Нефть марки espo


Нефть ESPO: новая надежда России // Нефть и газ // Аналитика

07 сентября 2012 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №3/4, 2012

Российская нефть марки ESPO, чье название происходит от английского названия нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», в прошлом году произвела фурор на мировых рынках, сумев потеснить ближневосточную нефть на азиатском рынке. Учитывая, что Россия уже дважды пыталась создать котируемый на мировом рынке отечественный сорт нефти, можно надеяться, что по хорошей традиции, третья попытка с нефтью ESPO окажется успешной. Предпосылки к этому имеются.

МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ НЕФТИ: ОТ УСЛОВНОСТИ К ПРАКТИКЕ

Нефть, поставляемая экспортерами на мировой рынок, чрезвычайно разнообразна по своему химическому составу, что и предопределило необходимость разделить ее на сорта. Основных показателей при таком делении два - плотность и содержание серы. Для максимальной цены эти два параметра должны быть противоположны друг другу: низкий уровень плотности увеличивает цену на нефть, а высокий уровень серности, наоборот, снижает. Каждая страна, имеющая свои месторождения нефти, обладает своим сортом (некоторые даже не одним). Обычно, сорт нефти привязывают к месторождениям, если нефть идет на экспорт прямо из них, либо к экспортной трубе или порту, где смешивается «черное золото»разных месторождений и продается смесь. Данное, «сортовое», деление было введено в середине XX века, чтобы более эффективно торговать углеводородом на бирже. Правда, поначалу практика спотовых продаж не имела большого распространения, поэтому и деление было более условным, чем практичным.

Лишь после очередного нефтяного кризиса в 1986 году ведущие страны-экспортеры ввели в обиход маркерные сорта и стали рассчитывать цены на их основе. В итоге, на постоянной основе для удобства торговли были выделены маркеры (Табл. 1), определяющие баланс спроса и предложения для данного региона. Цены на остальные сорта определяются через дифференциалы к маркерным.

API - стандарт American Petroleum Institute (Американского нефтяного института).

Благодаря высокому качеству и лоббированию своих интересов крупными странами (США и Великобританией), стандартом для цен служит нефть сортов WTI и Light Sweet (для западного полушария и вообще ориентиром для других сортов нефти), а также Brent (для рынков Европы и стран ОПЕК). Смесь Brent торгуется в Лондоне на InterContinental Exchange Futures (ICE Futures), а Light Sweet на New York Mercantile Exchange. Цена нефтиBrent обычно составляла в среднем на $ 1 США / баррель ниже цены WTI и на $ 1 США / баррель выше цены так называемой «корзины ОПЕК». Однако в 2007 году этот паритет изменился, и нефть Brent торгуется с премией к WTI из-за падения качества нефти на месторождениях Техаса и спекулятивных играх. Сегодня разница между сортами может достигать $ 10.

При этом существует определенный парадокс - при падении добычи нефти в Северном море (одна из причин того, что Brent дорожает), и росте добычи в России, именно Brent является главенствующим по отношению к российскому «черному золоту». Другой парадокс заключается в том, что нефть маркерных сортов не обязательно должна быть самой качественной - например нигерийская Agbami значительно превосходит WTI в легкости (47,2 градуса по шкале API против 39,6 у WTI) и содержит меньше серы (0,04 процента против 0,24). Однако WTI это не мешает оставаться эталонным сортом.

РОССИЙСКИЕ СОРТА: В ПОГОНЕ ЗА МАРКЕРОМ

До сих пор основным продуктом, по которому оценивается российская нефть, остается сорт Urals (Табл. 2). Он считается не слишком качественным,поскольку содержит значительную по объему примесь серы (1,3 %). Urals не является биржевым сортом, и его цена определяется не на ежедневных торгах, а аналитиками с привязкой к стоимости британской марки Brent. Как правило, Urals продается с дисконтом в $ 1-2 за баррель по отношению к Brent. Причина этого кроется в высокосернистой нефти Поволжья, которая попадает в экспортную трубу «Транснефти». При этом нефть Западной Сибири сама по себе довольно качественная, что позволяло бы бюджету получать дополнительные доходы, если бы ее удалось «спасти» от соседской нефти. Об этой несправедливости уже несколько раз упоминал Владимир Путин, ставя задачу сделать Urals не дешевле Brent.

Одним из первых шагов для снижения зависимости от мирового рынка стала разработка особого стандарта для западносибирской нефти - SiberianLight. Но широкого распространения он не получил, так как альтернативных способов транспортировки топлива в обход Поволжья практически не существует. Были прецеденты, когда компания «РИТЭК» на Сандибинском месторождении добывала высококачественную нефть, грузила ее в вагоны и везла на Запад, чтобы избежать ее смешения в трубе. Выгодно ли это? Вопрос спорный.

В середине 2000-х годов был разработан новый стандарт - Rebco (Russian Export Blend Crude Oil). Эта смесь, по составу сопоставимая с Urals, предназначалась именно для биржевой торговли. Дебют Rebco состоялся на электронных торгах биржи CME Group в Чикаго в октябре 2006 года. Впоследствии стандарт был перенесен на Санкт-Петербургскую товарную биржу. Однако спросом нефть не пользовалась и торгуется в небольших объемах. Причина та же - невозможность доставить большой объем потребителям. Минусом этой биржи было и то, что она не обладала достаточнымавторитетом на мировом рынке.

ESPO: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ И НЕЗАВИСИМОСТЬ

Зачем России нужен свой маркерный сорт? Во-первых, это вопрос национального престижа. Странно, что страна, производящая больше всех нефти в мире, не может обеспечить себе присутствие на мировом рынке. Во-вторых, широкое участие национального сорта нефти в биржевой торговле дает возможность поднять на новый уровень весь финансовый рынок и привлечь в страну дополнительные капиталы. В-третьих, это позволит получать дополнительные прибыли в регионе за счет того цена российской нефти будет формироваться независимо - согласно спросу и предложению.Сможет ли стать таким сортом нефть ESPO? Для этого необходимо соблюдение ряда условий. Конкретно они нигде не прописаны, но эксперты говорят, что их выполнение поможет ESPO стать регионально признаваемым сортом нефти.

