Совсем скоро нефть будет почти не нужна. Нефти скоро не будет


Почемцу нефть скоро будет никому не нужна / vlasti.net

Каменный век закончился не потому, что в мире закончились камни. Так и нефтяной век закончится совсем не потому, что в мире кончилась нефть.

Потенциальный кандидат, который может подвинуть нефть с ее позиций, должен отвечать двум условиям: обладать достаточным объемом ресурсов и экономически быть более привлекательным. И такой кандидат уже существует.

Главный конкурент нефти

Когда 9 августа 1999 года Владимир Путин был назначен исполняющим обязанности председателя правительства РФ, цена на нефть марки Brent составляла $20 за баррель. Сегодня нефть стоит около $50 за баррель, обеспечив шестипроцентный среднегодовой прирост за прошедшие шестнадцать лет. Рост нефтяных цен и определил экономически благоприятный период в новейшей истории России.

Многие специалисты сегодня склоняются к тому, что оправданной ценой на нефть является $70–90, объясняя это тем, что только при таком уровне цен рентабельна добыча маржинальных баррелей, без которых баланс спроса и предложения на рынке нефти не сходится. Такая логика справедлива, если считать что дорогостоящие маржинальные баррели (глубоководная и тяжелая нефть) являются незаменимой частью глобального рынка энергии.

Но любой дисбаланс спроса и предложения, приводящий к скачкам цен, привлекает внимание к альтернативным технологиям. И, как показывает история, изобретательность человека не нужно недооценивать.

Потенциальный кандидат, который может подвинуть нефть с ее позиций, должен отвечать двум условиям: обладать достаточным объемом ресурсов и экономически быть более привлекательным.

Он уже существует — это солнечная и ветряная электрогенерация.

В течение долгого времени альтернативная энергетика оставалась уделом энтузиастов. Сегодня она превращается в новый многомиллиардный рынок.

Стоимость производства возобновляемой электроэнергии (без учета субсидий) сегодня составляет $0,06/кВт⋅ч (солнце) и $0,04/кВт⋅ч (ветер). Это уже позволяет конкурировать с газовой электрогенерацией, что повсеместно и происходит. Например, в США в первой половине этого года более двух третей вновь введенных электрогенерирующих мощностей пришлось на солнце и ветер. А с новой энергетической политикой, которую недавно анонсировала текущая администрация, число источников альтернативной энергии будет только расти.

В Европе, где цена на импортируемый из России газ почти вдвое больше, экономические аргументы в пользу возобновляемой генерации оказываются еще весомее.

Батарея на 10 лет

За один час Солнце дает нашей планете примерно столько энергии, сколько мировая экономика потребляет за один год. Практически, солнце — это неограниченный источник энергии, который, в отличие от полезных ископаемых, будет функционировать еще несколько миллиардов лет.

Но, так как солнечная и ветряная генерация зависят от погодных условий, чтобы сравняться с традиционными источниками энергии по надежности, она должна быть дополнена электрическими батареями или другими средствами хранения энергии. Одно из самых современных и экономичных решений в этой области — электрические батареи от компании Tesla, представленные на рынок в этом году. Для промышленных приложений такие батареи стоят $250 за 1 кВт⋅ч установленной мощности и имеют 10-летнюю гарантию.

При ежедневном использовании себестоимость хранения в расчете на 1 кВт⋅ч электричества составляет $0,068/кВт⋅ч. Если предположить, что сохранять потребуется лишь половину производимой электроэнергии (вторая половина будет потребляться в реальном времени) и что после окончания строительства гигафабрики по производству батарей их стоимость упадет еще на 30% благодаря эффекту масштаба, то добавка к цене на электричество упадет до $0,024/кВт⋅ч.

Неудивительно, что спрос на новинку, по словам генерального директора Илона Маска, оказался «ошеломляющим». «Проблема» непостоянства солнечной и ветровой генерации решилась, не успев стать реальной проблемой.

Будущее за гибридными автомобилями

Интересно, что вопрос конвертации автомобильной индустрии оказался более сложный. Электромобиль Модель С от компании Tesla, ставший сенсацией мирового автопрома 2012 года, являясь удачным примером технического решения, не стал таким примером в экономическом плане. Цена за автомобиль существенно превышает экономию, которую обеспечивает владельцу переход на электрическое «топливо».

Экономичный электромобиль с приемлемым запасом хода, сводящий потребление нефти в автомобильной индустрии к нулю, еще должен появиться. Но даже если этого не произойдет, сегодня уже существует другое решение, способное существенно поколебать позиции нефти на рынке моторного топлива — подзаряжаемые от сети гибридные автомобили (PHEV). Такие автомобили потребляют в 3-4 раза меньше жидкого топлива, чем классические автомобили, работающие на двигателе внутреннего сгорания.

Поэтому есть все предпосылки к тому, что мировой автопарк будет быстро меняться. Во-первых, покупка гибридного автомобиля оправдана экономически уже сегодня. Во-вторых, с дальнейшим падением стоимости батарей цена PHEV-гибрида относительно традиционных моделей будет падать дальше. В-третьих, экологически более чистые гибриды всегда будут иметь дополнительные преференции со стороны государства.

