Справочник химика 21. Получение топлива из нефти


Mse-Online.Ru : Получение топлива и масел

Существует два способа переработки нефти: физи­ческий и химический. В первом случае (прямая перегонка) углеводородный химический состав не меня­ется, а во втором (термическая переработка) происхо­дит изменение структуры молекул. При термической пе­реработке получаемые продукты по химическому соста­ву и свойствам резко отличаются от исходной нефти.

При выработке бензина наиболее перспективными являются химические способы, так как они позволяют получить готовый продукт с заданным углеводородным составом. Именно так получают основное количество авиационных и автомобильных бензинов.

В дизельном топливе продуктов химической перера­ботки сравнительно немного — не более 20%, так как они увеличивают жесткость работы дизеля (ухудшают про­цесс сгорания). Вводят же их в продукты прямой пере­гонки нефти для увеличения производства дизельного топлива, потребление которого из года в год возра­стает.

Получение топлива и масел

Прямая перегонка нефти — это наиболее простой и старый физический способ. Если нагревать нефть, то из нее вначале будут испаряться углеводороды с низкой температурой кипения, а затем при повышении температуры — с более высокой. Выделяющиеся при этом пары охлаждают, конденсируют (превращают в жидкость) и собирают дистилляты (фракции с близкой температурой кипения), которые идут на производство товарной продукции.

Прямую перегонку можно проводить при постепен­ном нагревании с последовательным выделением состав­ных частей или при однократном нагревании с дальней­шим разделением образующихся паров. При этих спосо­бах переработки обычно получают следующие дистилляты: бензиновый (примерные температуры кипе­ния 35—200° С), используемый для получения автомо­бильных, авиационных бензинов и различных раствори­телей; легроиновый (110—230° С) и керосиновый (140— 300°С), из которых получают реактивное топливо и различные керосины; газойлевый (230—330° С) и соля­ровый (280—360°С), идущие на производство дизельного топлива. После отгона дизельных фракций остается мазут. Нагревать нефть выше 360°С нельзя, так как начинают разлагаться входящие в ее состав углево­дороды.

Остающийся в большом количестве (до 60—80% от массы исходной нефти) мазут в зависимости от его хи­мического состава используют для производства смазоч­ных масел, как сырье для химической переработки, а также сжигают в качестве моторного и котельного топ­лива.

Сущность переработки мазута на масла сводится к его нагреву под вакуумом в трубчатой печи. Вакуум не­обходим для того, чтобы избежать разложения углеводо­родов. Пары мазута поступают в вакуумную колонну, где они разделяются на дистилляты, которые идут на про­изводство различных смазочных масел (трансформатор­ных, сепараторных, индустриальных, моторных, ком­прессорных и др.). Остающийся гудрон используют для дорожных покрытий.

Чтобы из дистиллятов получить готовую продукцию, их подвергают дальнейшей разгонке, очистке и смешива­ют с различными компонентами. Выбор дополнительных  способов переработки зависит от качества сырья, вида и назначения получаемого продукта.

В химической переработке можно выделить два на­правления: крекинг и пиролиз. Крекинг — это распад, превращение тяжелых молекул в легкие. Пиролиз иначе называют ароматизацией. Здесь действует бо­лее высокая температура, при которой осколки парафи­новых и других углеводородов приобретают кольцевое строение, образуются ароматические углеводороды (бен­зол, его производные, нафталин и другие соединения), очень нужные в бензинах и различных отраслях хими­ческой промышленности.

Широко распространенный крекинг можно разделить на два вида: термический и каталитический. При первом используют более высокие температуру и давление; при втором — условия легче, температура ни­же, но процесс ведут в присутствии веществ (катализато­ров), ускоряющих реакцию. При каталитическом кре­кинге получают большее количество углеводородов, не­обходимых для производства современных бензинов.

Скорость и глубина распада углеводородов при кре­кинге определяются их химическим строением. Легче всего разрушаются нормальные парафиновые углеводо­роды, причем, чем молекула крупнее, тем она менее ус­тойчива. Количество и свойства получаемых продуктов в значительной степени зависят от химического состава сырья (мазута, солярового дистиллята) и условий веде­ния процесса (температуры, давления, наличия катали­заторов).

mse-online.ru

Получение жидких топлив из нефти

из "Моторные, реактивные и ракетные топлива Изд4"

