Greenpeace на двое суток остановил разведку нефти в Арктике. Разведка нефти в арктике


Арктическая разведка | PRO-ARCTIC

arctic_experience_sakhalin_inline image

Российские компании не начинают новые проекты нефтегазодобычи в Арктике, но разведку ведут: растущий спрос на энергоносители потребует освоения новых месторождений

Спрос на нефть в мире к 2035 году увеличится как минимум на 10–15%, а на газ — на 35–40%, поделились с РБК+ прогнозами в пресс-службе Минэнерго России.

Мировую нефтегазовую отрасль ожидает в ближайшие годы дефицит добычи на традиционных месторождениях, так как их открывается все меньше и меньше, а вырабатываемость растет быстрыми темпами. В авторской статье курирующего нефтегазовую отрасль заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, опубликованной 23 марта в «Российской газете», отмечается, что в России «значительный потенциал сосредоточен в кладовой углеводородных ресурсов — Арктической зоне — регионе, который в перспективе 20 лет имеет все шансы стать драйвером российской и даже мировой нефтегазодобычи».

Пока основным видом работ на российском арктическом шельфе является геологоразведка, а добыча идет только на Приразломном месторождении «Газпром нефти» в Печорском море. Промышленная разработка этого месторождения была начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO (первая в России нефть арктического шельфа) поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. По итогам прошлого года добыча составила 2,6 млн т нефти, но после 2020 года ожидается ее удвоение.

Трудности разведки

Из-за западных санкций открытым остается вопрос нехватки у российских компаний технологий для разведки в Арктике. «Арктические шельфовые проекты России находятся в замороженном состоянии. Причина даже не в их более высокой себестоимости в сравнении с месторождениями Западной и Восточной Сибири, а в отсутствии у России технологий для их разработки, ведь американская ExxonMobil и британская BP, обладающие этими технологиями, вышли из российских проектов», — признает старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.

Аналитик отмечает, что многие западные нефтесервисные компании также уменьшили размер своего бизнеса в России. «Санкции вводятся быстро, а снимаются годами, поэтому скорого возвращения западных компаний в проекты ждать не стоит», — отмечает он.

Ведущий аналитик по корпоративным рейтингам RAEX («Эксперт РА») Филипп Мурадян согласен с тем, что российским компаниям сейчас сложно привлечь не только западных партнеров, но даже подрядчиков, так как с августа 2014 года действуют санкционные ограничения по передаче российским компаниям оборудования и технологий для разведки и добычи нефти на глубоководных шельфовых месторождениях. По его словам, сегодня «геологоразведочные работы на арктическом шельфе действительно не являются приоритетными для компаний по причине наличия значительного количества более рентабельных, с учетом риска, проектов на традиционных месторождениях».

В свою очередь, Роман Ткачук замечает, что сейчас вряд ли существует и возможность привлечения западного финансирования, в то время как эти масштабные проекты требуют значительных инвестиций на геологоразведку, бурение и разработку.

«Средняя себестоимость добычи нефти в России — от $10 до $15 за баррель, эта цифра включает в себя как операционные издержки, так и издержки возврата инвестиций капитального характера» — такие данные приводил министр энергетики Александр Новак в октябре 2017 года в ходе правительственного часа в Думе. «А где новое месторождение, арктический шельф, себестоимость, например, не менее $50 за баррель», — добавил министр. В марте того же года в ходе форума «Арктика — территория диалога» Александр Новак назвал и цену на нефть, при которой добыча на шельфе будет рентабельной.

Сейчас стоимость Brent превышает 70%, но промышленная добыча на шельфе — это дело не сегодняшнего, а завтрашнего дня.

Тем не менее, по словам доцента Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамары Сафоновой, малое количество крупных открытий «подталкивает компании входить в новые проекты по разведке и разработке труднодоступных месторождений с целью инвестиций в будущее и расширения масштабов собственного бизнеса».

«Уже через несколько лет ныне дорогостоящие и эксклюзивные технологии добычи могут стать гораздо доступнее, так как технологии совершенствуются и позволяют год от года сокращать удельные затраты на добычу углеводородов. Это дает нам основание утверждать, что в будущем разработка труднодоступных месторождений будет давать более значимый экономический эффект», — считает Тамара Сафонова.

