Экологические проблемы Белого моря. Нефть в белом море


Последствия разлива нефти в Белом море угрожают Кандалакшскому заповеднику

frontpageingressimage_0147.jpg Photo: Bellona

По данным Росприроднадзора по СЗФО, площадь загрязнения составляет примерно 200 тысяч квадратных метров. По факту ЧП начато административное расследование.

Версия компании-загрязнителя

По словам директора Беломорской нефтебазы Сергея Хмелева, в сложившейся ситуации нельзя говорить о разливе нефти. «Из грунта в результате паводка из грунтовых вод вышла эмульсия с нефтепродуктами», – сообщил он в интервью «Беллоне.ру».

Хмелев считает, что виной всему советское экологическое бескультурье – все разливы нефти с эстакад в советские времена уходили под землю. «С 1995 года, когда была образована Беломорская нефтебаза, произошла полная реконструкция эстакад, и здесь уже утечек из оборудования и трубопроводов утечек быть не может», – считает он.

По словам генерального директора, сейчас невозможно определить территорию загрязнения, поскольку существуют небольшие локальные очаги радужной пленки до 1 миллиметра.

Однако, отдельные сотрудники предприятия, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали Беллоне, что утечки нефти на нефтебазе происходят постоянно, но таких масштабов они еще не видели.

«Очевидно, что загрязнение прилегающей к нефтебазе акватории и побережья носит хронический характер. Возможно, это связано с неэффективной системой очистки сточных вод, нарушением герметичности резервуаров или же накопленными в грунте за долгие годы нефтепродуктами, которые под давлением паводка начинают проступать на поверхность, – считает Нина Лесихина, эксперт Беллоны-Мурманск.

Специалист Беллоны-Мурманск уверена, что Росприроднадзору еще предстоит разобраться в истинных причинах нефтеразлива, но, в любом случае, ответственность за загрязнение природной среды полностью лежит на собственнике нефтебазы. «Очевидно, что именно пренебрежение правилами экологической безопасности и недооценка экологических рисков привели к загрязнению Белого моря», – отмечает Лесихина.

Версия Росприроднадзора

По словам начальника отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по СЗФО Нины Сухановой, при обследовании Кандалакшского залива установлено, что его акватория в районе с первого по четвертый причалы загрязнена нефтепродуктами. Толщина плёнки – от 2 до 5 миллиметров.

“При детальном обследовании береговой линии и акватории Кандалакшского залива установлено, что в районе ЗАО “Беломорская нефтебаза” обнаружено загрязнение акватории залива на площади 71 тысяча квадратных метров. Загрязнение акватории порта составляет 128 тысяч квадратных метров. Общая площадь загрязнения акватории составляет 199 тысяч квадратных метров, береговой линии – 400 квадратных метров”, – сообщила Нина Суханова агентству «РИА Новости».

По ее словам, специалисты установили, что загрязнение акватории происходит из-за выдавливания нефтепродуктов из грунтов с территории нефтебазы из-за паводка. Специалисты отдела надзора на море составили протокол об осмотре территории и акватории, отобрали анализы морской воды, вынесли определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Угроза Кандалакшскому заповеднику

“Установка боновых заграждений затруднена из-за ледовой обстановки на акватории залива. Место поступления нефтепродуктов находится в полутора километрах от границ Кандалакшского заповедника”, – добавила Суханова.

“Пока трудно оценить последствия разлива нефтепродуктов для животных и птиц Кандалакшского заповедника. После разлива специалистам предстоит выяснить ущерб. Разлив может представлять опасность для гаг, которые пока не выходят на берег”, – рассказала сотрудница заповедника Иветта Татаренкова.

Кандалакшский заповедник является одним из самых северных заповедников в России. Его площадь – 70 тысяч гектаров. Около 70% площади приходится на морскую акваторию, охватывает более 370 островов Баренцева и Белого морей. Кандалакшский заповедник появился с целью охраны гаги – ценнейшей птицы северных территорий. Всего в заповеднике насчитывается около 9,5 тысячи видов животных и птиц.

По словам Таратенковой, пока птицы находятся в воде, и в случае серьезного загрязнения акватории могут испачкать крылья в опасной пленке. Специалисты заповедника во время предварительного осмотра уже обнаружили нефтяную пленку у одного из самых крупных островов архипелага – Ряжкова.

Лед запачкан, он черного цвета, это видно и у острова Оленьего. Пострадать от разлива могут и беспозвоночные – мидии, рачки и другие представители отряда”, – добавила Татаренкова.

