Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Метод последовательной перекачки нефти


54. Последовательная перекачка нефтепродуктов.

Последовательная перекачка нефтей и нефтепродуктов — транспортировка разносортных нефтепродуктов и нефтей с различными физико-химическими свойствами по одному магистральному трубопроводу последовательно (один продукт непосредственно за другим). Продукты поступают в трубопровод на головной станции из отдельных резервуаров и принимаются в резервуары на конечном пункте трассы отдельно один от другого так, чтобы жидкости не перемешивались.

Последовательная перекачка позволяет максимально загрузить магистральный трубопровод и обеспечить промышленность и сельское хозяйство различными видами нефтепродуктов. Последовательная перекачка уменьшает нагрузку на другие виды транспорта (железнодорожный, водный и т.д.). Кроме того, транспорт разносортных нефтей к нефтеперерабатывающим заводам методом последовательной перекачки позволяет избежать смешения нефтей в резервуарах на головной станции трубопровода и упростить технологию их переработки.

При циклической последовательной перекачке нефтепродукты, близкие по своим свойствам, группируются в партии. Например, в одну группу могут быть объединены карбюраторные, а в другую — дизельные топлива. Две партии нефтепродуктов, принадлежащих к различным группам, образуют цикл. Перед началом перекачки для каждого цикла составляют технологическую карту расположения нефтепродуктов в партии, где указывают порядок следования нефтепродукта данного сорта и его объём. Формирование партий и цикла на головном пункте трубопровода осуществляется согласно этой технологической карте. При этом партии нефтепродуктов формируются так, чтобы не было резкого изменения физико-химических свойств при переходе внутри цикла от одной партии нефтепродуктов к другой и наиболее ценные нефтепродукты (например, бензин с высоким октановым числом) оказались в середине партии. На магистральных нефтепродуктопроводах за год осуществляется последовательная перекачка с 30-50 циклами.

Последовательная перекачка имеет ряд существенных особенностей по сравнению с транспортом однородной жидкости (смесеобразование в зоне контакта разносортных нефтепродуктов и одновременное движение жидкостей с различными плотностями и вязкостями в трубопроводе). Процесс смесеобразования при последовательной перекачка методом прямого контактирования обусловлен структурой потока жидкости в трубопроводе. Скорость жидкости у внутренней поверхности трубопровода меньше, чем в центральных областях потока, поэтому идущий сзади нефтепродукт как бы "вклинивается" в нефтепродукт, идущий впереди. Одновременно с этим процессы диффузии перемешивают разносортные жидкости, создавая более или менее равномерное распределение вещества по сечению трубопровода, в результате чего в месте контакта разносортных жидкостей возникает область смеси, объём которой зависит от режима течения жидкостей, их вязкости, плотности, состояния линейной части трубопровода и т.п. В турбулентном потоке распределение скорости по сечению более равномерное, чем в ламинарном, поэтому меньше смесеобразование. Особенно существенное увеличение размеров области смеси наблюдается при остановках перекачки. В этом случае происходит подтекание слоев более тяжёлого нефтепродукта под слой более лёгкого. Для уменьшения смесеобразования нефтепродукты внутри цикла могут быть отделены друг от друга с помощью механических разделителей. Для осуществления последовательной перекачки с механическими разделителями (рис. 1) трубопровод оборудуется камерами запуска и приёма разделителей. Механические разделители выполняются в виде экранов, эластичных шаров и поршней. Смесь разносортных нефтепродуктов имеет физико-химические свойства, отличные от свойств перекачиваемых нефтепродуктов, и не может быть реализована как полноценный продукт.

Пропускная способность магистрального нефтепродуктопровода, по которому ведётся последовательная перекачка, ограничивается пропускной способностью одного из участков между соседними насосными станциями, заполненного в данный момент наиболее вязким нефтепродуктом. Поэтому при последовательной перекачке нефтей и нефтепродуктов поддерживают давление не выше максимально допустимого из-за прочности труб и не ниже минимально допустимого из-за кавитации в центробежных насосах. С этой целью предусматриваются два технологических режима либо с "подключёнными резервуарами", либо "из насоса в насос". Разветвлённые магистральные нефтепродуктопроводы имеют отводы от основные трассы к нефтебазам, раздаточным пунктам. При последовательной перекачке по таким системам отводы подключают так, чтобы избежать увеличения смесеобразования. В связи со смесеобразованием и цикличностью перекачки очень важен контроль за движением зон контакта и положением партий вдоль трассы. С этой целью ведётся график движения зон контактов на основе данных приборов контроля за прохождением смеси через перекачивающую станцию и выполняются расчёты положения зон контактов. Всё это позволяет диспетчеру давать команды на подготовку смесевых резервуаров, включение и отключение отводов к нефтебазам и раздаточным пунктам. Смесь нефтепродуктов принимают обычно на конечном пункте нефтепродуктопровода и реализуют путём подмешивания к соответствующим нефтепродуктам с учётом запаса качества последних или направляют на нефтеперерабатывающий завод как сырьё для переработки вместе с нефтью.

studfiles.net

Тема лекции 9. Последовательная перекачка нефтепродуктов

Тема лекции 9. Последовательная перекачка нефтепродуктов. Методы контроля и мероприятия по уменьшению количества смеси при последовательной перекачке.

