Нефть эмбарго сша


к чему приведет отмена эмбарго на экспорт нефти из США :: Экономика :: РБК

Конгресс США в среду может вопреки воле Барака Обамы снять эмбарго на экспорт сырой нефти, действующее последние 40 лет. Эксперты не ждут потрясений: в США не будет перепроизводства нефти из-за низких цен на нее

Политический вопрос

В среду конгресс США приступит к обсуждению отмены эмбарго на экспорт американской сырой нефти, введенного в 1975 году в разгар энергетического кризиса. Переговоры об этом являются частью дискуссий о бюджетных расходах на 2016 год. Законодатели рассмотрят вопрос на фоне падения цен на мировой бенчмарк — нефть марки Brent. На торгах 14 декабря январский фьючерс на поставку барреля Brent торговался на уровне $36,62. До этого нефть стоила так дешево в декабре 2008 года. В последние полтора года нефть потеряла более половины стоимости из-за глобального перепроизводства и замедления экономики основного потребителя сырья — Китая.

До среды, 16 декабря, палата представителей конгресса должна утвердить план бюджетных расходов США на 2016 финансовый год. Изначально крайним сроком принятия документа была установлена пятница, 11 декабря, но конгрессмены договорились лишь о продлении государственного финансирования на пять дней — во избежание очередного «шатдауна» правительства (временное прекращение деятельности госаппарата).

Задержки в принятии закона о выделении $1,15 трлн на государственные расходы вызваны разногласиями между демократами и республиканцами. Последние настаивают на снятии нефтяного эмбарго. Они надеются, что открытие мирового рынка для американских нефтяников будет способствовать дополнительному притоку денег в США и, соответственно, поможет сбалансировать государственный бюджет. Демократы выставляют условие: включить в бюджет 2016 года ряд льгот для отрасли возобновляемой энергетики.

Зачем было введено эмбарго

Запрет на экспорт американской сырой нефти власти США ввели вскоре после начала энергетического кризиса 1970-х годов. В ходе арабо-израильской «войны Судного дня» осенью 1973 года ОПЕК наложила эмбарго на поставку нефти странам, поддерживающим Израиль, — в первую очередь речь шла о США и странах Западной Европы. На фоне стремительно растущих цен на топливо Вашингтон распорядился создать Стратегический нефтяной резерв, снять лимит на импорт нефти и нефтепродуктов и, напротив, установить запрет на экспорт сырой нефти.

От избытка нефти

Сейчас запасы сырой нефти в хранилищах США находятся вблизи исторического максимума и составляют 486 млн барр. (максимум был достигнут в апреле 2015 года — 490,9 млн барр. нефти). Благодаря росту добычи сланцевой нефти за последние десять лет объем производства нефти в Штатах практически удвоился. По данным Минэнерго США, в январе 2006 года среднесуточный объем добычи составлял ровно 5 млн барр. На этом уровне показатель оставался до лета 2011 года, после чего начал уверенный рост и к декабрю 2014 года достиг рекордных 9,4 млн барр. в сутки. В последний год объемы добычи сохраняются на этом уровне из-за падения нефтяных цен.

Для сравнения: Саудовская Аравия в ноябре, по данным ОПЕК, добывала 13 млн барр. в сутки. По сведениям Минэнерго, Россия в ноябре добывала 10,78 млн барр.

При этом потребление нефти в США растет не столь высокими темпами. За первую неделю декабря американские НПЗ перерабатывали сырую нефть в объемах около 16,7 млн барр. в сутки против 16,9 млн барр. в среднем за предыдущую неделю. Импорт при этом растет и достигает 8 млн барр. ежесуточно (на 274 тыс. барр. больше, чем в конце ноября). Тем самым падение спроса и стабильно высокое предложение заставляет политиков и бизнесменов добиваться отмены запрета на экспорт сырой нефти.

Дискуссия о необходимости отмены эмбарго обострялась и ранее. Так, в 2014 году Вашингтон немного ослабил запрет, согласившись на небольшую поставку сырой нефти в Южную Корею. По мере того как росло производство нефти в США, призывы к снятию эмбарго становились все активней. В декабре прошлого года в палату представителей уже вносился законопроект об отмене эмбарго, но тогда он провалился. Ранее в этом декабре палата представителей все-таки поддержала отдельный законопроект о снятии эмбарго, но тогда сенат отказался ставить этот вопрос на голосование, хотя летом и осенью банковский и энергетический комитеты верхней палаты и высказались в поддержку этой меры.

Белый дом против

Главными сторонниками этого шага являются нефтедобытчики в основных нефтедобывающих штатах, Техасе и Северной Дакоте, и республиканцы. Демократическая администрация Барака Обамы снятие эмбарго грозит заблокировать. В октябре Белый дом призвал республиканцев вместо снятия экспортного запрета озаботиться энергоэффективностью американской промышленности и поддержкой экологически чистых возобновляемых источников энергии. «У нас жесткая позиция — мы против отмены запрета. Но мы также выступаем против других мер, включенных в законопроект», — сказал пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Он не стал уточнять, наложит ли Обама вето на снятие эмбарго.

Подъем со дна: в какую цену барреля верят нефтяные магнаты Еще 5 фото

Помимо демократов на сохранении эмбарго настаивают нефтеперерабатывающие предприятия. Свободный экспорт сырой нефти угрожает их прибылям — по расчету Минэнерго США, к 2025 году из-за отмены эмбарго они могут лишиться $22,7 млрд. «Американские НПЗ станут первыми пострадавшими от снятия эмбарго. Долгое время они фактически субсидировались за счет этого запрета. Маржа американских НПЗ в последнее время находилась на исторических максимумах», — поясняет РБК директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крючков.

Обилие доступной нефти позволяло американским НПЗ дешево покупать сырье, а затем с выгодой продавать его на местном и мировом рынках. Выгоде НПЗ способствовала привязка мировых цен на нефть к североморскому Brent, а не к американскому сорту WTI. Brent в последние годы традиционно стоит дороже WTI, а в 2014 году спред между двумя сортами достиг исторического максимума.

С Крючковым не согласен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «Американские нефтепереработчики не пострадают от снятия запрета на экспорт сырой нефти. В США идет затоваривание нефтью, особенно легкими сортами. Часть избытка вполне можно отправлять на экспорт», — сказал он. Как отмечает The Wall Street Journal, в этих условиях есть шансы на то, что эмбарго все-таки будет снято — но для этого потребуется выполнение всех условий, выставленных Белым домом.

​Опасности нет

Эксперты полагают, что в случае отмены эмбарго на экспорт нефти из США цены на мировом рынке сильно не изменятся — общее предложение сырья не изменится. «Не думаю, что это вообще может как-то повлиять на мировой рынок, эта тема переоценена публикой», — заявил РБК директор Института энергетической политики Владимир Милов. По его оценке, отмена запрета на экспорт — «вопрос экономики производителей». По прогнозам Крючкова, США смогут поставлять на мировой рынок сотни тысяч баррелей в сутки, однако сразу после снятия эмбарго цифры будут скромнее — до 100 тыс. барр. ежесуточно. «В момент снятия возможны «психологические» скачки цен, но затем все успокоится», — предполагает эксперт. Милов и Крючков обращают внимание на падение добычи в США. Она снижается из-за падения цен.

«На добычу нефти в США прежде всего влияют мировые цены — сейчас она падает из-за того, что часть проектов не может выдержать цену ниже $50. Вопрос запрета экспорта на это не влияет, влияет только цена. Если цена вернется к $60 и выше, добыча возобновит рост и запрет экспорта, как и раньше, не сможет этому помешать», — говорит Милов.

«В случае снятия эмбарго сырая нефть из США не хлынет на мировой рынок. Ее экспорт в течение года или двух после снятия моратория не превысит 1,5 млн барр. в сутки», — дает самый высокий прогноз объемов экспортируемой нефти Крутихин.