Специалист Беллоны-Мурманск отмечает, что при интенсивном загрязнении и образовании на поверхности воды нефтяной пленки уменьшается проникновение кислорода из атмосферы и замедляется процесс фотосинтеза. Присутствие нефти и нефтепродуктов оказывает токсическое влияние на обитающие в водоемах организмы.

Даже незначительные количества оказывают отрицательное влияние на флору и фауну. А в условиях низких температур восстановление морских организмов и экосистем после нефтяного стресса происходит крайне медленно.

Ликвидация разлива

Сейчас ведется ликвидация последствий разлива, привлечены силы и средства берегового спасательного отряда нефтебазы: техника, людские ресурсы, снабжение. Принимаются меры по прекращению загрязнения акватории Кандалакшского залива и ликвидации последствий с привлечением сил и средств аварийно-спасательной службы «Навэкосервис», входящей в группу компаний «Экоцентр».

По словам руководителя «Экоцентра» Александра Глазова, случившееся – это тревожный сигнал, ведь каждая нефтебаза Кольского полуострова имеет эту болезнь: все они существуют давно и вполне могли накопить нефтепродукты в грунте на своей территории.

По словам специалистов, на ликвидацию аварии уйдет примерно месяц. Далее необходимо будет сделать рекультивацию, а чтобы избежать повторения разлива, необходимо провести разведку, пробурить скважину и откачать нефть. Иначе радужную плёнку на воде можно будет наблюдать каждый год во время обильного таяния снега.

«Экологические риски нефтегазовой деятельности в Арктических морях крайне высоки. Суровые погодные условия не просто повышают вероятность аварий, но и препятствуют оперативному и эффективному реагированию на разлив нефти, – говорит Нина Лесихина. – Принятие самостоятельного закона о защите морей от нефтяного загрязнения, проект которого уже долгое время находится на рассмотрении в Государственной Думе, позволит избежать повторения подобных аварийных ситуаций в будущем».

bellona.ru

Экологические проблемы Белого моря кратко

Белое море – это наполовину изолированный внутриконтинентальный водоем, который относится к бассейну Северно-Ледовитого океана. Площадь его небольшая, поделена на две неравномерные части – южную и северную, соединенные проливом. Несмотря на то, что воды гидросистемы весьма чистые, море все равно подвергается антропогенному влиянию, что в свою очередь приводит к загрязнению и экологическим проблемам. Так на дне водоема имеется огромное количество угольных шлаков, уничтоживших некоторые виды морской флоры.

Белое море

Загрязнение воды древесиной

Негативно на экосистему повлияла деревообрабатывающая промышленность. Отходы древесины, опилки были сброшены и смыты в море. Они разлагаются очень медленно и загрязняют водоем. Кора гниет и опускается на дно. В некоторых местах морское дно укрыто отходами на уровне двух метров. Это мешает рыбам создавать нерестилища и откладывать икру. Кроме того, дерево поглощает кислород, который так нужен всем морским жителям. В воду выделяются фенолы и метиловый спирт.

Загрязнение древесиной

Химическое загрязнение

Большой урон экосистеме Белого моря наносит горнодобывающая промышленность. Вода загрязняется медью и никелем, свинцом и хромом, цинком и другими соединениями. Эти элементы отравляют организмы и убивают морских животных, а также водоросли, из-за чего гибнут целые пищевые цепочки. Негативное влияние на гидросистему оказывают кислотные дожди.

Химическое загрязнение

Загрязнение нефтью

Многие моря планеты страдают от загрязнения воды нефтепродуктами, в том числе и Белое. Поскольку нефть добывают в шельфе моря, не обходится без утечек. Она покрывает водную поверхность масляной пленкой, не пропускающей кислород. В результате растения и животные, находящиеся под ней, задыхаются и гибнут. Чтобы избежать негативных последствий, в случае аварийных ситуацией, утечек, разливов, нефть нужно сразу же устранять.

Загрязнение нефтью

Медленные поступления нефтепродуктов в воду являются своего рода бомбой замедленного действия. Данный вид загрязнения вызывает тяжелые болезни представителей флоры и фауны. Также изменяется структура и состав воды, образуются мертвые зоны.

Чтобы сохранить экосистему моря, нужно снизить влияние людей на водоем, а сточные воды требуется регулярно очищать. Только слаженные и продуманные действия людей снизят риск негативного влияния на природу, помогут сохранить Белое море в его нормальном жизненном режиме.

ecoportal.info

Экологические проблемы Белого моря

Экологические проблемы Белого моря

Белое море принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана и представляет собой полуизолированный внутриконтинентальный водоем. Морей такого типа относительно немного. Схожими чертами обладают Черное море, Средиземное, Балтийское, а так же Гудзонов залив. Белое море наименьшее из них. Его принято разделять на две неравные части – северную (внешнюю) и южную (внутреннюю). Они соединяются относительно узким проливом, который еще называют горлом.

