Разливы нефти с судов больше вредят природе, чем крупные катастрофы. Крупные аварии с нефтью


Нефть. Крупнейшие катастрофы в истории – Вести Экономика, 27.03.2014

В ближайшие дни суд в США должен вынести вердикт бывшему инженеру нефтяной компании BP, который пытался уничтожить переписку с руководством компании, которая проливала свет на причины, повлекшие трагедию.

Нефть является одним из самых продаваемых продуктов в мире, это накладывает и свои особенности. Рост глобального рынка нефти в середине XX века вынудил компании использовать супертанкеры для ее перевозки и нарастить добычу в открытом море, игнорируя все возможные риски. В результате катастроф не удалось избежать. Многокилометровые пятна нефти, которые уничтожали тысячи птиц и рыб, оказавшихся на их пути, наносили ущерб дикой природе в течение десятилетий даже после своей локализации.

Крушение танкера "Торри Каньон" (Великобритания)

"Торри Каньон" был одним из первых построенных супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного розлива нефти в современной истории.

Изначально танкер был построен для перевозки 60 тыс. тонн нефти, однако компания, которая владела судном, в обход всех норм, увеличило объем перевозимой нефти до 120 тыс. тонн, что и стало основной причиной катастрофы в 1967 г.

В результате столкновения с рифом у архипелага Силли на юге Британии около 110 тыс. тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 270 квадратных миль. Было загрязнено нефтью около 180 миль береговой линии. Около 15 тыс. птиц и огромное количество животных погибли, прежде чем нефтяное пятно было ликвидировано.

Столь значительный ущерб окружающей среде объясняется тем, что для устранения нефтяного пятна использовались токсичные растворители, которые в результате оказались не эффективными.

Крушение танкера Sea Star

Южнокорейский супертанкер Sea Star столкнулся с бразильским танкером Horta Barbosa вблизи берегов Омана утром 19 декабря 1972 г.

В результате столкновения на борту танкеров начался пожар, который вынудил экипаж в срочном порядке покинуть судна. Пожар на Horta Barbosa удалось потушить в течение дня, однако пожар на южнокорейском танкере так и не удалось потушить. Sea Star затонул 24 декабря после серии взрывов.

Крушение либерийского танкера Odyssey (Канада)

10 ноября 1988 г. либерийский танкер Odyssey в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение.

В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.

Крушение танкера M/T Haven (Генуя)

Принадлежащий семье миллиардера Стелиосу Хаджи-Иоанну танкер M/T Haven неожиданно взорвался неподалеку от Генуи. В пламени погибли пять членов экипажа, а в прибрежные воды вылились 126 тонн нефти. Одной из причин трагедии стало ужасное состояние танкера, который был плохо отремонтирован после попадания в него ракеты во время ирано-иракской войны.

Крушения танкера ABT Summer (Ангола)

28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Крушение танкера Amoco Cadiz (Франция)

В 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось.

В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы.

Крушение танкера Castillo de Bellver (ЮАР)

Танкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР).

В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти.

Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало.

Авария на платформе Nowruz (Персидский залив)

Во время войны между Ираном и Ираком в 1983 г. нефтяной танкер столкнулся в Персидском заливе с платформой Nowruz, повредив расположенную под ней скважину. Возникшую в результате этого утечку нефти не удавалось остановить в течение нескольких месяцев. Общий объем нефти, попавшей в море, составил 250 тыс. тонн.

Сброс нефти в реку Колва (Россия)

Плохое состояние нефтепровода привело к тому, что в течение восьми месяцев нефть протекала в реку Колва (Россия). Однако обильные осадки 29 сентября 1994 г. спровоцировали разрушение гидрозатворов, созданных на ручьях для сдерживания разлившейся нефти. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, в результате чего загрязнение протянулось на 30-40 км по всей ширине реки. В реку попало 265 тыс. тонн сырой нефти.

Столкновение Atlantic Empress и Aegean Captain (Тринидад и Тобаго)

Два танкера Atlantic Empress и Aegean Captain столкнулись около побережья Тринидад и Тобаго. В результате столкновения оба судна загорелись, и 290 тыс. тонн нефти оказались в море. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье островов не пострадало.

Взрыв на платформе Ixtoc I (Мексика)

В 1979 г. на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I из-за резкого скачка давления произошел мощный взрыв, в результате которого в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти.

Ликвидировать последствия этой аварии удалось лишь год спустя, поскольку остановить утечку нефти смогли лишь за несколько месяцев. За это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

Авария на Deepwater Horizon (США)

Платформа Deepwater Horizon, которая принадлежала компании British Petrolium, затонула рядом с побережьем штата Луизиана 22 апреля 2010 г. после 36-часового пожара, который последовал за взрывом.