​По словам Крутихина, основными возможными потребителями легкой американской нефти станут НПЗ на северо-западе Европы и в Средиземноморье. Часть из них адаптирована для приема легкой нефти, которая ранее поступала из Ливии. Крючков же считает, что нефть из США пойдет на азиатские рынки, которые заинтересованы в поставках новых энергоносителей.

www.rbc.ru

США продлили эмбарго на поставки нефти из Ирана

Американский президент Дональд Трамп продлил нефтяное эмбарго для Ирана, веденное в 2012 году, говорится в меморандуме, который распространил Белый дом.

По словам Трампа, у США нет проблем с нефтью, поэтому интереса к поставкам иранской нефти также нет. Следовательно США ничем не рискуют, отказываясь от поставок нефти из Ирана. Такова логика Вашингтона.

“Я определил, что имеется достаточное количество нефти и нефтепродуктов из стран помимо Ирана, и это позволяет значительно сократить объем нефти и нефтепродуктов, которые приобретаются у Ирана”, — цитируются слова Трампа в меморандуме, который был направлен главам Минфина и Минэнерго США.

Трамп уже давно распыляется о том, что Белый дом будет взаимодействовать с конгрессом, чтобы ликвидировать “серьезные недостатки” заключенного 14 июля 2015 года международного соглашения по атому с Ираном. Ранее Трамп так и не подтвердил конгрессу, что Исламская Республика соблюдает Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), однако не стал и на международном уровне оспаривать несоблюдение Ираном ранее достигнутых договоренностей, отметив, что если усилия США по “улучшению” соглашения окажутся провальными, то Вашингтон выйдет из сделки.

Напомним, ранее вице-президент США Майк Пенс заявлял, что соглашение по атому между Ираном и “шестеркой” международных посредников в том виде, в котором оно находится сегодня, не дает возможности в полной мере гарантировать, что Тегеран в перспективе не получит доступ к ядерному оружию. По его словам, в настоящее время не существует гарантий того, что по прошествии этого срока Иран вновь не начнет заниматься ядерными испытаниями.

Противостояние между Ираном и США началось еще в 1979 году, когда американцы ввели ограничения против Ирана, которые впоследствии поддержали западноевропейские страны. Ядерное противостояние Запада и Ирана началось в 2002 году, когда группа неких эмигрантов из Ирана сообщила о ранее неизвестных ядерных объектах в Исламской Республике.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) затем подтвердило, что в Иране успешно работают заводы по обогащению урана и производству тяжелой воды. Все эти факты позволили Вашингтону сделать вывод, что Иран работает над созданием ядерного оружия. Иран же в это время утверждал, что его ядерная программа мирная, но Запад с иранскими доводами не согласился.

В 2003 году Великобритания, Франция и Германия заключили с Ираном сделку (хотя против нее выступали США), договорившись, что Исламская республика приостанавливает программу по обогащению урана в обмен на экономическое и политическое стимулирование страны. Через два года, в 2005 году, сделку все же аннулировали: Запад объявил, что Иран не выполняет соглашение.

Затем, 2006 году, США, Россия и Китай присоединились к Великобритании, Франции и Германии в вопросе взаимодействия с Ираном. Тогда же Совет безопасности ООН начал вводить антииранские санкции – за отказ Ирана приостановить обогащение урана, обвинив его в том, что он тайно работает над ядерной программой. Против Ирана Запад ввел достаточно жесткие санкции — и они были жестче, чем те санкции, которые сегодня введены против России этими же странами. Позже “шестерка” внесла ряд предложений, однако переговорный процесс буксовал – до избрания в 2013 году президентом Хасана Роухани.

Осенью 2013 года было достигнуто промежуточное соглашение, ограничивающее деятельность некоторых объектов в обмен на смягчение санкций, что позволило выиграть время для обсуждения долгосрочного решения.

Временное соглашение продлевалось дважды. 2 апреля 2015 года Иран и “шестерка” согласовали ряд вопросов в Швейцарии, установив окончательный срок подписания долгосрочного соглашения, которое в итоге было подписано и начало действовать с 1 января 2016 года.

Иран же, в частности, ранее заявлял, что думает над ответными шагами на случай, если США введут против него какие-либо новые санкции. В Тегеране не исключают даже выхода страны из «ядерной сделки».

В первую очередь Иран беспокоит принятие «Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций», который подписал Трамп. Среди прочего закон предусматривает усиление режима антииранских санкций. Хотя масштабные международные экономические ограничения были сняты с Тегерана в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию иранской ядерной проблемы (ИЯП).   :///

 

teknoblog.ru

США отменили 40-летнее эмбарго на экспорт нефти – ВЕДОМОСТИ

Теперь американские компании могут продавать сырую нефть по всему миру

Eric Gay / AP

Президент Соединенных Штатов Барак Обама в пятницу, 18 декабря, подписал проект бюджета на текущий финансовый год (завершается в сентябре 2016 г.), предполагающий отмену эмбарго на экспорт сырой нефти. Ранее в тот же день палата представителей американского конгресса и вслед за нею сенат одобрили проект этого документа. Представители партий окончательно согласовали законы в среду. В обмен на снятие запрета, за что активно выступали республиканцы, демократы добились мер по поддержке экологии, включая продление налоговых льгот для производителей ветряной и солнечной энергии. Проект бюджета предполагает расходы в размере $1,15 трлн и позволяет избежать закрытия государственных учреждений, поскольку их нынешнего финансирования хватит по 22 декабря включительно.

Палата представителей конгресса с начала октября дважды голосовала за отдельный закон о снятии запрета, но сенат не рассматривал его в том числе потому, что администрация президента грозила наложить на него вето. В конце прошлой недели появилась информация о том, что законодатели договорились включить эту меру в «бюджетный» пакет, тем самым резко повысив шансы на ее одобрение Белым домом. Поэтому нефтяной рынок начал реагировать на возможность отмены эмбарго заранее.

Представители нефтяных компаний обосновывали необходимость снятия запрета тем, что американская нефть WTI торгуется с существенным дисконтом к североморской Brent, тем самым лишая нефтяников США части прибыли, что стало особенно актуально после падения цен на нефть. В период сланцевого бума в 2010-2014 гг. WTI в среднем стоила на $10,26 за баррель меньше, чем Brent, причем в 2011 г. разница даже достигала $27; в этом году она порой превышала $10. Однако в последнее время, в ожидании отмены запрета, цена WTI «подтянулась» к Brent, притом что цены на обе марки снижались. В среду дисконт сокращался до менее $1. В пятницу в 18.30 мск январский фьючерс на WTI стоил $35,06, а на Brent – $37,1 за баррель. При этом по более дальним контрактам американская марка даже стоила дороже североморской: $37,66 против $37,6 по мартовскому фьючерсу, $38,65 против $38,47 – по апрельскому.

Через год, в январе 2017 г., трейдеры снова дают Brent несколько более высокую оценку – $45,25 при $43,79 за баррель WTI.

Если в первой половине десятилетия избыток нефти формировался прежде всего в США, вытесняя импортные поставки, то теперь ею залит весь мировой рынок: производители во всех странах изо всех сил пытаются удержать свои доли. И уменьшившегося в результате до $1-2 дисконта между WTI и Brent недостаточно, чтобы оправдать быструю переориентацию американских компаний на зарубежные рынки. Экспорт не будет рентабельным, поэтому отмена эмбарго не окажет немедленного влияния на рынок, считает Амрита Сен, главный экономист по нефти Energy Aspects. В зависимости от транспортных расходов WTI должна быть не менее чем на $4 дешевле Brent, написали аналитики Energy Aspects в недавнем отчете.

