Как нефтепереработка РК отстала от потребностей внутреннего рынка. Переработка нефти в казахстане


Как нефтепереработка РК отстала от потребностей внутреннего рынка — Forbes Kazakhstan

Фото: архив пресс-службы

В сентябре о возможном коллапсе воздушного сообщения из-за нехватки авиатоплива заявила Air Astana, сообщив, что среднемесячный объем поставок керосина из РФ сократился с 44 тыс. тонн в месяц в 2016 до 15 тыс. тонн в 2017, а поставки на октябрь и вовсе отменены (по официальной версии – из-за высокого спроса в самой России, по альтернативной - из-за высокого спроса в Сирии). Причем один из основных поставщиков – «Газпромнефть» – уведомил о возобновлении экспорта не ранее мая 2018. Другой авиаперевозчик, Qazaq Аir, специализирующийся на внутренних рейсах, заявил о схожих проблемах. Его глава Блэр Поллок обмолвился, что в Казахстане производится лишь 60% внутренних потребностей в авиакеросине. При этом здесь заправляют лишь керосином советского стандарта ТС-1, который взять, кроме России, негде.

Международное топливо JET А-1, которое можно было бы купить, например, в Китае, стандартами не предусмотрено (отличается от ТС-1 большей степенью очистки, но не может использоваться при температуре ниже -45°С, в то время как первое работает до -60°С). Минэнерго отрицало серьезность проблемы, однако за три дня до этого обсуждало с Комитетом гражданской авиации возможность перехода местных авиакомпаний частично на JET А-1, который Павлодарский нефтехимический завод сможет производить после завершения модернизации.

По словам теперь уже бывшего вице-министра энергетики Асета Магауова (отправлен в отставку в октябре 2017), дефицит авиатоплива появился «два-три года назад», когда была «изменена схема поставок российской нефти на Павлодарский НХЗ: пошла нефть с большим содержанием серы, соответственно, завод не имел права производить авиакеросин». Почему в таком случае Минэнерго не инициировало работу в направлении сертификации JET А-1 раньше, а довольствовалось полной зависимостью отечественной авиации от поставок из единственного, к тому же уже третий год воюющего источника, остается неясным.

С небес на землю

А в октябре 2017 дефицитным стало уже автомобильное топливо, причем практически одновременно по всей стране. (Такие вещи случались и раньше, во время уборки урожая, но особых потрясений не вызывали, поскольку перебои были краткосрочными, а талонная система вводилась в основном в сети КМГ.) Одновременно выросли «неталонные» цены в некоторых сетях, что вызвало дополнительную панику.

Основных факторов бензинового кризиса было названо два – перенос сроков капремонта ПНХЗ с лета на осень (когда еще не закончился ремонт Атырауского НПЗ) в связи с несвоевременной поставкой оборудования и значительным снижением курса тенге к доллару (с 316 до 340 тенге за доллар) и совпавший с этим рост цен на бензин в России: на границе с Казахстаном, по словам министра энергетики Каната Бозумбаева, они выросли за лето с $517 до $573 за тонну. Председатель правления КМГ Сауат Мынбаев объяснил дефицит в том числе нежеланием сетей АЗС «подставляться» под штрафы: несмотря на отмену так называемых предельных цен (кроме АИ-80), Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) активно инициирует расследования по сговору (результатом одного из них для КМГ в сентябре стал штраф в 500 млн тенге).

Мынбаев заверил, что после завершения в ноябре 2017 модернизации ПНХЗ, а в 2018 – АНПЗ проблемы с высокооктановым бензином в стране прекратятся. Однако этому мешают поверить данные аудированного отчета КМГ за 2016, согласно которым консолидированный объем переработки углеводородного сырья по сравнению с 2015 уменьшился на АНПЗ с 4868 тыс. до 4761 тыс. тонн, а на ПНХЗ – с 4810 тыс. до 4590 тыс. тонн. И связано это вовсе не с ремонтом или падением спроса, а с «сокращением поставок со стороны давальцев нефти».

