Добыча полезных ископаемых в Тихом океане и ее влияние на экологию. Нефть в тихом океане


Добыча полезных ископаемых в Тихом океане и ее влияние на экологию | Доктор Море

По прогнозам геологов в ближайшие 50 лет  потребности в  железе, меди, цинке, алюминии увеличится минимум в полтора  раза, а в нефти  и других минеральных материалах –  в два-три  раза, но, по прогнозам геологов,  олово, медь, цинк, никель на суше исчезнут через 25-30 лет, серебро и золото через  15-20 лет. Даже огромные запасы  каменного угля подойдут к концу спустя столетие. И тогда только глубоководные разработки смогут обеспечить будущим поколениям  единственный источник природного сырья, и человечеству придется осваивать  гигантские  запасы океанских недр, а пока  делаются только первые шаги в этом направлении

Корки на океанском дне

Весной нынешнего года  новостные агентства сообщили, что  Россия получила эксклюзивное право разведки полезных ископаемых в Тихом океане. Международный орган по морскому дну предоставил России на 15 лет эксклюзивное право разведки в Тихом океане рудных полезных ископаемых на площади 3 тыс. кв. км. Согласно этому документу,  Россия сможет  исследовать  кобальтоносные железномарганцевые корки  (слой полезных ископаемых на дне) в районе Магеллановых гор Тихого океана.Специалисты предупреждают, что надо понимать исключительную сложность  работы на  глубинах 5–6 км, ее можно сравнить с освоением космоса. Это  самый передний  край технического прогресса. Создание комплекса, который будет ползать по дну, добывать руду, подавать ее на поверхность и там ее обогащать  – такое пока происходит только в фантастических романах.

Еще одна заманчивая перспектива: добыча метана, который скапливается под дном океана в громадных количествах, в 2 раза превышающих общее количество угля, нефти и газа в мире. Метан мог бы решить энергетические проблемы будущего, но пока не придумали безопасный способ его добычи, морские глубины так просто свои богатства не отдадут. На глубине газ находится в виде замороженного гидрата метана, который «цементирует»  морское дно. Если же ледяное твердое вещество превратится в газ, его объем увеличится более чем в 100 раз. Это делает его извлечение очень опасным для прибрежных регионов. Несмотря на то, что на океанском дне можно найти все элементы таблицы Менделеева, реализована пока только добыча со дна океанов и морей нефти и газа. Россия тоже активно участвует в разработке ресурсов, в том числе, в Тихоокеанском регионе.

 Богатства Сахалина

На Сахалинском  шельфе и в других районах Охотского моря сосредоточены  огромные запасы рыбы и морепродуктов. Коренных  жителей  региона всегда кормило море.  У берегов острова  сосредоточены самые большие запасы крабов и беспозвоночных, в том числе, морских ежей. На побережье строят свои гнезда и отдыхают при сезонных перелетах птицы. Здесь находятся лежбища морских котиков, сивучей.

Кроме  живых морских богатств,  в регионе открыты уникальные месторождения нефти и газа.

 Сахалинская область  стала  центром  нефте- и газодобычи на Дальнем Востоке. Здесь открыто более 80 месторождений, в том числе,16  на шельфе острова Сахалин в Охотском море.  8 шельфовых месторождений по объемам запасов специалисты отнесли  к категории крупных, а  2 из них,  Лунское месторождение проекта «Сахалин-2» и Южно-Киринское  проекта «Сахалин-3» –  к категории уникальных.

Проект «Сахалин-3» по разработке крупнейшего  Южно-Киринского газоконденсатного месторождения  активно развивается.  Большинство разведанных запасов нефти и газа находятся на северо-восточном шельфе Сахалина. 

В соответствии с принятыми документами, должен быть заранее рассчитан и скомпенсирован возможный ущерб, нанесенный экологии края и ее биологическим ресурсам, в том числе, рыбным.

Какие работы выполняются при освоении месторождений нефти и газа:

  – Геологические изыскания, сейсморазведка, бурение для оценки запасов;

 – Монтаж платформ, прокладка трубопроводов, бурение скважин, подготовка инфраструктуры  на берегу;

 – Эксплуатация месторождения – добыча полезных ископаемых, обслуживание скважин, транспортировка нефти и газа.

Какие риски для окружающей  природы они несут:

– При выполнении сейсморазведки выполняется несколько миллионов пневмовзрывов, ударные волны от них вызывают гибель мальков рыб, а у взрослых особей поражают зрение, слух, нарушают способность к ориентации.

­– При бурении образуются буровой раствор и шлам, которые сбрасываются обратно в море. К сожалению, в них содержатся тяжелые металлы и другие токсичные вещества. Из-за этого ухудшаются характеристики воды, гибнет фито- и зоопланктон.

– Вероятность аварий, главная из которых  разлив нефти, имеющий долговременные отрицательные последствия (гибель морских гидробионтов и птиц, загрязнение воды).

Как защитить природу:

В российском законодательстве существуют строгие требования по охране природы при освоении нефтегазовых месторождений и компенсации возможного ущерба для морской экологии. Главное, добиться строгого соблюдения этих требований. Необходим экологический мониторинг  и открытый доступ к собранной  информации для самых широких слоев общественности.

Например, законом прямо запрещено сбрасывать буровые отходы в море, но, к сожалению, эти нормы часто нарушаются. Важный момент, который нужно  учесть при работах на Сахалине – это  высокая сейсмическая опасность в регионе.  При прокладке трубопроводов должна быть обеспечена прочность, необходимая для их функционирования даже в условиях землетрясения силой 9 баллов. Очень важно минимизировать возможность столкновения танкеров, перевозящих нефть с рыболовными судами.

Несмотря на все экономические плюсы от увеличения добычи нефти и газа на Сахалине и в других  регионах, нельзя жертвовать  рыбной отраслью. Срок эксплуатации месторождений  исчисляется десятками лет, нефть и газ –  ресурс не возобновляемый, в отличие от морских  биологических ресурсов:  рыбы и других обитателей океана,  которых мы должны сохранить для наших потомков.  

www.pharmocean.ru

Экологические проблемы Тихого океана

Экологическая устойчивость природных аквальных комплексов начала серьезно нарушаться с 50-х и особенно с 60-х годов XX в., когда наступил этап интенсивного освоения ресурсов Мирового океана, и проблема его загрязнения приобрела глобальный характер. Тихий океан испытывает на себе все те же негативные последствия антропогенных воздействий, что и другие океаны:

переловы рыбы и других морских животных;

тепловое, шумовое, нефтяное загрязнения;

загрязнение ядохимикатами и бытовыми стоками;

радиоактивное заражение и т. д.

В результате оказались сильно подорванными биологические ресурсы многих промысловых рыб (сельди, анчоус, лососевые, треска, камбала, палтус и др.), и многие высокопродуктивные районы утрачивают свое значение. Последнее относится не только к окраинным морям (Японское, Южно-Китайское и др.), но и к открытой части океана. Положение усугубляется тем, что подавляющая часть наиболее ценных рыб всю жизнь или большую ее часть проводят в прибрежных водах, где особенно велико загрязнение материковым стоком, содержащим различные отравляющие вещества и патогенные бактерии. Это ведет не только к сокращению видов и популяций, но и к заболеванию рыб, а также и людей.

Примером может послужить японский город Минимата, ставший знаменитым тем, что в 1953 г. более ста его жителей заболели неизвестной болезнью. Выяснилось, что они употребляли в пищу рыбу, концентрация ртути в которой в сотни раз превышала допустимую. Болезнь «минимата» повторилась в Японии в 1976 г., она поразила несколько сот человек, в том числе около 70 со смертельным исходом.

Высказываются мнения, что массовые самоубийства кашалотов, выбрасывающихся на берег, вызваны действием ртути на их нервную систему и координацию движений. В настоящее время известны и другие заболевания морских животных и людей, связанные с загрязнением вод океана. Во многих прибрежных акваториях велико и тепловое загрязнение, которое возникает в результате сброса в океан отработанных вод тепловых и атомных электростанций. Из-за этого меняется состав биоценозов. Тепловое загрязнение ярко выражено в районе Японских о-вов и у западных берегов Северной Америки.

Наибольшее внимание мировой общественности привлекает загрязнение океана сырой нефтью и нефтепродуктами. В этом отношении Тихий океан — наименее загрязненная акватория Мирового океана (если не считать Северный Ледовитый). По танкерной нагрузке он занимает третье место после Атлантического океана и Индийского океана.

Нефтяной пленкой полностью покрыты Южно-Китайское и Желтое моря, в большой мере зона у Панамского канала, вдоль берегов Северной Америки, течение Куросио, морские подходы к Японии с юга и юго-запада. Возрастает загрязнение нефтью северной части Тихого океана, а это обстоятельство имеет особое значение, так как нефть, разлитая в холодных северных морях, может сохраняться значительно дольше, чем в более южных теплых.

