Энергетическая революция: каково будущее нефтяной экономики. Использование нефти в будущем


Все ,что нужно знать о нефти и каковы перспективы её использования в будущем

Прежде чем начать бурить скважины под нефть, люди были должны откуда-то о ней узнать, и действительно, в мире есть места, где «каменное масло» просачивается на поверхность. В Древнем мире нефть применяли в строительстве, ее использовали как лекарство и топливо для светильников. Где-то нефть пытались добывать — например, китайцы тысячи полторы лет назад бурили скважины бамбуковыми бурами. Современная история нефтедобычи начинается в середине XIX века, когда в Российской империи в районе Баку русский инженер Василий Семенов пробурил первую в мире промышленную скважину. Примерно десять лет спустя промышленная добыча нефти началась в Пенсильвании (США).

Когда люди додумались перерабатывать нефть, точно неизвестно, но начиная с XVIII века в Европе стали появляться предприятия по перегонке нефти в керосин. Керосин был нужен как альтернатива китовому жиру, который использовался в качестве топлива для ламп. Китов повыбили много, жир горел тускло и оставлял много копоти, а керосин и китам давал жить, и горел ярче, и коптил меньше. Перегонка нефти на керосин стала самым первым и самым примитивным способом переработки нефти. Метод сводился к процессу дистилляции, хорошо известному всем, кто когда-либо имел дело с самогонным аппаратом. Более легкие фракции с более низкой температурой кипения испарялись, а затем конденсировались.

Методом перегонки в XIX веке стали получать и бензин, но это топливо было еще далеко от совершенства. Собственно, и сфера применения для него была весьма ограничена — бензином заправляли примусы, а продавали его отнюдь не на специальных заправках, а в небольших емкостях чуть ли не в аптеках. Бензин, полученный с помощью дистилляции, обладает низким октановым числом, то есть самопроизвольно детонирует в цилиндре ДВС даже при небольшом сжатии. Когда наступил XX век, в небо поднялись первые самолеты и началось массовое производство автомобилей, стало ясно, что перерабатывать нефть по старинке уже нельзя. Необходимо было повышать как выработку топлива из нефти, так и качество этого топлива.

Новатор Карбон

Джесси А. Даббс был родом из Пенсильвании, бывшей, как мы помним, одним из первых мест на Земле, где нефть стали добывать промышленным способом. Его настолько увлекала нефтехимическая тематика, что даже сына своего он назвал Carbon (по-русски «углерод»). Когда сын вырос, он добавил себе еще одно имя Petroleum («нефть») и стал Карбоном Петролеумом Даббсом. В 1914 году Джесси и Карбон Даббсы основали собственную компанию. Через несколько лет она получит название Universal Oil Products, сокращенно UOP, — влияние этой фирмы на мировую экономику невозможно переоценить, ибо в каждом литре бензина промышленной выработки, где бы он ни был сегодня произведен, воплощены технологии UOP. Отец и сын Даббсы создали компанию, чтобы коммерциализировать патенты в области термокрекинга. Термокрекинг в чистом виде представляет собой процесс расщепления углеродной цепи крупных молекул на более короткие цепи путем разрыва связей «углерод-углерод» под действием высокой температуры и давления. Таким образом, если при обычной перегонке возможно было лишь отделить от массы нефтяного сырья более легкие фракции (например, бензиновые), то крекинг позволял эти легкие фракции создавать, дробя тяжелые углеводородные молекулы.

Нельзя сказать, что идея термокрекинга принадлежит исключительно Даббсам. Этой же тематикой занимались, например, и в Российской империи — свою установку для термокрекинга построил еще в конце XIX века знаменитый инженер и архитектор Владимир Шухов. Тем не менее именно американской компании было суждено стать одним из ведущих в мире разработчиков технологий нефтепереработки. Но и в UOP тоже есть русский след.

Генерал и академик

Выдающийся русский химик Владимир Николаевич Ипатьев (1867−1952) сделал блестящую научную карьеру в Российской империи, дослужился до генеральского звания, не пострадал и в революцию — влился в новую жизнь, стал советским академиком. Но к концу 1920-х атмосфера в стране поменялась, и, опасаясь ареста, Ипатьев в 1930 году не возвратился из зарубежной командировки домой. Судьба привела его в Чикаго, и здесь он поступил на работу в UOP. Русский специалист оказался ценным приобретением. Его идеи и разработки в области органического синтеза, то есть синтеза органических веществ с полезными свойствами, позволили американской компании вывести на рынок несколько прорывных технологий. В эту эпоху активно развивалась авиация, которой требовались компактные мощные двигатели. Но чтобы выжать максимум мощности из ДВС, надо было повышать степень сжатия топливной смеси в цилиндрах и наращивать температуру. С низкооктановым топливом такое было невозможно. На основе идей Ипатьева была создана технология под названием платформинг — она позволяла повысить октановое число бензина за счет преобразования формирующих топливо органических молекул (алканов) в ароматические углеводороды. Появление высокооктанового топлива означало большой шаг вперед в развитии авиации — и не в последнюю очередь военной, что было весьма актуально в преддверии Второй мировой войны. Владимир Ипатьев прожил в Америке более 20 лет, умер в 1952 году и был похоронен на русском кладбище в Чикаго, но его идеи получили дальнейшее развитие.

К удивлению ювелиров

«Когда в 1950-е годы мы предложили использовать для переработки нефти платину, — говорит Норм Гилсдорф, директор корпорации Honeywell (куда входит сейчас UOP) по быстроразвивающимся регионам, — на нас смотрели как на сумасшедших. До того времени платину использовали только в ювелирном ремесле. Но нам она показалась очень интересным материалом. Этот катализатор позволял превращать длинные углеродные цепочки в многоцепочечные и замкнутые молекулы. Нам удалось поднять октановое число топлива до 75».

История компании UOP показывает, что начиная с тех времен, когда человечество перестало довольствоваться прямой перегонкой нефти в керосин или бензин, переработка углеводородного сырья была и остается высокотехнологичной отраслью, постоянно требующей новых решений. Бензин с октановым числом 75 вовсе не был пределом мечтаний автомобильной промышленности. Новые двигатели требовали топлива, которое не детонировало бы при сильном сжатии. Промежуточным решением стал свинец. Дело в том, что октановое число топлива можно повысить не только трансформированием составляющих бензин молекул, но и с помощью антидетонационных присадок. Добавление в бензин свинца вроде бы решало проблему, однако свинец — металл с токсичными свойствами, и его каждодневные выбросы в атмосферу не сулили ничего хорошего. Кроме того, свинцовая присадка очень быстро выводила из строя каталитические нейтрализаторы, которые стали устанавливать на автомобилях для снижения уровня вредных выбросов. В конце концов, мир практически отказался от свинцовых добавок.

«Когда стал ясен вред свинца, рассказывает Норм Гилсдорф, — наши специалисты вновь организовали мозговой штурм. В результате мы вышли с новой, более совершенной технологией платформинга. Она позволила нам получать бензин с октановым числом 107−108 и лишь на основе органического синтеза. Разумеется, топливо с таким показателем автомобильным двигателям не требуется. Однако здесь мы имеем возможность получать ароматические углеводороды, которые являются прекурсорами для производства разного рода пластиков — этим направлением наша компания тоже активно занимается. Но уменьшить октановое число под стандарты моторного топлива не проблема. Бензин стал более экологичным и уже не представляет препятствия для применения каталитических нейтрализаторов».

  • Фото
  • Современное нефтеперерабатывающее производство воплощает в себе большое количество разнообразных технических решений и технологий, которые разрабатывались на протяжении последнего столетия.

Выжать все из гудрона

Нефть, как известно, не является продуктом со стандартными параметрами. За миллионы лет, пока она формировалась из остатков растений и планктона, с ней происходили разные метаморфозы. В одних случаях — в ловушке из непроницаемых горных пород — в смеси сохранилось большое количество легких фракций. В других случаях легкие фракции испарились или были по каким-то причинам утрачены. В зависимости от факторов формирования нефть может иметь разную плотность и подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую. Более плотные и тяжелые сорта нефти сложно добывать, но также сложно перерабатывать. Эта проблема особенно актуальна для России, где месторождения легкой нефти (в основном на юге страны) практически выработаны.

