Пазолини, Пьер Паоло. Пазолини пьер паоло нефть


Загадочная рукопись Пьера Паоло Пазолини

Новостные агентства недавно сообщали о том, что в Италии найден фрагмент неоконченного романа Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), посвященного нефтегазовой компании ENI. KINOTE перепечатывает расшифровку передачи "Поверх барьеров" (Радио Свобода), в которой Дмитрий Волчек и Всеволод Гнетий рассказывают о продолжении этой истории.

Пьер Паоло Пазолини

Пьер Паоло Пазолини

Дмитрий Волчек: Последний сюжет выпуска радиожурнала “Поверх Барьеров” посвящен судьбе фрагмента из романа великого режиссера Пьера Паоло Пазолини. Немало шума наделало заявление сенатора-библиофила Марчелло Делл'Утри, объявившего о находке украденной главы романа Пазолини “Нефть”. Сенатор пообещал представить ее публике на выставке старинной книги, проходившей на прошлой неделе в Милане, однако обещание свое не сдержал. Об этой запутанной истории рассказывает корреспондент Свободы в Италии Всеволод Гнетий.

Всеволод Гнетий: Сообщение о находке сразу вызвало бурную полемику среди итальянской интеллигенции. Речь идет о главе, могущей вызвать тревожное беспокойство у руководства ENI, крупнейшей итальянской нефтегазовой компании с государственным участием. Делл'Утри заявил, что прочитал главу, речь в которой идет о двух ключевых фигурах ENI, в разное время стоявших у руля компании, Энрико Маттеи и Эудженио Чефисе. Первый погиб при загадочных обстоятельствах в 1962 году в авиакатастрофе, которая, в свете новых данных, считается организованным покушением. Второй, бывший кадровый военный, тесно связанный с итальянскими спецслужбами и ставший преемником Маттеи на посту президента ENI, по мнению некоторых исследователей, якобы принимал участие в покушении с целью занять должность президента и нейтрализовать независимую политику, проводимую Энрико Маттеи.

В некрологе, посвященном Чефису, скончавшемуся в 2004 году, ведущая итальянская газета “La Repubblica” назвала его “кукловодом”. Пазолини был убит в 1975 году, во время работы над романом. По одной из версий, его убили за то, что ему удалось получить данные о темной, закулисной стороне деятельности ENI. Косвенным подтверждением этой версии является публикация Пазолини незадолго до смерти обширной статьи об ENI в газете “Corriere della Sera” под заголовком “Я знаю, но у меня нет ни прямых, ни косвенных доказательств”.

Потенциально взрывоопасная глава романа-расследования Пазолини “Нефть”, объемом 78 страниц, была украдена неизвестными из дома Пазолини сразу после его смерти. Роман, впервые опубликованный итальянским издательством “Einaudi” в 1992 году, был неполным. В заявлении о находке ранее считавшейся утраченной главы сам Марчелло Делл'Утри подтвердил, что речь идет о краденом произведении. Итальянский судебный следователь Калиа, расследующий дело Энрико Маттеи, приобщил недостающую главу романа “Нефть” к вещественным доказательствам, могущим пролить свет на обстоятельства смерти президента ENI. Писатель-очеркист Джанни Д’Элиа, автор журналистского расследования “Люди гибнут за нефть”, первым установивший важной значение пропавшего текста, потребовал от Делл'Утри раскрыть источник получения текста и способ его передачи.

В книге утверждалось, что Чефис был ставленником властных структур, которым была не по нраву независимая политика Энрико Маттеи и которые хотели вернуть ENI в сферу влияния “семи сестер” - семи крупнейших англо-американских нефтяных компаний мира. Весь тираж книги был изъят и уничтожен до поступления в продажу, и книга стала библиографической редкостью. По одной из версий, Пазолини был знаком с содержанием книги и использовал его при написании “Нефти”. По другой – за псевдонимом Джорджо Стейметц скрывался сам Пазолини, а сама книга являлась кратким наброском к роману “Нефть”. Косвенно это второе предположение подтвердил сам Марчелло Делл'Утри, заявив в интервью газете “Libero”, что недостающая глава Пазолини и книга Стейметца похожи по содержанию.

Когда накал общественных страстей вокруг обнаруженной главы романа Пазолини “Нефть” достиг точки кипения, Марчелло Делл'Утри резко пошел на попятную. Накануне открытия выставки старинной книги в интервью римскому изданию “Il Messaggero” сенатор-библиофил заявил, что текста у него нет, и что ему его только показали. Более того, контакты с обладателем текста были прерваны по независящим от Делл'Утри причинам. Сам Делл'Утри полон оптимизма и заявляет, что представление главы “Нефти” всего лишь откладывается, переносится на неопределенный срок в связи с поднятой прессой шумихой, насторожившей похитителей или посредников.

