Конспект занятия по познавательному развитию "Живая и неживая природа.". Нефть живая или неживая


Что относится к неживой природе, а что - к живой?

Недавно помогал сыну с домашним заданием именно на эту тему, а потому кое-как разбираюсь в этом вопросе :) Несмотря на все разнообразие окружающего мира, разобраться в том, что же такое живое и неживое достаточно просто.

Что такое природа

Все, что вокруг, и не является результатом деятельности человечества, называется природой. Это достаточно объемное понятие, включающее в себя как живые, так и неживые объекты. Но как отнести объект к первой или второй группе? На этот вопрос наука дает определение, что живым может выступать объект, соответствующий следующим признакам:

  • питание;
  • рост;
  • дыхание;
  • воспроизведение.

Следовательно, к другой группе относятся объекты природы, пребывающие в статичном состоянии, другими словами — неизменном. К этой группе относятся, например:

  • облака;
  • камни;
  • ветер;
  • воздух и так далее.

Стоит отметить, что невзирая на, казалось бы простоту, неживая природа играет важную роль, более того — благодаря ей появилась жизнь. При этом все представители мира живого существуют благодаря объектам неживой природы, а по завершении жизненного цикла становятся ее объектами. Например, во время листопада листья уже не являются частью живого.

Неживая природа

Объекты, что входят в эту группу, достаточно разнообразны, и находятся в таком количестве, что их изучением и классификацией занимается не одна наука, а сразу несколько. Согласно общепринятой классификации, все множество неживых объектов разделяют на 3 группы:

  • газообразные вещества — например, атмосфера. По сути, крупнейший объект неживого происхождения;
  • твердые тела — горы, льды, камни и так далее;
  • жидкие тела — другими словами, текучие вещества. Лава вулканов, туманы и капли дождя.

Среди всего разнообразия ключевыми компонентами неживой природы, благодаря которым возможна жизнь, являются:

  • Солнце;
  • почва;
  • вода;
  • воздух.

Живая природа

Главным признаком, позволяющим отнести объект к живой природе, является совершение организмом жизненного цикла. Он включает в себя:

  • рождение и развитие;
  • воспроизведение;
  • питание;
  • движение;
  • дыхание;
  • умирание.

Объекты этих двух групп постоянно пребывают в тесном взаимодействии, при этом объекты влияют друг на друга. Например, все, что дышит — зависит от объекта неживой природы — воздуха, ключевую роль в синтезе которого играют живые объекты — растения.

travelask.ru

Неживая и живая природа. Учебник, с. 24 — 25

Неживая и живая природа

Ответы к стр. 24 - 25

Задания

1. Вспомни, что относится к природе.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы.

2. Что необходимо растениям и животным для жизни?

Животные - живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Растение - живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.

  • Рассмотри фотографии на с. 24 - 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них?

Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу.

  • С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой, а что - к живой природе.

Солнце, камень (полезные ископаемые), облако, сосульки - это НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.Дерево, человек, бабочка, медведь - ЖИВАЯ ПРИРОДА.

  • С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" приведи примеры объектов неживой и живой природы разных стран. 

Венгрия:

Живая природа Неживая природа
дуб, бук, ясень, бурый медведь, кабан, олень, рысь, бобёр, дрофа, форель, судак, щука река, равнина, пещера

 

Австрия:

Живая природа Неживая природа
дуб, граб, бук, лиственница, сосна, ель, серна, олень, сурок, корова, эдельвейс, бабочки гора, водопад, озеро.

 

Греция:

Живая природа Неживая природа
кипарис, мандариновое дерево, лимонное дерево, апельсиновое дерево, дерево инжира, оливы,  олеандр, бугенвиллея, перепела, куропатки, коршуны, орлы, соколы, совы, чайки, цикада, ящерица, геккон, черепаха, богомолы, светлячки, пчёлы, кабан, олень, шакал, горная коза кри-кри, бабочка-медведица, дельфины, тюлени море, горы, река, вулкан, ущелье, воздух, вода, природные ресурсы,уголь, руда, мрамор

 

Объединённые Арабские Эмираты:

Живая природа Неживая природа
саранча, финиковая пальма, зайцы, тушканчики, шакалы, гиены, газели, змеи, скорпионы, дельфины, морские черепахи, креветки, омары, осьминоги, кальмары, устрицы, мидии, верблюды, белый орикс, песчаная газель, розовые фламинго, зелёная морская черепаха, сокол, собака салюки море, солнце, нефть, песок

 

Аргентина:

Живая природа Неживая природа
пингвины, капибара, гуанако, ягуар, гигантский муравьед, тукан, колибри, носуха воздух, ветер, солнце, горы, река, лёд, озеро, полезные ископаемые

 

  • Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.

ЖИВАЯ ПРИРОДА: растёт, питается, дышит, умирает, приносит потомство.

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Неживая и живая природа. Учебник, с. 24 — 25

Оцените и поделитесь с друзьями!

razviwaika.ru

Живая и неживая природа - признаки, объекты, связь, свойства, виды и различия

Природа – это все то, что нас окружает и радует глаз. С древних времен она становилась объектом исследований. Именно благодаря ей люди смогли постичь основные принципы мироздания, а также сделать для человечества немыслимое количество открытий. Сегодня условно природу можно разделить на живую и неживую со всеми присущими только данным типам элементами и особенностями.

Неживая природа – это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.

Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться. Сюда относятся многочисленные животные, растения, микроорганизмы. Можно сказать, что живая природа – это все, что делает мир краше, живее и интереснее. В своей совокупности живая природа может образовывать отдельные виды и подвиды, экосистемы, которые будут характерны для определенной местности в определенное время.

Неживая природа

Литосфера

гидросфера

Землю, как планету, относят к неживой природе. Сегодня она является единственной известной человечеству планетой, которая содержит жизнь. История возникновения нашей планеты уходит далеко-далеко в прошлое. Структура Земли не ограничивается лишь наличием почвы и растительности сверху. В самом центре планеты находится ядро, которое состоит из расплавленных сплавов металлов, которые все время находятся в раскалённом добела состоянии. Поверх ядра находится мантия в расплавленном виде. Слой мантии очень толстый и в несколько десятков раз больше почвенного слоя.