Особое место в рассматриваемой проблеме занимает радиоактивное загрязнение океана вследствие продолжающихся испытаний ядерного оружия под землей, сбросов в океан жидких отходов атомных станций и захоронения радиоактивных отходов в контейнерах на дне океана. Так, максимальная концентрация стронция-90 наблюдается в Тихом океане вблизи атоллов Бикини и Эниветок (в архипелаге Маршалловых о-вов), где США проводили испытания атомного и водородного оружия.

Современное состояние океана характерно тем, что основные поля загрязнения от берегов течениями распространяются в открытые районы, поражая наиболее уязвимые экосистемы: коралловые рифы, зоны апвеллинга и т. п. Долгое время океан сам себя полностью очищал, но теперь масштабы загрязнения стали столь велики, что природных процессов уже недостаточно. Возникла необходимость в специальных мерах по охране морской среды, рациональному природопользованию в океане, воспроизводству природных ресурсов и природных условий.

Создание охраняемых акваторий (заповедников, заказников, морских парков) занимает видное место среди основных мер по охране океана наряду с рядом ограничений в использовании ресурсов.

В государствах Тихоокеанского региона существует наибольшее число охраняемых акваторий. Япония располагает не менее чем 40 функционирующими морскими парками во всех прибрежных природных зонах страны. Один из наиболее известных — парк Окасахара вблизи Токио занимает площадь 463 га. Филиппины имеют не менее 10 парков; наиболее известен здесь парк «Сто островов», расположенный в одном из заливов о. Лусон. Несколько морских резерватов находится на южной стороне Австралийского континента. Но самой главной заботой Австралии является сохранение коралловых экосистем Большого Барьерного рифа. В водах рифа насчитывается не менее 200 видов кораллов, разнообразен мир рыб и других морских животных. Площадь морского парка — 260 тыс. км2. Сохранение рифа осложняется тем, что в недрах региона имеются запасы остродефицитной для Австралии нефти.

Морские парки организованы и другими государствами Тихоокеанского региона (Новой Зеландией, США и др.). Среди наиболее известных — морские парки Гавайских и Галапагосских о-вов. Первый морской заповедник России был создан в заливе Петра Великого (Японское море). Заповедник находится на контакте умеренной и субтропической зон в области холодного Приморского и теплого Цусимского течений. В нем взяты под охрану эталонные участки залива, ведется опытная работа по разведению морских беспозвоночных (устриц, морских гребешков и др.), проводятся экскурсии.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Почему мировые СМИ игнорируют новость об экологической катастрофе в Тихом океане?

Мы приучены к кричащим и шокирующим заголовкам в прессе, поэтому давно стали слишком черствыми. Некоторые вещи, происходящие в мире, не воспринимаются нами как бедствие или потенциальная экологическая катастрофа.Разлив нефти

Новости контролируются правительствами

У средств массовой информации существует непреодолимое желание подавать публике сенсационные новости по мере их поступления. Сенсации еще более подчеркиваются причудливыми заголовками и шокирующей статистикой. Новостной поток исправно справляется со своими функциями. Если очередная сенсация не пугает и не шокирует нас, она поражает сознание. Однако проблема заключается в том, что правительственные структуры вправе решать, какие новости должны остаться без внимания масс. Замалчивая информацию, высшие чины мастерски манипулируют действиями простых людей.Экологическая катастрофа

Что не принято предавать огласке?

Так, к примеру, очень часто занижается экологический ущерб, нанесенный мировому океану. Разлив нефти давно стал запретной темой, способной в случае огласки больно ударить по бюджету стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Новости относительно столкновения танкеров с нефтью не должны стать достоянием общественности. Можно привести массу подобных примеров. В мире, как на региональном, так и на глобальном уровне, происходит множество событий, о которых большая часть людей так никогда и не узнает.Тихий океан

Октябрьское происшествие в Тихом океане

В середине октября к западу от заповедника Белла Белла, расположенного у центрального побережья Британской Колумбии (Канада), столкнулись два танкера с нефтью. Одно судно было повреждено и село на мель. В результате произошел разлив нефти вдоль океанского побережья Тихого океана.

Разлив нефти

Вот что сообщает канадская пресса: «Буксир сел на мель 13 октября, на его борту находилось 2400 литров нефти. Получив пробоину, судно вылило в Тихий океан свое содержимое, где помимо нефти были загрязняющие вещества из машинного отделения». Водолазы сообщили о том, что им удалось удалить 1 200 литров смеси нефти и морской воды. Однако на борту до сих пор остаются несколько тысяч литров дизельного топлива.

Экологическая катастрофа

Загрязняющие вещества вызвали гибель моллюсков

Разлив нефти мгновенно спровоцировал закрытие двустворчатых моллюсков, обитающих близ канала Сифорт и Гале Пассаж. Это внесло свои коррективы в работу рыболовных хозяйств. Таким образом, экологическая катастрофа нанесла ущерб экологическому развитию региона.Тихий океан

Отсутствие реакции со стороны канадских законодателей

Тем не менее эта новость не мелькала в средствах массовой информации. И это несмотря на то, что в ближайшем будущем планируется принять закон, который обяжет нефтяные компании контролировать утечку нефти на суше. Отсутствие международного интереса к новости тем более странно, если вспомнить недавний королевский визит в Британскую Колумбию. Он был организован с целью заострения внимания на важности сохранения здоровой экологической обстановки вдоль береговой линии. Это лишний раз показывает, как мало делают канадские законодатели для создания профилактических мер, эффективно противостоящих подобного рода катастрофам.Разлив нефти

Доступ к Тихому океану

Центральное побережье Британской Колумбии обеспечивает Канаде доступ к Тихому океану. С другой стороны, этот регион, по сути, является каналом для перевозки нефти и сжиженного природного газа из соседней провинции Альберта, являющейся главным сырьевым поставщиком в стране. Как ни прискорбно, но происшествие, которое случилось в октябре, является для Британской Колумбии почти обыденным. При надлежащей огласке это могло бы спровоцировать настоящую волну протестов. Однако и сейчас активисты экологического движения собираются требовать полного запрета на перемещение нефтяных танкеров вдоль центрального побережья.Экологическая катастрофа

Регион имеет репутацию одного из самых нетронутых и пустынных мест на Земле. А Канада является одним из самых крупных экспортеров нефти в мире. Почти весь экспортный поток направлен в соседние Соединенные Штаты Америки. Большая часть нефтяных запасов в стране расположена в нефтеносных (битуминозных) песках провинции Альберта. Таким образом, через центральное побережье ежедневно проходят тысячи литров нефти, а федеральное правительство никак не регулирует эту ситуацию. Кажется, правящие структуры приняли позицию полного невмешательства.Тихий океан

Запрет на перевозки не планируется

Вместо того чтобы согласиться на запрет перевозок, либеральное правительство во главе с премьер-министром Джастином Трюдо предложил организацию фонда, который будет удалять последствия нефтяных разливов. На это канадским властям не жаль потратить 1,5 миллиарда долларов.

fb.ru

Тихий океан

 ТИХИЙ ОКЕАН — самый крупный бассейн Мирового океана. Ограничен на западе берегами Евразии и Австралии, на востоке — Северной и Южной Америки, на юге — Антарктиды. Морские границы с Северным Ледовитым океаном проходят через Берингов пролив между полуостровами Чукотка и Сьюард, с Индийским океаном — по северной окраине Малаккского пролива, западному берегу острова Суматра, южному берегу островов Ява, Тимор и Новая Гвинея через пролив Торреса и Басса, вдоль восточного побережья Тасмании и далее вдоль гряды подводных поднятий к Антарктиде, с Атлантическим океаном — от Антарктического полуострова (Антарктида) по порогам между Южными Шетлендскими островами к Огненной Земле.

Общие сведения. Площадь Тихого океана с морями около 180 млн. км2 (1/3 поверхности земного шара и 1/2 Мирового океана), объём воды 710 млн. км3. Тихий океан — самый глубокий бассейн Мирового океана, средняя глубина 3980 м, максимальная в районе желобов — 11 022 м (Марианский жёлоб). Включает на севере и западе окраинные моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно- и Южно-Китайские, Филиппинское, Сулу, Сулавеси, Молуккское, Серам, Банда, Флорес, Бали, Яванское, Саву, Новогвинейское, Коралловое, Фиджи, Тасманово; на юге — Росса, Амундсена, Беллинсгаузена. Наиболее крупные заливы — Аляска, Калифорнийский, Панамский. Характерная особенность Тихого океана — многочисленные острова (особенно в центральной и юго-западной части Океании), по количеству (около 10 000) и площади (3,6 млн. км2) которых этот океан занимает 1-е место среди бассейнов Мирового океана.