Энергия прошлого

То есть причины проблем с ГСМ в Казахстане системные. В общественном сознании, особенно после поручения президента страны о рассмотрении вопроса по строительству четвертого НПЗ, сложилось представление, что в стране не хватает мощностей по переработке нефти. На самом же деле в секторе переработки существуют две другие проблемы: поздно начатая, а затем еще и затянувшаяся (программа стартовала в 2010 и должна была завершиться в 2015) модернизация имеющихся заводов и нежелание добывающих компаний продавать нефть на внутреннем рынке. Первая, согласно Национальному энергетическому докладу – 2017, презентованному на форуме KazEnergy в начале сентября, привела к тому, что Казахстан стал чистым импортером бензина с 2000 и дизельного топлива с 2012. «Хотя на этих НПЗ в той или иной мере присутствуют мощности глубокой переработки нефти, в целом в Казахстане применяются относительно простые технологии. Как следствие, в нефтеперерабатывающей отрасли наблюдается явный перекос в сторону мазута (остаточного нефтяного топлива), что более не соответствует структуре внутреннего спроса», – говорится в докладе, подготовленном англо-американской HIS Market совместно с ассоциацией KazEnergy.

Фото: Анатолий Устиненко

Все три завода фактически принадлежат государству (КМГ является единственным собственником АНПЗ и ПНХЗ, половинным – Шымкентского НПЗ), то есть рынок переработки не только монополизирован, но и огосударствлен (согласно докладу, в стране есть 32 мини-НПЗ общей мощностью 6,5 млн тонн в год, однако в 2015 на них было переработано лишь 450 тыс. тонн сырья, а единственный современный среди них – завод АО «Конденсат», запустивший недавно секцию вакуумной перегонки и выпускающий бензин марки евро-5).

НПЗ эти в свое время в разной степени приватизировались – по одинаково непрозрачным схемам. Однако ни государственный, ни частные владельцы практически не вкладывали в них ничего сверх того, что поддерживало текущую деятельность. «Капиталовложения в НПЗ Казахстана после обретения страной независимости были незначительными по меркам отрасли (в совокупности в период после 2000 года общий объем инвестиций составил всего порядка $3,8 млрд в эквиваленте). Таким образом, ассортимент выпускаемой НПЗ продукции не претерпел существенных изменений и заводы не смогли адаптироваться к меняющейся структуре потребления на внутреннем рынке. Вакуумная дистилляционная установка и установка висбрекинга, смонтированные в указанный выше период на Шымкентском НПЗ, стали единственными крупными инвестиционными проектами в данной отрасли с 2000 года», – отмечалось два года назад в предыдущем аналогичном докладе. В результате, если в РФ доля производства нефтепродуктов высокого качества составляла в 2017 - 74,2%, в 2016 – уже 78,1%, в развитых странах достигает 85-90%, то в Казахстане с 2014 по 2016 выросла лишь с 55,8% до 59,1%.

Общий объем капитальных расходов на программу модернизации – примерно $6 млрд, что на $1,5–2 млрд дешевле, чем строительство нового НПЗ. Однако при этом совокупные добавляющиеся объемы – всего 2 млн тонн в год, притом что строящийся за $8 млрд НПЗ «Сокар» в Азербайджане рассчитан на 7 млн тонн переработки. IHS Markit считает, что до 2030 года Казахстану нет смысла думать о дополнительных мощностях переработки, если нынешняя модернизация достигнет заявленных целей – потенциал роста потребления не так высок (базовым аналитики взяли среднегодовой рост ВВП в 2,9%), возможности экспорта ограничены географически.

Твердая рука государства

Отчего возникла вторая проблема – незаинтересованность добывающих компаний в доле на внутреннем рынке? Потому что на этом рынке слишком много государства, что делает этот бизнес бессмысленным, объясняют авторы доклада. Цены на переработку на внутреннем рынке гораздо ниже экспортных, в последние два года этот разрыв только вырос. «Если в 2013–2014 они составляли 40% от средней Urals на Средиземном море, то в 2015 – 33%, а в 2016 – 25–29%. Доходы от продажи продукции составили 50% в 2013 и 32–37% в 2016», – говорится в докладе. Без приведения внутренних цен к уровню экспортного паритета (нетбэк, то есть рыночная цена за вычетом стоимости транспортировки и экспортных пошлин) дальнейшее развитие отрасли невозможно, считают эксперты, потому что добыча КМГ падает (хотя и медленнее, чем ожидалось).

