Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Начало морской добычи нефти


Морская добыча нефти

Содержание

Введение

1.Причины аварий

2.Особенности морской добычи нефти

3.Характеристика полупогружной буровой установки Glomar Arctic IV

Заключение

Введение

В последние десятилетия наблюдается активизация процессов добычи нефти на шельфах морей и, как следствие, увеличение объёмов транспортировки нефти и нефтепродуктов как морскими, так и сухопутными путями. Процессы добычи, транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов сопряжены с повышенной экологической опасностью возникновения аварийных ситуаций, влекущих за собой потенциальную угрозу для здоровья и жизни людей, окружающей среды, объектов хозяйственной деятельности. В этой связи весьма актуальными являются исследования по оценке и управлению экологическими рисками.

Существует ряд работ, посвящённых вопросам оценки экологического риска. Однако имеющийся инструментарий не достаточен для объективной, научно-обоснованной оценки уровня экологического риска аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях и использования этой оценки в целях эффективного управления. Анализ нормативно-законодательной базы показал, что на сегодняшний день отсутствует комплексная система законодательно утвержденных документов, охватывающая все стороны экологических правонарушений и мер борьбы с ними, включая экономико-правовые инструменты защиты окружающей среды от аварийных загрязнений нефтью и нефтепродуктами на морских акваториях.

Всё это обусловливает особую актуальность и важность разработки методики оценки экологических рисков - основополагающего, начального звена в процессе управления рисками возникновения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

1.Причины аварий

При добыче газа и нефти на морском шельфе неизбежно сопутствуют различного рода аварии. Это источники сильного загрязнения морской среды на всех стадиях проведения работ. Причины и тяжесть последствий таких аварий могут варьироваться очень сильно, это зависит от конкретного стечения обстоятельств, технических и технологических факторов. Можно сказать, что каждая отдельная авария разворачивается по своему собственному сценарию.

Самые типичные причины - это поломка оборудования, ошибки персонала и чрезвычайные природные явления, такие как ураганный ветер, сейсмическая активность и многие другие. Основная опасность таких аварий, разливы или выбросы нефти, газа и массы других химических веществ и компонентов, ведет к тяжелейшим последствиям для окружающей среды. Особенно сильное влияние такие аварии оказывают, случаясь неподалеку от берега, на мелководье. [1]

Аварии на стадии бурения - связаны, в первую очередь с неожиданными выбросами жидких и газообразных углеводородов из скважины в результате прохождения буром зон с повышенным давлением. Пожалуй, только разливы нефти с танкеров, могут сравнится с такими авариями по силе, тяжести, а также частоте. Их условно разделяют на две основные категории. Первая включает в себя интенсивный и длительный фонтанообразный выброс углеводородов, что случается, когда давление в зоне бурения становиться ненормально высоким и обычные методы заглушки не помогают. Это особенно часто происходит при разработке новых месторождений. Именно такая авария случилась при разработке месторождения Сахалин-1.

Второй тип происшествий связан с регулярными эпизодами утечки углеводородов в течение всего времени бурения. Они не так впечатляющи, как достаточно редкие случаи фонтанирования, однако влияние, оказываемое ими на морскую среду вполне сравнимы, в силу их частоты.[1]

Случаются и аварии на трубах. Сложные и протяженные подводные

трубопроводы были и остаются одним из основных факторов экологического риска при добыче нефти на шельфе. Причин тому несколько, они разнятся от дефектов материала и его усталости, до тектонических движений дна и повреждения якорями и донными тралами. В зависимости от причины и характера повреждения, трубопровод может стать источником как небольшой, так и крупной утечки или выброса нефти. Необходимо также учитывать, что наземные трубопроводы, в случае аварии на них, также могут оказать влияние на морские экосистемы, так как загрязненная речная или подземная вода может попасть в море.[1]

При разработке морских месторождений нефти и газа понимают систему организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рациональное извлечение жидких и газообразных углеводородов из месторождений, расположенных под дном морей и океанов. Эти мероприятия включают в себя поисково-разведочные работы, бурение скважин, строительство надводных и подводных сооружений для добычи, сбора и транспортировки нефти и газа потребителям.[1]

Работами по добыче нефти и газа охвачены огромные акватории Мирового океана. Основные запасы нефти и газа и их добычи приходятся на континентальный шельф. Более 500 залежей разрабатывается у побережья США, около 100 - в Северном море, более 40 - в Персидском заливе.[1]

Начало морской добычи нефти относится к 20-м годам 19 века, когда в районе г. Баку в 20-30 м от берега сооружали изолированные от воды колодцы, из которых черпали морскую нефть из неглубоко залегающих горизонтов. Обычно такой колодец эксплуатировался несколько лет.[1]

Первый в мире морской нефтепромысел появился в 1924 году около г. Баку, где начали вести бурение скважин в море с деревянных островков, которые позднее стали крепить стальными сваями, цементируемыми в морском дне. B конце 1940-x - начале 1950-x гг. на Каспии широкое применение получил эстакадный способ добычи нефти. Подобные морские нефтепромыслы при глубине моря 15-20 м были сооружены также в Мексиканском заливе и в Венесуэле. Строительство плавучих технических средств для освоения морских месторождений нефти началось в основном в 1950-x гг. с создания буровых платформ. Систематические поиски нефтяных месторождений на акваториях морей и океанов были начаты в 1954 году. B 1965 г. всего 5 стран мира осуществляли морскую добычу нефти, в 1968 г.