При прямой перегонке из нефти извлекают отдельные составные е части нри помощи последовательного или одновременного их испарения с разделением образующихся паров и последующей их конденсацией. Это наиболее простой и наиболее старый способ переработки нефти. [c.10] В настоящее время прямую перегонку нефти осуществляют на трубчатых установках большой производительности и высокой экономичности. Основными элементами таких установок являются трубчатая печь, где нагревается и частично испаряется нефть, испаритель, в котором жидкая часть нефти отделяется от образовавшихся ларов, ректификационная колонна с дополнительными колоннами, где испарившаяся часть нефти разделяется на отдельные фракций — дистилляты, теплообменники, холодильники, приемники, насосы л т. п. [c.10] Существует различное конструктивное оформлёние установок прямой перегонки 1) с однократным испарением всей отгоняемой части в одной колонне 2) с двукратным испарением отгоняемой части в двух последовательно расположенных колоннах 3) с предварительным испарением пизкокипящих фракций в отдельном испарителе после нагрева сырья в теплообменниках. [c.11] При прямой перегонке получают жидкие топлива только в тех количествах, в которых примерно они содержатся в исходной нефти. [c.11] Около 30 лет назад это вызвало промышленное развитие процесса получения бензина из высококипящих нефтяных продуктов, состоящих из относительно больших углеводородных молекул, путем их расщепления на менее крупные углеводородные молекулы, входящие в состав бензинов. Этот процесс, проходяпщй при высоких температурах, получил название крекинг-процесса. [c.12] Различают термический и каталитический крекинг. Последний проводится при более низких температурах, но в присутствии катализаторов. [c.12] В зависимости от условий процесса (температуры, давления), состава исходного сырья и целевого назначения получаемых продуктов разнообразно технологическое оформление термического крекинга. [c.12] Все существующие в настоящее время разновидности термического крекинга можно свести к трем основным.процессам 1) крекинг под высоким давлением 2) коксование или крекинг остаточного сырья под низким давлением 3) пиролиз или высокотемпературный крекинг под низким давлением. [c.12] Раньше типичным сырьем для термического крекинга служили керосино-газойлевые фракции, а целевым продуктом являлся бензин. В настоящее время термическому крекингу подвергают низкосортные тяжелые нефтяные остатки, а целевым продуктом, помимо бензина, являются широкая фракция (сырье для каталитического крекинга) и газ (сырье для химической переработки). [c.12] Пиролизу подвергают различное сырье для получения газа, богатого непредельными углеводородами (используемыми для химической переработки), и ароматических углеводородов. [c.12] При термическом воздействии на нефтяное сырье составляющие его углеводороды претерпевают ряд превращений. Направление и глубина протекающих при этом реакций определяются условиями процесса и сырьем. Основная реакция процесса независимо от условий — расщепление более сложной молекулы углеводорода нд нес-, колько менее сложных. В результате реакций расщепления получают бензин и газы. [c.12] При расщеплении углеводородов образуются молекулы ненасы- щепного характера. Поэтому все бензины и газы чисто термических процессов содержат непредельные углеводороды в продуктах высокотемпературных процессов их содержится в большем количестве,, чем в низкотемпературных. [c.12] При термическом крекинге происходят также уплотнение и конденсация расщепленных молекул с образованием тяжелых остатков и кокса и протекают реакции ароматизации, изомеризации и др. Повышение давления процесса содействует реакциям уплотнения (полимеризации, алкилировапия и др.), повышение температуры — реакциям расщепления, конденсации, ароматизации. [c.13] Более высокомолекулярное сырье (керосин, газойль и мазуты) расщепляются легче и при более низких температурах, чем легкое сырье — лигроин и особенно бензин. Последние при термическом воздействии более склонны к реакциям ароматизации, дегидрирования и изомеризации, приводящим к образованию ароматических углеводородов, непредельных и изосоединений. [c.13] В настоящее время существует большое количество различных типов установок термического крекинга. [c.13] На рис. 2. показана принципиальная схема наиболее распространенной установки двухпечного крекинга, позволяющая использовать в качестве исходного сырья мазут. [c.13] Установка состоит из печи легкого крекинга, где крекингу подверг гается исходный мазут, и печи глубокого крекинга, где крекируются продукты разложения мазута и наиболее легкие фракции, отогнанные из него. Исходный мазут через теплообменник подается в одну из ректификационных колонн, где, встречая пары, идущие из испарителя, конденсирует наиболее тяжелые части их, а из мазута одновременно испаряются наиболее легкие фракции. [c.13] Смесь остатков мазута и тяжелых промежуточных фракций сниза колонны забирается насосом и подается в печь легкого крекинга. Получаемые легкие промежуточные фракции крекинга в смеси с крекинг-бензином и газом и отогнанным от мазута соляровым дистиллятом уходят с верха колонны и поступают во вторую колонну, где фракции крекинг-бензина и газа отделяются от остальных продуктов. Последние с низа колонны забираются насосом и подаются в печь глубокого крекинга, где и происходит основной крекинг-процесс. Продукты крекинга из обеих печей смешиваются вместе и направляются в испаритель. В последнем продукты крекинга отделяются от крекинг-остатка, стекающего в низ испарителя, и на-лравляются в первую колонну. [c.13] Температура в печи легкого крекинга 470—480° и в печи глубокого крекинга 500—510°. Давление на входе в первую печь 40—45 ат и во вторую около 50 ат. [c.14] Выход крекинг-бензинов в зависимости от сырья и режима работы установок может изменяться в весьма широких пределах (от 25— 30% до 65-70%). [c.14]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Получение топлив - Справочник химика 21

    Основными способами получения топлив из нефти являются прямая перегонка и деструктивная переработка. [c.6]

