В его активе разветвленная сеть из... предприятие ПАО «Газпромнефть», и является одним из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения Республики Беларусь. Основным...

ru.search-job-in.com

Сколько стоят России поставки нефти в Белоруссию

Отношения России и Белоруссии по поставкам нефти всегда были приукрашены особым колоритом и часто сопровождались скандалами и спорами.

В августе 2017 года на совещании по развитию транспортной инфраструктуры на северо-западе России руководитель РЖД пожаловался В.В. Путину на то, что белорусы не хотят пользоваться транспортными возможностями России для экспорта нефтепродуктов. Даже несмотря на предлагаемую им скидку в 50% на железнодорожные тарифы они продолжают использовать порты Латвии и Литвы.

В ответ президент РФ приказал заставить белорусов использовать российские порты для экспорта нефтепродуктов. Раз нефть российская, то Россия имеет право контролировать судьбу произведенных из неё нефтепродуктов. С одной стороны, российские нефтяные терминалы получат возможность что-то заработать. С другой, прибалтийские республики, активно выступающие против России на международной арене, лишатся возможности на этой самой России зарабатывать деньги. Кроме того, Россия сможет полностью контролировать, что и кому отгружают белорусские НПЗ.

Однако белорусы оказались не в восторге от этой идеи российских властей. Как они заявляют, маршрут через Прибалтику является самым экономичным — достаточно взглянуть на карту. Например, Новополоцкий НПЗ расположен вблизи границы с Латвией и связан с Вентспилсом действующим с 1968 года трубопроводом (который, кстати, на одну треть принадлежит «Транснефти»).  Чтобы перенаправить нефтепродукты на российские порты, расположенные в Ленинградской области, придется их транспортировать железнодорожным транспортом на сотни километров дальше.

Хотя РЖД и предоставляет скидки на перевозку белорусской нефти, портовые тарифы в России гораздо выше прибалтийских. По сообщению РБК, представитель Минэнерго рассказывал им, что прибалты «демпингуют» по ценам на перевозку.

Для белорусов этот вопрос отнюдь не чисто политический. При экспорте 10–13 млн. тонн нефтепродуктов в год разница в тарифах даже на несколько долларов может нанести убытки в десятки миллионов долларов, что не так мало для Белоруссии.   Кроме того, есть и логистические проблемы. Как заявляют белорусы, порт в Усть-Луге зимой замерзает, что усложняет доставку европейским потребителям.

Конечно, Россия, если будет оказывать значительное давление, сможет «дожать» белорусов и перенаправить их грузы в российские порты, но трудно сказать, насколько политически и экономически целесообразен такой «микроменеджмент».

Сколько Белоруссия зарабатывает на российской нефти

Нефтеперерабатывающая промышленность является ключевой для Белоруссии. В стране есть два НПЗ — Новополоцкий и Мозырьский, при этом последний на 42,58% принадлежит «Славнефти» (то есть «Газпром нефти» и «Роснефти»). Нефтепродукты занимают около 12–15% в общем промышленном производстве страны и примерно 20% в экспорте.

Белоруссия закупает нефть почти исключительно в России. В последние годы страна получала ежегодно по 20–24 млн. тонн нефти, что как раз примерно соответствует объему производства на двух НПЗ. Кроме того, Белоруссия еще и самостоятельно добывает небольшое количество нефти на своей территории — около 1,5 млн. тонн в год (или 32 тыс. баррелей в день), которую направляет на экспорт в ЕС.

Иногда в силу разных ссор и споров объем поставок снижается, как это было в начале 2017 года, когда Россия в одностороннем порядке сократила объемы поставок на треть из-за спора о газовых долгах в сотни миллионов долларов. Белоруссия пыталась найти альтернативные источники нефти — в Казахстане, Азербайджане и даже Иране и Венесуэле, но не особо в этом преуспела, так как нефть там оказалась дороже российской.

В апреле 2017 года спор был завершен: долг оплачен, Белоруссия получила кредит в миллиард долларов и поставки в полном объеме возобновились. Кроме того, с Белоруссии сняли ранее существующее обязательство поставлять в Россию 1 млн. тонн нефтепродуктов в год, произведенных из российской нефти. Стране это дало возможность зарабатывать больше валюты и получать больше прибыли — по оценке белорусского телевидения, на сумму около 150 миллионов долларов в год.

