Нефтепереработка: как США вышли в лидеры. Переработка нефти в сша


Нефтепереработка: как США вышли в лидеры

За последние пять лет, когда речь заходила о нефтегазовом секторе США, в основном это касалось сланцевой добычи, при этом незаслуженно игнорировался другой важный аспект – переработка.

Возможно, когда-нибудь США действительно выйдут в мировые лидеры по уровню добычи, однако на сегодняшний день страна уже является одним из мировых лидеров по переработке.

По объемам переработки перерабатывающая промышленность Китая по мощности близка к США: более 15 млн баррелей в сутки перерабатывающих мощностей, причем фактически работает менее 75% мощностей.

Низкий уровень использования китайских перерабатывающих мощностей связан с тем, что 3,5-4,5 млн баррелей в сутки перерабатываются независимыми НПЗ, которые работают при загрузке 30-60% мощностей.

Такие НПЗ отличаются низким уровнем эффективности и соответственно продукцией низкого качества, однако они получают регуляторную поддержку со стороны правительства страны.

Если говорить о сложности процесса переработки, то перерабатывающая промышленность Южной Кореи является ближайшим конкурентом США.

Однако при этом южнокорейские НПЗ вынуждены работать практически при максимальной нагрузке.

Работа при максимальной нагрузке приводит к тому, что Южная Корея в 2016 г. экспортировала свыше 1,3 млн баррелей в сутки переработанных нефтепродуктов. И это приводит к огромной волатильности прибыли южнокорейских НПЗ во время резкого роста цен.

Сочетание высоких объемов и уровня сложности американских НПЗ приводит к тому, что в ближайшее время на рынке маловероятно появление реальных конкурентов.

Исторически в США развилась система частных нефтеперерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры, что позволяет перерабатывать разные типы нефти и получать дорогостоящие нефтепродукты.

Сланцевая революция

Сланцевая революция сыграла значительную роль в изменении ситуации на нефтяном рынке в мире.

Сланцевая добыча привела к тому, что на внутренний рынок вышли значительные объемы легкой малосернистой нефти, что полностью изменило рынок нефтепереработки в страны, так как в зависимости от типа нефти меняется технология ее переработки.

Несмотря на то что благодаря сланцевой добыче общий уровень добычи в стране вырос на 65% с 2009 г., импорт сырой нефти снизился только на 11%.

Сланцевая революция помогла заместить легкую малосернистую нефть, импортируемую из Нигерии, Анголы и Алжира, внутренней добычей.

Кроме того, некоторые НПЗ провели обновления, чтобы принимать легкую малосернистую нефть.

Тем не менее исторически значительный объем импорта нефти в США идет из Венесуэлы и Мексики. Латинская Америка является основным поставщиком тяжелой нефти на региональные рынки США, причем большая часть НПЗ, расположенных на побережье Мексиканского залива, на Среднем Западе и на Западном побережье, заточены под переработку тяжелой нефти.

Когда началась революция добычи легкой нефти в 2011 г., импорт тяжелой нефти вырос на 11% к 2016 г., однако большая часть поставок шла из Канады.

Счастливая случайность

Возможно, это счастливая случайность, но сланцевая революция в США произошла очень вовремя.

Канада - важный поставщик тяжелой нефти на рынок США. Канадские добывающие компании закупали ультралегкую нефти у Катара и Австралии, чтобы смешивать со своей тяжелой нефтью и отправлять ее по трубопроводам на рынок США.

Однако, когда в США началась сланцевая революция, на рынке появилось много ультралегкой нефти, которая идеально подходила для смешивания с тяжелой канадской нефтью. Это укрепило сотрудничество двух стран в нефтяном секторе.

США направляли свою ультралегкую нефть в Канаду, где канадские заводы смешивали ее со своей тяжелой нефтью, добываемой на нефтеносных песках.

Рост добычи легкой сланцевой нефти позволил канадцам нарастить добычу нефти на нефтеносных песках и поставлять больше нефти американским НПЗ.

На НПЗ эта нефть либо перерабатывалась, либо тяжелая нефть отделялась от ультралегкой, которая вновь отправлялась в Канаду для повторения всего цикла.

