истории Истории. История нефти в иране


Иран | История Вики | FANDOM powered by Wikia

Ира́н (Шаблон:Lang-fa), официально Исла́мская Респу́блика Ира́н (Шаблон:Lang-fa — Джомхури́йе Ислами́йе Ира́н) — государство на юго-западе Азии. На северо-западе граничит с Азербайджаном, Арменией и Турцией, на западе — с Ираком, на севере — с Туркменистаном, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским заливом. Столица — город Тегеран.

Иран является одним из древнейших государств в мире. На протяжении веков эта страна играла ключевую роль на Востоке. Персидская империя при Дарии I простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. Сегодня Иран, будучи одной из наиболее экономически и технически развитых стран Ближнего Востока и располагаясь в стратегически важном регионе, играет серьезную роль в международных отношениях. Иран обладает колоссальными запасами нефти и газа, а также занимается разработкой собственной ядерной программы, в связи с постоянной напряженностью в отношениях этой страны с Западным миром.

    Файл:Elam Map.jpg

    До-исламский Иран Править

    Исламский Иран Править

    • 1598 создание национального шиитского иранского государства шахом Аббасом I со столицей в Исфахане.
    • конец XIX в. Иран полуколониальное государство.
    • 1935 — Изменение названия страны Персия на Иран.
    • 1946 - Вывод войск союзников антигитлеровской коалиции из Ирана.

    Исламская республика Править

    Основные городаПравить

    60 % населения Ирана живет в городах. К 2030 это значение достигнет 80 %. Крупнейший город — Тегеран с населением 7,1 млн человек (14 млн в агломерации). В Тегеране сосредоточено более половины промышленной мощи страны, в том числе — автомобильное, электронное, оружейное, химическое, пищевое производство. Второй по величине город — Мешхед, священный город шиитов.

    Административное деление ИранаПравить

    Основной административной единицей Ирана являются останы, которые делятся на шахрестаны, а те в свою очередь — на бахши. Иран делится на 30 останов.

    Газеты и телерадиовещание Править

    Файл:Iran map.png

    Газеты:

    • Кейхан
    • Эттелаат

    Телерадиовещание:

    • Национальное информационное агенство - "ИРНА"
    • Правительственное радио и телевидиние - "Голос Исламской Республики Иран"

    Внутренняя политика Ирана Править

    Политические группировки Ирана Править

    Хашеми-Рафсанджани также является представителем духовной власти Ирана. Он до сих пор возглавляет Совет целесообразности — один из влиятельнейших органов в структуре власти Исламской Республики Иран — и фактически является третьим лицом в государстве.

    Хашеми-Рафсанджани и Ахмадинежад являются представителями разных группировок внутри консервативно-клерикального лагеря, руководящего страной. Хашеми-Рафсанджани представляет умеренно-консервативное духовенство — либерально-олигархическое крыло, давно находящееся во власти и контролирующее энергоресурсы страны. Он входил в иранское руководство с самого начала исламской революции и за это время сумел взять под свой контроль многие экономические рычаги. Хашеми-Рафсанджани, владея практически всей иранской нефтью, считается самым богатым человеком в стране. Мэр Тегерана представляет молодых представителей силовых структур, не участвовавших в дележе основных богатств Ирана после исламской революции и желающих теперь произвести перераспределение собственности.

    Идеологически эти два крыла практически не различаются. Ожидается, что умеренно-консервативное духовенство сохранит своё влияние и после проигрыша на выборах, но личный контроль Хашеми-Рафсанджани над иранской нефтью может быть ослаблен. 26 июня Ахмадинежад уже заявил о намерении сделать нефтяную отрасль более прозрачной и прибыльной для страны, пересмотреть контракты на добычу нефти, заключённые с иностранными компаниями, добиться перераспределения доходов от ее продажи.

    Президентские выборы 2005 Править

    Президент в Иране — второе лицо в государстве после «вождя исламской революции» (духовного лидера Ирана), которого выбирает съезд богословов. Победившего на президентских выборах кандидата утверждает парламент. Президент назначает совет министров и координирует его работу.

    После объявления окончательных результатов Али Акбар Хашеми-Рафсанджани — прагматичный политик и реформатор, на которого делали ставку многие сторонники современного цивилизованного развития Ирана как внутри страны, так и за рубежом, обвинил власти в фальсификации: «Все усилия режима были направлены на то, чтобы незаконным образом вмешаться в голосование. Миллионы долларов были потрачены на то, чтобы дискредитировать меня и мою семью».

    Победа Ахмадинежада, по мнению многих наблюдателей, означает остановку процессов общественной и экономической либерализации в стране. При поддержке военных и духовенства во время первого тура Ахмадинежад отстал от фаворита — Али Акбара Хашеми-Рафсанджани — всего на 1,5 %. Во втором туре Махмуд Ахмадинежад уверенно победил, получив 61,75 % избирателей (17,3 млн человек), тогда как Рафсанджани набрал всего 35,8 % (10,05 млн).

    Противники Ахмадинежада сравнивают его победу с «фашистским переворотом», в результате которого страна повернёт с пути либеральных реформ, осуществлявшихся в течение последних 8 лет при Мохаммаде Хатами, на путь безусловного и буквального следования Корану и шариату, завещанный основателем современного Ирана — великим аятоллой Хомейни — ещё в 1979.

    Успех Ахмадинежада, который накануне голосования не входил даже в пятёрку фаворитов, стал полной неожиданностью для западных экспертов. Поддержку ему обеспечило в первую очередь сельское население и городская беднота. Способствовал его победе и рост антиамериканских настроений в стране. Американские войска находятся у самых границ Ирана — в Афганистане и Ираке, США настаивают на смене политического режима и в Иране и на закрытии его ядерной программы. Результат, которого они добились, прямо противоположный: чем сильнее критика со стороны США, тем крепче становятся позиции консерваторов в стране.

    Реакция зарубежных лидеров Править

    Среди тех глав государств, кто одним из первых направил победителю телеграмму с поздравлениями, был президент России Владимир Путин, призвавший к продолжению сотрудничества между Ираном и Россией.

    США, которые не имеют с Ираном дипломатических отношений с 1980, обратили внимание на «обвинения в подтасовках и вмешательстве властей». «Мы по-прежнему считаем, что Иран идет не в ногу с остальными странами региона, где всё больше укрепляется демократия, — Ираком, Афганистаном, Ливаном», — заявила представитель Госдепартамента Джоанн Мур. Министр обороны Дональд Рамсфельд назвал иранские выборы «насмешкой», не имеющей ничего общего с демократией.

    Израильский вице-премьер Шимон Перес сказал, что «сложившаяся в Иране гремучая смесь из экстремизма, антизападного изоляционизма и ядерных вооружений будет оставаться огромной проблемой для свободного мира».

    Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана заявил, что Евросоюз не намерен менять политику по отношению к Ирану. Бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер уверен, что, несмотря на смену власти, Германия будет добиваться разрешения спора по поводу атомной программы Ирана исключительно дипломатическим путем.

    Внешняя политика Править

    В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить «образцовое исламское общество», «образцовую, передовую и могущественную исламскую страну».

    Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад — убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами.

    В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ может стать ещё более неуступчивой.

    На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской «тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.

    Иран и Израиль Править

    2004 Править
    • 15 августа — Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет «Шехаб-3». На прошлой неделе были проведены демонстрационные испытания ракеты «Шехаб-3» с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность. Ответом на это стали проведённые Израилем 28 июля 2004 испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США и призванной защитить страну от иранской угрозы.
    • 18 августа — Иран заявил, что нанесет ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере. Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке «Моссад» создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами.

    Иран и Ирак Править

    Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.

    Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.

    7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

    Иран и Европа Править

    Иран и Китай Править

    Иран — третий по величине поставщик нефти в Китай (до 18% китайского импорта нефти).

    Иран и Россия Править

    РФ — крупнейший поставщик оружия и атомных технологий в Иран. При посредничестве России строится АЭС в Бушере

    Иран и США Править

    После Исламской революции 1979 года США не поддерживает дипломатических связей с Ираном.

