Новосибирский Краеведческий портал. Нефть сибири омбыш кузнецов


Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич | Новосибирский Краеведческий портал

Живописец, заслуженный художник России

 

Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов – известный российский художник, живущий в Новосибирске. Он активно и много работает, начиная с 1970-х годов. С середины семидесятых его известность приобрела всесоюзный масштаб. В 1981-м он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 2000-х годах – заслуженным художником Российской Федерации и членом-корреспондентом Российской академии художеств. Список званий и наград очень велик. Но важнее следующее: почти вся жизнь Омбыш-Кузнецова связана с Новосибирском, а искусство его – явление далеко не местного масштаба. Картины мастера всегда играли особую роль в художественной жизни города и страны в целом, появление некоторых из них можно оценить как событие в изобразительном искусстве. Среди молодых советских живописцев 70-х – 80-х годов Омбыш-Кузнецов выделялся глубиной и своеобразием манеры исполнения, которые отличают и современные работы художника.

 

В 1970 году Михаил Сергеевич окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. На первых порах именно образование определило тематику его творчества: городской пейзаж, индустриальный мотив, композиция на современную тему. Рано определился и с живописным подходом к этим темам: выявление конструктивной логики изображаемого, подчёркивание геометрических форм и «каркаса» работы, жёсткая, рационалистическая манера и сдержанная декоративность. В дальнейшем появились картины в разных жанрах: пейзаж, портрет, бытовой, натюрморт, который у Омбыш-Кузнецова часто неотделим от бытового жанра.

 

Первый большой успех художника и интерес к нему зрителей и критики связаны с серией работ «Нефтехим» (1973). В них труд и вся жизнь людей «завязаны» на технике, красота показана там, где раньше её не видели. Акцент сделан на технике и архитектуре, которые изображены так ясно, лаконично и точно, что живописное полотно напоминает архитектурный чертёж. Своеобразная красота индустрии и техники подчёркивается также за счёт пространственного решения, цветовое решение – лаконичное и строгое. Такая же эстетизация индустрии – главное качество художника – ощущается и в картине 1975 г. «Артерии Нефтехима».

 

Со своей темой, образами и стилистикой Омбыш-Кузнецов органично вошёл в генерацию «семидесятников». В 70-х – 80-х он пишет работы, связанные с поездками по Сибири, которая в то время привлекала внимание многих деятелей искусства. Особенно важны «Дорога на Уренгой», «Сибирские нефтяники», «Освоение» (все 1980 г.) и другие работы «Тюменского цикла». «Дорога на Уренгой» – поиск и развитие новых живописных принципов и приёмов. В ней соединяется «репортажный» принцип изображения современной стройки с приёмами фотографии и кинематографа. Включённые в живописную ткань полотна фотографии – как документы истории, как факты: три друга позируют для снимка на память, люди укладывают рельсы – всё это напоминает «стоп-кадры» в документальном кино. Автор словно монтирует документальные кадры и репортажные зарисовки по методу коллажа. Это придаёт изображаемому ощущение подлинности, образам – новые грани. Реальные события переданы в цвете, а монохромные изображения – это воспоминания, которые будто проецируются на воображаемый экран. Введение в картину условного чертежа – это третий временной пласт, будущее. Работа представляет собой развёрнутую метафору. Позднее метафорическое начало будет встречаться в произведениях художника разных жанров. Также и монтажный принцип построения, и приёмы фото и кино, и своеобразное «полиэкранное» изображение. Картины «Освоение» и «Сибирские нефтяники» близки «Дороге на Уренгой», а в «Сибирских нефтяников» включены убедительные и почти документальные портреты рабочих. Тем самым автору удалось создать монументальный образ героя нового времени. Такой же поход к изображению современников в его «Бригаде» и других полотнах.

 

В «Формуле хлеба» (1984) и «Метро для Новосибирска» (1985) также видно стремление показать суть и красоту трудового процесса. Но если в «Формуле хлеба» художник откровенно прославляет труд и создаёт обобщённый образ-символ человека труда, то в «Метро для Новосибирска» ощущаются новые веяния, новое отношение к труду. Уже не звучат бодрые оптимистические ноты. И в лицах рабочих нет прежней красоты и образной яркости. Как и в более ранних работах, действие каждой разворачивается во времени, используются монтажный принцип композиции, крупные планы, выразительные детали, а фотомонтаж – ещё более смело.

