Нефтяное проклятье Азербайджана. Кому принадлежит нефть азербайджана


Каспийская нефть Азербайджана служит региональному сотрудничеству

Издревле нефть являлась национальным достоянием Азербайджана, определяющим направлением его развития. После того как Азербайджан стал независимым государством, подлинным хозяином своих природных богатств, мы смогли в полной мере использовать наши ресурсы в интересах собственной страны, на пользу нашего народа, наших друзей и партнеров.

Вот уже более 10 лет как Азербайджан объявил политику открытых дверей, активно привлекая зарубежные инвестиции в крупномасштабное освоение богатейших нефтяных и газовых месторождений Каспия. Первым знаменательным шагом на этом пути стало подписание осенью 1994 года соглашения с ведущими нефтяными компаниями мира, вошедшего в историю как "контракт века", по разработке месторождений Азери-Чыраг-Гюнешли в азербайджанском секторе Каспия. Наряду с Азербайджаном участниками контракта стали нефтяные компании Великобритании, России, США и других государств. Азербайджан, осуществляя в последние годы новую государственную Нефтяную стратегию, создание которой неразрывно связано с именем президента Гейдара Алиева, строит на ее основе свою геостратегию и геополитику с учетом реалий ХХI века и в первую очередь национальных интересов. Сегодня наша страна имеет 22 контракта на разведку и разработку нефтегазовых месторождений с 33 нефтяными компаниями, представляющими 15 государств мира, а также ряд соглашений по транспортировке углеводородных ресурсов на международные рынки.

Все это позволило нашей республике превратиться в новый международный центр освоения и экспорта природных углеводородов в регионе, занять ключевое положение в Черноморско-Каспийском бассейне, а главное - открыть путь к созданию на основе прочной правовой базы грандиозного энергетического коридора Восток-Запад, который еще недавно считался чуть ли не наивной выдумкой политиков.

Фундаментальным вкладом в развитие новой Нефтяной стратегии страны, ее научно-техническим и методологическим обоснованием явилась книга Ильхама Алиева "Каспийская нефть Азербайджана". Вышедшая только что в московском издательстве "Известия", она стала в полном смысле этого слова научно-историческим трудом, вызвав большой общественный резонанс.

Эту работу можно по праву назвать энциклопедией Каспия, потому что в ней нашел отражение богатый материал, связанный с политическим и экономическим развитием региона, геополитическими, правовыми аспектами Каспия, добычей и транспортировкой каспийской нефти. Спектр исследованных в книге вопросов весьма широк. Ильхам Алиев выступает здесь как юрист, историк и политолог. А главное, автор подходит к проблемам не сухо и абстрактно, что присуще традиционным научным монографиям, - он исследует вопросы с искренним беспокойством за дальнейшую судьбу азербайджанского народа и государственности, будущее своей родины, применяя при этом теорию системного подхода. С другой стороны, приведенный в книге комплексный научный анализ Нефтяной стратегии Азербайджана, правильно выстроенная структурно-методологическая схема, богатый научный аппарат и другие аспекты свидетельствуют о том, что монография как завершенный, оригинальный труд является значительным вкладом в современную азербайджанскую науку.

В книге дается полная картина событий в истории Кавказско-Каспийского региона от античного периода до начала промышленной добычи нефти на Апшеронском полуострове и развития нефтяной промышленности на изломе XIX-XX веков, когда в Азербайджане добывалась половина производимой нефти в мире. Еще в Х веке на Апшероне, где потом возник Баку, существовали удивительные колодцы с источниками черного золота. Находясь на одной из ветвей караванных путей, соединяющих Китай, Индию и Центральную Азию с бассейном Средиземного и Черного морей, а также Персидский залив с поволжскими ханствами и Московским государством, в XV веке Баку стал одним из крупных торговых портов на Каспии, в том числе и в части экспорта нефти.

Впервые в мире добыча нефти промышленным способом была осуществлена в 1847 году на Апшероне. За это время из его недр получено около полутора миллиардов тонн азербайджанской нефти. Интенсивная же разработка здешних месторождений началась в 1871 году, тогда же был спущен на воду первый нефтяной танкер. В 1872 году семья известных нефтепромышленников Нобелей создала в Баку первую нефтяную компанию, а еще через три года построила свой первый нефтеперегонный завод. В ту же пору на волне "нефтяного бума" на Апшерон устремились многие зарубежные фирмы, стараясь не упустить своего куска от нефтяного "пирога". Активное участие в зарождении нефтяной отрасли принимали видные ученые Д.Менделеев, Г.Абих, Д.Голубятников и многие другие. В 1901 году началось строительство нефтепровода Баку-Батуми, которое завершилось в 1905-м. В том же году в Азербайджане было добыто уже более 10 миллионов тонн нефти, то есть половина мировой добычи.