С тем, что проводить геологоразведочные работы в Арктике необходимо уже сейчас, согласен и Филипп Мурадян.

Игроки и расклады

Главным игроком на арктическом шельфе России будет, скорее всего, «Роснефть», считают эксперты. Сейчас у компании больше всего лицензий на работу в пределах морских акваторий — 53. Еще 41 лицензия у «Газпрома», 14 — у ЛУКОЙЛа и семь — у НОВАТЭКа (всего 138 лицензий на добычу углеводородов, по данным на конец февраля 2017 года).

Тамара Сафонова обращает внимание, что крупнейшим независимым поставщиком услуг из числа буровых компаний России является «Буровая компания «Евразия», которая входит в группу Eurasia Drilling Company Limited (EDC). Кроме того, на российском рынке оказывают услуги такие независимые игроки, как «Интегра», «Газпром бурение», Сибирская сервисная компания, «Геотек Холдинг», «Ру-Энерджи Групп», «Римера» и другие компании. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) имеют также в своем составе соответствующие подразделения или общества, как, например, «Татнефть-Бурение».

Роман Ткачук напоминает, что на российском рынке продолжает работать международная нефтесервисная компания Schlumberger.

В то время как многие западные компании покинули российский рынок, эта компания воспользовалась ситуацией и нарастила продажи в нашей стране, говорит эксперт. Роман Ткачук также отмечает, что опыт добычи нефти в сложных проектах есть у «Сургутнефтегаза», который в перспективе «может создать совместные предприятия по разработке сложных месторождений с другими российскими мейджорами».

Тамара Сафонова, в свою очередь, приводит в качестве успешного примера бурение сверхглубоководной поисково-оценочной скважины «Мария-1» на шельфе Черного моря, которое сейчас проводит «Роснефть» совместно с итальянской компанией Eni — своим стратегическим партнером. Эксперт напоминает, что развитие проектов в Арктическом регионе может стимулировать налоговая политика государства: применяется нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых, снижен налог на прибыль и отменены экспортные пошлины.

Территория Арктической зоны России составляет 4386,6 тыс. кв. км, или 25,7% общей площади страны. Здесь сосредоточены значительные извлекаемые запасы углеводородного сырья — почти 25% общероссийских запасов нефти и газового конденсата и более 72% газа. По данным Минэнерго, в 2017 году в Арктике было добыто 96,2 млн т нефти (около 18% российской добычи, прирост на 3,8% к 2016 году) и 568,9 млрд куб. м газа (около 83% всего объема добываемого в стране газа, прирост на 9,6%).

 

/www.rbcplus.ru/

pro-arctic.ru

Сомнения по поводу планов разведки нефти в Арктике

Затонувшая в море плавучая буровая платформа и 50 погибших и пропавших членов ее экипажа усилили опасения по поводу того, что российские компании, занимающиеся разведкой нефти в удаленных районах, не готовы к чрезвычайным ситуациям, и что это может привести к катастрофическим разливам нефти в девственно чистых водах Северного Ледовитого океана.

Всего четыре месяца тому назад российский энергетический гигант «Газпром» отправил первую нефтяную платформу в район с чутко реагирующей на изменения окружающей средой. Отраслевые эксперты и экологи предупреждали, что она не подходит для суровых условий севера и находится слишком далеко от групп спасателей, которые не смогут оперативно прийти на помощь в случае аварии. Они требуют, чтобы Россия приостановила свои нефтяные проекты в Арктике.

Россия занимает первое место в мире по объемам добычи нефти, но большую ее часть она добывает на суше. Лишь 2 процента добычи приходится на давно разрабатываемые морские месторождения  в теплых водах Черного и Каспийского морей и на относительно новые месторождения  у острова Сахалин на Дальнем Востоке.

Поскольку основные нефтяные месторождения  в Восточной Сибири истощаются, нефтяные компании начинают смотреть все дальше на север. Правительство надеется, что к 2030 году в Арктике ежегодно будет добываться до 80 миллионов тонн нефти.