Особое значение приобрело Северное море, где в течение лишь одного десятилетия прошли все стадии поиска и разведки и началась интенсивная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.[1]общую систему по добыче нефти и газа на морских нефтегазовых промыслах обычно входят следующие элементы: одна или несколько платформ, с которых бурятся эксплуатационные скважины; трубопроводы, соединяющие платформу с берегом; береговые установки по переработке и хранению нефти, погрузочные устройства.

Развертывание работ по добыче нефти в море потребовало создания комплекса специализированных технических средств, принципиально отличающихся от традиционных. K ним относятся: плавучие буровые установки (ПБУ) различных типов и буровые суда; стационарные платформы для бурения эксплуатационных скважин; суда снабжения буровых платформ; специализированные несамоходные грузовые суда для доставки секций стационарных установок к месту монтажа; средства для строительства морских трубопроводов; плавучее грузоподъемное и монтажное оборудование; хранилища добытой нефти и газа. B ряде акваторий ведется разработка месторождений нефти и газа c расположением устьевого оборудования скважин на дне морей. Такие скважины широко эксплуатируются компаниями США на глубине до 250 м и более.[1]

Новым направлением подводной добычи нефти является создание подводных эксплуатационных комплексов, на которых созданы нормальные атмосферные условия для работы операторов. Оборудование и материалы (цемент, глина, трубы, агрегаты и др.) доставляются на буровые платформы судами снабжения. На них устанавливаются также декомпрессионные камеры и необходимое оборудование для проведения водолазных и ряда вспомогательных работ. Добытая нефть транспортируется на берег с помощью морских трубопроводов, которые прокладываются в открытом море с помощью специализированных судов-трубоукладчиков.

Наряду с трубопроводами используются системы с рейдовыми причалами. Нефть к причалу поступает по подводному трубопроводу и далее по гибким шлангам или стоякам подается к танкерам. Известно три основных типа рейдовых причалов: в виде одиночного буя с гибкой связью с танкером; в виде шарнирно-закрепленной на дне башни и гибкой связи; с жесткой связью буя с танкером, используемым для обработки и хранения нефти. При значительном удалении отдельных скважин от берега используются также плавучие или погруженные резервуары.[1]

Работы по морской добыче нефти и газа характеризуются высокой интенсивностью. Ежегодно на шельфе бурится 900-950 поисково-разведочных скважин суммарной проходкой около 3 млн. м и 1750-1850 эксплуатационных скважин общим метражом 4,4-4,7 млн. м. Затраты на бурение на глубине 20-30 м превышают аналогичные затраты на суше примерно в 2 раза, на глубине 50 м - в 3-4 раза, а на глубине 200 м - в 6 раз. Существенно выше и затраты на прокладку трубопроводов (в 1,5-3 раза), а также постройку нефтехранилищ (в 4-8 раз). Стоимость ежегодно добываемой за рубежом морской нефти и газа оценивается в 60 млрд. долл. Обычно в мировой практике в общую стоимость нефти включаются также затраты на геологоразведочные работы.[1]

Бурение на нефть и газ в арктических условиях имеет свои особенности и зависит от ледовой обстановки и глубины моря. Существует три способа бурения в этих условиях: с плавучего судна; со льда; с установленной на дне платформы или судна, способных противостоять действию льда. Большой опыт по бурению со льда накоплен в Канаде, где бурят на глубине до 300 м. При отсутствии мощного ледового основания и значительных глубинах применяются массивные плавучие кессонные конструкции, оснащенные подруливающими устройствами, способные функционировать большей части года и противостоять действию движущегося льда, волн, ветра и течений. Для раскалывания крупных льдин и отвода айсбергов служат вспомогательные суда. При наличии крупных айсбергов, отвод которых затруднен, кессонная эксплуатационная конструкция отсоединяется от дна и отводится в сторону при помощи подруливающих устройств.[2]

Нефтедобывающая платформа Glomar Arctic IV построена в 1983г. Заказчик GlobalSantaFe разработчик Friede & Goldman. Платформа является полупогружной.[3]

Это самое современное поколение морских платформ - Хполупогружные. Это гигантские понтоны с вертикальными стабилизационными колоннами, остойчивость которых регулируют заполнением балластных емкостей в горизонтальных погружных поплавках. Осадка платформы в рабочем состоянии составляет 15-25 м. На рис. 1.1 -а показан внешний вид первого поколения полупогружных платформ, на рис. 1.1- б - вид современной платформы с улучшенными навигационными характеристиками. Полупогружные платформы используют для бурения скважин при глубине вод, не доступной для стационарных и самоподъемных буровых оснований. В 2000 г. эта глубина составляла уже 1100 м, а двумя десятилетиями раньше - всего 500 м.