В период Первой мировой войны 75% российской нефти добывалось на месторождениях Апшеронского полуострова. Баку на глазах превратился в большой промышленный город, став одним из крупнейших индустриальных центров российского государства.

В этой части книги также нашли свое историческое место этапы развития нефтяной промышленности в советское время, ведущая роль азербайджанских нефтяников в становлении нефтяной индустрии страны, их неоценимый вклад в достижение Великой Победы над фашизмом, участие в открытии новых перспективных нефтегазовых месторождений Поволжья, Татарии, Тюмени, в союзных республиках - Казахстане, Туркменистане, где до сих пор с благодарностью вспоминают азербайджанских нефтяников. Мы были пионерами в открытии и освоении первого в мировой практике нефтяного месторождения в открытом море, где более чем полвека назад вырос легендарный город на сваях Нефтяные Камни. Опыт, накопленный здесь, позволил создать новую инфраструктуру для реализации на переломе ХХ-ХХI веков грандиозных проектов по крупномасштабному освоению месторождений нефти и газа на Каспии.

Золотыми страницами в нефтяную летопись Азербайджана вошли 1970-1980-е годы, когда республикой руководил Г.А. Алиев. Объективно оценивая роль и значение важнейших событий той поры, автор всесторонне анализирует меры, предпринятые с целью ускорения развития нефтяной отрасли и обновления ее материально-технической базы. В ту пору были построены, реконструированы и приобретены за рубежом такие современные производства, как Бакинский завод глубоководных оснований (БЗГО), современные мощные крановые суда, трубоукладчики, полупогружные буровые установки типа "Шельф" и десятки других объектов и сооружений. Особо отметим, что созданная в те годы база сыграла существенную роль в возрождении нефтяной промышленности Азербайджана, когда он обрел государственную независимость, особенно начиная с 1993 года, когда страну вновь возглавил Гейдар Алиев.

Останавливаясь на ответственных задачах нефтяной индустрии независимого Азербайджана, автор отмечает, что, несмотря на более чем полуторавековую историю добычи углеводородов, наша страна все еще обладает значительными разведданными, извлекаемыми запасами нефти и газа, особенно на Каспии. Перспективные и прогнозные ресурсы являются надежной основой для развития топливно-энергетического комплекса страны в целом. Так, доказанные извлекаемые и прогнозные запасы нефти в Азербайджане исчисляются миллиардами тонн. Соответственно извлекаемые и прогнозные запасы природного газа оцениваются триллионами кубометров.

Проведенные исследования позволяют дать довольно достоверную характеристику и оценку всем категориям запасов и ресурсов углеводородного сырья как на суше, так и в азербайджанском секторе Каспия. Основные перспективы добычи нефти и газа связаны с Южно-Каспийским нефтегазоносным бассейном, в пределах которого находятся нефтегазоносные области Апшеронского и Бакинского архипелагов, глубоководная часть азербайджанского сектора Южного Каспия, где сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, а также перспективные структуры. Именно эти энергоресурсы будут служить азербайджанскому народу в XXI веке.

Освещая на высоком профессиональном уровне вопросы разработки и подготовки нефтяной политики суверенного Азербайджана, автор уделяет особое внимание главным политическим и экономическим факторам совместного с иностранными фирмами освоения нефтяных и газовых месторождений Азербайджана. На основе множества фактов он раскрывает суть трудностей, возникших в процессе заключения нефтяных контрактов. Находясь у истоков этого процесса, он приводит немало фактов скрытого и явного противодействия нашим планам, острой конкурентной борьбы, идущей вокруг нефтяных запасов Каспия, и справедливо высказывает такую мысль: "Мы хотим, чтобы Азербайджан стал не ареной конкуренции, а зоной сотрудничества между различными интересами". Минувшее десятилетие со всей убедительностью доказало верность нового курса, ибо результаты сотрудничества с иностранными компаниями превзошли все ожидания.

