Справочник химика 21. Основные направления переработки нефти


Направление - переработка - нефть

Направление - переработка - нефть

Cтраница 1

Направление переработки нефти обычно выбирают с учетом народно-хозяйственных потребностей района, прилегающего к НПЗ, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование полученной продукции. Наименьшее число фракций отбирается при чисто топливном варианте переработки. Это - бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль - сырье для каталитического крекинга или гидрокрекинга, и остаток, добавляемый в котельное топливо либо используемый как сырье для установок коксования, гидрокрекинга, получения битума. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке стремятся получить максимальный выход суммы светлых, при неглубокой - котельных топлив. В последнем варианте установка первичной перегонки состоит только из атмосферной части.  [1]

Направление переработки нефти обычно выбирают с учетом народно-хозяйственных потребностей района, прилегающего к НПЗ, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование полученной продукции.  [2]

Направление переработки нефти обычно выбирают с учетом потребностей района, прилегающего к НПЗ, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование полученной продукции. Наименьшее число фракций отбирается при чисто топливном варианте переработки. Это - бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль - сырье для каталитического крекинга или гидрокрекинга и остаток, добавляемый в котельное топливо либо используемый как сырье для установок коксования, гидрокрекинга, получения битума. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке стремятся получить максимальный выход суммы светлых нефтепродуктов, при неглубокой - котельных топлив. В последнем варианте установка первичной перегонки состоит только из атмосферной части.  [3]

Направление переработки нефти обычно выбирают с учетом народно-хозяйственных потребностей района, прилегающего к НПЗ, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование полученной продукции. Наименьшее число фракций отбирается при чисто топливном варианте переработки. Это - бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль - сырье для каталитического крекинга или гидрокрекинга, и остаток, добавляемый в котельное топливо либо используемый как сырье для установок коксования, гидрокрекинга, получения битума. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке стремятся получить максимальный выход суммы светлых, при неглубокой - котельных топлив. В последнем варианте установка первичной перегонки состоит только из атмосферной части.  [4]

Основные направление переработки нефти.  [5]

Выбор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химическими свойствами нефти, уровнем развития техники нефтепереработки и потребностями в товарных нефтепродуктах данного экономического района.  [6]

Выбор направления переработки нефти определяется ее физико-химической характеристикой, уровнем развития техники нефтепереработки и потребностями в товарных нефтепродуктах данного экономического района. Существуют три основных варианта нефтепереработки.  [7]

При выборе направления переработки нефти учитывают следующие факторы: 1) потребность в том или другом ассортименте нефтепродуктов; 2) качество перерабатываемой нефти; 3) технический уровень разработки отдельных процессов.  [8]

Описанные схемы не исчерпывают всех применяемых направлений переработки нефти.  [9]

ОАО НК НПЗ является многопрофильным предприятием с топливным направлением переработки нефти и развитыми процессами нефтехимии.  [10]

Топливно-энергетический баланс существенно сказывается па схемах и направлениях переработки нефти.  [11]

В настоящее время в нефтеперерабатывающей промышленности четко определились два направления переработки нефти: глубокая переработка с получением минимального количества котельного топлива, в основном удовлетворяющего собственные нужды НПЗ, и неглубокая переработка, направленная на получение котельных топлив как товарных продуктов в достаточно большом объеме.  [12]

Нефть классифицируют по данным лабораторных исследований, что позволяет определить наилучшее направление переработки нефти данного месторождения.  [13]

Система классификации нефтей имеет важное значение, так как позволяет определять направление переработки нефтей, ассортимент и качество вырабатываемой продукции.  [14]

Потребностью экономического района в нефтепродуктах того или иного ассортимента определяется в основном и выбор направления переработки нефти на заводе. Качество сырья при этом уже не имеет такого значения, как это было раньше, поскольку разработаны процессы, позволяющие получать большинство нефтепродуктов, в том числе и высокого качества, из любых нефтей.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Нефть направления переработки - Справочник химика 21

