Последствия нефтяных разливов в России. Разлив нефти в россии


Последствия нефтяных разливов в России

Ирина Лагунина: Российские экологи обсуждают возможные последствия сразу двух крупных аварий, связанных с разливом нефти, которые случились в России за последние недели. В Иркутской области в Ангару попало 44 тонны дизельного топлива, в результате чего у почти 80 тысяч местных жителей были проблемы с питьевой водой. В Ненецком АО на месторождении Требса, принадлежащим ОАО «Башнефть», произошла авария. Площадь нефтяного разлива, по данным экологов, превысила 40 тысяч квадратных метров. Защитники природы говорят о серьезных последствиях аварий для окружающей среды, а также указывают на то, что власти традиционно пытаются занизить масштабы нефтяных разливов. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Нефтяное пятно протяженностью около 10 км на реке Ангаре было обнаружено 25 апреля, по предварительным данным, в реку попало 44 тонны дизельного топлива. У местных жителей возникли серьезные проблемы с водоснабжением. За развитием событий следила корреспондент РС в Иркутской области Екатерина Вертинская…

Екатерина Вертинская: В Черемховском районе Иркутской области в результате преступления группы лиц три населенных пункта: город Черемхово, Свирск и поселок Михайловка, в которых проживают в общей сложности более 76 тысяч человек, остались без централизованного водоснабжения.Из-за неудачной врезки злоумышленников в нефтепровод комбината Росрезерва «Прибайкалье», расположенного в городе Усолье-Сибирское в реку Ангара вылилось несколько тонн нефтепродуктов. Нефтяное пятно поплыло вниз по течению и попало, в частности, в зону черемховского водозабора. Спустя сутки на территории Черемховского района был введен режим «Чрезвычайная ситуация». Для жителей трех населенных пунктов организовали подвоз воды. Но, как говорят жители города Черемхово, воды не хватает, у многих людей, которые живут в многоквартирных домах, нет столько ёмкостей, чтобы запасти необходимое количество жидкости. Детские сады работу приостановили, медицинские учреждения работали, уроки в школах проводились по сокращенному режиму. Черемховские хлебопекрани из-за отсутствия воды остановили работу. Но сутки спустя их деятельность была восстановлена, благодаря тому, что был организован централизованный подвоз воды.На следующий день после объявления ЧС на территорию прилетел губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, который до этого находился в командировке в Москве. Как председатель Комиссии по чрезвычайным ситуациям региона он провел заседание штаба. Вот, что Дмитрий Мезенцев сказал журналистам сразу после совещания.

Дмитрий Мезенцев: Взаимодействие мэров Черемховского района, Свирска и Черемхово отлажено. Взаимодействие силового блока, те следственно-оперативные мероприятия, которые проводятся, безусловно, очевидно, это нам важно, потому что это не просто преступление, которое нанесло нам материальный ущерб. Это преступление, по сути дела, нравственное и моральное, и я думаю, что те следственные действия, позиция прокуратуры и Главного управления МВД – это основа к тому, чтобы потом мы и людям сказали, почему это произошло по-настоящему и кто в этом виноват, чтобы во многом предвосхитить такие события в будущем.Правоохранительные органы сработали оперативно.

Екатерина Вертинская: Несколько дней спустя после ЧС Главное управление МВД по Иркутской области заявило о задержании шести подозреваемых, которые дают признательные показания. Полицейские возбудили уголовное дело по статье «Кража из нефтепровода», следственные органы возбудили уголовное дело по статье «Загрязнение вод», выясняется размер ущерба, нанесенного экологии. По информации пресс-службы ГУВД региона, всего с начала 2012 года на территории Иркутской области полицией выявлено 8 незаконных врезок. Из восьми возбужденных уголовных дел по трем установлены подозреваемые лица.Что касается деятельности Главного управления МЧС по Иркутской области по устранению последствий разлива нефтепродуктов, то по информации начальника Управления, генерал-майора Вячеслава Эглита, после получения информации о загрязнении реки Ангара в районе водозабора города Черемхово, все оперативные службы были подняты во время. Продолжает Вячеслав Эглит.

