Глава XVIII. Ответственность за ущербот загрязнения с судов нефтью. Ответственность за загрязнение нефтью


Глава XVIII. Ответственность за ущербот загрязнения с судов нефтью

Статья 316. Основания ответственности собственника судна

1. Собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями 317 è 318 настоящего Кодекса.

2. В настоящей статье и последующих статьях настоящей главы:

1) судном является любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такого судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие на его борту остатков от такой перевозки нефти наливом;

2) потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или любая его составная часть;

3) собственником судна является лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна. В случае, если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация;

4) нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна;

5) ущербом от загрязнения являются:

ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты;

расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;

6) предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения;

7) инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 316 КТМ РФ

Статья 317. Освобождение собственника судна от ответственности

Собственник судна не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что:

ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;

ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;

ущерб полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 317 КТМ РФ

Статья 318. Умысел или грубая неосторожность потерпевшего лица

В случае, если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности потерпевшего лица, собственник судна может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 318 КТМ РФ

Статья 319. Солидарная ответственность собственников двух или более судов

1. В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух или более судов собственники всех причастных к инциденту судов, если такие собственники не освобождаются от ответственности на основании статей 317 è 318 настоящего Кодекса, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.

2. Собственники судов, вовлеченных в инцидент, имеют право на ограничение ответственности, применимое к каждому из них согласно статье 320 настоящего Кодекса.

3. Правила, установленные настоящей статьей, не затрагивают право регресса одного из собственников судов к любому другому собственнику судна.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 319 КТМ РФ

Статья 320. Ограничение ответственности собственника судна

Собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой следующим образом:

4,51 миллиона расчетных единиц для судна вместимостью не более чем 5 000;

для судна вместимостью более чем 5 000 к сумме, указанной в абзаце втором настоящей статьи, добавляется 631 расчетная единица за каждую последующую единицу вместимости при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 89,77 миллиона расчетных единиц.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 320 КТМ РФ

Статья 321. Утрата права на ограничение ответственности

Собственник судна утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное статьей 320 настоящего Кодекса, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 321 КТМ РФ

Статья 322. Фонд ограничения ответственности

1. В целях ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения либо может быть предъявлен в соответствии с компетенцией суда или арбитражного суда, установленной пунктом 5 статьи 325 настоящего Кодекса. Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом.

2. Расходы и пожертвования постольку, поскольку они разумны и произведены собственником судна добровольно с целью предотвратить или уменьшить ущерб от загрязнения, дают ему такие права по отношению к фонду ограничения ответственности, какие имеют другие кредиторы.

3. Страховщик или иное предоставившее финансовое обеспечение лицо имеет право создать фонд ограничения ответственности в соответствии с настоящей статьей на таких условиях и такого значения, как если бы фонд был создан собственником судна. Такой фонд может быть создан, если даже в соответствии со статьей 321 настоящего Кодекса собственник судна не может ограничить свою ответственность. Создание такого фонда не затрагивает в данном случае прав потерпевших по отношению к собственнику судна.

4. На фонд ограничения ответственности, создаваемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, распространяются правила о распределении фонда ограничения ответственности, установленные статьей 364 настоящего Кодекса.

5. В случае, если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения ответственности в соответствии с настоящей статьей и имеет право на ограничение ответственности:

никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна;

суд или арбитражный суд выносит постановление об освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которые наложен арест по требованию возмещения ущерба от загрязнения, причиненного таким инцидентом, и так же освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленные для предотвращения такого ареста.

Правила, установленные настоящим пунктом, применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде, которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой фонд может быть действительно использован для удовлетворения требования такого лица.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 322 КТМ РФ

Статья 323. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности

1. Собственник судна, зарегистрированного в Российской Федерации и перевозящего наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании правил, установленных настоящей главой, осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса.

2. Любые суммы, предоставление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением ответственности в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой.

3. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются соответственно к иностранному судну, перевозящему наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 323 КТМ РФ

Статья 324. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью

1. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (далее - свидетельство), удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, выдается каждому судну органом его государственной регистрации, если требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса, выполнены.

