Ликвидация аварийного разлива нефти – методы выполнения. Разлив нефти при свабировании


Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Свабирование

Cтраница 1

Свабирование представляет собой наиболее простой и довольно эффективный способ освоения скважин.  [1]

Свабирование и тартание применяют очень редко из-за их взрывоопасное, низкой производительности, отсутствия надежного контроля процесса.  [2]

Свабирование заключается в том, что при возвратно-поступательном перемещении сваба ( поршень 4 с клапаном 3 на рис. 11.9) жидкость порциями перемещается в надпоршневое пространство. В результате создается депрессия на водоносный пласт, вызывающая приток воды из пласта в скважину, очистку фильтра и стенок скважины от глинистой корки, осадков и загустевшего раствора.  [3]

Свабирование представляет собой наиболее простой и вполне эффективный способ освоения скважин.  [4]

Свабирование рсуществляется свабом ( поршнем), снабженным обратным клапаном, Сваб спускается на канате в насосно-компрессорные трубы ( НКТ) под уровень жидкости, клапан при этом открыт. При движении вверх клапан закрывается, и сваб выталкивает на по - - верхность столб жидкости, расположенной выше. Глубина погружения сваба зависит от мощности лебедки, агрегата в целом и прочности каната. Свабирование скважин, с АВПД производится с установкой на устье лубрикатора. К преимуществам данного метода относятся плавность создания депрессии, осуществление процесса вызова притока без привлечения дополнительных технических средств; к недостаткам - повышенная взрывоопасность ( трение каната создает условия искрообразо-вания), аварийность ( обрыв каната, заклинивание сваба) и низкая производительность. Метод в СССР, так же, как и тартание, применяется ограниченно.  [5]

Свабирование осуществляется свабом ( поршнем), снабженным обратным клапаном. Сваб спускают на канате в насосно-компрессорные трубы ( НКТ) под уровень жидкости, клапан при этом открыт. При движении вверх клапан закрывается и сваб выталкивает на поверхность столб жидкости, расположенный выше. Глубина погружения сваба зависит от мощности лебедки, агрегата в целом и прочности каната. Свабирование скважин с АВПД проводят с установкой на устье лубрикатора.  [6]

Свабирование при испытании скважин используется в СССР только в некоторых районах, и общий объем при вызове притока недостаточен.  [7]

Свабирование широко распространено за рубежом. Все агрегаты для испытания скважин и легкие буровые станки там снабжены лебедками для свабирования. Имеются специальные агрегаты для свабирования на больших глубинах. Несмотря на более низкую производительность труда при свабировании скважины по сравнению с работой компрессора, этот способ имеет и некоторые преимущества. В частности, работы по свабирова-нию скважины проводятся без привлечения дополнительного оборудования.  [8]

Свабирование проявляется в наибольшей степени в момент отрыва долота от забоя. В это время следует проводить самые тщательные проверки, чтобы выявить поступление в скважину пластовых флюидов.  [9]

Свабирование осуществляется в двух вариантах: с установкой пакера выше интервала перфорации с целью исключения затрубного пространства из рабочего объема скважины и без пакера. В последнем случае на пласт создается меньшая депрессия, так как при подъеме сваба в подъемные трубы поступает жидкость как из пластд, так и из затрубного пространства.  [10]

Свабирование производится в трубах 2у2 - 4, спущенных до забоя, при установленной на устье арматуре.  [11]

Свабирование фонтанных скважин может производиться при наличии на буферной задвижке устьевой арматуры герметизирующего устройства, предотвращающего разлив жидкости, а также возможность открытого фонтанирования. Применение этого метода для освоения ( фонтанных скважин допускается также при условии присоединения к центральной задвижке штурвала со штоком длиной не менее 10 м и устройства навеса над пультом управления станком или агрегатом для защиты работающего у пульта.  [12]

Свабирование фонтанных скважин может производиться при наличии на буферной задвижке устьевой арматуры герметизирующего устройства, предотвращающего разлив жидкости, а также возможность открытого фонтанирования. Применение этого метода для освоения фонтанных скважин допускается также при условии присоединения к центральной задвижке штурвала со штоком длиной не менее 10 м и устройства навеса над пультом управления станком или агрегатом для защиты работающего у пульта.  [13]

Время свабирования зависит от пластового давления, степени загрязнения призабой-ной зоны пласта, интенсивности проведения 2 работ. Скважина может начать фонтанировать через несколько десятков циклов свабирования, а иногда свабирование приходится вести несколько дней.  [14]

Длительность свабирования составляет 3 - 6 сут.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Ликвидация аварийного разлива нефти – методы выполнения

Всем известно, какой невероятный вред приносят аварийные разливы нефтепродуктов. Страдает не только экологическая система всей планеты, но даже и социальное общество, люди. Обычно, аварии с нефтепродуктами происходят во время транспортировки нефти по морю.

В последнее время, от аварийных разливов нефти пострадало огромное количество животных, рыб, растений. Экологическая система мира в опасности. Почему же именно сегодня участились аварии связанные с нефтяными продуктами? Разберемся. Первое, что имеет влияние на учащение чрезвычайных ситуаций подобного рода, это существенное увеличение добычи нефти. Кроме того, специалисты сегодня анализируют, что весь основной производственный фонд, который используется при добыче нефти, изношен. А это, в частности, и такие важные объекты, как трубопровод.

Очень сложно реально оценить все последствия аварийного разлива нефтепродуктов. Ведь полная ликвидация аварийного разлива нефти невозможна. Загрязнение нефтью нарушает все естественные процессы в районе бедствия. Кроме того, нефть накапливается в биомассе. К чему это может привести, не могут точно сказать даже ученые.

Данная проблема сегодня особенно актуальна для всех жителей земного шара. Государства проводят общую политику, направленную на ликвидацию ужасных последствий аварий, связанных с разливом нефти. Кроме того, огромные силы и средства тратятся на то, чтобы предотвратить эти аварии.

Ликвидация аварийного разлива нефти требует проведения целого комплекса разных многофункциональных задач. Для того, чтобы ликвидировать разлив нефти, приходится использовать целый ряд различных требований. Самые первые меры должны быть направлены на то, чтобы предотвратить дальнейшее разлитие нефтепродуктов в море. Кроме того, как можно скорее следует начать уменьшение разлива нефтепродуктов.

Какие же меры сегодня применяются для достижения вышеописанных целей? В первую очередь это боновые заграждения. С помощью таких заграждений удается быстро предотвратить дальнейший разлив нефтепродуктов по воде. Кроме того, при помощи боновых заграждений можно существенно уменьшить концентрированность нефти. А это на прямую влияет на время уборки разлившихся нефтепродуктов. Чем меньше концентрация нефти, тем быстрее ее можно локализовать.

При помощи боновых заграждений вполне можно провести такую уникальную операцию, как отвод нефтепродуктов от наиболее уязвимых экологических территорий.

Все боновые заграждения делятся на классы. Первый класс, это возможность работы с заграждениями на реках и различных водоемах. Второй класс заграждений применяется в прибрежных зонах. А третий класс – это работа с заграждениями на больших и открытых акваториях.

Кроме того, все боновые заграждения могут подразделяться на разные виды. Например, самонадувные заграждения. Такие подобные заграждения используются, когда применение заграждений необходимо провести в кратчайшие сроки. Бывают тяжело надувные заграждения. Такие применяются для того, чтобы ограждать танкеры у терминалов. Бывают отклоняющиеся заграждения, такие используют в основном для того, чтобы иметь возможность защитить берег. Существуют уникальные несгораемые заграждения. С помощью такие нефтепродукты сжигаются прямо на водной поверхности.

Кроме того, для локализации последствий разлива нефти на суше порой используются дамбы. Используемые дамбы разделяются на несколько видов. Это могут быть сифонная или ледяная дамба, бетонная или плотинная дамба и так далее.

Разлив нефти

asbh.ru

Особенности ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в открытых акваториях

Н.Р. Корнилина

ГК Терра Экология

Журнал «Экология производства» май 2015.

В современных требованиях к экологической безопасности при нефтедобыче большое внимание уделяется мерам по минимизации экологического ущерба от аварийных ситуаций. Рассмотрим методы ликвидации последствий таких аварий.

Причины разливов нефтепродуктов

Причины разливов нефтепродуктов обусловлены в первую очередь изношенностью инфраструктуры нефтепроводов, большой их протяжённостью, в том числе в суровых условиях Севера Европейской части России и Сибири, несанкционированными врезками и несовершенством технологий переработки нефти. При этом последствия использования многих методов ликвидации аварийных разливов нефти не до конца изучены или их применение приводит к нарушениям Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 08.03.2015).

Нефтеразливы особенно опасны на водных территориях, так как нефтепродукты быстро распространяются по водной поверхности и занимают большие площади. Чтобы свести возможный экологический вред к минимуму, меры по реагированию на такие разливы следует принимать в кратчайший срок. Технологии ликвидации разлива должны обеспечивать безопасность персонала, качественную зачистку территории и практическую выполнимость операций.

Для ликвидации разливов нефти и защиты побережий обычно применяют механический сбор (использование боновых заграждений и скиммеров), сжигание на месте, применение диспергентов, естественное выветривание нефтепродуктов (ограничивается мониторингом состояния разлива).

Анализ технологий ликвидации аварийных разливов

Анализ технологий ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и методов защиты прибрежных районов показал:

  • оптимальным и наиболее безопасным способом в условиях открытой воды является использование боновых заграждений и скиммеров;
  • сжигание на месте не соответствует требованиям российского законодательства, которое содержит ряд ограничений использования открытого огня;
  • диспергенты, сертифицированные для использования в России на сегодняшний день, неэффективны в холодных водах. Кроме того, чёткий алгоритм вовлечения диспергентов в операции ликвидации разливов нефти законодательно не установлен;
  • естественное выветривание разливов нефтепродуктов в большинстве случаев чревато экологическими проблемами (острое токсическое воздействие на живые организмы) и возможно только при разливах газового конденсата и нафты.

Таким образом, на сегодняшний день использование боновых заграждений и скиммеров является единственно возможным способом защиты побережий, чувствительных к разливам нефти.

Средства локализации и ликвидации разлива нефти

Для локализации разлива нефти (нефтепродуктов) используют боновые заграждения, которые концентрируют очаг разлива, предотвращают дальнейшее загрязнение близлежащих территорий и облегчают отвод загрязнений от экологически уязвимых районов.

Механический сбор нефтепродуктов после локализации необходимо проводить в первые часы после разлива, пока слой нефти остаётся довольно толстым. Для сбора нефтеразлива применяют скиммеры-нефтесборщики, которые собирают разлившуюся нефть непосредственно с поверхности воды.

Скиммеры-нефтесборщики по принципу работы делятся на два типа: пороговые и олеофильные.

Пороговые скиммеры собирают нефтеразливы за счёт перетекания поверхностного слоя нефтепродуктов через порог скиммера, установленный ниже уровня разлива. Собранная смесь впоследствии накапливается в ёмкостях на судах или в отдельно плавающих резервуарах и содержит более 70% воды. Это затрудняет технологические процессы ликвидации разлива, так как всегда необходимо учитывать не только потребность в большом объёме ёмкостей для обводнённого нефтепродукта, но и сложности утилизации и транспортировки таких объёмов собранной смеси. Кроме того, при разрыве пятна разлива нефтепродуктов возникают трудности с перетаскиванием порогового скиммера и невозможна его эксплуатация даже при небольших волнах.

Следовательно, в силу особенностей применения пороговые скиммеры эффективны только при малых разливах и на спокойной воде.

Олеофильные скиммеры — принцип работы

Более эффективными считаются олеофильные скиммеры. Они зарекомендовали себя благодаря высокой производительности сбора, качественной очистке воды от нефтепродуктов, а также низкому содержанию воды в собранном нефтепродукте. Работа олеофильных скиммеров основана на адгезии нефтепродуктов к движущемуся элементу. Плавающие на поверхности воды нефтепродукты притягиваются к движущемуся элементу (щётке, диску, барабану и т.д.), с которого удаляются с помощью специальных маслосъёмников (рис. 1). Затем собранный нефтепродукт откачивается в приёмную ёмкость.

 

Рис. 1. Схема работы олеофильного скиммера

В данном случае рабочим элементом является олеофильная щётка, к которой избирательно прилипает только нефтепродукт, вода же просто с неё стекает.

Особенности олеофильных скиммеров

Олеофильные скиммеры предназначены для ликвидации средних и крупных разливов и обладают рядом следующих особенностей:

1. Благодаря высокой производительности скиммеров осуществляется оперативный сбор разливов нефти и не допускается распространение загрязнений на большие расстояния.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению объёмов добычи нефти на платформах в морях и океанах, соответственно возрастает потребность в мощном оборудовании для ликвидации крупных разливов. Высокопроизводительные скиммеры, как правило, монтируются на краю больших суден или пирсов и дополняются специальным краном для развертывания рукавов отвода нефтепродукта от головы скиммера в промежуточную ёмкость (рис. 2). Подобные модели комплектуются самыми производительными и надёжными насосами из существующих.

 

Рис. 2. Применение олеофильного скиммера с краном

2. Высокое качество собранного нефтепродукта (до 98%) облегчает дальнейшие операции с ним: хранение, транспортировку, утилизацию.

3. Специальные габариты корпуса скиммера позволяют эффективно выполнять операции по ликвидации разлива при резких порывах ветра и волнах. Устойчивость нефтесборщика при его эксплуатации в открытом водном пространстве зависит от размеров корпуса скиммера и соответственно от его парусности.

4. Наличие специальной защиты корпуса от мусора, плавающего льда и ледяной шуги обеспечивает работу скиммера без ущерба оборудованию, что даёт возможность использовать его в сложных погодных условиях и при низких температурах.

5. Широкий диапазон производительности – от 15 до 600 м3 нефтепродуктов в час позволяет подобрать оптимальную модель в зависимости от масштабов производства и размеров вероятных нефтеразливов.

6. Возможность применения различных насадок (щёток, дисков, барабанов) в зависимости от характеристик собираемых нефтепродуктов и условий эксплуатации. Щётки предназначены для нефтепродуктов средней и сильной вязкости, при этом объём воды в собираемой эмульсии не превышает 4%. Диски и барабаны используются для сбора нефтепродуктов малой и средней вязкости, собирая при этом не более 2% воды.

7. Система дистанционного управления скиммером сокращает численность персонала и гарантирует его безопасность. С помощью беспроводного пульта один оператор может полностью, качественно и быстро убрать весь разлив, находясь на берегу или судне и не подвергаться никаким рискам для жизни.

8. Корпус скиммеров выполнен из высококачественного алюминия морского класса, который обладает устойчивостью к нефти и её производным, различным химическим веществам и морской воде. Речная и морская вода имеют ярко выраженные корродирующие свойства, поэтому материал корпуса нефтесборщиков должен отличаться сопротивлением к среде.

9. Широкая комплектная вариативность нефтесборщиков позволяет использовать различные системы для сбора нефти – с оптимальной комплектацией для определённых условий. Например, для ликвидации разливов высоковязких нефтепродуктов в шланги скиммера могут быть встроены специальные кольца с впрыском воды, чтобы уменьшить трение и увеличить ресурс шланга.

Таким образом, особенности олеофильных скиммеров позволяют не только эффективно собирать нефтепродукты в акваториях, но и сокращать общие затраты на ликвидацию аварийных нефтеразливов. Например, затраты на транспортировку и утилизацию больших объёмов собранного нефтепродукта, оплату труда многочисленного персонала, закупку дополнительных судов, резервуаров, инструментов и др.

Следует отметить, что результаты ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на водоёмах, напрямую зависят от рационального выбора оборудования.

terra-ecology.ru