Таким образом, перед российской и мировой нефтеперерабатывающей промышленностью стоит проблема наиболее эффективного использования тяжелого сырья с максимальным выходом моторного топлива. Эта проблема обозначается английским выражением «bottom-of-the-barrel» (можно перевести как «дно бочонка» или «остаток барреля»), и для ее решения создаются новые технологии. UOP, которая реализует разного рода проекты в нашей стране, имеет в своем портфеле несколько решений, среди которых Uniflex — технология переработки так называемого вакуумного остатка, иначе называемого гудроном. У гудрона точка кипения выше 500°, поэтому при перегонке именно он остается после выкипания всех прочих фракций (бензиновой, керосиновой, дизельной и проч.). Гудрон, как известно, широко используется для производства строительных битумов, но при необходимости его также можно превращать в моторное топливо. Первоначально исходный материал подвергается нагреванию в присутствии водорода, затем водород удаляется, и сырье перемещается в реактор, где взаимодействует с катализатором.

  • Принципиальная схема технологии Uniflex
  • Принципиальная схема технологии UniflexНа схеме показаны технологические этапы процесса Uniflex, который позволяет перерабатывать гудрон — тяжелый остаток перегонки нефти — в целый набор легких фракций, пригодных для последующего изготовления моторного топлива и других материалов.

Катализатор — это и есть главное ноу-хау всего процесса. Применяются две группы катализаторов — металлические и цеолитные. Металлические — как правило, на основе платины — преобразуют молекулярные цепочки, меняя их размер и форму, цеолитные (на основе алюмосиликатов) расщепляют цепочки, превращая тяжелые фракции в легкие. Получившаяся в результате жидкость разделяется на фракции, которые подвергаются дальнейшей переработке. В настоящее время технология Uniflex лицензирована для шести промышленных площадок в мире. В 2016 году первая установка начнет работу на одном из НПЗ в Китае, еще одно производство через некоторое время заработает и в России.

nauka.chitaem.info

готово ли человечество отказаться от нефти

Тема скорого отказа от углеводородов и, в частности, нефти в последнее время все сильнее будоражит умы. Было бы прекрасно соскочить с “нефтяной иглы” и перенестись в светлое, экологически чистое будущее

В существующем столетии человечество вряд ли откажется от нефти полностью

В существующем столетии человечество вряд ли откажется от нефти полностью

SK (C) Businessweeknews

Тема скорого отказа от углеводородов и, в частности, нефти в последнее время все сильнее будоражит умы.

Было бы прекрасно соскочить с “нефтяной иглы” и перенестись в светлое, экологически чистое будущее, питаемое только возобновляемыми источниками энергии. Для этого есть предпосылки и даже конкретные шаги, но на деле не всё так просто.

Другие статьиНужно информировать народ о стабильности банков РоссииК сожалению, в ходе наших размышлений говорить о точных количественных показателях довольно сложно: в зависимости от степени ангажированности источника приводимые цифры отличаются на порядки. Попробуем разобраться исходя из имеющихся, поддающихся проверке показателей.

Зачем нужна нефть при современных технологиях

Наиболее громким голосом в пользу отказа от нефти можно считать мнение о том, что нефть скоро закончится. Об этом много говорят на протяжении примерно тридцати последних лет. Нефть кончится, и это станет откатом к каменному веку, если срочно не предпринять мер по сокращению ее потребления.

Однако есть и встречное предположение о том, что нефть вовсе не является невозобновляемым ресурсом. Косвенным доказательством этой теории можно считать практику работы с месторождениями, которые по всем расчетам давно должны были бы истощиться, однако по прежнему продолжают исправно давать черное золото.

В любом случае, вероятность того, что нефти станет слишком мало уже к концу 21 столетия, не высока.Несомненен негативный экологический аспект нефтяной эры. Однако не стоит забывать о том, что углеводороды - это не только энергетика и не только бензин или дизельное топливо.

Нефть и газ - это еще и полимеры, которые нас окружают. А полимеры - это не только пластик, но и синтетические ткани, машинные масла и многое другое, от чего мы не сможем отказаться совершенно точно.

Объем современной потребности в полимерах - 210 000 000 тонн (по данным департамента промышленной политики ЕЭК). Что будет, если мы попытаемся заменить это экологичными...

businessweeknews.com

Первое установленное использование нефти по регионам мира

Дата Регион мира Как использовалась Доказательство использования
6000—4000 лет до н. э. Берега Евфрата Нефть и её образования использовались в качестве вяжущего материала в строительстве. Именно их — асфальт и битум — применяли при строительстве стен Вавилона. Подтверждено раскопками, установившими существование нефтяных промыслов.
5000 лет до н. э. Индия Использовалась в качестве вяжущего материала в строительстве. В развалинах древнеиндийского города Мохенджо-Даро был обнаружен огромный бассейн, построенный 5 тысяч лет назад, дно и стены которого были покрыты слоем асфальта (продуктом окисления нефти).
Вавилон Вавилонский царь Навуходоносор II топил нефтью гигантскую печь, и в ней, согласно легенде, попытался сжечь трёх еврейских юношей, что ему не удалось. По свидетельству Геродота, нефть широко использовалась при создании стен и башен Вавилона. Он же описывает древний способ добычи нефти из «известного колодца», расположенного недалеко от Ардерикки — селения у Евфрата, где располагалось имение персидского царя Дария.
Древний Египет Использовалась для бальзамирования умерших (асфальт, добытый на Мертвом море) По свидетельству Геродота и Диодора Сицилийского.
Древняя Греция В качестве зажигательной смеси, топлива Упоминания об использовании нефти есть у Плутарха и Диоскорида. Использовалась как топливо морского маяка греческой колонии Танаиса (найдены амфоры с остатками нефти).

До середины XIX в. нефть добывалась в небольших количествах, в основном из неглубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность земли (рис. 1). Со второй половины XIX в. спрос на нефть стал возрастать в связи с широким использованием паровых машин и развитием промышленности, которая требовала больших количеств смазочных веществ и более мощных, чем сальные свечи, источников света. Внедрение в конце 60-х годов ХІХ века бурения нефтяных скважин (фото 1) считается началом зарождения нефтегазовой промышленности.

Первая в мире добыча нефти из буровой скважины состоялась в 1848 году на Биби-Эйбатском месторождении вблизи Баку.

Рис. 1. Добыча нефти в конце XIX века

 

Фото 1. Бурение нефтяной скважины.

На рубеже XIX–XX вв. были изобретены дизельный и бензиновый двигатели внутреннего сгорания. Внедрение их в практику привело к бурному развитию нефтедобывающей промышленности.

Поверхностные проявления горючих газов также были известны людям с древнейших времен. Выходя по трещинам из глубоких земных недр, газы нередко воспламенялись. Подобные природные газовые факелы назывались «вечными огнями». Они были широко распространены в Месопотамии, Иране, у подножий Кавказского хребта, в Северной Америке, Индии, Китае, на Малайских островах и т. д. и считались «священными». Люди поклонялись такому огню, как божеству, строили рядом храмы.

Люди уже давно подметили лечебные свойства нефти. Известный естествоиспытатель и врач Древней Греции Гиппократ (около 460 – 377 гг. до н. э.), названный «отцом медицины», описал много рецептов и лекарств, изготовляемых из смеси нефти с различными веществами. В Древнем Египте нефть использовали для бальзамирования. Ныне в фармацевтической и парфюмерной промышленности из производных переработки нефти и природного газа изготовляют нашатырный спирт, хлороформ, формалин, аспирин, уротропин, вазелин, душистые вещества и др.

Практическое использование горючего газа началось в первой половине XIX в. Сначала в Лондоне, а затем в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Петербурге, Львове, Варшаве, Москве, Одессе, Харькове и Киеве появились газовые горелки, освещавшие улицы и жилые дома. Это был искусственный газ, который получали при переработке каменного угля и горючих сланцев. Широкое применение в промышленных масштабах природный горючий газ получил лишь в 20–30-х годах ХХ столетия.

Сейчас нефть и природный газ являются основой мирового топливно-энергетического баланса. Продукты переработки нефти и горючих газов широко используются во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, на транспорте и в быту. Трудно перечислить все области применения нефти и природного газа, настолько их роль в жизни современного общества многогранна. У человечества с давних пор непреходящей ценностью считается золото. С ним сравниваются все материальные блага, имеющие особую значимость. Образно называют «белым золотом» хлопок, «черным золотом» – нефть, «голубым золотом» – природный горючий газ. Но сама жизнь показывает, что нефть и горючие газы в современном мире значат гораздо больше, чем золото самой высокой пробы.

Откуда же возникла нефть в недрах земли? Как она образовалась? К сожалению, и сегодня этот далеко не праздный вопрос еще не имеет однозначного ответа.

