Перспективы развития ГПК Мурманской области. Мурманская область нефть


Найден способ обеспечить Мурманскую область доступным топливом — Российская газета

Мурманскую область можно обеспечить доступным топливом и начать экспорт продуктов с большей добавленной стоимостью на Запад. Для этого необходимо построить в регионе нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Власти и исследователи видят смысл в строительстве НПЗ в регионе. А вот бизнес не так легок на подъем. Оказалось, что для экспортеров морские перевалочные базы выгоднее береговых.

Сегодня освоение месторождений нефти с шельфа и побережья Арктической зоны России проводится с использованием морской транспортировки. Вывоз нефти осуществляется по челночной схеме танкерами ледового класса с перевалкой на конвенционные линейные танкеры.

Член научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев предположил, что сырье для переработки в Мурманске можно было бы получать из морского транзитного грузопотока с арктических месторождений.

Оптимальная мощность нового НПЗ, по расчетам исследователей, может составлять шесть миллионов тонн в год. Такие объемы, по их предположениям, обеспечит одно только Приразломное месторождение.

Строительство нефтеперерабатывающего завода выгодно и для региона, и для страны в целом, считают в правительстве Мурманской области. По итогам 2015 года экспорт нефти из Арктического бассейна в западном направлении составил более 7,07 миллиона тонн. Специалисты подсчитали, что начало активной фазы эксплуатации арктических месторождений - Приразломного, Новопортовского и Печорского - обеспечит рост экспорта до 24-25 миллионов тонн.

- Для того чтобы перспективный грузопоток переработать и реализовать, компании будут создавать и уже создают рейдовые перевалочные комплексы, которые требуют меньше затрат, - объясняет заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора. - Рейдовые перевалочные комплексы выгоднее, а береговые перевалочные комплексы более перспективны и безопасны. Мы уже слышали ответ от нефтяных компаний, которые ясно дали понять, что будут работать через рейды - это дешевле. Регион же заинтересован в береговых комплексах. Мы считаем, компаниям необходимо формировать стратегии на повышение рентабельности освоения шельфовой нефти и развивать экспорт легких нефтепродуктов.

Как пояснили в компании "Газпромнефть" корреспонденту "РГ", перевозка нефти, добываемой на Приразломном месторождении, осуществляется танкерами в Роттердам. Объемы перевалки сырья на Мурманском терминале невелики. А промышленная эксплуатация нефти, добытой на Долгинском месторождении, - вопрос достаточно отдаленной перспективы.

Однако бизнесу предлагают переориентироваться на экспорт нефтепродуктов. Мурманск сегодня, по сути, единственный город, пригодный для проекта создания мощностей береговой переработки и перевалки для продажи Западу.

- В интересах государства - максимально использовать потенциал российских территорий для переработки сырья, - отметил Евгений Никора.

В декабре 2015 года на заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики и морской коллегии губернатор Мурманской области Марина Ковтун поднимала вопрос о строительстве нефтеперевалочного терминала на берегу. После Минэнерго проводило совещание, на котором отметили, что "Роснефть" приобрела нефтяной терминал Лавна в качестве базы для разработки шельфовых проектов и экономически нецелесообразно строить там терминал.

"Лукойл", так же как и "Газпромнефть", подтвердил, что использует свои мощности в Кольском заливе и считает экономически неэффективным доставку нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Компания планирует наращивать рейдовую перевалку. К идее строительства НПЗ обещали вернуться вновь на госкомиссии, возглавляемой Рогозиным, во втором полугодии 2016 года.

- Конечно, необходимо стимулировать нефтяников для развития Арктической зоны и увеличения глубины переработки нефти. Особую роль должна сыграть Кольская опорная зона. Механизмы нужно заложить в проекте Федерального закона "Об Арктике", - сказал Евгений Никора.

Сегодня близ Мурманска есть площадка, на которой "Роснефть" планирует создавать материально-техническую базу для обеспечения шельфовых проектов. Это правый берег Лавны. Земельный участок 186 гектаров, по мнению специалистов регионального правительства, позволит возвести и НПЗ.

- Задача эффективно использовать ресурсы - углеводородное сырье Арктической зоны России - прописана в Стратегии развития Арктической зоны страны до 2020 года, - обращает внимание Михаил Григорьев. - Мурманск - транспортный узел и опорная точка Арктики. Своим топливом необходимо обеспечить край и для улучшения качества жизни местного населения, и для условий хозяйственной деятельности в Арктике.

Практически все существующие проекты по добыче нефти на шельфе ориентированы на экспорт. Науке кажется очевидным, что путь повышения энергетической безопасности арктических регионов - это строительство нефтеперерабатывающих производств для удовлетворения местных потребностей. Кроме того, проект НПЗ в районе Мурманска приоритетный и закреплен в госстратегии.

Напомним, что сегодня в Мурманске широко используется топочный мазут, который везут по железной дороге. По данным перевозчика, около 60 процентов мазута завозят на станции Мурманск, Комсомольск-Мурманск, Кола и Ваенга. Расстояние транспортировки - около трех тысяч километров. Два миллиона тонн нефтепродуктов завозят в регион ежегодно.

Эту цифру планируют снизить в два раза. Пока за счет других видов топлива. В правительстве разработана отдельная программа и комплексный инвестиционный проект модернизации теплоснабжения области до 2030 года. Так называемая "дорожная карта", одобренная Минэнерго России, предполагает переход на уголь. В два раза увеличится объем тепла, вырабатываемый на электрокотельных, а потребление мазута почти в четыре раза уменьшится. Помимо этого, в топливном балансе Кольского Заполярья есть торф - местный вид топлива, который заменяет мазут. Его предполагают использовать в объеме около 60 тысяч тонн в год.

Уже осенью планируется представить конкретных участников инвестпроекта и в ближайшие годы снизить зависимость региона от мазута.

rg.ru

Мурманск: геолого-геофизические и нефтяные организации

Мурманская область: Промышленность » Нефтегазоваяhttp://murman.ru/guide/industry/oil.shtml

АртикшельфНекоммерческая Ассоциация "АрктикШельф" создана 15 февраля 2002 г. четырьмя крупнейшими сервисными компаниями Мурманска:ОАО "Морская Арктическая Геологоразведочная Экспедиция";ФГУП "Севморнефтегеофизика";ФГУП "Арктикморнефтегазразведка";ОАО "Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции".http://www.arcticshelf.ru/

ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция»183012, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, дом 26Основана в Мурманске в 1972 году с целью изучения геологического строения и определения перспектив нефтегазоносности Арктического шельфа Российской Федерации. В 1994 году компания была преобразована в акционерное общество.http://www.mage.ru/index.php/ru/

ОАО "Севморнефтегеофизика"183025, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, 17"Севморнефтегеофизика" (СМНГ) было организовано в 1979 году для проведения геолого-геофизических работ на нефть и газ на арктических акваториях бывшего СССР. С 1979 по 2003г.г. СМНГ имело статус государственного предприятия. В конце 2003 года федеральное государственное унитарное предприятие "Севморнефтегеофизика" преобразовано в открытое акционерное общество "Севморнефтегеофизика" (ОАО "СМНГ"), 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности. Головной офис ОАО "СМНГ" расположен в городе Мурманске, где находится береговой и руководящий состав компании.

ОАО "Севморнефтегеофизика" (СМНГ), головное предприятие, Россия, г. Мурманск Морские сейсмические работы 2D\3DСейсмические работы 2D\3D в транзитных зонахНавигационное обеспечениеЦифровая обработкаКомплексная интерпретацияИзучение резервуаров

Севморнефтегеофизика Юг (СМНГ Юг), филиал СМНГ, Россия, г. ГеленджикЦифровая обработкаКомплексная интерпретацияhttp://www.smnggeophysics.com/rus/about-us.html

ОАО «Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции»183025, г.Мурманск, ул.Карла Маркса, д.19.ОАО «Арктические Морские Инженерно-Геологические экспедиции» – предприятие по комплексному изучению арктического шельфа, прилегающей суши и островов, а также других морей России и зарубежных стран.В период 1980-2010 годов АМИГЭ было подготовлено 183 заключений для постановки морских буровых установок различного типа, проведена инженерно-геологическая съемка 32-х нефтегазоносных структур, выполнены морские инженерно-геологические изыскания для прокладки подводных трубопроводов и многое другое.С 1996 года АМИГЭ осуществляет геотехнические и геофизические изыскания для иностранных заказчиков в разных районах Мирового океана.В настоящее время флот АМИГЭ состоит из 4 современных специализированных судов, два из которых предназначены для инженерно-геологического бурения и геотехнических работ, два других судна – для, в основном, геофизических исследований. Кроме того, имеются плавсредства для инженерных изысканий в зоне мелководья.Основные направления деятельности АМИГЭ:Инженерно-геологические изыскания;Инженерно-геофизические изыскания;Инженерно-геодезические изыскания;Инженерно-гидрометеорологические изыскания.http://amige.ru/

ООО "Геофизсервис"183039, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 49, корп. 1Кривицкий Григорий ЕвсеевичДата присвоения ОГРН 15.04.2003http://shop.skrin.ru/issuers/14755067/reports/

Группа компаний НИИМоргеофизика-Сервис183039, г. Мурманск, ул Книповича 49/1http://www.niimorgeofizika-group.com/index.html

1) НИИМоргеофизика-Сервис.ком- Гравимагнитные съемки для поиска нефтегазоперспективных площадей- Уточнение контура нефтегазонасыщения в районах со сложными сейсмогеологическими условиями- Гравиметрический и геодезический мониторинги нефтегазовых месторожденийДата организации - 20.03.1997г.Организованаспециалистами Научно-исследовательского института морской геофизики (НИИМоргеофизики) ВМНПО «Союзморгео».СоставГеофизики, геодезисты, электронщики, механики: более 20 высококвалифицированных специалистов, в том числе 2 кандидата наук.