    Те изменения, которые произошли в структуре качества нефтей, добываемых в Урало-Волжской области (имеются ввиду коррозионные, агрессивные свойства нефтей), выдвигают задачу организации рационального раздельного сбора, хранения, транспортировки и переработки широкого ассортимента сернистых нефтей. При этом мы ясно отдаем отчет в том, что эти вопросы должны решаться не только с учетом коррозионных свойств нефтей, но с учетом и других физико-химических свойств нефтей, направления переработки, географии размещения нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов, с учетом наличных транспортных средств и т. п. [c.273]     Производственно-проектная оценка и основные направления переработки нефтей и газоконденсатов [c.90]

    Существует три основных направления переработки нефти  [c.91]

    Основные направления переработки нефти и газа 151 [c.151]

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА [c.151]

    Направление переработки нефти обычно выбирают с учетом народно-хозяйственных потребностей района, прилегающего к НПЗ, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование полученной продукции. Наименьшее число фракций отбирается при чисто топливном варианте переработки. Это — бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль — сырье для каталитического крекинга или гидрокрекинга, и остаток, добавляемый в котельное топливо либо используемый как сырье для установок коксования, гидрокрекинга, получения битума. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке стремятся получить максимальный выход суммы светлых, при неглубокой — котельных топлив. В последнем варианте установка первичной перегонки состоит только из атмосферной части. [c.27]

    Важным свойством, определяющим возможное направление переработки нефтей, является содержание асфальто-смолистых веществ в них. Содержание асфальтенов и смол в нефтях Башкирии изменяется в значительных пределах. В более легких нефтях (шкаповская Д-1У, туймазинская девонская) содержание асфальтенов и смол ниже, чем в тяжелых нефтях. В шкаповской нефти Д-1У содержится 1,6% асфальтенов и 4,8% силикагелевых смол  [c.6]

    На рис. 1 показаны почти все направления переработки природных газов. Они охватывают практически все применяемые схемы, хотя не все показанные элементы присутствуют в данный момент или в перспективе в данной системе. На рис. 2 показана типовая схема обработки нефти на заморских территориях. Особенность ее — танкерный транспорт нефти. Каждый прямоугольник на рис. 1 и 2 является расчетным модулем, с которым связана система уравнений и практических данных, позволяющих его рассчитать, т. е. определить границы данного модуля. Главные модули имеют определенное число подмодулей, которые представляют собой компоненты модуля, состоящие из отдельных единиц оборудования или процессов. Например, модуль извлечения конденсирующихся углеводородов можно разделить на подмодули, представленные на рис. 3. Показанная на этом рисунке схема — простейший процесс промысловой переработки газа с применением холода. [c.9]

    Рост цен на нефть, ее переработку и транспорт делает рентабельными лишь технологии, ориентированные на углубление переработки нефти и более рациональное использование ее продуктов. В связи с этим особую актуальность приобретают работы, направленные на расширение ресурсов моторных топлив и обеспечивающие повышение глубины переработки нефти. Важно отметить, что в том же направлении перестраивается и спрос на эту продукцию. В последние годы наметилась тенденция к унификации и утяжелению горюче-смазочных материалов. [c.3]

    Физико-химические свойства нефтей и составляющих их фракций оказывают влияние на выбор ассортимента и технологию получения нефтепродуктов. При определении направления переработки нефти стремятся по возможности максимально полезно использовать индивидуальные природные особенности нх химического состава. [c.70]

    Третьим направлением переработки главным образом сырой нефти с ее сложной гаммой углеводородов (от легких газов до тяжелой топливной нефти) является комбинирование технологии переработки сырой нефти с технологией газификации. Преимущество этого направления три осуществлении его в достаточно больших масштабах заключается в том, что можно перерабатывать или всю сырую нефть, или для каждой отдельной фракций ее использовать наиболее подходящую технологию газификации. Это направление позволяет быстро получать малосернистые сорта жидкого топлива в результате десульфурации с целью одновременного получения на этой же стадии процесса водорода в случаях, когда получение таких сортов топлива оправдано с точки зрения технико-экономической эффективности процесса. [c.138]

