Леонид багдасаров нефть


Лекция Леонида Багдасарова о нефти, бензине и санкциях

На днях к нам в Омск приезжал один ведущих экспертов в сфере нефтепереработки на территории СНГ, к.т.н, доцент Университета нефти и газа им Губкина Леонид Багдасаров с публичной лекцией "Рынок нефти и нефтепродуктов", которую и прочел в Доме журналистов.

Леонида каждый из вас мог слышать в утреннем шоу у Стиллавина, да и сейчас эфиры доступны на сайте "Маяка". Уверен, мои коллеги еще напишут, расскажут и покажут, потому что, например, для А-7 Леонид Николаевич дал обстоятельное интервью на тему почему же против России идет энергетическая война  + ответил на вопросы корреспондента. Война, например, идет по той простой причине, что Россия имеет наглость продавать на зарубежные рынки не только сырую нефть и сдавать газ на границе, но добирается до конечного европейского потребителя, продавая тому бензин и ДТ собственного производства, а так же участвуя в газовых проектах внутри ЕС.

Экономика тут простая. Сырая нефть стоит примерно $370 за тонну, а бензин и ДТ в Европе стоит 2 с копейками евро за кг, это $2400-2500 за тонну, т.е. в 6-7 раз дороже. Кто кладет в карман эту разницу? Ответ очевиден. Пока ЕС забирали всю эту маржу себе - вопросов ни у кого к России не было. Как только РФ начала поставки топлива на европейский рынок - сразу же Россия стала энергетическим террористом, потому что пришлось делиться. А этого никто не хочет.

Аналогично с газом. В ЕС газ конечным протребителям идет по 1500 долл за 1000 м3. А мы его сдаем по 200 долл. Как только РФ стала пытаться добираться до конечного потребителя газа, участвуя в газовых компаниях и сетях в ЕС  и пытаться забрать часть этой премии себе - тут же началась война.

Кроме этого Леонид Багдасаров пояснил, почему Китай хочет покупать наш газ. Проблема - в глобальных экологических проблемах, которые порождаются сжиганием угля для энергетических нужд. Теплотворная способность угля =4000-6000 Гкал/кг. Чистого углерода - 8000 Гкал. При сжигании 1 кг метана (СН4) образуется в 1,5- 2 раза больше теплоты, чем у угля. Наглядный расчет по углероду и водороду.

Плюс продукты горения угля - это целый набор печных газов и вылетающая зола. Среди этих газов есть и ароматические полициклические соединения на основе бензола, типа бензапирена: вон они, на флип-чарте за лектором видны. Это очень серьезные канцерогены.

Поэтому китайцы хотят улучшить экологию с помощью нашего газа, потому что дышать в китайских миллионниках реально нечем. Наглядно показывает Леонид Николаевич ))))

А еще есть очень вонючий сероводород. В больших городах он сам образуется образуется в канализационных сетях и потом может стелиться вдоль земли и в низинах. А в воздухе присутствуют оксиды серы, а оксиды серы в воздухе появляются из-за сжигания угля и сгорания топлива в автомобилях, потом в атмосфере оксид серы становится серной кислотой, и падает на землю, повреждая листву, траву. Вот почему Россия перешла на топлива Евро-5, в них количество серы - ничтожное.

Журналисты спросили эксперта о том, где же в нефтехимических процессах может образовываться пресловутый этилмеркаптан. Багдасаров в свойственном ему оптимистичном стиле заявил, что в теории только в одном месте, в установке производства серы. Но в этом случае, если бы в центре города мы чувствовали этилмеркаптан, то там, в месте утечки, концентрация его была бы в сотни, а то и тысячу раз выше и персонал бы на себе ощутил последствия отравления этилмеркаптаном вплоть до летальных исходов. Поскольку ничего подобного не было ни на одном предприятии, то, значит, либо это не этилмеркаптан, либо его источник - не на территории действующего  предприятия.

Рассказывал он много о том, что такое современная нефтепереаботка, почему еще долго электромобили будут дороже и непрактичнее автомобилей обычных, кто на Земле ответственен за парниковый эффект и многое другое! Мне было очень интересно послушать Леонида Николаевича, спасибо ему!

omchanin.livejournal.com

Война за нефть. Кто снижает цены на сырьё и как долго это продлится? - Бурение и Нефть

Саудовская Аравия объявила скидки на нефть - и без того дешёвую. США в услових низких цен зарабатывают на нефтепереработке. А что может Россия?