Последовательная перекачка - это перекачка различных нефтей (нефтепродуктов) друг за другом по одному трубопроводу. Она нужна для следующих целей. Очень часто нефти, добываемые даже в одном районе, значительно различаются по своим физико-химическим свойствам. Из одних нефтей получаются хорошие масла, а из других - высококачественные бензины. Смешивать такие нефти экономически нецелесообразно. Нефтеперерабатывающие заводы требуют их отдельной поставки. Обычно имеется значительное количество продуктопроводов, по которым перекачивают последовательно до двух десят­ков разносортных нефтепродуктов, в частности, бензины, керосины, и реактивные и дизельные топлива. Среди этих трубопроводов такие как Уфа - Западное направление, Самара - Брянск, Рейн - Майн и др. Нефтеперерабатывающие заводы производят, а потребители расходуют одновре­менно все виды нефтепродуктов. Сооружать отдельные трубопроводы малых диаметров для каждого вида нефтепродукта чаще всего экономически невыгодно. Один трубопровод большего диаметра для нескольких нефтепродуктов оказывается более целесообразным. В трубопровод на ГНПС нефтепро­дукты закачивают отдельными партиями последовательно друг за другом (бензины - керосины - дизельные топлива - керосины-бензины). В продуктопроводе большой протяженности одновременно могут находиться несколько партий разных нефтепродуктов. Примене­ние последовательной перекачки увеличивает коэффициент использо­вания магистральных трубопроводов (более полная загрузка трубо­провода). Кроме этого, использование трубопровода большого диамет­ра позволяет снизить себестоимость перекачки, по сравнению с исполь­зованием труб малого диаметра. В условиях нефтебаз применение последовательной перекачки - обычное явление, так как нефтебазы оперируют с несколькими десят­ками различных нефтепродуктов, для которых нецелесообразно, да и практически невозможно, построить отдельные трубопроводы. Однако не всякие нефтепродукты целесообразно перекачивать последователь­но по одному трубопроводу. Например, последовательная перекачка мазута и бензина приведет к значительному ущербу для народного хозяйства, так как весь бензин практически будет испорчен и его придется использовать как нефтепродукт более низкого сорта. В связи с этим при организации последовательной перекачки необходи­мо подбирать пары контактирующих нефтепродуктов, достаточно близких по своим физико-химическим свойствам. Очередность после­довательно перекачиваемых нефтепродуктов должна быть примерно такой: бензин А-76 - бензин А-72 - бензин А-66 - керосин - дизельное топливо летнее - дизельное топливо зимнее - дизельное топливо летнее -керосин - бензин А-66 - бензин А-72 - бензин А-76.

Последовательную перекачку осуществляют двумя путями: путем прямого контактирования последовательно перекачиваемых нефте­продуктов и с применением различного типа разделителей, между парами нефтепродуктов. При прямом контактировании смесеобразо­вание происходит вследствие конвективного переноса, обусловленно­го неравномерностью распределения скоростей потока по сечению трубопровода. Смесь образуется и в случае применения разделителей, но количество ее получается на порядок меньше. Объем образующейся смеси зависит от многих факторов, основны­ми из которых являются состояние внутренней поверхности трубо­провода, его геометрические размеры, гидро- и термодинамические режимы перекачки, совершенство технологических операций, обвязки насосных станций и др.

Объем смеси при ламинарном режиме составляет около 4,5 объемов трубопровода (по сравнению с турбулентным режимом больше, чем в 103 раз). Поэтому последовательную перекачку при ламинарном режиме без разделителей не проводят. При ламинарном режиме течения жидкостей закон распределения скоростей описывается параболой (рис. 13а). Толкающая жидкость Б в форме параболоида вращения вклини­вается в поток вытесняемой жидкости А и через некоторое время целиком заполняет трубопровод. Длина образующегося клина и будет определять зоны смеси. Так как теоретически при ламинарном режиме начало клина совпадает с началом трубопровода, то к моменту достижения центральной струй­кой жидкости Б конца трубопровода в нем будет находиться только смесь нефтепродуктов. Для удаления остатков нефтепродукта А из трубы необходимо прокачивать жидкость Б в количестве еще несколь­ких объемов трубы. Турбулентный режим перекачки характеризуется поперечными пульсациями и распределением скоростей по сечению трубы (рис. 13б). В начальный момент временит в трубопровод начинает поступать нефтепродукт Б. Граница раздела между нефтепро­дуктами плоская и смеси нет. Через момент времени жидкость Б вклинится в жид­кость А в соответствии с профилем скорости при турбулентном режи­ме.

Одновременно за этот же промежуток времени будут действовать и пульсации скорости, которые переме­щают оба нефтепродукта в зоне вклинивания, и эта зона будет представлять собой почти равномерную смесь. В каждый последующий момент времени чистый нефтепродукт А вклинивается не в нефтепродукт Б, а в зону смеси, которая постепенно увеличивает свой объем.

Если в начале трубопровода есть различные отводы, тупиковые ответвления, обводные линии, лупинги, задвижки, фильтры, счетчики, тройники, распределительные гребенки, резервные насосы и т.п., которые не закрыты, то при перекачке эти устройства заполняются одним из нефтепродуктов, а при смене жидкостей оставшийся нефтепродукт постепенно вымыва­ется из перечисленных устройств выталкивающим нефтепродуктом и на участке резервуарный парк - насосная образуется первичная технологическая смесь. В результате загрязнение выталкивающего нефтепродукта происходит не только в зоне контакта, но и на значительной длине после границы раздела Если объем первичной технологической смеси , то объем смеси в конце трубопровода равно (с учетом первичной технологической смеси):

(97)

При ответвлении потока от магистрали к лупингованному участку смесь тоже ответвляется. К точке слияния магистрали и лупинга две части смеси не доходит одновременно (скорости потока в магистрали и лупинге разные), и они обратно не объединяются. То есть, каждая из частей смеси (в магистрали и лупинге) смешиваются с чистыми нефтепродуктами. В результате объем смеси резько возрастет. Объем смеси в конце трубопровода с учетом лупинга равно:

(98)

