Справочник химика 21. Присадки депрессорные для нефти


Что такое и для чего нужны депрессорные и диспергирующие присадки — Официальный сайт компании ООО ИннТехТрейд

Особенности климата России диктуют свои требования к распределению дизельного топлива по категориям. Зимний период эксплуатации дизельных транспортных средств начинается при температуре воздуха +5°С. Это связано с тем, что дизельное топливо проявляет особые свойства при низких температурах.

Классификация по температуре климатической зоны

Разделение топлива на три вида, принятое в РФ связано с климатическими особенностями (в скобках обозначение по ГОСТ Р 52368-2005):

  • Летнее топливо для климатических зон с умеренным климатом (сорта A…F) — распределяются по предельной температуре фильтруемости (°С, не выше) от +5 до -20.
  • Зимнее топливо для температур воздуха до -20 °С (классы 0…4).
  • Арктическое топливо для температур воздуха до -50 °С (классы 0…4).

Классы зимнего и арктического вариантов более строго определяют предельную температуру фильтруемости, цетановое число и ряд других показателей.

Фракционный состав

Фракционный состав — важный показатель дизельного топлива, который показывает содержание легколетучих углеводородов и определяется выпариванием при разных температурах. Изменяется в достаточно широких пределах. Этот показатель опосредованно указывает на содержание н-парафинов в топливе, которые влияют на показатели текучести топлива и температуры образования твердых частиц парафина.

Для конкретного указания свойств вида топлива определяются:

  • Температура помутнения топлива, при которой низкокипящие парафины из раствора начинают переходить в твердое состояние образовывать частицы аморфно-кристаллической структуры с размерами до 5 мкм. При этой температуре топливо не теряет способности проходить через фильтр топливной системы.
  • Температура фильтруемости, при которой частицы парафина образуют гелеобразную субстанцию. Температура фильтруемости является наиболее важным показателем для применяемости топлива, т.к. она определяет минимальную температуру бесперебойной эксплуатации топливной системы дизельного двигателя на открытом воздухе.
  • Температура потери текучести, при которой топливо превращается в желе и перестает перекачиваться топливным насосом.

Для соответствия топлива требуемым параметрам применяется промышленная обработка топлива — депарафинизация и добавление в готовое топливо присадок.

Депарафинизация дизельного топлива

В составе нефти, добываемой в РФ, содержится много тяжелых фракций (битум, парафины и смолы), что сказывается на качестве и технологии изготовления дизельного топлива. Большая концентрация низкоплавких парафинов приводит образованию парафиновой пробки в порах топливного фильтра, а низкое содержание парафинов в топливе приводит быстрому выходу из строя топливного насоса (ТНВД), т.к. парафины служат смазкой трущихся частей насоса. Получение стабильного и оптимального фракционного состава (содержания н-парафинов) — это задача, которая решается несколькими способами.

Промышленная депарафинизация

Нефтеперегонные заводы, в зависимости от специфики сырья, применяют различные способы, которые различаются по технологическим принципам и экономичности.

  • Температурное регулирование концентрации парафинов основано на снижении температуры в конце процесса выпаривания легких фракций, т.к. в конце цикла крекинга увеличивается концентрация высококипящих парафинов (концевые фракции).
  • Способ депарафинизации кристаллизацией основан на свойстве парафинов создавать нерастворимые образования при добавлении растворителей и понижении температуры раствора. Образовавшиеся кристаллы удаляются фильтрацией или центрифугированием.
  • Способ карбамидной депарафинизации основан на образовании нерастворимых соединений при добавлении карбамида (мочевина). Нерастворимые комплексы удаляются фильтрацией.

Эти способы имеют технологические недостатки, что снижает качество топлива и приводит к экономическим потерям — уменьшается выход дизельного топлива и снижается цетановый индекс, а при карбамидной депарафинизации не происходит полного удаления высокомолекулярных углеводородов.

  • Способ экстрадиционной депарафинизации основан на способности разных растворителей избирательно растворять парафины. Отделение раствора с низкозастывающими парафинами происходит после расслоения жидкостей.
  • Способ адсорбирования парафинов основан на способности некоторых материалов поглощать их. Например, активированный уголь способен поглощать низкокипящие парафины.

