goldinmark. Нефть при николае 2


Кому Николай II отдал нефть Российской империи? | История России

Сегодня Россию причисляют к списку самых могущественных нефтяных держав. Однако такое положение дел было далеко не всегда. Борьба за нефть стала частью геополитики. «Чёрная кровь» давалась России непросто.

Журнал: История от «Русской Семёрки» №7, июль 2017 годаРубрика: ГлавноеТекст: Русская Семёрка

Рокфеллер

Фото: добыча нефти в РоссииВо второй половине XIX века человечество ещё не пользовалось для передвижения автомобилями, поэтому в отрасли нефтепромышленности активно производился не бензин, а керосин, который шёл на поддержание работоспособности осветительных приборов и малогабаритных устройств для приготовления пищи. Керосин был востребован и в социальной сфере: для нужд образования, здравоохранения, городского коммунального хозяйства.На российском рынке монополия на промышленный выпуск керосина всецело принадлежала американской корпорации под управлением Рокфеллера. Отечественная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая индустрии были в глубоком упадке, а потому были неконкурентоспособными.Проблему усугубляла присутствовавшая в нашей стране откупная система, которая предоставляла иностранным кредиторам широкие просторы и полную свободу действий. В результате зарубежные арендаторы были заинтересованы в полном опустошении российских недр с целью максимальной собственной наживы. Наносимый ущерб в сотни раз обострялся тем, что правительство не пускало полученные с откупа земель средства на инновации и техническое переоснащение производства.

Всё меняется

Переломный момент произошёл в 1872 году, когда власти страны осуществили глобальную реформу и отменили систему откупа на всех отечественных нефтепромыслах. Вместо этого правительство предложило приватизировать нефтеносные участки. Механизм осуществлялся путём открытых торгов за единовременную плату.В итоге на всех незанятых казённых землях Кавказа открыли беспрепятственный поиск нефти не только для российских подданных, но и для иностранных инвесторов. Нефтеносные участки попали в руки первых российских предпринимателей Василия Кокорева и Петра Губонина, которые создали серьёзную конкуренцию Рокфеллеру благодаря созданию Бакинского нефтяного общества.Объединённая структура специализировалась на добыче, переработке, транспортировке и реализации нефти. Таким образом, умелые действия компаньонов привели к тому, что к 1877 году компания добывала около трети всей российской нефти. Небывалый успех стимулировал остальных игроков внутреннего нефтяного рынка на создание собственных предприятий.

Первый нефтепровод

В начале 1870-х произошло событие, положившее начало массовой транспортировке нефти на большие расстояния. Роберт Нобель, шведский подданный, посланный в нашу страну за древесиной, обнаружил, что нефтеперерабатывающий завод куда прибыльнее производства оружия.После покупки предприятия Нобель задумался о новом способе переправки нефти, так как ослы для этого дела не годились. Тогда и пришла идея о прокладке нефтепроводов для перекачки нефти, которые позволили бы переправлять чёрное золото во все регионы страны.А после строительства первого в мире нефтеналивного судна «Зороастр» нефть стала международным достоянием и попала на внешний рынок, где пользовалась высоким спросом у иностранных покупателей. Инновационные технологии помогли вывести Россию в лидеры среди нефтяных держав мира и обогнать по нефтедобыче Америку в 1898 году. Безоговорочное первенство длилось 4 года.

