«НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА». Нефть для школьных опытов


Кровь земли - нефть

Человек с незапамятных времен пользуется нефтью. Она освещала, правда, не очень ярко, жилища древних египтян, ассирийцев, и греков. Ею топили очаги и даже лечились. Казалось, «кровь земли» исчерпала свои возможности. Но вот в 1745 году русский умелец Федор Прядунов выделил из нефти керосин. Затем был сделан еще один шаг: нефтеперегонный завод, построенный близ Моздока, впервые в мире начал выпускать в большом количестве этот продукт. Технологию его получения разработал крепостной крестьянин Василий Дубинин вместе со своими братьями Герасимом и Макаром. Они же изготовили всю нужную аппаратуру.

С той поры искусственный свет стал соперничать с дневным. После того как черная «кровь земли» привела в движение первый двигатель, спрос на нее мгновенно возрос. В непостижимо короткий срок она стала незаменимой пищей огромной армии моторов.

Изучая нефть, ученые установили, что в ее состав входит несколько жидких и газообразных органических веществ — метан, этан, пропан, бутан, пентан, октан, парафин и другие. Было предложено несколько способов их переработки. Дмитрий Иванович Менделеев в 1870 году создал постоянно действующий аппарат, перегоняющий нефть. Через несколько лет инженер Шухов, знаменитого изобретателя паровых котлов, автора знаменитых металлических башен-гиперболоидов (самая, крупная из них сооружена в Москве на Шаболовке и служит для трансляции радиопередач), изобрел более совершенный аппарат, позволяющий получить из нефти намного больше керосина и бензина, чем их извлекали при обыкновенной перегонке.

А каким образом? Дело в том, что обыкновенная перегонка велась при воздействии температуры 150-200 градусов и давала только 20% бензина. В аппарате, изобретенном Шуховым при высоком давлении и температуры с присутствием катализаторов, сложные и большие молекулы углеводородов нефти расщеплялись на короткие. А это и есть бензин. Процесс этот только с виду прост. В действительности же им трудно управлять. Впрочем, судите сами.

Как уже сказано, что нефть состоит из нескольких веществ. Если выстроить по ранжиру их молекулы, то окажется, что они неодинакового «роста». На левом фланге будет находиться самая крохотная молекула газа метана, в составе которой один атом углерода, удерживает четыре атома водорода. Если оторвать у двух метановых молекул по одному, а у трех молекул по два атома водорода по всем правилам химического этикета — с помощью высокой температуры и давления, а также в присутствии катализатора, то получится вот что. Осколки молекул создадут «в складчину» цепочку, образовав новое вещество — пентан. Но это уже не газ, а жидкость. Ничего не обычного тут нет. И в других случаях по мере удлинения молекул вещества будут менять свои свойства, из газообразного состояния переходить в жидкое, а затем и в твердое. То, что называется газолином, является смесью двух продуктов. Один из них имеет пять метановых звеньев (пентан), а другой (гексан) — шесть. Бензин состоит из трех веществ, которые образованы из шести, семи и восьми метановых звеньев. Керосин – это смесь веществ с более длинными молекулами. Если их удлинить еще больше (до 12—15 метановых звеньев), то получатся смазочные масла. Вещества, состоящие из шестнадцати и больше звеньев, при обычной температуре находятся уже в твердом состоянии — это так называемые парафины. Хорошо известный вазелин имеет в своем составе 16—17 метановых звеньев. Каменноугольная же смола, содержащая в себе самые крупные молекулы метанового ряда, тверда, словно камень.

Аппарат Шухова крупные и сложные молекулы нефти расщеплял на мелкие и простые. Молекула вазелина, например, разрывается пополам и превращается в две молекулы бензина.

Прежде этот процесс шел не всегда ровно. Далеко не все молекулы разрывались точно посередине. Случалось, что они размыкали цепочки ближе к концу, образуя молекулы газов, состоящих из нескольких звеньев. Познав законы «химической кройки», ученые научились извлекать из нефти необходимое. При высоком давлении крупные молекулярные цепи разрываются преимущественно посредине. В этом случае происходит, казалось бы, парадоксальная вещь: из нефти получается больше бензина, чем его в ней находится! Если в 1909 году из тонны сырья извлекали всего 110 килограммов бензина, то с внедрением способа Шухова выход его составляет почти полтонны.