Во-первых, это объемы. Понятно, что при поставке пары тонн нефти она не сможет получить статус маркерной. Как минимум, ее объемы, поставляемые на рынок, должны быть не меньше тех, что уже продаются в регионе. Для того чтобы ESPO стал новым ценовым маркером, продажи нефти должны быть не меньше 500 000 баррелей в день, а еще лучше - более 1 млн баррелей (около 50 млн т в год).Учитывая, что по нефтепроводуВСТО планируется поставлять 80 млн тонн в год, такой проблемы у этого сорта быть не должно.

Во-вторых, это качество. Текущая ситуация показывает, что качественные характеристики этого сорта нефти превосходят российскую Urals, и эталонную прежде для стран АТР ближневосточную Dubai. Вначале были небольшие проблемы с хлором - его содержание в нефти было высоко, но сегодня эту проблему удалось решить. По американским стандартам плотность одной из смесей на основе нефти, поставляемой через ВСТО, под названием ESPO blend, составляет 34,8° API с содержанием серы 0,62 % (до 0,53 %), в то время как одна нефть сорта Dubai значительно более сернистая - 2.0 % при плотности 31° API. Эксперты ожидают более долгосрочных поставок нефти ESPO, чтобы окончательно сделать вывод о ее качестве.В-третьих, важно узнать то, что думают участники рынка. Некоторые производители нефти Ближнего Востока уже сегодня смотрят на цену ESPO, когда рассчитывают стоимость поставок своей нефти в регионы Средней Азии. Это такие страны, как Япония, Корея, Китай. Немаловажно, что эти страны входят в пул современных мировых экономических держав, поэтому могут пролоббировать появление такого сорта нефти в своем регионе. Важно отметить и то, что у стран АТР нет собственного маркерного сорта нефти, тогда как потребности региона достаточно велики. Например,для Китая это было бы весьма удобно. Если в контракте по поставке нефти нет маркера ESPO, то контракт необходимо пересматривать каждый раз. Если же маркер указан, то не нужно постоянно вести переговоры о цене. Эксперты также говорят о том, что необходимо наличие альтернативы в регионе, которой будет являться либо дубайская, либо оманская нефть.

В-четвертых, важно время, необходимое для того, чтобы этот сорт нефти был признан. С этим пунктом ESPO пока испытывает проблемы, но с 2014 года, когда объемы должны будут выйти на заданные рубежи, его можно будет исправить.

Можно сказать, что в данном случае судьба маркерного сорта нефти ESPO зависит от развития системы ВСТО и компаний, разрабатывающих месторождения. До тех пор, пока нефтепровод не будет завершен и начнет работать на полную мощность, говорить о будущем новой российской марки нефти как одного из потенциальных мировых эталонов преждевременно. Но важно то, что нефть ESPO уже завоевала популярность среди покупателей, постепенно вытесняя ближневосточное «черное золото», а власти России и компания «Транснефть» четко показывают, что делают ставку на страны АТР и Китай в плане продажи новых объемов. Это делает вероятность появления маркерного сорта нефти ESPO на Дальнем Востоке реальным.

topneftegaz.ru

Русский стандарт. Нефти марки ESPO, добываемой в Сибири, сулят великое будущее

Наибольшие шансы прийти на смену марке Brent, которая представляет собой смесь четырех сортов добываемой в Северном море нефти, имеет российская нефть, поставляемая по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) в страны Азии, считают эксперты газеты «Уолл-стрит Джорнэл Юроп». На мировых рынках этот сорт известен как ESPO – Eastern Siberia – Pacific Ocean. Эта марка российской нефти представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%.

«От 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent»

Всего на мировых рынках торгуется более 10 общепризнанных марок нефти. Но наиболее известными и ликвидными считаются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-йоркской бирже, и Brent, котируемая на Лондонской бирже. «Корзина ОПЕК» является средневзвешенным показателем отпускных цен для семи сортов нефти. Россия экспортирует нефть под марками, которые являются смесью различных сортов нефти: Urals, Siberian Light, REBCO, Sokol и ESPO.

Нефть марки Brent считается мировым эталоном по качеству, свойствам и составу, который является оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Brent лучше всего подходит для производства бензина. То же самое касается и марки WTI. Нефть, добываемая на других месторождениях, отличается от эталона, и от этого зависит ее цена. Чем нефть хуже по своему качеству, свойствам и составу по сравнению с Brent, тем меньше ее стоимость.

Стоимость российской нефти зависит от цены барреля марки Brent – мирового ценового эталона. Обычно российская нефть торгуется с дисконтом к Brent. Безусловно, переход на собственный ценовой эталон, не зависящий от Brent, позволил бы увеличить прибыль российских нефтяных компаний и, конечно, пополнить поступления в российский бюджет.

У мировых игроков уже давно есть зуб на два текущих нефтяных эталона: WTI и Brent. У каждого есть свои специфические проблемы. Сейчас, по разным экспертным оценкам, от 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent. Однако позиции этой марки слабеют в связи с быстрым истощением запасов североморской нефти.

«В самом регионе Северного моря производители сталкиваются с существенным снижением объемов добычи из-за старения месторождений. За последние 10 лет добыча нефти в этом регионе снизилась в два раза и сейчас составляет около 1 млн баррелей в день, при этом прогнозируется, что в следующие 10 лет этот объем уменьшится еще в два раза. Также достаточно часто некоторые платформы останавливаются на ремонт, что означает нестабильность объемов поставок нефти в регионе. Все эти проблемы не позволяют Brent справедливо отражать фундаментальные соотношения спроса и предложения на мировом рынке нефти», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев.

Также Brent критикуют за отсутствие транспарентных данных по запасам и за то, как производится фиксация цен исполнения по фьючерсным контрактам, добавляет эксперт.

Производственные проблемы в Северном море, где добывается Brent, а также перепроизводство WTI приводят к слишком большой разнице в стандартах цен на сырье. «Многие участники рынка полагают, что WTI утратила статус стандарта. Предполагаю, что Brent тоже можно перестать считать таковым, поскольку она не отражает в полной мере баланса между спросом и предложением в мире», – говорит WSJ аналитик Energy Management Institute в Нью-Йорке Доминик Чиричелла.

Западные эксперты называют ESPO потенциальным эталоном для фьючерсного рынка.

«ESPO имеет большой потенциал по причине объемов поставок, – говорит газете аналитик агентства нефтяной информации Platts Джордж Монтепеске. – Для того чтобы стать мировым стандартом, объемы суточного производства конкретного сорта нефти должны быть не менее 500 тыс. баррелей. В текущем году Россия поставит на мировые рынки в сутки 300 тыс. баррелей нефти ESPO. Однако в будущем, 2013 году этот объем увеличится до 400 тыс. баррелей».

