РОЛЬ НЕФТИ И ГАЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Нефть в жизни человека


Роль нефти и газа в жизни человека. — Добыча нефти и газа

Бензиновые двигатели появились в конце 50-х годов прошлого века, широкое использование их началось лишь в XX веке. Нефтяной двигатель, изобретенный в конце XIX столетия, к 1902 году стал основным двигателем на электростанциям и на судах морского флота. Электричество очень быстро вытеснило керосин, и значение последнего стало непрерывно падать. Зато очень быстро возрастал спрос на моторные масла.

Если толчком для развития нефтедобычи явился спрос на керосин, то эпоха нефти наступила с момента широкого применения в промышленности и особенно на транспорте разнообразных двигателей. Появлявшиеся с каждым днем все новые и новые системы двигателей внутреннего сгорания требовали легкого и тяжелого горючего и разнообразных смазочных нефтяных масел.  

Первые автомобили появились в 90-х годах XIX столетия. В 1896 году во всем мире было всего Четыре автомобиля, а в 1910 году количество автомобилей превышало 10 миллионов. Дореволюционная Россия не знала своих автомобилей. Автомобильная промышленность — детище советской власти. Первый советский автомобиль проехал через Красную площадь 7 ноября 1923 года. В 1932 году советские заводы выпустили уже 24 065 автомобилей, в 1938 году — около 300 тысяч, а в 1950 году количество ежегодно выпускаемых автомобилей возросло в несколько раз по сравнению с 1938 годом.  

С каждым годом выпуск советских автомобилей неуклонно будет итти вперед. Спрашивается, сколько же для них потребуется бензина?

Не менее бурно развивается в СССР и другое детище Советского государства — тракторная промышленность.

О грандиозном развитии тракторной советской промышленности говорят цифры выполнения послевоенной сталинской пятилетки.

Пути развития мировой нефтяной промышленности и весь ее современный облик и размах определились лишь тогда, когда выявилось значение нефти как топлива для моторов и сырья для химической промышленности. Армия ученых стала работать над раскрытием загадок происхождения нефти, исследовать ее строение, превращение ее составных частей. С каждым годом разветвлялось могучее генеалогическое дерево нефти. Век назад оно было небольшим саженцем с тремя веточками — тогда знали только три нефтепродукта: керосин, мазут, бензин. Ныне на нем несколько сотен ветвей — продуктов, получаемых из нефти, на* первый взгляд совершенно непохожих друг на друга.

С одной стороны, при химической обработке нефти получают пищевые минеральные масла, почти неотличимые от животных и растительных жиров, с другой стороны, из нее же получают взрывчатые вещества огромной силы — динитрогликоль.  

Утром люди умываются мылом, в которое входят жирные кислоты, являющиеся нефтяным продуктом. Мужчины бреются, применяя крем, частично приготовленный из нефти, и освежаются одеколоном, содержащим нефтяные ароматические масла.

Ходим мы нередко по линолеуму, частично сделанному из нефтяного продукта, или по полу, покрытому лаком, в состав которого входят нефтяные масла.

В одежду, белье, носки и галстуки из вискозы входят производные нефти. Самопишущая ручка, выключатели, телефонные аппараты и другие предметы изготовляются из пластической массы, составной частью которой являются нефтепродукты.

Газеты печатаются красками, в которые входит нефть. На улицах по асфальтовой мостовой, приготовленной из нефтяных остатков, несутся машины, шины которых сделаны из синтетического каучука, а моторы работают на бензине.

Современная война — сказал товарищ Сталин, — есть война моторов.

Уже в первой мировой войне была видна огромная роль нефти в военном деле. Во второй мировой войне по далеко не полным данным одновременно участвовало свыше 200 тысяч самолетов, 150 тысяч танков, 40 миллионов автомобилей. Мощность моторов превысила цифру в 5 миллиардов лошадиных сил.  

Движущей силой, кровью, питающей это бесчисленное количество моторов, без которых невозможна работа ни одного

Из них, является нефть и получаемые из нее нефтепродукты. Современная война требует самых разнообразных нефтепродуктов и немыслима без нефти.

Из нефти сейчас добывают свыше 700 видов нефтепродуктов, используемых в быту и в самых разнообразных отраслях промышленности, включая и пищевую.

Все большее и большее значение в народном хозяйстве СССР приобретает и природный газ, еще недавно считавшийся вредной примесью к нефти и сжигавшийся в факелах.

Газопровод Саратов—Москва является началом широкого использования газовых ресурсов Поволжья и Заволжья для столицы нашей Родины, а в дальнейшем и для других центральных промышленных районов.  

Открытие крупных газовых месторождений на Украине и в Северном Предкавказье является базой для проектирования целой сети дальних газопроводов, которые будут снабжать этим лучшим и наиболее экономичным видом топлива города, заводы и сельскохозяйственные центры нашей страны.

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР предлагается: Расширить использование газа для бытовых нужд, применение его в качестве автомобильного топлива и получение из газа химических продуктов.  

По мере роста добычи и разработки методов использования газа он явится, так же как и нефть, ценнейшим сырьем для химических заводов.

Очень больших успехов добилась советская нефтяная промышленность. В будущем она их еще приумножит, и немало ценнейших продуктов из нефти и природного газа получит наш народ.

rengm.ru

О роли нефти и газа в жизни человека

о роли нефти и газа в жизни человека

Хотя бензиновые двигатели появились в конце 50-х годов прошлого века, широкое использование их началось лишь в XX веке. Нефтяной двигатель, изобретенный в конце XIX столетия, к 1902 году стал основным двигателем на электростанциям; и на судах морского флота. Электричество очень быстро вытеснило керосин, и значение последнего стало непрерывно падать. Зато очень быстро возрастал спрос на моторные масла. Если толчком для развития нефтедобычи явился спрос на керосин, то «эпоха нефти» наступила с момента широкого применения в промышленности и особенно на транспорте разнообразных двигателей.