Царская Россия не использовала, однако, это замечательное открытие. В США же оно получило очень широкое распространение. Лишь спустя много лет русское изобретение вернулось на родину, но уже под английским названием «крекинг» (от слова расщеплять). Американцы подсчитали: если бы не метод Шухова, то им пришлось бы добыть вдвое больше нефти, чтобы получить то же количество бензина.

Старейшина советских химиков академик Николай Дмитриевич Зелинский усовершенствовал этот процесс. В период гражданской войны, когда нефть Кавказа была недоступна, он использовал для получения бензина соляровое масло и керосин. Предложенный им метод позволил использовать для получения высокосортного горючего даже уголь и сланцы. Значение этого открытия трудно переоценить. Ведь в мировых запасах топлива на долю природной нефти приходится ничтожная часть — 0,002 процента. Но двигатели не умрут «голодной смертью». Ученые научились получать горючее из самых тощих углей и сланцев.

Это открытие очень значительное. Потому что доля нефти в мировых запасах топлива всего 0,002%. Но двигатели не умрут «голодной смертью». Ученые научились получать горючее из самых тощих углей и сланцев.

Вот так начиналась эра нефти.

www.alto-lab.ru

«НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА» Конкурсы для педагогов. Портал 2009. Конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей …

Автор: Кныш Татьяна АлександровнаДолжность: воспитатель 1 категорииМесто работы: МБДОУ ДСКВ «Снежинка»Месторасположение: гп. Новоаганск, ХМАО-Югра, Россия

НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в группе общеразвивающей направленности с воспитанниками седьмого года жизни
«НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА»

Тема: «Нефть – богатство севера»

Тип НОД–интегрированное.

Формы организации: Групповая.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Виды детской деятельности:познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, экспериментирование.

Цель: Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (нефть).

Задачи:

Познание: познакомить детей с понятиями «нефть», «нефтяные разливы»; развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами нефти, научить детей размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать предположения и делать простейшие выводы; развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, актуализировать знания детей об использовании нефти человеком в промышленности, пользе нефти и вреде нефтяных разливов, формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу.

Коммуникация: воспитывать культуру речевого общения; обогащать и расширять словарный запас (нефтяники, нефть, лаборатория, опыты, свойства, вертикаль, «Гринпис»). Формировать речевую активность, речевую культуру; продолжать формировать умение высказывать предположения, делать простейшие выводы.

Социализация: Воспитывать организованность, навыки делового сотрудничества детей в экспериментальной деятельности; воспитывать желание узнавать больше о людях труда, уважение к ним, гордость за земляков; решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со взрослым.

Здоровье:сохранять и укреплять здоровье детей средством малоподвижной игры;

Чтение художественной литературы:формирование интонационной выразительности речи;

Безопасность: учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности;

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: Схема кроссворда, предметы для выставки « Что можно сделать из нефти».

Раздаточный материал: галстуки по количеству детей, одноразовая пластиковая посуда: прозрачные пластиковые стаканы, тарелки, трубочки, ложки, пипетки, салфетки по количеству детей; нефть; вода; моющее средство, трубочки, губки, ватные палочка, перо, кусочек меха, смайлики.

Предварительная работа с детьми:

Беседа на тему: «Если был бы я нефтяником»;

просмотр с детьми альбома «Изделия из нефти»;

занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые»;

рассказ родителей – нефтяников о работе на нефтяных месторождениях;

Просмотр мультимедийного фильма «От капельки нефти до зубной щётки».

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент

(Воспитатель с детьми входит в группу, дети становятся в круг).

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и передадим друг другу (в своих ладошках) доброе, радостное настроение, пожелания) Воспитатель, соединяет свои ладони и вкладывает их в ладони ребёнка, рядом стоящего, при этом произносит слова: Карина, я тебе передаю хороший настрой на занятие и радость от встречи со всеми вами….) Дети друг другу желают прекрасного дня и хорошего настроения.

2.Введение в тему: дидактическая игра « Доскажи словечко»

Воспитатель: Давайте ребята, поиграем в игру « Доскажи словечко»

Сейчас вы будите по кругу передавать мяч друг другу и отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать.

(Дети передают мяч друг другу по очереди, после ответа на поставленный вопрос):

-Живём мы в радостном краю,

И знать его должны мы —

Страну свою (Россию)

— Как называется место, где человек родился?

(-Родина)

-Как называется край,в котором мы живём?

(-Мы живём на Севере.)

Что удивительного в нашем крае?

(- У нас самые длинные, северные ночи зимой, и белые ночи летом)

-(Наш северный край — богат нефтью и газом)

— Дети, кто является главной трудовой силой нашего посёлка, люди каких профессий?