Гонка нефтедобычи

Основным соперником Нобеля выступал транснациональный гигант Royal Dutch Shell. На российском Кавказе также прочно обосновалась французская нефтяная компания Ротшильдов, которая в поиске конкурентных преимуществ перед Рокфеллером и Нобелем стала строить нефтяные танкеры для транспортировки нефти по Суэцкому каналу в целях сокращения пути из Атлантики в Индокитай. Бакинская нефть попала практически на все мировые континенты.Начало XX века ознаменовалось позиционированием нефти в качестве стратегического товара. Тогда английский адмирал Фишер и произнёс сакральную фразу: «Кто владеет нефтью, тот правит миром».Акции отечественных и зарубежных нефтяных компаний стали козырными картами на Петербургской бирже.Россия пережила острейший кризис нефтепромышленной отрасли в 1905 году, который пришёлся на пик революции с забастовками рабочих, поджогами и погромами предприятий. В тот момент нефтедобыча упала практически до нуля, в связи с чем Россия лишилась своих европейских и восточных рынков сбыта.К началу Первой мировой войны резко обострилась борьба на внутреннем нефтяном рынке между крупнейшими её игроками: Путиловым с Нобелем и Royal Dutch/Shell. Российская нефтедобывающая отрасль пережила Гражданскую и Отечественную войны, несколько английских интервенций, турецкую оккупацию части Кавказа.Несмотря на исторические конфликты сфера нефтедобычи так и осталась стратегической и не сломилась под натиском кризиса. Благодаря надёжной, строившейся в течение 50 лет инфраструктуре при непосредственном участии иностранных инвестиций нефтяная промышленность смогла спокойно перенести удары судьбы без ощутимых потерь. Это позволило России не только не превратиться в сырьевой придаток остальных крупных государств, но и в исторически сжатые сроки построить мощную нефтяную индустрию.Сегодня Россия проводит планомерную политику для поддержания собственного нефтяного статуса и полной независимости от остальных конкурентов. Для этого реализуется сразу несколько стратегий: многополярная для противостояния гегемонии США и энергетическая для собственной сырьевой безопасности. Смутные 1990-е годы отбросили нашу страну далеко назад в области добычи нефти. Однако смена власти в нулевых годах позволила в кратчайшие сроки реформировать практически все сферы экономики и промышленности, включая нефтепромышленную. Россия сумела вернуть себе позиции сверхдержавы на международной и нефтяной аренах.

  • < Назад
  • Вперёд >
Добавить комментарий

bagira.guru

Российская Империя: добыча нефти - Игорь Пыхалов

Продолжаем изучать «потерянную Россию».

Что касается добычи нефти, то её максимум пришёлся на 1901 год, после чего отечественная нефтяная промышленность вступила в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого так и не вышла до прихода к власти большевиков.

Добыча нефти, млн пудов:1885 — 115,01886 — 123,01887 — 155,01888 — 182,01889 — 192,01890 — 226,01891 — 275,01892 — 286,01893 — 325,01894 — 297,01895 — 377,01896 — 403,21897 — 449,81898 — 503,91899 — 550,41900 — 631,11901 — 706,31902 — 670,51903 — 630,21904 — 656,41905 — 455,91906 — 491,31907 — 523,71908 — 528,61909 — 563,31910 — 588,41911 — 558,61912 — 569,31913 — 561,3(Народное хозяйство в 1913 году. Годовые обзоры важнейших отраслей народного хозяйства (год шестой). Пг., 1914. С.337–338)

В результате, если в 1901 году на Россию приходилось чуть больше половины добытой в мире нефти, в последующие годы её доля в мировой добыче неуклонно уменьшалась.

Доля России и США в мировой нефтедобыче, %:

Таким образом, в течение 1913 г. по сравнению с 1912 г. в распределении мировой добычи между отдельными странами сколько-нибудь существенных изменений не произошло, в то время как по сравнению с 1906 г. отчётный год отличается главным образом размерами участия в мировой добыче нефти России и Соединённых Штатов; при этом итоги складываются далеко не в пользу России, в особенности если принять во внимание, что ещё в 1901 г. отечественная добыча нефти составляла 50,6% мировой добычи нефти, а северо-американская — всего 41,2%. Небезынтересно отметить, что уменьшение участия России в мировой добыче нефти нельзя относить за счёт печальной памяти событий 1905 г., хотя, конечно, и эти события имели своё значение. Дело в том, что в период 1901–1905 гг. добыча нефти колебалась сравнительно незначительно, всего процентов на 10 (в 1901 г. было добыто 705 м. п., в 1902 г. — 671 м. п., в 1903 г. 629 м. п. и в 1904 г. — 655 м. п.), каковые колебания, очевидно, не могли понизить отечественного участия в мировой добыче с 50,5% в 1901 г. до 43,4% в 1902 г., 38,6% в 1903 г. и 35,7% в 1904 г., но именно в эти годы добыча нефти в Соед. Штатах начала развиваться особенно усиленно (с 69 милл. барр. в 1901 г. до 117 милл. барр. в 1904 г.), что и отразилось на значении России в мировом нефтяном деле. (Там же. С.359)В 1901 г. в эволюции нефтяной промышленности наступает перелом: она вступает в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого она так и не вышла до национализации....Падение добычи в течение первых лет настоящего столетия связано с кризисом сбыта, наступившим как раз в момент, когда буровая деятельность достигла максимальных размеров: так, с 1897 г. по 1900 г. количество пройденных бурением метров в Баку возросло с 85017 до 177388 м. Под влиянием столь интенсивного бурения следующий 1901 г. дал резкий рост добычи нефти, выброшенной на рынок; тогда все рынки были переполнены товаром, и спрос резко сократился. Показателем низкого уровня спроса может служить движение цен; так, сырая нефть в Баку в заводском районе в 1900 г. достигла 16 коп. за 16 кг в среднем за год, в 1901 г. средняя годовая цена падает до 8 коп. и в 1902 г. до 7 коп. за 16 кг.

