Казахская нефть уходит в великую китайскую трубу? Нефть уйдет в трубу


Казахская нефть уходит в великую китайскую трубу?

Третий день президент Казахстана Нурсултан Назарбаев гостит в Китае. Он обсуждает там вопросы поставок энергоносителей в Поднебесную. Казахстан стремится не быть зависимым от российских трубопроводов, и готов ради такой «свободы» сотрудничать с кем угодно, в том числе и с Китаем. А КНР, пользуясь этим, не только экономически вытеснит из Казахстана и Россию, и Запад, но и усилит на казахов политическое давление.

Казахская нефть уходит в великую китайскую трубу?

Казахская нефть уходит в великую китайскую трубу?

Китай стремится использовать свое участие в нефтегазовых проектах на территории Казахстана для распространения политического влияния на эту страну. Казахстан маневрирует, используя свои богатые месторождения нефти и газа. Он готов сотрудничать и с США, и с Ираном, и Китаем, лишь бы не быть привязанным к транзиту своих энергоносителей по российским трубопроводам.

Россия и Казахстан - потенциальные конкуренты на китайском рынке энергоносителей. Пока у России шансы выше, поскольку сибирские месторождения к КНР ближе, а проект нефтепровода из Казахстана в Китай нисколько не продвинулся по сравнению с серединой 1990-х гг.

Казахстан всячески пытается обойти Россию. Так, с 1997 года свою нефть он поставлял танкерами по Каспию в иранские порты, а Иран свою нефть отгружал импортерам третьих стран, доля от выручки шла Казахстану.

Тогда же Тегеран и Астана начали переговоры по проекту строительства трубопровода Казахстан–Туркмения–Иран. Этот маршрут должен позволить Казахстану выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам. Однако помешали США, объявившие Иран в 2001 г. частью «оси зла». И Казахстан переориентировал свои нефтяные потоки в сторону Китая.

Вроде бы этот маршрут выгоден – Казахстан и Китай граничат друг с другом, и посредников между ними нет. Пекин рассматривает Казахстан как поставщика сырьевых ресурсов для своей экономики. Особое значение китайское руководство придает политике участия национального капитала в зарубежных нефтегазовых проектах. За короткий период времени во владении Поднебесной оказались значительные нефтегазовые ресурсы Казахстана, в которых Пекин (точнее, нефтяная компания CNPC) стал, где долевым, а где и единоличным обладателем права на разработку.

В настоящее время доля китайских компаний в общем объеме добычи нефти в Казахстане почти сравнялась с долей национальной компании "КазМунайГаз" (около 15 процентов). Очередным шагом в расширении Китаем своего присутствия стало недавнее намерение приобрести долю в АО "Мангистаумунайгаз" (ММГ). Ранее этого добивалась российская "Газпром-нефть", однако казахстанские власти ей отказали.

Китайцы стремятся со временем завладеть контрольным пакетом акций этой компании. Такой интерес понятен. CNPC, владея 36 месторождениями нефти и газа, а также 58 процентами акций Павлодарского нефтехимического завода, является одной из крупных нефтедобывающих компаний в Казахстане. Приобретение CNPC активов "Мангистаумунайгаза" усилит в стране китайские и ослабит российские позиции.

Тем временем КНР предъявляет руководству Казахстана суровые политические требования. Так, китайцы настаивают на проведении репрессий против организаций казахских уйгуров, а также, в нарушение внутренних законов Казахстана, на принудительном возвращении уйгурских беженцев в китайский Синьцзян (населённый преимущественно уйгурами), где их ожидает смертная казнь по обвинению в сепаратизме.

В процессе переговоров о делимитации границы в 1990-е гг. Китай дипломатическими средствами обеспечил захват большей части вод реки Черный Иртыш. А в последние годы Астана уступила давлению Пекина по вопросу о сдаче большому числу китайцев в аренду на длительные сроки земли Казахстана для сельскохозяйственного освоения. В дальнейшем выращенная на этих землях продукция пойдет в Китай.

Сотрудничество с Поднебесной позволяет стране снизить зависимость как от западных компаний, так и от монопольного влияния России на транзит сырья на мировые рынки. Но не следует забывать, что экономическое сотрудничество КНР с Казахстаном подчинено задачам развития китайской экономики. К примеру, со сдачей нефтепровода в Китай Казахстан получает на конце трубы единственного потребителя, который может диктовать свои условия поставок.

Отдавая стратегические объекты в собственность китайским компаниям, Казахстан многим рискует. Если сегодня китайское вхождение на казахстанский нефтегазовый рынок продиктовано экономическими причинами, то завтра нефть для Китая станет средством решения геополитических задач. И Казахстан может пасть жертвой планов великого восточного соседа.

www.pravda.ru

"ЛУКОЙЛ" уходит в трубу - ЭкспертРУ

Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" решила отказаться от перевалки нефти через собственный терминал в городе Высоцке Ленинградской области и намерена экспортировать ее через Балтийскую трубопроводную систему (БТС) и порт Приморск

С момента введения в строй в мае 2004 года первой очереди нефтяного терминала через Высоцк экспортировалась продукция исключительно самого "ЛУКОЙЛа". При действующей мощности терминала 7 млн тонн в год за семь месяцев 2005 года компания экспортировала через него 3,5 млн тонн нефтеналивных грузов, из которых 1,5 млн тонн составила сырая нефть, 1,1 млн тонн - вакуумный газойл и 0,825 млн тонн - дизтопливо.

Теперь " ЛУКОЙЛ" намерен продолжить использовать терминал для перевалки собственных светлых нефтепродуктов, а также нефти других компаний. С вводом в строй весной 2006 года третьей очереди терминала (в результате его мощности возрастут до 12 млн тонн) Высоцк начнет переваливать темные нефтепродукты, прежде всего мазут.

При том бурном росте экспорта нефти, который наблюдался в России, большинство специалистов предрекало, что еще немного, и добытую нефть и продукты ее переработки будет невозможно вывезти. Нефтяники были вынуждены озаботиться транспортной проблемой и в какой-то мере просчитались. Рост суммарных экспортных возможностей российской транспортной системы, прежде всего - за счет развития БТС, превысил рост потребностей нефтяных компаний.

Транспортная схема "железная дорога - порт Высоцк", куда "ЛУКОЙЛ" вложил более 100 млн долларов, оказалась менее конкурентоспособной, чем "труба "Транснефти" - порт Приморск". По данным НК "ЛУКОЙЛ", экономия транспортировки по БТС по сравнению с экспортом через Высоцк может составить примерно 2 доллара за баррель. В этой ситуации становится проблематичной реализация проектов нефтяных компаний по развитию портовых мощностей на Балтике, на которые так рассчитывало правительство Ленинградской области.

Санкт-Петербург

expert.ru

Нефть ушла в трубу :: Другие галереи

У Виктора не было опыта кораблестроения, признается, что многому учился в интернете Станислава Новгородцева Станислава Новгородцева «Русский репортер» №16 (455), 11 aug 2018, 00:00

В 2014 году дизайнер Виктор Скалетто продал квартиру в Москве, свой автомобиль и отправился в Крым строить парусник — точную копию британского корабля ХVII века. Обменяв регулярную работу на мечту, он создал новое туристическое чудо полустрова — даже каркас и шпангоуты уже выглядят космически, да и сам стал практически местной достопримечательностью. «РР» публикует фотоисторию о том, что невозможное возможно

Я почувствовала, что в моей жизни происходят изменения, но полностью их не осознавала Алена Кочеткова Алена Кочеткова «Русский репортер» №14-15 (454), 14 jul 2018, 00:00

Личная история о страхе, надежде и любви

«Русский репортер» №11 (450), 02 jun 2018, 00:00

Визуальный язык будущего от молодых фотографов России

В 1965 году бабушке Кате с семьей дали 25\u002Dметровую комнату с тремя окнами в каменном коммунальном доме, который раньше полностью принадлежал ее деду. На фотографии дети жильцов коммунальных квартир по адресу: Хромова, 26. В центре моя мама. Жильцы дружили между собой, устраивали совместные праздники, конкурсы на лучшую новогоднюю елку Мария Алексеева Мария Алексеева «Русский репортер» №10 (449), 19 may 2018, 00:00

Как с помощью фотографии найти своего прапрадеда и восстановить связь времен

предоставлено пресс-службой

03 may 2018, 13:25

Градостроительный проект «Имеретинка 2.0» в Сочи изменит наше представление о современном жилье

Категория «Современные проблемы». Второе место Автор: Giulio Di Sturco 3 февраля 2017 года. Бангкок, Таиланд. Доктор Супорн Ватанюсакул показывает пациентке Оливии Томас ее новую вагину после операции по смене пола в больнице в городе Чонбури, расположенном неподалеку от Бангкока. Вообще Таиланд — мировой лидер по медицинскому туризму в нише «гендерной хирургии». Ronaldo Schemidt/ Agence France Presse/WPP «Русский репортер» №8-9 (447), 21 apr 2018, 00:00

Лучшие репортажные фотографии года

expert.ru

Почему российская нефть уходит из Европы в Китай — Рамблер/финансы

Деловая газета «Взгляд» 3 мая 2018

Фото: РИА Новости

Количество российской нефти, поставляемой в Европу, падает — тогда как поставки в Китай растут. Западные аналитики утверждают, что это прямо связано с политическим противостоянием России и Запада. Однако есть и другая версия — и политика в данном случае, похоже, имеет не слишком большое значение. В течение первых пяти месяцев 2018 года через порты Балтийского и Черного морей в Европу было поставлено на 19% меньше российской нефти, чем тот же период 2017 года. Соответствующие подсчеты сделали эксперты агентства Блумберг. В то же время поставки нефти в Китай из России выросли на 43% за первые три месяца 2018 года, объем поставок составил 750 тыс. баррелей сутки, сообщила «Транснефть». Если тенденция продолжится, Москву на европейском рынке, по всей видимости, заменят страны Ближнего Востока и США, считают эксперты Блумберга. Тем временем Россия еще три года назад потеснила Саудовскую Аварию и Анголу в Китае и стала лидером по экспорту нефти в эту страну. Исторический максимум был достигнут в 2016 году, когда Россия поставила в Китай более 1 млн баррелей в сутки. >> Цены на нефть снижаются

Таким образом, эксперты считают, что идет перекраивание мирового нефтяного рынка, передел влияния. Аналитики полагают, что причины стоит искать в мировой политике — видимо, в частности, в обострении отношений между Россией и Западом. И первыми от происходящего пострадают морские перевозчики и российские порты, считают они. Так ли это на самом деле?

Вряд ли можно утверждать всерьез, что Россия оставляет Европу и переориентируется исключительно на Восток. Европа по-прежнему покупает у России больше нефти, чем любой другой регион, — 1,86 млн баррелей в день. Хотя тенденция увеличения поставок нефти на азиатские рынки налицо, и идет уже не первый год.

«Часть нефти действительно уходит в Азию именно с европейского рынка, прежде всего, с нефтепровода «Дружба». Но здесь дело даже не развороте на восток из-за политической ситуации, а в экономике проектов», — говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

При продаже нефти в Азию российские компании получают больше прибыли, чем при экспорте ее в Европу.

Как это происходит?

«Если добываешь нефть в Западной Сибири, то закачиваешь в трубу малосернистую нефть марки Siberian Light. Но когда она идет в Европу, например, через Белоруссию, то смешивается с поволжской высокосернистой нефтью и на выходе получается нефть марки Urals со средней сернистостью. В итоге на выходе продаете нефть по меньшей цене, чем если бы продавали нефть марки Siberian Light. Если же вы закачиваете эту нефть из Западной Сибири в нефтепровод ВСТО, то на выходе получаете ту же самую малосернистую нефть Siberian Light и продаете ее с премией к рынку. Поэтому российским компаниям выгодней качать на восточное направление. Отсюда и наблюдается такая острая конкуренция за доступ к ВСТО», — объясняет Юшков. Столь резкий рост поставок нефти в восточном направлении в этом году объясняется расширением с нового года пропускной способности нефтепровода ВСТО — с 15 до 30 млн тонн в год. Это главный канал поставок российской нефти в Китай. Также поставки идут по другим направлениям — через Казахстан качается порядка 10 млн тонн нефти. «Кроме того, компании докачивают нефть по ВСТО до Находки, там заправляют танкеры и поставляют в Азию, в том числе в Китай. Плюс часть нефти с Сахалина также идет в Китай», — добавляет эксперт.

