Конспект урока биологии по теме "Нефть". 6 класс. Конспект по теме нефть


Конспект урока по теме "Нефть" страница 9

Вопрос классу: Как вы думаете, а виноват ли во всем в этом сам человек?

Учащиеся.

- Да, природа могла бы сама о себе позаботиться. В окружающей среде нефтепродукты постепенно окисляются аэробными бактериями до безвредных веществ. Но экологические бедствия охватывают большие территории, поэтому человек разработал методы очистки воды от нефти.

Демонстрационный видеоопыт: «Очистка воды от нефти»

Учитель.

Важнейшие аспекты охраны окружающей среды:

  1. Необходимо удалять из нефтепродуктов серу и азот, чтобы при сжигании топлива в атмосферу не попадали их оксиды.

  2. Необходимо охранять среду от загрязнения отходами производства нефтью и нефтепродуктами.

  1. Закрепление и осмысление знаний

Учитель.

1). Обратите внимание: перед вами на партах лежат вопросы. Прочитайте текст и сделайте пометки «+» (знаю), «?» (не знаю, не уверен в этих знаниях или  хотел бы расширить свои знания по этому вопрос).

Учащиеся делают пометки, представленные в раздаточном материале:

1. Нефть – основной источник углеводородного сырья.

2. Нефть – это сложная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвлённого строения, содержащих в молекулах от 5 до 50 атомов углерода.

3. Чтобы выделить из нефти индивидуальные вещества её подвергают переработке.

4. Перегонка (ректификация)– это физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения.

5. Крекинг – это процесс термического или каталитического разложения  углеводородов, содержащихся в нефти.

6. Детонация – это взрыв смеси газов в двигателях внутреннего сгорания при сжатии.

7. Пиролиз – это разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.

8. Риформинг – это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора.

2). Рефлексия.

Предложи быстрый ответ на вопросы:

  • Перегонка нефти. (ректификация)

  • Разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. (пиролиз)

  • Расщепление углеводородов, содержащихся в нефти. (крекинг)

  • Маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета. (нефть)

  • Остаток после перегонки нефти. (мазут)

  • Один из продуктов крекинга нефти используемый в качестве охлаждающей жидкости для двигателя автомобиля. (антифриз)

V.Подведение итогов урока. Рефлексия.

В заключение – рефлексивный тест.

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни. hello_html_51e3b578.jpg

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.

На доске два рисунка с рожицами (с улыбкой и без).

Предлагается выбрать вариант ответа в рефлективном тесте и зарисовать рисунок рожицы, который отражает отношение ученика к проведенному уроку на листах с кроссвордом.

Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за работу, комментирует полученные оценки за урок.

infourok.ru

Конспект урока по теме "Нефть" страница 5

Учащиеся.

- Алканы (парафины) - насыщенные (не имеющие двойных связей между атомами углерода) углеводороды линейного или разветвлённого строения. Подразделяются на следующие основные группы: 

1. Нормальные парафины, имеющие молекулы линейного строения.

2. Изопарафины - с молекулами разветвленного строения.

- Циклопарафины (циклоалканы) - насыщенные углеводородные соединения циклического строения.

- Ароматические углеводороды - ненасыщенные углеводородные соединения, молекулы которых включают в себя бензольные кольца, состоящие из 6 атомов углерода, каждый из которых связан с атомом водорода или углеводородным радикалом.

Учитель.

Большая роль в изучении состава нефти различных месторождений принадлежит российским химикам М. В. Ломоносову, Д.И. Менделееву, В.В. Марковникову, Н.Д. Зелинскому и др.

  1. Переработка нефти.

Учитель.

Нефть, добываемую из земных недр, называют сырой. В сыром виде нефть не применяют, ее подвергают переработке.

Нефть – это смесь углеводородов различной молекулярной массы, имеющих различные температуры кипения, поэтому перегонкой ее разделяют на отдельные фракции.

Перегонка (ректификация) – процесс разделения смесей на отдельные компоненты, или фракции, на основании различия их температур кипения.