Объем добываемой в нашей стране нефти год от года растет. Если в 1996-1998 годах ее добыча, оставаясь на стабильном уровне, составляла 9,1 млн. тонн, то с 1999 года кривая неуклонно пошла вверх. В 2001 году республика добыла 14,9 млн. тонн, а в 2002-м - 15,3 млн. тонн нефти.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в экономическом плане благодаря "контракту века" республика получила следующее:

- реализация проекта открыла возможность выхода азербайджанской нефти на европейский рынок, что, в свою очередь, создало предпосылки для того, чтобы на более выгодных условиях и уже по отлаженному механизму осваивать другие перспективные площади;

- Азербайджан в глазах международных инвестиционных и кредитных организаций обретает все больший авторитет в плане реализации стратегических проектов, таких, как, например, основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для транспортировки углеводородов на мировые рынки;

- появляется возможность для более крупных капитальных вложений в смежные с нефтью области;

- республика сможет создать валютные запасы и проводить собственную инвестиционную политику;

- ускоряется процесс интеграции Азербайджана в мировое экономическое сообщество;

- повышается уровень технологического развития страны.

Помимо возрождения нефтяной промышленности и прямых экономических выгод "контракт века" и последовавшие за ним соглашения создали благоприятную почву для инвестиций в другие области, такие, как машиностроение, сельское хозяйство, телекоммуникации, сервисные службы, открытия новых рабочих мест, что очень важно для республики с более чем миллионом беженцев. Благодаря тому что в состав консорциума входят компании США, Великобритании, Норвегии, России, Турции, Саудовской Аравии, расширились научные и культурные связи нашей страны. В настоящее время в Азербайджане действуют несколько тысяч совместных предприятий, более 25 азербайджанских культурных центров функционируют в Америке, России, Англии, Франции и других странах. Контракт заметно поднял политический рейтинг республики на международной арене. Азербайджан получил солидную политическую поддержку мировых держав через их вовлеченность в его экономику, а эта поддержка была крайне необходима почти во всех внешнеэкономических вопросах, которые приходилось и приходится решать республике. Знаменательно, что Запад продемонстрировал свое отношение к нашему государству как к равноправному партнеру, чья политическая стабильность открывает путь для новых капиталовложений.

Убежден, что в последующие 5 лет мы станем свидетелями грандиозного подъема азербайджанской нефтяной отрасли. Главное развитие будет достигнуто прежде всего в результате освоения контрактных месторождений Азери-Чыра-Гюнешли (АЧГ).

Сейчас на платформе "Чыраг-1" добывается в среднем 140 тыс. баррелей нефти в день, что значительно превышает прогнозы. На сегодняшний день там добыто более 26 млн. тонн нефти, и она экспортируется на мировые рынки по трубопроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса.

Недавняя разведка показала, что доказанные и могущие быть добытыми на этих месторождениях запасы нефти достигают 5,4 млрд. баррелей. По самым же последним прогнозам, эти запасы оцениваются в 900 млн. тонн. Для эффективного использования открывающихся возможностей подготовлена и начата реализация первого этапа - проекта "Фаза-1", его программа полномасштабного освоения месторождения АЧГ.

Речь идет об освоении центральной части месторождения Азери. "Фаза-1" обеспечит добычу первой нефти в первом квартале 2005 года. В целом же ежедневная добыча на платформе "Чыраг-1" и "Меркези Азери" достигнет 250 тыс. баррелей, а в 2008 году только на этих двух платформах - 500 тыс. баррелей.

Проект "Фаза-2" направлен на освоение восточной и западной частей месторождения Азери, что вместе с "Фазой-1" завершит полное освоение этой контрактной площади, и все это позволит увеличить добычу до 40 млн. тонн нефти в год. Еще на 10 млн. тонн этот показатель возрастет после "включения" "Фазы-3", старт этого проекта намечен на 2008 год.

В книге И.Алиева рассматриваются также широкие перспективы развития газового сектора, которые позволят Азербайджану в недалеком будущем стать стабильным экспортером голубого топлива. Определяющая роль здесь принадлежит уникальному газоконденсатному месторождению Шахдениз на каспийском шельфе Азербайджана, его извлекаемые запасы газа оцениваются в более чем триллион кубометров.

На Шахденизе были пробурены три разведочные скважины, и исследования их показали, что за последние 20 лет столь богатого газового месторождения не было разведано нигде в мире. В феврале 2003 года азербайджанское правительство и зарубежные компании, принимающие участие в освоении этого месторождения, санкционировали проект первого этапа его разработки.

