Загрязнение морей и океанов. Разлитая нефть в океане


Разлитую в Мексиканском заливе нефть начали жечь

Запись опубликована в блоге Океанология. Пожалуйста, оставляйте комментарии там.

Аэрофотосьемка, сделанная в Мексиканском заливе показывает разлив нефти, в 8 милях от канала Southwest Pass реки Миссисипи на юге Луизианы

В Мексиканском заливе начался поджог нефтяного пятна, образовавшегося в результате взрыва на платформе Deepwater Horizon. Пятно, содержащее почти 160 тыс. литров нефти, находится в 50 км от побережья США.

Аварийные службы США приступили к сожжению нефтяного пятна в Мексиканском заливе, образовавшегося в результате происшествия на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Как сообщает Associated Press, около 1.40 мск были проведены первые пробные поджоги нефти.

Нефтяное пятно в Мексиканском заливе. Снимок из космоса, NASA.

Нефтяное пятно в Мексиканском заливе. Снимок из космоса, NASA.

Ранее разлитая нефть была собрана при помощи спецсредств в огороженную огнеупорными боновыми заграждениями специальную зону площадью в 152 квадратных метра. Огороженное пятно, содержащее около 159 тыс. литров нефти, было отбуксировано на расстояние около 50 км от побережья США.

Взрыв на платформе Deepwater Horizon компании Transocean, на которой велись буровые работы для BP, произошел во вторник вечером, после чего начался пожар, продолжавшийся более 36 часов. В результате пожара буровая установка затонула, после чего нефть начала проливаться в океан со скоростью 42 тыс. галлонов в день.

Нефтяное пятно в Мексиканском заливе.

Катер береговой охраны США в центре нефтяного пятно в Мексиканском заливе, 28 апреля

«Усилия BP по сдерживанию разлива нефти неэффективны. Если мы не начнем контролировать поведение скважины, это может привести к одному из крупнейших разливов нефти в истории США», — заявила накануне контр-адмирал службы береговой охраны США Мэри Лэндри, когда власти объявили о решении начать поджог нефти.

В результате ЧП на нефтяной платформе погибли 11 человек. Уже более 1 тыс. принимают участие в ликвидации последствий катастрофы.

Сегодня утром береговая охрана в 5 раз повысила оценку утечки нефти из поврежденной скважины — до 5000 баррелей (около 700 т) в сутки.

Как указывает Wall Street Journal, скважина платформы не была снабжена специальным «устройством последней надежды» — аварийным клапаном глушения с дистанционным приводом. Нормы, регулирующие нефтедобычу в США, не требуют обязательной установки этих устройств, поскольку на скважинах имеется несколько ступеней глушения, однако компании часто устанавливают их по своей инициативе. Аварийный клапан стоит примерно $500 000, а сейчас арендовавшая платформу BP тратит на ликвидацию последствий аварии $6 млн в сутки, отмечает WSJ.

Катастрофу в Мексиканском заливе уже сравнивают с событиями у берегов Аляски в 1989 году, когда супертанкер Exxon Valdez сел на мель, и в океан вылилось около 50 тысяч тонн нефти.

oceanology-ru.livejournal.com

Осторожно! Нефть в океане!

Что такое нейстон?

Экологи давно заметили, что жизнь от­личается наибольшим разнообразием вблизи границ разных сред. Например, на дне водоема. Вспомните, что многие рыбы обита­ют вблизи термоклина — температурной границы на некоторой глубине в водоеме. А грибы чаще растут не на полянке, а там, где полянка граничит с лесом. Недавно ученые обнаружили, что в самом поверхностном сантиметровом слое океанов, морей, озер и водохранилищ жизнь буквально бьет ключом, поражая своим многообразием. Этот тонкий сантиметровый слой и его обитате­лей назвали нейстоном. Название происходит от греческого слова «нейстос» — плавающий. Кого здесь только нет, и кто здесь толь­ко не плавает! Здесь и наши старые друзья фитопланктон и зоо­планктон, икринки многих видов рыб, личинки, простейшие организмы, бактерии и мальки. Кстати, личинки комаров тоже любят нейстон. Всем в нейстоне хватает места, и все прекрасно себя здесь чувствуют. Кто же угрожает этой райской жизни? Нефть!

Нефть в океане.

Мы не ошибемся если скажем, что нефть — это одна из основ современной промышленности. Из нефти вы­рабатывают множество полезных вещей и материалов. Да и бен­зин — это продукт переработки нефти. Каждый год в мире до­бывают несколько миллиардов тонн нефти и около половины этого количества — в морях и океанах. При морской добыче до 1% попадает в воду: добыли 100 т — 1 т в воду, добыли 1 мил­лион — 10 тысяч т в воду. Серьезнейшую опасность таят и так называемые аварийные разливы нефти. Что это такое? Дело в том, что около 1 миллиарда тонн нефти перевозят по морям каждый год танкеры. Наскочит танкер на мель, получит пробо­ину или, еще хуже, разломится, и потекла нефть в море. Одна из крупнейших катастроф произошла в 1988 году в районе амери­канского полуострова Аляска. Огромный танкер «Эксон Валдиз» сел на мель и получил пробоину. 36 тысяч т нефти вылилось тогда в голубые северо-американские тихоокеанские воды. Серь­езно пострадал не только нейстон. Пляжи оказались под толс­тым слоем нефти на многие километры. Погибли несколько десятков тысяч водоплавающих птиц. Нефть растворяет жир на птичьих перьях, и холодная вода подступает к коже птиц, и в конце концов они гибнут от холода. Кроме того, испачканные нефтью птицы не могут летать и становятся легкой добычей хищников. Биологи считают, что в результате аварийных раз­ливов нефти в мире каждый год гибнет около 1 миллиона водо­плавающих птиц!

Борцы с нефтью — бактерии!

Нефть легче воды. Поэтому, попадая в море, она всплывает и растекается по поверхности в виде тонкого нефтяного поверхностного слоя, покрывая нейс­тон. К нашему счастью, часть нефти испаряется с поверхности воды. Но нефть — это органические соединения. Поэтому нефть еще и разлагается нашими знакомыми бактериями-сапрофита- ми на воду и углекислый газ! И «работают» бактерии тем быст­рее, чем больше температура нефти или воды! Бактерии — вот главные борцы с нефтяным загрязнением! А ареал (вспомните, что это такое) бактерий — весь Земной шар! Но если нефти по­пало в воду слишком много, она не успевает испаряться, да и бактерии не справляются со своими обязанностями и вся жизнь нейстона нарушается. Обычно это случается, когда на 200 лит­ров воды попадает более 1 литра нефти. А такие случаи бывают, как мы видим, сплошь и рядом.

Представляете, какой невосполнимый урон живой Природе может принести с виду безобидная нефть!

Добавить статью в закладки

portaleco.ru

Загрязнение океана

загрязнение океанаПривет дорогие читатели! Сегодня хотелось бы поговорить с вами о загрязнении океана.

Океан (подробнее о том что такое океан читайте в этой статье) занимает около 360 млн. км 2 поверхности земного шара. К сожалению, человек использует его как место сброса отходов, что наносит огромный вред местной флоре и фауне.

Сушу и океан связывают реки (подробнее о реках читайте тут), впадающие в моря (более подробно о том что такое море читайте здесь) и несущие различные загрязнители. Не распадающиеся при контакте с почвой (о почве более подробно можете прочесть в этой статье) химические вещества, такие как нефтепродукты, нефть, удобрения (особенно нитраты и фосфаты), инсектициды и гербициды в результате выщелачивания попадают в реки, а затем в океан.

Океан в итоге превращается в место сброса этого коктейля из ядов и питательных веществ. Основные загрязнители океанов – это нефтепродукты и нефть. А загрязнение воздуха, бытовой мусор и сточные воды значительно усугубляют наносимый ими вред.

Выносимые на пляжи нефть и пластмассовые предметы остаются вдоль отметки уровня прилива. Это свидетельствует о загрязнении морей, а также о том, что многие отходы не разлагаются микроорганизмами.

Исследования Северного моря показали, что реками были перенесены около 65% обнаруженных там загрязняющих веществ.

Еще 7% загрязнителей поступили от прямых сбросов (в основном сточные воды), 25% — из атмосферы (включая 7000 т свинца от выхлопов автомобилей), а остальное – от сливов и сбросов отходов с судов.

Отходы в море сжигают десять штатов США (более подробно об этой стране читайте в этой статье). В 1980 году таким способом их было уничтожено 160 000 т, но с тех пор эта цифра уменьшилась.

Экологические катастрофы.

разлитая нефть в океанеС нефтью связаны все серьезные случаи загрязнения океана. Ежегодно в океан сознательно сбрасывается от 8 до 20 млн. баррелей нефти. Это происходит в результате практики мытья танкеров и трюмов, которая широко распространена.

Такие нарушения раньше оставались часто безнаказанными. Сегодня же, с помощью спутников, можно собрать все необходимые улики, а также привлечь к ответственности виновных.

Танкер «Эксон Вальдес» в 1989 году, в районе Аляски, сел на мель. В океан разлито было почти 11 млн. галлонов нефти (около 50 000 тонн), а образовавшееся от этого пятно растянулось вдоль побережья на 1600 км.

Владельца судна – нефтяную компанию «Эксон мобил», суд обязал выплатить штраф штату Аляска, только по делу об уголовной ответственности, 150 млн. долларов, это самый крупный в истории экологический штраф.

Суд из этой суммы простил компании 125 млн. долларов в признание ее участия в ликвидации последствий катастрофы. Но «Эксон» заплатил еще 100 млн. долларов за ущерб природе и еще в течение 10 лет 900 млн. долларов по гражданским искам.

Последняя выплата аляскинским и федеральным властям была совершена в сентябре 2001 года, но правительство может до 2006 года еще подать иск на сумму до 100 млн. долларов, в случае обнаружения экологических последствий, которые, во время суда, нельзя было предусмотреть.

Претензии частных лиц и компаний, также составляют огромную сумму, по многим из этих претензий до сих пор длятся тяжба.

«Эксон Вальдес» — один из самых известных, но, тем не менее, многих случаев разлива нефти в море.

Местом малых и больших экологических бедствий, которые связанны с перевозкой крайне опасных грузов, остается, конечно же, океан.

Так было и с судами «Акацури мару», которое в 1992 году перевозило из Европы (подробнее об этой части света читайте здесь) в Японию большую партию радиоактивного плутония для переработки, а так же «Кэрен Би», на борту которого в 1987 году, было 2000 тонн токсичных отходов.

Сточные воды.

сточные водыСточные воды, помимо нефти, относятся к наиболее вредным отходам. Они в малых количествах способствуют росту рыб и растений и обогащают воду, а в больших – разрушают экосистемы.

Марсель (Франция) и Лос-Анджелес (США) – это два крупнейших в мире места сбросов стоков. Уже более двух десятилетий, специалисты там занимаются очисткой загрязненных вод.

Растекание сбрасываемых выпускными коллекторами стоков, четко видно на снимках со спутника. Подводные съемки свидетельствуют о вызванной ими гибели морских организмов (подводные пустыни, усеянные органическими остатками), но принятые в последние годы восстановительные меры позволили значительно улучшить ситуацию.

На снижение опасности канализационных стоков направлены усилия по их разжижению, при этом бактерии (подробнее о бактериях читайте в этой статье) убивает солнечный свет.

В Калифорнии такие меры оказались эффективными. Там сбрасываются в океан бытовые стоки – результат жизнедеятельности почти 20-ти миллионов жителей.

Металлы и химикаты.

пестицидыСодержание металлов, ПХД (полихлордифенилов), ДДТ (долго сохраняющийся в природе токсичный пестицид на основе хлор-органического соединения) в водах уменьшилось в последние годы, а вот количество мышьяка необъяснимо увеличилось.

ДДТ с 1984 года запрещен в Англии, но в некоторых африканских районах его по-прежнему используют.

Такие тяжелые металлы как никель, кадмий, свинец, хром, медь, цинк и мышьяк относятся к опасным химическим веществам, которые способны нарушить экологический баланс.

Согласно подсчетам, до 50 000 тонн этих металлов ежегодно сбрасывается только в Северное море. Пестициды эндрин, дильдрин и альдрин, которые накапливаются в животных тканях, вызывают еще большую тревогу.

Отдаленные последствия применения таких химикатов пока неизвестны. ТБТ (трибутилтин) также губителен для морских обитателей. Его применяют для покраски килей кораблей, что препятствует обрастанию их водорослями и ракушками.

Уже доказано, что ТБТ изменяет пол самцов-трубачей (вид ракообразных), и в результате этого вся популяция – женские особи, а это, естественно, исключает возможность размножения.

Существуют заменители, которые не оказывают пагубного воздействия на живую природу. Например, это может быть соединение на основе меди, которое в 1000 раз менее токсично для растений и животных.

Воздействие на экосистемы.

судаВсе океаны страдают от загрязнения. Но загрязненность вод в открытом море меньше, чем в прибрежных водах, так как в этом районе больше источников загрязнителей: от интенсивного движения морских судов до береговых промышленных установок.

У восточных берегов Северной Америки и вокруг Европы устраивают, на мелководных континентальных шельфах, садки для разведения рыб, мидий и устриц, которые уязвимы для загрязнителей, для водорослей (подробнее о водорослях читайте в этой статье) и для токсичных бактерий.

На шельфах, кроме этого, также ведутся нефтепоисковые работы, а это, естественно, увеличивает риск разлива нефти и загрязнения.

Средиземное море (частично внутреннее) соединяется с Атлантическим океаном, и раз в 70 лет оно им полностью обновляется.

До 90% сточных вод сюда поступало из 120 прибрежных городов, а другие загрязнители приходятся на долю 360 млн. человек, проводящих отпуск или живущих в 20 странах Средиземноморья.

Средиземное море превратилось в огромную загрязненную экосистему, в которую ежегодно поступает около 430 млрд. тонн отходов.

Морские побережья Италии, Франции и Испании самые загрязненные. Это можно объяснить работой предприятий тяжелой промышленности и наплывом туристов.

Из местных млекопитающих хуже всех пришлось средиземноморским тюленям-монахам. Из-за возросшего туристического потока, они стали редко встречаться.

А на острова, их отдаленные места обитания, теперь можно быстро добраться на катере, благодаря чему, эти места стали еще доступными и для аквалангистов. Кроме этого, большое количество тюленей погибает, запутавшись в рыболовных сетях.

Во всех океанах, где температура воды не опускается ниже 20°С, обитают зеленые морские черепахи. Но гнездовья этих животных, как в Средиземном море (в Греции), так и в океане, находятся под угрозой.

У пойманных черепах на острове Бали (Индонезия) отбирают яйца. Это делают для того, чтобы молодым черепашкам дать возможность подрасти, а потом их выпустить на волю, когда у них появится больше шансов выжить в загрязненных водах.

Цветение воды.

цветение океанаЦветение воды, которое происходит из-за массового развития водорослей или планктона, является другим распространенным видом загрязнения океанов.

Разрастанием водорослей Chlorochromulina holylepis было вызвано буйное цветение вод Северного моря у берегов Дании и Норвегии. В результате всего этого промысел лосося серьезно пострадал.

Такие явления уже некоторое время известны в водах умеренного пояса, но в тропиках и в субтропиках «красный прилив» впервые был замечен в 1971 году вблизи Гонконга. Такие случаи, впоследствии, часто повторялись.

Считают, что связанно это явление с промышленными выбросами большого количества металлических микроэлементов, которые действуют как биостимуляторы роста планктона.

Устрицы, как и другие двустворчатые моллюски, играют важную роль в фильтрации воды. Раньше, в относящейся к штату Мэриленд части Чесапикского залива, устрицы фильтровали воду за 8 дней. Сегодня, из-за загрязнения и цветения воды, они на это затрачивают 480 дней.

Водоросли, после цветения, умирают и разлагаются, чем способствуют размножению бактерий, которые поглощают жизненно важный кислород.

Все морские животные, которые добывают пищу путем фильтрации воды, очень чувствительны к загрязнителям, которые накапливаются в их тканях.

Загрязнения плохо переносят кораллы, которые состоят из гигантских колоний одноклеточных организмов. Сегодня нависла серьезная угроза над этими живыми сообществами – коралловыми рифами и атоллами.

Опасность для человека.

 Бактерия Escherichia coliСодержащиеся в сточных водах вредные организмы плодятся в моллюсках и вызывают у человека многочисленные болезни. Бактерия Escherichia coli – самая распространенная бактерия, она же является индикатором заражения.

Безопасное содержание E. coli – не более 230 бактерий на 100 г ткани. Другие опасные микроорганизмы для человека включают бактерии Staphyloccus и Salmonella, они встречаются у ракообразных, а также бактерия Vibro parahaemolyticus, встречающаяся в теплом климате (более подробно о типах климата Вы можете почитать в этой статье).

В морских организмах накапливаются ПХД. Эти промышленные загрязняющие вещества являются ядом для человека и для животных.

Они являются стойкими хлорсодержащими соединениями, как и другие загрязнители океанов, например, ГХГ (гексахлоциклогексан), применяемый в антисептиках для древесины и пестицидах. Эти химикаты выщелачиваются из почвы и попадают в море. Там они проникают в ткани живых организмов, и таким образом, проходят через пищевую цепь.

Люди могут съесть рыб с ГХГ или ПХД, также их могут съесть и другие рыбы, а их потом съедят тюлени, которые, в свою очередь, станут пищей для белых медведей или некоторых видов китов.

Концентрация химических веществ растет каждый раз, при их переходе из одного уровня животных на другой.

Белый медведь, который ничего не подозревает, ест тюленей, а вместе с ними поглощает и токсины, которые содержались в десятках тысяч зараженных рыб.

Считают, что загрязняющие вещества виновны и в повышении восприимчивости морских млекопитающих к чумке, которая поразила в 1987—1988 гг. Северное море. Тогда погибли не менее 11 тысяч длинномордых и обыкновенных тюленей.

Вероятно, металлические загрязнители в океане стали также причиной появления кожных язв и увеличения печени у рыб, включая камбалу, 20% популяции которой в Северном море поражены этими болезнями.

Токсичные вещества, попадающие в океан, могут быть вредными не для всех организмов. В таких условиях могут процветать некоторые низшие формы.

Многощетинковые черви (полихеты) живут в относительно загрязненных водах и часто служат экологическими индикаторами относительной загрязненности.

Для контроля санитарного состояния океанов продолжается изучение возможности использования морских нематод.

Законодательство.

законодательство об охране океановПредпринимались попытки сделать океан чище законодательным путем, но эту ситуацию трудно контролировать. В 1983 году 27 стран подписали Картахенскую конвенцию о защите и развитии морской среды в Карибском регионе.

Были предприняты и другие попытки установить контроль над сбросом отходов в океан, включая Конвенцию ООН о континентальном шельфе (1958), Конвенцию ООН по морскому праву (1982) и Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972).

Морские резерваты – хороший, но не оптимальный путь защиты ареалов и живой природы прибрежных вод.

Они были созданы в Новой Зеландии еще в 1960-е гг., а также у берегов Северной Америки и Европы.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) объявил атолл Така-Боне-Роте (Индонезия) «районом бедствия». Он занимает площадь 2220 км2 и включает обычные и барьерные коралловые рифы.

А в общем, флора и фауна океана по-прежнему из всех сил пытается выжить в условиях продолжающегося загрязнения среды человеком.

Вот мы с Вами и рассмотрели загрязнение океана 😉 До встречи в новых постах рубрики глобальные проблемы человечества! А если не хотите пропустить выход свежих статей, подписывайтесь на обновления блога по почте 🙂

o-planete.ru

Загрязнение морей и океанов. Вода и жизнь на Земле

Загрязнение морей и океанов

Человек в своей экономической деятельности издавна тянулся к прибрежным районам океанов и морей. И как результат — заселение морских побережий. В настоящее время в прибрежных зонах находится 60 % всех крупных городов с населением свыше миллиона человек. В некогда глухом районе Земли — на берегах Персидского залива — в последние годы появилось 150 промышленных комплексов, в том числе 60 нефтеперерабатывающих заводов, а также сталелитейные, цементные, химические предприятия. Степень урбанизации возрастает там ежегодно на 6—10 %, а численность населения — на 0,5 млн. человек.

По данным статистики, число людей, проживающих на морских побережьях в городах с миллионным населением, к началу XXI в. увеличится вдвое. Предполагается, что и тогда 90 % всех бытовых сточных вод и большой объем стоков промышленных, как и сейчас, без предварительной очистки будут сбрасываться в Мировой океан.

На берегах Средиземного моря расположены страны с населением 250 млн. человек. Ежегодно промышленные предприятия приморских городов выбрасывают в море тысячи тонн различных неочищенных отходов, сюда же сливается неочищенная канализационная вода. Огромные массы ядовитых веществ выносят в море крупные реки.

Миллионы туристов устремляются к Средиземному морю, надеясь «найти там солнце, песчаные пляжи и бирюзовую воду». Солнца там, действительно, много, но вместе с ним на пляже и в воде легко можно приобрести гепатит и грибковые заболевания.

Неудивительно, что, по рекомендации государственных органов здравоохранения Испании, губернатор туристского центра Аликанте запретил использовать для купания 20 пляжей и бухт. Близ Марселя, где туристы имели обыкновение после осмотра замка Ив купаться в море, ученые обнаружили только в 100 мл морской воды около 900 тыс. кишечных палочек, ведущих свое происхождение от фекалий. Это — наивысшая концентрация таких бактерий в Средиземном море.

В Италии карабинеры и пожарные следят за тем, чтобы никто не купался на закрытых властями пляжах. В особенности это касается Неаполя, где в 1973 г. в результате потребления в пищу зараженных моллюсков разразилась эпидемия холеры, в результате которой погибли 22 человека. Даже загорать там разрешено лишь на почтительном расстоянии от берега.

Более 100 из 120 крупных приморских городов Средиземноморья спускают свои канализационные воды неочищенными. Но и тогда, когда от воды не пахнет и в ней не видно грязи, есть причины для тревоги. Голубая средиземноморская вода во многих местах прозрачна до самого дна, но жизни в ней нет: ядовитые промышленные отходы отравили ее.

Естественному процессу обновления воды в Средиземном море препятствует рост содержания нефти, которая сокращает поверхностное испарение. В 1979 г. в 1 м2 поверхности Средиземного моря содержалось 108 мг нефти. Это значительно выше, чем в таком районе интенсивного судоходства, как Северная Атлантика, где на 1 м2 поверхности приходится 17,5 мг нефти.

С появлением супертанкеров связаны не только бесспорные достижения научно-технической мысли. Они стали одними из самых злостных виновников загрязнения окружающей среды. В погоне за баснословными прибылями, которые сулит эксплуатация крупных нефтеналивных судов, владельцы танкеров-гигантов пренебрегают элементарными нормами и правилами техники безопасности. В результате преступной небрежности судовладельческих компаний супертанкеры часто терпят кораблекрушения. За последние годы последствия таких катастроф ощутили на себе жители многих районов мира. Однако эффективные меры для предотвращения подобных бедствий пока так и не приняты.

Ежегодно в Средиземное море попадает 3 % нефти из потерпевших катастрофу танкеров. Однако в 10 раз больше нефти сбрасывается в море при их промывке. В бухте итальянского порта Триест, район которого когда-то славился рыбой и панцирными, нефть уничтожила всю флору и фауну.

Еще большую опасность для обитателей морей представляют промышленные отходы, прежде всего ртуть и другие тяжелые металлы. Эти отходы надолго остаются в воде или концентрируются в тканях животных. Отметим, что 85 % всех нечистот попадают в Средиземное море с континентов, причем большая их часть — из удаленных от моря промышленных центров и городов, прежде всего таких индустриальных стран, как Испания, Франция, Италия. Подавляющее количество загрязняющих веществ приносят в Средиземное море реки Рона, По и Эбро.

Почти все промышленные предприятия на испанском побережье Средиземного моря работают с плохо функционирующими очистными сооружениями или совсем без них. На Адриатическом побережье море отравляют 35 тыс. итальянских промышленных предприятий. Лишь одна лагуна Венеции, размеры которой составляют 500 км2, принимает неочищенный сброс от 76 заводов.

Сильно загрязнено Мраморное море. Ежегодно танкеры вместе с балластными водами сбрасывают в него более 4 млн. т нефти. Отходы промышленных предприятий, горы мусора на некогда великолепных пляжах, слив канализационных вод привели к тому, что редкий смельчак рискнет здесь искупаться.

Внутреннее Японское море издавна играет большую роль в жизни народа Страны восходящего солнца. Оно не только служит важным источником питания значительной части населения, но и является основной транспортной артерией, связывающей расположенные на его берегах крупные промышленные центры, которые обеспечивают почти 30 % национального дохода страны. Девять префектур этого региона дают ежегодно 52,4 млн. т стали, 1,8 млн. т этилена, более 4,5 млн. т бумаги. Ежедневно перерабатывается около 1870 тыс. баррелей нефти.

Но процветание имеет и оборотную сторону. Бесконтрольное хозяйничанье монополий, стремящихся к получению прибылей любой ценой, привело к сильному загрязнению в этом районе окружающей среды. Недооценка последствий нарушения экологических процессов привела в 50-х годах к человеческим жертвам. В результате ртутного отравления погибло несколько десятков человек в Минамате, рыбацком поселке в южной части острова Кюсю. К 1970 г. заражение окружающей среды приобрело в Японии трагические масштабы, поставив под угрозу жизнь человека.

В принятой в конце 1972 г. Международной конвенции по предотвращению загрязнений морей сбросами отходов указаны, в частности, наиболее вредные продукты химического загрязнения. Это, как уже отмечалось, нефть и нефтепродукты, хлорорганические пестициды, некоторые тяжелые металлы (ртуть, кадмий, свинец).

Количество поступающей за год в Мировой океан нефти, по различным источникам, составляет 5—10 млн. т. По данным ООН, в 1967 г. объем мировой добычи нефти составлял 1,85 млрд. т, в 1970 г. — 2,2 млрд. т. В 1979 г, мировая добыча нефти и газового конденсата составила 3,2 млрд. т. Несомненно, с ростом добычи нефти будет увеличиваться загрязнение Мирового океана. Можно предположить, что размеры загрязнения будут возрастать в связи со стремительным развертыванием добычи нефти на континентальном шельфе. В 1970 г. на таких промыслах добывалась 1/6 часть общего объема нефти, в дальнейшем добыча нефти в этих районах непрерывно увеличивалась.

В 1979 г. Карибский бассейн стал ареной крупнейшей экологической катастрофы в истории нефтеразведки. В результате аварии на расположенной в Мексиканском заливе буровой установке, принадлежащей мексиканской государственной компании «Пемекс», в море в течение нескольких месяцев вытекала нефть. «Черный прибой» неотвратимо надвинулся на северо-восток, покрыв свыше 200 км пляжей американского штата Техас слоем нефти.

В 1978 г. побережье Бретани (Франция), в четвертый раз за последние десять лет, стало ареной морской катастрофы — на прибрежных рифах разбился гигантский супертанкер «Амоко Кадис». 230 тыс. т сырой нефти, находившейся в его танках, разлилось гигантским пятном на 200 км вдоль побережья одного из живописнейших районов Франции. На многие месяцы и даже годы оказались погубленными рыбные и моллюсковые промыслы на десятках километров Бретонского побережья; морской фауне в этом районе был нанесен неисчислимый ущерб.

Нефть, разлитая в море, растекается на поверхности воды, образуя тонкую пленку, которая прерывает обмен воды с газами атмосферы и тем самым нарушает жизнь морского планктона, создающего кислород и первичную продукцию органического вещества в океане.

Нефтяное загрязнение морей пагубно отражается на живых организмах. Нефтепродукты подвергаются естественному окислению весьма медленно, и поэтому их количество увеличивается из года в год. В условиях Арктических морей нефть может сохраняться до 50 лет. На полное окисление 1 л нефти при средних климатических условиях требуется запас кислорода, растворенного в 400 тыс. л морской воды. Потери такого количества кислорода пагубно отражаются на жизни многих морских организмов.

Нефтепродукты загрязняют не только поверхность воды, но и распространяются по всей толще, оседают вместе с илом на дно и способны к вторичному загрязнению воды. Легкие фракции нефти находятся в виде пленки на поверхности и в виде водного раствора в толще воды, а утяжеленные фракции оседают на дно моря. Таким образом, нефть представляет опасность для живых организмов, обитающих на поверхности, в толще воды и на дне.

Установлено, что содержание в воде нефтепродуктов свыше 16 мг/л вызывает гибель рыб, нарушает нормальное развитие икры. Замечено, что случаи катастрофического разлива нефти в море приводят к уничтожению множества морских птиц. Нефть проникает в оперение и изменяет структуру пера, ухудшая плавучесть и теплоизолирующие свойства. Когда птицы начинают чиститься клювом, нефть и мазут проникают внутрь организма. Это приводит к полному отравлению организма. Кроме того, в районе разлива нефти уничтожаются кормовые ресурсы. Это заставляет оставшихся в живых птиц покидать район загрязнения нефтью. Разлившаяся нефть представляет опасность и для крупных морских животных — китов, тюленей и дельфинов. Нефтяная пленка пристает к поверхности тела животных. У тюленей мех теряет теплоизолирущие свойства и вызывает воспаление глаз, которое кончается слепотой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Что происходит с нефтью, вылившейся в океан

Авторитетный журнал Nature опубликовал отчет о научной экспедиции к глубоководной нефтяной скважине компании BP в Мексиканском заливе, где 20 апреля случилась катастрофа (мы обсуждали ее на сайте проекта «Сноб»). Контрольные приборы засекли к юго-западу от скважины на глубине 1000-1400 метров огромный пузырь какого-то непрозрачного вещества: 45 километров в длину и 10 в ширину. Предполагается, что этот «пузырь», или плюм, состоит из нефти.

Авария на скважине Deep Horizon случилась больше месяца назад, а нефть все продолжает изливаться. Видеть, как это происходит прямо сейчас, вы можете здесь.

А вот счетчик, который в реальном времени показывает, сколько нефти утекло с момента аварии.

Управление по изучению океана и атмосферы министерства торговли США полагает, что за день изливается 210 тысяч галлонов (почти один миллион литров) нефти. Однако оценки экспертов сильно различаются, и точные цифры не известны никому. Ученые сетуют, что правительство США предпринимает недостаточно усилий для точного определения масштабов катастрофы.

Именно поэтому им было так важно самим убедиться в том, что происходит у Deep Horizon. Океанографы и так собирались картографировать этот район моря. Авария изменила эти планы, и научные аппараты отправились на дно за пробами воды.

Оказалось, что содержание кислорода в воде, окружающей плюм, резко понизилось: по-видимому, его активно поглощают микробы, перерабатывающие нефть. Но это лишь предположение. До завершения полного анализа проб воды нельзя с уверенностью сказать, что гигантский пузырь — это именно нефть. Ведь она легче воды и по законам физики должна бы подняться к поверхности. Почему этого не происходит? Ученые высказали предположение, что нефть разделяется на фракции, и более тяжелые из них остаются в толще воды. На глубине нефть может сама разбиваться на мелкие капли с низкой плавучестью. Кроме того, в воду было сброшено 100 тысяч литров дисперсанта, который разбивает углеводородную массу на отдельные капли и удерживает ее на глубине. С учетом всего этого образование глубоководного плюма уже не кажется невероятным.

Его величина поражает. Такой объем нефти, разлитый в толще воды, не может не сказаться на ее обитателях. Ученые опасаются, что они будут заглатывать капельки нефти вместе с водой. Будет нарушен кислородный баланс. Наконец, плюм будет препятствовать вертикальной миграции животных, ведь многие из них начинают свой жизненный путь в виде личинки в приповерхностном планктоне, а при взрослении опускаются в более глубокие водные слои или на само дно, превращаясь в рыб и червей.

А если нефть достигнет побережья, пострадают морские птицы. Однажды я своими глазами видела, чем кончается для утки знакомство с мазутом. Наша экспедиция собирала в Западной Сибири останки ископаемых акул, акульи зубы. Я промывала породу в песчаном карьере, когда увидела эту утку. Она была очень жалкая, вялая, перья склеены мазутной пленкой. Не жилец, одним словом. Порой понимаешь, что все твои усилия бесполезны, но отказаться от них никак не можешь. Так было и в тот раз: я пыталась отмыть ее перья, хотя знала, что это не поможет. Она совсем не сопротивлялась, но помочь ей не удалось. Мы ее закопали, чтобы другие животные не наелись мазута.

Компания BP заявила, что 16 мая ей удалось вставить в разорвавшуюся скважину дополнительную трубу, при помощи которой собирают 320 тысяч литров нефти в день. А через месяц будет готова дополнительная скважина, нефть будет отводиться полностью, и  катастрофа уйдет в прошлое. Останется только расхлебывать ее последствия.

snob.ru

Нефтяные океаны | Архив | Аргументы и Факты

Сразу же условимся: мы хотим с вами поговорить не о тех "океанах нефти", которые люди добывают из множества месторождений, а о самых настоящих океанах и морях, которые покрывает маслянистая нефтяная пленка. Откуда она берется?

Виноваты в этом, к сожалению, мы сами. Ежегодно в Мировой океан попадает от 2 до 10 миллионов тонн нефти! Целое нефтяное месторождение. Между тем всего 1 тонна нефти, которую "пролили" в море, загрязняет 12 квадратных километров его поверхности. Да что там тонна! Всего 1 литр "черного золота" лишает почти 40 тысяч литров морской воды кислорода, необходимого для подводных обитателей.

Как же, интересно, нефть оказывается в океане?! Прежде всего, в результате аварий танкеров (нефтеналивных судов), перевозящих нефть, и морских платформ, с которых ведется бурение скважин и добыча нефти из подводных месторождений. Среди океанов наиболее грязным считается Атлантический. Самыми загрязненными являются воды и часть побережья Средиземного моря. Да и огромный Тихий океан на роль чистюли не годится... Каждая катастрофа танкера становится настоящим экологическим бедствием и для побережья, примыкающего к пострадавшему участку моря. А первой такой аварией, заставившей человечество по-настоящему задуматься, была катастрофа супертанкера "Торри Каньон" в 1967 году, когда в море вылилось 120 тысяч тонн нефти. Это привело к гибели сотен тысяч морских обитателей и около 50 тысяч водоплавающих птиц.

Но катастрофы - это далеко не все. Виноваты в загрязнении океана и танкеры: там промывают опустевшие нефтяные цистерны и выливают загрязненную воду прямо за борт. Неужели ничего нельзя изменить? Можно. Помочь водам морей, озер и рек восстановить чистоту должны люди. На каждом танкере есть капитан. Может быть, таким капитаном станет и кто-нибудь из наших читателей. Если он не будет сбрасывать грязную воду за борт, то океан будет чище.

Смотрите также:

www.aif.ru


Смотрите также