    Ядерная программа Ирана Править

    Смотрите статью Иранская ядерная программа

    Выступая 21 сентября 2006 на пресс-конференции в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Махмуд Ахмадинежад вновь подчеркнул, что ядерная программа Ирана носит мирный характер. Он отметил, что Тегеран готов обсуждать замораживание работ по обогащению урана, но при наличии ряда гарантий со стороны мирового сообщества.

    23 декабря 2006 Совет безопасности ООН единодушно одобрил резолюцию, предусматривающую введение санкций против Ирана, который отказывается приостановить свою ядерную программу, в частности, работы по обогащению урана, имеющего двойное применение – в мирных и военных целях. В соответствии с решением ООН всем странам мира запрещено поставлять Тегерану материалы, оборудование и технологии, которые могут внести свой вклад в разработку ядерных и ракетных программ Ирана. Министерство иностранных дел Ирана отклонило эту резолюцию Совета безопасности ООН как "недействительную" и "незаконную".

    Территориальные споры Править

    Существуют территориальные споры между Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) в отношении трёх островов, контролирующих вход в Персидский залив. В конце 1940-х годов островами попеременно владели шейхи Абу-Даби и Дубая — британских колоний. В 1971 году после ухода Великобритании из региона острова должны были достаться ОАЭ, в состав которых вошли оба эти государства, но их захватил Иран, который содержит в этом районе значительный военный контингент.

    Численность населения:

    • 1960 г. - 20,1 млн. чел.
    • 1977 г. - 34,3 млн. чел.
    • 1987 г. - 47,0 млн. чел.
    • 1996 г. - 62,2 млн. чел.
    • 2006 г. - 70,05 млн. чел. (перепись)

    Персы составляют 51 % населения, азербайджанцы — 24 %, курды — 7 %. В городах живет 67 % жителей. Коэффициент фертильности — 1,87 (для воспроизводства поколений необходимо 2,15) ([1]).

    Вооружённые силы Править

    См. основную статью «Вооружённые силы Ирана».

    Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Есть машиностроение и металлообработка, а также пищевкусовая, текстильная промышленности. Развито кустарное производство ковров, метизов. Выращивают пшеницу, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тросник, табак, чай, орехи, фисташки. Разводят овец, коз, верблюдов, крупный рогатый скот.

    Экспорт: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция.

    Импорт: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага.

    Основные торговые партнёры: Турция, ОАЭ, Германия, Великобритания, Италия, Япония.

    Газ Править

    Иран владеет 16 % мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны.

    К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В настоящее время (2005) Иран поставляет ежегодно 7 млрд. кубометров газа в Турцию, ведёт строительство газопровода от месторождения Южный Парс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе и обсуждает строительство газопровода Иран — Пакистан — Индия.

    Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT:

    • IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан
    • IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с исламской революцией 1979 в Иране.

    Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

    Нефть Править

    Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания), которые по «компенсационным контрактам» получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

    Запасы Править

    В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов).

    В 2005 Иран добывал 4,2 млн баррелей в сутки, из них экпортировал около 2,7 млн баррелей.

    В 2005 Иран являлся четвёртым крупнейшим экспортёром нефти в мире (вторым — в ОПЕК), а также являлся крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

    Шаблон:Wikinewscat

    Шаблон:ОИКШаблон:Азия

    ru.history.wikia.com

    Как британцы из Ирана нефть выкачивали. Часть I

    Долгие годы англичане защищали Иран и улучшали его инфраструктуру. Естественно, делали они это не ради персидской поэзии, а ради основного ресурса ХХ столетия – нефти. Для того, чтобы получить к ней доступ, Британской Империи еще во времена существования Персии пришлось вмешаться в местную политику.

    «…Англичане любят работать, а мы (иранцы) — наслаждаться прекрасным. Они любят сражения, а мы — покой. Это и позволило нам прийти к соглашению. Теперь нам не придется заботиться о безопасности наших границ. Англия берет на себя защиту Ирана. Англичане проложат дороги, построят дома, а вдобавок еще и заплатят нам. Потому что понимают, в какой степени мировая культура в долгу перед Ираном». Курбан Саид. «Али и Нино».

    Интересно, понимал ли герой известного романа, насколько глубоко он заблуждался? Возможно, англичане действительно ценили великую культуру Ирана. Однако защищали древнее государство и улучшали его транспортную инфраструктуру они не ради персидской поэзии, а ради основного ресурса ХХ столетия – нефти.

    На берегах Темзы всегда отлично понимали, что именно наличие основных стратегических ресурсов и свободный доступ к ним делают государство устойчивым и процветающим. Ресурсы при этом могут быть разными – люди, вода, территория, пряности, полезные ископаемые, другие виды сырья. Неизменным остается одно – борьба за них является стержнем политики на протяжении всей истории человечества.

    Британская империя проявляла интерес к Персии в течение длительного времени. Благодаря своему географическому положению, в XIX веке Персидское государство было ареной острого противостояния между Великобританией и Российской империей, которое было отчасти ослаблено лишь в 1907 году после подписания договора между двумя державами о разделе сфер влияния в Персии. В конце XIX века, когда стало понятно, что в недрах Ближнего Востока сосредоточены огромные запасы углеводородов, стратегическая значимость Персии возросла многократно.

    К этому времени стало очевидно, что нефть в скором времени заменит уголь в качестве основного мирового топлива. У Великобритании же в конце XIX — начале XX века не было доступа к нефти, и она полностью зависела в этом отношении от поставок из США, России и Мексики. Англичане осознавали, что такая ситуация неприемлема и им необходимы нефтяные месторождения, которые они могли бы контролировать.

    история Иран

    Такая возможность представилась в 1901 году, когда английский финансист Уильям Нокс д’Арси получил у персидского шаха Музаффара аль-Дина из династии Каджаров концессию на «добычу, разведку, разработку, переработку, экспорт и продажу натурального газа и нефти… в течение 60 лет». За концессию д’Арси выплатил шахскому правительству 20 тыс. фунтов стерлингов.

    Также договор предусматривал, что шах получает 16% с продаж нефти (роялти) в случае успешной реализации проекта. Концессия охватывала территорию всей страны, за исключением пяти северных провинций, граничащих с Российской империей.

    Задачу поиска нефти д’Арси, который предпочитал не покидать пределов Европы, поручил инженеру Джорджу Рейнолдсу. Однако в течение долгого времени, несмотря на значительные денежные вливания, не удавалось найти ни одного нефтяного месторождения. К 1904 году положение д’Арси стало критическим. В результате в 1905 году предприниматель заключил договор с шотландской фирмой Burmah Oil, которая продолжила финансирование проекта.

    история ИранВесной 1908 года было принято решение прекратить поиски, так как уже почти никто не верил в успех предприятия. Рейнолдсу отправили телеграмму с приказом остановить работы. Однако инженер решил не прекращать попытки до получения официального письма. А через два дня, 26 мая 1908 года, из скважины в районе Машид-и-Сулейман на юго-западе Персии забил первый нефтяной фонтан. Вскоре были открыты и другие месторождения. Говорят, что о своем успехе Рейнолдс сообщил руководству короткой телеграммой: «См. псалом 103, стих 15». В этом месте в Библии есть фраза – «… и елей, от которого блистает лицо его». В Лондоне поняли, что это – победа.

    В 1909 году по инициативе Британского адмиралтейства была создана Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК), 97% которой принадлежало Burmah Oil, финансировавшей с 1905 года мероприятия по разведке и добыче нефти. Остальные 3% принадлежали лорду Страткону, первому председателю компании, которому на тот момент было 89 лет. Основатель концессии забыт не был: Уильяму д’Арси был предложен пост директора, и он оставался в составе правления вплоть до своей смерти в 1917 году, хотя никакой серьезной роли в делах компании не играл. Рейнолдсу повезло меньше – его уволили через пару лет, выплатив незначительное пособие.

    На страже британских интересов

    Уже через пять лет после основания АПНК контрольный пакет акций компании стал принадлежать новому акционеру. А именно британскому правительству. Одну из ключевых ролей в этом соглашении сыграл Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. В своем выступлении в парламенте в защиту сделки он утверждал, что «только принадлежащая англичанам Англо-Персидская нефтяная компания может защитить британские интересы». 20 мая 1914 года правительство Великобритании приобрело 51% акций АПНК. В тот же день было подписано соглашение между АПНК и Британским Адмиралтейством, по которому АПНК гарантировала поставку нефти адмиралтейству в течение 30 лет по фиксированной цене.