Появлявшиеся с каждым днем все новые и новые системы двигателей внутреннего сгорания требовали легкого и тяжелого горючего и разнообразных смазочных нефтяных масел. Первые автомобили появились в 90-х годах XIX столетия. В 1896 году во всем мире было всего четыре автомобиля, а в 1910 году количество автомобилей превышало 10 миллионов.

Дореволюционная Россия не знала своих автомобилей. Автомобильная промышленность — детище современной власти. Первый автомобиль проехал через Красную площадь 7 ноября 1923 года. В 1932 году заводы выпустили уже 24 065 автомобилей, в 1938 году — около 300 тысяч, а в 1950 году количество ежегодно выпускаемых автомобилей возросло в несколько раз по сравнению с 1938 годом. С каждым годом выпуск автомобилей неуклонно будет идти вперед. Спрашивается, сколько же для них потребуется бензина?

Пути развития мировой нефтяной промышленности и весь ее современный облик и размах определились лишь тогда, когда выявилось значение нефти как топлива для моторов и сырья для химической промышленности. Армия ученых стала работать над раскрытием загадок происхождения нефти, исследовать ее строение, превращение ее составных частей. С каждым годом разветвлялось могучее «генеалогическое дерево нефти». Век назад оно было небольшим саженцем с тремя веточками — тогда знали только три нефтепродукта: керосин, мазут, бензин. Ныне на нем несколько сотен ветвей — продуктов, получаемых из нефти, на первый взгляд совершенно непохожих друг на друга.

С одной стороны, при химической обработке нефти получают пищевые минеральные масла, почти неотличимые от животных и растительных жиров, с другой стороны, из нее же получают взрывчатые вещества огромной силы — динитрогликоль.

Утром люди умываются мылом, в которое входят жирные кислоты, являющиеся нефтяным продуктом. Мужчины бреются, применяя крем, частично приготовленный из нефти, и освежаются одеколоном, содержащим нефтяные ароматические масла. Ходим мы нередко по линолеуму, частично сделанному из нефтяного продукта, или по полу, покрытому лаком, в состав которого входят нефтяные масла. В одежду, белье, носки и галстуки из вискозы входят производные нефти. Самопишущая ручка, выключатели, телефонные аппараты и другие предметы изготовляются из пластической массы, составной частью которой являются нефтепродукты.

Газеты печатаются красками, в которые входит нефть. На улицах по асфальтовой мостовой, приготовленной из нефтяных остатков, несутся машины, шины которых сделаны из синтетического каучука, а моторы работают на бензине.

Уже в первой мировой войне была видна огромная роль нефти в военном деле. Во второй мировой войне по далеко не полным данным одновременно участвовало свыше 200 тысяч самолетов, 150 тысяч танков, 40 миллионов автомобилей. Мощность моторов превысила цифру в 5 миллиардов лошадиных сил.

Движущей силой, «кровью», питающей это бесчисленное количество моторов, без которых невозможна работа ни одного из них, является нефть и получаемые из нее нефтепродукты. Современная война требует самых разнообразных нефтепродуктов и немыслима без нефти.

Из нефти сейчас добывают свыше 700 видов нефтепродуктов, используемых в быту и в самых разнообразных отраслях промышленности, включая и пищевую. Все большее и большее значение в народном хозяйстве РФ приобретает и природный газ, еще недавно считавшийся вредной примесью к нефти и сжигавшийся в факелах.

Газопровод Саратов—Москва является началом широкого использования газовых ресурсов Поволжья и Заволжья для столицы нашей Родины, а в дальнейшем и для других центральных промышленных районов. Открытие крупных газовых месторождений на Украине и в Северном Предкавказье является базой для проектирования целой сети дальних газопроводов, которые будут снабжать этим лучшим и наиболее экономичным видом топлива города, заводы и сельскохозяйственные центры нашей страны.

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития РФ предлагается: «Расширить использование газа для бытовых нужд, применение его в качестве автомобильного топлива и получение из газа химических продуктов». По мере роста добычи и разработки методов использования газа он явится, так же как и нефть, ценнейшим сырьем для химических заводов.

Очень больших успехов добилась советская нефтяная промышленность. В будущем она их еще приумножит, и немало ценнейших продуктов из нефти и природного газа получит наш народ.

Добавить комментарий

infoneft.ru

Нефть и газ в жизни человека

    За последние десятилетия нефть в мировом хозяйстве и в политической жизни человека получила совершенно исключительное значение f J. [c.11]

    Нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены ГОСТ 12.1.005 и ГН 2.2.5.686-98 [1]. [c.10]

    О роли нефти и таза в жизни человека [c.37]

    НЕФТЬ И ГАЗ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [c.5]

    Значение химии. Химия в народном хозяйстве СССР. В современной жизни, особенно в ироизводственной деятельности человека, химия играет исключительно важную роль. Пет 1Ю пи ни одной отрасли производства, не связанной с применением химии. Природа дает нам лишь исходное сырье — дерево, руду нефть и др. Подвергая природные материалы химической переработке, получают разнообразные вещества, необходимые для сельского хозяйства, для изготовления промышленных изделий и для домашнего обихода — удобрения, металлы, пластические массы, краски, лекарственные вещества, мыло, соду и т. д. Для химической переработки природного сырья необходимо знать общие законы превращения веществ, а эти знания дает химия. [c.15]

    Вода и нефть... Это два различных вещества, две жидкости, значение которых для человека огромно. Вода имеет значение космическое, планетарное. Планеты, на которых нет воды, например Луна, развиваются совершенно иначе, чем те, на которых она есть. Без воды нет жизни. Она необходима для всех сторон человеческой деятельности. Как сказал Леонардо да Винчи, воде дана была великая власть стать соком жизни па Земле . Роль воды всегда была н будет исключительной, тем не менее она не остается неизменной. Отношения между человеком и водой все время усложняются. [c.5]

