Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Проблемы при транспортировке нефти


Экологические аспекты в транспортировки нефти

Экология транспортировки нефти Чаще всего проблема транспортировки нефти обсуждается в связи с очередным сообщением об аварии танкера. Причина в том, что в результате такого рода аварий на водной поверхности образуются нефтяные пятна огромной площади, ликвидировать которые чрезвычайно сложно.

Транспортировка нефти — даже 1-го литра нефти достаточно, чтобы образовалось пятно площадью почти в гектар. Прочная тонкая пленка затрудняет поступление в воду кислорода, необходимого морским животным, а среде их обитания наносится серьезный вред.

Нефть и мазут, достигая побережья, убивают морских птиц, которые, испачкавшись в липкой жидкости, не могут подняться в небо.Чтобы снизить вероятность кораблекрушений, прежде всего, необходимо обновить существующий танкерный флот, добившись эксплуатации судов исключительно с двойным корпусом.

Прогремевшая на весь мир авария танкера Exxon Valdez у берегов Аляски привела к принятию в США федерального закона, предусматривающего такое требование для крупных танкеров, входящих в территориальные воды страны. А после разлива мазута при крушении танкера Erica в 1999 году у берегов Франции Международная морская организация начала постепенно выводить из эксплуатации все однокорпусные суда.

Эти меры уже привели к положительным результатам. Однако по данным американских исследователей, всего 2% нефти, попадающей в морскую воду, приходится на долю терпящих аварию танкеров и барж и по 1% выливается из протекающих трубопроводов и при бурении скважин. 63% попадает в воду, просачиваясь со дна естественным образом. Однако каждая авария вызывает моментальное изменение окружающей среды, приводя тем самым к особо тяжелым последствиям.

Еще недавно нефть, которая оставалась на стенках корабельных резервуаров, смывалась водой прямо за борт. А ведь после разгрузки крупного танкера в нем могло остаться до 500 тонн «черного золота». Сейчас, чтобы отделить нефть от воды, используют поверхностно-активные вещества.

Протечки регулярно происходят и при транспортировке нефти по трубопроводам. В нашей стране на магистральных трубопроводах происходит 50-60 аварий в год. Вытекающая нефть загрязняет почву и воды, очищение которых настолько затратно, что гораздо выгоднее вложить все возможные ресурсы в предотвращение аварий. Рекультивация одного гектара земли обходится не в один десяток тысяч долларов.

Для снижения вероятности аварий требования к надежности нефтепроводов постоянно повышаются. Совершенствуются технологии и налаживается  производство антикоррозийного покрытия трубопроводов. Осваивается применение гибких трубопроводов из армированного пластика с неограниченным сроком эксплуатации.Наиболее прогрессивные компании налаживают системы мониторинга состояния трубопроводов.

Для этого применяются самые разные технологии и стратегии – от обхода территорий людьми до контроля объектов со спутников. Сегодня широкое распространение получила система отслеживания основных характеристик гидродинамических процессов (давления, температуры и поведения потоков транспортируемой жидкости). Полученные данные сравнивают с эталонными параметрами, что позволяет выявить возможные аномалии, связанные с протечкой.

При очистке загрязненных почв и вод иногда используют метод контролируемого сжигания нефти инефтепродуктов. Однако этот способ можно применить только при отсутствии сильного ветра. Кроме того, он приводит к загрязнению воздуха – и это самый веский аргумент против его использования. Более современный метод – использование разного рода промывочных жидкостей и веществ, впитывающих нефть. Эффективным способом является использование биотехнологий: специальные микроорганизмы окисляют нефтепродукты, в результате чего они расщепляются и становятся безвредными.

Интересные факты

  • При крупных авариях танкеров около 40% тяжелых компонентов уходит на дно, 40% распределяется в толще воды, небольшая часть летучих компонентов нефти испаряется с поверхности воды и только 20% растекается по поверхности.
  • Оригинальный способ очистки вод от нефти предложили шведские и английские ученые. Они решили использовать старые газеты, куски обертки и прочие бумажные обрезки, нарезанные на тонкие полосы длинной 3 мм. Брошенные в воду кусочки бумаги способны впитать количество нефти, вес которой в 28 раз превышает их собственный.
  • Работая над проектом трубопроводов Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, компания «Роснефть» учла даже такие аспекты, как миграция оленей и прочих диких животных. В местах пересечения трубопровода с путями миграции трубу поднимут над землей.

neftynik.ru

Проблема технологии и транспортировки нефти

Идею использования трубопроводов  для перекачки нефти и нефтепродуктов предложил великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он объяснил основные принципы строительства и привел аргументы в пользу этого вида транспорта.

Различают три вида нефтепроводов. Промысловые, как понятно из названия, соединяют скважины с различными объектами на промыслах. Межпромысловые ведут от одного месторождения к другому,  магистральному нефтепроводу или просто относительно удаленному промышленному объекту, находящемуся за пределами исходного нефтедобывающего комплекса. Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от месторождений до мест перевалки и потребления, к которым, в том числе, относятся нефтебазы, нефтеналивные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы.

Теоретические и практические основы строительства нефтепроводов  разработал знаменитый инженер В. Г. Шухов, автор проекта телевизионной  башни на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове  создали первый в Российской империи  промысловый нефтепровод для  доставки нефти с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Его длина составила 12 километров. А в 1907 году также по проекту В. Г. Шухова построили первый магистральный нефтепровод длиной 813 километров, соединивший Баку и Батуми. Он эксплуатируется по сей день.

Сегодня общая протяженность  магистральных нефтепроводов в  нашей стране составляет около 50 тысяч  километров. Отдельные нефтепроводы часто объединяются в крупные  системы. Наиболее протяженная из них  – «Дружба», построенная в 1960-е  годы для доставки нефти из Восточной  Сибири в Восточную Европу (8 900 км). В Книгу рекордов Гиннеса внесен самый длинный на сегодня трубопровод  в мире, длина которого составляет 3 787,2 километра. Он принадлежит компании Интерпровиншл Пайплайн Инкорпорейтед (Interprovincial Pipe Line Inc.) и протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Чикаго и далее до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося в настоящее время нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) составит 4 770 километров. Проект был разработан и реализуется корпорацией «Транснефть». Нефтепровод пройдет вблизи от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст стимул для более эффективной работы нефтедобывающих комплексов, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Нефть крупнейших российских компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть», будет доставляться к потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где экономика развивается наиболее динамично и постоянно растут потребности в энергоресурсах. По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью.

Поскольку применение трубопроводов  экономически выгодно, а работают они  в любую погоду и в любое  время года, это средство транспортировки  нефти действительно незаменимо – особенно для России, с ее огромными  территориями и сезонными ограничениями  на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных  перевозок нефти осуществляют танкеры. Малотоннажные танкеры используются для специальных целей – в  том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) в 16 500-24 999 тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры (25 000-44 999 тонн) – для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 45 000 тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем. Для транспортировки нефти по речным артериям используют баржи дедвейтом 2 000 – 5 000 тонн.

Первый в мире танкер, «наливной пароход» под именем «Зороастр», был построен в 1877 году по заказу «Товарищества  братьев Нобель» на верфях шведского  города Мотала. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (около 250 тонн) использовался  для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань.

Современные танкеры – это гигантские суда. Впечатляющие размеры объясняются  экономическим «эффектом масштаба». Стоимость перевозки одного барреля нефти на морских судах обратно пропорциональна их размерам. Кроме того, число членов экипажа большого и среднего танкера примерно одинаково. Поэтому корабли-гиганты значительно сокращают расходы компаний на транспортировку. Однако не все морские порты в состоянии принять у себя супер-танкер. Для таких гигантов нужны глубоководные порты. Так, например, большинство российских портов из-за ограничений по фарватеру не способно принимать танкеры с дедвейтом более 130-150 тысяч тонн.

Грузовые помещения танкера  разделены несколькими поперечными  и одной-тремя продольными переборками  на резервуары – танки. Некоторые  из них служат только для приема водного балласта. Доступ к танкам можно получить с палубы – через  горловины небольшого размера с  плотными крышками. Для снижения риска  утечки нефти и нефтепродуктов в  результате аварий в 2003 году Международная  морская организация одобрила предложения  Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. Уже с апреля 2008 года запрещены  перевозки всех тяжелых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом.

Нефть и нефтепродукты  загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль  палубы. Однако супертанкеры дедвейтом  более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них  принадлежат независимым судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают  с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна.

Еще один вид транспортировки  нефти – по железной дороге. Это  быстрый всесезонный способ. В  нашей стране его используют, чтобы  доставить нефть из Западной Сибири на Дальний Восток, Южный Урал и  в страны Центральной Азии. Из Урала  нефть везут на Запад, на Северный Кавказ и в Новороссийск. Однако для доставки «черного золота» по железной дороге требуется в 10 раз  больше трудозатрат, чем для ее транспортировки  по нефтепроводам. Поэтому даже в  странах с разветвленной железнодорожной  сетью этот способ перевозки нефти  является второстепенным.

Нормативные документы

ГОСТ 21534-76:

Нефть. Методы определения содержания хлористых  солей

ГОСТ Р 50442-92:

Нефть и нефтепродукты. Рентгено-флуоресцентный метод определения серы

ГОСТ Р 50802-95:

Нефть. Метод определения сероводорода, метил- и этилмеркаптанов

ГОСТ 11851-85:

Нефть. Метод определения парафина

ГОСТ Р 51858-2002:

Нефть. Общие технические условия

ГОСТ 11244-76:

Нефть. Метод определения потенциального содержания дистиллятных и остаточных масел

ГОСТ 11011-85:

Нефть и нефтепродукты. Метод определения  фракционного состава в аппарате АРН-2

ГОСТ Р 52247-2004:

Нефть. Методы определения хлорорганических соединений

ГОСТ 13379-82:

Нефть. Определение углеводородов С1-С6 методом газовой хроматографии

ГОСТ 9965-76:

Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия

 

 

 

 

 

Список литературы

http://www.trubagaz.ru/ratings/dobycha-nefti-v-mire-v-2011-godu

http://vseonefti.ru/upstream/#.UUBEJ1euqVo

http://revolution.allbest.ru/manufacture/00075871_0.html

http://www.mirnefti.ru/index.php?id=16

http://www.nge.ru/g_p_51858-2002.htm

 

stud24.ru

Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными

загрязняющими веществами в окружающей среде . Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов

добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и

балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей

загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области

жизнедеятельности человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше

здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами , вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования : грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за

транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.

Заключение

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность.

Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французс­кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обита­телей". Под „лучшими обитателями" американский ученый подразу­мевал людей.

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти­ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере­возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при­роде.

Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2009 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю­бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".

Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутни­ке, я увидел, как прекрасна наша планета- Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема охраны окру­жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз­можный путь спасения живой среды и самого человечества.

Список используемой литературы

1. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки //Экономист. – 2006. - №5.

2. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. – 2006. - №4.

3. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности //ЭКО. – 2000. - №4.

4. Тоскунина В. Проблема нефтедобывающего региона //Экономист. – 2005. - №6.

5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

megaobuchalka.ru

2. Экологические проблемы при добыче, транспортировке и переработке нефти. Пути их решения. Экологические проблемы нефтяных и газовых производств

Похожие главы из других работ:

Водные ресурсы

3 Водные экологические проблемы города Барнаула и пути их решения

При социально-экологическом анализе промышленный город рассматривается как сложная территориальная система жизнедеятельности населения - трансформированный экокомплекс, компоненты которого неотрывны от их пространственного окружения...

Город и человек

6. Пути решения проблемы

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы...

Источники загрязнения воды

3.2.4 Пути решения проблемы

Перед человеком стоит нелегкий выбор между экстенсивным либо интенсивным путем решения проблемы дефицита воды. Экстенсивный путь подразумевает следующее Данилов - Данильян В. И. Глобальная проблема дефицита пресной воды// Век глобализации...

Непознанные горы Донбасса

Пути решения проблемы

...

Развитие экономики и проблема экологии

4. Развитие экономики и экологические проблемы Республики Беларусь: пути и способы их решения

Одна из основных причин экологического кризиса в нашей стране, как уже отмечалось, состоит в приоритетном развитии в течение многих лет ресурсоемких...

Развитие экономики и проблема экологии

4. Развитие экономики и экологические проблемы Республики Беларусь: пути и способы их решения

Одна из основных причин экологического кризиса в нашей стране, как уже отмечалось, состоит в приоритетном развитии в течение многих лет ресурсоемких...

Стратегическое планирование природопользования в РФ

Пути решения проблемы природопользования

На основе учета ресурсов материального сырья ежегодно производится расчет запасов минерального сырья (по видам, типам руд и в территориальном аспекте)...

Сырьевые ресурсы

2.1 Экстенсивные пути решения проблемы

Экстенсивный путь решения этой сложной проблемы заключается в поиске новых источников минеральных ресурсов. В геологическом отношении наша планета изучена еще далеко не в полной мере, и возможно открытие новых крупных месторождений...

Экологическая безопасность

4. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Научно-технический прогресс вызвал многие последствия, которые относя к экологическим. Сложилось обоснованное мнение о том, что последствием прогресса является деформация окружающей среды. Прежде всего...

Экологические последствия нерационального природопользования

III. Пути решения проблемы

нерациональный природопользование охрана ь Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства...

Экологические проблемы народонаселения

3.1.8.Пути решения проблемы

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы...

Экологические проблемы Омской области

§2. Экологические проблемы рек Омской области и пути их решения

Иртыш - один из самых крупных водотоков, расположенных на территории Западной Сибири. Река является источником сельскохозяйственного и промышленного водоснабжения, транспортной магистралью, используется для рыбного промысла...

Экология городов

1.3 Пути решения проблемы

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы...

Экология и безопасность

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Научно-технический прогресс вызвал многие последствия, которые относя к экологическим. Сложилось обоснованное мнение о том, что последствием прогресса является деформация окружающей среды...

Экология и концепция биосферы

4. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической...

eco.bobrodobro.ru


Смотрите также