В процессе эволюции земной коры были образованы материки и океаны. Всего существует 6 континентов: Евразия, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия и Африка. Структура рельефа и климата на каждом континенте своя и все они имеют свои особенности. На сегодняшний день можно выделить несколько природных зон: пустынная, степная, тундровая, таежная, тропическая, лесная и другие. Ближе к экватору располагаются степная, пустынная и тропическая зоны. При приближении к Северному полюсу Земли начинают преобладать таежная, лесная и тундровая зоны.

Кроме того очень много богатств хранится и в недрах нашей планеты. Большое количество природных ресурсов, которые помогают нам в продолжении жизнедеятельности играют большую роль в развитии городов и стран современности.

Гидросфера

гидросфера

Водная составляющая Земли играет очень важную роль в процессе жизнедеятельности всех живых организмов на ней. Вода состоит из водорода и кислорода в ее химической формуле. Но в природе такой химический состав встречается крайне редко. Во многом, это связано с тем, что в воде имеется очень много разных примесей. Водная сфера нашей планеты представлена океанами, морями, реками, озерами и ручьями. Всего на поверхности Земли 4 океана, которые воедино образуют Мировой Океан, который омывает все материки. Им покрыто более 70% всей поверхности планеты. Те части океана, вокруг которых имеется суша, называется морем. Но есть озера, которые не имеют выхода к Мировому океану, но при этом называются морями из-за своих размеров. Этими примерами являются Большое соленое море и Аральское море.

Озеро – это водоем, который не имеет выхода к океану. При этом многие озера пресноводные. Озера бывают как естественными, так и искусственно созданными водоемами. Пруд обладает теми же характеристиками, что и озера за исключением размера. Иными словами можно сказать, что пруд – это небольшое озеро. И пруды и озера отличаются своей стоячей водой. В них может развиваться рыбный промысел. Реки и ручьи — это артерии нашей планеты. Они обладают скоростными потоками и пополняют озера водой. Реки от ручьев отличаются шириной и длиной. Все крупные реки нанесены на географическую карту мира, в то время как о существовании многих ручьев может знать только определенный круг людей.

Атмосфера и погода

атмосфера

Атмосфера является главной причиной существования жизни на нашей планете. Именно благодаря воздушной оболочке, которая окружает Землю, на ней могут развиваться различные организмы. Атмосфера состоит из нескольких слоев, а доминирующим газом является азот, который составляет 78% от всего объема воздушной среды. 21% занимает кислород обеспечивающий жизнь человека и большинства живых организмов. Оставшийся процент распределяется на остальные газы.

Погода – это атмосферные явления, которые могут наблюдаться в разных точках планеты. Сегодня можно заметить, что погодные явления бывают разными в зависимости от часового пояса и месторасположения той или иной точки на планете. Где-то часто случаются ураганы и тайфуны, а где-то мечтают о дожде. Где-то идут бесконечные дожди, а где-то круглый год идет снег. Сегодня существует множество методик, которые позволяют предсказать погоду относительно того, куда идет циклон или антициклон. Но все равно погодные явления нельзя предугадать на 100%, так как часто они носят хаотический характер. То есть погода может меняться в доли секунды под воздействием совершенно разных факторов. Средняя полоса Земли характеризуется очень засушливым климатом, а экваториальная – продолжительными дождями.

Живая природа

Жизнь

жизнь

Жизнь – это главное свойство, которым обладает любой живой организм. Сегодня нет точеного понятия жизни, но можно сказать, что основными функциями, которыми определяется организм – это процессы роста, питания, реакции на окружающую среду. Сегодня существует множество совершенно разных организмов. Все они дошли до наших дней за счет удивительной способности к выживанию и приспособлению. На протяжении всей истории существования Земли было много случаев, когда при совершенно ужасных обстоятельствах одни живые организмы стирались с лица планеты, а другие, наоборот, выживали и адоптировались. Ярким примером является вымирание динозавров. Хотя далеко не все динозавры исчезли. Некоторые из них просто уменьшились в своих размерах.

Сегодня жизнь есть везде. Самым интересным объектом жизни является человек. На сегодняшний день нет ни одного человека, который бы сказал, что он знает структуру своего тела от А до Я. Организм человека представляет собой очень сложную и интересную систему, которую необходимо досконально изучать. Многие считают, что только человек обладает интеллектом, что позволяет ему быть доминирующим на Земле. Именно за счет своей способности думать и анализировать сегодня нельзя встретить абсолютно идентичных людей. Кто-то любит музыку или кино, а кто-то предпочитает проводить время за чтением трудов по физики или химии. Общие интересы и цели позволяют людям создавать союзы и общины. Несмотря на то, что сегодня существует много рас и народностей, общества могут пополняться абсолютно разными людьми. Это также является особенностью человека.

Микроорганизмы

Микроорганизмы

Задолго до появления животных на Земле впервые появились живые существа. Это были микроорганизмы. Пожалуй, только такую форму жизни можно с уверенностью назвать самой долгоживущей. Микроорганизмы появились более одного миллиарда лет назад, но по истечении долгих лет они до сих пор встречаются практически в каждой экосистеме. Микроорганизмы представляют собой микроскопические одноклеточные организмы, которые имеются в каждой среде. Среди них можно выделить бактерии, вирусы, грибы и др.

Микроорганизмы способны выжить практически в любых условиях, где есть вода. Они присутствуют даже в твердых горных породах. Особенностью микроорганизмов является возможность быстрого и интенсивного размножения. Все микроорганизмы обладают горизонтальной передачей генов, то есть для того, чтобы распространить свое влияние, микроорганизму не обязательно передавать гены своим потомкам. Они могут развиваться с помощью растений, животных и прочих живых организмов. Именно этот фактор позволяет им выживать в любой среде. Некоторые микроорганизмы способны выжить даже в космосе.

Следует различать полезные микроорганизмы и вредные. Полезные способствуют развитию жизни на планете, в то время как вредные созданы для того, чтобы ее разрушать. Но в некоторых случаях вредные микроорганизмы могут стать и полезными. Например, при помощи некоторых вирусов лечат тяжелые заболевания.

Растительный мир

растительный-мир

Растительный мир сегодня велик и многогранен. В наши дни существует множество природных парков, которые собирают у себя большое количество потрясающих растений. Без растений не может быть жизни на Земле, потому что благодаря им происходит выработка кислорода, который необходим для большинства живых организмов. Также растения поглощают углекислый газ, который наносит ущерб климату планеты и здоровью человека.