Исторический очерк. Первые научные сведения о Тихом океане были получены в начале 16 века испанским конкистадором В. Нуньесом де Бальбоа. В 1520-21 Ф. Магеллан впервые пересек океан от пролива, названного его именем, до Филиппинских островов. На протяжении 16-18 вв. океан изучался в многочисленных плаваниях натуралистов. Значительный вклад в исследование Тихого океана внесли русские мореходы: С. И. Дежнев, В. В. Атласов, В. Беринг, А. И. Чириков и др. Систематические исследования проводятся с начала 19 в. (географические экспедиции И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского на судах "Надежда" и "Нева", О. Е. Коцебу на "Рюрике" и затем "Предприятии", Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на "Мирном"). Крупным событием в истории изучения океана было путешествие Ч. Дарвина на судне "Бигль" (1831-36). Первая собственно океанографическая экспедиция — кругосветное плавание на английском судне "Челленджер" (1872-76), в котором была получена обширная информация о физических, химических, биологических и геологических особенностях Тихого океана. Наибольший вклад в изучение Тихого океана в конце 19 века внесли научные экспедиции на судах: "Витязь" (1886-89, 1894-96) — Россия, "Альбатрос" (1888-1905) — США; в 20 в.: на судах "Карнеги" (1928-29) — США, "Снеллиус" (1929-30) — Нидерланды, "Дискавери II" (1930) — Великобритания, "Галатея" (1950-52) — Дания и "Витязь" (с 1949 им выполнено свыше 40 рейсов) — СССР. Новый этап исследования Тихого океана начался с 1968, когда с американского судна "Гломар Челленджер" было начато глубоководное бурение.

Гидрологический режим. В циркуляции поверхностных вод Тихого океана преобладают зональные потоки, меридиональные прибрежные течения отчётливо проявляются только у восточных и северо-западных берегов. Наиболее крупные циркуляционные системы — Антарктическое круговое течение, Северный и Южный субтропические круговороты. Средняя температура поверхностных вод 19,37°С. Средняя температура на севере (без морей) не опускается ниже 4°С, в Южном полушарии у берегов Антарктиды она составляет 1,85°С. Средняя солёность поверхностных вод 34,61 ‰ (максимальная в субтропической области в Северном полушарии — 35,5‰). Распреснённые воды (до 33 ‰ и ниже) распространены в приполярных и экваториально-тропических зонах океана. На промежуточных глубинах выделяются субантарктические и субарктические воды пониженной солёности, глубже 1500-1800 м располагаются воды антарктического происхождения. Льды образуются в северо-западных морях (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое), на севере в заливе Аляска и на юге у берегов Антарктиды. Плавучие льды в южных широтах распространяются зимой до 61-64°, летом до 70°, айсберги в конце лета до 46-48° южной широты.

 Рельеф и геологическое строение. В пределах Тихого океана широкий (до нескольких сотен километров) шельф развит в окраинных морях и вдоль побережья Антарктиды.

У берегов Северной и Южной Америки шельф очень узкий — до нескольких километров. Глубина шельфа в основном 100-200 м, у побережья Антарктиды до 500 м. К северо-западу от острова Седрос расположена своеобразная область подводной окраины Северной Америки (Калифорнийский бордерленд), представленная системой подводных гряд и котловин, сформированных в результате причленения к материку чужеродных блоков (зона аккреционной тектоники) и перестройки границ плит при столкновении Северной Америки с осью спрединга Восточно-Тихоокеанского поднятия. Материковый склон от бровки шельфа круто опускается к пелагическим глубинам, средняя крутизна склона 3-7°, максимальная — 20-30°. Активные окраины континентов обрамляют океан с севера, запада и востока, формируя специфические переходные зоны поддвига литосферных плит. На севере и западе переходные зоны представляют собой сочетание окраинных морей, островных дуг и глубоководных желобов. Большинство окраинных морей образовалось в результате раздвижения, развивавшегося между островными дугами и прилегающими континентальными массивами (задуговой спрединг). В некоторых случаях зоны спрединга прошли по краю континентальных массивов и их обломки были отодвинуты и отделены от континентов окраинными морями (Новая Зеландия, Япония). Островные дуги, обрамляющие моря, представляют собой гряды вулканов, ограниченные со стороны океана глубоководными желобами — узкими (десятки километров) глубокими (от 5-6 до 11 км) и протяжёнными депрессиями. С восточной стороны океан обрамляется активной окраиной континента, где океаническая плита непосредственно пододвигается под континент. Вулканизм, связанный с субдукцией, развивается непосредственно на окраине континента.

В пределах ложа океана выделяется система активных срединно-океанических хребтов (рифтовых систем), расположенных асимметрично по отношению к окружающим континентам (см. карту). Основной хребет состоит из нескольких звеньев: на севере — Эксплорер, Хуан-де-Фука, Горда, южнее 30° северной широты — Восточно-Тихоокеанское поднятие. Выделяются также Галапагосская и Чилийская рифтовые системы, которые, подходя к основном хребту, образуют специфические области тройственного сочленения. Скорость раздвижения хребтов в основном превышает 5 см/год, иногда до 16-18 см/год. Ширина осевой части хребта несколько километров (экструзивная зона), глубина в среднем 2500-3000 м. На расстоянии около 2 км от оси хребта дно разбито системой сбросов и грабенов (тектоническая зона). На удалении 10-12 км тектоническая активность практически прекращается, склон хребта постепенно переходит в прилегающие глубоководные котловины ложа. Глубина базальтового ложа океана увеличивается при удалении от оси хребта к зонам субдукции одновременно с увеличением возраста океанской коры. Для участков ложа океана с максимальным возрастом ложа около 150 млн. лет характерны глубина около 6000 м. Ложе океана системой поднятий, хребтов разбито на котловины (Северо-Западную, Северо-Восточную, Центральную, Восточно-Марианскую, Западно-Каролинскую, Восточно-Каролинскую, Меланезийскую, Южную, Беллинсгаузена, Гватемальскую, Перуанскую и Чилийскую и др.). Рельеф дна котловин преимущественно волнистый. Около 85% площади занимают очень пологие холмы высотой до 500 м. Большинство поднятий, хребтов, островных систем, разделяющих котловины, имеют вулканическое происхождение (острова; Гавайские, Кокос, Каролинские, Маршалловы, Гилберта, Тувалу, Лайн, Феникс, Токелау, Кука, Тубуаи, Маркизские, Туамоту, Галапагос и др.) — слагающие их вулканические породы более молодые, чем породы ложа океана.

Разрез океанской коры представлен (снизу вверх) кумулятивным комплексом дунитов и местами серпентинизированных пироксенитов, однородной или расслоенной толщей габбро, базальтовым слоем (мощность около 2 км), состоящим из дайкового комплекса (вертикально стоящих параллельных даек) и подводных лав, над базальтовым слоем залегает осадочный чехол. При удалении от хребта увеличивается возраст ложа океана и мощность осадочных отложений. В открытом океане мощность осадков 100-150 м и увеличивается в северном и западном направлении, в экваториальной зоне мощности осадков до 500-600 м. Резко увеличены мощности осадков (до 12-15 км) у основания континентального склона и в окраинных морях, являющихся ловушками осадочного материала, поставляемого с суши.

Вдоль континентов развиты главным образом терригенные осадки (в высоких широтах ледниковые и береговые, в умеренных — флювиогенные, в аридных — эоловые). В пелагиали океана на глубине менее 4000 м почти повсеместно развиты карбонатные фораминиферовые и кокколитовые, в умеренных зонах — кремнистые диатомовые илы. Глубже, в пределах экваториальной высокопродуктивной зоны, они сменяются кремнистыми радиоляриевыми и диатомовыми осадками, а в тропических низкопродуктивных зонах — красными глубоководными глинами. Вдоль активных окраин в осадках присутствует значительная примесь вулканогенного материала. Осадки срединно-океанического хребтов и их склонов обогащены оксидами и гидрооксидами железа и марганца, выносимыми в придонные воды высокотемпературными рудоносными растворами.

Минеральные ресурсы. В недрах Тихого океана выявлены месторождения нефти и газа, на дне — россыпи тяжёлых минералов и других полезных ископаемых Основные нефтегазоносные районы сосредоточены на периферии океана. В Тасмановом бассейне открыты месторождения нефти и газа — Барракута (свыше 42 млрд. м3 газа), Марлин (более 43 млрд. м3 газа, 74 млн. т нефти), Кингфиш, у острова Новая Зеландия разведано газовое месторождение Капуни (15 млрд. м3). Перспективны на нефть и газ также Индонезийские моря, районы около побережья Южной Аляски и западных берегов Северной Америки. Из твёрдых полезных ископаемых обнаружены и частично разрабатываются россыпные месторождения магнетитовых песков (Япония, западное побережье Северной Америки), касситерита (Индонезия, Малайзия), золота и платины (побережье Аляски и др.). В открытом океане обнаружены крупные скопления глубоководных железо-марганцевых конкреций, содержащих также значительное количество никеля и меди (разлом Кларион-Клиппертон). На многих подводных горах и склонах океанических островов обнаружены железо-марганцевые корки и конкреции, обогащенные кобальтом и платиной. В пределах срединно-океанических рифтов и в области задугового спрединга (в западной части Тихого океана) открыты крупные залежи сульфидных руд, содержащих цинк, медь, свинец и редкие металлы (Восточно-Тихоокеанское поднятие, Галапагосский рифт). На шельфах — Калифорнии и острова Новая Зеландия известны месторождения фосфоритов. На многих мелководных участках шельфа выявлены и эксплуатируются месторождения нерудных полезных ископаемых.

www.mining-enc.ru

Топливные и энергетические ресурсы Атлантического океана

В Атлантическом океане и его морях выявлено большое количество морских месторождений нефти и газа, в том числе с одним из самых высоких в мире уровней добычи этих видов топлива. Они расположены в разных районах шельфовой зоны океана. В его западной части весьма крупными запасами и объемом добычи отличаются недра лагуны Маракаибо. Нефть извлекается здесь более чем из 4500 скважин, из которых в 2006 г. получено 93 млн. тонн «черного золота». С начала разработок лагуна Маракаибо дала 2,8 млрд. тонннефти.

