Международная ассоциация транспортировщиков нефти - территория профессионализма и доверия. Международная ассоциация транспортировщиков нефти


Клуб практиков - ПАО «Транснефть»

Международная ассоциация транспортировщиков нефти включила в свои ряды китайскую компанию

В Братиславе прошло пятое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН), получившей неофициальное название "Пражский клуб". Объединение трубопроводных компаний из разных стран становится реальным экономическим инструментом и привлекает все больше компаний, в том числе - с других континентов.

Инициатива создания глобального объединения транспортировщиков нефти изначально принадлежала чешской компании "МЕРО ЧР". Именно поэтому члены ассоциации между собой называют его сегодня "Пражским клубом". Клуб должен был объединить операторов нефтепроводной системы "Дружба", которая была создана еще СССР для снабжения своих союзников и сателлитов в Восточной Европе. Новые времена диктуют и новые идеи для объединения.

Теперь компании входят в клуб трубопроводчиков из практических интересов, исходя из потребностей своего бизнеса. "Транснефть" вошла в Пражский клуб два года назад в качестве крупного игрока и одного из основателей объединения: присутствие российской компании послужило стимулом к развитию для остальных членов объединения.

С самого начала участие в Пражском клубе стало для "Транснефти" улицей с двусторонним движением. Объединившись с коллегами, флагман отрасли также открыл для себя новые возможности. К примеру, у каждой компании имеются свои наработки в области безопасности транспортировки нефти, внутритрубной диагностики и защиты окружающей среды. Кроме того, новое объединение стало платформой для обсуждения вопросов унификации технических стандартов и вопросов энергоэффективности. Ассоциация - это не только инструмент развития мирового рынка транспортировки нефти, но и весьма демократичная структура, не имеющая ничего общего с закрытым элитным клубом. Ограничений на вступление для нефтетранспортных компаний практически не существует. В уставе организации подчеркивается, что вступить в нее может нефтетранспортная компания любого государства.

На братиславском заседании клуба его ряды пополнила "Китайская национальная нефтегазовая корпорация" (CNPC Pipeline Company). Удивляться активности азиатских коллег и партнеров не приходится.

Еще один важный нюанс: деятельность "Пражского клуба" находится вне политики. Его представители отмечают, что цель глобального объединения транспортировщиков нефти - обмен техническими данными и инновациями и повышение энергоэффективности, и его работе не имеет смысла искать какую-то политическую подоплеку.

В частности, МАТН уже разработала свои механизмы бенчмаркинга энергоэффективности компаний. Новые методики будут опробованы, в первую очередь, на членах клуба.

В Братиславе Совет правления ассоциации учредил две постоянные экспертные группы. Одна из них - по юридическим вопросам - займется унификацией правовых норм и стандартов в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Инициатором создания другой экспертной группы, которая будет заниматься поставками, выступила компания "Транснефть".

Группа займется мониторингом и оценкой спроса на нефть и нефтепродукты в Европейском регионе и других странах до 2020 и 2035 годов. На основании полученных данных будут рассматриваться планы загрузки трубопроводной и нефтеперерабатывающей инфраструктуры участниц МАТН, развития портовой инфраструктуры и модернизации НПЗ.

Первая встреча экспертной группы по поставкам должна пройти в октябре этого года в Москве. От этого заседания члены клуба ждут новых предложений для взаимовыгодного сотрудничества, обмена инновационными решениями внутри ассоциации.

Справка

Нефтепроводная система "Дружба" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в Венгрию, Чехословакию, Польшу и ГДР. Маршрут нефтепровода проходит от Самары до Брянска, затем до Мозыря, после чего разветвляется на два участка: северный, который пролегает по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы, и южный, который проходит по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. В нефтепроводную систему "Дружба" входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км проходят по территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн куб. м³ нефти. По нефтепроводу "Дружба" ежегодно экспортируется 66,5 млн тонн нефти, в том числе по северной ветке - 49,8 млн тонн. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется дочерней структурой компании "Транснефть" - "Дружба".

Гости Братиславы возложили венок к мемориальному комплексу "Славин" - месту упокоения тысяч советских воинов, погибших во время кровопролитных боев за освобождение Словакии в 1945 году. Фото: Архив "Транснефть - Медиа"

Павел Ревель-Муроз, вице-президент компании "Транснефть":

Участие в Пражском клубе - это живая работа, она позволяет нам и нашим партнерам эффективнее эксплуатировать системы трубопроводного транспорта. Чем чаще мы будем встречаться, тем лучше: общение стимулирует возникновение новых идей и новых проектов. Ассоциация - это именно та площадка, где будут решаться, обсуждаться и продвигаться отраслевые вопросы.

Например, на прошлом заседании в сентябре была создана рабочая группа по оценке энергоэффективности компаний, входящих в ассоциацию. Разработана единая методика проведения бенчмаркинга энергоэффективности: мы проведем расчеты за 2016 год, и уже по их результатам будем делать выводы.

Наша компания по направлению энергоэффективности сертифицирована по международному стандарту ISO 50001 "Система энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению". Бенчмаркинг эффективности работы нашей компании с точки зрения энергоэффективности проводился компанией KPMG. В результате по уровню потребления энергоресурсов при транспортировке нефти и нефтепродуктов "Транснефть" остается одной из самых эффективных по сравнению с американскими нефтяными компаниями -ExxonMobile и ConocoPhillips и др. В этой сфере есть уже действующие документы и есть документы, которые требуют разработки, адаптации и проверки. Рассчитываем, что эта тема будет рассмотрена на одном из заседаний Пражского клуба.

Другой актуальный вопрос для взаимодействия в рамках ассоциации - внутритрубная диагностика. Наше сервисное предприятие "Транснефть - Диаскан" проектирует и изготавливает диагностические приборы и проводит работу по диагностике трубопроводов. Имея богатый опыт, более 20 лет, мы оказываем такие услуги партнерам, в частности Казтрансойлу, "Гомельтраснефть Дружба", коллегам из Чехии, Словакии, КТК: проводим диагностику трубопроводов, которые эксплуатируют компании, выдаем данные о техническом состоянии.

Важная часть - взаимодействие специалистов всех уровней. Мы пригласили представителей компаний из Пражского клуба на научную конференцию молодых специалистов "Транснефти" в 2018 году. Эта площадка специально создана для того, чтобы молодые люди могли встретиться, познакомиться, обсудить проблемы и найти решения тех или иных вопросов в нашей отрасли.

Наши партнеры из Казахстана, Белоруссии уже принимают участие в конкурсе "Лучший по профессии". Со следующего года к нему присоединятся коллеги из компаний МЕРО, Транспетрол, МОЛ. Это позволит оценить уровень подготовки специалистов, определить новые направления работы и в итоге повысит профессиональный уровень работников и надежность работы трубопроводного транспорта в целом.

Научная конференция и конкурс профмастерства неразрывно связаны с нашей отраслью: молодые инженеры предлагают на конференции свои теоретические разработки, а на конкурсе проводится соревнование среди рабочих специальностей. В этих проектах участвуют сотрудники, выполняющие реальную работу. Взаимодействие с нашими коллегами в рамках ассоциации позволяет беспрепятственно обмениваться опытом и развиваться, а это - бесценно.

Михаил Маргелов, вице-президент компании "Транснефть":

Международная ассоциация трубопроводного транспорта со штаб-квартирой в Праге была создана для информационного обмена, важного для эффективности любого бизнеса. Первоначальная идея - собрать воедино всех, кто сегодня представляет составные части бывшего советского нефтепровода "Дружба".