В течение следующих 20–25 лет (если концепцию экономического электромобиля не удастся реализовать за это время) мировой автомобильный парк может полностью перейти на гибридную платформу. А потребление нефти начнет снижаться еще задолго до завершения этой трансформации в автопроме.

За всю историю своего развития мировой энергетический комплекс претерпел две сравнимые трансформации: примерно сто пятьдесят лет назад уголь начал замещать традиционную древесину как основной источник энергии. Около ста лет назад нефть и газ, в свою очередь, стали теснить уголь с лидирующих позиций.

В обоих случаях активная стадия перехода заняла 40–50 лет, а катализатором перемен были новые технологии, а не проблемы с существующими. Сегодня есть все предпосылки для следующей энергетической революции.

Конец нефтяного века

В силу объективных геологических причин, нефтяные запасы в мире сосредоточены неравномерно, а себестоимость их извлечения сильно разнится. Подобная ситуация приводит к тому, что дорогая нефть на рынке является ценообразующей, а собственники дешевой нефти становятся получателями нефтяной ренты. Но в случае замещения нефти альтернативными источниками энергии многие привычные закономерности уходят в прошлое.

Рыночная цена на нефть перестает определяться все более дорогими трудноизвлекаемыми баррелями. Напротив, отрасли, построенные на технологиях, а не на ресурсах, как правило, структурно дефляционные. То, что раньше стоило дорого и было доступно единицам, через несколько лет начинает быть доступно миллионам. Особенно это характерно для технологических индустрий — от персональных компьютеров, до сотовых телефонов. Но теперь актуально и для нарождающейся новой индустрии энергетики.

Спрос на нефть в абсолютных величинах начнет снижаться. Страны — производители нефти, стремясь компенсировать выпадающие доходы на сжимающемся рынке, станут бороться за рыночную долу, тем самым еще больше подталкивая цену на нефть вниз.

Ахмед Заки Ямани однажды заметил, что каменный век закончился не потому, что в мире закончились камни. Так и нефтяной век закончится совсем не потому, что в мире кончилась нефть.

Виталий Казаков

Тэги: нефть

vlasti.net

Совсем скоро нефть будет почти не нужна

Совсем скоро нефть будет почти не нужна5 тезисов о наступающем технологическом взрыве 1. В ближайшие полтора десятка лет, мир, к которому мы привыкли, сильно изменится в результате технологического взрыва, который разворачивается уже сегодня. 2. Технологический взрыв это комбинация новых технологий, создающий совершенно новые рынки или радикально меняющих старые. 3. Сегодня прорывными технологиями являются: электромобили, беспилотные автомобили, накопители энергии, солнечная энергетика и другие. 4. Радикально меняются модели ведения бизнеса (например, Uber). 5. В технологичном будущем будет проблема с людьми. Рынки труда стремительно сокращаются, и людей нужно будет чем-то занять.

Всем часто на глаза попадаются картинки, иллюстрирующие прогресс: первые каменные скребки много тысяч лет назад – автомобили и айфоны сегодня. Весь этот путь человечество не прошло по идеальной прямой, ведущей наверх, это всегда была кривая: медленный рост/взрыв/затухание и снова медленный рост и т.д. Последний взрывной рост, который произошел на наших глазах, был связан с цифровыми технологиями: компьютеры, интернет, мобильная связь, цифровое аудио-видео, соцсети, смартфоны. Но этот этап уже проходит, и в общих чертах начало вырисовываться то, что будет следующим грандиозным прорывом – новая энергетика и робототехника. Вопрос только в том, когда этот прорыв произойдет.

Для наглядного примера технологического взрыва можно рассмотреть фотографию Пятой Авеню Нью-Йорка, сделанной в 1900 году: единственный автомобиль затерялся в потоке из тысячи экипажей с лошадьми.1900 5 авеню.jpg  А вот фотография той же улицы 13 лет спустя. Видите на ней лошадь?

1913 5 авеню.jpg Вот это и есть прорыв: лошади, используемые в качестве транспорта на протяжении тысяч лет, были, с точки зрения истории, мгновенно заменены на автомобили.

Что такое технологический взрыв? Это новые технологии, которые дают возможность создавать новые сервисы и продукты с двумя характеристиками: 1. они создают новые рынки; 2. они радикально меняют или уничтожают существующие отрасли индустрии.

Хорошим примером уничтожения отрасли индустрии являются цифровые камеры, т.к. они полностью убрали с рынка камеры пленочные. Убер – хороший пример радикального изменения индустрии такси.

 На сегодняшний день есть 4 основных категорий технологий, каждая из которых является прорывной и растет на десятки и сотни процентов в год.

Накопители энергии, аккумуяторы.

аккумуляторы.jpg Все, у кого есть гаджет, пользуется Li-ion (литий-ионным) аккумулятором. С 1995 до 2010 года литий-ионные батареи улучшались в год в среднем на 14% (если рассчитывать в долларах на киловатт*час). Но в 2009 году Li-ion батареи начали использовать в двух новых индустриях: энергетике и автопроме. В результате инвестиции стали увеличиваться, а разработки – ускоряться. За пять лет (с 2009 по 2014) удешевление составило 16% в год, а за последние пару лет – превысило и этот показатель.