Вместе с тем от правильного ответа на этот вопрос зависит ответ и на другой исключительно важный вопрос: где образуются месторождения нефти и природного газа, в каких конкретных точках земной коры расположены их крупные скопления? С широким развитием работ по поиску нефтяных и газовых месторождений эти вопросы приобрели особую актуальность и практическую значимость. Основоположник российской нефтяной геологии академик И.М. Губкин в 1932 г. писал: «Только тогда, когда мы будем иметь правильное представление о тех процессах, в результате которых возникла нефть, мы будем знать, каким образом в земной коре образуются ее залежи,… и получим... надежные указания, в каких местах надо искать нефть и как надлежит наиболее целесообразно организовать ее разведку».

Губкин Иван Михайлович (1871–1939) – основоположник российской нефтяной геологии, академик. Основные труды посвящены геологии нефти. Его работы по изучению генезиса и условий формирования нефтяных месторождений Северного Кавказа послужили основой для развития там поисковых работ. В классическом труде «Учение о нефти» (1932) он изложил свои представления о происхождении нефти, условиях формирования нефтяных месторождений, в том числе разработал вопросы первичности и вторичности нефтяных залежей, миграции нефти и газа, классификации нефтяных залежей и закономерности их распределения.

В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по трубопроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения. Поэтому неудивительно, что в большинстве стран мира на нефть приходится более половины топливно-энергетического комплекса.

Экономика государств зависит от нефти больше, чем от любого другого продукта. Поэтому нефть с начала ее промышленной добычи и до настоящего времени является предметом острой конкурентной борьбы, причиной многих международных конфликтов и войн. Большая часть добываемой в мире нефти (80—90 %) перерабатывается в различные виды топлива и смазочных материалов; не менее важно использование нефти как сырья для органического синтеза. В последние годы наблюдается тенденция опережающих темпов потребления нефти на нужды органического синтеза по сравнению с темпами ее переработки.

В настоящее время около 8 % добываемой в мире нефти используется для химических целей, причем в основном это легкая часть нефти — бензин и газы нефтепереработки. Основную массу полимерных материалов, каучука, синтетических волокон, поверхностно-активных и моющих средств, удобрений, лекарственных препаратов и ядохимикатов производят на основе нефтяного сырья (схема 1).

Промышленная добыча и переработка природных и попутных газов моложе добычи и переработки нефти, но развивается в нашей стране более быстрыми темпами. В последнее время сжатые и сжиженные газы все шире используют как автомобильное топливо.

Природный газ, как и нефть, в первую очередь является энергетическим топливом, и лишь около 10 % его идет на нужды химической промышленности. Между тем это наиболее однородное и чистое природное органическое сырье, которое должно найти в будущем широкое использование в химической технологии.

В настоящее время в России действует государственный стандарт ГОСТ Р 51858-2002, в котором прописаны основные характеристики нефтей, добываемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с этим стандартом приняты 2 определения нефти:

Сырая нефть – жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битума и кокса.

Товарная нефть – нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке.

В США принято дополнительное определение:

Сланцевая нефть (англ. Shale oil, керогеновая нефть) — нетрадиционная нефть, получаемая из горючих сланцев в результате пиролиза, гидрирования или термического растворения, при которых твердые остатки органической материи из горной породы (сланцев, богатых керогеном) преобразуются в синтетические углеводороды (синтетическую нефть и газ). Получаемая нефть может использоваться непосредственно в качестве топлива, либо подвергаться переработке на НПЗ, в ходе которой удаляются примеси серы и азота, а к углеводородам добавляется водород. Продукты переработки сланцевой нефти могут использоваться в тех же целях, что и продукты, получаемые переработкой традиционной сырой нефти.

Термин Сланцевая нефть («shale oil») также часто используется, особенно в США, для обозначения традиционной легкой нефти (нефти низкопроницаемых коллекторов), добытой из сланцевых пластов или из прилегающих к ним других плотных (низкопроницаемых) коллекторов, без применения методов пиролиза и химического воздействия. Чтобы отличать её от керогеновой нефти нефтематеринских сланцев Международное энергетическое агентство рекомендует использовать термин «light tight oil» (LTO, легкая нефть низкопроницаемых коллекторов), а World Energy Council в отчете World Energy Resources 2013 и других использует термин «tight oil».

В начале 2010-х годов США активно наращивали добычу лёгкой нефти низкопроницаемых коллекторов из сланцевых формаций. В 2011 году её производство этими странами достигло 1 миллиона баррелей в день, в 2012 - 2 миллионов, в 2013 - 3 миллионов, а в начале 2014 превысило 3.5 миллиона баррелей в день, составив примерно 4,3% от мировой добычи всех типов нефти. Однако, данная нефть не относится к истинно керогеновой, так как при её добыче не применялись термические и химические методы преобразования керогена.

Схема 1. Применение нефти

Мировые запасы нефтиоцениваются следующими цифрами в миллиардах тонн.

Ø Газовый конденсат 1-1,5

Ø Обычные нефти 220-280

Ø Сверхтяжелые нефти 650-750

Запасы обычной нефти распределены так:

Ø На ближнем и среднем востоке примерно 60%. Среди стран этого региона первое в мире место занимает Саудовская Аравия, где сосредоточена ¼ мировых запасов нефти, огромными запасами нефти в этом регионе обладает Ирак, Иран, Кувейт и арабские страны, каждая из которых имеет 1/10 всех запасов.

Ø Южная и северная Америка примерно 15%. Наиболее крупные запасы в Венесуэле, Мексике, США, Канаде, Аргентине, Бразилии.

Ø Африка, примерно 8%. Ливия, Нигерия, Алжир.

Ø Россия, примерно 6%. Основными регионами является Урало-Волжский, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский.

Ø На остальные страны приходится примерно 11%. Месторождение северного моря, Британские и Норвежские владения, Китай, Индонезия, Малайзия, Австралия.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Будущее нефти - yerkramas.org

Нефть кардинально изменила нашу жизнь. Ещё в 1900 году на улицах Лондона насчитывалось порядка 300 000 лошадей (в Нью-Йорке – около 100 000), а городские власти с переменным успехом боролись с вонью от навоза. С появлением легендарного автомобиля Ford Model T в 1908 году началась нефтяная революция и уже к 1917 году в Нью-Йорке лошадей перестали использовать в транспорте.

История повторяется

Сто лет назад использование нефти рассматривалось как решение экологических проблем. Однако в наши дни о нефти говорят практически то же самое, что говорили о навозе в начале XX века, а именно о вреде для здоровья людей и окружающей среды.

Какова доля нефти в общем энергобалансе?

Максимальное потребление нефти (46%) пришлось на арабское нефтяное эмбарго 1973 года. По итогам 2014 года, доля нефти составила 31% (на уголь и газ пришлось 29% и 21% соответственно). При этом, доля всех возобновляемых источников (ветряная, солнечная и геотермальная энергия) достигла немногим более 1%. Поскольку использование нефтепродуктов в транспорте составляет порядка 93%, то динамика цена на нефть касается практически каждого.

Возможный перелом

Парижское соглашение 2015 года по климату предполагает 50% вероятность удержать рост среднемировой температуры ниже 2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем. При определённых условиях, рост ещё можно сдержать в пределах 1,5 °C, но для этого потребуется глобальная координация усилий.

Реализация соглашения может быть поставлена под вопрос из за победы на выборах в США Дональда Трампа, который уже пообещал из него выйти. Однако если ЕС, Индия и Китай по-прежнему будут следовать принципам сдерживания глобального потепления, то в дальнейшем неизбежны сдвиги в структуре потребления энергоносителей.

Следовательно, уже вскоре производители нефти могут столкнуться с неким повторением истории с Ford Model T. Причём, дело даже не в падении спроса на нефти, а в постепенном изменении инвестиционных стратегий, которые разворачиваются от поиска новых месторождений в сторону альтернатив «чёрному золоту». Уже сейчас акционеры в Европе и Штатах оказывают давление на нефтяные компании, чтобы последние выработали концепции управления бизнесом, если регулирование отрасли будет значительно ужесточено из-за борьбы с изменением климата.

Изменение парадигмы

Фактически, с момента как тронулся первый Ford Model T, нефтяная индустрия жила под страхом приближающегося пика производства, после прохождения которого поставки нефти бы начали неуклонно снижаться. Сейчас же на первый план выход пик потребления – поворотный момент, который ознаменует начало снижения спроса на нефть.

Конечно же, в транспорте нефтепродукты будут использоваться ещё долгое время. Однако загрязнение воздуха крупных городов заставляет власти всё активнее искать альтернативы бензину и дизельному топливу. Наконец, на рынке уже появляются 3D-принтеры, использующие ненефтяные полимеры, что уже в ближайшее десятилетние может в корне изменить значение пластика в бытовой пластмассе.