В составе Пражского клуба - компании из Венгрии, Чехии, Словакии, Белоруссии, постоянно присутствуют украинские коллеги, пока не ставшие формальными участниками ассоциации. Примкнули в МАТН Казтрансойл и Каспийский трубопроводный консорциум. Продолжаются переговоры с компаниями стран бывшей Югославии, с австрийцами, немцами. Проведены переговоры с Petrobras, национальной нефтяной компанией Бразилии, и с национальной нефтяной компанией Мексики. Им тоже интересен европейский и азиатский опыт организации трубопроводного транспорта. На братиславском заседании клуба в члены ассоциации была принята китайская нефтяная компания CNPC.

"Транснефть" - крупнейшая в мире компания, занимающаяся транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам. Соответственно, мы должны все знать про всех: от этого зависит наш бизнес и стратегия нашего развития. Мы являемся ответственными участниками рынка, отвечаем за качество того продукта, который перемещаем, за своевременность поставки, за соблюдение условий, которые выдвигает покупатель товара. Поэтому хотелось бы понимать, что от нас ждет потребитель на том конце трубы, допустим, в Восточной Европе, или в Азии, или в портах отгрузки, которыми являются у нас Усть-Луга и Приморск на Балтике, Новороссийск на Черном море и порт Козьмино на Тихом океане.

Большинство компаний, входящих в ассоциацию, являются представителями государств - членов Европейского союза. Взаимодействие в нашем общем формате помогает синхронизировать понимание административных особенностей и законодательства в нефтетранспортной отрасли. Каждая компания - монопольный трубопроводный транспортировщик нефти в своей стране, а вопросы антимонопольного законодательства в ЕС обсуждаются постоянно. И здесь значительную помощь может оказать Пражский клуб - как площадка для интеллектуальных дискуссий, в том числе и с еврочиновниками, депутатами Европарламента.

Участники ассоциации проявляют интерес к научным разработкам, которые сосредоточены в НИИ "Транснефть". Мы смогли сохранить научную базу и максимально открыты для партнеров - членов ассоциации, а они, в свою очередь, предлагают свои идеи и наработки. У нас нет взаимоотношений старшего и младшего брата. И это наши коллеги по Пражскому клубу очень ценят.

"Транснефть" странным образом оказалась под санкциями, мы удивлены этому чрезвычайно. Компания успешно взаимодействует с американскими, британскими, итальянскими, голландскими компаниями в проекте Каспийский трубопроводный консорциум - и там никто ни про какие санкции не вспоминает. Нам очень важно, чтобы наши восточноевропейские партнеры знали, что факт нахождения "Транснефти" в санкционном списке никоим образом не отразится на нашем совместном бизнесе. Наша компания в политику не играет, мы занимаемся экономикой.

Наша протянутая рука действительно протянута для рукопожатий. Ассоциация создана для того, чтобы работать вместе: как известно, успех - это всегда результат совместных усилий.

www.transneft.ru

РСМД :: Международная ассоциация транспортировщиков нефти

«Международная жизнь»: Михаил Витальевич, в настоящее время в мире наблюдаются процессы дезинтеграции, нестабильности, проведение агрессивной политической линии. Прежде всего имеются в виду брекзит, намерение США выйти из Транстихоокеанского партнерства и угроза развала NAFTA. Компании российского ТЭК, в том числе и ПАО «Транснефть», находятся под американскими и европейскими санкциями. Как в таких условиях получилось создать Международную ассоциацию транспортировщиков нефти (МАТН)?

Михаил Маргелов: Основной предпосылкой создания ассоциации была ее востребованность профессиональным сообществом. Отрасль транспортировки нефти довольно узкоспециализирована. Она выполняет важную функцию доставки нефти от малонаселенных районов добычи до крупнейших агломераций, где сосредоточены ее переработка и потребление уже в качестве топлива и другой продукции нефтехимии. Нефтетранспортные компании не так на слуху, как, скажем, нефтедобывающие и перерабатывающие, логотипы которых мы видим на автозаправочных станциях, однако все они - наши клиенты. Специфики в транспортировке такой агрессивной жидкости, как нефть, безусловно, хватает.

Российская система магистральных нефтепроводов связана с национальными системами нефтепроводов наших зарубежных партнеров. И задачи, которые стоят перед отраслью, тоже общие у всех транспортировщиков. Для координации усилий участников рынка по эффективному развитию своих нефтетранспортных систем, а также в целях укрепления стабильности международной транспортировки нефти и была создана неправительственная, некоммерческая Международная ассоциация транспортировщиков нефти. При сугубо добровольном членстве география деятельности ассоциации постоянно расширяется, и в настоящий момент ее членами являются крупнейшие нефтепроводные операторы Евразии.

«Международная жизнь»: Кто выступил инициатором ее создания?

М. Маргелов: Сразу скажу - не мы. Но мы активно поддержали. Идея учреждения международной организации, которая объединила бы компании, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, обсуждалась компаниями-операторами нефтепровода «Дружба» еще в 2012 году. Чешское АО «МЕРО ЧР» в конце 2013 года зарегистрировало ассоциацию в Праге и больше года оставалось ее единственным членом. По итогам консультаций со всеми операторами «Дружбы» при действенном участии ПАО «Транснефть» в декабре 2014 года компаниями из России, Чехии, Словакии, Венгрии и Беларуси был подписан меморандум о намерении совместного участия в ассоциации. К апрелю 2015 года, по мере уплаты членских взносов, все подписавшие меморандум присоединились к МАТН. Председателем правления был избран председатель Совета директоров и генеральный директор АО «МЕРО ЧР» Станислав Бруна, заместителем - президент ПАО «Транснефть» Н.П.Токарев. Позже, осенью 2015 года, в члены ассоциации приняли АО «КазТрансОйл» (Республика Казахстан), весной 2016 года - Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию.

«Международная жизнь»: Украинский национальный оператор магистральных нефтепроводов тоже вступил в ассоциацию?

М. Маргелов: Да, конечно. В мае этого года на заседании правления ассоциации в Минске мы рассмотрели обращение украинского ПАО «Укртранснафта» о присоединении и единогласно его поддержали.

Стоит также добавить, что Каспийский трубопроводный консорциум, объединяющий компании из России, Казахстана и ведущие мировые нефтяные компании («Шеврон», «Шелл», «Эксон Мобил», «ЭНИ»), имеет статус наблюдателя в ассоциации и обсуждает вопрос о его повышении до полноправного членства.

«Международная жизнь»: Есть ли в ассоциации деление на добывающие страны и страны - потребители нефти по примеру, скажем, лондонских товарных организаций?

М. Маргелов: Нет и не может быть. У нас неправительственная организация, в которой компании-члены из разных стран занимаются только одним делом - транспортировкой нефти, иначе - мидстримом. Именно этот вид деятельности является основным производственным процессом, который нас объединяет.

«Международная жизнь»: Как строится работа ассоциации?

М. Маргелов: Два раза в год проходят заседания правления МАТН, на которые собираются первые лица компаний-членов. По традиции география проведения собраний меняется, члены ассоциации по очереди приглашают в свои страны. Уже прошли заседания в Праге, Москве, Братиславе, Будапеште, Минске. Осенью соберемся в Астане. На заседаниях решаются организационные и практические задачи. К заседаниям приурочиваются технические визиты на объекты нефтетранспортной структуры членов ассоциации. Сотрудники компаний посещают нефтеперекачивающие станции, нефтехранилища, узлы учета нефти и на экспертном уровне изучают техническую сторону перекачки и хранения нефти, знакомятся с новыми разработками и решениями, обмениваются опытом.

Сформированые ассоциацией, активно работают три постоянные экспертные группы: по энергоэффективности, по поставкам и по юридическим вопросам. Результаты их деятельности рассматриваются на заседаниях правления.

«Международная жизнь»: Ассоциация начала практическую работу меньше двух лет назад. Можно ли сейчас уже подводить какие-то итоги работы?

