Тема 8. Индийский океан: экономико-географические провинции. Индийский океан добыча нефти


Топливные и энергетические ресурсы Индийского океана

Мощное и характерное для геологической истории некоторых периферийных районов Индийского океана, создало благоприятные предпосылки для формирования в их недрах крупных нефтегазоносных горизонтов. По запасам и добыче этих видов топлива (особенно нефти) этот регион занимает первое место в Мировом океане. Однако Индоокеанский район включает в себя весьма различные по степени нефтегазоносности и соответственно по объемам добычи подводные месторождения.

Месторождения и запасы

Богатейшие нефтегазоносные месторождения находятся в ближневосточных странах — Кувейте, Иране, Ираке, Саудовской Аравии и на дне омывающих их вод. Здесь сосредоточено более половины мировых запасов нефти (без учета запасов социалистических стран). Среди нефтегазоносных акваторий этого района особенно выделяется Персидский залив, под дном которого только начальные разведанные запасы нефти достигали 10,6 млрд. тонн. С помощью 516 скважин здесь добыто 1,35 млрд. тонн жидкого топлива. В самом заливе с 1932 по 2004 г. обнаружено 42 месторождения, в том числе одно газовое. Среди них 20 крупных, 6 уникальных с запасами свыше 1 млрд. тонн и самое большое в мире морское месторождение — Сафания-Хафджи с запасами 4,3 млрд. тонн. Всего в Персидском заливе в 2004 г. было добыто около 200 млн. тонн нефти. Открытая у берегов Ирана крупнейшая подводная залежь газа располагает запасами 2,83 трлн. м3. Характерная особенность нефтегазопроявления в Персидском заливе — исключительно высокие дебиты скважин: в 2006 г. каждая скважина в среднем дала 379 тыс. тонн нефти, т.е. 1038 тонн в сутки.

Морские нефтепромыслы находятся в прибрежной зоне залива преимущественно на небольших (60-70 метров) глубинах. Хорошие погодные условия — частые штили или маловетреная погода — облегчают добычу и снижают эксплуатационные расходы. Подводные нефтеразработки здесь ведут несколько ближневосточных государств.

«Морскую» нефть добывают в основном Саудовская Аравия, Иран и княжество Абу-Даби (ОАЭ). Масштабы разработок здесь в общем растут. Предполагают, что к 2030 г. добыча нефти со дна Персидского залива будет увеличена до 500 млн. тонн ежегодно.

Менее богаты нефтью и газом недра Суэцкого залива, Красного моря. В настоящее время в этом районе открыто 5 собственно морских месторождений. Одно из крупных — Эль-Морган — с извлекаемыми запасами 151 млн. тонн дает около 3 млн. тонн нефти в год. В 2005 г. здесь обнаружено еще более богатое месторождение, из которого через две скважины поступает 3030 тонн нефти в сутки. На шельфе Красного моря, у берегов Эфиопии и Саудовской Аравии, разведано еще три месторождения нефти.

В последние годы на шельфе Южной Азии обнаружены Камбейский (Индия), Нижнеиндийский (Пакистан), Бенгальский (Индия, Бангладеш) и Цейлонский (Индия, Шри-Ланка) нефтегазоносные районы. Пробуренная в Камбейском заливе скважина указала на существование здесь залежей нефти с запасами до 190 млн. т. В этом же районе открыты еще два месторождения. Скважины Камбейского залива уже стали давать промышленную нефть.

У западного побережья Австралии выявлено 11 нефтяных и газовых месторождений. Некоторые из них, например Барроу (нефть) и Норс-Рон-кин (газ), начали эксплуатироваться. Месторождение Барроу с 1966 г. по 2004 г. дало 11 млн. тонн нефти. К северо-западу от Австралии запасы газа в подводных месторождениях оцениваются в 552 млрд. мЗ. Газопроявления обнаружены и у северо-западного побережья Суматры.

В последние годы начата и интенсивно ведется разведка нефти и газа в подводных недрах Тиморского моря и в прилегающей части океана. В результате здесь уже открыто 7 газоконденсатных и 2 нефтегазовых месторождения с общими извлекаемыми запасами 620 млрд. м3 газа и 70 млн. тонн нефти и газа, хотя обследована пока еще незначительная часть этого обширного и перспективного района.

Геолого-геофизические исследования ведутся на шельфе Восточной Африки, где также отмечены нефте-газопроявления, что свидетельствует о возможной перспективности на нефть и газ этой части Индийского океана.

Велики энергетические ресурсы индоокеанских вод, заключенные в деятельности волн, приливов и в других динамических процессах. Однако они практически пока не используются, за исключением немногих волновых установок малой мощности для выработки электроэнергии на осветительных буях у Мадрасского порта. Развитие океанской энергетики — дело будущего.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Тема 8. Индийский океан: экономико-географические провинции

Индийский океан отличается расположением основной его части в южном полушарии и отсутствием непосредственных связей с Северным Ледовитым океаном. На севере он ограничен Евразией, на западе границей служит побережье Африки и меридиан 20º в. д. (от мыса Доброй Надежды до Антарктиды), на востоке граница проходит по северной части Малаккского пролива, юго-западным и западным берегам Больших и Малых Зондских островов, западному побережью Австралии и от южной оконечности острова Тасмания по 147º в. д. до мыса Северо-Восточного в Антарктиде. Его северная часть расположена в экваториальном и субэкваториальном поясах, а южная охватывает более высокие широты, вплоть до субантарктических. Северная часть подвергается значительному континентальному воздействию (ярко выраженная муссонная циркуляция). Главная особенность поверхностных течений – их сезонные изменения под воздействием муссонов в области, лежащей севернее 10 º  ю. ш.

Экономико-географическое положение Индийского океана определяется выходом к нему трех континентов, на которых расположено около 40 государств и территорий, проживает более 1,5 млрд человек. Большинство государств бассейна океана имеют вековое колониальное прошлое, добились независимости только во второй половине ХХ в. В структуре их экономики получили развитие горнодобывающая отрасль, сельскохозяйственное производство экспортной ориентации, морские перевозки и, частично, рыбный промысел.

Западная Австралия и ЮАР занимают ведущие позиции в мировом хозяйстве по добыче сырьевых ресурсов (железная руда, бокситы, никель, урановая руда, хромиты, ванадий, золото, алмазы) и сельскохозяйственной продукции (шерсть, зерно). Прибрежным районам этих стран принадлежит существенная роль в освоении ресурсов океана (разработка прибрежно-морских россыпей, морская добыча нефти и газа, промысел морепродуктов и др.).