    Способ перегонки нефти, отнесенный ко второй группе [26], состоит в том, что в перегоняемый образец нефти добавляют перед нагревом определенное количество метанола, который образует азеотропную смесь с углеводородами нефти, кипящими в интервале 70-120 °С (температура кипения азеотропной смеси 63 °С). Этот способ мало распространен, и его применение связано с низкотемпературным получением топлив, содержащих метиловый спирт. [c.58]

    Более перспективным и эффективным методом получения топлив с высокими энергетическими характеристиками является создание синтетических топлив. Путем синтеза углеводородов можно получить топлива с энергетическими характеристиками на 13—15% лучше, чем у керосина. В настоящее время известны топлива на основе изопарафиновых углеводородов с компактным расположением боковых групп, некоторых нафтеновых углеводородов с боковыми цепями на основе би- и полициклических нафтеновых углеводородов. Характерной положительной чертой этих топлив является также высокая термическая стабильность при температурах до 260° С, а недостатком — высокая вязкость при отрицательных температурах. [c.91]

    Основным источником получения топлив, смазочных материалов, а также многих специальных жидкостей является нефть. [c.5]

    В настоящее время ведутся интенсивные исследовательские работы по получению топлив на основе синтетических соединений водорода с элементами, обладающими высокой теплотой сгорания. [c.91]

    Наилучшим топливом для ВРД, очевидно, можно считан, топливо, состоящее из смеси алкилпроизводных циклогексана (80—85%) и алкилпроизводных бензола (15—20%), причем боковые радикалы должны быть насыщенными. Однако получение топлив такого состава представляет значительные трудности, главным образом вследствие дороговизны. [c.18]

    Строение искусственных ингибиторов окисления, механизм их действия достаточно хорошо изучены. Иначе обстоит дело с естественными ингибиторами. Мы располагаем весьма скудными данными о составе и свойствах естественных ингибиторов окисления. В то же время эти данные необходимы для получения топлив и масел с заданной противоокислительной стабильностью. [c.40]

    Как отмечалось выше, в процессе гидрогенизационной обработки дистиллятов, применяемой при получении топлив РТ, Т-8, Т-8В, Т-6, основная часть гетероатомных соединений из них удаляется. Однако смолистые вещества, содержащие кислород, серу и азот, содержатся и в топливах гидроочистки и даже глубокого гидрирования, хотя их в 2—3 раза меньше, чем в соответствующих неочищенных топливах [161—163]. В следующем разделе показано, что они обладают небольшим антиокислительным действием. [c.79]

    В последнее время при.меняют топлива, получаемые смешением прямогонного и гидроочищенного компонентов. Этот технологический прием получения топлив используется, как правило, в тех случаях, когда в прямогонном компоненте сернистые соединения (например, меркаптаны) содержатся в количестве, превышающем требования ГОСТ на реактивное топливо ТС-1. При смешении прямогонного и гидроочищенного компонентов содержание природных ингибиторов в топливе уменьшается и может оказаться недостаточным для обеспечения надежной стабилизации топлив в условиях их эксплуатации и хранения. Поэтому минимальное содержание прямогонного компонента в смесевом топливе должно быть регламентировано так, чтобы в смеси емкость f[InH]o сильных ингибиторов была не менее 2,4-10 моль/л — емкости ингибиторов, вводимых в гидрогенизационные топлива. [c.189]

    Полный анализ проводят при поступлении опытных топлив для проведения стендовых или летных испытаний, при получении топлив после длительного хранения на базах Госрезерва и на складах предприятий по истечении сроков хранения. [c.212]

    Как видно, образцы, отличаясь количественно и качественно по составу и своей природе, охватывают достаточно широкий спектр комбинаций, встречающихся при получении топлив. [c.6]

    На предприятиях, перерабатывающих нефти типа западно-сибирской с содержанием н-алканов в дизельных фракциях, равным 14-16%, в случае отсутствия установок каталитического крекинга либо при полном использовании легкого газойля с целью получения топлив других видов путем компаундирования подбор оптимальных вариантов достигается варьированием пределов выкипания ДТ [15, 40]. [c.24]

    Все товарные топлива для- ВРД получают только прямой перегонкой нефтей. Технология получения топлив Т-1, ТС-1, Т-2 и Т-5 включает щелочную очистку и водяную промывку топливо Т-5 предварительно подвергается [c.90]

    Для товарных реактивных топлив принято значение минимальной массовой теплоты сгорания 10 250 ккал/кг (топлива ТС-1, Т-1, Т-5) и 10 300 ккал/кг (Т-2). Получение топлив, имеюш их одновременно высокую массовую теплоту сгорания и высокую объемную теплоту сгорания, возможно за счет максимального увеличения содержания нафтеновых углеводородов в составе топлив. [c.101]

    ХОО — к а т а л и 3 а т о р ы переработки нефтяного а угольного сырья с целью получения топлив, масел и сырья для нефтехимических процессов. [c.384]

    Главным тезисом настоящей монографии является утверждение о том, что нефть (ее углеводороды) — это не только сырье для получения топлив и масел и тем более не объект для сжигания, а ценнейшая смесь сложных органических соединений, запасы которых все же не беспредельны. И, видимо, одним из лучших путей, способствующих более бережному отношению к этому природному богатству, является показ того, что же дала нам природа и какова химическая ценность нефтяных углеводородов, добываемых в настоящее время в количестве, превышающем 2 млрд. т в год. [c.4]