Опыт работ по профилю деятельности - от 5 до 35 лет.

АппаратураГравиметры CG5 и GABL - для относительных и абсолютных измерений силы тяжести; спутниковые приемники фирмы Javad и другое геодезическое оборудование

Программные продуктыДля обработки и интерпретации данных гравимагнитных наблюдений используется лицензионная версия Geosoft Oasis Montaj

Транспортные средстваВсесезонные гусеничные транспортеры BV-206 AMT, снегоходы Scandic SWT и LYNX YETI PRO V800, автомобили УАЗ.

Опыт практической деятельностиМорские и сухопутные наблюдения в различных регионах на всех видах транспортных носителей. Последние несколько лет - Тазовский полуостров, лицензионные площади ООО «Газпром добыча Ямбург» Директор - Кривицкий Григорий Евсеевич тел/факс +7 (8152) 44-39-95e-mail: [email protected]://www.niimorgeofizika-group.com/ru/niims/niims_about.html

2) НИИМоргеофизика-Интерсервис- Вертикальное сейсмическое профилирование (ВСП) в ближней и дальней зонах- Разработка аппаратуры и оборудования для проведения ВСПДата организации - 23.03.2000г.Организованаспециалистами Научно-исследовательского института морской геофизики (НИИМоргеофизики) ВМНПО «Союзморгео».

СоставГеофизики, электроники, механики, 18 высококвалифицированных специалистов, в том числе 1 доктор наук..

Опыт работ по профилю деятельности - от 10 до 35 лет.

АппаратураЦифровой скважинный комплекс "ЦСК-18", пневматические излучатели упругих колебаний "Пульс" и "Диполь"

Программные продуктыПрограммный пакет обработки данных "VSP-Cube"

Опыт практической деятельностиРаботы методом ВСП в поисковых и разведочных скважинах на акваториях и суше, в том числе в сложных термобарических условиях. Наибольший объем работ - Тазовский полуостров и Обская губа на лицензионных площадях ООО "Газпром добыча Ямбург", ООО "Газфлот".Директор - Безматерных Евгений Федорович тел/факс +7 (8152) 44-39-95e-mail: [email protected]://www.niimorgeofizika-group.com/ru/vsp/vsp_about.html

ООО "Газфлот", Мурманский филиалг.Мурманск , Карла Маркса ул., 17-А, 57Мурманский филиал образован для обеспечения оперативного управления флотом ООО «Газфлот». Среди основных задач филиала: эксплуатация плавучих буровых установок, выполнение геолого-геофизических работ, строительство и реконструкция объектов; эксплуатация портовых сооружений.Эксплуатация и обеспечение работ буровых установок собственными ресурсами в 2002 г. началось в акватории Обской и Тазовской губ, где уже несколько лет Обществом и его Мурманским филиалом ведутся активные геологоразведочные работы. За этот период открыты месторождения газа Каменомысское-море, Северо-Каменомысское, Обское, Чугорьяхинское, Семаковское.

Основным портом базирования судов Общества стал незамерзающий порт Мурманска, где сосредоточены необходимое для проведения ремонта и перевалки грузов оборудование. Учитывая ограниченный период для проведения буровых работ для максимального использования межледового периода и увеличения длительности бурового сезона была создана база для зимнего базирования и ремонта буровых установок в порту Ямбург. Это позволило более чем на месяц продлить сезон буровых работ в районе Обской и Тазовской губ.

С момента создания филиала его специалистам за счет совершенствования техники и технологии в два раза удалось повысить среднюю механическую и коммерческую скорость бурения.По итогам производственно-хозяйственной деятельности Мурманский филиал ООО «Газфлот» неоднократно признавался лучшим в ОАО «Газпром». Филиал определен главным подрядчиком работ на Штокмановском газоконденсатном, нефтяных Приразломном и Долгинском месторождениях и в Обско-Тазовской губе.

Учитывая масштабность предстоящих работ на шельфе, «Газфлот» создает в Мурманске собственную береговую базу. Уже сегодня его филиал имеет причальные линии, производственные и складские помещения на территории Мурманской судоверфи и на Абрам-мысе. Именно отсюда будет осуществляться обеспечение всем необходимым буровых платформ, на Приразломном, Долгинском и Штокмановском месторождениях.

В рамках Штокмановского проекта уже осуществляется судостроительная программа. Предстоит построить суда разных типов: буксировщики, снабженцы, завозчики якорей. Для обеспечения высоких темпов геологоразведочных работ планируется дополнительно арендовать несколько буровых установок. К 2012 г. Мурманский филиал планирует эксплуатировать 5-7 постоянно действующих буровых установок на шельфе России, а также около 30 судов вспомогательного и обслуживающего флота. Они будут базироваться и работать в морях дальнего Востока и Заполярья, где планируется освоение перспективных месторождений углеводородного сырья. Сегодня филиал также прорабатывает вопросы организации работ на Западно-Камчатском шельфе.http://gazflot.ru/today/

Арктикморнефтегазразведка183032, г. Мурманск, Кольский проспект, 1.Федеральное государственное унитарное предприятие «Арктикморнефтегазразведка» создано в 1979 году с целью выполнения работ по поиску, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических морей России.

Основным результатом деятельности предприятия за прошедший 31-летний период является открытие на шельфе Баренцева и Карского морей новой крупной сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности России, соизмеримой по своему потенциалу с прилегающими районами Западной Сибири и европейского Севера.

В настоящее время ФГУП АМНГР является единственным государственным предприятием в Российской Федерации, способным собственными силами обеспечить выполнение полного комплекса морских поисково-разведочных работ, включая проектирование, строительство скважин, научную обработку полученных данных и подсчет запасов.

Для выполнения морских работ ФГУП АМНГР располагает специализированным нефтегазовым флотом, состоящим их 25 судов различного назначения, в числе которых буровое судно «Валентин Шашин» и две самоподьемные буровые установки – СПБУ «Мурманская» и «Кольская». ФГУП АМНГР имеет производственную базу с развитой береговой инфраструктурой, что позволяет осуществлять весть комплекс работ по поддержанию в рабочем состоянии производственных фондов.http://www.amngr.ru/index.php/ru/about10.02.1123 апреля 2010г. президент России Дмитрий Медведев подписал указ о преобразовании ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" в ОАО с последующим внесением 100% минус одна акция в качестве вклада РФ в уставный капитал ОАО "Зарубежнефть" в порядке оплаты размещаемых компанией дополнительных акций. ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" создано в 1979г. с целью выполнения работ по поиску, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических морей России. Для выполнения морских работ ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" располагает специализированным нефтегазовым флотом, состоящим из 25 судов различного назначения.ОАО "Зарубежнефть" (100% акций компании находятся в госсобственности) занимается разработкой нефтяных месторождений за рубежом.http://www.murmanchanin.ru/index.htm

ЗАО «Арктикшельфнефтегаз»183032, г.Мурманск, пр-т Кольский, д.1.Cоздано в 2002 году и зарегистрировано в г. Мурманске. Соучредителями общества выступили ОАО «Промышленные инвестиции» и ФГУП «Арктикморнефтегазразведка». Образование этого акционерного общества было вызвано необходимостью привлечения инвестиций в разведку и освоение недр арктического шельфа, отсутствием государственного финансирования геологоразведочных работ и невозможностью в связи с этим выполнения условий лицензий, выданных в 2000 году ФГУП «Арктикморнефтегазразведка».

Уставом предприятия предусмотрены все виды деятельности, связанные с пользованием недрами на основании лицензии Госгортехнадзора России (41 ЭН № 000001 от 20.02.02), выданной на осуществление деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств.

Основные виды деятельности предприятия: поиск, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, добыча полезных ископаемых и других ресурсов недр, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, ремонтных и проектных работ, разработка и внедрение проектно-сметной, конструкторской и технической документации, внешнеэкономическая деятельность и др.

ЗАО «АШНГ» имеет в собственном владении в Кольском заливе производственную базу для организации работ, связанных с разработкой месторождений (склады, стоянка флота), а также базу обеспечения (для поставок ГСМ).

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации «О недрах» к ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» перешло право пользования Медынско-Варандейским, Поморским и Колоколморским участками недр с целью продолжения работ по поиску, разведке и добычи углеводородного сырья (распоряжение МПР России от 26. 12. .2002 № 513-р).

С 2002 года по настоящее время на этих участках выполнен значительный объем поисково-оценочных работ: пробурены 3 скважины, общий метраж которых составил около 12000 м, проведены сейсмические исследования в объеме более 740 кв. км, завершается разработка геологической модели, подготовлена концепция освоения Медынско-Варандейского участка. До 2008 года ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» должно завершить первый этап геологического изучения.