Мероприятия по уменьшению количества смеси при последовательной перекачке следующие. Чем более развит турбулентный режим, тем меньше объем образующейся смеси. Поэто­му при последовательной перекачке прямым контактированием перекачка должна идти в турбулентнем режиме и число Рейнольдса должно быть не менее 10000. Дальнейшее увеличение числа Рейнольдса хотя уменьшает объем смеси, но потери энергии чересчурь увеличивает. Оптималь режим перекачки при скоростях в диапазоне 0,6 - 2 м/c. Нельзя допускать остановок перекачки в период прохождения смеси по трубопроводу на местности с пересеченным рельефом из-за дополнительного смесеобразования в результате действия гравитационных сил. Это явление проверено многочислен­ными экспериментами. Если перекачку необходимо останавливать, то зону смеси следует размещать в таком месте трассы, где более тяжелый нефтепродукт располагается ниже легкого. Объем смеси существенно зависит от порядка следования нефтепродуктов друг за другом. Если выталкивающий нефтепродукт имеет меньшую вязкость, чем выталкиваемый, то объем смеси на 10-15 % больше, чем при обратном порядке следования этих же нефте­продуктов. Различие плотностей последовательно перекачиваемых нефтепродуктов оказывает меньшее влияние на объем смеси, чем различие вязкостей и этим влиянием часто можно пренебречь. Тем не менее, закачку нефтепродуктов в трубопровод следует вести в такой последовательности, чтобы разница в плотностях и вязкостях для каждой пары была минимальной. Например, рекомендуется такой порядок закачки: бензин - керосин - дизельное топливо - керосин -бензин. Таким образом, главным фактором при формировании струк­туры цикла является наименьшая разница в плотностях (вязкостях) контактируемых нефтепродуктов. При осуществлении последовательной перекачки на период прохож­дения смеси имеющиеся на трубопроводе лупинги должны быть отключены. Необходимо при последовательной перекачке эксплуатировать трубопровод по системе из насоса в насос, чтобы исключить дополни­тельное смесеобразование в резервуарах промежуточных станций. Чтобы уменьшить объем первичной смеси, обвязка резервуарного парка и насосной должна быть простой, без тупиковых ответвлений. При последовательной перекачке нефтепродуктов переднюю часть смеси (ее "голову") принимают в резервуары с выталкиваемым нефтепродуктом, а ее конец ("хвост") - в резервуары с выталкиваю­щим нефтепродуктом с учетом запаса качества у этих нефтепродуктов по контролируемым показателям. Середина смеси часто принимается в отдельные резервуары для смеси, а затем реализуется путем подме­шивания в допустимых концентрациях к чистым нефтепродуктам или отправляется на переработку. Раскладку, а также прием "головы" и "хвоста" смеси следует проводить в резервуары большой вместимос­ти, что позволяет снизить концентрацию подмешиваемого нефтепро­дукта и не испортить основной (товарный) нефтепродукт. Для снижения смесеобразования при последовательной перекач­ке необходимо применять разделители. Если при прямом контактиро­вании объем смеси составляет 0,5-1 % от объема трубопровода, то применение разделителей позволяет сократить объем в 5-10 раз, что составляет менее 0,1 % объема трубопровода. Разделитель помещают в зону контакта между перекачиваемыми нефтепродуктами, и под воздействием потока жидкости он перемещается по трубопроводу, разделяя нефтепродукты. При последовательной перекачке приме­няют разделители двух основных типов - жидкие и твердые. В качест­ве жидких разделителей используют нефтепродукты и их смеси, другие жидкости, которые не смешиваются с нефтепродуктами и не образуют с ними эмульсий, легко перекачиваются насосами промежу­точных насосных станций и не расслаиваются при перекачке по трубо­проводам. В последнее время стали применять загустители различного рода (полимеры и др.), с помощью которых у части жидкости значи­тельно повышается кинематическая вязкость. Такая жидкость дви­жется как вязкоупругий поршень, свободно преодолевающий сопро­тивления различного типа (сужения, расширения, не полностью откры­тые задвижки, наличие посторонних предметов в трубе и т.д.), и хорошо разделяет последовательно перекачиваемые жидкости. Добавление некоторых полимеров (полиакриламид, полиизобутилен и др.) в количестве до 0,5 % в перекачиваемые жидкости позволя­ет получать пробки, значительно снижающие объем образующейся смеси. Таких же результатов можно достичь, если загущение прово­дить гудроном (асфальтено-смолистыми веществами). В связи с тем, что гудрон растворим в нефтях и нефтепродуктах, его применение может быть оправдано только на коротких трубопроводах при после­довательной перекачке нефтей. Естественно, что гораздо проще применять жидкостной раздели­тель из нефтепродукта, по своим свойствам близкого к основным пос­ледовательно перекачиваемым нефтепродуктам. Буферная жидкость, занимающая промежуточное положение между перекачиваемыми нефтепродуктами, не изменяет существенным образом механизма смешения и, следовательно, объем образующейся смеси не уменьшает­ся. В этом случае допустимые концентрации примесей буферной, жидкости и основных нефтепродуктов будут больше по своему значе­нию и основная часть образовавшейся смеси может быть принята в резервуары с товарными нефтепродуктами. Например, если бензин и дизельное топливо перекачивать без разделительной жидкостной пробки, то большую часть образовавшейся смеси придется принимать в отдельный резервуар, так как по условиям сохранения качества допускается небольшое количество примеси бензина к дизельному топливу и наоборот. Если же между ними поместить разделительную пробку из керосина, то значительные участки зоны смеси можно принять в товарные резервуары, так как допустимые концентрации бензина и керосина, дизельного топлива и керосина во много раз превышают допустимые концентрации бензина в дизельном топливе и наоборот.