М. Маргелов: Ассоциация довольно молодая, но уже можно говорить об определенных достижениях. Успех профессиональных объединений определяется выгодами от членства для их участников. В этой связи подробнее хотел бы остановиться на рабочих группах ассоциации. Постоянная экспертная группа по энергоэффективности была создана по нашей инициативе на заседании правления в Москве в сентябре 2015 года. Сразу должен оговориться, что показатели энергозатрат, а именно сколько энергии тратится на перекачку тонны нефти на 100 км, являются наиболее чувствительными аспектами в деятельности трубопроводных компаний. Это данные закрытого коммерческого характера в любой нефтетранспортной компании, и готовность делиться ими свидетельствует о высокой степени доверия внутри ассоциации.

Наш профильный институт «НИИ Транснефть» с учетом его компетенций и лидирующих позиций в отрасли был единогласно определен штаб-квартирой рабочей группы и центром проведения международных исследований по энергоэффективности в рамках ассоциации. На основе данных, полученных от членов, разработали «Методику проведения бенчмаркинга энергоэффективности». Мониторинг энергоэффективности трубопроводного транспорта участников МАТН проводится каждые шесть месяцев начиная с января 2017 года.

Как известно, бенчмаркинг - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования других компаний с целью улучшения собственной работы. К недостаткам бенчмаркинга экономисты относят трудность получения объективных показателей для сопоставления из-за закрытости компаний. В случае с МАТН компании-члены не являются конкурентами. Наоборот, при перекачке нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» - эффективная и качественная работа одного оператора является залогом эффективной работы других. Ожидаем, что работа данной группы поможет оптимизировать работу нефтетранспортной инфраструктуры и сократить операционные расходы компаний.

Группа по поставкам обменивается мнениями по вопросам планирования транспортировки нефти и нефтепродуктов. Ввиду того, что транспортные системы компаний - членов МАТН взаимоувязаны, такая работа будет способствовать оптимизации сроков проведения планово-ремонтных работ на объектах компаний и сокращению связанных с этим затрат.

Группой по юридическим вопросам разработан и подписан всеми участниками МАТН Меморандум о защите конкуренции. Цель работы в этом направлении - максимальное соответствие деятельности ассоциации требованиям антимонопольного законодательства наших стран. Это должно обеспечить снижение риска предъявления претензий к членам ассоциации со стороны контролирующих и надзорных органов, которые в отношении деятельности объединения проявляют повышенный интерес, так как большинство членов ассоциации являются монополистами на национальных рынках. До конца 2017 года на основании этого документа должны быть подготовлены изменения в устав объединения, направленные на усиление мер по защите конкуренции.

В апреле этого года участники ассоциации опробовали новый механизм взаимодействия и продвижения своих интересов - совместное участие с экспонированием на собственном стенде в международной выставке-ярмарке «Ганновер Мессе - 2017».

«Международная жизнь»: Михаил Витальевич, расскажите, пожалуйста, о дальнейших шагах, планах ассоциации?

М. Маргелов: В августе этого года в Омске на базе нашего дочернего АО «Транснефть - Западная Сибирь» пройдет международный конкурс «Лучший по профессии». Это станет праздником профессионального мастерства, в котором сотрудники наших компаний-членов будут соревноваться в таких профессиях, как оператор нефтеперекачивающей станции, лаборант химического анализа, слесарь по ремонту оборудования, трубопроводчик, электрогазо-сварщик. На конкурсе работники наших компаний получат возможность показать свои умение и навыки, перенять лучшие практики или поделиться ими с зарубежными коллегами.

В сентябре намечено заседание правления ассоциации в Астане «на полях» «ЭКСПО-2017: Энергия будущего», что, на наш взгляд, очень символично.

В следующем году мы планируем полномасштабное участие в профильной международной выставке с застройкой стенда и презентацией деятельности МАТН. Ассоциация рассматривает такие профильные энергетические площадки, как KIOGE (Алматы), ADIPEC (Абу-Даби), CIPPE (Пекин) и Нефтегаз (Москва).

В 2018 году МАТН формально исполняется пять лет. Это первая веха в истории нашего объединения, которую хотелось бы отметить. В этой связи рассматриваем возможность организации и проведения международной конференции, посвященной трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов при участии одного из ведущих мировых рейтинговых или аналитических агентств. МАТН - прекрасная площадка для того, чтобы найти лучшие практики или же выработать их сообща. Вопросы, с которыми отрасль сталкивается, для всех стран одинаковые, а вот способы решения разные. Мы уверены, что данный неправительственный, некоммерческий инструмент многостороннего сотрудничества будет полезен нефтетранспортным компаниям всего мира.

«Международная жизнь»: На рассмотрении у Президента США находится законопроект о новых санкциях США в отношении компаний ТЭК России, в котором в том числе отдельно упомянуты российские экспортные трубопроводы. Как эти санкции могут повлиять на работу компании «Транснефть» и деятельность МАТН?

М. Маргелов: Действительно, законодательная инициатива американского Сената предлагает налагать санкции на компании, которые инвестируют или иным образом способствуют наращиванию потенциала России в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры, обеспечивающей экспорт энергоносителей. Но эти санкции не затрагивают нашу компанию. ПАО «Транснефть» работает только в рублевой зоне и получает за свои услуги по транспортировке жидких углеводородов утвержденный ФАС России тариф. К тому же наша компания к вопросу импортозамещения подошла очень серьезно и в настоящее время практически не зависит от поставок оборудования из-за рубежа. Доля отечественного оборудования, закупаемого организациями системы «Транснефть», в стоимостном выражении от всего объема закупок составила в прошлом году 92%. Уверен, санкции не могут повлиять на выполнение наших обязательств как перед грузоотправителями, так и грузополучателями, а также перед зарубежными трубопроводными компаниями, являющимися партнерами нашей компании, в том числе в рамках МАТН.

Сама ассоциация, в силу некоммерческого характера, не предусматривает обмен товарами или услугами и не может являться объектом санкций. Вместе с тем в качестве независимой дискуссионной площадки она предоставляет возможность совместно решать вопросы, которые могут возникать в контексте применения санкций.

Источник: Международная жизнь

russiancouncil.ru

Журнал Международная жизнь - Авторы журнала

«Международная жизнь»: Михаил Витальевич, в настоящее время в мире наблюдаются процессы дезинтеграции, нестабильности, проведение агрессивной политической линии. Прежде всего имеются в виду брекзит, намерение США выйти из Транстихоокеанского партнерства и угроза развала NAFTA. Компании российского ТЭК, в том числе и ПАО «Транснефть», находятся под американскими и европейскими санкциями. Как в таких условиях получилось создать Международную ассоциацию транспортировщиков нефти (МАТН)?

Михаил Маргелов: Основной предпосылкой создания ассоциации была ее востребованность профессиональным сообществом. Отрасль транспортировки нефти довольно узкоспециализирована. Она выполняет важную функцию доставки нефти от малонаселенных районов добычи до крупнейших агломераций, где сосредоточены ее переработка и потребление уже в качестве топлива и другой продукции нефтехимии. Нефтетранспортные компании не так на слуху, как, скажем, нефтедобывающие и перерабатывающие, логотипы которых мы видим на автозаправочных станциях, однако все они - наши клиенты. Специфики в транспортировке такой агрессивной жидкости, как нефть, безусловно, хватает.

Российская система магистральных нефтепроводов связана с национальными системами нефтепроводов наших зарубежных партнеров. И задачи, которые стоят перед отраслью, тоже общие у всех транспортировщиков. Для координации усилий участников рынка по эффективному развитию своих нефтетранспортных систем, а также в целях укрепления стабильности международной транспортировки нефти и была создана неправительственная, некоммерческая Международная ассоциация транспортировщиков нефти. При сугубо добровольном членстве география деятельности ассоциации постоянно расширяется, и в настоящий момент ее членами являются крупнейшие нефтепроводные операторы Евразии.

«Международная жизнь»: Кто выступил инициатором ее создания?