На сегодня названный "Стадия-1", этот проект стоимостью 3,2 млрд. долл. позволит начать эксплуатацию Шахдениза уже с сентября 2006 года. А еще через год здесь планируется получить 4 млрд. куб. м газа; максимальные объемы добычи в рамках проекта "Стадия-1" составят 8,8 млрд. куб. м, из которых ежегодно 6,6 млрд. куб. м будет поставляться в Турцию, а 800 млн. куб. м - в Грузию. Для транспортировки каспийского газа, как известно, намечено построить экспортный газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.

Результаты переговоров, которые провел первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ильхам Алиев с руководителями заинтересованных в экспортных поставках компаний и официальными лицами Греции, Италии и ряда Балканских стран, дают полное основание считать, что каспийское голубое топливо, которое по так называемому Южно-Кавказскому экспортному газопроводу будет поставляться в Турцию, пойдет оттуда дальше - в страны Европы.

Одним из ключевых вопросов в освоении энергоресурсов Каспия является, конечно, вопрос его статуса, которому в книге уделено особое внимание.

Дальновидность проводимой президентом Гейдаром Алиевым политики заключается в том, что он, не дожидаясь исхода затянувшихся споров вокруг определения статуса Каспийского моря, подписал документ о совместной с иностранными компаниями разработке месторождений азербайджанского сектора Каспия.

Согласование позиций по юридическому статусу Каспийского моря между пятью государствами, берега которых он омывает, могло бы продолжаться бесконечно долго, если бы не политический разум и добрая воля руководителей России и Азербайджана. Именно благодаря личным усилиям и взаимопониманию, достигнутому Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным, удалось сдвинуть эту проблему с мертвой точки.

Определение границ морских секторов между двумя государствами, а также между Россией и Казахстаном, Азербайджаном и Казахстаном, выдвинуло необходимость изменить позиции и других государств - Туркменистана и Ирана - в решении этого судьбоносного вопроса. Подписание пакета совместных азербайджано-российских документов, связанных со статусом Каспия, позволит более рационально использовать био- и энергоресурсы этого уникального водоема, устранить негативные моменты и споры в вопросах определения срединных линий, разграничивающих национальные сектора прикаспийских государств, а также в проектировании и строительстве прикаспийских систем транспортировки нефти и газа.

Мы с огромным удовлетворением отмечаем, что с избранием президентом России Владимира Путина в российской политике по Каспию преобладает прагматизм. Сотрудничество между Азербайджаном и Россией приобрело новый качественный уровень в ходе визита Владимира Путина в Баку 9-10 января 2001 года. Важным моментом в развитии двухсторонних отношений между Россией и Азербайджаном стало подписание совместного заявления Азербайджанской Республики и Российской Федерации "О принципах сотрудничества на Каспийском море", сделанного в ходе этого визита. Обсудив вопросы, касающиеся сотрудничества Азербайджанской Республики и Российской Федерации в Каспийском море, стремясь к развитию такого сотрудничества в духе добрососедства, взаимопонимания и взаимоуважения, отмечая жизненно важное значение Каспийского моря для экономического развития прибрежных государств, стороны подтвердили свою позицию об использовании Каспийского моря исключительно в мирных целях. Этот документ подтвердил, что разработка нового правового статуса Каспия является делом самих прикаспийских государств и статус Каспия может быть выработан только на основе их общего согласия. Стороны выразили готовность совместно способствовать активизации пятистороннего переговорного процесса по конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В ходе визита президенты высказались за поэтапное продвижение к консенсусному решению, предложив на первом этапе разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными государствами на сектора с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики. Стороны согласились, что при этом за каждым из прибрежных государств в образуемом в результате такого раздела секторе будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой хозяйственно-экономической деятельности. Учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию на Каспии, было выражено намерение ускорить рассмотрение вопросов защиты природной среды Каспийского моря. Очертив свои морские экономические границы, Россия, расширяя свое сотрудничество с Азербайджаном на этом направлении, активно включается в поиск и разработку минеральных ресурсов своего каспийского шельфа. Безусловно, стремление к интеграционному подходу в ведении нефтегазовых операций компаниями прикаспийских государств - веление времени.