Неизвлекаемые запасы нефти

Если следовать логике Парижского соглашения по климату, то при следовании той самой 50% вероятности не допущения роста температуры выше чем на 2 °C, человечество сможет сжечь не более 35% известных запасов нефти. При более жёсткой цели на уровне 1,5 °C может быть использовано не более 10% запасов. Ряд исследований, в том числе компании Shell, показывают, что пик потребления нефти будет пройден уже в течение 5-15 лет.

Дешёвая нефть

Поскольку приходит всеобщее понимание того, что значительная часть нефти так и останется в земле, то ведущие энергетические компании начинают перестраивать свой бизнес и отказываются от дорогостоящих проектов в Арктике и, например, канадской сланцевой нефти. Ряд компаний проявляют интерес к бразильской глубоководной нефти, поскольку инвестиции могут окупиться до достижения пика потребления. На этом фоне растёт добыча в Пермском бассейне (Техас, США), где с начала года количество буровых установок выросло на 60%.

Потери нефтяных компаний

Если всё предполагаемые меры по борьбе с изменением климата будут реализованы, то в ближайшие 25 лет нефтяные компании могут не досчитаться $22 трлн доходов (по расчётам Barclays). Отчасти именно поэтому странам ОПЕК так сложно договориться о сокращении добычи, поскольку никто не хочет потерять долю рынка перед лицом возможного ужесточения регулирования.

Нефть и транспорт

Более половины нефтепродуктов в мире используется транспортом, причём 46% этого объёма сжигают легковые автомобили, и именно здесь зарождаются новые тенденции, грозящие перевернуть энергетический рынок. Во-первых, последнее десятилетие в США наблюдается падение уровня вождения. Сказалось и старение поколения «беби-бумеров», и наступление Facebook, и коллективные поездки (так называемый car sharing). Во-вторых, индустрия электромобилей продолжает активно развиваться.

В McKinsey уже подсчитали, что начало падения использования топлива в легковых автомобилях начнётся уже в течение ближайших десяти лет, а впоследствии электрокары начнут стремительно вытеснять традиционные машины ровно так, как в прошлом столетии Ford Model T отправил в прошлое повозки с лошадьми. По сути, выполнение парижских соглашений невозможно без электрификации значительной части транспорта. И вот здесь начинаются проблемы.

Батареи

Одна из главных проблем электромобилей – высокая стоимость батарей. Даже если нефть вернётся к $100 за баррель, стоимость аккумуляторов должна будет упасть в три раза для достижения конкурентоспособного уровня. Пока же, с 2008 года цена на батареи упали на 80%. Кроме того, необходимо повышение скорости зарядки, а также снижение зависимости производства и эксплуатации электрокаров от углеводородов.

Вызывает вопросы и то, смогут ли литий-ионные аккумуляторы стать локомотивом энергетической революции. Несмотря на грандиозный проект Gigafactory компании Tesla по производству батарей, целый ряд учёных указывают на невозможность технологического прорыва в рамках данной технологии. Тем временем, продолжаются исследования в области литий-серных аккумуляторов, которые значительно дешевле линий-ионных, но сильно отстают от последних по числу циклов перезарядки.

Электрокары наступают

Даже несмотря на падение темпов снижения стоимости аккумуляторов, в прошлом году всемирные продажи электромобилей выросли на 70% до 550 000, а всего на дорогах их уже боле 1 млн. Более того, некоторые страны всячески поддерживают рост этого рынка.

Например, в Норвегии владельцам электрокаров предлагает более низкие налоги, бесплатное пользование платными дорогами и даже допуск на выделенные полосы для общественного транспорта. В результате, продажи новых электрокаров составляют почти четвёртую часть норвежского рынка легковых автомобилей.

Китай и Индия идут своим путём

Ранее предполагалось, что развивающиеся страны пойдут путём развитых и мы увидим всплеск спроса на нефтепродукты. Например, в Индии сейчас на 1000 жителей приходится лишь 20 автомобилей, примерно такая же картина была в США перед началом Первой мировой войны. Однако воздух в крупных городах страны уже загрязнён, что вынуждает власти искать иной путь развития.

В результате правительство взяло курс на активную поддержку газа в качестве топлива для транспорта. В Нью-Дели изменения уже видны – весь общественный транспорт был переведён на использование газа. Учитывая активную поддержку использования биотоплива, рост спроса на нефтепродукты в Индии может оказаться значительно ниже, чем сейчас ожидает индустрия.

Похожим образом развивается транспорт и в Китае, где также власти активно поддерживают газификацию. Отдельным трендом выступает активное использование электрических велосипедов, их в стране уже порядка 200 млн, что вдвое превышает число автомобилей.

Будущее нефти

Поворот Индии и Китая в сторону использования газа в транспорте уже вскоре может привести к дальнейшему сокращению объёма нефти во всемирном энергобалансе. Если в ближайшие годы предложение нефти будет по-прежнему превышать спрос, а Дональд Трамп сдержит свои обещания и проведён упраздняющие регулирование реформы, то цены на нефть будут оставаться низкими.

Следовательно, низкие цены на традиционные энергоносители приведут к необходимости ещё более значительного снижения цен на аккумуляторы. Вместе с тем, за последние двадцать лет мы уже стали свидетелями того, насколько быстро и кардинально может менять общественная жизнь. Новая революция в транспорте невозможна лишь изобретением супер эффективной батареи.

Поворотным моментом для всей индустрии станут новые транспортные средства, которым по сути и был Ford Model T. Если в ближайшее десятилетие электротранспорт с автопилотом прочно войдёт в нашу жизнь, то вкупе с господдержкой электрокаров по примеру норвежской модели это и может сотворить ту самую революцию. Однако классические автомобили ещё долгое время будут ездить по дорогам, ведь и сейчас полиция использует лошадей, которых где-то до сих пор запрягают в повозки.

http://ignat.news/

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org

100 лет нефти, будущее нефти

100 лет нефти

1908 год. Открыты первые нефтяные месторождения в Иране. Для их эксплуатации создана Англо-Персидская Нефтяная Компания\Anglo Persian Oil, позднее ставшая компанией British Petroleum.

1914- 1918 годы. Первая Мировая война. Впервые война велась, в том числе, и для получения контроля над месторождениями нефти.

1918 год. Впервые в мире Советская Россия национализировала нефтяные компании.

1924 год. Первый "нефтяной" скандал в большой политике. Президент США Уоррен Гардинг\Warren Harding доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту Фоллу\Albert Fall. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище "Типот Дом"\Teapot Dome - поэтому скандал и получил это название. От Фолла зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, сумели подкупить чиновника. Проверка показала, что Фолл не только получал взятки, но и закупал нефтепродукты худшего качества по более высоким ценам. В отношении президента Хардинга проводилось расследование, но Гардинг умер до его окончания. Его подлинная роль в нефтяном скандале осталась неясной. Фолл был заключен в тюрьму. Нефтяные бароны, которые давали ему взятки, были оправданы судом. Скандал не повлиял на нефтяные цены.

1932-1935 годы. Первая "нефтяная" война. Ранее некоторые вооруженные конфликты также велись за месторождения нефти, однако лишь в данном случае нефть была главным и единственным поводом для начала военных действий. Война разгорелась между Боливией и Парагваем. Объектом спора был район Чако-Бореаль, в котором, как считалось, имеются значительные месторождения нефти. Любопытно, что главными спонсорами враждующих армий стали нефтяные компании: Боливия получила специальный кредит от компании Standard Oil, а Парагвай - финансовую поддержку от Royal Dutch Shell.  В ходе войны погибли от 80 тыс. до 100 тыс. человек, спорная территория досталась Парагваю. По иронии судьбы, разведочное бурение в районе Чако-Бореаль показало, что нефти там нет.

1932 год. Месторождения нефти открыты в Бахрейне.

1938 год. Месторождения нефти открыты в Кувейте и Саудовской Аравии.

1939-1945 год. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье, на Ближнем Востоке и в современной Индонезии был важнейшей частью стратегии противоборствовавших сторон.

Нацистская Германия и Италия полностью зависели от поставок нефти из Румынии. Одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление нацистов на Сталинград. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти. После того, как Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и поставки нефти в Германию прекратились, германская армия оказалась практически без топлива. Наступление германских войск в Арденнах против армий западных союзников было предпринято с целью захватить склады горючего, которыми пользовались англо-американо-французские войска. Наступление было успешным, но союзники успели уничтожить запасы горючего.

Впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские химики смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля. Впоследствии эта технология долгое время не применялась - ее вновь начали использовать в США в конце 1990-х годов.