    Состав и объем объектов общезаводского хозяйства НПЗ в большой степени диктуются профилем предприятия, направлением переработки нефти. Например, на заводах топливно-масляного профиля заметное место занимают узлы приготовления товарных масел, приема со стороны многочисленных присадок к маслам, хранения, затаривания и отгрузки твердых парафинов различных марок и т. п. [c.6]

    ОАО " НК НПЗ " является многопрофильным предприятием с топливным направлением переработки нефти и развитыми процессами нефтехимии. [c.28]

    Монография содержит обзор современного состояния исследований в области химического состава и свойств, структуры, методов исследования и направлений переработки и использования смолисто-асфаль-теновых веществ нефти. Изложены научные основы комплексной химической переработки тяжелых нефтяных остатков, являющейся одной из важнейших народнохозяйственных проблем. [c.2]

    В связи с резким повышением цен на нефть в 70-х годах больше внимания стали уделять полноте использования нефти, комбинируя процессы чисто топливного и нефтехимического направлений переработки нефти. Технология и техника нефтеперерабатывающих заводов подбиралась таким образом, чтобы сделать процессы гибкими, позволяющими, в зависимости от экономических факторов, в широких пределах маневрировать как видами нефтяного сырья, так и ассортиментом выпускаемых товарных продуктов. [c.250]

    При выборе направления переработки нефти учитывают следующие факторы 1) потребность в том илн другом ассортименте нефтепродуктов 2) качество перерабатываемой нефти 3) технический уровень разработки отдельных процессов. [c.350]

    В настоящее время в нефтеперерабатывающей промышленности четко определились два направления переработки нефти глубокая переработка с получением минимального количества котельного топлива, в основном удовлетворяющего собственные нужды НПЗ, и неглубокая переработка направленная на получение котельных топлив как товарных продуктов в достаточно большом объеме. [c.134]

    Потребностью экономического района в нефтепродуктах того или иного ассортимента определяется в основном и выбор направления переработки нефти на заводе. Качество сырья при этом уже не имеет такого значения, как это было раньше, поскольку разработаны процессы, позволяющие получать большинство нефтепродуктов, в том числе и высокого качества, из любых нефтей. [c.409]

    Под структурой потребления нефтепродуктов понимается соотношение между отдельными его видами, потребляемыми на территории, прилегающей к предприятию. Для размещения нефтеперерабатывающего предприятия благоприятным считается район, в котором плотность потребления нефтепродуктов выше чем в других районах, а структура их потребления больше соответствует принятому направлению переработки нефти. [c.15]

    РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕФТИ. ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТЕЙ И НЕФТЕПРОДУКТОВ. НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ [c.14]

    Направления переработки нефти [c.30]

    Выбор направления переработки нефти определяется ее физико-химической характеристикой, уровнем развития техники нефтепереработки и потребностями в товарных нефтепродуктах данного экономического района. Существуют три основных варианта нефтепереработки. [c.30]

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЕЙ [c.191]

    Приведенные классификации и характеристики нефтей позволяют, как уже отмечалось, определять основные направления переработки нефтей и предвидеть качества ожидаемых нефтепродуктов. [c.51]

    Выбор схемы и направления переработки нефти в зависимости от состава сырья [c.430]

    Выбор наиболее рационального направления переработки нефти того или иного месторождения требует исчерпывающих сведений о ее физико-химических свойствах и качестве ползгчаемых из нее нефтепродуктов. [c.188]