Взаимовыгодный обмен между США и Канадой и тот факт, что нефтяной рынок Канады был изолирован от экспорта, позволил американским НПЗ переключиться с латиноамериканской на канадскую тяжелую нефть.

Изоляция Канады от международных нефтяных рынков привела к тому, что канадская сырая нефть стала одним из самых дешевых видов поставок на американские НПЗ.

Большая часть бензина, производимого в США, идет на рынки Латинской Америки, а экспорт американского СПГ (сжиженный природный газ) идет в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Разнообразие возможностей по переработке в США дает стране преимущества, так как НПЗ могут производить нефтепродукты, подходящие для разных целей и для разных рынков, в зависимости от того, какой тип нефти идет на переработку.

С началом сланцевой революции у США появился постоянный доступ к легкой малосернистой нефти.

Кроме того, Канада предоставляет стабильный источник тяжелой нефти, что составляет 47% поставок тяжелой нефти в США и 29% поставок нефти средней плотности (по состоянию на 2016 г.).

С учетом дешевых поставок сырой нефти, сложной системы перерабатывающих мощностей, наличия выхода на рынки АТР, Европы и Латинской Америки США стали чистым экспортером нефтепродуктов.

Доминирование США

Исторически перерабатывающая промышленность США была основана несколькими международными нефтяными компаниями, чтобы сбалансировать эффект волатильности цен.

Когда цены на нефть резко упали, нефтедобывающие компании стали получать меньше дохода от продажи сырой нефти и больше дохода от переработки нефти в нефтепродукты, которые менее подвержены ценовым колебаниям.

Тем не менее в последнее десятилетие наблюдался процесс, при котором многие международные нефтяные компании продавали свои перерабатывающие подразделения, так как рынок стал излишне насыщен НПЗ.

В настоящий момент НПЗ, которые появляются на мировом рынке, строятся национальными нефтяными компаниями, которые часто во главу угла ставят вопрос энергетической безопасности, игнорируя экономику переработки.

Даже если национальные компании смогут в ближайшие пару лет построить дополнительные НПЗ, существующих НПЗ будет недостаточно, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на переработанные нефтепродукты.

Кому-то придется сбалансировать рынок, и эту роль, вероятно, будут выполнять чистые экспортеры нефтепродуктов, такие как США.

По мере выравнивания уровня крупнейшей в мире нефтеперерабатывающей промышленности и уровня внутреннего спроса в будущем США станут ключевым игроком в процессе сбалансирования поставок нефтепродуктов.

С 2005 г. США из разряда чистых импортеров нефтепродуктов перешли в категорию чистых экспортеров нефтепродуктов.

По мере роста поставок нефти и ограниченных дополнительных перерабатывающих мощностей роль США и их способность перерабатывать нефть в нефтепродукты будет расти и способствовать поставкам на ключевые рынки, такие как Латинская Америка и Азия.

При этом крупные страны-экспортеры в регионе, такие как Мексика и Канада, будут по-прежнему нуждаться в ультралегкой нефти США и поставках нефтепродуктов, чтобы продолжать экспортировать свою нефть и насыщать внутренний спрос на нефтепродукты.

Благодаря целому ряду факторов мир будет все больше зависеть от нефтегазового сектора США, в частности от перерабатывающей промышленности.

investfuture.ru

4.1.4. Перспективы развития процессов переработки нефти в США : Нефтеперерабатывающая промышленность США и бывшего СССР. : Юридическая библиотека

Как известно, нефть до 2000 г. будет продолжать оставаться основным источником энергии [142]. Рост ее потребления в США (на 1,3% в год) будет обеспечиваться в первую очередь постав­ками из стран Ближнего Востока. Ниже приведены предполагае­мые объемы потребления, добыча и импорт нефти в США:

Согласно прогнозу фирмы Conoco, к 2000 г. объем импорта нефти в 2 раза превысит объем ее добычи на территории страны, причем доля ближневосточной нефти возрастет до 42%. С середины 80-х годов нефтяная политика США базируется на импорте дешевой нефти. Принят закон не только об экономии энергии, но и о сокращении добычи нефти и газа на собственной территории. Резко снизится в ближайшее время добыча в США малосернистой нефти [143].