Ближневосточный регион бассейна Индийского океана – основной район мировой нефтедобычи, определяющей состояние экономики прибрежных стран. Страны Южной и Юго-Восточной Азии имеют аграрно-индустриальный характер, где наличие плодородных почв и возможностей орошения обусловило приуроченность населения и сельскохозяйственного производства к дельтам и долинам крупных рек. В экономике стран Восточной Африки доминирует экстенсивное сельское хозяйство, природные ресурсы, в том числе и морские, разведаны недостаточно. В целом наиболее крупные центры добычи природных ресурсов сосредоточены в северной части океана. По отношению к главным трассам мирового судоходства выгодно расположена только северная часть океана, где исторически сложилась густая сеть крупных специализированных и универсальных портов.

К основным видам минерального сырья шельфа и дна Индийского океана относятся крупнейшие мировые запасы нефти и газа, (потенциальные запасы оцениваются в 67 млрд т), из которых 45 % морских ресурсов сосредоточено в странах Ближнего и Среднего Востока (Саудовской Аравии, Кувейте, Иране и ОАЭ). На северо-западном и западном побережье и шельфе Австралии сосредоточены крупные нефтегазовые ресурсы (потенциальные ресурсы газа 11,2 трлн м3), добыча ведется в бассейнах Карнарвон, Перт, Барроу. На шельфе Южной Азии также выявлен ряд нефтегазоносных районов: Камбейский (Индия), Нижнеиндский (Пакистан), Бенгальский (Индия, Бангладеш) и Цейлонский (Индия, Шри-Ланка). В Камбейском заливе (запасы до 190 млн т) ведется промышленная добыча нефти (месторождения Бомбей-Хай и Норт-Бэсин). В подводных недрах Тиморского моря открыты крупные нефтяные и газоконденсатные месторождения с общими запасами свыше 70 млн т нефти и 620 млрд м3 газа. В Восточной Африке потенциальные морские ресурсы нефти и газа оцениваются соответственно в 3,4 млн т и 3,0 трлн м3, поисково-разведочные работы ведутся во многих странах (Мозамбик, Кения, Танзания и др.).

Крупные залежи прибрежно-морских россыпей распространены на южном, юго-западном и частично западном побережье Австралии (в основном ильменит, попутно добывают циркон, рутил и монацит). Высоким содержанием полезных компонентов и большими запасами отличаются ильменит-монацитовые и ильменит-цирконовые прибрежно-морские россыпи на юго-западе Индии и восточном побережье Шри-Ланки. Прибрежные и подводные залежи касситерита расположены у берегов Мьянмы, Таиланда и Индонезии, где они интенсивно разрабатываются.

Железомарганцевые конкреции Индийского океана залегают на ложе, в основном на глубинах до 4000 м, и содержат железо (10–20 %), марганец (10–20 %), кремнезем (20–40 %), оксид алюминия (5–10 %), а также никель, медь, кобальт, цинк. Наиболее перспективным районом добычи железомарганцевых конкреций является центральная часть океана.

Фосфоритовые конкреции выявлены у Аравийского полуострова, возле Малабарского побережья Индии, в зоне северных Андаманских островов. В отдельных впадинах дна Красного моря выявлены горячие металлоносные рассолы и илы, обогащенные железом, марганцем, цинком, свинцом, медью, серебром, золотом и другими элементами (запасы этих металлов оцениваются в 130 млн т, однако технологии их добычи еще не освоены).

Химические ресурсы Индийского океана разрабатывают только в отдельных странах (бром – в Индии и Израиле), опреснение морской воды в широких масштабах освоено в ряде стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ).

Из-за слабого развития сравнительно узкой полосы шельфа, почти полного отсутствия обширных эпиконтинентальных морей Индийскому океану свойственна невысокая рыбопродуктивность (в среднем 35– 40 кг/км2). В наиболее продуктивных прибрежных водах северо-западной части океана (Аденский и Бенгальский заливы), прибрежных водах Сейшельских островов и Мадагаскара, акватории между южным побережьем острова Ява и западным побережьем Австралии продуктивность достигает 250–350 кг/км2. Общие уловы рыбы в Индийском океане выросли в 1992–2001 гг. на 20 % и превысили 8,7 млн т (около 8–9 % мировых). В 1990-х гг. отмечалось преобладание вылова в восточной части (55 %), интенсивное развитие аквакультуры (Индия – 2,2 млн т, Бангладеш – 0,7 млн т) и добычи нерыбных объектов (лангусты, крабы, криль, моллюски) при незначительном развитии промысла водорослей (табл. 27). Основную добычу ведут прибрежные азиатские страны, на долю которых приходится 70 % уловов. В группу стран-лидеров входят Индия (2,7 млн т), Индонезия и Мьянма (по 1 млн т), Таиланд (0,8 млн т), Пакистан (0,4 млн т), уловы около 300 тыс. т имеют Бангладеш, Иран, а свыше 100 тыс. т – Йемен, Оман, Мальдивская Республика, Мадагаскар, Австралия. Потенциальные биологические ресурсы Индийского океана оцениваются в 10–14 млн т рыбы и морепродуктов.

Таблица 27

studfiles.net

Индийский океан: экономико-географические провинции

Северо-Западная

Занимает важные сырьевые районы, близость к рынкам экспорта сырья, в районе Персидского залива пол. и военная нестабильность, угроза пиратства.

Крупнейшие в мире нефтегазовыми ресурсы:

ОАЭ, СА, Катар, Кувейт. Есть ПМР (главные)Сомали, Индия,

Фосфориты:Индия, Йемен, Оман.

Широко применяется опреснение (СА, Катар).

Бром (Израиль)

Присутствуют высокопродуктивные зоны, развивается рыбный промысел и аквакультура.

Лидеры по уловам:

Пакистан (440 тыс.т)

Иран(403 тыс.т)

Йемен(180 тыс.т)

Произв. аквакультуры:

Иран (158 тыс.т)

Пакистан (130 тыс.т.)

Район интенсивных морских перевозок, выходные ворота крупнейшего нефтяного моста мира.

Лидеры по грузообороту: Джидда, Карачи, Бомбей

По переработке контейнеров:

Дубай, Коломбо, Хайфа

Крупнейшие узлы нефтепереработки:

Рас-Таннура, Даммам.

В странах Персидского залива развивается спец. нефтеналивные терминалы, в Индии получило развитие судостроение, обслуживание горнодобывающей промышленности.