    ПОЛУЧЕНИЕ ТОПЛИВ ИЗ ПРИРОДНЫХ БИТУМОВ и ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ [c.100]

    Заг адной Сибири, Европейского Севера и Прикаспийской низменности. В районах добычи выделенный газовый конденсат подвергается стабилизации, при этом из него удаляются фракции С — С и часгично j. Образующийся стабильный газовый конденсат содержи в основном (85 %) бензиновые и дизельные фракции (до 360 °С). Себестоимость добычи газоконденсата в 2 — 4 раза ниже себестои — мости добычи нефти, а при квалифицированном ведении процесса продукты его переработки оказываются примерно в 1,5 раза экономичнее нефтепродуктов. Газовые конденсаты, по сравнению с традиционными нефтями, имеют еще то преимущество, что их переработка гюзволяет без значительных капитальных затрат су — и о( твенио повысить глубину переработки нефти и выход моторных топливных фракций от исходного сырья. Основной способ получения топлив заключается в прямой перегонке газового конденсата на отдельные бензиЕЮвые и дизельные фракции. [c.289]

    Существует много вариантов технологических схем НПЗ. Однако в общем виде они могут быть разделены на две группы топливную и топливно-масляную. При топливной схеме переработки нефти основной задачей является получение топлив различного качества — карбюраторных, дизельных, реактивных, котельных. При переработке нефти по топливно-масляному варианту на НПЗ наряду с топливами вырабатывают масла различного назначения — моторные, индустриальные, цилиндровые, электроизоляционные и др. [c.4]

    Основной целью исследования нефти является оценка ее как промышленного сырья для получения топлив, масел, битумов, углеводородов (мономеров) для нефтехимического синтеза и других товарных продуктов. Наряду с этим детализированное исследование компонентов нефти можно проводить и с чисто научными целями определение углеводородного состава нефтяных фракций, состава серосодержащих соединений, установление закономерностей изменения свойств нефти от условий ее залегания и пр. Ниже рассмотрены методы исследования нефтей только как промышленною сырья. [c.53]

    Подобное направление вытекает из высказываний выдающихся отечественных ученых—М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, Н. Д. Зелинского, С. С. Наметкина и их учеников— А. Н. Несмеянова. А. В. Топчиева, Н. Н. Семенова, В. А. Каргина и Ю. Г. Мамедалиева--о том, что нефть как ценнейшее полезное ископаемое таит в себе неисчерпаемые потенциальные богатства не только для получения топлив и масел, но и для развития нефтехимической промышленности. [c.6]

    Гидрокрекинг с получением топлив [c.273]

    ПОЛУЧЕНИЕ ТОПЛИВ ИЗ УГЛЯ [c.63]

    В сфере производства топлива — по видам используемого сырья, основным технологическим вариантам получения топлив, их компонентному составу и важнейшим физико-химиче-ским свойствам. [c.132]

    С учетом ранее выполненных расчетов [61], а также перспективных оценок на добычу различных видов сырья и затрат на его переработку, в табл. 5.6 приведены технико-экономические показатели производства альтернативных моторных топлив применительно к условиям нашей страны. Расчеты носят ориентировочный характер с допущением, что неопределенность исходной информации учтена разбросом значений в пределах 10— 25%. Показатели производства альтернативных моторных топлив, отличных по теплоте сгорания от нефтяного бензина,— метанола, сжатого и сжиженного газов — приведены в нефтяном эквиваленте. По данным табл. 5.6 четко прослеживается связь двух факторов. При переработке сырья, качество которого ниже качества нефти, энергетический к. п. д. процессов получения топлив снижается, а приведенные затраты возрастают. При переработке более высококачественного сырья доля сырьевой составляющей в общей структуре затрат возрастает, а доля затрат на переработку снижается. Этим объясняется, с одной стороны, более высокий уровень затрат на добычу более высококачественного сырья — нефти, газа, а с другой, — меньший уровень [c.226]

    Энергетический к. п. д. получения топлив, % [c.227]

    На установках АТ осуществляют неглубокую перегонку нефти с получением топливных (бензиновых, керосиновых, дизельных) фракций и мазута. Установки ВТ предназначены для перегонки мазута. Получаемые на них газойлевые, масляные фракции и гудрон р спользуют Б качестве сырья процессов последующей (вторичной) г ереработки их с получением топлив, смазочных масел, кокса, б итумов и других нефтепродуктов. [c.182]

    В связи с быстрым развитием реактивной авиации возникла необходимость увеличения производства реактивных топлив. Наиболее просто увеличение проилводства реактивных топлив может быть достигнуто за счет расширения их фракционного состава. Исследованиями последних лот установлено, что топлива широкого фракционного состава (Т-2) с пределами выкипания 60-280°С обеспечивают надежную работу двигателей на дозвуковых и звуковых скоростях полета при высоте не более 10 км. Получение топлив широкого фракционного состава является экономически более выгодным, так как их выход на нефть достигает 40—50%. [c.6]