Ежегодные темпы прироста потребления нефтепродуктов в США оцениваются в 0,4-1,6%. В структуре потребления США преобладают бензины, несмотря на то что идет дизелизация автомобильного транспорта. Поэтому в дальнейшем развитие нефтепереработки будет направлено на обеспечение соответствия между структурами спроса нефтепродуктов и их производства.

Ниже приведены мощности установок по переработке нефти и соотношение мощностей вторичных процессов и процессов

1990 г. 1995 г. 2000 г.

Потребление нефти, млн. т Импорт нефти, млн. т Добыча нефти, млн. т

794 844 881 292 * 440 501 370 333 296

* Данные за 1987 г.

прямой перегонки (на начало года) [144, 145]:

1990 г. 1991 г. ' 1992 г.

Мощность установок прямой перегонки, млн. т Мощности установок вторичных процессов, от­несенные к мощностям установок прямой перегон­ки, %:

767 720 713

термические процессы каталитический крекинг каталитический риформинг гидроочистка гидрообессеривание гидрокрекинг производство кокса производство битума производство масел

12         13 ' 13,2 < 32,9       32,0    34,1 21,1        21,2    22,8 39,1        39,5    42,5

13          14 14,1 7,4 9           8,4 2,9 3,2      3,2

5.4         5,7      5,9

1.5         1,5      1,4

Можно отметить, что планируется устойчивый рост мощ­ностей вторичных процессов, что в первую очередь связано с введением новых, более жестких требований к качеству топлив в 1992 г. Как было уже отмечено, на долю 19 крупнейших компаний США приходится 75% суммарных мощностей по переработке нефти в этой стране. Их заводы оборудованы в основном современными установками, высока доля вторичных процессов. Однако в США еще достаточно велико число мелких заводов - средняя мощность установок прямой перегонки нефти на 194 заводах США составляет менее 3 млн т в год. В связи с принятием новых законов о чистом воздухе стоимость модер­низации НПЗ до 1995 г. должна составить 20-41 млрд дол. Не все заводы смогут выдержать такие затраты. Под угрозой закрытия находятся 65 заводов, суммарная мощность которых составляет примерно 11 % от всей мощности переработки нефти в США. В зоне риска находятся еще 38 нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам специалистов, в ближайшие годы мощности по переработке нефти в США сократятся на 15%. Вместе с тем уже в 1993 г. построены установки каталитического крекинга мощностью 9,3, гидрокрекинга-4,8, гидроочистки-25 млн т в год [146].

Основную долю в структуре бензинов (70%) составляют регулярные бензины. В то же время намечается устойчивый рост производства премиального бензина (в 1990 г. объем его произ­водства составлял 30%).

В настоящее время в США среднее содержание в бензинах ароматических углеводородов составляет-32, олефиновых-12, бензола-1,6, кислорода-0,5% [147].

В ближайшие годы ожидается резкое увеличение производ­ства кислородсодержащих добавок. По нормативам, уже в 1993 г. 31% всего бензина США должен содержать оксигенаты, к 1995 г.-более 85%. В связи с этим в ближайшие 5 лет потребле­ние кислородсодержащих добавок будет увеличиваться на 28% в год и к 1996 г. достигнет 16 млн т.

Введение нового стандарта предполагает выпуск так называе­мых реформулированных бензинов. Его применение не требует изменения конструкции двигателя, не влечет за собой ухудшения эксплуатационных характеристик автомобиля.

Ниже приведены компонентные составы [в % (об.)] тради­ционного и реформулированного бензинов с различным содержа­нием ароматики [% (об.)] [148]:

Традицион- Реформатированный

ный                                                                 20% (об.) 10% (об.)

Бутаны                                               5,5            3,5               2

Риформат "                                     40,3           24,6        11,6

Бензин каталитического крекинга 33          28,1           14

Эфиры                                               3,4           10,8        10,8

Алкилаты                                           9,4           16,5        27,6

Изомеризат                                       5,5           11,6        11,6

Легкий бензин гидрокрекинга или прямой 1,9           3,5       15,8 перегонки

Наиболее существенно новые нормы повлияют на процессы риформинга. Вследствие большого содержания в риформатах ароматических углеводородов доля их в товарных бензинах будет сокращаться. Предложены различные способы снижения содержания ароматических углеводородов в риформатах: как за счет снижения производительности и жесткости риформингов, использования экстрактивной дистилляции, так и за счет регули­рования пределов выкипания (температуры начала кипения) сырья риформинга в целях уменьшения образования бензола и его предшественников, изомеризации углеводородов С5-С6 (легких продуктов риформинга) и алкилирования продуктов риформинга легкими (С2-С4) олефинами (процесс алкимакс) [142].