Итальянская общественность уже сталкивалась с подобным поворотом событий, главным действующим лицом которых бы все тот же Марчелло Делл'Утри. В 2007 году Марчелло Делл'Утри объявил о приобретении у сыновей одного из партизан, принимавших участие в аресте Муссолини, пяти томов дневников дуче, охватывающих период с 1935 по 1939 год. Впоследствии авторитетные историки фашизма, в частности Эмилио Джентиле и Денис МакСмит, признали дневники фальшивкой. Однако сам сенатор Делл'Утри по-прежнему настаивает на подлинности дневников.

А итальянская общественность, затаив дыхание, следит за развитием детективного сюжета, связанного с предполагаемым обнаружением считавшейся ранее утраченной главы романа Пазолини “Нефть”.

Всеволод Гнетий, Радио Свобода

kinote.info

Загадочная рукопись Пьера Паоло Пазолини

Дмитрий Волчек: Последний сюжет выпуска радиожурнала “Поверх Барьеров” посвящен судьбе фрагмента из романа великого режиссера Пьера Паоло Пазолини. Немало шума наделало заявление сенатора-библиофила Марчелло Делл'Утри, объявившего о находке украденной главы романа Пазолини “Нефть”. Сенатор пообещал представить ее публике на выставке старинной книги, проходившей на прошлой неделе в Милане, однако обещание свое не сдержал. Об этой запутанной истории рассказывает корреспондент Свободы в Италии Всеволод Гнетий.

Всеволод Гнетий: Сообщение о находке сразу вызвало бурную полемику среди итальянской интеллигенции. Речь идет о главе, могущей вызвать тревожное беспокойство у руководства ENI, крупнейшей итальянской нефтегазовой компании с государственным участием. Делл'Утри заявил, что прочитал главу, речь в которой идет о двух ключевых фигурах ENI, в разное время стоявших у руля компании, Энрико Маттеи и Эудженио Чефисе. Первый погиб при загадочных обстоятельствах в 1962 году в авиакатастрофе, которая, в свете новых данных, считается организованным покушением. Второй, бывший кадровый военный, тесно связанный с итальянскими спецслужбами и ставший преемником Маттеи на посту президента ENI, по мнению некоторых исследователей, якобы принимал участие в покушении с целью занять должность президента и нейтрализовать независимую политику, проводимую Энрико Маттеи. В некрологе, посвященном Чефису, скончавшемуся в 2004 году, ведущая итальянская газета “La Repubblica” назвала его “кукловодом”. Пазолини был убит в 1975 году, во время работы над романом. По одной из версий, его убили за то, что ему удалось получить данные о темной, закулисной стороне деятельности ENI. Косвенным подтверждением этой версии является публикация Пазолини незадолго до смерти обширной статьи об ENI в газете “Corriere della Sera” под заголовком “Я знаю, но у меня нет ни прямых, ни косвенных доказательств”. Потенциально взрывоопасная глава романа-расследования Пазолини “Нефть”, объемом 78 страниц, была украдена неизвестными из дома Пазолини сразу после его смерти. Роман, впервые опубликованный итальянским издательством “Einaudi” в 1992 году, был неполным. В заявлении о находке ранее считавшейся утраченной главы сам Марчелло Делл'Утри подтвердил, что речь идет о краденом произведении. Итальянский судебный следователь Калиа, расследующий дело Энрико Маттеи, приобщил недостающую главу романа “Нефть” к вещественным доказательствам, могущим пролить свет на обстоятельства смерти президента ENI. Писатель-очеркист Джанни Д’Элиа, автор журналистского расследования “Люди гибнут за нефть”, первым установивший важной значение пропавшего текста, потребовал от Делл'Утри раскрыть источник получения текста и способ его передачи. Марчелло Делл'Утри подготовил еще один сюрприз для читающей публики, который также пообещал представить на суд общественности. Речь идет о раритете, напечатанном в Милане в 1972 году неизвестным автором, скрывавшимся под псевдонимом Джорджо Стейметц, “Это – Чефис. Личина почетного президента (ENI)”.В книге утверждалось, что Чефис был ставленником властных структур, которым была не по нраву независимая политика Энрико Маттеи и которые хотели вернуть ENI в сферу влияния “семи сестер” - семи крупнейших англо-американских нефтяных компаний мира. Весь тираж книги был изъят и уничтожен до поступления в продажу, и книга стала библиографической редкостью. По одной из версий, Пазолини был знаком с содержанием книги и использовал его при написании “Нефти”. По другой – за псевдонимом Джорджо Стейметц скрывался сам Пазолини, а сама книга являлась кратким наброском к роману “Нефть”. Косвенно это второе предположение подтвердил сам Марчелло Делл'Утри, заявив в интервью газете “Libero”, что недостающая глава Пазолини и книга Стейметца похожи по содержанию. Когда накал общественных страстей вокруг обнаруженной главы романа Пазолини “Нефть” достиг точки кипения, Марчелло Делл'Утри резко пошел на попятную. Накануне открытия выставки старинной книги в интервью римскому изданию “Il Messaggero” сенатор-библиофил заявил, что текста у него нет, и что ему его только показали. Более того, контакты с обладателем текста были прерваны по независящим от Делл'Утри причинам. Сам Делл'Утри полон оптимизма и заявляет, что представление главы “Нефти” всего лишь откладывается, переносится на неопределенный срок в связи с поднятой прессой шумихой, насторожившей похитителей или посредников. Итальянская общественность уже сталкивалась с подобным поворотом событий, главным действующим лицом которых бы все тот же Марчелло Делл'Утри. В 2007 году Марчелло Делл'Утри объявил о приобретении у сыновей одного из партизан, принимавших участие в аресте Муссолини, пяти томов дневников дуче, охватывающих период с 1935 по 1939 год. Впоследствии авторитетные историки фашизма, в частности Эмилио Джентиле и Денис МакСмит, признали дневники фальшивкой. Однако сам сенатор Делл'Утри по-прежнему настаивает на подлинности дневников.А итальянская общественность, затаив дыхание, следит за развитием детективного сюжета, связанного с предполагаемым обнаружением считавшейся ранее утраченной главы романа Пазолини “Нефть”.

www.svoboda.org

Пазолини, Пьер Паоло — Википедия

Пьер Па́оло Пазоли́ни (итал. Pier Paolo Pasolini; 5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остияruen, Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.

Биография

Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-католическую церковь.

В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — это его первая любовь. В 1956 году опубликовал свой роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.

Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.

До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Солдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957; итал. Marisa la civetta), «Молодые мужья» (1958; итал. Giovani mariti), «Бурная ночь» (1959), «Прекрасный Антонио» (1960; итал. Il bell'Antonio), «Дурацкий день» (1960; итал. La giornata balorda). Также он участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; итал. La lunga notte del '43; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилия Маньини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммер (1961).

В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни» (совместно с Серджо Читти несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошелся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.

В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвященной проблемам поэзии.

Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.

В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.

После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.

В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,

противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][1]), которое было давно утрачено.

Видео по теме

Стихотворение 1968 года «Компартия — молодёжи!»

Поздние 1960-е и ранние 1970-е были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[2]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[3] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.

Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[4]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[5], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.

Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.

Убийство

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози (итал.)русск. был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино.[6]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[6].

Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. Сама картина имела длинную скандальную историю, однако убийство режиссёра так и не связали с её выходом и волной протеста.[источник не указан 1391 день]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[7].

Память

В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.

В 2016 г. бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини» (итал. La macchinazione), рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссера и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.

Фильмография

Художественные фильмы

Эпизоды в киноальманахах

Документальные

  • 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
  • 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
  • 1965 — Il Padre selvaggio
  • 1965 — Comizi d’amore
  • 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
  • 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
  • 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
  • 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
  • 1972 — 12 декабря / 12 dicembre

Кинонаграды и номинации

Актёры, снимавшиеся у Пазолини

Библиография

  • Пьер Паоло Пазолини Стихи в Казарсе: стихотворения 1942[9]
  • Пьер Паоло Пазолини Лихие ребята (роман). 1955
  • Пьер Паоло Пазолини Пепел Грамши: стихотворения . 1957 (премия Виареджо)
  • Пьер Паоло Пазолини Жестокая жизнь (Una vita violenta) (роман). 1959
  • Пьер Паоло Пазолини Нефть (Petrolio), (роман. не закончен). 1992
  • Пьер Паоло Пазолини Письма. 1940-54
  • Пьер Паоло Пазолини Избранное: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Пьер Паоло Пазолини Стихи (двуязычное англо-итальянское издание). 1996
  • Пьер Паоло Пазолини Теорема. — М.: Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-375-2
  • Пьер Паоло Пазолини Шпана (Ragazzi di vita) — М.: Глагол, 2006. — ISBN 5-87532-066-4
  • Пьер Паоло Пазолини Почти завещание. Три текста 1975 года. — Свободное марксистское издательство, 2007.
  • Пьер Паоло Пазолини «Компартия — молодёжи!» Стихотворения 1968 года и дискуссия о нём. — Свободное марксистское издательство, 2008. — ISBN 978-5-98063-010-2
  • Пьер Паоло Пазолини Неверная заря: стихотворения. / Пер. и вступ. статья А. Ткаченко-Гастев. СПб.: Своё издательство, 2013. — 96 с. — ISBN 978-5-4386-0150-0
  • Пьер Паоло Пазолини Новая молодёжь: Избранные фриульские стихи. / Пер. К. Медведев, Д. Пилаш. — М.: Свободное маррксисткое издательство, 2017. — 316 с. ISBN 978-5-9907-904-7-7

Книги о Пазолини

  • Сичилиано Э. Жизнь Пазолини / Пер. с ит. И. Соболевой. СПб.: Лимбус-пресс; Издательство К. Тублина, 2012. 715 с.

В музыке

  • Coil, альбом Horse Rotorvator (1986), трек 04 - Ostia (The Death of Pasolini)

Источники

Ссылки

См. также

wikipedia.green

Биография Пьера Паоло Пазолини

Пьер Паоло Пазолини (1922—1975) — икона Италии, под светлым ликом которой лежит вся драматическая послевоенная история этой благословенной страны, узнающей себя в его образе — невольного мученика, грешника, отступника и праведника. Он стал учителем и духовным вождем Италии, оставил по себе глубокие борозды в плоти нации и несомненно улучшил ее генофонд, чем памятен и сейчас, спустя 40 лет после того как с ним жестоко расправились по заказу ххх ххх… земное правосудие не знает имён заказчика, знает ли небесное?

Тот, кто был признан виновным в его убийстве, Пино Пелòзи по прозвищу «Жаба», 17-летний парень из римского предместья, отсидев назначенные 9 лет, в ноябре 2005 г., в канун 30-летия гибели Пазолини, заявил, что не причастен к его убийству и был вынужден на суде признать себя виновным, «иначе всю его семью бы повырезали». — Кто? Пятидесятилетний Пелози имена запамятовал. Следствие по делу об убийстве 2 ноября 1975 г. великого поэта, писателя и кинорежиссера вновь возбуждено на достаточных основаниях Римской прокуратурой (2009).

Если, начиная с эпохи Возрождения из итальянского чернозема и апеннинских скал вырастали разноцветные Люди-Титаны, то последним из них был наш современник, Титан ХХ века Пьер Паоло Пазолини. Под «титанизмом» ренессансного мастера обычно подразумевают его универсальность во всем: например, Микеланджело — непревзойденный художник, скульптор, зодчий, поэт. Пазолини, кажется, был последним, кто в наши поздние, не-ренессансные годы добился выдающихся результатов в поэзии и литературе, в театре, живописи и кино, в области социальной, нравственной и политической критики; он был одержим жизнью, отдавал всего себя кипучей деятельности, журнализму, митингам, киносценариям, встречам с бунтующими студентами, исследованиям в области знаковых систем, литературной критике, революционной борьбе, «третьему миру». Он думал и писал даже во сне, жил на износ, на краю, нередко — на обочине жизни. Был провидцем, каким может быть только вещий поэт. Например, он задолго предвидел наступление новой постиндустриальной, «Доисторической эры», в которой мы проживаем, положившей конец старой классической антропологии: ее, как каннибал, сожрало общество массового потребления; доиндустриальный, патриархальный, «доисторический» мир приказал долго жить, Пазолини его долго оплакивал, оплакивал en poète. И, как поэт, реставрировал первообраз основателя культуры, снимая с него слои царских одежд и тазобедренных повязок, в которые его веками и тысячелетиями одевали Церковь, философы и правительства. В интеллектуальном смысле он совершал то, о чем не осмелился бы подумать, например, Достоевский или Ницше, а Пазолини рискнул: скинув рясы с Христа, он преподнёс новой культуре образ её основателя в чистом, первозданном виде без всяких идеологических прикрас и со всеми телесными подробностями: «с чертами лица едва отесанными, но красивыми». Экономисты и политологи усматривают в этом божественном изваянии символ незыблемого основания послевоенных буржуазных демократий, заложенных на фундаменте основного естественного сексуального инстинкта, исключающего возможность социальной революции и отбивающего даже охоту думать о ней. В животном мире, знающем голод и голод секса, революций не бывает. «Буржуазия торжествует победу, она обуржуазила рабочих и крестьян. С победой неокапитализма история буржуазии совпадет с историей мира, чего не могли предвидеть ни Ленин, ни Маркс», — незадолго до пожара студенческой революции 1968 г., охватившего всю Западную Европу, Пазолини назидательно предупреждал молодежь об опасности — колоссальной теоретической ошибке марксизма, несостоятельности идеи классовой борьбы, революционного захвата власти и создания справедливого рабочего государства. Но молодежи опасности не страшны, а мифы ласкают воображение...

Люди породы Пазолини не похожи на обычных «одномерных» людей, их незаурядность бросается в глаза и не кажется нормой «стандартному» человеку: они становятся «проклятыми поэтами», бунтарями, изгоями, жертвами нездорового внимания, травли, когда же они докучают власть предержащим — а он докучал слишком — их, недолго думая, убирают. Однако их «отклонения» вскоре становятся знамением времени, нормой, сами они святыми, им возводят алтари — их безумству человечество обязано своим прогрессом!

Пазолини сочетал в себе несочетаемое: был христианином и атеистом, состоял членом компартии и подвергал ревизии коммунистические догмы, не мог обойтись без женщины, но предпочитал мужское тело, снимал «Трилогию жизни» (1970−74) и отрекался от нее в 1975 г., когда становилось понятно, что обилие её брызжущей жизнью эротики служит на руку властям, занятым «антропологической революцией» — созданием общества сладострастников, блудников и блудниц, нового Содома и Гоморры, которых превратила в соляной столб уже иудейская традиция, а христианство все последующие 2000 лет содержало в поясе целомудрия. В программе «холодной войны» это и была главная цель Запада, она же и механизм, обеспечивающий торжество христианского мифа над коммунистической мифологией. Церковь, правда, перестала быть Храмом, им стали супермаркеты, «аутлеты», «моллы», бутики, кино и секс-шопы. Дозволенный секс — самый дешевый товар в обществе потребления — становился метафорой власти, баснословно жестокие образы которой оживут в последнем фильме Пазолини «Салò» или «120 дней Содома», где жертвы ничем не отличаются от палачей и в свой час — такие же палачи. Утешения ради заметим, что в последнем своем детище, романе-левиафане «Нефть», Пазолини сделает уступку голому сексу и наделит его «каплей любви» (Пазолини П.П. Нефть // Митин журнал, № 38, 2015).

Поэзия

Однажды в деревне Казарса, в буколическом мире Фриули, возле Словении, на полевой меже к семилетнему мальчугану подошла Муза и сказала, что он «другой»: Пьер Паоло начал писать стихи александрийской строкой, какой писал и Петрарка. Поэтический демон отныне его не отпустит; на прочной паутине тончайшего лиризма обоснуется все творчество Пазолини, включая его разоблачительные политические памфлеты. Студентом Болонского университета он опубликует в 1942 г. свой первый поэтический сборник «Казарские стихи», и для маэстро Контини, несравненного знатока Петрарки и Данте, они станут «открытием». И самому Пазолини в его «деревенских» стихах слышится дендизм, унаследованный от Рембо, и тонкая декадентская порочность, унаследованная от Верлена, ему нравятся до поэтического возгласа щиколотки крестьянских мальчишек, гоняющих мяч: через поэтический объектив он увидит в себе «другого», рождающегося в нем демона, который, как и поэзия, не изгоним. Вот, что имела в виду Муза, называя его «другим».

В 1949 г. Пьер Паоло Пазолини, руководитель отделения компартии в городке Сан-Джованни, в двух шагах от Казарсы, был уличен в действиях, «на которые способны только Сартр и Жид», — сказали гомофобы-товарищи и, недолго думая, изгнали борца за рабочее дело из рядов партии с формулировкой «за аморальное поведение». Пазолини разорвал свой партийный билет за № 1480079, подписанный Пальмиро Тольятти, собрал кое-какие пожитки и, бросив отца, в январе 1950 г. тайно бежал с матерью в Рим. В этом бегстве — весь миф о царе Эдипе, который обусловил всю его недолгую жизнь.

Литература

Поэтический демон требовал своей десятины и в Риме, «божественном и самом некатолическом городе в мире», где жизнь бьет ключом в народных кварталах, расположенных за чертою города и ниже черты выживания, в боргàте, как говорят на местном наречии, где парни «чуть больше, чем просто сырая глина, и чуть меньше, чем Аполлон». Ступив за эту черту, за окраину жизни Пазолини вдруг почувствовал себя здесь своим, таким же изгнанником «из числа не званных на жизненный пир». Он войдет в историю как первый, кто воспел жизнь римской окраины и пацанов, стоящих на ее обочине, в своем первом романе «Мальчики с обочины жизни» (в русском переводе «Шпана»). Для этого ему придется на собственной шкуре прожить их опыт («есть некоторые вещи, которые можно постичь только телом»), выучиться их языку — кудрявому воровскому жаргону. В 1955 г. после выхода романа в свет на автора рухнули небеса: против него восстали все: фашисты, коммунисты, благомыслящие обыватели, благонадежная интеллигенция и, впервые, судебные органы: правительство возбудило против автора уголовное дело по обвинению в «порнографическом характере» произведения. Суд заслушал мнение эксперта, главного теоретика «неореализма» Карло Бо, который сказал: «Огромная религиозная ценность этой книги состоит в оплаканности мира обездоленных. Я не нахожу ничего зазорного в романе. Диалоги: так разговаривают молодые люди, и автор счел необходимым показать их такими, какие они в действительности». Приговор оправдательный, но с этого дня Пазолини открывает счет судебным преследованиям по обвинениям в обсценности, использовании ненормативной лексики, в ненормативной ориентации, в оскорблении церкви и её святынь и т.д., всего сто судебных процессов, из которых последний, над кинофильмом «Салò», продолжался еще два года после гибели автора, а рукопись последнего романа «Нефть» семнадцать лет пролежала на полках всех цензоров Западного полушария и была разрешена к публикации только в 1992 г.

Кино

В 1960 г. 38-летний Пазолини решает, что ему нужен «прямой, физический, почти сексуальный контакт с действительностью», обеспечить который может только кино. Кинокамера. Никогда не державший в руках кинокамеру Пазолини снимает в 1961 г. свой первый фильм «Аккатòне», который Марсель Карне назовет шедевром. Фильм завершается на трагической ноте — вместе с героем, незадачливым вором и сутенером Витторио по прозвищу Клянча (Аккатоне), гибнет целая культура, «абсолютные ценности и модели которой неизменно переходили от отца к сыну, и в этой традиции состояла сама жизнь, без никаких революций». Трагически заканчивается и судьба героини «Мамы Ромы» (1962), задумавшей ради сына из окраины «выбираться в люди», жить по новым понятиям в приличном квартале, где нет воровства и проституции… Великая Анна Маньяни после этого фильма получила оставшееся за ней навеки прозвище, или лучше сказать — имя: Мама Рома, несчастная капитолийская Волчица.

Машины и футбол

Материальное благополучие, которого Пазолини достиг благодаря рекордным кассовым сборам своих кинолент, позволило ему, наконец, ублажить еще одного, «попсового», как он говорил, демона: страсть к машинам и скоростям. Демон футбола, сидевший в нём с мальчишеских лет, не стоил ни гроша, стоило выйти на любой пустырь, где римские пацаны гоняли мяч: Пазолини признавался, что плакал, когда сборная Италии проиграла бразильцам в знаменитом чемпионате мира в Мексике в 1970 г. Утешения ради, он написал статью, в которой назвал бразильскую игру — поэзией, а итальянскую — серой прозой.

В годы экономического бума машина стала символом «нового варварства», но также символом мужественности: «Кто не водитель, тот не мужчина» — лозунг тех лет, прожужжавший с экранов телевизоров все уши не только мужчинам, но и женщинам: высокоразвитый капитализм играл на половых гормонах мужского тщеславия, вынуждая западного обывателя обзаводиться еще одним символом «счастливой жизни».

«Я не против прогресса, я против такого развития, которое подавляет прогресс», — позиция Пазолини-идеолога. Пазолини-нарцисс покупается на последний писк «Альфа-Ромео» — в июне 1960 г. он обзаводится своей первой «Джульеттой», которая дважды посадит своего Ромео на скамью подсудимых: в 1960 г. ей, т.е. её владельцу, инкриминируют «потворство уличному грабежу», а в 1961-м — «попытку вооруженного ограбления» бензоколонки в пригороде под Римом.  Пазолини осужден по обоим абсурдным обвинениям, но когда через пару лет улеглась волна обывательского негодования, суд снял обвинения «за отсутствием состава преступления». Грубо оркестрованная властями травля «нарушителя общественного спокойствия» Пазолини продолжалась безостановочно, жертве не давали передохнуть. В ЦК Компартии, в газеты и журналы сыпались жалобы трудящихся: товарищ Пазолини, разъезжающий на «Феррари» — это волк в овечьей шкуре, такой, как он, не может быть защитником интересов пролетариата. «Я езжу на «Альфа-Ромео 1750» и не стыжусь в этом признаться, — счел нужным уточнить Пазолини. — Я купил ее на заработанное честным трудом, мне мешки с деньгами на голову не падают». В его коллекции было несколько моделей «Альфа-Ромео», среди них последняя — скоростная «Джульетта 2000» выпуска 1974 г.: окраска кузова серебристая, металлизированная, мощность двигателя 130 л.с. и вес около тонны. У нее сатанинский номерной знак: K69996. Она впечатляет прохожих и особенно парней с окраины, выходящих по ночам на легкий приработок, и они охотно в нее забираются, стоит Пьер Паоло притормозить у обочины и подать знак, присвистнуть. Эта ослепительная «Джульетта» сведет его в могилу.

31 октября 1975 г. Пазолини вернулся в Рим из Парижа, где шло озвучание на французский «Салò»: фильм смонтирован, готовится его мировая премьера, и Пазолини уже затылком чувствует зловонное дыхание цензоров. 1 ноября он просыпается поздно, работает над «Нефтью», вечером деловой ужин с Нинетто Дàволи в ресторане «Помидоро»: у Пазолини хорошие новости, Эдуардо Де Филиппо согласился сниматься на пару с Нинетто в новом фильме «Тео-Порно-Колоссаль». После ужина, расставшись с приятелем, Пьер Паоло садится в «Джульетту-2000» и направляется к портикам у вокзала «Термини». Там в машину к нему подсаживается Пино Пелози. В 7 утра, 2 ноября 1975 г. в полицейский комиссариат Остии, римского пригорода, поступает сообщение о трупе неизвестного, в котором будет опознан Пьер Паоло Пазолини. «Альфа-Ромео Джулия 2000» проехалась по нему не раз, превратив в кровавое месиво. Рядом валяется расколотая штакетина, ею били по голове. Криминальный перформанс на сексуальной почве, передадут к полудню СМИ, когда Пелози признает себя виновным. «Кто мне подскажет, где точка, в которой кристаллизуется поэт?» — риторически спрашивал маэстро Контини, читая «Казарские стихи». Конечно, эта точка смерть, или Эрос, пульсирование которых определяло всю жизнь и творчество Пазолини, и он это знал. Вместе с ним из мира ушел последний поэт, и явился святомученик Пьер Паоло из Казарсы, иконе которого поклоняется мир, но церковь не торопится её канонизировать. А зря.

 

Владимир Лукьянчук

            © Copyright Vladimir Lukyanchuk, 2015

samoe-samaya.ru

Пазолини, Пьер Паоло — WiKi

Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-католическую церковь.

В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — это его первая любовь. В 1956 году опубликовал свой роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.

Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.

До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Солдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957; итал. Marisa la civetta), «Молодые мужья» (1958; итал. Giovani mariti), «Бурная ночь» (1959), «Прекрасный Антонио» (1960; итал. Il bell'Antonio), «Дурацкий день» (1960; итал. La giornata balorda). Также он участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; итал. La lunga notte del '43; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилия Маньини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммер (1961).

В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни» (совместно с Серджо Читти несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошелся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.

В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвященной проблемам поэзии.

Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.

В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.

После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.

В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,

противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][1]), которое было давно утрачено.

Поздние 1960-е и ранние 1970-е были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[2]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[3] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.

Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[4]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[5], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.

Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози (итал.)русск. был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино.[6]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[6].

Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[7].

ru-wiki.org

Пазолини Пьер Паоло Википедия

Пьер Па́оло Пазоли́ни (итал. Pier Paolo Pasolini; 5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остияruen, Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.

Биография

Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-католическую церковь.

В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — это его первая любовь. В 1956 году опубликовал свой роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.

Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.

До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Солдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957; итал. Marisa la civetta), «Молодые мужья» (1958; итал. Giovani mariti), «Бурная ночь» (1959), «Прекрасный Антонио» (1960; итал. Il bell'Antonio), «Дурацкий день» (1960; итал. La giornata balorda). Также он участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; итал. La lunga notte del '43; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилия Маньини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммер (1961).

В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни» (совместно с Серджо Читти несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошелся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.

В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвященной проблемам поэзии.

Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.

В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.

После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.

В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,

противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][1]), которое было давно утрачено.

Стихотворение 1968 года «Компартия — молодёжи!»

Поздние 1960-е и ранние 1970-е были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[2]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[3] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.

Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[4]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[5], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.

Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.

Убийство

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози (итал.)русск. был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино.[6]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[6].

Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[7].

Память

В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.

В 2016 г. бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини» (итал. La macchinazione), рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссера и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.

Фильмография

Художественные фильмы

Эпизоды в киноальманахах

Документальные

  • 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
  • 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
  • 1965 — Il Padre selvaggio
  • 1965 — Comizi d’amore
  • 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
  • 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
  • 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
  • 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
  • 1972 — 12 декабря / 12 dicembre

Кинонаграды и номинации

Актёры, снимавшиеся у Пазолини

Библиография

  • Пьер Паоло Пазолини Стихи в Казарсе: стихотворения 1942[9]
  • Пьер Паоло Пазолини Лихие ребята (роман). 1955
  • Пьер Паоло Пазолини Пепел Грамши: стихотворения . 1957 (премия Виареджо)
  • Пьер Паоло Пазолини Жестокая жизнь (Una vita violenta) (роман). 1959
  • Пьер Паоло Пазолини Нефть (Petrolio), (роман. не закончен). 1992
  • Пьер Паоло Пазолини Письма. 1940-54
  • Пьер Паоло Пазолини Избранное: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Пьер Паоло Пазолини Стихи (двуязычное англо-итальянское издание). 1996
  • Пьер Паоло Пазолини Теорема. — М.: Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-375-2
  • Пьер Паоло Пазолини Шпана (Ragazzi di vita) — М.: Глагол, 2006. — ISBN 5-87532-066-4
  • Пьер Паоло Пазолини Почти завещание. Три текста 1975 года. — Свободное марксистское издательство, 2007.
  • Пьер Паоло Пазолини «Компартия — молодёжи!» Стихотворения 1968 года и дискуссия о нём. — Свободное марксистское издательство, 2008. — ISBN 978-5-98063-010-2
  • Пьер Паоло Пазолини Неверная заря: стихотворения. / Пер. и вступ. статья А. Ткаченко-Гастев. СПб.: Своё издательство, 2013. — 96 с. — ISBN 978-5-4386-0150-0
  • Пьер Паоло Пазолини Новая молодёжь: Избранные фриульские стихи. / Пер. К. Медведев, Д. Пилаш. — М.: Свободное маррксисткое издательство, 2017. — 316 с. ISBN 978-5-9907-904-7-7

Книги о Пазолини

  • Сичилиано Э. Жизнь Пазолини / Пер. с ит. И. Соболевой. СПб.: Лимбус-пресс; Издательство К. Тублина, 2012. 715 с.

В музыке

  • Coil, альбом Horse Rotorvator (1986), трек 04 - Ostia (The Death of Pasolini)

Источники

Ссылки

См. также

wikiredia.ru

Пьер Паоло Пазолини Википедия

Пьер Па́оло Пазоли́ни (итал. Pier Paolo Pasolini; 5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остияruen, Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.

Биография

Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-католическую церковь.

В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — это его первая любовь. В 1956 году опубликовал свой роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.

Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.

До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Солдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957; итал. Marisa la civetta), «Молодые мужья» (1958; итал. Giovani mariti), «Бурная ночь» (1959), «Прекрасный Антонио» (1960; итал. Il bell'Antonio), «Дурацкий день» (1960; итал. La giornata balorda). Также он участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; итал. La lunga notte del '43; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилия Маньини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммер (1961).

В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни» (совместно с Серджо Читти несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошелся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.

В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвященной проблемам поэзии.

Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.

В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.

После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.

В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,

противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][1]), которое было давно утрачено.

Стихотворение 1968 года «Компартия — молодёжи!»

Поздние 1960-е и ранние 1970-е были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[2]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[3] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.

Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[4]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[5], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.

Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.

Убийство

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози (итал.)русск. был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино.[6]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[6].

Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[7].

Память

В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.

В 2016 г. бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини» (итал. La macchinazione), рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссера и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.

Фильмография

Художественные фильмы

Эпизоды в киноальманахах

Документальные

  • 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
  • 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
  • 1965 — Il Padre selvaggio
  • 1965 — Comizi d’amore
  • 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
  • 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
  • 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
  • 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
  • 1972 — 12 декабря / 12 dicembre

Кинонаграды и номинации

Актёры, снимавшиеся у Пазолини

Библиография

  • Пьер Паоло Пазолини Стихи в Казарсе: стихотворения 1942[9]
  • Пьер Паоло Пазолини Лихие ребята (роман). 1955
  • Пьер Паоло Пазолини Пепел Грамши: стихотворения . 1957 (премия Виареджо)
  • Пьер Паоло Пазолини Жестокая жизнь (Una vita violenta) (роман). 1959
  • Пьер Паоло Пазолини Нефть (Petrolio), (роман. не закончен). 1992
  • Пьер Паоло Пазолини Письма. 1940-54
  • Пьер Паоло Пазолини Избранное: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Пьер Паоло Пазолини Стихи (двуязычное англо-итальянское издание). 1996
  • Пьер Паоло Пазолини Теорема. — М.: Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-375-2
  • Пьер Паоло Пазолини Шпана (Ragazzi di vita) — М.: Глагол, 2006. — ISBN 5-87532-066-4
  • Пьер Паоло Пазолини Почти завещание. Три текста 1975 года. — Свободное марксистское издательство, 2007.
  • Пьер Паоло Пазолини «Компартия — молодёжи!» Стихотворения 1968 года и дискуссия о нём. — Свободное марксистское издательство, 2008. — ISBN 978-5-98063-010-2
  • Пьер Паоло Пазолини Неверная заря: стихотворения. / Пер. и вступ. статья А. Ткаченко-Гастев. СПб.: Своё издательство, 2013. — 96 с. — ISBN 978-5-4386-0150-0
  • Пьер Паоло Пазолини Новая молодёжь: Избранные фриульские стихи. / Пер. К. Медведев, Д. Пилаш. — М.: Свободное маррксисткое издательство, 2017. — 316 с. ISBN 978-5-9907-904-7-7

Книги о Пазолини

  • Сичилиано Э. Жизнь Пазолини / Пер. с ит. И. Соболевой. СПб.: Лимбус-пресс; Издательство К. Тублина, 2012. 715 с.

В музыке

  • Coil, альбом Horse Rotorvator (1986), трек 04 - Ostia (The Death of Pasolini)

Источники

Ссылки

См. также

wikiredia.ru


Смотрите также