Растение – многоклеточные организмы. Сегодня без них нельзя представить ни одну экосистему. Растения служат не только элементом красоты на Земли, но они также очень полезны для человека. Помимо выработки свежего воздуха растения служат ценным источником пищи.

Условно растения можно разделить по пищевому признаку: которые можно употреблять в пищу и которые нельзя. К годным в пищу растениям можно отнести различные травы, орехи, фрукты, овощи, зерновые культуры, а также некоторые водоросли. К несъедобным растениям относят деревья, многие декоративные травы, кустарники. Одно и то же растение может содержать одновременно как съедобный элемент, так и несъедобный. Например, яблоня и яблоко, кустарник смородины и ягода смородины.

Животный мир

животный-мир

Животный мир удивительный и разнообразный. Он представляет собой всю фауну нашей планеты. Особенностями животных является возможности двигаться, дышать, питаться, размножаться. В процессе существования нашей планеты многие животные исчезли, многие эволюционировали, а некоторые просто появились. Сегодня животных разделяют по разным классификациям. В зависимости от места обитания и способа выживания они бывают водоплавающими или земноводными, плотоядными или травоядными и т.д. Также животных классифицируют в зависимости от степени приручения: дикие и домашние.

Дикие животные отличаются своим вольным поведением. Среди них выделяют, как травоядных, так и хищников, которые питаются мясом. В разных точках планеты обитают самые разнообразные виды животных. Все они стараются приспособиться к месту, в котором они обитают. Если это ледники и высокие горы, то раскраска животных будет светлой. В пустыне и степи превалирует больше цвет охра. Каждое животное старается выжить любыми способами, и изменение цвета их шерсти или перьев является главным тому доказательством адаптации.

Домашние животные тоже когда-то были дикими. Но их приручил человек для своих нужд. Он стал разводить свиней, коров и овец. В качестве защиты стал использовать собак. Для развлечения приручил кошек, попугаев и другую живность. Важность домашних животных в жизни человека очень высока, если он не является вегетарианцем. От животных он получает мясо, молоко, яйца, шерсть для одежды.

Живая и неживая природа в искусстве

картина-природы

Человек всегда уважал и ценил природу. Он понимает, что его существование возможно лишь в гармонии с ней. Поэтому существует множество творений великих художников, музыкантов и поэтов о природе. Некоторые художники в зависимости от приверженности к тому или иному элементу природы создавали свои течения в искусстве. Появились такие направления как пейзаж и натюрморт. Великий итальянский композитор Вивальди посвятил природе много своих произведений. Одним из выдающихся его концертов является «Времена года».

Природа очень важна для человека. Чем больше он заботиться о ней – тем больше получает в замен. Необходимо любить и уважать ее, и тогда жизнь на планете будет куда лучше!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

natworld.info

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

связи живой и неживой природы

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

схема живой и неживой природы

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

взаимосвязь живой и неживой природы

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

живая неживая природа 5 класс

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

окружающий мир живая неживая природа

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

fb.ru

Объекты неживой природы

Природа — это все то, что нас окружает и все, что создано без участия человека. В этом множестве прекрасно взаимосуществуют объекты живой и неживой природы. Если все живое дышит, питается, растет и размножается, то тела неживой природы практически всегда остаются неизменными, статичными.

Если осмотреться вокруг, то нас повсюду окружают объекты неживой природы: вот струится ручей, вдали видятся высокие горы, ветер шуршит опавшей листвой, по небу плывут облака, ласково пригревает Солнышко. Все это: воздух, вода, облака, опавшие листья, ветер и Солнце являются объектами неживой природы. 

Более того, неживая природа первична, именно из нее зародилась жизнь на Земле. Все живые организмы пользуются дарами неживой природы, существуют за счет нее и, в конце концов, после умирания сами становятся ее объектами. Так, срубленный ствол дерева, опавшие листья, труп животного — это уже тела неживой природы.

Признаки объектов неживой природы

Если сравнивать объекты неживой природы с живыми организмами, то легко перечислить основные признаки неживых объектов: они не растут, не размножаются, не дышат, не питаются и не умирают. Так, например, горы, однажды появившись, тысячелетиями устремляют свои пики к небу. Или планеты, миллиарды лет назад выстроившись в стройную Солнечную систему, так и продолжают свое существование.

Поэтому к главным отличительным признакам объектов неживой природы можно отнести следующие:

  • Устойчивость
  • Слабую изменчивость
  • Неспособность дышать, питаться. Им попросту не нужно питание.
  • Неспособность к размножению. При этом сами объекты неживой природы, однажды появившиеся на земле, не исчезают и не умирают. Разве что под воздействием окружающей среды способны перейти в другое состояние. Например, камень со временем может превратится в пыль. А самый яркий пример перевоплощения — круговорот воды в природе, в котором объект неживой природы (вода) проходит все этапы своего состояния, превращаясь из воды в пар, потом опять в воду и, наконец, в лед.
  • Неспособность к движению. Большинство объектов неживой природы инертны. Так, камень движется, если его только столкнуть. Да и вода в реке течет только потому, что элементы, из которых она состоит, имеют слабые внутренние связи и стремятся занять самое низкое место, образуя течение.
  • Неспособность к росту. Несмотря на то, что объекты неживой природы способны изменятся в объеме (например, "растут" горы, увеличиваются кристаллы соли и т.д.), но при этом увеличение происходит не потому, что образуются новые клетки. А потому что к старым прикрепляются "вновь прибывшие".

Объекты неживой природы: примеры

Объектов неживой природы настолько много и они настолько разнообразны, что одна наука просо не в силах изучать их все. Этим занимается сразу несколько наук: химия, физика, геология, гидрография, астрономия и др.

По одной из существующих классификаций все объекты неживой природы делятся на три большие группы:

  1. Твердые тела. Сюда относятся все горные породы, минералы, вещества, составляющие почву, ледники и айсберги, планеты. Это камни и залежи золота, скалы и алмазы, Солнце и Луна, кометы и астероиды, снежинки и град, песчинки и хрусталь.

Эти объекты имеют четкую форму, им не нужно питание, они не дышат и не растут.

  1. Жидкие тела — это все объекты неживой природы, находящиеся в состоянии текучести, не имеющие определенной формы. Например, роса и капли дождя, туман и облака, вулканическая лава и река.

Все эти виды объектов неживой природы тесно взаимосвязаны с другими телами, но также не нуждаются в пище, дыхании и не способны к размножению.