В будущей структуре НПЗ главное место принадлежит установкам каталитического крекинга с микросферическим ката­лизатором, который работал бы на тяжелом нефтяном сырье. Об этом написано в разделе, посвященном каталитическому крекин­гу нефтяных остатков по технологиям фирм Келог, Шелл, ЮОПи, Французского института нефти и т. д. Новые катализаторы на основе высококремнеземных цеолитов ZSM и сверхкремнезем­ных цеолитов типа LZ-210 или ультрастабильных цеолитов Y обеспечивают крекинг тяжелого нефтяного сырья. В ближай­шее время ожидается применение в промышленности, исполь­зующей катализаторы, широкопористых пассивирующих мате­риалов для крекинга больших молекул, что позволит перераба­тывать сырье с высоким содержанием никеля и ванадия. Боль­шую роль будут играть различные добавки в процесс каталити­ческого крекинга. К ним относятся промоторы дожита оксида углерода, поглотители оксидов серы, пассиваторы металлических ядов, присадки, повышающие октановое число, и др.

В будущем в соответствии с законом о чистом воздухе технология производства бензина на установках каталитического

крекинга должна претерпеть существенные изменения [149]. Ожидается, что доля продуктов каталитического крекинга в реформулированных бензинах сократится, так как содержание ароматических углеводородов в бензинах каталитического кре­кинга составляет 30-40% (об.), а олефиновых углеводородов- 25-40% (об.). В этом случае установки каталитического крекинга будут направлены не только на выпуск бензина, но и на выпуск углеводородов С3-С5. Основные изменения процесса будут обусловливать повышение скорости подачи и степени конверсии сырья, увеличение стойкости катализаторов к отравлению тяже­лыми металлами, повышение селективности цеолитов в произ­водстве изоолефинов. Изменятся требования к качеству катали­затора.

В будущей структуре НПЗ заметную роль станут играть процессы алкилирования и изомеризации [142]. Полученные в этих процессах продукты характеризуются низкой летучестью, практически не содержат олефиновых и ароматических угле­водородов, но обладают высоким октановым числом. Введенный в бензин алкилат позволяет эксплуатировать двигатель внутрен­него сгорания при более высокой степени сжатия в цилиндре, и, следовательно, снизить расход бензина на 1 км пробега. В США заметен рост мощностей установок алкилирования. В 1992 г. они составили 35,9 млн т. Прирост мощности установок изомериза­ции в год составляет примерно 4,3%, и на 1993 г. суммарная мощность установок составила 40 млн т [150].

Возрастает роль процессов гидрооблагораживания сырья, что вызвано как ухудшением его качества, так и новыми требования­ми к качеству дизельных топлив. По-видимому, процессы гидро­облагораживания будут развиваться по пути утяжеления сырья, что подтверждается появлением в последнее время большого числа новых установок гидрооблагораживания-установок кон­версии нефтяных остатков.

Все большее распространение получает гидрогенизационная переработка нефтяных остатков с использованием нескольких слоев катализаторов, каждый из которых ответствен за опре­деленную фракцию: гидрообессеривание, гидроазотирование, гидродеметаллизацию. Такие системы предлагают компании Шелл и Шеврон [151].

В процессе гидрокрекинга по бензиновому варианту для повышения выхода бензина предложены новые нецеолитсодержа­щие молекулярные сита SAPO, включающие кремний, алюминий и фосфор. При добавлении 7,5% такого «сита» к традиционному катализатору выход бензина увеличивается с 37,7 до 87,4% (октановое число 88 по исследовательскому методу) [152].