Северо-Восточная

Расположена в пределах Бенгальского залива, маленькая по площади.

В приморских регионах имеются преспективные мин. ресурсы углеводороды:Индия, Бангладеш

главные и второстеп. ПМР: Индия, Шри-Ланка

фосфориты: Тайланд, Мьянма, Вьетнам

Хим. и энерг. рес. практически не используются.

Бром (Индия)

Зона интенсивного морского рыболовства (в последнее время возрастают объемы) и аквакультуры.

Лидеры по уловам:

Индия(3,9 млн.т)

Бангладеш(1,5 млн.т)

Произв. аквакультуры:

Индия (3,3 млн.т)

Крупнейшие по грузообороту порты, расположены вдали от моря в эстуариях судоходных рек: Мадрас, Калькутта.

По переработке контейнеров: Коломбо, Мадрас, Сайгон.

Пхукет – выплавка олова.Высокая плотность населения, интенсивное с/х в долинах рек, развита промышленность в отдельных районах.

Западная

Занимает выгодное транспортное положение на путях интенсивных перевозок между Европейским и Американским континентами.

Крупные запасы минерального сырья (ПМР главные и второстепенные – ЮАР, Мадагаскар, Мозамбик,

ЖМК, фосфориты - ЮАР, сера, жел. руда, нефть и газ: Кения, Танзания.

Опреснение вод

Продуктивность мала, вылов незначительный.

По уловам выделяется ЮАР

Мозамбик

По производству аквакультуры:

Мадагаскар, Уганда, ЮАР

Транзитная часть нефтяного моста, есть ответвления.

Порты по грузообороту: Ричардс-Бей,

Дурбан.

По переработке контейнеров: Дурбан. Наибольшее развитие приморского хозяйства в ЮАР, горнодоб. пром. развита в ЮАР и в прибрежных странах Африки.

Восточная

Пересечении основных транспортных путей на востоке Индийского океана, южная часть менее освоена.

Наиболее значительны месторождения ПМР, каменного угля(Австралия)

Опреснение вод в Австралии

Рыбопродуктивность, на шельфе и у Зондских островов превышает 200 кг/км2, интенсивное рыболовство (до 5 млн. т в год)

По уловам и произв. аквакультуры выделяется Индоне-зия (4,9 млн.т и 1,4 млн.т.)

Трассы межконтинентальных океанических перевозок. Транзитная транспортировка нефти.

Главные порты: Дампир, Порт-Хедланд.

Главные портово-промышленные комплексы на побережье Австралии (горнорудная специализация), рыболовство развито на северо-востоке.

studfiles.net

Индийский океан (7 класс)

Индийский океан — третий по величине. Площадь Индийского океана 76,17 млн км2, средняя глубина — 3711 м. Название океана связано с названием реки Инд — «ороситель», «река».

Географическое положение Индийского океана

Характерной особенностью географического положения Индийского океана является его нахождение почти полностью в Южном полушарии и целиком в Восточном. Его воды омывают берега Африки, Евразии, Австралии и Антарктиды. К Индийскому океану относят 8 морей, самое крупное — Аравийское. Одно из самых теплых (до +32 °С) и соленых (38—42 ‰) морей мира — Красное. Оно получило свое название от значительного скопления водорослей, придающих воде красный цвет.

Рельеф дна Индийского океана разнообразен. Шельфовая зона занимает узкую полосу и составляет всего лишь 4 % общей площади дна. Материковый склон очень пологий. Ложе океана пересечено срединно-океаническими хребтами со средней высотой примерно 1500 м. Для них характерны рифты и поперечные разломы, области сейсмической активности. Выделяются отдельные вулканические горы, несколько крупных по площади котловин (Центральная, Западно-Австралийская и др.). Наибольшая глубина 7729 м (Зондский желоб).

Климат определяется расположением основной части Индийского океана в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах. На климат северной части океана большое влияние оказывает суша. Сезонные ветры муссоны летом с океана несут огромное количество влаги на сушу (в районе Бенгальского залива до 3000 мм в год), зимой они дуют с суши на океан. Из области высокого давления к экватору дует юго-восточный пассат. В умеренных широтах господствуют западные ветры большой силы, сопровождающиеся циклонами. На южные окраины океана охлаждающее воздействие оказывает близость Антарктиды.

Географическое положение Индийского океана

Индийский океан называют «океаном нагретых вод» за высокую температуру воды на поверхности. Средняя температура +17 °С. (Изучите по климатическим картам температуры и количество осадков, характерные для поверхностных вод.) Район Персидского залива имеет наибольшую температуру (+34 °С в августе). Наименьшее количество осадков (100 мм) выпадает у берегов Аравии. Средняя соленость вод Индийского океана — 34,7 ‰, максимальная — 42 ‰ (на севере Красного моря).

В связи с высоким испарением с водной поверхности, малым количеством атмосферных осадков и отсутствием речного стока в Красном море наблюдается самая высокая в Мировом океане соленость вод.

На формирование течений большое влияние оказывают муссоны. В Индийском океане существует сложная система течений. В экваториальной части океана система течений направлена по часовой стрелке, в Южном полушарии — против. (Покажите течения на карте. Найдите холодные течения.)

Природные ресурсы и экологические проблемы Индийского океана

Крупнейшие месторождения нефти и газа находятся в Персидском заливе. Главные районы современной добычи нефти — страны Персидского залива: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и др. На дне котловин океана обнаружено большое количество железомарганцевых конкреций, но качество их ниже, чем в Тихом океане, и залегают они на большой глубине (4000 м).

Животный мир теплых вод Индийского океана разнообразен, особенно северной тропической части: много акул, морских змей, коралловых полипов. На стадии вымирания находятся гигант ские морские черепахи. В мангровых зарослях тропических побережий водятся устрицы, креветки, крабы. В открытых водах тропических поясов распространен промысел тунца. Индийский океан известен добычей жемчуга. В умеренных широтах обитают беззубый и синий киты, тюлени, морской слон. Богат видовой состав рыб: сардинелла, скумбрия, анчоус и др.

На побережье Индийского океана расположены десятки государств с общей численностью населения около 2 млрд человек. В основном это развивающиеся страны. Поэтому освоение природных ресурсов океана ведется медленнее, чем в других океанах. В развитии судоходства Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому. (Объясните почему.) Индийский океан имеет большое транспортное значение для стран Южной и Юго-Восточной Азии, Австралии. Интенсивная транспортировка нефти и нефтепродуктов из Персидского залива привела к ухудшению качества воды, уменьшению запасов промысловых рыб и морепродуктов.

