Когда закончится нефтяной век и наступит эра метана. Когда кончится эра нефти


Эра нефти заканчивается. :: NoNaMe

Так считает бывший главный нефтяник Саудовской Аравии.

Про этого человека говорят, что «он знает о нефти все». Этот человек был одним из ключевых деятелей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 70-е годы. Именно он разработал концепцию использования нефти в качестве политического оружия, и западный мир в свое время содрогнулся от энергетического шока, устроенного арабами.

Наконец, этот человек был министром нефти Саудовской Аравии, что, согласитесь, кое-что значит. Потом поругался с королем и сейчас возглавляет в Лондоне Центр глобальных энергетических исследований. И вот теперь Ахмед Заки Ямани, который «знает о нефти все», заявляет – эпоха нефти подходит к концу. Потрясающе!

Эра нефти заканчивается.

----------------------<cut>----------------------

Заявил он это, кстати, в интервью японским журналистам по поводу скучной юбилейной даты – отмечаемого в этом году 50-летия ОПЕК. Однако вместо славословий своей родной организации шейх Ахмед Заки Ямани сказал следующее:

"В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, когда удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить".

На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил: "Нет".

Верить ему можно – например, в 2008 году бывший министр предсказал, что в «ближайшее время» баррель нефти будет стоить где-то 70 долларов. Что мы сейчас и имеем.

Впрочем, (к счастью для России и ее руководства) эра нефти оборвется, конечно, не завтра. О темпах приближения конца эпохи более-менее можно судить по докладу, который на этой неделе опубликовала Европейская комиссия.

В 2009 году в введенных в зоне ЕС новых мощностях по производству электроэнергии 62 проц уже приходилось (внимание) на возобновляемые источники – ветряки, солнечные батареи, гидростанции и т.д. По сравнению с 2008 годом их доля возросла на 5 проц.

В общем объеме мощностей электрогенерации на возобновляемые источники энергии приходится сейчас в ЕС уже 20 проц. И среди них пока лидируют ветряки.

К 2020 году ЕС намеревается довести долю возобновляемых источников в своем общем энергетическом балансе до 20 проц.

Так что все идет не так быстро – и мы еще покайфуем на нефтегазовой игле.

Но есть и паршивая новость. Шейх в упомянутом выше интервью предсказывает переизбыток предложения на мировом рынке нефти, если месторождения Ирака наконец-то заработают на полную катушку. Так что будем надеяться на «Аль-Каиду» и суннитских партизан.

Эра нефти заканчивается. Эра нефти заканчивается.

txapela.ru

Эра нефти заканчивается. страница 2 :: NoNaMe

Так считает бывший главный нефтяник Саудовской Аравии.

Про этого человека говорят, что «он знает о нефти все». Этот человек был одним из ключевых деятелей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 70-е годы. Именно он разработал концепцию использования нефти в качестве политического оружия, и западный мир в свое время содрогнулся от энергетического шока, устроенного арабами.

Наконец, этот человек был министром нефти Саудовской Аравии, что, согласитесь, кое-что значит. Потом поругался с королем и сейчас возглавляет в Лондоне Центр глобальных энергетических исследований. И вот теперь Ахмед Заки Ямани, который «знает о нефти все», заявляет – эпоха нефти подходит к концу. Потрясающе!

Эра нефти заканчивается.

----------------------<cut>----------------------

Заявил он это, кстати, в интервью японским журналистам по поводу скучной юбилейной даты – отмечаемого в этом году 50-летия ОПЕК. Однако вместо славословий своей родной организации шейх Ахмед Заки Ямани сказал следующее:

"В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, когда удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить".

На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил: "Нет".

Верить ему можно – например, в 2008 году бывший министр предсказал, что в «ближайшее время» баррель нефти будет стоить где-то 70 долларов. Что мы сейчас и имеем.

Впрочем, (к счастью для России и ее руководства) эра нефти оборвется, конечно, не завтра. О темпах приближения конца эпохи более-менее можно судить по докладу, который на этой неделе опубликовала Европейская комиссия.

В 2009 году в введенных в зоне ЕС новых мощностях по производству электроэнергии 62 проц уже приходилось (внимание) на возобновляемые источники – ветряки, солнечные батареи, гидростанции и т.д. По сравнению с 2008 годом их доля возросла на 5 проц.

В общем объеме мощностей электрогенерации на возобновляемые источники энергии приходится сейчас в ЕС уже 20 проц. И среди них пока лидируют ветряки.

К 2020 году ЕС намеревается довести долю возобновляемых источников в своем общем энергетическом балансе до 20 проц.

Так что все идет не так быстро – и мы еще покайфуем на нефтегазовой игле.

Но есть и паршивая новость. Шейх в упомянутом выше интервью предсказывает переизбыток предложения на мировом рынке нефти, если месторождения Ирака наконец-то заработают на полную катушку. Так что будем надеяться на «Аль-Каиду» и суннитских партизан.

Эра нефти заканчивается. Эра нефти заканчивается.

txapela.ru

Эра нефти закончилась.

Когда подорожает нефть?

Короткий ответ - никогда. Точнее, примерно через 30 лет, но уже с совсем другими объемами потребления. В любом случае, можно считать, что для нас с вами эра нефти закончилась.

Прав лидер есеров Сергей Миронов - поздно мы начали думать о том, что надо развивать промышленность высокотехнологичную... Пока вместо этого возьмем мильярд, чтоб вязать нановеники...