    И потому в рекомендательный список мы позволили себе включить еще одну книжку. Она называется Стратегия выбора и не имеет никакого отношения к нефти и газу, но она поможет вам вернее сориентироваться, послужит своеобразным компасом. Написал ее человек, проживший за одну жизнь — несколько, сам не раз ошибавшийся в выборе профессии, поменявший на своем веку немало ремесел. И потому, быть может, указанные им ошибки, не будут повторены другими. [c.153]

    Первое знакомство с Николаем Ивановичем — это учеба в студенческие годы по созданным им учебникам. Его Технология нефти , ч.З (от первого до шестого издания) все годы моей деятельности является настольной книгой. Личная встреча с ним произошла, когда я более 15 лет проработала на нефтеперерабатывающих заводах. В моей жизни и работе в коллективах было много порядочных людей, хороших специалистов, ученых, но не было человека, с которым я могла бы говорить по научным вопросам предельно откровенно. Обычно трудно быть уверенным, что тебя правильно поймут. Дружба с Николаем Ивановичем для меня имела особое значение — это подарок судьбы. Не знаю, каким даром [c.26]

    Увеличение спроса на белки для питания человека идет в ногу с повышением уровня жизни. Это проявляется в неуклонном росте доли животных белков по отношению к общему содержанию белков в продуктах питания. Так, во Франции животные белки, удельный вес которых составлял 54 % из 96,9 г белков, потреблявшихся в день одним жителем в период с 1961 по 1965 г., в 1977 г. составили 64 % из 103 г белкового рациона [159]. Это наблюдение столь же верно как для развитых стран (снижение потребления хлеба, рост потребления мяса, особенно из задних четвертей говяжьих туш), так и для развивающихся. В отношении последних подобные сдвиги могут усилиться за счет недавних и весьма значительных поступлений доходов (например, от продажи нефти), которые позволяют жителям этих государств подражать образу жизни, принятому в странах с более благоприятными условиями. [c.359]

    Нефтегазоперерабатывающая промышленность является одной из экономически наиболее значимых составляющих топливно-энергети-ческого комплекса любого государства. Природный газ является дешевым энергетическим и бытовым топливом. Перегонкой нефти получают автомобильные бензины, керосин, реактивное, дизельное и котельное топливо. Из высококипящих фракций нефти производят большой ассортимент смазочных и специальных масел, консистентных смазок. При переработке нефти вырабатывают парафин, сажу для резиновой промышленности, нефтяной кокс, многочисленные марки битумов для дорожного строительства и другие товарные продукты. Нефть и углеводородные газы — универсальное сырье для производства огромного количества химических продуктов. Следовательно, без продуктов переработки нефти и газа, т. е. без энергии, света, тепла, связи, радио, телевидения, вычислительной и космической техники, разнообразных химических материалов, всех видов транспорта и т. д. трудно представить жизнь современного человека. [c.13]

    В качестве примера губительного воздействия человека на природу мы выбрали отравление им Мирового океана. Этот процесс, если рассматривать его в перспективе, представляется наиболее опасным для жизни на земле. В естественных условиях небольшие изменения мало-помалу распространяются от непосредственно затронутого вида по всем звеньям локальной экологической системы. Это положение остается в силе и для морской среды, если иметь в виду топографически ограниченные наблюдения. Но процессы, происходящие в масштабе Мирового океана, именно в силу его огромности могут привести к смещению природного равновесия. По отношению к загрязнениям масса океана выступает в качестве эффективной буферной емкости. Но именно поэтому на ней сильнее сказывается остаточное действие загрязнений, нарушающих сложившиеся в океане жизненные циклы. Ниже мы коснемся проблем, вызванных скоплением в океане таких ядовитых отбросов, как соединения ртути и свинца, а также органических поли-галогенидов и углеводородов нефти. [c.141]

    Процесс развития органической химии от ее зарождения до современных практических результатов описан в рассказах увлекательных и достаточно понятных для человека, интересующегося развитием химической науки. Цель книги — помочь читателю получить общее представление о явлениях органической химии, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Вы прочтете о синтезировании мочевины Фридрихом Велером, о простейших органических соединениях, об истории открытия, применения и промышленной переработки нефти, о соединениях ароматического ряда, природном и искусственном каучуке, моющих средствах, пластмассах, искусственном и синтетическом каучуке. Множество рисунков, иллюстрирующих химические процессы, дополняют содержание книги. [c.11]

    Из составных частей пищи в теле животного строятся с помощью ферментов самые разнообразные необходимые для жизни организма вещества. Каким же образом работают ферменты Такое ли уж это необычное свойство — ускорять химические реакции Оказывается, нет. Человеку известно множество веществ, подхлестывающих химические реакции, но не имеющих никакого отношения к белкам. Катализаторами, так называют эти вещества, могут быть обычные металлы никель, платина и другие. Не будет преувеличением сказать, что вся химическая промышленность работает с помощью катализаторов. Переработка нефти, получение серной кислоты, искусственного каучука происходит с помощью катализаторов. Какова же их роль  [c.61]

    Из независимых от живого вещества процессов его образования можно отметить пока в биосфере только один, который, по-видимому, играет очень ограниченную роль в окружаюш,ей человека среде, но который далеко не безразличен в области подземной жизни за пределами кислородной поверхности ( 148). Это образование свободного кислорода и водорода Со и Н2 разложением молекулы воды радиоактивным процессом, главным образом под влиянием а-излучений 44]. По-видимому, этот процесс имеет важное значеиие в образовании нефти, большое значение сх-частиц для генезиса которой должно быть принято во внимание [45]. Этим путем создается кислород далеко за пределами кислородной [c.244]

    Нефть — это одно из самых ценных веществ, которыми природа одарила человека. Трудно представить себе современную жизнь без нефти. В самом деле, без моторного топлива, получающегося из нефти, не могут летать самолеты, мчаться автомобили, бороздить колхозные поля тракторы и комбайны. Недаром люди называют нефть черным золотом , подчеркивая этим ее большую ценность. [c.128]