Под влиянием столь сильного падения цен буровая деятельность резко сократилась: в Баку число пройденных бурением метров сократилось с 177388 м в 1900 г. до 161690 м в 1901 г. и до 76176 м в 1902 г.

Падение добычи, обусловленное общим экономическим кризисом, достигло своего предела в 1902 г. С 1903 г. рыночная конъюнктура вновь улучшается, спрос возрастает, и цены, которые в январе стояли на уровне 7,3 коп. за 16 кг в заводском районе, к концу года, в декабре, поднялись до 15,9 коп. С 1903 г. буровая деятельность в Баку возрастает, и в следующем 1904 г. добыча вновь возрастает; но эта новая тенденция к подъёму резко обрывается революцией 1905 г., которая сопровождалась разгромом значительной части бакинских промыслов. Кроме того, с начала нового столетия стало сказываться в резкой форме падение производительности скважин на старых площадях. В связи со всеми этими обстоятельствами добыча нефти держится на пониженном уровне в течение всего периода, несмотря на наличность значительного спроса на жидкое топливо.

Этот низкий уровень добычи нефти после 1905 г. был одним из главных факторов топливного дефицита, продолжавшегося в течение многих лет.

(Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России. М., 1994. С.71–72)

pyhalov.livejournal.com

Отвечаю на эту запись  http://vk.com/wall2384655_2963 Вот ее…

Отвечаю на эту запись http://vk.com/wall2384655_2963Вот ее текст[Нажмите, чтобы прочитать]

Именно при Николае II были запрограммированы, начаты или осуществлены все «великие стройки» коммунизма, которыми так кичились большевики: БАМ, электрификация всей страны, освоение Дальнего Востока...сырую нефть при Царе вывозить заграницу было нельзя, а вырученные средства из-за продажи керосина и масел шли на развитие отечественной промышленности... детские сады, приюты, родильные дома, ночлежки для бездомных, борьба с безграмотностью, начальное образование — вовсе не были изобретением советской власти: они были заложены и успешно развивались в царское время... при «слабом» Царе в 1915-1916 гг. враг был остановлен в Царстве Польском и Прибалтике, а в 1941-1945 гг. при «сильном» Сталине у Москвы и на Волге..

По порядку.1. БАМВ 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала, после чего в июле — сентябре 1889 года полковник Генерального штаба Н. А. Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа. И пришел к выводу: «…проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях». Волошинов не был пессимистом, но он трезво осознавал: ни техники, ни средств для выполнения грандиозных работ у России на тот момент не было.В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство.[5]Отсюда