Фиксация платформы над устьем скважины обеспечивается якорями и динамической системой стабилизации - несколькими двигателями, которые позволяют основанию маневрировать в зависимости от действия ветра, волн и течений, сохраняя нужное положение. Существует целая наука о якорях. Экспериментально установлено, что лучше всего якоря закрепляются в мягких грунтах, причем они глубже внедряются в грунт, если лапа может вращаться рис.1.2. Прочной установке и стабилизации якоря способствует также его большая масса, до 30-50 т .[3]

а б

Рис.1.1 Конструкции полупогружных платформ:

а - первые конструкции; б - современные с улучшенными навигационными характеристиками

Рис.1. 2. Закрепление якоря шарнирной конструкции:

- открытие лапы; 2 - проникновение в грунт;

- захоронение лапы;4 - стабилизация якоря в процессе протаскивания.

Полупогружную платформу при бурении иногда крепят ко дну натяжными опорами. В этом случае обеспечивается хорошая фиксация платформы над точкой бурения. Одиночные скважины и кусты скважин, закрепленные на донных платах, обвязывают единой системой трубопроводов. Действующая система сбора продукции на морском промысле в Мексиканском заливе показана на рисунке 1.3.[3]

Рис.1. 3. Схема подводного закачивания скважин:

1 - панель дистанционного управления; 2 -манифольд; 3 - замерное эксплуатационное оборудование; 4 - стояк 275мм; 5 - эксплуа-тационная платформа; 6 - поверхность моря; 7 - скважины; 8 - возможный вертикальный вход в скважину; 9 - насосно-компрессор-ные трубы; 10 - затрубное пространство; 11 - задвижки; 12 - подводное оборудование устья скважины для .компрессорной эксплуа-тации; 13 -манифольд гидравлической линии для управляющих задвижек; 14 -пробка; 15 - продуктивный интервал; 16 - установочный патрубок; 17 - пакер; 18 - обсадная колонна; 19 - выкидные линии; 20 - дно океана; 21 - заглубленный трубопровод до берега или до центральной платформы; 22 - гидравлические линии для управляющих задвижек.

2.Особенности морской добычи нефти

Геологи исследуют как сушу, так и акватории морей и океанов. Если месторождение находят близко к берегу - в прибрежной зоне, то с суши в сторону моря строят наклонные разведочные скважины. Месторождения, которые находятся дальше от берега, относятся уже к зоне шельфа. Шельфом называют подводную окраину материка с таким же геологическим строением, как у суши, и границей его является бровка - резкий перепад глубины. Для таких месторождений используют плавучие платформы и буровые установки, а если глубина небольшая - просто высокие сваи, с которых ведется бурение.

Для добычи углеводородов на морских месторождениях существуют плавучие буровые установки - специальные платформы - в основном трех видов: гравитационного типа, полупогружные и самоподъемные рис.2.1.[4]

Рис.2.1.Платформы различных типов

Для небольших глубин - самоподъемные платформы представляют собой плавучие понтоны, в центре которых установлена буровая вышка, а по углам- колонны-опоры. На месте бурения колонны опускаются на дно и углубляются в грунт, а платформа поднимается над водой. Такие платформы могут быть огромными: с жилыми помещениями для рабочих и экипажа, вертолетной площадкой, собственной электростанцией. Но используют их на небольших глубинах, и устойчивость зависит от того, какой грунт на дне моря рис.2.2.[4]

Рис.2.2 Самоподъемная платформа

Где глубже - полупогружные платформы используют на больших глубинах. Платформы не поднимаются над водой, а плавают над местом бурения, удерживаемые тяжелыми якорями рис.2.3.[4]

Рис.2.3Полупогружные платформы

Буровые платформы гравитационного типа наиболее устойчивы, так как имеют мощное бетонное основание, опирающееся о морское дно. В это основание встроены колонны для бурения скважин, резервуары для хранения добытого сырья и трубопроводы, а поверх основания располагается буровая вышка. На таких платформах могут жить десятки и даже сотни рабочих рис 2.4.

Рис.2.4 Буровые платформы гравитационного типа.

.Характеристика полупогружной буровой установки Glomar Arctic IV

Дизайн: Фриде & Гольдман Л-907 Усиленной Лидерах

Производительность: глубина воды-3,000'; глубина бурения-25,000'.

Буровое Оборудование: Лебедка-Попутного Е-3000;

Насосы-Скважинные Три В-1700;

Премьер-грузчики-четыре ОЕМ дизелей;

Поворотный Стол-Попутного 491/2";

Верхние привода Варко ТДС-4ч.

Системы ПБ две 183/4", 15,000-пси; два 183/4", 10,000-пси annulars.

Швартовка: восемь 26,500 фунтов якоря, каждый Вт/5,100' из 3" цепь с 31/2" с кабельными вставками.

Кварталы: 106 человек.

Переменная нагрузка: 3,000 ЛТ.

Хранение: грязь & СМТ оптом-15,500 МВ; жидкая грязь-2,374 баррель; базовое масло-1,100 барр.; Топливо-10,350 барр.; вода для бурения-9,000 баррелей; питьевой воды-1,670 баррель.

Корпуса: 217 х 164 х 116'.

Деррик: 195', 1,400,000 фунтов крышки.

Вертолетная площадка: 85 х 87'.

Краны: два Либхерр 77t, 120' стрелы; одна Либхерр 88t, 80' бум.