    Техносфера является постоянным источником угроз, которые могут иметь серьезные последствия для человечества. Переработка и использование в хозяйственной деятельности углеводородных систем (нефти, нефтепродуктов, топлив и др.) являются одними из факторов глобального загрязнения окружающей среды на Земле. Техногенную опасность со стороны нефтеперерабатывающих и нефтехимических объектов следует учитывать при разработке технологий, которые должны отвечать стратегическим требованиям энергетической, экономической и экологической безопасности. Это неудивительно, так как наблюдаемая тенденция последовательного увеличения удельного веса углеводородных систем в мировом экономическом балансе — сложившаяся закономерность, и в обозримой перспективе эта закономерность сохранится. Для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности характерна высокая энергонасыщенность. Так, типовой нефтеперерабатывающий завод топливно-нефтехимического профиля в зависимости от производительности но сырью сосредотачивает на своей территории запас углеводородного топлива, эквивалентный 2-5 Мт тротила. Ежегодно на предприятиях происходят аварии, материальный ущерб от которых исчисляется сотнями миллионов долларов. Современные технологии ведут к экологическим кризисам и катастрофам, если не изменить подход к эксплуатации имеющихся и к проектированию новых производств. Пока негативные изменения экосистем не приняли глобальный необратимый характер необходимо проникновение в сознание людей новой идеологии — нормативного потребления окружающей среды, создание и внедрение систем безопасности и управления качеством окружающей среды. Это особенно актуально для России, так как на отечественных объектах по переработке углеводородных систем отсутствуют надежные системы предотвращения и локализации аварийных ситуаций. Продукты переработки углеводородных систем в процессе их использования оказывают серьезное влияние на качество жизни человека. Так, например, выбросы в атмосферу от автотранспорта составляют до 90% от общего загрязнения и в значительной степени зависят от качества применяемых топлив. [c.7]

    Значение органической химии чрезвычайно велико. Оно обусловлено той исключительной ролью, какую играют в жизни человека органические вещества. Белки, углеводы и жиры, нуклеиновые кислоты, витамины и гормоны являются основой нормальной жизнедеятельности всех живых существ, без них невозможна была бы жизнь. Такие 10лезные ископаемые, как каменный уголь и нефть, без которых немыслимо современное производство, состоят из органическйх соединений. Повседневно используемые в [c.5]

    Органические вещества играют первостепенную роль в жизни человека. Пг.ща состоит в оснсеном из органических веществ. Ткани и кожа, кз которых сделаны наша одежда и обувь, являются органическими веществами органические вещества в виде дерева, каменного гля и нефти служат топливом. [c.8]

    Научно-технический и социальный прогресс всегда сопровождается увеличением потребляемой энергии и освоением новых более эффективных видов энергоресурсов. Действительно, трудно представить жизнь сбвременного человека без энергии, света, тепла, связи, раДио, телевидения, современной бытовой техники и транспорта. Без энергии невозможно развити( кибернетики, средств автоматизации вычислительной техники и космической техники и т.д. Естественно поэтому, что потребление энергии и соответственно энергоресурсов непрерывно возрастало и особенно бурно в XX в. Так, потребление энергии в мире на душу населения в 1950 г. выросло по сравнению с началом века в 2 раза. Следующее удвоение произошло к 1975 г. При этом потребление нефти и электроэнергии удвоилось за 10- 12 лет. Такой рост обусловливается быстрым увеличением численности населения Земли и ростом его удельной энерговооруженности. В 1980 г. среднее душевое потребление энергии в мире составило 2,4 тонны условного топлива (т у.т.). По прогнозам, к концу века 6,0 млрд человек будут потреблять примерно 2,5 т у.т. энергии на душу в год, т.е. население Земли в целом будет потреблять около 15 млрд т у.т. энергии. Однако ее потребление среди стран крайне неравномерно. [c.7]

    Интенсивное развитие процессов переработки углеводородного сырья — нефтей, природных и попутных газов и газоконденсатов, твердого топлива поставило перед человечеством глобальные соци-ально-экологические проблемы, связанные с промышленной безопасностью, защитой окружающей среды и, в первую очередь, самого человека как субъекта экосистемы, взаимодействующего с природой. Состояние природной среды, обеспеченность ее ресурсами становятся неотъемлемыми показателями уровня жизни необходима сбалансированная политика добычи углеводородного сырья, его переработки и потребления, поскольку нефти, нефтепродукты, природные и попутные газы, газы технологических установок и т. д. являются многокомпонентными системами, в которых системообразующими компонентами являются углеводороды, В дальнейшем мы будем говорить о переработке углеводородных систем, Нефтяные и газовые месторождения открыты в 90 странах мира, К настоящему времени человечество переработало более 90 млрд. т нефти. По данным Oil Gas Journal на 1.01.2001 г. в мире работало 742 нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 4077,49 млрд. т нефти в год или 81251590 баррелей в сутки. Средняя мощность одного НПЗ составляет 5,48 млн. т/год. Потребление углеводородного сырья в развитых странах увеличивается в геометрической прогрессии. Так, за последние 25-30 лет использовано столько же топливно-энергетических ресурсов, сколько за всю предыдущую историю человечества, причем 3/4 из них приходится на долю нефти и газа, что, безусловно, приводит к ухудшению среды обитания человека. [c.11]

    ТЭК является основой современной мировой экономики. Уровень развития ТЭК отражает социальный и научно-технический прогресс в стране. Действительно, трудно представить жизнь современного человека без топлива, энергии, света, тепла, ( вязи, радио, телевидения, транспорта и бытовой техники и т. д. Без энергии невозможно развитие кибернетики, средств автоматизации, вычислительной и космической техники. Естественно, что потребление энергии и соответственно энергоре-сурсов непрерывно возрастало и особенно бурно в XX в. Так, потребление энергии в мире в 1950 г. выросло по сравнению с началом века в 2 раза. Следующее удвоение произошло к 1975 г. При этом потребление нефти и электроэнергии удвоилось за 10-12 лет. Такой рост обусловливался не только увеличением численности населения Земли, но и прежде всего быстрым ростом уде.льной энерговооруженности. В 1980 г. среднее душевое потребление энергии в мире составило 2,4 т условного топлива (т у. т.). В конце XX в. 6-миллиардное население Земли потребляло около [c.16]

