Страны ОПЕК: цели, влияние, возможности. Опек страны экспортеры нефти


Страны Опек (Организации стран экспортеров нефти)

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

штаб квартира опек

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков.

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

1960 опек

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Саммит опек

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

Саммит опек

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

oilgazinfo.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ, ОПЕК | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) – международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Дважды в год (не считая внеочередных событий) проходят конференции ОПЕК, на которых каждую страну представляет министр, отвечающий за добычу нефти. Помимо официальных конференций, министры проводят также неофициальные встречи. Главный объект переговоров – регулирование объемов добычи нефти. Основные решения принимаются по правилу единогласия (действует право вето, отсутствует право воздержания). Роль президента ОПЕК, возглавляющего организационную работу по проведению конференций и представляющего ОПЕК на различных международных форумах, исполняет один из министров стран-участниц. На 132-й внеочередной конференции ОПЕК в июле 2004 им был избран шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах, министр нефтяной промышленности Кувейта.

В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35–40%, в экспорте – 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.

ОПЕК в 1960–1970-е: путь к успеху.

Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Страны ОПЕК
Таблица 1. СТРАНЫ ОПЕК В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО ВЗЛЕТА ИХ ВЛИЯНИЯ (1980)
Страны ВНП на душу населения, долл. Доля нефти в стоимости экспорта, % Добыча нефти, млн. т Доказанные запасы нефти, млн. т
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 25,966 93,6 83 4,054
Катар 25,495 95,2 23 472
Кувейт 19,489 91,9 81 9,319
Саудовская Аравия 14,049 99,9 496 22,946
Ливия 11,327 99,9 86 3,037
Габон 6,138 95,3 9 62
Венесуэла 4,204 94,7 113 2,604
Ирак 3,037 99,2 130 4,025
Алжир 2,055 91,7 51 1,040
Иран 1.957 94,5 77 7,931
Эквадор 1.203 54,1 11 153
Нигерия 844 95,3 102 2,258
Индонезия 444 72,1 79 1,276

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен (табл. 2).

Динамика текущих цен и рентных платежей за эталонную нефть
Таблица 2. ДИНАМИКА ТЕКУЩИХ ЦЕН И РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЭТАЛОННУЮ НЕФТЬ*
Годы Текущие продажные цены, долл. за баррель Рентные платежи (роялти плюс подоходный налог)
1960 1,50 0,69
1965 1,17 0,78
Февраль 1971 1,65 1,19
Январь 1973 2,20 1,52
Ноябрь 1973 3,65 3,05
Май 1974 9,55 9,31
Октябрь 1975 11,51 11,17
* Эталонной нефтью считается нефть из Саудовской Аравии. Нефть других стран пересчитывается в эталонную в зависимости от топливной ценности.

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Рис. 1. Динамика мировых цен на сырую нефть в 1970–1980-е, долл. за баррель.Составлено по: Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М., 2005Рис. 2. Динамика доходов стран ОПЕК от экспорта нефти в 1970–1980-е, млрд. долл.Составлено по: Amuzegar J. Managing the Oil Wealth. OPEC's Windfalls and Pitfalls. L., N.Y., 2001

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).

Эволюция механизма ценообразования нефти
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.
Характеристики рынка Этапы развития мирового нефтяного рынка
До 1971 1971–1986 После 1986
Принцип ценообразования Картельный Конкурентный
Кто устанавливает цену Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” 13 стран ОПЕК Биржа
Динамика спроса на нефть Устойчивый рост Чередование роста и снижения Замедленный рост

Перспективы развития ОПЕК в 21 в.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

Последствия деятельности ОПЕК.

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых нефтью (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Страны, обладающие самыми крупными запасами нефти
Таблица 4. СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ В НАЧАЛЕ 2000-Х САМЫМИ КРУПНЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ
Страны Доля в мировых запасах нефти, % Доля в мировой добыче нефти странами-экспортерами, % ВВП на душу населения, тыс. долл.
Саудовская Аравия 27 16 13,3
Россия (не входит в ОПЕК) 13 15 7,1
Ирак 10 5 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 4 20,5
Кувейт 10 4 18,7
Иран 9 7 6,0
Венесуэла 7 6 5,7
Ливия 3 3 7,6
Нигерия 2 4 0,9
США (не входит в ОПЕК) 2 0 34,3

Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефти (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете.

Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от нефти не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Природные богатства сами по себе создают лишь потенциальную предрасположенность к рентоискательской деградации. У стран ОПЕК всегда остается возможность выбирать между легким путем паразитирования на природных ресурсах, ведущим к упадку в будущем, и трудным путем комплексного развития производства и модернизации социально-экономических отношений, обещающим в перспективе рост общего благосостояния.

Юрий Латов, Дмитрий Преображенский

www.krugosvet.ru

ОПЕК Википедия

Не следует путать с APEC.

Организа́ция стран — экспортёров не́фти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕ́К, англ. OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. В состав ОПЕК входят 14 стран[4]: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 01 августа 2016 г.) — Мохаммед Баркиндо.[5]

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.

Цели организации

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль[6].

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Структура организации

Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы[6].

История

1960-е годы

Организация стран — экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестёр»: Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum. ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам[7].

Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен. ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве, а с 1 сентября 1965 года — в Вене.

В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.

В течение 1960-х годов количество стран — членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).

B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация. B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH, стала участником Конференции OOH по торговле и развитию[6].

1970-е годы

В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран — членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.

Баланс экспорта и импорта нефти по странам мира

В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть. Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.

ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.

В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).

21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом. В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности[8].

1980-е годы

В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.

Доля стран — членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран — членов организации.

Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран — членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран — членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК. В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.

1990-е годы

Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990—1991 года. Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998—1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации, революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.

В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.

В 1998 году Россия стала наблюдателем в ОПЕК.

2000-е годы

Инновационный ценовой механизм ОПЕК способствовал укреплению и стабилизации цен на нефть в первые годы данного десятилетия. Но сочетание рыночных сил, спекуляции и другие факторы изменили ситуацию в 2004 году, что привело к росту цен и увеличению волатильности хорошо обеспеченного сырой нефтью рынка. Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем упасть в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК стала известной организацией в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по борьбе с экономическим кризисом. Благодаря второй и третьей встречам ОПЕК на высшем уровне в Каракасе и Эр-Рияде в 2000 и 2007 годах были созданы стабильные рынки энергетики c устойчивым развитием, на новый уровень были подняты вопросы охраны окружающей среды, в частности, обсуждалось глобальное потепление в увязке с возрастающим мировым потреблением углеводородов.

В эти годы к ОПЕК присоединилась Ангола (2007), а Индонезия с января 2009 года приостановила своё членство, так как стала страной-импортёром нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортёром нефти. Индонезия продолжает экспортировать легкую нефть, однако импортирует значительно большие объемы кислой нефти. Такой подход экономически оправдан, так как цена легкой нефти выше.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в ОПЕК.

2010-е годы

В 2015 году Индонезия вновь подала заявку на возвращение в ОПЕК[9] и с 1 января 2016 года вернулась в картель. Однако 1 декабря 2016 года она вышла из него вторично[10].

В июле 2016 года Габон также вернулся в состав организации. Весной 2017 года членом ОПЕК стала Экваториальная Гвинея[11]. Это означает, что в настоящее время Организация насчитывает в общей сложности 14 стран-членов[12].

«Корзина» ОПЕК

График, отображающий стоимость нефти с 1861 по 2007 год. Оранжевая линия — цена с поправкой на инфляцию (в долларах 2008 года), синяя — без поправки.

Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).[13]

Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель[13][14], зарегистрированная 3 июля 2008 года.

В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор).[13] В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.

Квоты ОПЕК

Данные по странам ОПЕК на март 2012 г.[18] Алжир Ангола Эквадор Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла Итого:
Население (млн человек) 36,30 19,05 14,31 75,35 32,44 3,57 6,56 159,64 1,70 26,11 4,74 28,95 408,72
Площадь (1000 км²) 2 382 1 247 281 1 648 438 18 1 760 924 11 2 150 84 916 11859
Плотность населения (жителей на км²) 15 15 51 46 74 198 4 173 155 12 56 32 34,47
ВВП на душу населения (долл.) 4 488 4 478 3 984 4 741 3 881 36 820 11 314 1 213 75 643 16 996 56 812 10 223
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) 162,92 85,31 57,00 357,22 125,90 131,32 74,23 193,67 128,59 443,69 269,10 295,96 2 324,91
Стоимость экспорта (млрд долл.) 57,80 49,26 17,37 83,79 52,08 65,98 46,31 70,58 72,05 235,34 198,36 65,79 1 014,71
Экспорт нефти (млрд долл.) 38,30 47,24 9,65 71,57 51,15 61,67 41,87 61,80 29,28 196,19 74,03 62,32 745,07
Сальдо платежного баланса (млрд долл.) 15,10 −1,04 −0,43 21,56 6,90 43,14 16,16 7,83 38,79 23,27 14,38 8,56
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) 12,20 9,50 7,21 151,17 143,10 101,50 47,10 37,20 25,38 264,52 296,50 211,17
Добыча нефти (1000 б/д) 1 190 1 691 476 3 544 2 358 2 312 1 487 2 048 733 8 166 2 324 2 854 29 213
НПЗ мощности (1000 б/д) 652 39 188 1 741 800 936 380 445 80 2 109 466 982 8 818
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) 631,5 47,0 185,1 1 743,3 513,2 892,7 545,8 249,4 133,0 1 914,0 355,4 1 414,8 8625,2
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) 338 110 220 1 775 566 260 299 259 116 1 436 238 675 6 282
Экспорт нефти (1000 б/д) 709 1 683 340 2 583 1 890 1 430 1 118 2 464 586 6 644 2 103 1 562 23 112
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) 314,1 7,5 28,1 370,6 5,0 631,6 48,3 23,1 321,6 950,9 187,9 751,1 3 639,8
Встреча президента России Дмитрия Медведева с Генеральным секретарём Организации стран — экспортёров нефти Абдаллой Аль-Бадри

Россия и ОПЕК

С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Начиная с этого периода Россия участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в неё[19]. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия-ОПЕК, заключать Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, уполномоченным представителем которого с российской стороны будет Министерство энергетики Российской Федерации[20].

Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объемы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть[21].

В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем[22].

Проблемы ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами». Для других стран—членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.

Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.

Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о квотах на добычу нефти, в рамках ОПЕК не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения. Поэтому квоты часто не соблюдаются. Страны ОПЕК в среднем производили 31 миллион баррелей сырой нефти в сутки с 2012 года, несмотря на то, что суммарно установленные квоты предполагали производство на уровне 30 миллионов баррелей в сутки[23][24]. Представители Ирана неоднократно заявляли о намерении нарастить производство нефти на 1 миллион баррелей в сутки после вероятного снятия экономических санкций, невзирая на то, что квоты ОПЕК уже превышены[9].

В XXI веке возможности ОПЕК влиять на цену нефти и регулировать мировой рынок этого сырья значительно сократились. Это произошло вследствие широкомасштабной добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК: Россия (13 % мировой добычи), США (12 %), Китай (5 %), Канада (4 %), Бразилия (3 %), Казахстан (2 %)[25]. Частично успехи данных стран в добыче обусловлены разработкой так называемой «нетрадиционной нефти» (сланцевая нефть в США, нефтеносные пески в Канаде). С началом мирового экономического кризиса в 2008 году спрос на нефть сократился, и по состоянию на 2015 год наблюдается превышение предложения над спросом[26]. Несмотря на избыток предложения и двукратное падение цены на нефть, члены ОПЕК не сокращают добычу, опасаясь, что их доля на рынке будет занята конкурентами. В результате одни страны ОПЕК сталкиваются со снижением доходов, другие — с бюджетным дефицитом даже при высоком уровне добычи нефти.

Ещё одной проблемой ОПЕК является политическая нестабильность в некоторых странах организации. В Ливии и Ираке продолжаются гражданские войны, которые осложняют нефтедобычу. Нигерия имеет неустойчивую политическую систему и сталкивается с межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Неспокойная обстановка наблюдается в Венесуэле. В отношении Ирана рядом стран введены экономические санкции. Ведутся переговоры по их отмене.

Некоторые страны ОПЕК достигли пика в производстве нефти. Индонезия стала импортером нефти и вышла из ОПЕК. Максимум добычи нефти в Иране был достигнут в 1974 году, в Саудовской Аравии — в 2005 году[27].

См. также

Примечания

Ссылки

  • opec.org (англ.) — официальный сайт Организации стран — экспортёров нефти

wikiredia.ru


Смотрите также