Прорывные бизнес-модели Также очень важной стороной в прорыве являются инновации в бизнес-моделях. Уже упомянутый Uber – это прорывная бизнес-модель. Они убирают неэффективных посредников, используют смартфоны, облако – инфраструктуру других людей, и в результате – прорыв. Airbnb – тоже хороший пример прорывной бизнес модели.

Как бизнес-модели могут стать прорывными в области накопления энергии? Сегодня в силиконовой долине уже появляются компании, сервисом которых является накопление электроэнергии. В магазине Seven Eleven стоят большие холодильники с напитками. Когда кто-то открывает дверцу холодильника чтоб взять воды, происходит запуск охлаждающего агрегата, который вызывает пиковое потребление энергии. Однако стоимость пиковых нагрузок составляет около 50% от суммы, которую магазин Seven Eleven платит за электричество. Поместив специальную батарею в магазин (размером приблизительно с холодильник), при том же самом потреблении, владельцы экономят от 10 до 50% на стоимости электроэнергии. При этом Seven Eleven не несет никаких финансовых или технологических рисков, а просто начинает экономить. Никакой предоплаты.

Инновации в технологиях и в бизнес моделях – все могут быть прорывными. Масштабные системы резервирования электроэнергии позволяют покупать ночью (по самой низкой цене) и продавать днем, вместо того, чтобы пользоваться пиковыми генераторами. В Техасе планируется большая система резервирования бюджетом в 5 миллиардов $. Экономически оправданной она будет при цене хранения 350 $ за киловатт*час, однако, уже на сегодняшний день цена резервирования ниже этой сумы. Компании, ведущие свою деятельность в этом направлении, заявляют, что после 2020 года не будет построено ни одного пикового генератора!

Электромобили

tesla-model-s_8.jpg Это еще один большой прорыв. Про Теслу много рассказывать не нужно, а Model S, пожалуй, лучшая из всех когда-либо произведенных машин. Это самый продаваемый люксовый автомобиль в Америке – он побил даже BMW, Audi и других.

Являются ли электромобили технологическим прорывом в индустрии в целом? Данные говорят о том, что эффективность двигателя внутреннего сгорания составляет 20%. Остальные 80% энергии улетает для обогрева атмосферы. Эффективность электромотора составляет 90-95%, то есть он почти в 4 раза более эффективен. Сам по себе этот факт еще не обеспечивает прорыва, однако если еще учесть, что электричество намного дешевле и автомобиль будет расходовать на один километр электричества стоимостью в 10 раз меньше, чем топливо? Когда что –то становиться дешевле в 10 раз – это уже можно называть прорывом. А если заправляться собственно электроэнергией, то езда на авто будет вообще бесплатной!

И вот еще один интересный момент – обслуживание. В обычном автомобиле более 2 тысяч движущихся частей, а в Model S (Тесла) их всего 18! Что это означает? А означает это то, что обслуживание ничего не стоит. Тесла дает гарантию на бесконечный пробег. Согласитесь, что с нулевой стоимостью конкурировать невозможно.

Электродвигатель намного мощнее, чем двигатель внутреннего сгорания. Теслу можно легко сравнивать с суперкарами за миллион $, такими как Макларен и Феррари. Однако это машина стоит всего одну десятую от их цены. Невероятный результат достигается благодаря электроприводу. Сотню лет автопром диктовал простое условие: хотите большую производительность – платите большие деньги. А теперь можно получить больше производительности за меньшие деньги, производительность Порше по цене Бьюика. Вот так происходит взрыв. Средняя новая машина сегодня в США стоит 33 тыс.долларов. К 2020 году в 2 раза более мощные электромобили будут стоить меньше этой суммы, и при этом они будут в 10 раз дешевле в обслуживании и, конечно же, по топливу.

После перевала за определенную точку больше не будет смысла платить большую сумму за куда менее мощный ДВС-автомобиль, который, при этом, будет еще и в 10 раз дороже в обслуживании. Настанет переломный момент. Прогнозируется, что все, что движется на 4-х колесах (автобусы, грузовики, тракторы) к 2025 году будет на электроприводе, и не только в США – во всем мире! Сегодня о работу над электромобилями анонсировали многие автогиганты, однако это уже не имеет такого большого значения, так как прорыв происходит и с другой стороны. Целый ряд компьютерных компаний выходит на этот рынок. Apple, Foxconn, Google делают свой электромобиль.

Беспилотные автомобили

Apple беспилотник.jpg Беспилотные авто – это не будущее, а настоящее. Сегодня на дороги общего назначения вышли сотни беспилотников. Гуглмобили не имеют рулевого колеса и педалей. Полностью автономные, они успешно передвигаются не только по скоростным дорогам, но и по городу. Крупные автоконцерны сейчас активно инвестируют в беспилотники, некоторые даже анонсировали выпуск на 2018-2020 годы автомобилей 4-го уровня (люди не требуются никогда). Ниссан готовит беспилотное авто на 2018 год. Тесла – беспилотник на 90%, и к 2018 станет им на 100%.