Наша страна способна поставлять за рубеж нефтепродукты высочайшего качества, но нас не пускают конкуренты. Этим среди прочего объясняется введение санкций, считает Леонид Багдасаров, доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина.

Вместо доллара

Полина Молоткова, «АиФ»: Почему всё-таки падает цена на нефть? Кому это выгодно?

Леонид Багдасаров: США - крупнейший в мире покупатель нефти, а Россия - один из крупнейших поставщиков. Это отвечает на вопрос: «Кому выгодно?» Для снижения цен на нефть правительство США последние 30 лет (с 1985 г.) использовало самые разные рычаги. Например, политическое воздействие на страны Ближнего Востока, прежде всего Саудовскую Аравию и Кувейт, с целью увеличения поставок и снижения цен. Применяются и финансовые рычаги - благодаря бесконечным возможностям Федеральной резервной системы США. Кроме того, ведётся поиск новых технологических возможностей для снижения зависимости США от нефти - электромобили, спиртовые топлива, биодизель и т. п. Самым удачным приёмом оказалось предпринятое сейчас сочетание: финансовое стимулирование сланцевой добычи в США плюс давление на Саудовскую Аравию. Пока у США остаётся контроль над мировой финансовой системой и путями транспортировки нефти, а также военное превосходство, им легко регулировать объёмы экспорта нефти странами ОПЕК. Так, в 1985 г., когда сланцевой добычи ещё не было, благодаря Саудовской Аравии удалось снизить цену барреля с 40 долл. до 10. К чему это привело нашу страну в 1991 г., мы все помним. Сейчас цель та же. Но результат может быть другим.

- За счёт чего?

- Сегодня мы менее уязвимы, да и единомышленников по избавлению от доллара у нас прибавилось - Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, проекты ШОС, ЕАЭС. Един­ственным действенным методом борьбы может стать создание структур типа «Банк БРИКС» с некой альтернативой доллару в качестве наднациональной валюты. К реализации этой идеи уже приступили, но это сложный путь. Сопротивляться США будут всеми способами - вплоть до самых жестоких. Все страны - инициаторы этого процесса будут находиться под страшным давлением - экономическим, политическим, финансовым. Кто победит в этом противостоянии, покажет время. Но количество буровых установок в США при таких ценах, как сегодня, неуклонно сокращается.

Прибыль - пополам

- Зато США воспользовались низкими ценами на сырьё для развития нефтепереработки. А мы?

- Россия в последние годы сделала для развития нефтепереработки и нефтехимии очень много. Мы готовы производить топлива самых высоких мировых стандартов (Евро 5 и выше) - бензины, дизельные топлива, топлива для воздушных газотурбинных двигателей и т. д. Внутренний рынок мы полностью удовлетворяем, экспортируем топлива в некоторые соседние страны. Но основные платёже­способные рынки от нас закрыты. Если российские компании прорвутся на европейские рынки бензина, дизельного топлива или авиакеросина, их прибыли возрастут многократно. Сравните: тонна нефти продаётся по цене до 320 долл., а тонна нефтепродукта оптом - более 1300 долл. Половина этой разницы - по справедливости наша. По продуктам неф­техимии рентабельность ещё выше. Поэтому все усилия наших компаний направлены на расширение рынков сбыта, а все усилия Запада - на то, чтобы не пустить нас на эти рынки. Они требуют: отдайте нам дешёвое сырье, а дальше мы разберёмся сами.

- Что, кроме топлива, мы можем производить?

- Потенциал РФ в области переработки нефти бесконечен, ни у одной страны мира подобного нет. Я имею в виду природный газ метан. Его внутренняя цена очень низкая, а вот содержание водорода в нём - максимальное среди всех углеводородов. Со­временная нефтепереработка и нефтехимия основаны на использовании гидропроцессов, для которых главное - водород. Преобразуя метан в самый дешёвый в мире водород, мы имеем возможность производить любую продукцию самого высокого качества с самой низкой себе­стоимостью и высочайшими экологическими характеристиками. Построено несколько крупных производств полимеров - сырьём для них являются попутные газы, которые раньше просто сжигали. Теперь мы удовлетворяем свои потребности в полиэтилене, полипропилене, поливинилхлориде, можем их экспортировать, но рынки от нас закрывают.