    Асфальто-смолистые вещества являются неотъемлемым компонентом почти всех нефтей. Редко встречающиеся белые нефти представляют собой продукты разной степени обесцвечивания темных смолосодержащих нефтей, мигрировавших через толщи глин из глубоких недр земли. Содержание и химический состав асфальтосмолистых веществ в значительной мере влияют на выбор направления переработки нефти и набор технологических процессов в схемах действующих и перспективных нефтеперерабатывающих заводов. В связи с этим одним из главных показателей качества товарных нефтей при их классификации является относительное содержание асфальто-смолистых веществ. Количество асфальто-смолистых веществ в легких нефтях не превышает 4—5 вес. %, в тяжелых нефтях достигает 20 вес. % и более. Химическая природа асфальто-смолистых веществ точно не установлена. Она продолжает быть предметом глубоких исследований многих нефтехимиков. Причиной этого является исключительная сложность состава этих веществ, которые представляют собой комплексы полициклических, гетероциклических и металлоорганических соединений. [c.32]

    Выпор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химически.ми спойстпами нефти, уровнем развития техники нефтепереработки и потребностями в товарных нефтепродуктах данного экономнчес1варианта переработки нефти 1) топливный 2) топливно-масляный 3) нефтехимический (кoмплeк ныii). [c.151]

    Для увеличения выхода светлых нефтепродуктов можно использовать один из деструктивных процессов или их комбинацию. За рубежом разрабатывают и реализуют различные схемы переработки нефти, направленные на увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Выбор процесса и схемы переработки нефти определяется ра.зличными технологическими п экономическими факторами. К важнейшим из них относятся характер сырья, необходимый ассортимент и качество продуктов, гибкость процесса, влияние на окружающую среду, срок строительства установки, каццталовложення, эксплуатационные расходы и рентабельность. [c.130]

    Предварительно подогретый мазут поступает в трубчатук> печь, где он нагревается до требуемой температуры (420°), а затем поступает в вакуумную колонну. В результате ректификации из мазута выделяются масляные дистилляты соляровый, веретенный, машинный, цилиндровый. Остаток от вакуумной перегонки — гудрон — в зависимости от направления переработки исходной нефти используется различным образом. Гудрон от высококачественных нефтей подвергают сложной очистке для получения высоковязких остаточных масел, например авиационных, дизельных.. Гудрон также можно перерабатывать на битум путем окисления его на битумных установках либо использовать как сырье для коксовых установок и для установок термического крекинга  [c.47]

    Лекция 2. Условное наименование фракций и пределы ик выкипания. Классификация нефтей. Классифирсация нефтепродукюв. Основные направления переработки нефтей. [c.352]

    Основной задачей нефтеперерабатывающей нромышленностп па сравнительно длительный период остается производство из нефти широкого ассортимента нефтепродуктов топливного потребления и прежде всего высококачественных топлив для двигателей, установленных на всех видах транспорта авиация, надводные и подводные корабли, автомобили и тепловозы, а также для двигателей огромного тракторного парка, работающего в сельскохозяйственном и промышленно-строительном производстве. При выборе направления и комплекса технологических процессов переработки нефти особую актуальность приобретают процессы сортировки и подготовки нефтей к переработке, а также учет особенностей химической природы нефтей, добываемых на различных месторождениях. Только в нашей стране нефть, поступающая на нефтеперерабатывающие заводы, добывается более чем на 400 промышленно эксплуатируемых месторождениях [22]. [c.18]