Жертвами трагедии стали 11 человек. Нефть продолжала вытекать в океан еще в течение 85 дней. К августу 2010 г. из скважины BP в залив попало 4,9 млн баррелей сырья. Утечка стала одним из крупнейших бедствий в истории.

Отступление армии Ирака (Кувейт)

В 1990 г. поверженные иракские войска, для затруднения высадки десанта антииракской коалиции в Кувейте, открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров.

В результате в воды Персидского залива вылилось от 1,5 – 4 млн тонн нефти. Пока велись военные действия, локализовать катастрофу не пытались .

Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнила около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

www.vestifinance.ru

10 крупнейших катастроф в истории — Рамблер/финансы

Москва, 29 января — «Вести. Экономика». Шедший под флагом Панамы танкер SANCHI перевозил 136 тыс. тонн газового конденсата. 6 января в 290 км к востоку от устья реки Янцзы в Восточно-Китайском море он столкнулся с гонконгским сухогрузом. Танкер загорелся, 32 члена его команды — граждане Ирана и Бангладеш — погибли. Китайские экологи продолжают вести очистительные работы в акватории, где затонул танкер. Судно находится на глубине 115 метров, и из его пробоины в борту продолжают вытекать нефтепродукты. Ранее власти КНР проинформировали, что поднять SANCHI со дна океана пока не представляется возможным, поскольку танкер может взорваться. Центральное правительство КНР, администрация Гонконга, власти Ирана и Панамы приступают к совместному расследованию причин аварии иранского нефтеналивного танкера SANCHI. Выяснением деталей инцидента, в результате которого погибли люди, займется специальная комиссия. Все процедуры расследования будут осуществляться на основе специального четырехстороннего соглашения, подписанного 25 января. Экологи бьют тревогу, так как вытекающие из судна нефтепродукты губительно сказываются на экологическом состоянии Восточно-Китайского моря. Кроме того, последствия этого инцидента могут затронуть не только территории Восточно-Китайского моря. Дело в том, что в том месте протекают течения, которые разносят нефтепродукты на довольно дальние расстояния. Так, по прогнозам экологов, через 25 дней часть нефтепродуктов достигнет островов, принадлежащих Японии. Часть нефтепродуктов также движется по направлению к Корейскому полуострову. Таким образом, последствия этого разлива могут быть гораздо более ужасающими, чем изначально предполагалось. Ниже представляем самые страшные случаи разлива нефти в истории. 1. Разлив во время войны в Персидском заливе

Дата: 19 января 1991 годаМесто: Персидский залив, КувейтОбъем разлитой нефти: 8 млн баррелейВойна в Персидском заливе— война (2 августа 1990 — 28 февраля 1991) между многонациональными силами (МНС) (во главе с США, по мандату ООН) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Война имела тяжёлые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее, до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. Это нанесло серьёзный ущерб экологии Персидского залива, привело к гибели 30 000 птиц. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре. После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат антииракской коалиции (более 90 погибло). В Кувейте, Турции, ОАЭ шли чёрные дожди. На «высыхание» 320 озёр ушло всё последующее десятилетие. По оценке ВВС, в результате войны произошла одна из самых тяжёлых экологических катастроф в истории 2. Нефтяной фонтан в Калифорнии

Дата: 1910 годМесто: штат Калифорния, СШАОбъем разлитой нефти: почти 11 млн баррелейОдин из первых крупных разливов нефти в истории произошел 14 мая 1910 года в Калифорнии. В результате на поверхности земли оказалось около 1300000 тонн нефти. Сначала скважину пытались закрыть коробкой из бревен, потом пришлось ее взорвать. Место разлива огородили стеной из мешков с песком, постоянно ее достраивая. Через 18 месяцев нефтяной фонтан перестал бить. Следы аварии видны до сих пор, на этом месте установлен памятник. 3. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата: 20 апреля 2010 годаМесто: Мексиканский заливОбъем разлитой нефти: 5 млн баррелейВзрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо. Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек, находившихся на борту. В конце июня 2010 года появились сообщения о гибели ещё 2 человек при ликвидации последствий катастрофы. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. 4. Разлив нефти с платформы Ixtoc I  Дата: 3 июня 1979 годаМесто: Залив Кампече, МексикаОбъем разлитой нефти: 4 млн барреллейIxtoc I — бывшая нефтяная скважина, созданная полупогружной нефтеразведочной платформой Sedco 135. Находилась в заливе Кампече на юге Мексиканского залива, около 100 км к северо-западу от города Сьюдад-дель-Кармен, на глубине около 50 метров. Авария на скважине 3 июня 1979 года привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории. Компания Pemex (Petr∎leos Mexicanos), принадлежащая правительству Мексики, производила бурение нефтяной скважины на глубине более 3 км, когда в буровой установке Sedco 135 остановилась циркуляция (давление в стержне) бурового раствора. В современных системах роторного бурения, буровой раствор прогоняется вниз бурильной скважины и обратно. Целью этого является поддержание давления в буровом валу и контроль возврата раствора, вытесняющего газ из пласта. Из-за произошедшего из месторождения под напором прорвалась нефть, что привело к её возгоранию на поверхности моря, и платформа Sedco 135 загорелась и рухнула в море. На начальном этапе разлива из скважины вытекало около 30 000 баррелей (5000 м∎) нефти в сутки. В июле 1979 года, с помощью закачки бурового раствора в скважину выброс снизился до 3000 м∎, а в августе — до 2000 м∎ в сутки. Для уменьшения загрязнения производилось распыление химических диспергаторов (Корексит). Окончательно остановить утечку удалось только к марту 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной. 5. Разлив в результате столкновения судов Atlantic Empress и Aegean Captain