Россия пытается установить свою юрисдикцию над частью Северного Ледовитого океана, где может находиться до четверти неразведанных мировых запасов нефти и газа. Ускоряя реализацию арктических нефтяных проектов, правительство тем самым подкрепляет свою заявку.

Плавучая буровая платформа «Кольская», перевернувшаяся и затонувшая 18 декабря в Охотском море, осуществляла поисково-разведочное бурение для дочерней компании «Газпром» «Газпром нефть шельф». Ее буксировали назад в восточный российский порт в условиях сильного шторма, когда мощной волной разбило часть ее оборудования и иллюминаторов, в результате чего она перевернулась и пошла на дно в штормовом море.

Газпром в настоящее время первым ведет изыскательские работы в российском секторе Северного Ледовитого океана. Он также стал первой российской компанией, отправившей буровую платформу в Печорское море на северо-западе России.

Российские нефтяные компании никогда не работали в столь суровых погодных условиях, какие существуют в скованной льдами Арктике, где толщина ледяных торосов измеряется метрами, и где часто бывают штормы. Авария «Кольской» усилила опасения по поводу того, что эти компании не готовы к таким испытаниям.

«Эта трагедия еще раз напомнила нам, насколько велики риски аварий и чрезвычайных происшествий в море», - заявил сотрудник Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников, занимающийся проблемами нефти и газа.

Всемирный фонд дикой природы, Greenpeace и пять региональных российских природоохранных организаций подписали в четверг обращение к парламенту с требованием провести парламентское расследование и с призывом к правительству временно прекратить реализацию нефтяных проектов. В этом обращении они обвиняют государственные ведомства в несоблюдении норм и правил безопасности и охраны окружающей среды, а также заявляют, что действующие законы не соответствуют масштабам рисков в Арктике.

Впервые экологи забили тревогу, когда Газпром объявил в августе об отправке платформы в Арктику для проведения разведочного бурения на нефтяном месторождении в Печорском море, которое содержит примерно 6,6 миллиона тонн нефти.

Подводная часть платформы была построена в России в 1990-х годах, а верхняя секция является частью платформы, построенной в 1982 году в Шотландии. Эта платформа  в 2002 году была выведена из эксплуатации в Северном море.

Газпром утверждает, что платформа «Приразломная», которую он называет своей первой ледостойкой платформой, вполне надежна и не имеет старого оборудования, за исключением своего каркаса.

«Мы сделали все возможное для реализации новейших технологий, норм и правил, чтобы предотвратить любые аварии», - сказал на пресс-конференции  в сентябре месяце Владимир Вовк, руководящий в Газпроме управлением техники и технологии разработки морских месторождений.

Экологи сомневаются как в состоянии оборудования, так и в конструкции платформы. Поскольку «Приразломная» находится в сотнях километров от берега, она имеет хранилище для огромного объема нефти, которая находится в нем до прибытия танкера. Емкость резервуаров для хранения составляет до 120000 тонн (840000 баррелей).

В отличие от «Кольской», на которой в момент катастрофы не было нефти, арктическая платформа может стать причиной катастрофического разлива, если она опрокинется в ледовом штормовом море.

Большое расстояние до берега также усложнит проведение спасательной операции и действий по ликвидации последствий аварии. Ближайший к платформе крупный порт это Мурманск, находящийся от нее в 1000 километров.

Даже в более теплых и приветливых водах аварии на нефтяных платформах приводили к катастрофическим последствиям.

В пятницу гигантское нефтяное пятно начало приближаться к побережью Нигерии. Как заявила компания Royal Dutch Shell, этот разлив образовался при перекачке нефти с плавучей платформы на морском месторождении в ожидавший загрузки танкер. Менее чем за неделю до этого Shell получила разрешение от американского правительства на бурение разведочных скважин у северо-западного побережья Аляски в Чукотском море – неподалеку от российских территориальных вод.

В результате взрыва на платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году погибли 11 рабочих, а в море из находящейся под толщей воды скважины вытекло более 200 миллионов галлонов нефти (4,8 миллиона баррелей).

Российский парламент в сентябре в предварительном порядке утвердил законопроект, ужесточающий нормы и требования к компаниям, работающим в Арктике.