    Современные схемы неглубокой переработки нефти иногда ие включают установок ни термического, ни каталитического крекинга. Кроме установки перегонки нефти на несколько узких фракций предусмотрена гидроочистка отдельных компонентов и в некоторых случаях более широких фракций, которые затем разделяют на более узкие путем вторичной перегонки. Котельное топливо компаундируют из остатков перегонки и тяжелых дистиллятных компонентов, не подвергающихся гидроочистке. Автомобильный бензин с достаточно высоким октановым числом получают в процессе каталитического риформинга тяжелого бензина прямой перегонки. Однако заводы, сооруженные по такой схеме, как правило, нмеют чисто топливный профиль. При необходимости поставлять сырье для нефтехимического синтеза в состав завода включают крекинг-установки или направляют часть малоценных сернистых дистиллятов на установки пиролиза, принадлежащие нефтехимическим заводам. Подробное направление переработки свойственно некоторым нефтеперерабатывающим заводам Западной Европы, сооруженным в 1960 г. На рис. 116 представлена типичная схема глубокой переработки сернистой пефти. Нефть после двухступенчатой электрообессоливающей установки (на схеме не показана) поступает иа атмосферновакуумную перегонку, в результате которой получается несколько светлых дистиллятов, тяжелый газойль и гудрон. Головку бензина и фракцию реактивного топлива после очистки направляют на смесительную станцию для компаундирования. Фракцию тяжелого бензина подвергают каталитическому риформингу для получения высокооктанового компонента бензина или ароматических углеводородов. Кроме того, риформингу подвергается бензиновый дистиллят коксования. Оба компонента сырья предварительно проходят гидроочистку. Предусмотрена экстракция ароматических углеводородов из жидких продуктов риформинга, которая при получении на установке риформинга бензина служит одновременно для отделения и возврата на повторный риформинг непревращенной части сырья. Полученный экстракт путем ректификации разделяют на требуемые компоненты или углеводороды. Керосиновый дистиллят и легкий газойль проходят гидроочистку и используются после этого как компоненты дизельного топлива. Тяжелый вакуумный газойль подвергают каталитическому крекингу в смеси с газойлем коксования. Для увеличеиия выхода светлых на установке каталитического крекинга предусмотрена рециркуляния. Гудрон поступает на установку коксования жидкие продукты этого процесса являются сырьем для установок каталитического риформинга и каталитического крекинга, о чем было упомянуто выше легкий газойль коксования после гидроочистки использустся как компонент дизельного топлива. Кроме того, на установке получают кокс, который можно [c.356]

    В настоящее время крекинг является основным направлением переработки нефти и включает такие процессы, как крекинг тяйсёЙ1х нефтей и нефтепродуктов для получения крекинг-бензина, термическое превращение низкооктановых бензинов и лигроинов с целью повышения их октановых чисел, получение бензинов из газов крекинга путем полимеризации олефинов или алкилирования олефинами изобутана, каталитический крекинг и т. д. У нас в Союзе более 50% всего вырабатываемого бензина получается путем крекинга тяжелых нефтепродуктов. Вполне понятен поэтому тот повышенный интерес, который проявляется в настоящее время к термическим и каталитическим реакциям углеводородов и тот широкий размах исследовательских работ в этом направлении, который наблюдается в последнее десятилетие. Детальное изучение термических и каталитических реакций индивидуальных углеводородов даст возможность подвести надежную теоретическую базу под дальнейшее развитие бензиновой промышленности. [c.5]

    Под структирой поп,реблен1,я понимается соотношение между отдельными нефтепродуктами, потребляемыми на территории, прилегающей к заводу. Благоприятным для размещения нефтеперерабатывающего завода считается район, 13 котором выше плотность потребления нефтепродуктов, а структура их потребления больше соответствует принятому направлению переработки нефти. [c.19]

    Наконец, смолисто-асфальтеновые вешества содержатся практически во всех нефтях. Их содержание и химический состав влияют на выбор направления переработки нефти. Легкие нефти содержат их в количе-ствахдо4-5% мае., тяжелые —20% мае. и более. Эти вещества представляют собой комплексы полициклических, гетероциклических (т.е. 8-, К-, 0-содержащих) и металлоорганических соединений, точный состав которых до сих пор не установлен. Известно лишь, что нейтральные смолы (полужидкие вещества темно-красного цвета) растворимы в петро-лейном эфире (легком бензине) асфальтены (бурые или черные вещества, твердые, хрупкие и неплавкие), не растворимые в петролейном эфире, растворимы в горячем бензоле карбены частично растворимы лишь в пиридине и сероуглероде карбоиды не растворяются ни в одном из известных органических или минеральных растворителей асфальтогеновые кислоты и их ангидриды растворимы в спирте, бензоле и хлороформе. [c.17]

chem21.info

Основные направления переработки нефти и газа

из "Общие свойства и первичные методы переработки нефти и газа Издание 3 Часть 1"