Эффективным способом разделения последовательно перекачива­емых нефтепродуктов является применение механических разделите­лей. В настоящее время применяются меха­нические разделители различных типов и конструкций (дисковые, манжетные, поршневые, сферические, комбинированные и т.д.). Выбор того или иного типа и конструкции разделителя основывается на технико-экономических показателях и обеспечении технологических требований к нему. Разделитель должен быть недорогим; простым по конструкции, легким и разборным; перемещаться строго со скоростью потока (не обгонять и не отставать от зоны контакта), т.е. быть эффек­тивным разделяющим средством на всем пути движения по трубопро­воду. Самым простым по конструкции является дисковый разделитель, состоящий из штанги с металлическими дисками, между которыми располагаются диски из упругого материала. Упругие элементы диско­вого разделителя имеют диаметр на 3-5 мм больше внутреннего диаметра трубы. Компенсация износа осуществляется только за счет упругости материала, поэтому такой разделитель относительно быстро теряет герметичность. Однако и в этом случае объем образую­щейся смеси может быть сокращен до 50 % по сравнению с объемом смеси, образующейся при прямом контактировании. Максимальное расстояние, которое дисковые разделители могут пройти без потери герметичности, не превышает 30-50 км. Материал упругого элемента разделителей всех типов должен быть износостойким, выдерживать длительное воздействие нефти или нефтепродуктов, не изменять значительно своих свойств при воздейст­вии температуры до 353 К. Этим требованиям удовлетворяют полимер­ные материалы (неопрен, адипрен, хайкар и др.) и маслобензостойкие резины различных марок. Манжетные разделители имеют много вариантов конструктивного изготовления. Трехманжетный разделитель, со­стоит из полого вала и трех манжет из полиэтилена или маслобензостойкой резины. Манжеты работают в зоне полужидкостного трения, поэтому при движении по трубопроводу обеспечивается практически постоянная по длине степень герметизации границы раздела нефтепродуктов. Износ манжет разделителя при наличии полужидкостного тре­ния незначителен, поэтому они могут проходить расстояния до 600- 700 км. Несмотря на эластичность манжет, жесткость их такова, что они снимают с внутренних стенок трубопровода рыхлый слой отложений. Разделитель имеет минимум металличес­ких деталей. Конструкция его очень проста. Масса разделителя для трубо­провода диаметром 700 мм составляет 65 кг, поэтому заправку его в патрубок камеры пуска или приема на конечном пункте следует проводить без громоздкого вспомогательного оборудования двумя-тремя рабочими. Для коротких трубопроводов манжеты разделителей можно применять многократно. Для этого разделители на конечном пункте собирают и партиями возвращают железной дорогой или автотранспортом на головной пункт. Транспортировку разделителей можно осуществлять как в собранном, так и в разобранном виде. Поршневые разделители получили меньшее распространение, чем манжетные. Поршневой разделитель с уплотнительными перемычками представляет удлиненное тело, выполненное из эластичного материа­ла с вогнутым задним концом и скругленной головкой. Внутри тела разделителя через определенные интервалы расположены уплотнительные пластмассовые перемычки. шаровые разделители, которые изготовляют из эластичного материала: синтетического или натурального каучука, специальной резины, неопрена. Толщина стенки разделителя 25-80 мм в зависимости от диаметра. В стенку впрессовывают обратный клапан, через который внутреннюю полость шара заполняют водой или другой жидкостью перед пуском разделителя в трубопровод для их прижимания к внутренней стенке трубы. Диаметр шара доводят до 1,01 от внутреннего диаметра трубы. При этом условии ширина контактной поверхности составляет 10-15% диаметра трубы. Такая ширина контактного кольца не обеспечивает надежной герметичности при движении шарового разделителя. По этой причине для надежного разделения нефтепродуктов шаровые разде­лители в зону контакта запускают партиями до 10 штук. Шаровые разделители проходят через трубопроводы любого радиуса, через тройники и угольники, не застревают при встрече с небольшими препятствиями. Срок службы их достаточно продолжительный - пробег достигает 1500 км. На переме­щение затрачивается малое количество энергии потока; запуск и прием их может осуществляться автоматически. Основной недостаток шаровых разделителей - низкая устойчи­вость скорости движения, что приводит к отставанию или обгону разде­лителем зоны контакта. Объем смеси в этом случае может быть даже больше, чем при прямом контактировании нефтепродуктов. Пуск и прием разделителей проводят с помощью специальных устройств, сооружаемых на трубопроводе. Одиночные разделители всех типов на НПС запускают и принимают с помощью камер пуска и приема. Разделители на конечном пункте собирают и партиями возвращают железной дорогой или автотранспортом на головной пункт.

Контроль над последовательной перекачкой основан на расчет концентрации смеси (измеряя концентраций смеси, как мы заметили ранее, можно узнать объем и состав смеси), которая можно найти при помощи измерении одного из следующих параметров перекачиваемых нефтепродуктов: плотности, вязкости, диэлектрической проницаемости, температуры вспышки, величины статического электричества. При существенной разнице плотностей последовательно перека­чиваемых нефтепродуктов (например, бензин - дизельное топливо) можно применять контроль по изменению плотности. Для непрерывного определения изменения плотности в потоке создан ряд приборов. К числу таких приборов относится плотномер поплавкового типа, называемый нефтеденсиметром, который устанав­ливают на обводных линиях трубопровода перед конечным пунктом. Кроме приборов поплавкового типа для измерения плотности применяют приборы, основанные на принципе взвешивания исследу­емого нефтепродукта и сравнения с эталонной жидкостью, а также приборы, в которых измеряется частота колебаний определенных вибраторов в зависимости от плотности перекачиваемых нефтепроду­ктов. Также используют приборы, в которых для измерения плотности применяют пучок гамма-лучей, проходящих через поток жидкости. Приборы такого типа получили название гамма-плотномеров. Однако не все последовательно перекачиваемые нефтепродукты можно контролировать по изменению плотности, например, нефти сырая и обессоленная, бензины разных марок. В этом случае применяют другие способы контроля. Контроль за движением смеси ультразвуковыми приборами, принцип действия которых основан на измерении ультразвуковых волн, проходящих через исследуемую среду. Эти волны, проходя через жидкость, не изменяют ее свойств. Измерения достаточно точны, оперативны и не нарушают технологического процесса. Для измерения плотности применяют также и ультразвук, скорость распространения которой, зависит от свойств среды, в которой он распространяется. Опытами установлено, что каждый нефтепродукт имеет свою диэлектрическую постоянную. Разработан прибор СК-2, позволяющий контролировать прохождение зоны смеси по значению диэлектрической постоянной. Обычно измерительные блоки ставятся перед резервуарами и на расстоянии 10-15 км до них, тогда за время 1,5-2 часа, пока смесь прибудет на конечный пункт, производится необходимые расчеты.