Нефть, газ и каменный уголь

Мексиканский залив относят к богатейшим морским нефтегазоносным районам мира, полагая, что в настоящее время в нем выявлена лишь незначительная часть потенциальных запасов нефти и газа. На дне залива пробурено 14 500 скважин. В 2005 г. из 270 шельфовых месторождений было добыто 60 млн. тонн нефти и 120 млрд. м3 газа, а всего за время разработки здесь извлечено 590 млн. тонн нефти и 679 млрд. м3 газа. В перспективе ожидается увеличение добычи этих видов топлива.

На юге Карибского моря в прибрежной зоне и далее, на шельфе Венесуэлы, открыто несколько подводных нефтяных и газовых месторождений. Самые значительные из них расположены у берегов полуострова Парагуано, в заливе Пария и у острова Тринидад. Запасы нефти здесь исчисляются десятками миллионов тонн.

Кроме названных районов в западной Атлантике прослеживаются три крупные нефтегазоносные провинции. Одна из них протягивается от пролива Девиса до широты Нью-Йорка. В её пределах промышленные запасы нефти выявлены пока у Лабрадора и к югу от Ньюфаундленда. Вторая нефтегазоносная провинция простирается вдоль берегов Бразилии от мыса Калканьяр на севере до Рио-де-Жанейро на юге. Здесь уже открыто 25 месторождений. Третья провинция занимает прибрежные пространства Аргентины от залива Сан-Хорхе до Магелланова пролива. В ней обнаружены лишь небольшие месторождения, пока нерентабельные для морских разработок. Потенциальные запасы шельфовой нефти на Атлантическом побережье Южной Америки оцениваются в 28 млрд. тонн.

В шельфовой зоне восточного побережья Атлантики нефтепроявления обнаружены южнее Шотландии и Ирландии, у берегов Португалии, в Бискайском заливе. Крупный нефтегазоносный район расположен возле Африканского континента. Он охватывает Гвинейский залив и распространяется к югу от Анголы до Намибии включительно. Наибольшее количество (32 млн. тонн) нефти ныне добывается у берегов Нигерии, где открыто более 50 морских нефтяных месторождений. Около 8 млн. тонн дают нефтепромыслы, сосредоточенные возле Анголы. Подводные месторождения нефти открыты у берегов Бенина, Ганы, Габона, Камеруна и других стран. Весьма значительные ресурсы нефти и газа сосредоточены в недрах некоторых морей Атлантического океана. Среди них важнейшее место занимает Северное море, которое не знает себе равных по темпам освоения подводных нефтегазовых месторождений. В 1965 г. здесь было открыто первое газовое месторождение Уэст Соул, в 1967 г. — нефтяные месторождения Код и Экофиск, а в 1977 г. в море было выявлено более 100 промышленных месторождений. Для нефтегазовых промыслов Северного моря характерны большие запасы и высокие уровни добычи этих видов топлива. К примеру, в британском секторе запасы нефти оцениваются почти в 3,2-4,5 млрд. тонн нефти и 990 млрд. м3 газа, а добыча нефти в 2009 г. здесь превысила 78 млн. тонн. В норвежском секторе запасы нефти оцениваются в 530 млн. тонн, газа — в 150 млрд. м3; в этом секторе добыто в 2007 г. 14 млн. тонн нефти. В Северном море в 2005 г. было добыто 4 млрд. м3 газа. Нефтегазовые богатства моря разрабатываются в постоянно нарастающих темпах. Предполагается, что в середине 80-х годов текущего столетия подводные недра будут давать 300 млн. тонн нефти и 150 млрд. м3 газа ежегодно.

Значительные подводные залежи нефти и газа разведаны в Средиземном море, где в настоящее время действуют 10 нефтяных и 17 газовых морских промыслов. В 2004 г. здесь добывалось 3 млн. тонны нефти. Самое крупное месторождение — Ампоста-Марино — расположено у берегов Испании. Значительные объемы нефти извлекаются с месторождений, расположенных у побережий Греции и Туниса. Газ разрабатывают в заливе Сидра (Бол. Сирт, Ливия), у итальянского побережья Адриатического моря. В перспективе недра Средиземного моря должны давать не менее 20 млн. тонн нефти в год.

Для энергетики многих промышленно развитых, но бедных жидким и газообразным топливом европейских стран нефть и газ Северного и Средиземного морей имеют первостепенное значение, что стимулирует дальнейшее развитие подводных месторождений.

Некоторые районы атлантического шельфа богаты каменным углем. Его разрабатывают с берега при помощи наклонных шахт, уходящих под дно на несколько километров. Наиболее крупные подводные разработки каменного угля ведет Великобритания. Самое крупное эксплуатируемое Нор-тумберленд-Дерхемское месторождение с запасами порядка 550 млн. тонн расположено на северо-восточном побережье Англии. Вменьших масштабах—около 6 млн. тонн — подводный уголь добывается в Канаде (Новая Шотландия). Разведаны залежи угля в шельфовой зоне к северо-востоку от острова Кейп-Бретон. Однако в хозяйстве подводный каменный уголь имеет меньшее значение, чем морские промыслы нефти и газа.

Энергетические силы Атлантического океана используются в работе промышленной приливной электростанции, расположенной в устье Ранса во Франции, о которой уже упоминалось. В перспективе планируется разработка проекта крупной американо-канадской ПЭС в заливе Фаиди.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Экономико-географические провинции Тихого океана

Тихий океан — крупнейший из океанов, занимает около 1/3 поверхности Земли и почти половину площади Мирового океана.

Экономико-географическое положение Тихого океана отличается его большой ролью в мировом хозяйстве. Его воды омывают побережья трех континентов, где расположены свыше 30 прибрежных государств и территорий с общим населением почти 2,5 млрд человек. В бассейне Тихого океана сосредоточено около 60% мирового промышленного производства, значительная доля сельскохозяйственного производства, богатые минеральные и биологические ресурсы. На страны бассейна приходится около 1/2 мировых запасов каменного угля, до 1/3 нефти и природного газа, свыше половины всех запасов урана, почти 90% олова, значительная часть запасов меди, никеля, бокситов, железной руды, марганца, хромитов, вольфрама и кобальта. Регион производит 80% натурального каучука и дает более 1/2 мировых уловов рыбы.

Характерной чертой экономико-географического положения Тихого океана является относительная равномерность распределения природных богатств по побережью океана и концентрация их переработки и потребления в северной части океана (США, Канада, Япония, Россия, Китай). Протяженность акватории Тихого океана и зоны интенсивного экономического освоения достигает по диагональным осям Владивосток — Вальпараисо — 18,5 тыс. км, Ванкувер — Сингапур — 12,9 тыс. км, а по широтным осям Иокогама — Сан-Франциско — 8,9 тыс. км, Сидней — Вальпараисо — 12,9 тыс. км, что превышает территорию всех континентов. При этом протяженность Тихоокеанского побережья СНГ превышает длину береговой линии всех их атлантических морей. Однако его освоение осложняет значительная удаленность от главных экономических центров европейской части СНГ. В 200-километровой прибрежной зоне Тихого океана проживает около 1/5 всего человечества, из более 200 городов-миллионеров свыше 20% расположены в прибрежной зоне, на его берегах сложились крупнейшие мегаполисы Токкайдо в Японии и Сан-сан в США.

Транспортные возможности Тихого океана при большой протяженности внутрибассейновых перевозок несколько осложняются узостью проливов морей Юго-Восточной Азии, ограниченностью пропускной способности Панамского канала, удаленностью приантарктических пространств от развитых мировых центров.

Общей чертой для многих стран бассейна Тихого океана является приморский (приокеанский) тип размещения хозяйства и населения. Наиболее ярко это проявляется в Японии, которая ввозит морскими путями более 90% важнейших видов сырья и топлива. В ее приморской зоне сложились многопрофильные портово-промышленные комплексы. Для быстро растущей экономики Китая также характерен исторически сложившийся высокий уровень концентрации хозяйственной деятельности в приморских провинциях, где уровень душевого производства ВНП почти в 10 раз превышает этот показатель во внутренних частях страны. При этом особенностью пространственной структуры хозяйства в странах Тихоокеанского бассейна является мозаичность переплетения приморских территорий различного уровня развития: высокого (тихоокеанский индустриальный пояс Японии, США), среднего (юг российского Дальнего Востока, северо-восток, север и восток Китая, запад Южной Кореи) и низкого (восток и юг Южной Кореи, юг Китая).