И дальше в планах дальнейшее расширение мощностей восточного нефтепровода. По данным «Транснефти», в 2019 году мощности ВСТО вырастут до 50 млн тонн в год, в 2020 году до 80 млн тонн. В направлении Европы мощности тоже расширялись, но менее масштабно. Так, «Транснефть» увеличила транспортировку топлива в порт Приморск с 8 до 15 млн тонн (проект «Север»), а также увеличила транспортировку топлива с Волгоградского ПНЗ в порт Новороссийская на 6 млн тонн (проект «Юг»). Однако в Европу Россия старается наращивать поставки нефтепродуктов, а не сырой нефти.

«На европейском направлении меньше маржа, сложности с административным регулированием, выше политические риски. Вкладывать средства на расширение мощностей портов и трубопроводов рискованно — а вдруг окажется, что объемы не востребованы или цена на нефть упала. Поэтому европейский рынок нефти на ближайшие годы, на мой взгляд, будет менее приоритетным», — говорит Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». В Азии же рост потребления углеводородов растет, и на нем российские компании зарабатывают больше.

Угрозы вытеснения России с европейского рынка американской или ближневосточной нефтью пока сильно преувеличены.

«С рынком нефти все куда легче, чем с рынком газа, где наблюдается жесточайшая конкуренция. Рынок нефти глобален, поэтому никакой угрозы, что мы вытесним кого-то в Азии, а он придет в Европу и вытеснит там нас, нет. У нас нет проблем с продажей нефти, у нас проблемы с добычей нефти. Сколько мы будет добывать, столько у нас нефти и купят», — говорит Игорь Юшков. А если еще Иран вновь попадет под санкции и станет меньше добывать, то ему придется снять определенные объемы экспорта с Китая. Поэтому позиции России на азиатских рынках довольно сильные. «Не думаю, что есть большая опасность для России из-за экспорта нефти из США в Европу. Чем больше американцы экспортируют, тем больше они импортируют. Они не могут себя обеспечить нефтью. Если бы американцы добывали нефти столько, сколько им нужно, и еще сверх этого, и стали бы нетто-экспортерами, тогда это действительно было бы для России угрозой. А сейчас конкуренции нет», — говорит собеседник.

Логика американских производителей исключительно экономическая — куда выгодней поставить нефть — на внутренний или на внешний рынок, — туда они ее и поставляют. Дело в том, что США экспортируют более дорогую высококачественную нефть и получают за нее хорошие деньги, а импортируют, как правило, более дешевую низкокачественную нефть, потому что их НПЗ могут перерабатывать даже тяжелую нефть. Везти танкерами нефть в Азию или в Европу — большой разницы в цене нет.

Утверждение западной прессы о том, что российские порты Балтийского и Черного морей серьезно пострадают от такого передела нефтяного рынка, российский эксперт также отвергает.

«Наоборот, скорее трубопроводы на европейском направлении могут потерять в объеме. Объемы поставок по трубе «Дружба» ежегодно сокращаются», — говорит эксперт ФНЭБ. О недозагруженности еще советской трубы говорит предложение «Транснефти» пустить по трубе в реверсном режиме белорусские нефтепродукты (из российской нефти) обратно в Россию до Ярославля, откуда по действующим трубам отправлять в Усть-Лугу и дальше в Европу. Эта идея прорабатывается в рамках желания России, чтобы белорусы отказались гнать нефтепродукты через порты Прибалтики, и загружали российские порты.

Комментарии

Читайте также

finance.rambler.ru