Поскольку Россия и Белоруссия сейчас объединены в таможенный союз, поставки российской нефти экспортными пошлинами не облагаются. Раньше Белоруссия должна была перечислять России собранные экспортные пошлины на нефтепродукты, но сейчас страна оставляет эти суммы себе.

Из-за освобождения от пошлин поставки нефти в Белоруссию представляют собой своего рода российскую субсидию. В настоящее время экспортная пошлина составляет около 12 долларов за тонну. Таким образом, напрямую бюджет России теряет от поставок в Беларусь всего 200–300 миллионов долларов в год (при нынешних ценах на нефть и системе налогообложения). По сравнению, например, с размахом международной деятельности некоторых государственных нефтяных компаний России, это относительно скромная сумма.

Эта субсидия Белоруссии за последние годы снижалась из-за проводимого в России «налогового маневра». Напомним, что правительство РФ в несколько этапов снижало экспортные пошлины при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого со всей добычи нефтяных компаний. Результатом этого стало то, что внутренние цены на нефть и фактически связанные с ними цены поставок в Белоруссию относительно повысились.

Кстати, одной из официально объявленных причин «налогового маневра» как раз и было введение Евразийского экономического союза — наличие различных экспортных пошлин в разных государствах якобы делают возможным закупку Белоруссией и Казахстаном в массовых объемах российской нефти и перепродажу её за границу в ущерб российскому бюджету.

Если «налоговый» маневр будет проводиться и дальше, как это предлагают некоторые деятели российского правительства, и экспортные пошлины будут совсем ликвидированы, тогда цены поставки нефти внутри России могут практически сравняться с мировыми (без учета расходов на транспортировку), и субсидия белорусам перестанет существовать.

Объем поставок нефти в Белоруссию регламентируется межправительственными соглашениями. Так, в 2017 году планируется поставить туда 24 млн. тонн нефти. Нефть поставляют разные российские нефтяные компании по «рекомендации» правительства РФ.

Однако реальные поставки в этом году могут составить и меньший объем — ввиду роста цен на нефть (из-за повышения рыночных цен и изменения налогового режима) белорусы могут оказаться не в состоянии «освоить» все оговоренные объемы.

По данным белорусского Национального статистического комитета, в период январь-август 2017 года закупки нефти из России составили 3,4 млрд. долларов против 2,9 млрд. долларов за соответствующий период прошлого года. В то же время физические объемы поставок упали. В 2016 году было поставлено 13,9 миллионов тонн за первые 8 месяцев года, в этом году — только 12,2 миллиона тонн, то есть падение составило 12%.

Впрочем, официальные белорусские лица объясняют падение закупок мероприятиями по модернизации белорусских НПЗ.

Белоруссия полученную нефть перерабатывает и большинство произведенных нефтепродуктов экспортирует. В 2017 году одним из крупнейших внешних рынков была Великобритания.

В январе-августе 2017 года из Белоруссии было экспортировано нефтепродуктов на 3,5 миллиарда долларов (из них 1,8 млрд. в СНГ). В прошлом году за тот же период было поставлено за границу нефтепродуктов на 3,0 миллиарда долларов.

Несмотря на рост денежных показателей, объем поставок готовой продукции по сравнению с прошлым годом тоже довольно ощутимо упал — за 8 месяцев 2016 года было экспортировано 10,3 миллиона тонн нефтепродуктов, а в этом году — только 8,2 миллиона. Это означает, что в физическом выражении поставки нефтепродуктов сократились на 20%.

Таким образом, на всей «схеме» как в 2016, так и в 2017 белорусы заработали валюты всего 100 млн. долларов.

Это, конечно, совершенно не означает, что белорусы работают «в ноль» с точки зрения валютных поступлений. Во-первых, за счет этой цепочки обеспечивается насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами, так что Белоруссия экономит валюту и избегает дефицита баланса внешней торговли за счет нефти.

Во-вторых, значительная часть нефти направляется на предприятия белорусской нефтехимии, продукция которых также в значительной своей части продается за границу. Кроме того, как уже было упомянуто, поставки российской нефти позволяют белорусам экспортировать нефть, добытую на территории страны — в январе-августе 2017 года было продано в Германию около 1 млн. тонн, что принесло стране 382 миллиона долларов.