    Своевременность подобного шага очевидна — Первая мировая война разразилась всего через два месяца. Во многом благодаря именно персидской нефти английский флот в течение войны обладал значительным преимуществом перед флотами других держав. Кроме того, с момента обнаружения нефтяных месторождений в Персии позиции Британии в стране значительно окрепли, а после революции в России и окончания войны Персия окончательно оказалась в сфере влияния Лондона.

    Формально Персия не была колонией Великобритании, однако после Первой мировой войны британцы осуществляли почти полный контроль над политической и экономической жизнью страны, которая и так была на грани хаоса. В результате действий британских, российских и турецких войск на территории Персии страна была близка к разорению. Двор погряз в коррупции. Усилились центробежные тенденции. Правящая династия Каджаров теряла контроль над ситуацией в стране и проявляла полную недееспособность.

    На фоне подобного положения Лондон предпринял очередную попытку по укреплению интересов британской короны. В 1919 году было подписано соглашение, которое предусматривало отправку в Иран английских советников в различные подразделения государственного аппарата, создание смешанной комиссии из английских и иранских офицеров для реорганизации иранской армии по единому образцу и финансирование Англией вышеуказанных реформ путем займа в 2 млн фунтов стерлингов сроком на 70 лет. По данному соглашению Персия de facto становилась протекторатом Британии.

    Соглашение вызвало негодование во всей стране. Чтобы хоть как-то снять напряжение, в 1920 году провели переговоры по поводу роялти, получаемых персидской стороной. В результате шахское правительство получило от АПНК 1 млн фунтов стерлингов. Интересно отметить, что интересы Персии на этих переговорах представлял… сэр Сидней Армитэйдж-Смит, сотрудник британского министерства финансов.

    Недовольство бедственным положением в стране вылилось в итоге в переворот 1921 года, возглавляемый генералом Резой Пехлеви, командиром казачьей бригады, которая была сформирована русским правительством еще в довоенное время по просьбе шаха, и журналистом Саидом Зия. Ахмад-шах (наследник шаха Музаффары) был вынужден назначить Зия премьер-министром, а Пехлеви – главнокомандующим. Англичане достаточно быстро сориентировались в происходящих событиях и поддержали переворот. Британский представитель в Тегеране Герман Норман в разгар смуты способствовал захвату столицы казаками под предводительством Пехлеви.

    При этом сегодня мало кто помнит, что зимой 1920-21 года казачьи бригады тренировались в городе Казвин под руководством подполковника британской армии Генри Смита, получали оружие и амуницию с английских складов. Платили им также англичане. Затем Норман смог стать посредником между правительством Зия и Пехлеви, и всячески выказывал поддержку новой власти, заявляя, что «Персии сейчас представился последний шанс, и если она его упустит, ничто не сможет спасти страну от большевизма».

    Удержать власть Зия не сумел, во многом потому, что Лондон поставил на Пехлеви. Уже в 1923 году последний занял пост премьер-министра, а в 1925 году подготовил свержение династии Каджаров и стал новым шахом Персии.

    Но ставки британцев на Пехлеви не оправдались в полной мере. Практически сразу после прихода новой власти было аннулировано соглашение 1919 года. Однако позиции Великобритании в Персии все же были крайне прочными. К этому времени в руках англичан находилась вся нефтеперерабатывающая промышленность. Им принадлежали нефтяные месторождения, транспортные сети, нефтеперерабатывающий завод в Абадане. Менеджеры, разумеется, тоже были исключительно подданные Британской империи. Но, пожалуй, наиболее парадоксальным фактом является то, что для внутреннего потребления Персия от АПНК нефть не получала, и персидское правительство было вынуждено импортировать ее из Советского Союза.

    Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, в 1928 году Реза Пехлеви потребовал пересмотра концессии Д’Арси. Были выдвинуты следующие требования: персидское правительство предоставляет АПНК новую концессию на 60 лет, а взамен АПНК соглашается на сокращение территории концессии, полный отказ от эксклюзивного права на транспорт и предоставление персидскому правительству значительного пакета акций.

    На берегах Темзы сочли подобные условия чрезмерными и отклонили их. Переговоры продолжались безрезультатно еще четыре года.

    За этот период положение в Персии стало катастрофическим. Инфляция была огромной. Денег на начатые военные, транспортные и образовательные реформы катастрофически не хватало. В связи с экономической депрессией 1929 года персидские доходы от нефти стремительно сокращались, но, как ни странно, значительно более быстрыми темпами, чем падали доходы АПНК. К тому же были значительно сокращены выплаты по роялти за 1931 год, и это притом, что за последние десять лет компания перечислила персидскому правительству меньше денег, чем должна была по договору. В итоге в ноябре 1932 года Реза Шах отменил концессию АПНК.

    Британцы отказались признать аннулирование. Вопрос был направлен в Лигу Наций, которая призвала обе стороны придти к обоюдно приемлемому решению. Переговоры продолжились, и 29 апреля 1933 года было подписано новое соглашение. АПНК получало новую концессию на 60 лет (т.е. до 1993 года), но взамен пошла на определенные уступки: территория концессии сокращалась более, чем в четыре раза, были увеличены выплаты по роялти, персидскому правительству передавались 20% акций компании, а нефть для Ирана должна была продаваться по более низким ценам, чем для остальных потребителей.

    Однако, если разобраться в условиях договора повнимательней, становится понятно, что АПНК не шла на чрезмерные для себя уступки. Она имела право выбрать, какие именно нефтяные месторождения оставить за собой, сделав выбор, разумеется, в пользу наиболее богатых и перспективных, а сумма ежегодных выплат персидскому правительству была меньше, чем налоговые отчисления в британскую казну. И самое главное — Британская Империя сохранила для себя источник бесперебойных поставок нефти.

    В 1935 году Реза Шах сменил название страны — с Персии на Иран. А Англо-Персидская нефтяная компания стала соответственно называться Англо-Иранской нефтяной компанией (АИНК).

    Заключение

    Благодаря концессии английские капиталисты пытались завладеть всеми естественными богатствами Ирана и полностью установить контроль над экономикой страны. Даже такой матерый империалист, как лорд Керзон, впоследствии писал, что концессию "расценили как самую полную и экстраординарную передачу всех промышленных ресурсов страны в руки иностранцев".

    Источник: Iran.ru

    www.investiran.com.ua

    Как британцы в Иране нефть добывали

    «…Англичане любят работать, а мы (иранцы) — наслаждаться прекрасным. Они любят сражения, а мы — покой. Это и позволило нам прийти к соглашению. Теперь нам не придется заботиться о безопасности наших границ. Англия берет на себя защиту Ирана. Англичане проложат дороги, построят дома, а вдобавок еще и заплатят нам. Потому что понимают, в какой степени мировая культура в долгу перед Ираном».

    Курбан Саид. «Али и Нино».

    Интересно, понимал ли герой известного романа, насколько глубоко он заблуждался? Возможно, англичане действительно ценили великую культуру Ирана. Однако защищали древнее государство и улучшали его транспортную инфраструктуру они не ради персидской поэзии, а ради основного ресурса ХХ столетия – нефти.

    На берегах Темзы всегда отлично понимали, что именно наличие основных стратегических ресурсов и свободный доступ к ним делают государство устойчивым и процветающим. Ресурсы при этом могут быть разными – люди, вода, территория, пряности, полезные ископаемые, другие виды сырья. Неизменным остается одно – борьба за них является стержнем политики на протяжении всей истории человечества.

    Oil seepage in South-West Persia

    «… И елей, от которого блистает лицо его»

    Британская империя проявляла интерес к Персии в течение длительного времени. Благодаря своему географическому положению, в XIX веке Персидское государство было ареной острого противостояния между Великобританией и Российской империей, которое было отчасти ослаблено лишь в 1907 году после подписания договора между двумя державами о разделе сфер влияния в Персии. В конце XIX века, когда стало понятно, что в недрах Ближнего Востока сосредоточены огромные запасы углеводородов, стратегическая значимость Персии возросла многократно.