    В качестве присадок, повышающих цетановое число дизельных топлив, применяются алкилнитраты и перекиспые соединения, ускоряющие процессы нред-пламенного окисления топлива, что облегчает его воспламенение. Присадки добавляются к низкоцетановым дизельным топливам в количества 1,0—2,0% для получения топлив с цетановым яислом 45—50. [c.313]

    В нефтепереработке наиболее распространены каталитические процессы получения топлив — каталитический крекинг, рифор-минг, гидроочистка, алкилирование, изомеризация и гидрокрекинг. Каталитические процессы гидроочисгки и гидрокрекинга используются также для производства высококачественных нефтяных масел и парафинов. [c.240]

    Была исследована возможность получения топлив ТС-1 и РТ из пашнинской и усинской нефтей — основных нефтей Коми АССР. На лабораторном аппарате АРН из нефтей выделяли 2%-ные (по объему) фракции, компаундированием которых (после защелачивания и водной промывки) готовили образцы топлива ТС-1. [c.51]

    Исследовалась возможность получения топлив ТС-1 и РТ из пашин-ской и усинской нефтей — основных нефтей Коми АССР. Показано, что из нашинской нефти прямой перегонкой может быть получено топливо ТС-1, удовлетворяющее требованиям ГОСТ 10227—62. После гидроочистки топливо будет полностью соответствовать требованиям ГОСТ 16564—71 на топливо РТ. [c.169]

    Полимеризация — процесс получения высокомолекулярного вещ( ства — полимера в результате взаимодействия низкомолеку-лярпых веществ — мономеров. Этот процесс широко используется для получения топлив (полимербензин), масел, пластмасс, синтетических каучуков и других химических продуктов. Так, полимеризацией пропилена в присутствии катализатора фосфорной кислоты при давлении 50—60 ати а температуре 170—260° получают в качество высокооктанового компонента полимербензин или тетрамер пропилена, используемый в производстве моющих средств. С нриме-ненпем катализатора хлористого алюминия полимеризацией этилена при темнературе 130—170° и давлении 12—15 ати или жидких олефиновых фракций — продуктов крекинга парафина — при температуре 10—80° могут быть получены высококачественные масла. [c.583]

chem21.info

Получение жидких топлив из нефти

    Другая возможная альтернатива нефти — получение жидкого топлива из угля. Как вы видели, запасы угля гораздо больше, чем запасы нефти. Технология превращения угля в жидкое топливо существует уже многие десятилетия. В годы второй мировой войны Германия широко использовала этот вид топлива. Имеются промышленные разработки этого типа и в других странах. В настоящее время добыча угля и превращение его в жидкое топ- [c.227]     В прошлом основной целью переработки сырой нефти было получение жидкого топлива, предназначенного для последующего использования в промышленных печах, бытовых отопительных системах, дизельных двигателях, турбореактивных двигателях и особенно в двигателях с искровым зажиганием. В последние годы, однако, большое значение придается другой цели переработки — получению сырья для химической промышленности, что имеет много общего с получением сырья для газификации. Таким образом, кроме моторного бензина, особые свойства и высокая цена которого оправдывают сложность таких процессов пе- [c.72]

    Важнейшие жидкие топлива — нефть, а также жидкие продукты, получаемые при ее переработке. Процессы переработки нефти известны давно. Примерно до 1885 г. имелись установки, на которых из нефти отгонялся керосин, используемый для освещения, а остаток сжигался как котельное топливо. Появление автомобильного, а затем авиационного транспорта с начала нынешнего столетия выдвинуло необходимость получения в возрастающих количествах бензина. Успехи в области промышленного получения химических продуктов потребовали новых сырьевых ресурсов. Источником сырья стала нефть. [c.55]

    А. Е. Арбузова, произнесенной им 16 мая 1930 г. в Казани по случаю 125-летия Казанского университета [14]. Он говорил о путях и целях химии ,—об ограниченных запасах нефти, которых в лучшем случае может хватить на несколько десятков лет о катализе, который разрешил вопрос искусственного получения жидкого топлива о необходимости экономии сырья и энергии при производстве материалов. Закончил же он свою речь такими словами Чем же химия будущего должна отличаться от химии настоящего Подражание живой природе есть химия будущего ... И в тот день, ко1 да в лаборатории будет синтезирован первый энзим, мы можем сказать, что наука получила в свои руки ключ, который она так долго и упорно ищет, — этот ключ к химии живой природы . [c.173]

    Исключительно большое значение химия имеет в энергетике, которая использует энергию химических реакций. В связи с истощением природных запасов нефти возрастает потребление синтетического топлива, которое вырабатывает химическая индустрия. Существенной экономии нефти позволяет достичь внедрение новых процессов получения жидкого топлива из бурого и каменного угля. Таким образом, химической и нефтехимической промышленности отводится важная роль в реализации Энергетической программы СССР. [c.10]