- Нефть дешевеет, а бензин - нет. Разве это справедливо?

- Цена нефти упала со 110 до 48 долл. за баррель. Пропорционально снизился и курс рубля к доллару, и валютная цена литра бензина. Вы возразите, что затраты на добычу нефти рублёвые. Но ведь и цена в рублях не изменилась. Так что всё справедливо.

burneft.ru

Война за нефть. Кто снижает цены на сырьё и как долго это продлится? | Экономика | Деньги

Наша страна способна поставлять за рубеж нефтепродукты высочайшего качества, но нас не пускают конкуренты. Этим среди прочего объясняется введение санкций, считает Леонид Багдасаров, доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина.

Вместо доллара

Полина Молоткова, «АиФ»: Почему всё-таки падает цена на нефть? Кому это выгодно?

Леонид Багдасаров: США - крупнейший в мире покупатель нефти, а Россия - один из крупнейших поставщиков. Это отвечает на вопрос: «Кому выгодно?» Для снижения цен на нефть правительство США последние 30 лет (с 1985 г.) использовало самые разные рычаги. Например, политическое воздействие на страны Ближнего Востока, прежде всего Саудовскую Аравию и Кувейт, с целью увеличения поставок и снижения цен. Применяются и финансовые рычаги - благодаря бесконечным возможностям Федеральной резервной системы США. Кроме того, ведётся поиск новых технологических возможностей для снижения зависимости США от нефти - электромобили, спиртовые топлива, биодизель и т. п. Самым удачным приёмом оказалось предпринятое сейчас сочетание: финансовое стимулирование сланцевой добычи в США плюс давление на Саудовскую Аравию. Пока у США остаётся контроль над мировой финансовой системой и путями транспортировки нефти, а также военное превосходство, им легко регулировать объёмы экспорта нефти странами ОПЕК. Так, в 1985 г., когда сланцевой добычи ещё не было, благодаря Саудовской Аравии удалось снизить цену барреля с 40 долл. до 10. К чему это привело нашу страну в 1991 г., мы все помним. Сейчас цель та же. Но результат может быть другим.

- За счёт чего?

- Сегодня мы менее уязвимы, да и единомышленников по избавлению от доллара у нас прибавилось - Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, проекты ШОС, ЕАЭС. Един­ственным действенным методом борьбы может стать создание структур типа «Банк БРИКС» с некой альтернативой доллару в качестве наднациональной валюты. К реализации этой идеи уже приступили, но это сложный путь. Сопротивляться США будут всеми способами - вплоть до самых жестоких. Все страны - инициаторы этого процесса будут находиться под страшным давлением - экономическим, политическим, финансовым. Кто победит в этом противостоянии, покажет время. Но количество буровых установок в США при таких ценах, как сегодня, неуклонно сокращается.

Прибыль - пополам

- Зато США воспользовались низкими ценами на сырьё для развития нефтепереработки. А мы?

- Россия в последние годы сделала для развития нефтепереработки и нефтехимии очень много. Мы готовы производить топлива самых высоких мировых стандартов (Евро 5 и выше) - бензины, дизельные топлива, топлива для воздушных газотурбинных двигателей и т. д. Внутренний рынок мы полностью удовлетворяем, экспортируем топлива в некоторые соседние страны. Но основные платёже­способные рынки от нас закрыты. Если российские компании прорвутся на европейские рынки бензина, дизельного топлива или авиакеросина, их прибыли возрастут многократно. Сравните: тонна нефти продаётся по цене до 320 долл., а тонна нефтепродукта оптом - более 1300 долл. Половина этой разницы - по справедливости наша. По продуктам неф­техимии рентабельность ещё выше. Поэтому все усилия наших компаний направлены на расширение рынков сбыта, а все усилия Запада - на то, чтобы не пустить нас на эти рынки. Они требуют: отдайте нам дешёвое сырье, а дальше мы разберёмся сами.

- Что, кроме топлива, мы можем производить?