(- В нашем городе трудятся газовики, строители, нефтяники,..)

Воспитатель:— Молодцы ребята, правильно.

3.Основная часть

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Разгадай зашифрованное слово», если вы правильно разгадаете это слово, то получите вещество, которое приносит огромную пользу человечеству и используется им многие годы. (Воспитатель задаёт вопросы и ответы детей вписывает в кроссворд)

1.Кто добывает глубоко из-под земли нефть? (нефтяник)

2.Что делают из нефти для мотоциклов и машин? (бензин)

3.Из какого материала изготавливают свечи? (парафин)

4.В каком качестве использовали врачи нефть в древности? (лекарство)

5.Материал, которым покрывают дороги? (асфальт)

(Дети разгадывают кроссворд)

1нефтяНик
2бЕнзин
3параФин
4лекарсТво
5асфалЬт

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? Давайте вместе со мной его прочитаем.

В/О: Нефть.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Нефть – это богатство нашего края.

А теперь скажите, что делают из нефти?

В/О: Из нефти делают предметы.

Воспитатель: На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин и ещё много других предметов из той части нефти, что остаётся. Нефть применяется при изготовлении пластмассы, резины, пластилина. Подойдите к столу, на котором лежат предметы и возьмите те, которые вы думаете, сделаны из нефти.

Игра «Найди предмет» (Дети подходят к столу, рассматривают предметы и выбирают предмет, свой выбор обосновывают)

В/О: Я возьму свечу, потому что она сделана из парафина, а мы знаем, что нефть используют при изготовлении парафина и т.д…

Воспитатель: Молодцы, ребята вы всё правильно сказали. Нефть, очень нужна человечеству, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели самолётов, морских и речных судов, тракторы, автомобили- всё то, без чего мы сейчас не представляем своей жизни. Из нефти можно сделать много нужных и важных предметов.

Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты.

Ребята мы знаем, что нефть добывают на месторождениях, но иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться, потому что- это серьёзная опасность для живой природы. И это сейчас мы с вами докажем. Но сначала я вам ребята, хочу рассказать немного об экологической организации «Гринпис»- это английское слово, которое переводится как «зелёный мир» в этой организации работают экологи, они заботятся о будущем нашей планеты. Предлагаю вам дети стать юными экологами. Вы согласны?

В/О: Конечно, согласны. Мы знаем, что экологи охраняют и защищают природу.

(Воспитатель повязывает зелёные галстуки детям, которые символизируют «экологов» и предлагает пройти в лабораторию для проведения опытов с нефтью)

Воспитатель: В лаборатории нужно выполнять 4 правила. Давайте вспомним их: Внимательно слушать старшего лаборанта; точно выполнять указания; аккуратно работать с оборудованием; в конце опытов делать выводы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это вещество, которое добывают на наших месторождениях (воспитатель показывает колбу с нефтью).

Проблемная ситуация №1

Воспитатель: Представим, что нефть попала из танкера, который её перевозил, в море.

Воспитатель даёт инструкцию: Налейте воду в тарелку, возьмите пипетку, наберите в неё нефть и капните в тарелку с водой. Дети выполняют инструкцию.

Воспитатель: Посмотрите, нефть не смешивается с водой, а растекается большим пятном. А как добывают нефть из недр земли?

В/О: Качалки качают нефть по трубам.

Воспитатель: Дети, давайте покажем, как работают качалки.

Динамическая пауза.

(Воспитатель вместе с детьми проговаривают слова и выполняют движения, согласно тексту)

-Мы качалки, мы насосы — дети приседают

Нефть качаем, мы качаем — руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам — руки прямые в стороны,

На заводы отправляем — плавные движения руками

(Дети присаживаются за столы)

Воспитатель: Посмотрите ещё раз на свои тарелочки, ( в которых вода с нефтью) ничего не изменилось?

В/О: Нет, нефть в воде так и не растворилась.

Воспитатель: Представляете ребята, как чувствуют себя рыбы, которые находятся в такой воде. Это ребята равносильно тому, что если бы мы взяли и плотно накрыли аквариум полиэтиленовым пакетом. Смогли бы наши рыбки жить под ним?

В/О: Нет, рыбки погибнут, потому что, им нечем дышать.

Воспитатель: Верно, вот так же и нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов. А так как мы экологи, мы должны придумать, как собрать нефть с поверхности воды.