Тем не менее, прибыльность отрасли падает, причем она и до этого не была слишком высока — согласно отчету компании «Нафтан», собственника Новополоцкого НПЗ, в 2016 году убыток по МСФО составил 76 млн. долларов. Правда, Мозырьский НПЗ в 2016 году заработал около 98 млн. долларов, но и эта прибыль более чем два раза меньше, чем в предыдущем 2015 году. В середине года президент Белоруссии Лукашенко на совещании правительства публично сетовал, что из флагмана экономики нефтепереработка превращается в убыточную отрасль.

Такое ухудшение показателей ведущей отрасли республики очень некстати, ведь Белоруссия сейчас, как и Россия, продолжает испытывать экономический кризис.

В 2016 году ВВП страны упал на 2,6%. Сальдо внешней торговли страны остается отрицательным, по данным белорусского центробанка за первые 6 месяцев 2017 страна импортировала товаров на 1 млрд. больше, чем экспортировала. Стране необходимо выплатить по внешнему долгу 6 миллиардов долларов в следующем году и еще несколько миллиардов до конца текущего года.

Впрочем, не все так плохо. ВВП в этом году начал опять расти, в среднем на 1% по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года.  По данным Национального банка дефицит в торговле товарами был более чем компенсирован профицитом в торговле услугами — в основном транспортными и информационным. Кроме того, личные переводы граждан принесли в страну около полумиллиарда долларов только за первые полгода 2017 года.

Иностранные резервы страны за этот год выросли — в начале 2017 года они составляли 4,9 миллиардов, а в конце сентября года достигли 7,3 миллиардов долларов. Правда, это пополнение произошло в основном за счет внешнего финансирования. Но в любом случае, похоже, что запас прочности у республики Беларусь пока еще есть.

Руслан Халиуллин

Комментариев:

neftianka.ru

Стратегия «Газпрома» в Беларуси | Я Русский

Анализ энергетической системы Белоруссии невозможно провести без попытки понять, что происходит в газовом хозяйстве республики. Мы уже видели, что 93% генерируемой электроэнергии производится на тепловых станциях, подавляющее большинство из которых работает на природном газе, поступающем из России. Своих чисто газовых месторождений в Белоруссии нет, а газ попутный, идущий из недр вместе с нефтью, рачительно перерабатывается на государственном газовом заводе. Тема газового хозяйства Белоруссии тем более заслуживает внимания, что едва ли не каждый год все мы становимся свидетелями «газовых войн» между двумя государствами, являющимися «составными частями» государства Союзного. При этом информация об этих «войнах» подается СМИ зачастую настолько сумбурно, что понять суть происходящего получается далеко не у каждого читателя. Поэтому предлагаю действовать по проверенной схеме — «шаг за шагом».

Как и в любой другой стране, газовые трубы, «бегущие» по территории Белоруссии, делятся на две части, назначение и функции которых очевидны из самого названия. Газотранспортная система — отдельно, газораспределительная — отдельно. Транспортная газовая система — это магистральные трубопроводы, по которым газ добирается до подземных хранилищ или следует транзитом от границы до границы. Большие диаметры, большие компрессорные станции (далее — КС), большие значения давления внутри газопроводов. Распределительная газовая система — это поставка газа конечным потребителям, это «клубки» труб внутри городов и посёлков, это подача топлива на тепловые и электрические станции. Газ для потребителей «распределители» получают либо из подземных газовых хранилищ, либо при помощи отводов от магистральных трубопроводов, от «транспортников». Разделение, которое выглядит совершенно логичным, в советские времена было довольно условным, но после контрреволюции 1991 года всё изменилось: условное разделение стало жёстко формализованным на организационном уровне.

Газотранспортная система Белоруссии

На территории Белоруссии транспортировкой газа занимается организация, полное название которой тем, кто не очень сильно погружён в тему, покажется несколько шокирующим. «Газпром трансгаз Беларусь». Нет, никаких ошибок нет, всё верно — с 2011 года 100% акций предприятия, обеспечивающего транспортировку голубого топлива в Белоруссию и транзит «сквозь неё» на территорию Прибалтики, принадлежат российской компании.