Когда произойдет прорыв в беспилотниках? Беспилотное авто «видит» окружающий мир через лидар. Он делает тысячи замеров в секунду на 360 градусов вокруг автомобиля и через отраженный сигнал «видит» где другой автомобиль, где дерево и т.д. Скорость снижения стоимости основной технологии – лидара, используемой в беспилотниках, стремительно падает. Еще в 2012 году компания Google огласила цену своего беспилотника в 150 тыс.долларов, стоимость лидара из этого автомобиля составляла 70 тысяч. Следующее поколение лидаров (2013 г.) стоило уже 10 тысяч. В 2014 был выпущен 1000- долларовый лидар. То есть, стоимость технологии упала с 70 до 1 тысячи всего за 3 года!

Готов ли рынок к новым технологиям? Компания Cisco предоставила следующие данные. В Бразилии 95% людей готовы перейти на новые технологии прямо сейчас. Густонаселенные страны готовы легко отказаться от существующей системы транспорта, и тот, кто пробовал водить там машину, прекрасно понимает почему.

Солнечная энергетика

солнечная электроэнергия.jpg Самое важное в электронных технологиях это чем все будет подпитываться. Солнечная энергетика – это технология, которая с середины 70-х годов упала в цене в 200 раз. Количество инсталляций каждые 2 года растет в 2 раза (с 1990 года). Если темпы удвоений сохраняться, то через 14 лет солнечная энергетика обеспечит всю потребность человечества в ресурсе. Но может ли такое произойти? Сравним солнечную с другими (основными) источниками энергии, которые с 70-х годов выросли в цене в 6-16 раз. С 70-х годов солнечная энергетика подняла свою экономику в 1 300 раз по сравнению с углем и в 2 100 раз по сравнению с нефтью. И цена солнечной энергии продолжает быстро падать.

 Кроме того, важны инновации в бизнес-моделях. В США развивается модель сервиса Нулевых Вложений. К примеру, к вам пришла компания и установила солнечные панели на крышу. Она за это заплатила, она же ими владеет и их обслуживает. Вы же не несете финансовых и технологических рисков. С внедрением данной модели финансирования в Штатах рынок рванул вверх. В солнечной и ветро-энергетике на данный момент применяются множество новых моделей ведения бизнеса.

Все технологии развиваются по S-образной кривой. Может пройти много лет, пока технология дойдет до точки перелома, но когда она до нее дорастает, резко ускоряется внедрение. Происходит это до тех пор, пока технология не заполнит 80% рынка. «Кодак» исчез с рынка за 2 года, лошади пропали с улиц Нью-Йорка за 13 лет – это S-образная кривая.

Что является точкой перелома для солнечной энергетики? Это точка, в которой цена электричества с крыши становиться меньше стоимости передачи, даже если само электричество не стоит ничего. И даже если через пару десятков лет станет возможным совладать с термоядерным синтезом, по нулевой цене, он не сможет составить конкуренцию солнечному электричеству с крыши. Это произойдет на всех крупных мировых рынках в 2020 году. Солнечная энергия + аккумулирование станут дешевле просто передачи электричества по проводам к 22-му году. И это станет точкой перелома. Австралия уже подошла к этой точке. Да, солнечное электричество с крыш домов уже дешевле стоимости его доставки от централизованного генератора. Централизованная генерация уходит в прошлое, так как не может конкурировать, даже если стоимость производства электричества равна нулю.

Все вышеперечисленные технологи (электромобили, аккумуляторы, беспилотники) сегодня занимают только лишь процент или даже меньше. И эксперты говорят, что это просто не может произойти так быстро. Но если внимательно посмотреть на кривую стоимости технологий, то мы поймем, что все происходит очень быстро. Переломный момент наступит в течение 2-5 лет на этих рынках, и когда он наступит, мы получим прорыв и взрывной рост.

Что с людьми?

Есть прогнозы, что в результате технологического прорыва на рынке труда будет масса невостребованных людей. Рынки труда, на которых они являются востребованными, сокращаются. Также много говорится о том, что люди должны иметь гарантированный безусловный доход – им нужно выплачивать деньги, чтоб хватало средств на еду, одежду и жилье. Однако вопрос не только в деньгах, вопрос состоит больше в том, чем же этих людей занять.

Было проведено исследование, чем занимаются на досуге разные богатые бездельники. Действительно, ну что они делают после того, как на нах свалилось большое наследство? Оказалось, что многие любят сажать картошечку и всякую зелень на маленьких огородиках, делать свое вино, т.е. вести свое домашнее сельское хозяйство. Сейчас ведется серьезная работа в этом направлении, чтоб занять высвобожденных людей. Все это уже не будущее, это то, что происходит с нами сейчас.

mln.lenal.work

Нефть скоро мало кому будет нужна — экономист

Спрос на нее может рухнуть уже завтра. А если брать перспективу лет на двадцать — это произойдет обязательно.

Скорее всего, «тучные нефтяные годы» уже никогда не вернутся. Цены на нефть не поднимутся до уровня нулевых, таких же поступлений в бюджеты нефтедобывающих стран (и Казахстана в том числе) тоже не ожидается.