В современное время мало водоемов, которые не подвергаются загрязнению и Белое море тут не исключение. Антропогенное загрязнение Белого моря началось сразу после появление на его берегах человека и со временем становилось таким значительным, что последствия можно наблюдать и сегодня.

За сравнительно короткую эру судоходства, некоторые участки дна, особенно в небольших губах, где удобно отстаиваться во время шторма, были настолько засыпаны угольным шлаком, что до сих пор там не восстановились погубленные донные биоценозы. Данные экологические проблемы Белого моря никак нельзя считать современными, хотя вред от них не меньший.

Деревообрабатывающая промышленность оказывает не меньшее влияние на экологию Белого моря. Отходами производства на лесопильном заводе одного керетского промышленника, был засыпан пролив между двумя островами, на которых он расположен. Лесная промышленность – это одна из ключевых экологических проблем Белого моря.

Сплавляющийся по рекам неокоренный лес, оставляет свой вклад в загрязнение рек.  Кора деревьев загнивает и отваливается в реки, застилая дно. В некоторых места устилающий слой достигает двух метров. Это мешает размножению семги, да и других рыб тоже. Гниющая древесина забирает из воды кислород, взамен вырабатывая продукты разложения, совсем не сопутствующие процветанию жизни. Продукты разложения выносятся в море. Часть органики выносится в Баренцево море, основная же часть накапливается в Белом море, а это совсем нехороший  экологический фактор. Целлюлозная и лесная промышленность загрязняют море в основном фенолами, лигносульфатами и метиловым спиртом.

При перевозке леса к деревообрабатывающим заводам, большая часть бревен отстает от плотов и после долгих морских путешествий причаливает к берегам. На некоторых участках прибрежной зоны образуются целые кладбища бревен, которые гниют там десятки лет.

большая часть бревен отстает от плотов

Горнодобывающая промышленность не меньше лесной помогает созданию экологических проблем для Белого моря. В большей степени загрязнение происходит свинцом, медью, цинком, никелем, хромом. Дело в том, что многие тяжелые металлы накапливаются в морских растениях и животных, делая их ядовитыми. К счастью в Белом море пока такого нет. Но если загрязнения такого рода будут продолжаться и дальше все теми, же темпами, питаться дарами Белого моря будет опасно. Дожди в Беломорском регионе закислены. Хотя они и несут в себе слабую кислоту, они вредны для пресноводных водоемов, биоценозов и прибрежного населения. Непосредственно морю, особой опасности они не несут, поскольку кислотное равновесие в морской воде сдвинуть довольно не просто.

Ну, как и остальные моря, Белое, испытывает негативное влияние в результате попадания морские воды нефти. Это всем известный современный загрязнитель, называемый «черным золотом». Технические масла и топливо попадают в воду самыми разными способами, но основной – это утечка с нефтебаз. Нефть больше страшна своими физическими свойствами, нежели химическими. Перья птиц, намокая в этой густой жидкости, лишаются теплоизоляционного слоя и способности летать, в результате чего птицы погибают либо от голода, либо от холода. Нефтяная пленка препятствует нормальному обмену кислородом воздуха с водой. К счастью, чаще всего разлитую нефть удается относительно быстро собрать и обезвредить. То, что остается в море, сбивается волнами в комки и уходит на дно, где в дальнейшем перекрывается донными отложениями и нейтрализуется. Такие нефтяные комки со временем уничтожают бактерии.

Мелкие поступления в воду этого продукта, гораздо опаснее для экологии. Как бы плохо «черное золото» не растворялось водой, все же этот процесс с течением времени происходит. Таким образом, ядовитые вещества, содержащиеся в этом черно продукте, попадают в гидросферу. Не нанося вреда сразу, они включаются в круговорот веществ и вызывают у морской флоры и фауны различные заболевания. Это бомба замедленного действия, да к тому, же еще и невидимая. Невидимая, конечно же, в кавычках. Разливы нефти, в результате аварий танкеров, происходят и в Белом море.

Разливы нефти, в результате аварий танкеров

Сельское хозяйство, по сравнению с другими отраслями, наносит меньший вред. Развито оно в Поморье слабо. В основном, оно пополняет морской бассейн, стоками с животноводческих ферм, пестицидами и небольшим количеством минеральных удобрений. Впрочем, пока нет особой угрозы для Белого моря и от попадания в него синтетических моющих средств. Но Белое море не застраховано от этого в будущем.