Если подходить к «газовым войнам» России и Белоруссии, учитывая не только названия государств, но и хозяйствующих субъектов, то наблюдаем мы нечто крайне замысловатое: подразделение «Газпрома», географически расположенное в Белоруссии, отчаянно «выколачивает» скидки у «большого» «Газпрома». Отметаем из поля зрения всех политиков — в остатке будет Алексей Миллер, усиленно размышляющий, какой заработок оставить Алексею Миллеру, достоин ли он дополнительной скидки. Сальвадор Дали не дожил до такого замечательного сюжета, явно заслуживающего его кисти. Да, что касается магистрального трубопровода «Ямал — Европа», он принадлежит напрямую «большому» «Газпрому», и именно по этой причине последний платит Белоруссии пошлину за транзит через её территорию.

Газораспределительная система Белоруссии

Сети распределительные в Белоруссии — собственность и объект заботы другой организации, на 100% принадлежащей государству. Государственное производственное объединение по топливу и газификации «Белтопгаз» — структура внутри министерства энергетики. Конечно, у него хватает и других обязанностей — именно «Белтопгаз» ведает торфом, промышленным производством газоиспользующей и бытовой продукции (газовые и электрические плиты, газовые баллоны), доставляет сжиженный газ в железнодорожных цистернах и так далее. Но нам важнее всего, что это «Белтопгаз» покупает газ у «Газпром трансгаза Беларуси» и доставляет его по распределительным сетям конечным пользователям, в том числе и туда, куда его просят работники «Белэнерго». Газ на кухни белорусов приходит через две организации, свет в квартиры — уже через три. Но если во времена социализма такие «ступени» мало что значили для конечного потребителя, то теперь всё иначе.

Небольшую прибыль в свои цены закладывает «Газпром трансгаз Беларусь» — им и зарплаты сотрудникам платить, и подземные газовые хранилища расширять, и трубы с компрессорными станциями в порядке поддерживать. Как любое другое юридическое лицо, зарегистрированное в Белоруссии, это предприятие платит со своих продаж все предусмотренные законами налоги. Далее должен следовать практически такой же текст, касающийся «Белтопэнерго» — прибыль и налоги учтены для каждой работающей конфорки, для каждой горелки электростанций. Счётчик в квартире отсчитывает не только киловатты, но и прибыли «Трансгаза», «Белтопа» и «Белэнерго», а заодно и трижды оплаченные налоги и пошлины. С учётом вот такой арифметики смысл препирательств за размеры скидок становится несколько непонятным, но размышления по этому поводу предлагаю оставить политикам и бухгалтерам.

100% акций предприятия, обеспечивающего транспортировку газа в РБ и транзит «сквозь нее», принадлежит российскому Газпрому. «Газовые войны» идут не между РФ и РБ, а между Газпромом и его «дочкой»

Что видит в счетах за газ конечный белорусский потребитель, отражается ли в них каким-то образом величина скидки, «выбитая» в результате многочисленных раундов межправительственных переговоров? Более-менее открытыми являются суммы, которые закладывает в качестве маржи «Газпром трансгаз Беларусь» (она в среднем составляет 16 долларов за тысячу кубометров), которые прибавляются не только к выставленной «большим» «Газпромом» цене, но и к добавленному НДС в размере 20% (при нынешних ценах это ещё что-то около 30 долларов за тысячу кубометров). Дальше идёт маржа «Белтопгаза» и 20% НДС к ней, и вряд ли я сильно ошибусь, предположив, что конечная цена составляет 260-270 долларов за тысячу кубометров, или на 110-120 долларов за тысячу кубометров выше, чем цена, установленная в результате жарких споров на межгосударственных переговорах. «Война» ведётся по поводу 20-25 долларов за тысячу кубометров — вот и размышляйте, насколько важны эти так называемые «газовые войны». Не похожи ли они на некий спектакль для посторонних наблюдателей, фабула сюжета которого сводится к «Сейчас прольётся чья-то кровь, Россия и Белоруссия со дня на день поссорятся навсегда»?

«Газовые войны» похожи на некий спектакль для посторонних наблюдателей, фабула сюжета которого сводится к «Сейчас прольется чья-то кровь, Россия и Белоруссия со дня на день поссорятся навсегда»

Вот так выглядит схема магистральных трубопроводов, подземных хранилищ и компрессорных станций «транспортников» — «Газпром трансгаз Беларусь»:

Газовые хранилища на территории Белоруссии

Работа «Газпром трансгаз Беларусь» — довести газ по магистральному газопроводу или по ответвлению от него до населённых пунктов, вся остальная работа по распределению газа конечным потребителям — прерогатива «Белтопгаза». Синим цветом выделена собственность «большого» «Газпрома» — магистральный трубопровод «Ямал — Европа» и компрессорные станции, обеспечивающие транзит газа через территорию Белоруссии. Но функционирование транзитного трубопровода не является заботой только и исключительно «большого» «Газпрома», поскольку без подземных газовых хранилищ «Ямал — Европа» не имел бы возможности максимально оперативно реагировать на рост потребления газа в холодное время года.