Сотрудник лондонской Международной нефтяной биржи считает, что «есть все основания полагать, что с 2015 года ESPO превратится в региональный ценовой нефтяной эталон для группы стран Азии, в первую очередь Китая, Японии и Южной Кореи». «От этого статуса рукой подать до превращения российской сибирской нефти в абсолютный стандарт мирового фьючерсного рынка нефти», – говорит эксперт, на которого ссылается ИТАР-ТАСС.

Тем не менее изменение системы стандартов на нефтяные контракты не является, по мнению экспертов, делом ближайшего будущего. Оба нынешних стандарта обладают достаточным объемом добычи и инвестиций, и «соперников» им пока не предвидится. «Установить новый стандарт нелегко», – уверяет старший аналитик International Energy Agency Бахаттин Байюксахин.

В сентябре средний объем контрактов марки Brent составлял 700 тыс. на бирже Intercontinental Exchange, их стоимость превысила отметку в 70 млрд долларов. При этом российская ESPO вообще не торгуется по фьючерсным контрактам, а количество контрактов дубайской нефти DME Oman, которую называют в числе возможных «претендентов» на новый стандарт торгов, составляет всего 5 тыс. в день. Фьючерсный контакт на нефть – это соглашение о поставке стандартного количества нефти в оговоренный срок в будущем по цене, установленной сегодня.

Поэтому Brent и WTI, скорее всего, еще долго будут сохранять свой ​​статус двух ключевых мировых игроков на рынке сырой нефти, несмотря на опасения по поводу их надежности, делают вывод западные СМИ. Производство Brent упало по всем четырем сортам сырой нефти в Северном море, но Монтепеке уверяет, что Platts готов к любому спаду в будущем и сможет добыть продукцию с других шельфов Северного моря.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также не верит, что российская нефть ESPO сможет заменить марку Brent на мировом рынке. «Добыча в Северном море снижается, но популярность фьючерсных контрактов Brent среди трейдеров и инвестиционных фондов определяется не объемом добычи на этом шельфе, а популярностью контракта этой марки. Это ликвидный инструмент, так как его можно легко и быстро как купить, так и продать, причем с минимальным дисконтом», – считает Сергей Пикин.

«Поэтому я сомневаюсь, что возможна замена Brent на другой ценовой эталон. Возможно лишь создание эталона ESPO как одного из ценовых стандартов. Но он не будет ключевым. Это как разговоры о создании новой резервной валюты в мире», – добавляет Пикин. «Марка Brent уже 40 лет является основой ценообразования нефти. Чтобы завоевать популярность, новой марке необходимо много времени», – добавляет российский эксперт.

Российские власти уже давно лелеяли мечту создать российскую марку нефти, которая бы стала новым ценовым эталоном. Главная цель была в том, чтобы избавиться от зависимости от цены нефти Brent. Ровно шесть лет назад на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) начались торги фьючерсами нового ценового индикатора российской нефти – Russian Export Blend Crude Oil (REBCO). Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф предрекал большое будущее новой марке российской нефти.

Эксперты надеялись, что REBCO в будущем заменит марку российской нефти Urals, стоимость которой зависит от цены барреля марки Brent и торгуется с дисконтом. Цена же на REBCO должна была формировать вне зависимости от Brent, на основе рыночной конъюнктуры. Заменить Urals до сих пор так и не получилось.

http://vz.ru

www.kazenergy.com

Русский стандарт. Нефти марки ESPO, добываемой в Сибири, сулят великое будущее

Наибольшие шансы прийти на смену марке Brent, которая представляет собой смесь четырех сортов добываемой в Северном море нефти, имеет российская нефть, поставляемая по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) в страны Азии, считают эксперты газеты «Уолл-стрит Джорнэл Юроп». На мировых рынках этот сорт известен как ESPO – Eastern Siberia – Pacific Ocean. Эта марка российской нефти представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%.

«От 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent»

Всего на мировых рынках торгуется более 10 общепризнанных марок нефти. Но наиболее известными и ликвидными считаются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-йоркской бирже, и Brent, котируемая на Лондонской бирже. «Корзина ОПЕК» является средневзвешенным показателем отпускных цен для семи сортов нефти. Россия экспортирует нефть под марками, которые являются смесью различных сортов нефти: Urals, Siberian Light, REBCO, Sokol и ESPO.

Нефть марки Brent считается мировым эталоном по качеству, свойствам и составу, который является оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Brent лучше всего подходит для производства бензина. То же самое касается и марки WTI. Нефть, добываемая на других месторождениях, отличается от эталона, и от этого зависит ее цена. Чем нефть хуже по своему качеству, свойствам и составу по сравнению с Brent, тем меньше ее стоимость.

Стоимость российской нефти зависит от цены барреля марки Brent – мирового ценового эталона. Обычно российская нефть торгуется с дисконтом к Brent. Безусловно, переход на собственный ценовой эталон, не зависящий от Brent, позволил бы увеличить прибыль российских нефтяных компаний и, конечно, пополнить поступления в российский бюджет.

У мировых игроков уже давно есть зуб на два текущих нефтяных эталона: WTI и Brent. У каждого есть свои специфические проблемы. Сейчас, по разным экспертным оценкам, от 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent. Однако позиции этой марки слабеют в связи с быстрым истощением запасов североморской нефти.

«В самом регионе Северного моря производители сталкиваются с существенным снижением объемов добычи из-за старения месторождений. За последние 10 лет добыча нефти в этом регионе снизилась в два раза и сейчас составляет около 1 млн баррелей в день, при этом прогнозируется, что в следующие 10 лет этот объем уменьшится еще в два раза. Также достаточно часто некоторые платформы останавливаются на ремонт, что означает нестабильность объемов поставок нефти в регионе. Все эти проблемы не позволяют Brent справедливо отражать фундаментальные соотношения спроса и предложения на мировом рынке нефти», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев.

Также Brent критикуют за отсутствие транспарентных данных по запасам и за то, как производится фиксация цен исполнения по фьючерсным контрактам, добавляет эксперт.