Практически прекращен китобойный промысел. Теплые воды, коралловые острова, красота Индийского океана привлекают сюда многочисленных туристов.

В шельфе северо-западной части Индийского океана ведется интенсивная добыча нефти. Через Индийский океан проходят важные транспортные пути. Океану принадлежит третье место в мире по морским перевозкам, из Персидского залива идет самый большой грузопоток нефти.

geographyofrussia.com

Рыбный промысел в Индийском океане

Рыбопромысловые районы

Объем уловов, тыс. т

Индекс, 1992=100

Удельный вес в уловах океана, 2001г.

1992

2001

Западный

3 583

3 949

110,2

45,3

Восточный

3 676

4 768

129,7

54,6

Антарктический

9

11

122,2

0,1

Всего:

7 261

8 728

120,2

100,0

Экспедиционный промысел в приантарктических водах ведут Франция и Австралия.

По объему морских перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, концентрируя около 1/5 мирового грузооборота портов и 1/3 грузооборота наливных грузов (в основном нефти). Большая часть грузооборота приходится на крупные порты с грузооборотом свыше 30–50 млн т. Главную роль среди них играют специализированные нефтяные порты Персидского залива (Рас-Таннура, Харк, Мина-эль-Ахмади и др.). Порты Южной и Юго-Восточной Азии носят универсальный торговый характер (Мумбаи, Калькутта, Мадрас, Карачи), некоторые порты Индии специализируются на оправке горнорудного сырья (Мармаган, Вишакхапатнам, Парадип). На австралийском побережье существенное место занимают не только сырьевые (Дарвин, Порт-Хедленд, Дампир), но и универсальные (Перт, Бонбери,Фримантл) порты. Невысокий уровень экономического развития большинства стран Восточноафриканской приморской зоны определяет невысокий уровень развития портового хозяйства. Большим объемом грузооборота выделяются только порты ЮАР (Дурбан, Ричардс-Бей, Порт-Элизабет) и отдельные узловые порты (Мапуту, Момбаса, Дар-эс-Салам, Порт-Судан).

Наибольшая концентрация магистральных океанических путей наблюдается в зоне Суэцкий канал – Малаккский пролив – юго-запад Австралии – юг Африки. Характерной особенностью большинства маршрутов является их транзитный характер (в порты Атлантического и Тихого океанов) и большая интенсивность в северной части Индийского океана.

Основной грузонапряженной линией является южноафриканское направление (из портов стран Персидского залива вдоль африканского побережья и частично Суэцкий канал), где доминируют перевозки сырой нефти супертанкерами в порты Европы и Северной Америки. На североиндийском направлении к нефтяным грузам из стран Персидского залива добавляются сырьевые и сельскохозяйственные грузы из Индии, Таиланда, Индонезии, направляемые в Японию и «новые индустриальные страны» Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань, Филиппины и др.). На австралийском направлении выделяется поток ближневосточной нефти, сельскохозяйственного сырья из Южной Азии в Австралию, а зерна и промышленных товаров в обратном направлении. Из специализированных портов западного побережья Австралии растет поток железорудного и другого сырья в Японию. На африкано-азиатском направлении (в основном из портов ЮАР) через проливы Юго-Восточной Азии транспортируются крупные потоки транзитных грузов (железная руда, каменный уголь, зерно) в Японию, а во встречных перевозках доминируют промышленные изделия японского экспорта.

С учетом ресурсного потенциала, отраслевой структуры морского хозяйства, в которой доминирует добыча нефти, морские перевозки наливных грузов, рудного и другого сырья, в меньшей степени – рыбный промысел и разработка твердых полезных ископаемых в Индийском океане выделяются четыре экономико-географические провинции.

Северо-Западная провинция занимает обширную акваторию между островом Шри-Ланка, Мальдивскими и Сейшельскими островами, Африканским материком и берегами Юго-Западной Азии. Она выделяется крупнейшими в мире нефтегазовыми ресурсами шельфа и побережья, является районом интенсивных морских перевозок с развитым рыбным промыслом, связанным с наличием высокопродуктивных зон океана, развитым портовым хозяйством и концентрацией огромного демографического потенциала (Индия, Пакистан, Египет, Иран и др.).

В странах Персидского залива основу экономики составляет нефтедобыча и экспорт топливных ресурсов морским транспортом. Идет формирование приморских комплексов, связанных с развитием нефтепереработки и нефтехимии, металлургии, судостроения. Важной отраслью является опреснение морской воды (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар), развит морской промысел рыбы в северо-восточной части Аравийского моря и водах Аденского залива. Наибольшую роль в регионе играет Саудовская Аравия, которая занимает выгодное положение в срединной части Аравийского полуострова, выходит к побережью Персидского залива и Красного моря. Главный приморский экономический район формируется на побережье Персидского залива, где развиты нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли, промышленность строительных материалов и металлургия. По оценкам, около 45 % нефтяных запасов района Персидского залива приходится на Саудовскую Аравию. В заливе выделяются крупнейшие в мире подводные месторождения (Саффания, Манифа, Марджан, Зулуф, Абу-Сафа и континентально-морское Берри), довольно значительны разведанные запасы природного газа. Более 1/3 добычи нефти дают морские промыслы. Основные промышленно-портовые центры сосредоточены на побережье Персидского залива (Даммам, Эль-Джубайль, Рас-Таннура, Рас-Хафджи), Красного моря (Джидда, Янбу) и в районах крупных нефтяных месторождений. Занимая центральное положение на Среднем Востоке, все большую роль в регионе играет Иран. Хозяйство его Юго-Западного района, охватывающего портовые комплексы Персидского и Оманского заливов, тесно связано с ресурсами моря и континентального шельфа. Здесь на берегах реки Шатт-эль-Араб и дне Персидского залива сосредоточены крупнейшие нефтяные (Лаван, Сири) и газовые месторождения Ирана. При этом запасы природного газа почти в 2 раза превышают суммарные его запасы всех стран Ближнего и Среднего Востока. Важнейший промышленный центр Абадан расположен в 50 км от Персидского залива на реке Шатт-эль-Араб, доступен для океанских судов. Уникальный островной нефтяной порт Харк экспортирует до 4/5 всей нефти, добываемой в стране. Крупные нефтяные месторождения и связанный с ними комплекс отраслей сложился также и в других странах залива (Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн, ОАЭ).