М.Маргелов: Сразу скажу - не мы. Но мы активно поддержали. Идея учреждения международной организации, которая объединила бы компании, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, обсуждалась компаниями-операторами нефтепровода «Дружба» еще в 2012 году. Чешское АО «МЕРО ЧР» в конце 2013 года зарегистрировало ассоциацию в Праге и больше года оставалось ее единственным членом. По итогам консультаций со всеми операторами «Дружбы» при действенном участии ПАО «Транснефть» в декабре 2014 года компаниями из России, Чехии, Словакии, Венгрии и Беларуси был подписан меморандум о намерении совместного участия в ассоциации. К апрелю 2015 года, по мере уплаты членских взносов, все подписавшие меморандум присоединились к МАТН. Председателем правления был избран председатель Совета директоров и генеральный директор АО «МЕРО ЧР» Станислав Бруна, заместителем - президент ПАО «Транснефть» Н.П.Токарев. Позже, осенью 2015 года, в члены ассоциации приняли АО «КазТрансОйл» (Республика Казахстан), весной 2016 года - Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию.

«Международная жизнь»: Украинский национальный оператор магистральных нефтепроводов тоже вступил в ассоциацию?

М.Маргелов: Да, конечно. В мае этого года на заседании правления ассоциации в Минске мы рассмотрели обращение украинского ПАО «Укртранснафта» о присоединении и единогласно его поддержали.

Стоит также добавить, что Каспийский трубопроводный консорциум, объединяющий компании из России, Казахстана и ведущие мировые нефтяные компании («Шеврон», «Шелл», «Эксон Мобил», «ЭНИ»), имеет статус наблюдателя в ассоциации и обсуждает вопрос о его повышении до полноправного членства.

«Международная жизнь»: Есть ли в ассоциации деление на добывающие страны и страны - потребители нефти по примеру, скажем, лондонских товарных организаций?

М.Маргелов: Нет и не может быть. У нас неправительственная организация, в которой компании-члены из разных стран занимаются только одним делом - транспортировкой нефти, иначе - мидстримом. Именно этот вид деятельности является основным производственным процессом, который нас объединяет.

«Международная жизнь»: Как строится работа ассоциации?

М.Маргелов: Два раза в год проходят заседания правления МАТН, на которые собираются первые лица компаний-членов. По традиции география проведения собраний меняется, члены ассоциации по очереди приглашают в свои страны. Уже прошли заседания в Праге, Москве, Братиславе, Будапеште, Минске. Осенью соберемся в Астане. На заседаниях решаются организационные и практические задачи. К заседаниям приурочиваются технические визиты на объекты нефтетранспортной структуры членов ассоциации. Сотрудники компаний посещают нефтеперекачивающие станции, нефтехранилища, узлы учета нефти и на экспертном уровне изучают техническую сторону перекачки и хранения нефти, знакомятся с новыми разработками и решениями, обмениваются опытом.

Сформированые ассоциацией, активно работают три постоянные экспертные группы: по энергоэффективности, по поставкам и по юридическим вопросам. Результаты их деятельности рассматриваются на заседаниях правления.

«Международная жизнь»: Ассоциация начала практическую работу меньше двух лет назад. Можно ли сейчас уже подводить какие-то итоги работы?

М.Маргелов: Ассоциация довольно молодая, но уже можно говорить об определенных достижениях. Успех профессиональных объединений определяется выгодами от членства для их участников. В этой связи подробнее хотел бы остановиться на рабочих группах ассоциации. Постоянная экспертная группа по энергоэффективности была создана по нашей инициативе на заседании правления в Москве в сентябре 2015 года. Сразу должен оговориться, что показатели энергозатрат, а именно сколько энергии тратится на перекачку тонны нефти на 100 км, являются наиболее чувствительными аспектами в деятельности трубопроводных компаний. Это данные закрытого коммерческого характера в любой нефтетранспортной компании, и готовность делиться ими свидетельствует о высокой степени доверия внутри ассоциации.

Наш профильный институт «НИИ Транснефть» с учетом его компетенций и лидирующих позиций в отрасли был единогласно определен штаб-квартирой рабочей группы и центром проведения международных исследований по энергоэффективности в рамках ассоциации. На основе данных, полученных от членов, разработали «Методику проведения бенчмаркинга энергоэффективности». Мониторинг энергоэффективности трубопроводного транспорта участников МАТН проводится каждые шесть месяцев начиная с января 2017 года.

Как известно, бенчмаркинг - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования других компаний с целью улучшения собственной работы. К недостаткам бенчмаркинга экономисты относят трудность получения объективных показателей для сопоставления из-за закрытости компаний. В случае с МАТН компании-члены не являются конкурентами. Наоборот, при перекачке нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» - эффективная и качественная работа одного оператора является залогом эффективной работы других. Ожидаем, что работа данной группы поможет оптимизировать работу нефтетранспортной инфраструктуры и сократить операционные расходы компаний.

Группа по поставкам обменивается мнениями по вопросам планирования транспортировки нефти и нефтепродуктов. Ввиду того, что транспортные системы компаний - членов МАТН взаимоувязаны, такая работа будет способствовать оптимизации сроков проведения планово-ремонтных работ на объектах компаний и сокращению связанных с этим затрат.

Группой по юридическим вопросам разработан и подписан всеми участниками МАТН Меморандум о защите конкуренции. Цель работы в этом направлении - максимальное соответствие деятельности ассоциации требованиям антимонопольного законодательства наших стран. Это должно обеспечить снижение риска предъявления претензий к членам ассоциации со стороны контролирующих и надзорных органов, которые в отношении деятельности объединения проявляют повышенный интерес, так как большинство членов ассоциации являются монополистами на национальных рынках. До конца 2017 года на основании этого документа должны быть подготовлены изменения в устав объединения, направленные на усиление мер по защите конкуренции.

В апреле этого года участники ассоциации опробовали новый механизм взаимодействия и продвижения своих интересов - совместное участие с экспонированием на собственном стенде в международной выставке-ярмарке «Ганновер Мессе - 2017».

«Международная жизнь»: Михаил Витальевич, расскажите, пожалуйста, о дальнейших шагах, планах ассоциации?

М.Маргелов: В августе этого года в Омске на базе нашего дочернего АО «Транснефть - Западная Сибирь» пройдет международный конкурс «Лучший по профессии». Это станет праздником профессионального мастерства, в котором сотрудники наших компаний-членов будут соревноваться в таких профессиях, как оператор нефтеперекачивающей станции, лаборант химического анализа, слесарь по ремонту оборудования, трубопроводчик, электрогазо-сварщик. На конкурсе работники наших компаний получат возможность показать свои умение и навыки, перенять лучшие практики или поделиться ими с зарубежными коллегами.

В сентябре намечено заседание правления ассоциации в Астане «на полях» «ЭКСПО-2017: Энергия будущего», что, на наш взгляд, очень символично.

В следующем году мы планируем полномасштабное участие в профильной международной выставке с застройкой стенда и презентацией деятельности МАТН. Ассоциация рассматривает такие профильные энергетические площадки, как KIOGE (Алматы), ADIPEC (Абу-Даби), CIPPE (Пекин) и Нефтегаз (Москва).

В 2018 году МАТН формально исполняется пять лет. Это первая веха в истории нашего объединения, которую хотелось бы отметить. В этой связи рассматриваем возможность организации и проведения международной конференции, посвященной трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов при участии одного из ведущих мировых рейтинговых или аналитических агентств. МАТН - прекрасная площадка для того, чтобы найти лучшие практики или же выработать их сообща. Вопросы, с которыми отрасль сталкивается, для всех стран одинаковые, а вот способы решения разные. Мы уверены, что данный неправительственный, некоммерческий инструмент многостороннего сотрудничества будет полезен нефтетранспортным компаниям всего мира.