Лучший способ узнать, что нас ждёт в будущем - обратиться к прошлому. Человечество уже успело последовательно пережить несколько энергетических эпох, которые, за исключением самой первой, начинались и развивались очень похожим образом.

История

Первым источником энергии для нас были дрова, и их эпоха длилась дольше всего - десятки тысяч лет. Костёр развести, печку затопить, ведьму сжечь - всё делалось на дровах и это всех устраивало

Затем пришло время индустриализации, топливо потребовалось в таких масштабах, что никаких лесов бы не хватило, и в 1850 году наступила эра каменного угля. С углём всё неплохо и сейчас, его производят более 400 млн. тонн ежегодно. Правда, половина из этого количества добывается и потребляется исключительно в Китае. Все остальные от него постепенно отказываются из-за вреда, который он наносит экологии.

А ещё уголь очень сложно использовать как топливо для самолётов и танков, поэтому с 1900 года начала набирать популярность нефть и чуть позже - сопутствующий ей природный газ, который ввиду дешевизны и нетоксичности оказался прекрасным бытовым источником тепла.

Примерно в это же время выросла потребность в электричестве и началось строительство гидроэлектростанций. Впрочем, гидроэнергетика довольно быстро уперлась головой в потолок: для ГЭС нужна мощная река с хорошим перепадом высот и возможностью построить плотину - таких мест на земле в принципе не очень много. Кроме того, экосистема рек ниже ГЭС страдает от изменившегося режима водосброса, а огромные территории выше ГЭС оказываются затопленными, что может себе позволить далеко не каждая страна.

Поэтому с 1950 года в мире началось строительство атомных электростанций. Помимо прорвы электроэнергии (суммарно - до 375 гигаватт) они давали приятный бонус в виде оружейного плутония, что было очень кстати во время холодной войны. К сожалению, очень быстро выяснилось, что одна авария на АЭС может изгадить на следующую тысячу лет территорию, равную небольшой европейской стране. Авария на ЧАЭС в 1986 году резко снизила популярность атомной энергетики, а после Фукусимы АЭС и вовсе начали массово закрывать - с 2010 года суммарная мощность атомных электростанций устойчиво падает.Сейчас мы входим в эпоху возобновляемых источников энергии - преимущественно солнечных батарей и ветряков, а на горизонте уже маячит термоядерная энергетика - в 2013 году было начато строительство первого экспериментального термоядерного реактора ITER. Закончиться оно должно в 2019, после чего стартует программа экспериментальных пусков. Кроме этого, идут и другие эксперименты над созданием принципиально новых источников энергии, в том числе на базе низкоэнергетических ядерных реакций (LENR).

Тенденции

С любым источником энергии, когда он появляется на рынке, происходит одна и та же история, состоящая из четырёх фаз.Первая фаза - взрывной рост, когда объёмы производства и потребления растут ускоряющимися темпами со скоростью 5-10% в год. Обычно рост производства начинается, когда падает какой-нибудь технологический барьер и все понимают: вот оно, золотое дно! Нужно ловить момент!Вторая фаза - перепроизводство, когда неожиданно оказывается, что рынок уже перенасыщен, а производство ещё какое-то время растёт по инерции - в строй вводятся мощности, заложенные ранее. В результате цены резко падают, за ними проседает производство и разоряются самые слабые из производителей.Третья фаза - выравнивание спроса и предложения, а затем медленный поступательный рост со скоростью до 1% в год или менее. На этом этапе идёт борьба за снижение издержек, цены идут вниз под давлением всё новых и новых источников энергии.Четвёртая фаза - стагнация, когда требования экономики или экологии вытесняют источник энергии в отдельные узкие ниши.

Перспективы

Атомная энергетика с 2010 года находится в стагнации, уголь оказался бы там же ещё в 1960, если бы не Китай, но и ему осталось совсем не долго.Гидроэнергетика медленно растет за счёт развивающихся стран - в развитых давно использованы все имевшиеся возможности для строительства ГЭС.Нефть и газ прошли переломную точку в 1975 году и сейчас прибавляют по 0,7% в год, постепенно уступая свою долю в энергетическом балансе другим источникам энергии.Суммарное потребление энергии в мире сейчас растёт примерно на 2,4% в год. Почти половину этой цифры даёт рост потребления энергии на каждого человека, оставшиеся 1,16% - прирост населения.В будущем рост потребления энергии будет замедляться: во-первых рост населения тормозится со скоростью 0,01% в год, а во-вторых в развитых странах из-за энергосбережения потребление энергии уже почти десять лет не растёт, а падает.

С современными технологиями развивающимся странам нужно будет поднять потребление энергии не так уж и сильно. Например, Китаю с сегодняшних 2140 кг. условного топлива на человека до европейской нормы в 3400 кг. с текущим темпом прироста в 8% идти всего 5-7 лет.

Это означает, что осталось максимум 10 лет роста спроса на топливо вообще, а потом ударит всё разом: энергосбережение, насытившийся Китай и снижение темпов роста населения.При этом позиции нефти в качестве энергоносителя и так шаткие, ведь у рынка есть новый фаворит - альтернативная энергетика. Производство электроэнергии с помощью возобновляемых источников последние 10 лет растёт с темпом 15% в год, последние 5 лет с темпом в 17% в год. Это не просто много, это, фактически, взрыв!Условия для этого взрыва создали постоянно дешевеющие солнечные батареи и ветрогенераторы. С 1977 по 2014 годы цена батареи на один ватт вырабатываемой энергии упала с $76,67 до $0,36 (в 213 раз) и продолжает падать.