2. ЭлектрификацияВот здесь смотримМощность районных электростанций (млн.кВт):в 1913 - 0,2в 1920 - 0,25в 1930 - 1,4в 1935 - 4,1Как видим за 7 лет с 1913 по 1920 прибавилось всего 25%В 1913 было 33 электростанции на всю страну. В 1917 - 75 (большевики приняли страну в оперативное управление). И в 1927 уже 858 электростанций. За 10 лет в 11 раз. Ну да, этож Николай II все заложил. Он похоже все 4 года так закладывал, что почти никакие мощности не приросли, а значит, по сути, отрасль просто замерла. А любое не движение вперед, даже стагнация - есть отставание от реальной жизни, в таких условиях ничего он там не мог закладывать. Когда страна истощена войной и т.д.Как видим и раньше, в 1889, как процитирвано в пункте выше, денег у страны на грандиозные проекты тоже не было. А электрификация всей страны это несомненно грандиознейший проект. Так что, опять же утрированно, Страна лавировала между безденежьем (1890е-1913) и полной нищетой (1913-1917) и объективных экономических предпосылок к улучшению ситуации не было. Это одна из причин революции, кстати, нищий разъяренный народ - гремучая смесь. Долго собираемся, но едем с ветерком. О русский бунт - бессмысленный и беспощадный.

В Киеве такой трамвай появился ещё в 1892-м году – для него построили полтора километра линий и 30-киловаттную электростанцию. Теперь же Генрих Графтио, впоследствии ведущий специалист по электрификации железных дорог, запускает в 1907-м году трамвай в Петербурге, и заодно строит «Трамвайную» электростанцию. В 1914-м началось строительство пятой станции, «Уткиной заводи». Но, как и в случае с предыдущими станциями, основную часть финансирования предоставили зарубежные инвесторы, в основном немецкие. С началом войны их попросили покинуть страну, да они и сами не горели желанием отдавать деньги вражескому государству. А «Русское акционерное общество электрических районных станций», которое формально руководило стройкой, само проект «не вытянуло». А вот и ответ на вопрос на какие деньги все это строилось.

3. Дальний востокЗдесь

В 1850 году лейтенант Г. И. Невельской высадился в устье Амура и явочным порядком основал там военный пост. Убедившись, что цинская администрация, к тому времени не оправившаяся от последствий первой опиумной войны и связанная в своих действиях вспыхнувшим в странетайпинским восстанием, не имеет возможности адекватного ответа на территориальные притязания России, Невельской принимает решение объявить устье Амура и побережье Татарского пролива владениями Российской империи.

14 мая 1854 года — генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Н. Н. Муравьев, располагая полученными от Г. И. Невельского данными об отсутствии цинских воинских подразделений по Амуру, организовал первый сплав по реке, в состав которого входили: пароход «Аргунь», 48 лодок, 29 плотов и около 800 человек. Сплав доставил в низовья Амура боеприпасы, продовольствие, войска (сотня казаков, 2-й конной бригады Забайкальского войска). Часть войск далее отправилась морем на Камчатку для укрепления Петропавловского гарнизона, часть же осталась на китайской территории для реализации муравьевского проекта аннексии Приамурья.

Через год состоялся второй сплав, в котором участвовало около 2,5 тысячи человек. К концу 1855 года в низовьях Амура было уже пять русских поселений: Иркутское, Богородское, Ново-Михайловское, Сергеевское. В 1858 году правобережье Амура официально отошло к России по заключённому с империей Цин Айгуньскому договору.

Меж тем, Николай II у руля лишь с 1894. А его путешествие началось в 1890, когда он еще не был Императором. В сущности, Николай II просто продолжил начинания своих предшественников - о, это уже чудо.

4. Нефть

Императорское общество собрало все материалы «за» и «против» строительства нефтепровода. На заседании общего собрания от 12 декабря 1888 г. общество постановило ходатайствовать перед правительством: 1) о безусловном воспрещении вывоза сырья, всякого рода отбросов нефтяного производства и полуобработанных продуктов; 2) о разрешении свободного вывоза только законченных товаров, поступающих не-посредственно к потребителю, а не на заводы для обработки. И опять же, не при Николае II это все началось. Тем не менее после 1905-1907 нефтепром вообще приходит в упадок. Да такой что на прежний уровень уже СССР выходит только в 1927 году, через 10 лет после революции. Кроме того, переработанную нефть продавать за границу было можно, а насколько она была переработанна - не важно. Так что на деле нефтепродукты и дальше продавались за кордон.

5.

goldinmark.livejournal.com


Смотрите также