«Международная жизнь»: На рассмотрении у Президента США находится законопроект о новых санкциях США в отношении компаний ТЭК России, в котором в том числе отдельно упомянуты российские экспортные трубопроводы. Как эти санкции могут повлиять на работу компании «Транснефть» и деятельность МАТН?

М.Маргелов: Действительно, законодательная инициатива американского Сената предлагает налагать санкции на компании, которые инвестируют или иным образом способствуют наращиванию потенциала России в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры, обеспечивающей экспорт энергоносителей. Но эти санкции не затрагивают нашу компанию. ПАО «Транснефть» работает только в рублевой зоне и получает за свои услуги по транспортировке жидких углеводородов утвержденный ФАС России тариф. К тому же наша компания к вопросу импортозамещения подошла очень серьезно и в настоящее время практически не зависит от поставок оборудования из-за рубежа. Доля отечественного оборудования, закупаемого организациями системы «Транснефть», в стоимостном выражении от всего объема закупок составила в прошлом году 92%. Уверен, санкции не могут повлиять на выполнение наших обязательств как перед грузоотправителями, так и грузополучателями, а также перед зарубежными трубопроводными компаниями, являющимися партнерами нашей компании, в том числе в рамках МАТН.

Сама ассоциация, в силу некоммерческого характера, не предусматривает обмен товарами или услугами и не может являться объектом санкций. Вместе с тем в качестве независимой дискуссионной площадки она предоставляет возможность совместно решать вопросы, которые могут возникать в контексте применения санкций.

interaffairs.ru

Журнал Международная жизнь - Международная ассоциация транспортировщиков нефти

11:01 31.08.2017 Михаил Маргелов, Вице-президент ПАО «Транснефть»

«Международная жизнь»: Михаил Витальевич, в настоящее время в мире наблюдаются процессы дезинтеграции, нестабильности, проведение агрессивной политической линии. Прежде всего имеются в виду брекзит, намерение США выйти из Транстихоокеанского партнерства и угроза развала NAFTA. Компании российского ТЭК, в том числе и ПАО «Транснефть», находятся под американскими и европейскими санкциями. Как в таких условиях получилось создать Международную ассоциацию транспортировщиков нефти (МАТН)?

Михаил Маргелов: Основной предпосылкой создания ассоциации была ее востребованность профессиональным сообществом. Отрасль транспортировки нефти довольно узкоспециализирована. Она выполняет важную функцию доставки нефти от малонаселенных районов добычи до крупнейших агломераций, где сосредоточены ее переработка и потребление уже в качестве топлива и другой продукции нефтехимии. Нефтетранспортные компании не так на слуху, как, скажем, нефтедобывающие и перерабатывающие, логотипы которых мы видим на автозаправочных станциях, однако все они - наши клиенты. Специфики в транспортировке такой агрессивной жидкости, как нефть, безусловно, хватает.

Российская система магистральных нефтепроводов связана с национальными системами нефтепроводов наших зарубежных партнеров. И задачи, которые стоят перед отраслью, тоже общие у всех транспортировщиков. Для координации усилий участников рынка по эффективному развитию своих нефтетранспортных систем, а также в целях укрепления стабильности международной транспортировки нефти и была создана неправительственная, некоммерческая Международная ассоциация транспортировщиков нефти. При сугубо добровольном членстве география деятельности ассоциации постоянно расширяется, и в настоящий момент ее членами являются крупнейшие нефтепроводные операторы Евразии.

«Международная жизнь»: Кто выступил инициатором ее создания?

М.Маргелов: Сразу скажу - не мы. Но мы активно поддержали. Идея учреждения международной организации, которая объединила бы компании, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, обсуждалась компаниями-операторами нефтепровода «Дружба» еще в 2012 году. Чешское АО «МЕРО ЧР» в конце 2013 года зарегистрировало ассоциацию в Праге и больше года оставалось ее единственным членом. По итогам консультаций со всеми операторами «Дружбы» при действенном участии ПАО «Транснефть» в декабре 2014 года компаниями из России, Чехии, Словакии, Венгрии и Беларуси был подписан меморандум о намерении совместного участия в ассоциации. К апрелю 2015 года, по мере уплаты членских взносов, все подписавшие меморандум присоединились к МАТН. Председателем правления был избран председатель Совета директоров и генеральный директор АО «МЕРО ЧР» Станислав Бруна, заместителем - президент ПАО «Транснефть» Н.П.Токарев. Позже, осенью 2015 года, в члены ассоциации приняли АО «КазТрансОйл» (Республика Казахстан), весной 2016 года - Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию.

«Международная жизнь»: Украинский национальный оператор магистральных нефтепроводов тоже вступил в ассоциацию?

М.Маргелов: Да, конечно. В мае этого года на заседании правления ассоциации в Минске мы рассмотрели обращение украинского ПАО «Укртранснафта» о присоединении и единогласно его поддержали.

Стоит также добавить, что Каспийский трубопроводный консорциум, объединяющий компании из России, Казахстана и ведущие мировые нефтяные компании («Шеврон», «Шелл», «Эксон Мобил», «ЭНИ»), имеет статус наблюдателя в ассоциации и обсуждает вопрос о его повышении до полноправного членства.

«Международная жизнь»: Есть ли в ассоциации деление на добывающие страны и страны - потребители нефти по примеру, скажем, лондонских товарных организаций?

М.Маргелов: Нет и не может быть. У нас неправительственная организация, в которой компании-члены из разных стран занимаются только одним делом - транспортировкой нефти, иначе - мидстримом. Именно этот вид деятельности является основным производственным процессом, который нас объединяет.

«Международная жизнь»: Как строится работа ассоциации?

М.Маргелов: Два раза в год проходят заседания правления МАТН, на которые собираются первые лица компаний-членов. По традиции география проведения собраний меняется, члены ассоциации по очереди приглашают в свои страны. Уже прошли заседания в Праге, Москве, Братиславе, Будапеште, Минске. Осенью соберемся в Астане. На заседаниях решаются организационные и практические задачи. К заседаниям приурочиваются технические визиты на объекты нефтетранспортной структуры членов ассоциации. Сотрудники компаний посещают нефтеперекачивающие станции, нефтехранилища, узлы учета нефти и на экспертном уровне изучают техническую сторону перекачки и хранения нефти, знакомятся с новыми разработками и решениями, обмениваются опытом.

Сформированые ассоциацией, активно работают три постоянные экспертные группы: по энергоэффективности, по поставкам и по юридическим вопросам. Результаты их деятельности рассматриваются на заседаниях правления.

«Международная жизнь»: Ассоциация начала практическую работу меньше двух лет назад. Можно ли сейчас уже подводить какие-то итоги работы?

М.Маргелов: Ассоциация довольно молодая, но уже можно говорить об определенных достижениях. Успех профессиональных объединений определяется выгодами от членства для их участников. В этой связи подробнее хотел бы остановиться на рабочих группах ассоциации. Постоянная экспертная группа по энергоэффективности была создана по нашей инициативе на заседании правления в Москве в сентябре 2015 года. Сразу должен оговориться, что показатели энергозатрат, а именно сколько энергии тратится на перекачку тонны нефти на 100 км, являются наиболее чувствительными аспектами в деятельности трубопроводных компаний. Это данные закрытого коммерческого характера в любой нефтетранспортной компании, и готовность делиться ими свидетельствует о высокой степени доверия внутри ассоциации.

Наш профильный институт «НИИ Транснефть» с учетом его компетенций и лидирующих позиций в отрасли был единогласно определен штаб-квартирой рабочей группы и центром проведения международных исследований по энергоэффективности в рамках ассоциации. На основе данных, полученных от членов, разработали «Методику проведения бенчмаркинга энергоэффективности». Мониторинг энергоэффективности трубопроводного транспорта участников МАТН проводится каждые шесть месяцев начиная с января 2017 года.

