Сможет ли Беларусь найти «нефтяную» альтернативу России? Где белоруссия покупает нефть


Сможет ли Беларусь найти «нефтяную» альтернативу России?

И каких сюрпризов ожидать тогда бюджету?

В связи с новым давлением Москвы на Минск и уменьшением поставок нефти на белорусские НПЗ Беларуси необходимо возобновить поиски альтернативных поставок нефти, заявил на международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» директор «Консалтинговой группы А-95» (Киев) Сергей Куюн

.

Экономист Лев Марголин отмечает, что пока у Беларуси в поиске альтернативных источников нефти «только отрицательный опыт – это поставки венесуэльской нефти».

— Чтобы, например, организовать реверсные поставки из Европы, требуются достаточно серьезные капиталовложения. Нужно строить дополнительные мощности, так что это вопрос не ближайшего будущего, — уверен экономист.

Эксперт в области энергетики, нефтехимической промышленности и приватизацииТатьяна Манёнок отмечает, что у белорусских властей, еще остается надежда договориться по поставкам газа и нефти. Но если российская сторона реализует проект по отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и введет налог на добычу полезных ископаемых, то это больно ударит по белорусскому бюджету. 

— Россия согласилась в этом году поставлять нефть только по трубопроводам, что гораздо дешевле, чем по железной дороге, поэтому до последнего времени не было логичной необходимости в альтернативных поставках нефти. Ведь любая другая нефть стоила бы гораздо дороже  российской, — отмечает Татьяна Манёнок.

Если Россия реализует сценарий налогового маневра, стоимость российской нефти заметно вырастет.

— Нужно заранее думать и просчитывать возможности импортировать нефть из других источников, — считает эксперт.

Беларусь, которая находится в Евразийском экономическом союзе, где единый рынок нефтепродуктов должен быть создан к 2025 году, рассчитывала, что появятся возможности импорта нефти из Казахстана, а не только из Российской Федерации, если будет равный доступ к трубопроводной системе.

Татьяна Манёнок не исключает варианта поставок иранской нефти. Но подчеркивает: сегодня, пока не отменены экспортные пошлины на российскую нефть, она — самая дешевая для Беларуси.

Белорусская сторона, по словам эксперта, будет исходить прежде всего из экономической целесообразности.

— В любом случае с альтернативой нужно все тщательно просчитывать, поскольку может не получиться эффекта для белорусских НПЗ и экономики, — подчеркивает эксперт.

Сегодня, добавляет собеседница, важно развивать эффективную логистику, что и пытается делать Белорусская нефтяная компания, пытаясь извлечь выгоду от продаж в сопредельных государствах, дойти до покупателя.

— Важно одновременно модернизировать и заводы, которые могут предложить рынку современные нефтепродукты, увеличив глубину переработки нефти. Пока белорусские НПЗ не завершили этапы модернизации, с более дорогой нефти будет сложно получить ту маржу, которая есть сегодня. Но в любом случае, альтернатива нужна, и эти варианты надо просчитывать, — подытоживает Татьяна Манёнок. 

ГЕННАДИЙ КОСАРЕВ

belarus-mt.ru

Где закупает нефть Белоруссия | Нистру

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности. Но в то же время Минск находит миллиарды долларов на экзотические «хобби». Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011), но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы (1,3 миллиона тонн за аналогичный период). Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены. Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть по демпинговым ценам. Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ.

Казахстанский мазут

В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ). Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны.

Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене - также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея».

Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой». Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти.

«Сырой мазут» казахстанского разливаСогласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут - в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены. Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута».

В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну. Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов.

Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 миллионов тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями. В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки, крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей.Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса, и установили, что на самом деле это - российская сырая нефть. Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 миллионов долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транcпортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица» - ошибся, мол, декларант нечаянно - с кем не бывает?

Российский «сырой мазут»Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую - через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 миллионов тонн. Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности». Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти.«Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankersв холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», - объясняет представитель судоходной компании MinervaMarina Ямиас Джанопулос.

Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти.

«Сырой мазут» и БеларусьДо утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 миллиона тонн российского бензина и дизельного топлива. О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами.Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Юралс. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный» - для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском, поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально - через третьи страны.

Венесуэльский свопВ прошлом году венесуэльское издание ElNacionalсообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой - по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа. Участники рынка, коментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами.Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов.

Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США или перепродает своим американским клиентам. Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье. По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США.

Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены.

ДолжокПотери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 миллионов долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год. В прошлом году - убытки намного больше. Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь.По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 миллиона тонн дизельного топлива и прямогонного бензина. На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-ратворителя. Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 миллионов долларов.И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута - 2,2 миллиона тонн за год - в три раза больше, чем годом ранее. Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу», который, вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти. Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды. Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» - оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне контракт, согласно которому британская компания поставляет в Беларусь сырье AzeriLightпри посредничестве SOCARTrading- торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на данкерах для перевозки сырой нефти.Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси - ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, - инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки «альтернативной нефти» - Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна», - свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость «плохих нефтяников».Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» орденом «Дружбы народов». В этом году - владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси.

Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость. Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.​

nistru.net

Белоруссия купила первую партию нефти у Ирана

 

 МОСКВА, 16 фев — РИА Новости/Прайм. Компания Beloil Polska (экспортное подразделение государственной "Белоруснефти") заключила соглашение о покупке 80 тысяч тонн нефти у Национальной иранской нефтяной компании (NIOC), сообщает Рейтер со ссылкой на четыре источника, знакомых с ситуацией.

 

Это первая сделка по поставкам нефти из Ирана в Белоруссию, отмечает агентство. По данным его источников, загрузка танкеров может начаться примерно 20 февраля. Логистика поставок до конца не ясна. Источники полагают, что иранская нефть будет сначала доставлена в порт Одессы в Черном море или в Вентспилс в Балтийском море, а затем по железной дороге — в Белоруссию.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в начале октября заявил, что Минск ведет переговоры с Ираном о поставках нефти. При этом он не исключил варианта предоставления Ирану мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов для переработки его нефти ("давальческая" схема). Тогда же Лукашенко сообщил о поручении правительству немедленно найти альтернативные источники поставок из-за сокращения объемов поступающей из России беспошлинной нефти. В конце октября танкер с азербайджанской нефтью для Белоруссии разгрузился в Одесском порту.

В государственном концерне "Белнефтехим", куда входит "Белоруснефть", не подтвердили и не опровергли информацию Рейтера.

"Организации концерна работают над выполнением поручения главы государства о поиске для загрузки белорусских НПЗ альтернативных путей поставки нефти в связи с недопоставками российской", — сообщила РИА Новости пресс-секретарь "Белнефтехима" Марина Костюченко. Уточняющий вопрос о контракте с Ираном она оставила без комментария.

aktualpolitik.mirtesen.ru

Отказ от российской нефти обойдется Белоруссии в $1,7 млрд

Закупка нефти в Иране влетит Лукашенко в «копеечку»

19.02.2017 в 16:32, просмотров: 20191

Белоруссия, как и обещала после ограничений поставок нефти из России, приступила к закупкам «черного золота» в других странах. Для начала Минск купил 600 тыс баррелей в Иране. Девирсификация налицо — Белоруссия находится в поиске сырьевых источников на стороне. Но это влетит Александру Лукашенко в «копеечку» — с учетом транспортировки и таможенных пошлин каждая «бочка» нефти будет обходиться Минску на 25-30% дороже, а после полной остановки импорта из России общая стоимость внешних закупок «черного золота» вырастет вдвое — до $1,7 млрд.

Отказ от российской нефти обойдется Белоруссии в $1,7 млрд

фото: Геннадий Черкасов

Александр Лукашенко неспроста выбрал Тегеран в качестве нового партнера в нефтегазовой сфере. Иран в конце прошлого года не стал подписывать меморандум ОПЕК о сокращении добычи «черного золота», и, наоборот нарастил производство. Поэтому именно там Белоруссия и стала искать источники сырья. Помимо добывающих возможностей, по словам аналитика ГК ФИНАМ Алексея Калачева, Иран обладает существенными запасами «черного золота», накопленного в период действия западных санкций, а также может предложить цену, не сильно отличающуюся от российской.