Вячеслав Эглит: В настоящий момент вопрос управления и организации работ на месте, в том и числе и муниципальных образований, находится под пристальным вниманием и контролем Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Иркутского области и Главного управления МЧС. Срывов по организации работы в настоящий момент пока не было и, надеюсь, что не будет.

Екатерина Вертинская: Фактически с момента обнаружения нефтяного пятна на месте начали работу специалисты Роспотребнадзора. Исследования первых проб показало превышение ПДК нефтепродуктов: на поверхности водоёма в 31 раз. Спустя два дня ситуация улучшилась. Вот, что о результатах сообщил исполняющий обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Михаил Лужнов.

Михаил Лужнов: На сегодняшний день можно говорить о значительном улучшении показателей воды, в частности те результаты исследования на содержание нефтепродуктов, говорят о том, что по сравнению со вчерашним днем, мы имеем улучшение показателей в пять-шесть раз. Но в то же время, надо говорить о том, что в настоящее время в месте расположения водозаборных сооружений вода в зоне первого пояса зоны санитарной охраны не отвечает требованиям санитарных правил по содержанию нефтепродуктов в среднем в три раза.

Екатерина Вертинская: Для очистки Ангары от нефтепродуктов из Китая привезли пять тонн активированного угля. В результате переговоров Дмитрия Мезенцева с руководством посольства Российской Федерации в КНР и заместителем министра охраны окружающей среды КНР Пань Юэ уголь региону предоставили бесплатно. Роспотребнадзор подтвердил, что китайский активированный уголь соответствует всем российским санитарным требованиям. Сорбента подобного качества не удалось найти в Сибири и других регионах России.

Любовь Чижова: Разлив нефти в Ангару случился спустя несколько дней после аварии на месторождении имени Романа Требса в Ненецком АО. Представители кампании Башнефть, которой принадлежит месторождение, утверждают, что площадь загрязненной территории не превышает пяти тысяч квадратных метров. По их данным, эта авария никак не отразится на местной экологии, так как нефть в водоемы не попала. По информации защитников природы, которые ссылаются на космические съемки кампании «СканЭкс», площадь розлива – от 40 до 42 тысяч квадратных метров, и его последствия для окружающей среды могут быть самыми негативными. Говорит руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников.

Алексей Книжников: Если мы посмотрим, предположим, отчетность наших ведущих нефтяных компаний, то мы увидим, что различного рода аварий – это тысячи и даже десятки тысяч разных масштабов. Так что, к сожалению, это характерное явление – различные аварии. Но так же характерно и то, что очень часто происходит по разным причинам сокрытие как самого наличия, факта аварии, так и ее масштабов. Буквально за последнюю неделю мы были свидетелями двух таких громких аварий, их было больше, но так сложилось, что на эти аварии обратили внимание – это авария на Ангаре и авария в Ненецком автономном округе. И характерно для этих двух случаев, что в обоих случаях информация о масштабе разлива была занижена, причем очень существенно. Сначала по Ангаре нам говорили о двух тысячах тонн, и первые наши комментарии были, именно опираясь на эту цифру. Сейчас уже 44 тонны, уже видно, мы изначально говорили, что может быть проблемы, что местные службы реагирования не имеют нужных навыков и оборудования для ликвидации разлива нефти. Похоже, так и получилось, потому что мы знаем, что Китайская народная республика оказывает содействие в поставке сорбентов.Так же и в Ненецком округе сначала нам говорили, что разлив порядка 500 тонн, потом две тысячи тонн, площадь загрязнения порядка 5 тысяч квадратных метров. Пока мы не сделали с нашими коллегами космическую съемку – это 44 квадратных метра. Это, конечно, не катастрофа, но тем не менее, и там, и там на порядок занижаются масштабы. А это не только нарушение правил, норм, законодательства – это еще и очень негативно влияет на эффективность реагирования. Если мы занижаем оценку аварии, то мы, соответственно, не включаем нужные службы.

Любовь Чижова: Если говорить о последствиях аварий, в Ангару, говорят, попало 44 тонны нефти, у местных жителей серьезные проблемы с питьевой водой, какие еще могут быть последствия?