Производственные проблемы в Северном море, где добывается Brent, а также перепроизводство WTI приводят к слишком большой разнице в стандартах цен на сырье. «Многие участники рынка полагают, что WTI утратила статус стандарта. Предполагаю, что Brent тоже можно перестать считать таковым, поскольку она не отражает в полной мере баланса между спросом и предложением в мире», – говорит WSJ аналитик Energy Management Institute в Нью-Йорке Доминик Чиричелла.

Западные эксперты называют ESPO потенциальным эталоном для фьючерсного рынка.

«ESPO имеет большой потенциал по причине объемов поставок, – говорит газете аналитик агентства нефтяной информации Platts Джордж Монтепеске. – Для того чтобы стать мировым стандартом, объемы суточного производства конкретного сорта нефти должны быть не менее 500 тыс. баррелей. В текущем году Россия поставит на мировые рынки в сутки 300 тыс. баррелей нефти ESPO. Однако в будущем, 2013 году этот объем увеличится до 400 тыс. баррелей».

Сотрудник лондонской Международной нефтяной биржи считает, что «есть все основания полагать, что с 2015 года ESPO превратится в региональный ценовой нефтяной эталон для группы стран Азии, в первую очередь Китая, Японии и Южной Кореи». «От этого статуса рукой подать до превращения российской сибирской нефти в абсолютный стандарт мирового фьючерсного рынка нефти», – говорит эксперт, на которого ссылается ИТАР-ТАСС.

Тем не менее изменение системы стандартов на нефтяные контракты не является, по мнению экспертов, делом ближайшего будущего. Оба нынешних стандарта обладают достаточным объемом добычи и инвестиций, и «соперников» им пока не предвидится. «Установить новый стандарт нелегко», – уверяет старший аналитик International Energy Agency Бахаттин Байюксахин.

В сентябре средний объем контрактов марки Brent составлял 700 тыс. на бирже Intercontinental Exchange, их стоимость превысила отметку в 70 млрд долларов. При этом российская ESPO вообще не торгуется по фьючерсным контрактам, а количество контрактов дубайской нефти DME Oman, которую называют в числе возможных «претендентов» на новый стандарт торгов, составляет всего 5 тыс. в день. Фьючерсный контакт на нефть – это соглашение о поставке стандартного количества нефти в оговоренный срок в будущем по цене, установленной сегодня.

Поэтому Brent и WTI, скорее всего, еще долго будут сохранять свой ​​статус двух ключевых мировых игроков на рынке сырой нефти, несмотря на опасения по поводу их надежности, делают вывод западные СМИ. Производство Brent упало по всем четырем сортам сырой нефти в Северном море, но Монтепеке уверяет, что Platts готов к любому спаду в будущем и сможет добыть продукцию с других шельфов Северного моря.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также не верит, что российская нефть ESPO сможет заменить марку Brent на мировом рынке. «Добыча в Северном море снижается, но популярность фьючерсных контрактов Brent среди трейдеров и инвестиционных фондов определяется не объемом добычи на этом шельфе, а популярностью контракта этой марки. Это ликвидный инструмент, так как его можно легко и быстро как купить, так и продать, причем с минимальным дисконтом», – считает Сергей Пикин.

«Поэтому я сомневаюсь, что возможна замена Brent на другой ценовой эталон. Возможно лишь создание эталона ESPO как одного из ценовых стандартов. Но он не будет ключевым. Это как разговоры о создании новой резервной валюты в мире», – добавляет Пикин. «Марка Brent уже 40 лет является основой ценообразования нефти. Чтобы завоевать популярность, новой марке необходимо много времени», – добавляет российский эксперт.

Российские власти уже давно лелеяли мечту создать российскую марку нефти, которая бы стала новым ценовым эталоном. Главная цель была в том, чтобы избавиться от зависимости от цены нефти Brent. Ровно шесть лет назад на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) начались торги фьючерсами нового ценового индикатора российской нефти – Russian Export Blend Crude Oil (REBCO). Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф предрекал большое будущее новой марке российской нефти.

Эксперты надеялись, что REBCO в будущем заменит марку российской нефти Urals, стоимость которой зависит от цены барреля марки Brent и торгуется с дисконтом. Цена же на REBCO должна была формировать вне зависимости от Brent, на основе рыночной конъюнктуры. Заменить Urals до сих пор так и не получилось.

http://vz.ru

www.kazenergy.com

Русский стандарт. Нефти марки ESPO, добываемой в Сибири, сулят великое будущее

Наибольшие шансы прийти на смену марке Brent, которая представляет собой смесь четырех сортов добываемой в Северном море нефти, имеет российская нефть, поставляемая по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) в страны Азии, считают эксперты газеты «Уолл-стрит Джорнэл Юроп». На мировых рынках этот сорт известен как ESPO – Eastern Siberia – Pacific Ocean. Эта марка российской нефти представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%.

«От 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent»

Всего на мировых рынках торгуется более 10 общепризнанных марок нефти. Но наиболее известными и ликвидными считаются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-йоркской бирже, и Brent, котируемая на Лондонской бирже. «Корзина ОПЕК» является средневзвешенным показателем отпускных цен для семи сортов нефти. Россия экспортирует нефть под марками, которые являются смесью различных сортов нефти: Urals, Siberian Light, REBCO, Sokol и ESPO.

Нефть марки Brent считается мировым эталоном по качеству, свойствам и составу, который является оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Brent лучше всего подходит для производства бензина. То же самое касается и марки WTI. Нефть, добываемая на других месторождениях, отличается от эталона, и от этого зависит ее цена. Чем нефть хуже по своему качеству, свойствам и составу по сравнению с Brent, тем меньше ее стоимость.

Стоимость российской нефти зависит от цены барреля марки Brent – мирового ценового эталона. Обычно российская нефть торгуется с дисконтом к Brent. Безусловно, переход на собственный ценовой эталон, не зависящий от Brent, позволил бы увеличить прибыль российских нефтяных компаний и, конечно, пополнить поступления в российский бюджет.

У мировых игроков уже давно есть зуб на два текущих нефтяных эталона: WTI и Brent. У каждого есть свои специфические проблемы. Сейчас, по разным экспертным оценкам, от 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent. Однако позиции этой марки слабеют в связи с быстрым истощением запасов североморской нефти.