  1. Газообразные тела — все вещества, состоящие из газов: воздушные массы, водяной пар, звезды. Атмосфера нашей планеты — вот самый большой объект неживой природы, который если и изменяется, то только под воздействием окружающей среды. Но при этом не питается, не растет, не размножается. Однако именно воздух жизненно необходим для жизни.

Какие объекты неживой природы необходимы для жизни

Мы уже упоминали, что без объектов неживой природы жизнь на нашей планете невозможна. Из всего обилия для существования живой природы особую важность имеют  следующие тела неживой природы:

  • Почва. Понадобилось несколько миллиардов лет прежде чем почва стала обладать теми свойствами, которые позволили появиться растениям. Именно почва связывает атмосферу, гидросферу и литосферу, в почве происходят самые важные физические и химические реакции: отжившие растения и животные разлагаются, трансформируются в полезные ископаемые. А еще почва защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя ядовитые вещества.
  • Воздух — крайне необходимая субстанция для жизни, так как все объекты живой природы дышат. А растениям воздух необходим не только для дыхания, но и для образования питательных веществ.
  • Вода — основа основ и первопричина зарождения жизни на Земле. Все живые организмы нуждаются в воде, для кого-то это среда обитания (рыбы, морские животные, водоросли), для других — источник питания (растения), для третьих — важнейший компонент питательной схемы( животные, растения).
  • Солнце — еще один объект неживой природы, ставшей причиной зарождения жизни на нашей планете. Его тепло и энергия необходимы для роста и размножения, без солнца не будут расти растения, замрут многие физические и химические реакции и циклы, которые поддерживают жизненный баланс на земле.

Связь неживой природы с живой весьма многогранна. Все природные тела, окружающие нас, неразрывно связаны тысячью нитей. Например, человек — объект живой природы, но ему нужны воздух, воды и Солнце для жизни. А это объекты неживой природы. Или растения — их жизни невозможна без почвы, воды, солнечного тепла и света. Ветер — объект неживой природы, заметно влияет на способность растений к размножению, разнося семена или сдувая сухие листья с деревьев.

С другой стороны и живые организмы неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав, растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Конспект занятия по познавательному развитию "Живая и неживая природа."