Строительство: Раума Репола Oy, Финляндия, 1983г.рис 3.1. [5]

Авария на буровой платформе компании BP в Мексиканском заливе привела одной из самых серьезных экологических катастроф связанных с нефтегазодобычей. Транснациональная компания BP правда в качестве конкретного виновника аварии указывает на швейцарскую фирму Transocean, в свою очередь американцы требуют запретить иностранным компаниям добывать нефть на шельфе США, представляя ситуацию таким образом, что это только низкий технический и технологический уровень иностранных компаний, в частности англичан, мог привести к такой аварии. Складывается впечатление, что в целом в США высочайший технический и технологический уровень нефтегазодобычи, а аварию допустили какие-то швейцарцы, собственно не имеющие опыта работы на шельфе на таких глубинах, да и вообще - где Швейцария и где нефтегазодобыча.

Рис 3.1 Полупогружная бурова установка Glomar Arctic IV

Попробуем разобраться с высочайшим техническим и технологическим уровнем США, да и других западных нефтегазодобывающих компаний. Приведем некую статистику аварий.[6]

Крупнейшие аварии на нефтедобывающих платформах

Март 1980 г. Нефтедобывающая платформа Alexander Keilland в Северном море разломилась в результате "усталости металла" и опрокинулась. Погибло 123 человека.

Сентябрь 1982 г. Нефтедобывающая платформа Ocean Ranger (США) перевернулась в Северной Атлантике, погибло 84 человека.

Февраль 1984 г. Один человек погиб и 2 ранены в результате взрыва на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе около побережья Техаса. добыча нефть авария буровой установка

Август 1984 г. В результате взрыва и пожара на платформе Petrobras около побережья Бразилии 36 человек утонуло и 17 ранено.

Июль 1988 г. Крупнейшая катастрофа в истории - на нефтедобывающей платформе Occidental Petroleum's Piper Alpha в результате взрыва, последовавшего за утечкой газа, погибло 167 человек.

Сентябрь 1988 г. 4 человека погибли в результате взрыва и последующего затопления нефтедобывающей платформы, принадлежащей Total Petroleum Co. (Франция), около побережья Борнео.

Сентябрь 1988 г. Взрыв и пожар на нефтедобывающей платформе Ocean Odyssey в Северном море, один человек погиб.

Май 1989 г. Три человека ранены в результате взрыва и пожара на нефтедобывающей платформе Union Oil Co. (США) у берегов Аляски.

Ноябрь 1989 г. Взрыв на нефтедобывающей платформе Penrod Drilling Co. в Мексиканском заливе, ранено 12 человек.

Август 1991 г. Взрыв на принадлежащей Shell нефтедобывающей платформе Fulmar Alpha в Северном море, ранено 3 человека.

Январь 1995 г. Взрыв на принадлежащей Mobil нефтедобывающей платформе около побережья Нигерии, 13 человек погибли.

Январь 1996 г. 3 человека погибли и 2 ранены в результате взрыва на нефтедобывающей платформе Morgan в Суэцком заливе.

Июль 1998 г. 2 человека погибли в результате взрыва на нефтедобывающей платформе Glomar Arctic IV.

Январь 2001 г. 2 человека погибли в результате пожара на газодобывающей платформе Petrobras около побережья Бразилии.

марта 2001 г. У берегов Бразилии взорвалась Р-56 - самая крупная нефтяная платформа в мире, которая принадлежала фирме Petrobras. Погибли 10 нефтяников. 20 марта, после серии разрушительных взрывов платформа затонула, нанеся непоправимый ущерб окружающей среде региона и общие убытки, которые по оценкам специалистов (включая упущенную выгоду) превышают миллиард долларов США. В Бразилии это сообщение вызвало массовые протесты: за последние три года на предприятиях компании случилось 99 ЧП.

октября 2001 г. По заключениям экологов, развернутое возведение нефтяных платформ на сахалинском шельфе поставило под угрозу популяцию охраняемого серого кита. Нефтяная компания «Сахалинская энергия» начала сброс в Охотское море токсичных отходов своего производства.

ноября 2001 г. - нефтяная платформа норвежской компании Statoil оторвалась от буксирного судна и ушла вместе с 70 членами команды в свободный дрейф в Норвежское море. Такие ЧП происходят в этом регионе с регулярностью наступления зимы: предыдущий случай такого рода произошел в Норвежском море в июне 2000 г.

декабря 2001 г. - во время шторма нефтяная платформа, установленная в море напротив египетского порта Саид, сорвалась с опор. Около 70 человек, находившихся на ней, были смыты в море, затем платформу понесло к Израилю. В спасательной операции участвовали американские, британские и кипрские вертолеты.

мая 2002 г. В 27 милях от Бирмингема в Северном море произошло столкновение рыболовецкого судна «Марбелла» с нефтяной платформой. Только благодаря оперативным действиям спасателей и британских ВВС, которые эвакуировали из зоны ЧП более 100 человек, обошлось без человеческих жертв.