Дата: 19 июля 1979 годаМесто: у берегов Тринидад и ТобагоОбъем разлитой нефти: 287 тыс. тоннВ 1979 году около острова Тобаго в Карибском море столкнулись два танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain. Atlantic Empress полыхал на протяжении недели, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из него стала выливаться со скоростью десятки тонн в час. Этот разлив нефти стал самым масштабным в истории судоходства — целых 287 тысяч тонн. Нефть не дошла до берега, однако любой разлив нефти не проходит для окружающей среды бесследно, тем более когда речь идет о таких грандиозных объемах. 6. Разлив на реке Колва

Дата: 8 сентября 1994 годаМесто: река Колва, РоссияОбъем разлитой нефти: 220 тыс. тоннВ 1994 году России произошла катастрофа, связанная с транспортом нефти и нефтепродуктов. Так самая крупная авария, вызвавшая разлив свыше 100.000 (по некоторым данным 220.000) тонн нефти произошла в 1994 году на нефтепроводе Харьяга — Усинск. Вплоть до возникновения экологической катастрофы в 1994 г. на нефтепроводе не проводились в полном объеме ни ремонтные работы, ни устройство антикоррозийной защиты. 7. Разлив на месторождении Новруз

Дата: 10 февраля-18 сентября 1983 годаМесто: Персидский залив, ИранОбъем разлитой нефти: 260 тыс. тоннНефтяное месторождение Навруз находится в Иране, Персидский залив, оно стало известным благодаря нескольким разливам нефти, которые произошли в 1983 году. Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось. Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу. В общей сложности, объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов или 260 тыс. тонн нефти. 8. Крушение танкера Castillo de Bellver

Дата: 6 августа 1983 годаМесто: Залив Салданья, ЮАРОбъем разлитой нефти: 250 тыс. тоннТанкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР). В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало. 9. Крушение танкера Amoco Cadiz

Дата: 16-17 марта 1978 годаМесто: у побережья ФранцииОбъем разлитой нефти: 223 тыс. тоннВ 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось. В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. 10. Крушение танкера ABT Summer

Дата: 28 мая 1991 годаМесто: у побережья АнголыОбъем разлитой нефти: 260 тыс. тонн28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Читайте также

finance.rambler.ru

Нефтяные катастрофы 2015 года - RCC.ru

Нефтяные компании всего мира сегодня применяют в работе самые высокие экологические стандарты, демонстрируя дружелюбие и бережное отношение к окружающей среде. Но такова специфика опасного производства: при возникновении аварий именно природе достается сильнее всего. Агентство нефтегазовой информации вспоминает пять самых масштабных, трагических и неожиданных ЧП в нефтегазовой отрасли, которыми оказался отмечен уходящий 2015 год. 

«Пропавшая» нефть на Миссисипи 

30 января 2015 года американские СМИ распространили информацию о том, что экологи из университета Флориды обнаружили у дельты реки Миссисипи «пропавшую» нефть с Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. 

По оценкам специалистов, в почве региона скрывается около 37 тысяч тонн нефти, что составляет от 5 до 14% от общего объема выброса. Пока «находка», отмечают исследователи, покоится на дне, но постепенно будет просачиваться обратно в воду. Это может привести к серьезным экологическим последствиям: нефть в придонных слоях моря распадается медленно. 