К берегам Индийского океана выходит три крупных экономических района Индии, где сосредоточено более 3/5 населения (Мумбайская и Ахмадабадская агломерации и др.). В Южной Индии разрабатываются крупные месторождения бокситов, железной и марганцевой руды, прибрежные россыпи богаты монацитом, ильменитом, цирконом. Высокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов характерна для Дамодарского бассейна и прилегающего плато Чхота-Нгапур (каменный уголь, железная и марганцевая руда, медь, хромиты, урановые руды). Нефтегазоносная прибрежная полоса на западном побережье, по оценкам, может достигать 250 км, здесь ведется нефтедобыча в Камбейском заливе и на шельфе в 80 км южнее Мумбаи. Морское хозяйство в Западной и Южной Индии связано главным образом с морским транспортом и судостроением, портовой деятельностью, добычей нефти на шельфе и разработкой прибрежных монацитовых россыпей. Из 10 крупных портов Индии 6 расположены в Северо-Западной провинции: Мумбаи – крупнейший морской порт – обслуживает более 1/4 внешнеторговых перевозок, Коччи обслуживает морскую торговлю южного штата Керала, Мангалуру обрабатывает железную и другие руды штата Карнатака,Мармаган, Кандла и др.

К побережью Индийского океана тяготеют экономические районы Пакистана – Синд, Белуджистан. Приморский экономический район Синд расположен почти целиком в долине Инда (производит около 1/2 промышленной продукции, свыше 1/2 сбора риса и почти 15 % хлопка и пшеницы), экспортно-импортные связи района обуславливает крупный порт Карачи. На долю Белуджистана приходится 2/3 морского побережья Пакистана, но это пустынный, редко заселенный и слабо освоенный район. Редкие рыбацкие порты (Гвадар, Пасни) и оазисное земледелие с пастбищным животноводством определяют его профиль. Из других зон провинции следует отметить растущее значение прибрежной зоны Красного моря и Суэцкого залива в экономике Египта. Здесь добывается нефть (более 4/5 на шельфе), фосфориты, марганцевая руда, сера, развивается нефтепереработка (Суэц, Рас-Гариб), туризм.

Северо-Восточная провинция включает Бенгальский залив и Андаманское море с тяготеющими к ним территориями восточного побережья Индии, Бангладеш, Мьянмы и Таиланда. Южная граница провинции отделяет низкоинтенсивную зону внутренних перевозок от расположенной южнее обширной зоны интенсивных трансокеанских перевозок соседней Восточной провинции. В экономическом отношении эта провинция выступает как зона интенсивного морского рыболовства (рыбопродуктивность на шельфе свыше 200 кг/км2), интенсивного сельского хозяйства в долинах крупных рек (Ганг, Брахмапутра), развитой промышленности в отдельных районах (Калькутта). В приморских регионах выявлены крупные ресурсы минерального сырья (каменный уголь, металлорудное сырье), производится более 3/4 мировой продукции джута, около 1/3 – риса, значительная часть каучуконосов, хлопка, сахарного тростника, кокосовых пальм, ценной древесины. Для прибрежных районов характерна наибольшая плотность населения (в долине Ганга 500–1500 чел/км2), интенсивный морской промысел рыбы, широкие геолого-разведывательные работы (в дельте Годавари, на шельфе Бенгальского залива и Андаманских островов выявлены запасы нефти и газа). К водам провинции тяготеет Восточный экономический район Индии – главная угольно-металлургическая база страны с развивающимся тяжелым машиностроением. Его основа – Калькуттско-Дамодарский промышленный пояс, протянувшийся на северо-запад от Калькутты вдоль р. Дамодар. Здесь развито также производство сахарного тростника, чая, риса. Крупнейший транспортный узел и морской портово-промышленный комплекс Калькутта – Халдия расположен в 150 км от Бенгальского залива на р. Хугли (один из рукавов Ганга с глубинами на фарватере – 8 м). Крупный промышленный центр и порт Ченнаи обеспечивает хозяйственный комплекс южных штатов, Вишакхапатнам обслуживает крупный Бхилайский металлургический комбинат.

Аграрная экономика Бангладеш и Мьянмы кроме морского рыболовства не имеет развитых отраслей морского хозяйства. В ряде приморский районов Мьянмы выявлены залежи олова, вольфрама, полиметаллов, железной руды, урана, на шельфе Андаманского моря имеются перспективные участки на титан, монацит и касситерит. Крупнейшие порты, обслуживающие внешнеторговые связи, расположены вдали от моря: Янгон (в дельте реки Иравади, в 40 км от моря), Читтагонг – второй после Дакки экономический центр (на реке Карнапхули в 15 км от Бенгальского залива), что ограничивает подход крупных морских судов. В Таиланде вблизи западного побережья сосредоточены богатые залежи олова (в том числе и прибрежно-морские), обнаружены залежи нефти и бурого угля, существенную роль играет рыболовство в Андаманском море. Морской порт Пхукет – крупный центр по выплавке олова – вывозит также лес, каучук, рыбу.

Восточная провинция,крупнейшая в Индийском океане, простирается от подводного Мальдивского хребта (Мальдивские острова и архипелаг Чагос) и Центрально-Индийского подводного хребта на западе и юго-западе до индонезийских и австралийских побережий на востоке. Здесь расположена зона богатых железомарганцевых конкреций, концентрируются трассы межконтинентальных океанических перевозок, выделяются крупные запасы минерального сырья (железная и марганцевая руда, бокситы, свинец, цинк). Рыбопродуктивность открытой части невелика (10 кг/км2), на шельфе и у Зондских островов превышает 200 кг/км2. Велика роль провинции в морских перевозках, на важнейших путях, связывающих страны Персидского залива и Южной Азии с Японией и Восточной Азией, порты Австралии – с Европой, Японией и США. По грузонапряженным линиям здесь проходит 300–400 млн т нефти, более 80 млн т железной руды, значительный грузопоток бокситов и алюминия, угля, зерна и др. Экономика Индонезии в большей части тяготеет к Тихому океану, в прибрежной части Восточной провинции расположены залежи железной и марганцевой руды, серы (остров Ява), каменного угля, золота (остров Суматра). Через порт Паданг вывозят уголь, каучук, древесину, сельскохозяйственную продукцию.