Пока же государство действует силовыми методами – за недопоставки на НПЗ можно лишиться экспортной лицензии. Однако 70% добываемой сейчас нефти приходится совокупно на Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, недропользователи которых защищены СРП (соглашение о разделе продукции), и с ними (в будущем, когда модернизированные НПЗ потребуют больше сырья) эти методы не сработают.

Несмотря на некоторую либерализацию рынка (отменены предельные цены на основные нефтепродукты, тарифы на переработку теперь устанавливает не КРЕМ, а совет директоров КМГ), нефтепереработка не является в Казахстане сектором рыночной экономики, считают авторы доклада: «НПЗ… не являются реальными участниками рынка, которые покупают нефть и продают нефтепродукты, вместо этого они получают толлинговое вознаграждение за переработку сырой нефти, размер которого определяется государственной компанией».

В последнее время эти тарифы слишком высоки из-за включения инвестиционной составляющей – сегодня это $11,2 за баррель для АНПЗ и $7,2 для ПНХЗ, причем ожидается дальнейший рост в ближайшие несколько лет. Притом что в мире маржа переработки сильно упала после 2015 (в Северо-Западной Европе, например, с $5 за баррель до менее $2). HIS Market полагает, что долго так продолжаться не может: потенциал повышения цен на нефть выше, чем потенциал повышения цен на нефтепродукты, и потому в условиях интеграции рынков РФ и РК казахстанским НПЗ может просто не достаться нефти. НПЗ включены в программы приватизации на 2016–2020, однако эксперты отмечают, что «ситуация с реализацией этой программы остается неопределенной».

В целом, по мнению HIS Market, рынок нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов в Казахстане находится под прямым контролем и регулированием со стороны большого количества госорганов, включая Минэнерго, Минфин, МИР и Минсельхоз. Регулируются даже графики поставок сырой нефти на НПЗ, годовые объемы и месячные графики переработки, утверждаются объемы импорта. Консультанты же рекомендуют отказаться от толлинговой схемы и перевести сектор на реальную коммерческую основу, с покупкой нефти и продажей нефтепродуктов, а в более долгосрочной перспективе - уравнять экспортные пошлины и акцизы с российскими, раз уж мы вошли в экономический союз без таможенных границ.

Однако в том же докладе констатируется, что даже отмена предельных цен моментально привела к их повышению на рынке, причем в долларовом выражении: на бензин – с 36 до 38 центов, на дизтоп­ливо – с 34 до 39 центов. Рост мог бы быть и больше, если бы не сдерживало опасение расследования со стороны КРЕМ. Повышение цен на ГСМ всегда тянет за собой подъем цен в других секторах, продовольственных и непродовольственных. Как это отразится на инфляции и, следовательно, курсе тенге и реальных доходах, можно не гадать.

А вот распространенное в обществе мнение, что повышение цен, последовавшее за дефицитом, – результат монополии продавцов, не подтвердилось: на конец 2016 доля четырех крупнейших участников рынка составляла лишь 32%: 17% у КМГ (325 АЗС), 9% у Helios (360 АЗС), 5% у SinOil (105 АЗС), 1% у «Газпромнефти» (30 АЗС).

forbes.kz

«Месторождения нефти в Казахстане. Переработка нефти и развитие нефтяной промышленности в Казахстане»

11 класс

Урок №26

Наименование занятия

Урок усвоения нового материала по теме «Месторождения нефти в Казахстане. Переработка нефти и развитие нефтяной промышленности в Казахстане»

Общая цель

Сформировать у учащихся целостное представление о значении нефти и продуктов нефти, и процессах переработки нефти. Создание условия выбора и развития интересов в области наук химического цикла.

Задачи:

  • Знакомство с важнейшими направлениями развития нефтяной промышленности, с общими закономерностями химической технологии, на примере переработки нефти.

  • Формирование знаний для дальнейшего применения на практике.

  • Формирование экологического мышления на практике.