Япония получала 88% нефти от канадских, голландских (тогда контролировали территорию современной Индонезии) и американских компаний. Япония напала на США, в том числе и потому, что незадолго до этого США ввели эмбарго на поставку нефти в Японию. Это эмбарго поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Япония рассчитывала, что ее нефтяных запасов хватит на 2-3 года войны. Япония захватила Индонезию (тогда колония Нидерландов), чтобы получить доступ к месторождениям нефти.

1956 год. Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет поставки нефти на мировой рынок на 4 месяца резко сократились (на 1 млн. баррелей в день). Цены на нефть за короткое время выросли вдвое. Месторождения нефти открыты в Алжире и Нигерии.

1959 год. Первая попытка создать международную организацию поставщиков нефти. В Каире (Египет) прошел Арабский Нефтяной Конгресс, участники которого заключили джентльменское соглашение о совместной нефтяной политике, которая должна была увеличить влияние арабских государств в мире.

1960 год. В Багдаде (Ирак) образована Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК)\OPEC. Ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Ныне в состав ОПЕК входят 13 стран.

1967 год. Шестидневная Война между Израилем и коалицией арабских государств. Поставки нефти на мировой рынок за 2 месяца уменьшились на 2 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть выросли примерно на 20%.

1968 год. Открыты крупные нефтяные месторождения на Аляске.

1969 год. Первая крупная экологическая катастрофа, причиной которой стал разлив нефти. Причиной стала авария на нефтедобывающей платформе неподалеку от побережья Калифорнии.

Месторождения нефти открыты в Северном море, их промышленная разработка начата в 1975 году.

1973 год. Первое нефтяное эмбарго. В канун еврейского праздника (точнее, Дня Скорби) Йом Кипур войска Сирии и Египта, поддержанные СССР, атаковали Израиль. Израиль обратился за помощью к США, которые ответили на эту просьбу согласием. В ответ арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль - США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве). Поставки нефти были сокращены на 2.6 млн. баррелей в день, дефицит нефти сохранялся более 6-ти месяцев.

В результате, мировые цены не нефть выросли с $2.90 до $11.65. В США автомобильный бензин подорожал в 4 раза. США ввели жесткие меры, направленные на экономию нефти. В частности, все АЗС не работали в воскресенье, одна заправка машины ограничивалась 10 галлонами (около 40 литров). США начали строить нефтепровод с Аляски. Европейские государства и США начали масштабные научные изыскания, призванные найти альтернативные источники энергии.

В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. В свою очередь, СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Кризис показал, что нефть стала так же важна для мировой экономики, как и доллар.

1975 год. Конгресс США\US Congress принял решение создать стратегический нефтяной запас  для того, чтобы снизить зависимость экономики от экспортной нефти в будущем. Кроме того, в США и многих иных странах были впервые введены жесткие правила экономии энергии - например, автомобилестроители были обязаны изготавливать экономичные автомобили.

1979 год. Череда политических событий привела к резкому повышению цен на нефть - Исламская революция в Иране, после чего в Тегеране были взяты в заложники американские дипломаты. Иранская революция стала причиной сокращения поставок нефти на 3.5 млн. баррелей в день, кризис продолжался полгода.

1980 год. Ирак атаковал Иран, пытаясь получить контроль над богатыми нефтью провинциями. Это привело к сокращению поставок на 3.3 млн. баррелей ежедневно в течение трех месяцев. За два года цены на нефть выросли с $13.00 до $34.00 за баррель.

1981 год. ОПЕК сократила производство нефти примерно на четверть, по сравнению с 1978 годом. Цены на нефть удвоились. В следующем году страны ОПЕК впервые установили квоты на добычу нефти. К 1985 году производство нефти еще более уменьшилось: если в 1980 году Саудовская Аравия добывала 9.9 млн. баррелей в день, то в 1985 году - 3.4 млн. Однако появление экономичных моделей автомобилей позволило заметно смягчить этот кризис.

1986 - 1987 годы. "Танкерная война" между Ираком и Ираном - нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. США создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США\US Navy в зоне Персидского залива.

1990 год. Ирак захватил Кувейт. ООН ввела санкции против Ирака. Мировой рынок лишился 4.3 млн. баррелей нефти в день, что составляло примерно 13% рынка. Цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца октября мировые цены на нефть поднялись с $16.5 за баррель до $33. В начале 1991 года войска коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Отступая, иракцы подожгли кувейтские нефтяные скважины. После того, как скважины были потушены, мировые цены на нефть резко упали.

1991 год. Распад СССР, после которого поставки советской нефти за рубеж резко уменьшились.

1993 год. Впервые в истории США импортировали больше нефти, чем добыли.

1995 год. Габон вышел из состава ОПЕК.

1998 год. Крупномасштабный экономический кризис в Азии. Мировые цены на нефть резко снизились. Причиной этого стала необычно теплая зима в Европе и Северной Америке, увеличение производства нефти в Ираке, потребление нефти странами Азии и ряд других факторов. Если в 1996 году средняя цена барреля нефти составляла $20.29, в 1997 году - $18.68, то в 1998 году она упала до $11. Падение цен на нефть привело к крупнейшему финансовому кризису в России. Чтобы остановить падение цен, страны ОПЕК уменьшили производство нефти.

Подписан 50-летний мораторий на разработку месторождений нефти в районе Антарктиды.

2001 год. Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Цены на нефть заметно снизились. Чуть позже лидеры "Аль Каеды" призвали своих сторонников атаковать нефтяные объекты. Первые теракты такого рода были совершены в 2002 году.

2002 год. Начались массовые продажи автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива.

2003 год. США начали войну в Ираке, что привело к сокращению поставок иракской нефти на 1 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть значительно выросли (главные причины - война в Ираке, забастовка в Венесуэле, разрушительный ураган в Мексиканском заливе).

2006 год. Волнения в Нигерии привели к сокращению поставок на 0.4 млн. баррелей в день. Для сравнения, в 2005 году страны ОПЕК производили 29.9 млн. баррелей нефти в день, иные нефтепроизводящие страны - 50.1 млн. баррелей. О своем желании вступить в ОПЕК заявили Ангола, Эквадор и Судан.

2007 год. Мировые цены на нефть превысили рекордный уровень 1973 года (с учетом инфляции). Главными причинами считается нестабильность в Ираке, иранский ядерный кризис, а также рост потребления нефти. В ОПЕК вступили Эквадор и Ангола.

2008 год. Из состава ОПЕК вышла Индонезия. Причиной этого шага были не политические, а экономические резоны. Несмотря на значительные запасы "черного золота", Индонезия давно перестала быть экспортером нефти, переместившись в разряд импортеров. О своем намерении вступить в ОПЕК заявили Боливия, Судан и Сирия.

Мировые цены на нефть побили все рекорды, достигнув уровня $143 за баррель. Супердорогая нефть негативно влияет на экономики большинства стран мира. 09 Июля 2008 Washington ProFile

Будущее нефти

Большинство исследователей ныне сходятся в том, что объемы мирового производства нефти уже в скором времени достигнут своего максимума, после чего начнут снижаться. Это грозит мировой экономике, базирующейся на углеводородном топливе, серьезными потрясениями. Подобные тревожные прогнозы обнародовались неоднократно.

Последний доклад такого рода был опубликован Международным Энергетическим Агентством\International Energy Agency, которое считается одним из наиболее серьезных и уважаемых структур, занимающихся сбором и анализом информации. Агентство проанализировало ситуацию с нефтяными месторождениями и сделало тревожный вывод: мировые запасы нефти истощаются - скважины скоро начнут показывать дно. 

Однако проблема заключается в том, что реальные данные такого рода не известны никому. Основные игроки на нефтяном рынке не стремятся обнародовать точную информацию. Логика здесь достаточно простая. Так, например, сообщение о том, что нефтяные поля какой-либо страны истощаются, неизбежно приводит к панике и росту цен на нефть. В свою очередь, сообщение нефтяной компании о том, что на принадлежащих ей участках обнаружены значительные запасы "черного золота", приводит к росту курсов ее акций.

Ричард Пайк\Richard Pike, президент Королевского Химического Общества\Royal Society of Chemistry, в 2007 году опубликовал статью в журнале Petroleum Review, где заявил, что нефтяные компании занижают объемы нефти, содержащейся в их месторождениях, по меньшей мере, на 50%. По его мнению, это связано как с недостатками математических моделей подсчета количества нефти, так и с интересами бизнеса, а иногда политики.

Поэтому точный анализ мировой обстановки на сегодняшний день невозможен. Ирак недавно объявил, что в его недрах находится до 350 млрд. баррелей нефти - это в три раза больше, чем в ныне разрабатываемых месторождениях. Цифра в 350 млрд. поистине колоссальна - если она соответствует действительности, то у Ирака больше нефти, чем у Саудовской Аравии. Однако, насколько эта цифра соответствует действительности, установить невозможно: на всей территории Ирака было пробурено около 2 тыс. разведывательных скважин - для сравнения, в Техасе - более 1 млн.