В приморских областях Австралии сконцентрированы огромные запасы железной и марганцевой руды, бокситов, нефти и газа, никеля и золота; имеются месторождения меди, олова, вольфрама, урана, серебра, каменного угля и поваренной соли. Большую ценность представляют скопления россыпей песков, содержащих циркон, ильменит, рутил, монацит. Рост перевозок массовых экспортных грузов ускорил развитие портового хозяйства в Западной Австралии, где функционирует около 20 портов. Большая их часть специализируется на погрузке навалочных грузов. Портово-промышленный комплекс Перт – Фримантл выделяется развитой черной и цветной металлургией, нефтепереработкой, химической промышленностью, машиностроением и судостроением. Существует экспорт продукции сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Существенное значение в экономике страны играет рудэкспортный район, где функционируют крупные порты по вывозу железной руды (Дампир, Порт-Хедленд, Уолкот). Основной порт Северной территории – Дарвин (вывоз медной руды), в заливе Карпентария – Уэйпа (вывоз бокситов) и Груд-Айленд-Мишен (вывоз марганцевой руды).

Западная провинция охватывает акваторию, находящуюся между Центральной котловиной и Африканским континентом, от Сейшельских островов на севере до зоны южной субтропической конвергенции на юге, и тяготеющие к Индийскому океану страны Юго-Восточной и Южной Африки (южнее Сомали). Провинция занимает выгодное транспортное положение на путях интенсивных перевозок между Европейским и Американским континентами в их связи с Ближним и Средним Востоком, Южной Азией и Японией. Через ее воды проходят основные перевозки нефти из стран Персидского залива в Европу и Америку (белее 600 млн т ежегодно), перевозки железной руды, сельскохозяйственного сырья и продовольствия из западных и северных портов Австралии, промышленных изделий и продовольствия во встречных перевозках из Европы и Америки. Юг Африки, тяготеющий к Индийскому океану, занимает ведущие позиции в поставках на мировой рынок марганцевой руды, хромитов, урановых концентратов, ванадия, золота, платины, алмазов, а также никеля, кобальта, олова, меди, цинка, асбеста, циркония и ряда сельскохозяйственных продуктов (мяса, шерсти, хлопка, кофе, кукурузы, фруктов и специй). Как крупный рынок минерального сырья и сельскохозяйственной продукции провинция лежит на равноудаленном расстоянии от основных мирохозяйственных центров (Западная Европа, США, Япония) – 6–7,5 тыс. миль.

Наибольшее развитие отрасли морского хозяйства получили в ЮАР: морской транспорт, рыболовство (755 тыс. т), разработка полиминеральных песков, добыча алмазов на шельфе. Главный экономический район страны Северо-Восток имеет промышленное ядро Витватерсранд, который дает 95 % продукции горнодобывающей и свыше 60 % – обрабатывающей промышленности. Юго-Восток менее развит в экономическом отношении, крупные промышленные центры приморской зоны соседствуют здесь с массивамиорошаемого земледелия и плантациями цитрусовых. К береговой зоне на востоке прилегают месторождения титановых, циркониевых руд и ильменита, на юге – небольшие месторождения нефти и газа. На шельфе к югу от мыса Доброй Надежды выявлены концентрации фосфоритов. Внешнеэкономические связи обслужтвают 3 крупных универсальных порта (Дурбан, Порт-Элизабет, Ист-Лондон) и 1 специализированный (Ричардс-Бей).

Восточноафриканские страны провинции отличаются аграрной экономикой с отдельными отраслями горнодобывающей индустрии и слабым развитием отраслей морского хозяйства. При этом в портовых центрах отмечается значительная концентрация промышленного производства и внешнеторгового оборота. Так, в крупных портах Мозамбика Мапуту и Бейра сосредоточено почти 3/5 обрабатывающей промышленности, главный порт и экономический центр Танзании Дар-эс-Салам концентрирует 2/5 занятых в промышленности, главный порт Кении Момбаса – второй после Найроби промышленный центр страны. Все восточноафриканские порты обеспечивают транзитные перевозки ряда континентальных соседних стран, не имеющих выхода к морю (Зимбабве, Малави, Свазиленд), а также каботажные перевозки. Ряд портов островных государств (Морони на Коморских, Виктория – Сейшельских, Порт-Луи на Маврикии, Ле-Пор на острове Реюньон) выполняют функции бункерных и топливных баз на путях между Африкой и странами Ближнего Востока, Южной Азией.

studfiles.net

§ 10. Индийский океан | География материков и океанов, 7 класс

§ 10. Индийский океан

 

1. Вспомните, кто из моряков-европейцев впервые пересек Индийский океан.

2. В каких климатических поясах расположен Индийский океан?

3. Какие ветры называют муссонами?

 

Площадь океана -   76200000 км2.                             

Средняя глубина -  3700 г.

Максимальная глубина -  7729 г.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И РАЗМЕРЫ. Индийским океан нарекли за названию огромного, сказочно богатой страны Индии, берега которой он омывает. А сама Индия получила такое название от реки Инд, Протекающей «страной индив». Такое название океана впервые появилась на португальской карте 1490 К этому океан называли Большой заливом, эритрейские морем, Индийским Красным морем, Южным морем.

Индийский океан размещается между Африкой, Азией, Австралией и Антарктидой. В отличие от Тихого и Атлантического, он лежит преимущественно в Южном полушарии. Индийский океан широко соединяется с Тихим и Атлантическим. Но он не имеет связи с Северным Ледовитым океаном - доступ к него заступает Евразия. Индийский океан является третьим по величине океаном Земли.

На севере береговая линия океана расчленена Бенгальскоми Персидском заливами, Аравийским и Красным морями, глубоко врезаются в сушу. Островов сравнительно мало. Крупнейшие из них - Мадагаскари Шри-Ланка - Имеют  материковое происхождения. Есть также вулканические и коралловые острова.

 

 

Рис. Индийский и Тихий океани

 

Рис. Суэцкий канал соединяет акватории Атлантического и Индийского океанов

 

Работа с картой

1.     Определите основные особенности географического положения океана.

2.     Побережье Индийского океана - район древних цивилизаций. Назовите древние государства мира, возникших на его берегах.

3.     Как расположены срединно-океанические хребты? На которые котловины они разделяют впадину океана?

4.     Какую особенность имеет шельф Индийского океана? Которые залива и острова находятся на шельфе? Какое из морей Индийского океана большей своей частью расположено на шельфе?

5.     Какие течения возникают зимой в северной части океана? Как меняется их движение летом?

 

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Есть сведения, что Индийский океан люди начали осваивать еще за 3 тыс. лет до н. н.э. Его водами Египетские финикийские, индийские мореплаватели и купцы доставляли специи, слоновую кость, ткани. В ХV в. китайский мореплаватель Жен Хо плавал Индийским океаном в берегов Индии и далее - в Африку. А в 1498 г. португалец Васко да Гамастал первым европейцев, который пересек Индийский океан и достиг берегов Индии. В XVIII в. английский мореплаватель Джеймс Кук сделал первый промеры глубин океана.