Эти способы эффективны в плане получения максимального выхода конечного продукта, но используют дорогостоящие расходные материалы.

Современные нефтеперерабатывающие заводы работают по технологиям с высокой степенью автоматизации процессов, что позволяет выпускать дизельное топливо с минимальным содержанием парафинов.

«Непромышленная» депарафинизация

Потребитель иногда вынужден регулировать фракционный состав имеющегося в наличии дизельного топлива, т.е. предпринимать действия по изменению содержания парафинов, что позволит снизить температуру «замерзания» солярки или наоборот — сделать «погуще». К этой категории потребителей можно отнести:

  • Крупные хранилища и заправочные станции.
  • Частные или юридические лица, эксплуатирующие транспортные средства или машины с дизельным двигателем.

Существует два способа:

  • Разбавление «летнего» топлива «зимним», которое имеет наиболее низкие численные показатели фракционного состава и наоборот. При этом способе имеет большое значение соблюдение пропорций.
  • Добавление в топливо органических жидкостей (бензин, керосин) или спиртов. Этот способ применяется только для «перевода» дизтоплива в «зимний» класс и серьезно сказывается на длительности эксплуатации дизеля.

Регулирование фракционного состава (содержания парафинов) в непромышленных условиях может иметь место при условии, что есть возможность провести лабораторные испытания на температуру вспышки в закрытом тигле и измерение температуры фильтрации. При несоблюдении этого условия можно говорить о фальсификации продукта.

Наиболее перспективный и эффективный способ улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива — добавление в топливо полимерных добавок, которые получили название депрессоры и диспергаторы.

Депрессорные присадки (антигели)

Назначение депрессорных присадок — взаимодействовать с частицами н-парафина на стадии помутнения топлива под действием низкой температуры и препятствовать возникновению более крупных образований при дальнейшем понижении температуры.

Молекулы депрессора осаждаются на поверхность частиц в начальной фазе их образования и не дают формироваться агломератам величиной более 3…5 мкм. Частицы такого размера значительно меньше забивают топливный фильтр тонкой очистки.

Депрессорные присадки в основном состоят из:
  • полимеров метакриловой кислоты;
  • ароматических и алифатических дистиллятов нефти;
  • сополимеров этилена с винилацетатом.
Применяя антигель, следует помнить:
  • Универсальные присадки с большим диапазоном температуры действия или другими добавками менее эффективны, чем специализированные, т.к. нельзя корректно определить количество действующего вещества.
  • Количество добавляемой присадки должно создавать концентрацию, которая рекомендована изготовителем присадки. Увеличение концентрации не приводит к повышению ее эффективности.
  • Процесс замерзания дизельного топлива, до образования желе, происходит лавинообразно от значения температуры фильтруемости, т.е. для используемого топлива присадка должна работать при температуре фильтруемости и ниже.
  • Эффективность антигеля зависит от качества топлива (соответствия заявленным параметрам).

Депрессорные присадки обладают свойством связывать воду, что снижает возможность образования льда в топливной системе и образования серосодержащих кислот в камере сгорания.

Диспергирующие присадки

Диспергаторы парафинов — препараты препятствующие осаждению парафинов, которое приводит к разделению топлива на слои при холодном хранении или стоянке. Расслоение топлива — образование верхнего слоя, практически не содержащего парафина и нижнего, в котором концентрация парафина сделает невозможной работу двигателя.

Молекулы препарата (вместе с депрессором) оседают на частицах парафина и создают электростатическое поле, которое отталкивает частицы парафина друг от друга и создает их равномерное распределение по объему.

Совместное применение депрессорных и диспергирующих присадок дает максимальный эффект при соблюдении пропорций компонентов и подбирается для конкретного типа дизельного топлива.

Оба типа присадок не могут быть заменой друг другу. Они дополняют и усиливают действие, но в рекомендованных инструкцией концентрациях. Более того, следует обращать внимание на совместимость присадок от разных производителей.