  • Меньше 40 долларов 16%
  • В районе 50 долларов 45%
  • 70–80 долларов 27%
  • 100 долларов, а может, и больше 6%
  • Я не слежу за ценами на нефть и ничего в них не понимаю 7%

Всего: 52890

- Потенциал РФ в области переработки нефти бесконечен, ни у одной страны мира подобного нет. Я имею в виду природный газ метан. Его внутренняя цена очень низкая, а вот содержание водорода в нём - максимальное среди всех углеводородов. Со­временная нефтепереработка и нефтехимия основаны на использовании гидропроцессов, для которых главное - водород. Преобразуя метан в самый дешёвый в мире водород, мы имеем возможность производить любую продукцию самого высокого качества с самой низкой себе­стоимостью и высочайшими экологическими характеристиками. Построено несколько крупных производств полимеров - сырьём для них являются попутные газы, которые раньше просто сжигали. Теперь мы удовлетворяем свои потребности в полиэтилене, полипропилене, поливинилхлориде, можем их экспортировать, но рынки от нас закрывают.

- Нефть дешевеет, а бензин - нет. Разве это справедливо?

- Цена нефти упала со 110 до 48 долл. за баррель. Пропорционально снизился и курс рубля к доллару, и валютная цена литра бензина. Вы возразите, что затраты на добычу нефти рублёвые. Но ведь и цена в рублях не изменилась. Так что всё справедливо.

www.aif.ru

Серная кислота за шиворот. Эксперт рассказал о будущем энергетики | ОБЩЕСТВО

Эксперт в области топливно-энергетического комплекса, кандидат технических наук, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров рассказал о тенденциях и перспективах отрасли, в частности, о шансах перейти на альтернативные источники энергии и пересесть за руль электромобиля; объяснил, чем «травят» горожан и почему омский нефтезавод не может быть самостоятельной единицей.

Проблема в чистоплотности

Алина Потапова, «АиФ в Омске»: Считается, что в ближайшем будущем повсеместно будут внедрены альтернативные источники энергии - и наша повседневная жизнь сильно изменится. Насколько это реально?

Леонид Багдасаров

Леонид Багдасаров: Углеводороды – надёжнейший и самый экологичный на сегодня из всех видов энергии, получаемых человеком. 92% углеводородов, добываемых в мире, идут на получение энергии. Это газы и жидкости. Нефтью считается С5+, а от С1 до С4 – газы. Газов добывается 3,6 трлн кубометров, а нефти - 4,2 млрд тонн. Из неё ежегодно делают 1 млрд тонн бензина, 1,5 млрд тонн дизельного топлива, 0,3 млрд авиакеросина, более 1 млрд тяжёлых нефтяных топлив типа мазута. Газ в значительной степени идёт на ТЭЦ и ГРЭС для выработки тепловой и электрической энергии, особенно в нашей стране. Идёт металлургам для получения самых разных видов тепла, тем же химикам. Вот это всё суммарно 92%.

Оставшиеся 8% - неэнергетические. В газовых неэнергетических основная часть (4%) идёт на производство аммиачных удобрений. Из 8% жидкостей 1% - масла. В год производят 40 млн тонн масел, из них 220 тыс. – в Омске. 3% - нефтяные вяжущие или битумные (дорожные, строительные). Ещё 2% - нефтяные моющие.

Тут интересно вспомнить про запахи, которые иногда бывают в городах и которые «вешают» на нефтяников. Наши бабушки стирали мылом на основе алиатов или природных натриевых солей, жирных кислот. Сейчас всё по-другому. На бутылке шампуня, средства для мытья посуды или упаковки порошка написано «лаурилсульфанат натрия». Это поверхностно-активное вещество. Представьте, сколько каждый день выливают в канализацию. В трубе заводятся бактерии, и моментально размножаются в присутствии воздуха, разлагают вещество до сероводорода. И тут начинается крик: ах, в городе пахнет сероводородом! Если сероводорода 0,005% в воздухе, то уже пахнет «тухлыми яйцами», но если его будет 5%, никто моргнуть не успеет, это мгновенная смерть. Но именно такая концентрация должна быть на заводе, если он источник запаха на городских площадях. Тогда там 400 человек должно лечь ровными рядами. Если этого не произошло, то сероводород не с завода, а из канализационной сети от нефтяного моющего. Почему им все так с удовольствием пользуются? Потому что оно дешёвое. Дешевле этого ничего нет.

- В нашем городе не так часто пахнет сероводородом, но с весны обсуждают выбросы этилмеркаптана.