Джон Хесс, генеральный директор Hess Corp., был одним из наиболее активных лоббистов отмены запрета, но в недавнем интервью The Wall Street Journal не стал говорить, начнет ли его компания сразу экспортировать нефть, если власти дадут на это разрешение. «Это будет зависеть от рыночных условий. Но со временем, думаю, непременно [мы будем это делать]», – сказал он.

Некоторые аналитики тоже считают, что разрешением экспортировать нефть компании скорее воспользуются в более отдаленной перспективе, а сейчас они сосредоточены на дальнейшем сокращении расходов, в том числе на разработку новых участков, и сохранении денежного потока. «У производителей сырой нефти в США нет особой спешки или ценового преимущества, чтобы экспортировать ее прямо сейчас. Однако через пару лет, когда рост добычи в США возобновится, это преимущество может оказаться весьма значительным», – написал в отчете Адам Лонгсон, аналитик Morgan Stanley.

Из запрета на экспорт сырой нефти есть несколько исключений. Они касаются прежде всего поставок в Канаду, также некоторое время назад были смягчены ограничения для Мексики, а в 2014 г. министерство торговли разрешило продавать за рубеж ультралегкую нефть (после небольшой обработки она была классифицирована как нефтепродукт, экспорт которых разрешен). Поэтому в апреле, когда добыча в США достигла рекордных 9,6 млн баррелей в день, дневной экспорт составил 586 000 баррелей – больше, чем у таких членов ОПЕК, как Эквадор и Ливия. «Благодаря исключениям в законе США уже экспортируют 500 000-600 000 баррелей сырой нефти в день, и мы достаточно уверены, что они найдут способ увеличить поставки после отмены эмбарго», – говорит Оливье Жакоб из Petromatrix.

Разрешение на экспорт скорее приведет к частичной переориентации поставок с соседей США на более дальние страны, чем к увеличению объемов экспорта, полагает Майкл Войцеховски из Wood Mackenzie: «Может пройти какое-то время, прежде чем из США начнут поступать новые объемы. Мы экспортируем нефть в Восточную Канаду и Мексику, и прежде всего можно ожидать оптимизации этих поставок».

Американские нефтедобывающие компании, лоббирующие снятие запрета, должны быть очень осторожны в своих желаниях, потому что они могут исполниться, говорил осенью «Ведомостям» Сет Клейнман, управляющий директор по анализу нефтегазовых рынков Citigroup. «Проблема в том, что легкой, низкосернистой нефти в Атлантическом бассейне уже и без того слишком много, притом что запрет действует. Если в нем появится еще нефть (возьмите любую цифру - 0,5 млн, 1 млн баррелей в день), спрэд между WTI и Brent может сократиться, но при этом они могут вместе упасть до уровня, где WTI будет стоить дешевле, чем до отмены запрета. Поэтому разрешение на экспорт нефти из США окажет «медвежье» воздействие на весь рынок», – сказал он.

Сами сообщения об одобрении закона в конгрессе не повлияли на ход торгов в пятницу: цена январского фьючерса WTI колебалась в диапазоне $34,4-35,6, Brent – $36,4-37,7 за баррель.

Самое главное, что даст отмена запрета на экспорт нефти, – «устранит один из факторов неопределенности относительно цен» и даст уверенность американским нефтедобывающим компаниям при рассмотрении вопроса о будущих инвестициях, считает Джим Беркхард, вице-президент IHS.

www.vedomosti.ru

как Россия помогла американским нефтяникам :: Экономика :: РБК

Нефтяное лобби США добилось отмены эмбарго на экспорт нефти, которое действовало 40 лет. Среди прочего сработал аргумент — решение нужно для противостояния России, использующей энергетику как оружие внешней политики

Компромисс по-американски

В прошлую пятницу, 18 декабря, сенат США наконец-то утвердил бюджет на 2016 финансовый год. Как обычно, произошла задержка, на этот раз на два с половиной месяца (финансовый год в США начинается 1 октября). Нефтяному лобби удалось включить в бюджет положение об отмене эмбарго на экспорт нефти из США, введенного еще в 1975 году.

Первоначально Нэнси Пелоси, бывший спикер палаты представителей, а ныне глава демократического меньшинства, выступала против проекта бюджета как раз из-за предложения нефтяников, однако в итоге поддержала итоговый документ. 166 коллег демократов последовали ее призыву, и лишь 18 выступили против законопроекта. Комментируя свое решение, Нэнси заметила: «Республиканцы хотели большую нефть столь сильно, что отказались от своих других инициатив».

Речь идет о попытках республиканцев заблокировать финансирование Planned Parenthood (общественная организация, предоставляющая женщинам медицинские услуги, в частности аборты), а также ограничить поток сирийских беженцев, блокировать инициативы Обамы по защите окружающей среды, регулированию финансовых институтов, улучшению отношений с Кубой.

Пойдя на уступку «великой старой партии» в вопросе об эмбарго, демократы смогли увеличить расходы на социальные программы, налоговые вычеты для работающих семей и налоговые льготы для солнечной и ветровой энергетики. Пол Райан, новый спикер палаты представителей, заявил: «Этот межпартийный компромисс символизирует победу республиканцев и американского народа — например, отменяется этот устаревший запрет на экспорт нефти, который препятствовал росту экономики».

Зачем американцам экспорт?

С 2008 года внутреннее производство в США нефти удвоилось благодаря месторождениям в Техасе и Северной Дакоте, производящим «легкую» нефть. Однако большинство нефтеперерабатывающих заводов в США ориентированы на «тяжелую» и «среднюю» нефть, в итоге производители «легкой» нефти столкнулись с перепроизводством. Два года назад они развили бурную лоббистскую деятельность, чтобы получить право продавать свой продукт за рубеж, где НПЗ могут ее переработать.

Основными двигателями кампании стали Hess Corp., Devon Energy, ConocoPhillips, Marathon and Continental Resources и the American Petroleum Institute (API), «профсоюз» нефтяных компаний. Было задействовано 11 вашингтонских консалтинговых фирм, включая Forbes Tate, Harbinger Strategies, CGCN и FTI Consulting.

Нельзя сказать, что нефтяники выступали единым фронтом. Производители нефти были «за», тогда как НПЗ «против», поскольку они и так имеют право экспортировать свою продукцию и получают дополнительные доходы от низких цен на сырье.

Мощное лобби

Еще пять месяцев назад мне, как и многим аналитикам, казалось, что, пока Белый дом занимает Барак Обама, отмены эмбарго не будет. Однако мы недооценили несколько факторов.

Во-первых, не было серьезного сопротивления этой идее со стороны защитников окружающей среды, как в случае с нефтепроводом Keystone, на строительство которого Обама наложил вето. Во-вторых, обе палаты конгресса контролируются сейчас республиканцами, благосклонными к ТЭК. В-третьих, способность демократов пойти на компромисс с «великой старой партией», выторговав у них при этом всевозможные уступки. В-четвертых, искушенность американских нефтяников в процедурных нюансах конгресса, а именно была использована возможность включения положения об отмене запрета на экспорт нефти в закон о федеральном бюджете, который нужно принимать в любом случае.

Наконец, в условиях противостояния США и РФ сработал аргумент нефтяного лобби: необходимо отменить эмбарго, чтобы противостоять внешнеполитической экспансии России. Также сильным аргументом, который использовал американский ТЭК, стало постепенное снятие санкций с Ирана. Возник резонный вопрос: мы позволяем странам вроде Ирана экспортировать нефть, но запрещаем это американским компаниям?