На территории Белоруссии имеются три газовых хранилища — Мозырское, Прибугское и Осиповичское. Их объёмов хранения и модернизированной системы активного забора газа в настоящее время вполне хватает, чтобы гарантировать и колебания потребностей Белоруссии в разные периоды года. Ёмкость Осиповичского ПХГ — 300 млн кубометров, Прибугского и Мозырского — по 600 млн кубометров. «Газпром трансгаз Беларусь» продолжает работы по наращиванию объёмов в соответствии с указом президента Белоруссии Александра Лукашенко 2013 года, в котором обозначена конкретная цель — к 2020 году общий объём ПХГ должен достичь 2 млрд кубометров.

Ещё раз присмотримся к числам. Сегодня общий объём ПХГ — 1,5 млрд кубометров, транзит и внутреннее потребление — в полном порядке. К 2020 году объём увеличится на 30%, и в том же 2020 году начнёт работу БелАЭС, а одним из результатов этого события станет уменьшение потребления российского газа Белоруссией на 2,5 млрд кубометров. При этом технические возможности трубопроводов и компрессорных станций меньше не станут, просто уменьшится их нагрузка. Газа будет требоваться меньше, а объёмы ПХГ станут больше. Может быть, что «Газпром» этого не понимает, работает без плана, в режиме «Так ведь написано»? Согласитесь, вряд ли.

Каким может быть сценарий использования ПХГ на территории Белоруссии, ПХГ, подчеркну ещё раз, принадлежащих российской государственной компании? На мой взгляд, возможны сразу два варианта.

Прибалтика не добрососедская

Ни для кого не секрет, что отношения России и стран Прибалтики находятся не в лучшем состоянии, и перспектив того, что они будут возвращаться к уровню взаимовыгодного сотрудничества, не просматривается. Вина в этом лежит отнюдь не на России: Эстония, Латвия и Литва давно стали продолжателями политики США на европейском континенте, от них самих мало что зависит. Если исходить из пессимистического сценария, то думать приходится не только о провозглашённом выходе стран Прибалтики из энергетического кольца БРЭЛЛ, но и о подземном газовом хранилище, в советские времена созданном в небольшом латвийском посёлке с не очень удобным для произношения названием Инчукалнс. Активный объём хранения газа в нём составляет 2,2 млрд кубометров, это одно из крупнейших в Европе ПХГ. Какое до него дело «Газпрому», кроме того, что в настоящее время он использует его для выполнения контрактных обязательств по обеспечению газа Латвии в зимний период? Очень большое и серьёзное: ПХГ «Инчукалнс» и газотранспортные системы Латвии и Эстонии обеспечивают зимнее потребление Санкт-Петербурга, а при серьёзных холодах газ из Латвии поступает ещё и в Псковскую и Новгородскую области. Так уж распорядилась матушка-природа, что в северо-западном регионе России нет условий для создания ПХГ большой ёмкости. То, которое работает в Гатчине, способно обеспечить Северную столицу только недельным запасом голубого топлива. Если предположить, что отношения России и Прибалтики станут ещё более прохладными, то надо отдавать себе отчёт в том, что слишком прохладно может стать сразу в трёх областях и в их столицах в России. Но, если задействовать «белорусскую арифметику», то потенциальная угроза неприятностей обнуляется — тот объём газа, который сейчас идёт из Инчукалнса в Россию, будет поступать из ПХГ, расположенных на территории Белоруссии. В таком случае поведение «Газпрома» в союзной республике совершенно логично — да, действительно нужно расширять объёмы ПХГ, чтобы обеспечить зимнее потребление газа в Санкт-Петербурге, Пскове и Новгороде.

Карта подземных хранилищ газа Европы. В полном размере находится здесь .