Современная геополитическая ситуация в регионе, исследованию которой в книге уделяется особое место, характеризуется дискуссиями, с одной стороны, между крупными компаниями за получение контрактов на освоение энергоресурсов, а с другой - между государствами - за определение окончательных экспортных маршрутов транспортировки нефти и газа из этого региона на мировые рынки.

Специфика геополитического положения Каспийского региона - расположение на перекрестке традиционных торговых путей из Европы в Азию, именно здесь проходил когда-то знаменитый средневековый Шелковый путь.

После распада Советского Союза Каспий стал перекрестком интересов не только пяти прибрежных стран, но и многих ведущих государств Западной Европы и США, а также Закавказья и Ближнего Востока. Геополитические интересы перекрещиваются в Каспийском бассейне как из-за богатых ресурсов, так и из-за роли, которую отводят Азербайджану и странам Центральной Азии. Конечно же, эта тенденция не ускользнула от внимания автора, который скрупулезно анализирует роль и устремления великих держав, их усиливающийся интерес к каспийским энергоресурсам. Очень важно, что Азербайджан в этих условиях благодаря последовательности своего президента Гейдара Алиева сумел так построить свою внешнюю политику, что сегодня выступает как самостоятельный субъект мировых отношений и равноправный партнер ведущих стран.

Выход азербайджанской нефти на мировые рынки породил новое направление в развитии транспортировки углеводородов на мировые рынки.

Хорошо известно, что в мире есть немало довольно продуктивных месторождений, которые не разрабатываются только потому, что возникают большие трудности с вывозом сырья. В таких случаях проекты, даже эффективные с точки зрения добычи, попросту отправляются на полку, что называется, до лучших дней. Перед прикаспийскими странами и международными консорциумами, занятыми разработкой месторождений Каспия, также остро стоит проблема вывоза нефти из региона, "запертого" в самом центре Евразийского субконтинента.

Стратегические запасы углеводородного сырья каспийского шельфа оцениваются в триллионы долларов США. Эти запасы могут обеспечить в XXI веке потребности экономики бурно развивающихся регионов, ослабить их зависимость от нынешних монополистов, а также отрегулировать баланс на мировом рынке нефти. Вполне естественно, что каждое из государств Прикаспия, намечая пути прокладки нефтепроводов, исходит прежде всего из собственных интересов - как экономических, так и политических, геостратегических. Обо всем этом говорится в главе книги, посвященной проблемам выбора и развития экспортных нефтепроводных систем. В частности, возможности сосуществования новых экспортных газопроводов, таких, как Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южно-Кавказский экспортный газопровод) и российско-турецкий "Голубой поток", а также возможности строительства Транскаспийского газопровода.

Вопросами транспортировки углеводородного сырья в Азербайджане начали заниматься еще задолго до новой нефтяной эры, исподволь готовя ее приход. Естественно, на первых порах оптимальным казалось восстановление недействующего трубопровода Тихорецк-Баку, который при относительно небольших затратах (около 60 млн. долл.) можно было реверсировать в направлении Баку-Грозный-Тихорецк-Новороссийск с выходом к Черному морю. Это было мудрое политическое решение, и в январе 1996 года состоялось подписание межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск, который был пущен в эксплуатацию в октябре 1997 года. С учетом важного значения многовариантности экспортных трубопроводов в марте 1997 года были заключены также соглашения между Азербайджаном и Грузией о доставке нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Супса опять же с выходом на Черное море. Спустя два года в торжественной обстановке состоялось открытие этого трубопровода.

Однако в связи с резким увеличением в Азербайджане объема добываемой нефти (до 50 млн. тонн в год) требовалось создание более мощного трубопровода. Так возникла идея маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан в качестве основной экспортной ветки. Предложение широко обсуждалось со второй половины 90-х годов и получило поддержку как руководства Азербайджана, так и всех заинтересованных сторон - участников консорциума, а также лидеров США, Турции, Казахстана и Грузии, что нашло отражение в Анкарской декларации от 29 октября 1998 года. Как известно, осенью прошлого года на торжественной церемонии близ Баку был заложен фундамент беспрецедентного строительства этого нефтепровода стоимостью 2,94 млрд. долл.