В связи с выявленным существенным содержанием сероводорода в залежах пермско-каменноугольного возраста и не рентабельностью освоения Поморского участка, общество обратилось в Роснедра письмом от 07.10.2005 года № 2/87 с просьбой прекратить действие лицензии ШБМ 11357 НР на Поморский участок дна Баренцева моря. Приказом от 05.12.2005 года № 1238 Роснедра удовлетворили просьбу ЗАО «Арктикшельфнефтегаз».

С декабря 2006 года в соответствии с передаточным распоряжением 50% акций ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» переданы в казну Российской Федерации на лицевой счет Росимущества, которое наделено правами акционера по находящимся в собственности Российской Федерации акциям, что составляет 50 % от уставного капитала ЗАО «Арктикшельфнефтегаз».http://www.ashng.ru/company/history/

Нефтяные новости Мурманаhttp://www.murmanchanin.ru/index.htm

- - - - - - - -ООО «Газпром нефть шельф» (ЗАО «Севморнефтегаз», ООО «Севморнефтегаз»)117418, г. Москва, Новочеремушкинская ул., д. 65100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром», созданное в 2002 г. для освоения морских нефтегазовых месторождений. ООО «Газпром нефть шельф» владеет лицензией на разработку и в настоящее время реализует проект обустройства Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря - первого отечественного и уникального в мировой практике с точки зрения реализуемых технических решений проекта по освоению углеводородных ресурсов Арктики.С 2008 г. компания ведет геологоразведочные работы на лицензионных участках ОАО «Газпром», расположенных на полуострове Ямал (Северо-Тамбейском, Западно-Тамбейском, Малыгинском, Тасийском месторождениях, Ниливойском и Сеяхинском участках) и в Якутии Основной объем геологоразведочных работ сосредоточен на Чаяндинском лицензионном участке (Якутия), в пределах которого расположено одноименное нефтегазоконденсатное месторождение. По величине геологических запасов газа Чаяндинское месторождение относится к уникальным. Запасы газа по категории С1+С2=1240,9 млрд. куб. м, извлекаемые запасы нефти по категории С1+С2=50 млн.т.http://www.shelf-neft.gazprom.ru/?type=abouthttp://www.sevmorneftegaz.ru/about/index.htmlШтокмановское (Штокманское) газоконденсатное месторождение — одно из крупнейших месторождений в мире. Открыто в 1988 году сотрудниками производственного объединения «Арктикморнефтегазразведка» (Мурманск) с борта бурового судна дизель-электрохода ледового класса «Виктор Муравленко». Месторождение названо в честь советского учёного-океанолога профессора В. Б. Штокмана. Разведанные запасы Штокмановского месторождения составляют 3,2 трлн. куб. м газа и более 31млн. тонн конденсата. Первая фаза освоения месторождения рассчитана на добычу 22,5 млрд. куб. м газа в год и производство из него 15 млн. т СПГ. С выходом на проектную мощность на месторождении можно будет добывать 67,5 млрд. куб. м газа. Этот объем сопоставим с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу – Норвегии.В 2002 году для освоения месторождения государственные российские компании «Газпром» и «Роснефть» создали ООО «Севморнефтегаз» (эта компания владеет лицензией на освоение месторождения до 2018 года). В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свою долю в «Севморнефтегазе».http://youmurman.ru/glavnaya/osvoenie-shtokmanovskogo-mestorogdenia.html

Федеральное Государственное Унитарное Научно-Производственное Предприятие по морским геологоразведочным работам «Севморгео»г. Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, 36 Направления деятельности «Севморгео»:- комплексные геофизические исследования с целью изучения глубинного строения, оценки перспектив нефтегазоносности Арктического шельфа- сейсморазведочные работы в транзитной зонемониторинг геологической среды шельфа на сети Федеральных полигонов в Баренцевом, Балтийском и Белом морях- разработка технических средств и технологий, обеспечивающих геолого-геофизическое изучение дна Мирового океана с целью поисков и разведки месторождений твердых полезных ископаемых (ГПС, КМК, ЖМК)- информационно-аналитическое сопровождение морских геологоразведочных работ«Севморгео» производит на собственном геофизическом оборудовании и силами своих специалистов морские гравимагниторазведочные работы на нефть и газ.

География деятельности «Севморгео» - Мировой океан, континентальный шельф, транзитная зона.Коллектив предприятия насчитывает более 200 высококвалифицированных специалистов, в том числе 10 докторов и 27 кандидатов наук.http://www.sevmorgeo.com/rus/index.htmТакжеhttp://infomirspb.ru/anketa/4-136886.htmlПолное название — Северное государственное федеральное унитарное научно-производственное предприятие по морским геологоразведочным работам "СЕВМОРГЕО"Год основания — 1991http://www.gisa.ru/info_see.php?id=676

- - - - - - - - - - -Мурманшельф, Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленностиСоздание Ассоциации "Мурманшельф" является одной из областей сотрудничества в рамках Меморандума о взаимопонимании по технико-экономическому сотрудничеству между Правительством Мурманской области и норвежской нефтегазовой компанией "Статойл АСА".Главная цель создания Ассоциации: подготовка местной промышленности, объединение предприятий, заинтересованных в участии в проекте комплексного освоения Штокмановского ГКМ и других месторождений на шельфе Арктики. Учредителями Ассоциации "Мурманшельф" выступили: Правительство Мурманской области, Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области и Северная торгово-промышленная палата.Дата государственной регистрации: 12.05.2006 г.На сегодняшний день Ассоциация объединяет операторов проектов, генеральных подрядчиков, нефтесервисные, строительные, транспортные, судоремонтные, логистические, машиностроительные предприятия, а также образовательные, научные и исследовательские учреждения России.Среди членов "Мурманшельфа" 60 иностранных компаний.http://www.murmanshelf.ru/about/history.phpКарта нефтегазовых проектовhttp://www.murmanshelf.ru/upload/iblock/e2b/mappingbruss.pdf

- - - - - - - - - - - - - - - - -Мурманская геологоразведочная экспедиция 184200, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана 26Cоздана в 1951 году.Выполняет полный комплекс поисковых, оценочных и разведочных работ на все виды твердых полезных ископаемых и воду с подсчетом запасов и апробацией в государственной экспертизе (ТКЗ, ГКЗ Российской Федерации).За 50 летний период в ВКЗ, ЦКЗ Мингео СССР, ГКЗ, ТКЗ утверждены запасы более чем по 100 месторождениям полезных ископаемых.http://www.mgre.ru/ru/about/

ОАО "Кольский геологический информационно-лабораторный центр"184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, 26ВОАО "КГИЛЦ" образован в 1995 году на базе трех подразделений Мурманской ГРЭ: Химико-технологической лаборатории, Вычислительного центра и Геолого–картографического участка.

Структура ОАО "КГИЛЦ"

Химико-технологическая лаборатория. Создана в 50-е годы в составе Кольского РайГРУ Саковой И. А. Сегодня выполняет комплексные лабораторные исследования всех видов горных пород и руд Кольского полуострова на широкий спектр элементов, применяя при этом различные методы анализа. Занимается исследованиями объектов окружающей среды, питьевыми и сточными водами, а также биологическими объектами растительного и животного происхождения. ХТЛ ОАО <КГИЛЦ> имеет аттестат аккредитации аналитической лаборатории (центра) и зарегистрирована в государственном реестре под № РОСС RU 0001. 510568.

Информационный вычислительный центр. Сбор, накопление, хранение, преобразование и использование геологической, картографической, экологической и аналитической цифровой информации.Создание и ведение информационно-аналитических систем для управления учетом, охраной и использованием природных ресурсов Мурманской области.Специализированная компьютерная обработка геолого-геофизической, геохимической, экологической, топогеодезической, геолого-экономической информации, включая генерализацию информации и ее смысловую переработку.Обработка ДДЗ.Создание и ведение баз и банков данных, их актуализация.Дистрибьюторская деятельность.

Территориальный центр мониторинга геологической среды. Основной задачей ТЦ МГС является осуществление на территории Мурманской области государственного мониторинга состояния недр (геологической среды), включая:ведение, координацию и контроль наблюдений на государственной, территориальной и объектных (приватных) сетях;информационное обеспечение управления государственным фондом недр и рационального недропользования.

Годовой отчет - 2009 г.http://www.kgilc.ru/resource/buh/files/otchet-2009.rtf

http://www.kgilc.ru/index.html

ОАО «Центрально-Кольская экспедиция» 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Комсомольская д. 23Аявляется правопреемницей последовательного ряда геологоразведочных предприятий, берущих своё начало в 1931 году с Мончетундровской партии (с 1932 года экспедиции) Ленинградского геологоразведочного треста.Современный вид предприятие приняло в 1977 году, когда приказом министра геологии РСФСР Л.И. Ровнина «С целью повышения эффективности геофизических, геологосьемных и поисковых работ в Мурманской области» в составе СЗТГУ была создана «Центрально-Кольская комплексная геологическая экспедиция» http://www.geokola.com/about.php?k=2УслугиГеологоразведочные работы, Инженерно-геологические и гидрогеологические работы, Геофизические работы, Геохимические работы, Экологические работы, Буровые работы, Пробоподготовка, Спецтранспортhttp://www.geokola.com/uslugi.php?k=3

- - - - - - - - - - - - - - - - -Фонды учреждений, предприятий и организаций советского и постсоветского периодовhttp://mg.gov-murman.ru/

Производственное объединение по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе, островах и прибрежной зоне Арктических морей СССР "Арктикморнефтегазразведка" (ПО "Арктикморнефтегазразведка"), г.Мурманск(образ. в 1979 г.) Трест по разведке арктических морских нефтяных и газовых месторождений "Арктикморнефтегазразведка" (1979-1986 гг.) ПО "Арктикморнефтегазразведка" (1986- ) ф.Р-1073, 502 ед.хр., 1979-1986 гг.