Решение во многом символическое. США остаются нетто-импортером нефти из-за больших объемов внутреннего потребления. Вряд ли решение сената окажет влияние на нефтяные цены. Котировки толкают вниз фактический развал ОПЕК (организация оказалась не способна влиять на объемы производства нефти своих членов), а также перспективы возврата Ирана на мировые рынки углеводородов.

www.rbc.ru

Что ждет рынок нефти, если США вновь введут санкции в отношении Ирана. Азия, В мире, В России, Важное, ЕС, нефть, Новости, Роснефть, рынок нефти, Среднесрочные тренды, США

Читайте также:

Президент Трамп готов объявить в ближайшие дни, что знаменательное ядерное соглашение с Ираном больше не отвечает национальным интересам Соединенных Штатов. Хотя так называемая «десертификация» не была бы фатальным ударом по иранской сделке, обещанного Трампом в ходе предвыборной кампании, это приведет к возвращению вопроса в Конгресс, который потенциально может полностью вывести США из сделки.

Сторонники данного шага говорят, что это может обеспечить рычаги для пересмотра соглашения или последующих сделок, и просигнализирует Ирану, что США не будут мириться с иными действиями, которые они считают дестабилизирующими, но не регулируются данной сделкой. Существует также риск того, что подобный шаг может иметь неприятные последствия: Иран уже предупредил, что новые санкции будут рассматриваться как враждебная агрессия.

«Американцы должны знать, что глупое поведение правительства Трампа с ядерной сделкой будет использоваться Исламской Республикой в качестве возможности для продвижения вперед своей ракетной, региональной и традиционной программы обороны», – сказал командующий гвардией Мохаммад Али Джафари, цитируемый Reuters. Затем он прямо пригрозил присутствию США в регионе, предупредив, что «если новый закон Америки о санкциях будет принят, этой стране придется переместить свои региональные базы за пределы 2000-миллионного диапазона иранских ракет».

Но даже если не произойдет никаких враждебных действий, главный риск состоит в том, что, как объяснялось еще в ноябре 2016 года в статье «Отправит ли Трамп нефтяные цены вверх?»  – после падения нефти, вызванного отменой иранских санкций, их возвращение может оказать огромное влияние на иранский и мировой нефтяной рынок.

Как пишет Дэмиен Куравлин из Goldman, десертификация, продвигаемая Трампом, поставит под угрозу снятие западных санкций, которые позволили бы вернуть 1 млн баррелей в сутки (б/с) иранской нефти на рынок. Тем не менее, другие участники сделки продолжали заявлять о ее поддержке (Reuters). При этом Иран в воскресенье заявил, что он был открыт для переговоров о своем баллистическом ракетном арсенале, стремясь уменьшить напряженность по поводу спорной программы (Reuters).

Другими словами, вопрос о добыче иранской нефти – это вопрос о том, должна ли Европа следовать примеру США в возобновлении эмбарго на экспорт иранской нефти, и сможет ли Иран найти достаточно покупателей на азиатском рынке, чтобы компенсировать падение европейского спроса. Вот исчерпывающее объяснение от Курвалина:

«Иран снова находится на переднем крае нефтяных геополитических рисков.

Помимо неопределенности в отношении того, что же объявит администрация США, мы считаем, что отсутствие международной поддержки возобновляемых санкций усугубляет неопределенность в отношении любого потенциального воздействия на экспорт нефти. Европейские потребители, на долю которых приходится 25% иранского экспорта в 2,2 млн б/с, могут прекратить покупки, чтобы избежать нарушения вторичных санкций США, если они в одностороннем порядке будут пересмотрены.

Мы считаем, что ключевым моментом для глобального рынка нефти является то, будут ли эти потоки сокращаться, а не просто перенаправляться в Азию с потенциальным воздействием возможных санкций США на международное страхование и судоходство».

В конечном счете, ожидается, что, если вторичные санкции США будут приняты, они первоначально поставят под угрозу несколько сотен тысяч баррелей иранского экспорта. Однако без поддержки других стран маловероятно, что производство упадет к уровням, предшествующим сделке или что неизбежно произойдет падение экспорта.

Администрация Трампа должна подтвердить Конгрессу 15 октября, что Иран соблюдает ядерную сделку, заключенную в 2015 году. Американский президент был активным противником соглашения, и Washington Post сообщила в субботу, что Трамп вскоре объявит, что он десертифицирует международную сделку по ограничению ядерной программы Ирана.

Сохраняется высокая неопределенность в отношении того, что объявит президент Трамп. Министр обороны на этой неделе заявил, что в интересах Америки придерживаться этой сделки (Рейтер). Кроме того, администрация подтвердила ее соблюдение, как в мае, так и в июле. Если президент Трамп откажется подтвердить соответствие, Конгресс США будет иметь 60 дней для рассмотрения вариантов, включая повторное введение дополнительных санкций в отношении Ирана, и может решить бездействовать, хотя указ президента может обойти это препятствие.

Отказ от национальной безопасности использовался для приостановления вторичных санкций США в отношении экспорта иранской нефти, и президент Трамп мог бы отменить эти отказы, что привело бы к «мгновенному возвращению» предыдущих санкций, без каких-либо требований участия Конгресса.

Помимо неопределенности в отношении того, как поступит администрация США, скорей всего, ответ других подписантов соглашения (Великобритания, Франция, Германия, Россия, Китай, ЕС) будет иметь ключевое значение для любого потенциального воздействия на нефть. Международные комментарии других крупных участников СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) поддерживают соглашение в его нынешнем виде (Reuters).

В пятницу одна представительница Европейской комиссии прокомментировала, что сделка работает и не может быть пересмотрена и что она является «надежным и долгосрочным решением иранской ядерной проблемы» (Bloomberg). Эта позиция была поддержана официальным представителем МИД Германии, который отметил, что иранская ядерная сделка «важна» и ее стоит сохранить (Reuters), в то время как министр иностранных дел России сказал, что «очень важно сохранить ее в нынешнем виде и, конечно же, участие США будет очень важным фактором в этом отношении» (Reuters).

С момента отмены санкций производство в Иране увеличилось на 1 млн б/с, при этом экспорт сырой нефти составил 2,2 млн б/с и около 0,5 млн б/с конденсата. Около 60% объема экспорта приходится на Азию: Китай (0,6 млн б/с), Индия (около 0,45 млн б/с), Южная Корея (около 0,3 млн б/с) и Япония (около 0,1 млн б/с), являющиеся крупнейшими покупателями.

С момента снятия международных санкций европейские покупатели вновь начали брать иранские объемы, и теперь около 25% из них направляются в Европу. С точки зрения нефтяного рынка риск состоит в том, что даже если другие подписанты сделки будут продолжать ее поддерживать, европейские потребители могут прекратить покупки, чтобы избежать нарушения вторичных санкций США, если они будут в одностороннем порядке повторно применены.

В результате Ирану придется искать альтернативных покупателей, которые, вероятно, будут находиться в Азии, где он продавал свою нефть во время предыдущих санкций. Остается неясным, повлияют ли только санкции США на способность международных страховых и судоходных компаний поддерживать эту торговлю, что являлось главной причиной сокращения общих иранских поставок в 2012-2015 годах.

При отсутствии подобного ограничения судоходства влияние на производство должно быть ограничено способностью азиатских нефтеперерабатывающих компаний поглощать перенаправленные европейские объемы. В результате, несмотря на высокую неопределенность, ожидается, что возобновленные вторичные санкции США первоначально подвергнут риску несколько сотен тысяч баррелей иранского экспорта.

Иран ищет помощи в инвестировании разработки новых крупных месторождений для стимулирования производства после отмены международных санкций. Было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании для изучения проектов в рамках нового иранского нефтяного контракта, например, несколько международных нефтяных компаний намерены представить планы технического и коммерческого развития месторождения Азадеган (включая Shell, Total, Inpex и Роснефть).