По данным за 2012 год, доля альтернативной энергетики составляла 4,7% в общем объёме, к 2020 это будет минимум 11,6%, а к 2025 - более 20%.В Германии был недавно поставлен рекорд: солнечные батареи дали более 50% суточного объема энергии. Это было, правда, в выходной день, но тенденция понятна.Если доля альтернативной энергетики будет расти, то кто-то должен падать, теряя либо объемы, либо цену. С учётом того, что стоимость киловатта, полученного с помощью новых ветрогенераторов, будет ниже, чем полученного с помощью природного газа, есть о чём задуматься.

Бензин

Нефть - это не столько топливный мазут, сколько бензин, авиакеросин и дизельное топливо, в которые перерабатывается основная часть нефти - под 80%. Согласно самым пессимистичным прогнозам, доля электромобилей в продажах новых автомобилей в 2020 году достигнет 8% и будет увеличиваться.В Норвегии ещё в сентябре 2013 года электромобиль Tesla S занял первую строчку в проданных за месяц автомобилях с рыночной долей 5,1%. Автопарк РФ включает 27% автомобилей в возрасте до 5 лет, в ЕС и США - ещё больше.Прирост продаж электромобилей в разных странах даже неудобно называть, потому что на фоне общей стагнации автомобильного рынка цифры получаются неприлично, неправдоподобно большими: 400-800% в год.

Это значит, что через 5 лет минимум 3-10% всех автомобилей будут ездить на электричестве, снижая общее потребление бензина на 1-5%. Добавим к этому гибридные двигатели, постоянное повышение экономичности ДВС и попытки правительств законодательно ограничить расход бензина в новых автомобилях (в США Обама пытался сделать это ещё в 2009 году). Уже одно это может полностью нивелировать текущий рост спроса на нефть (0,7% в год) и привести рынок нефти к стагнации.

Заметьте, что Tesla S это, фактически, дорогой суперкар. Сейчас Tesla планирует выпустить на рынок новую модель электромобиля Tesla E, совокупная стоимость владения которым будет конкурировать с вполне себе бюджетной Toyota Camry. Как на это отреагирует рынок - представьте себе сами.

СуперциклыС объемами потребления нефти всё понятно, остаётся вопрос - что будет с ценами? Они то идут вверх, то падают вниз и живут какой-то своей жизнью, совершенно не зависящей от объемов потребления. По этому поводу я нашёл интересную работу, написанную в 2012 году в Colorado School of Mines.Согласно приведенным там данным, колебания цен на нефть и уголь циклически повторяются раз в 30 лет.Есть общий тренд на медленное снижение реальных цен (с учётом инфляции) на нефть и уголь, и есть периодические отклонения от него в пределах от -80% до +120%.

Средняя цена по тренду сейчас чуть ниже $40 в ценах 2005 года, то есть примерно $48 в ценах 2015 года. Соответственно, максимальная цена (без учёта мелких колебаний) может доходить до $105, а минимальная - кратковременно падать до $10.

Самое интересное в этой истории то, что последняя самая высокая точка цикла приходится на 2014-2016 годы. Если это так и мы только что её прошли, то нас ждёт пятнадцать лет низких цен на нефть, в течение которых мы можем увидеть и $30, и $20, и даже $10 за баррель. А если учесть, что нефтяная эра подходит к своему закату, то не факт, что повышение цен вообще когда-нибудь наступит. Либо, как вариант, цены всё-таки вырастут, но объёмы потребления нефти в мире к этому моменту будут в разы меньше, чем сейчас.

Производители

Что же в этой ситуации делают те, кто кровно заинтересован в высоких ценах на нефть - производители и экспортёры? США открывает экспорт нефти, запрещённый на протяжении десятилетий. ОПЕК не стесняясь говорит о том, что готова к $30 за баррель. Иран готовится к снятию санкций, набивая нефтью все имеющиеся хранилища и танкеры. Все остальные предлагают друг другу снизить объемы добычи в то время, пока сами их наращивают.

Иран с его 4% от мировой добычи может стать тем самым спусковым механизмом, который даст старт глубокому и затяжному падению цен. Иран собирается увеличить добычу на 1 млн. баррелей в сутки, то есть более чем на 1% от мировой добычи. Это кажется небольшой цифрой, если не вспоминать, что рынок нефти растёт всего на 0,7% в год.

Складывается такое ощущение, что все (кроме особо упоротых) прекрасно понимают, что нефтяная лавочка закрывается и нужно в буквальном смысле успеть выкачать из неё максимум.

Могут ли они себе позволить снижение цен? Безусловно. Себестоимость нефти в Саудовской Аравии и вообще на Ближнем Востоке колеблется в пределах от $2 до $30 за баррель, при этом их совокупные запасы нефти превышают наши примерно в 9 раз. Венесуэла добывает с себестоимостью от $20 до $30, и её запасы больше наших всего в три раза. Себестоимость обычной нефти лежит в пределах от $15 до $45, а добываемой на шельфе - от $35 до $65. Выше $50 лежит себестоимость нефти, добываемой из сланцев и на арктическом шельфе.