Показательная эпопея анализов ситуации с нефтяными полями Гхавар, расположенными в Саудовской Аравии. Это крупнейшее в мире нефтяное месторождение, в котором содержится около 7% мировой нефти. Гхавар разрабатывается с 1951 года. Далее начинается набор загадок. Известно, что с 2005 года в Саудовской Аравии производство нефти сокращается, в то же время, за период с 2004 по 2007 год количество используемых скважин утроилось. Некоторые аналитики утверждают, что саудиты используют больше скважин, чтобы компенсировать снижение объемов производства в Гхаваре. Другие доказывают, что это мудрый маркетинговый ход: с ростом цен на нефть саудиты консервируют наиболее производительные скважины в Гхаваре и разрабатывают меньшие и, следовательно, более дорогие месторождения.

Чтобы увеличить добычу нефти, саудиты подкачивают воду в скважины. Некоторые эксперты утверждают, что в северной части Гхавара доля воды увеличилась с 20% в 1940-е годы до 50% ныне. Следовательно, месторождение истощается. Консалтинговая фирма Sanford Bernstein проанализировала спутниковые  изображения Гхавара, чтобы найти провалы почвы - признак того, что месторождение истощено и в скважину залита вода. Провалов обнаружено не было, напротив, в некоторых районах было отмечено некоторое "вздутие". Этот анализ также был подвергнут критике и назван "ненаучным".

Год назад консалтинговая фирма Cambridge Energy Research Associates опубликовала доклад, согласно которому мировые запасы нефти намного больше, чем предполагают пессимисты. По оценкам ОПЕК, запасов нефти, имеющихся у государств-членов этой организации, хватит на 80 лет, запасы иных нефтепроизводящих государств иссякнут через 30 лет. Cambridge Energy Research Associates утверждает, что реальные запасы нефти, как минимум, на 3.74 трлн. баррелей больше. При нынешнем уровне потребления этого количества нефти хватит на 122 года.

Эксперты Cambridge Energy Research Associates отмечают, что, как минимум, в пятый раз человечество пребывает в убеждении, что нефтяные скважины иссякают. История показывает, что многие ультрапессимистические, впрочем, как и ультраоптимистические прогнозы экспертов в большинстве случаев не сбывались. В 1875 году на свет появился первый подобный прогноз относительно мировых запасов нефти. Его сделал Джон Ньюберри\John Newberry, главный геолог штата Огайо, который заявил, что мировые запасы нефти подходят к концу. В 1880-е годы топ-менеджер крупнейшей на тот момент нефтяной компании мира Standard Oil продал принадлежавшие ему акции компании, поскольку пришел к выводу, что нефть заканчивается.

Пессимисты получили новые аргументы во время Второй Мировой войны, когда многие боевые операции проводились с целью получения контроля за месторождениями черного золота. Тогда многие скважины были уничтожены или приведены в негодность, во многих, в том числе и в нефтедобывающих, государствах мира наблюдался хронический дефицит топлива. В результате, появилось достаточно много публикаций, авторы которых доказывали, что мировые запасы нефти - на грани истощения, поскольку, буквально, всю нефть используют прожорливые армии и флоты.

В 1973 году аналитик Госдепартамента США\State Department Джеймс Акинс\James Akins опубликовал книгу "Нефтяной Кризис: Время Работает Против Нас"\The Oil Crisis: The Time is Wolf is Here, в которой также делал весьма пессимистичный прогноз о количестве нефтяных запасов в мире. Подобные мысли буквально носились в воздухе после введения арабскими государствами-экспортерами нефти эмбарго на поставку "черного золота" США и иным странам Запада, поддержавшим Израиль.

В 1975 году исследовательский центр The Club of Rome выступил с заявлением, что человечество достигнет пика добычи в 2003 году. В 1979 году президент США Джимми Картер\Jimmy Carter, основываясь на прогнозах ЦРУ\CIA, заявил, что нефтяные скважины во всем мире "показали дно". Колин Кэмпбелл\Colin J. Campbell, автор книги "Надвигающийся Нефтяной Кризис"\The Coming Oil Crisis, вышедшей в 2003 году, доказывает, что пик периода открытия новых нефтяных полей был достигнут в 1960-е годы. С тех пор человечество использует больше нефти, чем вновь открывает. Этот и ряд других подобных факторов, по мнению Кэмпбелла, доказывают, что мир медленно, но верно движется к колоссальному нефтяному кризису.

В том же 2003 году в Великобритании был опубликован доклад, авторами которого были руководители крупнейших энергетических компаний, таких как British Gas, BP и Royal Dutch Shell. Выводы доклада были следующими: нефть в мире закончится в 2030-е годы, природный газ - примерно в 2055 году, а уголь - к концу 21 столетия.

По данным исследования, проведенного компанией British Petroleum в 2004 году, нефтяные запасы Канады, Вьетнама, Великобритании, Норвегии и США могут иссякнуть уже через несколько лет, России - через десять, Казахстана - через четверть века и т.д. По данным Американского Института Нефти\American Petroleum Institute (прогноз был опубликован в 2005 году), 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в течение ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет.

Однако прогнозы достаточно часто оказывались далеки от реальности. По данным профессора Майкла Аделмана\Mikle Adelman, сотрудника Массачусетского Технологического Института\Massachusetts Institute of Technology, в 1970-м году разведанные нефтяные резервы стран Организации Государств Экспортеров Нефти (ОПЕК) оценивались в 412 млрд. баррелей. К 2003 году они добыли 307 млрд. баррелей, а их разведанные резервы оцениваются в 819 млрд. Тогда же государствам - не членам ОПЕК принадлежало около 200 млрд. баррелей нефти. Однако в последующие 33 года они произвели 460 млрд., а их резервы ныне оцениваются в 209 млрд. Аделман считает, что ошибки в прогнозах объясняются недостатком имеющихся знаний и разработкой новых технологий, позволяющих добывать нефть из ранее недоступных глубин.

Центр Стратегических и Международных Исследований\Center for Strategic and International Studies опубликовал доклад, где делается следующий вывод: "запасы нефти и газа в мире не подходят к концу, они просто становятся менее доступными". Причем, "имеющиеся высокие цены на нефть являются справедливыми, и человечество рано или поздно адаптируется к ним". При этом "будущее настолько неопределенно, что его практически невозможно планировать". 09 Июля 2008 Washington ProFile

Circle.Am: Rating and Statistics for Armenian Web Resources

kornelij.livejournal.com

Энергетическая революция: каково будущее нефтяной экономики

Что бы ни говорили об альтернативных источниках энергии, спрос на российские нефть и газ сохранится (по мировым меркам они весьма дешевы в производстве). Но они могут перестать быть источниками сверхдоходов и стать аналогом других производственных отраслей, считает Сергей Вакуленко, руководитель Департамента стратегического планирования ОАО «Газпром нефть»

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта РБК и 2035.media

Если говорить о будущем России через 20 лет, не говорить об энергетике невозможно. Нефть и газ – это около 80% российского экспорта, около половины доходов бюджета и около четверти ВНП. А ведь к этому еще стоит прибавить, например, производство азотных удобрений и другие энергоемкие производства, экспортирующие фактически, те же нефть и газ, просто в немного переработанной форме с относительно малой добавленной стоимостью.

В последние годы много говорится о революции в энергетике, которая способна резко подорвать и позиции российского энергоэкспорта в мире, и доходы страны. Как в таких случаях бывает, наряду с истинной информацией и разумными интерпретациями в новостное и аналитическиое поле попадает множество мифов.

На энергетическом рынке сейчас наблюдается несколько трендов, ключевых же четыре:

  • рост добычи углеводородов из низкопроницаемых пород
  • появление большого количества СПГ на мировом рынке
  • быстрое развитие ветровой и солнечной энергетики, озабоченность изменением климата
  • электрификация транспорта

Это далеко не первый подобный эпизод в истории мирового энергорынка. В 1970-1980 годы технология морской добычи создала двух крупных конкурентов ближневосточной нефти – Мексиканский залив и Северное море. Тогда же в электроэнергетике мазут для топки заменяли природным газом, произошла модернизация автотранспорта, резко снизившая средний расход топлива, в отдельную отрасль формировались энергосберегающие технологии в производстве и строительстве. С одной стороны, эти процессы были ответом на резкий скачок цен на нефть в начале 1970-х, который был вызван сначала утверждением многими нефтедобывающими странами суверенитета над своими ресурсами и обретением рыночной мощи (это позволило диктовать цену), а потом и с политической нестабильностью во многих нефтедобывающих странах и войнами. При этом революция в энергетике оказалась плодом технического прогресса на многих  других фронтах. В результате обвал цен произошел в 1986-м году, когда нефтяной отрасли вне Персидского залива предрекали безрадостные перспективы на многие десятилетия. История показала, что жизнь богаче – действительно, сверхдоходы ушли из отрасли, впрочем, чтобы 15 лет спустя вернуться. Но с тех пор спрос вырос в полтора раза, а нефтяные компании ушли с верхних строчек рейтинга Forbes лишь в последние 5 лет, уступив их интернет-гигантам.