Борщенко Г. Б., воспитатель подготовительной группы, I квалификационная категория, МБОУ прогимназия №24, г Мурманск. Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Живая и неживая природа». Программные задачи. 1. Уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе, о правилах поведения в природе. 2. Закрепить признаки живой природы (растет, дышит, питается, размножается). 3. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между человеком и природой. 4. Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую цепочку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Материал: Карточки – схемы с графическим изображением правил поведения в природе, картинки с изображением живой и неживой природы, карточки-схемы признаков живой природы, мультимедийная презентация. Словарная работа: Обогащение словаря: каменная соль, железная руда, заповедник, полезные ископаемые, подземная кладовая, нефть, алмазы. Активизация словаря: качественные прилагательные, металл, песок, санитары леса, муравейники. Ход анятия. Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Сейчас мы отгадаем загадки, и вы догадаетесь, куда мы с вами пойдём. 1. Круглый, а не мяч. Светит, а не лампа. Греет, а не огонь. Что это? (Солнце) 2. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес) 3. Чернокожий карапуз Не по росту тянет груз. (муравей) Назовите отгадки. (Солнце, лес, муравей.) Как это все назвать одним словом? (природа) Молодцы, мы пойдем в гости к природе. Слайд №1. Полянка. Посмотрите, ребята, куда мы с вами попали. Какая красивая лесная полянка! А кто нас встречает около полянки? (Лесовичок). Слайд №2. Лесовичок. Он приглашает нас в путешествие. Садитесь на места. Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила поведения в природе, давайте ему расскажем. Показываю карточки, дети о них рассказывают. Слайд №3..Правила. Дид. игра «Угадай правила». 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса! 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не прикасайся к гнезду, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд! 3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения. 4. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, грибы очень нужны природе. 5. Береги цветы, не рви их. Пусть будет нарядная земля. 6. Береги бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых, не лови их. 7. Не ломай, не руби ветки деревьев, кустарников. 8. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые! 9. Береги птиц, детенышей зверей, не уноси домой. В природе о них заботятся взрослые животные. Молодцы, ребята, знаете правила поведения в природе. Когда вы говорили о хороших поступках, у Лесовичка даже промелькнула улыбка, ему стало очень приятно, что вы любите природу, бережете ее. Дети, а что такое природа? (Это то, что нам помогает, это живой мир и т. д.) Правильно, природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека. Все эти богатства подарила нам природа. Поэтому говорят: «Природа богата, как царица». (Написано на доске.) Дети, а какая бывает природа? (Живая и неживая) Что относится к живой природе? (деревья, птицы, насекомые и т. д.) Почему вы так решили, что это все живая природа? (Они растут, дышат, питаются, размножаются) Выставляю схемы на доске. Слайд №4..Схемы. На какую замечательную полянку нас привел Лесовичок, какая красивая белочка сидит на дереве! Слайд №1.Полянка. К какой природе она относится? (к живой) Докажите. А какие предметы можно отнести к неживой природе? (песок, сосулька, снег, луна и т. д.) Почему вы так думаете? Посмотрите, какой большой камень на полянке! Лесовичок чуть не споткнулся. К какой природе относится камень? (к неживой). Как вы догадались? А сейчас проверим, кто самый внимательный. Для этого поиграем в игру «Не ошибись». Надо выбрать картинки с живой и неживой природой, которые лежат у вас на столах. Эти дети выбирают картинки с изображением живой природы, а эти дети – с неживой. Назовите картинки, которые вы выбрали. Как вы догадались, что это живая природа? Неживая природа? Лесовичок спрашивает, чем отличается живая и неживая природа? Кто это на полянке? (Жук). Давайте с ним поиграем. Физминутка «Жук». Вот к нам жук подлетел, зажужжал и запел: ж-ж-ж. Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел. Жук наш приземлился, зажужжал и закружился ж-ж-ж. Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко. Жук немножко посидел, зажужжал и улетел. Ребята, а где еще спрятаны богатства природы? (под землей). Как они называются? (Полезные ископаемые.) Лесовичок принес вам вот такой сюрприз из своей подземной кладовой. Это полезные ископаемые. Показываю песок, железную руду, каменную соль. Это песок. (Показываю). Найдите песок, покажите. Какой он по цвету? (серый). Потрогайте. Какой он на ощупь? (сыпучий). У Лесовичка есть домик, в нем хорошие светлые стеклянные окна! Для того чтобы сделать стекло нужен песок. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки не прозрачные, при расплавлении получается прозрачная паста. Из неё вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы. Как вы думаете, где ещё используют песок? ( В песочнице, для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий). А вот это – каменная соль. Найдите её, покажите. Какая она по цвету? Потрогайте, какая она на ощупь? (твёрдая). Как вы думаете, для чего она нужна? (солить суп, огурцы, помидоры, салат). А это – железная руда. Найдите её, покажите. Какая она по цвету? (тёмная). Потрогайте, какая она на ощупь? (твёрдая). Как вы думаете, что из нее делают? (Металл) Что делают из металла? (автомобили, самолёты, посуду, двери, инструменты) Полезных ископаемых, которые хранятся в кладовой Земли, множество: газ, магниты, нефть, золото, алмазы, глина и многое-многое другое. Слайд №4.Полезные ископаемые. Всё это приносит пользу людям. А как вы думаете, полезные ископаемые – это живая природа или неживая? Почему вы так думаете? ( Не растут, не дышат, не питаются, не размножаются). Кто хозяин всех этих богатств природы? (Человек) Как он должен вести себя с природными богатствами? Правильно, дети, природа щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить её, беречь, охранять и разумно пользоваться кладовой природы Дети, а как вы думаете, какая природа важнее: живая или неживая? Слайд №1.Полянка. А давайте посмотрим, что важнее. Какая замечательная полянка: светит солнышко, зеленеет травка, щебечут птички, цветут цветы. Но, Лесовичок рассказал мне, что оказывается все обитатели полянки: звери, птицы, озеро, солнце, тучки, трава, поспорили. И каждый говорит, что он важнее всех, самый важный. Надо им помочь, а то они поссорятся. Давайте с ними поиграем в «Прятки». Сначала обиделся дятел (закрываю его кружочком) и улетел в другой лес, что, может быть? (Будет много насекомых, они будут портить деревья, деревья будут болеть, меньше будет кислорода.) - Дети, чтобы этого не произошло, может, оставим его на нашей полянке? Нужен нам дятел? (да, нужен). Озеро обидится и высохнет, а тучки обиделись и не прилетают (закрываю кружочками). Что может случиться? (Дождя не будет, не будет воды, уйдут звери, улетят птицы, погибнут рыбы, засохнет почва, червячки уползут, цветочки и трава завянут.) Чтобы этого не произошло, оставим его на нашей полянке? Нужны нам озеро и тучки? (да, нужны). Ветер обиделся и улетел из этого леса. Что произойдет? (Никто не будет разносить семена по земле, не вырастут новые деревья, мало будет цветов, тучки никто не гонит, не будет дождя, все засохнет.) Нужен нам ветер, отпустим его? (нужен, не отпустим). Что же, дети, важнее? Правильно, обе природы важны, потому что все в природе взаимосвязано, и живая природа не может существовать сама по себе без неживой природы. Ну вот, мы всех обитателей полянки помирили, и в природе снова наступил мир, и все дружат. Лесовичок говорит, что нам пора возвращаться, но мы оказались на распутье. Перед детьми на доске три дорожки. На каждой по три карточки. Слайд №5. Дороги. По какой дороге идти? Что это на пути? (заповедник, логово, высокие горы, дремучий лес). Можно туда идти? Почему? 1. Ручей, камень, прямая лесная дорога. 2. Озеро, заповедник, логово. 3. Болото, горы высокие, дремучий лес. Дети обосновывают свои ответы и приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке: перепрыгнуть через ручей, обойти камень, идти по дороге. Молодцы, я согласна, и Лесовичок согласен с вами. Встаньте все, идём по этой дороге. Этюд «Божья коровка». Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова – чёрная, крылья - красные, на крыльях - точки-пятнышки. Прикинулся мёртвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждёт, чтобы его отпустили. Кто это? - Божья коровка. Покажите, как она ползёт, щекочет своими лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки, переползает на другую. Хоп! Вот и улетела. Посмотрите, какой Лесовичок довольный, ему понравилось, как вы отвечали и занимались. Он показал нам свою любимую лесную полянку, полезные ископаемые, он подарил вам хорошее настроение? В заключение нашего занятия отблагодарим его и подарим ему частичку нашего хорошего настроения и добрые слова о природе. А для этого поиграем в игру «Кто больше скажет красивых слов о природе». Солнышко – жаркое, знойное, яркое, лучистое. Небо – высокое, голубое, чистое, пасмурное. Ручеек – звонкий, веселый, свежий, шумный. Трава – зеленая, мягкая, нежная, высокая. Ветер – могучий, сильный, тихий, теплый, ласковый. Песок – мелкий, желтый, нежный, горячий, сыпучий. Деревья – высокие, красивые, стройные. Давайте попрощаемся с Лесовичком. Наше занятие окончено. Литература: 1. Книга «Познавательное развитие» Волкова 2.Журнал «Дошкольное воситание», №9 1993 г. 3.Книга « Удивительные истории»

 

pedsovet.org

Живая и неживая

Мы не знаем точно, откуда берутся мифы о воде. На эту тему существует множество спекуляций, затрагивающих и биологическую роль воды, и ее культурное значение, и даже тот факт, что с точки зрения физики и химии вода действительно представляет собой очень необычную жидкость. Но поскольку «очень необычную» не означает «волшебную и загадочную», мы решили отделить зерна от плевел и вспомнить самые популярные поверья о свойствах воды. А заодно и разобраться, что с ними не так. Этот материал мы подготовили совместно с компанией «Аквафор».

1. Память воды

«Возьмите физику и выбросьте ее в мусорное ведро: у воды есть память! И хотя ее память о крохотной капельке лукового сока кажется бесконечной, обо всем дерьме, что в ней плавало, она почему-то забывает...» — Тим Минчин, «Шторм».

Что утверждается?Вода обладает способностью запоминать, какие вещества в ней были растворены. И не только запоминать, но и воспроизводить свойства растворов, притом что ни одной молекулы нужного вещества в растворе фактически нет. Достигается такой эффект за счет того, что молекулы воды определенным якобы образом выстраиваются вокруг молекул растворенного вещества и впоследствии сохраняют эту структуру.