Дети высказывают свои предположения, каким образом можно очистить воду: собрать ложкой, ватной палочкой….

Воспитатель: Давайте попробуем.

Дети пытаются очистить воду, но результата нет.

Воспитатель делает вывод: Воду от нефти хорошо очистить невозможно.

Проблемная ситуация №2

Воспитатель :Ребята, но ещё в водоёмах обитают птицы, в лесах живут звери. Как вы думаете, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?

В/О: Нет.

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент.

Подбросьте птичье пуховое пёрышко, какое оно?

В/О Пёрышко белое, пушистое, легкое, воздушное, невесомое.

Воспитатель: потом обмакните пёрышко в воду с нефтью, будет оно так же легко падать и почему? Дети выполняют инструкцию

В/О: Перо стало тяжёлым, оно не полетит.

Воспитатель: Попробуйте. (дети подбрасывают пёрышко вверх, но оно быстро падает вниз, а не летит).

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам?

В/О: можно пёрышко вытереть салфеткой, помыть водой, ….

Воспитатель :Давайте попробуем.

Дети пытаются отмыть перья птицы, но всё тщетно.

Воспитатель: А сейчас возьмите кусочек меха и обмакните его в нефть, потом попробуйте очистить кусочек меха.

Дети пытаются очистить мех, воспитатель разрешает воспользоваться моющим средством.

Воспитатель: Почему мы не можем отмыть пёрышки птицы, мех?

В/О: потому что они липкие, жирные,….

Воспитатель: Ребята нефть скользкая, маслянистая, её очень трудно отмыть даже моющим раствором.

Все вместе делают вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья, мех не согревают тело птицы, животного, они даже не отмываются.

Воспитатель: Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев, птиц, животных). Эта земля долгое время будет мёртвой.

Это — экологическая катастрофа!!!

(Дети рассказывают стихи)

Ребёнок 1—Буровые мастера

И строители дорог!

Как земля наша щедра!

Нефть — её горючий сок,

Газ — её горючий дух !

Ребёнок2

-Если нефтью Обь залить —

Язь, прости! Осётр, прощай !

Можно ль родину любить,

Не щадя родимый край

Воспитатель

Пусть же будут нефть и газ,

Лес и речка с серебром!

Чтобы внуки, вспомнив нас,

Помянули нас добром!

(Ю. Шесталов)

Заключительная часть.

Рефлексия

Игра « хорошо или плохо»?

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру: « хорошо или плохо»? Подумайте, добывать нефть это хорошо или плохо? И выберите тот смайлик, который соответствует вашему ответу (смайлики находятся на столе у детей)

Дети, рассказывают о нефти, обосновывая свои ответы.

В/О: У меня радостный смайлик, потому что добывать нефть-это хорошо, из нефти можно изготовить игрушку…..У меня грустный смайлик, потому что добывать нефть – это плохо, если нефть разольётся, то всем животным будет плохо и т.д.

Воспитатель подытоживает ответы каждого ребёнка и благодарит их за участие в исследованиях.

konkurs-dlya-pedagogov.info

Преподавание в начальной школе - Нефть горючее полезное ископаемое

С этим файлом связано 184 файл(ов). Среди них: 0-0-0-97-20, 0-0-0-96-20, 0-0-0-95-20, 0-0-0-93-20, 0-0-0-92-20, 0-0-0-91-20, 0-0-0-90-20, 0-0-0-89-20, 0-0-0-88-20, 0-0-0-87-20 и ещё 174 файл(а).Показать все связанные файлы

Урок природоведения 4 класс (1 - 4)Тип УЗ: Изучения и первичного закрепления.Тема: Нефть – горючее полезное ископаемое.Цель для учителя: создать благоприятные условия для изучения и первичного закрепления знаний по теме «Нефть – горючее полезное ископаемое» и перевести деятельность учащихся с репродуктивной до творческой, самостоятельной (исследовательской) на основе элементов модульного обучения (МО), коллективных способов обучения (КСО).

Воспитывать чувство гордости за родной край, привлечь внимание к проблемам экологии.Цели для учащихся:ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

  • физические свойства нефти;
  • продукты переработки нефти;
  • иметь представление об использовании нефти в хозяйстве.
  • устанавливать взаимосвязь между экономическими понятиями и понятием «нефть»;
  • решать проблемные вопросы на основе знаний темы.