В  промышленности перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и  ректификационной (разделительной)  колонны. В печи находится змеевик (трубопровод). По трубопроводу непрерывно подается нефть, где она нагревается до 350°С и в виде паров поступает в ректификационную колонну (стальной цилиндрический аппарат высотой 50 - 60 м). Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну и через отверстия поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие углеводороды конденсируются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию.

Более летучие углеводороды собираются выше и образуют  керосиновую фракцию, ещё выше собирается  лигроиновая фракция.

Наиболее летучие УВ выходят в виде паров из колонны и сжижаются, образуя бензин. Часть бензина подается обратно в колонну для орошения поднимающихся паров. Это способствует охлаждению и конденсации соответствующих УВ. Жидкая часть нефти, поступающей в колонну, стекает по тарелкам вниз, образуя  мазут, представляющий собой ценную смесь большого количества тяжёлых углеводородов. Такая перегонка называется фракционной.

Главный недостаток такой перегонки ― малый выход бензина (не более 20 %) (слайд 5)

Учитель даёт задание классу: Используя  § 17 учебника  (Г. Е. Рудзитис, Ф. г. Фельдман)  (стр. 69 -70), заполните таблицу, а так же записать определения в тетрадь:

Название фракции

Состав

tкипения

Применение

Ректификационные газы

 

 

 

Газолиновая фракция (бензин)

 

 

 

Лигроиновая фракция

 

 

 

Керосиновая фракция

 

 

 

Дизельное топливо

 

 

 

Мазут

 

 

 

Проверка самостоятельной работы.

Учитель демонстрирует слайд, содержащий продукты переработки нефти (слайд 18)

На нефтеперерабатывающих заводах выделяют несколько фракций нефтепродуктов:

infourok.ru

Конспект урока биологии по теме "Нефть". 6 класс

I. Орг.момент (1 мин.)

- Проверьте свое рабочее место. Нам на уроке понадобятся: ручка, карандаш, учебник, и самое главное ваше желание познавать новое.

II. Проверка домашнего задания (10 мин.)

- Ребята, вспомните, какую большую тему мы изучаем? (Полезные ископаемые (ПИ))

- Почему они получили такое название? (Добываются в недрах земли.)

- Давайте выберем из коллекции те ПИ, которые мы с вами уже изучили.

- На какие 2 группы их можно разделить? (Те, которые используются при строительстве и горючие.)

- Какие ПИ вы отнесли к первой группе? (Гранит, известняк, песок, глина.)(Называют и показывают.)

- Какие ПИ вы отнесли ко второй группе? (Каменный уголь, торф.)

- Сегодня у нас урок-исследование. Мы попробуем себя в роли геологов. Кто знает, кто такие геологи?

- Геологи – это люди, которые занимаются поиском и изучением ПИ. Отправляясь в экспедиции, геологи собирают образцы для исследования, после этого возвращаются в лабораторию, где подробно изучают собранные образцы.

- Представьте, что в нашу лабораторию поступили эти 2 образца для исследования. По описанию вы должны определить, какое это ПИ и выбрать его из предложенных образцов. Для этого давайте объединимся в пары. (Работа в группах с образцами торфа и каменного угля.)

Таблица 1

Таблица 2

Каждая группа показывает и называет выбранное ПИ и объясняет, по каким признакам они это определили.

- Что общего у этих ПИ? (Они горят.)

- Как это свойство используется человеком? (Топливо.)

III. Изучение новой темы

1) Вступительная беседа и постановка цели урока (5 мин.)

- Что является топливом для машины? (Бензин.)

- Как вы думаете, является ли бензин ПИ? Почему? (Не является ПИ, потому что его не добывают.)

- Что такое бензин? Где можно найти определение? (В словаре, в учебнике, в Интернете.)

- Самое точное толкование любого слова дает словарь. Давайте найдем значение этого слова. (Бензин – смесь легких углеводородов, бесцветная горючая жидкость, продукт переработки нефти.)

- Бензин получают из нефти. В разные времена нефть называли по-разному:

земляное масло, земляной деготь, земляная смола и даже «кровь земли». Как вы считаете, почему в каждом определении есть слово «земля»? (Добывают из земли.)