Как известно, бенчмаркинг - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования других компаний с целью улучшения собственной работы. К недостаткам бенчмаркинга экономисты относят трудность получения объективных показателей для сопоставления из-за закрытости компаний. В случае с МАТН компании-члены не являются конкурентами. Наоборот, при перекачке нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» - эффективная и качественная работа одного оператора является залогом эффективной работы других. Ожидаем, что работа данной группы поможет оптимизировать работу нефтетранспортной инфраструктуры и сократить операционные расходы компаний.

Группа по поставкам обменивается мнениями по вопросам планирования транспортировки нефти и нефтепродуктов. Ввиду того, что транспортные системы компаний - членов МАТН взаимоувязаны, такая работа будет способствовать оптимизации сроков проведения планово-ремонтных работ на объектах компаний и сокращению связанных с этим затрат.

Группой по юридическим вопросам разработан и подписан всеми участниками МАТН Меморандум о защите конкуренции. Цель работы в этом направлении - максимальное соответствие деятельности ассоциации требованиям антимонопольного законодательства наших стран. Это должно обеспечить снижение риска предъявления претензий к членам ассоциации со стороны контролирующих и надзорных органов, которые в отношении деятельности объединения проявляют повышенный интерес, так как большинство членов ассоциации являются монополистами на национальных рынках. До конца 2017 года на основании этого документа должны быть подготовлены изменения в устав объединения, направленные на усиление мер по защите конкуренции.

В апреле этого года участники ассоциации опробовали новый механизм взаимодействия и продвижения своих интересов - совместное участие с экспонированием на собственном стенде в международной выставке-ярмарке «Ганновер Мессе - 2017».

«Международная жизнь»: Михаил Витальевич, расскажите, пожалуйста, о дальнейших шагах, планах ассоциации?

М.Маргелов: В августе этого года в Омске на базе нашего дочернего АО «Транснефть - Западная Сибирь» пройдет международный конкурс «Лучший по профессии». Это станет праздником профессионального мастерства, в котором сотрудники наших компаний-членов будут соревноваться в таких профессиях, как оператор нефтеперекачивающей станции, лаборант химического анализа, слесарь по ремонту оборудования, трубопроводчик, электрогазо-сварщик. На конкурсе работники наших компаний получат возможность показать свои умение и навыки, перенять лучшие практики или поделиться ими с зарубежными коллегами.

В сентябре намечено заседание правления ассоциации в Астане «на полях» «ЭКСПО-2017: Энергия будущего», что, на наш взгляд, очень символично.

В следующем году мы планируем полномасштабное участие в профильной международной выставке с застройкой стенда и презентацией деятельности МАТН. Ассоциация рассматривает такие профильные энергетические площадки, как KIOGE (Алматы), ADIPEC (Абу-Даби), CIPPE (Пекин) и Нефтегаз (Москва).

В 2018 году МАТН формально исполняется пять лет. Это первая веха в истории нашего объединения, которую хотелось бы отметить. В этой связи рассматриваем возможность организации и проведения международной конференции, посвященной трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов при участии одного из ведущих мировых рейтинговых или аналитических агентств. МАТН - прекрасная площадка для того, чтобы найти лучшие практики или же выработать их сообща. Вопросы, с которыми отрасль сталкивается, для всех стран одинаковые, а вот способы решения разные. Мы уверены, что данный неправительственный, некоммерческий инструмент многостороннего сотрудничества будет полезен нефтетранспортным компаниям всего мира.

«Международная жизнь»: На рассмотрении у Президента США находится законопроект о новых санкциях США в отношении компаний ТЭК России, в котором в том числе отдельно упомянуты российские экспортные трубопроводы. Как эти санкции могут повлиять на работу компании «Транснефть» и деятельность МАТН?

М.Маргелов: Действительно, законодательная инициатива американского Сената предлагает налагать санкции на компании, которые инвестируют или иным образом способствуют наращиванию потенциала России в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры, обеспечивающей экспорт энергоносителей. Но эти санкции не затрагивают нашу компанию. ПАО «Транснефть» работает только в рублевой зоне и получает за свои услуги по транспортировке жидких углеводородов утвержденный ФАС России тариф. К тому же наша компания к вопросу импортозамещения подошла очень серьезно и в настоящее время практически не зависит от поставок оборудования из-за рубежа. Доля отечественного оборудования, закупаемого организациями системы «Транснефть», в стоимостном выражении от всего объема закупок составила в прошлом году 92%. Уверен, санкции не могут повлиять на выполнение наших обязательств как перед грузоотправителями, так и грузополучателями, а также перед зарубежными трубопроводными компаниями, являющимися партнерами нашей компании, в том числе в рамках МАТН.

Сама ассоциация, в силу некоммерческого характера, не предусматривает обмен товарами или услугами и не может являться объектом санкций. Вместе с тем в качестве независимой дискуссионной площадки она предоставляет возможность совместно решать вопросы, которые могут возникать в контексте применения санкций.

Версия для печати

interaffairs.ru

Компания «Транснефть» укрепляет международные связи — Рамблер/новости

Уникальный опыт и технические компетенции дают компании право предлагать зарубежным партнерам зарекомендовавшие себя технологии, решения и ноу-хау. А интерес к разработкам доказывает их востребованность. Яркий пример — недавнее подписание Меморандума о сотрудничестве с алжирской компанией «Сонатрак» в сфере внутритрубной диагностики.

Уникальный формат международного взаимодействия — Международная Ассоциация транспортировщиков нефти (МАТН). Компаниями-участниками накоплен огромный опыт эксплуатации и развития трубопроводных систем. Каждые полгода проходят заседания правления МАТН. Работают три постоянные экспертные группы: по энергоэффективности, поставкам и юридическим вопросам. «НИИ Транснефть» разработал уникальную методику бенчмаркинга энергоэффективности объектов трубопроводного транспорта, позволяющую выявлять внутренние резервы компаний и использовать их для снижения энергопотребления. «Транснефть» уделяет особое внимание этим вопросам — 2018 год объявлен в компании Годом энергоэффективности и энергосбережения.

"В этом году МАТН начала выставочную деятельность и впервые организовала собственный стенд на Ганноверской ярмарке, в следующем году планируем участвовать в выставке «Адипек» в Абу-Даби (ОАЭ), — говорит вице-президент «Транснефти» Михаил Маргелов. — Под эгидой МАТН планируем провести Международный форум по вопросам трубопроводного транспорта нефти с участием профессионального и научного сообщества".

Одним из лидеров внешнеэкономической деятельности компании является «Транснефть — Диаскан». В перечне партнеров предприятия — Мексика, Иран, Бразилия, Казахстан и Белоруссия. Уже реализованы контракты с иранскими компаниями NISOC и ZAGROS, с бразильской TRANSPETRO. Годовой объем заказов на диагностику трубопроводов в 2016 году превысил 10 тысяч километров, и ожидается, что 2017 год перекроет эти показатели.

Востребованы услуги «Транснефти» по неразрушающему контролю нефте— и газотранспортной инфраструктуры, в области НИОКР. Продукция компании обладает сильными конкурентными преимуществами.

География участия российских нефтепроводчиков в отраслевых мероприятиях — Китай, Германия, Казахстан, Норвегия, Сингапур, Аргентина, Бразилия, Иран, Алжир, Малайзия, Мексика. В 2016 году компания приняла участие в 21-й международной выставке, в этом году число форумов достигло 28. Полученная на форумах информация становится основой внедрения технологий и разработки отечественных аналогов оборудования в рамках импортозамещения. На выставочных стендах демонстрируются приборы внутренней диагностики ("Транснефть — Диаскан"), электроприводы для трубопроводной арматуры ("ТОМЗЭЛ"), магистральные и подпорные насосы ("Транснефть Нефтяные Насосы"), противотурбулентные присадки ("Транснефть — Синтез"). Пример реализации выставочного потенциала — сотрудничество предприятия «ТОМЗЭЛ» с казахстанскими компаниями. Продукция завода была представлена на стенде компании на выставке KIOGE в Алма-Ате.