Откуда это взялось?Популярный термин «память воды» появился благодаря работам французского иммунолога Жака Бенвениста в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В серии экспериментов по активации базофилов (разновидностей лейкоцитов, играющих важную роль в аллергических реакциях организма) команда под руководством Бенвениста показала, что при последовательном уменьшении концентрации антител, активирующих базофилы, наблюдался отклик последних даже в том случае, когда статистически в пробе не могло остаться ни одного антитела. К чести исследователей надо отметить, что они не стали предлагать какого-либо революционного теоретического объяснения новым результатам, а в описании методической части их работы не было каких-либо критических ошибок. Тем не менее, полученные ими результаты противоречили имевшимся на тот момент представлениям о физико-химических свойствах воды. По этой причине редактор журнала Nature, в который Бенвенист и коллеги отправили статью по результатам работы, согласился принять публикацию с тем условием, что исследователи проведут повторный эксперимент под наблюдением специальной комиссии.

Статья была опубликована в Nature в июне 1988 года. Вскоре после этого ученые попытались воспроизвести свои результаты под наблюдением комиссии (в которую даже входил профессиональный иллюзионист). Вначале им это удалось, однако при попытке сделать то же самое в слепом тесте (когда экспериментатор не знал, в какой пробирке действующее вещество, а в какой — пустой образец или стандарт для сравнения) все изменилось: вода отказалась что-либо запоминать. До сих пор неизвестно, чем был обусловлен изначальный успех Бенвениста. То ли он сознательно хотел обмануть научное сообщество, то ли искренне поверил в свои невероятные результаты, но ученый так и не признал собственной ошибки, закончил академическую карьеру и продолжил эксперименты в независимой лаборатории.

Как все обстоит на самом деле?Представление о «памяти воды» противоречит современным концепциям физической химии. Несмотря на то, что вода действительно имеет структуру, эта структура постоянно меняется, тогда как понятие «памяти» предполагает наличие определенного состояния в течение продолжительного времени. По крайней мере, до того момента, когда потребуется «считать» информацию, «записанную» ранее. Экспериментально показано, что характерное время жизни структур, образованных молекулами жидкой воды, измеряется пикосекундами, то есть интервалом порядка 10-12 секунды. Этот период определяется временем жизни водородных связей между соседними молекулами воды. Даже без дополнительных оценок понятно, что за время, которое требуется для манипуляции с пробирками, вода успеет многократно поменять свое состояние, «забыв» все, что ей пытались «сообщить» ранее.

Память воды очень часто напрямую соотносят с гомеопатией, что не совсем корректно. Действительно, памятью воды можно было бы объяснить механизм действия гомеопатических разведений, однако она не является основополагающим принципом. Создатель гомеопатии Христиан Ганеман объяснял ее действие принципом «подобное лечится подобным», когда препарат, вызывающий определенные симптомы, в предельно малых разведения якобы воздействует обратным образом, то есть эти самые симптомы исцеляет. Кроме того, гомеопатические препараты часто существуют не в виде водных растворов, а в виде сахарных шариков, поэтому одной памятью воды их действие не объяснить, нужна еще «память сахара».

2. Зарядка воды на расстоянии

«Я попрошу вас приготовить кремы: самые простые, самые нейтральные, с тем, чтобы я в процессе сеанса их зарядил», — Аллан Чумак, телесеанс от заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Что утверждается?Воду можно «зарядить» при помощи определенного сигнала, обычно электромагнитного, отчего она приобретет свойства раствора какого-то специфичного вещества. Сигнал, несущий информацию, можно оцифровать и передать на расстояние при помощи любого средства связи. Таким образом, с помощью особых манипуляций, имея в наличии только чистую воду и нужный сигнал, можно воспроизвести свойства определенного раствора, например лекарства. В некоторых случаях считается, что вода запоминает информацию вообще, например эмоции, хорошие или плохие слова.

Откуда это взялось?В академической сфере о зарядке воды на расстоянии впервые заговорил тот же Жак Бенвенист — это был следующий шаг его группы после предполагаемого открытия памяти воды. Однако после провала эксперимента под контролем комиссии Бенвенист потерял авторитет в академических кругах, поэтому все последующие проведенные им эксперименты практически не получили внимания со стороны его коллег.

Другим классическим примером работ в этой области являются произведения японского автора Масару Эмото, который прославился своими заявлениями о том, что вода способна впитывать информацию, причем для этого даже не обязательно ее облучать. Достаточно поместить бумажку с определенным словом на крышку емкости с водой, чтобы эмоция или информация, соответствующая этому слову, записалась в структуру воды. В доказательство своей гипотезы Эмото приводил внешний вид микрокристаллов воды, «заряженной» различной информацией. Как и стоило ожидать, «положительные» эмоции, как и классическая музыка, например, придают кристаллам воды (согласно результатам Эмото) правильную, красивую форму. При этом отрицательные эмоции или музыка в жанрах рок или метал приводят к образованию некрасивых, деформированных кристаллов.

Опыты Бенвениста и Эмото в России не получили такой широкой огласки, как работы другого специалиста по зарядке воды на расстоянии — Аллана Владимировича Чумака. В ходе своих телесеансов целитель заряжал воду (и не только) при помощи пассов руками, хотя вода и не считалась основным объектом воздействия: исцеляться можно было и без нее, просто сидя у телевизора. В отличие от Бенвениста, использующего научную методологию для подтверждения наличия памяти у воды, Чумак объяснял свой талант даром свыше и не апеллировал к французскому ученому, хотя и работал с ним примерно в одно время. Именно потому, что Чумак не использовал псевдонаучных концепций, его действия не привлекли пристального внимания научных комиссий, за исключением упоминания в ряду других телевизионных экстрасенсов — Анатолия Кашпировского и Юрия Лонго.

Как все обстоит на самом деле?Никто из создателей и адептов этого мифа даже не пытался придумать механизм, в соответствии с которым электромагнитное излучение могло бы записывать информацию прямо в воду. Так, Масару Эмото, несмотря на популяризацию собственных экспериментальных данных, никогда не приводил подробной методологии эксперимента, а также не имел рецензированных публикаций, за что не раз подвергался критике со стороны научного сообщества. Поэтому, кроме теории о памяти воды, о которой говорилось выше, обсуждать здесь нечего. От себя добавим, что с точки зрения физической химии не стоит ожидать прямого соответствия между структурой воды и льда. Действительно, при плавлении льда в воде обнаруживаются крупные кластеры, обладающие схожей со льдом структурой, однако при нагревании хотя бы до комнатной температуры эта структура полностью теряется и вода становится аморфной.