Cпустя два месяца, 6 апреля, на реке Миссисипи вновь произошла экологическая авария. Грузовое судно Privocean сорвалось с якоря, поплыло по течению и столкнулось с буксиром Texas. Затем грузовое судно продолжило плыть по реке и столкнулось с танкером Bravo, с которого разгружали нефть. В результате инцидента в воды реки разлилось еще 420 галлонов нефти. 

Крупнейший разлив битумной смеси в Канаде 

17 июля в провинции Альберта произошел один из масштабных разливов битумной смеси за всю историю разработок месторождения нефтяных песков в Канаде. В результате выявленного разрыва трубопровода компании Nexen Energy около 5 млн. литров битума, воды и песка залили участок площадью около 16 тыс. кв. м к югу от Форт-МакМюррея. 18 июля представители Nexen сообщили, что утечка ликвидирована, начаты очистные работы. 

31 августа в связи с данной масштабной утечкой нефтепродуктов регулятор энергетики канадской провинции Альберта закрыл 95 трубопроводов компании Nexen. 

Мазутное пятно на Москва-реке 

12 августа  в 17.30 на 29-м участке отвода на Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в районе Марьино в акватории Москва-реки было обнаружено мазутное пятно, которое впоследствии загорелось. В 17.50 возгорание было ликвидировано. 

Общая площадь горения нефтепродуктов составила 300 квадратных метров. За пределами оцепления горевшего масляного пятна пострадали три человека, в том числе ребенок. Службы мониторинга и контроля за окружающей средой столицы не зафиксировали превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ. 

13 августа официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил о том, что загоревшиеся в Марьине нефтепродукты в РФ уже не производятся. 14 августа компания возобновила прокачку бензинов по нефтепродуктопроводу. 

Крушение «Надежды» на Сахалине 

28 ноября во время шторма в акватории города Невельска на Сахалине выбросило на мель - на "ленту" рифов в 150 метрах от берега танкер «Надежда». На борту судна находилось 786 тонн топлива, из них 426 тонн дизельного топлива и 360 тонн мазута. Всего, по предварительным данным, в воду вылилось около 65 тонн нефтепродуктов. Изначально заявлялось, что на ликвидацию последствий аварии уйдет две недели. 

К 9 декабря спасатели сняли все дизтопливо с танкера "Надежда". Однако на борту осталось еще около 200 тонн мазута, откачать который планировалось до 26 декабря.

По данным экологических организаций на начало декабря большинство пострадавших от аварии на танкере "Надежда" птиц погибли.

28 декабря экологи заявили о новом выбросе с места аварии мазута. 

Пожар на нефтеплатформе в Азербайджане 

4 декабря вечером в результате сильного шторма был поврежден подводный газопровод высокого давления, что привело к пожару на платформе №10 месторождения "Гюнешли" государственной нефтекомпании Азербайджана (ГНКАР, SOCAR), где ежедневно добывалось 950 тонн нефти и свыше 1 млн. кубометра газа. 

6 декабря в Азербайджане был объявлен траур в память о погибших на Каспии нефтяниках. 

По сообщениям от 28 декабря, огонь на нефтяных скважинах потушен, однако на газовых его ликвидация еще продолжается. Согласно официальным данным, 33 человека с горящей платформы были спасены, 22 числятся пропавшими без вести. 

По информации SOCAR, экологическая ситуация вокруг горящей платформы находится под полным контролем. 

rcc.ru

Крупнейшие аварии на морских платформах, приведшие к разливам нефти

Разлив нефти в Мексиканском заливе, произошедший после взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon, стал самой масштабной экологической техногенной катастрофой подобного характера в США. Все внимание СМИ приковано к ситуации в Мексиканском заливе. Экологи и журналисты следят за тем, как компания British Petroleum пытается остановить утечку сырой нефти в воды залива и ликвидировать загрязнение.

Экологи отмечают, что техногенная катастрофа в Мексиканском заливе не является единичным случаем при добыче нефти на шельфе. До аварии на платформе Deepwater Horizon в мире происходили также весьма крупные разливы нефти. Так, по подсчетам специалистов WWF, с 1975 года на планете произошло около 60 серьезных аварий на морских нефтедобывающих платформах.

1. Sedco 135F and the IXTOC-1 WellКатастрофа на мексиканской платформе Ixtoc 1 произошла в июне 1979 года в заливе Кампече, к западу от полуострова Юкатан. Вследствие внезапного нарушения циркуляции бурового раствора возник перепад давления; пары нефти и газа стремительно поднялись вверх, попали в двигатели платформы и загорелись. Платформа затонула, и нефть из скважины стала свободно поступать в залив. "Заткнуть" дыру удалось лишь спустя девять месяцев. Всё это время в океан попадало от 10 до 30 тысяч баррелей в сутки. Благодаря слаженным усилиям тысяч специалистов и добровольцев, худшего удалось избежать - так, детёнышей одного из редких видов морских черепах самолётами и вертолётами перевозили на чистые участки Мексиканского залива. Локализовать разлив удалось лишь спустя 90 дней. Объем разлива - 3,500,000 баррелей.