Непростой вопрос, вносящий негативные оттенки в международное сотрудничество, — западные санкции. Хотя у внешних наблюдателей порой создается впечатление, что «Транснефти» они не мешают, а, напротив, подстегивают. «Мы внимательно следим за развитием ситуации и действиями американских и европейских госорганов по санкционной проблематике в ТЭК, — комментирует Михаил Маргелов. — Закон в отношении России, который президент США подписал 2 августа, налагает или расширяет санкции, под которые попадают компании, инвестирующие или иным образом наращивающие потенциал России в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры, обеспечивающие экспорт энергоносителей. Но эти меры не затрагивают нашу компанию».

Уникальный опыт и технические компетенции дают компании право предлагать зарубежным партнерам зарекомендовавшие себя ноу-хау  По мнению директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова, подписанный Трампом закон учитывает озабоченность европейских партнеров, не заинтересованных в негативных последствиях пакета санкций для энергобезопасности ЕС. «Если в первоначальном варианте законопроект ставил под угрозу сотрудничество российских компаний с западными в рамках уже заключенных договоров и реализуемых проектов, то в окончательном виде он направлен на будущие проекты и защищает от санкций уже действующие», — считает Валерий Гарбузов. Выход, по мнению эксперта, в этой ситуации один — развивать собственные технологии.

Не подвержен влиянию негативных последствий санкций и Каспийский трубопроводный консорциум. В этом проекте, связывающем Каспийский регион с Черноморским, переплелось много интересов: и Казахстана, для которого КТК — основной экспортный маршрут добываемой нефти, и крупнейших мировых компаний, которые инвестировали в разработку каспийских месторождений Казахстана. И интересы России, через территорию которой проходит нефтепровод. Этот маршрут транспортировки нефти практически не имеет альтернатив. С учетом того, что система КТК приносит существенную экономическую выгоду и западным компаниям, зарубежные акционеры прилагают все усилия для того, чтобы нивелировать ситуацию вокруг проекта и не допустить влияния санкций.

РФ и КНР активно сотрудничают в сфере ТЭК. Отношения закреплены как на правительственном, так и корпоративном уровнях, и наша страна является одним из ключевых партнеров Китая, в том числе и по поставкам сырья. В этом году Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти для восточного соседа, опередив Анголу и Саудовскую Аравию. Основная доля поставок в Поднебесную приходится на «Транснефть». В 2016 году в Китай было поставлено более 45 миллионов тонн нефти, в этом году объем экспорта увеличится.

12 ноября 2017 года Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) завершила сварочные работы на второй нитке нефтепровода Мохэ -Дацин, по которой с 1 января в рамках проекта «Сковородино — Мохэ — Дацин» начнутся поставки энергоносителей из России. Длина нового отвода по территории провинции Хэйлунцзян и соседней Внутренней Монголии превышает 940 километров. Ежегодно по нему планируется поставлять до 30 миллионов тонн нефти — почти вдвое больше, чем прежде. «Российско-китайское сотрудничество на нефтяном треке будет только расширяться, — уверен Михаил Маргелов. — Мы рассчитываем на укрепление сотрудничества с китайскими партнерами и полностью в срок выполняем положения межправительственных соглашений».

прямая речь

Михаил Маргелов, вице-президент «Транснефти»:

Мы серьезно подходим к вопросу импортозамещения и практически не зависим от поставок оборудования из-за рубежа. Уверен, санкции не могут повлиять на выполнение наших обязательств как перед грузоотправителями, так и перед грузополучателями и зарубежными трубопроводными компаниями-партнерами.

Читайте также

news.rambler.ru

Ассоциация специалистов - ПАО «Транснефть»

Пражский клуб развивает экспертные возможности

Фото: Архив "Транснефть-медиа"

В Будапеште состоялось шестое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН). Встреча получилась рабочей и предметной, участники обсудили результаты работы трех постоянных экспертных групп - по поставкам, по энергоэффективности и по юридическим вопросам.

Заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (ее еще называют Трубопроводным, или Пражским клубом) в Будапеште предваряла встреча президента "Транснефти" Николая Токарева с министром национального развития Венгрии Миклошем Шестаком и президентом крупнейшего в стране нефтегазового холдинга "МОЛ Групп" Жолтом Хэрнади. Компания "МОЛ" в этот день праздновала свое 25-летие, что стало хорошим поводом подвести итоги многолетнего сотрудничества и наметить планы на будущее.

- Мы с удовольствием поздравили венгерских коллег, которые являются нашими надежными партнерами на протяжении многих лет, - отметил Николай Токарев. - Обсудили многие вопросы - и технические, и коммерческие, ведь за годы совместной работы у нас четко сложилось видение того, как должно быть организовано взаимодействие двух компаний и в чем его приоритеты.

Курс на эффективность

Ключевой темой заседания Трубопроводного клуба стало представление результатов работы трех постоянных экспертных групп - по энергоэффективности, юридическим вопросам и поставкам. Первой группе, созданной в сентябре 2015 года, была поручена оценка текущего уровня энергоэффективности компаний и поиск новых путей его повышения. Для этого научно-исследовательский институт "Транснефть" разработал методику бенчмаркинговых исследований энергоэффективности. Она позволяет сравнивать разные трубопроводы, перекачивающие различную по своим химическим свойствам нефть, и применима для всех компаний - членов Ассоциации. Со следующего года начнутся и сами исследования, которые будут проводиться дважды в год и по итогам которых будут даны рекомендации по повышению энергоэффективности транспортировки нефти.

- В течение года нам практически удалось выстроить систему, которая позволит проводить анализ и делать соответствующие выводы о работе наших трубопроводных систем, - подвел промежуточные итоги работы группы вице-президент "Транснефти" Павел Ревель-Муроз. - Мы уже проработали алгоритм действий всех членов Ассоциации и экспертов группы и на следующем заседании планируем рассмотреть первые итоги бенчмаркинга за первое полугодие 2016 года.

Экспертная группа по юридическим вопросам уже подготовила договор между МАТН и "НИИ Транснефть" на разработку и окончательное внедрение методики бенчмаркинга энергоэффективности.

Другая экспертная группа по поставкам, созданная на прошлом заседании объединения, уже успела провести первую встречу. Как рассказал вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов, ее участники обсудили перспективы спроса на нефть в Европейском регионе в 2017-2018 годах. Кроме того, российская компания представила коллегам прогноз качественных параметров нефти сорта "Дружба - Юралз" в 2017-2018 годах. Как известно, из-за планомерного роста объемов высокосернистой нефти, сдаваемой в систему магистральных нефтепроводов "Транснефти", содержание серы на западном направлении российского экспорта постепенно растет.

- Мы рассказали коллегам о комплексе мероприятий, реализуемых компанией для стабилизации качественных показателей нефти на экспортных направлениях, - пояснил Сергей Андронов. - В свою очередь, европейские коллеги высказали обеспокоенность перспективой дальнейшего увеличения содержания серы в российской экспортной смеси, что может привести к снижению потребления нефти, поставляемой на НПЗ Европы по трубопроводу "Дружба".

Помимо вопросов качества члены "Пражского клуба" обсудили планы загрузки своих трубопроводов в 2017 году. Особенно это касалось магистрального нефтепровода "Дружба" - связующего звена для большинства участников объединения, по которому российская нефть доставляется в страны Европы. Стороны заверили, что никаких проектов или внештатных мероприятий по реконструкции или ремонту, способных повлиять на нормальную работу "Дружбы", не запланировано. Вместе с тем члены рабочей группы договорились оптимизировать планирование работы этой трубопроводной системы и заблаговременно информировать российскую сторону об объемах загрузки своих транспортных мощностей с учетом планово-ремонтных работ.