Можно ли зарядить воду (если принять гипотезу о существовании ее памяти) при помощи обычного бытового телевизора? Поскольку мы не знаем точного механизма передачи информации воде, можно только предположить, как должен происходить подобный эксперимент. Раз заряженная вода должна определенным образом воздействовать на клеточные процессы, характерный размер кластеров, несущих информацию, должен быть сопоставим с типичными биологическими макромолекулами, то есть не превышать десятков нанометров. Телевизор в основном излучает электромагнитные волны видимого спектра, длина волны которых составляет от 400 до 760 нанометров. Тем не менее, можно вспомнить, что телевизоры во времена трансляций Чумака были кинескопическими, то есть основным их рабочим элементом была электронно-лучевая трубка. В ней формировался пучок электронов, который попадал на флуоресцентный экран. Известно, что в подобных приборах создается вторичное рентгеновское излучение, которое характеризуется длиной волны от 10 нанометров и меньше. К счастью, большая часть рентгеновского излучения кинескопа поглощается специальным металлизированным стеклом. Остаточное же излучение обладает настолько малой интенсивностью, что будет быстро поглощено материалом емкости, в которой вода стоит перед телевизором. Поэтому даже в случае существования памяти воды ее зарядка посредством телевизора выглядит маловероятной.

3. Структурированная вода

— А океаны, в которые впадают замерзшие реки? <...> А ключи, которые питают замерзшие реки и озера, а все подземные источники, питающие эти ключи...— Замерзнут, черт побери! <...>— А дождь?— Коснулся бы земли и превратился в твердые катышки, в лед-девять, и настал бы конец света. (Курт Воннегут, «Колыбель для кошки»)

Что утверждается?Не только память воды как способность воспроизводить определенную информацию, но и структура воды сама по себе играет огромную роль в биологических процессах в организме. Так, вокруг здоровых клеток вода структурируется особым образом, а вблизи больных клеток эта структура теряется. В том случае, если человек пьет структурированную воду (талую воду, свежевыжатые соки, фрукты и овощи, воду из специальных приборов — структуризаторов), организм может сразу же использовать ее в своей работе. Если же вода была неструктурированная (водопроводная, кипяченая, дистиллированная), организм затрачивает значительные усилия на ее структуризацию, что приводит к плохому самочувствию. При этом некоторые способы получения структурированной воды опираются на «естественные» подходы. Так, часто можно встретить рекомендацию готовить талую воду на натуральном зимнем морозе, а не в морозильной камере холодильника. У структурированной воды, по словам ее адептов, существует еще целый ряд более специфических эффектов, но мы в них углубляться не будем.

Откуда это взялось?Точный момент возникновения этой идеи назвать сложно, но можно вспомнить несколько ее предвестников. Один из них — концепция «поливоды», о которой заговорили в СССР в начале 1960-х годов, но которую опровергли к середине 1970-х. В результате пропускания чистой воды через тонкие кварцевые капилляры наблюдалось образование все такой же чистой (предположительно) воды, которая, однако, обладала кардинально новыми свойствами. Так, «поливода» была плотнее, кипела при повышенной, а замерзала — при пониженной температуре, а также обладала колоссальной (по сравнению с обычной водой) вязкостью. Название «поливода» было предложено вслед гипотезе об образовании полимерных цепочек, в которых молекулы воды выступали в качестве мономеров. Существовала даже гипотеза, что поливода может полимеризовать обычную воду при контакте с ней. Эта идея, в частности, обыгрывается в произведении Курта Воннегута «Колыбель для кошки». Когда феноменом поливоды заинтересовались по всему миру, а главное — многим лабораториям удалось воспроизвести результаты советских первооткрывателей, встал вопрос о теоретическом обосновании поливоды. В последующие годы было создано несколько соответствующих теорий, однако при более пристальном контроле эксперимента выяснилось, что все необычные свойства поливоды объяснялись наличием в ней примесей. В отличие от того же Бенвениста, авторы первых работ о поливоде признали собственные ошибки, и о явлении забыли, по крайней мере, в научных кругах.

Как все обстоит на самом деле?В отличие от идей о памяти воды, понятие «водный кластер» не является лженаучным и широко изучается в физической химии. Речь может идти как о малых кластерах, в которые входят от двух до восьми молекул воды, так и более крупных кластерах, включающих несколько сотен молекул. Характерные размеры таких объектов могут достигать нескольких нанометров. Исследование подобных структур играет важную роль в определении роли воды как растворителя во многих химических и биологических процессах. Однако эта тематика не затрагивает существование долгоживущих кластеров, которые были бы способны нести какую-либо информацию на макроскопических временных масштабах. Характерное время жизни кластера все равно не слишком превышает время жизни водородных связей и лежит в пределах нескольких пикосекунд (при комнатной температуре).

В доказательство особых свойств структурированной воды часто приводят опыты по кристаллизации воды из разных источников. Так, водопроводная или дистиллированная вода в этих экспериментах обычно образует «некрасивые» и несимметричные кристаллы, а структурированная вода — красивые и симметричные. Отсутствие детальной методологии этих экспериментов, а также публикаций в рецензируемых научных журналах позволяет лишь предположить, что эти данные не являются воспроизводимыми. Достаточно заметить, что в реальности все обстоит ровно наоборот: чем более химически чиста вода, тем правильнее и «красивее» будут ее кристаллы, так что дистиллят должен занимать чуть ли не первое место в подобном «конкурсе красоты».

4. Кислородная, электролизованная и бездейтериевая вода

«В процессе применения новой специальной технологии расстояние между молекулами воды увеличивается, и это свободное пространство занимают дополнительные молекулы кислорода. Таким образом, обеспечивается длительная устойчивая связь воды и кислорода», — неизвестный автор о кислородной воде.

Что утверждается?Существуют сравнительно простые способы придания обычной питьевой воде уникальных оздоравливающих свойств. К этим способам относится насыщение кислородом, чтобы он попадал в кровь через желудочно-кишечный тракт, электролизация воды с целью образования щелочной воды, кислотной воды и атомарного водорода, которые служат антиоксидантами и способствуют оздоровлению организма, а также удаление из воды примеси более тяжелого изотопа водорода — дейтерия, которого в норме в воде содержится около 0,01 процента. Бездейтериевая, или «легкая», вода также способствует общему оздоровлению организма и оказывает терапевтический эффект при раковых заболеваниях.

