Производство бензина. Переработка нефти в топливо


Производство бензина

Производство бензина – общая информация

Бензин получают за счет переработке нефти, природного газа, газового конденсата, торфа, угля, горючих сланцев, и синтезом из водорода и окиси углерода. Сырье, которое используется для производства бензина - нефть: больше 20% нефти, которую добывают во всем мире, перерабатывают в бензин.

В нашей стране все товарные бензины создаются из газоконденсатов и нефти. Газовый бензин получают на специальных газоперерабатывающих заводах благодаря выделению жидких углеводородов из газов. Такой бензин имеет отличные пусковые характеристики и при добавлении в малых количествах в товарные бензины могут улучшать их свойства эксплуатации. Современный бензин получают путем смешения компонентов, которые получаются за счет каталитического риформинга, прямой перегонки и каталитического крекинга, полимеризации, алкилирования, изомеризации и других процессов по переработке газа и нефти.

Качество компонентов, которые используются для создания каких-либо марок товарных бензинов, сильно различается и напрямую зависит от возможностей предприятия с технологической точки зрения. Товарные бензины аналогичных марок, но созданные на разных нефтеперерабатывающих заводах, будут отличаться фракционным и компонентным составом, это связано с различием перерабатываемого сырья и технологических процессов на каждом нефтеперерабатывающем предприятии.

И даже бензины одинаковых марок, созданные одним заводом в различное время, могут иметь разный компонентный состав из-за проведения регламентных работ на конкретных технологических установках, изменения программы завода по выпуску продукции и состава сырья.

Но во всех случаях должна быть соблюдена технология получения товарных бензинов на конкретном предприятии, это - обязательное требование технических условий и стандартов на бензины.

 

 

Основные физические и химические процессы производства бензина

Главные технологические процессы производства бензина - каталитический крекинг и каталитический риформинг. Процесс каталитического риформинга, как и раньше, остается основным процессом производства бензина, несмотря на ограничения по содержанию ароматических углеводородов, потому что он – это главный источник высокооктановых компонентов, и водорода для установок гидроочистки.

Из-за ужесточения норм, которые касаются содержания серы в моторных топливах, нужно увеличивать мощность гидрообессеривания, а это требует дополнительного водорода. Уменьшение роли и доли бензина риформинга в создании экологически чистого реформулированного бензина обусловлено кроме ограничения содержания ароматических углеводородов, ещё и неудовлетворительным распределением октановых свойств по фракциям катализата.

Поэтому процесс бензинового риформинга при производстве бензина, лучше всего сочетать с процессами изомеризации бензина и удаления бензола. Последнее время коммерческая активность и технология по производству на нефтеперерабатывающих заводах мира новых установок каталитического крекинга в псевдоожиженном слое специального микросферического катализатора имеет очень высокий уровень.

Так, если сейчас объем вырабатываемого по всему миру бензина каталитического крекинга почти сравнялся с суммарным объемом выработки бензина изомеризации и риформинга, то в будущем бензин каталитического крекинга и компоненты, которые сопряжены с этим процессом, будут занимать лидирующие позиции в производстве бензина на нефтеперерабатывающих заводах в сравнении с такими процессами риформинга, которые требуют дополнительных ресурсов нефти и прямогонных бензинов.

 

 

 

 

Этапы производства бензина

За последние годы процесс каталитического крекинга при производстве бензина, стал усовершенствованным, с целью повышения селективности при конверсии исходного вторичного сырья в бензин. Нефтеперерабатывающее производство, в результате которого получают бензин, состоит из трех основных этапов:

 

 

 

 

  • первичная переработка нефти: осуществляется разделение сырой нефти на отдельные фракции, каждая из которых отличаются температурой кипения.
  • вторичная переработка: осуществляется обработка фракций, которые были получены после первого этапа. На данной стадии получаются "товарные" нефтепродукты.
  • товарное производство: разные фракции должны пройти дополнительную очистку и, если это необходимо, обогащаются присадками, увеличивающими октановое количество топлива.

 

Хотя в Европе уже давно такая практика запрещена, в будущем планируется запретить её и в России за счет нового технического регламента. Будет ли это так - большой вопрос, так как далеко не каждый завод по переработке нефти может пройти переоснащение.

 

 

 

 

 

После того, как нефть прошла переработку, получают не только дизельное топливо и бензин, но и парафины, смазочные масла, битумы. Многие привычные для нас вещи созданы именно благодаря процессу переработки нефти.

Уровень очистки нефти напрямую зависит от заводского оборудования. Не каждый нефтеперерабатывающий завод может создать 95-ю и хотя бы 92-ю марку бензина: оборудование не позволяет. Но, безусловно, стоит этим заниматься, так как применение присадок вредит окружающей природе и даже моторам автомобилей.

 

 

 

 

Технологический процесс производства бензина

Но это всего лишь поверхностный осмотр технологического процесса производства бензина. Детально этот процесс будет выглядеть так. Вначале на завод поставляется нефть: можно использовать нефтепроводы, водный и железнодорожный транспорт. Наиболее широко в России применяется первый вариант.

На первой стадии из нефти удаляют соль, содержащуюся в сыром материале в огромном количестве. Для того чтобы это сделать, нужно смешать воду и нефть, а потом поставить в специальную электрообессоливащую установку. Такое воздействие электричества ведет к разрушению смеси нефти и воды, а сама вода удаляется из ёмкости. Потом применяются деэмульгаторы, делающие процесс надёжнее.

И только потом начинается непосредственный процесс переработки нефти в бензин - нефть из обессоливающей установки переходит на другую – атмосферно-вакуумную перегонку. Увы, многие технологии так и не поменялось. Но некоторые нефтеперерабатывающие заводы применяют инновационное оборудование. Но и такое оборудование на первичной стадии переработки проходит вакуумную и атмосферную перегонку. Первая группа процессов осуществляется за счет отделения светлых фракций нефти (керосиновые, дизельные, бензиновые). А уже после атмосферной перегонки образуется мазут, используемый также в промышленности.

Различные фракции отличаются различной температурой кипения. А значит, проходя через аппарат, разные составляющие нефти будут подниматься на различную высоту. Бензин, так как является самым лёгким продуктом, поднимается вверх в виде пара, а оттуда затем выводится. Вакуумная же переработка используется для выведения из мазута разнообразных масляных дистиллятов.

Бензин будет получаться уже на следующей стадии, когда из вещества, полученного благодаря атмосферной переработке, будут выводиться газы. Обычно, это бутан и пропан, и они также могут быть использованы в промышленной сфере, но они не годятся для топлива. Так что без более тонкой очистки никак не обойтись.

 

 

 

 

Получение газового бензина

Как отмечалось ранее, бензин является легчайшей фракцией сырой нефти. Но получить его можно как из этого вещества, так и из попутного газа. Такой произведенный бензин будет называться газовым. Тем более что в промышленных условиях бензин создают из тяжёлых фракций нефти, такой бензин будет называться крекинг-бензином.

Газовый бензин может быть нестабильным и стабильным, тяжёлым и лёгким. Такой бензин применяется как сырьё в химической промышленности.

До применения технологии крекинга, из одной тонны нефти можно было получить только около 200 литров бензина. Когда её стали применять, то получилось повысить её количество до 700 литров. Суть технологии состоит в высоком разогревании мазута, до 500 градусов Цельсия. А как стала использоваться технология "пиролиза", то из сырой нефти выход бензина повысился до 800 литров с тонны.

В наше время мы знакомы с бензином за счет использования автомобилей. Какие-то авто смогут завестись при А-80 и А-76, а другие – лишь при Аи-95 и Аи-92, а есть и такие автомобили, которые заводятся только при Аи-98. Чем больше октановое число бензина, тем выше будет уровень его очистки. Хотя многие марки данного топлива можно получить за счет смешивания разнообразных компонентов. Но также часто используются и бензогенераторы, перебытывающие топливо в электическую энергию.

Таким образом производство бензина один из важнейших технологических процессов современного мирового производства.