Общая закономерность в потреблении энергии такова – начиная с 19-го века, каждый год человечество использует больше топлива каждого вида чем в год до этого. Уголь мог терять свою роль в пользу нефти, а нефть в пользу газа, но только в процентном отношении, прирост спроса нивелировал всю межтопливную конкуренцию.

Технологии сланцевой добычи начали развиваться примерно за 20 лет до того, как стать мейнстримом. Трехзначные цены на нефть обеспечили высокий спрос на услуги нефтесервисных компаний, а также быстрый рост парка буровых и флотов гидроразрыва в США. И теперь, благодаря этому парку, американские компании разрабатывают огромные запасы нефти, которые были давно известны, но не считались коммерчески выгодными.  В результате США резко восстанавливают свою долю на рынке нефти, развернув многолетний тренд на спад добычи. Насколько далеко может пойти рост сланцевой добычи в США – вопрос пока открытый. Большинство аналитиков сходятся, что возможно прибавить еще 2-3 миллиона баррелей в день, но потом этот уровень станет удерживать довольно трудно – сланцевые скважины быстро истощаются, соответственно, все больше заново бурящихся скважин будет идти на поддержание, а не на прирост уровня добычи. При этом, глобальный спрос сейчас вплотную подошел к отметке 100 миллионов баррелей в день и только за последний год вырос на 1,63 мбд с предполагаемым примерно таким же ростом в 2018-м году.

Парадоксально, но в этом отношении история развития американской и российской нефтяной отрасли очень похожи – в нашей стране добыча падала с 1988 по 2001 год, сократившись почти вдвое. Прогнозы тех лет предполагали, что этот спад будет уже не обратить. Однако сегодня Россия добывает столько же, сколько на пике 30-летней давности. Впечатляющий рост добычи последних 7-8 лет связан с масштабным внедрением скважин с длинными горизонтальными стволами (до 1500 метров) и многостадийным гидроразрывом (до 25 стадий). Это американский уровень примерно 5-летней давности. Эти технологии позволили ввести в разработку те участки и горизонты месторождений в Западной Сибири, которые нельзя было рентабельно разрабатывать старыми способами. Отмечу, что Россия практически не добывает из сланцевых залежей, потому что есть достаточно запасов в промежуточных категориях, и уходить на сланец, пока не выработаны более простые в разработке запасы, нет смысла. Россия сейчас обладает вторым после США парком тяжелых буровых станков и флотом установок гидроразрыва.

Вторым аспектом энергетической революции оказалось бурное развитие рынка СПГ. Долгое время рынка как такового не было – существовали жесткие связки между добывающим проектом, заводом СПГ и терминалом, на котором предполагалось принимать этот газ. Фактически, это был аналог трубы, только контрактный. И завод СПГ, и терминал, и танкеры были слишком дорогими объектами инфраструктуры, чтобы строить их спекулятивно, в расчете на спотовые продажи и покупки – инвесторам нужны были гарантии окупаемости. Со временем появилось достаточно мощностей в цепочке стоимости СПГ, чтобы эти опасения стали снижаться. Ключевым событием станет появление на рынке большого количества СПГ из США в 2019-2022 годах. На мировой рынок может выйти до 100 млрд кубометров газа, (график в млрд. кубических футов в день, коэффициент перевода в млрд м3 в год – 10.33), что сопоставимо с объемами российского экспорта в Европу.

Ситуация с этим газом такова, что крупные мировые газовые компании фактически оплатили строительство заводов, подписав контракты на обязательную оплату использования мощностей. Таким образом, реальная цена сжижения газа для них теперь составляет 0.5-1 доллара за mmBTU или 17-35 долларов за тысячу кубических метров, а еще два доллара (70 за тысячу кубометров) – это постоянные издержки, которые невозможно не понести, sunk cost на языке экономистов. В 2016 Европа импортировала 50 млрд кубометров СПГ в переводе на трубопроводный газ, а импортных мощностей есть на 160 млрд. Правда, эти мощности распределены неравномерно и сконцентрированы в основном на крайнем западе континента – трубопроводов оттуда в Германию и Центральную Европу, по которым этот газ можно было бы доставить, просто нет. И даже с учетом практически бесплатного сжижения, американский СПГ оказывается дороже, чем российский газ. Естественным рынком для американского СПГ оказывается Азия с ее растущим спросом и более высокими ценами.

Появление СПГ на рынке меняет существовавшую долгое время концепцию рынка газа как безальтернативной системы, когда решение о закупке у того или иного поставщика создавало отношения сильной взаимной зависимости и риска. СПГ не может конкурировать в Европе по цене с российским газом, но создает ему всегда доступную альтернативу. Это резко сокращает возможности России диктовать цену на газ. Но с другой стороны, это дает и сильный переговорный рычаг – всегда можно сказать, что рынок конкурентен, а Россия – отнюдь не монопольный поставщик и не определяет цену монопольно. В нынешних напряженных политических обстоятельствах это дает потенциальным покупателям определенный комфорт — решение о покупке газа становится экономическим, а не из сферы политики и безопасности.

Впрочем, сейчас основное внимание приковано не к нефти и газу, а к возобновляемой энергетике. На первый взгляд, прогресс в этой отрасли способен резко снизить, если не свести к нулю, спрос на газ и уголь в энергетической сфере, а с переходом транспорта на электричество — и на нефть.

С продолжением интервью вы можете познакомиться здесь

Сергей Вакуленко

Окончил Московский физико-технический институт, где получил степень магистра прикладной математики. Магистра права и дипломатии Флетчерской школы права и дипломатии (совместная программа университетов Тафтс и Гарвард).  

С 1998 по 2007 г. работал в компании Shell в должности экономиста, менеджера по развитию бизнеса, директора по продажам нефти, представителя акционера в СП и директора по планированию глобального подразделения по разведке и добыче на проектах в России, Казахстане, Бразилии, Японии, в штаб-квартирах в Лондоне и Гааге.

С 2008 по 2011 г. – руководитель консалтинговой практики компании IHS CERA в России.

С 2011 г. – руководитель Департамента стратегического планирования ОАО «Газпром нефть».

Рекомендуем

2035.media

Первое установленное использование нефти по регионам мира

Дата Регион мира Как использовалась Доказательство использования
6000—4000 лет до н. э. Берега Евфрата Нефть и её образования использовались в качестве вяжущего материала в строительстве. Именно их — асфальт и битум — применяли при строительстве стен Вавилона. Подтверждено раскопками, установившими существование нефтяных промыслов.
5000 лет до н. э. Индия Использовалась в качестве вяжущего материала в строительстве. В развалинах древнеиндийского города Мохенджо-Даро был обнаружен огромный бассейн, построенный 5 тысяч лет назад, дно и стены которого были покрыты слоем асфальта (продуктом окисления нефти).
Вавилон Вавилонский царь Навуходоносор II топил нефтью гигантскую печь, и в ней, согласно легенде, попытался сжечь трёх еврейских юношей, что ему не удалось. По свидетельству Геродота, нефть широко использовалась при создании стен и башен Вавилона. Он же описывает древний способ добычи нефти из «известного колодца», расположенного недалеко от Ардерикки — селения у Евфрата, где располагалось имение персидского царя Дария.
Древний Египет Использовалась для бальзамирования умерших (асфальт, добытый на Мертвом море) По свидетельству Геродота и Диодора Сицилийского.
Древняя Греция В качестве зажигательной смеси, топлива Упоминания об использовании нефти есть у Плутарха и Диоскорида. Использовалась как топливо морского маяка греческой колонии Танаиса (найдены амфоры с остатками нефти).

До середины XIX в. нефть добывалась в небольших количествах, в основном из неглубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность земли (рис. 1). Со второй половины XIX в. спрос на нефть стал возрастать в связи с широким использованием паровых машин и развитием промышленности, которая требовала больших количеств смазочных веществ и более мощных, чем сальные свечи, источников света. Внедрение в конце 60-х годов ХІХ века бурения нефтяных скважин (фото 1) считается началом зарождения нефтегазовой промышленности.