2. Ekofisk Bravo PlatformВ 1977 г. на платформе Экофиск компании Филипс Петролеум во время обслуживания рабочей скважины произошел разлив нефти и выброс газа, продолжавшийся 8 дней. Густой слой нефти бурого цвета разлился на площади в 700 км2. Его окружила более тонкая нефтяная пленка. Пятна загрязнения мигрировали, возникла опасность загрязнения побережий трех стран - Дании, Норвегии и Швеции. Сложившаяся опасная экологическая ситуация обсуждалась на правительственном уровне во всех трех скандинавских государствах. Огромное пятно загрязнения, к счастью, не достигло берегов указанных стран и не поразило районы мелководий - зону рыбных промыслов. Объем разлива - 202,381 баррелей.

3. Funiwa No. 5 WellВ 1980 г. нефть, разлившаяся из скважины N 5 месторождения Фунива, загрязнила дельту р. Нигер. Нефть оставалась в дельте в течение 2-х недель, что также привело к пожару и последующей консервации скважины. Объем разлива - 200,000 баррелей.

4. Hasbah Platform Well 6В 1980 г. во время бурения установкой Рон Таппмайер из разведочной скважины N 6 произошел разлив нефти в Персидский залив, продолжавшийся 8 дней и унесший жизни 19 человек. Объем разлива - 100,000 баррелей.

5. Union Oil Platform Alpha Well A-21В 1969 г. разлив нефти с платформы А Юнион Ойл продолжался 11 дней, но поступление нефти в канал Санта Барбара продолжалось еще несколько месяцев. Объем разлива - 80,000 баррелей.

"Масштаб чрезвычайной ситуации в Мексиканском заливе и тот факт, что такие аварии на морских платформах становятся, увы, закономерностью, обязывают нас делать серьезные выводы - и именно поэтому мы призываем объявить мораторий на морскую нефтедобычу, по крайней мере, в таких сложных условиях, как арктические моря, до тех пор пока не будут найдены решения для обеспечения 100% гарантий экологической безопасности нефтедобычи на шельфе", - комментирует Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России.

www.ecosibir.ru

Разливы нефти с судов больше вредят природе, чем крупные катастрофы

Сюжет:

Разлив нефти в Мексиканском заливе (117)

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Пример - ситуация в Новороссийске, где спутниковый мониторинг позволил выявить пять судов, сбрасывающих нефтепродукты прямо на рейде морского порта. Привлечение капитанов судов, загрязняющих акваторию, в России очень затруднено, для этого необходимо согласованное участие целого ряда ведомств.

МОСКВА, 4 мая - РИА Новости. Разливы нефти с судов и при транспортировке в совокупности наносят окружающей среде больший вред, чем крупные катастрофы, сказал во вторник гендиректор Инженерно-технологического центра "СканЭкс" Владимир Гершензон на пресс-конференции "Экологическая ситуация в Мексиканском заливе: как не допустить подобного в России?" в РИА Новости.

"Если мы посмотрим на статистику таких крупных аварий (подобных катастрофе нефтяной платформы у берегов США) - они привлекают внимание, но статистика загрязнений при перевозке, транспортировке нефтепродуктов гораздо выше, чем даже при таких крупных катастрофах", - сказал Гершензон.

Он привел пример ситуации в Новороссийске, где спутниковый мониторинг позволил выявить пять судов, сбрасывающих нефтепродукты прямо на рейде морского порта. По словам Гершензона, привлечение капитанов судов, загрязняющих акваторию, в России очень затруднено, для этого необходимо согласованное участие целого ряда ведомств.

Однако, отметил Гершензон, даже ужесточение санкций за загрязнение может не дать эффекта, поскольку суда будут сбрасывать нефтепродукты в международных водах.

"Необходимо введение международных регуляций, и необходима система международного контроля, которые начали бы эту систему цивилизовать. И средства, и методы для этого есть. Это вопрос организационного внедрения, политической воли", - считает глава "Сканэкса".

Управляемая BP (British Petroleum) нефтяная платформа в Мексиканском заливе затонула 22 апреля после 36-часового пожара, произошедшего вслед за мощным взрывом. Сейчас нефтяное пятно, после взрыва и последовавшей затем утечки нефти из скважин на глубине 5 тысяч футов (1,5 тысячи метров), достигло побережья штата Луизиана и приближается к берегам двух других штатов США: Флориды и Алабамы.