Среди развитых тихоокеанских стран Австралия выделяется весьма крупными ресурсами минерального сырья и топлива, развитой горнодобывающей промышленностью, носящей по большинству отраслей экспортный характер. Основой экономики тихоокеанских стран Центральной Америки остается монокультурное сельское хозяйство, а Южной Америки — развитая горнорудная промышленность, интенсивное рыболовство (Перу, Чили). В большинстве островных государств Океании ведущую роль играют сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, транспортные услуги и туризм.

Природно-ресурсный потенциал Тихого океана изучен недостаточно, однако в прибрежной зоне, на шельфе и дне океана выявлены значительные запасы полезных ископаемых. К крупнейшим мировым месторождениям относятся рутиловые и цирконовые россыпи восточного и юго-восточного побережья Австралии, ильменитовые и цирконовые пески западного побережья США от Аляски до Калифорнии. Прибрежно-морские залежи касситерита прослеживаются вдоль всей тихоокеанской зоны оруднения от Берингова моря до Австралии и Новой Зеландии. У берегов Юго-Восточной Азии прибрежными государствами (Таиланд, Индонезия, Малайзия) ведется активная разработка морских оловорудных месторождений. Значительные запасы титано-магнетитовых и магнетитовых песков выявлены в прибрежной зоне Японии (острова Хонсю, Кюсю и Хоккайдо). Прибрежно-морские россыпи Аляски относительно богаты золотом и платиной.

На шельфе калифорнийского, чилийского, австралийского и новозеландского районов обнаружены различные по форме фосфоритовые образования. Содержание Р205 изменяется от 5—15% в пластовых фосфоритах до 35% и более в фосфоритовых конкрециях. Фосфатные породы срединно-тихоокеанских гор распространены на 2500 км с запада на восток и на 5000 км с севера на юг. Перспективна добыча фосфоритов на поднятии Чатем, где запасы оцениваются в 70—200 млн т.

Промышленные запасы барита выявлены у Аляски (осуществляется их добыча со дна) и на мексиканском шельфе.

В зоне железномарганцевых конкреций Тихого океана, доступных для промышленного освоения, сосредоточено 7,9 млрд т меди, 5,2 — кобальта, 14,7 — никеля и 358 млрд т марганца. Ареал высококачественных конкреций ограничен экваториальным районом (7—16° с. ш. и 117—150° з. д.).

Недра Тихого океана богаты нефтью и природным газом, однако изучена и освоена лишь их незначительная часть. Запасы потенциальных ресурсов нефти и газа оцениваются до 90—120 млрд т (30—40% запасов Мирового океана). В категорию разведанных и извлекаемых запасов переведено более 3 млрд т, а к перспективным и прогнозным отнесено 7,6 млрд т. Подводные разработки ведутся главным образом на глубинах до 100 м и на удалении от берегов 90—100 км. Основными районами морской нефтегазодобычи являются южная часть Калифорнийского шельфа и акватория залива Кука (США), Бассов пролив (Австралия), прибрежные воды Малакского архипелага, Брунея и Индонезии, залив Бохайвань (КНР), акватория залива Гуаякиль (Эквадор) и шельфовая зона Перу. Широкие поисково-разведочные работы ведутся на шельфе Сахалина, Южно-Китайского моря, в Магеллановом проливе.

Подводные угленосные горизонты открыты у берегов Японии, Индонезии, Австралии, Новой Зеландии, где каменный уголь добывают из недр прибрежной зоны моря. В Японии разрабатываются подводные залежи железной руды. Использование химических ресурсов тихоокеанских вод ведется в США (добыча поваренной соли и магния), в Японии (извлечение из морской воды калийных солей и магния), на Филиппинах (соляные промыслы) и других странах.

Биологические ресурсы Тихого океана определяются относительно высокой (около 200 кг/км2 продуктивностью. Континентальный шельф наиболее развит в северной части океана (Охотское и Берингово море) и в морях Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китай с ком. Районы с высокой биологической продуктивностью располагаются по кромке океана и в зонах дивергенции, связанных с системой экваториальных течений, они занимают менее 30% площади океана, но здесь продуцируется около 50% его первичной продукции. Тихий океан занимает первое место по уловам рыбы и добыче нерыбных продуктов в Мировом океане с 1958 г. Общие уловы в океане с 32,9 млн т в 1976 г. выросли до 49,2 млн т в 2001 г. (в 1,49 раза). Главная часть уловов приходится на Северо-Западный рыбопромысловый район (42%), высокий уровень добычи отмечается в Центрально-Западном и Юго-Восточном, хотя в последнем отмечается снижение уловов из-за подрыва промысловой базы ряда видов (перуанский анчоус). Видовой состав уловов отличается преобладанием минтая, перуанской сардины, японской скумбрии, дальневосточной сардины (иваси), перуанского анчоуса и др. В северной части Тихого океана сосредоточены главные мировые запасы лососевых рыб. Среди нерыбных объектов основную массу добычи составляют кальмары, креветки, устрицы, мидии и другие морские безпозвоночные. Водорослевый промысел дает около 90% мировой добычи. Характерной особенностью в добыче тихоокеанских биоресурсов является высокий удельный вес продукции аква-культуры (около 3/4 мировой продукции). Ведущую роль в добыче рыбы занимают Китай, Япония, США, Россия, Перу, Чили, Республика Корея, а также большая группа развивающихся стран — Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Мексика, уловы которых превышают 1 млн т. По уровню развития аквакультуры выделяются Китай (около 70% мировой продукции), Индонезия, Япония, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Чили с годовым объемом производства морепродуктов (0,4—0,9 млн т).

Транспортная система Тихого океана (около 1/3 мирового морского грузооборота), уступая Атлантике по объему перевозок, опережает ее по темпам роста. Характерная особенность морских путей в Тихом океане — их очень большая широтная протяженность (вдвое длиннее трансатлантических). Трансокеанские пути, соединяющие западные и восточные берега, группируются по двум направлениям: американо-азиатскому и американо-австралийскому.

На первом из них сформировались три грузонапряженные трассы. Маршруты интенсивного судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Из северо-американских портов вывозится в Японию уголь, лес, зерно, руда, полуфабрикаты и готовые изделия. В обратном направлении идут различные виды промышленной продукции (стальные трубы, электро- и радиоприборы, ткани, рыба и рыбопродукты). Менее интенсивно судоходство на второй трассе от Панамского канала и западных портов Южной Америки в порты Юго-Восточной (Сингапур, Манила) и Восточной (Шанхай, Иокогама) Азии. Из латиноамериканских портов вывозятся преимущественно горнорудное и сельскохозяйственное сырье (в Японию), а в обратном направлении — промышленные изделия. Довольно редко используется третий маршрут от Магелланова пролива в порты Австралии и стран Азии для обмена грузами между Аргентиной и тихоокеанскими странами Азии.

Второе американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной Америки и Австралии, Новой Зеландии. Здесь проходят линии из портов США и Канады в Сидней и другие порты юго-восточной Австралии (Ньюкасл, Мельбурн). Из американских портов поступают в основном машины и оборудование, а в обратном направлении — промышленное сырье и сельскохозяйственные товары.

Вдоль азиатских и американских берегов сложились меридиональные грузонапряженные линии для обеспечения морских связей Японии и США. Западный путь формирует грузонапряженная трасса по перевозкам ближневосточной нефти в Японию (через Малаккский пролив) и промышленного сырья (железная руда, каменный уголь, зерно, шерсть) из Австралии. Восточный меридиональный путь связывает тихоокеанские и атлантические (через Панамский канал) порты США и Канады с южноамериканскими странами, из которых вывозятся руды железная и цветных металлов, селитра и другое сырье. Из США в латиноамериканские порты транспортируются оборудование для горнорудной промышленности, машины и готовые изделия.

Наибольшая концентрация грузооборота отмечается в портах Восточной (Япония, Республика Корея, Китай) и Юго-Восточной Азии (более 3/4 общего грузооборота Тихого океана). Крупнейшие нефтяные терминалы Тихого океана сосредоточены в японских (Тиба, Иокогама, Кавасаки), американских (Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Франциско, Валдиз) и международных транзитных (Сингапур, Думай) портах. Переработка контейнерных грузов распространена в портах Японии, США, Австралии, растет в портах «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии и Китая.

С учетом ресурсной базы, экономического потенциала, структуры морского хозяйства и развития приморских комплексов в Тихом океане выделяется семь экономико-географических провинций.

Северо-Западная провинция занимает обширную область Тихого океана от Северного Ледовитого океана до зоны северной субтропической конвергенции (атолл Куре — остров Маркус — остров Хайнань). Она включает акваторию большей части Северо-Западной котловины, воды окраинных морей (западную часть Берингова, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское и северную окраину Южно-Китайского), а также тяготеющую к океану приморскую зону востока России и Китая, Корею и Японию. Восточная граница в открытом океане определяется краем залегания зоны железомарганцевых конкреций (180° долготы).