Ян Волховский, promplace.ru

 

 

promplace.ru

Технологические схемы переработки нефти на топливо

из "Переработка нефти по топливному варианту"

Поточные схемы заводов, работающих на топливном варианте, обычно характериззтот по глубине переработки нефти, т. е. по отбору светлых нефтепродуктов с неглубокой и глубокой переработкой. [c.14] При неглубокой переработке нефти получают бензин, дизельное топливо в количестве, равном их содержанию в нефти (около 50 % на нефть). Полученный в остатке мазут используют для приготовления котельных топлив. [c.14] На рис. 1 представлена схема неглубокой переработки нефти на заводе топливного профиля. Нефть поступает на обессоливание на установку ЭЛОУ (или блоки ЭЛОУ в составе комбинированных установок), а затем на атмосферную перегонку. При этом от нефти отгоняется легкая бензиновая фракщш (н. к. - 62 °С) ее направляют на процесс изомеризации, а затем используют при компаундировании бензинов. [c.14] Схемой предусмотрена депарафинизация фракции дизельного топлива для снижения температуры застывания. Побочным продуктом процесса депарафинизации являются жидкие парафины - сырье нефтехимического синтеза. Остаток атмосферной перегонки - мазут (фр. 350 °С) применяют в качестве котельного топлива. [c.15] Газы прямой перегонки нефти, риформинга, изомеризации и гидроочистки направляют на очистку от серы и фракционирование. С установки газофракционирования (ГФУ) выводят сжиженные газы - пропан, бутан, изобутан, применяемые в качестве бытовых топлив или сырья нефтехимии, а также сухой газ (технологическое топливо) и газовый бензин (пентановая фракция), используемый в качестве компонента товарного бензина. [c.15] Характерной особенностью неглубокой переработки нефти является значительный выход мазута — котельного топлива. Такие схемы были осуществлены в тех районах, где высок спрос на котельное топливо. Для современных заводов более типична глубокая переработка нефти, схема которой представлена на рис. 2 (здесь не указаны схемы переработки дистиллятов атмосферной перегонки, см. рис. 1, являющиеся составной частью глубокой переработки нефти). [c.15] Головным процессом глубокой переработки нефти является уже не атмосферная, а атмосферно-вакуумная перегонка нефти, что позволяет довести глубину отбора дистиллятов до 75-80 %. Помимо светлых нефтепродуктов, отбираемых в атмосферной секции, в вакуумной части из мазута получают вакуумный дистиллят - фракцию 350—500 °С и в остатке гудрон. [c.15] С прямогонным дизельным топливом перед гидроочисткой, тяжелый газойль является сырьем в производстве технического углерода. [c.16] Наряду с каталитическим крекингом для увеличения выработки светлых нефтепродуктов в последнее время все шире применяют процесс гидрокрекинга. Если при каталитическом крекинге основным продуктом процесса является бензин, то при гидрокрекинге можно изменять соотношение получаемых продуктов (бензина и газойлей) в зависимости от спроса. Гудрон может идти на производство битума, но в основном его перерабатывают с применением одного из термических процессов - коксования или термического крекинга (висбрекинга). [c.16] При термической переработке гудрона получают газ и дистилляты. Бензин термических процессов перед использованием подвергают облагораживанию с применением процессов глубокого гидрирования и каталитического риформинга. [c.16] Для глубокой переработки нефти по топливному варианту разработана комбинированная установка переработки мазута КТ-1, которая состоит из следующих блоков вакуумная перегонка мазута, висбрекинг гудрона, каталитический крекинг газойля, гидроочистка сырья, абсорбция и газофракционирование. [c.17] Комбинированная система КТ-1 позволяет довести отбор светлых нефтепродуктов при переработке нефти до 70 % (на нефть). Непосредственно на установке из мазута похгучают 50% светлых нефтепродуктов и газов. [c.17]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Топливо. Методы переработки топлива

Пособие

Топливо. Методы переработки топлива

1. Топливо, его значение и классификация

Топливом называют существующие в природе или искусственно полученные вещества, являющиеся источником тепловой энергии и сырьем для химической промышленности.

Роль топлива в народном хозяйстве страны велико и все время возрастает, так как бурное развитие промышленности органического синтеза — производство пластических масс, химических волокон, синтетических каучуков, красителей, растворителей и т. д. — требует огромным количеств углеродного сырья, которое получается в результате химической переработки различных топлив.

Все топлива можно разделить по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные, а по происхождению — на естественные в искусственные.

Естественные топлива:

твердые — угли, древесина, сланцы, торф

жидкие — нефть;

газообразные — природные и попутные газы.

Искусственные топлива получают главным образом при переработке естественных топлив. Твердые искусственные топлива — кокс, полукокс, древесный уголь; жидкие — бензин, керосин, лигроин и др.; газообразные — генераторные газы, коксовый газ, газы переработки нефти и др.

Нефть в основном состоит из углерода (80-85%) и. водорода (10-14%), входящих в состав сложной смеси углеродов. Кроме углеродной в нефти имеется небольшая неуглеводородная часть я минеральные примеси. Состав природных и попутных газов очень разнообразен.

Разнообразие твердых топлив представлено в таблице 1.

В таблице представлен состав органической, или горючей, массы топлива — той части топлива, которая при горении дает тепло. .

Газообразное топливо обладает рядом преимуществ по сравнению с твердым и жидким топливом, которые обусловлены его свойствами. При сгорании газа можно довести до минимума потерю теплоты с уходящими в дымовую трубу продуктами горения; при сгорании газа не образуетсязолы, шлака, дыма. Газ можно транспортировать самым дешевым видом транспорта — трубопроводом. По этим причинам газообразное топливо находит все более широкое применение в промышленности, а также в качестве бытового топлива и топлива для автотранспорта.

Таблица 1

2. Технологические методы переработки твердого топлива

Методы переработки твердого топлива основаны на гетерогенных, главным образом некаталитических процессах в системах «твердое — газ», «твердое — жидкость — газ» и многофазных, осуществляемых при высоких температурах.

При нагревании уголь и другие виды топлива претерпевают сложные изменения, ведущие к образованию новых твердых, жидких и газообразных продуктов.

Основными методами, переработки твердого топлива являются коксование, полукоксование, газификация и деструктивная гидрогенизация.

Коксование — метод переработки каменных углей нагреванием без доступа воздуха до 900-1060 0 С в коксовых печах. Коксохимическое производство включает три технологические стадии: подготовку сырья, коксование и переработку коксового газа.

Сырьем для коксования служит смесь каменных углей, способных при нагревании спекаться (т. е, размягчаться и слипаться в общую массу). К таким углям относятся коксующие угли различных марок: коксующиеся, паровично-спекающиеся, паровично-жирные и др. Но запасы коксовых углей ограничены, поэтому наряду с ними применяютдругие марки каменных углей — неспекающиеся: жирные, газовые, длинно пламенные.

Поступающие на переработку угли подвергаются подготовке: дроблению, сортировке, обогащению, обезвоживанию. Эта работа по улучшению качества угля требует дополнительных расходов, но она экономически целесообразна.

Процесс коксования протекает в коксовых печах , представляющих собой щелевидные камеры 2 шириной 0,4 м, высотой 4 м и длиной 14-15 м, сложенные из огнеупорного материала. В своде такой камеры имеются отверстия — люки для загрузки угля. Несколько десятков вечей (до 75), расположенных параллельно друг другу и связанных кирпичной кладкой, образуют коксовую батарею. В простенках между печами располагаются отопительные каналы 1. В них сжигается какое-либо газообразное топливо. Полученное при этой тепло через стенки печей, передается загруженному в них углю.

Рис. 28. Камера коксования

Коксование длится 13-14 часов. По окончании процесса открывают переднюю и заднюю двери печи и специальным толкателем выталкивают кокс из камеры в стальной полувагон, в котором его тушат. После выгрузки кокс сортируют. Из одной тонны угольной шихты получают 730-780 кг кокса, содержащего 85-95% чистого углерода, 5-11% золы и небольшое количество других веществ.

Образующийся при коксовании газ (до 350 м3 на 1 т угля) содержит много ценных веществ. Кроме водорода, метана, окиси и двуокиси углерода, в его состав входят пары каменноугольной смолы, бензола, аммиака, сероводорода и ряд других соединений. Парогазовую смесь, отходящую из коксовых камер, улавливают и отводят V цех конденсации на переработку, извлекая содержащиеся в газе компоненты.

Полукоксование — низкотемпературный пиролиз низкосортного твердого топлива (каменные и бурые угли, сланцы) при нагревании до конечной температуры 500-550 0 С без доступа воздуха.

Продукты полукоксования — полукокс, смола и газ.

Полукокс — слабо спекшийся хрупкий продукт, содержащий до 10% летучих веществ, обладающий высокой реакционной способностью 8 большой зольностью. Применяют как местное энергетическое топливо я как составляющую шихты для коксования.

Смола, в особенности сланцевая, служит источником получения моторных топлив, растворителей я самых разнообразных органических мономеров, выделяемых прямой перегонкой смолы.

Газификация. В последнее время газификация твердого топлива приобретает особое значение как источник энергия и химического сырья.

Газификации могут быть подвергнуты любые виды твердого топлива — торф, низкосортные угли, сланцы, полукокс, отходы лесоразработок и др. При газификации, проводимой вреакторах, называемых газогенераторами, органическая масса топлива превращается в генераторные газы. Твердый остаток газификации (шлак) представляет собой минеральную часть топлива, т. е. золу. В зависимости от назначения генераторного газа применяют различные виды дутья и получают газ заданного состава.

Представляет интерес возрождение идеи Д. И. Менделеева о подземной бесшахтной газификации каменных углей, Когда газификация протекает в подземном газогенераторе без извлечения топлива на поверхность, т. е. без трудоемких горных работ.

Метод заключается в том» что с поверхности земли к угольному пласту бурятся скважины на расстоянии 25-30 м друг от друга, после чего забои этих скважин соединяются каналом газификации по угольному пласту. Одна скважина предназначена для подвода дутья, а другие — для отвода образующихся газов.

Деструктивная гидрогенизация — это метод прямого получения искусственного жидкого топлива — заменителя нефтепродуктов — из бурых и каменных углей, сланцев и других видов твердого топлива.

Сырьем служат каменные и бурые угли, содержащие в своей массе минимум серы, азота, кислорода, но максимум водорода. Угли подготавливают; дробят, измельчают, обогащают и сушат. Тонко измельченный угольный порошок смешивают с тяжелым маслом. Полученную массу нагревают в автоклавах под давлением в присутствии водорода и катализатора. В этих условиях уголь насыщается водородом — гидрогенизуется. Одновременно с гидрогенизацией происходит расщепление (деструкция) больших молекул, составляющих уголь, в смесь жидких и газообразных веществ с меньшим молекулярным весом. В результате образуются углеводороды (Сn Нm), аналогичные молекулам веществ, составляющих нефть. В зависимости от степени гидрирования можно получить бензин, керосин, дизельное топливо и другие вещества.

3. Переработка нефти

Нефть — основа энергетики и ряда отраслей промышленности. Добытую нефть направляют в трапы и сепараторы. Здесь от нее отделяют попутный газ (дегазация) и подают его на отбензинивание. Пары бензина и газа выделяют либо путем сжатия газа я последующего охлаждения, при котором бензин переходит в жидкое состояние, либо, пропуская газ через специальные поглотители (соляровое масло), из которых бензин затем отгоняют. Отбензяненный сухой газ направляют на компрессорную станцию для последующего использования. После дегазации нефть подают в мерники, где ее освобождают от взвешенных частиц (песка, глины и др.), а затем замеряют. Помимо песка и глины нефтьсодержит воду и соли. Поэтому ее подвергают дальнейшей обработке, обезвоживанию и обессоливанию.

Переработку нефти, в зависимости от качества используемого сырья и характера производимых продуктов, осуществляют разными методами. Все методы нефтепереработки можно разделить на два вида: физические и химические. К первым относится перегонка, ко вторым — крекинг, пиролиз и др.

Перегонка представляет собой процесс разделения нефти как сложной жидкости на отдельные фракции (части). В основе такого процесса лежит метод раздельной конденсации паров веществ, составляющих нефть. Обычно перегонка производится в две стадии. Вначале из нефти под атмосферным давлением выделяют моторное топливо, получая в остатке мазут, а затем под вакуумом мазут перерабатывают.

Перегонка нефти производится на атмосферных или атмосферно-вакуумных установках, состоящих их трубчатой печи 1, ректификационной колонны 2, теплообменников 3, насосов и других аппаратов.

mirznanii.com

Переработка жидких топлив (нефти и нефтепродуктов)

    Переработка жидкого топлива (нефти и нефтепродуктов) [c.211]

    Из топливных печей косвенного нагрева широко применяются трубчатые печи для переработки жидких топлив — нефти и нефтепродуктов, а также коксовые печи для переработки твердых топлив. В трубчатых печах тепло, полученное в результате сжигания топлива, передается через стенки металлических трубок, по которым перемещаются перерабатываемые продукты. Конструкция этих печей подробно описывается на с. 193. [c.62]

    При прямой перегонке получают жидкие топлива в тех количествах, в которых они содержатся в исходной нефти. Этот способ не удовлетворяет растущих потребностей в топливах. В настоящее время разработаны способы деструктивной переработки нефти и нефтепродуктов, значительно увеличивающие выход топлив из нефти..  [c.7]

    ТЕРМИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТОПЛИВА — переработка различных видов топлива нагреванием без доступа воздуха до высоких температур (500— 1000 С) с целью образования кокса, полукокса, дополнительного количества бензина, древесного угля и дегтя, ароматических углеводородов, сырья для получения органического синтеза, газообразного топлива и др. Т. п. т. основана на свойствах органических веществ, которые являются главной составной частью любого топлива, разлагаться при нагревании. К термическим методам переработки топлива относят коксование и полукоксование твердого топлива, пиролиз твердого и жидкого топлива, газификацию твердого топлива, сжижение твердого топлива, крекинг нефти и нефтепродуктов, деструктивную гидрогенизацию и др. На выход и качество получаемых продуктов при Т. п. т. влияет температура и продолжительность ее действия, применение катализаторов и метод переработки топлива. [c.247]

    По физическому состоянию топливо бывает твердым, жидким и газообразным. Различают также естественное и искусственное топливо. Естественное топливо используется в том виде, в каком оно находится в природе (дрова, солома, торф, бурый и каменный уголь,- сланцы, нефть, природные горючие газы). Искусственное топливо получается из естественного путем его физико-химической переработки (древесный уголь, кокс нефтепродукты — бензин, керосин, лигроин, мазут газы, получаемые из твердого топлива,— генераторный, водяной и др.). [c.263]

    Нефть — ископаемое, жидкое горючее, сложная смесь органических веществ предельных углеводородов (парафинов), нафтенов (циклопарафинов), ароматических углеводородов и др. В нефти различных месторождений обычно преобладает какой-либо из названных классов углеводородов. В состав Н. обычно входят также кис-лород-, серо- и азотосодержащие вещества. Н.— маслянистая жидкость с характерным запахом, темного цвета, легче воды, в которой не растворяется. Существует несколько теорий происхождения нефти. Н.— важнейший источник топлива, смазочных масел и других нефтепродуктов, а также сырья для химической промышленности. Основным (первичным) процессом переработки И. является ее перегонка, в результате которой получают различные нефтепродукты бензин, лигроин, керосин, соляровые масла, мазут, вазелин, парафин, гудрон. Вторичные процессы переработки нефти (крекинг, пиролиз) позволяют получать дополнительно жидкое топливо, различные углеводороды, главным образо.м ароматические (бензол, толуол и др.). Большое значение имеют как топливо и химическое сырье попутные нефтяные газы и газы крекинга нефти. [c.89]

    В условиях стабилизации добычи нефти и продолжающегося роста потребности в жидком топливе и маслах необходимо решать задачи рационального использования нефти. Следует сократить до минимума использование продуктов переработки нефти в качестве топлива для энергетических установок (тепловых электростанций, крупных котельных) разработать эффективные конструкции двигателей, потребляющих значительно меньше топлива и смазочных материалов создать эффективную систему сбора, возврата и повторной переработки отработавших нефтепродуктов добиваться снижения потерь нефти н нефтепродуктов как у производителя (на нефтепромыслах,. НПЗ), так и у потребителя значительно углубить переработку нефти, с помощью различных термических и химических методов получать из нефти в 1,5—1,8 раза больше светлых нефтепродуктов, чем в ней изначально содержится. [c.25]

    Снижение выбросов диоксида серы с дымовыми газами происходит за счет сокращения удельных расходов топлива, повышения степени использования в общем объеме потребляемого топлива заводского и природного газов и приготовления для собственных нужд жидкого топлива с пониженным содержанием серы. Все кислые газы, получаемые в процессах переработки нефти и очистки нефтепродуктов, перерабатываются на установках Клауса с выработкой серы или серной кислоты. По 190 [c.190]

    Удобство применения жидких моторных топлив и ценность других нефтяных продуктов вызвали широкое развитие добычи и переработки нефти, мировые запасы которой, однако, весьма ограничены (примерно в 250 раз меньше мировых запасов угля). Непрерывный рост потребности в нефтепродуктах вызвал необходимость изыскания новых источников их получения, что привело к созданию промышленности искусственного жидкого топлива. [c.84]

    Что касается последующих процессов производства, то здесь вообще трудно провести резкую границу. Процессы разгонки, крекинга, ароматизации, производства алкилатов и т. д. используются как в нефтеперерабатывающей промышленности, так ж в промышленности искусственного жидкого топлива, отличаясь только в связи с различньш характером исходного сырья, т. е. другим его групповым и фракционным составом. Промышленность искусственного жидкого топлива широко использовала и испо.ль-зует опыт промышленности переработки нефти, откуда она заимствовала большое количество процессов и производств, разработанных сначала применительно к переработке нефтепродуктов. [c.458]

    Основными источниками получения их являются попутные газы, производные нефтяные газы, получаемые при различных видах термохимической переработки нефти и нефтепродуктов, н газы деструктивной гидрогенизации твердого и жидкого топлива. По химическому [c.105]

    Нефть, продукты ее переработки и газообразное топливо имеют исключительное значение в народном хозяйстве. Раньше из нефти отгоняли только керосин, а остаток после отгонки сжигали как топливо. Попутные газы нефтедобычи и природные горючие газы совершенно не использовались. С развитием автомобильного и авиационного транспорта потребление нефтепродуктов, особенно бензина, сильно возросло. Но нефть и нефтепродукты — это не только различные жидкие топлива и смазочные масла. Появилась новая отрасль химической промышленности— нефтехимический синтез нефть подвергается глубокой переработке в различные химические продукты. Широко стали использовать в химической промышленности попутные газы нефтедобычи и природные газы. В настоящее время нефть и газы являются ценнейшим сырьем для производства пластических масс, химических волокон, синтетических каучуков, аммиака, моющих средств, спиртов и других органических соединений. Изучением свойств и методов переработки нефти занимались русские и советские ученые Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. А. Летний, В. В. Морковников, В. Г. Шухов, Н. Д. Зелинский, С. С. Наметкин, С. В. Лебедев и многие другие. Своими исследованиями они внесли неоценимый вклад в мировую и отечественную науку. [c.173]

    Нефть и получаемые переработкой ее нефтепродукты служат важнейшим жидким топливом и ценнейшим химическим сырьем современной промышленности. На комплексной переработке нефти базируется бурно развивающаяся промышленность нефтехимического синтеза, поставляющая различные виды топлива, разнообразные смазочные масла, сырье для производства полимерных материалов (пластмасс, волокон, каучуков и лаков), моющих средств и многих других ценных продуктов. [c.237]

    В условиях стабилизации добычи нефти и продолжающегося роста потребности в жидком топливе и маслах необходимо решать задачи рационального использования нефти. Следует сократить до минимума использование продуктов переработки нефти в качестве топлива для энергетических установок (тепловых электростанций, крупных котельных) разработать эффективные конструкции двигателей, потребляющих значительно меньше топлива и смазочных материалов создать эффективную систему сбора, возврата и повторной переработки отработавших нефтепродуктов добиваться снижения потерь нефти и 24 [c.24]

    Следовательно, основными источниками для получения сжиженных углеводородных газов (пропан, бутан) должны служить попутные газы, газы газоконденсатных месторождений, искусственные нефтяные газы и газы деструктивной гидрогенизации твердого и жидкого топлива. Однако следует указать, что газы термической и термокаталитической переработки нефти и нефтепродуктов как содержащие значительное количество реакционно-способных непредельных углеводородов прежде всего должны подвергаться соответствующей переработке для их фракционирования с последующим использованием в различных химических синтезах. [c.173]

    Жидкое топливо является главным продуктом переработки нефти. К этой основной группе нефтепродуктов относят бензины (карбюраторное топливо), реактивное, дизельное, газотурбинное, котельное и печное топливо. [c.226]

    Директивы XIX съезда партии предусматривают развитие производства искусственного жидкого топлива, в том числе на базе химической переработки сланцев. За пятое пятилетие будет примерно в 2 раза увеличена мощность заводов по первичной переработке нефти и в 2,7 раза — по крекированию сырья. При этом будет углублена переработка нефти и увеличены выходы светлых нефтепродуктов. Дальнейшее развитие получит газовая промышленность. Примерно на 80% будет увеличена за пятилетие добыча природного газа и попутного нефтяного газа, а также производство газа из угля и сланцев. [c.58]

    Наиболее существенным этапом в развитии техники переработки смолы и бензола явился переход от периодически действующих перегонных аппаратов к непрерывно действующим, благодаря чему оказалось возможным более четко разделять исходные продукты, значительно упростить и удешевить технологический процесс. Современная техника переработки жидких продуктов пиролиза твердого топлива имеет много общего с техникой переработки нефти, рассматриваемой в следующей главе. Типовой агрегат непрерывного действия для переработки нефти И нефтепродуктов, состоящий из трубчатой печи и ректификационных колонн для разделения образовавшихся в печи паров, признан наиболее рациональным и в коксохимической промышленности. [c.197]

    Вопросы развития нефтеперерабатывающей промышленности в нашей стране стоят все время в центре внимания партии и правительства. В 1920 г. специальная комиссия Центрального Комитета партии под председательством товарища И. В, Сталина разработала мероприятия по подъему и реконструкции нефтяного хозяйства. С 1927 г. началось строительство трубчатых установок для перегонки нефти и установок для термического крекинга. В годы сталинских пятилеток создана нефтеперерабатывающая промышленность, оснащенная новейшим оборудованием, позволяющая перерабатывать нефть в ценнейшие высококачественные продукты. Резко увеличено производство моторного топлива и смазочных масел, значительно вырос выход этих нефтепродуктов, улучшено их качество, освоена переработка высокосернистых нефтей, улучшена подготовка нефти к переработке (обезвоживание и обессоливание), созданы советские алкилирующие установки, в производстве бензинов широкое развитие получили каталитические процессы, развивается производство искусственного жидкого топлива. [c.206]

    Директивами XIX Съезда партии предусмотрены высокие темпы дальнейщего развития нефтяной промышленности и развитие производства искусственного жидкого топлива. За пятилетие с 1951 по 1955 г., примерно в 2 раза увеличится мощность заводов по первичной переработке нефти и в 2,7 раза мощность заводов по крекированию сырья при одновременном увеличении выхода светлых нефтепродуктов. Новые нефтеперерабатывающие заводы должны быть приближены к районам потребления нефтепродуктов. [c.206]

    Производства, связанные с применением или переработкой нефти, нефтепродуктов, получением искусственного жидкого топлива и других жидкостей с температурой вспышки паров свыше 28° С до 120 С, при применении этих жидкостей в количествах, которые могут образовать с воздухом взрывоопасные смеси [c.83]

    Производства, связанные с применением или переработкой нефти, нефтепродуктов, искусственного жидкого топлива и других горючих жидкостей с температурой вспышки паров выше 120°С [c.83]

    Рассмотрены методы повышения эффективности раздельного и совместного сжигания газа с жидким топливом и отходами при производстве тепловой энергии и переработке нефти и нефтепродуктов. [c.2]

    К жидким химическим топливам относятся нефть и продукты ее переработки (нефтепродукты), а также продукты гидрирования твердого топлива. В настоящее время практическое значение имеют только нефтепродукты, для производства которых сырьем является нефть. [c.114]

    Переработка нефтяного шлама позволяет повысить коэффициент использования нефти. При газификации нефтяных шламов вода, равномерно распределенная в нефтепродуктах, служит активной химической средой при термической переработке шламов она взаимодействует с топливом более эффективно, чем пар, применяемый в таких процессах. Кроме того, в процессе газификации жидкого топлива значительно снижается сажеобразо-ваиие, Однако для промышленной реализации процесса газификации нефтяного шлама требуются большие капитальные затраты, что сдерживает его широкое применение. [c.119]

    А. А. Летний создал основы крекинга и пиролиза нефти под его руководством запроектирован и построен ряд НПЗ. К. В. Харичков предложил способ переработки высокопарафинистых мазутов для послед, использования их в качестве котельного топлива Л. Г. Гурвич разработал основы очистки нефтепродуктов. В. Г. Шухов изобрел форсунку для сжигания жидкого топлива, что позволило применять не находивший квалифицированных источников потребления мазут как топливо для паровых котлов кроме того, совместно с С. П. Гавриловым он запатентовал трубчатую нефтеперегонную установку непрерывного действия, техн. принципы [c.225]

    Переработкой природных углеводородных систем производят широкую гамму ценных продуктов, включая ароматические углеводороды, полимеры и высококачественные компоненты топлива. Наибольшее разнообразие полезных продуктов образуется в результате переработки нефти. В настоящее время на предприятиях топливно-нефтехимического профиля получают свыше 800 различных нефтепродуктов. Продукты переработки нефти можно разделить на следующие основные группы, отличающиеся по составу, свойствам и областям применения I — жидкие топлива П — нефтяные масла П1 — пластичные смазки IV — парафины и церезины V — битумы и композиции на их основе VI — технический углерод (сажа) VII —нефтяной кокс VIII — присадки к топли- [c.52]

    В дальнейшем переработка горящего камня то возрастала, то падала. Находившаяся еще в младенческом возрасте нефтехимическая промышленность все больше набирала силу. Появление дешевых нефтепродуктов сразу же отразилось на развитии слаицеперегонной промышленности. Рост производства искусственного жидкого топлива целиком в те годы зависел от добычи нефти. Чем больше нефти добывалось и поступало на международные рынки, чем дешевле она обходилась потребителям, тем меньше было охотников покупать жидкое топливо, получаемое из сланцев. [c.73]

    В настоящее время имеется обширный фактический материал по методам качественного открытия и количественного определения сернистых соединений в нефтепродуктах, опубликованный преимущественно в виде отдельных сообщений в периодической печати. После выхода в свет книги А. С. Броуна и А. П. Сиверцева Химия сернистых соединений жидкого топлива (1937), в которой была сделана попытка обобщить все сделанное в области анализа сернистых соединений, встречающихся в нефтепродуктах, прошло больше 20 лет. За это время разработаны более совершенные методы переработки сернистых нефтей, достигнуты большие успехи в исследовании сернистых соединений, встречающихся в нефтепродуктах, улучшены ранее опубликованные и предложены принципиально новые методы анализа (рентгенометрическое определение общей концентрации серы, радиометрические, полярографические и потенциометрические методы для определения групп сернистых соединений), обеспечивающие большую точность и надежность получаемых результатов, при меньших затратах времени. Цель [c.13]

    История развития промышленности полукоксования твер-J ыx топлив как источника искусственного Ж1Идкого горючего оказывает, что этот процесс, как и гидрогенизация угля, всегда уступал в экономическом отношении процессам нефтепереработки. Общепризнано, что в странах, располагающих промыш-ленными ресурсами нефти/ искусственное жидкое топливо не может конкурировать с нефтепродукта.мИ. Значительно более высокая стоимость продуктов полукоксования и трудности сбыта первичной смолы являлись причинами неблагоприятной эко номини промышленности полукоксования. Столь же неблагоприятно складывалась и экономика получения ароматического сырья путем, например, пиролиза первичной смолы по сравнению с производством ароматических продуктов в коксохимической и ли нефтехимической промышленности. Не были преодолены затруднения с переработкой на полукоксовых установках пылевидного топлива. Известно, что в добываемом угле из года в год неуклонно увеличивается содержание мелких классов. Од- [c.68]

    В 1958 г. исполняется 25 лет научной деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института по переработке нефти и газа и получению искусственного жидкого топлива (ВНИИ НП), созданного на базе трех институтов Центрального института авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ), Всесоюзного научно-исследовательского института искусственного жидкого топлива и газа (ВНИГИ) и Всесоюзного научно-исследовательского института но транспорту и хранению нефти и нефтепродуктов (ВНИИТНефть). За этот период институты внесли серьезный вклад в дело развития отечественной нефтеперерабатывающей пр омышпенности. [c.3]

    До начала второй мировой войны в азотной промышленности в качестве сырья применялись преимущественно твердые топлива. К этому вретленк были разработаны и получили распространение в промышленности способы газификации различных твердых топлив— от бурых углей до антрацита и металлургического кокса включительно. Заметная роль в производстве газа для синтеза аммиака принадлежала водороду, получаемому методом фракционированной конденсации компонентов коксового газа при низких температурах. В последние десятилетия в сырьевой базе азотной промышленности произошли резкие сдвиги в сторону все большего использования природного газа как основного исходного сырья, особенно в странах, располагающих значительными газовыми ресурсами. Например, в США на основе переработки природного газа в 1962 г. было выработано около 80% аммиака 2. Страны, не располагающие большими запасами природного газа, используют для расширения сырьевой базы азотной промышленности жидкие топлива — тяжелые нефтяные остатки, светлые нефтепродукты, сырую нефть. Так, в Японии в 1963 г. путем переработки жидких топлив было выработано 45% аммиака [c.7]

    Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года , принятыми на XXVI съезде КПСС, предусматривается повысить эффективность использования нефти, обеспечить дальнейшее углубление ее переработки, сократить потери нефти и нефтепродуктов. При этом следует повысить качество выпускаемых нефтепродуктов, освоить крупнотоннажное производство ароматических углеводородов, жидких парафинов, этилена, нефтяного электродного кокса увеличить производство высокоэффективных присадок к топливам и смазочным маслам. [c.292]

    В результате переработки нефти получают свыше 600 различных нефтепродуктов. Продукты переработки нефти можно разделить на следующие основные группы, отличающиеся по составу, свойствам и областям применения I — жидкие топлива И — нефтяные масла III — пластичные смазки IV — парафины и церезины V — битумы VI — технический углерод (сажа) VII — нефтяной кокс VIII — присадки к топливам и маслам IX — ароматические углеводороды X — прочие нефтепродукты различного назначения. [c.70]

    Производства, связанные с применением или переработкой нефти, нефтепродуктов, получением искусственного жидкого топлива и других горючих жидкостей с температурой вспышки паров 28° С и ниже или с температурой нагрева продукта (жидкости) 250° С я выше, при применении этих жидкостей в количествах, которые 1М0гут образовать с воздухом взрывошас-ные омеси [c.82]

    Кроме того, совместное сжигание газообразного и жидкого топлива в трубчатых печах технологических установок переработки нефти и нефтепродуктов в связи со специфическими условиями топливоснабжения требует иного подхода для совершенствования топочных процессов. В печах переработки нефти, как правило, в качестве газообразного топлива используются углеводородные газы, образующиеся в качестве побочных продуктов и характеризующиеся переменным химическим составом. В связи с этим теплота сгорания побочных газов, используемых в качестве топлива, в печах одной и той же технологической установки в течение суток может изменяться на от 10—15 до 45—50 % При падении теплоты сгорания топливных газов в топливную систему печей подают дополнительно газ из межцехового газопровода или мазут. При этом доля усредненного общезаводского газа или мазута определяется тепловой мощностью печи и оптимизация топочного режима сводится к выявлению оптимального коэффициента избытка воздуха. На рис. 5-11 показано изменение КПД (брутто), потерь д2 и з, а также концентраций СО, Нг и N0 в зависимости от ат при совместном сжигании топливного газа и мазута в трубчатой печи мощностью 40 МВт, оборудованной газомазутными горелками типа ФГМ-95ВП при их одноярусном фронтовом расположении. Подача воздуха в горелки осуществлялась за счет разрежения в топке, равного 80—100 Па. В связи с этим основное его количество поступало мимо лопаточного завихрителя в виде прямоточных струй через боковые отверстия вторичного и третичного воздуха. В. рассматриваемых опытах доля газа по тепловыделению составляла 62 %. Анализ представленных на рис. 5-11 опытных зависимостей позволяет отметить два характерных значения коэффициента избытка воздуха в топке  [c.127]

    Итак, основными источникалш для получения сжи/кенных углеводородных газов (пропан, бутан) должны служить попут- 1ые газы, газы газоконденсатных месторождений, искусственные нефтяные газы и газы деструктивной гидрогенизации твердого и жидкого топлива. Однако сле,дует указать, что газы термической и термокаталитической переработки нефти и нефтепродуктов как содержащие значительное количество реакционно-способных непредельных углеводородов прежде всего доллразличных химических синтезах В связи с изложевным процессы получения сжиженных газов будут ниже рассмотрены применительно к попутным и другим аналогичным газам. [c.230]

    Назначение теплообменных аппаратов безогневого нагрева (теплообменников) состоит в том, чтобы передать тепло от более нагретого тела (тенлоносителя) менее нагретому. На нефтеперерабатывающих установках в теплообменниках нагревается исходное сырье, поступающее на переработку, а теплоносителями служат продукты переработки и остатки, отходящие с установки в сильно нагретом состоянии. Оба нефтепродукта, между которыми происходит теплообмен, могут находиться в жидком состоянии так, например, сырая нефть нагревается за счет жидких дистиллятов (керосинового, дизельного топлива, масляных) или мазута и гудрона. Теплоноситель может находиться и в парообразном состоянии например, поступающее в переработку сырье нагревается за счет тепла паров бензина, отходящих с верха колонны. В этом 1учае теплообменники называются пародистил-лятными. [c.59]

chem21.info

Переработка нефти и газообразных топлив

    К газообразным нефтяным топливам относятся попутные газы и газы, получаемые при переработке нефти и нефтепродуктов. Характеристика этих топлив, методы их переработки и пути использования рассмотрены в разделе 6. [c.460]

    Топливом называют разнообразные жидкие, твердые и газообразные горючие органические материалы, получаемые из природных источников (естественное топливо), а также при переработке естественного топлива (искусственное топливо). К естественному топливу относятся твердые — дрова, угли (бурые, каменные, антрацит), горючие сланцы жидкие— нефть газообразные — природные и попутные (нефтяные) газы. К искусственным топливам принадлежат твердые древесный уголь, кокс, полукокс жидкие бензин, керосин, лигроин и другие жидкие продукты переработки нефти газообразные коксовый газ, генераторные газы, крекинг-газы и др. [c.227]

    ТЕРМИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТОПЛИВА — переработка различных видов топлива нагреванием без доступа воздуха до высоких температур (500— 1000 С) с целью образования кокса, полукокса, дополнительного количества бензина, древесного угля и дегтя, ароматических углеводородов, сырья для получения органического синтеза, газообразного топлива и др. Т. п. т. основана на свойствах органических веществ, которые являются главной составной частью любого топлива, разлагаться при нагревании. К термическим методам переработки топлива относят коксование и полукоксование твердого топлива, пиролиз твердого и жидкого топлива, газификацию твердого топлива, сжижение твердого топлива, крекинг нефти и нефтепродуктов, деструктивную гидрогенизацию и др. На выход и качество получаемых продуктов при Т. п. т. влияет температура и продолжительность ее действия, применение катализаторов и метод переработки топлива. [c.247]

    Нефть, продукты ее переработки и газообразное топливо имеют исключительное значение в народном хозяйстве. Раньше из нефти отгоняли только керосин, а остаток после отгонки сжигали как топливо. Попутные газы нефтедобычи и природные горючие газы совершенно не использовались. С развитием автомобильного и авиационного транспорта потребление нефтепродуктов, особенно бензина, сильно возросло. Но нефть и нефтепродукты — это не только различные жидкие топлива и смазочные масла. Появилась новая отрасль химической промышленности— нефтехимический синтез нефть подвергается глубокой переработке в различные химические продукты. Широко стали использовать в химической промышленности попутные газы нефтедобычи и природные газы. В настоящее время нефть и газы являются ценнейшим сырьем для производства пластических масс, химических волокон, синтетических каучуков, аммиака, моющих средств, спиртов и других органических соединений. Изучением свойств и методов переработки нефти занимались русские и советские ученые Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. А. Летний, В. В. Морковников, В. Г. Шухов, Н. Д. Зелинский, С. С. Наметкин, С. В. Лебедев и многие другие. Своими исследованиями они внесли неоценимый вклад в мировую и отечественную науку. [c.173]

    Разработкой, исследованием, эксплуатацией крупнотоннажных процессов переработки нефти, получения искусственного (синтетического) жидкого и газообразного топлива, продуктов нефтехимии, углехимии занято большое число инженерно-технических работников нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической и смежных отраслей промышленности как в СССР, так и за рубежом. Эти процессы изучают во всех вузах химикотехнологического профиля. [c.6]

    Углеводородный газ — состоит преимущественно из пропана и бутанов, которые в растворенном виде содержатся в поступающих на переработку нефтях. В зависимости от технологии первичной перегонки нефти пропан-бутановую фракцию получают в сжиженном или газообразном состоянии. Ее используют в качестве сырья газофракционирующих установок с целью производства индивидуальных углеводородов, бытового топлива, компонента автомобильного бензина. [c.70]

    Трубчатые печи предназначены для огневого нагрева, испарения и разложения нефти и вторичных продуктов ее переработки. В трубчатых печах сжигается жидкое и газообразное топливо. Распыл мазута обычно осуществляется паром или воздухом. [c.302]

    По агрегатному состоянию различают твердое, жидкое и газообразное топливо, а по способу получения — естественное (природное) и искусственное. Естественное топливо получают ь том виде, в каком оно образовалось в природе нефть, природный газ, ископаемые угли, дрова, торф, горючие сланцы. Искусственное топливо является продуктом переработки природных топлив. [c.118]

    Все топлива можно разделить по агрегатному состоянию на твердые, жидкие, газообразные по происхождению — на естественные и искусственные. Естественные топлива твердые — угли, дрова, сланцы, торф жидкие — нефть газообразные — природные и попутные газы. Искусственные топлива, главным образом получаемые при переработке естественных топлив твердые — кокс, полукокс, древесный уголь жидкие — бензин, керосин, лигроин и др. газообразные — генераторные газы, коксовый газ, газы переработки нефти и др. [c.30]

    Источники газообразных углеводородов — в первую очередь, природные и нефтяные попутные газы, а также некоторые синтетические газы, полученные при переработке горючих ископаемых (например, термическая и термокаталитическая переработка нефти и нефтепродуктов, термическое разложение — газификация — твердого и жидкого топлив, а также коксование твердого топлива — коксовый газ). В отличие от природных, синтетические газы наряду с алканами содержат также и ненасыщенные углеводороды, значительные количества водорода и др. Природные газы содержат в основном метан и менее 20 % в сумме этана, пропана и бутана, примеси легкокипящих жидких углеводородов — пентана, гексаиа и др. Кроме того, присутствуют малые количества оксида углерода (IV), азота, сероводорода и благородных газов. Многие горючие природные газы, залегающие на глубине не более 1,5 км, состоят почти из одного метана. С увеличением глубины отбора содержание гомологов метана обычно растет. Образование горючих природных газов — в основном результат катагенетического преобразования органических веществ осадочных горных пород. Залежи горючих газов формируются в природных ловушках на путях его миграции. Миграция происходит при статической или динамической нагрузке пород, выжимающих газ, а также свободной диффузии газа из областей высокого давления в зоны меньшего давления. Подземными природными резервуарами для 85 % общего числа газовых и газоконденсатных залежей являются песчаные, песча-но-алевритные и алевритные породы, нередко переслоенные глинами. В остальных 15 % случаев коллекторами газа служат карбонатные породы. Все газовые и газонефтяные месторождения приурочены к тому или иному газонефтеносному осадочному (осадочно-породному) бассейну, представляющему собой автономные области крупного и длительного погружения в современной структуре земной коры. Все больше открывается газовых месторождений в зоне шельфа и в мелководных бассейнах, например Северное море. Наиболее крупные газовые месторождения СССР—Уренгойское и Заполярное — приурочены к меловым отложениям Западно-Сибирского бассейна. [c.194]

    Смола полукоксования представляет собой сложную смесь, из которой получают моторное топливо, растворители, индивидуальные органические соединения. Особенно богаты по составу сланцевые смолы, комплексная переработка которых дает газообразное и жидкое топливо, различные растворители, масла, эпоксидные смолы, многочисленные индивидуальные химические соединения и др. Методы переработки смолы аналогичны методам переработки нефти (см. с. 59) смолу полукоксования подвергают прямой гонке или деструктивной переработке, т. е, различным видам крекинга. [c.47]

    Продукты переработки нефти топлива — жидкие и газообразные, растворители, смазочные масла, консистентные смаз- [c.55]

    Газообразные нефтяные топлива — попутные газы и газы, получаемые при переработке нефти и нефтепродуктов. [c.57]

    В районах большого потребления бензина и дизельного топлива распространены схемы глубокой переработки. Особенно широко распространена глубокая переработка нефти в США. Объясняется это тем, что теплоэнергетика США базируется в основном на газообразном топливе, другие же потребности в мазуте удовлетворяются ввозом из стран Латинской Америки [1]. [c.134]

    Сжиженный углеводородный газ, состоящий в основном из пропана и бутана. Количество продукта зависит от того, насколько глубоко была стабилизирована нефть на промысловых установках. При переработке нефти с большим содержанием газа пропан-бутановая фракция выводится с перегонной установки нё только в жидком, но и в газообразном виде. После очистки от сернистых соединений прямогонный сжиженный газ может использоваться как бытовое топливо. Прямогонный газ является также сырьем газофракционирующих установок. [c.124]

    Запасы угля на Земле на несколько порядков выше, чем нефти. Поэтому перспективно освоение способов переработки угля в жидкое и газообразное топливо. В частности, путем его гидрогенизации получают ценные виды жидкого топлива [c.652]

    Синтетическое жидкое топливо и альтернативные виды топлива. Разрабатываются способы получения облагороженных твердых, жидких и газообразных видов топлива из углей путем прямой гидрогенизации углей, производства углеводородов из оксида углерода (II) и водорода, углубления переработки нефти. [c.388]

    Чистые газообразные алканы Сг, Сз и С4 служат химическим сырьем, в частности, для получения алкенов, бутадиена, гало-гено- и нитропроизводных, кислородных соединений. Жидкие алканы, входяш,пе в состав нефти, имеют ограниченное применение в органическом синтезе. Эти углеводороды, в одя в состав бензина, керосина и других продуктов переработки нефти, используются, в первую очередь, как топливо. [c.243]

    Трубчатые печи предназначены для огневого нагрева, испарения и разложения нефти и промежуточных продуктов ее переработки, а в ряде случаев и для нагрева продуктов переработки угля, сланцев и торфа. В трубчатых печах сжигается жидкое и газообразное топливо. Распыл мазута обычно осуществляется паром или воздухом. [c.857]

    Для переработки разнообразнейших видов сырья (начиная от простейших газообразных углеводородов, включая почти все фракции нефти от самых легких до самых тяжелых, и кончая твердыми горючими ископаемыми), для получения современного ассортимента целевых продуктов (бензинов различных 1 ачеств, высокооктановых добавок к моторным топливам, индивидуальных углеводородов, находящих различное применение, и др.) было разработано большое число процессов деструктивной переработки нефти. [c.9]

    Схемы фракционирования нефти в сложных колоннах с боковыми отборами довольно широко исследованы для различных процессов выделения газов из растворов [17,1981, перегонки нефти [19,24,33,78,156.192,195,21 1,21 2,250,287,357,37 1], разделения продуктов каталитического крекинга [22,31,39,126,199,349 , перегонки мазута [34,156,213,216,254,307,374,376,377], разделения газообразных и жидких углеводородов [42,175,176,208], получения нефтяных фракций [59,33,84,293,295,335,347, 358,367], ректификации прямогонного бензина [1 11,127,193,194,326,337,340-342,382 , ректификации синтетических высших жирных спиртов [200], производства жидких парафинов [202,222,304,350], получения электрографической жидкости [205], производства судового топлива [230], получения печного топлива [282], разделения углеводородных газов [301,351,375] и других раз личных смесей [152,185,241,338,339,3 86,41 1, 413,428]. Они являются наиболее простыми из сложных колонн и часто встречаются в промышленности. В го же время во многих процессах переработки нефти они не нашли применения. В литературе приводится только единичные примеры работы колонны с боковой укрепляющей секцией [233]. Кроме того, актуальной проблемой является разработка сложных колонн с боковыми отборами, требующих минимальных капиталовложений при реконструкции действующих установок [100,1 07,1 19,123, 153,335). [c.25]

    После него первый химик-технолог демонстрирует и поясняет самодельную, изготовленную научной группой схему Переработка нефти . Второй и третий химики-технологи делают то же самое, но по переработке твердого и газообразного топлива. После этого вступают в дискуссию журналисты, которые задают вопросы не только ученым, но и политикам. Ответы на вопросы дает четвертый химик-технолог, который является участником научной группы, а депутат Государственной Думы затрагивает экономическую сторону проблемы, демонстрируя специально нарисованный график, иллюстрирующий использование различных видов энергии в США в период с 1860 по 1980 годы. На графике видно, что к 1980 г. растет потребление атомной энергии. Пояснения для прессы дает физик и его ассистент. Пятый химик-технолог рассказывает о нетрадиционных видах энергии, а шестой — о гидроэнергетике. [c.137]

    Основным топливом для теплосиловых и технологических установок нефтеперерабатывающей и химической промышленности является жидкое и газообразное топливо. В качестве жидкого котельного топлива применяют главным образом тяжелые остатки переработки нефти (крекинга и прямой перегонки). Основной эксплуатационной характеристикой топлива является его вязкость. В зависимости от величины вязкости топочные мазуты выпускаются различных сортов. Мазут перед сжиганием Освобождают от влаги и механических примесей и подогревают до температуры, необходимой для его нормального распыливания. [c.389]

    Решение энергетической проблемы является одной из наиболее важных задач нашего времени. Осуществимость каталитического превращения угля в жидкое или газообразное топливо уже доказана, но еще необходимо преодолеть значительные технические трудности, чтобы сделать переработку угля экономически целесообразным процессом и тем обеспечить этому топливу важную роль в замене или пополнении источников нефти и природного газа. [c.8]

    Конверсия, или каталитическая переработка, угля в синтетические топлива осуществляется посредством ряда каталитических процессов и реакций, наиболее важные из которых представлены в табл. 1-1. Кроме различных современных процессов переработки угля в газообразное или жидкое топливо этот перечень включает многие каталитические реакции, используемые при переработке нефти. Предполагается, что подобные реакции могут быть применимы для облагораживающей переработки жидких продуктов гидрогенизации угля. [c.16]

    Искусственные топлива, главным образом получаемые прн переработке естественных топлив твердые — кокс, полукокс, древесный уголь жидкие — бензин, керосин, лигроин и др. газообразные — генераторные газы, коксовый газ, газы переработки нефти и др. [c.424]

    Продукты переработки нефти. Из нефти получают следующие продукты 1) топлива — жидкие и газообразные, [c.457]

    К газообразным топливам относятся природные и попутные газы, газы, получаемые при переработке нефти, генераторные газы, коксовый газ, доменный газ и другие, которые можно использовать как топливо и сырье химической промышленности. [c.478]

    Современные процессы получения жидких и газообразных олефиновых углеводородов можно разделить на две группы. К первой группе относятся комплексные процессы переработки нефти и ее фракций с одновременным получением нескольких целевых продуктов, например топлива и олефинов, олефинов и ароматических, этилена и ацетилена и др. Ко второй группе относятся специализированные процессы, направленные на максимальное получение олефинов. [c.56]

    В нефтях содержатся различные количества соединений двухвалентной серы, составляющие в пересчете на элементарную серу 0,5—5 вес. %. При переработке нефти часть сернистых соединений переходит в дистилляты в виде примеси. Менее стабильные сернистые соединения в условиях переработки нефти разрушаются с образованием новых сернистых соединений (вторичного происхождения), в том числе сероводорода, который удаляется с газообразными продуктами и при щелочной промывке углеводородных фракций. Некоторые сернистые соединения под влиянием повышенных температур, давлений, катализатора могут восстанавливаться до элементарной серы, определенные количества которой при перегонке нефти переходят в дистиллят, растворяясь в нем. Даже в сравнительно небольших количествах сернистые соединения сильно ухудшают эксплуатационные качества товарных нефтепродуктов. Поэтому присутствие сернистых соединений в топливе нежелательно. [c.35]

    До последнего времени широко распространены двухскатные нагревательные печи мощностью 9 и 18 Гкал/час. Такие печи, не оборудованные рекуператорами тепла, имеют КПД около 60%. В качестве топлива используются мазуты и газы переработки нефти. Распыление и подогрев топлива производится водяным паром в комбинированных форсунках, допускающих совместное сжигание газообразного и жидкого топлива. [c.70]

    Термическое разложение углеводородов используется в промышленном масштабе с 1912 г. Первоначально его проводили с целью повышения выхода средних дистиллятов (с интервалом выкипания 150—340 °С). Позднее были разработаны другие варианты термического крекинга, в частности висбрекинг, при котором происходит ограниченное расщепление углеводородных молекул в мягких условиях, приводящее к снижению вязкости тяжелых дистиллятов (с температурой кипения выше 250°С), и процессы замедленного коксования и флюид-коксования нефтепродуктов, в которых термическое расщепление ведут в жестких условиях, вызывающих полное превращение исходного нефтяного сырья в кокс, средний дистиллят, бензин (с пределами выкипания 50—200 °С) и газообразные продукты. Бензин термического крекинга непригоден для современных двигателей внутреннего сгорания. Поэтому процесс термического крекинга как метод переработки нефти на моторное топливо был вытеснен каталитическим крекингом и гидрокрекингом, при которых одновременно происходит глубокое расщепление молекул углеводородов и их быстрая меж- и внутримолекулярная перегруппировка. Каталитические процессы не требуют применения очень высоких температур, более селективны и обеспечивают лучшие выходы легких дистиллятов и высококачественного бензина, чем термический крекинг. [c.50]

    Как и другие виды топлива, газообразное делят на есгествен-ное (используют в том виде, в каком оно находится в недрах земли) и искусственное (получаемое как побочный продукт при переработке нефти, твердого топлива). В таблице 34 приведены классификация и примерная тепловая ценность наиболее распространенных горючих газов. [c.111]

    В процессе переработки нефти получают топливо (жидкое и газообразное), растворители, смазочные масла, консистентные смазки, твердые и полутвердые смеси углеводородов (парафины, вазе-лины и т. д.), битумы и пеки, нафтеновые кислоты и их производные (сульфокислоты, мылонафты и др.), индивидуальные углеводороды—газообразные (этилен, пропилен и др.) и жидкие (бензол, толуол, ксилол и др.)- [c.304]

    Затраты на переработку сырой или топливной нефти в газообразное топливо относительно выще и включают в себя затраты по применению водорода в технологической схеме процесса, которая может быть легко модифицирована для производства как малосерни стых жидких топлив, так и ЗПГ. Одним нз очевидных методов снижения затрат по переделу при производстве газа является возмещение последних за счет реализации малосернистых чистых жидких топлив, получаемых параллельно с газом. Экономика производства ЗПГ на Энергетических нефтеперерабатывающих заводах , таким образом, может быть несколько более благоприятной по сравнению с заводом, на котором производится лишь один вид продукции — ЗПГ. [c.202]

    Несмотря на громадный рост химической промышленности в Северной Америке, европейская промышленность производит на сегодняшний день свыше половины мировой химической продукции [Те1Гег,1980]. И переработка нефти, имеющая дело с сырой нефтью и дающая топливо и нефтехимические продукты, и газовая промышленность, извлекающая и распределяющая природный газ, претерпели в Европе (включая и Восточную Европу) перестройку, ничуть не меньшую, чем в Северной Америке. Такая типичная для промышленной инфраструктуры Северной Америки особенность, как наличие грандиозной сети трубопроводов для перемещения жидких и газообразных углеводородов, присуща и всей Европе, хотя более характерна для СССР и Восточной Европы. [c.15]

    Достоинством газообразного топлива является то, что его можно легко очистить от сернистых соединений. Образование сернистого ангидрида при сжигании газообразного топлива может быть сведено к минимуму. Ресурсы газообразного топлива на НПЗ зависят от технологической схемы предприятия, степени оснащения газоперерабатывающими производствами. На многих заводах из-за отсутствия системы сбора и переработки газов сжигается в трубчатых печах такое ценное химическое сырье, как пропан, пропилен, бутаны и бутилены. Например, на одном из нефтеперерабатывающих заводов, где мощности по утилизации газа недостаточны, а на переработку поступает нефть с высоким содержанием легких углеводородов, в течение нескольких лет общий расход топлива составлял 650—700 тыс. т/год, в том числе газа — 450—500 тыс. т/год и мазута 150—200 тыс. т/год. На другом НПЗ до строительства газофракционирующей установки (ГФУ) предельных газов 90% общей потребности в топливе покрывалось за счет сжигания газа. После того, как строительство ГФУ было заверщено, в топливную сеть стали поступать только так называемые сухие газы, содержащие метан, этан и небольшое количество пропана, п топливный баланс завода изменился. Газом обеспечивается не более 30% потребности в топливе. [c.274]

    Синтетические (искусственные) жидкие топлива, идентичные (или близкие) по свойствам традиционным нефтяным топливам и получаемые при переработке жидкого, газообразного или твердого сырья. В эту группу могут быть отнесены бензины, реактивные, дизельные и газотурбинные топлива, полученные из тяжелых нефтей, природных битумов, угля, горючих сланцев, бензины, полученные из метанола в процессе Mobil , а также топлива, полученные прямым синтезом из СО и Нг. Сюда же можно было бы отнести и нефтяные моторные топлива, получаемые в процессах термокаталитической переработки нефтяного сырья, осуществляемой с целью увеличения их выхода из нефти или улучшения качества, однако во избежание осложнения в терминологии целесообразно считать такие топлива традиционными или нефтяными. [c.18]

    Кроме того, в процессе переработки нефти получают газы, применяемые в качестве сырья в химической про-мышленно сти и частично используемые в виде топлива. Таким образом, из одного вида естественного топлива — сырой нефти — получают несколько видов жидкого и газообразного топлива. [c.4]

    Сжиженные - это газы с высокой критической температурой При повышении давления до 1,0 МПа они переходят в жидкость. Основными компонентами сжиженных газов являются пропан ( jHg) и бутан (С4Н10), при сгорании вьщеляющие около 46 ООО кДж/кг. Углеводороды получают как сопутствующие при добыче нефти, а также при различных видах переработки нефти и твердых видов топлива. Критическая температура этих углеводородов составляет 97 и 126 С, что позволяет сжижать газы при небольшом давлении для пропана-0,716, а бутана - 0,103 МПа (при температуре 20 С). Сжиженные газы удобны как топливо для обеслечения производственных и коммунально-бытовых нужд. Физико-химические показатели основных компонентов газообразного топлива при нормальных условиях приведены в таблице 36. [c.113]

    В послевоенный период (1946-1952 гг.) установки по производству жидких и газообразных топлив из твердых горючих ископаемых были построены в ряде стран мира. Например, в бывшем СССР в 50-е гг. работало свыше 350 газогенераторных станций, на которых было установлено около 2500 газогенераторов. Эти станции вырабатывали ежегодно 35 млрд м энергетических и технологических газов. В последующие годы нефтяного бума в мире производство продуктов газификации твердых горючих ископаемых из-за утраты конкурентоспособности повсеместно (за исключением ЮАР) было прекращено. Однако в последние годы в связи с сокращением ресурсов нефтяного и газового сырья синтетические топлива начинают вновь рассматриваться как одна из существенных составляющих топливно-энергетического баланса. В 90-х гг. технология газификации твердых горючих ископаемых проникла в нефтепереработку. Так, в настоящее время в мире эксплуатируется несколько десятков установок по парокислородной газификации твердых нефтяных остатков под названием Покс , целевым назначением которых является производство водорода для гидрогенизационных процессов глубокой переработки нефти. [c.521]

    Для использования газообразного топлива, образующегося при переработке нефти, обеспечения требуемого состава топливного газа, его давления и подачи потребителю на НПЗ имеются газораспределительные пункты (рис. 4). Поступающие на газораспределительный пункт с различных установок газы редуцируют, смешивают и готовят к выдаче различным потребителям. Газы, содержащие сероводород, как правило, предварительно очищают. Например, топливный газ, получаемый на установках гидроочистки нефтепродуктов, на установках каталитического риформинга подвергают моноэтаноламиновой очистке. [c.13]

    Для новых заводов, возможно, будет перспективным сооружение установок Флекоикокинг , построенных за последнее время на ряде зарубежных заводов. На этих установках объединяются процессы коксования гудрона в псевдоожиженном слое с газификацией выделяющегося при коксовании газойля. Флексикокинг особенно перспективен в сочетании с глубокой переработкой нефти, так как позволяет обеспечить малосернистым топливом нужды завода и ТЭЦ, значительно углубить переработку нефти с получением жидких светлых фракций и превращением в топливный -газ кокса, получаемого в процессе. По этому процессу примерно 97% вакуумного гудрона превращается в газообразные и, жидкие продукты, 3% представляет собой твердый кокс, в котором концентрируется 99% металлов, содержащихся в перерабатываемом сырье. При гидрообессеривании коксового дистиллята в смеси с тяжелым вакуумным газойлем, выделенным из высокосернлстого мазута (с 3,8% серы), можно получить до 88% товарного малосернистого котельного топлива с содерх анием 0,3—0,5% серы [43]. [c.100]

    Газовые турбины могут успешно работать на газообразном топливе. Например, природный газ часто используют в качестве топшива для газовых турбин, установленных в местах получения и перекачки газа, в стационарных энергетических установках. Однако, как правило, газовые турбины работают на жидком углеводородном топливе, полученном при различных процессах переработки нефти. При этом стараются сделать турбину такой, чтобы она работала на самых тяжелых остаточных видах топлив — продуктах вторичных процессов переработки нефти. Применение таких -дешевых топиив позволяет снизить стоимость энергии, получаемой на газовой турбине, даже при большом расходе топлива. [c.192]

chem21.info