    К этому времени стало очевидно, что нефть в скором времени заменит уголь в качестве основного мирового топлива. У Великобритании же в конце XIX — начале XX века не было доступа к нефти, и она полностью зависела в этом отношении от поставок из США, России и Мексики. Англичане осознавали, что такая ситуация неприемлема и им необходимы нефтяные месторождения, которые они могли бы контролировать.

    Такая возможность представилась в 1901 году, когда английский финансист Уильям Нокс д’Арси получил у персидского шаха Музаффара аль-Дина из династии Каджаров концессию на »добычу, разведку, разработку, переработку, экспорт и продажу натурального газа и нефти… в течение 60 лет». За концессию д’Арси выплатил шахскому правительству 20 тыс. фунтов стерлингов.

    Уильям Д’Арси (1849-1917)

    Также договор предусматривал, что шах получает 16% с продаж нефти (роялти) в случае успешной реализации проекта. Концессия охватывала территорию всей страны, за исключением пяти северных провинций, граничащих с Российской империей.

    Задачу поиска нефти д’Арси, который предпочитал не покидать пределов Европы, поручил инженеру Джорджу Рейнолдсу. Однако в течение долгого времени, несмотря на значительные денежные вливания, не удавалось найти ни одного нефтяного месторождения. К 1904 году положение д’Арси стало критическим. В результате в 1905 году предприниматель заключил договор с шотландской фирмой Burmah Oil, которая продолжила финансирование проекта.

    Весной 1908 года было принято решение прекратить поиски, так как уже почти никто не верил в успех предприятия. Рейнолдсу отправили телеграмму с приказом остановить работы. Однако инженер решил не прекращать попытки до получения официального письма. А через два дня, 26 мая 1908 года, из скважины в районе Машид-и-Сулейман на юго-западе Персии забил первый нефтяной фонтан. Вскоре были открыты и другие месторождения. Говорят, что о своем успехе Рейнолдс сообщил руководству короткой телеграммой: «См. псалом 103, стих 15″. В этом месте в Библии есть фраза – «… и елей, от которого блистает лицо его». В Лондоне поняли, что это – победа.

    Месторождение Машид-и-Сулейман. Нефтяная скважина №1. 1908 г.

    В 1909 году по инициативе Британского адмиралтейства была создана Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК), 97% которой принадлежало Burmah Oil, финансировавшей с 1905 года мероприятия по разведке и добыче нефти. Остальные 3% принадлежали лорду Страткону, первому председателю компании, которому на тот момент было 89 лет. Основатель концессии забыт не был: Уильяму д’Арси был предложен пост директора, и он оставался в составе правления вплоть до своей смерти в 1917 году, хотя никакой серьезной роли в делах компании не играл. Рейнолдсу повезло меньше – его уволили через пару лет, выплатив незначительное пособие.

    На страже британских интересов

    Уже через пять лет после основания АПНК контрольный пакет акций компании стал принадлежать новому акционеру. А именно британскому правительству. Одну из ключевых ролей в этом соглашении сыграл Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. В своем выступлении в парламенте в защиту сделки он утверждал, что «только принадлежащая англичанам Англо-Персидская нефтяная компания может защитить британские интересы». 20 мая 1914 года правительство Великобритании приобрело 51% акций АПНК. В тот же день было подписано соглашение между АПНК и Британским Адмиралтейством, по которому АПНК гарантировала поставку нефти адмиралтейству в течение 30 лет по фиксированной цене.

    Прокладка первых труб для транспортировки нефти

    Своевременность подобного шага очевидна — Первая мировая война разразилась всего через два месяца. Во многом благодаря именно персидской нефти английский флот в течение войны обладал значительным преимуществом перед флотами других держав. Кроме того, с момента обнаружения нефтяных месторождений в Персии позиции Британии в стране значительно окрепли, а после революции в России и окончания войны Персия окончательно оказалась в сфере влияния Лондона.

    Формально Персия не была колонией Великобритании, однако после Первой мировой войны британцы осуществляли почти полный контроль над политической и экономической жизнью страны, которая и так была на грани хаоса. В результате действий британских, российских и турецких войск на территории Персии страна была близка к разорению. Двор погряз в коррупции. Усилились центробежные тенденции. Правящая династия Каджаров теряла контроль над ситуацией в стране и проявляла полную недееспособность.

    На фоне подобного положения Лондон предпринял очередную попытку по укреплению интересов британской короны. В 1919 году было подписано соглашение, которое предусматривало отправку в Иран английских советников в различные подразделения государственного аппарата, создание смешанной комиссии из английских и иранских офицеров для реорганизации иранской армии по единому образцу и финансирование Англией вышеуказанных реформ путем займа в 2 млн фунтов стерлингов сроком на 70 лет. По данному соглашению Персия de facto становилась протекторатом Британии.

    Соглашение вызвало негодование во всей стране. Чтобы хоть как-то снять напряжение, в 1920 году провели переговоры по поводу роялти, получаемых персидской стороной. В результате шахское правительство получило от АПНК 1 млн фунтов стерлингов. Интересно отметить, что интересы Персии на этих переговорах представлял… сэр Сидней Армитэйдж-Смит, сотрудник британского министерства финансов.

    Шах Реза Пехлеви приветствует армии во время возвращения.

    Недовольство бедственным положением в стране вылилось в итоге в переворот 1921 года, возглавляемый генералом Резой Пехлеви, командиром казачьей бригады, которая была сформирована русским правительством еще в довоенное время по просьбе шаха, и журналистом Саидом Зия. Ахмад-шах (наследник шаха Музаффары) был вынужден назначить Зия премьер-министром, а Пехлеви – главнокомандующим. Англичане достаточно быстро сориентировались в происходящих событиях и поддержали переворот. Британский представитель в Тегеране Герман Норман в разгар смуты способствовал захвату столицы казаками под предводительством Пехлеви.

    При этом сегодня мало кто помнит, что зимой 1920-21 года казачьи бригады тренировались в городе Казвин под руководством подполковника британской армии Генри Смита, получали оружие и амуницию с английских складов. Платили им также англичане. Затем Норман смог стать посредником между правительством Зия и Пехлеви, и всячески выказывал поддержку новой власти, заявляя, что «Персии сейчас представился последний шанс, и если она его упустит, ничто не сможет спасти страну от большевизма».

    Удержать власть Зия не сумел, во многом потому, что Лондон поставил на Пехлеви. Уже в 1923 году последний занял пост премьер-министра, а в 1925 году подготовил свержение династии Каджаров и стал новым шахом Персии.

    Но ставки британцев на Пехлеви не оправдались в полной мере. Практически сразу после прихода новой власти было аннулировано соглашение 1919 года. Однако позиции Великобритании в Персии все же были крайне прочными. К этому времени в руках англичан находилась вся нефтеперерабатывающая промышленность. Им принадлежали нефтяные месторождения, транспортные сети, нефтеперерабатывающий завод в Абадане. Менеджеры, разумеется, тоже были исключительно подданные Британской империи. Но, пожалуй, наиболее парадоксальным фактом является то, что для внутреннего потребления Персия от АПНК нефть не получала, и персидское правительство было вынуждено импортировать ее из Советского Союза.

    Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, в 1928 году Реза Пехлеви потребовал пересмотра концессии Д’Арси. Были выдвинуты следующие требования: персидское правительство предоставляет АПНК новую концессию на 60 лет, а взамен АПНК соглашается на сокращение территории концессии, полный отказ от эксклюзивного права на транспорт и предоставление персидскому правительству значительного пакета акций.

    На берегах Темзы сочли подобные условия чрезмерными и отклонили их. Переговоры продолжались безрезультатно еще четыре года.

    За этот период положение в Персии стало катастрофическим. Инфляция была огромной. Денег на начатые военные, транспортные и образовательные реформы катастрофически не хватало. В связи с экономической депрессией 1929 года персидские доходы от нефти стремительно сокращались, но, как ни странно, значительно более быстрыми темпами, чем падали доходы АПНК. К тому же были значительно сокращены выплаты по роялти за 1931 год, и это притом, что за последние десять лет компания перечислила персидскому правительству меньше денег, чем должна была по договору. В итоге в ноябре 1932 года Реза Шах отменил концессию АПНК.