Будем экономить — но это не точно

30 ноября 2017 на саммите в Вене

страны ОПЕК+ приняли решение о пролонгации сделки по сокращению добычи нефти до конца 2018 года

К продлению присоединились и страны, не входящие в картель, включая Казахстан и Россию. Соглашение ранее действовало до конца марта 2018 года, теперь оно продлено еще на девять месяцев — до конца 2018 года.

Как сообщает РИА Новости, страны ОПЕК удовлетворены тем, как исполнялись условия до этого момента.

— Мы подвели итоги действия соглашения за 10 месяцев и очень были удовлетворены теми положительными результатами, которые были достигнуты за этот период по балансировке рынка, снижению волатильности цен и возврату инвестиционной активности в отрасль, — сказал министр энергетики России Александр Новак на пресс-конференции по итогам министерской встречи ОПЕК+.

При этом страны картеля особо оговорили возможность дальнейшего пересмотра условий соглашения в июне 2018 года.

— Ввиду неопределенности, связанной в основном с предложением и в определенной степени ростом спроса, предполагается, что

в июне 2018 года будет рассмотрена возможность дальнейших действий по корректировке

на основе преобладающих рыночных условий и прогресса, достигнутого по ребалансировке нефтяного рынка к тому времени, — говорится в декларации ОПЕК+.

Ключевым показателем останется уровень мировых коммерческих запасов нефти.

Казахстан в рамках сделки по ограничению нефтедобычи обязался сократить добычу на 20 тыс. баррелей в сутки.

Министр энергетики Канат Бозумбаев назвал эти обязательства «большим компромиссом со стороны Казахстана»

— О чем идет речь? О том, что страны сохранят свою добычу на том же уровне, о котором договаривались, который был в предыдущем соглашении. Для нас это достаточно сложно сделать. Я это четко могу сказать. То, что мы продлили, с нашей стороны большой компромисс

для того, чтобы сохранить ту цену, которая есть на рынке,

– заявил Бозумбаев в кулуарах Kazakhstan Global Investment Roundtable (KGIR) в Астане, пишет портал Today.kz.

Текущую цену на нефть он назвал устраивающей Казахстан. Одновременно министр

не исключил возможности превышения объемов над взятыми Казахстаном обязательствами

В июне 2017 года (когда сделка ОПЕК+ была впервые продлена) Бозумбаев тоже заявлял, что Казахстан может скорректировать планы и обязательства.

Казалось бы, новости хорошие. Но мнения экспертов на этот счет разнятся.

Экономист Расул Рысмамбетов считает, что это соглашение окажет вполне положительное влияние — и цены на нефть могут даже подняться.

 

— Нефть все еще является основным источником энергии для транспорта, поэтому экономический рост в странах сопровождается повышением спроса на нее и ее продукты.

При сохранении добычи на нынешнем уровне и повышении спроса цены как минимум не упадут и даже могут вырасти,

— сказал он.

Потолок роста цен, по его словам, будет определяться объемами добычи сланцевой нефти. То есть с определенного уровня производители сланцевой нефти будут играть на понижение цен.

— Тем не менее, это положительная новость для тенге и в целом бюджета Казахстана, — отметил экономист.

Аналитик Forex Optimum Иван Капустянский согласен с этим мнением

— Еще перед самим заседанием в Вене чистая длинная позиция по Brent увеличилась на 2,2 процента, свидетельствуют данные ICE Futures Europe. Длинные позиции выросли на 1,1 процента, а короткие сократились на 9,1 процента до минимального уровня с февраля, — отметил он.

Одновременно многие инвесторы изменили свои прогнозы в сторону повышения нефтяных цен, будучи уверенными, что ОПЕК+ останется приверженным своим заявлениям. Так оно и случилось на самом деле.

Высокие нефтяные цены, считает эксперт,

будут благоприятно влиять на «сырьевые валюты», в том числе на тенге

Будет сдерживать рост дефицита бюджета и, как следствие, тенге станет усиливаться.

Руководитель аналитической группы TeleTrade Central Asia Сергей Полыгалов напомнил, что

уже нынешнюю неделю тенге начал с ослабления. А цена на нефть снижается с пятницы 1 декабря, несмотря на пресловутое соглашение ОПЕК+

— Принятое на саммите решение о пролонгации сделки по сокращению добычи нефти до конца 2018 года не вызвало бурного восторга, так как ситуация уже была учтена рынком и ожидались более радикальные действия со стороны участников договора. Тем более, что была очень небольшая оговорка о том, что участники соглашения встретятся в июле 2018 года и проведут оценку действия соглашения и в случае чего могут пересмотреть договоренности в сторону их отмены. Пока цена на «черное золото» держится выше 63 долларов за баррель, но

нефть уже отошла от пиковых значений, достигнутых после оглашения результатов саммита (64,23 доллара) и  пока продолжает плавно снижаться

На этом фоне тенге также частично теряет свои позиции по отношению к доллару США, — сказал он.

Кстати, по мнению Полыгалова, на курсе казахстанской валюты может отразиться и российский рубль, который дешевеет к основным валютам.

Экономист Асет Наурызбаев тоже не горит особым оптимизмом, хотя не исключают, что нефтяные цены могут незначительно подняться на какое-то время — но это не значит, что продержатся долго. По его словам, сегодня

цены диктуют не объемы добычи, а целый комплекс различных факторов,

начиная от финансовых рынков и заканчивая научно-техническим прогрессом. В результате, что будет происходить на самом деле, не знает никто. А объемы добычи — всего лишь один пункт из большого списка.