Известно, что необходимость снижения содержания серы в дизельном топливе до 0,05% связана с дезактивацией катализа­тора в конверторах, устанавливаемых в выхлопных системах дизельных двигателей, а необходимость снижения содержания

ароматических углеводородов до 20% (об.) [в штате Калифор­ния-до 10% (об.)]-с ограничением выбросов твердых частиц. Снижение содержания серы до указанной нормы при существую­щей технологии - задача вполне осуществимая. В ближайшее время планируется осуществить небольшую модернизацию уста­новок с помощью нового оборудования, разработать новые катализаторы с учетом дополнительных требований, ввести в действие новые установки гидроочистки дизельного топлива.

Иное положение со снижением содержания ароматических углеводородов: в данном случае потребуется новая технология [142].

Снижение содержания ароматических углеводородов можно достичь при одноступенчатом жестком гидрировании дизельного топлива на специальных катализаторах или при двухступенчатом гидрокрекинге с применением на второй ступени катализатора, содержащего благородный металл. Для проведения процесса в одну ступень требуется высокое давление, в две ступени- значительные капиталовложения. Несколько фирм разрабаты­вают менее дорогие способы снижения содержания твердых частиц в выхлопных газах автомобилей с помощью присадок.

Таким образом, перспективы развития нефтяной промышлен­ности США определяются не только экономическим развитием, но также экологическими законами. От их жесткости в будущем существенно зависят структура нефтеперерабатывающих заводов и рост их производства.

bookzie.com

Нефтеперерабатывающие заводы США

Бережно относясь к 4 миллиардам тонн нефтяных запасов, отведенных природой на долю Соединенных Штатов (2,2% в процентном отношении к общему объему затаившегося в недрах Земли черного золота), государство, граждане которого расходуют ежедневно около 2,6 млн. т нефтепродуктов (в основном в качестве транспортного топлива), 1,5 млн. т из них предпочитает закупать у зарубежных экспортеров. Оставшуюся не покрытую импортом потребность в нефтепродуктах (около 1,1 млн. т) Америка удовлетворяет пока что за счет разработки собственных месторождений. Самые масштабные работы по изъятию природных богатств из-под погребенной под США планеты проводятся на территории юго-западных штатов (Техас, Оклахома и т.д.), шельфе Мексиканского залива, а также в Калифорнии и на Аляске.

Наиболее мощные нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие крупнейшим нефтяным корпорациям Exxon Mobil и ChevronTexaco (лидирующим не только среди американских конкурентов, но также занимающим соответственно 2 и 5 места в мировом рейтинге 30 ведущих нефтеперерабатывающих компаний), наряду с прочими немалыми производствами,  размещены, согласно законам логики, вблизи нефтепроводов, крупнейших нефтяных бассейнов и, конечно же, неподалеку от наиболее ненасытных потребителей нефтепродуктов, то есть: вдоль побережий Мексиканского залива и омываемой Атлантическим океаном полосы, соединяющей Нью-Йорк и Балтимор. Калифорния (Центральная и Южная) также принимает активное участие в снабжении США продуктами нефтепереработки.

Пожалуй, настало время представить читателю более подробные характеристики преуспевших в своей отрасли американских нефтеперерабатывающих гигантов. В этой статье мы не будем касаться брошенных заводов в Северной Америке.

нефть

Итак, несколько главных фактов об Exxon Mobil – второй в списке Top Petroleum Refining Companies in the World корпорации, по масштабам влияния на развитие отраслей энергетики уступающей только мировому лидеру — британской компании BP.

В настоящий момент весь мир опутан сетью подразделений и дочерних компаний Эксон Мобил, специализирующихся на всех видах профессиональной деятельности, способствующих удовлетворению мировой потребности в энергоресурсах. В перечень, способов достижения вышеупомянутой цели создания компании, входят следующие направления проводимых ею работ:

- разведка новых месторождений и организация эффективной добычи сырой нефти и природного газа;

- производство первоклассного топлива, смазочных материалов, асфальта и уникальных нефтепродуктов по запатентованным технологиям;

- разработка оптимальных подходов к организации процессов транспортировки и реализации готовой продукции;

- эффективное снабжение отраслей судостроения, авиации и, конечно же, оптовых покупателей нефтехимической продукцией и смазочными материалами, представленными торговыми марками «Exxon», «Esso», «Mobil» и «On the Run»;

- инвестирование в научно-исследовательские кампании собственных технологических центров корпорации, направленные на разработку инновационных продуктов и технологий, а также совершенствование существующих производств.