    Искусственное жидкое топливо. В связи с ограниченностью запасов нефти в некоторых странах в 20-х и 30-х годах были разработаны технические методы получения жидкого топлива из ископаемых углей. Один из методов заключался в том, что суспензия каменного или бурого угля в тяжелых маслах нагревалась с водородом в присутствии железного катализатора примерно до 400 °С под давлением 200—300 ат. При этом происходило гидрирование угля, т. е. соединение углерода с водородом, и получались углеводороды, образующие синтетическую нефть. [c.69]

    В марте 1928 г. большая группа ученых-химиков во главе с академиком А. Н. Бахом обратилась к Советскому правительству с запиской о необходимости всесторонней химизации народного хозяйства. В записке отмечалось, что новая химия создала большое число еще недавно неведомых материалов и в своем дальнейшем развитии творит революцию в промышленной экономике. Еще большие экономические достижения сулит возможность использования всех отбросов, т. е. сырья, находящегося не в надлежащем месте и не нашедшего пока своего применения... Мероприятия по химии в отдельных производственных процессах могут совершить крупнейший переворот и в корне изменить как техническую физиономию, так и экономическую структуру производства в области металлургии, машиностроения, горного дела, транспорта, текстильной и других отраслей нашего народного хозяйства, значительно снизив себестоимость продукции и повысив эффект капитальных вложений . Далее следовала подробная программа мероприятий по химизации металлургической и машиностроительной промышленности, горного дела, транспорта и строительства, легкой промышленности и сельского хозяйства. Некоторые из этих предложений не потеряли значение и сейчас. К их числу относится всемерное внедрение гидрометаллургии, получение жидкого топлива из каменного и бурого углей, использование нефти для синтеза полимеров и пластмасс, внедрение в сельское хозяйство эффективных комбинированных удобрений и инсектицидов, химическая переработка отходов сельского хозяйства и т. д. [c.7]

    Начавшийся в 70-х годах за рубежом энергетический кризис, повлекший за собой значительное повышение цен на нефть, вновь вызвал в промышленно развитых капиталистических странах (США, ФРГ, Япония, Великобритания и др.) интерес к проблеме получения жидкого топлива из угля. И снова широко развернулись научно-исследовательские и проектные работы. [c.25]

    Основным источником для получения жидкого топлива является нефть, из которой при прямой перегонке вырабатываются следующие продукты (в вес. %)  [c.36]

    Наибольшее внимание за рубежом за последние годы уделяется низкотемпературному пиролизу отходов с целью получения жидкого топлива, или так называемой сырой нефти . Широкие исследования со многими различными органическими отходами, и главным образом с осадками сточных вод, проведены лабораторией Штутгартского университета.  [c.210]

    Николай Дмитриевич Зелинский (1861—1953). Академик, Герой Социалистического Труда, профессор Московского университета (1895—1911 и 1917—1953). Основатель самой крупной в Советском Союзе школы химиков-органиков. Сделал выдающиеся открытия в области синтеза и каталитических превращений углеводородов, изучения состава нефти, получения жидкого топлива из окиси углерода и водорода, химии белков, стереохимии двухосновных кислот и др. Создал первый в мире угольный противогаз. [c.406]

    Синтез углеводородов из Нг и СО дает возможность получать моторное топливо (бензин, дизельное топливо) и ценные органические продукты (твердые парафины, кислородные соединения) нз низкокалорийных газов. Этот процесс представляет интерес, главным образом, для стран, лишенных или бедных естественным жидким топливом — нефтью или природным газом. В этом случае одним из направлений для получения искусственного жидкого топлива и сырья для промышленности органической химии может быть газификация твердых топлив (кокса, полукокса, бурого угля и др.) с последующим синтезом углеводородов из СО и Нг. [c.32]

    Известно несколько способов получения жидкого топлива из твердого топлива. По одному из них сланцы подвергают сухой перегонке при температуре 400—500°С. Образующаяся смола содержит смесь углеводородов, по свойствам близкую к нефтям. По другому способу измельченный каменный уголь, смешанный со смолой и катализатором, гидрируют под давлением при той же температуре. [c.44]

    Полимеризация. Хотя полимеризация непредельных углеводородов известна еще со времени работ А. М. Бутлерова (1873 г.), однако практическое применение для получения жидкого топлива эта реакция получила всего несколько лет назад. В качестве исходного сырья для этих целей используют непредельные газы крекинга и пиролиза нефти. В настоящее время этим путем получают многие сотни тысяч тонн высокооктанового полимерного бензина, в том числе — диизобутилена, гидрогенизацией которого готовят изооктан. История изооктана особенно поучительна. Еще недавно это был редкий и дорогой лабораторный препарат. В настоящее время его вырабатывают в производственном масштабе для нужд авиации. [c.313]

    Источником элементарного азота является только атмосферный воздух, запасы которого неисчерпаемы. Водород для синтеза аммиака получают на основе твердого топлива (кокс, уголь, антрацит), жидкого топлива (нефть, мазут и другие жидкие углеводороды), газообразных углеводородов (природный газ, нефтяной и др. газы), воды, которая подвергается электролизу [9]. В настоящее время как в СССР, так и в зарубежных странах для получения водорода используется, главным образом, природный газ, а также попутные нефтяные газы, газы нефтепереработки и др. Изменение структуры сырьевой базы азотной промышленности в СССР [10] показано ниже  [c.334]