Конечно, 600 тыс тонн, о поставке которых отчиталась National Iranian Oil Company, не заменят утраченный Минском объем сырья, покупаемый в нашей стране. В I квартале этого года Россия ограничила поставки в союзную республику с 4,5 млн до 4 млн тонн. Если пересчитать баррели в тонны, то выходит, что 600 тыс баррелей — это 80 тыс тонн. Чтобы восполнить 500 тыс тонн утраченного импорта из России этого недостаточно. Но на месяц хватит. После чего Минск обещает расширить сотрудничество с Ираном и другими нефтедобывающими государствами, чтобы в итоге добиться полной нефтяной независимости от России. Тем самым поставить точку в споре с Москвой относительно цен не только на нефть, но и на газ.

Относительно «голубого топлива» последнее российско-белорусское разногласие берет начало в январе 2015 года. Сначала Минск попросил снизить стоимость нашего газа, а после отказа в одностороннем порядке стал платить меньше и увеличил тарифы на транзит российской нефти в Европу. Переговоры об урегулировании этого конфликта до сих пор не привели в обоюдовыгодному результату. Долги Белоруссии, по версии России, составляют $550 млн, и, как отмечают отечественные правительственные источники, они могут разрешиться только после соответствующих переговоров глав обоих государств.

В преддверии такой возможной встречи, как полагает аналитик ФИНАМа Алексей Калачев, белорусская сторона приступила к идеологической пропаганде — то есть, словесным интервенциям об энергетической независимости от России.

Только цена этого вопроса чересчур высока. В среднем Белоруссия импортирует 21 млн тонн российской нефти в год, сама добывая 1,5 млн. При этом потребление нефтепродуктов в этой стране составляет 6 млн тонн. Остальное Белоруссия реэкспортирует в страны СНГ. Из России Беларусь получает нефть беспошлинно и гораздо дешевле, нежели на свободном рынке — по $40 (стоимость барреля сейчас превышает $55). При девирсификации поставок эта цена значительно возрастет.

Как полагает заместитель директора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова, Белоруссия уже сейчас покупает нефть не только в России, но и в Венесуэле. Венесуэльская нефть обходится Белоруссии вдвое дороже, чем российская, с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин. Примерно на столько же дороже будут обходиться поставки «черного золота» из Ирана. Или Азербайджана, в котором Минск также ищет новых поставщиков. Суммарно Белоруссия будет тратить на импорт «черного золота» не $840 млн, как сейчас, а $1,7 млрд в год.

Но это еще не все. Рост закупочных цен неизбежно приведет к увеличению стоимости готового сырья, которое Белоруссия экспортирует. То есть, в результате в финансовом плане пострадают страны СНГ, а также Великобритания, Нидерланды и Прибалтика, куда также поставляется белорусский бензин и мазут. Как отмечает Наталья Мильчакова, это не прибавит Александру Лукашенко «нужных баллов в попытке укрепить доверие Запада».

Однако нефть Минску необходима как воздух. Причем, не только для собственного потребления и сохранения благожелательного отношения со стороны Европы. «Если Белоруссия откажется от переработки российской нефти, то ее заводы встанут. Полный разрыв отношений с Россией Белоруссии невыгоден и с экономической, и с политической точек зрения. До сих пор в Белоруссии прагматизм побеждал амбиции. Если в какой-то момент политика возобладает над экономикой, то это обернется самыми непредсказуемыми последствиями для этой страны», — отмечает Наталья Мильчакова.