Береговая охрана и Служба управления минеральными ресурсами США ведут расследование причин взрыва буровой платформы. В ночь на 24 апреля Береговая охрана прекратила поиски 11 человек, пропавших без вести после взрыва на Deepwater Horizon. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам была больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек.

ria.ru

Нефтяной разлив: шаг до катастрофы - ЭкспертРУ

Масштабная утечка нефти в Мексиканском заливе после аварии нефтедобывающей платформы заставляет задуматься и о возможности подобной катастрофы на Каспии

Принадлежащая British Petroleum (BP) нефтедобывающая платформа Deepwater Horizon после сильного пожара затонула в Мексиканском заливе. По спутниковым данным, следствием аварии стало ежедневное попадание в залив более 25 тыс. баррелей нефти и появление на его поверхности огромного нефтяного пятна. Ситуация усложняется тем, что нефть на этой платформе добывалась с глубины в полтора километра. По оценкам специалистов, нефтеразлив затронет около 20 охраняемых природных территорий. О масштабах аварии говорит тот факт, что этот разлив нефти уже отнесен к разряду самой крупной катастрофы за всю историю США.

Из-за угрозы экологической катастрофы в штатах Луизиана, Флорида и Алабама (где уже серьезно пострадали фермы по выращиванию устриц и креветок) объявлен режим чрезвычайного положения. Авария может негативно отразиться на важнейших секторах экономики штатов южного побережья США, приведя в них к всплеску финансовых и социальных проблем, и даже, в случае попадания нефти в течение Гольфстрим, создать серьезные проблемы для Европы.

В борьбу с последствиями аварии вовлечено уже около 5 тыс. человек и почти 200 кораблей. Однако поскольку нет отработанных и эффективных методик борьбы с такими авариями, то нет и ответа на главный вопрос: «Как быстро удастся заткнуть нефтяной фонтан и ликвидировать его последствия?».

Для сдерживания потока нефти и откачки ее на поверхность поврежденную скважину пытаются накрыть куполом. После первой неудачной попытки (внутри конструкции начали образовываться кристаллы газогидратов), на дно залива спущен второй купол. Существует и другой, более перспективный, но и более трудоемкий вариант — бурение наклонной скважины, которая пересечется с поврежденной и направит нефть по новому руслу.

Береговая охрана и служба управления минеральными ресурсами США ведут расследование причин аварии. По мнению некоторых специалистов, ее причиной мог стать выброс нефти из-за подвижки платформ земной коры.

Сколько стоит нефть разлить

Назвать точную цифру вызванных разливом нефти потерь сейчас невозможно, поскольку последствия аварии еще не ликвидированы. Однако некоторые эксперты полагают, что возможный ущерб может достигнуть 20 млрд долларов. И это несмотря на то что авария произошла в теплом регионе, где имеются необходимые для борьбы с ее последствиями инфраструктура и финансовые ресурсы.

Уже сегодня на устранение утечки нефти компания ВР ежедневно тратит по 6 млн долларов. Как заявил генеральный директор ВР Тони Хейворд, на полную консервацию скважины потребуется до трех месяцев и около 100 млн долларов. Кроме того, миллиардная компенсация может быть выплачена семьям 11 погибших бурильщиков, в 2,5 млрд долларов оцениваются потери рыболовецких компаний только штата Луизиана и в 3 млрд долларов — туристического сектора Флориды. Компания BP получила порядка 4,7 тыс. исков о возмещении убытков, по 295 из них она уже выплатила 3,5 млн. долларов. Само ЧП может также повлечь значительное увеличение тарифов на «энергетическое» страхование (риски, связанные с эксплуатацией буровых платформ). Дело в том, что согласно американскому законодательству ответственность нефтедобывающих компаний в случае аварии ограничивается 75 млн долларов. Однако на прошлой неделе в сенат было внесено предложение об увеличении возможной суммы компенсации до 10 млрд долларов.

Компания ВР, полностью признав свою ответственность за аварию, пока берет на себя только первоначальные расходы на ликвидацию ее последствий, часть затрат затем будет покрыта страховыми выплатами. Следует отметить, что бумаги ВР после аварии уже «усохли» более чем на 10% и рыночная стоимость корпорации сократилась на 24 млрд долларов.