Алексей Книжников: Конечно, это будут долгосрочные последствия воздействия на всю экосистему речную. У нас перед глазами авария Саяно-Шушенской ГЭС, когда в том числе произошло загрязнение Енисея маслом в больших объемах, сотни тонн попало. Там регистрировалась гибель рыбы, околоводной растительности. В любом случае все это ожидает и Ангару. Но сейчас главная задача – это обеспечение очистки поверхности, чтобы хотя минимизировать воздействие для питьевого водозабора.

Любовь Чижова: Практика показывает, что российские нефтяные компании, виновные в том, что происходят нефтеразливы или аварии, связанные с утечкой нефти, они как-то серьезно не наказываются. А как в других странах происходит?

Алексей Книжников: По-видимому, одна из причин, что у нас государство не решается наказать свою основную кормилицу – нефтянку. Потому что зависим до сих пор в основном от нашего нефтяного бизнеса. И только этим, наверное, объясняется некая лояльность со стороны властей, что и ущерб толком не считается, и практически никогда не взыскивается. А в мире мы знаем совсем другое – это и является причиной ответственности нефтяных компаний, работающих в других странах. Всем известный пример в США Мексиканского залива, где реальные ущербы и иски оцениваются в миллиарды долларов.

Любовь Чижова: Рассказывал руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. Координатор Арктического проекта «Гринпис» в России Евгения Белякова полагает, что официальные сообщения о масштабах и возможных последствиях аварии на месторождении Требса не отражают реального положения вещей, и объясняет, почему защитники природы расценивают разлив нефти в Ненецком АО как экологическую катастрофу местного масштаба.

Евгения Белякова: Мы знаем от наших коллег, давних друзей компании "Сканекс", которая достала и обнародовала снимки высокого разрешения недавно. Проанализировав их, специалисты "Сканекс" утверждают, что площадь загрязнения составила около 42 тысяч квадратных метров – это чуть больше четырех гектар. Масштабы аварии, в соответствии с законодательством аварии причисляется статус региональной не от площади, а от объема вылившейся нефти. Тут мы можем исключительно полагаться на те цифры, которые нам сообщают официальные лица, представители компании "Башнефть" и представители администрации Ненецкого округа. На данный момент пока они сообщают о двух тысячах тонн нефти вылившейся и это находится в пределах региональной аварии. Но тут вопрос неформальной стороны, неформального отношения к тому, что происходит. Потому что в условиях арктической природы, в данном случае мы говорим о тундре, непосредственно прилегающей к Баренцеву морю, к его заливам, к Печерскому морю, любое загрязнение и вообще всякое нарушение – это катастрофа, в историческом периоде не ликвидируемая. Тундровые природные экосистемы очень медленно восстанавливаются. Нефть, которая попадет в водные объекты на месте аварии, а она безусловно туда попадет, потому что, конечно же, уборку будут проводить, учитывая огласку широкую этой аварии, но так или иначе с таянием снега, а весна там наступает практически, сейчас все начнет таять и течь, безусловно, есть продукты нефти потекут в ближайшие реки, в ближайшие озера, небольшие ручьи. Это, безусловно, убьет часть растительности, отравит часть представителей живого мира. Дальше это загрязнение будет так или иначе переходить по цепочке. И масштаб последствий этого загрязнения будет зависеть от качества проведения ликвидации аварии, то есть от качества уборки нефти.Возникает вопрос, только ли нефть там убирать? На самом деле, как мы видели из сообщений, то, что добывают нефтяники – это не чистая нефть. Это, во-первых, нефть, смешенная с попутным газом, во-вторых, смешенная с попутной водой так называемой. Вот эта вода – это высокоминерализованный раствор, который содержит в себе очень много серы. Эта вода окрашена чуть-чуть в буроватый цвет – это не нефть, и она утекает значительно быстрее, интенсивнее и не встречает на своем пути никаких преград, ее как раз никто не собирает. Фактически это хороший раствор, не очень сильный, но достаточный для убийства всего живого, раствор серной кислоты. То есть разливы попутной воды, если увидеть их в тундре – тундра мертвая, выжженная территория, на которой ничего не растет несколько лет и очень медленно начинает восстанавливаться. Кроме серы там много других солей, то есть очень крепкий минеральный рассол. Это тоже очень опасно.Я не могу вам сказать, как интенсивно будут проводиться работы по ликвидации конкретно этого разлива, но попутешествовав несколько по нашей стране, по регионам нефтедобычи, я знаю, что если разлив находится далеко от основных дорог, если территория, ограничен доступ на территорию, что часто случается, простых людей, общественных контролеров, то там разливы иногда не убираются десятилетиями. В основном у нас проблема разливов существует из-за очень старых трубопроводов промысловых, они быстро выходят из строя из-за довольно агрессивной среды воды, которая по ним прокачивается. Ремонтировать их денег у наших нефтяных компаний нет, говорят, что это слишком дорого, поэтому они продолжают пользоваться старыми трубопроводами, они продолжают рваться, нефть продолжает течь, на уборку нефти у них тоже нет сил и средств. Стимула, видимо, тоже нет. Если бы за скрытый разлив, плохо убранный разлив нефтяников лишали лицензии, наверное, они шевелились бы интенсивнее. Но на данный момент им просто назначают штраф, который в рамках их доходов довольно незначительный. Лицензии их могут лишить только, если они налог не заплатят.