Говоря, об оценке экологической проблемы Белого моря, не лишним будет упомянуть и о цифрах, пусть примерных, но все же. Каждый год в Белое море поступает примерно 100 тысяч тонн сульфатов, 0,750 синтетических моющих средств, 0,150 фенолов и 100 тысяч тонн топлива и смазочных материалов. Итак, ежегодное загрязнение Белого моря можно оценить примерно в 800 тысяч тонн – один миллион.

И все равно, пока еще Белое море относительно чистое. Возможно самый чистый водоем подобного рода в мире. Но развитие человечества служит своеобразным катализатором для создания экологических проблем Беломорскому региону.

ecologyproblems.ru

Нефтяное загрязнение Белого моря: экологи призывают принять закон о защите морей

frontpageingressimage_IMG_2046.JPG Photo: Bellona

ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ к депутатам Государственной Думы и органам власти арктических регионов

Более двух недель прошло с момента утечки нефти с Беломорской нефтебазы в акваторию Кандалакшского залива Белого моря, но пока органы власти разных уровней и разных ветвей не предпринимают ничего, чтобы подобные происшествия не повторялись в будущем. Между тем этот локальный разлив нефтепродуктов не ликвидирован до сих пор, и это, а также бездействие органов власти, подтверждают обоснованность опасений экологических организаций: катастрофа Мексиканского залива гарантированно повторится в Арктике, только с еще более тяжелыми последствиями для людей и природы.

– На Беломорской нефтебазе, несмотря на новейшее оборудование, регулярно происходили утечки нефтепродуктов, которые и попали в море с паводковыми водами. На побережье арктических морей находятся десятки нефтебаз, построенных еще в советское время, в том числе и нефтебазы Министерства обороны, которые не контролируются гражданскими надзорными органами.

– Мелкий битый лед в Кандалакшском заливе затруднил постановку бонового ограждения для локализации разлива нефтепродуктов. В Карском и Баренцевом морях, где предполагается добыча и транспортировка нефти, ледовая обстановка многократно сложнее.

– Перевозки нефтепродуктов вдоль берегов Кольского полуострова, Архангельской области, Ненецкого автономного округа многократно возрастут уже в ближайшие годы, однако нефтедобывающие компании декларируют достаточность имеющихся сейчас аварийно-спасательных сил и средств для ликвидации аварийных разливов нефти или рассчитывают на переброску подкреплений за десятки и сотни километров, несмотря на то, что это придется делать в сложнейших погодных и ледовых условиях Арктики.

– 24 апреля 2010 года (в день, когда началась катастрофа в Мексиканском заливе) в Государственную Думу РФ был внесен проект Закона о защите морей от нефтяных загрязнений, принятие которого должно заставить нефтедобывающие и транспортные компании отказаться от попыток сокрытия нефтеразливов и занижения ущерба, уделять больше внимания экологической безопасности. Однако за прошедшее время депутаты Госдумы не сочли необходимым приступить к рассмотрению этого законопроекта.

Альянс общественных экологических организаций «Северная Коалиция» крайне обеспокоен вышеуказанными обстоятельствами. Экологические риски и проблемы перевалки нефти известны давно, такие операции, вероятно, никогда не станут абсолютно безопасными. Поэтому «Северная коалиция» считает необходимым:

– Депутатам Государственной Думы и в первую очередь представителям арктических регионов: как можно скорее приступить к рассмотрению проекта закона о защите морей.

– Органам власти регионов: в связи с отсутствием сегодня в стране эффективной системы контроля за деятельностью промышленных предприятий по предотвращению загрязнения окружающей природной среды создать систему общественного контроля в форме общественной природоохранной инспекции, что позволит оперативно, силами добровольцев, осуществлять надзор за выполнением природоохранного законодательства в регионе. В первую очередь это должно быть сделано в тех населённых пунктах, где имеются предприятия, деятельность которых связана с транспортировкой нефтепродуктов.

– Надзорным органам: немедленно провести проверку текущего состояния всех имеющихся на побережье нефтебаз.