    Люди изучают химические превращения веществ, условия их возникновения и направления, стараются овладеть этими процессами, заставить их служить своим целям. В этом, в конечном счете, заключается основная задача химии, как и всякой другой науки. Значение химии в современной жизни громадно. Из сырых природных материалов — руды, каменного угля, растений, нефти, песка, воздуха, природных солей и пр. — путем их химической переработки на заводах, фабриках и в лабораториях человек получает такие необходимые и ценные продукты, как различные металлы, минеральные удобрения, краски, лекарственные средства, мыло, спички, стекло и многие другие. Отапливание помещений, движение цоездов и пароходов, варка пищи, дубление кож, различные санитарные мероприятия и многое другое имеют в своей основе также химические процессы. [c.6]

    Марковников Владимир Васильевич (1838—1904) — один йэ крупнейших русских химиков-органиков, ученик Бутлерова. Исследования М. дали ценные результаты для доказательства правильности теории строения. Изучая реакции присоедпнення галоидоводородных кислот к непредельным соединениям с двойной связью, он открыл закономерность, известную теперь как правило Марковникова . Исключительное значение имели работы М. по исследованию кавказской нефти, приведшие к открытию нафтеновых углеводородов. Этим он, по словам Канниццаро, обогатил чистую науку новым типом углеродистых соединений, которые всегда будут связаны с именем Вл. Марковникова . М. не замыкался в рамки чистой науки и живо интересовался вопросами промышленности и общественной жизни. Учёным можешь ты не быть, а гражданином быть обязан , часто говорил М., считавший, что каждый человек, а учёный в особенности, должен быть общественным деятелем. [c.163]

    Итак, действительно, на поверхности моря, даже в самых заповедных районах Мирового океана, повсюду плавают пленки, состоящие из поверх-ностноактивных веществ. Даже помимо загрязнений, вносимых человеком, они могут возникать либо под влиянием органической жизни моря (жир, выделяемый некоторыми рыбами, продукты, связанные с жизнью планктона), либо вследствие деятельности морского дна, посылающего вверх струйки нефти, и других аналогичных веществ. [c.869]

chem21.info

РОЛЬ НЕФТИ И ГАЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

А.А. Коршак A.M. Шаммазов

 

ОСНОВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА

 

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по направлению «Нефтегазовое дело»

Издание второе, дополненное и исправленное

 

 

УФА

ДизайнПолиграфСервис 2002

Рецензенты:

Доктор технических наук, профессор Валеев М.Д., зам. директора «БашНИПИ нефть»;

Кафедра «Проектирование и эксплуатация нефтегазопроводов и хранилищ» Тюменского государственного нефтегазового университета.

Коршак А.А., Шаммазов A.M.

К11 Основы нефтегазового дела. Учебник для ВУЗов. Издание второе, дополненное и исправленное: — Уфа.: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002 - 544 с.: илл.

ISBN 5-94423-019-3

Рассмотрен тот минимум вопросов, которые должен знать каждый, кто готовится стать инженером-нефтяником. Описаны история применения нефти и газа, развитие и современное состояние нефтяной и газовой промышленности России, взгляды на происхождение нефти. Приводятся сведения о мировых запасах нефти и газа, крупнейших месторождениях мира. Даны начальные сведения о поиске и разведке нефтяных и газовых месторождений, бурении скважин, разработке залежей и переработке нефти и газа. Освещаются вопросы транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа, а также проектирования и сооружения трубопроводов и хранилищ.

УДК. 622 ББК 26.341.1

ISBN 5-94423-019-3 © ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002

© Коршак А.А., Шаммазов A.M., 2002

 

 

A.A.Korshak A.M. Shammazov

Fundamentals of oil and gas recovery

Fundamental points to be known by everyone who is going to become an oil engineer have been considered. The history of oil and gas application, the development and modern state of oil and gas industry in Russia, different views on origin of oil have been described. The book informs about oil and gas reserves in the world and the lagest world deposits. Introduction is given to oil and gas fields search and exploration, wells drilling, fields development, oil and gas refining. Such aspects as transportation, storage and distribution of oil, oil products and gas, as well as pipelines and storages design and construction are covered.

Ufa

DesignPolygraphService 2002

Информация об авторах

КОРШАК Алексей Анатольевич Член-корреспондент РАЕН, доктор технических наук, профессор, Лауреат премии Ленинского Комсомола в области науки и техники. Специалист в области трубопроводного транспорта нестабильных жидкостей, а также сокращения потерь нефти и нефтепродуктов от испарения. Заведующий кафедры «Гидравлика и гидромашины» Уфимского государственного нефтяного технического университета. Контактный телефон: 8-3472-43-19-16 ШАММАЗОВ Айрат Мингазович Действительный член Международной академии нефти, Академии горных наук, Академии естественных наук, доктор технических наук, профессор, Лауреат премии им. И.М. Губкина. Специалист по трубопроводному транспорту нефти и газа в сложных условиях эксплуатации. Ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета. Контактный телефон: 8-3472-43-11-77
Korshak Aleksei Anatolievich member-correspondent of the Russian Academy of Natural Science, Professor. The Lenin Komsomol Prize laureate in the sphere of science and technique. Specialist in the sphere of pipeline transportation of unstable liquids and reducing losses of oil and oil refinery products from evaporation. The chief of the hydrolics and hydromachines department of Ufa State Petroleum Technological University. Telephone for contact: 8-3472-43-19-16 Shammazov Airat Mingasovich member of the International Academy of oil, Academy of Mining Science, the Russian Academy of Natural Science, Professor. The Gubkin Prize laureate. Specialist in the sphere of oil and gas pipeline transportation in complicated conditions of exploitation. Rector of Ufa State Petroleum Technological University. Telephone for contact: 8-3472-43-11-77

 