    Британцы отказались признать аннулирование. Вопрос был направлен в Лигу Наций, которая призвала обе стороны придти к обоюдно приемлемому решению. Переговоры продолжились, и 29 апреля 1933 года было подписано новое соглашение. АПНК получало новую концессию на 60 лет (т.е. до 1993 года), но взамен пошла на определенные уступки: территория концессии сокращалась более, чем в четыре раза, были увеличены выплаты по роялти, персидскому правительству передавались 20% акций компании, а нефть для Ирана должна была продаваться по более низким ценам, чем для остальных потребителей.

    Танки вдоль улиц обеспечивают порядок во время возвращения шаха Реза Пехлеви

    Однако, если разобраться в условиях договора повнимательней, становится понятно, что АПНК не шла на чрезмерные для себя уступки. Она имела право выбрать, какие именно нефтяные месторождения оставить за собой, сделав выбор, разумеется, в пользу наиболее богатых и перспективных, а сумма ежегодных выплат персидскому правительству была меньше, чем налоговые отчисления в британскую казну. И самое главное — Британская Империя сохранила для себя источник бесперебойных поставок нефти.

    В 1935 году Реза Шах сменил название страны — с Персии на Иран. А Англо-Персидская нефтяная компания стала соответственно называться Англо-Иранской нефтяной компанией (АИНК).

    В 1909 году по инициативе Британского адмиралтейства была создана Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК). А в 1935 году Реза Шах сменил название страны — с Персии на Иран, и Англо-Персидская нефтяная компания стала называться Англо-Иранской нефтяной компанией (АИНК). «Росбалт» продолжает рассказывать о том, как британцы «завоевывали» иранскую нефть  (начало читайте ЗДЕСЬ).

    Перемены

    Правление Шаха Резы Пехлеви закончилось в 1941 году, причем решающую роль в этом снова сыграли англичане, которые в 1921 году помогли ему придти к власти. Дело в том, что с началом Второй Мировой войны Шах активно высказывал свои симпатии в адрес Гитлера и Муссолини. Заигрывая с новыми потенциальными союзниками, он надеялся в итоге удалить англичан из Ирана. Однако, не дожидаясь, пока Шах перейдет от слов к каким-либо действиям, 25 августа 1941 года британские и советские войска перешли иранскую границу. Москва не могла допустить, чтобы прогермански настроенный Иран стал стартовой площадкой для нападения на СССР. А уже 16 сентября Реза Шах был вынужден отречься в пользу своего сына Мохаммеда Резы.

    Оккупация Ирана закончилась в 1946 году. Но, несмотря на вывод британских войск, контроль Лондона над иранской политической и экономической жизнью не стал слабее. После окончания войны АИНК еще больше расширила производство. К концу 1940-х годов нефтеперерабатывающий завод в Абадане был крупнейшим в мире, а Иран являлся ведущим государством-экспортером нефти на Ближнем Востоке. Но все это мало способствовало восстановлению страны и улучшению жизни населения, так как отчисления иранскому правительству от продажи нефти были крайне незначительными.

    В 1949 году на волне народного недовольства было создано оппозиционное движение Национальный Фронт, состоявшее из нескольких организаций. Его лидером стал Мохаммед Мосаддык, один из наиболее выдающихся политиков Ирана ХХ века. Сын принцессы из рода Каджаров и министра финансов при Насир аль-Дин Шахе, Мосаддык получил превосходное образование в Парижском Институте политических наук, а также в юридической школе в Швейцарии, где получил степень доктора юридических наук. По возвращению на родину в 1914 году, он стал принимать активное участие в политической жизни страны, провозгласив своими принципами национальное возрождение и прекращение иностранного контроля над экономикой и политикой Ирана.

    Мухаммед Мосаддык (1882 — 1967)

    С приходом к власти Резы Пехлеви Мосаддык был вынужден отправиться в изгнание в связи с постоянной критикой действующего режима, поэтому к активной политической жизни он вернулся только после того, как на престол взошел Мохаммед Реза.

    В 1949 году Национальный Фронт прошел на выборах в парламент Ирана, меджлис. К этому времени Мосаддык поставил перед собой основную задачу: передачу нефтяной индустрии под контроль Ирана. В марте 1951 года Мосаддык представил на рассмотрение законопроект о национализации нефтяных месторождений, который сразу же был принят. Вскоре после этого, 28 апреля 1951 года Мосаддык был избран премьер-министром Ирана. Шах вынужден был одобрить это назначение. И уже 1 мая 1951 года закон о национализации нефтяной промышленности вступил в силу.

    Иными словами, Мосаддык отобрал нефть у Англо-Иранской нефтяной компании, а значит, у британского правительства. При этом АИНК было предложено провести переговоры с целью определения компенсации за национализированные активы.

    Как и ожидалось, это привело к прямой конфронтации правительства Мосаддыка с Великобританией. В Лондоне было принято решение оказать давление на иранского премьер-министра для достижения благоприятного решения вопроса (для Англии, разумеется), а в случае, если этого не удастся добиться – отстранить его от власти.

    Гости в доме у Мохаммеда Мосаддыка.

    Поначалу Великобритания обратилась в Международный Суд и ООН с просьбой разрешить спор вокруг национализации нефти. В результате на международном уровне было признано, что Иран имеет полное право контролировать свою нефть, а стороны призвали придти к соглашению. Лондон дважды пытался договориться с Мосаддыком, предложив поделить доходы от продажи нефти по принципу 50 на 50, но потерпел неудачу. Как следствие, британцы отказались напрямую вести диалог с Мосаддыком.

    После этого Англия начала экономическую блокаду Ирана. Еще в мае 1951 года Англо-иранская нефтяная компания начала снижение производства, а в порт Абадана перестали приходить танкеры для загрузки нефтью. К концу июля к блокаде присоединились основные нефтяные компании мира. После провала переговоров АИНК объявила, что предпримет все возможные легальные меры против любой компании, покупающей иранскую нефть. Великобритания также обратилась к своим европейским союзникам с просьбой препятствовать их гражданам, пытающимся устроиться на работу в недавно созданную Национальную Иранскую нефтяную компанию (НИНК).

    Заговор

    После того, как договориться с Мосаддыком не удалось, отстранение от власти иранского премьер-министра стало целью номер один. План операции был разработан уже к началу лета 1951 года. При этом было очевидно, что обычной отставки в данном случае будет недостаточно. Учитывая огромную популярность Мосаддыка, необходимо было еще и дискредитировать его в глазах народа.

    Тогда Великобритания и обратилась за помощью к своему ближайшему союзнику – США. В случае успеха Вашингтону пообещали значительную долю иранской концессии. В дополнение англичане решили разыграть антикоммунистическую карту, утверждая, что при Мосаддыке Иран рано или поздно непременно попадет в сферу влияния Советского Союза (и уж тогда об иранской нефти придется наверняка забыть).

    Тем не менее, несмотря на заманчивое предложение относительно доступа к нефтяным ресурсам Ирана, изначально планы британцев не нашли в Белом Доме поддержки. Во-первых, американцы надеялись обратить в свою пользу национализацию нефти. Во-вторых, у администрации Трумэна возникали опасения, что в случае провала операции Иран окончательно выйдет из сферы влияния Запада и обратит свои симпатии в сторону СССР. К тому же, Мосаддык также обратился за помощью к США. Во время своего официального визита в Америку осенью 1951 года он сумел убедить Гарри Трумэна в своих антимарксистских позициях.

    Американская пресса также была благосклонна к иранскому лидеру. Более того, в конце 1951 года журнал «Time» назвал Мосаддыка человеком года. В итоге вплоть до избрания Эйзенхауэра Вашингтон настаивал на продолжении переговоров между Великобританией и Ираном.

    Мохаммед Мосаддык лежит в постели, разговаривая с Аллахъяром Салехом.