Государственное предприятие - производственное объединение "Союзморгео", г.Мурманск(1978-1997 гг.) Всесоюзное морское научно-производственное геолого-геофизическое объединение по разведке нефти и газа "Союзморгео" (ВМНПО "Союзморгео"), г.Краснодар (1978-1981 гг.) ВМНПО "Союзморгео", г.Мурманск (1981-1988 гг.) Производственное объединение "Союзморгео", г.Мурманск (1988-1992 гг.) Государственное предприятие - производственное объединение "Союзморгео", г.Мурманск (1992-1997 гг.) ф.Р-1146, 572 ед.хр. (в т.ч. по личному составу - 242 ед.хр.), 1981-1998 гг. (в фонде имеются личные дела, работников, обеспечивавших перебазирование объединения в Геленджик и уволенных в 1998 г.)

Геолого-геофизический трест "Севморнефтегазгеофизразведка" ВМНПО "Союзморгео", г.Мурманск(образ. в 1977 г.) Комплексная морская геолого-геофизическая экспедиция ВМНПО "Союзморгео" (1977- 1978 гг.) Мурманская морская геолого-геофизическая нефтегазовая экспедиция ВМНПО "Союзморгео" (1979-1985 гг.) Геолого-геофизический трест "Севморнефтегазгеофизразведка" ВМНПО "Союзморгео" (1985- ) ф.Р-1129, 271 ед.хр., 1977-1986 гг.

Арктическое морское управление разведочного бурения треста "Арктикморнефтегазразведка", г.Мурманск(1979-1986 гг.) Морская экспедиция глубокого бурения треста "Арктикморнефтегазразведка" (1979-1983 гг.) Арктическое морское управление разведочного бурения треста "Арктикморнефтегазразведка" (1983-1986 гг.) ф.Р-1078, 152 ед.хр., 1979-1986 гг.

Арктическая нефтегазоразведочная экспедиция (АНГРЭ) государственного предприятия по поискам, разведке, добыче и переработке полезных ископаемых "Архангельскгеология", г.Мурманск(1975-1996 гг.) Арктическая нефтеразведочная хозрасчетная партия треста "Ярославнефтегазразведка" (1975-1980 гг.) Арктическая нефтегазоразведочная экспедиция (АНГРЭ) производственно-геологического объединения "Волгокамскгеология" (1980-1985 гг.)Арктическая нефтегазоразведочная экспедиция (АНГРЭ) производственно-геологического объединения "Архангельскгеология" (1986-1991 гг.) Арктическая нефтегазоразведочная экспедиция (АНГРЭ) государственного предприятия по поискам, разведке, добыче и переработке полезных ископаемых "Архангельскгеология" (1991-1996 гг.) ф.Р-1121, 196 ед.хр., 1972, 1974-1996 гг. (в фонде имеются документы Арктической нефтеразведочной партии морского бурения Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения за 1972 и 1974-1975 гг.)Арктическая геологодобывающая нефтегазовая экспедиция открытого акционерного общества "Архангельское геологодобывающее предприятие" (АГДНГЭ ОАО "Архангельскгеолдобыча")(1996-1997 гг.) ф. Р-1187, 9 ед.хр., 1997-1998 гг.

Морская арктическая геологоразведочная экспедиция Северного научно-производственного объединения по морским геологоразведочным работам (МАГЭ НПО "Севморгеология"), г.Мурманск(1972-1991 гг.) Мурманская геолого-геофизическая партия Северного морского научно-производственного геолого-геофизического объединения "Севморгео" (1972 г.) Комплексная морская арктическая геолого-геофизическая экспедиция Северного морского научно-производственного геолого-геофизического объединения "Севморгео" (1973-1981 гг.) Комплексная морская арктическая геолого-геофизическая экспедиция Северного производственного объединения по морским геологоразведочным работам (КМАГЭ ПГО "Севморгеология" (февраль 1981 г.) Морская арктическая геологоразведочная экспедиция ПГО "Севморгеология" (МАГЭ ПГО "Севморгеология") (1981-1990 гг.) МАГЭ НПО "Севморгеология" (1990-1991 гг.) ф.Р-1170, 312 ед.хр., 1973-1990 гг.http://mg.gov-murman.ru/dep_arc/gamo/fonds/files/USSR_after.pdf

- - - - - - - - - - - - - - - - -Автобиография Ампилова Ю.П.http://www.ampilov.ru/autobiography-article.htmlМурманск - частица моего сердцаhttp://www.gas-journal.ru/lf/lf_detailed_work.php?LF_ELEMENT_ID=&WORK_ELEMENT_ID=24559

Ампилов Ю.П. На верхней границе фанерозоя (о нашем поколении исследователей недр)http://www.ampilov.ru/books/fiction/phanerozoic.htmlhttp://www.ampilov.ru/viewdownload/4/9.html

iv-g.livejournal.com

Самая грязная российская нефтегазовая компания обеспечит Заполярье газом

Photo: http://motherboard.vice.com/

Мурманское газовое месторождение находится на шельфе Баренцева моря в 200 километрах от побережья Кольского полуострова.

Беллона уже сообщала, что запасы газа на этом участке оценены экспертами в 120 миллиардов кубометров, что позволяет отнести месторождение к крупным. Среднесуточная добыча газа здесь может составлять до 1,4 миллиона кубометров «голубого топлива», тогда как Мурманску и Североморску, вместе взятым, требуется около 500 миллионов кубометров газа в год. Для этого достаточно пробурить пять скважин, в том числе две резервные.

«Буквально несколько дней назад мы получили известие о том, что компания «Роснефть» получила лицензию на разработку месторождения Мурманское, которое находится в три раза ближе к берегу, чем Штокмановское», – рассказала губернатор Марина Ковтун в интервью мурманскому телеканалу «ТВ-21».

Официальный сайт компании, как и сайт Федерального Агентства по Недропользованию (Роснедра), еще не подтвердили эту новость.

Напомним, что «Роснефть» имеет один из самых низких показателей экологической безопасности в России, что по количеству аварий и нефтеразливов, что по использованию попутного нефтяного газа. Она уже много лет не может избавиться от звания самой грязной нефтяной компании России.

В настоящее «НК «Роснефть» владеет 46 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа на шельфах морей Российской Федерации.

Росляково как центр арктического судостроения

Еще в начале года вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин заявил, что Минобороны и Минпромторг России вместе с «Роснефтью» согласовали план размещения в Мурманской области гражданских и оборонных судостроительных предприятий. Это сделает поселок Росляково с населением в 8 000 человек, и находящийся в пяти километрах от Мурманска, центром арктического судостроения «Роснефти».

Ранее сообщалось, что компания «Роснефть» выкупит 82-ой судоремонтный завод в Росляково, а его ремонтные мощности перенесёт на 35-ый СРЗ в Мурманске. Завод же в Росляково будут использовать для техобслуживания шельфовой техники, которая понадобится при освоении арктических месторождений.

И снова о Штокмане

Летом 2012 года стало окончательно понятно, что реализация Штокмановского проекта откладывается на неопределенное время. Именно с этого момента стала активно обсуждаться возможность реализации Мурманского месторождения для газификации региона.

«Мы не говорим слово «Штокман» давно. Мы избавились от этой мечты, решение по которой не зависит от субъекта Федерации, не зависит от нашей позиции. Этот крупномасштабный проект мог бы быть реализован при хорошей конъюнктуре, при хорошем спросе на этот самый газ», – рассказала Марина Ковтун в интервью.

Однако, «пост-Штокмановский синдром» несколько затянулся. Проект-религия, или проект-мечта, как его окрестила губернатор, медленно, но продолжает осуществляться.

В частности, 17 апреля в поселке Териберка Мурманской области состоятся общественные слушания по предварительному варианту материалов оценки воздействия на окружающую природную среду в составе «Программы комплексных морских инженерных изысканий на Штокмановском газоконденсатном месторождении в 2014-2016 годах для разработки проекта «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения 2 и 3 фазы.

Основными задачами планируемых работ являются: детальная съемка рельефа морского дна, детальная оценка инженерно-геологических условий верхней части геологического разреза морского дна, изучение гидрометеорологических параметров участков акватории, задействованных в проекте.

Кроме того, планировалось выявить, идентифицировать, и нанести на карту потенциальные опасности и экологические ограничения, которые могут повлиять на проектирование, прокладку и эксплуатацию трубопровода и морских нефтегазопромысловых сооружений.