Содержание

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 7

1. РОЛЬ НЕФТИ И ГАЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.. 8

1.1. Современное состояние и перспективы развития энергетики. 8

1.2. Нефть и газ - ценное сырье для переработки. 13

1.3. Газ как моторное топливо. 14

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕФТИ И ГАЗА.. 16

3. НЕФТЬ И ГАЗ НА КАРТЕ МИРА.. 21

3.1. Динамика роста мировой нефтегазодобычи. 21

3.2. Мировые запасы нефти и газа. 21

3.3. Месторождения-гиганты.. 28

4. НЕФТЯНАЯ И ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ.. 30

4.1. Развитие нефтяной промышленности. 30

4.2. Развитие газовой промышленности. 35

5. ОСНОВЫ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВОЙ ГЕОЛОГИИ.. 44

5.1. Проблема поиска нефтяных и газовых месторождений. 44

5.2. Состав и возраст земной коры.. 45

5.3. Формы залегания осадочных горных пород. 47

5.4. Состав нефти и газа. 49

5.5. Происхождение нефти. 50

5.6. Происхождение газа. 54

5.7. Образование месторождений нефти и газа. 56

5.8. Методы поиска и разведки нефтяных и газовых месторождений. 58

5.9. Этапы поисково-разведочных работ. 61

6. БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН.. 64

6.1. Краткая история развития бурения. 64

6.2. Понятие о скважине. 66

6.3. Классификация способов бурения. 68

6.4. Буровые установки, оборудование и инструмент. 70

6.5. Цикл строительства скважины.. 85

6.6. Промывка скважин. 88

6.7. Осложнения, возникающие при бурении. 94

6.8. Наклонно направленные скважины.. 96

6.9. Сверхглубокие скважины.. 98

6.10. Бурение скважин на море. 100

7. ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА.. 104

7.1. Краткая история развития нефтегазодобычи. 104

7.2. Физика продуктивного пласта. 106

7.4. Разработка нефтяных и газовых месторождений. 112

7.5. Эксплуатация нефтяных и газовых скважин. Способы эксплуатации скважин. 121

7.6. Системы сбора нефти на промыслах. 144

7.7. Промысловая подготовка нефти. 148

7.8. Установка комплексной подготовки нефти. 153

7.9. Системы промыслового сбора природного газа. 153

7.10. Промысловая подготовка газа. 156

7.11. Система подготовки и закачки воды в продуктивные пласты.. 161

7.12. Защита промысловых трубопроводов и оборудования от коррозии. 167

7.13. Стадии разработки залежей. 170

7.14. Проектирование разработки месторождений. 171

8. ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ.. 173

8.1. Краткая история развития нефтепереработки. 173

8.2. Продукты переработки нефти. 174

8.3. Основные этапы нефтепереработки. 177

8.4. Типы нефтеперерабатывающих заводов. 183

9. ПЕРЕРАБОТКА ГАЗОВ.. 184

9.1. Исходное сырье и продукты переработки газов. 184

9.2. Основные объекты газоперерабатывающих заводов. 184

9.3. Отбензинивание газов. 185

9.4. Газофракционирующие установки. 189

10. ХИМИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ.. 191

10.1. Краткие сведения о нефтехимических производствах. 191

11. СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА.. 196

11.1. Краткая история развития способов транспорта энергоносителей. 196

11.2. Современные способы транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа. 198

11.3. Область применения различных видов транспорта. 205

12. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ.. 208

12.1. Развитие нефтепроводного транспорта в России. 208

12.2. Свойства нефти, влияющие на технологию ее транспорта. 214

12.3. Классификация нефтепроводов. 220

12.4. Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода. 221

12.5. Трубы для магистральных нефтепроводов. 224

12.6. Трубопроводная арматура. 225

12.7. Средства защиты трубопроводов от коррозии. 227

12.8. Насосно-силовое оборудование. 234

12.9. Резервуары и резервуарные парки в системе магистральных нефтепроводов. 237

12.10. Системы перекачки. 245

12.11. Перекачка высоковязких и высокозастывающих нефтей. 247

13. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ.. 251

13.1. Развитие нефтепродуктопроводного транспорта в России. 251

13.2. Свойства нефтепродуктов, влияющие на технологию их транспорта. 255

13.3. Краткая характеристика нефтепродуктопроводов. 256

13.4. Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов. 258

14. ХРАНЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ.. 261

14.1. Краткая история развития нефтебаз. 261

14.2. Классификация нефтебаз. 264

14.3. Операции, проводимые на нефтебазах. 268

14.4. Объекты нефтебаз и их размещение. 268

14.5. Резервуары нефтебаз. 271

14.6. Насосы и насосные станции нефтебаз. 272

14.7. Сливо-наливные устройства для железнодорожных цистерн. 275

14.8. Нефтяные гавани, причалы и пирсы.. 278

14.9. Установки налива автомобильных цистерн. 280

14.10. Подземное хранение нефтепродуктов. 281

14.11. Автозаправочные станции. 286

15. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ГАЗА.. 290

15.1. Развитие трубопроводного транспорта газа. 290

15.2. Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта. 295

15.3. Классификация магистральных газопроводов. 295

15.4. Основные объекты и сооружения магистрального газопровода. 296

15.5. Газоперекачивающие агрегаты.. 299

15.6. Аппараты для охлаждения газа. 300

15.7. Особенности трубопроводного транспорта сжиженных газов. 301

16. ХРАНЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГАЗА.. 304

16.1. Неравномерность газопотребления и методы ее компенсации. 304

16.2. Хранение газа в газгольдерах. 304

16.3. Подземные газохранилища. 306

16.4. Газораспределительные сети. 308

16.5. Газорегуляторные пункты.. 310

16.6. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. 311

16.7. Использование сжиженных углеводородных газов в системе газоснабжения. 312

16.8. Хранилища сжиженных углеводородных газов. 313

17. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ТВЕРДЫХ И СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ.. 317