    Тем временем отношения Лондона и Тегерана были испорчены окончательно. Осенью 1951 года Черчилль вновь занял пост премьер-министра. Возвращение доступа к иранской нефти было одной из его главных целей. Не будем забывать, что во многом благодаря именно его рекомендациям британское правительство выкупило контрольный пакет акций Англо-персидской нефтяной компании. Великобритания продолжила оказывать на Шаха давление, чтобы он отправил Мосаддыка в отставку и назначил пробритански настроенного политика Ахмеда Кавама.

    В свою очередь, зная о подковерных играх Британии, в июле 1952 года Мосаддык обратился к Шаху с предложением о перестановке в правительстве, согласно с которым, помимо поста премьер-министра, он бы занимал должность министра обороны. Шах ответил отказом. Тогда Мосаддык пошел на рискованный шаг и подал в отставку. Новым премьером был назначен Кавам. Однако радость англичан была преждевременной. В результате по всей стране прошли массовые протесты. Активисты Национального Фронта вышли на улицы, скандируя «Мосаддык или смерть!». Выступление поддержало духовенство. В результате Кавам добровольно подал в отставку, а Мосаддык вновь стал премьер-министром, получив при этом и пост министра обороны.

    Иранский премьер Мохаммед Мосаддык во время интервью.

    16 октября были разорваны дипломатические отношения с Лондоном, и в самые кратчайшие сроки все сотрудники английского посольства и консульств были высланы из Ирана. Учитывая то, что к этому времени многие британские сотрудники уже были вынуждены покинуть страну, агентурная сеть Великобритании серьезно пострадала. Соответственно, глава отделения MI6 в Тегеране, Кристофер Монтегю Вудхаус, отправился в Вашингтон, чтобы еще раз попросить поддержать план свержения Мосаддыка.

    На этот раз американцы отнеслись к идее гораздо более благосклонно, что легко объяснимо. Первая причина заключается в том, что в Белом доме сменился хозяин — в ноябре 1952 года новым президентом страны был избран Дуайт Эйзенхауэр, на которого разговоры британцев о мнимом просоветском настрое Мосаддыка действовали гораздо сильнее, чем на Трумэна. А вторая (и не исключено, что главная) причина — это то, что США сами потерпели неудачу в попытках договориться с Мосаддыком относительно иранской нефти. Осенью 1952 Штаты предложили иранскому премьеру план, который предусматривал создание консорциума, состоящего из ведущих мировых нефтяных компаний (разумеется, в том числе, из американских фирм), который бы покупал нефть у НИНК. Идея была отвергнута. И вскоре позиция Вашингтона относительно свержения Мосаддыка изменилась — британцы получили согласие на участие США в перевороте в Иране.

    В кратчайшие сроки план отрешения Мосаддыка от власти был доработан. С американской стороны разработкой операции руководили Джон Фостер Даллес, госсекретарь США, и его брат Аллен Даллес, назначенный директором ЦРУ. Небезынтересным является тот факт, что оба брата являлись партнерами знаменитой юридической фирмы Sullivan and Cromwell, где работали до перехода на государственную службу (Джон Фостер достаточно длительное время даже являлся ее главой). А одним из главных клиентов этой компании как раз была… Англо-Иранская нефтяная компания.

    Рабочие коммунисты на демонстрации с плакатами на тему свержения английского нефтяного господства во время англо-иранского нефтяного противостояния

    Операция «Аякс»

    Окончательно план свержения был утвержден правительствами Великобритании и США в июне 1953 года, однако первые шаги по его реализации начались еще раньше. Проведение операции, получившей кодовое название «Аякс», было поручено офицеру ЦРУ Кермиту Рузвельту, внуку президента США Теодора Рузвельта. Было решено, что пост премьер-министра займет генерал Фазлолла Захеди, давний политический враг Мосаддыка. Поэтому одной из основных составляющих секретной операции являлась его подготовка и подробный инструктаж. Первые контакты с Захеди, который, кстати, в 1943 году был арестован англичанами за сотрудничество с нацистами и выслан на 3 года в Палестину, прошли в середине февраля 1953 года через его сына Ардешира. Генерал Захеди с большим энтузиазмом принял идею переворота и выразил готовность во всем сотрудничать с американцами.

    Также необходимо было подготовить общественное мнение и заручиться поддержкой Шаха Мохаммеда Резы. Осуществить первую задачу оказалось достаточно просто. Помогла тут давняя проблема Ирана – коррумпированность всех отраслей жизни страны. Прибыв в июне 1953 года в Иран, Рузвельт и его помощники стали проводить встречи с членами парламента, духовенством, военными, журналистами, издателями, общественными деятелями, подкрепляя свои аргументы весомыми взятками. Денег на это у них было достаточно – ЦРУ выделило на операцию $1 млн. В 1953 году это была внушительная сумма.

    В стране начала разворачиваться пропаганда, обвиняющая Мосаддыка в коррупции, антиисламских и антимонархических взглядах, а также в сотрудничестве с коммунистической партией Туде. В разных городах страны начали проходить антиправительственные акции, участникам которых был предварительно выплачен гонорар. Как правило, подобные демонстрации приводили к столкновениям со сторонниками Мосаддыка, что заканчивалось кровопролитием. Борьба развернулась и в парламенте. В итоге к концу июля работа Меджлиса была попросту парализована.

    Солдаты на дежурстве во время массовых беспорядков в Тегеране. Ноябрь 1953

    Самые большие трудности возникли с Шахом, согласие которого было необходимо, чтобы придать перевороту легитимность. Он должен был подписать два указа: один об отставке Мосаддыка, другой – о назначении на пост премьер-министра Захеди. Однако Шах поначалу наотрез отказался действовать согласно с планом, опасаясь, что в случае провала заговора он может остаться без поддержки Британии и США, один на один с армией и разгневанной толпой, и лишиться трона. Чтобы убедить его, было решено действовать через его сестру, принцессу Ашраф, проживавшую в Париже. Поначалу она, как и ее брат, также отказалась участвовать в операции. Однако после личной встречи с агентами ЦРУ и MI6 она изменила решение.

    Говорят, что решающую роль в перемене взглядов сыграли солидная сумма денег и норковая шуба. В конце июня принцесса вылетела в Тегеран и встретилась с братом. Однако ее миссия закончилась провалом.

    Тогда за поддержкой обратились к генералу Норману Шварцкопфу (отцу того самого генерала Нормана Шварцкопфа-мл., который в 1991 году командовал операцией «Буря в пустыне»). В 40-х годах Шварцкопф возглавлял военную миссию США в иранской жандармерии, и было известно, что Шах симпатизирует ему. Щварцкопф провел ряд встреч с Шахом, уговаривая его подписать указы. Также несколько встреч с ним провел и Кермит Рузвельт. Однако Мохаммед Реза все еще колебался и требовал гарантий поддержки переворота правительствами США и Великобритании.

    Гарантии того, что операция «Аякс» одобрена властями обоих государств, были предоставлены. Согласно договоренности, Черчилль сделал так, что по ВВС вместо обычной ежедневной фразы «Время — полночь» прозвучало «Точное время — полночь». А президент Эйзенхауэр на собрании губернаторов США в Сиэтле, которое состоялось 4 августа, сделал внезапное отступление от текста своего доклада и заявил, что «Соединенные Штаты не будут сидеть без дела и смотреть, как Иран падает за Железный Занавес». Шах все понял и обещал подумать. В итоге он подписал оба указа.

    Нефтеперерабатывающие заводы, закрытые в Абадане во время англо-иранского нефтяного противостояния

    В субботу, 15 августа полковник Нематолла Нассири доставил Мосаддыку указ о его отречении от власти. Однако Мосаддык был в курсе готовящегося переворота, и подобный визит не застал его врасплох. Он объявил, что указ – фальшивка, Нассири был арестован. Войска, лояльные Мосаддыку, установили во всем городе блокпосты. Захеди был объявлен в розыск. Также были арестованы оппозиционные депутаты, офицеры, которых подозревали в поддержке Захеди, а также министр двора. Шах в панике бежал сначала в Багдад, а потом в Рим. Фактически операция была сорвана.