Однако на данный момент заключено всего несколько конкретных договоров. Если американские санкции будут вновь введены, западным международным нефтяным компаниям будет сложно работать в Иране. Вероятно, останется гораздо меньшая группа компаний, желающих и способных инвестировать, что может повлиять на будущие планы роста добычи. Одна сделка уже запущена на основе 20-летнего соглашения, подписанного в июле для разработки Южного Парса с Total (50,1%) и China National Petroleum Corp (19,9%, а Petropars владеет 30%). Если вторичные санкции против Ирана будут вновь введены, эти компании должны полностью выйти из сделки, другие партнеры могли бы взять под контроль проект и продвигать только разработку месторождений.

По материалам zerohedge.com

БКС Экспресс

 

bcs-express.ru

Нефтяная интервенция США

В случае отказа от введенного в 1975 году эмбарго, к 2025 году Соединенные Штаты смогут экспортировать до 2,4 млн баррелей ежедневно, говорится в исследовании Минэнерго США. Это позволит Штатам выйти на четвертое место в списке крупнейших мировых поставщиков нефти — после Саудовской Аравии, России и ОАЭ. Причем, если эмбарго будет снято в ближайшее время, США смогут немедленно начать экспортировать 1−1,5 млн баррелей в сутки, заявил глава Управления по информации в области энергетики при министерстве энергетики (EIA) Адам Семински.

Инициативу по отмене эмбарго, которое действует уже 40 лет, поддержал 261 конгрессмен, против выступили 159 парламентариев. А в данном случае соотношение голосов «за» и «против» имеет принципиальное значение.

Дело в том, что президент США Барак Обама обещал применить вето в случае прохождения законопроекта, и для преодоления вето требовалось набрать 280 голосов «за». Это означает, что Обама может заблокировать решение Конгресса — именно так рекомендуют поступить советники главы государства, заявили в административно-бюджетном управлении Белого дома. Вот только решился ли Обама на применение вето — вопрос открытый.

Проблема в том, что в этом случае президент США окажется под двойным ударом. Прежде всего, критики могут обвинить его в игре на руку Москве. Понятно, что сохранение эмбарго удерживает нефтяные цены от проседания, что благоприятно сказывается на положении российской экономики.

Во-вторых, Обама рискует всерьез рассориться с влиятельными игроками нефтяной индустрии США, которая проводит кампанию по лоббированию снятия запрета на экспорт нефти, заявляя, что таким образом будут созданы сотни тысяч рабочих мест. Возможно, демократы не захотят отдавать республиканцам «нефтяной козырь» накануне выборов, и постараются разыграть его самостоятельно.

Напомним: запрет на экспорт сырой нефти был введен в США в 70-х годах после того, как арабские страны ввели нефтяное эмбарго в ответ на поддержку Израиля США и их союзниками. С тех пор американские компании имеют право экспортировать только продукты нефтепереработки. Однако в последние годы ситуация стала меняться.

Так, в прошлом году Министерство торговли США впервые с момента введения эмбарго разрешило компаниям Pioneer Natural Resources и Enterprise Products Partners экспортировать конденсат (тип сверхлегкой сырой нефти). А в марте текущего года агентство Bloomberg сообщило о намерении топ-менеджеров крупнейших нефтедобывающих компаний США убедить представителей Белого дома полностью снять запрет на экспорт нефти из страны.

Когда на рынок поступит американская нефть, и что в этом случае будет с Россией?

— Вопрос об отмене эмбарго связан с внутриполитической интригой в США, и он является основанием для целого пакета компромиссов между республиканцами и демократами, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Именно поэтому вопрос об отмене эмбарго невозможно рассматривать вне контекста политических баталий, которые сейчас происходят в Штатах.

Отмена эмбарго, например, идет в одном пакете по Транстихоокеанскому партнерству, решение по которому предстоит проводить через Конгресс США после публичного обсуждения соглашения. В этот же пакет входят и решения, которые предстоит принимать Бараку Обаме в связи с окончательным снятием санкций с Ирана. Плюс к тому, в пакет входит много других вопросов, непосредственно связанных с внешнеполитическим позиционированием США на Ближнем Востоке и в других «горячих» регионах.

Как видим, логика прохождения законопроекта по отмене эмбарго замысловата, и зависит от множества компромиссов на других площадках. Тем не менее, процесс торга начался не вчера, он имеет за собой собственную внутриполитическую историю, и поддержку крупного лобби — нефтегазового, представителей штатов, в которых сосредоточена добыча, крупных действующих лиц во внешней политике США, которые рассматривают отмену эмбарго как дополнительный инструмент давления на страны Персидского залива.

И дело, совершенно точно, идет к тому, что рано или поздно — возможно, даже в течение нескольких ближайших месяцев — эмбарго будет преодолено. Этот процесс начался несколько лет тому назад, но сейчас он подошел к логическому промежуточному итогу. Достаточно сказать, что сейчас порты США логистически готовы принимать нефть и сжиженный природный газ (СПГ), и перебрасывать их на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Причем, после снятия эмбарго трансформируется не только нефтяной, но и газовый рынок. Сейчас, как известно, глобального рынка «голубого топлива» не существует, имеются лишь три крупных локальных мировых рынка — европейский, азиатский и внутренний североамериканский. Однако тенденция ближайших 10−15 лет — это выравнивания цен на этих локальных рынках, и формирование единого рынка СПГ.

Другими словами, выход США из режима эмбарго означает, что цены на газовых рынках будут сближаться, и ныне высокие цены в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизятся.

«СП»: — Что будет означать отмена эмбарго для России?

— Если говорить о поставках российского газа - что Китай сможет рассматривать СПГ как альтернативу российскому трубопроводному «голубому топливу». Естественно, наличие альтернативы будет сдвигать цены «Газпрома» вниз — даже ниже цены в 240 долларов за тысячу кубометров, по которым сейчас российский монополист продает сейчас газ в Европу.

Кроме того, России придется корректировать стоимость и сроки окупаемости крупных газовых проектов на восточном направлении, вроде «Силы Сибири». Возможно, они потребуют дополнительной государственной поддержки — к этому нужно быть готовым.

Более неблагоприятной, после отмены эмбарго, станет для России и ситуация на нефтяном рынке.

Не секрет, что сейчас около 2 тысяч буровых бригад в США, которые работают со сланцевой нефтью, приостановили свою работу. Но это не означает, что в американской нефтедобывающей отрасли происходит катастрофа. Если через год-полтора от нескольких сотен компаний останутся несколько десятков, это только повысит эффективность индустрии.

Если в такой ситуации будет снято эмбарго, мировые цены на нефть гарантированно полетят вниз. Не случайно крупнейшие инвестиционные банки поговаривают, что в ближайшие несколько кварталов может сложиться ситуация, в которой цена на нефть может опуститься до 30 долларов за баррель и ниже. Для нас, понятно, это означает, что наступят очень трудные времена.

«СП»: — Но Обама дал понять, что готов наложить вето на законопроект. Этого не случится?

— Заявления Обамы следует понимать так: эмбарго в любом случае будет снято, просто американский президент пока не решил, когда именно это сделать.

Возможно, с его точки зрения, сейчас снимать эмбарго преждевременно, поскольку американской сланцевой отрасли нужно пройти еще период по консолидации, повышению эффективности и снижению издержек. Должен напомнить, что издержки в сланцевой добыче в США сейчас снижаются беспрецедентными темпами — до 10% в год.

Думаю, как только американские сланцевые нефтяники почувствуют, что комфортно проходят ценовую планку 40 долларов за баррель, эмбарго будет в полном объеме снято.

 

— Американские нефтяники добивались отмены эмбарго из-за того, что произошло затоваривание внутреннего рынка, — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Цена на «черное золото» в Штатах ниже, чем в Европе и Азии. Лоббисты «нефтянки» считают, что если им разрешат экспорт, цена на внутреннем рынке подрастет.