17.1. Пневмотранспорт. 317

17.2. Контейнерный транспорт. 317

17.3. Гидротранспорт. 319

18. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ И ХРАНИЛИЩ... 323

18.1. Проектирование магистральных трубопроводов. 323

18.2. Особенности проектирования нефтебаз. 324

18.3. Использование ЭВМ при проектировании трубопроводов и хранилищ.. 325

19. СООРУЖЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ.. 329

19.1. Основные этапы развития отраслевой строительной индустрии. 329

Период до распада СССР. 331

19.2. Состав работ, выполняемых при строительстве линейной части трубопроводов. 334

19.3. Сооружение линейной части трубопроводов Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы 335

19.4. Особенности сооружения переходов магистральных трубопроводов через преграды.. 350

19.5. Строительство морских трубопроводов. 355

20. СООРУЖЕНИЕ НАСОСНЫХ И КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ.. 358

20.1. Состав работ, выполняемых при сооружении насосных и компрессорных станций. 358

20.2. Общестроительные работы на перекачивающих станциях Разбивочные работы.. 358

20.3. Специальные строительные работы при сооружении НС и КС.. 363

20.4. Сооружение блочно-комплектных насосных и компрессорных станций. 366

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 370

ПРЕДМЕТНО-АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. 376

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 381

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 382

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одной из основ экономики России. Сотни тысяч его специалистов трудятся во всех уголках нашей Родины, обеспечивая ее нефтью и газом. Кроме того тысячи молодых специалистов, закончив ВУЗы, ежегодно вливаются в ТЭК. Свой путь к будущей специальности они начинали с изучения основ нефтегазового дела.

Ознакомившись с содержанием данной книги, читатель узнает много интересного, получит целостное представление о нефтяной и газовой промышленности, будет готов к изучению общетехнических дисциплин и, наконец, получит начальное представление об избранной им профессии.

В книге описаны история применения нефти и газа, развитие и современное состояние нефтяной и газовой промышленности России, взгляды на происхождение нефти и газа. Читатель узнает, надолго ли хватит нефти и газа, какие месторождения являются самыми крупными в мире, как бурят скважины, что значит добывать нефть и газ, как и во что перерабатывают углеводороды.

Между добычей и переработкой нефти и газа находится важное звено ТЭК - магистральные трубопроводы. Подобно кровеносной системе они пронизывают страны и континенты. Только циркулирует в них не кровь, а энергоносители. В книге рассказывается о том, как появились нефте- и газопроводы, какие объекты и сооружения входят в их состав, как они работают.

Трубопроводы используются и по другому назначению - по ним транспортируются твердые и сыпучие материалы. В ряде случаев это выгоднее, чем использовать традиционные виды транспорта. Поэтому в книге рассматриваются основы гидро-, пневмо- и капсуль-ного (контейнерного) транспорта таких материалов.

Наконец, продукты нефтепереработки и природный газ необходимо доставить до потребителей. Для этого служит система их распределения, в которую входят газохранилища, нефтебазы, нефте-продуктопроводы, газораспределительные сети, автозаправочные, газонаполнительные и газораспределительные станции. Общие сведения об их устройстве, применяемом оборудовании, принципах работы дополняют общую картину ТЭК, представленную в данной книге.

Авторы выражают благодарность преподавателям Уфимского государственного нефтяного технического университета Абызгильдину Ю.М., АгзамовуФ.А., Душину В.А., Зейгману Ю.В., Зорину В.В., Матюшину П.Н., Шамаеву Г.А. за ценные замечания по улучшению ее содержания.

РОЛЬ НЕФТИ И ГАЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

studopedya.ru

Нефть и газ в жизни человека

из "Основы нефтяной и газовой промышленности"