“Северная Коалиция” – альянс неправительственных экологических организаций, созданный для сотрудничества и совместных действий в сфере сохранения биоразнообразия и предотвращения возможных негативных последствий для устойчивого развития Баренцева экорегиона в результате разведки и разработки месторождений,  а также транспортировки углеводородного сырья. Организациями-членами «Северной Коалиции» являются: «Беллона-Мурманск», «Природа и Молодежь», Кольский Экологический Центр, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Кольский Центр охраны дикой природы, «Этас» и Общественная организация саамов Мурманской области.

bellona.ru

Белое море: проблемы моря экологические

Естественная граница Российской Федерации с севера – это Северный Ледовитый океан. Когда-то его называли Студеным морем, или Полярным бассейном. Сегодня в бассейн океана входит шесть морей, которые официально называются Баренцевым, Белым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским. К сожалению, на территории всей этой природной зоны складывается тяжелая экологическая ситуация. Мы более подробно рассмотрим Белое море. Экологические проблемы складываются из целого ряда факторов. Среди которых изменение климата, политическая неопределенность, охота.белое море проблемы моря

Море занимает площадь более 90 квадратных километров и достигает в глубину до 350 м. Именно тут находятся Соловецкие, Моржовец, Мудьюгский острова, которые неразрывно связаны с историей нашей страны. На первых из этого списка расположен знаменитый Соловецкий монастырь.

Локализация Белого моря

Хотя оно и относится к Ледовитому океану, море располагается внутри материка, у северных берегов России. Соленость достигает 35%. Зимой оно замерзает. Через проливы Горло, а также Воронка соединяется с Баренцевым морем. С помощью Беломорско-Балтийского канала суда могут пройти в Балтийское море, Азовское, Каспийское, Черное. Этот путь получил называние Волго-Балтийский. Лишь условная прямая линия, имитирующая границу, разделяет Баренцево и Белое море. Проблемы моря требуют незамедлительного решения.

Во-первых, массово истребляются животные, в том числе морские, исчезают биологические ресурсы. Некоторые представители фауны, обитавшие в условиях крайнего Севера, просто исчезли.

белое море экологические проблемы

Во-вторых, меняется состояние почвы, которая переходит в размороженное состояние из вечной мерзлоты. Это глобальный катаклизм потепления, в результате которого тают ледники. В-третьих, именно на Севере ряд государств проводит свои ядерные испытания. Такая деятельность ведется под ярлыком чрезвычайной секретности, поэтому ученым сложно понять истинный урон и масштабы загрязнений в результате атомных воздействий. Таковы сегодня основные проблемы Белого моря. Краткое содержание этого списка известно всему миру, однако мало что делается для их решения.

Позиция России и других стран

Первая проблема – истребление животных – была взята под государственный контроль еще в конце прошлого столетия, когда был введен мораторий на отлов зверей, птиц, рыб. Это значительно улучшило состояние региона. При этом на глобальную проблему таяния льдов, а также ядерные загрязнения повлиять одному государству довольно сложно. От этих факторов страдает прибрежная область и все Белое море. Проблемы моря в ближайшем будущем усилятся из-за планируемой добычи газа и нефти на территории океана. Это приведет к дополнительным загрязнениям вод океана.

проблемы белого моря краткое содержание

Дело в том, что территории Ледовитого океана до сих пор никому не принадлежат. Ряд стран занят дележкой территорий. Поэтому решить возникшие вопросы довольно сложно. На международном уровне поставлено два вопроса: экономическое использование недр Арктики и экологическое состояние Ледовитого океана. Причем разработка нефтеуглеродных месторождений, к сожалению, в приоритете. Пока государства с азартом делят континентальные шельфы, природа испытывает все больше проблем, биобаланс нарушается. И сроков, когда мировое сообщество начнет заниматься накопившимися вопросами, пока не поставлено.

Россия смотрит на экологическую ситуацию состояния Северного бассейна словно со стороны. Нашу страну волнует только береговая линия севера и Белое море. Экологические проблемы не могут возникнуть только на одном участке – это вопрос, к которому стоит подходить глобально.

Что в приоритете?

При разработке нефтяных месторождений люди способствуют еще большему ухудшение экологической ситуации. Не останавливает ни глубина скважин, ни их количество, ни то, что регион может быть отнесен к экологически опасным. Можно предположить, что одномоментно будут построены нефтяные шахты в большом количестве. Скважины будут находиться на небольшом расстоянии друг от друга и при этом принадлежать разным странам.

белое море проблемы

Последствия от ядерных испытаний можно устранить, и этим действительно нужно заниматься, однако в условиях севера проводить очистительные меры довольно дорого из-за условий вечной мерзлоты. Кроме того, пока за странами не установлена юридическая ответственность за эти области. Лучше всего изучены экологические проблемы Белого моря. Кратко их постарался представить комитет при МЧС России, спрогнозировав при этом основные тенденции развития.

Невечная мерзлота

Граница Сибирской мерзлоты в западной ее части постоянно смещается из-за глобального потепления. Таким образом, по данным МЧС РФ, в 2030 году она сдвинется на 80 км. Сегодня объем вечных обледенений уменьшается на 4 см в год.