Но нужно понимать: Америка, даже при росте добычи, не смогла до конца отказаться от импорта «черного золота» — причем, доля импорта в общем потреблении США превышает 30%. Это весьма существенный объем. И он, помимо прочего, означает: чем больше Америка вывозила бы нефти, тем больше «черного золота» приходилось бы ей импортировать.

Для России это позволяет сделать вывод: отмена эмбарго в США на мировом нефтяном рынке принципиально не скажется. Стало быть, и волноваться нам не о чем.

Да и для самих американцев проблема заключается не в эмбарго, а в том, что добыча нефти в США неуклонно падает, чуть ли не на 1% в месяц от общего объема добычи в стране. А компании, которые добывают сланцевую нефть, несут колоссальные убытки. Они разоряются, и будут разоряться и дальше. А значит, следом будут разоряться банки, которые выдали добывающим компаниям огромные кредиты, а также страховые компании, которые хеджировали риски «нефтянки».

Если эту волну банкротств не остановить, она накроет американский рынок, включая фондовые площадки, и спровоцирует новую волну кризиса. В итоге, государство опят начнет печатать доллары и списывать «плохие» долги. Между тем, уже сейчас госдолг США превысил 100% ВВП страны. Но такая ситуация, прежде всего, чревата проблемами для самих США, но не для России…

ruspravda.info

Нефтяное эмбарго, или Как обуздать русского медведя | Политика | ИноСМИ

Развязанная Россией война против Украины длится уже три года, но западные санкции пока не усмирили агрессора. Нужно более сильное средство — нефтяное эмбарго, которое может ускорить смену власти в Кремле либо приведет к развалу России.

Гибридная война, развязанная Россией против Украины, длится уже три года.

С каждым новым днем этой войны становится все более очевидным, что существующий пакет санкций не оказывает критического влияния на политику Кремля, а его агрессивные действия распространяются не только на Украину, но и на Ближний Восток и даже на Евросоюз.

Уже сейчас Москва пытается вмешиваться во внутреннюю политику Брюсселя путем финансирования популистских движений по всей Европе и провоцирования миграционного кризиса. Все это может быть предвестником куда большей и масштабной угрозы для ЕС — полномасштабной войны.

С 2008 года в России идет масштабная реформа вооруженных сил, которая нацелена на полное перевооружение российской армии к 2020 году. Доля военных расходов в структуре ВВП России составляет около 5%. В соотношении к масштабам своей экономики Россия тратит на оборону больше, чем США (3,1% ВВП) и большинство стран Евросоюза (2% ВВП).

Покупая российскую нефть, Европейский союз тем самым подпитывает ВПК России, который в любой момент может показать свою силу где-нибудь в странах Балтии или в Германии. Львиную долю его финансирования обеспечивают доходы от экспорта углеводородов, в том числе нефти.Очевидно, что существующий пакет санкций является недостаточным средством, чтобы остановить российскую угрозу. К тому же, российская экономика уже приспособилась к санкциям и новой цене на нефть, 50-60 долларов за баррель, а ее запас прочности может выдержать даже цену 20 долларов за баррель в течение пяти-семи лет.

Чтобы принудить российский режим к миру, растет актуальность более радикальной и непопулярной меры — эмбарго на покупку нефти и нефтепродуктов.

Под эмбарго подразумевается наложение государством или группой государств торгового запрета на вывоз или ввоз определенной группы товаров, валюты, технологий или полное прекращение торговых отношений с той или иной страной. Целью введения эмбарго чаще всего является нанесение экономического ущерба для принуждения к действиям или отказа от них государства, против которого оно имплементировано.

В данном случае рассматривается отказ от покупки российской нефти и нефтепродуктов со стороны ведущих мировых импортеров. Основной целью введения эмбарго может стать деоккупация Россией всех украинских территорий на Донбассе и в Крыму.

Состояние мирового нефтегазового рынка

В последнее десятилетие на мировом рынке энергоресурсов произошли большие перемены. США вырвались в мировые лидеры по добыче природного газа и нефти, а в случае с газом превратились в его чистого экспортера.

Из-за бурного роста своих экономик Китай и Индия удвоили потребление нефти — с 6,9 миллионов баррелей в день в 2005 году до более 12 миллионов баррелей в день в 2015 году и с 2,5 миллионов баррелей в день в 2005 году до 4,1 миллионов баррелей в день в 2015 году соответственно — и занимают второе и третье место, обогнав Японию.

Крупнейшими мировыми экспортерами нефти остаются Саудовская Аравия (20%) и Россия (11%). Баррель нефти марки Brent 24 августа 2017 года стоил 51,73 долларов. Это почти в два раза меньше, чем в 2008 году.

На спрос и предложение на рынке нефти в 2016 году влияли такие факторы: состояние мировой экономики, количество доказанных запасов, уровень добычи отдельных игроков и стран ОПЕК, сланцевый бум в США, освобождение от санкций иранской нефти, спекулятивные спрос и предложение, запасы в танкерах.

В 2015 году Россия экспортировала горюче-смазочных материалов на 203,3 миллиардов долларов. Из них нефти — на 89,6 миллиардов (10,9% мирового экспорта), природного газа — на 47,5 миллиардов (16,6% мирового экспорта).

Возможный сценарий введения эмбарго

Весной 2018 года в канадском штате Квебек проходит саммит ведущих мировых держав G7, из которого в 2014 году исключили Россию.

Администрация президента США, столкнувшись с угрозой импичмента и давлением американского истеблишмента в связи с вмешательством России в выборы в США, показательно дистанцируется от Белокаменной.

В игру также вступает американское нефтяное лобби, которое заинтересовано в расширении рынков сбыта и увеличении цены на нефть.

На саммите представят развернутый доклад о военном потенциале России и вероятных угрозах военных действий в Восточной Европе. Италия выступает против эмбарго, Канада, Германия, Франция и Япония — за.После консультаций финальное решение о принятии эмбарго европейскими странами передается на рассмотрение Еврокомиссии.

США предлагают субсидировать экспорт нефти в ЕС, чтобы облегчить эффект от эмбарго. Россия мобилизует машину пропаганды и лоббистов в Европейском союзе, чтобы внести раскол в общую позицию ЕС по эмбарго, но терпит крах.

В течение месяца после саммита страны ЕС проводят переговоры со странами ОПЕК, Норвегией и США об увеличении добычи и поставок нефти в Европу, согласовываются логистика и сроки поставок. Некоторые европейские страны договариваются о совместной разработке иракских и иранских месторождений.

После длительных дебатов в июле 2018 года Еврокомиссия рекомендует Совету министров ЕС утвердить эмбарго в марте 2019 года. После присоединения к эмбарго всех стран G7 США ведут переговоры с Индией и Китаем.

Индия не потребляет российское сырье, поэтому она соглашается не покупать его после марта 2019 года в обмен на снятие импортных пошлин с некоторых экспортируемых в США товаров, сгладив эффект от повышения цены на нефть.

Китай отказывается поддержать эмбарго. Он становится единственным крупным покупателем нефти из РФ и пытается выторговывать себе наилучшую цену.

С началом слухов об эмбарго на рынке начинаются ценовые колебания. После саммита G7 цена на нефть поднимается до 127 долларов за баррель. После переговоров со странами ОПЕК она понижается до 93 долларов и колеблется на уровне 95-105 долларов во второй половине 2019 — первой половине 2020 года.

15 марта 2019 года эмбарго вступает в силу. В первые месяцы в некоторых странах ЕС наблюдаются перебои с поставками в связи с тем, что установленный график поставок с Ближнего Востока не всегда соблюдается.

Через три месяца ситуацию удается нормализовать. Европейский союз перекупает три четверти всех запасов в плавучих танкерах — около 100 миллионов баррелей, что покрывает весь месячный объем, поставляемый из России.