- Знаете, чем он пахнет? Это отдушка, которую добавляют в природный газ. Сам метан ничем не пахнет. Это добавленный в метан 0,0002% этилмеркаптана, но вам уже противно и страшно. Наверняка в Омске пахло сероводородом от разложения в канализации моющего. И в Москве, кстати, то же самое. Такие вещества применяются на машиностроительных заводах в составе смазочно-охлаждающих жидкостей. В пятницу останавливают станки, температура жидкости опускается до 20°С. В понедельник утром в цех не зайти.

Откажитесь, покупайте хозяйственное мыло, не будет пахнуть. Но никто не откажется, на тарелку же средства килограммами наливают, в машинку полпачки порошка сыплют, а в ванну наливают столько, чтобы пена столбом стояла. Потом куда это идёт неизрасходованное? В канализацию. Поверхностно-активное вещество движется по своду и пожирается бактериями. Потом где-нибудь вскрывают люк, вода прибывает, и давлением всё это вытесняется на поверхность.

Тут никакой цикличности быть не может, вы же не знаете, как работают городские очистные, в какой момент они принимают, как очищают. Тут тысячи факторов могут быть. Я допускаю даже, что у канализационщиков есть средство для борьбы с этими бактериями. И они просто его в какой-то момент не добавили.

Электромобиль – лохотрон

- Вы говорите о нефти, газе, но у нас не так много газовых котельных, в основном угольные…

- Энергия углерода - 8000 ккал на кг, то есть бак на 8 тыс. литров мы нагреем на 1°С, если сожжём 1 кг чистого углерода - не путать с углём, особенно применительно к Омску. Потому что в город поступает, например, экибастузский уголь из Казахстана, у него теплотворная способность только 4 тыс. ккал на кг. Он страшно дешёвый, потому что там сняли бульдозерами 100 м земли, обнаружили пласт 16,5 м угля. И вдоль него бросили роторный экскаватор. У него каждый зуб – полвагона, за 1,5 часа заполняется целый состав. Себестоимость одной тонны - 5 долларов. При сжигании водорода образуется водяной пар и определённое количество энергии. Мало того при его сгорании образуется ещё и вода. Уголь не только выбрасывает СО2, в нём много всякой канцерогенной гадости. Фото: АиФ/ Инна Меняйлова

- В чём тогда преимущество бензина перед углём?

По мере накопления СО2 в атмосфере Земля тихо перестаёт отдавать тепло полученное от Солнца, обратно в космос. Климат на планете начинает теплеть, температура повышается, льды начинают таять. Кто в мире поддерживает баланс СО2 и кислорода, которого в воздухе должен быть 21%? Россия владеет 40% мировых лесов – это крупнейший продуцент кислорода А крупнейший продуцент СО2 – Китай, он добывает 4 млрд тонн угля, и Соединённые Штаты – крупнейший потребитель углеводородов.

В мире 30% энергии получается из угля. Его добывают не 4 млрд тонн, как нефти, не 3,6 трлн кубометров, как газа, а 7 млрд тонн. Однако при сжигании метана выбросов СО2 в четыре раза меньше. Уголь не только выбрасывает СО2, в нём много всякой канцерогенной гадости. Сегодня в Китае, например, из 89 городов-миллионников только в трёх более или менее, на грани нормы экологическая обстановка.

Серы в нефти и газе в чистом, элементарном виде нет, она в виде всяких соединений. Но при сжигании появляется сернистый ангидрид, который может превратиться в серный. Оба эти газа - очень гигроскопичные. Если к SO3 прибавить h3O получится h3SO4 - серная кислота. Представьте: вы идёте по аллее с деревьями. И в разгар лета в июле на каждом листе большое жёлтое пятно, подпалина. Покрутите головой - и увидите трубу местной ТЭЦ, которая сжигает высокосернистный мазут или уголь, и белый след, состоящий из СО2, водяного пара, SO2 и SO3. Всё охлаждается и падает за шиворот серной кислотой. Мы это смоем в душе, а листочку деваться некуда. И не стоит ждать от него никакого кислорода. Отсюда стремление выпускать дизельное топливо и бензин с содержанием серы 0,001% - «Евро 5». Двигатель уже не чувствует разницу меньше 0,2% (в 200 раз больше). В керосинах не нормируют, потому что самолёт не летает вдоль тротуаров, а на высоте 10 тыс. метров, и пока это прилетит к нам, как раз будет 0,001%. Например, в Омске настолько качественно перерабатывается нефть, что керосин даже гидроочистке не подвергается, керосиновая фракция уже идёт с низким содержанием серы. Автомобили ездят там, где наши носы. И нас, и деревья пытаются защищать современными процессами снижения содержания серы в бензиновых и дизельных топливах.