«В самом регионе Северного моря производители сталкиваются с существенным снижением объемов добычи из-за старения месторождений. За последние 10 лет добыча нефти в этом регионе снизилась в два раза и сейчас составляет около 1 млн баррелей в день, при этом прогнозируется, что в следующие 10 лет этот объем уменьшится еще в два раза. Также достаточно часто некоторые платформы останавливаются на ремонт, что означает нестабильность объемов поставок нефти в регионе. Все эти проблемы не позволяют Brent справедливо отражать фундаментальные соотношения спроса и предложения на мировом рынке нефти», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев.

Также Brent критикуют за отсутствие транспарентных данных по запасам и за то, как производится фиксация цен исполнения по фьючерсным контрактам, добавляет эксперт.

Производственные проблемы в Северном море, где добывается Brent, а также перепроизводство WTI приводят к слишком большой разнице в стандартах цен на сырье. «Многие участники рынка полагают, что WTI утратила статус стандарта. Предполагаю, что Brent тоже можно перестать считать таковым, поскольку она не отражает в полной мере баланса между спросом и предложением в мире», – говорит WSJ аналитик Energy Management Institute в Нью-Йорке Доминик Чиричелла.

Западные эксперты называют ESPO потенциальным эталоном для фьючерсного рынка.

«ESPO имеет большой потенциал по причине объемов поставок, – говорит газете аналитик агентства нефтяной информации Platts Джордж Монтепеске. – Для того чтобы стать мировым стандартом, объемы суточного производства конкретного сорта нефти должны быть не менее 500 тыс. баррелей. В текущем году Россия поставит на мировые рынки в сутки 300 тыс. баррелей нефти ESPO. Однако в будущем, 2013 году этот объем увеличится до 400 тыс. баррелей».

Сотрудник лондонской Международной нефтяной биржи считает, что «есть все основания полагать, что с 2015 года ESPO превратится в региональный ценовой нефтяной эталон для группы стран Азии, в первую очередь Китая, Японии и Южной Кореи». «От этого статуса рукой подать до превращения российской сибирской нефти в абсолютный стандарт мирового фьючерсного рынка нефти», – говорит эксперт, на которого ссылается ИТАР-ТАСС.

Тем не менее изменение системы стандартов на нефтяные контракты не является, по мнению экспертов, делом ближайшего будущего. Оба нынешних стандарта обладают достаточным объемом добычи и инвестиций, и «соперников» им пока не предвидится. «Установить новый стандарт нелегко», – уверяет старший аналитик International Energy Agency Бахаттин Байюксахин.

В сентябре средний объем контрактов марки Brent составлял 700 тыс. на бирже Intercontinental Exchange, их стоимость превысила отметку в 70 млрд долларов. При этом российская ESPO вообще не торгуется по фьючерсным контрактам, а количество контрактов дубайской нефти DME Oman, которую называют в числе возможных «претендентов» на новый стандарт торгов, составляет всего 5 тыс. в день. Фьючерсный контакт на нефть – это соглашение о поставке стандартного количества нефти в оговоренный срок в будущем по цене, установленной сегодня.

Поэтому Brent и WTI, скорее всего, еще долго будут сохранять свой ​​статус двух ключевых мировых игроков на рынке сырой нефти, несмотря на опасения по поводу их надежности, делают вывод западные СМИ. Производство Brent упало по всем четырем сортам сырой нефти в Северном море, но Монтепеке уверяет, что Platts готов к любому спаду в будущем и сможет добыть продукцию с других шельфов Северного моря.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также не верит, что российская нефть ESPO сможет заменить марку Brent на мировом рынке. «Добыча в Северном море снижается, но популярность фьючерсных контрактов Brent среди трейдеров и инвестиционных фондов определяется не объемом добычи на этом шельфе, а популярностью контракта этой марки. Это ликвидный инструмент, так как его можно легко и быстро как купить, так и продать, причем с минимальным дисконтом», – считает Сергей Пикин.

«Поэтому я сомневаюсь, что возможна замена Brent на другой ценовой эталон. Возможно лишь создание эталона ESPO как одного из ценовых стандартов. Но он не будет ключевым. Это как разговоры о создании новой резервной валюты в мире», – добавляет Пикин. «Марка Brent уже 40 лет является основой ценообразования нефти. Чтобы завоевать популярность, новой марке необходимо много времени», – добавляет российский эксперт.

Российские власти уже давно лелеяли мечту создать российскую марку нефти, которая бы стала новым ценовым эталоном. Главная цель была в том, чтобы избавиться от зависимости от цены нефти Brent. Ровно шесть лет назад на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) начались торги фьючерсами нового ценового индикатора российской нефти – Russian Export Blend Crude Oil (REBCO). Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф предрекал большое будущее новой марке российской нефти.

Эксперты надеялись, что REBCO в будущем заменит марку российской нефти Urals, стоимость которой зависит от цены барреля марки Brent и торгуется с дисконтом. Цена же на REBCO должна была формировать вне зависимости от Brent, на основе рыночной конъюнктуры. Заменить Urals до сих пор так и не получилось.