Свидетельство должно содержать следующие сведения:

название судна и порт (место) его государственной регистрации;

название и основное место деятельности собственника судна;

вид финансового обеспечения ответственности;

название и основное место деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;

срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

2. Свидетельство составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский или французский язык.

3. Свидетельство должно находиться на борту судна, и его копия должна быть сдана на хранение в орган государственной регистрации судна.

4. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, предусмотренным настоящей статьей, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа государственной регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования свидетельства таким органом или выдачи в указанный период нового свидетельства.

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

5. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Судно, которое находится в собственности Российской Федерации, перевозит наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти и в отношении которого не осуществлено страхование или не предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом государственной регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и ответственность за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса. Указанное свидетельство должно, насколько это возможно, соответствовать свидетельству, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи.

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства и перевозящему наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти судну, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

7. Судну, к которому применяются правила, установленные абзацем первым пункта 6 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет свидетельства, выдаваемого в соответствии с пунктом 1 или 6 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 324 КТМ РФ

Статья 324.1. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство

1. Любое судно, перевозящее наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти, не может зайти в порт на территории Российской Федерации или выйти из него либо прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отойти от прибрежного сооружения в ее территориальном море, если на борту такого судна не находится свидетельство, предусмотренное пунктом 1 èëè 6 статьи 324 настоящего Кодекса.

2. Если в нарушение правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, судно заходит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от такого прибрежного сооружения, либо пытается зайти в порт или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, судно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства.

Статья 325. Иск о возмещении ущерба от загрязнения

1. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

2. При условии соблюдения правила, установленного пунктом 3 настоящей статьи, иск о возмещении ущерба от загрязнения на основании правил, установленных настоящей главой, или на иных основаниях не может быть предъявлен к:

1) работникам, в том числе членам экипажа судна, или агентам собственника судна;

2) лоцману или любому другому лицу, которое, не являясь членом экипажа судна, выполняет работу на судне;

3) любому судовладельцу, не являющемуся собственником судна;

4) любому лицу, осуществляющему спасательные операции с согласия собственника судна или по указанию публичных властей;

5) любому лицу, принимавшему предупредительные меры;

6) работникам или агентам лиц, указанных в подпунктах 3, 4 и 5 настоящего пункта.

2.1. Иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, если только ущерб от загрязнения не явился результатом их действий или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

3. Правила, установленные настоящей главой, не затрагивают право регресса собственника судна к третьим лицам.

4. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения. В таком случае ответчик, если даже собственник судна не имеет права ограничить ответственность в соответствии со статьей 321 настоящего Кодекса, может воспользоваться пределами ответственности, установленными статьей 320 настоящего Кодекса. Ответчик может также представить те возражения, на которые мог бы сослаться сам собственник судна, за исключением ссылок на банкротство или ликвидацию его организации. Кроме того, ответчик может воспользоваться для своей защиты тем возражением, что ущерб от загрязнения причинен умышленно самим собственником судна и ответчик не может использовать никакое другое средство защиты, на которое ответчик имеет право ссылаться в деле, возбужденном против него собственником судна. Ответчик имеет право во всех случаях требовать, чтобы собственник судна был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

5. Иск о возмещении ущерба от загрязнения к собственнику судна, к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна, предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба, если в результате инцидента ущерб от загрязнения причинен на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации, или в ее исключительной экономической зоне либо были приняты предупредительные меры по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации, или в ее исключительной экономической зоне.

ГАРАНТ:

Ñì. комментарии к статье 325 КТМ РФ

studfiles.net

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЯ НЕФТЬЮ

 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЯ НЕФТЬЮ Возмещение перевозчиком грузовладельцу имуществ. ответственность собственника нефтеналивного судна, перевозящего нефть наливом в качестве груза, Регулируется междунар. Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью, подписанной в 1969 г. в Брюсселе. В Конвенции определены oснования и пределы ответственности владельцев нефтеналивных судов за ee убытки от загрязнения из-за утечки или слива нефти, а также за стоимость защитных мер, предпринятых для уменьшения загрязнения. Судовладелец не отвечает за убытки, вызванные неизбежным и непредотвратимым стихийным явлением, намеренными действиями третьих лиц, небрежностью или неправильными действиями властей, в т. ч. отвечающих за исправность навиг. средств, или частично освобождается от ответственности перед потерпевшим, если убытки возникли по вине последнего. Собственники нескольких причастных к загрязнению судов несут солидарную ответственность за убытки, к-рые невозможно разделить между ними. Судовладелец может ограничить свою ответственность суммой в 2 тыс. фр. за каждую регистровую тонну, но не свыше суммы 210 млн. золотых фр., кроме случаев личной вины. Распределение этой суммы между потерпевшими производится пропорционально их ущербу. Собственник судна, перевозящего более 2 тыс. т. нефти наливом в качестве груза, обязан застраховать его или получить др. фин. обеспечение своей ответственности, что подтверждается специальным сертификатом, без к-рого судну запрещен вход в территориальные воды и порты др. государств. В 1971 г. в Брюсселе принята Конвенция о создании Междунар. компенсационного фонда для возмещения ущерба от загрязнения нефтью, предназнач. для доп. компенсации ущерба лицам, потерпевшим от загрязнения. Еще ранее был принят ТОВАЛОП (TOVALOP = Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil Pollution) —договор, согласно к-рому владелец танкера при разливе (или серьезной угрозе разлива) нефти обязуется принять меры к ликвидации (предотвращению) загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря нефтью, а также расходы по осуществлению предупредительных мер и обусловленные этими мерами убытки (ущерб окружающей среде и берегу, повреждение объектов на море и пр.). Предел материальной ответственности = 160 дол. за 1 peг. т. вместимости судна-загрязнителя, но не более 16,8 млн. дол. всего. Согл. заключено в 1969 г., впоследствии неоднократно пересматривалось. С целью привлечения к ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью получателей нефти в 1971 г. принят КРИСТАЛ (CRISTAL = Contract Regarding an Interim Supple-ment to Tanker Liability for Oil Pollution) —договор получателей нефти, перевозимой мор. путем, о принимаемой ими на себя доп. ответственности (сверх ответственности владельцев танкеров) за ущерб от загрязнения моря нефтью.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.

  • ОТВЕС
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТКЛОНЕНИЕ СУДНА ОТ КУРСА

Смотреть что такое "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЯ НЕФТЬЮ" в других словарях:

  • Экология Балтийского моря — Общая географическая характеристика региона Балтийского моря «Балтийское море представляет собой вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами Скагеррак и… …   Википедия

  • Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью — (англ. International Convention on the Establishment of an International Fund for Compensation for Oil Pollution Damage) международная конвенция, задачей которой является создание и функционирование фонда, обеспечивающего выплату компенсации… …   Википедия

  • Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью — (англ. International Convention on Civil Liability for Oil Pollution Damage (CLC)) конвенция, предусматривающая гражданскую ответственность судовладельца за загрязнение и направленная на обеспечение надлежащей компенсации ущерба, причиненного… …   Википедия

  • СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ — (англ. marine insurance) – страхование рисков, связанных с морским судоходством и перевозкой грузов морским транспортом. С.м. объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, грузов …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Международная морская организация — Эту страницу предлагается переименовать в Международная Морская Организация. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского …   Википедия

  • Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… …   Энциклопедия инвестора

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Энвайронментализм — или инвайронментализм (англ.  …   Википедия

  • Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… …   Географическая энциклопедия

sea_enc_reference.academic.ru

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЯ НЕФТЬЮ

Возмещение перевозчиком грузовладельцу имуществ. ответственность собственника нефтеналивного судна, перевозящего нефть наливом в качестве груза, Регулируется междунар. Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью, подписанной в 1969 г. в Брюсселе. В Конвенции определены oснования и пределы ответственности владельцев нефтеналивных судов за ee убытки от загрязнения из-за утечки или слива нефти, а также за стоимость защитных мер, предпринятых для уменьшения загрязнения. Судовладелец не отвечает за убытки, вызванные неизбежным и непредотвратимым стихийным явлением, намеренными действиями третьих лиц, небрежностью или неправильными действиями властей, в т. ч. отвечающих за исправность навиг. средств, или частично освобождается от ответственности перед потерпевшим, если убытки возникли по вине последнего. Собственники нескольких причастных к загрязнению судов несут солидарную ответственность за убытки, к-рые невозможно разделить между ними. Судовладелец может ограничить свою ответственность суммой в 2 тыс. фр. за каждую регистровую тонну, но не свыше суммы 210 млн. золотых фр., кроме случаев личной вины. Распределение этой суммы между потерпевшими производится пропорционально их ущербу. Собственник судна, перевозящего более 2 тыс. т. нефти наливом в качестве груза, обязан застраховать его или получить др. фин. обеспечение своей ответственности, что подтверждается специальным сертификатом, без к-рого судну запрещен вход в территориальные воды и порты др. государств. В 1971 г. в Брюсселе принята Конвенция о создании Междунар. компенсационного фонда для возмещения ущерба от загрязнения нефтью, предназнач. для доп. компенсации ущерба лицам, потерпевшим от загрязнения. Еще ранее был принят ТОВАЛОП (TOVALOP = Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil Pollution) —договор, согласно к-рому владелец танкера при разливе (или серьезной угрозе разлива) нефти обязуется принять меры к ликвидации (предотвращению) загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря нефтью, а также расходы по осуществлению предупредительных мер и обусловленные этими мерами убытки (ущерб окружающей среде и берегу, повреждение объектов на море и пр.). Предел материальной ответственности = 160 дол. за 1 peг. т. вместимости судна-загрязнителя, но не более 16,8 млн. дол. всего. Согл. заключено в 1969 г., впоследствии неоднократно пересматривалось. С целью привлечения к ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью получателей нефти в 1971 г. принят КРИСТАЛ (CRISTAL = Contract Regarding an Interim Supple-ment to Tanker Liability for Oil Pollution) —договор получателей нефти, перевозимой мор. путем, о принимаемой ими на себя доп. ответственности (сверх ответственности владельцев танкеров) за ущерб от загрязнения моря нефтью.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Значение словосочетания "Ответственность за загрязнение море нефтью" в других словарях
По данным"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина

www.korabel.ru

ГЛАВА 14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ НЕФТЬЮ. Правовое регулирование морского торгового судоходства

  •   1C
  •   Аграрное право
  •   Адвокатура
  •   Административное право
  •   Анализ
  •   Английский язык
  •   Антикризисное управление
  •   Арбитражный процесс
  •   Аудит
  •   Банковское дело
  •   Банковское право
  •   Безопасность жизнедеятельности
  •   Бизнес
  •   Бухгалтерская отчетность
  •   Бухгалтерский учет
  •   Бухгалтерский учёт, аудит
  •   Бюджетная система
  •   Бюджетное право
  •   Бюджетный учет
  •   Внешнеэкономическая деятельность
  •   Высшая математика
  •   География
  •   Государственное и муниципальное управление
  •   Гражданское право
  •   Гражданское процессуальное право
  •   Гуманитарные дисциплины
  •   Деньги, кредит, банки
  •   Договорное право
  •   Естествознание
  •   Жилищное право
  •   Земельное право
  •   Инвестиции
  •   Инновации
  •   Информатика
  •   Информационное право
  •   История
  •   История государства и права зарубежных стран
  •   История государства и права России
  •   История политических и правовых учений
  •   История экономики
  •   История экономических учений
  •   Комментарии к нормативным актам
  •   Коммерческая деятельность
  •   Коммерческое право
  •   Конкуренция
  •   Конституционное (государственное) право России
  •   Конституционное право зарубежных стран
  •   Контроль и ревизия
  •   Конфликтология
  •   Корпоративное право
  •   Криминология
  •   Логистика
  •   Макроэкономика
  •   Маркетинг
  •   Медицина
  •   Международное право
  •   Международное частное право
  •   Международные стандарты финансовой отчетности
  •   Международные экономические отношения
  •   Менеджмент
  •   Метрология, стандартизация, сертификация
  •   Микроэкономика
  •   Мировая экономика
  •   Муниципальное право
  •   Налоги
  •   Налоги и налогообложение
  •   Налоговое право
  •   Наследственное право
  •   Национальная экономика
  •   Нотариат
  •   Планирование
  •   Политология
  •   Политэкономия, микро-, макроэкономика
  •   Право
  •   Правоведение
  •   Право Евросоюза
  •   Правоохранительные органы
  •   Право социального обеспечения
  •   Предпринимательское право
  •   Прокуратура и прокурорский надзор
  •   Психология
  •   Психология труда
  •   Разное
  •   Регионоведение
  •   Римское право
  •   Рынок ценных бумаг
  •   Семейное право
  •   Социология
  •   Статистика
  •   Страхование
  •   Страховое право
  •   Таможенное право
  •   Теория государства и права
  •   Теория организации
  •   Товароведение
  •   Трудовое право
  •   Уголовное право
  •   Уголовно-исполнительное право
  •   Уголовно-процессуальное право
  •   Управление качеством
  •   Управление персоналом
  •   Философия
  •   Финансовое право
  •   Финансовый менеджмент
  •   Финансы
  •  

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (англ. International Convention on Civil Liability for Oil Pollution Damage (CLC)) —- конвенция, предусматривающая гражданскую ответственность судовладельца за загрязнение и направленная на обеспечение надлежащей компенсации ущерба, причиненного загрязнением моря из танкеров, перевозящих нефть.

Конвенция возлагает ответственность за такой ущерб на судовладельца. За некоторыми исключениями, ответственность судовладельца является объективной; на него возлагается бремя доказывания того, что эти исключения на него распространяются. Однако, если только разлив или утечка нефти не произошли по умыслу или халатности судовладельца, последний согласно Конвенции имеет право ограничить свою ответственность в отношении каждого отдельного инцидента[1].

История

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью была подготовлена в рамках Международной морской организации и подписана в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1975 году. Протоколами 1976 года и 1984 года в неё были внесены изменения, а в 1992 году был принят Протокол, пересматривающий и заменяющий Конвенцию 1969 года. Пересмотренная Протоколом 1992 года Конвенция вступила в силу в 1996 году. В 2000 году в пересмотренную Конвенцию были внесены поправки, увеличивающие предел ответственности до уровня, действующего в настоящее время. Эти поправки вступили в силу в 2003 году.

По состоянию на февраль 2012 года участниками Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года являются 130 государств.

Основные положения

Конвенция распространяется на все коммерческие суда и не применяется к военным кораблям и государственным некоммерческим судам. Все груженые танкеры, перевозящие наливом более 2000 тонн нефти, обязаны иметь соответствующее страхование возможного ущерба, причиненного утечкой или сбросом нефти, или предоставить иное финансовое обеспечение (ст. 7 Конвенции). Разливы с танкеров в балласте или разливы бункерного топлива также охватываются Конвенцией 1992 года. Страхование или иное финансовое обеспечение гражданской ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым компетентными властями государства флага[2].

Конвенция распространяется на инциденты, причинившие ущерб на территории государства-участника Конвенции, включая территориальное море, а также в его исключительной экономической зоне[3]. Согласно Конвенции судовладелец отвечает за любой ущерб, причиненный принадлежащим ему судном, однако вправе ограничить свою ответственность в отношении любого одного инцидента установленной суммой (ст. 6 Конвенции). Конвенция в редакции 2000 года предусматривает следующие пределы гражданской ответственности судовладельца[1]:

Собственник судна не вправе ограничивать свою ответственность указанными пределами, если ущерб от загрязнения являлся результатом его действия или бездействия с намерением причинить ущерб, или по самонадеянности при понимании возможных последствий, а также если судовладельцем не создан фонд на общую сумму, равную пределу его ответственности (пп. 2 и 3 ст.6 Конвенции)[2].

Примечания

.

Литература

  • Т.Р. Короткий. Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения с судов. Одесса, «Латстар», 2002 г.
  • Л.М. Михрин. Предотвращение загрязнения морской среды с судов и морских сооружений. СПб, 2005 г.
  • В. А. Сокиркин, В. С. Шитарев. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право. M., 2009 г.
  • Wang Hui. Civil Liability for Marine Oil Pollution Damage. Kluwer Law International. 2011

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 26 февраля 2017 в 17:27.

wiki2.org

Ответственность за загрязнение вод нефтепродуктами будет нести владелец лицензии на пользование недрами

Ответственность за загрязнение вод нефтепродуктами будет нести владелец лицензии на пользование недрами

Источник новости: tpp-inform.ru

Как отмечается на сайте Государственной Думы, на нефтедобывающих предприятиях и нефтепроводах ежегодно отмечаются аварийные разливы нефти. Возрастает интенсивность судоходства нефтеналивного флота. По оценкам экспертов Центра «Мировой океан», в акватории мурманского порта концентрация нефтепродуктов превышает предельно допустимую до 10 раз. Кольский залив Баренцева моря, особенно его южная часть, в высокой степени загрязнена нефтепродуктами. В Архангельской области со сточными водами нефтепродукты поступают в Белое море. Освоение нефтяных месторождений в Баренцевом и Карском морях увеличивает загрязнение морей и прибрежной зоны нефтяными углеводородами, поступление которых происходит, как в процессе эксплуатации нефтяных месторождений, так и при транспортировке нефти. Все это катастрофически сказывается на состоянии морских и прибрежных экосистем.

Проблему прокомментировал председатель подкомитета по водным ресурсам Георгий Карлов: «Нефтяные загрязнения морей представляют собой наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских экосистем. Аварии, возможные при транспортировке судами нефти и нефтепродуктов по российским морям могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам и причинить огромный экономический ущерб. До сих пор законодательно не урегулирован вопрос ответственности за аварии, в результате которых наши морские акватории подвергаются нефтяному загрязнению.

Подготовленный к третьему чтению проект ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», устанавливает комплексную систему предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возникающих при эксплуатации искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, при проведении буровых работ, геологического изучения, разведке, добыче, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Согласно законопроекту, ответственность за возмещение вреда, причинённого окружающей среде, водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц в результате нефтяных разливов несёт владелец лицензии на пользование недрами. Предприятия будут обязаны иметь план и резервный фонд по предупреждению и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым будут возмещать причинённый ущерб. Наличие у эксплуатирующих организаций документа, подтверждающего создание резервного фонда, станет обязательным. Планируется, что закон вступит в силу с 1 июля 2013 года».

upeb-eco.ru

3.3. Ответственность должностных лиц за загрязнение гидросферы

Гражданско-правовая ответственность состоит в обязанности судовладельца возместить причиненный судном имущественный ущерб от загрязнения водоемов. Имеется перечень веществ, сброс которых запрещен. Перечень распространяется на все суда и другие плавучие средства.

К административной ответственности привлекаются отдельные граждане И должностные лица. Предусмотрено привлечение виновных лиц к ответственности в виде штрафа за загрязнение и засорение вод.

Дисциплинарная ответственность предусматривает следующие взыскания: замечания, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Решение о выборе меры дисциплинарной ответственности осуществляется с учетом причин совершенного нарушения и его последствий. Одной из эффективных мер дисциплинарной ответственности является лишение премий некоторых категорий работников, отвечающих за рациональное использование и охрану вод.

Уголовная ответственность предусматривает лишение свободы на определенный срок, в зависимости от вида нарушения или исправительными работами.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, взносится за:

- сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормы;

- сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные лимиты ПДС;

За сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, и сточных вод нормативного качества сверхустановленных лимитов ПДС предусматривается повышенная плата.

3.4. Последствия загрязнения морской среды

Экологические катастрофы.

Все серьезные случаи загрязнения океана связаны с нефтью. В результате широко распространённой практики мытья трюмов танкеров, в океан ежегодно сбрасывается от 8 до 20 млн. баррелей нефти. Раньше такие нарушения часто оставались безнаказанными, но сегодня спутники позволяют собрать необходимые улики и привлечь виновных к ответственности.

Крушения крупных танкеров.

Крушение танкера Торри Каньон в марте 1967 года около Ландс Энд в Великобритании. Согласно подсчетам, тогда в море попало около 106 тысяч тонн нефти.