В экономическом отношении провинция выделяется высоким уровнем развития хозяйства и крупным научно-техническим потенциалом, богатыми минеральными ресурсами ее отдельных территорий, огромными рыбными запасами и самыми большими уловами в мире, интенсивными морскими перевозками и развитым хозяйством. Здесь сосредоточены огромные людские ресурсы и сформировался третий мирохозяйственный центр, ядром которого является Япония, а взаимодополняющую роль играют «новые индустриальные страны» (Республика Корея, Тайвань) и быстро растущая экономика современного Китая.

На шельфе провинции добывается нефть и газ, твердые полезные ископаемые (железная руда, каменный уголь), разведаны титаномагнетитовые россыпи, залежи касситерита, поваренной соли. В открытой части океана выявлены железомарганцевые и фосфоритовые конкреции. Многие из месторождений прибрежной зоны (нефти, газа, угля, железной и полиметаллических руд, золота, меди, вольфрама, олова, молибдена, магнезита, барита, графита, серы и пирита) имеют мировое значение.

Богатые биологическими ресурсами воды провинции отличаются очень высокой рыбопродуктивностью (свыше 1000 кг/км2 в окраинных морях и районах восточнее Японских островов). Здесь добывается более 2/5 тихоокеанского улова и около 1/4 всего мирового морского улова рыбы. На этот район приходится более 85% морских уловов Китая (14,2 млн т), Японии (4,0 млн т), 75% уловов Республики Корея (1,5 млн т) и около 60% уловов России (2,1 млн т).

Провинция включает наиболее интенсивную зону тихоокеанского морского судоходства, здесь сформировались крупнейшие портово-промышленные районы, сконцентрировано почти 2/3 объема перевозок Тихого океана. В юго-западной части провинции (Японские порты) сформировался крупнейший узел морских коммуникаций, в котором сходятся грузопотоки нефти, газа, железной руды, каменного угля, зерна, леса и лесоматериалов, генеральных грузов.

На прибрежных территориях и островных государствах провинции производится более 1/10 мировой промышленной продукции. Особенно развиты производство черных металлов, машиностроение, электронная промышленность и приборостроение, производство ЭВМ, телевизоров, автомобилей, морских судов, станков и роботов, химическая и пищевая (в том числе рыбная) отрасли.

В приморском хозяйственном комплексе России ведущая роль принадлежит рыбной, лесной и горнорудной промышленности. Имеются месторождения каменных и бурых углей, нефти и газа (остров Сахалин и его шельф), геотермальные ресурсы, металлические полезные ископаемые (молибден, вольфрам и др.). Экспортные связи обслуживает развитое портовое хозяйство (Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Петропавловск-Камчатский). В северо-восточных и восточных приморских районах Китая сосредоточена значительная часть промышленного (энергетика, металлургия, тяжелое машиностроение, добыча нефти, химическое производство) и сельскохозяйственного производства (зерновое хозяйство, животноводство, субтропическое растениеводство). В приморских провинциях и бассейнах Великих рек (1/3 территории страны) сосредоточено более 90% населения Китая. Хозяйственный комплекс Японии в отличие от Китая, экономическая жизнь которого связана больше с реками, тесно связан с океаном и зависит от него. В среднем на каждые 10 км побережья Японии приходится портовый город, а 60% всех городских поселений лежит в 10-километровой прибрежной полосе. В Тихоокеанском индустриальном поясе Японии, протянувшемся вдоль Тихоокеанского побережья от Токио до северной части острова Кюсю, сосредоточено производство более 80% продукции обрабатывающей промышленности. До 80% общего объема импорта Японии составляют топливо и сырьевые товары, а более 3/4 экспорта приходится на промышленные товары и изделия. Япония располагает крупным торговым флотом (около половины тоннажа грузового флота составляют танкеры), широкое развитие получили контейнерные перевозки генеральных грузов. Важнейшими портовыми районами Японии являются Токийский залив, залив Исе, северная часть Внутреннего Японского моря и северная часть острова Кюсю, где расположены крупнейшие портово-промышленные районы Кейхин (Токио — Кавасаки — Иокогама — Тибо), Токай (Нагоя — Йоккаити —Таканаме), Ханшин (Осака — Кобе) и ряд портово-промышленных комплексов (Китакюсю, Нагасаки, Хакодате и др.). Хозяйственный комплекс Кореи также сильно зависит от океана. Основные освоенные районы приурочены к низкохолмистому побережью запада и северо-востока. Основные полезные ископаемые сосредоточены в северной части полуострова, но большая открытость экономики и участие в международном разделении труда определили формирование крупных портово-промышленных комплексов в Южной Корее (Пусан, Инчхон, Ульсан и др.).

Западная провинция охватывает экваториальный пояс Тихого океана к западу от меридиана 180°, включая зону экваториальной дивергенции с островами Меланезии и Микронезии, воды открытого океана и окраинных морей с приморскими территориями стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Комбоджа, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Филиппины). Ее характерной особенностью являются выгодное положение на трассах интенсивного морского судоходства и наличие крупных узлов морских коммуникаций в проливах Малайского архипелага. Западная провинция располагает крупными запасами минерального сырья, биологических ресурсов, но уступает Северо-Западной провинции по уровню промышленного и научно-технического потенциала, а также уровню развития морских отраслей хозяйства. Недра провинции содержат месторождения мирового значения. Из этого региона мира получают до 70% олова, значительные объемы нефти, железной, марганцевой и медной руды, никель, хромиты, вольфрам, бокситы и фосфатное сырье. На северо-востоке провинции залегают железомарганцевые конкреции и фосфаты, на шельфе открыты месторождения нефти, касситерита, железной руды, глауконита.

Воды окраинных и межостровных морей провинции (особенно Южно-Китайского, Яванского, Сулу, Суловеси, Молуккского, Флорес, Банда, Новогвинейского, северной части Кораллового) отличаются повышенной рыбопродуктивностью (свыше 500 кг/км2). Уловы в водах провинции из-за высокого спроса населения прибрежных государств, где рис и рыба служат повседневной пищей, постоянно растут (около 10 млн т в 2001 г.), значительное развитие получила аквакультура. Наиболее крупные уловы приходятся на Индонезию (около 3 млн т), Таиланд и Филиппины (1,8—1,9 млн т), Вьетнам (1,4 млн т).

В западной части провинции, в морях Малайского архипелага, сложился крупнейший узел мировых морских коммуникаций, через которые следуют грузопотоки (главным образом в Японию) нефти, железной руды, зерна. В приморских районах Индонезии и северо-восточной Австралии формируются грузопотоки железной руды, бокситов, угля и нефти. Значительную роль в морских перевозках провинции составляют рис, уголь, апатиты из Вьетнама, олово и каучук из Малайзии, сахар и копра из Филиппин, нефть, каучук и копра из Индонезии, никель из Новой Каледонии, фосфориты из Науру.

Наиболее интенсивное развитие отрасли морского хозяйства получили в Индонезии, Малайзии, Сингапуре. Индонезия — крупнейший производитель в регионе нефти и нефтепродуктов (общие запасы, включая шельф, составляют около 8 млрд т), оловянной руды. Континенталь-но-морские месторождения нефти и газа сосредоточены у побережья островов Ява и Мадура, в северной части Западного пролива и у западного и восточного побережья острова Калимантан. Россыпи касситерита прослеживаются на шельфе оловянных островов (Банка, Белитунг, Син-кеп) до глубины 35 м. Богатейшие в мире залежи россыпного олова находятся на западе полуострова Малакка (районы г. Ипох и Куала-Лумпур), добыча которого дает 4/5 стоимости продукции горнорудной отрасли Малайзии. Увеличивается добыча нефти и газа в штате Саравак (г. Мири), на шельфе северо-западной части острова Калимантан и у полуострова Малакка. Выгодное положение Сингапура на международных морских путях, близость к источникам сырья и рынкам сбыта Восточной Азии стимулировали его развитие как крупнейшего мирового торгово-распредели-тельного, финансового и портового центра (грузооборот более 300 млн т) Юго-Восточной Азии. Растет значение отраслей морского хозяйства в Таиланде (разработка оловоносных прибрежно-морских россыпей у восточного побережья Малаккского перешейка, месторождений природного газа на дне Сиамского залива), Вьетнаме (90% населения сосредоточено на морском побережье) и Филиппинах (около 500 портов и портопунктов, из них 30 осуществляют внешне торговые операции). Северо-восток Австралии (штат Квинсленд), слабо заселенный, располагает значительными запасами полезных ископаемых (каменный уголь, нефть и природный газ, медь, полиметаллы, бокситы, олово и никель), разработка которых составляет основу экономики прибрежной зоны. Крупнейшими промышленно-портовыми центрами кроме Сингапура являются Манила, Келанг, Бангкок, Хайфон, Хошимин (Новый порт), Танджунгприок (часть Джакарты), Думай (специализированный нефтяной порт), Брисбен, Гладстон.