    Рузвельт и его команда были вынуждены импровизировать. Захеди был перевезен на секретную квартиру, где и оставался до конца переворота. Затем был предпринят целый ряд действий. В первую очередь были опубликованы указы Шаха о смещении Мосаддыка и назначении Захеди. Затем два репортера взяли интервью у сына Захеди, Ардешира. Он рассказал об указах и охарактеризовал попытку Мосаддыка арестовать его отца как переворот, так как Захеди был легально назначен премьером. Это интервью было быстро опубликовано в The New York Times и в других изданиях.

    Далее необходимо было заручиться поддержкой военных. В армии стали циркулировать декларации, призывающие поддержать Шаха. Также обратились за помощью к гарнизонам в других городах Ирана. В итоге к городу была подведена колонна танков и бронемашин.

    17 августа в Тегеране начались демонстрации, участникам которых предварительно было заплачено. На улицах и по радио звучали призывы отстранить Мосаддыка от власти и вернуть в страну Шаха. ЦРУ наняло людей, которые под видом сторонников коммунистической партии Туде устроили в городе погромы. Вскоре к ним присоединились настоящие члены Туде, не осведомленные о том, что это провокация.

    Действия коммунистов, настоящих и мнимых, привели в ярость большую часть населения. Мосаддыка обвинили в пособничестве коммунистам. Число сторонников Захеди возросло. Демонстрации продолжились и в последующие два дня. Сам Мосаддык отказался посылать армию для того, чтобы подавить беспорядки, не желая ввергать страну в гражданскую войну. В этот же день к его дому подошли танки, начался штурм. В течение нескольких часов погибли около 300 человек, вокруг все было разрушено от артиллерийского огня. Мосаддык был вынужден бежать. На следующий день он сдался.

    Демонстранты несут плакаты с корейским ребенком, используя смерть Хадж Али Размары для антиамериканской пропаганды

    Послесловие

    Шах с триумфом вернулся в Иран. Захеди стал премьер-министром. Дипломатические отношения с Великобританией были восстановлены. Мохаммед Моссадык провел три года в тюрьме. До своей смерти в 1967 году он оставался под домашним арестом.

    Вопрос вокруг иранской нефти, которая и послужила яблоком раздора, также был решен. За основу был взят план, предложенный США Мосаддыку в конце 1952 года. В 1954 году правительство Захеди заключило с Международным нефтяным консорциумом договор, предоставляющий ему право добычи и переработки иранской нефти в течение 25 лет с возможностью продления договора.

    Иран получал 50% от продажи нефти, что к этому времени было нормой на мировом нефтяном рынке. 40% акций консорциума были поделены поровну между пятью американскими нефтяными компаниями (Chevron, Exxon, Gulf, Mobil и Texaco), 6% получила французская фирма Compagnie Française de Pétroles, 14% — Royal Dutch Shell. Англо-Иранская нефтяная компания, в этом же году сменившая свое название на British Petroleum, сохранила за собой 40% акций. Также компания получила компенсацию от иранского правительства за ущерб, понесенный в результате национализации нефти, в размере 25 млн фунтов стерлингов. А учитывая то, что Royal Dutch Shell является совместным британо-нидерландским предприятием, фактически англичане сумели обеспечить себе контрольный пакет акций.

    Англо-Иранская нефтяная компания меняет свое название

    Но все же Великобритания утратила то влияние, которое она оказывала на политическую и экономическую жизнь Ирана. На протяжении длительного времени Туманный Альбион безупречно разыгрывал иранскую карту в целях обеспечения своих национальных интересов. Формально Иран никогда не входил в Британскую империю, однако de facto на протяжении практически полувека он находился в положении ее колонии. Этот контроль обеспечивался исключительно с одной целью — доступ к нефти. Без этого Британия не смогла бы удержать статус Великой Державы в ХХ веке, что отлично осознавал Уинстон Черчилль, когда весной 1914 года настаивал на покупке правительством контрольного пакета акций Англо-Персидской нефтяной компании.

    Время подтвердило его правоту. Во время обеих мировых войн благодаря бесперебойным поставкам нефти из Ирана британские армия и флот были обеспечены дешевым топливом. Это способствовало тому, что и в 1919, и в 1945 году Великобритания оказалась в числе победителей. Что касается BP, наследницы АИНК, то она до сих пор входит в число ведущих нефтяных компаний мира.

    В заключение хочется обратить внимание вот на какой момент. Когда в 1951 году разразился англо-иранский нефтяной кризис, британский гений в очередной раз проявился в том, что Лондон сумел решить свои проблемы чужими руками. Несмотря на то, что план свержения Мосаддыка был разработан британцами, его реализация была доверена Штатам. Во время переворота всю грязную работу выполнили американские спецслужбы, англичане же «скромно довольствовались вторыми ролями». И корни того, что врагом номер один для иранцев сегодня являются США, а вовсе не Британия, во многом лежат именно в 1953 году.

    После исламской революции 1979 года Мосаддык почитается как национальный герой, а день, когда был принят закон о национализации нефти, является праздничным. А благодаря активным действиям ЦРУ в исторической памяти иранцев операция «Аякс» ассоциируется вовсе не с Великобританией, а с ее бывшей колонией. На фоне этих событий бесчинства АИНК в течение нескольких десятилетий отошли на задний план.

    В конце концов, красиво уходить — тоже искусство, доступное далеко не каждому.