Лучшие в профессии

Помимо действующих членов Трубопроводного клуба в будапештском заседании приняли участие представители украинского "Укртранснафта" и хорватского "ЯНАФ". Обе компании ранее получили приглашение вступить в МАТН, и "Укртранснафта", до этого не раз посещавшая заседания Ассоциации в качестве гостя, уже подала заявку на членство в объединении. Николай Токарев приветствовал этот шаг украинской компании.

- Украинский участок нефтепровода "Дружба" и успешная работа наших коллег являются для большинства присутствующих на встрече компаний не только залогом эффективной работы собственных предприятий, но и гарантом энергетической безопасности стран, связанных между собой нефтепроводом "Дружба", - сказал президент "Транснефти". - Несмотря на непростую политическую ситуацию в мире, украинские коллеги четко выполняют свою работу, обеспечивая бесперебойную работу наших систем. Уверен, что их профессионализм и опыт внесут значительный вклад в работу Ассоциации и ее постоянных экспертных групп.

Важным результатом работы МАТН стало и увеличение числа участников другого интернационального проекта - международного конкурса "Лучший по профессии". Конкурс проводится уже несколько лет, и в нем традиционно участвуют нефтепроводные компании России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Теперь по инициативе "Транснефти" ряды конкурсантов пополнят работники компаний, состоящих в ассоциации транспортировщиков нефти, а именно словацкой "Транспетрол", венгерской "МОЛ", чешской "МЕРО ЧР" и Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

Вице-президент "Транснефти" Борис Король рассказал о подготовке к ближайшему международному конкурсу "Лучший по профессии - 2017", который состоится в августе следующего года. Местом его проведения был выбран город Омск. "Транснефть" уже направила новым участникам положение конкурса. Всем сторонам предстоит большая организационная работа по подготовке самого мероприятия, включая определение круга участвующих в нем профессий. Борис Король предложил коллегам собраться в Москве на установочное совещание, создать рабочие группы по всем профессиям и разработать для каждой из них соответствующий регламент.

Заявка на Ганновер

Подведя итоги проделанной работы, члены МАТН обсудили планы объединения на ближайшие два года. Вице-президент "Транснефти" Михаил Маргелов отметил, что на этом этапе развития объединение вполне готово поделиться успехами своей работы с операторами нефтепроводных систем других стран, тем самым расширяя круг задач Ассоциации и ее участников, а также работая над положительным имиджем и признанием объединения другими членами международного энергетического сообщества.

- Полагаем, что наиболее эффективным способом распространения информации будет участие в крупной профильной международной выставке или форуме с экспозицией и докладом о деятельности Ассоциации, - сказал он.

В качестве площадки для презентации международного объединения транспортировщиков нефти по предложению российской компании была выбрана Ганноверская ярмарка "HANNOVER MESSE", которая пройдет с 24 по 28 апреля 2017 года. В этой крупнейшей международной выставке высоких технологий в прошлом году приняли участие 5200 компаний со всего мира, из них 23% представляли энергетический сектор. "Транснефть" ежегодно участвует в этом мероприятии, представляя свою экспозицию на оригинальном стенде с использованием современных мультимедийных технологий.

- В 2017 году мы планируем оформить стенд площадью 100 кв. м, рядом с которым могла бы расположиться и экспозиция Международной ассоциации транспортировщиков нефти, - предложил Михаил Маргелов.

Трубопроводный клуб постепенно обретает собственный уникальный облик. Если на прошлом заседании был презентован ее логотип, который станет защищенным торговым знаком объединения, а также веб-сайт организации, то сейчас было принято решение о выпуске карты МАТН, на которой будут отображены трубопроводные системы всех ее членов.

Рабочий механизм

Финальным аккордом заседания "Пражского клуба" стало подписание президентом "Транснефти" Николаем Токаревым и управляющим директором "МОЛа" Шандором Фашимоном нового соглашения о сотрудничестве, которое охватывает как технические, так и организационные вопросы учета и оформления нефти, транспортируемой в Венгрию из Российской Федерации. Документ заменит устаревшее соглашение 1998 года.

Шандор Фашимон высоко оценил как работу всего объединения, так и ведущую роль компании "Транснефть".

- Я считаю, что форма и содержание Ассоциации как раз соответствует XXI веку, - сказал он. - Наша организация протянулась от Китая до Чехии, и без России ее просто невозможно себе представить. Безусловно, "Транснефть" - очень важный партнер для нас, это связующее звено между Европой и Азией.

- Для нас главным итогом заседания является то, что Ассоциация в очередной раз подтвердила свой статус рабочего органа, - отметил Михаил Маргелов. - Это не просто клуб по интересам или встреча старых друзей, но надежный, работающий деловой механизм, который в современных непростых условиях реально приносит пользу всем участникам Ассоциации.

Следующие заседания МАТН пройдут уже в 2017 году, в мае членов Трубопроводного клуба примет Минск, а в сентябре Астана.

Справка

Международная ассоциация транспортировщиков нефти была создана в декабре 2014 года в Праге по инициативе чешской компании "МЕРО ЧР", поэтому члены ассоциации неформально называют ее сегодня "Пражским клубом".

Сейчас в состав МАТН входят "МЕРО ЧР" (Чехия), "Транснефть" (Россия), "Транспетрол" (Словакия), "МОЛ" (Венгрия), "Гомельтранснефть-Дружба" (Беларусь), "КазТрансОйл" (Казахстан), Китайская национальная нефтегазовая корпорация, а также Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в статусе наблюдателя.

Кстати

Программа пребывания представителей "Транснефти" в Венгрии не ограничилась только рамками заседания. Они также посетили принадлежащий компании "МОЛ" НПЗ "Сазхаломбатта". Венгерские коллеги провели для гостей небольшую экскурсию по НПЗ, показали диспетчерскую и рассказали о том, как обеспечивают диспетчеризацию поставок нефти на завод.

Другим важным событием уже в рамках двустороннего сотрудничества компаний "Транснефть" и "МОЛ" стал торжественный ввод в эксплуатацию новой системы измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) на пункте сдачи нефти (ПСН) "Фенешлитке". ПСН, расположенный в двадцати километрах от венгерско-украинской границы, обеспечивает учет нефти, поставляемой из России по нефтепроводу "Дружба" в Венгерскую Республику.

Старый узел учета, введенный в строй в 1993 году, устарел и морально, и физически, и уже не отвечал современным требованиям по учету. "Транснефть" предложила венгерской стороне три варианта реконструкции, и коллеги выбрали полную замену измерительных линий и блока контроля качества. Модернизация системы выполнялась совместно специалистами компании "Транснефть" и венгерской "МОЛ". Новая система позволит вести учет, мониторинг и контроль транспортируемого сырья с применением новейших технологий, отвечающих всем современным требованиям и стандартам.

На торжественный ввод в строй нового СИКН собрались все компании, участвующие в транспортировке нефти из России в Венгрию. Российскую делегацию возглавил заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков компании "Транснефть" Игорь Кацал.

- В новой СИКН применен целый ряд технических решений, в частности, мультивязкостные расходомеры, двухступенчатая система фильтров, автоматизированное оформление актов приема-сдачи нефти, протоколов поверки и контроля метрологических характеристик, - отметил он. - Хочу отметить, что работа наших специалистов проходила в традиционно позитивной атмосфере взаимного понимания и товарищеской поддержки. Мы всегда подчеркиваем, что название нашего нефтепровода - "Дружба" - это не только официальное обозначение, но и выражение самой сути нашего сотрудничества, не потерявшего своей актуальности за более чем полвека истории трубопроводной системы. Сегодня это сотрудничество выходит на новый уровень.

www.transneft.ru


Смотрите также