— Например,

удачи или неудачи Илона Маска оказывают не меньшее воздействие на нефтяной рынок, чем соглашения ОПЕК

Каждая отсрочка в развитии электромобилей на какое-то время продлевает жизнь нефтяникам, а достижения — наоборот, — заявил Наурызбаев.

Эксперт считает, что в краткосрочном плане цена на нефть может немного подрасти (но не обязательно), а в долгосрочном плане этот рынок все равно уже практически «убит».

— Убитый рынок означает, что

в ближайшие 20 лет спрос на нефть упадет в разы

Как моторное топливо с развитием электромобилей, она потеряет свою ценность. Останется только как сырье для производства нефтехимии, бункерное топливо (жидкое топливо для морских судов — прим.). Обрушиться нефтяные цены на самом деле могут уже завтра, если сейчас Маск продаст какой-то объем своих «батареек» или

Дженерал Моторс объявит, что запустил линию по производству электромобилей и собирается продать миллион штук в течение пяти лет. Тогда нефтяной рынок сразу «посыпется»,

— резюмировал экономист.

https://365info.kz/2017/12/neft-skoro-malo-komu-budet-nuzhna-ekonomist/

www.altyn-orda.kz

Русская нефть скоро будет не нужна Европе

Иран готов немедленно начать экспорт нефти в страны Европы, как только будут отменены санкции в отношении Исламской республики Иран (ИРИ). Об этом в интервью агентству ИСНА заявил представитель министерства нефти ИРИ и директор по международным вопросам государственной Иранской национальной нефтяной компании Мохсен Камсари.

“Иран может обеспечить почти половину объема потребляемой сегодня Европой нефти, – подчеркнул в этой связи Камсари. – Контракты будут заключаться на основе спотовых сделок, пока не закончатся годовые контракты европейских стран с другими поставщиками и они не будут готовы к новым долгосрочным соглашениям”.

Спотовая торговля на нефтяном рынке предусматривает краткосрочные сделки, как правило, на ограниченную партию нефти или нефтепродуктов.

Как ранее заявил министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангане, страна планирует увеличить добычу энергоресурса на 1 млн баррелей в день после того, как будет достигнуто Всеобъемлющее соглашение по иранской ядерной программе, предусматривающее полную отмену санкций. “Но при любых обстоятельствах Иран не ставит на повестку дня вопрос о войне на нефтяном рынке, чтобы отвоевать свою долю, что могло бы привести к падению цен на нефть”, – подчеркнул министр.

Читайте также:

Курс биткоина на 17 мая: инвесторы скрестили пальцы

В настоящее время Иран экспортирует 1,1 млн баррелей нефти в день и постоянно наращивает свою экспортную инфраструктуру, проводит реконструкцию нефтеналивных портов в Персидском заливе, расширяет сеть нефтехранилищ и терминалов. До введения последнего пакета санкций в 2012 году Иран экспортировал 2,5 млн баррелей нефти в день.

Читайте также:

Ты имеешь право: украинцам помогут решить наболевший “квартирный вопрос”

Отмечу, что первым зарубежным лидером, который посетил Тегеран после прорыва на переговорах по иранской ядерной программе, стал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Одним из важнейших вопросов тех переговоров (6 апреля) стало будущее транзита иранского газа в Европу. Снятие санкций в перспективе позволит Тегерану увеличить экспорт газа в Европу, что приведет к неизбежному столкновению интересов России и Ирана. Турция же сможет усилить свои позиции в качестве регионального энергетического “хаба” и ключевого транзитера газа в ЕС.

Кроме того, и это будет также очень болезненно для российской экономики, старт экспорта иранской нефти в Европу наверняка станет толчком к новой фазе падения цен на нефть.

Напомню, издание The Wall Street Journal со ссылкой на черновик доклада о стратегии Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) рассказало об опасении ОПЕК, что в ближайшие годы цены на нефть могут упасть ниже $40 за баррель. Если же даже ситуация будет развиваться по оптимистичному для ОПЕК сценарию, то к 2025 году стоимость барреля нефти не поднимется выше $76 за баррель, говорится в документе.

Экономика от Пророка

newsonline24.com.ua

Наша нефть скоро будет никому не нужна

http://develop.news.ru/storage/news/9b6fdf092424ac5cb5947a5abb8d5447/effbe407-48a4-4819-a932-b0d4eb2fa691_850.jpg Global Look Press/imagebroker.com/Jim West

Американцы впервые ушли «в плюс» при добыче сланцевой нефти

Американские производители сланцевой нефти начали получать прибыль, что является важным переломным моментом для отрасли. Отныне нефтяная экспансия США пойдёт ещё энергичнее.

По оценкам специалистов, капитальные расходы сланцевой отрасли США превышали доходы от поставок чёрного золота. Так повелось с 2008 года, когда на американских сланцевых месторождениях появились первые разведочные скважины. По данным британской исследовательской компании Dealogic, в 2008–2017 годах пионеры сланцевой индустрии, занимающиеся геологоразведкой и добычей нефти на сланцевых месторождениях, привлекли за счёт размещения облигаций в общей сложности $293 млрд.