Результаты обучения для учащихся

Ученики должны знать технологический процесс переработки нефти, основные продукты переработки, химизм процесса переработки нефти.

Основные идеи, отработанные на уроке

Целеполагание, групповое взаимодействие, диалоговое обучение, работа в паре, использование ИКТ, развитие критического мышления, ТиО, ОДО.

  1. Игра активити: «Атом, молекула и хаотичное движение» 1. Молекула метана (5 атомов)

  2. Молекула углекислого газа (3 атома)

Молекула ацетилена (4 атома)

Этапы урока: учебная деятельность и ключевые вопросы

(распределение времени)

Деятельность учащихся,

Ожидаемые результаты

Реакция учителя в ответ на деятельность учащихся. Что нужно учесть?

Дорогой друг! Сегодня тебе представляется возможность самостоятельно изучить новую тему. А название темы вы узнаете, отгадав загадку:

Этот углеводород, добывают круглый гол.

И потом трубопроводом

Отправляют на завод.

Отделяют керосин

Битум, газ, мазут бензин

Из мазута между прочим,

Получают парафин

Знают все и стар и млад,

Чем так ценен этот клад,

Кто сокровищем владеет

Просто сказочно -богатеет!

(Нефть)

Цель и метод оценки

Целеполагание Ребята как вы думаете цели обучения сегодняшнего урока является что? (ученики отвечают) :

  1. Игра «Байга»

Заготовлены вопросы 7-8 вопросов, по которым они буду зарабатывать баллы

Учащиеся должны быстро ответить на заданный вопрос «Да» или «Нет»

  1. Казахстан по запасу нефти занимает 12 место? Да

  2. 1999 году отмечали 100-летие Казахстанской нефти? Да

  3. При горении природного газа выделяется ВМС? Нет углекислый газ и вода

  4. Ускоритель химических процессов катализатор? Да

  5. Процесс разложения ВМС на НМС риформинг? Нет крекинг

Отметить вопросы вызванные замешательство учащихся для обработки знаний

Формативная оценка в виде жетончиков

За полный ответ Красный жетончик

Половина ответа Синий

Неполный ответ зеленый

Повторить правила работы в группе (1-2 мин), объединить учащихся в группы по посадочным местам и распределить роли.

Стратегия «Посол»

Разбор материала по учебнику (раздаточный материал, интернет) 10 минут

После пол стратегии «Посол» из каждой группы по 2 посла идут в разные группы. Для объяснения материала предоставляется каждому по 2 минуты (использовать должны ключевые слова)

Итого 6-8 минут)

Учитель контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем. Учитель раздает дополнительные ресурсы.

Жетон получает та группа которая лучше всех взоимообъяснял и тот ученик который проявил ораторские способности при объяснений темы, то есть выявления лидерских качеств у ученика

Физ минутка «Танцующий ежик» 1 минута

Презентация.

Ученики используя полученную информацию должны в группе приготовить презентацию

Для презентации дается 10 минут

После из каждой группы должны назначить спикера и спикер защищает презентацию.

Группы оценивают содержание презентации, информативность , и локальность и четкость выступающего.

Стратегия «Две звезды -одно желание»

(взаимооценивание)

Учитель наблюдает за соблюдением правил

Должны указать недостатки при переработке нефти и предложить свою тенденцию переработки нефти.

Тестирование

Основной целью тестирования является объективная оценка степени усвоения учащимися знаний

Учащиеся индивидуально тестируются в тетради .

После тестирования Ученики взаимопроверяют друг - друга по предложенным на экране правильным ответом

Учитель наблюдает за соблюдением правил академической честности, помогает учащимся.

После тестирования Ученики взаимопроверяют друг - друга по предложенным на экране правильным ответом

Обратная связь

Стратегия «ЗУХ»

«Знаем, умеем, Хочу узнать»

Учитель контролирует регламент

Оценивание « Три хлопка в знак ободрения»

Учитель подводит итог к уроку

Источники, оснащение и оборудование: ноутбук, экран, проектор, мини-белые доски с заданиями, макеты заводов, жетоны, Формат а4

Используемые модули программы

Задание

Какие навыки развивает?