- Какой вывод можем сделать? (Нефть является ПИ.)

- Изучали мы это ПИ? (Нет.)

- Определите тему урока. («Нефть».) (Слайд 1.)

- Значит, какая наша главная цель этого урока? (Цель: познакомиться с новым горючим ископаемым – нефтью.) (Слайд 2.)

- Мы с вами ранее уже изучали ПИ. Поэтому давайте вспомним, по какому плану будем работать.

План работы:

  • Определить понятие нефти

  • Узнать свойства нефти

  • Узнать, как добывают нефть

  • Узнать, что получают из нефти

2) Практическая работа (10-12 мин.)

- Я предлагаю начать изучение нефти с ее свойств. Для этого давайте вернемся к нашим исследованиям, проведем небольшие опыты и сделаем выводы. А перед тем как начать, давайте прочитаем правила техники безопасности при работе с нефтью на слайде. (Слайд 3.)

- У каждого из вас лежит таблица, в которую будем заносить результаты опытов. (Слайд 4.)

infourok.ru

Конспект урока-конференции по теме «Природный газ, нефть во взаимосвязи систем» химия,10 класс

Конспект урока-конференции по теме «Природный газ, нефть во взаимосвязи систем» химия,10 класс

(интегрированный урок, метод - проектная деятельность)

Кычкина Ия Васильевна – учитель химии

Балыктахской СОШ Мегино-Кангаласского улуса РС(Я)

Цель урока:

Обучающая: знать роль химических производств (нефтепереработки), газификации в развитии республики, улусов, наслега. Знать продукты переработки нефти, месторождения и их запасы, экономическую выгоду газификации Заречья, значение природоохранных мероприятий. Расширить знания об экологических

Развивающая: развитие экологического мышления у учащихся, затрагивая экономические проблемы, ценность сырья для получения других органических веществ.

Воспитывающая: рассмотрение экономических и экологических проблем, установление причин их возникновения, воспитание любви к родной природе, селу, гордость за республику.

Оборудование, ИКТ: проектор, экран, схемы, таблицы, карта РС, доклады учащихся, материалы прессы и др.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Наша Якутия богата многими полезными ископаемыми, среди них огромное значение имеет природный газ и нефть. Начато развитие новых отраслей промышленности – нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей.

  1. Основная часть:

Выступления учащихся по заданным 11 темам:

- месторождения природного газа в Якутии

- месторождения нефти

- процесс и продукты переработки нефти

- крекинг сжиженного газа

- решение расчетных задач

- взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой

- получение метана в домашних условиях (навозный брикет)

- газификация Заречья

- газификация села Балыктах

- экология в наслеге, улусе

- состояние здоровья жителей села Балыктах

Учитель, учащиеся делают выводы по выступлениям, отвечая на следующие вопросы:

- Как вы понимаете крылатую фразу Д. И. Менделеева о нефти, что топить можно и ассигнациями?

- Как сохранить нашу природу при развитии большой нефтехимии?

- Как изменится жизнь сел, улусов при газификации?

2. Природоохранные мероприятия (работа в группах) с выполнением лабораторно-экспериментальных задач и защитой своего проекта:

-Очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами

- Загрязнение атмосферы

- Утилизация твердых отходов

Обобщение проектной деятельности: Как изменится жизнь села, улуса, республики?

  1. Заключение :Газификация Заречья – это социальная революция, это большой скачок к прогрессу, к развитию общества. Нужны будут республике, улусам работники в области нефти и газа, в эксплуатации железной дороги, поэтому вам, как выпускникам, нужно ориентироваться на технические вузы и средние учебные заведения. Сегодня вы должны понять и усвоить, что все в природе взаимосвязано. Образуется замкнутый цикл: социально-эколого-экономическая система или технобиогеоценоз с круговоротом веществ (составляют в тетрадях схему этой системы).

Топливо земля здоровье

Энергия --------------- вода ----------------------------------- генофонд

Жизнь c/x продукция развитие

  1. Рефлексия: Что вам дал сегодняшний урок?

infourok.ru


Смотрите также