Читайте материал: Опрос россиян: Белоруссия нам друг, но скидки давать не нужно

www.mk.ru

Нефтяное эмбарго Белоруссии | Путин сегодня

Фото: © РИА Новости. Сергей Гунеев

В 2017 году мы наблюдаем напряженные отношения между Россией и Беларусью, вызванные нефтегазовым спором. Суть спора лежит в двух плоскостях. Первая — это разногласия сторон по цене на газ, вторая — по объёмам беспошлинных поставок сырой нефти из России в Беларусь. Попробуем разобраться, насколько это связано между собой. Итак:

«Справедливая цена на газ должна составлять $83 за тысячу кубов. »

Президент Беларуси, Лукашенко А. Г., 03 февраля 2017 года.

Так считает Лукашенко А.Г., исходя из равнодоходной формулы, на которую стороны должны были перейти в 2016 году. Но, в связи с тем, что перехода не произошло, то цена на газ рассчитывается исходя из действующего контракта, т.е. по следующей формуле: цена газа на Ямале + транспортировка и хранение и составляет примерно $125 за куб. метр. Разногласия по цене на газ между сторонами привели к задолженности:

«На 28 января 2017 года задолженность составила $550 млн.»

Вице-премьер России, Аркадий Дворкович, 28 января 2017 года.

«Россия по-прежнему ждет оплаты за поставленный в 2016 году газ».

Вице-премьер России, Аркадий Дворкович, 07 февраля 2017 года.

На фоне этого газового спора, как считает Лукашенко, чтобы принудить Беларусь погасить задолженность — Россия начала «резать поставки нефти»:

«Я рассказал, в чем проблема цены на нефть и на газ. Притом спор шел исключительно по газу, они начали в нарушение всех договоренностей резать нефть.»

Президент Беларуси, Лукашенко А. Г., 03 февраля 2017 года.

Но так ли это? Россия поставляет сырую нефть беспошлинно, в рамках единого рынка ЕАЭС, для загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В ответ на это Беларусь поставляет продукты переработки сырой нефти обратно в Россию.Посмотрим сначала на весовые (не суммовые!) поставки сырой нефти из Россию в Беларусь, начиная с 1 кв 2015 года:http://ru-stat.com/date-Q201501-201604/RU/export/BY/052709

Поставки, действительно, значительно сократились, почти в три раза с 6036 тыс. тонн во 2м квартале 2016 года до 2076 тыс. тонн в 4м квартале 2016 года.

Но, посмотрим, как Беларусь выполняла свои поставки переработанной нефти на российский рынок.Импорт нефтепродуктов (кроме сырых) в Россию из Беларуси:http://ru-stat.com/date-Q201401-201604/RU/export/BY/052710

Очевидно, что поставки переработанных нефтепродуктов на российский рынок сократились ещё раньше, начиная с 1 квартала 2015 года. Если в 2014 году это было примерно по 430 тыс. тонн, то в 2015 уже вдвое меньше 230 тыс. тонн, а в 2016 и совсем 63 тыс. тонн. И это при том, что поставки из России сырой нефти шли на том же уровне весь 2015 год и первое полугодие 2016 года.

Куда же поставлялись нефтепродукты Беларусью, если не в Россию? Вероятно, что в ЕС поставлять нефтепродукты после девальвации валют стало значительно выгоднее, чем в Россию. Неплохой бизнес получается, покупать дешёвую (в 2016 году примерно по 29$/баррель, при средней стоимости нефти марки Urals в 2016 году 42$/баррель) беспошлинную сырую нефть в России, а нефтепродукты обратно не поставлять и при этом огорчаться, что поставки «начали урезать». Понятно, что у Беларуси нефтепереработка — это значительная часть поступлений в бюджет и от этого пострадает белорусский народ. Но, непонятно, почему это должна оплачивать Россия и русский народ?

Ясно, что из-за этого Россия начала ограничивать поставки сырой нефти в Беларусь с 3 квартала 2016 года. Но, причём тут газовый спор? Это отдельный вопрос. В случае, если Беларусь погасит задолженность $550 млн. за газ перед Россией, вряд ли поставки сырой нефти из России в Беларусь вернутся к прежним объемам, т.к. сначала необходимо урегулировать вопрос о восстановлении поставок нефтепродуктов из Беларуси в Россию.