Это может привести к тому, что на территории России через пятнадцать лет жилой фонд севера может быть разрушен на 25%. Это связано с тем, что строительство домов тут происходит с помощью вбивания свай в слой с вечной мерзлотой. Если среднегодовая температура повышается хотя бы на пару градусов, то несущая способность такого фундамента уменьшается в два раза. Опасности также подвергаются подземные хранилища нефти и прочие промышленные объекты. Дороги и аэропорты тоже могут пострадать.

При таянии ледников есть и другая опасность, связанная с увеличением объема северных рек. Несколько лет назад предполагалось, что их объем к весне 2015 года возрастет на 90%, что вызовет обильные паводки. Паводки являются причиной разрушения прибрежных территорий, а также есть риск при движении по магистралям. На территории севера, там, где Белое море, проблемы те же, что и в Сибири.

Глубинные преобразования

Для экологии также опасен газ метан, выделяющийся из почвы в процессе таяния глубинных ледников. Метан приводит к увеличению температуры нижних слоев атмосферы. Кроме того, газ негативно сказывается на здоровье людей, местных жителей.

белое море проблемы экологии

В Арктике за последние 35 лет объем льдов уменьшился с 7,2 миллионов до 4,3 миллионов квадратных километров. Это означает сокращение площади мерзлоты почти на 40%. Толщина льдов сократилась почти в два раза. Однако есть и положительные стороны. На южном полюсе тающие льды вызывают землетрясения из-за скачкообразного характера таяния. На Северном этот процесс происходит постепенно, и общая ситуация более предсказуема. Для обеспечения безопасности жителей северных территорий руководством МЧС принято решение снарядить две экспедиции на Новую землю, Новосибирские острова и океаническое побережье.

Новый опасный проект

На экологическую ситуацию очень сильно влияет и строительство гидротехнических сооружений, таких, например, как электростанции. Их постройка относится к крупномасштабному воздействию на природу.

белое море проблемы моря лаптевых

На территории Белого моря находится Мезенская ПЭС – приливная электростанция – влияющая как на водную, так и на географо-экологическую среду сухопутной части. Строительство ПЭС приводит в первую очередь к изменению природной циркуляции вод. При постройке дамбы часть водоема превращается в подобие озера с иным колебанием и течением.

Чего опасаются экологи?

Конечно, в процессе проектирования комплекса инженеры уже способны предсказать влияние на местную биосистему, Белое море. Проблемы моря, однако, чаще проявляются только во время промышленной эксплуатации, а инженерные изыскания ведут работу по экологии береговой территории.

Когда ПЭС заработает, уменьшится волновая энергия, а также воздействие на дрейф ледяных полей, изменится режим течения. Все это приведет к изменению структуры наносов на морском дне и береговой зоне. Стоит отметить, что география отложения играет важную роль в биоценозе системы. При строительстве электростанции масса береговых отложений перенесется на глубину в виде взвеси, и от этого пострадает все Белое море. Проблемы экологии ужесточатся, поскольку берега северных морей не являются экологически чистыми, поэтому при попадании на глубину береговой грунт становится причиной вторичных загрязнений.

экологические проблемы белого моря кратко

Проблема - словно ложка соли в море

Изучение экосистемы Арктики сегодня является залогом благополучного состояния природы через несколько десятилетий. Часть побережья вдоль Ледовитого океана подлежала большему изучению, к такой территории относится, например, Белое море. Проблемы моря Лаптевых до сих пор не изучены. Именно поэтому совсем недавно сюда была оснащена одна небольшая экспедиция.

Спонсировала ученых нефтяная компания «Роснефть». В экспедицию отправились сотрудники Мурманского морского биологического института. Сорок ученых составили экипаж корабля «Дальние Зеленцы». Цель миссии озвучил ее руководитель Дмитрий Ишкуло. По словам Ишкуло, в приоритете было изучение звеньев экосистем, получение сведения об эколого-биологическом состоянии моря.

белое море проблемы моря

Известно, что на территории бассейна моря Лаптевых живут как мелкие рыбы и птицы, так и крупные животные, такие как белый медведь, кит. Предполагается, что именно в бассейне этого северного водоема находится легендарная земля Санникова.

Как считают организаторы кампании, подобные работы со столь серьезным объемом не проводились ранее в Арктике никогда.

fb.ru

Экологические проблемы Белого моря

История, название

Экологические проблемы белого моряЭкологические проблемы белого моря носят, так сказать, накопительный характер. Загрязнение его вод и ухудшение экологической обстановки носит исключительно антропогенный характер, но началось несколько столетий назад.