Юго-Западная провинция ограничена с востока меридианом 170° з. д., на западе — наиболее экономически развитой юго-восточной частью Австралии (штаты Новый Южный Уэльс и Виктория). Почти в центре провинции расположена Новая Зеландия, кроме открытых вод океана она включает часть моря Фиджи и Тасманова моря. Территории провинции богаты топливно-энергетическими ресурсами (каменный уголь, нефть и газ на шельфе Бассова пролива, западное побережье острова Северного), прибрежно-морскими россыпями рутила, ильменита, циркона, титано-магнетитовых песков, полиметаллических руд, меди, вольфрама, олова, железных руд, бокситов, фосфоритов (в шельфовой зоне на поднятии Чатем), геотермальных источников (Новая Зеландия).

В связи с невысокой рыбопродуктивностью вод (небольшая зона повышенной рыбопродуктивности — свыше 100 кг/км2 — располагается только вокруг островов Новой Зеландии) рыбный промысел не получил широкого промышленного развития. Промысел ведут кроме Новой Зеландии (560 тыс. т) Япония, Республика Корея, Украина.

Положение провинции в стороне от главных мировых рынков предопределяет ведущую роль морских коммуникаций для обеспечения связей с Северной Америкой, Восточной и Юго-Восточной Азией и Европой. В экспортных потоках из Австралии доминируют каменный уголь, руды цветных и тяжелых металлов, сельскохозяйственные товары (шерсть, зерно). Новая Зеландия со специализацией на мясо-шерстном и молочном животноводстве вывозит на мировой рынок сливочное масло, шерсть, сыр, мясо, фрукты. Крупнейшими австралийскими портами, через которые проходят основные грузопотоки, связанные с бассейном Тихого океана, являются Сидней и Мельбурн и аванпорт Джилонг (специализируется на зерновых и нефтяных грузах). В штате Новый Южный Уэльс функционирует 9 морских портов (Ньюкасл, Порт-Кембла, Хантер и др.), обслуживающих угольно-металлургические базы. Крупнейшие порты Новой Зеландии — столица Веллингтон, портово-промышленный комплекс Окленд, нефтяной порт Фангареи.

Южная провинция занимает огромное пространство Тихого океана между 5 и 45—55° ю. ш. и 170—180 и 105° з. д. В ее пределах находится большая часть Южной котловины, где располагается весь южный пояс железомарганцевых конкреций. На юге и востоке провинции дно океана ограничено Южно-Тихоокеанским и Восточно-Тихоокеанским поднятиями. В пределах провинции находятся острова Западной и центральной Полинезии (Самоа, Токелау, Кука, Маркизские, Туамоту, Общества, Тубуаи), а также отдельные острова (Уоллис и Футана, Питкэрн, Пасхи и др.).

Природно-ресурсный потенциал провинции изучен слабо. На островах Тонго ведется добыча нефти, на островах Общества разрабатываются месторождения фосфоритов. Воды провинции отличаются малым содержанием биомассы зоопланктона и низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км).

Через провинцию пролегают линии слабо напряженных морских трасс из портов Южной Америки и Панамы к портам Австралии и Новой Зеландии. Сгущение трасс отмечается только в районе островов Фиджи (Сува), Самоа (Апиа) и острова Таити (Папеэте), что объясняется выгодным географическим положением этих островов.

Характерной чертой Южной провинции является слабое развитие экономики, что не позволяет вести широкое изучение и освоение морских ресурсов. Основу экономики большинства островных государств составляет плантационное хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, цитрусовых, бананов, ананасов, сахарного тростника, кофе, какао, земляного ореха, хлебного дерева), производство рыбных консервов и копры. Уловы рыбы островных государств и территорий невелики: от 5—15 (Тонго, Самоа, Французская Полинезия) до 45 тыс. т (Фиджи).

Наиболее диверсифицирована экономика Фиджи, ее основу составляют сахарная промышленность, туризм, лесная и деревообрабатывающая отрасли, а также рыболовство. Ведется освоение месторождений нефти, меди, золота. На экспорт вывозится сахар, копра, пальмовое масло, золото, древесина ценных пород, рыба. Тонга — аграрная страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство (экспорт копры, тропические фрукты, морские продукты). Ведется разработка нефти, медных и железных руд, серебра и цинка. Основу экономики Французской Полинезии составляет добыча и экспорт жемчуга (80% валютных поступлений), обслуживание туристов. На островах открыты крупные месторождения фосфатов и кобальта. Часть территорий выполняет функции военно-морских баз и ориентирована на экономику метрополий. Так, Американское Самоа (владение США), где в Паго-Паго размещена крупная военно-морская база, является крупным рыбоперерабатывающим центром (перерабатывается рыба, поставляемая американскими, тайваньскими и южнокорейскими промысловиками). Продукция рыбоконсервной отрасли дает около 98% экспортной выручки. Острова Уоллис и Футана («заморская территория» Франции) специализируются на возделывании кокосовой пальмы и производстве копры. Основу экономики Самоа составляет монокультурное сельское хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, производство масла и копры, какао-бобов), развивается лесообработка. В г. Апиа (наряду с Сувой) создана одна из главных морских бункерных баз на пути из Америки в Азию и Австралию.

Северо-Восточная провинция охватывает восточную часть Берингова моря и открытые воды северо-восточной части океана с заливом Аляска, прибрежными водами Канады и США до зоны северной субтропической конвергенции. Недра приморских регионов и континентального шельфа провинции богаты полезными ископаемыми — нефтью и природным газом (Аляска, район Лос-Анджелеса и прибрежные воды штата Калифорния), фосфоритами (побережье Калифорнии), рудами драгоценных и цветных металлов (золото, платина, ртуть). Значительную роль играет эксплуатация морских россыпей золота (у берегов полуострова Сьюард) и платиновых песков (залив Гудньюс). Дальний запад Канады — район интенсивного промышленного освоения минерального и энергетического сырья, лесных ресурсов. Тихоокеанские штаты США — основной район новейших отраслей машиностроения (авиационно-ракетная, электронная) и научно-технических производств. На основе богатых гидроэнергоресурсов развита цветная металлургия (рафинирование меди, выплавка алюминия и никеля), добываются калийные соли, железная руда, на основе лесных ресурсов развиваются лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. От берегов Японии, через центральную часть провинции (вдоль 40° с. ш.) проходит Северо-Тихоокеанское течение, расходящееся у берегов Канады на теплое Аляскинское и холодное Калифорнийское. Открытые воды провинции отличаются крайне низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км2), узкая полоса прибрежных вод Канады, Аляски и Алеутских островов имеет среднюю рыбопродуктивность (более 200 кг/км2), только на отдельных участках побережья США Отмечается высокая продуктивность (500 кг/км2). Объем уловов в провинции не превышает в последние годы 3 млн т, из которых более 90% приходится на США. Добываются многие ценные виды рыбы (лосось, тунец, анчоус, палтус), крабы и креветки. Основные рыбопромысловые зоны — воды Берингова моря, залива Аляска, Калифорнии.

Северо-Восток — зона весьма интенсивных транспортных перевозок. Здесь проходят трассы из тихоокеанских портов Северной Америки к портам Восточной Азии (Япония, Китай) и от портов западного побережья США и Канады к портам Аляски и Алеутским островам. Здесь сконцентрированы крупные грузопотоки нефти, железной руды, каменного угля, руд цветных металлов, зерна, леса. На Тихоокеанском побережье США и Канады сформировалось несколько крупных портово-промышленных комплексов (Сан-Франциско, Лос-Анджелес — Лонг-Бич, Сан-Диего, Сиэтл, Ванкувер) и транспортных узлов (Валдиз — самый северный незамерзающий порт на Тихоокеанском побережье, Портленд, Лонгвью — самый крупный порт на р. Колумбия), специализированных центров рыбопереработки (Принс-Руперт). В целом провинция выделяется высоким уровнем развития морских перевозок, портового хозяйства, высоким промышленным и научно-техническим потенциалом, уступая Северо-Западной провинции в рыбных запасах, уловах рыбы и минеральных ресурсах (кроме нефти и фосфоритов).

Восточная провинция простирается от зоны северной субтропической конвергенции до 5° ю. ш. и от западного побережья Америки до меридиана 180°. Она охватывает обширную систему экваториальных течений, Гавайские острова и тяготеющие к Тихому океану районы Мексики и стран Центральной Америки. На океаническом дне здесь выявлены крупные залежи железомарганцевых конкреций, некоторые ископаемые выявлены на шельфе. В прибрежных штатах Мексики эксплуатируются месторождения нефти (Чьяпос), железа, марганца, меди, серебра, сурьмы, титановых руд, поваренной соли. На побережье Колумбии разведаны запасы нефти, Коста-Рики — железной руды, Панамы — меди, в Эквадоре разрабатываются месторождения нефти и газа, фосфоритов. Однако в странах Восточной провинции на Тихоокеанском побережье месторождения встречаются реже, чем в глубинных районах и на Атлантическом побережье.