http://vz.ru

www.kazenergy.com

Экономика: Российской нефти марки ESPO сулят великое будущее

Нефтяные операторы ищут новый ценовой эталон на смену знаменитой марке нефти Brent. Новым стандартом для расчета цен может стать российская нефть марки ESPO, считают западные эксперты, и это может принести России большие деньги. Правда, Россия уже предпринимала попытку создать собственный ценовой эталон на нефтяном рынке. Эта попытка закончилась ничем. Наибольшие шансы прийти на смену марке Brent, которая представляет собой смесь четырех сортов добываемой в Северном море нефти, имеет российская нефть, поставляемая по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) в страны Азии, считают эксперты газеты «Уолл-стрит Джорнэл Юроп». На мировых рынках этот сорт известен как ESPO – Eastern Siberia – Pacific Ocean. Эта марка российской нефти представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%. Всего на мировых рынках торгуется более 10 общепризнанных марок нефти. Но наиболее известными и ликвидными считаются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-йоркской бирже, и Brent, котируемая на Лондонской бирже. «Корзина ОПЕК» является средневзвешенным показателем отпускных цен для семи сортов нефти. Россия экспортирует нефть под марками, которые являются смесью различных сортов нефти: Urals, Siberian Light, REBCO, Sokol и ESPO. Нефть марки Brent считается мировым эталоном по качеству, свойствам и составу, который является оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Brent лучше всего подходит для производства бензина. То же самое касается и марки WTI. Нефть, добываемая на других месторождениях, отличается от эталона, и от этого зависит ее цена. Чем нефть хуже по своему качеству, свойствам и составу по сравнению с Brent, тем меньше ее стоимость. Стоимость российской нефти зависит от цены барреля марки Brent – мирового ценового эталона. Обычно российская нефть торгуется с дисконтом к Brent. Безусловно, переход на собственный ценовой эталон, не зависящий от Brent, позволил бы увеличить прибыль российских нефтяных компаний и, конечно, пополнить поступления в российский бюджет. У мировых игроков уже давно есть зуб на два текущих нефтяных эталона: WTI и Brent. У каждого есть свои специфические проблемы. Сейчас, по разным экспертным оценкам, от 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent. Однако позиции этой марки слабеют в связи с быстрым истощением запасов североморской нефти. «В самом регионе Северного моря производители сталкиваются с существенным снижением объемов добычи из-за старения месторождений. За последние 10 лет добыча нефти в этом регионе снизилась в два раза и сейчас составляет около 1 млн баррелей в день, при этом прогнозируется, что в следующие 10 лет этот объем уменьшится еще в два раза. Также достаточно часто некоторые платформы останавливаются на ремонт, что означает нестабильность объемов поставок нефти в регионе. Все эти проблемы не позволяют Brent справедливо отражать фундаментальные соотношения спроса и предложения на мировом рынке нефти», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев. Также Brent критикуют за отсутствие транспарентных данных по запасам и за то, как производится фиксация цен исполнения по фьючерсным контрактам, добавляет эксперт. Производственные проблемы в Северном море, где добывается Brent, а также перепроизводство WTI приводят к слишком большой разнице в стандартах цен на сырье. «Многие участники рынка полагают, что WTI утратила статус стандарта. Предполагаю, что Brent тоже можно перестать считать таковым, поскольку она не отражает в полной мере баланса между спросом и предложением в мире», – говорит WSJ аналитик Energy Management Institute в Нью-Йорке Доминик Чиричелла. Западные эксперты называют ESPO потенциальным эталоном для фьючерсного рынка. «ESPO имеет большой потенциал по причине объемов поставок, – говорит газете аналитик агентства нефтяной информации Platts Джордж Монтепеске. – Для того чтобы стать мировым стандартом, объемы суточного производства конкретного сорта нефти должны быть не менее 500 тыс. баррелей. В текущем году Россия поставит на мировые рынки в сутки 300 тыс. баррелей нефти ESPO. Однако в будущем, 2013 году этот объем увеличится до 400 тыс. баррелей». Сотрудник лондонской Международной нефтяной биржи считает, что «есть все основания полагать, что с 2015 года ESPO превратится в региональный ценовой нефтяной эталон для группы стран Азии, в первую очередь Китая, Японии и Южной Кореи». «От этого статуса рукой подать до превращения российской сибирской нефти в абсолютный стандарт мирового фьючерсного рынка нефти», – говорит эксперт, на которого ссылается ИТАР-ТАСС. Тем не менее изменение системы стандартов на нефтяные контракты не является, по мнению экспертов, делом ближайшего будущего. Оба нынешних стандарта обладают достаточным объемом добычи и инвестиций, и «соперников» им пока не предвидится. «Установить новый стандарт нелегко», – уверяет старший аналитик International Energy Agency Бахаттин Байюксахин. В сентябре средний объем контрактов марки Brent составлял 700 тыс. на бирже Intercontinental Exchange, их стоимость превысила отметку в 70 млрд долларов. При этом российская ESPO вообще не торгуется по фьючерсным контрактам, а количество контрактов дубайской нефти DME Oman, которую называют в числе возможных «претендентов» на новый стандарт торгов, составляет всего 5 тыс. в день. Фьючерсный контакт на нефть – это соглашение о поставке стандартного количества нефти в оговоренный срок в будущем по цене, установленной сегодня. Поэтому Brent и WTI, скорее всего, еще долго будут сохранять свой ​​статус двух ключевых мировых игроков на рынке сырой нефти, несмотря на опасения по поводу их надежности, делают вывод западные СМИ. Производство Brent упало по всем четырем сортам сырой нефти в Северном море, но Монтепеке уверяет, что Platts готов к любому спаду в будущем и сможет добыть продукцию с других шельфов Северного моря. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также не верит, что российская нефть ESPO сможет заменить марку Brent на мировом рынке. «Добыча в Северном море снижается, но популярность фьючерсных контрактов Brent среди трейдеров и инвестиционных фондов определяется не объемом добычи на этом шельфе, а популярностью контракта этой марки. Это ликвидный инструмент, так как его можно легко и быстро как купить, так и продать, причем с минимальным дисконтом», – считает Сергей Пикин. «Поэтому я сомневаюсь, что возможна замена Brent на другой ценовой эталон. Возможно лишь создание эталона ESPO как одного из ценовых стандартов. Но он не будет ключевым. Это как разговоры о создании новой резервной валюты в мире», – добавляет Пикин. «Марка Brent уже 40 лет является основой ценообразования нефти. Чтобы завоевать популярность, новой марке необходимо много времени», – добавляет российский эксперт. Российские власти уже давно лелеяли мечту создать российскую марку нефти, которая бы стала новым ценовым эталоном. Главная цель была в том, чтобы избавиться от зависимости от цены нефти Brent. Ровно шесть лет назад на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) начались торги фьючерсами нового ценового индикатора российской нефти – Russian Export Blend Crude Oil (REBCO). Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф предрекал большое будущее новой марке российской нефти. Эксперты надеялись, что REBCO в будущем заменит марку российской нефти Urals, стоимость которой зависит от цены барреля марки Brent и торгуется с дисконтом. Цена же на REBCO должна была формировать вне зависимости от Brent, на основе рыночной конъюнктуры. Заменить Urals до сих пор так и не получилось.

Теги:  цена на нефть

so-l.ru

Русский стандарт. Нефти марки ESPO, добываемой в Сибири, сулят великое будущее

Наибольшие шансы прийти на смену марке Brent, которая представляет собой смесь четырех сортов добываемой в Северном море нефти, имеет российская нефть, поставляемая по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) в страны Азии, считают эксперты газеты «Уолл-стрит Джорнэл Юроп». На мировых рынках этот сорт известен как ESPO – Eastern Siberia – Pacific Ocean. Эта марка российской нефти представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%.