октября 2002 г. Авария в системе электроснабжения на бразильской нефтяной платформе П-34 привела к ее крену в 45 градусов и реальной угрозе затопления. Все 76 нефтяников, работавших на ней, были переправлены на соседние платформы. Платформа П-34, принадлежащая компании "Петробраз", расположена на континентальном шельфе в 100 км от берега в штате Рио-де-Жанейро. Ежедневно на ней добывается 34 тыс. баррелей нефти и 195 тыс. кубометров газа.[7]

Заключение

Двадцатое столетие было началом развития работ по добыче нефти и газа на шельфе морей мира (шельф Северного моря, шельф Мексиканского залива, шельф моря Бофорта, шельф Каспийского моря и др.).

Проведены значительные сейсмические и разведочные работы в арктических морях.

Открыты значительные запасы нефти и газа на шельфе морей и океанов, которые являются основой для развития широкомасштабных работ по добыче нефти и газа в XXI столетии и связано с развитием мировой экономики при возрастающей потребности в моторных топливах.

Однако, сдерживающим фактором развития работ на шельфе морей является неподготовленность необходимых технических средств и технологий для разработки месторождений нефти и газа с учетом различных природно-климатических условий, особенно для арктических морей.

Анализ мирового опыта по освоению месторождений нефти и газа на шельфе морей накопленный в XX столетии показал, что существующие технические средства и технологии не отвечают в полной мере разнообразным природно-климатическим условиям, к которым могут быть отнесены:

высокая сейсмичность;

наличие айсбергов;

наличие ледовых полей;

возникновение цунами при землетрясениях;

смерчи и ураганы, усилившиеся в последние годы;

поверхностные течения, как следствие ураганов - из-за высоких скоростей ветра;

вечная мерзлота

глубины моря до 1000м и более.

Участившиеся аварии в ряде регионов служат подтверждением в необходимости решения этой проблемы.

Морская добыча углеводородных компонентов актуальна в наше время.

Ведь недаром геологи озадачились вопросом «Ведь когда-нибудь нефть на суше кончится…и что тогда?»Началось освоение акваторий всемирного океана .Сначала вблизи суши, потом постепенно отдаляясь от береговой линии. Углеводородное сырье играет большую роль в жизни человека. Рабочие специальности, связанные с добычей и переработкой нефти востребованы.Работа хорошо оплачивается ,а также требует исчерпывающих знаний, в силу своей опасности .Но людей не пугает ответственность за свою жизнь и за жизнь людей ,находящихся рядом. Ведь в Нефтяной промышленность крутятся огромные деньги. Особенно в Морской .

Ответственность, будь то материальная ответственность, или ответственность за жизнь ,за произведенные действия, вместе с опасностью прямо пропорциональны заработной плате работников. На таких производствах нередки аварии и всевозможные осложнения.

Но человек верит в свои силы и продолжает освоение морских глубин. Одним словом, совершенству нет предела.

yamiki.ru

1.Причины аварий. Морская добыча нефти

Похожие главы из других работ:

Анализ буровой деятельности предприятия "Сервисная буровая компания"

2.5 Методика ликвидации аварий

Ловильные работы и ликвидация прихватов - весьма ответственные операции, неумелое ведение которых может привести к серьезным поломкам бурового оборудования и вышки, гибели скважины и несчастным случаям с людьми...

Анализ повторных, преждевременных и затянувшихся ремонтов УЭЦН по скважинам Родникового месторождения

2.9 Причины аварий и отказов оборудования УЭЦН за 2010 год

Из выше проведенного анализа неэффективных ремонтов и аварий на скважинах, оборудованных УЭЦН, причины отказов оборудования можно разделить на две группы: 1. Эксплуатационные причины (рис. 2...

Анализ эффективности проведения соляно-кислотных обработок ПЗП на Югомашевском месторождении

2.1 Причины снижения проницаемости ПЗП

Призабойная зона скважины - участок пласта, непосредственно прилегающий к забою скважины. Здесь скорость движения жидкости, перепады давления, потери энергии, фильтрационные сопротивления максимальны...

Гейзеры

3. Причины возникновения

Появление гейзеров на поверхности обусловлено наличием в глубине напорных термальных вод с температурой значительно выше 100° С. Только в этом случае существованием на возможно интенсивное парообразование в процессе подъема воды вверх...

Деятельность "Башнефть-Бурение "ТУБР"

6.1 Виды аварий, их причины и методы предупреждения

Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину...

Древние и современные оледенения

Причины возникновения оледенений

Существует несколько гипотез о причинах возникновения оледенений. Факторы, положенные в основу этих гипотез, можно подразделить на астрономические и геологические. К астрономическим факторам, вызывающим похолодние на земле, относятся: 1...

Ледниковые эпохи в истории Земли

4. Причины ледниковых эпох

Причины ледниковых эпох нераздельно связаны с более широкими проблемами глобальных климатических изменений, имевших место на протяжении истории Земли...

Лениногорское предприятие буровых работ ООО "Бурение"

9.4 Оформление аварий, осложнений при строительстве скважин

Оформление аварий и осложнений при строительстве скважин осуществляется специальными актами: - на геологическое осложнение; - расследования аварии...

Оледенения и причины их возникновения

1.1 Причины ледниковых эпох

Причины ледниковых эпох нераздельно связаны с более широкими проблемами глобальных климатических изменений, имевших место на протяжении истории Земли. Время от времени происходили значительные смены геологических и биологических обстановок...