Под угрозой — Каспий

Авария нефтяной платформы Deepwater Horizon стала новым «черным лебедем» — непредсказуемым событием с далеко идущими последствиями. Произошедшее в Мексиканском заливе еще раз доказывает, что нет стопроцентной страховки и гарантии от катастроф даже при применении самых последних технологий. В этом аспекте обеспокоенность по поводу безопасности нефтедобычи на Каспийском шельфе вполне оправданна. Если подобное произойдет в таком закрытом водоеме, как Каспийское море, то, поставив жирный нефтяной крест на его флоре и фауне, станет глобальной экологической катастрофой для всего региона.

Все прикаспийские страны — Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Иран — заявили о своем желании наращивать добычу нефти. При этом официальные лица на высшем уровне свою позицию к экологическим проблемам Каспийского моря выразили принятием Рамочной конвенции по охране окружающей среды. Однако она ровным счетом ничего не означает. Дело в том, что документ не принуждает стороны к определенным действиям по защите окружающей среды. Нет и никаких совместных решений по страхованию от экологических рисков и координации действий в случае аварии. А ведь в настоящее время в разработке каспийской нефти принимают участие около 60 иностранных компаний и предстоящее крупномасштабное освоение шельфовых ресурсов Каспия в ближайшие десятилетия приведет к резкому росту нефтедобычи в регионе.

Все это настоятельно требует ужесточения требований соблюдения экологической безопасности: любая внештатная ситуация на Северном Каспии (где риск загрязнения максимален из-за мелководья, высоких пластовых давлений и т. д.) чревата катастрофой. Но ни чиновники, ни сами нефтяные компании уроков из происшедших ранее аварий пока не вынесли. Так, в октябре 2002 года в 130 километрах от побережья Азербайджана затонул танкер «Меркурий-2». Вытекшая из его трюмов нефть образовала нефтяное пятно площадью 120 кв. км. Не ликвидированы и сотни старых протекающих нефтяных скважин на побережье, не определены полный штат государственной инспекции на Каспии и местонахождение Северо-Каспийской базы реагирования на разливы нефти.

Транснациональный консорциум NCOC, разрабатывающий месторождение Кашаган, планирует начать добычу нефти уже через три года. Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, без крупных аварий, ожидаемое загрязнение моря резко превысит существующее. Сегодня, по данным экспертов, за период эксплуатации только одной скважины на Каспии в море попадает от 30 до 120 тонн нефти. Нефтяное загрязнение вод на большей части акватории Северного Каспия составляет от 1 до 80 ПДК (1 ПДК=50 мкг/л). Но это лишь цветочки. Ягодки появятся с «большой нефтью».

Исходя из ожидаемой добычи в 250 млн тонн в год в целом по Каспию ежегодные потери составят до 33 тыс. тонн. Большая часть — около 24 тыс. тонн — придется на Северный Каспий. Ведь на акваторию Азербайджана приходится семь миллиардов баррелей нефти, у Туркмении — один миллиард, а у Казахстана — 40 млрд. Российские запасы нефти составляют около 15 млрд баррелей. В мелководном Северном Каспии достаточно одного серьезного разлива нефти, чтобы нанести фатальный удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц.

Экологи считают, что освоение Кашагана окажет мощное техногенное воздействие на окружающую среду. Проектом предусматривается строительство 240 буровых скважин. Кроме того, вся территория месторождения будет покрыта сетью внутрипромысловых трубопроводов в тысячи километров длиной. А ведь в зоне Кашагана проходят пути миграции осетровых рыб, а также каспийского тюленя.

Хроника отложенной смерти

На Каспии все чаще происходит массовая гибель животных. Если во второй половине ХХ столетия официально было зафиксировано восемь таких случаев, то в первом десятилетии этого века не менее пяти. В 2000 году погибло около 30 тыс. каспийских тюленей (только на побережье Казахстана было найдено более 10 тыс. туш). Тогда причиной гибели назвали хронический токсикоз: в телах животных нашли продукты разложения сырой нефти, мазута, пестициды.

В 2001 году погибло более 40% всего килечного стада Каспийского моря — около 2,5 млн центнеров, что составило годовую квоту вылова всех прикаспийских государств. При этом наибольшая плотность погибших рыб отмечена в акватории между побережьем Мангистауской области и Туркменистана. Результаты исследований кильки показали высокое содержание в ней тяжелых металлов и нефтепродуктов.

Весной 2006 и 2007 годов — очередной массовый мор. В первом случае погибли 337 тюленей и более 2 тыс. осетровых. Во втором — количество мертвых тюленей приблизилось к тысяче. Их находили на побережье между месторождениями Каламкас и Каражанбас. По мнению комиссии, расследовавшей гибель животных, наиболее вероятной ее причиной стал вирус собачьей чумки. Назывались также неблагоприятные погодные условия.