Поначалу акции сланцевых нефтяных компаний ценились не особо — многих потенциальных инвесторов отпугивала высокая себестоимость добычи, да и о перспективах этой отрасли говорили всякое. Однако те времена неопределённости канули в Лету — сланцевая нефть США забила мощным фонтаном на фоне введения в эксплуатацию множества новых месторождений. Параллельно шёл процесс снижения издержек производства за счёт внедрения новых технологий разработки и добычи сланцевой нефти.

Известно, что дела у сланцевиков идут на лад, когда цена нефти не опускается ниже $53 за баррель. В последнее время котировки сланцевого продукта приблизились к $70 за баррель. Сланцевые компании начали получать прибыль. Их акции резко подорожали.

The Financial Times приводит в качестве примера компанию Pioneer Natural Resources, ведущую добычу на территории штатов Техас и Нью-Мексико. С начала апреля её акции подскочили в цене на 17%, а у конкурирующих EOG Resources и Continental Resources — примерно на 11%.

Global Look Press/imagebroker/Egmont Strigl

То, что к реке нефти у сланцевых компаний Америки добавился поток свободных денежных средств, специалисты уже назвали «революционным прорывом». И, похоже, они ничуть не преувеличили.

Что этот прорыв сулит другим добывающим странам, включая, естественно, и Россию? Ничего хорошего!

Американцы зальют своей нефтью планету — запасы сланцевых углеводородов в этой стране оцениваются поистине астрономическими цифрами. Ничто и никто не помешает США совершить нефтяную экспансию, вырвавшись на первое место в мире по добыче чёрного золота.

И это не гадание на кофейной гуще, а прогноз авторитетных нефтяных аналитиков из Международного энергетического агентства (МЭА). Они сообщили о предстоящем в ближайшие пять лет резком росте нефтедобычи в США за счёт активного наращивания ресурсов сланцевой нефти. По прогнозу МЭА, совокупный объём добычи жидких углеводородов в США достигнет 17 млн баррелей в сутки в 2023 году по сравнению с 13,2 млн баррелей в сутки в 2017-м.

В МЭА уверены, что это позволит США стать крупнейшим производителем нефти в мире, обогнав Россию и Саудовскую Аравию. На долю Америки к 2023 году придётся почти 60% от прироста мировой добычи, что и обеспечит ей мировое лидерство.

Например, крупными её запасами располагает Китай, уже начавший добывать сланцевую нефть. Можно не сомневаться — когда-нибудь упорные китайцы смогут, как минимум, покрыть свои потребности в чёрном золоте.

Возникает вопрос: а понадобятся ли человечеству, активно осваивающему альтернативную, «зелёную» энергетику, реки нефти? Эксперты уверяют, что понадобятся. Согласно их выкладкам, мировой спрос на нефть к 2023 году вырастет на 6,9 млн — до 104,7 млн баррелей в сутки. Этому будут способствовать экономический рост в Азии и развитие нефтехимической отрасли в США.

Хотя запасов нефти у нас — выше крыши, в том числе сланцевой. По некоторым оценкам, её даже больше, чем у Китая и США. Несколько крупных сланцевых месторождений были открыты ещё в 1960-х. Тогда промышленных технологий добычи трудноизвлекаемой нефти не существовало. Советские геологоразведчики оставили открытые ими месторождения потомкам, полагая, что те сумеют вырвать нефтяное богатство из объятий земли. Похоже, советские геологи-асы просчитались.

Россия свой сланец и не думала добывать. То ли самомнение, то ли непрофессионализм отвечающих за отрасль людей оставили страну без сланцевой нефти. Дескать, чего корячиться, тратить огромные деньги на сланец, когда у нас традиционных месторождений, ещё не освоенных, полным-полно?

Рассуждать можно сколько угодно, о чём угодно. Тем более что за провал со сланцем (как, впрочем, и за все прочие провалы) у нас никто ответственности не понёс. Однако факты — упрямая вещь. Они свидетельствуют о том, что дешёвая нефть в стране заканчивается, 70% наших запасов — это трудноизвлекаемая нефть. Скажем, углеводороды, оставшиеся на старых и сильно загрязнённых месторождениях Западной Сибири.

Такую нефть трудно добыть, но самое скверное то, что она — низкого качества. «Радио Польша» со ссылкой на интернет-издание Energetyka24 сообщило, что на конференции «Нефтегазовые рынки Восточной и Центральной Европы» в Минске (состоялась в апреле этого года) эксперты обсудили ухудшающиеся параметры российской нефти, экспортируемой в Польшу и Германию. По их мнению, в будущем ситуация будет обостряться и уже через год российская нефть может не соответствовать европейским стандартам качества.

Качество российской нефти, поступающей по экспорту в Европу, заметно упало, вызвав недовольство покупателей и трейдеров в ЕС, сообщило информагентство Reuters. НПЗ, получающие сорт Urals в Германии, Чехии, Словакии и Венгрии, жалуются на резкий рост содержания серы и ненормативную плотность. Показатели «зашкаливают, и это становится систематическим».