 

С конца 80-х образная и пластическая системы Омбыш-Кузнецова несколько меняются. В ряде работ – «Большие гонки» (1988), «Большой город» (1987), «Репетиция. Ночной клуб» (2002–2003) – очевидно влияние фотореализма. Исчезает оптимизм и пафос, а живописные метафоры не всем понятны: при восприятии картины надо уйти от конкретного факта в область символов и ассоциаций. Важную роль в образной системе мастера играет тема частной жизни, произведения о семье, об окружающих человека бытовых предметах. Большое место занимает натюрморт, а изображение предметов несколько меняется: другие проблемы, другие предметы. В натюрмортах и жанровых композициях появляются ирония, рассказ о житейских радостях и слабостях. В «Состоянии полёта» (2001) именно через предметы и композицию, близкую к натюрмортной, передаётся состояние блаженства.

 

В живописи Омбыш-Кузнецова и раньше встречались эстетические парадоксы. С 80-х годов его творчество становится неким «собранием парадоксов» – это делает произведения многоплановыми и интересными, а искусство художника – живой системой. В работах встречаются неожиданно острые констатации, оригинальные ассоциации, своеобразные композиции («Незнакомка», «С любовью к женщине», 2010). Многие картины несут отпечаток трагедии, даже если их смысл не сразу поддаётся расшифровке («Золотой век», 1997; «Монумент», 1990; «Снятие с креста», 1993). В «Чёрной речке» (2004) место гибели Пушкина действительно превращается в чёрный поток, по которому плывут белые гипсовые маски поэта. Характерный для художника приём: особая значительность изображения предмета, на который переносится смысловой акцент. Маски так явственно напоминают о смерти поэта, что полотно приобретает трагический смысл, представляя собой всем понятную метафору.

 

В 1990 – 2000-х годах снижается социальная направленность произведений и наиболее интересными становятся работы, написанные вне социального заказа. Активно развивается своеобразный жанр – назовём его предметной композицией. В таких работах изображены не люди, а вещи, но по идейно-тематическим и пластическим признакам они более близки к сюжетным картинам, чем к натюрмортам. Это, например, «Советская икона» (1991–1994), где на абсолютно реально изображённую икону как бы нанесён другой символ – скульптура «Рабочий и колхозница», написанная в стиле супрематизма. Это подмена понятий, символов и идолов, идейных и стилевых.

 

В 1990-х – 2010-х художник меняется: расширяется тематика, появляются многоплановые философские и иронические работы. Присущее его творчеству парадоксальное начало становится определяющим. Он может создать загадочное, глубокое произведение, используя откровенно неэффектный мотив («Закрытые картины», 1997–1998). Художник не даёт оценок современной жизни. Он даже не изображает её, а, скорее, размышляет о ней. И зрителя хочет подвигнуть на такие же размышления.

 

Красовицкая Л. М.  Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2017 год

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ М.С. Заслуженный художник России, лауреат премии Ленинского комсомола Михаил Омбыш-Кузнецов : живопись : [альбом]. – Новосибирск : [б. и.], 2007. – 37 с. : ил., портр., [76] л. ил. – Библиогр. в конце кн.: с. [42–46]. – Из содерж.: Картины, вдохновлённые Сибирью : ст. из журн. «Искусство», 1986 / М. Омбыш-Кузнецов. – С. 5–15; Творческая характеристика как форма исследования творческого пути художника / Иванкин В.В. – С. 17–33; Основные даты жизни и творчества художника. – С. 35–37 .

2. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ М.С. «Я бы и сейчас писал „монтажные картины”...» : [интервью с художником о его творчестве] / М.С. Омбыш-Кузнецов ; к печати подгот. Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2000. – № 11 (24 марта). – С. 23.

3. СОКОЛОВ А. «Неужели Михайло Сергеевич Омбыш...» : [стихи] // Сиб. огни. – 2008. – № 6. – С. 74–75. – («Когда наедине с самим собой...» : [подборка стихов] / Анатолий Соколов).

4. ВИШНЯК В. Мир прекрасный, многозначный : к 60-летию М. Омбыш-Кузнецова // Совет. Сибирь. – 2007. – 21 нояб. – С. 6 : ил., портр.

5. ГРИШАНОВА Т.В. Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 647 : портр.

6. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ Михаил Сергеевич. Личное дело. ГАНО. Ф. Р-2167. Оп. 3. Д. 890.

kraeved.ngonb.ru

Сибирь в живописи СССР Воспевание рабочего класса

Сибирь в живописи СССР

Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич Сибирские нефтяникиПринцип монтажной композиции позволяет художнику на одном полотне показать различные эпизоды из жизни и работы сибирских нефтяников. Здесь и укладка нефтепровода, и рабочее совещание, и диспетчер у пульта управления. Такая многоплановость дает возможность ввести зрителя в трудовую атмосферу, передать ее напряженность. Правую часть полотна занимает фигура газосварщика, монтирующего нефтепровод. Слева художник изобразил рабочее совещание. В группе инженеров и рабочих М. Омбыш-Кузнецов нарисовал и себя, этим как бы подчеркнув свою сопричастность всему происходящему.

Современной Сибири — могучему индустриальному, сельскохозяйственному, энергетическому краю нашей Родины — посвящают свои произведения многие советские художники, но прежде всего Сибирь в живописи СССР воспевают живописцы, живущие на ее необъятной территории. Известно, что духовная мощь народа измеряется его творческой силой. И когда мы обращаемся сегодня к искусству Сибири, то видим это понятие во всех его проявлениях. В нем сосредоточены высокие критерии, дорогие всем нам истины: пафос и масштабность замыслов, яркая лепка сильных характеров и высокий гуманизм современности, подвиг деяния и безмерное уважение к человеку. Трудно переоценить вклад людей Сибири в историю советской культуры.

Достаточно назвать имена В. Шукшина, А. Вампилова, В. Астафьева, В. Распутина; несомненно, эти писатели не только сказали новое слово в литературе, но и оказали влияние на изобразительное творчество художников Сибири. Поэтическая правда, «открытость» к миру, человеку, искренность и принципиальность характерны для произведений современных сибирских художников и других мастеров, посвятивших свое творчество Сибири.Профессиональное изобразительное искусство этого региона рождено Великим Октябрем, советской действительностью. Сегодня мы с благодарностью вспоминаем нашу историю — ведь у истоков сибирской художественной школы стоял великий русский живописец В. Суриков. Именно он в 1910 году совместно с архитектором Л. Чернышевым основал в Красноярске первую в Сибири рисовальную школу. Ведущим педагогом этой школы был ученик Сурикова Д. Коратанов, а его воспитанники стали первыми советскими сибирскими художниками.Сегодня творчество сибирских художников развивается в общей единой системе изобразительного искусства Российской Федерации и всей многонациональной культуры страны в целом. Его невозможно рассматривать изолированно от тех процессов, которые происходят ныне в советском искусстве, такой подход нарушил бы принцип взаимодействия, столь интенсивно проявляющийся в наши дни. Сейчас, как никогда, возросли непосредственные контакты между художниками краев, областей, союзных и автономных республик. Вся страна, ее главные стройки стали мастерской художника, и в этом — особая примета времени. Не случайно для более полного раскрытия темы этого альбома понадобилось объединить произведения художников Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Казани и других городов. Современная литература, кинематограф, изобразительное искусство все чаще и чаще обращаются к решению проблемы «документ и образ». С желанием образно истолковать документальный источник встречаемся мы и в произведениях живописи, посвященных Сибири. Трудную и благородную задачу поставил перед собой А. Алексеев в триптихе «Ежегодно 9 Мая в парке культуры». Взяв за основу конкретные события, живописец пошел по пути художественного их раскрытия, претворения, насыщая факты образным подтекстом. И достоверное наблюдение получило глубокое истолкование. Документальная основа и художественное решение объединились в полотнах Б. Ряузова «Шушенское. Рабочая комната В. И. Ленина в доме Петровых» и А. Знака «Партизаны Щетинкина и Кравченко». В них историко-революционная тема обрела убедительность и правдивость.Стало почти общим правилом собирать материал в поездках, в процессе конкретного и пристального знакомства с объектом или предметом будущего произведения. Так, группа иркутских художников работала на одном из участков трассы БАМа. Непосредственные впечатления легли в основу серии полотен В. Рогаля. Сегодня многие художники «осваивают» БАМ, ищут его синтетический образ, стремясь передать могучий размах стройки, энтузиазм и деловитость ее героев (картины И. Зарипива «На БАМе», П. Оссовского «Строители Байкальского туннеля БАМа», И. Орлова «Нулевой цикл», О. Филатчева «БАМ. Водители «магирусов»). Сейчас проблема «документ и образ» стоит остро в связй с бурно возросшим потоком конкретной информации. И в этом обилии сведений, фактов художник должен точно ориентироваться, чтобы отобрать наиболее существенное, способное послужить стимулом творческой мысли. Документальная подлинность отнюдь не гарантирует успех произведению, она дает только направление поискам, определяет задачу, а цель достигается, как это ни хрестоматийно звучит, талантом, трудом. Это очень важно при создании произведений о Сибири, где грандиозность совершаемого в различных областях жизни и народного хозяйства порой превосходит художественную фантазию.Многообразие жизни социалистической Сибири — одна из больших тем нашего изобразительного искусства, и работа над ней требует высокого гражданского, нравственного сознания. Нравственное начало заключено в самой природе искусства, оно — мера, точка отсчета в отношении к человеку, к миру, к своему делу. Умение художника определить круг тем, близких и дорогих ему, сродни открытию и познанию самого себя. К таким художникам принадлежит новосибирский живописец М. Омбыш-Кузнецов, постоянно работающий над образами людей труда. Его картина «Сибирские нефтяники», сложная и многоплановая по композиции, повествует о нелегких буднях первопроходцев, открывающих богатства родной земли.К нравственному аспекту проблемы необходимо отнести и поиск своего героя. Отрадно бывает, ко-где художник находит и раскрывает характеры, в которых воплощены индивидуальные судьбы и черты типические, присущие человеку нашего времени. Одним из примеров творческого решения этой задачи может служить портретная работа ленинградского художника А. Яковлева «Юрий Никитин, бригадир комсомольско-молодежной бригады». Известный писатель Валентин Распутин высказал следующую мысль: «Там же, художник обращается к земле, к труду и родной природе по зову собственного сердца, совсем другой мир: добрый, искренний и чистый, исполненный любви и сыновней благодарности ко всему сущему и вечному на нашей прекрасной земле. И стоишь, стоишь перед таким полотном, охваченный неторопливыми и светлыми мыслями, стоишь словно бы на пороге главного постижения души человеческой, точно ощущая на себе в эти редкие мгновения душевного провидения всю тайну связи времен». Именно «постижение души человеческой» волнует живописцев, работающих над воплощением образа труженика, над созданием могучего и разнообразного сибирского пейзажа, преобразуемого его целенаправленной деятельностью.При работе над портретом художники предпочитают изображать человека в среде, связанной с его жизнью или родом занятий. Так, Е. Широкоз убедительно и емко передает момент творческого процесса в полотне «Портрет писателя В. П. Астафьева», А. Левитин посвящает свою картину «Иван Федорович Потеряйло и его товарищи» трудовому содружеству людей, объединенных общей целью, о сегодняшней жизни малых народностей повествует А. Шумилкин в «Портрете Чахве». Природа новой Сибири встает перед нами в индустриальном пейзаже Д. Косьмина «Сибирская радуга», является необходимым и важным компонентом полотна Ю. Подляского «Трудные километры», во всей первозданности предстает в пейзаже С. Лучишкина «Просторы и горы Алтая».Еще в XVIII веке гениальный Ломоносов провидчески предсказывал, что «могущество российское приращиваться будет Сибирью». Сегодня Сибирь на полных оборотах работает на всю страну, на социализм, давая людям энергию, хлеб, все необходимое для жизни. Раскрыть еще полнее и ярче мощь и красоту этого края — почетная задача, стоящая перед мастерами советского искусства. Поэтому художники объяты стремлением идти в глубины жизненного пласта, открывать драгоценнейшие «месторождения» человеческих судеб и характеров. Наша действительность, наша история — источник неиссякаемый. И найти достойный художественный эквивалент в искусстве дню сегодняшнему, дням минувшим — значит сказать поэтическую правду о своем времени и его славном прошлом.

Сибирь в живописи СССР

Сибирь в живописи СССР Алексеев Анатолий Иванович Память сердца Изображенное на картине художник увидел в парке культуры своего родного города, где ежегодно в День Победы на почти еще голых деревцах вешались записки, взывающие к памяти оставшихся в живых людей, которые могли помнить своих однополчан. В картине слились воедино трагедийная подлинность документа и выразительность образной трактовки. Кое-где на ветках пробиваются к свету маленькие зеленые листочки, как символ новой жизни. Алексеев нашел свое решение, передающее глубоко прочувствованное осмысление великой Победы и неутешной горечи утрат. Сибирь в живописи СССР Зарипов Ильдар Касимович На БАМе Художник поставил перед собой сложную задачу — через натюрморт и пейзаж передать ощущение большой стройки. Он рассказывает об этапах строительства, которое началось с керосиновой лампы, но рядом с ней помещает электрическую лампочку. Среди бескрайней топкой равнины встала строительная вышка. Как символ союза искусства и труда, живописец помещает на первом плане палитру и рамки для будущих произведений о героях-строителях. Сибирь в живописи СССР Знак А. М. Партизаны Щетинкина и Кравченко. 1977 Сибирь в живописи СССР Косьмин Дмитрий Александрович Сибирская радуга Картина овеяна романтикой созидания, в ней незримо ощущается присутствие человека. Все, что изображено,— это дело рук людских, воздвигнувших город на некогда пустынном месте. Перед нами синтетический индустриальный пейзаж, символизирующий рождение новых городов на древней сибирской земле. Новостройка встает как чудесное явление, как град Китеж. Но это не сказка, это быль сегодняшнего дня, воплощенная в реальность трудом человека. А над городом, как флаг, реет радуга— символ надежды и радости. Сибирь в живописи СССР Левитин Анатолий Павлович Иван Федорович Потеряйло и его товарищи Художник создал картину-портрет, в которой главный герой изображен вместе со своими товарищами по работе. Поэтому трудовое содружество, взаимоотношения людей стали ведущей темой полотна. Трудовой коллектив и конкретный человек — это важная социальная и нравственная проблема. И при ее решении художник объединил людей в единую группу, выделив главного героя. Все естественно и гармонично в картине. Люди сидят в кузове грузовика, везущего их домой после трудового дня. Среди них и Иван Федорович Потеряйло. Он закуривает трубку, его жесты уверенны и спокойны, его руки — руки рабочего человека. А позади за машиной видна горящая огнями стройка, где все они трудятся. Труд — главное в жизни этих людей. Сибирь в живописи СССР Лучишкин Сергей Алексеевич Просторы и горы Алтая Панорамная композиция пейзажа дает возможность зрителю одним взглядом охватить впечатляющую картину природы предгорного Алтая, одного из самых красивых уголков необъятной Сибири. Художник как бы сталкивает на полотне обширную равнину и могучие горы, и в этом столкновении завязывается композиционный «конфликт». Но этот «конфликт» только пластический, в самом пейзаже царит гармония умиротворенности и покоя. Розовые тени легли на луга и горы, на переднем плане мирно пасется стадо овец. Художник показывает нам первозданную природу Алтая, подчеркивая ее самую примечательную особенность — мощь и величавость. Сибирь в живописи СССР Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич Сибирские нефтяники Принцип монтажной композиции позволяет художнику на одном полотне показать различные эпизоды из жизни и работы сибирских нефтяников. Здесь и укладка нефтепровода, и рабочее совещание, и диспетчер у пульта управления. Такая многоплановость дает возможность ввести зрителя в трудовую атмосферу, передать ее напряженность. Правую часть полотна занимает фигура газосварщика, монтирующего нефтепровод. Слева художник изобразил рабочее совещание. В группе инженеров и рабочих М. Омбыш-Кузнецов нарисовал и себя, этим как бы подчеркнув свою сопричастность всему происходящему. Сибирь в живописи СССР Орлов Игорь Михайлович Нулевой цикл. Нижневартовск строится Пейзаж — один из самых поэтических жанров изобразительного искусства. И эта традиция поэтизации природы передается от поколения к поколению художников. Орлов нашел свою лирическую интонацию в раскрытии непритязательного мотива, изобразив первый этап строительства очередного объекта. Цвет картины символизирует и начало нового дня, и — одновременно — зарождение сооружения, возводимого руками человека. В глубине полотна видны лес и белые дома — в тайге возникает город. Образ утра и образ нового города сливаются в единое представление о созидательном труде людей, преображающих сибирский край. Сибирь в живописи СССР Оссовский Петр Павлович Строители Байкальского туннеля БАМа Сибирь — не новая тема для П. Оссовского. Еще в 60-х годах он создал цикл произведений под общим названием «Люди Сибири». Но время летит быстро, оно меняет облик и характеры людей. Образ современных советских рабочих запечатлен в полотне художника. Мужественные, уверенные в себе, они сквозь могучие сопки прокладывают туннель. Люди изображены на фоне озера и сопок, которые встали на пути строителей. На фигуры молодых парней падает мягкий вечерний свет, как бы охлаждая жар трудового дня. Все дышит миром и покоем, а завтра начнется новый день, день труда и борьбы за каждый метр будущего туннеля. Сибирь в живописи СССР Подляский Юрий Станиславович Трудные километры К переднему плану картины подступает полотно