 

inntt.ru

композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей - патент РФ 2453584

Классы МПК:C10L1/182 содержащие гидроксильные группы; их солиC10L1/224 амиды; имидыC10L1/232 содержащие азот в гетероциклическом кольце
Автор(ы):Прозорова Ирина Витальевна (RU), Лоскутова Юлия Владимировна (RU), Юдина Наталья Васильевна (RU), Волкова Галина Ивановна (RU), Пшеничникова Александра Владимировна (RU)
Патентообладатель(и):Учреждение Российской академии наук Институт химии нефти Сибирского отделения РАН (ИХН СО РАН) (RU)
Приоритеты:

подача заявки:2011-02-17

публикация патента:20.06.2012

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания, динамической вязкости при транспортировке и хранении парафинистых и высокопарафинистых нефтей. Композиционная депрессорная присадка содержит компоненты в мас.%: сополимер этилена с винилацетатом - 10-30; сукцинимид мочевины - 0,5-15; триэтаноламин - 0,2-3; неонол - 0,1-2; сульфонат натрия - 0,1-2; углеводородный растворитель - до 100. Технический результат - получение новой композиционной депрессорной присадки для снижения температуры застывания и улучшения реологических свойств парафинистых и высокопарафинистых нефтей. 3 пр., 3 табл.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания, динамической вязкости при транспортировке и хранении парафинистых и высокопарафинистых нефтей.

В качестве депрессоров находят применение многие низкомолекулярные и полимерные органические соединения. Наибольшее распространение имеют промышленные алкилароматические депрессорные присадки (депрессатор АзНИИ, АФК, Парафлоу, Сантопур), полиметакрилатные (ПМА-Д), сополимеры этилена и винилацетата и др. (Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990, с.238).

Часто используются присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом (Патент 2137813 С1 РФ. Депрессорная присадка для нефти и нефтепродуктов/ОАО «ВНИИНефтехим», опубл. 20.09.99, 6 C10L 1/18). Но присадки на основе этих сополимеров наиболее эффективны для снижения температуры фильтруемости и застывания нефтепродуктов, в частности дизельного топлива. Введение таких присадок в нефть с невысоким содержанием парафиновых углеводородов (ПУ до 4 мас.%) приводит к снижению температуры застывания в среднем на 20°С. Но с повышением содержания ПУ в нефтях депрессорная эффективность присадок заметно снижается и имеет минимальные значения для высокопарафинистых нефтей (доля ПУ выше 6 мас.%).

Разработки поликомпонентных композиционных присадок позволяют использовать явление синергизма для снижения температуры застывания и реологических характеристик парафинистых и высокопарафинистых нефтей. В этой связи наиболее привлекательны композиционные присадки, содержащие поверхностно-активные вещества. В новых разработках наиболее часто в качестве ПАВ используются моноалкиловые эфиры полиэтиленгликоля на основе первичных жирных спиртов («Синтанол»), оксиалкилирование аминосоединения («Дипроксамин», «Оксамин») (Патент № 2176265, Заявка № 2000128750/04, авторы - Жарченков Ю.Н., Мишин А.И., Попов А.С. и др.).

Наиболее близкой к заявляемой является присадка (пат РФ № 2098459) на основе сополимера этилена с винилацетатом. Депрессорные свойства этой присадки достаточны для малопарафинистых нефтей, однако она не работает на высокопарафинистых нефтях.

Задачей изобретения является создание новой композиционной депрессорной присадки для снижения температуры застывания и улучшения реологических свойств парафинистых и высокопарафинистых нефтей.

Технический результат достигается введением в нефть депрессорной присадки, содержащей раствор сополимеров этилена с винилацетатом и сукцинимида мочевины в углеводородном растворителе при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сополимер этилена с винилацетатом - 10-30;.
сукцинимид мочевины - 0,5-15;
триэтаноламин- 0,2-3;
неонол - 0,1-2;
сульфонат натрия - 0,1-2;
углеводородный растворитель - до 100.

Концентрация присадки в нефти составляет 0,03-0,1 мас.%.