Первая в мире добыча нефти из буровой скважины состоялась в 1848 году на Биби-Эйбатском месторождении вблизи Баку.

Рис. 1. Добыча нефти в конце XIX века

 

Фото 1. Бурение нефтяной скважины.

На рубеже XIX–XX вв. были изобретены дизельный и бензиновый двигатели внутреннего сгорания. Внедрение их в практику привело к бурному развитию нефтедобывающей промышленности.

Поверхностные проявления горючих газов также были известны людям с древнейших времен. Выходя по трещинам из глубоких земных недр, газы нередко воспламенялись. Подобные природные газовые факелы назывались «вечными огнями». Они были широко распространены в Месопотамии, Иране, у подножий Кавказского хребта, в Северной Америке, Индии, Китае, на Малайских островах и т. д. и считались «священными». Люди поклонялись такому огню, как божеству, строили рядом храмы.

Люди уже давно подметили лечебные свойства нефти. Известный естествоиспытатель и врач Древней Греции Гиппократ (около 460 – 377 гг. до н. э.), названный «отцом медицины», описал много рецептов и лекарств, изготовляемых из смеси нефти с различными веществами. В Древнем Египте нефть использовали для бальзамирования. Ныне в фармацевтической и парфюмерной промышленности из производных переработки нефти и природного газа изготовляют нашатырный спирт, хлороформ, формалин, аспирин, уротропин, вазелин, душистые вещества и др.

Практическое использование горючего газа началось в первой половине XIX в. Сначала в Лондоне, а затем в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Петербурге, Львове, Варшаве, Москве, Одессе, Харькове и Киеве появились газовые горелки, освещавшие улицы и жилые дома. Это был искусственный газ, который получали при переработке каменного угля и горючих сланцев. Широкое применение в промышленных масштабах природный горючий газ получил лишь в 20–30-х годах ХХ столетия.

Сейчас нефть и природный газ являются основой мирового топливно-энергетического баланса. Продукты переработки нефти и горючих газов широко используются во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, на транспорте и в быту. Трудно перечислить все области применения нефти и природного газа, настолько их роль в жизни современного общества многогранна. У человечества с давних пор непреходящей ценностью считается золото. С ним сравниваются все материальные блага, имеющие особую значимость. Образно называют «белым золотом» хлопок, «черным золотом» – нефть, «голубым золотом» – природный горючий газ. Но сама жизнь показывает, что нефть и горючие газы в современном мире значат гораздо больше, чем золото самой высокой пробы.

Откуда же возникла нефть в недрах земли? Как она образовалась? К сожалению, и сегодня этот далеко не праздный вопрос еще не имеет однозначного ответа.

Вместе с тем от правильного ответа на этот вопрос зависит ответ и на другой исключительно важный вопрос: где образуются месторождения нефти и природного газа, в каких конкретных точках земной коры расположены их крупные скопления? С широким развитием работ по поиску нефтяных и газовых месторождений эти вопросы приобрели особую актуальность и практическую значимость. Основоположник российской нефтяной геологии академик И.М. Губкин в 1932 г. писал: «Только тогда, когда мы будем иметь правильное представление о тех процессах, в результате которых возникла нефть, мы будем знать, каким образом в земной коре образуются ее залежи,… и получим... надежные указания, в каких местах надо искать нефть и как надлежит наиболее целесообразно организовать ее разведку».

Губкин Иван Михайлович (1871–1939) – основоположник российской нефтяной геологии, академик. Основные труды посвящены геологии нефти. Его работы по изучению генезиса и условий формирования нефтяных месторождений Северного Кавказа послужили основой для развития там поисковых работ. В классическом труде «Учение о нефти» (1932) он изложил свои представления о происхождении нефти, условиях формирования нефтяных месторождений, в том числе разработал вопросы первичности и вторичности нефтяных залежей, миграции нефти и газа, классификации нефтяных залежей и закономерности их распределения.

В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по трубопроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения. Поэтому неудивительно, что в большинстве стран мира на нефть приходится более половины топливно-энергетического комплекса.

Экономика государств зависит от нефти больше, чем от любого другого продукта. Поэтому нефть с начала ее промышленной добычи и до настоящего времени является предметом острой конкурентной борьбы, причиной многих международных конфликтов и войн. Большая часть добываемой в мире нефти (80—90 %) перерабатывается в различные виды топлива и смазочных материалов; не менее важно использование нефти как сырья для органического синтеза. В последние годы наблюдается тенденция опережающих темпов потребления нефти на нужды органического синтеза по сравнению с темпами ее переработки.

В настоящее время около 8 % добываемой в мире нефти используется для химических целей, причем в основном это легкая часть нефти — бензин и газы нефтепереработки. Основную массу полимерных материалов, каучука, синтетических волокон, поверхностно-активных и моющих средств, удобрений, лекарственных препаратов и ядохимикатов производят на основе нефтяного сырья (схема 1).

Промышленная добыча и переработка природных и попутных газов моложе добычи и переработки нефти, но развивается в нашей стране более быстрыми темпами. В последнее время сжатые и сжиженные газы все шире используют как автомобильное топливо.

Природный газ, как и нефть, в первую очередь является энергетическим топливом, и лишь около 10 % его идет на нужды химической промышленности. Между тем это наиболее однородное и чистое природное органическое сырье, которое должно найти в будущем широкое использование в химической технологии.

В настоящее время в России действует государственный стандарт ГОСТ Р 51858-2002, в котором прописаны основные характеристики нефтей, добываемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с этим стандартом приняты 2 определения нефти:

Сырая нефть – жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битума и кокса.

Товарная нефть – нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке.

В США принято дополнительное определение:

Сланцевая нефть (англ. Shale oil, керогеновая нефть) — нетрадиционная нефть, получаемая из горючих сланцев в результате пиролиза, гидрирования или термического растворения, при которых твердые остатки органической материи из горной породы (сланцев, богатых керогеном) преобразуются в синтетические углеводороды (синтетическую нефть и газ). Получаемая нефть может использоваться непосредственно в качестве топлива, либо подвергаться переработке на НПЗ, в ходе которой удаляются примеси серы и азота, а к углеводородам добавляется водород. Продукты переработки сланцевой нефти могут использоваться в тех же целях, что и продукты, получаемые переработкой традиционной сырой нефти.

Термин Сланцевая нефть («shale oil») также часто используется, особенно в США, для обозначения традиционной легкой нефти (нефти низкопроницаемых коллекторов), добытой из сланцевых пластов или из прилегающих к ним других плотных (низкопроницаемых) коллекторов, без применения методов пиролиза и химического воздействия. Чтобы отличать её от керогеновой нефти нефтематеринских сланцев Международное энергетическое агентство рекомендует использовать термин «light tight oil» (LTO, легкая нефть низкопроницаемых коллекторов), а World Energy Council в отчете World Energy Resources 2013 и других использует термин «tight oil».

В начале 2010-х годов США активно наращивали добычу лёгкой нефти низкопроницаемых коллекторов из сланцевых формаций. В 2011 году её производство этими странами достигло 1 миллиона баррелей в день, в 2012 - 2 миллионов, в 2013 - 3 миллионов, а в начале 2014 превысило 3.5 миллиона баррелей в день, составив примерно 4,3% от мировой добычи всех типов нефти. Однако, данная нефть не относится к истинно керогеновой, так как при её добыче не применялись термические и химические методы преобразования керогена.

Схема 1. Применение нефти

Мировые запасы нефтиоцениваются следующими цифрами в миллиардах тонн.

Ø Газовый конденсат 1-1,5

Ø Обычные нефти 220-280

Ø Сверхтяжелые нефти 650-750

Запасы обычной нефти распределены так:

Ø На ближнем и среднем востоке примерно 60%. Среди стран этого региона первое в мире место занимает Саудовская Аравия, где сосредоточена ¼ мировых запасов нефти, огромными запасами нефти в этом регионе обладает Ирак, Иран, Кувейт и арабские страны, каждая из которых имеет 1/10 всех запасов.

Ø Южная и северная Америка примерно 15%. Наиболее крупные запасы в Венесуэле, Мексике, США, Канаде, Аргентине, Бразилии.

Ø Африка, примерно 8%. Ливия, Нигерия, Алжир.

Ø Россия, примерно 6%. Основными регионами является Урало-Волжский, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский.

Ø На остальные страны приходится примерно 11%. Месторождение северного моря, Британские и Норвежские владения, Китай, Индонезия, Малайзия, Австралия.

 

Похожие статьи:

www.poznayka.org


Смотрите также