Повышение производительности и эффективности технологии процесса проектирования и расчета опорных частей МНГС с использованием программного комплекса Ansys

2.2 Причины трещинообразования

МНГС находятся под действием циклически меняющихся нагрузок и воздействий, что вызывает циклические изменения напряжений и создает условия для образования усталостных трещин...

Проектирование геологоразведочной скважины на Яковлевском месторождении

10. Мероприятия и технические средства по предупреждению осложнений и аварий при бурении

В нашем разрезе осложнением является поглощение промывочной жидкости на интервале 165-295м. Для того, чтобы не произошла авария в связи с осложнением...

Ремонт и обслуживание скважин и оборудования для бурения

Причины возникновения газонефтепроявлений

1. Главным условием возникновения газонефтепроявлений является превышение пластового давления над давлением, создаваемым столбом промывочной жидкости в интервале пласта, содержащего флюид. 2...

Ремонт скважин, оборудованных погружным электроцентробежным насосом (УЭЦН)

13. Виды и причины износа

Работая в условиях реальной скважины, насос находится под воздействием многих факторов, влияющих на его работу. Область применения УЭЦН четко оговорена техническими условиями...

Технология ремонтно-изоляционных работ на примере СНПХ-9633

3.1 Причины обводнения скважин

В период работы залежи на водонапорном режиме отборы нефти могут удерживаться на одном уровне. Пластовое давление вначале немного снижается, а затем держится на одном уровне выше давления насыщения...

Эндогенные геологические процессы: землетрясения

1 Причины и классификация землетрясений

Подавляющее большинство землетрясений имеет тектоническую природу и связано с разрядкой напряжений, периодически накапливающихся в земной коре и верхней мантии...

geol.bobrodobro.ru

Добыча нефти с морских месторождений

В наше время бурно развивающиеся области морской технологии, связанные с освоением морских нефтяных месторождений. Если в середине 60-х годов с морских месторождений было получено лишь 3%

мировой добычи нефти, то в начале 80-х годов эта величина составляла примерно 30%, прогнозировалось, что к 2000 году приблизится к 50%.

Еще в начале 70-х годов тысячи нефтяных скважин были рассеяны по Атлантическом океана, от Северного моря до Мексиканского залива, захватывая также воды Западной Африки, Аргентины, Бразилии, Колумбии. Разташовувались они по краю континентального шельфа на глубине 200 метров или чуть больше. Нефтяники называют эти подводные нефтеразработки английским словом offshore. В 1967 году скважины открытого моря дали 16 % всей добытой на Земле нефти, в 1972 году их продукция составляла 25 %, а на 1977 год прогнозировалось 40 %.

Первым шагом в освоении морских нефтепромыслов стала проходка в 30-х годах скважин с барж в прибрежных болотах и заводях южной Луизианы побережья США. Буровую вышку ставили на корме или на борту обычной плоскодонной баржи. После затопления водой она ложилась на дно болота, на глубину 2-2,5 метра. Бурение осуществлялось обычным для континентальных нефтепромыслов оборудованием. Эти баржи были прототипом современных погружных платформ, работающих на глубинах до 30 метров. Когда существование подводных месторождений было доказано, в заводях и мелких заливах начали устанавливать стационарные свайные платформы, которые шаг за шагом отходили все дальше от берега в поисках нефти. Это привело к развитию современной мощной индустрии морских нефтепромыслов.

Впервые бурение в Северном море было осуществлено летом 1965 года. Первая буровая скважина в Северном море достигла глубины 4520 метров. Скважина оказалась сухой, т.е. нефти в ней не было. Но чуть позже нефть обнаружили неподалеку от нее и потом еще в одном месте. На карте этот участок почти вся покрыта квадратами и прямоугольниками, которые обозначают концессии. Недра континентального шельфа принадлежат приморским странам, и они получают из концессий 50% прибыли. Такая страна, как Норвегия, которая никогда не имела много природных ресурсов, видит теперь свое будущее в розовом цвете. На 1 января 1971 года в Северном море было пробурено 400 скважин, из них 150 допущены к эксплуатации. С тех пор ежемесячно появляются все новые скважины и новые разработки.

Суда, предназначенные для поискового бурения нефтяных скважин на дне океанов, представляют собой плавучую платформу. Одно из таких судов - "Иль-де-Франс" - имеет длину 50 метров и водоизмещение 500 тонн. Судно "Иль-де-Франс" было введено в эксплуатацию с января 1966 года. Это судно с коротким и широким корпусом, приблизительно треугольной формы, нефтяники называют баржей. Платформа размещается на четырех металлических опорах (решетчатые конструкции типа Эйфелевой башни высотой до 60 метров и еще примерно такой же высоты достигает буровая вышка.

Разведка и эксплуатация подводных месторождений нефти - самое знаменательное для океанов событие нашей эпохи, их "великое время". Море, где бурение достигло теперь наибольшего размаха - это Северное море, холодное и туманное.