Оборудование:

  • карта полезных ископаемых Тюменской области;
  • карточки с основными понятиями;
  • карточки с условными обозначениями полезных ископаемых;
  • коллекция «Продукты переработки нефти»;
  • оборудование для выполнения практической работы: нефть, пробирки, штатив.
Ход урока
№ УЭ

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся
I Организационный момент.
1.0.1.1. Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.
  • Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?
Психологический настрой

У природы нет плохой погоды,

Всякая природа благодать,

Нужно с благодарностью ее принимать.

Самоорганизация,

самопроверка.

Психологический настрой на быстрое включение учащихся в деловой ритм.

1.2. Работа «Бюро погоды»
  • Сегодня 12 февраля. Солнце стало выше над горизонтом. Долгота дня … . Температура …. Ветер западный, слабый, небо пасмурное, осадки в виде снега.

Вывод: повлияла ли погода на наше настроение?

На доске вывеска «Бюро погоды». Фенологические наблюдения.

Обратить внимание на календарь природы и запись погоды в дневниках

II Проверка домашнего задания
2.0.

2.1.

III

Цель: через проверку домашнего задания обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности и актуализацию опорных знаний, умений.Дидактическая игра

«Перекличка полезных ископаемых»

  • Он черный, блестящий,
Нам помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь

Делать краску и эмаль (Каменный уголь)

  • Если встретить на дороге,
В ней увязнут твои ноги.

А сделать чашку или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

  • Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  • Покрывают им дороги,
улицы в селении;

а ещё он есть в цементе,

сам он – удобрение. (Известняк)

  • Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
  • На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

(Природный газ)На доске:

  • Что это? (Полезные ископаемые)
  • Что помогло узнать их? (Знание физических свойств, использование свойств)
  • Предложите задание. (Разделить на группы)

Полезные ископаемые

Строительные Горючиепесок торф

глина каменный уголь

известняк природный газ

(основное

свойство –

горючесть)

  • Отгадайте загадку.
  • Без нее не побежит
ни автобус и не джип,

не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

  • Что для этого нужно знать?
  1. Физические свойства нефти.
  2. Как добывают нефть?
  3. Транспортировка нефти.
  4. Переработка нефти.
  • Докажем справедливость нашей загадки.
  • Какова же тема урока? (Нефть – горючее полезное ископаемое)Изучение нового материала
  • Самоосмысление и самовыражение

    через фронтальную дискуссию

    Работа с ответными сигналами (обратная связь).

    Индивидуальная работа.

    Проблема: куда отнесем полезное ископаемое нефть?

    Самовывод темы урока.

    Целеполагание.

    Запись на доске.

    3.0.
    Цель: создать благоприятные условия для изучения темы
    3.1.

    НЕФТЬ

    1. Маслянистая жидкость.
    2. Темного цвета.
    3. Запах резкий.
    4. Легче воды.
    5. Хорошо горит.
    Добыча Транспортировка Переработка (закрытый трубопровод керосин; способ) цистерны бензин; нефтяная танкеры солярка;

    скважина; мазут

    буровая

    вышка; экология машинное

    насос- SOS масло;

    качалка; пластмасса;

    месторож- каучук;

    дения вазелин;

    (Тюменская парафин.

    область)

    показать на карте

    Самотлорское (выставка книг, иллюстрации)

    Осваивали добычу нефти

    Появились города

    Нефть – это наша жизнь, наше благосостояниеВывод: ценное горючее ископаемое

    Самоосмысление

    Самовыражение.Блок – схема составляется в процессе усвоения новых знаний.

    Работа по карте.

    3.2. Практическая работа.Цель: через исследовательскую работу выявить (установить) основные свойства нефти.

    (инструкция дает план технологического решения задачи)

    1. Перед учащимися обозначена исследовательская задача.
    2. Краткая инструкция дает план технологического решения задачи.
    3. Выполнение действий.
    4. Наблюдение свойств нефти в условиях эксперимента.
    5. Вывод. (записывают в тетрадь)
    6. Формулировка результатов опыта.
    7. Проверка результатов опыта с опорой на выводы из учебника.

    Вывод: к какой группе полезных ископаемых отнесем нефть? (Горючее полезное ископаемое – на основании основного свойства: горючесть)

    Работа в группах (МГ), опыт проводит консультант, учащиеся наблюдают, вывод сверяют с учебником.