Основная литература: 1 осн. [186-205, 223-233], 2 осн. [78-81, 92-105],

3 осн. [205-238]

Дополнительная литература: 2 доп. [353-356]

Контрольные вопросы:

  1. Почему процесс смесеобразования при последовательной перекачке зависит от режима течения?
  2. Какие бывают разделители?
  3. Расскажите типы твердых разделителей, их особенности и недостатки?
  4. Как пропускают разделителей через НПС?
  5. Какие методы контроля за последовательной перекачкой, вы знаете?

prosdo.ru

Последовательная перекачка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Последовательная перекачка - нефть

Cтраница 2

Наиболее часто применяется последовательная перекачка нефти и нефтепродуктов с применением разделителей. Применяют два вида разделителей - жидкостные и механические.  [16]

Представляет практический интерес последовательная перекачка нефти с различным содержанием серы, воды и механических примесей. Последовательная перекачка нефтеи с различным содержанием солей, механических примесей или воды обычно имеет ряд отличий от последовательной перекачки таких нефтепродуктов, как бензины и дизельные топлива, обусловленных меньшими числами Рейнольдса, возможностью образования отложений солей, воды или - механических примесей на стенках труб при перекачке одной из нефтеи и смыва этих отложений при перекачке другой нефти.  [17]

Особенности гидравлического расчета последовательной перекачки нефтей связаны с тем, что в трубопроводе находится одновременно несколько нефтей с различными плотностями и вязкостями, По этой причине параметры работы отдельных участков нефтепровода постепенно изменяются. Если отличия плотности и вязкости нефтей незначительны, то движение партий практически не сказывается на гидравлических характеристиках трубопроводной системы. Если же эти отличия велики, то в нефтепроводе могут возникать осложнения, связанные с уменьшением КПД работы перекачивающих агрегатов, возникновением волн давления при прохождении партий через перекачивающие станции, появлением или исчезновением самотечных участков, а также с необходимостью регулирования работы насосов для поддержания минимально допустимых подпоров перед станциями и предотвращения перегрузок в линиях нагнетания.  [18]

Количество смеси при последовательной перекачке нефтей обычно бывает несколько увеличенным но сравнению с количеством смеси при перекачке светлых нефтепродуктов вследствие большой вязкости нефтей и увеличенного эффективного коэффициента диффузии. При последовательной перекачке нефтей с разным содержанием воды, а также механических примесей или солей объем смеси дополнительно увеличивается из-за смывания солей, отложений или механических примесей со стенок трубопровода партией нефти с меньшим содержанием этих примесей. Например, при последовательной перекачке обессоленной и сырой нефтей головная часть партии обессоленной нефти будет насыщаться солями, смываемыми со стенок трубопровода, где они скопилюь в период прохождения партии сырой нефти.  [20]

В работе рассмотрены вопросы последовательной перекачки разносортных нефтей и нефтепродуктов, способы трубопроводного транспорта высоковязких нефтей, совместная перекачка жидкостей и газов, а также трубопроводный транспорт твердых и сыпучих материалов.  [21]

В работе рассмотрены вопросы последовательной перекачки разносортных нефтей и нефтепродуктов, способы трубопроводного транспорта высоковязких нефтей, совместная перекачка жидкостей и газов, а также трубопроводный транспорт твердых и сыпучих материалов.  [22]

Наиболее эффективная эксплуатация трубопроводов при последовательной перекачке нефтей и нефтепродуктов возможна при соблюдении организационных и технологических мероприятий по контролю, уменьшению и ис пользованию смеси на основе технико-экономического анализа работы каждого конкретного нефтепровода.  [23]

При транспортировании по магистральным нефтепроводам допускается последовательная перекачка нефтей различной степени подготовки в соответствии с нормами и требованиями по последовательной перекачке нефти.  [24]

Рефрактометрический метод можно рекомендовать для контроля последовательной перекачки нефтей, незначительно различающихся между собой по удельному весу, но с разными коэф-фициентамм лучепреломления.  [25]

В практике отечественных магистральных трубопроводов при последовательной перекачке нефтей и нефтепродуктов применяются механические разделители нефтей и нефтепродуктов нескольких конструкций.  [26]

На трассе трубопровода, по которому осуществляется последовательная перекачка нефтей или нефтепродуктов, могут существовать самотечные участки. На этих участках поток лишь частично заполняет сечение трубы, поэтому жидкости перемешиваются иначе, чем в заполненной части трубопровода вследствие перестройки профиля скорости, изменения интенсивности турбулентности и процессов растекания.  [27]

Плохая техническая оснащенность и неподготовленность к организации последовательной перекачки разносортных нефтей и нефтепродуктов по одному трубопроводу негативно сказались и на загрузке трубопроводов.  [28]