Беллона планирует принять участие в общественных слушаниях, и будет следить за развитием событий.

bellona.ru

Новые времена для Мурманской области

Десятилетия Мурманская область была признанным центром горнодобывающей, цветной металлургии, рыбодобычи и рыбопереработки. Но наступили новые времена. В последние годы Мурманская область в планах освоения месторождений углеводородного сырья арктического шельфа приобретает все более значимое место. Здесь имеется огромный научный, производственный, транспортный и людской потенциал, а порт Мурманска должен и может стать важнейшим перевалочным пунктом по обеспечению работ на шельфе.

За счет месторождений углеводородного сырья арктического шельфа в ближайшие годы будет обеспечиваться прирост добычи нефти, газа и газового конденсата, поставки «голубого топлива» в европейскую часть России, в Восточную и Западную Европу, и на Северо-Американский континент.

Именно по территории Мурманской области будет проложен газопровод, который соединит Штокмановское месторождение с единой системой газоснабжения России, а затем и с Европой через газопровод «Северный поток».

На побережье Кольского полуострова в районе поселка Териберка появится мощный транспортно-технологический комплекс по производству сжиженного газа и новый современный порт. Только в реализацию первой из трех фаз Штокмановского проекта будет стоить от $15 до 18 млрд.

Мурманску и области развитие топливно-энергетического комплекса придаст второе дыхание, станет мощнейшим импульсом для развития промышленности, локомотивом для возрождения машиностроения, судоремонта, строительной индустрии, всех видов транспорта, особенно железнодорожного и морского, обеспечит рост занятости населения, газификацию области и поступления финансовых средств в региональный бюджет.

ежегодная потребность Мурманской области в нефтепродуктах составляет более 2,5 миллионов тонн

Только на стадии строительства портового транспортно-технологического комплекса, завода сжиженного природного газа (ПТТК СПГ) и магистрального газопровода работой будет обеспечено несколько тысяч человек, и около 1000 в процессе эксплуатации этих объектов. За время эксплуатации месторождения федеральный и областной бюджеты получат миллиарды долларов налоговых отчислений. К 2014 году только за счет реализации этого проекта объем валового регионального продукта возрастет вдвое, на 40% увеличится доходная часть бюджета области.

ПОСТАВКИ ГАЗА РЕШАТ МАССУ ПРОБЛЕМ

Мурманск реально может встать в ряд основных нефтегазовых городов мира. Его развитие, как одного из таких центров, будет базироваться на вовлечении в разведку и промышленную разработку разведанных месторождений нефти и газа на шельфе Баренцева моря.

Для жителей Мурманской области крайне важно то, что благодаря прокладке газопровода по ее территории удастся газифицировать города и поселки Кольского полуострова, промышленные объекты и теплоцентрали, снять проблему поставок жидкого топлива в стратегически важный для России регион.

К примеру, ежегодная потребность Мурманской области в нефтепродуктах составляет более 2,5 миллионов тонн. В связи с отсутствием нефтеперабатывающего производства, весь объем необходимого топлива доставляется из других регионов страны. Причем, более 75% завозимых нефтепродуктов приходится на мазут, его среднегодовое потребление составляет 1,8 – 1,9 миллиона тонн. Доля мазута в топливном балансе Мурманской области составляет более 80%. Из-за высокой стоимости и транспортной составляющей – до 25% - уровень цен на нефтепродукты непомерно высок, что ведет к росту стоимости коммунальных услуг.

И это не все. Обостряется ситуация и на железнодорожных магистралях. Только на Мурманском направлении объемы перевозок нефтепродуктов на экспорт превышают 5 миллионов тонн в год. Они будут расти и дальше, так как на Кольском полуострове уже созданы мощности для перевалки 20 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Зачастую, снабжение городов мазутом для отопления приходится осуществлять «с колес». Кроме того, приходится завозить в Мурманскую область и немалые объемы сжиженного углеводородного газа.

Конечно же, проблему можно было бы решить, построив в Мурманске нефтеперерабатывающий завод, что было бы экономически обосновано. Серьезным аргументом необходимости строительства в Мурманске НПЗ является и то, что нефти, которые будут добываться на Приразломном и других шельфовых месторождениях тяжелые и значительно дешевле нефти марки ЮРАЛС, а значит, выгоднее отправлять на экспорт готовую продукцию, после переработки этой нефти на Мурманском НПЗ. Создание в Мурманске НПЗ позволило бы не только обеспечить Мурманскую область и соседние регионы мазутом, но и направлять на экспорт готовые нефтепродукты с большей добавленной стоимостью и повысить рентабельность освоения шельфовых месторождений, снять нагрузку на Октябрьскую железную дорогу, направив высвободившиеся мощности для перевозки экспортных грузов. Для обеспечения производства 3 миллионов тонн мазута при переработке шельфовых нефтей, мощность предполагаемого НПЗ могла бы составить от 7 до 10 миллионов тонн нефти в год. И такие планы имеются у ряда компаний. Но все же это отдаленная перспектива.

благодаря прокладке газопровода по территории Мурманской области удастся газифицировать города и поселки Кольского полуострова

Правительство Мурманской области надеется решить целый комплекс социальных и производственных проблем путем перевода котельных и теплоэлектроцентралей на газ за счет поставок голубого топлива со Штокмановского ГКМ, которые должны начаться в 2013 году.

Предполагается, что добытый газ будет не только поставляться на завод СПГ, но и по трубопроводу в направлении Волхова станет поступать в единую систему газоснабжения. На территории Мурманской области, на линии газопровода, будут построены несколько компрессорных станций и соответствующая инфраструктура. Часть добытого газа будет оставаться на нужды региона. Это позволит газифицировать населенные пункты Кольского полуострова, диверсифицировать топливно-энергетический баланс и в итоге снизить цены за теплоснабжение для потребителей на 25-30%.

Уже сейчас в городах и поселках, на теплоснабжающих и промышленных предприятиях ведется проработка вопросов использования природного газа и прокладки распределительных газопроводов для обеспечения его поставок. Институтом «Газпром Промгаз» начата разработка Генеральной схемы газоснабжения и газификации региона.

СТРОЙИНДУСТРИИ ПРИОРИТЕТНОЕ ВНИМАНИЕ

Понятно, что реализация Штокмановского проекта приведет к строительному буму на территории области.

С учетом грядущих перспектив правительство Мурманской области разработало программу возрождения строительной отрасли до 2015 года. Ведь только на стадии строительства объектов в рамках Штокмановского проекта будет задействовано до 7 тысяч человек. Огромные объемы работ предстоит выполнить при строительстве первой очереди завода СПГ. На строительной площадке в 250 гектаров предстоит смонтировать 160 тысяч тонн блочно-модульных металлоконструкций. Объем бетонных работ составит 250 тысяч кубических метров.

Для населения поселка Териберка планируется возвести 29 четырехэтажных, 48 квартирных домов, два ясли-сада на 280 и 90 мест, три средние школы, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейнами и спортивным залом, досуговый центр на 300 мест, универсам, столовую, пункт бытового обслуживания, больницу на 150 коек и поликлинику. Для жителей поселка, занимающихся рыбным промыслом, предусматривается строительство причалов для маломерных судов и мини завода по переработке морепродуктов.

В перечне объектов строительства также городок для самих строителей.

Людские ресурсы и потенциал строительных организаций Мурманской области будут востребованы и при прокладке наземной части газопровода Мурманск - Териберка и газокомпрессорных станций.

На территории Мурманской области, на линии газопровода, будут построены несколько компрессорных станций и соответствующая инфраструктура

И в Мурманской области не сидят, сложа руки, в преддверии этих работ.
Правительство Мурманской области и Некоммерческая Организация «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», объединяющая 170 промышленных, строительных, транспортных, сервисных, логистических, финансовых, научных и образовательных предприятий, предприняли упреждающие шаги.

31 января 2008 года с целью объединения производственных, финансовых и интеллектуальных ресурсов предприятий строительного комплекса для совместного участия в крупных проектах, реализуемых на территории Мурманской области, был создан Консорциум «Мурманшельф строительство».

Его главной задачей является участие в строительстве портового транспортно-технологического комплекса по производству и отгрузке сжиженного природного газа, объектов соцкультбыта в Териберке и сухопутного магистрального газопровода Мурманск – Волхов с соответствующей инфраструктурой.

Консорциум объединил более 30 компаний строительного комплекса Мурманской области, которые насчитывают порядка 3 000 рабочих и инженерно-технических работников.

На свою долю заказов надеются и другие предприятия области: ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Мурманский морской торговый порт», судоремонтные предприятия, имеющие в своем арсенале уникальное оборудование для ремонта судов дедвейтом до 80 тысяч тонн. К примеру, СРЗ «Нерпа»и заводу «Севморпуть» уже удалось сделать значительный задел в переориентации на выпуск гражданской продукции. Сегодня доля военных заказов на СРЗ снижена до 25%. Имея мощный станочный парк, современное сварочное оборудование, крытый эллинг на четыре судна и два плавдока, причалы, с глубинами до 50 метров, заводы реально могут рассчитывать на заказы.