Прибалтика добрососедская

Второй сценарий, на мой взгляд, возможен в том случае, если Москва сможет улучшить отношения с Брюсселем или Вашингтоном и оттуда поступит команда Прибалтике вспомнить о том, что предсказуемость политики и экономики когда-то была отличительной чертой европейских государств. Собственно говоря, всё, что требуется России для гарантированного обеспечения голубым топливом своих городов — долгосрочный договор аренды части объёма ПХГ «Инчукалнс» и договор о стабильном транзите газа в нужных России направлениях. За те годы, когда «Газпром» был совладельцем этого ПХГ, оно было основательно модернизировано, в строй вошли новые компрессорные станции, так что эта часть газотранспортной системы Латвии и Эстонии способна исправно функционировать весьма долгий период. Все прочие «газовые игры» страны Прибалтики могут вести в своё удовольствие — получать его в сжиженном виде из Норвегии, из Катара, покупать и продавать на спотовом рынке и так далее. На населении Литвы, Латвии и Эстонии эти игры обязательно скажутся, Белоруссия тоже внакладе не останется — когда цены окончательно уйдут в небеса, прибалты будут охотнее покупать белорусский топливный брикет из торфа. А я предлагаю предположить, что договоры, необходимые России, по команде из Брюсселя Рига и Таллин подпишут, и посмотреть, как это может отразиться на газотранспортной системе Белоруссии.

Новые ПГХ самой Беларуси не нужны: в 2020 году она запустит БелАЭС и снизит потребление газа. Но их строят, т.к. в СПб, Новгород и Псков сейчас завязаны на ПГХ в политически ненадежной Прибалтике

Речица и Мозырь

Для этого нам придётся мысленно переместиться в славный город Речицу, который расположен чуть более чем в 100 км от Мозырского газового хранилища. Если точнее, то километры нужно считать по маршруту труб, но отличие не очень большое — получается около 200 км. Мозырское ПХГ — самое новое в Белоруссии, его создали в 2006 году на базе резервуаров бывшего хранилища светлых нефтепродуктов и каверн — отработанных горных выработок ОАО «Мозырсоль». Замечательные геологические условия для функционирования ПХГ — соляно-купольная структура, возможность за счёт размыва увеличивать и увеличивать объёмы. Мало того, Мозырское ПХГ расположено буквально на газопроводе «Торжок — Долина», поэтому его создание обошлось не очень дорого, а сэкономленные средства идут на расширение объёма, который к 2020 году должен дотянуться до 1 млрд кубометров. И самая новая система отбора газа, позволяющая уже сейчас за сутки вернуть в газотранспортную систему до 60 млн кубометров газа. И, повторюсь, всего в 200 км расположен городок Речица.

Конечно, у Речицы есть масса самых разных достоинств, но сейчас не про его историю и архитектурные красоты, а про работающий тут государственный Белорусский газоперерабатывающий завод. Слово «государственный» тут написано не случайно — нет частного владельца, интересы которого вполне могли бы разойтись с интересами Белоруссии и России.

Создавался БГПЗ с совершенно конкретной целью. Белоруссия начала добывать нефть на своей территории, а нефть без попутного газа не добывается. Вот попутный нефтяной газ и перерабатывал БГПЗ с момента своего создания, делает это он и сейчас. Собственная научная школа нефте- и газохимии в Белоруссии имеется, по нынешним временам это весьма немаловажный фактор. Можно создать сколь угодно высокотехнологичное производство, но если на нём некому работать, это просто деньги на ветер. Но с квалифицированными кадрами в Белоруссии всё в полном порядке, потому не вызывают никакого удивления строки новостных агентств, время от времени рассказывающих, чем и как живёт и дышит БГПЗ: «За 2016 год на Белорусском газоперерабатывающем заводе (БГПЗ) переработано 219 млн куб. м попутного нефтяного газа, переработка сторонней широкой фракции лёгких углеводородов (ШФЛУ) составила 345,2 тыс. тонн». Что такое «сторонняя ШФЛУ»? Это смесь сжиженных углеводородных газов, которая прибывает в Речицу железнодорожным транспортом всё из той же России. Обращу ваше внимание, что такой способ доставки обходится на 30% дороже поставок при помощи трубопроводов, то есть возможная прибыль БГПЗ аккуратно наматывается на рельсы, ведущие из Сибири в Белоруссию. Я имею в виду железнодорожные тарифы, аренду и эксплуатацию цистерн. Начни завод работать «на трубе» — себестоимость продукции станет совсем другой. Но и в имеющихся условиях БГПЗ весьма рентабелен, особенно после выполнения комплексной программы модернизации. Новое оборудование не просто увеличило объём переработки, а ещё и значительно расширило номенклатуру производимой продукции. Извините за длинную цитату, но она того стоит.