Запас для снижения цен есть почти у всех, правда у нас осталось не так уж много месторождений, работающих на материке с хорошей себестоимостью. Вероятнее всего, для нас падение цен будет сопровождаться ещё и снижением объемов экспорта в разы. Как вариант - государство может сделать очередной хитрый налоговый маневр и поддержать нефтедобытчиков за счёт остальных налогоплательщиков снижением пошлин и субсидиями. Им от этого станет легче, нам - наоборот. В любом случае, экономика понесёт колоссальные потери.

Может ли что-то помешать росту объемов добычи нефти? Может. Большая и затяжная война в районах добычи нефти. Вот только Ирак уже своё отвоевал, Иран после санкций воевать не особенно хочет, Саудовская Аравия никогда и не собиралась, крошечная Венесуэла не может при всём желании, Норвегии - не с кем, в Нигерии и так не особенно спокойно.

Одна надежда на ИГИЛ, но они прекрасно понимают, что шариатом сыт не будешь и добыче нефти не только не мешают, а наоборот - сбрасывают её по демпинговым ценам.

Итого

Цены на нефть будут стабильно низкими (в районе $40 за баррель и ниже) ещё около 15 лет, а объёмы её потребления скоро начнут падать.Это падение вызвано завершением жизненного цикла нефти, как энергоносителя, давлением быстрорастущей альтернативной энергетики, энергосбережением, замедлением роста населения, растущей популярностью электромобилей и входом в очередной долгосрочный цикл снижения цен.

Крупнейшие экспортёры нефти к этому готовы и пытаются выжать из рынка максимум, пока это ещё возможно. Низкая себестоимость позволит им зарабатывать на нефти даже в условиях падения котировок до $30 за баррель.

Для нас из-за более высокой себестоимости рынок нефти почти полностью закрывается. Это означает смертный приговор для экономики, которая почти полностью ориентирована на экспорт энергоносителей.

Изменить тренд на снижение цен может только чудо, а точнее - геополитическая катастрофа.