Уже сейчас частично задействованы научные учреждения Мурманской области. Понятно, что право стать поставщиком товаров, оборудования и выполнения услуг можно получить, лишь отвечая ряду высоких требований, в том числе по цене, качеству продукции, срокам выполнения заказов и обеспечению безопасности работ. При этом действовать придется в рамках жесткой и бескомпромиссной конкуренции не только с отечественными, но и зарубежными поставщиками. Все субподрядчики должны иметь сертификат соответствия ISO, программы охраны труда и окружающей среды, ресурсы для наращивания производства, возможность нести ответственность по возмещению нанесенного ущерба и банковские гарантии.

31 января 2008 года на территории Мурманской области был создан Консорциум «Мурманшельф строительство»

Конечно же, выбор будет за представителями «Газпрома» и его партнеров по освоению Штокмановского ГКМ, но предприятия Мурманской области надеются, что приоритет, при прочих равных условиях, будет отдан российским компаниям.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Одним из достоинств Мурманской области является то, что в основном предприятиям региона удалось сохранить не только производственный, но и кадровый потенциал. Однако его, учитывая масштабы Штокмановского, а затем, и других нефтегазовых проектов, явно недостаточно. Для эффективного и безопасного освоения шельфа в России необходимо создать систему подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях, способных обеспечить выпуск необходимого количества специалистов. Мурманский государственный технический университет уже несколько лет готовит специалистов по различным специальностям, однако полностью решить проблему подготовки кадров не в состоянии. В 2006 году открыта специализация по освоению морских месторождений в Архангельском государственном техническом университете с выпуском 10-12 специалистов в год, но и это капля в море.

Подготовка специалистов для освоения морских месторождений должна быть поставлена на более серьезную основу и как можно скорее. Освоение месторождений шельфа Баренцева и Карского морей без наличия подготовленных специалистов необходимой квалификации просто недопустимо. Речь должна идти о комплексной подготовке специалистов, т.е. об обучении специалистов по геологии и геофизике, поиску и разведке нефтегазовых месторождений на шельфе, специалистов по бурению скважин на море, обустройству шельфовых месторождений, их разработке и эксплуатации, специалистов по морскому транспорту углеводородов (включая судоводителей, судомехаников и другой специализированный персонал), строительству и эксплуатации морских сооружений и сооружений для сжижения природного газа и хранения углеводородов, управлению комплексными морскими нефтегазовыми проектами, экономике, и т.д. и т.п.

Поэтому мы считаем необходимым и логичным организацию специализированных высших учебных заведений для достижения поставленной цели – выпуска необходимого числа специалистов соответствующей квалификации. Мурманск должен стать одним из естественных центров для организации подобного специализированного высшего учебного заведения. Организация университета в Мурманске сможет обеспечить подготовку около 200-300 специалистов различного уровня и специализации ежегодно, т.е. сыграет существенную роль в обеспечении эффективного и безопасного освоения углеводородного потенциала Северо-Западного федерального округа России.

К созданию университета можно было бы привлечь партнеров по реализации первой фазы Штокмановского проекта – Газпром, СтатойлГидро и Тоталь, предварительные переговоры с ними уже проводились. Кроме того, есть уверенность, что ряд других нефтегазовых компаний, а также ведущих международных нефтегазовых университетов примут участие в этом проекте.

Одним из достоинств Мурманской области является то, что предприятиям региона удалось сохранить кадровый потенциал

Создание такого университета – дело, не терпящее отлагательства. На подготовку решений по организации университета, строительство (передача и ремонт) здания, оснащение материально-технической базы университета может уйти 3-5 лет.

С целью сокращения сроков организации подобного вуза можно осуществить этот процесс поэтапно, начав с организации филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, постепенно добавляя кафедры и подразделения и, соответственно, расширяя круг и число специальностей, преобразовав это учебное заведение в университет арктических технологий.

Однако параллельно с этим необходимо расширить подготовку специалистов рабочих профессий, а также обеспечить дополнительное образование и повышение квалификации специалистов, организацию их стажировок в иностранных нефтегазовых компаниях, обучение на краткосрочных курсах с привлечением зарубежных специалистов и ведущих российских профессионалов, подготовку квалифицированных преподавателей и трансферт зарубежного опыта.

Только своевременное решение вопросов подготовки специалистов сможет обеспечить эффективное и безопасное освоение арктических нефтегазовых месторождений.

Сергей ЛЕУС, министр промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области 

ИЗДАНИЕ "СЕВЕР ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ", МАРТ 2009

Еще статьи на тему "Мурманской области": 

Горно-химический и горно-металлургический кластеры в Мурманской области

В 2012 году в Мурманской области будут созданы пять отраслевых кластеров

Создание металлургического кластера в Мурманской области

Горно-химический и горно-металлургический кластеры в Мурманской области

Семинар по российско-норвежскому проекту «Формирование нефтегазового кластера в Мурманской области»

Геополитическое положение Мурманской области

Заседание правительства Мурманской области

helion-ltd.ru

Мурманская область не готова к ликвидации крупных разливов нефтепродуктов

Photo: Bellona archive

Природа Арктики очень ранима — это общеизвестный факт, с которым давно никто не спорит. Любая вредная человеческая деятельность наносит Северу урон, многократно превышающий тот, что может быть в других регионах мира. Потому что на севере окружающая среда восстанавливается очень медленно. Особенно это касается разливов нефтепродуктов. А в наши дни по северным морям их перевозиться всё больше и больше, в Кольском и Кандалакшском заливах происходит перевалка нефти, начинается строительство Мурманского транспортного узла. Всё это представляет потенциальную опасность для природы, к которой надо готовиться заранее.

— Мы рассмотрели эту тему с разных сторон,  и пришли к неутешительным выводам, — рассказывает консультант консалтинговой компании «Рамболь Баренц» Наталья Белкина. — Есть много моментов, которым нужно уделять особое внимание. Нужно искать новые технологии, новые технические решения, потому что ликвидация разливов нефти в холодных морских водах это совсем не то, что в Мексиканском заливе. Но и там-то не особенно справились. Поэтому катастрофу такого масштаба здесь себе не хочется представлять. Хотя мы должны об этом думать.

Компания «Рамболь Баренц» подготовила доклад о возможностях совершенствования системы реагирования на аварийные разливы нефти в Арктике и ликвидации их последствий. К работе привлекались российские и иностранные эксперты.

— Мы определили районы повышенного риска — это подход к Кольскому заливу, потому что там сосредоточены пересечения всех судоходных путей и риски вырастают в 2 раза, — продолжает Наталья Белкина. — И, конечно, же это Белое море. Нами было рассмотрено его горло в различные сезоны. То есть если в Баренцевом море ледовые условия не очень сложные, то в Белом море это большая проблема.

Исследователи так же пришли к выводу, что в России несовершенное законодательство по данному вопросу. Нет единого органа, который бы им занимался — да же всемогущее МЧС не имеет полноты полномочий. Отсюда тем спасательным отрядам, что существуют в арктических регионах, не хватает оборудования, кораблей, самолетов, вертолетов, грамотных специалистов. Например, в Мурманской области 12 организаций имеют лицензию на ликвидацию разливов нефти, но только 3 из них могу это делать на самом деле. Две государственных и одна частная. А Мурманск, как известно, считается столицей русской Арктики.

— По нашей оценке, Мурманской области точно недостаточно тех сил и средств, что сейчас имеется. Кроме судов и оборудования, не хватает пунктов защиты берега, которые остро необходимы в наших условиях, потому что тот же Кольский  залив узкий и у нас будет очень мало времени для того, что бы защитить берег. Это примерно 5 часов — уверена исполнительный директор экспертной организации «Системы промышленной безопасности» Ольга Саркова.

И это в достаточно обжитом Кольском заливе! Что тогда говорить о малолюдном побережье. Ведь, например, для того, чтобы судно ликвидации разлива нефти (ЛРН) дошло из Мурманска до Белого моря необходимо полтора дня, а согласно нормативам разлив должен быть локализован в течение 4 часов.

Ещё один важный аспект — для того, что бы эффективно собирать разлившуюся нефть, необходимо знать её особенности. Ведь нефть бывает разная — легкая, тяжелая и средняя. Соответственно, она и ведет себя на воде по-разному, а значит собирать её нужно разными способами. Одну можно поджечь, другую надо обрабатывать специальным химическим раствором и так далее. В Мурманске есть организация, которая может в лабораторных условиях определять особенности нефти — Центр стандартизации и метрологии. Однако она не имеет государственного финансирования именно этих работ и проблема эта так и не решается. А ведь важно создать базу данных о видах перевозимой нефти, что позволит  так же выявить виновника разлива и впоследствии взыскать с него экологические штрафы.

Кстати, многие специалисты называют самым эффективным способом нейтрализации разлившихся нефтепродуктов в Арктике — обработку их химическими составами. Они производятся в России, но вот только в закромах местного МЧС их почти нет, да и распылять или рассыпать их на месте ЧП просто не чем. 

— Заказчиком рекомендаций по совершенствованию системы реагирования на аварийные разливы нефти выступило Министерство экономического развития России, исполняя решение Морской коллегии, которая в последний раз собиралась именно в Мурманске, — комментирует координатор энергетических проектов Беллоны–Мурманск Нина Лесихина. — Мы приветствуем это начинание, но предстоит проделать огромную работу, как правительству страны, так и нефтегазовым компаниям. И следующим шагом должно быть принятие самостоятельного закона о защите морей от нефтяного загрязнения и введение обязательного страхования экологических рисков.