«От 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent»

Всего на мировых рынках торгуется более 10 общепризнанных марок нефти. Но наиболее известными и ликвидными считаются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-йоркской бирже, и Brent, котируемая на Лондонской бирже. «Корзина ОПЕК» является средневзвешенным показателем отпускных цен для семи сортов нефти. Россия экспортирует нефть под марками, которые являются смесью различных сортов нефти: Urals, Siberian Light, REBCO, Sokol и ESPO.

Нефть марки Brent считается мировым эталоном по качеству, свойствам и составу, который является оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Brent лучше всего подходит для производства бензина. То же самое касается и марки WTI. Нефть, добываемая на других месторождениях, отличается от эталона, и от этого зависит ее цена. Чем нефть хуже по своему качеству, свойствам и составу по сравнению с Brent, тем меньше ее стоимость.

Стоимость российской нефти зависит от цены барреля марки Brent – мирового ценового эталона. Обычно российская нефть торгуется с дисконтом к Brent. Безусловно, переход на собственный ценовой эталон, не зависящий от Brent, позволил бы увеличить прибыль российских нефтяных компаний и, конечно, пополнить поступления в российский бюджет.

У мировых игроков уже давно есть зуб на два текущих нефтяных эталона: WTI и Brent. У каждого есть свои специфические проблемы. Сейчас, по разным экспертным оценкам, от 50 до 80% мировой торговли нефтью имеют привязку к цене именно марки Brent. Однако позиции этой марки слабеют в связи с быстрым истощением запасов североморской нефти.

«В самом регионе Северного моря производители сталкиваются с существенным снижением объемов добычи из-за старения месторождений. За последние 10 лет добыча нефти в этом регионе снизилась в два раза и сейчас составляет около 1 млн баррелей в день, при этом прогнозируется, что в следующие 10 лет этот объем уменьшится еще в два раза. Также достаточно часто некоторые платформы останавливаются на ремонт, что означает нестабильность объемов поставок нефти в регионе. Все эти проблемы не позволяют Brent справедливо отражать фундаментальные соотношения спроса и предложения на мировом рынке нефти», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев.

Также Brent критикуют за отсутствие транспарентных данных по запасам и за то, как производится фиксация цен исполнения по фьючерсным контрактам, добавляет эксперт.

Производственные проблемы в Северном море, где добывается Brent, а также перепроизводство WTI приводят к слишком большой разнице в стандартах цен на сырье. «Многие участники рынка полагают, что WTI утратила статус стандарта. Предполагаю, что Brent тоже можно перестать считать таковым, поскольку она не отражает в полной мере баланса между спросом и предложением в мире», – говорит WSJ аналитик Energy Management Institute в Нью-Йорке Доминик Чиричелла.

Западные эксперты называют ESPO потенциальным эталоном для фьючерсного рынка.

«ESPO имеет большой потенциал по причине объемов поставок, – говорит газете аналитик агентства нефтяной информации Platts Джордж Монтепеске. – Для того чтобы стать мировым стандартом, объемы суточного производства конкретного сорта нефти должны быть не менее 500 тыс. баррелей. В текущем году Россия поставит на мировые рынки в сутки 300 тыс. баррелей нефти ESPO. Однако в будущем, 2013 году этот объем увеличится до 400 тыс. баррелей».

Сотрудник лондонской Международной нефтяной биржи считает, что «есть все основания полагать, что с 2015 года ESPO превратится в региональный ценовой нефтяной эталон для группы стран Азии, в первую очередь Китая, Японии и Южной Кореи». «От этого статуса рукой подать до превращения российской сибирской нефти в абсолютный стандарт мирового фьючерсного рынка нефти», – говорит эксперт, на которого ссылается ИТАР-ТАСС.

Тем не менее изменение системы стандартов на нефтяные контракты не является, по мнению экспертов, делом ближайшего будущего. Оба нынешних стандарта обладают достаточным объемом добычи и инвестиций, и «соперников» им пока не предвидится. «Установить новый стандарт нелегко», – уверяет старший аналитик International Energy Agency Бахаттин Байюксахин.

В сентябре средний объем контрактов марки Brent составлял 700 тыс. на бирже Intercontinental Exchange, их стоимость превысила отметку в 70 млрд долларов. При этом российская ESPO вообще не торгуется по фьючерсным контрактам, а количество контрактов дубайской нефти DME Oman, которую называют в числе возможных «претендентов» на новый стандарт торгов, составляет всего 5 тыс. в день. Фьючерсный контакт на нефть – это соглашение о поставке стандартного количества нефти в оговоренный срок в будущем по цене, установленной сегодня.

Поэтому Brent и WTI, скорее всего, еще долго будут сохранять свой ​​статус двух ключевых мировых игроков на рынке сырой нефти, несмотря на опасения по поводу их надежности, делают вывод западные СМИ. Производство Brent упало по всем четырем сортам сырой нефти в Северном море, но Монтепеке уверяет, что Platts готов к любому спаду в будущем и сможет добыть продукцию с других шельфов Северного моря.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также не верит, что российская нефть ESPO сможет заменить марку Brent на мировом рынке. «Добыча в Северном море снижается, но популярность фьючерсных контрактов Brent среди трейдеров и инвестиционных фондов определяется не объемом добычи на этом шельфе, а популярностью контракта этой марки. Это ликвидный инструмент, так как его можно легко и быстро как купить, так и продать, причем с минимальным дисконтом», – считает Сергей Пикин.

«Поэтому я сомневаюсь, что возможна замена Brent на другой ценовой эталон. Возможно лишь создание эталона ESPO как одного из ценовых стандартов. Но он не будет ключевым. Это как разговоры о создании новой резервной валюты в мире», – добавляет Пикин. «Марка Brent уже 40 лет является основой ценообразования нефти. Чтобы завоевать популярность, новой марке необходимо много времени», – добавляет российский эксперт.

Российские власти уже давно лелеяли мечту создать российскую марку нефти, которая бы стала новым ценовым эталоном. Главная цель была в том, чтобы избавиться от зависимости от цены нефти Brent. Ровно шесть лет назад на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) начались торги фьючерсами нового ценового индикатора российской нефти – Russian Export Blend Crude Oil (REBCO). Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф предрекал большое будущее новой марке российской нефти.