Все экономические расчеты показывают преимущество коммерческой выгодности и стабильности выхода каспийской нефти к глубоководным портам Средиземноморья. Инвесторы и владельцы трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан намерены осуществить этот проект по самым высоким международным стандартам, в открытой и прозрачной форме сотрудничать с правительствами транзитных стран во всех строительных работах. Мы готовы к открытому обсуждению любых конструктивных предложений с целью достижения консенсуса с любой заинтересованной страной, международной структурой и организацией.

Немаловажное место в книге И.Алиева уделено проблемам окружающей среды в условиях интенсификации добычи нефти в Каспийском море. Автор приводит анализ экологического состояния моря, вскрывает наиболее актуальные проблемы, уделяя главное внимание побережью Азербайджана. Конечно, неизбежное расширение нефтяниками фронта работ превращает вопрос биологических ресурсов моря в проблему совместимости рыбного и нефтяного промыслов, и поэтому рассматривать и решать ее следует уже не столько в научной, сколько в политической и экономической плоскости. Политический вектор во многом зависит от успешного проведения переговорного процесса по статусу Каспийского моря, экономическая же сторона проблемы соединится в необходимости согласования интересов и тесной координации зарубежных компаний и государственных структур.

Кроме того, реальную угрозу для экологии моря представляет ситуация, при которой низкие мировые цены на нефть снизят поток нефтедолларов в казну прибрежных государств, нанося урон финансовому потенциалу нефтеэкспортирующих стран, что, в свою очередь, негативно отразится на возможностях финансирования мероприятий по улучшению условий окружающей среды Каспия.

Фундаментальная монография И.Алиева "Каспийская нефть Азербайджана" по форме и содержанию является завершенной научно-исследовательской работой, обладающей крупным народнохозяйственным эффектом и имеющей глубокую научную новизну. В первую очередь она заключается в том, что автор, осуществив масштабный синтез и анализ ключевых аспектов геостратегии, геополитики и геоэкономики, впервые разработал научно-методологическую основу реализации полученных результатов новой Нефтяной стратегии Азербайджана. Представленный автором богатый материал, связанный с различными аспектами разработки, добычи и транспортировки энергоресурсов Каспия, будет полезен и станет предметом пристального изучения не только для азербайджанских специалистов, но и для широкого круга читателей во всем мире.

www.ng.ru

Кто скрывается за государственной нефтяной компанией Азербайджана?

Результаты расследования указывают на недостатки Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI).

Новое расследование «Азербайджан: без лица» [Azerbaijan Anonymous], выпущенное сегодня организацией Global Witness, проливает свет на темную фигуру, играющую заметную роль в нефтегазовой отрасли Азербайджана – ключевого поставщика энергии в страны Европейского союза. Организация Global Witness установила, что малоизвестный бизнесмен Анар Алиев получил права собственности, по-крайней мере, в 48 сделках с Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (SOCAR). Однако вопросы, почему он смог участвовать в данных сделках и какую пользу его участие принесло Азербайджанскому государству, до сих пор остаются без ответа.

Расследование Global Witness вызывает озабоченность по поводу того, что частные лица, включая Анара Алиева и других, от лица которых он, возможно, действует, получают выгоду за счет граждан Азербайджана. В то время как SOCAR и партнеры наверняка действовали законно, недостаток прозрачности по поводу того, как эти компании стали сотрудничать с нефтегазовым сектором Азербайджана, вызывают серьезные вопросы о возможном конфликте интересов и существовании режима преференций.

Непрозрачность сделок указывает на проблему уровня доверия Инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО, или «EITI» на английском), членом которой Азербайджан является уже на протяжении 10 лет. На сегодняшний день государства могут считаться как соблюдающие нормы Инициативы, в то время как ключевые аспекты энергетической отрасли этих стран остаются в тени, что повышает риск коррупции. EITI начинает борьбу с данной проблемой, выпустив пилотную схему, согласно которой участники добровольно публикуют информацию о бенефициарных владельцах компаний в добывающих отраслях еще до того, как требование станет обязательным в 2016 году. Окончательные требования к предоставляемой информации пока находятся на стадии обсуждения.

«Результаты расследования вызывают обеспокоенность тем, что граждане Азербайджана не видят полной выгоды от стремительного роста нефтяной отрасли в стране», – говорит Саймон Тейлор, директор организации Global Witness. – «Для того, чтобы искоренить любые подозрения, власти Азербайджана должны как можно скорее включить раскрытие информации о реальных владельцах компаний в добывающих отраслях (в том числе, нефтетрейдеры) в процесс EITI и в качестве приоритета объяснить характер отношений Анара Алиева и SOCAR».