Откуда это взялось?Все эти утверждения основаны на желании найти что-то необычное в обычной воде, то есть производить различные манипуляции с составными частями самой воды. Отследить точный момент появления подобных идей оказалось непросто. Так, кислородные коктейли появились в советской медицине еще в 1960-х годах, но, в отличие от собственно кислородной воды, в коктейле кислород удерживается в плотной пенной шапке, способной доставить значительный объем кислорода в желудочно-кишечный тракт. Бездейтериевая вода, с точки зрения биологических применений, впервые упоминается в начале 1990-х годов. Примерно в то же время в Японии набрала популярность электролизованная или ионизированная вода.

Как все обстоит на самом деле?Из трех перечисленных типов воды проще всего разобраться, вероятно, с кислородной водой. Дело в том, что, в отличие от углекислого газа, кислород растворяется в воде не так хорошо: достаточно для рыб, но недостаточно, чтобы оказать реальное влияние на газообмен человека, поэтому сама по себе идея кислородной воды выглядит слабореализуемой с точки зрения физической химии. Именно поэтому при максимальном насыщении воды кислородом то количество газа, которое один литр воды принесет в кишечник (даже если считать его всасываемость 100-процентной), будет сопоставимо с содержанием кислорода в одном вдохе взрослого человека. Таким образом, даже самые простые оценки опровергают заявления о значительном тонизирующем эффекте от употребления кислородной воды. Все утверждения о существовании «особых технологий», позволяющих каким-то иным способом перенасытить воду кислородом при комнатной температуре и в отсутствие дополнительных химических примесей, также не выдерживают простейшей критики со стороны базовой термодинамики.

С электролизованной и бездейтериевой водой все оказывается чуть сложнее, так как в обоих случаях имеются опубликованные исследования, в которых так или иначе демонстрируется положительный эффект этих препаратов. Например, употребление бездейтериевой воды замедляло (PDF) гибель популяции мышей, пораженных раковыми опухолями. Однако исследования, посвященные бездейтериевой и электролизованной воде, оказались очень локализованными (электролизованная вода исследуется и употребляется преимущественно в Азии) и широкого распространения в научном сообществе не получили. Их принципы остаются не до конца понятыми, а зачастую и противоречивыми. В случае с электролизованной водой, например, остается непонятым вопрос о том, чем «кислотная» и «щелочная» вода отличается от раствора кислоты и щелочи соответственно.

5. Серебряная вода

«Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил: посчитали, что ее вообще не было», — из кинофильма «Формула любви».

Что утверждается?Вода, настоянная в серебряной посуде или на серебряном предмете (рубле, ложке), долго не портится, обладает сильным бактерицидным эффектом и полезна для внутреннего употребления. Частный случай — святая вода обладает целебными эффектом благодаря тому, что во время обряда освящения используется серебряная утварь.

Откуда это взялось?О целебных свойствах серебра говорится очень давно: первые упоминания можно найти у Геродота и в последующих римских источниках. В основном речь ведется о настаивании воды в серебряной посуде, что якобы увеличивает срок ее хранения. Долгое время серебро в различных формах использовалось для обеззараживания воды и обработки ран, однако с появлением более эффективных антисептиков серебро отошло на второй план. В современной практике серебро в виде растворов его солей или коллоидных частиц можно использовать, например, для «мягкого» обеззараживания воды, например, в некоторых фильтрах для питьевой воды.

Как дело обстоит на самом деле?Данный миф — миф лишь отчасти. Действительно, серебро в ионной форме, как и многие другие тяжелые металлы, например, медь, обладает бактериостатическим и (в высоких концентрациях) бактерицидным эффектом. Это означает, что лишь в сравнительно высоких концентрациях растворы солей серебра способны эффективно убивать бактерии, но чаще они лишь замедляют рост микроорганизмов. Всемирная организация здравоохранения в 2014 году опубликовала большой отчет (PDF) о перспективах применения серебра в качестве дезинфицирующего агента. Вкратце выводы этой работы сводятся к тому, что, несмотря на большой объем современных исследований ионов серебра и его коллоидных растворов, далеко не во всех случаях приведенных данных достаточно для того, чтобы сделать окончательный вывод об эффективности таких препаратов для применения в водоподготовке. В то же время серебро, как и другие тяжелые металлы, накапливается в организме и им вполне можно отравиться (это заболевание называется аргироз), поэтому существует норма предельно допустимой концентрации (ПДК) серебра, превышение которой в питьевой воде ничего хорошего не сулит.

Другой проблемой серебряной воды является тот факт, что серебряная ложка или рубль, опущенные в воду, дают пренебрежимо малый вклад в содержание серебра в ионной форме. Именно поэтому настаивание воды на серебряных предметах обладает довольно слабой эффективностью с точки зрения дезинфекции. По этой же причине касание воды серебряным крестом во время освящения не придает воде никаких особых свойств, за исключением символической ценности, обусловленной ее ролью во многих религиозных обрядах. Важно помнить, что освящение воды не изменяет ее физико-химических свойств, а главное — не очищает ее. Из-за этого происходят и курьезные случаи: анализ выборки святых источников и церемониальных сосудов для воды в Австрии показал, что в 86 процентах случаев исследуемая вода не пригодна для питья из-за присутствия в ней вредоносных микроорганизмов. Возвращаясь к серебру: если все-таки есть потребность насытить воду его ионами, то для этого можно добавить растворимую соль серебра (нитрат, например), или воспользоваться специальным прибором — ионизатором. Его применение действительно позволяет добиться бактерицидного эффекта, однако с его помощью очень легко превысить ПДК серебра в питьевой воде. В этом случае регулярное употребление ионизированной серебряной воды может привести к серьезным последствиям для здоровья.

Как упоминалось выше, этот материал мы подготовили совместно с компанией «Аквафор». Поэтому наш разбор мифов о воде мы завершим простым, но важным напоминанием: пить надо воду, очищенную современными фильтрами, созданными на основе научных данных, а не лженаучных мифов. Такими, как, например, фильтры «Аквафор» — обычный кувшин, система очистки воды с защитой от бактерий и система очистки воды премиум класса с дополнительной минерализацией.

Тарас Молотилин

nplus1.ru


Смотрите также