Модуль программы

Совместное целеполагание

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению

Стратегия «Посол»

Знание вые навыки, развитие самостоятельно анализировать прочитанный материал, выявление главного

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению

Презентация

Развитие группового взаимодействия, критического мышления диалога.

Свободное владение ИКТ на уроках. Научить извлекать нужные материалы, научить извлекать необходимые материалы из источников информации (интернет)

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению

Опережающее задание

Знание вые навыки, работа с ТиО, развитие группового взаимодействия

Новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению, ТиО, ОДО

Разминка

Воспитание ЗОЖ

Психолого-педагогические особенности преподавания с учетом возрастных особенностей

Тестирование

знание вые навыки

Использование ИКТ

На всех этапах урока задания были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

урок усвоения нового материала по теме:

«Месторождения нефти в Казахстане. Переработка нефти и развитие нефтяной промышленности в Казахстане»

Подготовила и провела урок: Досмуханбет Молдир

Арыстанбеккызы

г. Зайсан

2015 г.

botana.cc

Ценообразование ГСМ в Казахстане. Часть 1

Пора, наконец, разобраться, почему при ежегодной добычи 80 млн. тонн нефти и экспорта более 60 млн. тонн в Казахстане ощущается дефицит в ГСМ, а также из чего складывается себестоимость бензина? Почему когда цена на нефть падает цена бензина остается неизменной? Какая реальная стоимость бензина? Когда улучшится качества выпускаемого бензина в Казахстане? Постараюсь изложить ответы на все эти и другие вопросы в данном посте.

Топливный кризис

  • Во первых, основной причиной топливного кризиса (в разные годы) стало устаревшее и сильно изношенное оборудование на 3-х казахстанских НПЗ. Всем казахстанским нефтедобывающим компаниям гораздо выгоднее продавать сырье (нефть) на экспорт, чем результат ее переработки. Соответственно, нефтедобывающие не планировали вкладывать средства на модернизацию НПЗ, а у НПЗ, как и у Правительства на это денег не было.
  • Во вторых, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ были сконструированы в период СССР под Западно-сибирскую сернистую нефть. Прямого трубопровода с казахстанских месторождений до Павлодара не было и нет. Ежегодно для жизнедеятельности этих 2-х заводов с России завозились (но не всегда) порядка 5-7 млн. тонн нефти, из этого объема 4-5 млн. тонн нефти поставлялось в Павлодар, а оставшийся объем 1-2 млн. тонн – в Шымкент. В разные периоды поставка с России были ограничены, что в свою очередь отразилась на дефиците ГСМ.
  • В третьих, после обретения Независимости с каждым годом увеличилось число транспортных средств. Если в 1992 году число автотранспорта (без прицепа) составляло сотни тысяч единиц, то в 2013 году – около 4 млн., и ежегодный темп роста составляет примерно 5%. Учитывая, что многие сменили советские авто на автомобили производства дальнего зарубежья, то потребность в Аи-76 и Аи-80 падала, и железные кони требовали все больше и больше высокооктанового бензина. К примеру, 7 лет назад доля производимого топлива А-80 составляла 60%, АИ-92 около 20-30%. Сейчас, наоборот, 60% — это доля АИ-92, а доля А-80 значительно меньше.
  • В четвертых, отсутствие четкого законодательства, регламентирующее цены на ГСМ и пересекающее спекуляцию на топливном рынке.

Все эти факторы могли стать причинами топливного кризиса в разные годы. Но это все в прошлом, настоящее выглядит лучше, а будущее вообще обещает быть превосходным.

 

Государственное регулирование топливных цен

В целях упорядочения системы государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов и с целью стимулирования НПЗ осуществлять модернизацию производственных мощностей в 2011 году вышел Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV.

Не буду томить буквами, суть этого закона вкратце изложена на картинке:

Из картинке выше следует, что Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) утверждает предельную цену на топливо.

Согласно Правилам, утвержденным ПП РК от 2 марта 2012 года № 287, предельная цена на розничную реализацию определяется в зависимости от мировой цены на нефть на основе следующей формулы:

Если при расчете следовать всем условиям формулы, то цена на ГСМ (в частности на бензин и дизельное топливо) должна составить не менее 250 тенге!!!