В частности, результаты исследования «Азербайджан: без лица» организации Global Witness указывают на то, что:

  • Компании, владельцем которых является Анар Алиев, объявили о доходах в размере 375 миллионов долларов США от сделок с азербайджанской нефтью, однако в большинстве случаев организация Global Witness так и не смогла найти доказательств  того, что эти компании прошли отбор в результате надлежащих торгов или публичных тендеров.
  • Например, Анар Алиев заработал 118 миллионов долларов США в обмен на инвестицию в размере 5 миллионов долларов США в швейцарского нефтетрейдера Socar Trading. Причины, почему его компания была вовлечена в эту сделку, не получила достаточного объяснения.
  • Имена владельцев многих других компаний, которые имели партнерские отношения с SOCAR, обнародованы не были, поэтому до сих пор остаются вопросы о том, кто именно извлекает выгоду из сделок, заключаемых Азербайджаном в нефтегазовом секторе.
  • Socar создала дополнительную компанию – нефтетрейдера в Дубае Socar International DMCC, 50% акций которой находится во владении скрытых частных собственников.

«Инициатива прозрачности добывающих отраслей рискует невольно придать степень доверия странам, которые до сих пор страдают от коррупции и непрозрачности», – сказал Саймон Тейлор, директор организации Global Witness. – «Требование назвать истинных бенефициарных владельцев компаний значит, что  гласности должны быть преданы имена тех, кто на самом деле извлекает выгоду из заключаемых сделок, а не их доверенных лиц или компаний, являющихся частью этой непрозрачной цепочки».

/ Конец

Azerbaijan Anonymous доступен на английском. Скоро будет перевод на aзербайджанском языке.

Контактная информация: Контактные телефоны (на английском языке): Том Мэйн +44 207 492 5864, +447939 460 357,  Барнарби Пейс +44 207 492 5823, +44 7969 295 078.

Примечания:

1. ИПДО / EITI – это добровольная инициатива, направленная на раскрытие компаниями информации о размерах выплат, которые компании, работающие в нефтегазовом, а также добывающем секторе, делают государству. Она была объявлена в 2002 году. На сегодняшний день 25 стран были признаны как соответствующие стандарту EITI. Благодаря EITI было задекларировано более 1 триллиона долларов США в качестве платежей компаний в бюджет государств-участниц. Новые правила, расширяющие мандат EITI на обнародование информации о бенефициарных владельцах и прозрачности контрактов, были приняты в 2013 году.

2. Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое извлекает выгоду из деятельности компании и может ее контролировать. Бенефициар отличается от «юридического владельца», так как юридический владелец, как правило, не вовлечен в ведение ежедневных операций и сам может являться юридическим лицом.

3. SOCAR ответила на запрос Global Witness: «SOCAR осуществляет свою деятельность и принимает решения в соответствие с законами Азербайджана, внутренними правилами и нормами SOCAR, в свою очередь, подготовленными согласно с лучшей мировой практикой, принятой в крупнейших международных компаниях». Полный вариант ответа SOCAR можно прочитать на сайте организации Global Witness. Global Witness обратилась за комментариями к другим лицам, упомянутым в данном расследовании, но ответа от них получено не было

4. Global Witness является запасным членом международного совета директоров EITI как представитель гражданского общества.

< Алдыңғы Келесі >
 

old.ecomangystau.kz

Реальная Беларусь Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

"Контракт века" по добыче нефти на Каспии обрел новую трактовку. Такое помпезное название ему дали в Азербайджане, который, став независимым государством, подписал в 1994 году соглашение с 11 международными компаниями по эксплуатации трех морских нефтяных месторождений - Азери,Чираг и Гюнешли (АЧГ), с разведанными на тот момент запасами в 511 млн тонн.

Сделка эта была заключена на период до 2024 года, однако поскольку доказанные объемы разведанных запасов фактически удвоились, зарубежные участники консорциума выступили с предложением досрочной пролонгации контракта, чтобы обновить юридическую базу под предстоящие инвестиции.

Однако Азербайджан стал настаивать на некотором изменении условий соглашения - и добился своего. 14 сентября состоялось подписание нового контракта по тем же месторождениям, срок которого истекает теперь в 2050 году.