Любовь Чижова: Это была координатор Арктического проекта Гринпис в России Евгения Белякова. По оценкам экологов, ежегодно в России происходит более 20 тысяч аварий на трубопроводах. В результате в окружающую среду попадает не менее 5 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов.

www.svoboda.org

Утечки нефти в России наносят непоправимый ущерб | Россия | ИноСМИ

 

Усинск — Посреди ярко желтой тундры в окрестностях этого небольшого нефтяного городка в Приполярье маслянистое озерцо сырой нефти тянется до горизонта. Источник: заброшенная скважина, из которой через проржавевшие болты сочится вязкая, словно варенье, нефть.

Это лицо нефтяной глубинки России: расползающаяся неприветливая зона, представляющая, по мнению специалистов, место самой страшной нефтяной экологической катастрофы в мире.

По оценкам экологов, ежегодно в России во внешнюю среду попадает не менее 1% добываемой в стране за год нефти. Это составляет пять миллионов тонн, то есть равносильно тому, что утечка при взрыве нефтяной платформы Deepwater Horizon происходила бы раз в два месяца. Разрушающаяся инфраструктура и суровый климат дополняют катастрофическую ситуацию в этой стране, являющейся крупнейшим производителем нефти, которая обеспечивает 13% ее мировой добычи.

Нефть, постоянно просачивающаяся через ржавые трубопроводы и старые скважины, загрязняет почву, убивает все растущие на ней растения, разрушает среду обитания для млекопитающих и птиц. По признанию правительства, полмиллиона тонн нефти ежегодно попадают в реки, впадающие в Северный Ледовитый океан, нарушая хрупкий экологический баланс в этих водах.

Это часть экологической трагедии, оставшейся в наследство от советских времен, от которой не один десяток лет страдала Россия и все страны бывшего Советского Союза. Вспомним ядерный кошмар украинского Чернобыля, смертоносные химические отходы в российском городе Дзержинске, загрязнение отходами целлюлозного комбината крупнейшего сибирского озера Байкал, где содержится одна пятая мирового запаса пресной воды.

Разлив нефти в России выглядит менее эффектно, чем катастрофа в Мексиканском заливе или на Северном море; оно происходит как незаметная, капля за каплей, утечка сырой нефти, а не как внезапный взрыв. Однако в итоге нефти разливается больше, чем в любой другой нефтедобывающей стране, в том числе в пораженной восстаниями Нигерии; и в общей сложности, по словам ученых, намного больше, чем в любом другом месте земного шара.

«Нефть и нефтепродукты разливаются буквально каждый день», - говорит д-р Григорий Баренбойм, старший научный сотрудник Института водных проблем при Российской Академии Наук.

Доступных цифр о размахе у нефти в России нет, однако, по оценкам Гринписа, в этой стране, производящей примерно 500 миллионов тонн нефти в год, в результате утечек во внешнюю среду попадает не менее 5 миллионов тонн нефти ежегодно.

Доктор Ирина Ившина из государственного Института экологии и генетики микроорганизмов с этой оценкой, 5 миллионов тонн, согласна; согласен с ней и Всемирный фонд дикой природы.

Эта цифра получена на основании двух показателей: по данным финансируемых российским государством исследований, в реки попадает 10-15% всех утечек нефти в России; а в соответствии с отчетом 2010 года, составленным по заказу Министерства природных ресурсов, в реки северной части России и далее в Северный Ледовитый Океан нефти попадает почти пятьсот тысяч тонн.

Эта оценка считается довольно скромной: российское Министерство экономического развития в своем прошлогоднем отчете оценило объем разлития нефти как достигающий 20 миллионов тонн в год.

Эта вызывающая изумление цифра, никаких пояснений к которой министерство не предоставило, видимо, частично объясняется тем, что самые мелкие утечки в России обычно не входят в отчеты. В соответствии с  российским законодательством, утечка менее восьми тонн классифицируется как «случайность» и не влечет за собой штрафных санкций.

Разливы российской нефти не регистрируются еще и потому, что происходят чаще всего на обширных и малонаселенных просторах тундры и северной части тайги в результате разрыва труб или утечки из выведенных из эксплуатации скважин.

Погодные условия в большинстве нефтяных областей очень суровые, температура воздуха зимой, как правило, опускается ниже минус 40 градусов. Это делает трубы хрупкими, и в условиях, когда за их состоянием не следят и не меняют регулярно, они подвержены частым прорывам.

На просьбу журналиста из Associated Press прокомментировать ситуацию, представители Министерства природных ресурсов и Министерства энергетики заявили, что у них нет данных по разливам нефти, и отослали его для дальнейшего выяснения ситуации в другое министерство.

Но даже если учитывать только те 500 тысяч тонн, которые ежегодно попадают в северные реки по данным официальных отчетов, Россия оказывается самым крупным в мире источником загрязнения окружающей среды нефтью.  

— Нигерия, производящая нефть в количестве, составляющем одну пятую от объема российского производства, в 2009 году зафиксировала разлив 110 тысяч тонн нефти, преимущественно за счет повреждения трубопроводов восставшими мятежниками.

— США, третий в мире производитель нефти, в 2010 году сообщили о 314 случаях прорыва трубопроводов – про сравнению с 18 тысячами в России, в результате которых в общей сложности вытекло 17,6 тысяч тонн нефти, по данным Министерства транспорта США. В среднем за период с 2001 по 2010 год утечки нефти составляют 14,9 тысяч тонн в год.

— Ситуация в Канаде, где условия нефтедобычи не менее суровы, чем в России, и близко не достигает масштабов российской катастрофы. В прошлом году, по данным Комитета безопасности транспортировок (Transport Safety Board) Канады, на трубопроводах страны было зафиксировано одиннадцать аварий, и, как сообщают средства массовой информации, утечки нефти при этом отмечалось от значительных разливов до минимальных утечек на местных фермах, в целом 7,7 тысяч тонн в год.

— В Норвегии, северо-западном нефтяном соседе России, утечки нефти в последние несколько лет держатся на уровне примерно трех тонн в год, говорит Ханне Мари Эрен (Hanne Marie Oeren), глава отдела нефти и газа в агентстве климата и загрязнений (Climate and Pollution Agency) Норвегии.

Сейчас, когда российские компании устремились в Арктику, чтобы выкачивать там обильные, но труднодоступные для добычи запасы нефти и газа, ученые забили тревогу. Дело в том, что давно устаревшие российские технологии и некачественные средства обеспечения безопасности обусловливают повышенный риск возможности экологической катастрофы в этом регионе.

«Газпромнефть», нефтяное дочернее предприятие российского газового гиганта «Газпром», готовится бурить скважины для добычи нефти в расположенном в заполярье Печерском море, несмотря на жалобы экологов, что буровая платформа устарела, а компания не готова справиться с потенциальными авариями.

Ученые из правительственных организаций признают, что Россия в настоящее время не располагает необходимыми для разработки арктических месторождений технологиями, однако заявляют, что до того, как страна фактически начнет бурение, пройдут еще годы.