Россия сразу теряет 60% экспорта нефти и нефтепродуктов. Это составляет 71,8 миллиардов долларов — более 5% годового ВВП России и больше, чем все российские расходы на оборону. В России начинается затяжная рецессия.

Кто выиграет/проиграет от эмбарго

Страны ОПЕК нарастят добычу и увеличат поставки нефти на рынки ЕС, Японии и Южной Кореи за счет отсутствия на этих рынках РФ. Они увеличат доход за счет наращивания поставок и цены, которая повысится после введения эмбарго.

Китай как единственный крупный потребитель российской нефти, который не поддержит эмбарго, получит более низкую цену на нефть от России и дополнительные политические рычаги воздействия на Кремль.

Норвегия увеличит добычу нефти и захватит долю России в Северной и Центральной Европе, получит дополнительные доходы от возросшей цены.

США получат возможность разрабатывать больше месторождений за счет увеличения рентабельности вследствие более высокой цены на нефть, увеличат экспорт в ЕС и Японию, приобретут дополнительный политический капитал.

Россия потеряет по меньшей мере 60% экспорта нефти и нефтепродуктов, или 50-80 миллиардов долларов в год, а также рынки сбыта ЕС, Японии и Южной Кореи.

ЕС потеряет одного из главных поставщиков нефти, пострадает от роста цены вследствие принятия эмбарго, понесет расходы на строительство нефтепроводов, которые позволят поставлять нефть в Восточную Европу.

Индия и Япония пострадают от удорожания нефти вследствие введения эмбарго.

Зачем ЕС соглашаться на эмбарго

В связи с потерей ключевого поставщика и ожидаемым повышением цены на нефть ЕС будет терять 210-300 миллиардов евро ежегодно, или 1,5-2% от ВВП ЕС. Однако эта мера будет оправданной, если она поможет предотвратить военную интервенцию, которая поставит под вопрос само существование Евросоюза.

На протяжении всего периода проведения упомянутой выше реформы вооруженных сил Россия неизменно была инициатором и участницей ряда конфликтов: в Грузии в 2008 году, в Украине в 2014 году, в Сирии в 2015 году.

Süddeutsche Zeitung20.08.2017Al-Eqtisadiya08.08.2017Санкэй симбун07.09.2017Al Mada01.09.2017Forbes30.08.2017Ни один из этих конфликтов не был продиктован экономическими мотивами, а в случае с Украиной привел к существенным потерям для экономики. Каждое вмешательство являлось «черным лебедем» для всех, кроме российской власти.

В то же время очередная «победоносная», с точки зрения российского электората, война неминуемо трансформировалась в рост рейтинга президента Путина.

В этой связи особенно тревожными кажутся военные учения в Беларуси, которые запланированы на осень 2017 года. Россия так и не назвала точного количества военнослужащих, которое планируется задействовать в этих маневрах.

По оценкам экспертов НАТО, речь идет о 100 тысячах человек. Европа, особенно восточная ее часть, может стать одной их следующих жертв путинского режима.

Белокаменная пытается расколоть ЕС путем вмешательства в выборы и поддержки популистских движений, которые активизировались на фоне иммиграционного кризиса. Последнему в немалой степени поспособствовала война в Сирии, где активно участвует Россия. Регулярные кибернетические атаки на ЕС и США тоже вряд ли можно назвать дружественным шагом.

ЕС обойдется без российской нефти

На долю ЕС приходится 14% мирового потребления нефти и 13% — газа. Он же является крупнейшим потребителем российских энергоносителей.

Доля российского газа в структуре импорта ЕС составляет 42% (наибольший импортер), нефти — 32% — около 3,6 миллионов баррелей в день или 68% от общего российского экспорта на сумму около 73 миллиардов евро, это около 0,8% ВВП ЕС.

Общая энергетическая зависимость Евросоюза от России (все виды топлива) составляет 18%, а зависимость от импорта сырой нефти — 88%, и именно Европе предстоит принять основной удар от введения эмбарго.

В этой ситуации наиболее уязвимыми окажутся страны Восточной Европы — Венгрия, Чехия и Словакия, которые не имеют выхода к морю и чьи НПЗ спроектированы для работы с российской нефтью марки Urals.

Они зависят от российской нефти на 100%. После введения эмбарго восточноевропейскую нишу может занять Иран, чья нефть по составу схожа с российской.

По уровню разведанных запасов Иран занимает четвертое место в мире — 157,8 миллиардов баррелей против 103,2 миллиардов баррелей в РФ — и уже нарастил добычу до уровня, зафиксированного перед введением санкций: 3,9 миллионов баррелей в июле 2017 года. Через два года этот показатель планируется повысить до 5 миллионов баррелей.

После отмены санкций персы активно ищут рынки сбыта. Польша уже начала покупать иранскую нефть, за ней могут последовать другие восточноевропейские страны при условии, что им удастся решить вопрос с трубопроводом.

Один из вариантов — соединение польской и чехо-словако-венгерских ветвей нефтепровода «Дружба» и использование его в реверсном направлении. Стоит такая 610-километровая развязка 200 миллионов долларов, пропускная способность — 21 миллионов тонн в день. Это суточное потребление нефти Словакии, Венгрии и Польши.

 

В первый год после введения эмбарго, до строительства нефтепровода из Польши, проблема доставки сырья в эти страны будет стоять особенно остро.

В этот период дефицит может покрываться за счет импорта готовых продуктов нефтепереработки из других стран ЕС. На данном этапе первостепенное значение будет иметь слаженное сотрудничество всех членов Евросоюза.

Большинство же стран Центральной и Западной Европы импортируют нефть из разных источников. По данным Еврокомиссии, около 90% сырой нефти поступает в ЕС по морю, что дает гибкость поставок и диверсифицирует риски.

Долю российского сырья в Северной Европе переберет на себя Норвегия, которая уже контролирует 12% импорта нефти в ЕС, а долю в Центральной и Южной Европе — Саудовская Аравия и Ирак, который и без эмбарго планирует нарастить добычу до 6 миллионов баррелей по сравнению с нынешними 4,5 миллионами баррелей.

В связи с ростом цены американская сланцевая нефть также может получить свой кусок европейского пирога.

ЕС не обойдется без российского газа

Поиск альтернативы российскому голубому топливу для ЕС будет более сложным, чем поиск нефти. Зависимость Австрии, Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии и Словакии от газа из РФ составляет 64-100%. Газ поступает в ЕС через крупнейшую в мире систему газопроводов Уренгой-Помары-Ужгород.

Всего в ЕС Россия в 2016 году экспортировала 153,54 миллиардов кубометров газа. Найти альтернативные источники поставок в ЕС можно лишь на 60-70 миллиардов кубометров. Норвегия, которая занимает 34% импорта газа в ЕС, не сможет удвоить экспорт.

На долю LNG приходится всего 14% от европейского импорта, а в Восточной Европе только Польша и Литва могут принимать сжиженный газ. К тому же LNG-газ намного дороже российского: 210-230 долларов за кубический метр против 166-180 долларов.

Азербайджан может поставлять в ЕС до 10 миллиардов кубометров газа, но это капля в море, а Иран еще не начал осваивать свои рекордные резервы. Сейчас свободного газа в мире для ЕС нет, а газовая инфраструктура не способна его принять.

Значит, газовое эмбарго против России невозможно. Однако сократить зависимость от газа — реальная задача, что страны ЕС и делают.

Что делать Украине

С политической точки зрения Украина должна быть заинтересована в эмбарго, ведь от этого во многом зависит освобождение Крыма и Донбасса. Однако от повышения цены на нефть экономика Украины понесет серьезные потери, значит, украинцам придется пережить еще один скачок цен.