yablor.ru

Конец нефтяной эры. На смену нефтяной приходит эра Теслы.: andreistp

В Китае запретят продажи бензиновых автомобилей (а сейчас 57% мирового спроса на нефть обеспечивает транспорт). Электрокары снизят спрос на нефть к 2040 году - Bloomberg.«Китай запретит продажи бензиновых авто»-такое громкое заявление от крупнейшего в мире импортера нефти сейчас, на фоне попыток ОПЕК и РФ стабилизировать цены на нефть, выглядит как четкий месседж: «ребята, продавайте сейчас подешевле, пока ваш товар востребован, потом может быть поздно». Скоро у участников сделки ОПЕК не выдержат нервы.В Китае запретят продажи бензиновых автомобилей вслед за Великобританией и Францией. Китай вслед за многими другими странами хочет запретить автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Как заявил замминистра промышленности и информационных технологий Китая, власти страны работают над тем, чтобы установить конкретные сроки, к которым производство и продажа автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями будут прекращены. По словам господина Синя, этот шаг будет иметь большое значение для окружающей среды и автомобильной промышленности Китая и побудит автопроизводителей активнее развивать электромобили.По данным ОПЕК, сейчас 57% мирового спроса на нефть обеспечивает транспорт.Ставка на электромобили — безусловный тренд: Вольво объявил о переходе на электротягу, в Европе, в США бум гибридов и электромобилей.Бурный рост промышленности и резкое увеличение числа автомобилей ухудшают и без того непростую экологическую обстановку в крупных городах Китая. Власти выражают серьезное беспокойство в связи с загрязнением воздуха, изменениями климата и зависимостью от импорта нефти. В качестве решения Китай рассматривает полный запрет бензиновых и дизельных автомобилей.Китай, имеющий вторую по величине экономику в мире, присоединился к ряду других стран, которые стремятся поэтапно отказаться от автомобилей на бензине и дизельном топливе. Франция, Великобритания, Испания и Германия рассматривают 2030-2040 годы как период установления запрета на продажу новых автомобилей с ДВС. Индия также рассматривает введение подобного запрета с 2030 года. Китайские и зарубежные автомобильные компании смогут производить для эксплуатации в Китае только электромобили и машины с гибридными установками. В них знакомые большинству двигатели внутреннего сгорания соединяются с электродвигателем и батареей. Китай планирует начать с введения обязательных квот на электромобили. Производство таких автомобилей власти Китая поддерживают субсидиями и облегчают процедуру регистрации транспорта для покупателей таких авто. По данным EV-Volumescom в 2016 году в Китае продали 265 000 новых электромобилей — это больше, чем в странах ЕС и США в совокупности. Для сравнения в 2016 году во всей Европе было продано 110 000 таких авто.Доля продаж новых электрических и гибридных моделей в Китае к концу 2018 года может составить уже 8%, к 2020 году она достигнет 12%, а в 2025 году — 20%. Таким образом, через 8 лет каждый новый легковой автомобиль в Китае будет экологически чистым.По прогнозам аналитиков Bloomberg, к 2025 году электромобили будут стоить столько же, сколько машины с бензиновыми и дизельными двигателями. К 2038 году в мире будет производиться больше электромобилей, чем машин, работающих исключительно на бензине или дизеле.Китай интенсивно идет по пути развития EV и гибридов, доля именно двигателей внутреннего сгорания в любом случае должна была становиться все меньше и как раз к 2030-2040 году среди новых авто стать совсем незначительной.2. Электрокары снизят спрос на нефть к 2040 году: Bloomberg New Energy Finance. Отказ ряда стран от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2040 году вытеснит с рынка около 8 млн баррелей нефти в сутки. Так, власти Китая рассматривают возможность полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Такой шаг будет положительно влиять на окружающую среду и стимулировать производство электрокаров. «Они уже поставили цель, чтобы электромобили составляли 20% продаж к 2025 году, и мы не ожидаем, что это изменится», — полагает аналитик Bloomberg New Energy Finance Колин МакКеррахер. Также об отказе от дизельных и бензиновых автомобилей к 2040 году заявили Франция и Великобритания. После заявлений о переходе к электромобилям акции крупнейших нефтяных компаний никак не сдвинутся к росту, включая PetroChina, Cnooc и China Petroleum & Chemical Corp. В то же время акции производителей электрокаров и поставщиков компонентов к ним активно растут.3. Продажи электромобилей в США выросли на 31%.4. Продажи электромобилей и гибридов в Европе увеличились на 41%.5. В Германии продажи электрокаров выросли на 137%.6. Инвестиции Volkswagen в электромобили составят $84 млрд. Volkswagen к 2030г предложит электрические версии для всех 300 моделей автомобилей.Volkswagen полностью пересмотрел свою инвестиционную стратегию. Теперь они обещают инвестировать $84 млрд, чтобы выпустить 300 моделей электромобилей на рынок к 2030 году.7. Сделка ОПЕК-Россия дала осечку. Сделка стран ОПЕК и России, согласившихся сократить добычу на 1,8 млн баррелей в сутки, снова дала "осечку". Процесс сокращения запасов в мировых хранилищах, где с 2014 года было накоплено больше 300 млн баррелей "излишков", прекратился, сообщило Международное энергетическое агентство в опубликованном в среду отчете.На конец июля коммерческие запасы в мире составили 3,016 млрд баррелей. Это соответствует уровню предыдущего месяца.Суммарный уровень запасов по-прежнему выше, чем в прошлом году (2,985 млрд баррелей).За 7 месяцев, что действует нефтяной пакт - крупнейший скоординированный шаг нефтедобытчиков с конца 1990х годов, - страны ОПЕК и российские нефтяные компании добровольно отказались от добычи 370 млн баррелей.Однако их усилия были на 85% перекрыты ростом производства в государствах, не присоединивших к сделке следует из данных МЭА.На фоне двукратного роста объемов бурения на сланцевых месторождениях США увеличили добычу на 0,8 млн баррелей в сутки с начала года. В целом добыча вне ОПЕК на 1 млн баррелей в день превышает прошлогодние показатели.В 2018 году рост ускорится до 1,5 млн баррелей в сутки на фоне запуска новых проектов в Канаде и Северном море, прогнозирует МЭА.В этих условиях у ОПЕК де-факто нет возможности отказаться от продления сделки: страны вне картеля покроют практически весь спрос, объем которого, по оценке агентства, составит в следующем году 1,6 млн баррелей в сутки.Ситуация могла бы быть еще хуже, если бы не закупки Китая, отмечают аналитики JPMorgan. Объем таких закупок составляет от 0,5 до 1 млн баррелей в сутки. Без этого спроса избыток на мировом рынке был бы сопоставим с уровнем 2015 года.8. Австралия бьет рекорды по экспорту СПГ.9. Китай в 2,5 раза обогнал США по общей мощности солнечной энергетики. 10. Турция вышла на третье место в Европе по объему производства солнечной энергии.

Продажи электромобилей в США выросли на 31% https://aftershock.news/?q=node/559971В Китае запретят продажи бензиновых автомобилей Китай введёт запрет на продажи автомобилей, работающих на ископаемом топливе, сообщает Bloomberg. http://elektrovesti.net/55801_v-kitae-zapretyat-prodazhi-benzinovykh-avtomobileyEnergy Aspects: сжиженный природный газ в ближайшие годы будет дешеветь http://www.forexpf.ru/news/2017/09/07/bhp7-energy-aspects-szhizhennyj-prirodnyj-gaz-v-blizhajshie-gody-budet-deshevet.htmlBMW подготовит водородную систему к 2025 году http://www.jcnews.ru/news/bmw_podgotovit_vodorodnuyu_sistemu_k_2025_godu/40098

andreistp.livejournal.com

Эра нефти заканчивается. страница 3 :: NoNaMe

Так считает бывший главный нефтяник Саудовской Аравии.

Про этого человека говорят, что «он знает о нефти все». Этот человек был одним из ключевых деятелей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 70-е годы. Именно он разработал концепцию использования нефти в качестве политического оружия, и западный мир в свое время содрогнулся от энергетического шока, устроенного арабами.

Наконец, этот человек был министром нефти Саудовской Аравии, что, согласитесь, кое-что значит. Потом поругался с королем и сейчас возглавляет в Лондоне Центр глобальных энергетических исследований. И вот теперь Ахмед Заки Ямани, который «знает о нефти все», заявляет – эпоха нефти подходит к концу. Потрясающе!

Эра нефти заканчивается.