Получается, что Агентство по регулированию естественных монополий руководствуется не Правилами, а по шкале социальной напряженности в стране.

Я бы на месте АЗС засудил бы АРЕМ, выставив многомиллиардный штраф, за не соблюдение Правил

Если так, то почему бензин стоит дешевле?

Дело в том, что Правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок, причем она может быть значительно ниже мировых цен и может даже устанавливаться на уровне себестоимости добычи нефти (условия по поставкам нефти на внутренний рынок устанавливаются в контрактах на недропользование).

Вся экспортируемая казахстанская нефть рассчитывается (при налогообложении) по мировым ценам, в следующих случаях мировая цена для определения стоимости нефти не применяется:

  • при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо – стоимость определяется исходя из фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода;
  • при передаче для переработки в качестве давальческого сырья, в том числе через третье лицо - исходя из производственной себестоимости добычи увеличенной на 20%;

Принимая во внимание, что производственная себестоимость добычи нефти в Казахстане составляет от $8 до $40, а предельные цены равны перед всеми участниками топливного рынка, то некоторые компании на этом делают очень хорошие деньги.

Казахстанские НПЗ

Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана представлена тремя НПЗ: Атырауским нефтеперерабатывающим заводом (АНПЗ), Павлодарским нефтехимическим заводом (ПНХЗ) и Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом. Действующие заводы осуществляют следующие подвиды деятельности:

  1. переработка продуктов первичной и глубокой переработки нефти;
  2. компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в товарные бензины в целях повышения октанового числа;
  3. введение присадок и добавок в дизельное топливо.

По итогам 2012 года переработка нефти на отечественных НПЗ по данным АО «ИАЦНГ» составила 14 065 тыс. тонн, а в 2011 году – 13 726 тыс. тонн.

По отдельности:

источник: КМГ-ПМ

Следует отметить, что глубина переработки НПЗ остается крайне низкой (65-68%), а в США и некоторых стран ЕС этот показатель составляет 87-92%.

На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд. Реконструкцией под ключ АНПЗ и Шымкентского завода занимаются китайские компании, а ПНХЗ - европейские (Италия/Франция). К 2016 году НПЗ будут модернизированы и смогут выпускать топливо на уровне Евро-5, а объем переработки вырастет до 17,5 млн тонн в год. И к 2016 мы должны успеть, ведь согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.

 

Ценообразование ГСМ

Ценообразование формируется за счёт следующих основных параметров: покупная цена нефтепродуктов от дистрибьюторов нефтеперерабатывающих заводов, акцизы, плюс затраты, необходимые на содержание объектов (автозаправочных станций и нефтебаз), а также остальные расходы компании (заработная плата работников компании, налоги и другие обязательные платежи в бюджет, социальные выплаты и др.).

И так, попробуем разобраться с ценообразованием ГСМ на топливном рынке Казахстана. Чисто теоретически.

Для расчета возьмем объем переработки нефти и выхода нефтепродуктов за 2011 год (за 2012 год официальных данных по разбивкам нефтепродуктов нет, только сводная информация), а цену на нефть и нефтепродукты за этот год.

И так, нам известно, что....

  1. в 2011 году на три НПЗ поставлено 13 726 тыс. тонн нефти.
  2. а) Покупная цена нефти для ПНХЗ составляет примерно 54 000 тенге за тонну;

b) "РД "КМГ" загружает нефть на АНПЗ по 40 000 за тонну; давальцы также отгружают нефть на АНПЗ, но по ценам выше "РД "КМГ";

Источник: Готовой отчет АО "РД "КМГ" за 2012 год

с) Шымкентский завод принимает в основном давальческое сырье, которое рассчитывается по себестоимости нефтедобычи с надбавкой 20% (согласно Налоговому кодексу). При средней себестоимости нефтедобычи $24/баррель в Казахстане, чисто теоретически давальческое сырье не должно превышать 30 000 тенге у нефтедобытчика (но сторонние компании могут закупать нефть по ценам гораздо выше). Но на практике покупная цена завода составляет порядка 60 000 тенге за тонну.