новой железной дороги. Его укладывает бригада строителей, а рядом, справа, группа художников спешит запечатлеть момент рождения одного из участков Байкало-Амурской магистрали. Труд строителей и труд художников как бы сливаются, образуя единый рабочий ритм. Живописец создает образ могучей природы, покорившейся воле человека. Через тайгу, сопки, топи люди ведут путеукладчик, постепенно наращивающий так трудно достающиеся километры новой железной дороги. Именно новый путь является центром, стержнем всей композиции. Он как бы «вводит» зрителя в картину, в само действие, делая каждого из нас соучастником события. Природа и человек — эта тема волнует художника, и в ее образном разрешении он отдает победу воле и разуму человека. Сибирь в живописи СССР Рогаль Виталий Сергеевич Пробуждение Енисея Пафосом труда и преобразования наполнена картина художника. У подножия могучей горы, занимающей все пространство полотна, возведено техническое сооружение. В разгаре напряженный трудовой день: работает подъемный кран, движутся машины. Сопоставляя масштабы горы и здания, художник как бы подчеркивает, какие гигантские трудности нужно преодолеть людям, чтобы укротить стремительный Енисей. Колорит картины суров, но мажорен. В нем заложен оптимизм созидания и веры в человеческие силы и способности. Сибирь в живописи СССР Ряузов Борис Яковлевич Шушенское. Рабочая комната В. И. Ленина в доме Петровых Художник создал серию картин, посвященных пребыванию В. И. Ленина в селе Шушенском. Он с документальной точностью запечатлел рабочую комнату В. И. Ленина, в которой основное место занимают книги. Живописец вводит зрителя в атмосферу жизни и деятельности вождя революции, когда он, вынужденно оторванный от активной политической борьбы, продолжал работу над своими статьями и книгами, ставшими программой действия для русского пролетариата. Интерьер комнаты пронизан светом и радостью общения с предметами, которых когда-то касалась ленинская рука. Знак Анатолий Маркович Партизаны Щетинкина и Кравченко Революционное движение масс, гражданская война в Сибири нашли свое отражение в творчестве красноярского художника А. Знака. Его произведение соединяет в себе и групповой портрет и тематическую картину, повествующую о славных подвигах сибирских партизан. В центре полотна изображены руководители партизанских отрядов, десятков тысяч людей, поднявшихся на борьбу «за землю, за волю, за лучшую долю». Художник убедительно передает чувство монолитности, сплоченности партизан, объединенных общей идеей и целью. Сибирь в живописи СССР Филатчев Олег Павлович БАМ. Водители «магирусов» Из поездки на строительство Байкало-Амурской магистрали художник привез десятки этюдов и рисунков. Они послужили материалом для создания картины о молодых людях, живущих и работающих на великой стройке. Филатчев изобразил водителей «магирусов» — тяжелых грузовиков — в момент отдыха, раздумий, наедине с величественной природой. Человек и мир — эта тема ясно звучит в полотне художника, окрасившего свое монументальное по строю произведение проникновенным лирическим чувством. Три человека, каждый с индивидуальной, глубоко разработанной психологической характеристикой, объединены общим душевным настроением, которое прочитывается в строгом, спокойном пейзаже. Мир открыт для этих молодых парней, он безбрежен и велик, как сама жизнь. Сибирь в живописи СССР Широков Евгений Николаевич Портрет писателя В. П. Астафьева Известный советский писатель Виктор Астафьев родом из Сибири. За его плечами трудное детство, фронтовые пути-дороги, участие в боях, тяжелое ранение. Уже после Великой Отечественной войны он окончил Литературный институт и после долгих лет напряженной работы вошел в большую литературу. Все это прочувствовал и отразил художник в портрете писателя. Астафьев изображен в момент творческих раздумий, в рабочей обстановке. Его стол завален газетами, на них лежит раскрытая рукопись, пепельница полна окурков. Лицо Астафьева одухотворено мыслью, его фигура подтянута и собрана, он весь в готовности к работе, к творчеству. Сибирь в живописи СССР Шумилкин Александр Андреевич Портрет Чахве Малые народности, населяющие сибирскую землю, сегодня обрели новую жизнь. Им открыты пути в различные области человеческих знаний, ко всем ценностям культуры и искусства. В образе Чахве художник стремился показать одного из представителей малых народов, которым социализм дал неограниченные возможности для раскрытия своих способностей. Лицо портретируемого задумчиво и строго. Его внимательный взгляд направлен на зрителя, и за всем этим ощущается богатая духовная жизнь. Спокойное положение фигуры и рук подчеркивает уверенность и чувство собственного достоинства в человеке, знающем, что такое труд, мастере своего дела. Сибирь в живописи СССР Яковлев Андрей Алексеевич Юрий Никитин, бригадир комсомольско-молодежной бригады А. Яковлев неоднократно бывал на БАМе. Поэтому строители стальной магистрали ему хорошо знакомы, и их портреты написаны художником не по первому впечатлению. Юрий Никитин предстает перед нами в момент работы, рядом со своими товарищами. Собранность, организованность подчеркивает художник в характере бригадира. Яркое освещение лица и фигуры Никитина как бы концентрирует наше внимание на нем, дает возможность вглядеться и понять этого человека. Яковлев монументализирует своего героя, показывая, что рабочие люди — главные действующие лица великой стройки.

culture-art.ru

Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич - Музей современного искусства Эрарта

Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич, родился в 1947 года  в Барабинске Новосибирской области, с 1954 переезжает в Новосибирск, живет и работает в Новосибирске. 

  • 1973 – I зональная выставка молодых художников «Молодость, творчество, современность», Омск. Первая премия за серию работ о строительстве в Сибири;

  • 1976 – Всесоюзная выставка «Молодость страны». Москва;

  • 1977 – Работал в республиканском выставочном комитете молодежной выставки «60-летию ВЛКСМ» и выставочном комитете зональной молодежной выставки «Молодость, творчество, современность»;

  • Творческая поездка совместно с болгарскими художниками по СССР и Болгарии «Маршрутами дружбы»;

  • 1978 – Отчетные выставки творческой группы «Маршрутами дружбы» в Софии и Новосибирске. Новосибирская картинная галерея. Поездка с выставкой в Болгарию;

  • 1979 – Поездка с выставкой десяти новосибирских художников в Польшу. Работа в выставочном комитете Всесоюзной молодежной выставки «Ташкент-80»;

  • 1982 – Всесоюзная выставка «Молодость страны», Москва. Творческая поездка в Финляндию;

  • 1987 – Персональная выставка «20 лет творческой деятельности». Новосибирская картинная галерея, Новосибирск;

  • 1988 – Руководил творческой группой стипендиатов СХ СССР в Доме творчества «Сенеж»;

  • 1989 – Творческая поездка в Германию. Дуйсбург, Мюнхен, Кельн, Дюссельдорф;

  • Творческая поездка в США. Персональные выставки в Миннеаполисе и Сент-Поле совместно с А. Беляевым;

  • 1990 – Выставке «Встречи- Контакты», музей Лембрука, Дуйсбург, Германия;

  • 1992 – «Из России с любовью», Фестиваль российского искусства, Перт, Австралия;

  • 1995 – Начал преподавательскую деятельность в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Профессор кафедры монументально-декоративного искусства;

  • 1997 – Персональная выставка, Новосибирский государственный художественный музей;

  • 2000 – Всероссийская художественная выставка «Имени твоему», ЦДХ, Москва;

  • 1999 – Красноярского фестиваля искусств «Италия-Сибирь». Красноярский художественный музей им. Сурикова;

  • 2002 – Персональная выставка, в галерея «Антураж», Новосибирск;

  • 2003 – «Сто художников Сибири». Музей изобразительных искусств Новокузнецк;

  • Региональная художественная выставка «Сибирь-IX». Иркутск-Томск;

  • 2004 – «Россия-Х», ЦДХ, Москва;

  • Персональная выставка, Новосибирский государственный художественный музей;

  • 2005 – Участвует в росписях стен Новосибирского зоопарка (новый зимник). Исполняет 150 кв. метров живописных панно;
  • Персональная выставка «Контрасты», Кемеровский областной художественный музей;

  • 2006 Международная художественная выставка «Прогулки по Венеции» с Уго Баракко. Новосибирский государственный художественный музей;

  • Персональная выставка в представительстве Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе. Новосибирск;

  • Международная выставка «Приношение Врубелю», посвященная 150-летию Врубеля. Музей искусства Омска;

  • 2007 – Персональная юбилейная художественная выставка к 40-летию творческой деятельности и 60-летию со дня рождения в Новосибирском государственном художественном музее;

  • 2008 – Всероссийская выставка «Отечество», СХ России 50 лет. Москва;

  • Второй международный фестиваль искусств «Традиции и современность», ЦВЗ «Манеж», Москва;

  • «Сибирский миф. Голоса территорий», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;

  • Член жюри Седьмых молодежных дельфийских игр России. Новосибирск Вручен;

  • 2009 – XI всероссийская выставка «Россия», ЦДХ, Москва;

  • 2010 – «Михаил Омбыш-Кузнецов» персональная выставка, Новокузнецкий художественный музей;

  • 2011 – Межрегиональная выставка «Красный проспект», ГЦИИ, Новосибирск;

  • 4-й международный фестиваль «Рисуем озеро Сиху», Ханчжоу, Китай. 

  • www.erarta.com

    Вторая зональная выставка «Молодые художники Сибири» — Александр Шелтунов

    Омск. Павильоны «Выставочного сквера»1978 год

     

    Каталог второй зональноый выставки «Молодые художники Сибири», проходившей в Омске в 1978 году. Художник Александр Шелтунов

    Каталог второй зональноый выставки «Молодые художники Сибири», проходившей в Омске в 1978 году

     

    В преддверии знаменательной даты — 60-летия Ленинского комсомола в городе Омске открылась вторая зональная художественная выставка.

    Именно вы, молодые художники Сибири, явились родоначальниками молодежных зональных выставок. В 1973 году заметным событием в художественной жизни Сибири стала первая зональная выставка. Она вызвала большой энтузиазм у творческой молодежи Сибири и дала возможность многим показать свои произведения, сопоставить их с работами других молодых авторов, дала дорогу к участию сибиряков на ведущих республиканских и всесоюзных выставках. Такие экспозиции 1975—1977 годов, как «Советская Россия — V», «Молодость России», «Молодость страны», «60 лет Великого Октября», «Страна родная» и другие познакомили с большими творческими достижениями и успехами молодых художников А. Муравьева, С. Гаращук и Н. Башарина из Иркутска, Т. Бельчиковой, В. Попова из Томска, М. Омбыш-Кузнецова, Я. Яковлева, Н. Домашенко, В. Бухарова и Н. Толпекиной из Новосибирска, Т. Ашкинази из Барнаула, В. Ховалыга из Тувы, Р. Корягина из Кемерова, В. Долгушина, Г. Намеровского и О. Чернышевой из Омска, В. Скворцова из Красноярска, А. Бобкина из Новокузнецка. Многие молодые художники Сибири получили заслуженное признание и за рубежом.

    Великие стройки IX и X пятилеток стали местом творческой работы и вдохновения молодых сибирских художников. И не случайно, что в год славного 60-летия Великого Октября графику из Омска Г. Намеровскому присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола за графическую серию, посвященную строителям Байкало-Амурской магистрали. А лауреатом Всесоюзного конкурса «Корчагинцы-70-x» стал новосибирский живописец М. Омбыш-Кузнецов за цикл работ «Нефть Сибири».

    Наша партия, Советское правительство постоянно заботятся о молодой творческой смене. И нет большего счастья для каждого советского художника жить одними думами, чаяниями и заботами своего народа, своей Великой Родины.

    Весной этого года Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев посетил районы Сибири и Дальнего Востока. Во время пребывания в Иркутске он сказал: «Как известно, на территории вашей области берет начало Байкало-Амурская магистраль — одна из важнейших строек страны. Ее справедливо называют стройкой века. Пользуясь случаем, мне хочется сказать добрые слова в адрес нашего комсомола, который взял шефство над БАМом. По зову своих сердец, как настоящие советские патриоты, на эту стройку со всех концов страны приехали тысячи юношей и девушек. Вообще надо сказать: молодежь помогает нам во всем. Спасибо ей за это!».

    Эти слова в равной степени обращены и к вам, молодые художники Сибири. Вы вместе с первопроходцами БАМа, нефтяниками севера вашего края, строителями Саяно-Шушенской и Братской ГЭС, учеными Новосибирского академгородка, металлургами Запсиба создаете художественную летопись, которая со временем станет достоянием истории. Она поведает потомкам о великих делах Ленинского комсомола и всей советской молодежи 70-х годов XX века.

    Секретариат правления Союза художников РСФСР поздравляет вас, дорогие сибиряки, с открытием зональной выставки 1978 года и выражает уверенность, что вы станете активными участниками преобразований нашей страны и достойными наследниками и продолжателями славных традиций русского, советского изобразительного искусства.

    С. П. ТКАЧЕВ,председатель правления Союза художников РСФСР, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина

     

    Выставленные картины

    Вертолетное озеро. 1977. Бумага, акварель. 60 × 80Обеденный перерыв. 1977. Бумага, акварель. 80 × 60

    alexandersheltunov.com


    Смотрите также