----------------------<cut>----------------------

Заявил он это, кстати, в интервью японским журналистам по поводу скучной юбилейной даты – отмечаемого в этом году 50-летия ОПЕК. Однако вместо славословий своей родной организации шейх Ахмед Заки Ямани сказал следующее:

"В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, когда удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить".

На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил: "Нет".

Верить ему можно – например, в 2008 году бывший министр предсказал, что в «ближайшее время» баррель нефти будет стоить где-то 70 долларов. Что мы сейчас и имеем.

Впрочем, (к счастью для России и ее руководства) эра нефти оборвется, конечно, не завтра. О темпах приближения конца эпохи более-менее можно судить по докладу, который на этой неделе опубликовала Европейская комиссия.

В 2009 году в введенных в зоне ЕС новых мощностях по производству электроэнергии 62 проц уже приходилось (внимание) на возобновляемые источники – ветряки, солнечные батареи, гидростанции и т.д. По сравнению с 2008 годом их доля возросла на 5 проц.

В общем объеме мощностей электрогенерации на возобновляемые источники энергии приходится сейчас в ЕС уже 20 проц. И среди них пока лидируют ветряки.

К 2020 году ЕС намеревается довести долю возобновляемых источников в своем общем энергетическом балансе до 20 проц.

Так что все идет не так быстро – и мы еще покайфуем на нефтегазовой игле.

Но есть и паршивая новость. Шейх в упомянутом выше интервью предсказывает переизбыток предложения на мировом рынке нефти, если месторождения Ирака наконец-то заработают на полную катушку. Так что будем надеяться на «Аль-Каиду» и суннитских партизан.

Эра нефти заканчивается. Эра нефти заканчивается.

txapela.ru

Когда закончится нефтяной век и наступит эра метана

С интересом ознакомился с рассказом из первых рук о том, как быстро развитие технологий может опрокинуть устоявшиеся представления и прогнозы. Действительно, еще года три назад ни один из экспертов не замахнулся бы на смелое предположение о том, что стремительное распространение технологий добычи нетрадиционного газа в США серьезнейшим образом изменит расстановку сил на мировых газовых рынках и станет, например, одной из причин падения экспорта российского газа в Европу. Однако именно это и произошло, что заставляет внимательно прислушаться к прогнозам Михаила Юрьева (не стану останавливаться на деталях развития событий в газовой сфере — с ними можно ознакомиться в статье «Структурные изменения на рынках природного газа и перспективы экспорта газа из России», Экономическая политика, №1, 2010).

Остановимся на трех наиболее примечательных выводах М. Юрьева.

Через десять лет рынок газа и нефти перестанет быть глобальным. Он станет похож на рынок энергетического угля.

Начнется стремительный процесс вытеснения нефти газом. Можно допустить, что процесс этот будет не 100-процентным, но то, что он далеко зайдет, — это факт.

2012 год будет последним годом высоких или относительно высоких цен на нефть.

Прогнозы звучат революционно. Вдруг М. Юрьев видит изнутри процесса что-то, что эксперты, как и в истории с добычей нетрадиционного газа в США, проглядели? Попробуем разобраться.

Цепочка рассуждений Юрьева выглядит логично: развитие и удешевление технологий добычи нефти и газа из нетрадиционных месторождений позволит большинству стран начать (или возобновить) масштабную добычу нефти и газа на своей территории (сланцевые нефть и газ и нефтяные и газовые сланцы есть практически везде) и, следовательно, резко сократить импортную зависимость. Основные центры потребления нефти и газа (США, Европа, КНР и т.д.) приблизятся к самообеспеченности. Международная торговля нефтью и газом сойдет на нет (кроме местных перевозок между соседними странами).

Себестоимость добычи нетрадиционной нефти в США постепенно снизится до 10 долл. за баррель, а нетрадиционного газа — до 50—60 долларов за 1 тыс. кубометров. Газ — более чистое топливо, и это поможет ему вытеснить нефтепродукты не только в промышленности и электроэнергетике, но и на транспорте. Потребление нефти начнет снижаться. Не говорится впрямую, но явно подразумевается, что ОПЕК потеряет возможность влиять на рынок. На смену нефтяному веку придет эра метана, причем дешевого!    

С последним выводом спорить не стану. Пойду даже дальше: развитие технологий может привести эру угля на смену эре метана. А возможно (все опять же зависит от скорости развития тех или иных технологий получения энергии), ни эра метана, ни эра угля не окажутся долгими. Основным источником энергии, в том числе на транспорте, может стать что-то третье (совсем необязательно термоядерный синтез, который уже давно претендует на эту роль). Вот только в сроках М. Юрьев, мне кажется, чересчур оптимистичен.

Технологии — бесспорно, всему голова, и нефтяной век закончится совсем не потому, что на Земле не останется запасов нефти. В этом М. Юрьев гораздо более дальновиден, чем сторонники сдерживания добычи нефти и сохранения углеводородного сырья в земле для будущих поколений (мотивы последних благородны, но зиждутся не на экономическом расчете и понимании роли технологического прогресса, а на немного наивной вере в непреходящую ценность черного золота (см. «Не проспать конец века», «Эксперт», №37, 2008). Однако развитие технологий немыслимо вне экономического контекста, и тут, по-моему, рассуждения М. Юрьева забегают далеко за горизонты реальности.