Нефтепромыслы Баку помогли СССР одолеть друга Гитлера

 

Доля азербайджанской госнефтекомпании теперь составляет 25% вместо 11,6%. Иностранные партнеры обязались также выплатить в течение восьми лет солидный бонус в размере 3,6 млрд долларов в Госнефтефонд страны.

В последние три года этот фонд, куда направляется прибыль страны от проектов по добыче нефти и газа, а также золота, не только не рос, но даже несколько сократился в прошлом году из-за падения мировых цен на углеводородное сырье.

Разработка АЧГ действительно имела огромную важность для страны. Азербайджан демонстрировал высокие темпы роста ВВП, резко сократил бедность. Благодаря нефтяным деньгам строились дороги и мосты, открывались рабочие места, закупались новые самолеты. Бурно развивался строительный сектор, причем не только жилья.

Футуристическое сооружение архитектора Захи Хадид (где и состоялось подписание нового контракта) и возвышающиеся над городом три башни Flame Towers уже стали новыми символами столицы Азербайджана наряду с привычной Девичьей башней.

Холодный душ

Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGESImage captionТри башни Flame Towers уже стали новыми символами столицы Азербайджана

Для экономики Азербайджана, с удовольствием расходующей на дорогостоящие проекты сверхдоходы от нефти, резкое сокращение потока нефтедолларов стало холодным душем. Сократились доходы правительства, рухнула национальная валюта, на грани краха оказалась банковская система. Зависимость от "нефтяной иглы" не надо было даже доказывать.

Второй год подряд экономика находится в рецессии. Ее рост правительство обещает восстановить только в будущем году. Несмотря на попытки азербайджанского руководства уйти от однобокой экономики, добиться этого в короткие сроки не удается, так что на помощь опять придут нефть и газ.

Боженька шутник - одному все, другому, который в 100 км - только горы

 

Развитие второго крупного проекта ВР в Азербайджане - газового месторождения "Шах Дениз" и новые существенные вливания в АЧГ станут серьезной поддержкой для роста ВВП. По словам главы ВР Боба Дадли, которому в день подписания президент Алиев вручил орден Дружбы, новый контракт вполне оправданно можно назвать соглашением нового столетия.

В АЧГ потенциально могут быть вложены около 40 млрд долларов США инвестиций вдобавок к освоенным 33 млрд долларов. При этом по нынешним ценам стоимость нефти, которую предстоит извлечь, составляет чуть ли не 180 млрд долларов. Правительству, согласно условиям новой сделки, достанется 75% от прибыльной нефти.

Мусульманская. но светская страна

Правда, время такого распределения нефти между инвесторами и Азербайджаном наступит только после 2028 года, считает экономист, глава движения за демократию и благосостояние Губад Ибадоглы.

Острые обсуждения

Подписание нового соглашения стало предметом острых обсуждений в социальных сетях. Диапазон мнений - от ярых сторонников до радикальных противников. Последние утверждают, что есть нефть или нет - для простых граждан это ничего не меняет, они остаются наедине со своими проблемами и бедами. А пропасть между бедным большинством и малочисленной преуспевшей элитой у власти стала еще более непреодолимой.

Хилтон, сэр

 

Исполнительный секретарь оппозиционного движения REAL Натик Джафарли так не считает. "Из 10 манат в кармане наших соотечественников как минимум 8,5 заработаны благодаря нефти, прямо или опосредованно", - написал он в "Фейсбуке", правда, добавив, что при более справедливом распределении качество жизни обычных граждан улучшилось бы более существенно.

Как заявил Джафарли, собственно в самом подписании нового соглашения ничего плохого нет. ВР несомненно привезет в страну новые технологии, продолжит готовить местные кадры, прививать современные формы управления. Да и добыча нефти на этих месторождениях, падающая несколько лет подряд, стабилизируется.

Алиев выбирает между новейшим Т-90А и турецким Алтаем

 

Но в условиях "карманного" парламента, отсутствия свободных медиа и профсоюзов вопросы выгодности нового соглашения для страны подниматься едва ли станут, а транснациональным компаниям вроде BP и ее партнерам это только на руку.

На заре нефтяной эры некоторые мечтали видеть Азербайджан вторым Кувейтом, а главный переговорщик от Азербайджана с иностранцами Валех Алескеров заявил, что хотел бы большего - стать второй Норвегией. Но пока ход событий показывает, что не сбылось ни первое, ни второе.

-----------------

М.П. Посмотрим. Поднимется ли снова Азербайджан

newsland.com