Успешная кооперация 80 000 работников, трудящихся во имя гегемонии компании с годовым оборотом $300 млрд., обеспечивает нефтяному гиганту стабильный ежегодный прирост прибыли и расширение сфер мирового господства.

ChevronTexaco – вторая крупнейшая после Exxon Mobil американская нефтехимическая компания, образованная в результате слияния в 2001 году двух корпораций — Chevron и Texaco. Несколько слов о каждой из них помогут читателю составить представление о задатках и склонностях новоявленного нефтяного детища.

Потеряв в 70-х годах контроль над нефтяными магнатами Саудовской Аравии по причине нежелания последних фиксировать цены на нефть в соответствии с пожеланиями западных компаний, Socal (в будущем Chevron) и Texaco, производившие на тот момент около 18% мировых нефтепродуктов, были вынуждены сфокусировать корыстные интересы на месторождениях Мексиканского залива и Северного моря, а впоследствии – на ресурсах бедных африканских стран, за недостатком каких-либо других ресурсов допускающих варварское отношение к природе и здоровью местных жителей, провоцируя формирование национальных протестных движений (в ряде случаев сумевших добиться дотаций на развитие инфраструктуры и улучшение условий проживания в местных общинах, а также временного сожаления компании о совершенных ею ошибках – например, о «прискорбном» («regrettable»), по словам представителей Chevron, убийстве в 1998 году нескольких нигерийцев, протестовавших против оффшорной нефтяной платформы, участниками отряда kill-and-go (дословно «убить и уйти» — печально известный отряд нигерийских вооруженных сил), нанятого самой же компанией для подавления восстания).

Впрочем, какие бы распоряжения об улучшении условий подчиненных в развивающихся странах ни поступали от их руководителей из развитой страны, а нефтепроводы, дополняя и без того неживописные виды пересекаемых ими жилых кварталов, еще долго будут мозолить глаза местных жителей в качестве ежедневного напоминания об их зависимости от текущей по нефтяным артериям жидкости. Так же, как и 60-метровое пламя, гудящее круглосуточно менее чем в 300 метрах от домов людей, живущих даже по ночам при свете дня, страдающих астмой и кожными заболеваниями, производящих на свет детей с врожденными пороками, и умирающих преждевременно от раковых заболеваний.

Спонсируя политическую жизнь США и контролируя соответствие стратегий Белого Дома интересам корпорации, Chevron-Texaco вдохновляет на состязание в алчности руководящие составы других передовых нефтеперерабатывающих американских компаний, таких как  ConocoPhillips, Valero Energy, Marathon Oil, Amerada Hess, Premcor, Motiva Enterprises, Western Refining Company, Tesoro West Coast, United Refining Co, San Joaquin Refining Co, Murphy Oil USA, Age Refining, Flint Hills Resources, Foreland Refining, Giant Industries и т.д.

В общем, список притязающих на несметное богатство и мировое господство велик и многолик.

первая

И пока не найдена (или найдена, но по причинам, не угодным власть имущим, не получает практического применения) альтернатива нефтесодержащим веществам и материалам, нефтяные магнаты продолжают принимать незримое, но деятельное участие в формировании специфических систем человеческих ценностей, оказывая соответствующее влияние на политику и культуру государств, а также быт и мировоззрение их жителей.

Статья прочитана 3791 раз(a).

www.zadira.info

Нефтепереработка и сбыт нефти в США

Согласно подсчетам «Ойл энд гэз джорнал», к началу 1949 г. в Соединенных Штатах имелось 418 нефтеперерабатывающих заводов с общей пропускной способностью в 6,7 млн. баррелей сырой нефти в сутки. Из них 374 завода находились в действии.

Общая суточная пропускная способность заводов

Общая суточная пропускная способность заводов составляла 6,51 млн. баррелей сырой нефти, а крекинговая мощность — 3,75 млн. баррелей в сутки. В это же время в Канаде насчитывалось 36 нефтеперерабатывающих заводов с общей суточной пропускной способностью 331,9 тыс. баррелей сырой нефти и мощностью крекинговых установок 167,4 тыс. баррелей в сутки, а в Мексике — 7 заводов с общей суточной пропускной способностью 160,4 тыс. баррелей сырой нефти и крекинговой мощностью 25,9 тыс. баррелей в сутки.

Нефтепереработка и сбыт в США

В настоящее время нефтяные ресурсы страны увеличиваются не только путем открытия новых месторождений и применения усовершенствованных методов бурения и эксплуатации, но и благодаря более высокой технике нефтепереработки. Что касается наиболее прибыльного нефтепродукта — бензина, то более совершенная техника позволила значительно увеличить процент бензина, получаемого из сырой нефти. Так, в 1915 г. выход бензина составлял около 18%, в 1940 г. — 45%, а в ближайшем будущем благодаря разрабатываемым сейчас методам каталитического крекинга процент выхода бензина предполагается довести до 60. Перевести все нефтеочистительные заводы на максимальный выпуск бензина было бы, однако, нецелесообразно, так как это привело бы к снижению процента выхода средних погонов, на которые в настоящее время предъявляется устойчивый и все возрастающий спрос ввиду использования их для отопления жилищ.

В настоящее время благодаря развитию нефтяной промышленности из сырой нефти получают свыше 5 тыс. различных видов нефтепродуктов, причем дальнейшие возможности использования сырой нефти для производства различных химических продуктов почти неограниченны. Так например, если до 1940 г. удельный вес нефти и природного газа как сырья для производства различных органических веществ в химической промышленности Соединенных Штатов составлял менее 5 /о, то к 1946 г. он возрос почти до 25%, что составляет свыше 1 587 тыс. т сырья для производства синтетических органических веществ.

Сбыт нефти в США

Североамериканский континент представляет собой крупнейший рынок сбыта нефтепродуктов. В 1938 г. потребление нефтепродуктов на душу населения составляло: в Мексике — 0,9 барреля, в Канаде — 4, в США — 8,8 барреля, то есть являлось крупнейшим в мире. В 1947 г. потребление нефтепродуктов на душу населения поднялось: в Мексике до 2,1 барреля, в Канаде — 6,7, в США 13,7 барреля.

Объем экспорта сырой нефти и нефтепродуктов Мексики, хотя уступает экспорту Соединенных Штатов, тем не менее составляет гораздо больший процент внутреннего производства, чем в США.

В последние годы в Соединенных Штатах было потреблено почти равное количество бензина и нефтетоплива. Поскольку, однако, оптовая цена бензина примерно в два раза превышает стоимость нефтетоплива, которое к тому же обычно продается крупными количествами, розничная торговля нефтепродуктами выражается в основном в распределении и доставке бензина и в меньшей степени других нефтепродуктов. Бензозаправочные станции, автомобили, грузовики, развозящие бензин, множество реклам, благодаря которым названия таких компании по сбыту бензина как «Эссо», «Мобильгаз», «Ред краун», «Фаир чиф», «Кулмотор», «Филлипс 66» и многие другие, стали обиходными словами, в Америке встречаются повсюду. В Соединенных Штатах имеется свыше 200 тыс станций обслуживания или заправки бензином и 175—200 тыс. других пунктов продажи бензина и нефтепродуктов, необходимых для автомобилистов. Арендатор бензозаправочной станции, ее служитель или владелец является таким же непременным членом сельской общины, как аптекарь или бакалейщик, и их можно встретить в любом месте, где имеются дороги, по которым может проехать автомобиль.

С нефтеочистительных заводов на оптовые склады очищенные нефтепродукты обычно доставляются по трубопроводам или водным транспортом, откуда они развозятся автоцистернами на бензозаправочные станции, промышленные предприятия и фермы.

Результатом развития нефтяной промышленности в Америке явилось возникновение системы распределения бензина и других очищенных продуктов которая не встречается в других районах земного шара. Подсчитано, что в Соединенных Штатах одна бензиновая колонка приходится на 21 автомобиль, а один автомобиль приходится в среднем на 4 человека. Нефтяная промышленность стала, таким образом, отраслью массового производства.

usa.e-migration.ru


Смотрите также