А реальность такова: огромные запасы нефти и газа в нетрадиционных месторождениях совсем не новость (многие из них известны десятилетиями). Но технологий, делающих их разработку экономически оправданной в широких масштабах, до последнего времени не было. А для некоторых типов месторождений (например, нефтяных сланцев или газовых гидратов) их по-прежнему нет. Именно поэтому, кстати, Геологическая служба США (USGS) не проводит оценку извлекаемых запасов нефтяных сланцев четырех многообещающих бассейнов формации «Зеленая река», при том что общие запасы нефти только в одном из них оцениваются гигантской цифрой 1,5 трлн (!) баррелей (больше, чем мировые доказанные запасы обычной нефти, включая нефтяные пески).

Технологии, конечно, будут появляться и по мере применения удешевляться. Пример быстрого наращивания добычи сланцевого газа в США — наглядное тому подтверждение. Но с нефтью процесс этот, скорее всего, не будет быстрым. Дело в том, что на начальных этапах внедрения технологий их применение еще очень дорого и оправданно только при достаточно высоких ценах. А дешевая нефть есть в основном только у ОПЕК. При циклическом падении нефтяных цен добыча нефти в ОПЕК сохранится. А вот пойдут ли инвестиции в освоение нетрадиционных месторождений нефти за пределами ОПЕК — неочевидно. Вспомним пример канадских нефтяных песков. Их разработка началась в годы высоких нефтяных цен второй половины 70-х годов. Но потом цены значительно снизились, и про нефтяные пески было забыто практически на два десятилетия. К этой теме вернулись только в последние годы рекордно высоких цен.

Заинтересован ли ОПЕК в подрыве своего влияния за счет разработки нетрадиционных месторождений нефти за своими пределами? И будет ли картель ждать, пока себестоимость добычи нефти в США упадет до 10 долл. за баррель? Думается, нет. Ну а если ОПЕК предложит нефть по 20—30 долларов за баррель, от нее что, откажутся американские потребители? Опять же нет. Поэтому нефтяная отрасль пройдет еще через достаточно много циклов взлета и падения цен и следующих за ними инвестиций (в этом она не отличается от любой другой сырьевой отрасли), прежде чем сбудутся прогнозы М. Юрьева. Себестоимость добычи нефти в основных потребляющих нефть регионах еще долго будет превышать показатели ОПЕК. И мировая торговля нефтью, газом, да и углем поэтому будет не сокращаться, а расти (что они, включая уголь, благополучно и делают, несмотря на мрачные предсказания М. Юрьева).

Те же экономические резоны определят и способность газа заменить бензин и дизель в качестве моторного топлива. А, может, эту роль суждено сыграть метанолу (в случае прорыва в генной инженерии), биодизелю или электромобилю (с выработкой электроэнергии преимущественно за счет чистых технологий сжигания угля).

www.odnako.org

Новости дня: Эра нефти скоро закончится - Свободная Пресса

Нефтяная эра подходит к концу и окончательно завершится, когда человечество сумеет перейти на использование водородных двигателей, заявил в среду, 11 августа один из самых авторитетных экспертов в области топливной энергетики в мире, бывший министр нефти Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани. Такое его мнение приводит международное агентство Associated Press со ссылкой на интервью японскому информационному агентству Киодо в связи с отмечаемым в этом году 50-летием ОПЕК — Организации стран-экспортеров нефти. На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил «нет», по его словам, она «развалится» гораздо раньше.

«В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, если удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить», — считает Ямани.

Бывший министр заявил, что доля добычи нефти странами ОПЕК падает с основания организации в сентябре 1960 года, так как картель хотел держать цены на высоком уровне, а его позиции по добыче снижались из-за новых развивающихся стран-экспортеров. Главным из них является Россия, которая прочно вошла в число мировых лидеров после развала СССР.

Справка «СП»

Организация стран-экспортеров нефти основана в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) для координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть. Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля сегодня приходится около 40% мировой добычи нефти.

ОПЕК работает на спекулянтов

На Международной конференции по нефти, проходившей в Москве, министр энергетики России Сергей Шматко заявил о проблематичности сохранения в будущем цены на нефть в диапазоне от 60 до 80 долларов за баррель. Министр пояснил, что цена нефти сейчас остается относительно высокой благодаря политике ОПЕК по ограничению ее предложения на мировом рынке. Однако состояние спроса, запасов и свободных мощностей для наращивания производства говорит о необходимости снижения нефтяных цен, считает Шматко.

«Движение к стабильному и предсказуемому рынку нефти неизбежно сопряжено с необходимостью очищения цены на этот углеводород от спекулятивных составляющих, что особенно важно в условиях волатильности цен и неопределенности среднесрочных потребностей рынка в энергоресурсах», — передает его слова портал Polit.ru. По мнению Шматко, «экономически обусловленным» механизм ценообразования станет только тогда, когда он будет подкреплен множеством реальных, а не виртуальных рыночных сделок.

Получается, что министр энергетики России косвенно обвинил ОПЕК в потворстве мировым рыночным спекулянтам. Шматко также отметил необходимость создания системы, которая позволяла бы ограничить спекулятивный капитал. «Это затруднит в будущем образование „мыльных пузырей“. Согласие участников конференции с таким подходом означало бы „голосование“ за стабилизацию нефтяного рынка», — заявил министр.