В условиях значительного снижения поставок сырой нефти Лукашенко А.Г. нашёл способ импортозаместить поставки нефтью из Ирана. Так, между Беларусью и Ираном было достигнуто соглашение о покупке 80 тысяч тонн нефти у Национальной иранской нефтяной компании(NIOC) компанией Beloil Polska (экспортное подразделение государственной «Белоруснефти»). Что такое 80 тыс. тонн нефти из Ирана? Это чуть больше суточного объема поставок нефти из России во втором квартале 2016 года. В качестве реального замещения — крайне сомнительно, но для создания информационного сообщения «смотрите, мы можем в другом месте купить» сойдёт.  Только вряд ли в России кто-то на это может повестись.

Как бы то ни было, время в данном случае работает не на Беларусь, поэтому Путин В.В. не особо спешит встречаться с Лукашенко А.Г.

««На ближайшие дни графики глав государств переполнены, у Путина В.В., по крайней мере. Встречи с Лукашенко А.Г. в этом графике нет».»

Пресс-секретарь Президента России, Песков Д.С., 20 февраля 2017 года.

В.В. Путин в Киргизии о том как Белоруссия перепродает нефтепродукты в ЕС

https://aftershock.news

www.putin-today.ru

Сколько еще Беларусь сможет извлекать выгоду из дешевой российской нефти

Когда отечественные НПЗ будут готовы к налоговому маневру России?

Параметры налогового маневра в нефтяной отрасли в целом согласованы, детали будут обсуждаться на совещании с нефтяными компаниями на этой неделе, сообщил вице-премьер России Дмитрий Козак. К 2024 году правительство РФ планирует обнулить экспортную пошлину на нефть при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Чем это обернется для Беларуси?

Экономический обозреватель Татьяна Маненок обращает внимание, что сроки окончания российского налогового маневра наступят еще не скоро.

— Это на этапе резкого падения цен на нефть и сокращения бюджетных доходов Российской Федерации от экспорта нефти и нефтепродуктов Минфин России еще полтора-два года назад форсировал завершение налогового маневра с целью увеличения доходов бюджета от нефтянки. А сейчас цена на нефть существенно выросла, в России даже пересмотрели бюджет. Доходы от нефтянки растут, растут поступления в Фонд национального развития РФ. Сейчас торопиться с завершением налогового маневра нет необходимости, — считает эксперт.

Это произойдет не раньше 2024-2025 годов, когда планируется создание общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза.

Белорусские власти были очень обеспокоены, что Россия может вдруг резко завершить налоговый маневр, когда речь шла даже о 2017 годе. Раньше Минфин России жестко настаивал на формировании этих сроков. Была опасность, что белорусские НПЗ не успеют завершить ключевые этапы модернизации, которые должны привести их к уровню европейских НПЗ, увеличить глубину переработки и, следовательно, улучшить возможности экспорта белорусских нефтепродуктов и получить дополнительную маржу от глубины этой переработки.

— Это позволило бы Беларуси нивелировать негативный эффект от завершения налогового маневра Россией. Ведь оно по сути означает, что белорусские заводы будут покупать российскую нефть фактически по мировым ценам, включая разницу в затратах на транспортировку нефти, — отмечает Татьяна Маненок.

Сейчас Беларусь платит за нефть около 80% от мировых цен. По словам эксперта, если бы белорусские НПЗ не завершили модернизацию (а ее окончание планируется на конец 2019 года), были бы проблемы.

— Если заводы успевают завершить модернизацию, это уменьшает риски для перспектив нефтеперерабатывающей отрасли, хотя нужно учитывать все те проблемы, которые могут возникнуть в комплексе. Конечно, современный уровень заводов – это прекрасно, но есть еще логистика поставок нефти. Сегодня белорусские нефтяники и куратор нефтяной отрасли – Белорусская нефтяная компания разрабатывают логистику с учетом того, чтобы снизить поставки нефтепродуктов через порты, а в большей степени сотрудничать с сопредельными рынками. Поскольку поставки через порты будут менее эффективными, так как все-таки мировая цена, и понятно, что после модернизации будут меньше производить мазута, а больше бензина, — констатирует экономический обозреватель.