В качестве основы для композиционной депрессорной присадки сополимеров этилена с винилацетатом (Sevilen 28800 с содержанием звеньев винилацетата 24-32 мас.%, молекулярной массой Мn=10000-45000, НПО «Пластмасс», г.Москва) и сукцинимида мочевины (ингибитор коррозии «СИМ» ТУ 2458-018-33992933-2006, ЗАО «НПП «Алтайспецпродукт», г.Бийск).

Сукцинимидные присадки обладают способностью диспергировать и поддерживать во взвешенном состоянии дисперсные частицы и повышать коллоидную стабильность масел, обеспечивая удержание в объеме НДС примесей органического и неорганического происхождения, которые накапливаются в процессе эксплуатации нефтепродуктов (Патент № RU 2203930 С1, Способ получения сукцинимидной присадки; авторы - Бырихина Н.Н., Акенов В.И., Иванников В.В. и др.)

Депрессорные свойства присадки оценивались по изменению значений эффективной вязкости (на ротационном вискозиметре BROOKFIELD DV-III ULTRA) и температуры застывания (по ГОСТ 20287-74).

Пример 1. Для нефти Арчинского месторождения (содержание парафиновых углеводородов - 6,7 мас.%) определен депрессорный эффект новой присадки, состоящей из растворов сополимера этилена с винилацетатом и сукцинимида мочевины в углеводородном растворителе при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сополимер этилена с винилацетатом - 12;
сукцинимид мочевины- 2,5;
триэтаноламин - 0,2;
неонол- 0,1;
сульфонат натрия - 0,1;
углеводородный растворитель - до 100.

Применение депрессорной присадки при концентрации в нефти 0,03-0,1 мас.% без сукцинимида мочевины (Присадка*) снижает температуру застывания нефти Арчинского месторождения на 5-8,5°С и эффективную вязкость на 4-19% (табл.1.). Добавление сукцинимида мочевины в состав присадки (Присадка, 0,05 мас.%) приводит к снижению температуры застывания на 24°С и динамической вязкости на 58%.

Пример 2. Для нефти Мамуринского месторождения (содержание парафиновых углеводородов - 16,1 мас.%) был установлен депрессорный эффект присадки, состоящей из растворов сополимера этилена с винилацетатом и сукцинимида мочевины в углеводородном растворителе при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сополимер этилена с винилацетатом - 25;
сукцинимид мочевины- 10,5;
триэтаноламин - 2;
неонол- 2;
сульфонат натрия - 1;
углеводородный растворитель - до 100.

Применение депрессорной присадки без сукцинимида мочевины (Присадка*) при концентрации в нефти 0,05 мас.% снижает температуру застывания нефти Мамуринского месторождения на 6°С и эффективную вязкость на 13% (табл.2.).

Добавление сукцинимида мочевины в состав присадки (Присадка) показывает значительное снижение температуры застывания нефти (на 20,5°С) и динамической вязкости (на 52%). Наиболее эффективная концентрация присадки составляет - 0,03 мас.%.

Пример 3. Для нефти Фестивального месторождения (содержание парафиновых углеводородов - 8,2 мас.%) были установлены депрессорные свойства присадки, состоящей из растворов сополимера этилена с винилацетатом и сукцинимида мочевины в углеводородном растворителе при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сополимер этилена с винилацетатом - 15;
сукцинимид мочевины- 7,5;
триэтаноламин - 1;
неонол- 0,5;
сульфонат натрия - 0,5;
углеводородный растворитель - до 100.

Применение депрессорной присадки без сукцинимида мочевины (Присадка*) снижает температуру застывания нефти Фестивального месторождения на 6°С при концентрации в нефти 0,05 мас.% и эффективную вязкость на (табл.2.). Добавление сукцинимида мочевины в состав присадки (Присадка, 0.05 мас.%) снижает температуру застывания нефти на 19,5°С и динамическую вязкость на 52%.

Таким образом, показана эффективность применения новой композиционной депрессорной присадки для высокопарафинистых нефтей.