Специалист в области природоохранного законодательства из Всемирного фонда дикой природы Екатерина Хмелева заявила, что данного закона недостаточно для обеспечения публичной подотчетности нефтяных компаний и гарантий полного анализа экологических рисков. По ее словам, экологи и бизнес-сообщество работают над новым законопроектом, который, среди прочего, предусматривает создание фондов для ликвидации последствий и очистки.

Эксперты из нефтяной отрасли также выражают сомнения по поводу компетентности Газпрома в вопросах морского бурения в Арктике, а также конструкции платформы.

Они также сомневаются в экономической обоснованности проекта. Нефть на месторождении в Печорском море низкого качества, и проект окажется убыточным без налоговых льгот, заявил старший аналитик из московского инвестиционного банка «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Для государственного Газпрома этот арктический проект в большей степени имеет стратегическое значение, нежели дает ему экономические выгоды в ближайшей перспективе, отметил он.

«Очевидно, что компания выполняет стратегическую задачу, - сказал Нестеров. – Похоже, что Россия не собирается отказываться от этой стратегии, поскольку в ней заинтересованы судостроители, производители техники, а возможно, и военные».

Четыре года тому назад Россия обозначила свои притязания на главенство в Арктике, установив титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана и заявив, что подводный хребет связывает ее напрямую с Северным полюсом. Соединенные Штаты  не признают российские утверждения и выдвигают собственные претензии наряду с Данией, Норвегией и Канадой.

Россия, Канада и Дания планируют подать свои заявки на право владения хребтом в Организацию Объединенных Наций.

В прошлом году российские судостроительные и машиностроительные предприятия остались на плаву благодаря в основном  крупным государственным заказам и проектам, которые финансирует правительство. Широкомасштабная разведка и освоение нефтяных и газовых месторождений в Арктике даст этим отраслям столь необходимый толчок к развитию.

maxpark.com

Greenpeace на двое суток остановил разведку нефти в Арктике

15:4702.09.2010

(обновлено: 15:55 02.09.2010)

5000

Четверо активистов международного экологического движения Greenpeace на двое суток приостановили геологоразведочные работы в море Баффина у берегов Гренландии, высадившись во вторник на буровую платформу компании Cairn Energy, сообщает пресс-служба Greenpeace.

МОСКВА, 2 сен - РИА Новости. Четверо активистов международного экологического движения Greenpeace на двое суток приостановили геологоразведочные работы в море Баффина у берегов Гренландии, высадившись во вторник на буровую платформу компании Cairn Energy, сообщает пресс-служба Greenpeace в четверг. Таким образом они выразили протест против планов компании по добыче нефти и газа на арктическом шельфе.

"Такие компании, как Cairn Energy, должны оставить Арктику в покое, и вместо этого работать над развитием экологически безопасных источников энергии. Катастрофа в Мексиканском заливе доказала, что нам пора избавиться от зависимости от ископаемого топлива. Если буровые работы окажутся успешны, это может спровоцировать "нефтяную лихорадку" в Арктике, поставив под угрозу хрупкую экосистему арктического шельфа", - говорит один из активистов Сим МакКенна.

В настоящее время активисты покинули буровую платформу в связи с ухудшающимися погодными условиями. Так, сильный ветер угрожал специальным палаткам, которые были прикреплены веревками к платформе. После того, как участники акции Greenpeace поднялись на платформу, они были арестованы полицией.

В первоначальные планы Greenpeace входила блокада работы платформы в течение нескольких недель, до наступления зимних холодов. Так они смогли бы перенести разведочное бурение на следующий год, поскольку зимой эти работы не ведутся.

На прошлой неделе компания Cairn Energy заявила, что обнаружила у берегов Гренландии газовое месторождение. Между тем, как отмечает Greenpeace, это место, к западу от острова Диско, известно как "Долина айсбергов" из-за огромного количества дрейфующих глыб льда.

Долгое время это обстоятельство сдерживало нефтяные компании от активного освоения этого участка шельфа. Пока что обнаружить нефть Cairn Energy не удалось, однако если разведка британской компании увенчается успехом, в Арктику придут нефтяные гиганты Royal Dutch Shell и норвежская Statoil, которые уже подали заявки на разработку шельфовых месторождений у побережья Гренландии.