The Wall Street Journal04.07.2017Financial Times01.08.2017Die Welt17.07.2017Al Riyadh03.07.2017The Sydney Morning Herald09.06.2017Страна на 80% зависима от импорта нефти и нефтепродуктов. В 2016 году она импортировала этих ресурсов на 3,44 миллиарда долларов. Это 3,5% годового ВВП Украины, причем доля импорта нефти в этом объеме — всего 5%.

В Украине не развита переработка. Больше всего нефтепродуктов страна ввозит из Беларуси — на 1,794 миллиарда долларов, на втором месте — Россия. Причем нефть, из которой производятся нефтепродукты, Беларусь покупает в РФ, а эмбарго должно распространяться на ГСМ, сделанные из российской нефти в третьих странах.

Между тем Украина в пятилетней перспективе может полностью обеспечить себя нефтью и нефтепродуктами. Для этого необходимо вложить 14-15 миллиардов долларов в нефтедобычу и 2-2,5 миллиарда долларов — в модернизацию двух действующих заводов и строительство на базе одного из пяти остановленных заводов.

В этой связи стоит возобновить переговоры с ведущими западными нефтедобывающими компаниями — Shell, Chevron, ExxonMobil, которые помогут в разведке и добыче нефти. После введения эмбарго альтернативы собственному производству нефти и нефтепродуктов у Украины не будет.

Россия — Китай

Одним из главных бенефициаров от введения нефтяного эмбарго против России будет Китай. С высокой вероятностью он не поддержит нефтяные санкции и попытается выжать максимум из сложившейся ситуации. Сейчас Китай является крупнейшим импортером нефти в мире после Евросоюза.

Ежедневный объем импорта Поднебесной оценивается 6,6 миллионов баррелей в сутки, а по прогнозам к 2020 году возрастет до 8,6 миллионов. Крупнейшими импортерами черного золота в страну являются Саудовская Аравия, Россия и Ангола. Каждая из них занимает приблизительно равную долю китайского рынка — 12-16%.

Россия поставляет нефть в Китай из Восточной Сибири по трубопроводам Сковородино-Мохэ и Атасу-Алашанькоу через Казахстан, а также по морю через терминал «Козьмино» близ Находки и через Сахалин.

После введения эмбарго Китай останется основным потребителем российской нефти. Москва будет пытаться смягчить эффект от эмбарго увеличением своей доли в поставках за счет нефти, которую покупают Япония и Южная Корея, а это 0,45 миллионов баррелей в сутки кроме 1 миллиона баррелей в сутки, которые сейчас покупает Китай.

Важно то, что поток европейской нефти нельзя будет просто перенаправить на Китай из-за отсутствия инфраструктуры. К тому же, Пекин наверняка захочет дополнительную скидку от рыночной цены как монопольный покупатель.

Так уже было с Ираном в 2012 году. Поднебесная не захочет увеличивать долю российской нефти в своей корзине, и она вряд ли превысит 1,8 миллионов баррелей в сутки даже при условии предоставления Россией существенной скидки.

Что будет с ценой и энергопотреблением

В истории уже были случаи нефтяного эмбарго.

Наиболее крупным стал кризис 1973 года, когда страны ОАПЕК отказались поставлять нефть Великобритании, Канаде, США, Нидерландам и Японии, которые поддержали Израиль в Войне судного дня. Тогда цена барреля нефти взлетела с 3 долларов до 13 долларов, а страны ОПЕК сократили производство на 13%.

Второй кризис произошел в 1979-1980 годах во время исламской революции в Иране и последовавшей за ней ирано-иракской войны. Цены на нефть увеличились вдвое — с 14 долларов в 1978 году до 35 долларов в 1981 году, несмотря на то, что мировое производство уменьшилось лишь на 4%.

После введения эмбарго российскую нефть перестанут покупать ЕС, Япония и Южная Корея, что составляет 75% российского экспорта, или 4 миллиона барр в день. Доля российской нефти в общем импорте Японии составляет 8,8%, или 0,3 миоллиона баррелей в день, Южной Кореи — 6%, или 0,1 миллиона баррелей в день.

Этот объем можно без проблем компенсировать из других источников.

Китай может увеличить закупки до 1,5-1,8 миллиона барр, увеличив свою долю до 35-37%. Таким образом, после введения эмбарго Россия может экспортировать не более 2 миллионов баррелей в день, а значит, она потеряет 60% своего экспорта.

Из мирового предложения исчезнут 3,2% нефти. Мировой спрос на нее при росте экономики остается неэластичным. Значит, цена может возрасти до 90-110 долларов за баррель. При такой цене и в связи с уходом с рынка крупного игрока повысится добыча сланцевой нефти в США, многие месторождения станут рентабельными.

При нынешних ценах средняя себестоимость барреля нефти составляет 23,35 долларов. После повышения цены появится резон в разработке большего количества скважин, где себестоимость составляет 40-60 долларов за баррель. Это позволит Америке нарастить производство c нынешних 9,5 миллионов баррелей в день до 11 миллионов баррелей в день к 2020 году, что может компенсировать 30% российского экспорта в ЕС.

После нефтяного кризиса 1979-1980 годов наблюдался долгосрочный тренд к снижению потребления нефти в течение четырех следующих лет. В результате мировое потребление нефти сократилось на 10%.

В случае введения эмбарго против России такой тренд вряд ли повторится, так как нишу РФ быстро заполнят другие игроки, а мировой спрос будет расти даже при цене 110-120 долларов за баррель, что подтверждают данные 2010-2014 годов.

Очевидно, при эмбарго сохранится и укрепится тренд замены нефти другими энергоресурсами, но эмбарго не будет играть в этом процессе главную роль.

Реакция России

Маловероятно, что путинский режим будет спокойно смотреть, как его лишают главного источника обогащения. По меньшей мере в глазах простых россиян он должен будет остаться стороной, которая дала отпор.

Поскольку Россия не способна дать адекватный экономический ответ (перекрыть экспорт газа она вряд ли решится), Белокаменная может прибегнуть к очередным военным авантюрам. Это может быть эскалация конфликтов на Донбассе и в Сирии, а также подрывная деятельность в странах Балтии и на Балканах.

Путину понадобится новая волна ура-патриотизма перед выборами в 2018 году. Как показал опыт последних десяти лет, реакция Москвы может быть самой разной, особенно если она почувствует экономический голод.

Заключение

Отказ от российской нефти может быть непростым шагом для мировой экономики, но именно он способен стать средством, которое заставит режим Путина умерить свои амбиции, в частности по отношению к Украине.

Результатом нефтяного эмбарго для России с высокой вероятностью будет потеря 1,5-2,1% ВВП (50-80 миллиардов долларов) с учетом того, что эмбарго не поддержит Китай. А это ввергнет российскую экономику в хроническую рецессию.

В этих условиях выделять рекордные суммы на военные расходы и содержать самопровозглашенные «ЛНР» и «ДНР» будет гораздо сложнее.

В то же время повышение цены на нефть до 95 долларов может снизить рост мировой экономики на 0,8% в год. Основной удар примет на себя Евросоюз как ключевой импортер российской нефти. Хотя эмбарго увеличит прибыли многих стран ОПЕК и укрепит позиции Китая, оно также позволит США ворваться в клуб ведущих экспортеров нефти и тем самым укрепить статус мировой сверхдержавы.

Эмбарго против России должно действовать до полной деоккупации украинских территорий. Маловероятно, что путинский режим самостоятельно пойдет на подобный шаг даже в условиях крайнего экономического кризиса. Однако в долгосрочной перспективе оно может спровоцировать смену власти в РФ.

Нефтяное эмбарго не дастся легко мировой экономике, но оно может стать главным орудием для усмирения медведя, который играет не по правилам.

inosmi.ru


Смотрите также