Таблица 1
Изменение температуры застывания и динамической вязкости (при 20°С и скорости сдвига 78 с-1) нефти Арчинского месторождения при использовании депрессорной присадки
Концентрация присадки в нефти, мас.% Тз, °С вязкость, композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 [мПа·с] Депрессорный эффект,
композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 Т, °С композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 , %
0,00+9 39,0композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584
0,03 Присадка*+2,5 37,5 6,53,8
0,05 Присадка* +0,5 30,58,5 19,2
0,1 Присадка*+4,0 37,4 5,04,0
0,03 Присадка -8,2 20,317,2 48,0
0,05 Присадка-15,0 16,4 24,058,2
0,1 Присадка -10,5 19,819,5 49,0
композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 T, °C=Tзнефть-Тзнефть+присадка
композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584
Таблица 2
Изменение температуры застывания и динамической вязкости (при 40°С и скорости сдвига 22 с-1) нефти Мамуринского месторождения с депрессорной присадкой
Концентрация присадки в нефти, мас.% Тз, °С вязкость, композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 [мПа·c] Депрессорный эффект
композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 Т, °С композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 , %
0,00+20,5 157,0композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584
0,03 Присадка*+18,5 155,5 2,01,0
0,05 Присадка* +14,5 136,56,0 13,1
0,1 Присадка*+24,0 168,8 -3,5-7,5
0,03 Присадка +8,5 110,012,0 30,0
0,05 Присадка0,0 76,0 20,552,0
0,1 Присадка +10,5 117,510,0 25,2
Таблица 3
Изменение температуры застывания и динамической вязкости (при 20°С и скорости сдвига 30 с-1) нефти Фестивального месторождения при использовании депрессорной присадки
Концентрация присадки в нефти, мас.% Тз, °С вязкость, композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 [мПа·с] Депрессорный эффект,
композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 Т, °С композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584 , %
0,00+4,5 333,0композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей, патент № 2453584
0,03 Присадка*+0,5 300,5 4,09,8
0,05 Присадка* -6,5 260,211,0 22,0
0,1 Присадка*+5,0 342,0 -0,5-3,0
0,03 Присадка -10,5 204,814,5 39,0
0,05 Присадка-15,0 161,3 19,552,0
0,1 Присадка +0,5 296,34,0 11,0

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей на основе сополимера этилена с винилацетатом в углеводородном растворителе, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит сукцинимид мочевины, триэтаноламин, неонол и сульфонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сополимер этилена с винилацетатом 10-30
сукцинимид мочевины0,5-15
триэтаноламин 0,2-3
неонол0,1-2
сульфонат натрия 0,1-2
углеводородный растворитель до 100
Скачать патент РФ Официальная публикация патента РФ № 2453584 patent-2453584.pdf

www.freepatent.ru

Депрессорные присадки - Справочник химика 21

Таблица 65. Депрессорные присадки к моторным и трансмиссионным маслам Таблица 65. Депрессорные присадки к моторным и трансмиссионным маслам
    Ряд полимерных соединений, используемых в качестве присадок, улучшающих вязкостно-температурные свойства, одновременно улучшают и депрессорные свойства нефтяных масел среди них ведущее положение сейчас занимают сополимеры самого доступного нефтехимического сырья —этилена. Так, в качестве депрессорной присадки применяют сополимер этилена (58—88 %) и винилового эфира жирных кислот С1—а (12—42%), который добавляется в количестве 0,01—0,5 % к остаточным смазочным маслам из парафинистых нефтей [пат. США 3947368]. [c.148]

    ДЕПРЕССОРНЫЕ ПРИСАДКИ К МАСЛАМ [c.146]

    В настоящее время описаны сотни соединений, обладающих в той или иной мере депрессорной активностью природные высокомолекулярные смолистые соединения, содержащиеся в нефтях некоторые углеводороды, состоящие из ароматических колец и алкильных цепей различной длины гетероорганические соединения полимеры и сополимеры. Особенно широкое распространение получили соединения полимерного типа, среди них и найдены наиболее эффективные депрессорные присадки к топливам. Первое место среди этих соединений следует отдать сополимерам,, этилена с винилацетатом, кото-рые производятся несколькими фирмами под различными торговыми названиями (табл. 56). [c.221]

    Производство зимнего ДТ осуществляется на основе топлива летнего сорта с применением депрессорной присадки при раздельной переработке нефти с высоким содержанием н-алканов и вовлечением 20% легкого газойля каталитического крекинга [3, 8, 40]. Введение в топливо 20% газойля, содержащего 59% ароматических углеводородов (в том числе [c.23]

    В качестве примера ниже приведены результаты стендовых испытаний на приборах и фильтрах систем топливоподачи низкого давления двух типов отечественных дизелей В-2 и ЯМЗ-740. В обоих случаях испытания проводили при циркуляции топлива. Для исследования были взяты 7 образцов дизельных топлив их характеристика приведена в табл. 10, в том числе фракция широкого состава (образец 4) и утяжеленные топлива (образцы 2, 3, 5 и 7), а также два топлива (образцы 2 и 5) с депрессорной присадкой ВЭС-238. [c.102]

    Поверхностно-активные вещества (депрессорные присадки, добавляемые в топливо сернистые и кислородные соединения, содержащиеся в нем) препятствуют росту кристаллов парафиновых углеводородов и увеличивают разрыв между температурами начала кристаллизации и застывания. С увеличением вязкости топлив разность между температурами начала кристаллизации и застывания уменьшается. Температура застывания топлив ориентировочно характеризует ту минимальную температуру, при которой еще обеспечивается транспортировка или перекачка их. Температура начала кристаллизации топлив в основном характеризует температуру их фильтрации (рис. 3. 1 и 3. 2). Скорость забивки фильтра кристаллами парафина зависит от типа фильтра и размера его пор, перепада давления, концентрации кристаллов в топливе, их величины и формы. [c.137]

Таблица 56. Зарубежные депрессорные присадки на базе сополимеров этилена и винилацетата Таблица 56. Зарубежные депрессорные присадки на базе сополимеров этилена и винилацетата
    Метод определения предельной температуры фильтруемости дает такие результаты, которые не всегда совпадают с результатами эксплуатационных испытаний. Для всех топлив предельная температура работоспособности двигателей оказалась ниже предельной температуры фильтруемости. Разница особенно велика для топлива с депрессорной присадкой. Это несоответствие, очевидно, связано с различиями в допустимых перепадах давлений на фильтрах в лабораторном методе и в топливной системе двигателя. [c.103]

    Депрессорные присадки добавляют к парафинистому дизельному топливу. К их числу относятся те же присадки, что и к смазочным маслам (депрессатор АзНИИ). Промышленные депрессаторы АзНИИ и ОПД выпускают по ГОСТ 8443—57 и ВТУ НП 14—58. [c.205]

    Освобожденная от неактивных примесей депрессорная присадка оказывается не только более эффективной при меньшей ее дозировке, чем сырой продукт конденсации, но и характеризуется весьма важной способностью вызывать абсолютное снижение тем.пературы застывания. [c.245]

    Депрессорные присадки эффективно понижают температуру застывания масел. Механизм их действия зависит от природы присадки, причем возможны два варианта а) поверхностное действие, когда вокруг частицы присадки группируются кристаллы парафина б) объемное действие, когда разрушаются структуры кристаллов парафина и уменьшается объем кристаллизующихся частиц. [c.352]

    В качестве депрессорной присадки применяется также сложный эфир алкилфенола и фталевой кислоты (сантопур). [c.576]

    Дистиллятные масляные фракции более восприимчивы к действию депрессорных присадок, чем остаточные продукты. Но восприимчивость их к депрессорным присадкам убывает с повышением температуры выкипания (табл. И. 12). [c.576]

    Для создания дизельных топлив, пригодных к применению в условиях низких температур, используют два пути удаляют из топлив высокоплавкие углеводороды (депарафинизация) или вводят депрессорные присадки. Исследования и испытания присадок, понижающих температуру застывания нефтепродуктов, проводятся около 50 лет. В 1931 г. была получена первая эффективная де-прессорная присадка к маслам Парафлоу (продукт взаимодействия нафталина с хлорированным парафином), которая вырабатывается и применяется до настоящего времени. [c.220]