    Новые идеи в технологии, связанные с созданием производства аммиака, сыграли огромную роль и в дальнейшем развитии химической промышленности. Такие процессы, как синтез метилового спирта и синтез высших спиртов, возникают целиком на этой основе. Гидрирование углей для получения жидкого топлива также в значительной мере основывается на принципах, установленных в связи с разработкой способов синтеза аммиака. Приобретенный опыт и обобщения в области высоких давлений и температур, в области гетерогенно-газовых каталитических реакций оказались чрезвычайно полезными при разработке современных методов переработки нефти каталитического крекинга, процессов дегидрогенизации, полимеризации, циклизации, алкилирования, посредством которых осуществляется производство авиационного топлива, бутадиена, толуола и других продуктов из нефти. [c.317]

    Создание азотной промышленности сыграло крупную роль в развитии химии и химической технологии. Исследования в области азота оказали влияние на развитие важнейших разделов теоретической химии термодинамики и кинетики каталитических процессов. Эти работы послужили толчком к исследованию свойств газов под высоким давлением. Ряд важнейших понятий о гетерогенно-газовых каталитических реакциях установлен или значительно развит благодаря изучению синтеза аммиака. Такие процессы, как синтез метилового спирта и синтез высших спиртов, целиком возникли на основе технологии синтеза аммиака. Опыт и обобщения в области высоких давлений и температур, в области гетерогенно-газовых каталитических реакций оказались чрезвычайно полезными при разработке способов гидрирования углей с целью получения жидкого топлива и современных способов переработки нефти каталитического крекинга, процессов дегидрогенизации, полимеризации, циклизации, алкилирования, посредством которых осуществляется производство из нефти авиационного топлива, бутадиена, толуола и других продуктов. [c.163]

    Производство этилового спирта при помощи дрожжей основано на давно устоявшейся технологии (см. также гл. 3). Для получения топливного спирта необходимо осуществить ряд процессов (рис. 2.5) подготовить сырье, провести брожение, отгонку и очистку, обезвоживание (если предполагается использовать продукт в смеси с нефтью), денатурацию и организовать хранение. Нужно также переработать кубовые остатки (захоронить или использовать на корм животным и т. п.). На каждой стадии есть свои узкие места, о которых надо всегда помнить, поскольку это прямо определяет саму возможность использования процесса сбраживания для получения жидкого топлива, его энергобаланс и экономичность. [c.66]

    Некоторые сорта нефти восточных районов Советского Союза содержат много серы и ее соединений (4—6%). При получении жидкого топлива из такой нефти в него переходит (в зависимости от способа очистки) от десятых долей до 2—3% серы. Исследования показали, что коррозия стальных и чугунных деталей двигателей (цилиндров и поршневых колец), работающих на жидком топливе, увеличивается пропорционально содержанию в нем серы. При сгорании топлива содержащие серу продукты превращаются в сернистый газ. Последний, соединяясь с парами воды, также образующимися при сгорании топлива, переходит в сернистую кислоту, а при взаимодействии с кислородом воздуха — в серную кислоту. Обе кислоты являются весьма агрессивными реагентами. [c.31]

    В качестве жидкого топлива применяют мазуты прямой перегонки (основа котельного топлива), крекинг-остатки, гудроны, различные смолистые вещества — остатки от очистки масляных дистиллятов, ловушечные нефтепродукты и др. К числу газообразных топлив относятся естественные или природные газы, нефтяные (попутные) газы, промышленные сухие газы, получаемые в процессах нефтепереработки. Нефтяные остатки и углеводородные газы обладают высокой теплотой сгорания — порядка 1000— 11 500 ккал/кг (или ккал/м ) при нормальных условиях. Для атмосферной перегонки нефти с целью получения бензина, керосина и [c.200]

    Около 30 лет назад при переработке нефти получалось большое количество газов, содержащих предельные и непредельные углеводороды, что послужило развитию процесса получения моторных топлив из этих газов. Первый промышленный процесс термической полимеризации под давлением начал работать в 1931 г. [168]. Предельные углеводороды, находившиеся в газе (сырье процесса), крекировались и дегидрировались в олефины, а затем полимеризовались в жидкое топливо совместно с олефи-нами исходного сырья. [c.56]

    Коррозионное разрушение элементов конструкции топок агрессивными продуктами сгорания топлива. В основном в печах нефтехимии и нефтепереработки применяют газообразное и жидкое топливо. При сжигании топлива сырьевые потоки нагреваются до 300—860 °С, а элементы конструкции топки до 500—1200 °С. В газовых средах, образующихся при сжигании различных видов сернистого топлива, содержатся агрессивные соединения, вызывающие высокотемпературную коррозию. Кроме того, в топочных газах могут находиться взвешенные частицы золы. Зола котельного топлива, полученного из сернистых нефтей, характеризуется повышенным содержанием соединений натрия и ванадия, которые при высоких температурах играют роль катализаторов коррозионных процессов. Поэтому еще при выборе материалов для деталей топок необходимо учитывать не только их конструктивную нагруженность при рабочей температуре, но и агрессивность компонентов дымовых газов применяемого топлива. [c.172]