По топливному варианту нефть перерабатывают в основном на моторные и котельные топлива. При одной и той же мощности завода по нефти топливный вариант переработки отличается наименьшим числом технологических установок и низкими капиталовложениями. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных авиационных и автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей. Выход котельного топлива в этом варианте сводится к минимуму. Таким образом, предусматривается такой набор процессов вторичной переработки, при котором из тяжелых нефтяных фракций и остатка — гудрона получают высококачественные легкие моторные топлива. Сюда относятся каталитические процессы — каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг и гидроочистка, а также термические процессы, например коксование Переработка заводских газов в этом случае направлена на увеличение выхода высококачественных бензинов. При неглубокой переработке нефти предусматривается высокий выход котельного топлива. [c.151] По топливно-масляному варианту переработки нефти наряду с топливами получают смазочные масла. Для производства смазочных масел обычно подбирают нефти с высоким потенциальным содержанием масляных фракций. В этом случае для выработки высококачественных масел требуется минимальное число технологических установок. Масляные фракции (фракции, выкипающие выше 350° С), выделенные из нефти, сначала подвергают очистке избирательными растворителями фенолом или фурфуролом, чтобы удалить часть смолистых веществ и низкоиндексные углеводороды, затем проводят депарафинизацию при помощи смесей метилэтилкетона или ацетона с толуолом для понижения температуры застывания масла. Заканчивается обработка масляных фракций доочисткой отбеливающими глицами. [c.151] За последние годы в технологию производства масел все больше внедряются процессы гидроочистки взамен селективной очистки и обработки отбеливающими глинами. Таким способом получают дистиллятные масла (легкие и средние индустриальные, автотракторные и др.). Остаточные масла (авиационные, цилиндровые) выделяют из гудрона путем его деасфальтизации жидким пропаном. При этом образуются деасфальтизат и асфальт. Деасфальтизат подвергают дальнейшей обработке, подобно масляным дистиллятам, а асфальт перерабатывают в битум или кокс. [c.152] При любом из двух разобранных вариантов переработки нефти следует предусматривать процессы по производству сырья для нефтехимической промышленности зтилена, пропилена, бутиленов, бензола, толуола, ксилолов и др. Из года в год увеличивается доля нефти, используемой как сырье для нефтехимической промышленности. [c.152] Нефтехимический (комплексный) вариант переработки нефти по сравнению с предыдущими вариантами отличается большим ассор-тилюнтом нефтехимических продуктов и в связи с этим наибольшим числом технологических установок и высокими капиталовложениями. В последние годы наблюдается тенденция к строительству крупных нефтеперерабатывающих комбинатов с весьма широким применением процессов нефтехимии. Нефтехимический вариант переработки нефти представляет собой сложное сочетание предприятий, на которых помимо выработки высококачественных моторных топлив и масел не только проводится подготовка сырья (олефинов, ароматических, нормальных и изопарафиновых углеводородов и др.) для тяжелого органического синтеза, но и осуществляются сложнейшие физикохимические процессы, связанные с многотоннажным производством азотных удобрений, синтетического каучука, пластмасс, синтетических волокон, моющих веществ, жирных кислот, фенола, ацетона, спиртов, эфиров и многих других химикалий. [c.152] Поставщиками олефинов на таких заводах являются главным образом установки пиролиза процессы термического крекинга и коксования значительно уступают им в этом отношении. Сырьем для процессов пиролиза служат сухие газы нефтепереработки, низкооктановые газовые бензины, афинаты с установок по извлечению ароматических углеводородов из катализатов риформинга. Производство ароматических углеводородов осуществляется на специальных установках каталитического риформинга. Нормальные парафиновые углеводороды получают с установок карбамидной депарафинизации дизельных топлив, а изопарафиновые — с установок изомеризации нормальных парафиновых углеводородов (бутана, пентана и др.). Циклогексан получают либо четкой ректификацией из легкого бензина, либо гидрированием химически чистого бензола. [c.152] Приведенные варианты переработки нефти и газа подробно описаны во II и III частях учебника. [c.152]

Вернуться к основной статье

chem21.info


Смотрите также