Теоритическая средняя покупная цена для НПЗ составляет 54 600 тенге за тонну.

Итого, на 3-х НПЗ было переработано 13 726 тыс. тонн нефти по 54 600 тенге за тонну, т.е. стоимость нефти на 749,5 млрд. тенге.

3. Цена на переработку сырой нефти возьмем АНПЗ: 13 725 тенге за тонну (с учетом НДС).

В соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 27 декабря 2012 года №48, уровень цены ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" на переработку сырой нефти с 1 января 2013 года утвержден в размере 11 807,6 тенге за одну тонну (без учета НДС 12%).

Цена за услуги по переработке нефти составит 181,5 млрд. тенге.

4. Выход (объем) и наименование нефтепродуктов из переработанной нефти нам известны (в таблицах выше). На сайте Стат.Агентства известна выходная оптовая цена на нефтепродукты (без учета НДС 12%):

  • Бензин - 93 548 тенге за тонну;
  • Керосин - 121 645 тенге за тонну;
  • Дизельное топливо - 101 081 тенге за тонну;
  • Мазут - 61 407 тенге за тонну.

Итого: выходная оптовая цена от продаж нефтепродуктов составит 940 млрд. тенге.

5. Цены на акциз

Общая итоговая акцизная цена составит 16,2 млрд. тенге.

6. НДС от оптовой деятельности 12%: 113 млрд. тенге

7. транспортные расходы по ЖД/автоцистерны: 6 000 тенге за тонну (цены могут различаться в зависимости от региона)

Итого: 65,2 млрд. тенге

8. Розничные цены (АЗС) по Казахстану нам известны:

Путем конвертации литры ГСМ на тонны, то можно выявить розничные цены нефтепродуктов. Это нужно для определения НДС от розничной деятельности.

НДС от розничной деятельности составит: 43 млрд. тенге.

9. Следовательно, прибыль от розничной деятельности можно выявить путем: РОЗНИЧНАЯ ПРИБЫЛЬ = Розн.продажа - Опт.продажа - Акцизы - Транспорировка - НДС = 121,2 млрд. тенге. В эту прибыль входят: Чистая прибыль, Фонд оплаты труда, Адм.затраты, техн.потери нефтепродуктов, откаты и прочее.

Прибыль от оптовой деятельности можно выявить путем: ОПТОВАЯ ПРИБЫЛЬ = Оптовая продажа - Процессинг - Стоимость покупной нефти = 9,4 млрд. тенге. Но на балансе остаются и другие продукты переработки: кокс, сера, спирт, сжиженный газ, газойль.

Также нужно отнять КПН (20%) от прибыли (оптовая и розничная) в пользу Республиканского бюджета, но, не зная ФОТ, Адм.затраты, это крайне сложно сделать.

Хотя, в учет можно взять КПН от прибыли без учета затрат (как будто АЗС и Оптовики не несли затраты).

В итоге, получился вот такой результат:

Сводный результат ценообразования ГСМ на рынке Казахстана:

Ценообразование для самого популярного топлива в Казахстане будет выглядеть так:

 

Для примера: Ценообразование бензина Regular (наш АИ-92) и дизельного топлива в США.

В США прибыль АЗС сидит в переработке нефти, поскольку производитель нефти, нефтепереработчик и АЗС - это одна компания.

Источник: U.S. Energy Information Administration

 

Ценообразование бензина и дизельного топлива в России:

Источник: Федерация автовладельцев России (по ссылке можно увидеть полный расчет)

В России половину стоимости бензина и дизельного топлива занимают налоги. Стоимость Акцизов на ГСМ в России превышают казахстанские в 10 раз! Но покупная нефть на НПЗ дешевле. В России НДС и акциза сопоставимы с экспортной пошлиной на нефть, и нефтедобывающей компании нет разницы: продавать нефть на экспорт или перерабатывать на нефтепродукты.

 

Продолжение (о росте цен на ГСМ с 2014 года, почему АРЕМ не регулирует оптовые цены и прочее) следует...

yvision.kz


Смотрите также