Бензин активнее продается на сопредельных рынках — Украина, Польша, Литва, Латвия, Молдова. После завершения модернизации белорусские заводы будут технологически готовы перерабатывать нефть по мировым ценам. А продажа нефтепродуктов на сопредельных рынках позволит получать более высокую маржу.

— А в принципе, белорусское руководство и наши заводы уже готовятся к тому, что нефть в России придется покупать по мировой цене, а не рассчитывать на какие-то послабления, — подытоживает Татьяна Маненок.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ex-press.by

Белоруссия купила иранскую нефть вместо российской | 27.03.17

Белоруссия получила первую партию иранской нефти, которая должна заместить поставки из России. Об этом в воскресенье сообщил белорусский телеканал ОНТ.

Нефть прибыла в порт Одессы, а оттуда поездами была доставлена в Белоруссию на Мозырский НПЗ.

В общей сложности Минск намерен купить в Иране 80 тысяч тонн сырой нефти. Соответствующее соглашение с Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC) заключила Beloil Polska - экспортное подразделение "Белоруснефти".

Помимо Одессы рассматривается также вариант транспортировки через Латвию, которая может принять партии в порту Вентспилса, откуда направить их в Белоруссию по железной дороге.

"Организации концерна работают над выполнением поручения главы государства о поиске для загрузки белорусских НПЗ альтернативных путей поставки нефти в связи с недопоставками российской", - прокомментировала ситуацию РИА Новости пресс-секретарь "Белнефтехима" Марина Костюченко.

Напомним, Россия объявила о снижении на 30% поставок нефти в Белоруссию на фоне нарастающего межгосударственного конфликта, который начался с традиционного спора вокруг цен на газ.

Минск потребовал их снижения с 132 до 78 долларов за тысячу кубов и отказался платить по старым тарифам, накопив долг перед "Газпромом" на 600 млн долларов. В ответ Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), в котором Россия играет ключевую роль, отложил выплату Белоруссии транша в размере 300 млн долларов. Несколько раундов переговоров в конце 2016 года и начале 2017-го ни к чему не привели.

В декабре Белоруссия на 11-20% повысила тарифы на прокачку российской нефти в Европу. Тогда же Александр Лукашенко не приехал на подписание таможенного кодекса ЕАЭС, а затем отменил свое участие в саммите ЕАЭС в целом.

В феврале эскалация вышла на новый виток: Белоруссия ввела безвизовый режим для туристов из ЕС и США, в ответ ФСБ установила режим пограничной зоны в Брянской, Смоленской и Псковской областях вдоль белорусской границы.

Для Минска нефтегазовый спор упирается в валютный голод экономики, отмечают эксперты "Центра развития" Высшей школы экономики. Торговый баланс Белоруссии хронически отрицательный, то есть страна теряет валюты больше, чем зарабатывает; снижение поставок российской нефти - это новые потери на 200-300 млн долларов за счет пошлин, которые должны поступать в бюджет.

В ближайший год Белоруссии нужно погасить валютный долг на 2 млрд долларов, из которых 800 млн - перед внешними кредиторами. Фактически в споре с Россией Лукашенко пытается добиться компенсации этой суммы: рост поставок нефти c 16 до 26 млн тонн даст бюджету 700 млн долларов, скидка на газ - 300 млн долларов, еще 1 млрд долларов Минск хочет привлечь в виде кредита Евразийского фонда, отмечают в ВШЭ.

Если этого не произойдет Белоруссии придется тратить и без того истощенные резервы. Другой возможный путь - обратиться за кредитом в МВФ. Однако фонд настаивает на повышении тарифов ЖКХ и реформе госпредприятий, а на это в Минске пока не готовы.

www.finanz.ru