Всестороннее же изучение Индийского океана океанологами началось в XIX в. Английские, немецкие и российские экспедиции на научно-исследовательских судах изучали строение дна, свойства вод и органический мир океана. Сейчас ученые разных стран мира продолжают исследовать океан по помощью подводных аппаратов и искусственных спутников Земли.

СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ ДНА. Индийский океан лежит в пределах трех литосферных плит - Африканской, Индо-Австралийской и Антарктической. На границе этих плит возникли срединно-океанические хребты. Они тремя ветвями - Аравийско-Индийский, Захидноиндийський, Центральноиндийський хребет -Расходящихся от центра. Для хребтов характерны глубинные разломы, поэтому в этих районах часто случаются землетрясения и извержения вулканов. Разломы земной коры продолжаются в Красном море и далее на суше. Между подводными хребтами на дне лежат котловины. Они являются холмистыми равнинами. В отличие от Тихого океана, в Индийском мало глубоководных желобов. Максимальная глубина отмечена в Зондского желобе (7729 м), который находится в восточной части океана.

Подводные окраины материков, обрамляющих Индийский океан, тянутся узкой (до 100 км) полосой шельфа и обрываются вниз крутыми материковыми склонами.

 

Занимательная география

Геологический прогноз

Ученые считают, что вследствие движения литосферных плит примерно через 50 млн лет Индийский океан увеличится в размерах. Зато Тихий  океан уменьшится. Африка сместится дальше на север, Австралия пересечет экватор и с’соединяется с Евразией. Однако это только прогноз, что требует уточнения.

 

КЛИМАТ И ВОДНЫЕ МАССЫ. Географическое положение является определяющим фактором в формировании климата Индийского океана. Северная часть океана лежит в экваториальных, субэкваториальных и тропических широтах, то есть в жарком тепловом поясе. Поэтому воды там хорошо прогреваются, а моря и залива теплые в Мировом океане. Высокие температуры вод наблюдаются в Красном море и Персидском заливе - До 35 0С.

Эта часть океана находится под значительным влиянием суши. Поэтому климат там формируют муссоны - ветры, изменяющие направление по сезонам года. Летом над прогретым суше устанавливается низкое давление, а над относительно теплым океаном - высокий. Тогда юго-западный влажный муссон дует с океана. Зимой, наоборот, над холодным сушей возникает область относительно высокого атмосферного давления, чем над океаном. В результате образуется сухой северо-восточный муссон, дующий с материка. В северной части океана два сезона - жаркое, облачное, дождливое, штормовое лето и теплая, тихая, сухая, солнечная зима. В западной части океана зарождаются тропические циклоны (ураганы). Двигаясь на север до южных берегов Азии, они вызывают большие разрушения.

Южная часть Индийского океана достаточно холодная вследствие охлаждающего влияния Антарктиды. У ее берегов температура поверхностных вод составляет  –1,5 0С. Предел плавучей льда доходит до 600 ю. с.ш., распространены айсберги. В умеренных широтах на протяжении года господствуют сильные западные ветры, вызывающие частые штормы.

От соотношения количества атмосферных осадков и испарения зависит соленость поверхностных вод океана. В экваториальном поясе, где выпадает наибольшее количество осадков (до 3 000 мм в год), которые опресняют воды, соленость составляет 34 ‰ .. В тропическом поясе осадков выпадает мало, а испарение велико, поэтому воды там соленые - 37 ‰. Наивысшую соленость в мире имеет Красное море - 42 ‰. У берегов Антарктиды соленость снижается через опреснения талыми водами ледяного покрова.

ТЕЧЕНИЯ. В северной части океана течения тесно связаны с муссонами. Зимой под действием северо-восточного муссона возникает мощная тепла Муссонная течение, Которая переносит поверхностные воды океана с востока на запад. Летом результате юго-западного муссона она слабеет, зато Сомалийская течениерезко усиливается и поверхностные воды движутся в обратном направлении - из запада на восток. Таким образом муссоны перестраивают систему поверхностных течений в океане по сезонам года: летом движение воды осуществляется по часовой стрелке, а зимой - против часовой стрелки.

В южной части Индийского океана образуется кругообразный движение поверхностных вод против часовой стрелки, как и в Тихом и Атлантическом океанах в этих широтах.

 

Рис. Индийский и Тихий океани. Течения

 

ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР. Воды Индийского океана является средой существования разнообразных растений и животных. Бурые, зеленые и красные водоросли окаймляют берега материков и островов, образуя подводные луга. Среди сотен видов рыб распространены сардинелла, скумбрия, ставрида, нототения, окунь, тунец, корифена. В открытом океане обитают различные виды акул и летучие рыбы.

Особенно богатую жизнь бурлит в прибрежных районах и на мелководье вблизи коралловых рифов. Там живут каракатицы и кальмары, лангусты и креветки, морские звезды и морские ежи. Морские змеи, питающиеся рыбой, очень ядовиты (их яд в 12 раз смертоносных яда кобры). Есть гигантские черепахи и дельфины. В умеренных и приполярных широтах вблизи Антарктиды много китов и тюленей.

 

Рис. Морские ежи

 

Рис. Морская звезда

 

Рис. В теплых водах Мозамбикского залива

 

ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА. В отличие от других океанов, биологические ресурсы Индийского океана мало изучены и используются недостаточно. В частности вылов рыбы, по подсчетам специалистов, можно увеличить в несколько раз.

По запасам и добыче нефти и газа Индийский океан занимает первое место в Мировом океане. Его Персидский залив стала визитной карточкой морского нефтедобычи. На ее шельфе осваиваются одни из крупнейших в мире нефтегазовые месторождения. Нефть и газ вывозятся танкерами в различные страны. В прибрежных районах добывают оловянную руду и фосфориты.

Страны, расположенные на северо-западном побережье Индийского океана в жарком тропическом поясе, страдают от нехватки пресной воды. Поэтому там научились опреснять соленую морскую воду.

Через Индийский океан пролегли многочисленные морские пути мирового значения. Рукотворный Суэцкий канал соединяет Красное море Индийского океана со Средиземным морем Атлантического океана. Он сократил путь из Европы в Азию на 9 000 км. Северные побережья океана - замечательные места отдыха. Этому способствуют теплый климат, прекрасные песчаные пляжи, живописные пейзажи островов, уникальный подводный мир (рис. 38).