ТАСС/Владимир Смирнов

Кстати, качество нашей нефти и раньше уступало таким зарубежным сортам, как Brent, который добывают на шельфе Северного моря, или техасскому WTI. Отставание, значит, нарастает.

Что же мешает нам открывать и осваивать новые месторождения в Восточной Сибири или на Арктическом шельфе? Экономические санкции со стороны США и Европейского союза лишили российскую нефтянку средств и технологий.

К сожалению, влияние санкций на нашу экономику в целом и нефтяную отрасль в частности гораздо пагубней, чем нам пытаются объяснять. Страшно даже представить себе, что будет, если американцам придёт в голову ввести против нас нефтяное эмбарго, которое они раньше вводили, например, в отношении Ирана. Запрещая крупным поставщикам экспортировать свою нефть, Штаты собираются занять образовавшуюся нишу. Теперь же, на фоне успехов их сланцевых компаний, это становится осуществимым.

Но, может, тучи сгущать рановато. Есть же ещё китайцы, которым вроде бы наша нефть нравится. Однако рассчитывать только на китайцев нельзя, как и вообще класть яйца в одну корзину.

Впрочем, это наше любимое занятие. Сколько было говорено о необходимости диверсификации экономики, о том, что её надо, наконец, снять с сырьевого крючка?

Совсем недавно мы возмущались, что из России хотят сделать нефтяной придаток Запада. Увы, похоже, больше не хотят даже этого. Как будем выходить из тупика, в который сами себя загнали?

develop.news.ru

Во Франции никогда не было собственной нефти… а скоро может не быть и российской | Мир | ИноСМИ

Нефть до сих пор является важнейшим энергоносителем для современного общества. Поставки черного золота во Францию опираются преимущественно на добычу в России. Однако у россиян появляются средства для того, чтобы поставить на первое место других клиентов, таких, как Китай и Япония, и вести экспорт нефти на восток, а не на запад.

Цена литра бензина может перескочить за отметку в 2 евро в гораздо большей степени из-за неприметной на первый взгляд истории с трубопроводом, чем из-за всех текущих конфликтов на Ближнем Востоке. Речь идет о нефтепроводе посреди бескрайней Сибири, которая куда известнее своими лагерями, чем нефтяными баронами. У нас во Франции никогда не было собственной нефти… а скоро не будет уже и российской.

Мы имеем в виду недавно отрытый трубопровод из Тайшета в Козьмино. Он берет начало в Восточной Сибири и доходит до берегов Японского моря. Представляем вам ВСТО, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан.

Речь идет о проекте колоссальных масштабов: 25 миллиардов долларов и четыре года строительных работ, последняя фаза которых только недавно подошла к концу. Теперь трубопровод длиной более 4 700 километров может доставить сибирскую нефть на рынок Азии и даже Америки. Этот проект настолько значителен, что специально для него был создан специальный сорт нефти, который носит название ESPO (ВСТО). Благодаря своему количеству и доступности по всему миру он может стать серьезным конкурентом для Brent и WTI. В настоящий момент 20% европейского импорта нефти идет из России, которая, кстати, является главным партнером Европы в углеводородной сфере. Вот, что отмечается в недавнем отчете Сената:

«Скорее всего, в ближайшие годы энергетическая зависимость от России существенно возрастет. В Европейской комиссии полагают, что через 20-30 лет на импорт будет приходиться 70% энергетических потребностей Европейского Союза против нынешних 50%».

Так к чему же ведет запуск нового трубопровода?

Априори никаких проблем нет: месторождения в Восточной Сибири для Азии, Урал - для Европы, а Западная Сибирь - для того, кто первым вложит туда деньги. Каждый останется при своем, бояться нечего.

Только ведь… Оператор ВСТО «Транснефть» поставила перед собой цель довести экспорт до отметки в 36 миллионов тонн в 2013 году, а в перспективе нарастить объемы до 80 миллионов тонн. Для этого нужно будет расширить добычу в Восточной Сибири, а также переориентировать производство нефти в Западной Сибири и на Урале.

Вот так пощечина… Россия готовится лишить нас «дозы» и отдать ее давно подсевшим на нефтяную иглу китайцам, японцам и американцам.

Этот строившийся четыре года трубопровод стоимостью в 25 миллиардов долларов служит первым тому конкретным примером. В то же самое время совместное предприятие Total и Газпрома по разработке Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море ждал бесславный провал. После четырех лет переливания из пустого в порожнее 450 сотрудников проекта уволили в июне прошлого года. То есть, говорить здесь нужно не о некоей злонамеренности россиян, а о неспособности Европы обеспечить свое энергоснабжение в долгосрочной перспективе.

Мы же привыкли к взлету цен на бензин при любом кризисе на Ближнем Востоке. Теперь же нам придется вступить в борьбу за Россию, у которой раньше попросту не было других альтернатив. Этот новый расклад должен подтолкнуть нас к глубокому переосмыслению нашего снабжения энергоносителями на ближайшие 30 лет.

В такой более чем напряженной обстановке решение отказаться от добычи сланцевого газа выглядит совершенно безответственным. У нас во Франции нет нефти, но не видно также и хороших идей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru