О модернизации НПЗ, цене бензина и транзите через российские порты. Переработка нефти в беларуси


Белорусские нефтепереработчики опасаются снижения доходов в 2018 году

Возможная реализация налоговых реформ в 2018 году в России может существенно повысить стоимость нефти для Беларуси и снизить доходность нефтепереработки. Об этом заявил заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Мозырского НПЗ Владимир Сизов на конференции в Минске, организованной Confidence Capital.

Фото: Екатерина Герасимович, TUT.BYФото: Екатерина Герасимович, TUT.BY

«Если [в 2018 году] в России будет реализован сценарий c обнулением экспортной пошлины, то цена на нефть для Беларуси может вырасти на 80 долларов», — сказал Сизов. По расчетам экспертов мозырского завода, цена на черное золото для Беларуси может увеличиться с нынешних 275 долларов до 359 долларов за тонну (при мировой цене 50 долларов за баррель).

Источник: Мозырский НПЗ

Владимир Сизов напомнил, что с 1 января 2015 года в России был введен «налоговый маневр», предусматривающий снижение ставок таможенных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты с поэтапным увеличением к 2017 г. ставки таможенной пошлины на мазут. «В условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры нефтяного рынка, связанной с опережающим падением цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на нефть, „налоговый маневр“ негативно отразился на финансовом состоянии НПЗ», — отметил Сизов.

«Черный» сценарий для белорусской нефтянки: отменит ли Россия экспортные пошлины на нефть?

Как следует из его презентации, маржа нефтепереработки за 5 последних лет снизилась со 124 до 50 долларов на тонну. В 2018 году в случае обнуления таможенных пошлин этот показатель может быть 17 долларов.

Источник: Мозырский НПЗ

Снижение маржи переработки стало для двух НПЗ Беларуси дополнительным финансовым бременем в условиях проводимой модернизации, после которой глубина переработки нефти вырастет практически с 70% до 90% с увеличением отбора светлых нефтепродуктов. Окончание реализации проектов намечено на конец 2018 года — середину 2019-го года, сообщили в концерне «Белнефтехим».

В минувшем году Россия ограничила поставки беспошлинной нефти в Беларусь с планируемых 24 млн тонн до 18,2 млн тонн. «Переориентация поставок нефти в прочие страны была выгодна для российского бюджета, так как с этого дополнительного экспорта уплачивалась экспортная пошлина. Выигрыш за 9 месяцев составил 610 млн долларов», — констатировал представитель российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. По его мнению, в Беларуси будет трудно поддерживать переработку в крупных объемах без поставок нефти из РФ по сниженным ценам. Поставка альтернативной нефти видится Агибалову «гораздо менее прибыльной».

По словам эксперта, для снижения субсидирования нефтепереработки (в том числе и в РФ) реализуется «налоговый маневр» через увеличение налога на добычу природных ископаемых и снижение экспортной пошлины. Падение цен на нефть стало дополнительным фактором снижения пошлин и, как следствие, субсидии. «Без повышения глубины переработки маржа НПЗ будет определяться преимущественно величиной таможенной субсидии (разница пошлин на нефть и нефтепродукты)», — сказал Агибалов.

Презентация и расчеты Сергея Агибалова

По словам эксперта, несмотря на это, белорусское государство остается бенефициаром, получая экспортную пошлину с нефтепродуктов — 1,3 млрд долларов в 2015 году и 0,6 млрд в 2016 году. «Но размер нефтяного бонуса для Беларуси будет зависеть от налоговой политики и отношений с Россией», — резюмировал Агибалов.

Беларусь зарабатывает на поставках нефтепродуктов на рынки близлежащих государств. На белорусском рынке мозырский завод реализует лишь 10% топлива, следует из презентации Сизова. По словам топ-менеджера, внутренний рынок Беларуси «отличается относительно невысокой емкостью и высокой доходностью в период низких цен на нефть». За последнее время с учетом фактически фиксированных розничных цен и девальвации белорусского рубля «снижение цен в долларовом эквиваленте составило 22%». То есть белорусские нефтепереработчики и здесь потеряли свои доходы.

Рынки Украины и Молдовы — «самые доходные, но отличаются высокой конкурентностью». «Емкость ограничена и в последние годы снижается (особенно по автомобильным бензинам)», — отметил Сизов.

Российский рынок «профицитен по дизельному топливу, по автобензинам доходен, как правило, в период пикового спроса». Поставки в Литву, Латвию, Эстонию и Польшу «позволяют размещать дополнительные объемы дизельного топлива с доходностью меньшей, чем в Украину, но большей, чем порты». Реализация нефтепродуктов в морские порты актуальна «при невостребованности на близлежащих рынках», сказал топ-менеджер Мозырского НПЗ. Туда идут преимущественно мазут, газойль и бензин АИ-92.

Недавно ОАО «Российские железные дороги» увеличило скидку до 50% для Беларуси с целью переориентации перевозки нефтепродуктов с портов стран Балтии в порты Ленинградской области. По оценке Владимира Сизова, скидка РЖД не компенсирует затраты при переоформлении транзитных потоков. «По той информации, которой я обладаю, скидка 50% не делает логистические затраты при поставке в порт Приморска сравнимыми с логистикой при реализации через прибалтийские порты», — отметил Сизов. Он посоветовал также учитывать большее расстояние до российских портов и величину первоначальных тарифов, к которым применяется скидка.

news.tut.by

Белорусская нефтепереработка-2017: меньше, но эффективнее

После урегулирования конфликта с 13 апреля Россия возобновила поставки нефти в Беларусь в прежних объемах – 24 млн тонн в год.

Стороны договорились, что такой объем Россия будет поставлять в Беларусь до 2024 года. Однако в 2017 году лишь 18 млн тонн из этого объема будет поставлено на переработку на белорусские НПЗ, еще 6 млн тонн нефти Россия будет поставлять в Беларусь для растаможки.Эта процедура означает, что стороны на 100% соблюдут нефтяной баланс. То есть белорусские компании, как и раньше, будут покупать в России с нулевой пошлиной прежний объем нефти – 24 млн тонн в год. Но теперь на переработку направят только 18 млн тонн, а еще 6 млн тонн будут экспортироваться с территории Беларуси с пошлиной, которая будет зачисляться в белорусский бюджет.

Такой сценарий разрешения нефтегазового спора был подготовлен еще в конце 2016 года. Однако Минск он не устраивал. Белорусская сторона хотела, как и раньше, получить 24 млн тонн российской нефти для переработки на белорусских НПЗ и дополнительно – еще 6 млн тонн нефти – для растаможивания в Беларуси.

Предполагалось, что за счет полученных экспортных пошлин от растаможки Минск будет постепенно погашать накопленную задолженность за российский газ. Однако договориться с Москвой на этот более комфортный для Беларуси сценарий не удалось.

В результате, чтобы в конце концов разрешить затяжной нефтегазовый конфликт, Минску пришлось согласиться на условия Москвы – пойти на снижение объема переработки нефти на белорусских НПЗ до 18 млн тонн (с 24 млн тонн) в год, которые теперь они потенциально могут перерабатывать.

В Беларуси, тем не менее, ситуацию не драматизируют. Профильные белорусские чиновники заявляют, что снижение объема переработки нефти НПЗ до 18 млн тонн в год не будет иметь серьезных негативных последствий для белорусской нефтяной отрасли. Дело в том, что при нынешнем технологическом уровне отечественных НПЗ и ценовой конъюнктуре на нефтяном рынке заводам выгоднее переработать 18 млн тонн нефти, а не 24 млн тонн.«Это та точка, где мы получаем максимальную прибыль», – отметил вице-премьер Владимир Семашко, комментируя санкционированное правительством снижение объемов переработки отечественными НПЗ в 2017 году.

Получить такой эффект, вероятно, позволяет прежде всего снижение объема производства мазута, который вследствие российского нефтяного маневра стал убыточным для НПЗ. Экспортная пошлина на мазут с 2017 года сравнялась с пошлиной на нефть, что делает экспорт мазута фактически запретительным. Если в 2015 году пошлина на мазут была установлена в размере 76% от нефтяной, то в 2017 году в рамках реализации налогового маневра в РФ она была повышена до 100%.

Переработка же 18 млн тонн нефти позволяет отечественным НПЗ снизить производство мазута и максимально нарастить объем светлых нефтепродуктов, наиболее востребованных на высокомаржинальных экспортных рынках. Кстати, вице-премьер Беларуси Владимир Семашко еще в феврале 2016 года поручал предприятиям Минэнерго использовать мазут в качестве альтернативы природному газу – такое решение был экономически оправданным. Однако этому воспротивилось Министерство финансов, поскольку вследствие запрета экспорта мазута бюджет лишался уже запланированных экспортных пошлин на мазут.

Отметим, что в 2016 году белорусские НПЗ снизили производство мазута на 25% по сравнению с 2015 годом – до 5,568 млн тонн. Но прошлогоднее сокращение обусловлено прежде всего российским секвестром нефтяных поставок в Беларусь из-за газового конфликта с Россией.

В январе-апреле 2017 года отечественные НПЗ снизили производство мазута уже на 43,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 1,512 млн тонн. Надо полагать, в этом году снижение объемов объясняется не только снижением поставок российской нефти в Беларусь, но и технологической «перестройкой» отечественных НПЗ, ориентированных теперь на переработку 18 млн тонн нефти. В прошлом году «Нафтану» и Мозырскому НПЗ перестраивать технологию было сложнее, поскольку в течение года условия поставок нефти не были четко определены.

Отметим, что на снятие мазутного бремени с белорусских НПЗ направлено и недавнее правительственное решение (№438 от 12 июня 2017года). Согласно ему, с июня 2017 года в Беларуси для организаций жилищно-коммунального хозяйства установлены помесячные задания по замещению природного газа топочным мазутом и местными видами топлива при производстве тепловой энергии. Постановление принято в соответствии с директивой президента Беларуси от 14 июня 2007 года № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». За невыполнение этого документа руководителям грозит персональная ответственность.

Эффект от растаможки для белорусского бюджета зависит от цены на нефть

Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в начале апреля этого года в эфире телеканала «Беларусь 1» оценил экономический эффект для Беларуси от договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере в 2017 году примерно в USD500 млн, а в 2018-2019 годах – по USD800 млн.

Следует отметить, что в 2017 году никаких дивидендов от договоренностей по газу белорусский бюджет не получит (газовые скидки обещаны в 2018 и 2019 годах). Следовательно, эффект в USD0,5 млрд Минск ожидает от договоренностей по нефти. За счет чего могут быть получены эти деньги?

Напомним, что поставки нефти в объеме 24 млн тонн вплоть до 2024 года Беларуси были обещаны еще при подписании договоренностей о создании ЕАЭС. Беларуси также были обещаны экспортные пошлины на нефтепродукты от переработки этой нефти (если их объем не превысит USD1,5 млрд, а при нынешней ценовой конъюнктуре он точно не превысит).

Что изменилось в 2017 году? То, что в белорусский бюджет теперь будут поступать экспортные пошлины на нефтепродукты от переработки лишь 18 млн тонн нефти. Кроме того, бюджет пополнят экспортные пошлины от растаможки 6 млн тонн российской нефти.

Поскольку экспортные пошлины на нефтепродукты сейчас в среднем примерно на 30% ниже, чем экспортная пошлина на нефть, то белорусский бюджет действительно получит определенную прибавку. Это порядка USD540 млн долларов. Эта сумма зависит от размера экспортной пошлины на нефть, которая меняется ежемесячно с учетом мировых цен на нефть. В частности, в июне 2017 года она установлена на уровне USD80 за тонну, в мае составляла USD84, в апреле – USD88,9, в марте – USD91.

Однако простое арифметическое умножение экспортной пошлины на нефть на весь объем растаможенной нефти (6 млн, тонн) не означает, что полученный результат и есть эффект для белорусского бюджета-2017. Из этой суммы нужно вычесть объем экспортных пошлин на нефтепродукты, которые белорусский бюджет мог бы получить от переработки на белорусских НПЗ 6 млн тонн нефти. То есть, итоговую сумму нужно скорректировать с учетом данного фактора (минус примерно 30% от полученной суммы).

Что касается ожиданий Минска получить в 2017 году дополнительно USD150 млн долларов от снятия с Беларуси обязательства поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов в год (в основном высокооктанового бензина), то это тоже сомнительно. Минск в последнее время не поставлял в РФ автомобильное топливо себе в убыток. Поставки в Россию осуществлялись лишь в том случае, если они имели экономический смысл.

Ранее (до апрельских договоренностей по разрешению нефтегазового конфликта) предполагалось, что в 2017 году Беларусь должна поставить на российский рынок 1 млн тонн. При этом уже в январе 2017 года Беларусь снизила поставки нефтепродуктов в РФ на 96% по сравнению с январем 2016 годом – до 1,752 тыс. тонн. Валютная выручка от экспорта нефтепродуктов в РФ в январе упала на 87% в сравнении с январем 2016 года – до USD 1,5 млн. В 2016 году Беларусь снизила валютную выручку от экспорта нефтепродуктов в РФ на 26% по сравнению с 2015 годом – до USD 98 млн, а физические поставки снизились на 70% – до 267,655 тыс. т.

Для справки

В первом квартале 2017 года из-за нерешенного нефтегазового конфликта российские компании снизили поставки нефти в Беларусь до 4 млн тонн вместо 6 млн тонн, необходимых для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ в квартал.

Во втором квартале 2017 г российские нефтяные компании поставят в Беларусь 5 млн тонн нефти. В январе-мае поставки снизились на 24,3% – до 7,295 млн тонн: на Мозырский НПЗ было поставлено 3,841 млн тонн нефти (– 27,8% к уровню января-мая 2016 года), на «Нафтан» – 3,454 млн тонн нефти (– 20% ). В том числе в мае 2017 года в Беларусь было поставлено 1,76 млн тонн российской нефти: на Мозырский НПЗ – 1,015 млн тонн нефти, на «Нафтан» – 744,5 тыс. тонн.

Во втором полугодии 2017 года объем поставок нефти в Беларусь составит 15 млн тонн.

В 2016 году белорусские НПЗ снизили переработку нефти в 2016 году на 19% в сравнении с 2015 годом – до 18,6 млн тонн.

Наше мнение

thinktanks.by

о модернизации НПЗ, цене бензина и транзите

Нынешний год будет решающим для успешного завершения модернизации белорусских НПЗ, а эффект для страны от проделанной работы есть уже сейчас. Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в своем интервью рассказал БЕЛТА об итогах 2017 года для нефтепереработки и дальнейшей стратегии развития, ценах на топливо, транзите и готовности к обнулению экспортной пошлины на нефть в России.

— С какими результатами закончила белорусская нефтепереработка 2017 год? Как вы их оцениваете?

— По итогам 2017 года объем переработки нефти на белорусских НПЗ оценивается на уровне 18 млн 120 тыс. т, что составляет 97,4% к уровню 2016-го. Принятые концерном вместе с нефтеперерабатывающими заводами меры по организации деятельности предприятий при существующих объемах поставок нефти позволили организовать сбалансированную работу технологических объектов НПЗ и обеспечить как выпуск сырья для нефтехимической отрасли в максимально возможных объемах, так и качество производимой продукции в соответствии с требованиями техрегламентов и стандартов.

Кроме того, в 2017 году в рамках диверсификации источников углеводородного сырья нам удалось наладить поставки иранской нефти, суммарный объем переработки которой на двух НПЗ составил более 170 тыс. т.

Также в прошедшем году в ОАО «Нафтан» началась эксплуатация установки по первичной переработке нефти АТ-8, что позволило расширить возможности предприятия по переработке сырья.

Глубина переработки нефти на «Нафтане» в 2017 году оценивается на уровне 73%, на Мозырском НПЗ — 78%.

— Модернизацию белорусских НПЗ планируется завершить к концу 2019 года. А что предстоит сделать в 2018-м? Есть ли уже сейчас эффект от проведенных работ?

— Нынешний год будет решающим в ходе масштабной модернизации НПЗ, которая сейчас в самой активной стадии. Продолжается реализация двух крупнейших проектов — комплекса замедленного коксования в ОАО «Нафтан» и комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ. Эти многомиллиардные по затратам и сложнейшие технологические комплексы включают в себя десятки более мелких установок и других производственных и вспомогательных объектов. На каждом идут строительно-монтажные, пусконаладочные работы, работы по монтажу трубопроводов, инженерных сетей, технологического оборудования.

Напомню, что цели модернизации — увеличение объемов и глубины переработки нефти, получение новых продуктов, обеспечение производства продукции в соответствии с мировыми стандартами качества. В сумме это даст главное — улучшение эффективности работы НПЗ.

Определенный эффект от работы новых, уже сданных в эксплуатацию, объектов мы имеем прямо сейчас. Растет глубина переработки нефти, мы получаем большее количество светлых, более дорогих нефтепродуктов. Благодаря введению в эксплуатацию новых мощностей мы получили большую возможность для маневра на время периодических технологических ремонтов оборудования. Снижается энергопотребление. Например, на «Нафтане» снижение энергопотребления первичных мощностей составило 15%. Немаловажно, что дорогостоящие компоненты, ранее закупаемые за валюту, замещаются продуктами собственного производства. Это алкилат, метил-трет-бутиловый эфир и другие высокооктановые компоненты на Мозырском НПЗ, широкая фракция легких углеводородов, другие виды сырья. Ежегодная экономия составляет десятки миллионов долларов.

— Что будет со стоимостью бензина в Беларуси в 2018 году? Будут ли цены корректироваться с учетом подорожания нефти?

— В течение августа-декабря 2017 года на рынке нефти и нефтепродуктов произошли значительные изменения, влияющие на эффективность работы белорусских НПЗ.

Отмечается постоянный рост стоимости нефти. В декабре 2017 года средние мировые котировки нефти составили $63,9 за 1 баррель и на 25,8% превысили уровень котировок августа 2017-го ($50,8 за 1 баррель). Увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению цены готового продукта. С учетом высокого удельного веса стоимости нефти в себестоимости производства нефтепродуктов (более 80%) для компенсации потерь НПЗ от роста котировок нефти за указанный период цены на нефтепродукты необходимо увеличить на 23%.

Кроме того, в 2018 году запланирован поэтапный рост ставок акцизов на моторное топливо на 10%, что также ухудшит экономическую эффективность работы НПЗ и потребует компенсации потерь путем увеличения цен на автомобильное топливо.

В настоящее время розничные цены на моторное топливо в Беларуси ниже цен на АЗС в сопредельных регионах России (по бензинам — до 15%, дизельному топливу — до 11%). Цены на украинском рынке выше на 48-68%, чем в Беларуси, на рынке стран Балтии и Польши — на 101-129% в зависимости от вида топлива.

Рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной. Чтобы белорусский потребитель и далее получал качественные бензины и дизтопливо отечественных НПЗ, необходимо обеспечить их прибыльную работу и достаточное финансирование завершения модернизации заводов, направленной на увеличение выхода светлых нефтепродуктов.

В данных условиях концерн считает необходимым как минимум привести белорусские цены на автомобильное топливо к паритету с ценами российского рынка. Все возможные меры внутреннего характера для сокращения затрат НПЗ предприняты.

— Каков сейчас объем давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ?

— По итогам прошедшего года удельный вес давальческой переработки в общем объеме переработанной НПЗ нефти составил около 9% (по итогам 2016-го — около 13%). Доля давальческой переработки на белорусских НПЗ сократилась из-за снижения эффективности переработки нефти после проведенного в России так называемого налогового маневра.

— Какую долю нефтепродуктов белорусские НПЗ сейчас реализуют на внутреннем рынке? Какие рынки в настоящее время самые доходные, и за счет чего мы можем на них конкурировать?

— На внутренний рынок белорусские НПЗ традиционно отгружают от 25% до 30% от общего объема произведенных нефтепродуктов. Кроме того, в 2017 году дочерние представительства крупных нефтяных компаний России активно завозили в Беларусь автомобильное топливо российского производства.

Доходность экспортных рынков продажи отличается для различных нефтепродуктов. Имеет большое значение и географическое положение. При поставках на рынки близлежащих стран транспортные издержки малые. Например, по автомобильному топливу самыми доходными являются рынки Украины, Польши и стран Балтии. По реактивному топливу сейчас хорошую доходность демонстрирует рынок Казахстана. Нашими сильными сторонами являются высокое качество нефтепродуктов, стабильные и надежные поставки.

— Как сейчас распределяются экспортные потоки? При каких условиях возможно продолжение транзита нефтепродуктов через российские порты?

— В 2017 году примерно 42% экспорта нефтепродуктов предприятий концерна составили поставки на рынки близлежащих стран. Соответственно, около 58% — поставки в направлении портов для отгрузки в дальнее зарубежье. В основном это мазут и другие темные нефтепродукты. На внутренний рынок России мы поставили около 156 тыс. т нефтепродуктов (меньше 2%), в том числе около 31 тыс. т бензинов.

Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими — мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские. А иначе транзит через более отдаленные порты — это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям.

— В ЕАЭС ведется разработка программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, «Белнефтехим» является ответственным исполнителем программы от нашей страны. Какие основные принципы будут заложены в программу, и как это поможет развитию белорусской нефтепереработки?

— Совет Евразийской экономической комиссии своим решением от 20 декабря 2017 года №98 одобрил проект решения Высшего Евразийского экономического совета «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза», с тем чтобы представить его для рассмотрения главам государств ЕАЭС для утверждения программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и начала ее реализации.

Программа содержит более полусотни мероприятий — от гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере до разработки программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов. В результате реализации программы к 2025 году будут сформированы общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, обеспечен недискриминационный доступ на них хозяйствующих субъектов государств — членов ЕАЭС.

В рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будет работать единое биржевое пространство, биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы, будет обеспечен доступ хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также определен механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства.

Таким образом, для нашей страны реализация программы и формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС означает дальнейшее экономическое развитие государства, укрепление энергетической безопасности, в том числе за счет обеспечения углеводородным сырьем на недискриминационной основе, а также рост конкурентоспособности продукции белорусских НПЗ как на рынке ЕАЭС, так и на мировом рынке энергетических ресурсов.

— Минфин России не отказался от идеи обнулить экспортную пошлину на нефть в 2019 году. Впрочем, называются и более отдаленные сроки — 2025 год. Тем не менее при таком развитии событий цена на нефть для нас вырастет. Готовы ли белорусские НПЗ в перспективе к такому сценарию развития событий?

— Белорусская нефтепереработка уже несколько лет работает в условиях налогового маневра России, в результате которого стоимость нефти для Беларуси растет и постепенно приближается к мировой цене. В 2017 году, например, стоимость тонны российской нефти при поставках на белорусские НПЗ составляла около 80% от ее мировых котировок. Следует учитывать и то, что при экспорте нефтепродуктов НПЗ платят пошлину в бюджет, и таким образом условия льготной стоимости нефти нивелируются, затраты НПЗ становятся сопоставимыми с приобретением сырья по мировой цене.

При отмене пошлины Россией, согласно применяемой формуле определения цены на нефть для Беларуси, стоимость российской нефти вырастет на такую же величину и будет равна мировым котировкам. Сроки отмены пока российской стороной не определены. Однако мы активно готовимся к предполагаемым изменениям. Именно с целью повышения эффективности работы заводов в рыночных ценовых условиях и проводится модернизация НПЗ. Повышение глубины переработки нефти, получение новых продуктов позволит нефтеперерабатывающим заводам получить дополнительную прибыль и оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.

В 2018 году условия поставок нефти в Беларусь по сравнению с 2017-м не изменяются.

— «Белнефтехим» ранее заявлял о разработке стратегии перспективного развития до 2030 года. Как будет развиваться нефтеперерабатывающая отрасль?

— Мы видим, что действующие запасы нефти в целом и так называемой легкой нефти в частности истощаются. В мире возникает необходимость разработок новых месторождений с высокой себестоимостью добычи. В нефтепереработке в долгосрочной перспективе будет прослеживаться тенденция активного вовлечения в переработку тяжелых видов нефти и битумов.

Считается, что центральную роль в мировой нефтепереработке сохранят технологические процессы по углубленной переработке нефтяного сырья — процессы замедленного коксования, гидрокрекинга и др. Причины — различия в уровне доходности с глубокой и неглубокой схемой переработки и необходимость переработки тяжелого сырья.

В этой связи в качестве важнейших стратегических задач технологического развития до 2030 года Мозырский НПЗ и «Нафтан» ставят перед собой продолжение поэтапной модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которая направлена на увеличение глубины переработки нефти и выход светлых дистиллятов за счет максимального вовлечения в переработку низкодоходных темных нефтепродуктов с получением высококачественных моторных топлив. Немаловажной задачей является обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран ЕС.

В то же время белорусские НПЗ нельзя рассматривать только как источник моторных топлив. В настоящее время это предприятия, выпускающие около 100 наименований товарной продукции высокого качества, в том числе сырье для нефтехимической отрасли Беларуси. На НПЗ страны выпускаются ароматические углеводороды, нефрасы, гачи и петролатум, рефлюкс и прямогонный бензин, которые претерпевают дальнейшие переделы с конечным выпуском лаков и красок, химических волокон, полиэтилена и других товаров. Производимая НПЗ продукция поставляется предприятиям Министерства промышленности, Министерства энергетики, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром».

При разработке дальнейшей стратегии развития белорусских НПЗ рассматриваются варианты производства иных, нетопливных нефтехимических продуктов, которые будут востребованы как на территории Беларуси, так и за ее пределами. В частности, получит развитие нефтехимическое направление производства на базе завода «Полимир» ОАО «Нафтан». Здесь планируется строительство новых мощностей по пиролизу и газоразделению с выводом из эксплуатации физически и морально изношенных установок по производству этилена и пропилена.

Фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ 

БЕЛТА

belchemoil.by

"Друзей Минска" не отлучат от переработки нефти в Беларуси?

Фото: www.oreanda.ru

Фото: www.oreanda.ru

Восемь российских компаний на данный момент - оптимальное число поставщиков нефти на белорусские НПЗ. Об этом говорится в распространенном сегодня сообщении госконцерна "Белнефтехим". Ранее пять больших российских компаний выражали желание монополизировать поставки на белорусский рынок.

"В результате совместной работы российской и белорусской стороны произошла оптимизация количества поставщиков нефти до текущего уровня. Остались только те компании, которые могут гарантировать стабильные поставки нефти, нарастить их в случае необходимости и обеспечить эффективную загрузку производственных мощностей НПЗ, что соответствует задачам, которые ставит перед концерном и заводами правительство Беларуси", - сказано в сообщении.

В данный момент нефтяное сырье на белорусские нефтеперерабатывающие заводы поставляют "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", "ТНК-ВР", "Татнефть", "РуссНефть" и "Башнефть". При этом, по данным агентства "Прайм", самые высокие квоты на поставку нефти в Беларусь в январе-феврале 2013 года имела "Роснефть" - 439,4 тысячи тонн в январе и 396,8 тысячи тонн в феврале, самые низкие - у "Русснефти (30,8 тысячи тонн и 27,8 тысячи тонн соответственно) и у "Башнефти" (31 тысяча тонн и 28 тысяч тонн).

В "Белнефтехиме" подчеркнули, что "суммарно компании, поставляющие сегодня сырье на белорусские НПЗ, добывают около 90% российской нефти. Их руководители имеют высокий авторитет и значительное влияние не только в российской нефтяной отрасли, но и во всем мире. На протяжении многих лет эти компании надежно и стабильно выполняют достигнутые договоренности о поставках сырья для переработки на белорусских НПЗ".

В госконцерне назвали объективные причины, почему произошла оптимизация численности поставщиков черного золота. Около года назад доступ в нефтепроводную систему "АК "Транснефть" для поставки нефти на белорусские НПЗ имели около 100 российских добывающих компаний. "Большинство из этих компаний не имели опыта работы на белорусском рынке, часть из них посчитала нецелесообразным размещать свою нефть на белорусских НПЗ, часть других уже выполняла обязательства по поставкам нефти на другие экспортные рынки. Существовала реальная угроза срыва поставки нефти в республику", - отметили в "Белнефтехиме". В настоящее время прибыль от переработки нефти на белорусских НПЗ получают как российские нефтяные компании, для которых переработка нефти в Беларуси и реализация нефтепродуктов является высокодоходным бизнесом, так и сами НПЗ - любой бизнес должен быть взаимовыгодным. "Такая ситуация устраивает все заинтересованные стороны", - убеждены в госконцерне.

Согласно договоренностям, достигнутым в декабре 2012 года на межправительственном уровне, российские нефтяные компании имеют право давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ в размере 50 процентов от общего объема перерабатываемой нефти вне зависимости от количества компаний, включенных в график поставок.

Для белорусских НПЗ положительным фактором, по мнению представителей концерна, является возможность экспорта в Россию нефтепродуктов: "Традиционно НПЗ стремятся к охвату близлежащих рынков, эффективных с точки зрения логистики. Экспорт в РФ расширяет географию поставок белорусских нефтепродуктов и повышает устойчивость функционирования предприятий".

Напомним, в соответствии с достигнутыми с РФ договоренностями, в первом квартале 2013 года в Беларусь запланирована поставка 5,75 млн тонн российской нефти. График транспортировки нефти предусматривает поставку 5,025 млн тонн трубопроводным транспортом, поставка оставшегося ресурса сырья осуществляется железнодорожным транспортом. Поставка сырья на НПЗ идет в соответствии с графиком, что обеспечивает полную загрузку производственных мощностей по нефтепереработке, сообщили в "Белнефтехиме". В концерне отметили, что в настоящее время белорусская сторона продолжает работу по формированию балансов нефти и нефтепродуктов Беларуси и России на весь 2013 год и согласованию графика транспортировки нефти на второй квартал 2013 года.

Недавно российская газета "Известия" сообщила, что главы пяти крупнейших российских нефтяных компаний ("Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "ТНК-ВР", "Роснефть" и "Лукойл") попросили президента России закрепить за ними монопольное право поставок нефти в Беларусь. Ряд экспертов предположили, что это может негативным образом отразиться на цене. В "Белнефтехиме" назвали данные опасения безосновательными: "В 2011 году с российскими нефтяными компаниями подписан протокол, который четко определяет долгосрочную (до 2015 года включительно), единую для всех, формулу, по которой осуществляется продажа нефти".

Вместе с тем наряду с пятеркой нефтяных гигантов, есть еще как минимум три российские компании, отказать которым власти Беларуси не заинтересованы. Речь идет о "Русснефти", "Татнефти" и "Башнефти".

В августе прошлого года "Трайпл" белорусского олигарха Юрия Чижа заключил контракт с "Башнефтью" на экспорт нефтепродуктов на 4,36 млрд долларов. Договор действует до 31 июля 2013 года и может быть пролонгирован еще на год.

Контрольный пакет "Башнефти" (61,29%) принадлежит АФК "Система", главным акционером которой является Владимир Евтушенков. Основной актив российского олигарха в Беларуси - это 49% доля в СООО "Мобильные ТелеСистемы". Вторым стратегическим партнером "Башнефти" являются структуры, близкие к сыну бывшего президента Башкортостана Урала Рахимова.

"Системе" принадлежит крупный пакет и в "Русснефти", которой реально управляет олигарх Михаил Гуцериев, находящийся в приятельских отношениях с властями Беларуси. К тому же он реализует ряд проектов в других сферах в Беларуси: надеется построить еще один калийный комбинат и несколько объектов в сфере коммерческой недвижимости.

Партнером "Татнефти", которая недавно стала развивать в Беларуси и сеть АЗС, является загадочный частный белорусский нефтетрейдер "Интерсервис". В последнее время он начал активно инвестировать в ряд производств, включая пищевку и машиностроение. Основной акционер "Татнефти" - госхолдинг ОАО "Связьинвестнефтехим", владеет 30,44% акций в уставном капитале компании. Татарстану принадлежит "золотая акция" "Татнефти". Председатель совета директоров - Рустам Минниханов, президент Татарстана.

news.tut.by


Смотрите также