    При непрерывном росте запасов и добычи нефти проблема получения искусственного жидкого топлива потеряла свою остроту, а дорогостоящий бензин, получаемый гидрогенизацией, не мог конкурировать с нефтяным бензином. Стоимость бензина, получаемого гидрированием угля, составляет 270—316% стоимости бензина из нефти, а стоимость бензина из сланцевой смолы (с включением стадий гидрогенизации) — НО—141% стоимости бензина из нефти Эти обстоятельства в значительной степени уменьшили интерес к гидрогенизации угля, и исследования в области гидрогенизации были направлены на переработку нефтяных и сланцевых продуктов. [c.9]

    Нефть является источником получения всех видов жидкого топлива — бензина, керосина, дизельного и котельного (мазут) топлив, из нефти вырабатывают смазочные и специальные масла, нефтяной кокс, битумы, консистентные (пластичные) смазки, нефтехимическое сырье — индивидуальные алканы (парафиновые углеводороды), алкены (олефины) и арены (ароматические углеводороды), жидкий и твердый парафин. Из нефтехимического сырья в свою очередь производят широкую гамму ценных продук- [c.14]

    Сейчас торий используют и как катализатор — в процессах органического синтеза и крекинга нефти, а также при получении жидкого топлива из угля. Но все это, если можпо так выразиться, приобретения XX в. В XIX же веке выход в практнку нашло лишь одно соединение элемента № 90— его двуокись ТЬОг. Ее применяли в производстве газокалидьных сеток. [c.335]

    В странах, не располагаюших достаточными запасами нефти (например, в Германии), уголь был применен для получения жидкого топлива. Так как при сухой перегонке угля получается не более 10—12% жидкого горючего, а главным продуктом является кокс, был разработан процесс ожижения угля путем его гидрирования. Этот процесс был разработан Бергиусом, а потому иногда называется бергенизацией . [c.30]

    Всесоюзный паучно-исследовательскпй институт по переработке нефти и газа и получению жидкого топлива [c.246]

    Большой интерес представляет и другой способ получения синтетической нефти. Он основан на реакции, открытой русским химиком Е. И. Орловым в 1908 г. Оказалось, что окись углерода с водородом в присутствии катализаторов (N1, Р(1) при температуре 200—300° дает ряд углеводородов. Метод этот был использован Фр. Фишером и Тропшом (Германия) для получения жидкого топлива. [c.61]

    Однако эти опыты не дали оснований для немедленного осуществления процесса перевода твердого топлива s жидкое. Более плодотворны -были исследования, возобновившиеся в первом десятилетии XX в. Ряд работ, выполненных с начала XX в. Сабатье, Зелинским, Клингом и Флорантеном, Бергиусом, Фипшром и др., обеспечил возможность нового промышленного процесса получения жидкого топлива как из тяжелых погонов нефти и смол, так и из углей. Этот процесс получил названия гидрогенизация , ожижение , бергинизация . [c.711]

    Однако только исследования, выполненные в начале XX в. Сабатье, Зелинским, Клингом и Флорантеном, Бергиусом, Фишером и др., обеспечили возможность нового промышленного процесса получения жидкого топлива как из тяжелых погонов нефти и смол, так и из углей. Этот процесс получил названия гидрогенизация , ожижение , бергинизация . [c.456]

    Индекс вязкости является относительным числом, характеризующим пологость температурной кривой вязкости смазочных масел. Для определения этого показателя качества пользуются таблицей, разработанной Всесоюзным научно-исследовательским институтом по переработке нефти и газа и получению искусственного жидкого топлива. Названная таблица одобрена Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР в качестве руководящего технического материала. Чем выше индекс вязкости масла (ИВ), тем более иолога температурная кривая вязкости и тем лучше масло. [c.176]

    Двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом жидком топливе, полученном из нефти, впервые был разработан в России в 1899 г. под руководствсм Г.Ф.Деппа. В этом же году двигатель был построен. Сн работал на нефти. [c.5]

    В настоящее время процессы гидрогенизации прочно и широко вошли в нефтеперерабатывающую промышленность, в переработку с их помощью вовлекаются все более тяжелые погоны нефти. Это является общей тенденцией, и можно говорить о начале в 70-х годах четвертого периода, в котором все виды топлив, включая котельные, а также почти все масла будут облагораживаться при помощи этих процессов. Все это относится в первую очередь к переработке нефти, однако остается актуальной и возможность получения моторных топлив и масел из пенефтяного сырья, т. е. гидрогенизация может, но уже на новой технической основе, вернуться к своим истокам. Исторически сложилось так, что гидрогенизация топлив возникла и развивалась как метод получения искусственного жидкого топлива главным образом из ненефтяного сырья — сланцевых и угольных смол, а также-каменных углей. Это объясняется тем, что в предвоенный период нефти нехватало, а эксплуатируемые сейчас крупнейшие нефтеносные районы (Ближний Восток, Северная Африка, Поволжье, Западная Сибирь и др.) еще не были открыты. [c.7]

chem21.info