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ОКЕАН. Индийский океан - это акватория, где добываются и какой транспортируются огромные объемы нефти. Так, из Персидского залива, которая усеяна нефтяными вышками и платформами,  ежечасно проходят 6 груженых нефтью танкеров. Ежегодно из нее вывозится около 1 млрд тонн нефти. Это неизбежно приводит к загрязнению нефтепродуктами (бензином, мазутом) и нефтью океанических вод. Разливы нефти происходят вследствие аварий при транспортировке. Нефть, легче морскую воду, разливается по ее поверхности тонкой пленкой. Пленка не пропускает воздух. Это приводит к гибели морских обитателей, попавших в зону ее распространения.

Очистка воды от нефтяного загрязнения осуществляют с помощью специальных судов-смиттевловлювачив, собирающие мусор и плавающую нефть с поверхности. Однако такие меры должны быть более интенсивными и своевременными.

Вопросы и задания

1. Сравните географическое положение Индийского океана с расположением Тихого и Атлантического океанов. Какое влияние на природу Индийского океана осуществляет его географическое положение?

2. Объясните, как зависят от климата температура и соленость поверхностных вод Тихого океана.

3.     Используя карту, назовите которыми течениями образованы круг обращения воды в Индийском океане в Северной и Южной полушариях. Почему в северной части Индийского океана возникают муссонные ветры. Как изменяются под их влиянием поверхностные течения?

4.     Расскажите о животном мире Индийского океана. Какие основные промышленные рыбы там вылавливают?

5.     Какие минеральные ресурсы добывают на шельфе Индийского океана? Как это связано с загрязнением океанических вод?

6.     Пользуясь картой «Строение земной коры», определите:

а) какое простирания имеют срединно-океанические хребты в Индийском океане;

б) на которые котловины они делят впадину океана;

в) какие острова являются вершинами срединно-океанических хребтов.

 

Практическая работа

1.     Подпишите на контурной карте названия: островов - Мадагаскар, Шри-Ланка; заливов - Бенгальский, Персидский; морей - Аравийское, Красное; подводных хребтов - Аравийско-Индийский, Захидноиндийський, Центральноиндийський.

2.     Отметьте соответствующими цветами теплые и холодные течения и подпишите их названия - Муссонная, Сомалийская.

 

 

ukrmap.su

Экологические проблемы Индийского океана

История названия, основные характеристики

Основные экологические проблемы Индийского океана возникли после обнаружения значительных месторождений нефти и газа на территориях государств, занимающих его побережье. Именно это первопричина, следствиями которой стали многочисленные войны за обладание этими природными ресурсами, аварии и розливы, связанные с добычей и транспортировкой нефти.

История названия

Индийский океан. Первые сведения о нем и его названии, относят к временам походов Александра Македонского, то есть IV век до нашей эры. Великий полководец называет его Индийским морем. Существовало еще несколько названий: Эритрейское море или Чермное. Плиний Старший в I веке нашей эры дал океану название Индийский, которое существует и стало общепризнанным до настоящего времени.

По своим размерам Индийский океан уступает Тихому и Атлантическому:

  • Его площадь около 76,17 млн. кв. км.
  • Объем воды 282,65 млн. куб. км.
  • Средняя глубина 3711 метров, а наибольшая 7209 м.
  • На юге он граничит с Антарктидой, на севере – с Азией, на востоке – с Австралией и на западе – с Африкой.

Индийский океан

Образовываться океан начал во времена распада континента Гондвана в конце юрского – начале мелового периода. В настоящее время процесс увеличения его площади продолжается со скоростью от 3 до 6 см в год.

Океан пересекает четыре климатических пояса. Температура над ним летом до 32°С, зимой до 22°С. Температура поверхностных вод весь год около 28°С. Летом она несколько выше, а зимой ниже.

Максимальная соленость воды в Красном море и Персидском заливе, она там достигает 41%

История исследований и освоения

История освоения началась древнейшими народами еще за 3500 лет до нашей эры. Жители Египта и Месопотамии на своих деревянных и тростниковых лодках добирались до берегов Западной Индии и Восточной Африки. С VI века нашей эры финикийские и персидские купцы доводили свои морские караваны до берегов Восточной Индии. Большой вклад в изучение океана внес венецианец Марко Поло в XIII веке. Первая специальная научная экспедиция по изучению Индийского океана была предпринята в 1872 году.

История исследований

Но главной вехой в истории освоения океана и поворотной для его экологии стало обнаружение в акватории бассейна Персидского залива нефтегазовых месторождений. Площадь бассейна около 1,43 млн. кв. км.

Первое месторождение нефти было открыто в 1908 году. Сейчас их около 300. В этом регионе расположены такие государства, как: Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Сирия. Усилил воздействие на экологию региона открытый в 1869 году Суэцкий канал с двумя крупнейшими портами Порт-Саид и Суэц.

Воздействие человека и его последствия

С этого времени загрязнение вод нефтью и продуктами нефтепереработки стали основной проблемой океана. Его воды, флоры и фауны. Аварии и вылив нефти при добыче, перекачивании и транспортировке может привести и приводит к гибели морских животных, птиц, рыб, моллюсков и других водных обитателей.

Воздействие человека и его последствия

Специфическим видом загрязнения в этом регионе, являются непрекращающиеся войны за обладание нефтяными и газовыми ресурсами. Большая доля выбросов и отходов приходится на военные корабли и атомные подводные лодки, которые не подвергаются экологическому контролю.

Кроме углеводородов, в океан попадают отходы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных на его побережье и на берегах рек в него впадающих. В воду попадают тяжелые металлы и отходы атомной энергетики.

По развитым с древнейших времен морским транспортным маршрутам, гигантские нефтеналивные танкеры и сухогрузы перевозят тысячи тонн нефти, руды, угля, минеральных удобрений, радиоактивных и отравляющих веществ, другой химической продукции, которые при авариях или затоплении судов, попадают в океанскую воду.

Рыболовство и другие морские промыслы в Индийском океане незначительны и составляют всего 5% общемирового объема. Главные промысловые рыбы – это тунец, сардина, камса, некоторые виды акул и скаты.

Здесь идет добыча креветок, омаров и лангустов. Особое внимание следует уделить добычи китов, которая была остановлена, в связи с практически полным их уничтожением. Но под давлением некоторых стран, вновь была разрешена.

Посмотрите видео: Подводный мир Индийского океана.

ecology-of.ru


Смотрите также