Для удовлетворения потребностей людей обществу необходимо затрачивать труд, сырье и энергию. Увеличение производства ценностей возможно путем интенсификации существующих процессов производства, с одной стороны, а также расширения существующих форм производства и создания новых, с другой, что требует вовлечения дополнительных трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов. Сокращение занятости человека в сфере производства без снижения уровня удовлетворения потребностей чаще всего связано с увеличением затрат различных форм энергии в сфере производства. [c.5] Технический уровень развития общества в основном можно оценить количеством потребляемой энергии (без учета непроизводственных сфер, таких, как вооружение, армия и т.д.). Суммарное производство и потребление обществом всех видов энергии принято называть топливно-энергетическим балансом, а суммарное производство и потребление всех видов топлив - топливным балансом. [c.5] Основными источниками энергии для человечества были мускульная сила людей и рабочего скота, а для обогрева жилищ и приготовления пищи использовалась древесина и навоз домашних животных. В XIX а. уголь заменил в большинстве отраслей промышленного производства традиционную древесину, стал применяться на многих видах транспорта и частично для отопления жилищ и приготовления пищи. Однако доля древесины и древесного угля была велика, а мускульная сила человека и животных применялась по-прежнему. [c.5] Начало XX в. ознаменовалось принципиальным изменением структуры топливно-энергетического баланса мира. В промышленно развитых странах широко стали применять нефть и в возрастающей степени природный газ. После 1920 г. рабочий скот заменяют тракторами и автомашинами, водяные и ветряные двигатели — электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания, дровяные и угольные печи переводят на нефтяное топливо и газ. Природный газ начинает широко использоваться в быту. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе мира все больше и больше возрастала. [c.5] Качественное изменение топливно-энергетического баланса будет продолжаться и в будущем благодаря использованию новых видов источников энергии (солнечная, термоядерная, геотерминальная, биологическая и др.), а также удешевлению технологий традиционных энергий. [c.5] Количество потребляемой энергии в мире постоянно возрастает и в XX столетии каждые 18—20 лет удваивается, а в нашей стране удваивается каждые 10 лет. [c.6] Сейчас уже для всех ясно, что ископаемые ресурсы Земли все-таки небесконечны, и настало время задуматься над рациональным их использованием. Ведь человечество потребляет миллиарды тонн минерального сырья, топлива, воды, биомассы, атмосферного кислорода, а в готовый продукт переходит лишь 1 % затраченных природных ресурсов. [c.6] Всем известно крылатое выражение Д.И. Менделеева, что сжигать нефть в топках — это все равно, что топить печь ассигнациями . Это в равной степени относится и к газу. Очень верно писал об этом американский ученый Ральф Лэпп Я считаю варварством сжигание уникального наследия Земли — углеводородов в форме нефти и природного газа. Сжигание этих молекулярных структур для получения тепла следует считать преступлением . [c.6] И все же человечество пока вынуждено сжигать большую часть нефти и газа. Выход из сложившейся энергетической ситуации — это не только наращивание разведанных запасов нефти и газа и рациональное использование ископаемых ресурсов, но и разработка новых, безопасных технологий возобновляемь х источников энергии, таких, как солнечная, термоядерная, искусственное получение водорода и другие. В ближайшие двадцать — тридцать лет уголь, нефть и газ останутся основой обеспечения энергией как у нас в стране, так и за рубежом, хотя технология получения и будет меняться. [c.6] Более 1/3 продукции мировой химической промышленности вырабатывается из нефтегазового сырья, на что расходуется около 10 % добываемой нефти и газа. [c.6] Нефть как топливо практически не используется. Она подвергается переработке и все получаемые из сырой нефти продукты можно разложить на две группы идущие на непосредственное потребление или используемые как исходное сырье для химической промышленности. Различные способы переработки природного газа позволяют также получать исходное сырье для химической промышленности. В нефтяных природных газах содержится несколько сотен различных углеводородов, а число продуктов их переработки исчисляется тысячами. [c.6] Сейчас нельзя назвать ни одной отрасли промышленности, где бы не использовались продукты нефтехимии. Использование нефти и газа в качестве сырья для химической промышленности позволило значительно сократить применение сельскохозяйственных лродуктов в технических целях. В свою очередь сокращение производства продукции сельским хозяйством длн технических целей освобождает людские ресурсы и площади плодородных земель для производства продуктов питания. [c.7] Продукты переработки нефти и газа, идущие на непосредственное потребление, наибольшее применение находят в топливно-энергетичес-кой отрасли промышленности. Широко используются высокооктановые бензины, керосиновое, дизельное и реактивное топлива, мазут, газообразное и твердое топлива, масла и смазки, антифриз, изоляция и т.д. Природный газ в качестве топлива во многих сферах потребления вполне заменяет продукты переработки нефти, а зачастую он более эффективен и удобен в использовании. Кроме снижения расхода топлива переход на газ позволяет в ряде случаев повысить производительность труда, увеличить выпуск продукции и улучшить ее качество, улучшить условия труда. [c.7] Подача газа из значительно удаленных месторождений снижает экономическую эффективность. [c.7] Энергетическое направление в использовании нефти и природного газа до сих пор остается главным во всем мире. Потребность нашей страны в энергии на 3/4 удовлетворяется за счет нефти и газа. В соответствии с Энергетической программой СССР на период до 2000 г. нефть и газ все в меньшей степени будут использоваться в качестве котельного и печного топлива и в большей степени как технологическое сырье в химической промышленности. [c.7] История нефтяной промышленности нашей страны теснейшим образом связана с бакинскими месторождениями нефти. В IV в. до н.э., по свидетельству древнеримского историка Плутарха, в войсках Александра Македонского применяли в светильниках нефть с Апшеронского полуострова. В первых столетиях нашей эры бакинская нефть была известна арабам и персам. В те далекие времена люди пользовались нефтью, выходящей на поверхность земли из расщелин и трещин. Затем для добычи нефти в местах ее неглубокого залегания начали использовать колодезный способ. Скапливающуюся в этих колодцах нефть извлекали с помощью бадей или бурдюков, поднимаемых простейшим приспособлением типа ворот вручную или конной тягой. Хранили нефть в глиняных сосудах или бурдюках и в них же транспортировали гужевым транспортом. Бакинская нефть доставлялась даже в Багдад. [c.8] В XVII в. возрастает спрос на нефть и появляются первые склады нефти. Нефть хранилась в земляных ямах-амбарах глубиной 4—5 м, устроенных в глинистых грунтах, или, позднее, в подземных каменных амбарах, зацементированных особым цементом и перекрытых каменными сводчатыми крышами. Такой способ хранения нефти был до второй половины XIX столетия. [c.8] В 1723 г. в Москве по приказу Петра Первого бакинская нефть была подвергнута перегонке в Главной московской аптеке для изготовления лекарственных бальзамов. В 1745 г. архангельский купец Федор Прядунов построил первый в мире нефтеперегонный завод, на котором получали осветительную жидкость (керосин). До 1000 пудов керосина в год отправляли в Москву. Но в то время осветительная жидкость не нашла спроса. [c.8] Изобретение Игнатием Лукасевичем керосиновой лампы м ее широкое распространение по всему миру резко увеличило спрос на осветительную жидкость, за которой укрепилось название керосин (от английского керозен — под этим названием позднее из Америки доставляли в Россию керосин). [c.9] Нефть в дореволюционной России добывали в районе г. Баку (Ап-шеронский полуостров), на Северном Кавказе (Грозный, Майкоп), а также в Эмбенском районе. Но основной объем добычи нефти был сосредоточен в районе г. Баку на Апшеронском полуострове. Несмотря на достаточно высокий уровень добычи нефти, эксплуатация нефтяных месторождений в царской России велась хищническим путем. Появившиеся в районе Баку крупные нефтепромышленные фирмы, конкурирующие между собой, в погоне за максимальными прибылями бессистемно, хаотически разрабатывали месторождения, хранение нефти в открытых ямах — амбарах вело к большим потерям и частым пожарам. Кроме фонтанной добычи единственным механизированным методом добычи нефти было тартание, т.е. добыча с помощью желонки. Желонка — это длинное ведерко малого диаметра с открывающимся внутрь донным клапаном, свободно проходящее в скважину. При подъеме желонки клапан опускался, плотно закрывая вход, и порция нефти поднималась на поверхность. В 1913 г. с помощью подобных желонок в России было добыто 95 % всей нефти. [c.9]

Вернуться к основной статье

chem21.info


Смотрите также