Чтобы обнаружить нефть, крупные нефтяные компании держат тысячи научных работников, которые постоянно изучают с геологическими картами и непосредственно на месте обширные участки суши и морского дна. Время от времени кто-нибудь из них заявляет: есть такая-то доля вероятности, что в таком-то месте будет обнаружена нефть. Если этот участок на дне моря, туда направляют поисковую баржу и ставят над тем местом, которое указал геолог. С баржи спускают и закрепляют в почве переменные опоры. Через отверстие в платформе (большая часть ее палубы имеет просвещения) опускают буровую трубу, внутри которой помещается бурь. Коснувшись дна, бур начинает вращаться и врезаться в грунт. Образцы почвы поднимают и проверяют, есть ли там следы нефти. Если они есть, платформу перемещают и проводят бурение еще в нескольких местах, чтобы иметь представление о величину и глубину нефтеносного пласта (а также газоносного). Бурение продолжается от двух до четырех месяцев, строительства баржи стоит от 5 до 10 миллионов долларов. Ежедневные расходы во время бурения составляют 40 тысяч долларов. Капиталовложения в одну нафторозробку открытого моря вместе со всем ее хозяйством составляют примерно 1 миллиард 200 миллионов долларов.

worldofscience.ru

История изучения нефтеносных мор

 

 

Месторождения, разрабатываемые в море, стали в наши дни важнейшей частью нефтегазового комплекса мира. Добыча нефти и газа ведется в акваториях 35 стран, с акваторией Мирового океана связаны основные перспективы дальнейшего развития добычи.

По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2030 г. ожидается увеличение мирового потребления нефти по сравнению с 2000 г. в 2‑2,2 раза, а газа – в 3‑3,2 раза.

Предполагается, что основные открытия и приросты запасов и добычи углеводородов в мире будут происходить в шельфовых и глубоководных зонах акваторий. Именно на акваториях в последние десятилетия отмечается наибольший прирост запасов и открываются крупные и уникальные месторождения (шельфы Бразилии, Анголы, Нигерии, Вьетнама и других стран, в России – шельфы морей Баренцева, Карского, о-в Сахалин). При этом важнейшей мировой тенденцией последних лет является смещение поисковых работ и добычи нефти в глубоководные области морей и океанов на континентальный склон (Бразилия, Мексиканский залив, страны Западной Африки). В Бразилии около 70 % общей добычи нефти обеспечивается глубоководными (400 – 2 000 м) морскими месторождениями Марлин, Ронкадор и другими с суммарными запасами более 1 млрд т. Объектами поисковых работ становятся районы с глубинами моря до 3 000 м. За счет высоких дебитов и качества нефти себестоимость добычи на глубоководных месторождениях в отдельных районах составляет 6–8 долл / баррель.

Согласно целому ряду исследований, общие потенциальные ресурсы нефти и газа дна Мирового океана оцениваются в 1,8–2,1 трлн т условного топлива, что намного превышает разведанные запасы углеводородного сырья на суше.

К настоящему времени в мире известно более 1 000 достаточно крупных морских месторождений нефти и газа.

Известно, что впервые добыча морской нефти началась в России 200 лет назад, когда в 20‑30 м от берега в Бакинской бухте для её добычи использовались специально вырытые колодцы. В 20-х гг. XX в. также впервые в мире промышленная морская добыча нефти в России велась в Биби-Эйбатской бухте Каспийского моря с использованием намывных оснований.

По оценкам ученых и специалистов, площадь распространения нефтеперспективных отложений составляет свыше 15 млн км2. При этом  наиболее перспективной является мелководная часть акватории Мирового океана – континентальный шельф, наиболее доступный для освоения углеводородных ресурсов. С началом систематических исследований и освоением нефти на континентальном шельфе представления о величине углеводородных ресурсов морского дна существенно расширились. Если раньше нефтегазоносность континентального шельфа рассматривалась в пределах изобаты моря 200 м, то в настоящее время нефть фактически добывается из отложений континентального склона и его подножия при глубине 1 000 м.

Рекордной глубиной эксплуатируемого нефтяного месторождения стала глубина моря 1 853 м (месторождение Ro n cador, Бразилия). Правда, здесь произошла авария (взрыв и пожар), в результате которой эксплуатационная платформа Petrobras Р–36 20 марта 2001 г. затонула на глубине 1 372 м. Однако исследования и инженерные работы по-прежнему интенсивно ведутся в разных странах на глубинах более 2 000 м. Освоение глубоководных месторождений сопровождается быстрыми изменениями в технике, технологии бурения и нефтепромысловых работ. Если при использовании стационарных оснований эксплуатационных платформ глубины моря варьируют в пределах 365–457 м, для оснований с натяжным донным креплением – в пределах 914–1 524 м, то современные плавающие эксплуатационные системы, управляющие донным промысловым оборудованием, могут эксплуатироваться при глубине воды 2 500 м и более.

В мире пробурено уже более 5 000 глубоководных разведочных и добывающих скважин. Первое место по числу пробуренных глубоководных скважин занимают США, на долю которых приходится 40 % общего числа пробуренных в мире скважин (все они расположены в Мексиканском заливе), за ними следуют Европа – 18 %, Африка – 12 %, Латинская Америка – 10 %, Дальний Восток – 9 %, Австралия – 5 %, приграничная Канада – 2 %. На Ближний Восток и Россию приходится менее 1 %.