Море начали осваивать еще в XI веке новгородцы. Прежде всего, оно использовалось в навигационных целях. Более активному развитию морской торговли сопутствовали леса, раскинувшиеся вокруг и богатые пушным зверем и древесиной ценных пород. В 1492 году из основанного на побережье Северной Двины, города Холмогоры в Данию отправился уже целый торговый флот. С прибытием первого иностранного торгового судна, Холмогоры стали международным портом, а Белое море – международной транспортной морской артерией. Рост грузопотоков требовал судов большего тоннажа, а значит, и более глубокой осадки. Существующий порт перестал с этим справляться и в результате возникли Новые Холмогоры, ставшие впоследствии Архангельском. Суровые условия зимней навигации, штормовая волна может быть до 6 метров, и ледовое покрытие в течение более шести месяцев, вынудили перенести основные торговые потоки в Баренцево море и порт Мурманск. Многочисленные иностранные и русские купцы давали ему свои названия. До XVII века оно было Студеное, Соловецкое, Северное, Спокойное, Гандвик и даже Белый или Залив Змей.

Общие характеристики

Экологические проблемы белого моряВ настоящее время носит общепризнанное название Белое, считается внутренним морем России и относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Это одно из самых маленьких морей с площадью 90 тыс. км2 и объемом воды около 4,4 тыс. км3. Наибольшая его ширина 600 км, а глубина 343 метра. Граница Белого с Баренцевым морем лежит между двумя Носами — Святым на Кольском полуострове и Каниным.

Основные реки, которые впадают в Белое море – это Кемь, Мезень, Онега, Поной и Северная Двина.

Наиболее крупные города на побережье – Архангельск, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Северодвинск и другие. Беломорско-Балтийский канал соединяет его с Балтикой.

Водообмен с Баренцевым морем, из-за малых глубин на месте их стыка, ограничено только поверхностными водами. Приливная волна Белого может быть до 7 метров и достигает вглубь по течению, впадающих рек, до 120 км. Дно на мелководье состоит из гравия, гальки и песка, покрыто глинистым илом.

Накопленные и новые проблемы

Экологические проблемы белого моряСудоходство оставило на море и его дне такие следы, что в настоящее время их вполне можно назвать экологическими проблемами. Это громадное количество угольного шлака от кораблей «старых» времен. Современные, вместе с портовым хозяйством, являются источником загрязнения еще и его поверхности. Сотни тонн отработанного машинного масла, нефтепродуктов, стоков и твердых отходов попадает в воду. Свою часть загрязнений несут реки. Промышленные и коммунальные предприятия, нефтехранилища и базы, хозяйственные подразделения военно-морского флота, расположенные как по берегам моря, так и по течению впадающих рек, сбрасываю вещества, период распада которых достигает сотен лет, а то и, вообще, невозможен. Особую опасность вызывают предприятия и объекты, имеющие дело с радиоактивными веществами. Уровень загрязнения воды в результате захоронения радиоактивных отходов, значительно вырос в последнее время.

«Историческим» загрязнителем Беломорских вод является лесная промышленность. На всех ее этапах производства, от рубки леса и сплава до переработки и целлюлозно-бумажного производства, древесина и отходы оставались или сбрасывались в реки и моря. Известен факт, когда пролив между двумя островами был полностью засыпан стружкой от лесопильной мастерской. А сколько древесины утонуло при сплавах, авариях судов, сброшено за ненадобностью? Такой древесный слой в некоторых местах достигает двух и более метров, а его залежи по берегам не перегнивают десятилетиями. Самое главное, что это не проблема прошлого.

Такое же отношение к дереву и воде осталось и сейчас. Кроме того, современное целлюлозно-бумажное производство сбрасывает отходы насыщенные фенолами, лингосуьфатами и метиловым спиртом.

Экологические проблемы белого моряСовременными источниками экологических проблем региона является горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и нефтехранилища. Они поставщики свинца, меди, ртути, цинка, никеля и хрома, то есть тяжелых металлов, а также пестицидов, ядовитых и отравляющих веществ, которые накапливаются в живых организмах морской флоры и фауны и со временем попадут с пищей и в организм человека.

Что касается нефти, то ее пятна не только уничтожают морскую природу, ограничивая приток кислорода в воду, но и обрекают на вымирание  птиц и животных, обволакивая их густой жирной пленкой.

Видео — Загрязнение моря нефтепродуктами

ecology-of.ru

Загрязнителя Белого моря впервые проверила прокуратура

frontpageingressimage_IMG_2046.JPG Photo: Bellona

С момента прошлогодней аварии, Беломорскую нефтебазу несколько раз посетили сотрудники департамента Росприроднадзора по Мурманской области. Они осматривали место попадания нефтепродуктов под землю и в залив, изучали документы, проверяли, что сделано для устранения последствий аварии и выписывали предписания по дальнейшим действиям. Те, что попроще, были выполнены, а самые сложные и дорогостоящие пока нет.