    Сверка по «ключу» (учебник, доска)

    На доске дополняется блок – схема и открывается полностью тема урока

    Самооценка узнали свойства нефти

    3.3.
    Добыча нефти (1 группа)
    • Чтобы использовать нефть её надо добыть.
    • Вспомните, какие способы добычи полезных ископаемых существуют? (Открытый и закрытый)
    • Как вы думаете, какой способ подходит для добычи нефти?
    • Для того чтобы пробурить
      1. Нефтяную скважину, устанавливают
      2. Буровую вышку (показ иллюстраций)
    • После этого скважина пробурена, буровую вышку убирают и устанавливают вместо нее
    1. Насос-качалку.
    • Кто видел такие качалки? Где?
    • Какие вы знаете месторождения нефти?
    • Работа по карте.

    Коллективная работа

    Иллюстрации книгиРабота по карте.

    Индивидуальная работа в атласах.

    3.4.

    а)

    б)

    Транспортировка нефти. (2 группа)
    • Итак, нефть извлекли из недр земли.
    • Что с ней происходит дальше? (Нужно перерабатывать)
    • Нефтеперерабатывающий завод находится далеко.
    • Как доставить нефть с месторождений на этот завод? (Её нужно транспортировать)
    • Мы установили, что нефть это жидкость.
    • Какими способами её можно транспортировать? (Построить трубопровод, перевозить в железнодорожных цистернах, танкерах)
    • Нефть – довольно опасный путешественник. На солнцепеке сосуд с нефтью нагревается, что может привести к взрыву. На морозе нефть застывает, а малейшая искра может её воспламенить и тогда беды не оберешься.
    • Авария в море, океане – вытекла нефть. Что может произойти?

    Вывод: соблюдать меры безопасности.

    («Нефтяные океаны» - сообщение)

    Дополняем блок-схему (запись в тетради)

    Проблемный вопрос

    Самовывод

    Сообщение

    3.5.
    Использование нефти (3 группа)
    • Какое свойство нефти главным образом использует человек? (Способность гореть)
    • На нефтеперерабатывающем заводе из нефти производят топливо:
    керосин; бензин; солярка;

    мазут

    • Используют в химической промышленности для получения различных пластмасс, лекарств и пластилина.
    Вывод: нефть перерабатывают и используют продукты его переработки.

    СообщениеЗаполнение блок – схемы

    Д/з – по плану рассказать о нефти

    IV Закрепление материала
    4.0.

    4.1.

    Цель: закрепить полученные знания при решении проблемных вопросов.
    1. Сыр.
    2. Упаковка конфет.
    3. Защита от моли.
    4. Что необходимо автобусу.
    5. Как добывают нефть.
    6. Легче воды.
    7. Огнеопасно.
    8. Смазочные масла.

    Вывод: что помогло ответить на проблемные вопросы?

    Работа в МГ

    Сверка по «ключу»

    V Итог урока.
    5.0. Цель: подвести итог урока.
    • Всё это необходимо людям! Значит общество испытывает потребность в нефти.
    • Почему нефть называют «черное золото»?
    • Что интересного можете дополнить о нефти?
    • Нефть – жизнь - благосостояние

    Самовыражение

    через беседу по подведению итога урока

    VI Информация о домашнем задании.
    6.0. Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задания различного уровня сложности.
    1. Рассказать о нефти (учебник + тетрадь + опорный конспект)
    2. Развивающая карточка.
    3. Газ (сообщение). Проблемный вопрос: факелы горят!

    Самовыбор задания

    Модульная карточка № 1

    Тема: «Нефть – горючее полезное ископаемое»

    № УЭ

    Учебный материал с указанием задания

    Управление обучением

    Цель: Проверить знания по теме: «Нефть – горючее полезное ископаемое»
    1.
    1. К какому типу полезных ископаемых относится нефть?
    2. Какое свойство полезных ископаемых используют люди?
    3. Какое полезное ископаемое при сгорании выделяет больше тепла – нефть или каменный уголь?
    4. Зачем строят нефтяные платформы?
    5. Что такое нефтепровод? Как еще перевозят нефть?
    6. Почему авария нефтяного танкера считается серьезным бедствием?
    Работай самостоятельно. Применяй знания полученные на уроке.

    Проверь по «ключу»

    2.
    1. Почему нефть транспортируют не в цистернах по железным дорогам, а по нефтепроводам?
    2. Что получают из нефти?
    Работай самостоятельно.

    Проверь у консультанта.

    3.
    1. Почему при добыче нефти из скважины первое время не применяют насосы, а потом они становятся необходимыми?
    Работай самостоятельно.Проверь у учителя.
    Итог: Какие знания и умения помогли справиться с работой?
    перейти в каталог файлов

    trig.zodorov.ru


    Смотрите также