    Работы в области депрессорных присадок к топливам начались лишь около 15 лет назад. Такое позднее обращение исследователей к проблемам использования депрессорных присадок в топливах объясняется следующим. Депрессорные присадки, существенно снижая температуру застывания топлив, практически мало влияют на температуру его помутнения, т. е. на температуру появления первых кристаллов твердых углеводородов. А именно эта температура до недавнего времени считалась основным критерием пригодности топлив к применению в зимнее время. К 1960 г. были закончены широкие эксплуатационные испытания, которые наряду с уже на- [c.220]

    Установлено, что депрессорные присадки менее эффективны в топливах, полученных из малосернистых и малопарафинистых нефтей. Однако испытанные авторами концентрации присадок, очевидно, слишком велики для практического применения. [c.224]

    Отечественный сополимер этилена с винилацетатом оказался эффективной депрессорной присадкой не только к дизельным топливам (табл. 58), но и к флотским (рис. 54) и к топочным мазутам (рис. 55). [c.224]

    Скорость осаждения кристаллов зависит от скорости охлаждения топлива, интенсивности его перемешивания, сонцентрации парафиновых углеводородов в топливе, его вязкости и наличия в нем поверхностно-активных веществ [17]. Поверхностно-активные вещества (депрессорные присадки, серу- и кислородсодержащие соединения) препятствуют росту кристаллов парафиновых углеводородов и увеличивают разрыв между температурами начала кристаллизации и застывания. [c.31]

    Для пoA epжaния пластового давления и увеличения дебита сква чсин также часто используют попутный нефтяной газ, нагнетаемый компрессором н сводовую часть залежи. Дебет скважин может уменьшиться и вследствие "засорения" призабойной зоны частицами породы или отложения в порах пласта асфальто-смолистых веществ нефти или солей из пластовой воды и т.д. В таких случаях для увеличения проницаемости пласта применяют методы гидравлического разрыва (при 50 МПа) или торпедирования пласта, организации подземных ядерных взрывов, а также химической (соляной или серной кислотой, поверхностно —активными ве1цествами) и термической (подачей горячего газа или перегретого водяного пара) обработкой призабойной зоны. Для борьбы с парафиноотложением оборудования на нефтеп — ромыслах стали применять специальные (депрессорные) присадки, препятствующие росту кристаллов парафина. [c.31]

    Смолистые и некоторые другие поверхностно-активные вещества, адсорбируясь на поверхности кристаллов, способны задерживать процесс кристаллизации парафинов. Поэтому температура застывания масляных дистиллятов после их очистки от смол повышается. Существуют также вещества, которые при добавлении к минеральным маслам понижают их температуру застывания. Такие вещества называются депрессорными присадками, или депресса торами. [c.83]

    Для модификации кристаллов твердых углеводородов в процессе депарафинизации рекомендуется применять одновременно смесь двух ускорителей (присадок), дающих синергический эффект [95]. Многочисленные патенты предлагают различные по химической природе синтетические присадки как ускорители фильтрования. Так, в ФРГ проведена депарафинизация остаточного нефтяного сырья с использованием таких ускорителей , как депрессоры — хлуксаны Е, S, N [96]. Значительно увеличивается скорость фильтрования суспензий в присутствии сополимера бутадиена и стирола [97] депрессорной присадки на основе алкенилсукцинимндов i[98] продуктов реакции сополимера ангидрида двухосновной ненасыщенной кислоты с циклическим диолефином с несопряженными связями 1[99]. Это далеко не пол- [c.169]

    Из виниловых мономеров широкое распространение получил винилацетат [180—182]. Промышленность США выпускает сополимер этилена с винилацетатом марки Элвакс молекулярной массы 23 000—27 000. Добавление этого сополимера в количестве 0,15% к маслу из парафинистых нефтей снижает его температуру застывания на 30 °С. В качестве депрессорной присадки к маслам исследованы тройной сополимер молекулярной массы 1500—3000, полученный сополимеризацией 55—70 % этилена, 20—30 % винилацетата и 10—20% диалкилфумарата [пат. США 3565947], и сополимер, полученный сополимеризацией 57 % этилена и 43 % ди-бутилфумарата. Сополимеры снижают температуру застывания масла на 16—30°С при концентрации 0,05% [пат. США 3694176]. [c.148]

    Присадка АзНИИ-ЦИАТИМ-1 многофункциональная (обладает противокоррозионными, моющими и депрессорпыми свойствами). Однако в последнее время она применяется только в качестве депрессорной присадки. Вырабатывается по ГОСТ 7189—54. [c.576]

    Депрессорные присадки влияют на температуру застывания масел в том случае, если это связано с образованием кристаллической решетки парафина. Поэтому эффектпвпость этих присадок достаточно ярко выражена только в парафинистых маслах, содержащих растворенные твердые парафиновые углеводороды (табл. 11. 10). Депрессорные присадки не влияют на температуру помутнения масел (см. табл. 11. 10). Присадка сантопур более эффективна, чем парафлоу (табл. И. И). Применение присадкп сантопур особенно целесообразно при повышенном содержании парафина в маслах. [c.576]

    Остаточные масла, содержащие в своем составе твердые углеводороды — церезипы (отличающиеся от парафинов своей кристаллической структурой), мало восприимчивы к депрессорным присадкам. Однако и в этом случае сантопур несколько более эффективен, чем парафлоу. [c.576]

    Установлено, что наибольшее влияние на приемистость топлива к депрессорньш присадкам оказывает содержание высокомолекулярных парафинов - jj. Депрессорный эффект присадки не связан напрямую с общим содержанием н-парафинов в топливе, а обусловлен, в первую очередь, их молекулярно-массовым распределением. Базовая основа топлива, обладающая более равномерным (но достаточно широким) молекулярно-массовым распределением парафинов, характеризуется хорошей восприимчивостью к депрессорам. Добавка к такой основе 0,01 % масс, депрессорной присадки иа основе сополимеров этилена и винилацетата позволяет снизить температуру застывания с плюс 4 до [c.114]

    Улучшение кристаллической структуры с помощью модифика- торов структуры. Имеется много предложений по совершенствованию процессов депарафинизации и обезмасливания путем введения в сырьевой раствор различных добавок и присадок [144—146 и др.]. Для улучшения кристаллической структуры были рекомендованы депрессорные присадки, в особенности парафлоу (продукт конденсации хлорированного парафина с нафталином) в количестве 0,1 —1,6 вес. %, сантопур (продукт конденсации хлорированного парафина с фенолом) в количестве 0,05—1,0 вес. %, полисти-ролметакрилаты (0,2—0,6 вес. %) и ряд других присадок. В патентах [147—153] в качестве модификаторов структуры парафина в процессах депарафинизации и обезмасливания рекомендуются продукты алкилирования бензола, толуола или нафталина хлорированным парафином, полиэтилен и полиэтиленовые воски, смесь сополимера винилацетата и диалкилфумарата, а также парафино- / ме углеводороды is-С22 [153]. Добавка их позволяет снизить" кратность разбавления, улучшить четкость разделения парафина и масла и повысить скорость фильтрации. [c.155]

    Депрессорная присадка АзНИИ представляет собой диалкнлпроизвод-нафталина. [c.225]

    Обобщая работы в области оценки эффективности депрессорных присадок в топливах, следует отметить, что большая часть известных соединений малоэффективна в низкокипящих (типа керосина) и высококипящих (остаточных) топливах. Наиболее эффективны депрессорные присадки в дизельных фракциях (200— 370°С). При этом замечено [17], что присадки практически неэффективны в узких фракциях топлив, выкипающих в пределах 25—30°С, мало- и избирательно эффективны во фракциях, выкипающих в пределах SOSO °С, и лишь во фракциях 160—170 °С и более их эффективность проявляется полностью. Депрессорная присадка ЕСА-5920, например, наиболее эффективна в топливах, не более 13% которых перегоняется до 200 °С и 90%—до 330 °С. [c.227]

chem21.info


Смотрите также