Но все-таки в условиях Арктики наиболее важным является предотвращение аварийных ситуаций. Для этого необходимо разработать эффективную систему экологического мониторинга, в наиболее ценных и уязвимых районах северных морей создать зоны, свободные от нефтегазовой деятельности, а главное определить на достаточном расстоянии от берега четкие маршруты для транспортировки углеводородов. Все это позволит выиграть время для реагирования и значительно уменьшить экологическую нагрузку на экосистемы региона.

bellona.ru

-

  • -
  • ()
  • -
  • -
  • -
  • -

3

        

  ?

1-40 4

5 25 . .

29.12.2016

5 25 . . 60 . ...

   
12 2213-042-00209409-98, 301-14-13-89, 2213-057-00209409-2000, 6.026-75, 2213-014-30485785-2015

28.03.2016

12 2213-042-00209409-98, 301-14-13-8...

   
60/90 90/130 22245-90

04.03.2016

" " / LLC "Road Innovation Systems E...

   

24.11.2015

( ) ...

   
 

www.neft-product.ru

Перспективы развития ГПК Мурманской области

Данный материал является первым в новом разделе Вестника РЭО "Экономика регионов России" и открывает серию публикаций об экономической ситуации в регионах России.  В материале рассматриваются предпосылки социально-экономических условий развития горнопромышленного комплекса (ГПК) Мурманской области в ближайшем будущем. Этот комплекс взят за точку отсчета, в качестве своеобразного “зеркала”, с помощью которого можно оценить не только прошлое, но и будущее проблемы совместного развития разных технологий в регионе, поскольку он является базовой отраслью промышленного сектора области на сегодня и возник достаточно давно. Информация сгруппирована по направлениям анализа: непосредственно ГПК и внешние факторы –макроэкономический, а также нефть и газ шельфа, транспорт, энергетика в региональном контексте.

  Оценены не все предпосылки –фрагменты нынешней ситуации, а лишь наиболее значимые, потенциально способные коренным образом повлиять на судьбу ГПК.  Не дается, как правило, прогноз временных рамок реализации рассмотренных предпосылок. В статье практически нет конкретных рекомендаций о путях развития ГПК. Эти и другие аспекты проблемы будущего горной промышленности Кольского полуострова при необходимости будут изучены отдельно. Здесь важно правильно и достаточно полно осмыслить первооснову – существующую на сегодня де-факто базу грядущих изменений, которая формировалась в последние, непростые для России, годы ушедшего века и тысячелетия.

  Государственный экономический приоритет  Доминантой экономики страны является экспорт углеводородного сырья. Бюджет РФ весьма зависим от уровня цен на внешнем нефтегазовом рынке. Слабо представлены ориентиры, предусматривающие устойчивое развитие всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, их доходность. В такой ситуации позиции ГПК принципиально уязвимы, так как его продукция в полной мере может быть востребована “по цепочке” лишь в условиях комплексной экономики, исповедующей безусловный принцип самообеспеченности и независимости. При рыночной “монокультуре” и при себестоимости продукции выше мирового уровня ГПК, к сожалению, не “становой хребет” экономики.  На повестке дня – вступление России в ВТО и, соответственно, повышение на внутреннем рынке цен на потребляемые ресурсы, прежде всего энергетические, до уровня мировых.

  Горнопромышленный комплекс  История ГПК Мурманской области насчитывает уже более 70 лет. И по многим позициям нынешняя ситуация далека не только от стартовой, но и от стадии “набора высоты”. Кроме того, эта отрасль на Севере создана принципиально иным, нежели сегодня, обществом. При других приоритетах, методах организации и экономике.  Стратегически геологи давно определили настоятельную необходимость повышенного внимания к нетрадиционному для Кольского полуострова сырью. В более широкой трактовке эту реальность можно трансформировать как необходимость вовлекать в рассмотрение потенциал подземного пространства, связанный не только с полезными ископаемыми. Но и, например, с подземным строительством.

  Следует, видимо, учитывать и то обстоятельство, что широко использовавшийся российской стороной в изменившихся социально-политических условиях тезис об исключительной инвестиционной привлекательности для Запада ГПК области, как и России в целом, большей частью не подтвержден жизнью. Нет ярких положительных примеров. Среди обратного - неудачные или несостоявшиеся проекты Расвумчорр (апатит), Большая Варака (хромиты), Пана (отчасти – высоколиквидные платина, никель и золото), Северный (никель), Ловно (никель), Ревда (редкие металлы). Не малая роль в этом принадлежит существенно большим, как правило, затратам на единицу продукции, нежели за рубежом.

  В настоящее время предприятия ГПК по своему состоянию, перспективам развития и влиянию на экономику области можно условно разделить на три группы.  1) Первая представлена относительно небольшими предприятиями, отрабатывающими слюдяные и редкометальные месторождения. Это ОАО “Ловозерская горная компания” и ОАО “Ковдорслюда”, причем первая находится на грани банкротства. Надежные перспективы устойчивого функционирования здесь не просматриваются.  2) Вторая – это ОАО “Олкон” и “Ковдорский ГОК”. Ситуация вокруг этих предприятий в целом была стабильной. Осложнения возможны при резких повышениях тарифов на перевозку апатитового и железорудного концентратов, а также в связи с предстоящим замещением части открытых горных работ подземными. Могут негативно повлиять и тяжелые условия, в которых оказалась сталелитейная промышленность России. Например, ОАО “Северсталь”, владея контрольным пакетом акций ОАО “Олкон”, планомерно снижает объемы производства на последнем. Кроме того, в июне – июле 2002 г. взаимоотношения среди собственников ОАО “Олкон” резко ухудшились.  3) И, наконец, Кольская горнометаллургическая компания (ГМК) и ОАО “Апатит”. Эти гиганты во многом определяют уровень развития ГПК и наполнение бюджета области. Остановимся на них подробней.

  Обе компании в соответствии с западными стандартами стремятся расширить сферу деятельности, стать многопрофильными и, тем самым, обеспечить себе дополнительную устойчивость. Это признаки своеобразной “региональной глобализации”. Активно осваивается новое, нетрадиционное сырье. При определенных условиях появляется интерес и к приобретению или созданию новых предприятий, производственных и сферы услуг. Представители компаний интенсивно продвигаются в органы власти различных уровней. “Региональная глобализация” в условиях ограниченного пространства области приводит иногда к противоречиям.

  ОАО “Апатит” вышло из кризиса и перешло на путь устойчивого развития. Основными задачами обеспечения долголетия и стабильности предприятия являются оптимальная подготовка рудной базы и сохранение сбалансированного уровня годового производства апатитового концентрата. Подготовка к вовлечению в оборот относительно нового сырья месторождения Гремяха-Вырмес не носит “революционного” характера по технологиям и объемам производства. Стратегически настораживать может то, что апатитовые руды не являются основой мировой фосфатной промышленности. За рубежом главенствуют фосфориты.  Кольская ГМК (входит в состав РАО “Норильский никель”) вступила в новый век дополнительно к общероссийским с комплексом отраслевых проблем. По итогам 2002 г. компания планирует выйти на нулевую прибыль. Из-за долговременных, негативных для ГМК тенденций в сфере производства и сбыта основной продукции – никеля, трудности компании будут хроническими. Среди этих тенденций – ориентация зарубежных конкурентов на вовлечение в оборот крупных запасов более эффективных при добыче и переработке силикатных медно-никелевых руд (удивительный факт – оба кольских гиганта, ОАО “Ковдорский ГОК” и абсолютно неконкурентное в рыночных условиях ОАО “Ловозерская горная компания” разрабатывают нетрадиционное и не самое технологичное с точки зрения зарубежной практики сырье), относительно низкий (в том числе из-за рынка силикатного сырья) сейчас и в перспективе уровень мировых цен на никель и медь, предстоящее полное замещение на ОАО “Печенганикель” открытых горных работ подземными, отсутствие надежд на кардинальное воспроизводство собственной минерально-сырьевой базы и грядущие трудности использования для ГМК и без того проблематичного сырья Норильска из-за фактической монополизации Севморпути “Лукойлом”. Не будут благоприятствовать также постоянно растущие тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Главными условиями рентабельной работы строящегося подземного рудника являются иностранные инвестиции, новые технологии и организация работ. Сейчас этого нет.

  Большие надежды Кольская ГМК связывает с альтернативным сырьем (хромиты и титановые руды). Однако кольские месторождения этого сырья бедны, недостаточно разведаны, требуют для их прибыльного освоения новых технологий и высокой организации производства. В конечном итоге – больших, в том числе рисковых и капитальных затрат. Динамика цен на основной продукт переработки хромитов – феррохром – практически совпадает с таковой для никеля, так как потребители здесь общие. Значит, экономические компенсационные механизмы “работать” не будут. На освоение титановых руд месторождения Гремяха-Вырмес претендует также более “привычное” к этому виду сырья ОАО “Апатит”. Следует иметь в виду, что хромиты и титановые руды заложены приоритетом в основу программы создания современного ГПК Карелии, которая имеет соответствующую мощную сырьевую базу, например, крупнейшее в России Аганозерское месторождение хромитов (рядом с приповерхностным месторождением никеля), и территориально более близка к потребителям, например к феррохромному заводу в Тихвине. Поэтому и с проектами альтернативного для Кольской ГМК сырья не все очевидно.