По словам начальника отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по Мурманской области Анастасии Новиковой, в адрес предприятия было направлено три предписания ведомства. На основе их был создан план ликвидации аварий на 2012 год.

«В план были внесены ликвидация загрязнения, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, где будет происходить очистка производственно-дождевых вод, зачистка буферного пруда от донных отложений в секциях номер 1 и 2, разработка проекта реконструкции первой железнодорожной эстакады слива-налива нефтепродуктов, зачистка площадок нижнего слива этой эстакады от загрязнения нефтепродуктами», – рассказала она. По словам Новиковой, нефтебаза уже заложила средства на эти мероприятия, и постепенно их реализовывает.

Тем не менее, с приходом весны нефтепродукты снова стали просачиваться в море.

Экологические организации неоднократно обращали внимание властей и природоохранных структур на проблему, и в дело наконец-то вмешалась прокуратура. Она организовала проверку базы, пригласив сотрудников Росприроднадзора, Центра лабораторного анализа и технических измерений, экспертов частного спасательного подразделения «Экосервис»,  Баренцевоморского отделения Всемирного Фонда дикой природы (WWF).

Проверяющие увидели своими глазами нефтяное загрязнение берега и акватории, взяли пробы воды в разных места, чтобы узнать, где и какая концентрация нефтепродуктов.

«Смешанные чувства остались от посещения нефтебазы. С одной стороны, слова руководства о миллионных вложениях в безопасность и ликвидацию причин и последствий загрязнения вод Кандалакшского залива нефтепродуктами, с другой – черные от нефти камни и земля, стойкий запах углеводородов в местах попадания нефтепродуктов в воду», – рассказал координатор проектов по нефти и газу Баренцевоморского отделения WWF Вадим Краснопольский.

По его словам, часть побережья действительно загрязнена, камни в тяжелых фракциях нефти. Для того, чтобы нефтепродукты не попадали в залив, у них в земле вырыта чаша, где они должны скапливаться. Но, судя по всему, эта мера не помогает, поскольку в заливе нефтепродукты видны невооруженным глазом.

Часть побережья предприятия ограждена бонами, которые должны ограждать Кандалакшский залив от попадания нефтепродуктов. Однако уже сейчас очевидно, что боновые заграждения, перекрывающие небольшой участок акватории в несколько десятков метров, недостаточно эффективны. Вода запросто перехлёстывает через преграду и выносится течением в залив.

Для полного решения проблемы необходимы дорогостоящие и длительные работы, на которые собственник вынужден будет потратиться, иначе Беломорской нефтебазе грозит приостановка деятельности.

Новые руководители предприятия заверили прокуратуру, что купили новые боны, но поставщик сорвал сроки, и они ещё не доставлены. И пообещали повторить полный цикл мероприятий, какие осуществлялись прошлой весной.

«Для недопущения загрязнения залива в этом году необходимо провести полный цикл таких же мероприятий, какие осуществлялись прошлой весной», – говорит Николай Лукомский, главный инженер Беломорской нефтебазы. Но пока, к сожалению, этого не сделано.

Руководитель Беллоны-Мурманск Андрей Золотков не верит заявлениям о бедности тех, кто занимается нефтяным бизнесом и подвергает сомнению какие-либо объяснения об отсутствии необходимых средств.

«Почему контролирующие и правоохранительные органы нянчатся с производствами, нарушающими природоохранное законодательство – ведут беседы, устраивают проверки, потом – длительную переписку. С момента прошлогодней аварии прошло достаточно времени, ситуация повторилась, известен нарушитель. Состоявшаяся проверка показывает, что предпринимаемые Беломорской нефтебазой меры, явно недостаточны», – заявил Золотков.

Сейчас идет обобщение полученных материалов. По результатам проверки будут приняты меры прокурорского реагирования, выданы предписания об устранении нарушений. Для полного решения проблемы необходимы дорогостоящие и длительные работы, на которые собственник вынужден будет потратиться, иначе Беломорской нефтебазе грозит приостановка деятельности, – говорится в пресс-релизе WWF.

Руководитель Беллоны-Мурманск Андрей Золотков уверен, что не стоит ждать следующего года и очередного разлива нефтепродуктов. Достаточно просто приостановить деятельность предприятия хотя бы на неделю, и сразу же найдутся и деньги, и оборудование, а собственник перестанет стыдливо извиняться и искать оправдательные причины. «Это самый действенный способ в современной России», – считает он.

bellona.ru


Смотрите также