- Сегодня много говорят про электромобиль, ему пророчат большое будущее. Разделяете это мнение?

- Транспортировка энергии, разговоры про электромобиль – лохотрон. Он, конечно, будет работать, но конкурировать с дизельным или бензиновым не сможет. Во всяком случае, при существующем уровне развития техники. Если вы придумаете способ доставки электроэнергии без потерь, тогда да. Электромобиль как игрушка очень интересен.

Коэффициент полезного действия ГРЭС 40%. И ТЭЦ в летнем режиме столько же. Вот вы пришли с топливом, получили КПД 40%. Теперь потащили эту электроэнергию на аккумуляторно-зарядную станцию. Если у вас расстояние 6 км, а напряжение 10 000 В, то придёте уже не с 40%, а с 10%. Посмотрите квитанцию: у меня, например, 5,38 руб. - электроэнергия, и честно написано генерация 1,85, всё остальное – доставка. То есть вы греете стенки и космос, работаете на мировую энтропию. И эти 10% вы зарядили в аккумулятор и отдали в электромобиль. Только 10%. А рядом стоит АЗС - и 99% от добытой энергии. В автомобиль пошло 99%, а на колёса он отдал 43% или 52% (в зависимости от того, бензиновый или дизельный двигатель).

Трамп говорит, что у них много угля, его добудут, сожгут на ТЭЦ или ГРЭС, выработают электроэнергию, отдадут на «Теслу». Только они задохнутся. Мы этого делать не будем, у нас студенты на первом курсе всё это понимают и знают.

Вырезать из канвы - убить

- В регионах, где находятся отдельные предприятия, такие как наш ОНПЗ, считают, что если бы оно было отдельным, то регион получал больше доходов в бюджет.

- Давайте вырежем омский завод из состава «Газпромнефти» - сдохнет через месяц. Сейчас цена на нефть растёт, а цена на продукт остаётся стабильной. Нефтяной бизнес делится на три составляющие – добыча, переработка и сбыт. Если их объединить - это вертикально интегрированная нефтяная компания. Первую создал в США Джон Рокфеллер. Он был владельцем нефтеперерабатывающего завода и первый додумался, что если цена на нефть подскакивает, то при стремящийся к постоянству рыночной цене умирает переработчик. И наоборот: если вдруг цена резко упала - переработчик в шоколаде, и должен умереть нефтяник. Но если работаете внутри одной кассы, эти показатели друг друга стагнируют. В России практически весь рынок контролируют вертикально интегрированные компании. Но почему у нас кризис? Очень просто: нам катастрофически не хватает сбытов, нефти у нас сколько хотите. У нас 550 млн тонн добыча, 250 млн переработка и только 153 млн контролируемых сбытов. Если к 2036 году цифра внутри или вне страны достигнет хотя бы 305 млн, то есть в два раза больше, будет отлично.

Местный губернатор должен ставить перед «Газпромнефтью» вопрос об увеличении платы за процессинг и о соцвыплатах внутри города. Это должна быть некая обоснованная норма. При огромной мощности омский завод лучший не только у нас в стране, но и в Европе как по объёмам переработки, так и по себестоимости, по качеству выпускаемой продукции. В этом числе заслуга поколений нефтепереработчиков, начиная с Александра Малунцева, который всё это строил на пустом месте. В Омске не было нефтепереработки до 50-х. Тут выросла замечательная плеяда, люди, ставшие министрами, замминистрами, выдающимися учёными. Именно Малунцев заложил связь с наукой, так продолжается до сих пор. А компания заинтересована дальше снижать себестоимость и повышать качество. Поэтому вырезать завод из канвы – значит убить его. Компания выживет, имея нефть, она или ещё один НПЗ построит, или присоединит какой-то из независимых.

www.omsk.aif.ru


Смотрите также