  РАО “Норильский никель” в конце 2001 г. изучало возможность временного закрытия предприятий Кольской ГМК. Победа на недавних выборах губернатора Красноярского края А.Хлопонина приведет к переориентации основных потоков “Интерроса” в Красноярский край. В этой связи, Мурманская область в 2003 г. может лишиться финансовых поступлений от “Норильского никеля”, осуществляемых в рамках ежегодных договоренностей между компанией и Мурманской областью. Не исключено, что и сама компания полностью будет переориентирована на производство в Красноярском крае. Тем более, что Красноярский НИИ геологии и минерального сырья работает над проблемой выявления нового медно-никелевого объекта, по потенциалу сопоставимого с норильскими месторождениями, в пределах Канского зеленокаменного пояса. Таким образом, вновь встает вопрос о будущей судьбе предприятий “Норильского никеля” в Мурманской области.

  Нефть и газ шельфа  Будущее региона во многом будет определяться процессами освоения российских месторождений углеводородного сырья. Предстоит скачок в развитии, обусловленный резким усилением активности нефтегазовых компаний на Европейском Севере, в частности, на шельфе Баренцева моря, и смещением в будущем приоритетов в сфере добычи углеводородов на шельфе от Норвегии к России. Руководство этих компаний в стратегическом плане придает Мурманску и Севморпути особое значение. И ничего не должно, да и не сможет, значимо препятствовать радикальным изменениям в экономике и финансовом наполнении бюджета области.

  Например, “Лукойл” стал владельцем Мурманского и Северного (Архангельск) морских пароходств и совладельцем Мурманского торгового порта, получил в управление атомные ледоколы и имущество РТП “Атомфлот”, развивает танкерный флот арктического класса для снятия связанных с “трубой” проблем, намерен строить нефтеперерабатывающий завод и комплекс перегрузки нефти в океанские танкеры на побережье Кольского полуострова (в Кольском заливе или Печенгской губе) для экспорта ее в Западную Европу и США. Имеются и другие признаки крупномасштабной экспансии “Лукойла” в регион. “Роснефть” и “Газпром” готовы вкладывать деньги в Штокмановское месторождение уже в 2002 году. “Газпром” финансирует реконструкцию судостроительных мощностей Северодвинска для задач морской газонефтедобычи. В Кандалакшском заливе нефтепорт Витино подготовлен к круглогодичной перегрузке не только нефтепродуктов, но и сырой нефти.

  Российские нефтяные компании “Лукойл”, “ЮКОС”, “Сибнефть” и ТНК видят Мурманск в качестве “окна в Америку” при реализации своих планов по освоению заокеанского нефтяного рынка. Предстоят углубленный технико-экономический анализ, состоялась презентация проекта в США.  “ЮКОС” покупает акции норвежской компании “Kvaerner Maritime”, которая не только является одним из лидеров в сфере морских технологий, но и (пример кооперации) наряду с ядерными корпорациями мирового уровня “SKB” (Швеция), “BNFL” (Великобритания), “SGN” (Франция) входит в образованную по инициативе МАГАТЭ Промышленную группу с целью работы в России над проектами по проблемам обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Шельф побуждает к интеграции и российских участников процесса его освоения. В журнале “Энергия” (номера 1-9 за 2001 г.) представлен весь спектр (возможно, и динамика) мнений Минатома о вариантах сосуществования ядерной и нефтегазовой отраслей-от жесткой глобальной конфронтации в борьбе за энергетический рынок до сотрудничества посредством реализации совместных наукоемких и высокотехнологичных проектов, но пока лишь в сфере морской добычи нефти и газа в Арктике. Специалисты РНЦ “Курчатовский институт” и ряда оборонных морских конструкторских бюро разрабатывают проекты применения ядерной энергетики по всему морскому нефтегазовому технологическому циклу, в том числе по заданию “Росшельфа” (“Газпром”). Упор делается на принцип безусловного приоритета российской промышленности. При этом предполагается, что будет задействована береговая гражданская и военная инфраструктура поддержки морских ядерных технологий. Однако некоторые звенья этой структуры, в частности, по долговременной изоляции (захоронению) радиоактивных отходов, еще предстоит создать. Без них невозможно дальнейшее функционирование ядерного комплекса в любом формате и связанного с ним нефтегазового.

  Необходимо отметить еще один аспект возможной кооперации. Норвегия, обеспечив наивысший в мире уровень качества жизни, в основном, за счет нефти и газа шельфа, позволяет себе спонсировать программы ядерной и радиационной безопасности на Северо-западе России. И побуждает к этому другие страны. По всей видимости, аналогично будут развиваться события и относительно российских участников нефтегазового рынка региона.  Предстоящие изменения по масштабу и интенсивности могут быть соизмеримы с произошедшим на наших глазах преобразованием Западной Сибири. При этом отечественные нефтегазовые гиганты и сотрудничающие с ними иностранные компании (“Total Fina Elf”, “Conoco”, “Norsk Hydro”, “Fortum” и др.) вряд ли будут серьезно испытывать потребность в региональных российских партнерах. За исключением судостроительной отрасли Северодвинска. Их равноправного альянса с горными предприятиями, аналогичного “Норильскгазпрому”, в нашем регионе трудно ожидать.

  Глобальные последствия развертывания нового мощного и независимого промышленного комплекса на шельфе и побережье для будущего горной отрасли еще предстоит спрогнозировать. Но все же в этих условиях сфера деятельности ГПК может получить дополнительное развитие. Например, в части добычи и поставок баритов месторождения Салланлатвы, стройматериалов, а также предоставления свободных горных выработок для захоронения отходов газонефтедобычи.

  Транспорт и энергетика  Общая и основная проблема здесь для ГПК – рост тарифов на услуги и продукцию монополистов.  Мурманский торговый порт с помощью льготных западных кредитов и при долговременных экспортных обязательствах формируется в настоящее время в качестве крупного узла перегрузки угля Кузбасса. Теперь это самый глубоководный порт европейской части России, способный принимать океанские суда водоизмещением до 300 тыс. тонн. При возможном полном подчинении его “Лукойлу” и при смене приоритетов вряд ли на первый план будут поставлены интересы регионального ГПК. Поэтому ОАО “Апатит” разрабатывает вариант экспортных поставок апатитового концентрата через порт Кандалакши, который до конца 2002 г. также должен быть приватизирован.

  Мощности по выработке электроэнергии в Мурманской области пока в избытке. Однако в конце 2001 г. был дан старт проекту “Кольский энергомост”. “Росэнергоатом”, энергетическая компания “RWE” (Германия), Кольская АЭС и администрация Мурманской области подписали соглашение о строительстве высоковольтной линии электропередач от Кольской АЭС до Финляндии для экспорта электроэнергии в дальнейшем в Европу. Это самый крупный проект с участием иностранного инвестора в истории электроэнергетики России. Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. предусматривает и другие варианты экспорта электроэнергии, в том числе через Норвегию. Кроме того, в марте 2002 г. вступила в действие Программа использования свободных мощностей Кольской АЭС для теплоснабжения области с помощью электрокотелен. А в апреле 2002 г. подготовлены документы об участии Мурманской области в создании дополнительной и специализированной структуры по продаже электроэнергии, выработанной на Кольской АЭС – ОАО “Мурманскатомэнергосбыт”. В области активно готовятся к приватизации электрических сетей. Вблизи Кольской АЭС запланировано построить новый завод по производству алюминия. Грядет реформирование электроэнергетики на государственном уровне. Поэтому надежд на лишнюю и дешевую электроэнергию для региональных потребителей горной отрасли в будущем не должно быть.

  Вывод: Устойчивые нефтегазовые приоритеты государства на макроэкономическом уровне, почтенный возраст ГПК, изменившиеся социально-политические и экономические условия в стране, накопившиеся негативные проблемы с собственной минерально-сырьевой базой ГПК области, назревающие кардинальные преобразования в промышленной структуре региона и амбиции нарождающегося родственного комплекса соседней Карелии в значительной мере не дают благоприятных оснований для устойчивого развития горной отрасли Кольского полуострова в 21 веке неизменно в прежних направлениях, пропорциях и объемах.  Процессы в связи с освоением шельфа способны серьезно подорвать и обеспеченность ГПК высокопрофессиональными кадрами.

  При таком сложившемся положении нужны нестандартные решения, многопрофильность, “изворотливость”, обязательный учет тенденций развития реальных лидеров будущего (нефтегазовой и ядерной сфер) и компромиссы с ними. Уникальный конгломерат фактически сложившейся инфраструктуры, федеральных и мировых интересов относительно Кольского полуострова этому способствует.

  Кроме того, перспективы Кольского полуострова связываются сегодня с возможностью использования его в качестве международного подземного хранилища (хранилищ) радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Русское экономическое общество категорически против возможности превращения России в целом и Кольского полуострова в частности в могильник международных ядерных отходов.  Русское экономическое общество выражает особую благодарность Владимиру Комлеву (Кольский НЦ РАН) за предоставленные материалы.

www.ress.ru


Смотрите также