В среднем коэффициент успешности пробуренных глубоководных разведочных скважин в мире составляет 28 %, причем наибольший коэффициент (39 % ) достигнут в Африке за счет работ на шельфе в дельте Нила (с 1999 г. он достиг 80 % ).

В настоящее время Западная Европа по добыче нефти занимает седьмое место в мире. Доминирующее положение здесь занимают Норвегия и Великобритания, на долю которых приходится почти 80 % всех начальных извлекаемых запасов. Только около 20 % приходится на долю остальных стран (Дания, Италия и Ирландия).

В результате проведения масштабных работ по разведке и разработке в течение 25 лет на морских месторождениях в Северном море достигнут значительный объем добычи нефти, основная доля которой приходится на Великобританию и Норвегию. В настоящее время в Западной Европе в разработке или в стадии подготовки находится около 500 месторождений, на 45 разработка уже прекращена.

 

 

biofile.ru

Начало - добыча - нефть

Начало - добыча - нефть

Cтраница 1

Начало добычи нефти и использования ее как горшего и смазочного материала как исцеляющей жидкости уходит в глубь во-ков.  [1]

Начало добычи нефти на Брунее относится к 1929 г. До 70 - х годов нефть добывалась в незначительных количествах, а в 1976 г. было добыто уже 10300 тыс. т нефти и 5 3 млрд. м3 газа.  [2]

Начало добычи нефти на континентальном шельфе морей связано с постройкой первой металлической платформы в 1948 г. в Мексиканском заливе, а в период с 1950 г. по 1980 г. идет интенсивная разведка морских месторождений на глубинах, достигающих сотни метров.  [3]

Обозначим через ti начало добычи нефти в районе, Qa - объем добычи нефти, запланированный в ti-t / i году: kii - фиксированная кратность запасов в - м году; GH - объем запасов, который необходимо открыть к fr - му году.  [5]

Несмотря на то, что начало добычи нефти в нашей стране относится к далекому прошлому, годом рождения отечественной нефтяной промышленности принято считать 1864 год, когда на Тамани в урочище Кудако полковник А. Н. Новосильцев начал бурить первую скважину на нефть с применением механического ударно-канатного бурения. Полученный им в 1866 г. из скважины глубиной 55 м фонтан нефти принес славу этому нефтеносному краю, а механический способ бурения получил признание.  [6]

Укладка трубопроводов с барж впервые применена в конце сороковых годов в связи с началом добычи нефти в Мексиканском заливе.  [7]

Эти затраты планируют как затраты будущих периодов, и они погашаются в срок до одного года со времени начала добычи нефти и газа. В эту статью включаются также отчисления в фонд премирования за создание и освоение новой техники в соответствии с действующим положением.  [8]

Так, на начальной стадии освоения месторождения, когда еще нет рентного дохода, представляются обоснованными меры, нацеленные на стимулирование скорейшего выхода на начало добычи нефти. Для этого могут быть использованы такие методы как освобождение от уплаты налогов при добыче из разведочных скважин, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за счет включения в нее затрат на бурение всех скважин ( не только продуктивных), или наоборот - повышение ставок платежей за поиски, оценку, разведку полезных ископаемых в случае замедления темпов геолого-разведочных работ. При этом необходимо понимать, что в современных условиях выхода нефтяных компаний на рынки капитала, одной из основных характеристик компании для успешного заимствования средств является количество и качество запасов углеводородного сырья.  [9]

Указанные затраты планируются и учитываются отдельно, как расходы будущих периодов, срок погашения которых рекомендуется устанавливать в пределах до 12 месяцев с момента начала добычи нефти и газа.  [10]

Указанные затраты планируются и учитываются отдельно, как расходы будущих периодов, срок погашения которых рекомендуется устанавливать в пределах до 12 месяцев с момента начала добычи нефти и газа.  [11]

Небольшие нефтяные месторождения Тегернзее ( давно законченное разработкой, залежь нефти в миоценовых песчаниках) и Мирнау ( оли-гоцен) открыты на складчатом борту бассейна. Начало добычи нефти из месторождения Тегернзее относится к 1833 г., однако промышленная нефтегазоносность Предальпийского бассейна была установлена лишь в 1953 г. открытием месторождений Ампфинг и Изен. Все месторождения бассейна отличаются небольшими запасами.  [12]

За годы Великой Отечественной войны особенно интенсивно проводились работы по разведке и вводу в эксплуатацию нефтяных месторождений Второго Баку. С открытием в 1943 г. Шугуровского месторождения было положено начало добычи нефти на территории Татарской АССР.  [13]

Рентная доля, или доля роялти ( royalty interest), принадлежит владельцу первичных прав на полезные ископаемые после заключения договора аренды с нефтегазовой компанией. Обладатель рентной доли получает авансовый платеж - бонус, либо при начале добычи нефти или газа - роялти.  [14]

Промышленное освоение нефтяных богатств Каспийского региона имеет более чем 150-летнюю историю. Однако отсчет освоения морских месторождений Каспия начинается с 20 - 30 - х годов прошлого века, с началом добычи нефти из месторождений в Бухте Ильича, и на о-ве Артема, вблизи Апшеронского полуострова.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru