Уже почти $80. Почему дорожает нефть и что будет с ценами на бензин. Почему нефть дорожает зимой


Что происходит с ценами на нефть и бензин после решения Трампа по Ирану

Нефть марки Brent побила рекорд цены за последние 3,5 года. Впервые с 25 ноября 2014 года цена выросла больше 79 долларов за баррель, свидетельствуют результаты торгов на Лондонской бирже. "Страна" разбиралась, что происходит с ценами на нефть.

Причины скачка цен на нефть

Цены начали расти после того, как президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе Штатов из соглашения по ядерной программе с Ираном, а также о восстановлении всех санкций против страны, которые действовали до соглашений. Соглашение, о котором идет речь, было достигнуто при помощи международных посредников – США, России, Британии, Китая, Франции и Германии - в 2015 году.

В рамках выхода из соглашения министерство финансов США ввело санкции в отношении главы иранского ЦБ Валиуллы Сейфа и помощника директора международного департамента ЦБ Али Тарзали. Также с 7 августа США запретит продавать или передавать долларовые банкноты правительству Ирана.

Санкции против Ирана могут привести к сокращению запасов нефти в мире, ведь на эту страну приходится около 4% предложений на глобальном рынке. Последовало сокращение предложений от Ирана и Венесуэлы, а потом в игру на повышение цен включились и другие страны-экспортеры нефти.

Кроме того, Минэнерго США обнародовало информацию о том, что коммерческие запасы нефти в США за неделю уменьшились на 2,2 миллиона баррелей, или на 0,5% — до 433,8 миллиона баррелей. Это также стало одной из причин роста цен.

Прогнозы: 100 долларов за баррель

Аналитики Bank of America полагают, что цены на нефть в 2019 году могут вырасти до 100 долларов за баррель. Это может случиться после продления соглашения по сокращению добычи сырья ОПЕК+, а также из-за введения санкций США по отношению к Ирану. Кроме того, существует риск срыва поставок сырья из Венесуэлы.

Bloomberg прогнозирует, ссылаясь на мнения экспертов, нефть Brent может подорожать до 90 долларов во втором квартале 2019 года.

При этом министр нефти и газа Омана Мохаммед Хамад аль-Румхи заявляет, что до такого повышения цены еще далеко, поскольку на нефтяном рынке пока еще сохраняется избыток предложения.

В то же время Саудовская Аравия дала понять о потенциальном увеличении добычи, чтобы компенсировать снижение поставок из Ирана. Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих объявил о готовности обеспечить стабильность нефтяного рынка. Для минимизации последствий возможного дефицита Саудовская Аравия будет тесно сотрудничать с крупнейшими производителями и ключевыми потребителями нефти, подчеркнул министр.

При этом, хотя решение Трампа могло напрячь рынок, обедненный сокращением производства ОПЕК и потерями в поставках в Венесуэлу, смягчающие факторы, в том числе рост числа буровых установок США, могут значительно снизить цены, пишет Bloomberg.

"Есть две вещи, которые могут сдвинуть рынок в более приемлемую сторону, - если саудовцы или кувейтцы решат компенсировать потерю предложения от Ирана, или если крупные покупатели в Европе решат игнорировать решение [США] и продолжат покупать иранскую нефть", - заявил Майкл Линч, президент "Стратегических энергетических и экономических исследований" в Винчестере, штат Массачусетс.

Как и почему начала дорожать нефть

Цены на "черное золото" поднимались и до решения Трампа. Весенний рост был вызван напряженностью на Ближнем Востоке, в частности, конфликтом между Саудовской Аравией и поддерживаемыми Ираном хуситами в Йемене.

Еще одним фактором роста цен на нефть эксперты называли сокращение запасов этого сырья в США. 

Также цены начали расти благодаря политике постепенного сокращения добычи, которое практикуют крупнейшие экспортеры.

Кроме того, после твита Трампа 20 апреля, в котором он возмутился политикой ОПЕК по ценорегулированию, цены поднялись еще на доллар-два.

Последствия для Украины

В Украине сейчас наблюдается тенденция к подорожанию топлива. Так, за последнюю неделю стоимость бензина А-95 и дизельного топлива выросла до 29,4 грн. и 27, 1 грн./л соответственно. 

Однако до этого на фоне мирового подорожания нефти в Украине наблюдалось снижение цен. Аналитики связали это с укреплением гривни. Кроме того, зимой крупные сети подняли цены на топливо, а весной откатили их назад, пытаясь удержать недовольных клиентов.

При этом эксперты предупреждали, что если тенденция подорожания нефти продолжится, то цена на бензин последует за ней. Тем более, что в мае традиционно возобновляются активные закупки топлива на полевые работы. Так и произошло. Подорожание пока небольшое (около 1%), но тенденция уже прослеживается. При этом в ближайшее время цены на автомобильное топливо подскочат, как минимум, на 1 грн./л, говорят специалисты.

Долгосрочные прогнозы тоже не радуют. Дорогая нефть и девальвация гривны могут наложиться друг на друга в конце лета или начале осени, и тогда бензин и дизель могут подорожать и на 2 грн./л.

strana.ua

Почему дорожает бензин - Город

Нефть стремительно дешевеет, за рубежом автомобилисты радуются рекордно низким ценам на бензин. Однако его стоимость в России остается практически неизменной. Эксперты рассказали МОСЛЕНТЕ, почему снижения цен ждать не стоит.

Чиновники и предприниматели в ужасе — с октября прошлого года баррель марки Brent подешевел почти в два раза. В начале четвертого квартала бочка стоила около 50 долларов, в середине января — ниже 28 долларов. Для российского бюджета это, конечно, трагично, но можно было бы ожидать по крайней мере одного приятного момента — удешевления бензина.

Действительно, во многих странах топливо стало дешевле. По данным портала GlobalPetrolPrices, в США цена бензина за четвертый квартал 2015 года снизилась на 11 процентов. В Японии топливо подешевело на 14 процентов. В Германии снижение составило шесть процентов.

Россия является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, однако с бензином у нас ситуация особая. В четвертом квартале цены снизились на несколько копеек. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», средняя цена в стране литра АИ-92 сейчас составляет 34,08 рубля. Литр АИ-95 на московских заправках в начале октября стоил 37,02 рубля, сейчас его можно купить за 36,54 рубля. Эксперты с падением цен на нефть такое явление, правда, и не связывают. Зимой цена на топливо снижается традиционно — многие автомобилисты в это время года пересаживаются на общественный транспорт, меньше топлива требуется сельхозпроизводителям.

При этом в большинстве регионов Центральной России бензин стоит дороже, чем в Москве. По данным портала Petroplus, в Санкт-Петербурге литр АИ-95 стоит 37,07 рубля, в Нижнем Новгороде — 37,16, Краснодаре — 37,6. Из-за трудностей с логистикой литр топлива на Камчатке стоит 45,80 рубля, в Крыму — 39,2. В Поволжье ценники более щадящие. В Казани АИ-95 можно купить за 35,25 рубля, в Волгограде — 36,52.

В целом же за 2015 год бензин в России даже подорожал. Министр энергетики России Александр Новак отмечает, что повышение составило 4,5-5,5 процента.

Эксперты видят две основные причины такой ситуации. Во-первых, в цене российского бензина значительна доля налогов, которые, в отличие от нефти, не снижаются. Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Никита Крупенский говорит, что примерно 60-65 процентов стоимости бензина составляют различные сборы.

«Это НДПИ, НДС, транспортный налог. Издержки на добычу и переработку нефти не превышают 15 процентов. Оставшаяся часть — операционные расходы на переработку, транспортировку и хранение бензина на нефтебазах и прибыль нефтяных компаний и владельцев АЗС. При этом размер НДПИ зависит от мировых цен на российскую нефть, при ее удешевлении налог возрастает. Получается, налоговая нагрузка даже растет, и компании компенсируют потери за счет потребителей. В европейских странах и США ситуация обратная. Там налоги не превышают 20 процентов. Остальное — нефть, ее переработка и транспортировка. Поэтому и зависимость цен бензина от котировок сырья прямая», — объясняет аналитик.

По его словам, еще одним фактором, влияющим на топливный рынок, стал налоговый маневр, который был произведен полтора года назад. Тогда экспортные пошлины при вывозе нефти были снижены, но налог на добычу полезных ископаемых увеличен. «Соответственно, стало проще продавать сырье за рубеж, а не перерабатывать его в России», — говорит Крупенский.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник называет второй определяющей причиной монополизированность российского топливного рынка. «У нас вертикально интегрированные компании полностью контролируют рынок. Независимых игроков в этом сегменте практически нет. Все идеи по строительству альтернативных крупных НПЗ для независимых производителей не доходят до стадии реализации. Одна такая идея, я помню, возникла в 2008 году, но не была реализована», — поясняет эксперт.

«Прямо говоря, между основными компаниями существует сговор, они сообща определяют примерную цену. Всем интересующимся я предлагаю ради забавы проехать по любой подмосковной магистрали. На заправках разных компаний цены отличаются не более чем на 10-15 копеек. А бывает, что цены и вовсе идентичны. Понятно, что такая ситуация для рыночной экономики не очень характерна, но и на повышение компаниям играть власти не позволяют. Работу в этом направлении ведет Федеральная антимонопольная служба», — продолжает Пасечник.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев предлагает искать в сложившейся ситуации плюсы: «В условиях обесценивания рубля в валютном эквиваленте бензин в России стал стоить гораздо дешевле. Кроме того, давайте посмотрим на прошлогоднюю инфляцию. Официально она составила 12,8 процента. Цены на бензин при этом выросли на пять процентов, дизельное топливо подорожало на 3,3 процента. Это в четыре раза ниже темпов инфляции. Такие показатели российские власти считают удовлетворительными».

По словам Танкаева, результат достигнут за счет административного ресурса президента страны и трудностей с поиском рынков сбыта российской нефти. «Владимир Путин прямо указывал нефтепереработчикам, что бензин должен оставаться на внутреннем рынке. А европейцы делают все, чтобы мы не могли продавать свои нефтепродукты», — объясняет эксперт.

Аналитики считают, что в ближайшие месяцы колебания цен на бензин будут минимальными. «Снижения цен ожидать не стоит, даже если нефть еще упадет. Думаю, цены на топливо даже могут повышаться, но темпами, не превышающими инфляцию. Об этом не раз заявляли чиновники ФАС, об этом свидетельствует динамика топливного рынка последнего времени», — говорит Александр Пасечник.

moslenta.ru

Почему бензин дорожает, когда падает нефть » Мировое Политическое Шоу

У нас, граждан "страны-бензоколонки", сложилось совершенно устойчивое мнение, что если мировая цена на баррель определенной марки снижается, то на заправках мы тоже должны видеть устойчивое снижение цены. Часто слышу возмущения по этому поводу, поэтому решил, наконец, объяснить, почему снижение мировых цен на нефть отражается на нашем кошельке не менее сильно, чем на гос. бюджете или доходах нефтяных компаний.

Начнем с простого, и в первом пункте не будем учитывать волатильность курсов.Представьте, что некая компания "Нефть" продает сырье на внешний рынок за рубль. Затем происходит падение цены на определенный сорт, которое тянет за собой цену на сырье компании "Нефть". Тогда она вынуждена продавать ее, например, за 80 копеек. А как компенсировать потерю в 20 копеек, чтобы окупить нефтедобычу? Да, повышением цены на внутреннем рынке, что и делают наши предприниматели. Вы когда-нибудь видели, чтобы на одной заправке цены существенно отличались от другой? Как правило, они добиваются лояльности клиентов за счет бонусов, скидок, акций и специальных программ. И дело здесь не только в олигополическом сговоре, но и в том, что никто не хочет остаться в минусе. А продажа бензина и прочих продуктов нефтедобычи не поддается "эффекту масштаба" в привычном его понимании, так как нефть - исчерпаемый ресурс, и объемы потребления оказывают обратное влияние на цены. В отличие, например, от молока.

Усложним задачу, введя в наше уравнение новый фактор - колебания курсов. 90% проблем в нашей стране можно было бы избежать, продавай мы за рубеж в рублях. Мы бы с вами забыли о повышении цен и набившем оскомину слове "индексация". Но утопия на то и утопия, чтобы не стать реальностью, поэтому приходится вывозить "черное золото" за "жалкие зеленые бумажки", подкладывающие знатную свинью и экономике в целом, и каждому гражданину в отдельности.Принято считать, что экспортерам выгодно, когда "падает" рубль, потому что "масса" выручки увеличивается. В краткосрочной перспективе это приносит неплохие барыши, увеличивая рублевые показатели эффективности деятельности. Но эта схема не совсем подходит для тех, кто кредитуется в долларах. Иностранные инвесторы, за привлечение которых так переживает часть российских экономистов, хороши для отрасли, в которой нет такой нестабильности цен. И конечно, лучше всего, когда отдавать долги нужно в рублях.Только вот занимали-то в долларах, цена на баррель падает тоже в долларах, и отдавать опять-таки в них. За счет кого производитель будет компенсировать дыру в своем бюджете? За счет тех, кто платит ему в рублях. И чем сильнее "упал" рубль, тем больше мы производителю заплатим.

Вот такие вот простые схемы, в очередной раз доказывающие, что для нас не есть хорошо, когда падает нефть и рубль. Но существует и другая сторона медали - растущая конкурентоспособность в других отраслях. Жаль только, что за счет такой вот "конкурентоспособности" нам не удается сильно увеличить популярность на рынках, а вот грубо говоря бюджетообразующие отрасли все равно оказываются в серьезном минусе.

Надеюсь, что такое объяснение сделает проблему чуточку понятнее, хотя я понимаю, что без ее решения легче не станет.

mpsh.ru

Почему дорожает нефть? | Вестник Кавказа

Цены на нефть сегодня продолжают идти в рост после резкого скачка накануне, когда "черное золото" добралось до максимального уровня более чем за два года.

Ноябрьские фьючерсы на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 8:10 мск поднялись в цене на $0,36 (0,61%) - до $59,38 за баррель. К закрытию предыдущей сессии контракт вырос на $2,16 (3,8%) - до $59,02, что является максимумом с июля 2015 года.

Стоимость фьючерса на легкую нефть WTI на ноябрь на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) подросла к этому моменту на $0,1 (0,19%) - до $52,32 за баррель. По итогам закрытия накануне стоимость фьючерса увеличилась на $1,56 (3,08%) - до $52,22 за баррель.

В общей сложности с июня нефть WTI поднялась в цене более чем на 20%, это свидетельствует о начале "бычьего" тренда на рынке.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов, нефти вряд ли удастся выбраться за $60 за баррель марки Brent. "В текущей ценовой конъюнктуре сложно себе представить, что порог в $60 за баррель будет пробит. Скорее всего, то, что мы сейчас видим, – это игры финансового рынка, и цены в дальнейшем откатятся. Я думаю, что уже в ближайшее время они спустятся назад до уровня в $55 за баррель, коррекция возможна даже ниже этого уровня. Тот информационный повод, который был, – череда ураганов и их последствия в США – уже себя исчерпал, а других информационных поводов для подъема цены нефти пока не предвидится", - пояснил он.

По его прогнозам, возвращение нефти на уровень в $55 за баррель марки Brent может произойти уже в четверг. "Уточню, что коррекция начнется уже на этой неделе. Думаю, еще завтра цена будет высокой, а уже к четвергу-пятнице начнет снижаться. Сейчас все уже оценили масштабы потерь нефтедобычи США от ураганов, и скоро рынки успокоятся", - ожидает Иван Капитонов.

Первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также связал текущий рост цен на нефть с новостями из США. "Помимо серии ураганов, это еще и ослабление курса американской валюты, которое достаточно сильно сказывается на нефтяных ценах. В целом, это соответствует политике США, которые при Трампе намерены поддерживать своих производителей сланца, а для этого нет ничего лучше, чем удорожание нефти. Поэтому они выводят нефть на те горизонты, при которых инвестиции в новые сланцевые проекты становятся рентабельными. То, что цена подобралась к $60, является началом некоего восходящего тренда", - заявил он.

"С появлением сланца на рынке ситуация с ценообразованием довольно серьезно изменилась, неслучайно теперь говорят, что американские сланцы выполняют роль выключателя: они могут включать и выключать цены. Я не сторонник теории, что нефть – это обычный товар и цена на нее определяется спросом и предложением, но я признаю, что сами новости влияют на поведение спекулянтов, которые определяют цены. Когда спекулянт читает, что США резко наращивают добычу сланца, на него это действует. Стоит ожидать прироста добычи в Штатах и в Канаде, не участвующих в соглашении с ОПЕК. Далее с точки зрения психологии трейдеров будет важен рубеж 2017-2018 годов, когда Россия и Саудовская Аравия будут или не будут разыгрывать карту о продлении соглашения. Опять же, этот вопрос важен не с точки зрения объемов нефти, которые окажутся на рынке, а с точки зрения психологических интервенций в головы трейдеров, которые были вполне успешными в 2017 году", - подчеркнул Константин Симонов.

vestikavkaza.ru

Экономика и бизнес Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Почему бензин дорожает, когда падает нефть

У нас, граждан "страны-бензоколонки", сложилось совершенно устойчивое мнение, что если мировая цена на баррель определенной марки снижается, то на заправках мы тоже должны видеть устойчивое снижение цены. Часто слышу возмущения по этому поводу, поэтому решил, наконец, объяснить, почему снижение мировых цен на нефть отражается на нашем кошельке не менее сильно, чем на гос. бюджете или доходах нефтяных компаний.

Начнем с простого, и в первом пункте не будем учитывать волатильность курсов.Представьте, что некая компания "Нефть" продает сырье на внешний рынок за рубль. Затем происходит падение цены на определенный сорт, которое тянет за собой цену на сырье компании "Нефть". Тогда она вынуждена продавать ее, например, за 80 копеек. А как компенсировать потерю в 20 копеек, чтобы окупить нефтедобычу? Да, повышением цены на внутреннем рынке, что и делают наши предприниматели. Вы когда-нибудь видели, чтобы на одной заправке цены существенно отличались от другой? Как правило, они добиваются лояльности клиентов за счет бонусов, скидок, акций и специальных программ. И дело здесь не только в олигополическом сговоре, но и в том, что никто не хочет остаться в минусе. А продажа бензина и прочих продуктов нефтедобычи не поддается "эффекту масштаба" в привычном его понимании, так как нефть - исчерпаемый ресурс, и объемы потребления оказывают обратное влияние на цены. В отличие, например, от молока.

Усложним задачу, введя в наше уравнение новый фактор - колебания курсов. 90% проблем в нашей стране можно было бы избежать, продавай мы за рубеж в рублях. Мы бы с вами забыли о повышении цен и набившем оскомину слове "индексация". Но утопия на то и утопия, чтобы не стать реальностью, поэтому приходится вывозить "черное золото" за "жалкие зеленые бумажки", подкладывающие знатную свинью и экономике в целом, и каждому гражданину в отдельности.Принято считать, что экспортерам выгодно, когда "падает" рубль, потому что "масса" выручки увеличивается. В краткосрочной перспективе это приносит неплохие барыши, увеличивая рублевые показатели эффективности деятельности. Но эта схема не совсем подходит для тех, кто кредитуется в долларах. Иностранные инвесторы, за привлечение которых так переживает часть российских экономистов, хороши для отрасли, в которой нет такой нестабильности цен. И конечно, лучше всего, когда отдавать долги нужно в рублях.Только вот занимали-то в долларах, цена на баррель падает тоже в долларах, и отдавать опять-таки в них. За счет кого производитель будет компенсировать дыру в своем бюджете? За счет тех, кто платит ему в рублях. И чем сильнее "упал" рубль, тем больше мы производителю заплатим.

Вот такие вот простые схемы, в очередной раз доказывающие, что для нас не есть хорошо, когда падает нефть и рубль. Но существует и другая сторона медали - растущая конкурентоспособность в других отраслях. Жаль только, что за счет такой вот "конкурентоспособности" нам не удается сильно увеличить популярность на рынках, а вот грубо говоря бюджетообразующие отрасли все равно оказываются в серьезном минусе.

Надеюсь, что такое объяснение сделает проблему чуточку понятнее, хотя я понимаю, что без ее решения легче не станет.

newsland.com

Почему бензин дорожает, когда падает нефть: manzal

У нас, граждан "страны-бензоколонки", сложилось совершенно устойчивое мнение, что если мировая цена на баррель определенной марки снижается, то на заправках мы тоже должны видеть устойчивое снижение цены. Часто слышу возмущения по этому поводу, поэтому решил, наконец, объяснить, почему снижение мировых цен на нефть отражается на нашем кошельке не менее сильно, чем на гос. бюджете или доходах нефтяных компаний.

Начнем с простого, и в первом пункте не будем учитывать волатильность курсов.Представьте, что некая компания "Нефть" продает сырье на внешний рынок за рубль. Затем происходит падение цены на определенный сорт, которое тянет за собой цену на сырье компании "Нефть". Тогда она вынуждена продавать ее, например, за 80 копеек. А как компенсировать потерю в 20 копеек, чтобы окупить нефтедобычу? Да, повышением цены на внутреннем рынке, что и делают наши предприниматели. Вы когда-нибудь видели, чтобы на одной заправке цены существенно отличались от другой? Как правило, они добиваются лояльности клиентов за счет бонусов, скидок, акций и специальных программ. И дело здесь не только в олигополическом сговоре, но и в том, что никто не хочет остаться в минусе. А продажа бензина и прочих продуктов нефтедобычи не поддается "эффекту масштаба" в привычном его понимании, так как нефть - исчерпаемый ресурс, и объемы потребления оказывают обратное влияние на цены. В отличие, например, от молока.

Усложним задачу, введя в наше уравнение новый фактор - колебания курсов. 90% проблем в нашей стране можно было бы избежать, продавай мы за рубеж в рублях. Мы бы с вами забыли о повышении цен и набившем оскомину слове "индексация". Но утопия на то и утопия, чтобы не стать реальностью, поэтому приходится вывозить "черное золото" за "жалкие зеленые бумажки", подкладывающие знатную свинью и экономике в целом, и каждому гражданину в отдельности.Принято считать, что экспортерам выгодно, когда "падает" рубль, потому что "масса" выручки увеличивается. В краткосрочной перспективе это приносит неплохие барыши, увеличивая рублевые показатели эффективности деятельности. Но эта схема не совсем подходит для тех, кто кредитуется в долларах. Иностранные инвесторы, за привлечение которых так переживает часть российских экономистов, хороши для отрасли, в которой нет такой нестабильности цен. И конечно, лучше всего, когда отдавать долги нужно в рублях.Только вот занимали-то в долларах, цена на баррель падает тоже в долларах, и отдавать опять-таки в них. За счет кого производитель будет компенсировать дыру в своем бюджете? За счет тех, кто платит ему в рублях. И чем сильнее "упал" рубль, тем больше мы производителю заплатим.

Вот такие вот простые схемы, в очередной раз доказывающие, что для нас не есть хорошо, когда падает нефть и рубль. Но существует и другая сторона медали - растущая конкурентоспособность в других отраслях. Жаль только, что за счет такой вот "конкурентоспособности" нам не удается сильно увеличить популярность на рынках, а вот грубо говоря бюджетообразующие отрасли все равно оказываются в серьезном минусе.

Надеюсь, что такое объяснение сделает проблему чуточку понятнее, хотя я понимаю, что без ее решения легче не станет.

У меня появилась официальная страница в "Одноклассниках"! Контент там немного отличается от блога в ЖЖ. Заходите в гости!

https://ok.ru/manzal

manzal.livejournal.com

Почему цена на нефть скоро вырастет и почему мир не слезет с нефтяной иглы еще очень долго

В 2013 году вышел мой текст «Семь причин, по которым нефть и газ не кончатся ещё очень долго», вызвавший оживленную дискуссию. Смешно подумать, но каких-то два года назад нас всерьез волновал вопрос, не кончится ли этот ископаемый вид топлива. Сейчас же нас больше интересует, когда настанет его дефицит, чтобы цены на черное «золото» снова взлетели вверх. Спешу вас успокоить, это произойдет довольно скоро. Не уверен, что мы снова увидим нефть по сотне долларов за бочку, однако рост в 1,5-2 от текущих цен мне видится вполне реальным. И вот почему.

Чтобы было проще разобраться в текущей ситуацией с ценами, позвольте привести аналогию, объясняющую возникновение переизбытка нефти на рынке. Представьте, что существует деревня Гадюкино, где все жители топят дома дровами. Население у деревни понемногу растет за счет детей, которые вырастают и отселяются, выстраивая собственные дома. Потребление дров тоже растет постепенно. Внезапно по центральному телевидению выступает какой-то публичный человек, который говорит, что Гадюкино – это новый рай на земле. Там хорошо, свободно и красиво. Поэтому любой думающий человек просто обязан бросить все свои дела и переехать в Гадюкино. На следующее утро население деревни удваивается. Потом утраивается.

Естественно, дров перестает хватать и цены на них взлетают до небес. Ушлые продавцы распродают свои запасы, потом просят лесорубов увеличить выработку продукции, те нанимают больше народу и переходят на круглосуточный график работы. Потом дрова начинают возить из соседних областей. Тем не менее, даже такие меры не помогают – население растет опережающими темпами, и наличных запасов не хватает. Цены, соответственно, тоже растут. Несколько отчаянных предпринимателей зафрахтовывают самолеты и привозят из Африки баобабы, причем даже такая затратная операция окупается. Продавцы дров закупают под вырубку участки с ценными породами, до этого стоившие очень дорого. Вокруг растет количество лесопилок.

Внезапно на центральном телевидении выступает другой публичных человек, заявивший, что жить в Гадюкино больше не модно. И любой думающий человек просто обязан переселится куда-то еще. На следующее утро люди стали покидать деревню. Конечно, если сравнивать с первоначальным населением деревни, то оно выросло – кто-то остался, дети выросли и отселились. Но пик населения прошел. Соответственно прошел и пик потребления дров. Однако вокруг продолжают работать лесопилки, купленные на кредитные деньги под большие проценты. Едут тягачи с дровами, зафрахтованные еще пару лет назад, потому что так получалось дешевле. Плюс, понастроенные склады оказались доверху забиты продукцией, а покупать ее оказалось некому.

Что делают продавцы? Во-первых, продают дрова с большим дисконтом – так получается дешевле, чем платить операционные затраты за хранение и зарплату сторожам. Во-вторых, никто не останавливает лесопилки – кредиты надо отдавать, а половина цены – это все-таки лучше, чем совсем ничего. Более того, пока идут старые поставки, получается работать если не с прибылью, то около нуля. Ну и остается надеяться, что соседний конкурент загнется раньше, чем ты, соответственно, снизится предложение и цена немного, но подрастет. Ну и надеяться, что население тоже будет расти. Не такими темпами как раньше, но все-таки расти.

Такая вот упрощенная аналогия. Только дрова – это быстро возобновляемый ресурс. А нефть и газ нет.

Три года назад я писал: «Когда говорят, что нефть вот-вот кончится, чаще всего имеют в виду — вот-вот кончится по такой-то цене. Как только цена поднимается, часть месторождений обретает рентабельность. Когда опускается — наоборот». Высокая цена на нефть спровоцировала запуск крупных проектов, ранее не окупавшихся. Внезапное замедление экономики (обратите внимание – не падение, а замедление темпов роста) привело к тому, что добыча наращивалась опережающими темпами и на рынке образовалось больше нефти, чем экономика смогла потребить.

Кривая спроса и предложения по нефти Источник

Текущая цена в $30..$35 за баррель, это цена ранее добытой нефти, хранящейся на складах, цена разработки на нескольких удачных месторождениях с легко извлекаемыми запасами (но таких месторождений в мире мало) и, что самое важное, цена так называемой базовой добычи – т.е. добычи из уже пробуренных скважин.

В чем проблема базовой добычи – без дополнительного бурения (читай, без постоянных инвестиций в месторождение) она падает. Для классических месторождений медленнее, для сланцев – очень быстро. Это значит, что для поддержания текущих уровней добычи надо постоянно бурить. Бурить по нынешним ценам дорого. Более того, без вложений в виде дополнительных методов увеличения добычи, в том числе, химических, падают извлекаемые запасы в уже пробуренных скважинах.

Поэтому уровни добычи будут постепенно падать даже без соглашения стран ОПЭК о заморозке добычи. Как только предложение снизится ниже спроса, или спрос догонит предложение (а он, напоминаю, растет, просто не такими большими темпами как раньше), цена поднимается до той, при которой бурение большинства новых скважин станет рентабельной. Как только и этой нефти перестанет хватать, цена снова подрастет, чтобы запустить в добычу более дорогие скважины и месторождения.

Однако здесь возникает простой вопрос – если на рынке образовался переизбыток нефти, то может это не запуск дополнительных месторождений повлиял, может просто изменилась сама структура потребления? Все-таки, вокруг XXI-век, век электромобилей, солнечной электроэнергии и прочих технологических чудес? На самом деле нет. Чтобы доказать это, воспользуемся графиком из презентации Global and Russian energy Outlook up to 2040 (Глобальная и Российская энергетика, взгляд в будущее до 2040 года) выполненная Аналитическим центром при правительстве РФ и Институтом энергетических исследований РАН.

Вот мировая структура потребления энергии по видам топлива. Несмотря на то, что доклад делался в 2013 году, структура потребления на 2015 год мало отличается от настоящей. Обратите внимание на то, как высока доля угля и биотоплива. Причем под биотопливом преимущественно подразумеваются дрова, древесный уголь и топливные брикеты из отходов животных. Т.е. как топили люди дома дровами, так и топят. Как заправлял Китай уголь в ТЭЦ, так и заправляет. И вряд ли ближайшие 10 лет эта ситуация изменится. Если доля биотоплива и угля куда-то и уйдет, то ее, вероятнее всего, займет газ. Кстати, интересный момент, видно, что, по мнению авторов исследования, к 2040 доля нефти сократится в процентном соотношении, но, вырастет в количественном.

А теперь обратите внимание на долю ядерной энергетики и возобновляемых источников. Она мала, ничтожно мала. Даже если вдруг удвоится количество солнечных электростанций, это ничего не изменит в мировом энергетическом балансе. Даже если изобретут стабильный термоядерный синтез, он всего лишь составит конкуренцию ядерной энергетике и тоже вряд ли совершит энергетическую революцию. Получается, что все эти чистые электромобили – это просто перенос загрязнения из одного места в другое. Если раньше автомобили коптили воздух в городе, то сейчас его будет коптить вторая угольная ТЭЦ, построенная за городом для удовлетворения возрастающей потребности в электричестве.

А теперь мы переходим к самому интересному. Мировая экономика растет. То быстрее, то медленнее, но растет. Растет энергопотребление – выпускаются более емкие аккумуляторы смартфонов, появляется интернет вещей, строятся более мощные дата-центры и так далее. Таким образом, необходимость в энергоносителях тоже растет. Опять же согласно февральским прогнозам BP, мировой спрос на энергоносители к 2035 году вырастет на 35%. При этом мы не должны забывать, что запасы нефти и газа конечны. Другими словами, нефть и газ в эксплуатируемых месторождениях закачивается и нарастить 35% без ввода новых месторождений просто невозможно.

Перед вами еще один график, предложенный профессором Анатолием Золотухиным. На кривой расположены открытые месторождения, проранжированные по запасам. Каждому месторождению присвоен номер, т.е. месторождение с самыми большими запасами значится под номером 1. Второе по запасам – номер 2. И так далее. По мере открытия новых месторождений автор графика снова ранжирует месторождения и наносит их на график. Обратите внимание, как красиво ложатся точки в ровную линию. Загибается только хвост, но это потому, что существует еще множество мелких неоткрытых месторождений, не попавших на график. Как только они будут открыты, хвост графика выправится (доказательством этой теории служит то, как ложатся данные по состоянию на 2009 г. – темно синие точки, и на 2014 – голубые).

Чтобы не углубляться в теорию, скажу, что смысл этого графика очень простой – большинство крупных месторождений уже открыто (рентабельно ли их разрабатывать или нет – это другой вопрос). Неоткрытыми осталась либо «мелочь», либо несколько по-настоящему крупных месторождений. Однако их, крупных, скорее всего, осталось несколько штук и расположены они в труднодоступных местах (иначе бы они давно были открыты). Поэтому, вероятнее всего, находятся они в Арктике. Доступ к которой, напомню, у России самый выигрышный.

Таким образом, те места, где углеводороды есть и их много, находятся далеко и/или добывать из них очень и очень дорого. Но поверьте, как только добыча из текущих месторождений упадет, наш мир, находящийся на нефтяной и газовой игле, потребует их добыть. Причем, потребует одним, самым простым способом – подняв цены.

www.computerra.ru