В мае 2009 года на побережье Каспия в Тупкараганском районе Мангистауской области были обнаружены 353 тушки мертвых тюленей.

Все это происходит, несмотря на заверения чиновников, что работы по обеспечению безопасности нефтедобычи на Каспии ведутся постоянно.

«Неожиданное» поручение

Случившееся с платформой Deepwater Horizon делает связанные с морским бурением риски очевидными. Необходимо вынести уроки из аварии и сделать все возможное, чтобы минимизировать риск ее повторения в будущем. В начале мая на заседании правительства премьер-министр Карим Масимов в связи с ситуацией в Мексиканском заливе поручил министрам нефти и газа и охраны окружающей среды создать комиссию для проведения проверки безопасности нефтедобычи на Каспийском море. Однако чиновники с выполнением поручения не торопятся.

Как сообщил ИА «Новости-Казахстан» сотрудник пресс-службы Министерства охраны окружающей среды, «в настоящее время в Министерстве нефти и газа готовят проект постановления о создании специальной комиссии, разрабатываются правила и положения этой комиссии, поэтому проверки еще не проводятся. Проверки начнутся после того, как комиссия будет юридически создана». Глава нефтегазового ведомства Сауат Мынбаев вообще назвал поручение премьера «неожиданным» и заявил, что Мексиканский залив «прямо не касается нас».

С такими «неторопливыми» чиновниками надо не группу изучения формировать, а карательную бригаду с широкими полномочиями. Иначе комиссия что-то доложит, правительство послушает, а нефтяные компании продолжат осваивать Каспий с прежними подходами. К примеру, казахстанские власти потребовали удешевить реализацию опытно-промышленной разработки Кашагана. Инвесторы пошли навстречу: за два последних года проект удешевили на более чем два миллиарда долларов. И не факт, что не за счет сокращения финансирования экологических мероприятий. Для консорциума важна прибыль от нефти, нежели здоровая экология. Только бдительный контроль со стороны общественности за всем процессом реализации проекта и особенно за отношением к окружающей среде со стороны консорциума может спасти Каспий.

expert.ru

Нефтяные слезы России: аварии на нефтепроводах провоцируют рак

Все знают, что Россия является нефтедобывающей страной. Однако далеко не всем известно, что, помимо добычи, наши нефтепромыслы славятся также существенными потерями, возникающими в процессе извлечения черного золота из земных недр. Причем количество аварийных разливов нефти и утечек нефтепродуктов ежегодно увеличивается не пропорционально росту добычи, а существенно быстрее.

 

Фото: ptr-vlad.ru

Так, по информации Greenpeace, потери нефтяного сырья при добыче и транспортировке в России составляют около 1%, а, например, по данным НП «Центр экологии ТЭК» — все 3,5-4,5%. Соответственно при текущем уровне добычи в 510 млн т в год потери составляют от 18 до 23 млн т ежегодно, в денежном выражении — от 14,2 млрд до 17,2 млрд долл.

 К сожалению, известные технологии борьбы с крупномасштабными разливами нефти пока малоэффективны. Согласно данным официальной статистики, на территории России ежегодно происходит более 20 тыс. аварий, связанных с добычей нефти. Сколько их в действительности, сложно себе представить. Исходя из вышесказанного, можно прогнозировать, что в перспективе загрязнение нефтью будет только усиливаться — с ростом ее транспортировки по морю и развитием добычи на шельфах.

Откуда течет нефть?

Осложняет ситуацию также то, что понять, сколько выливается нефти, по крайне мере на суше, невозможно. Никто толком не ведет учет нефтяных разливов, а главное — учет количества вытекшей нефти. Регулирующий государственный орган — Росприроднадзор — располагает данными, предоставленными организациями и добывающими компаниями, о таких происшествиях и об устранении их последствий. Однако, по свидетельствам общественных экологических организаций, эти данные не являются объективными, поскольку показатели сильно занижены. Компании не хотят выплачивать компенсации и стремятся уменьшить цифры или же устраняют последствия разливов лишь частично, например только в районе порыва трубы, то есть исключительно в поле зрения проверяющих организаций.К тому же официальная статистика фиксирует только те разливы, при которых выливается более 8 т нефти, а разлив до 7 т включительно считается просто инцидентом, который не нужно декларировать и о котором можно не оповещать власти.Больше всего нефти разливается при ее транспортировке — перекачке по трубопроводам. В собственности государства находится более 70 тыс. км трубопроводов, длину остальных — межпромысловых — подсчитать крайне сложно, но можно с уверенностью сказать, что она существенно превышает «государственную» часть. Только в Западной Сибири длина межпромысловы

the-day-x.ru