На основании опыта эксплуатации трубопроводов, предназначенных для последовательной перекачки нефтей или нефтепродуктов, максимальная скорость потока не превышает 2 м / сек. Таким образом, рекомендуемые скорости при последовательной перекачке различных нефтей и нефтепродуктов находятся в диапазоне 0 6 - 5 - 2 м / сек. При последовательной перекачке по соответствующим формулам можно определять и оптимальную скорость перекачки, которая находится минимизацией затрат на перекачку и смесеобразование.  [29]

При установленном постоянном режиме работы насосных станций в ходе последовательной перекачки нефтей или нефтепродуктов, имеющих различные плотности или вязкости, меняются расход и давление по всему трубопроводу. Изменения происходят по мере засорения трубопровода, а также при образовании в нем воздушных мешков. Например, при последовательной перекачке нефтепродуктов с сильно отличающимися плотностью и вязкостью изменения давления на границе раздела жидкостей, когда она находится в середине трубопровода, достигают 1 5 МПа, а при перекачке нефтей эти изменения доходят до 0 5 - 0 8 МПа. Поэтому необходимо регулирование, обеспечивающее изменение давления на приеме и нагнетании, а также подачи насосной станции в соответствии с режимом работы трубопроводов. Методы регулирования определяются в каждом конкретном случае в зависимости от назначения трубопровода и режима его работы. Иногда целесообразно вести ступенчатое регулирование изменением числа работающих насосных агрегатов. Если насосы имеют разное число рабочих колес, то регулирование системы осуществляется главным образом путем планового изменения заданной подачи при перекачке или изменении режима в связи с аварийным отключением насосных и отдельных агрегатов.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Последовательная перекачка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Последовательная перекачка - нефть

Cтраница 1

Последовательная перекачка нефти и нефтепродуктов позволяет увеличить коэффициент использования трубопроводов и снизить себестоимость перекачки. Но при последовательной перекачке в месте - контакта последовательно движущихся жидкостей происходит их смешение. Физико-химические свойства образующейся смеси отличаются от свойств перекачиваемых нефтепродуктов.  [1]

Последовательная перекачка нефтей и нефтепродуктов при всех своих достоинствах - увеличение коэффициента использования магистральных трубопроводов, снижение себестоимости перекачки и др. - имеет существенные недостатки, связанные с образованием смеси в зонах контакта разносортных жидкостей.  [2]

Последовательная перекачка нефти и нефтепродуктов позволяет увеличить коэффициент использования трубопроводов и снизить себестоимость перекачки. Но при последовательной перекачке в месте контакта последовательно движущихся жидкостей происходит их смешение. Физико-химические свойства образующейся смеси отличаются от свойств перекачиваемых нефтепродуктов.  [3]

Метод последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов заключается в том, что различные по качеству углеводородные жидкости отдельными партиями определенных объемов перекачиваются по одному трубопроводу. При этом достигается максимально возможное использование пропускной способности трубопровода и освобождаются другие виды транспорта ( железнодорожный, водный, автомобильный) от параллельных перевозок нефтей и нефтепродуктов.  [4]

Применение последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов позволяет использовать трубопровод большого диаметра при меньшей себестоимости транспорта. Раздельное поступление нефтей на переработку приводит к значительному удешевлению их переработки, что позволяет компенсировать дополнительные затраты на организацию последовательной перекачки.  [5]

Метод последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов заключается втом, что различные по качеству углеводородные жидкости отдельными партиями определенных объемов перекачиваю гея по одному трубопровод) При этом достигается максимально возможное использование пропускной способности трубопровода и освобождаются другие виды транспорта ( железнодорожный, водный, автомобильный) от параллельных перевозок нефтей и нефтепродуктов.  [6]

Метод последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов заключается в том, что различные по качеству углеводородные жидкости отдельными партиями определенных объемов перекачиваются по одному трубопроводу. При этом достигается максимально возможное использование пропускной способности трубопровода и освобождаются другие виды транспорта ( железнодорожный, водный, автомобильный) от параллельных перевозок нефтей и нефтепродуктов.  [7]

При последовательной перекачке нефтей для улучшения процесса вытеснения высоковязкой нефти маловязкой можно в концевой объем высоковязкой жидкости вносить добавки, значительно уменьшающие ее вязкость.  [8]

При последовательной перекачке нефти или при наличии узлов смещения резервуарные парки служат для накопления отдельных сортов нефти или нефтепродуктов.  [10]

При последовательной перекачке нефтей по магистральным трубопроводам благодаря конвективной диффузии в зоне контакта различных потоков, а также вследствии массообменных явлений между пристенными отложениями высоко-молекулярных ( смолисто-парафинистых) соединений и потоком нефти происходит интенсивное образование смеси. В зависимости от сортов контактируемых нефтей количество образующейся смеси ( нестандартной продукции) может достигать размеров, равных нескольким объемам трубопровода. В связи с этим последовательная перекачка нефтей прямым контактированием является весьма нерентабельной.  [11]

При последовательной перекачке нефтей применяются манжетные разделители с манжетами из полиэтилена. Диаметр и форма манжет подобраны таким образом, что между ними и стенкой трубы остается пленка нефти и они работают в зоне полужидкостного трения, что позволяет существенно уменьшить износ манжет. Близстоящее время применяют манжетные разделители подобного типа диаметром 500 - 1200 мм. Использование разделителей при последовательной перекачке сырых и обессоленных нефтей позволяет уменьшить в 5 раз ( с 15 до 3 % объема нефтепровода) количество потерь обессоленной нефти.  [12]

Поэтому сущность последовательной перекачки нефтей прямым контактированием состоит в том, что разносортные нефти, объединенные в отдельные партии по несколько тысяч или десятков тысяч тонн каждая, закачивают в трубопровод последовательно, одну за другой, и транспортируют так до самого потребителя. При этом каждая партия нефти вытесняет предыдущую и в свою очередь вытесняется последующей. Получается так, что нефтепровод по всей своей протяженности заполнен партиями различных нефтей, вытянутых в цепочку и контактирующих друг с другом в местах, где кончается одна партия и начинается другая.  [13]

При организации последовательной перекачки нефтей или нефтепродуктов по одному трубопроводу должны соблюдаться требования к сохранению качества нефтетоваров в соответствии с установленными техническими нормами.  [14]

Число циклов последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов определяется соответствующими технико-экономическими расчетами.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Последовательная перекачка - нефтепродукт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Последовательная перекачка - нефтепродукт

Cтраница 1

Последовательная перекачка нефтепродуктов часто происходит в неизотермических условиях. Так, летом температура нефтепродуктов, закачиваемых в трубопровод, на 30 - 40 С может быть выше температуры грунта на глубине заложения трубопровода, а зимой, наоборот, ниже на 30 - 40 С. Вследствие теплообмена с грунтом температура и вязкость нефтепродуктов по мере движения зоны смеси по трубопроводу будет изменяться и это будет оказывать влияние на процесс смесеобразования.  [1]

Последовательная перекачка нефтепродуктов осуществляется так называемыми циклами. Каждый цикл состоит из нескольких партий нефтепродуктов, выстроенных в определенной последовательности. При этом порядок следования выбирается таким, чтобы каждый нефтепродукт контактировал с двумя другими, наиболее близкими к нему по своим свойствам. Например, при последовательной перекачке бензинов и дизельных тогашв в одну группу партий объединяют различные сорта бензинов, в другую - различные сорта дизельных топлив, причем внутри каждой группы также соблюдают строго определенную последовательность нефтепродуктов. Это делается для того, чтобы как можно больше снизить вероятность ухудшения качества транспортируемых топлив за счет их смешивания друг с другом.  [2]

Последовательная перекачка нефтепродуктов прямым контактированием осуществляется следующим образом.  [3]

Последовательная перекачка нефтепродуктов нуждается в постоянном контроле смесеобразования, происходящего в зонах контактирования движущихся партий, а также приема и раскладки образующейся смеси, см.п. 3.17 главы 3 настоящей книги.  [4]

Последовательная перекачка нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам позволяет наиболее полно использовать трубопроводы и способствует разгрузке железнодорожного транспорта. Путем последовательной перекачки транспортируют различные сорта автомобильных бензинов, дизельные топлива и керосины.  [5]

Последовательная перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам часто осуществляется при неизотермических условиях. Это обусловлено тем, что в летнее время в нефтепродуктопровод могут поступать продукты из резервуаров головной перекачивающей станции или из товарного парка нефтеперерабатывающего завода с температурой, несколько большей температуры грунта на глубине залегания трубопровода. В зимний период может наблюдаться другая картина - температура закачиваемого продукта будет ниже температуры окружающей среды на глубине заложения трубопровода. Такая неизотермичность при перекачке светлых нефтепродуктов оказывает влияние на процесс смесеобразования, так как вследствие теплообмена нефтепродуктов с окружающей средой будут изменяться их теплофизические свойства.  [6]

Последовательная перекачка нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам позволяет наиболее полно использовать трубопроводы и способствует разгрузке железнодорожного транспорта. Путем последовательной перекачки транспортируют различные сорта автомобильных бензинов, дизельные топлива и керосины.  [7]

Последовательной перекачкой нефтепродуктов называется такой способ их транспортировки, при котором разносортные топлива, объединенные в партии по несколько тысяч или десятков тысяч тонн, закачивают в трубопровод последовательно одну за другой и транспортируют так до потребителя. При этом каждая партия вытесняет в трубопроводе предыдущую и в свою очередь вытесняется последующей. В конце трубопровода партии различных нефтепродуктов принимают в различные резервуары.  [8]

Поэтому последовательная перекачка разноцветных нефтепродуктов может применяться только в исключительных случаях и только тогда, когда цвет светлого нефтепродукта не нормируется.  [9]

Метод последовательной перекачки нефтепродуктов заключается в том, что различные по свойствам нефтепродукты отдельными партиями определенных объемов одна за другой перекачиваются по одному трубопроводу. Тем самым достигается максимально возможное использование его пропускной способности, уменьшение металлозатрат.  [10]

Преимущества последовательной перекачки нефтепродуктов - это возможность использовать для перекачки различных нефтепродуктов один нефтепродуктопровод, а не сооружать несколько нефтепродуктопроводов для каждого нефтепродукта; обеспечить наиболее полную загрузку нефтепродуктопровода при перекачке по нему нескольких нефтепродуктов; применить для перекачки разных нефтепродуктов один более крупный нефтепродуктопровод ( большого диаметра, большей пропускной способности) и тем самым снизить себестоимость перекачки, которая уменьшается с ростом диаметра и пропускной способности.  [11]

Необходимость последовательной перекачки нефтепродуктов с минимальным их смешением в пути возникает также в тех случаях, когда количество отдельно взятых нефтепродуктов невелико, а суммарное количество по сортам вполне оправдывает сооружение трубопровода.  [13]

Остановки последовательной перекачки нефтепродуктов, отличающихся между собой по плотности, являются мощной причиной дополнительного смесеобразования. Оно происходит за счет растекания нефтепродуктов под действием силы тяжести. Более тяжелые нефтепродукты, как например, дизельное топливо, текут вниз по нижней образующей трубы, а более легкие нефтепродукты, как например, бензин, поднимаются навстречу по верхней образующей. Растекание нефтепродуктов происходит прежде всего в области смеси, но языки растекающихся жидкостей могут захватывать и большие части прилегающих к смеси нефтепродуктов.  [14]

Метод последовательной перекачки нефтепродуктов и нефтей заключается в том, что различные по качеству продукты отдельными партиями определенных объемов перекачиваются по одному, трубопроводу. При этом достигается максимально возможное использование пропускной способности трубопровода и освобождаются другие виды транспорта ( железнодорожный и водный) от параллельных перевозок нефтепродуктов.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Последовательная перекачка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Последовательная перекачка - нефть

Cтраница 3

При установленном постоянном режиме работы насосных станций в ходе последовательной перекачки нефтей или нефтепродуктов, имеющих различные плотности или вязкости, меняются расход и давление вдоль всего трубопровода. Изменения происходят по мере засорения трубопровода, а также при образовании в нем воздушных мешков.  [31]

Сходная ситуация, обусловленная образованием смеси, возникает при последовательной перекачке нефтей. Однако при транспорте сырой нефти проблемы, связанные с образованием смеси, не носят столь острого характера, как при перекачке нефтепродуктов. В этом смысле между последовательной перекачкой нефтей и нефтепродуктов имеются существенные отличия.  [32]

Яблонский первым в мире открыл важность и необходимость разработки способа последовательной перекачки нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу, разработал теоретически, обосновал экономически и довел эту задачу до практической реализации.  [33]

Книга посвящена исследованию основных вопросов, связанных с теорией и практикой последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. В ней рассмотрена технология последовательной перекачки, изложены теоретические основы смесеобразования, особенности последовательной перекачки нефтепродуктов, существенно различающихся по своим физико-химическим свойствам, смесеобразование при неизотермических условиях. Дан анализ различных факторов, влияющих на увеличение объема смеси, предложены рекомендации по выбору режимов работы насосных станций. Рассмотрены вопросы проектирования и эксплуатации трубопроводов для последовательной перекачки. Описаны современные методы определения, приема и раскладки смеси, приборы контроля за продвижением зоны смеси и установки по распределению смеси по резервуарам.  [34]

Одним из основных способов повышения технико-экономической эффективности нефте - и нефтепродукто-проводов является последовательная перекачка разносортных нефтей и нефтепродуктов по одному трубопроводу, значительно увеличивающая коэффициент использования магистральных трубопроводов и снижающая себестоимость перекачки.  [35]

В 1960 г. гамма-плотномеры намечено установить на многих трубопроводах Гдавнефтеснаба РСФСР, по которым ведется и намечается последовательная перекачка нефтей и нефтепродуктов.  [37]

При транспортировании по магистральным нефтепроводам допускается последовательная перекачка нефтей различной степени подготовки в соответствии с нормами и требованиями по последовательной перекачке нефти.  [38]

В связи с тем, что гудрон растворим в нефтях и нефтепродуктах, его применение может быть оправдано только для коротких трубопроводов при последовательной перекачке нефтей.  [39]

В настоящее время найдены достаточно эффективные методы по разделению различных сортов нефтепродуктов. Последовательную перекачку нефтей и нефтепродуктов следует осуществлять с применением разделителей. В ряде случаев до окончательной проверки работы разделителей могут использоваться буферные партии вспомогательных нефтепродуктов, близких по своим свойствам к основным видам нефтепродуктов.  [40]

Рассмотрены вопросы физико-химического воздействия на перекачиваемые среды в магистральных трубопроводах. При последовательной перекачке нефти и нефтепродуктов использование разделительных пробок как вязкоупругих, на основе специальных химических соединений, так и с магнитными наполнителями позволяет значительно снизить смесеобразование в зоне контакта.  [41]

На головных НПС при перекачке одного сорта нефти или нефтепродуктов предусматривается строительство резервуаров в размере от двух - до трехсуточной подачи трубопровода. При последовательной перекачке нефтей пли нефтепродукта вместимость резервуаров определяется размерами накопления каждого сорта в соответствии с принятой в проекте цикличностью перекачки и графиком поступления нефти или нефтепродуктов. При использовании резервуаров одновременно для магистрального трубопровода и сбор-пого промыслового пункта или нефтеперерабатывающего завода вместимость резервуаров определяется с учетом совмещенного графика работы На промежуточных НПС, расположенных на границе1 эксплуатационных участков, в пределах которых обеспечивается независимость работы насосного оборудования, Предусматриваются резервуары вместимостью в размере 0 3 - 0 5 суточной подачи трубопровода. На промежуточных НПС, расположенных па разветвлении или соединении магистральных трубопроводов, должны предусматриваться резервуары вместимостью в размере 1 0 - 1 5 суточной подачи основного трубопровода.  [42]

Количество смеси при последовательной перекачке нефтей обычно бывает несколько увеличенным но сравнению с количеством смеси при перекачке светлых нефтепродуктов вследствие большой вязкости нефтей и увеличенного эффективного коэффициента диффузии. При последовательной перекачке нефтей с разным содержанием воды, а также механических примесей или солей объем смеси дополнительно увеличивается из-за смывания солей, отложений или механических примесей со стенок трубопровода партией нефти с меньшим содержанием этих примесей. Например, при последовательной перекачке обессоленной и сырой нефтей головная часть партии обессоленной нефти будет насыщаться солями, смываемыми со стенок трубопровода, где они скопилюь в период прохождения партии сырой нефти.  [44]

Резервуар-ные парки на НПС сооружают в случаях если эти станции находятся в пунктах подкачки нефти или местах разветвления ( соединения) нефтепроводов. При последовательной перекачке разносортных нефтей резервуарные парки обеспечивают накопление партии каждой нефти в объеме, достаточном для перекачки ( см. гл. Резервуарными парками в конце нефтепровода служат сырьевые парки нефтеперерабатывающих заводов, парки перевалочных нефтебаз или наливных пунктов.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru


Смотрите также