Интервью заместителя генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»» Сергея Каморникова агентству БЕЛТА, март 2016: «Белорусский газоперерабатывающий завод (БГПЗ) начал поставки своей продукции в Венгрию, Румынию и Нидерланды. Речь идёт о реализации первых партий раздельных фракций углеводородов высокой чистоты — бутана, пентана, изобутана и изопентана. Освоить производство этих продуктов позволила комплексная модернизация предприятия, которая завершилась в 2015 году. Раньше мы выпускали только два вида продукции: пропан-бутан, автомобильный нестабильный газовый бензин. Техническое переоснащение предприятия позволило увеличить глубину переработки сырья и получить новые виды продукции. Благодаря тому, что углеводородные фракции имеют более высокую добавленную стоимость и цену, сумма ежемесячной выручки от реализации продукции БГПЗ даёт прибавку в 250-300 тыс. евро. Ведутся переговоры о сотрудничестве с крупным немецким концерном, представителями нефтехимического комплекса других стран. Европа открывает для нас огромный рынок. Надеемся, что, несмотря на существующую в этом сегменте нефтехимии конкуренцию, наша близость к европейским границам, гибкость в логистике поставок, высокое качество продукта позволят занять собственную нишу на рынке».

Профессиональные кадры и система их подготовки в Белоруссии есть. Близость к Европе, логистика, качество новых, высокорентабельных продуктов есть. И Мозырское ПХГ на том же магистральном газопроводе в 200 км от нынешней производственной площадке тоже есть. 2,5 млрд кубометров природного газа, который с 2020 года технически поставлять можно, но потребителей для которого не будет, — появятся неизбежно, профессионализм «Росатома» тому порукой. Сеть сбыта, связи с потребителями, как видим, нарабатываются в режиме онлайн. Не хватает «сущей мелочи» — решения политиков России и Белоруссии о создании экономически выгодного совместного предприятия, которое, на мой взгляд, потенциально способно значительно усилить интеграционные процессы Союзного государства.

Да, конечно, Владимир Владимирович Путин совсем недавно участвовал в церемонии начала строительства огромного, крупнейшего в мире газоперерабатывающего завода в городе Свободном на Дальнем Востоке. В качестве источника сырья — магистральный газопровод «Сила Сибири», 42 млрд кубометров переработки в год. Огромный масштаб, огромные инвестиции и огромный потребитель — бескрайний китайский рынок. Но и Европа никуда не исчезает, здесь потребители тоже имеются, за доказательствами ходить никуда не надо, БГПЗ не теоретизирует, а налаживает с ними серьёзное сотрудничество. Объёмы, разумеется, меньше, но и потребитель в Европе куда как более капризный. Объёмы — меньше, но меньше требуются и инвестиции, мы только что рассмотрели, что в Белоруссии уже имеется основательная база для такого предприятия. Магистральный газопровод, высвобождающиеся объёмы газа, ПХГ, производственная площадка, школа газовой химии и система подготовки профессиональных кадров — вот факторы, которые позволяют задуматься о необходимости создания совместного газоперерабатывающего завода, выгодного с экономической точки зрения для всех его потенциальных участников. При реализации такого проекта возможности, которые даёт Белоруссии введение в эксплуатацию БелАЭС, будут использованы значительно полнее, наполнят интеграционные процессы новым содержанием. Да и возвращение кредита, который предоставляет Россия Белоруссии для строительства АЭС, станет чуточку более лёгким.

При этом варианте, как вы видите, инвестиции в расширение газовых хранилищ на территории Белоруссии со стороны «Газпрома» также становятся логически обоснованными, поскольку потенциально возможный газоперерабатывающий проект становится способом их окупаемости. Разумеется, всё вышеизложенное — всего лишь попытка ответить на вопрос, вынесенный в подзаголовок статьи, не более того.

Идея союзного СП на базе Белорусского газзавода: перестать размазывать его рентабельность по рельсам РЖД, дать заводу доступ к трубе взамен на долю в СП.П — профит. (СП — союзный профит)

Boriss Alestar

Источник

Стратегия «Газпрома» в Беларуси

Оцените эту новость

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

ya-russ.ru


Смотрите также