    divo-ra.blogspot.ru

    Иран - Нефть в мире

    иран

    Исламская Республика Иран (ИРИ) - до 1935 года официальное название - Персия. Государство в Юго-Западной Азии. Омывается на юге и юго-западе Оманским и Персидским заливами, на севере - Каспийским морем. Площадь - 1,65 млн. кв.км, население - 60,8 млн. человек. Глава государства - президент, законодательный орган - однопалатное Исламское национальное собрание (Меджлис). Административно-территориальное деление - 24 остана. День независимости был объявлен 1 апреля 1979 года. Столица - Тегеран. Крупные города - Исфаган, Тебриз, Шираз, Кум, Ардебиль, Газвин и др. Президент ИРИ в настоящее время - Мохаммед Хатами. Высший духовный лидер - аятолла Али Хаменеи. Глава Кабинета министров - Хашеми Рафсанджани. Распространенные языки на территории ИРИ - персидский, арабский, турецкий, курдский. Этнические группы: персы (51%), азербайджанцы (24%), курды (7%), арабы (3%), туркмены (2%) и др. Основная религия - ислам (89% - шииты, 10% - сунниты), другие распространенные религии - зороастризм, иудаизм, христианство и бахаизм. Национальная валюта - риал. Основные партнеры по внешней торговле - Германия, Италия, Япония, Франция, Турция, Великобритания, Нидерланды, Испания. В 1998 году страна экспортировала продукции и товаров на сумму 15,14 млрд. долларов, импортировала - на 12,71 млрд. долларов. Основные статьи экспорта - нефть и нефтепродукты, ковры, фисташки. Основными видами продукции, импортируемыми ИРИ, являются машины, военное оборудование, металлы, пищевые продукты, фармацевтические препараты, светлые нефтепродукты. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 10,2 млрд. долларов (80-85%). Внешний долг на конец 1998 года - 18,8 млрд. долларов. Глава Министерства нефти - Биджан Намдар Занганех. Доказанные запасы нефти ИРИ - 90 млрд. баррелей (не менее 9% общих мировых запасов). В 1998 году в ИРИ ежедневно добывалось 3,6 млн. баррелей нефти. Квота ИРИ в ОПЕК (утвержденная 1 апреля 1999 года) - 3,359 млн. баррелей в сутки. Ежедневное потребление нефти ИРИ - 1,13 млн. баррелей в день. Мощности по переработке нефти - 1,45 млн. баррелей в день. Основные импортеры иранской нефти - Япония, Южная Корея, Великобритания, Китай, Турция, Таиланд, Индия, Бразилия, Тайвань. Запасы природного газа оцениваются в 812 трлн. кубических футов. Нефтяная и газовая отрасли Ирана находятся под полным контролем государства. Государственная нефтяная компания - Национальная Иранская нефтяная компания (NIOC - National Iranian Oil Company) ведет разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, занимается переработкой и транспортировкой сырья и нефтепродуктов. Национальная Иранская Газовая компания (NIGC - National Iranian Gas Company) занимается добычей, переработкой, транспортировкой и экспортом газа. Решение вопросов нефтехимического производства возложено на Национальную нефтехимическую компанию (NPC - National Petrochemical Company). Наиболее активно работающими западными компаниями в Иране сегодня являются Газпром, Petronas, Shell и Total. Основные месторождения нефти ИРИ - Гаджаран, Марун, Аваз Банджистан, Ага Джари, Радж-и-Сафид, Парс, Биби Хаким. Основные нефтеперерабатывающие заводы - Абадан (мощность 477 тыс. баррелей в день), Исфаган (251 тыс. баррелей в день), Бандар Аббас (220,400 баррелей в сутки), Тегеран (213,750 баррелей в сутки), Арак (142,500 баррелей в сутки), Тебриз (106,400 баррелей в сутки), Шираз (38 тыс. баррелей в сутки), Керманшах (28,5 тыс. баррелей в сутки), Лаван (20 тыс. баррелей в сутки). Основные нефтяные терминалы расположены на островах Харг, Лаван, Сирри, Ларак, а также в Рас Бахрегане. В августе 1996 года американский Конгресс одобрил закон о санкциях против Ирана и Ливии (так называемые ILSA), которые ужесточали американский, если можно так выразиться, режим благоприятствования (например, кредитование и условия работы в США) для неамериканских компаний, инвестирующих в разработку нефтяных и газовых месторождений ИРИ ежегодно не менее 40 млн. долларов. В 1997 году ценз инвестиций был понижен до 20 млн. долларов. Отметим, что ILSA являются не первыми санкциями, введенными США против Ирана. Так, в начале 1995 года президент Клинтон подписал два правительственных распоряжения, согласно которым американским компаниям, а также любым их филиалам запрещалось заключать любые контракты, подразумевающие финансирование развития нефтяной отрасли Ирана. Одним из самых крупных контрактов, аннулированных этими распоряжениями, стал контракт между ИРИ и американской компанией Conoco о разработке блоков А и Е месторождения Сирри. Проект оценивался в 550 млн. долларов. Отметим, что место Conoco было довольно быстро занято французской Total и малайзийской Petronas. В середине августа 1997 года президент Клинтон подписал еще одно правительственное распоряжение (№ 13059), в очередной раз подтверждающее запрет на любые инвестиционные действия американских граждан в ИРИ. Несмотря на действие ILSA, консорциум в составе Total, Petronas и Газпром продолжили реализацию проекта разработки газового месторождения Южный Парс (объем инвестиций - 2 млрд. долларов). Исходя из объективных обстоятельств (строительство магистральных трубопроводов и газопроводов из Казахстана, Азербайджана и Туркменистана), в мае 1998 года администрация Белого дома уточнила, что наложенные Конгрессом санкции ILSA не распространяются на прокладку нефте - и газопроводов через территорию Ирана. Отметим, что Иран занимает выгодное с геополитической и стратегической точек зрения положение для прокладки маршрутов транспортировки нефти, позволяющее значительно удешевить по сравнению с другими вариантами транспортировки (например, через Турцию) доставку сырья на мировые рынки. В 1997 году Туркменистан, ИРИ и Турция подписали соглашение с Shell о подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства газопровода, по которому туркменский газ мог бы доставляться через территорию Ирана в Турцию. Минимальный объем инвестиций в этот проект - 4 млрд. долларов. Между тем, в конце 1998 года в западной прессе появились сообщения о том, что Shell отложила реализацию проекта. При этом официальные представители компании заявили, что сегодня мы не заинтересованы участвовать в реализации строительства какого-либо иранского трубопровода . Уже в феврале 1999 года компании General Electric и Bechtel подписали протокол намерений о сотрудничестве в реализации проекта строительства газопровода из Туркмении в Турцию в обход ИРИ по дну Каспийского моря (2,5 млрд. долларов). В случае реализации проекта, по газопроводу ежегодно планируется транспортировать свыше 1 трлн. кубических футов газа. Большая часть иранской нефти малосерниста. В декабре 1998 года президент ИРИ Хатами заявил, что основными направлениями деятельности правительства в нефтяной отрасли страны станет реструктуризация и модернизация нефтяной промышленности, а также открытие новых месторождений. В январе 1999 года парламент (Меджлис) ИРИ обязал Министерство нефти Ирана ежемесячно отчитываться о проводимой работе. В свою очередь Национальная Иранская Нефтяная компания (NIOC) в настоящее время сосредоточила усилия на поисково-разведочных работах. Согласно планам NIOC, к 2000 году компания намерена пробурить 61 поисково-разведочную скважину на море и на суше. Отметим, что начиная с 1995 года NIOC добилась нескольких значительных открытий, таких как морская структура Дарховен (2,5 млрд. баррелей нефти с низким содержанием серы). NIOC намерена приступить к разработке Дарховен в 1999 году. Иран - вторая по объемам добычи нефти страна-член ОПЕК. В настоящее время Иран готов предложить инвесторам около 20 проектов в нефтегазовой отрасли, начиная от разработки морских месторождений и заканчивая модернизацией ряда НПЗ (например, на острове Лаван). В марте 1998 года Bow Valley Energy (Канада) и британская Premier Oil подписали контракт на 270 млн. долларов, предусматривающий развитие морского месторождения Балал, запасы которого оцениваются в 80 млн. баррелей нефти. Однако в конце прошлого года Bow Valley Energy вышла из проекта, объяснив свое решение финансовыми проблемами, ставшими последствиями азиатского кризиса. В феврале 1999 года правительство ИРИ предоставило права на развитие морского месторождения Доруд и газового месторождения вблизи острова Харг французской Elf Aquitaine и итальянской ENI. По мнению иранской стороны, доразведка Доруда (проект оценивается в полмиллиарда долларов) позволит увеличить запасы месторождения на 700 млн. баррелей и повысить суточную добычу нефти с 90 до 220 тыс. баррелей. В январе нынешнего года British Petroleum/Amoco начала переговоры с иранским правительством о разработке месторождения на суше Аваз. Это же месторождение также привлекло французскую Total. В том же месяце норвежская Saga Petroleum выступила с инициативой о начале переговоров с иранским правительством по поводу разработки месторождений Дехл Уран и Чешмен-Кош. Saga Petroleum подписала с NIOC соглашение на 2,7 млн. долларов, предусматривающее оценку норвежской компанией сейсмических данных по ряду перспективных участков, включая блок Дара и морское месторождение Хандиджан. В декабре 1998 года Газпром и подразделение NIOC - Naftgaran Engineering Services Co. - создали совместное предприятие, которое намерено провести поисково-разведочные и буровые работы на территории Ирана. В минувшем году приблизительно шестая часть (свыше 500 тыс. баррелей в сутки) добываемой Ираном нефти извлекалась из восьми морских месторождений. Вообще же крупнейшими морскими месторождениями Ирана сегодня являются Доруд-1 и 2, Салман, Абузар, Форозан и структура Сирри. Министерство нефти Ирана планирует широкомасштабное развитие и освоение существующих шельфовых месторождений и рассчитывает довести добычу нефти на морских месторождениях к 2000 году до 1 млн. баррелей в день. По мнению экспертов, освоение морских запасов Персидского залива и сектора Каспийского моря, примыкающего к территории Ирана, в ближайшие годы потребуют инвестиций в объеме не менее 10 млрд. долларов. Между NIOC и правительством Туркменистана подписан контракт на бурение четырех скважин на месторождении Туркмен-баши (25 млн. долларов). Для реализации рассчитанного на 18 месяцев проекта будет использована иранская платформа Иран-Хазар . Необходимо также отметить, что существует проблема разработки каспийских месторождений нефти и газа, связанная с территориальными претензиями всех пяти прикаспийских государств - России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. После развала СССР и до сих пор остаются неурегулированными вопросы правового статуса Каспийского моря, что тормозит принятие окончательных решений по разделу этого водного бассейна и разграничения его на национальные секторы. Соответственно, остается под сомнением с правовой точки зрения ведущаяся ныне рядом прикаспийских государств разработка месторождений Каспия.

    Добавить комментарий

    infoneft.ru


    Смотрите также