Понятно, что такими своими заявлениями министр энергетики России пытается оправдать позицию страны на мировом нефтяном рынке, когда она всякий раз увеличивает добычу нефти в пику ее снижению странами ОПЕК, которые таким образом борются с падением цен на сырье. Но непонятно, чем России, сидящей на нефтяной игле и, соответственно, целиком и полностью зависящей от мировых цен на сырье, выгодно понижение ее стоимости на рынке. Зачем нам «стабилизация» нефти на уровне ниже 60 долларов за баррель?

Тем временем президент Дмитрий Медведев заявил, что «правильная» цена на нефть должна быть в пределах 80−90 долларов за баррель, а премьер-министр Владимир Путин недавно добавил к этому, что только при ее стоимости не ниже 82 долларов Россия способна побороть дефицит бюджета. Да и то — не ранее, чем к 2015 году. А что будет с бюджетной дырой, если нефть «стабилизирется», как мечтает Шматко, на ценах менее 60 долларов — страшно представить…

Конечно, цена нефти в 145 долларов за баррель, как было в 2008 году — это слишком. «Мы ничего не делали в течение последних 10 лет по структурному изменению экономики, потому что нефть все перла и перла. Это легко объяснить: все считали, что если она стоит сегодня 120 долларов, то завтра будет стоить еще больше. Многие рисовали стоимость в 200 долларов, но произошел обвал, и мы попали на этом больше, чем другие страны», — считает Дмитрий Медведев. По его словам, в «бесконечном» повышении цены на нефть Россия не заинтересована — это будет препятствовать структурному изменению экономики.

С такой точкой зрения согласен и вице-премьер Алексей Кудрин, который утверждает, что глубиной падения российской экономики в кризис мы обязаны именно «нефтяному пузырю». По его словам, этот пузырь создан был в результате того, что мы не смогли «аккумулировать денежные ресурсы, поступающие в страну в результате высоких цен на нефть».

Добавим также, что до кризиса прогноз цены нефти в 200 долларов за баррель давал глава Газпрома Алексей Миллер, а уже после обвала, когда цены на нее упали до 36−38 долларов, министр финансов Кудрин прогнозировал длительность кризиса в России в 20−50 лет.

«Главная проблема в том, что когда идет такая серьезная подпитка от нефти, реформы становятся вялыми и тормозятся. Легче дать больше денег, а не повышать эффективность. Мы этой зависимости не избежали. „Ресурсное проклятие“ сказалось и на нас. Вопрос в том, сделали ли мы для себя вывод?», — риторически спрашивает (возможно, сам себя) Кудрин. По его словам, в ближайшие годы власти должны тратить не больше, чем поступает в казну при цене на нефть до 50 долларов за баррель нефти марки Urals.

Но что делать России, если спрос на нефть в мире совсем исчезнет, как это прогнозирует арабский министр? Ведь ничего кроме «трубы» в российской экономике в ближайшие годы не просматривается.

Маразм арабского министра

Современная цивилизация западного типа полностью строится на нефти. Автомобили, самолеты, коттеджи и изобилие продуктов, благодаря развитому сельскому хозяйству — все это в значительной степени зависит от нефти или продуктов ее оргсинтеза.

Что такое нефть для современной цивилизации? Это горючее для автомобиля, на котором в основном базируется вся мировая торговля, это индустрия удобрений и сельскохозяйственная техника, это, наконец, тепло- и электроснабжение, без которого большая часть человечества попросту замерзнет. Это асфальт для автодорог — без нефти дорожное строительство просто исчезнет, а вместе с ним исчезнет и современная «автомобильная» цивилизация.

Однако есть еще вещи, на первый взгляд, не имеющие отношения к нефти, но только благодаря ей существующие — например, дома, одежда. Ведь все современные строительные материалы очень энергоемки в производстве — без нефти не обойтись, а ткани, используемые в легкой промышленности, либо напрямую являются продукцией органического синтеза нефти, либо — высокомеханизироавнного сельского хозяйства, которое без нефти невозможно.

Продолжать этот список можно до бесконечности. В структуре потребления энергоносителей нефть занимает очень важное место — она придает жизни «западное качество», обеспечивая по сравнению с твердым топливом большую экологичность, а по сравнению с газом, атомной и гидроэнергией — большую мобильность. Значит, что заменить это жидкое топливо в обозримом будущем невозможно — даже газ менее удобен.

А разговоры про водородное топливо идут уже давно. Еще во времена Второй мировой войны немецкие танки работали на синтетическом бензине, полученном из каменного угля. Германия тогда хорошо умела его делать, она лидировала в мире в этой области — голь на выдумки хитра. Помимо военных, были у немцев и проекты промышленно-городских комплексов, производящих на базе месторождений каменного угля горючий газ, бензин и горячую воду для отопления городов. И если бы не война и дешевая послевоенная нефть, все это наверняка было бы реализовано. Но последний завод по производству синтетического бензина в ФРГ закрылся в начале 1960-х годов, и до сих пор немцы не производят синтетического бензина в массовом количестве. Почему? Потому что синтетический бензин намного дороже нефтяного и его производство потребует весьма дорогостоящих мер экологической защиты.

И какой потребитель станет пользоваться дорогим синтетическим топливом, пока можно будет покупать дешевое природное? А значит, его производство развиваться не будет, пока в мире есть нефть. Правда, есть один выход — если правительства всех стран разом введут налог на использование природного топлива и тем самым уравняют его в цене с синтетическим. Но кто первый решится на это?

svpressa.ru