«Мы должны начать работать теперь, заниматься исследованиями и разрабатывать технологию, чтобы мы были готовы... начать выкачивать нефть в Арктики к середине этого столетия», - заявил недавно на пресс-конференции Алексей Конторович, председатель совета по геологии, нефти и газу при Российской академии наук.

Баренбойм из этой же академии, однако, считает, что российские технологии развиваются слишком медленно для надежного обеспечения безопасности освоения Арктики.

«За последние годы экологические риски возросли намного сильнее по сравнению с тем, как продвинулись вперед наши технологии, финансирование, оборудование и умение справляться с этими рисками», - заявил он.

В 1994 году республика Коми, где в 60 километрах к югу от Полярного Круга находится Усинск, стала жертвой крупнейшего в России разлива нефти – из устаревшего трубопровода вылилось, по оценкам, 100 тысяч тонн нефти.

В результате разлива нефти погибли растения и животные, две местные реки оказались загрязнены на расстоянии до 40 километров, рыба гибла тысячами. В наиболее пострадавших поселках частота респираторных заболеваний на следующий год после утечки подскочила примерно на 28%.

Если смотреть с вертолета, область добычи нефти легко узнается: она вся испещрена черными маслянистыми лужицами. В тундре к северу от Усинска легко набрести на место свежей утечки. А старые обнаруживаются по мертвым деревьям. Пихты с поникшими серыми, сухими ветвями выглядят, словно опаленные лесным пожаром. Они растут на почве, загрязненной нефтью.

Пресс-секретарь из Усинска, Татьяна Химичук, заявила, что власти городской администрации не хватает, чтобы повлиять на действия нефтяных компаний.

«Все, что происходит на нефтяных месторождениях, лежит на ответственности ЛУКОЙЛа», - говорит она, называя вторую по величине нефтяную компанию России, которая владеет сетью трубопроводов в этом регионе.

Официальные лица, занимающиеся охраной окружающей среды в Коми, тоже винят во всем нефтяные компании. Местное отделение прокуратуры в отчете за этот год указывает в качестве основной проблемы то, что «компании, добывающие углеводороды, сосредоточены на получении прибыли, а не на рациональном использовании ресурсов». 

Валерий Братенков работает бригадиром на нефтяном участке в окрестностях Усинска.

Во внерабочее время он участвует в деятельности местной экологической группы. Братенков не однажды указывал своему начальству из ЛУКОЙЛа, что разливы нефти постоянно происходят у них под носом, и просил их починить трубопроводы. «Они разозлились и заявили, что на это нужно слишком много денег», - рассказывает он.

Активисты вроде Братенкова считают, что трудно, а то и вовсе невозможно, возложить всю ответственность на местные власти, поскольку почти 90% населения в этой области составляют рабочие нефтяного производства и их семьи, которые приехали сюда из других регионов России. Они полностью зависят от нефтяной промышленности, которая обеспечивает их средствами к существованию.

Представители ЛУКОЙЛа категорически опровергают все заявления о том, что они пытаются скрывать случаи разливов и утечек нефти, и утверждают, что в прошлом году на их производственной площадке в Коми в результате утечек во внешнюю среду попало не более 2,7 тонн нефти.

Иван Блоков, директор программ «Гринпис-Россия», изучивший вопрос разлива нефти, говорит, что ситуация в Коми не единичка: то же самое происходит во всех нефтедобывающих районах России – от Черного моря на юго-западе до китайской границы на российском Дальнем востоке.

«Это происходит повсюду, - говорит Блоков. – Это характерно для всех нефтяных месторождений в России. Система устарела и ни одна нефтяная компания в стране вовремя ее не меняет».

Однако ученых и экологов тревожит еще и то, что разливы нефти не ограничиваются заброшенными или старыми месторождениями. Беда в том, что аварии происходят и на совершенно новых трубопроводах, рассказывает Баренбойм.

По меньшей мере, 400 тонн вытекло в результате двух аварий на российском Дальнем Востоке за прошлый год из нового трубопровода, по данным журналистских сообщений и по данным самих нефтяных компаний. Трубопровод компании «Транснефть», доставляющий российскую нефть из Восточной Сибири в Китай, был пущен в эксплуатацию всего за несколько месяцев до того, как произошли эти две аварии.

Нефтяная промышленность в Коми отравляет природу в течение многих десятков лет, убивая или вынуждая уйти из этих мест северных оленей и рыбу. Местные жители, как и 63-летний Братенков, опасаются, что, когда большая нефть уйдет, после нее здесь останется лишь отравленная пустыня.

«Рыбалка, охота – все это в прошлом», - говорит Братенков.

 

inosmi.ru

10 крупнейших катастроф в истории

Шедший под флагом Панамы танкер SANCHI перевозил 136 тыс. тонн газового конденсата. 6 января в 290 км к востоку от устья реки Янцзы в Восточно-Китайском море он столкнулся с гонконгским сухогрузом. Танкер загорелся, 32 члена его команды - граждане Ирана и Бангладеш - погибли.

Китайские экологи продолжают вести очистительные работы в акватории, где затонул танкер. Судно находится на глубине 115 метров, и из его пробоины в борту продолжают вытекать нефтепродукты.

Ранее власти КНР проинформировали, что поднять SANCHI со дна океана пока не представляется возможным, поскольку танкер может взорваться.

Центральное правительство КНР, администрация Гонконга, власти Ирана и Панамы приступают к совместному расследованию причин аварии иранского нефтеналивного танкера SANCHI.

Выяснением деталей инцидента, в результате которого погибли люди, займется специальная комиссия. Все процедуры расследования будут осуществляться на основе специального четырехстороннего соглашения, подписанного 25 января.

Экологи бьют тревогу, так как вытекающие из судна нефтепродукты губительно сказываются на экологическом состоянии Восточно-Китайского моря.

Кроме того, последствия этого инцидента могут затронуть не только территории Восточно-Китайского моря.

Дело в том, что в том месте протекают течения, которые разносят нефтепродукты на довольно дальние расстояния.

Так, по прогнозам экологов, через 25 дней часть нефтепродуктов достигнет островов, принадлежащих Японии. Часть нефтепродуктов также движется по направлению к Корейскому полуострову.

Таким образом, последствия этого разлива могут быть гораздо более ужасающими, чем изначально предполагалось.

Ниже представляем самые страшные случаи разлива нефти в истории.

1. Разлив во время войны в Персидском заливе

Дата: 19 января 1991 года

Место: Персидский залив, Кувейт

Объем разлитой нефти: 8 млн баррелей

Война в Персидском заливе — война (2 августа 1990 г. — 28 февраля 1991 г.) между многонациональными силами (МНС) во главе с США, по мандату ООН, и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта.

Война имела тяжелые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив.

Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. Это нанесло серьезный ущерб экологии Персидского залива, привело к гибели 30 тыс. птиц.

При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре. После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат антииракской коалиции (более 90 погибло).

В Кувейте, Турции, ОАЭ шли черные дожди. На "высыхание" 320 озер ушло все последующее десятилетие. По оценке ВВС, в результате войны произошла одна из самых тяжелых экологических катастроф в истории

2. Нефтяной фонтан в Калифорнии

Дата: 1910 год

Место: штат Калифорния, США

Объем разлитой нефти: почти 11 млн баррелей

Один из первых крупных разливов нефти в истории произошел 14 мая 1910 г. в Калифорнии. В результате на поверхности земли оказалось около 1 млн 300 тыс. тонн нефти.

Сначала скважину пытались закрыть коробкой из бревен, потом пришлось ее взорвать. Место разлива огородили стеной из мешков с песком, постоянно ее достраивая.

Через 18 месяцев нефтяной фонтан перестал бить. Следы аварии видны до сих пор, на этом месте установлен памятник.

3. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата: 20 апреля 2010 года

Место: Мексиканский залив

Объем разлитой нефти: 5 млн баррелей

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 г. в 80 км от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо.

Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.

В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек, находившихся на борту. В конце июня 2010 г. появились сообщения о гибели еще 2 человек при ликвидации последствий катастрофы.

Через повреждения труб скважины на глубине 1500 м в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. кв. км, что составляет около 5% площади Мексиканского залива.

4. Разлив нефти с платформы Ixtoc I

Дата: 3 июня 1979 года

Место: Залив Кампече, Мексика

Объем разлитой нефти: 4 млн барреллей

Ixtoc I — бывшая нефтяная скважина, созданная полупогружной нефтеразведочной платформой Sedco 135. Находилась в заливе Кампече на юге Мексиканского залива, около 100 км к северо-западу от города Сьюдад-дель-Кармен, на глубине около 50 м. Авария на скважине 3 июня 1979 г. привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории.

Компания Pemex (Petróleos Mexicanos), принадлежащая правительству Мексики, производила бурение нефтяной скважины на глубине более 3 км, когда в буровой установке Sedco 135 остановилась циркуляция (давление в стержне) бурового раствора.

В современных системах роторного бурения, буровой раствор прогоняется вниз бурильной скважины и обратно. Целью этого является поддержание давления в буровом валу и контроль возврата раствора, вытесняющего газ из пласта.

Из-за произошедшего из месторождения под напором прорвалась нефть, что привело к ее возгоранию на поверхности моря, и платформа Sedco 135 загорелась и рухнула в море.

На начальном этапе разлива из скважины вытекало около 30 тыс. баррелей (5 тыс. куб. м) нефти в сутки.

В июле 1979 г. с помощью закачки бурового раствора в скважину выброс снизился до 3 тыс. куб. м, а в августе — до 2 тыс. куб. м в сутки.

Для уменьшения загрязнения производилось распыление химических диспергаторов (корексит). Окончательно остановить утечку удалось только к марту 1980 г. при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной.

5. Разлив в результате столкновения судов Atlantic Empress и Aegean Captain

Дата: 19 июля 1979 года

Место: у берегов Тринидад и Тобаго

Объем разлитой нефти: 287 тыс. тонн

В 1979 г. около острова Тобаго в Карибском море столкнулись два танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain. Atlantic Empress полыхал на протяжении недели, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из него стала выливаться со скоростью десятки тонн в час.

Этот разлив нефти стал самым масштабным в истории судоходства — целых 287 тыс. тонн. Нефть не дошла до берега, однако любой разлив нефти не проходит для окружающей среды бесследно, тем более когда речь идет о таких грандиозных объемах.

6. Разлив на реке Колва

Дата: 8 сентября 1994 года

Место: река Колва, Россия

Объем разлитой нефти: 220 тыс. тонн

В 1994 г. России произошла катастрофа, связанная с транспортом нефти и нефтепродуктов.

Так, самая крупная авария, вызвавшая разлив свыше 100 тыс. (по некоторым данным, 220 тыс.) тонн нефти, произошла в 1994 г. на нефтепроводе Харьяга – Усинск.

Вплоть до возникновения экологической катастрофы в 1994 г. на нефтепроводе не проводились в полном объеме ни ремонтные работы, ни устройство антикоррозийной защиты

7. Разлив на месторождении Новруз

Дата: 10 февраля-18 сентября 1983 года

Место: Персидский залив, Иран

Объем разлитой нефти: 260 тыс. тонн

Нефтяное месторождение Навруз находится в Иране, Персидский залив, оно стало известным благодаря нескольким разливам нефти, которые произошли в 1983 г.

Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось.

Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу.

В общей сложности объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов, или 260 тыс. тонн нефти.

8. Крушение танкера Castillo de Bellver

Дата: 6 августа 1983 года

Место: Залив Салданья, ЮАР

Объем разлитой нефти: 250 тыс. тонн

Танкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 км от Кейптауна (ЮАР).

В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти.

Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало.

9. Крушение танкера Amoco Cadiz

Дата: 16-17 марта 1978 года

Место: у побережья Франции

Объем разлитой нефти: 223 тыс. тонн

В 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось.

В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек.

В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. кв. км.

Нефть распространилась также на 360 км побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы.

10. Крушение танкера ABT Summer

Дата: 28 мая 1991 года

Место: у побережья Анголы

Объем разлитой нефти: 260 тыс. тонн

28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 км от побережья Анголы.

Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

nangs.org


Смотрите также