Крушение танкера «Амоко Кадиз» на бретонском побережье Франции в 1978 году, произошедшее из-за поломки двигателя танкера, в результате разбившегося о скалистый берег. Погибли тысячи перелётных птиц.

В 1989 г. танкер «Экссон Вальдес» сел на мель в районе Аляски, и нефтяное пятно в результате разлива почти 11 млн галлонов (ок. 50 тыс. т) нефти растянулось на 1600 км вдоль побережья..

Металлы и химикаты.

В последние годы уменьшилось содержание в водах океанов металлов, а вот количество мышьяка необъяснимо возросло.

К опасным химическим веществам, способным нарушить экологический баланс, относятся и такие тяжёлые металлы, как кадмий, никель, мышьяк, медь, свинец, цинк и хром. Согласно подсчётам только в Северное море ежегодно сбрасывается до 50000 т этих металлов. Ещё большую тревогу вызывают пестициды - альдрин, дильдрин и эндрин, - накапливающиеся в животных тканях. Пока неизвестны отдалённые последствия применения таких химикатов.

Губителен для морских обитателей и ТБТ (трибутилоловохлорид, широко применяемый для покраски килей кораблей и препятствующий их обрастанию ракушками и водорослями.

Воздействие на экосистемы.

От загрязнения страдают все океаны, но загрязнённость прибрежных вод выше, чем в открытом океане, из-за намного большего числа источников загрязнения: от береговых промышленных установок до интенсивного движения морских судов.

Воды Средиземного моря полностью обновляются раз в 70 лет

Цветение воды.

Другой распространённый вид загрязнения океанов - цветение воды из-за массового развития водорослей или планктона. Буйное цветение вод Северного моря у берегов Норвегии и Дании было вызвано разрастанием водорослей в результате чего серьёзно пострадал промысел лосося. Считают, что это связано с промышленными выбросами большого количества микроэлементов, действующих как биостимуляторы роста планктона.

Все морские животные, добывающие пищу путём фильтрации воды, очень чувствительны к загрязнителям, которые накапливаются в их тканях. Кораллы, состоящие из гигантских колоний одноклеточных организмов, плохо переносят загрязнение. Над этими живыми сообществами - коралловыми рифами и атоллами - нависла серьёзная угроза.

Загрязнение пластмассовыми отходами.

Скопления отходов из пластмасс образуют в Мировом океане под воздействием течений особые мусорные пятна. На данный момент известны пять больших скоплений мусорных пятен - по два в Тихом и Атлантическом океанах, и одно - в Индийском океане. Данные мусорные круговороты в основном состоят из пластиковых отходов, образующихся в результате сбросов из густонаселённых прибрежных зон континентов. Пластиковый мусор опасен ещё и тем, что морские животные, зачастую, могут не разглядеть прозрачные частицы, плавающие по поверхности, и токсичные отходы попадают им в желудок, часто становясь причиной летальных исходов.

Опасность для человека.

Содержащиеся в сточных водах вредные организмы плодятся в моллюсках и вызывают у человека многочисленные болезни.

Эти промышленные загрязняющие вещества - яд для животных и человека. Как и другие загрязнители океанов, например применяемый в пестицидах и антисептиках для древесины ГХГ (гексахлорциклогексан), они являются стойкими хлорсодержащими соединениями.

Считают, что загрязняющие вещества виновны и в повышении восприимчивости морских млекопитающих к чумке, поразившей Северное море в 1987-88 гг., когда погибли не менее 11 тысяч обыкновенных и длинномордых тюленей. Вероятно, металлические загрязнители в океане стали также причиной появления кожных язв и увеличения печени у рыб, включая камбалу, 20% популяции которой в Северном море поражено этими болезнями.

Мониторинг загрязнения.

Попадающие в океан токсичные вещества могут оказаться вредными не для всех организмов: некоторые низшие формы даже процветают в таких условиях. Многощетинковые черви (полихеты) живут в относительно загрязнённых водах и часто служат экологическими индикаторами относительной загрязнённости. Продолжается изучение возможности использования морских нематод для контроля санитарного состояния океанов.

ЛЕКЦИЯ 4

studfiles.net