На огромных пространствах открытых вод рыбопродуктивность не превышает 5—10 кг/км2, только на небольшом участке Гавайского побережья и узкой полосы у Калифорнийского побережья Мексики она повышается до 200 кг/км2. Объем уловов в водах провинции не превышает 2 млн т, из которых более 55% приходится на Мексику. Экономика большинства латиноамериканских стран (кроме Мексики) специализируется на двух-трех культурах плантационного сельского хозяйства, добыче некоторых видов минерального сырья. В Тихоокеанских портах Мексики, Колумбии, Эквадора развита пищевая (в том числе рыбная, сахарная) промышленность, имеются центры цветной металлургии, машиностроения, химии и нефтепереработки. Основные отрасли промышленности центральноамериканских стран сконцентрированы в Гватемале, Сан-Сальвадоре, Манагуа, Сан-Хосе и Панаме. Транспортное значение провинции определяется ее положением на основных трассах морских коммуникаций (два крупных узла у Панамского канала и на Гавайских островах). Панамский канал (длина 82 км, эксплуатируется с 1920 г.) имеет шесть парных камер шлюзов и среднесуточную пропускную способность 35—40 судов. Поскольку возможности увеличения пропускной способности канала исчерпаны, разрабатываются новые проекты канала (через Туантепекский перешеек в Мексике, через озеро Никарагуа, через впадину Отрето в Колумбии).

Юго-Восточная провинция ограничена с севера параллелью 5° с. ш., с юга — зоной южной субтропической конвергенции, с запада — меридианом 105° з. д. и включает тяготеющие к Тихому океану территории Перу, Боливии и Чили. На морском дне провинции залегают богатые же-лезомарганцевые конкреции и фосфориты, на шельфе — нефть и рудные минералы. Страны провинции являются одним из основных мировых районов добычи цветных металлов (меди, свинца, цинка, олова), металлургического сырья (железная и марганцевая руда, молибден), сырья для химической промышленности (самородная сера, селитра и фосфориты). Провинция является важным мировым районом активного рыболовства. Хотя в целом открытые океанские воды провинции имеют низкую продуктивность (около 10 кг/км2), узкая прибрежная полоса у Чили и Перу в верхнем слое достигает 500—1000 и даже 3000 кг/км2. Здесь добывается около 13 млн т рыбы (14% мировых уловов), что составляет более 1/4 всех уловов Тихого океана. Более 60% всех уловов в этой провинции приходится на Перу (около 8 млн т ), уловы Чили в 2 раза меньше (3,8 млн т). Биомасса экономической зоны Перу оценивается в 20 млн т, что позволяет ежегодно добывать 10 млн т без подрыва воспроизводственного потенциала.

Прибрежные страны (Перу, Чили, Боливия) формируют емкий региональный сырьевой рынок, экспортирующий морским транспортом горнорудное сырье, продукцию сельского хозяйства и рыболовства. В Перу разрабатываются крупные месторождения железной руды (район порта Сан-Хуан), полиметаллов, фосфоритов, на морском шельфе ведется добыча нефти и газа. Чили занимает первое место в мире по добыче и экспорту меди, второе — селитры, молибдена, йода, экспортирует также каменный уголь, железную руду, серу, цинк и др. Морской транспорт почти полностью осуществляет внешнеторговые перевозки стран провинции. Около 1/2 стоимости экспорта приходится на руды и металлы (железная руда, медь, серебро, цинк, свинец), почти 1/6 — на рыбу и рыбные продукты, остальное — на сахар, хлопок, кофе, шерсть, нефть и нефтепродукты. Основные морские порты провинции: Кальяо — экспортный и рыболовный центр Перу, Сан-Николас (вывоз руды и концентратов), Вальпараисо — главные морские ворота Чили, Антифагаста (вывоз горнорудного сырья), Уаско (вывоз железной руды), Пунта-Аренас и Талькауано. Боливия осуществляет морские связи через чилийские порты Арика и Антифагаста и перуанский Мольендо.

geographyofrussia.com

Великий Тихий океан. Заповедные места. | Доктор Море

Мировой океан –  источник различных ресурсов, без которых сложно выжить человечеству. В  морях и океанах  добывают примерно 20 %  нефти и газа, множество минералов, драгоценные камни, металлы, они поставляют четверть пищевых белков животного происхождения. Три четверти грузов также перевозится морским путем.

Экосистема Мирового океана, и без того перегруженная, испытывает дополнительные нагрузки от различных вредных веществ – результатов  деятельности человека. Самыми опасными для морских организмов являются пестициды, нефть, нефтепродукты, токсичные металлы (ртуть, свинец, кадмий) и радиоактивные элементы. Загрязнения в океане распространяются неравномерно, вблизи развитых промышленных территорий они значительно  сильнее.

С  проблемами загрязнения акваторий  впервые столкнулись в больших масштабах с 60-х годов прошлого века, с началом активного освоения океанских богатств. Негативные последствия имел и слишком активный рыбный промысел. Сильно уменьшились запасы многих рыб, в том числе, лососевых. Все чаще рыба стала страдать из-за отравления воды промышленными стоками.

За счет своих гигантских размеров  Тихий океан лучше справляется с загрязнениями акватории, но и его коснулись экологические проблемы всего Мирового океана. Конечно, на различные территории  океана приходится неравномерная   нагрузка по степени загрязнения,  там, соответственно,  отличается  чистота воды и другие экологические показатели.

Экологические проблемы Тихого океана

Тихий океан (Pacific Ocean) – самый большой по площади океан на планете (почти половина всей площади Мирового океана). Тихим его назвал   Магеллан, мореплавателю   повезло: во время   трехмесячного плавания в этом океане ни разу не было шторма.  Самое глубокое место, Марианская впадина (11 тысяч метров) тоже находится в Тихом океане, в нем сосредоточена половина всей массы морских обитателей.  Поэтому Тихий океан часто и заслуженно называют Великим.  

Многие  прибрежные акватории Тихого океана испытывают экологические нагрузки,  страдают от  сброса в океан отработанных вод тепловых и атомных электростанций, возникает так называемое тепловое загрязнение в районе Японии и у западных берегов США, которое нарушает  природное равновесие. Однако в Тихом океане меньше загрязнений нефтью и нефтепродуктами, чем в других  океанах.

До определенного уровня загрязнений океан способен полностью самоочищаться, но в какой-то момент он уже не справляется с возрастающими масштабами различного мусора, и требуются защитные меры. Нужна охрана морских акваторий и побережий, грамотное природопользование.

Необходимо продвигаться с двух сторон: создавать охраняемые территории (заповедники, заказники) и вводить разумные ограничения по вылову рыбы и других гидробионтов, чтобы не уменьшить популяцию.

Охрана природы

Наибольшее число заповедных территорий и на суше, и на море находится в странах Тихоокеанского региона. Японии принадлежит больше сорока  действующих  морских парков во всех ее прибрежных природных зонах. Десять природных парков у Филиппин; несколько морских заповедников есть у Австралии, у Новой Зеландии.

Морской заповедник США В Тихом океане Pacific Remote Islands Marine National Monument  площадью  390 тысяч квадратных морских миль – самая большая на Земле природоохранная область. Он включает  тропические острова и атоллы в южной и центральной части Тихого океана.

Северную часть Тихого океана  с прилегающими побережьями  назвали Северная Пацифика.  К этому региону относятся прибрежные районы нескольких стран – российский Дальний Восток (Камчатка, Сахалин, Приморский край, Магаданская область, Корякский и  Чукотский автономные округа, Хабаровский край), штат США Аляска, тихоокеанские побережья Японии и Канады.

Это территория с  богатейшими запасами рыбы, морепродуктов и морских млекопитающих. Здесь сосредоточены экономические интересы  стран развитого рыболовства:  Японии, России, Китая, США, Канады, КНДР и Южной Кореи.

Первый морской заповедник России в Северной Пацифике, Дальневосточный, был создан в 1978 году в Японском море, в заливе Петра Великого. Заповедник находится в уникальной природной области, «на стыке»  умеренной и субтропической зон, там, где встречаются холодное Приморское и теплое Цусимское течение. В заповеднике проводится большая научная работа по изучению подводных обитателей, эксперименты по разведению морских беспозвоночных, создан музей флоры и фауны залива Петра Великого.

Сейчас  в российской части Северной Пацифики 7 заповедников и 12 заказников. Один из интереснейших объектов охраны природы – Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, куда входят Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский заказник.

Немного статистики

Площадь территории Дальневосточного Федерального Округа (ДФО) составляет 36,4 % (одна треть!) от всей территории Российской Федерации.

 При этом на 1 января 2014 года численность населения   ДФО всего 4,2% от всего  населения РФ, а валовой региональный продукт  –   5,1 %  общего валового продукта России.

Российское Тихоокеанское побережье  имеет небольшую плотность населения,  почти нет работающих  промышленных предприятий, кроме  связанных с рыбным промыслом,  его транспортная сеть намного меньше, чем в других регионах, поэтому минимально загрязнена окружающая среда.

Следствием сложившейся экономической ситуации  в нашей части Северной Пацифики  (минимум промышленных выбросов и стоков),    стала  экологическая чистота сырья для БАДов из морских гидробионтов. Качественное сырье и современные методы его переработки  служат основой для создания  натуральных и эффективных продуктов для здоровья и красоты.

www.pharmocean.ru


Смотрите также