Эксперты надеялись, что REBCO в будущем заменит марку российской нефти Urals, стоимость которой зависит от цены барреля марки Brent и торгуется с дисконтом. Цена же на REBCO должна была формировать вне зависимости от Brent, на основе рыночной конъюнктуры. Заменить Urals до сих пор так и не получилось.

http://vz.ru

www.kazenergy.com

ESPO: шанс на маркер

Как известно, нефть различается по своим химическим характеристикам – в зависимости от региона добычи и конкретного месторождения можно получить «чёрное золото» различного качества. Соответственно, для облегчения продажи на мировом рынке все нефти разделены на сорта, при этом за критерий взято два показателя – плотность и содержание серы. Лучшей является нефть с низкой плотностью и низким содержанием серы.

Обычно сорт привязывается к месторождению, и таким образом, у каждой страны, добывающей нефть, есть свой сорт, а у некоторых стран и по нескольку сортов. Кроме этого, если «чёрное золото» экспортируется не напрямую с месторождения, а смешивается из различных месторождений и продаётся в виде смеси, то сорт привязывается к трубе или порту.

В мировой практике принято выделять основные, или маркерные, сорта, являющиеся базой для расчёта цен на все остальные (с помощью премии или дисконта). Задающими фон на мировых рынках «чёрного золота» являются Brent и WTI. Кроме этого мировой эталонной маркой является и Dubai Crude как сорт, используемый для установления цены на все марки экспортной нефти из региона Персидского залива.

Таким образом, в настоящее время на мировых рынках присутствует три маркерных сорта нефти и несколько десятков «обычных» сортов. Из них в России производится шесть: Urals, Siberian Light, Sokol, Vityaz, REBCO и ESPO.

Основным российским нефтяным брэндом является Urals – марка экспортной смеси, по которой до сих пор оценивается большая часть российского «чёрного золота», поступающего на мировой рынок. Этот сорт получается путём смешения тяжёлой высокосернистой нефти Урала и Поволжья (преимущественно Татарстан и Башкортостан) с лёгкой западносибирской нефтью Siberian Light (ХМАО).

Из-за наличия большого количества сернистых примесей сорт Urals считается не слишком качественным, поэтому на мировом рынке нефть этого сорта продаётся с дисконтом к цене Brent. А поскольку такая ситуация явно не устраивает ни власти РФ, ни российские нефтяные холдинги (ведь ежегодные потери от дисконта составляют миллиарды долларов), то данную проблему пытаются решить уже долгое время. Первоначально идея повышения качества экспортной смеси состояла в разделении потоков тяжёлой поволжской нефти и лёгкой нефти ХМАО с последующим выводом на мировой рынок именно этого лёгкого сорта под новым брэндом Siberian Light. Ведь по своему качеству Siberian Light не уступает сорту Brent и, следовательно, потерь за счёт дисконта в цене удалось бы избежать.

Однако на пути решения этой задачи встала техническая проблема – отсутствие альтернативных транспортных мощностей – «лишних» трубопроводов не было, а перевозки по ж/д делали бы такую нефть «золотой». Поэтому было найдено иное решение – либо облагораживание тяжёлой волжской нефти на входе в общую трубу, либо полное её исключение из экспортной трубы и переработка на месте. Пока развитие событий идёт по второму сценарию – так, в 2011 году к существующим в Татарстане нефтеперерабатывающим мощностям ОАО «ТАИФ-НК» (9 млн. тонн) добавились мощности ОАО «ТАНЕКО» (Нижнекамский НПЗ, 7 млн. тонн). А в случае если мощности Нижнекамского НПЗ будут удвоены (такой проект есть, но для его реализации требуется поддержка Правительства РФ), то в среднесрочной перспективе смесь Urals имеет все шансы улучшить свои характеристики и стать на один уровень с маркерным сортом Brent.

Теперь о сортах Siberian Light и REBCO, целью создания которых было решение всё той же «проблемы Urals». Как отмечено выше, сорт Siberian Light пока не получил широкого распространения из-за отсутствия альтернативных способов транспортировки этой нефти на мировые рынки. Судьба сорта REBCO (Russian Export Blend Crude Oil), который по составу был схож с Urals, но предназначался для биржевой торговли, также пока не сложилась – из-за отсутствия технической возможности поставок на рынок больших объёмов продукта этот новый сорт, выведенный в 2006 году на площадку NYMEX, не нашёл спроса у покупателей и сейчас торгуется скорее номинально.

Разработка сахалинских нефтегазовых проектов дала России ещё два сорта – Sokol (Сахалин-1) и Vityaz (Сахалин-2). При этом поставки нефти данных марок осуществляются преимущественно в страны АТР, и таким образом, оба сорта не связаны с западноевропейскими рынками. Поэтому если цены на Urals, Siberian Light и REBCO напрямую зависят от котировок Brent, то цена в контрактах на поставку нефти Sokol и Vityaz высчитывается исходя из цен на Dubai Crude.

По своим характеристикам нефть обоих сортов довольно высокого качества, при этом Sokol является лучшей из российских марок «чёрного золота». Более того, она лучше маркерных сортов Brent и WTI, не говоря уже о Dubai Crude. Однако объёмы добычи и экспорта сахалинской нефти не столь велики, чтобы делать погоду на мировых рынках.

А вот у новой российской марки нефти ESPO (Eastern Siberian Pipeline Ocean) есть довольно неплохие шансы быть оцененной мировыми площадками по наивысшему баллу. Данный сорт нефти добывается в Западной и Восточной Сибири и поставляется по трубопроводу ВСТО на восточное побережье России (порт Козьмино, Приморский край). Поскольку она не смешивается с тяжёлыми татарскими и башкирскими нефтями, то её качество выше, чем Urals, а по потенциальным объёмам поставок она спокойно превосходит сахалинские сорта. Есть и ещё плюс – ESPO имеет меньшее транспортное плечо, что соответственно удешевляет и цену нефти. Так, если поставка нефти с Ближнего Востока в АТР занимает 2-3 недели, то восточносибирская нефть может дойти до азиатского покупателя за 3-5 дней. Да и сами страны АТР стремятся к диверсификации импортных поставок нефти.

Таким образом, в настоящее время Россия располагает шестью марками нефти, из которых две (Urals и ESPO) способны не просто встать на один уровень с маркерными сортами, но и потенциально перегнать своих основных конкурентов – Brent для Urals и Dubai для ESPO. Так что теперь главное для РФ – не упустить свой шанс и продолжать работать над повышением качества Urals, а также проводить последовательную политику по завоеванию нефтью ESPO азиатских рынков.

Анна Анненкова - старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель»

www.transport-nefti.com


Смотрите также