Между тем, как ранее заявляли опрошенные РИА Новости экологи, добыча нефти и газа в Арктике очень опасна и может привести к экологической катастрофе. Согласно исследованию, проведенному WWF, современные технологии не позволяют эффективно ликвидировать нефтеразливы в покрытых льдом водах. К тому же, море Баффина - место обитания большей части популяции нарвалов, а также голубых китов, белых медведей, тюленей, акул, многих перелетных птиц.

В Арктике необходимо на время объявить мораторий на любое новое бурение, поскольку отсутствуют технологии борьбы с разливами нефти в ледовых условиях, считает руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников. При этом в Арктике, по словам эколога, выше риск аварии на нефтедобывающей платформе из-за айсбергов, которые встречаются у берегов Гренландии.

ria.ru

Дрейфующие арктические станции предложили использовать для разведки нефти

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН предложили использовать для нефтеразведки в Арктике дрейфующую на льдине станцию. Опробовать технологию частично планируется в 2018 году на льду Обского водохранилища в Новосибирской области, сообщает ТАСС.

«Мы не ставим на Обском водохранилище геологических целей, а просто хотели бы со льда опробовать технологию: понять, как нам удастся заземлиться в воду. Потому что даже пробовать на севере — это дорого и сложно. Попутно, может быть, и получим какие-то геологические результаты, но это не главное», — сказал он. Проект еще требует проработки, но при появлении заказчика и достаточном финансировании ученые готовы запустить станцию уже через год.

Морская вода и льды делают в Арктике бесполезными большую часть традиционных геологических методов разведки и добычи. Поэтому ученые ИНГГ СО РАН предложили использовать для исследования Арктики нестандартный электромагнитный метод: зондирование вертикальными токами. Он основан на применении особого сложного источника поля (кругового электрического диполя) и позволяет фиксировать в отклике тонкие аномальные эффекты.

По словам ученого, небольшая версия источника для геологоразведки была успешно опробована на суше, теперь ее предлагается масштабировать и разместить на дрейфующем льду. Идея такой нефтеразведки родилась у ученых после изучения опыта сначала советских, а потом и российских станций «Северный полюс» (СП). Эти дрейфующие в Арктике станции проводят в основном метеорологические наблюдения. Новые исследования с геофизическими позволят оценить вероятность нахождения в Арктическом бассейне полезных ископаемых, в первую очередь нефти.

Дрейфующая советская станция

Предполагается, что геологическая станция будет дрейфовать примерно тем же маршрутом, что и «Северный полюс». Пока неизвестно, будет ли она работать автономно или потребуется обслуживающий персонал, который будет контролировать процесс и при необходимости устранять неполадки. Для энергоснабжения дрейфующей установки предлагается использовать возобновляемые источники: ветряки и, возможно, солнечные батареи.

Как ранее заявлял председатель Научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа академик РАН Алексей Конторович, запасы нефти в Арктике могут оказаться больше, чем принято считать. Если сегодня считается, что на арктическом шельфе содержится порядка 100 млрд тонн нефти и газа, причем, около 80% этого объема приходится на газ, то тщательная геологоразведка может существенно изменить это соотношение в пользу нефти, считает академик.

www.popmech.ru

Сомнения по поводу планов разведки нефти в Арктике | Арктика | ИноСМИ

Москва – Затонувшая в море плавучая буровая платформа и 50 погибших и пропавших членов ее экипажа усилили опасения по поводу того, что российские компании, занимающиеся разведкой нефти в удаленных районах, не готовы к чрезвычайным ситуациям, и что это может привести к катастрофическим разливам нефти в девственно чистых водах Северного Ледовитого океана.

Всего четыре месяца тому назад российский энергетический гигант «Газпром» отправил первую нефтяную платформу в район с чутко реагирующей на изменения окружающей средой. Отраслевые эксперты и экологи предупреждали, что она не подходит для суровых условий севера и находится слишком далеко от групп спасателей, которые не смогут оперативно прийти на помощь в случае аварии. Они требуют, чтобы Россия приостановила свои нефтяные проекты в Арктике.

Россия занимает первое место в мире по объемам добычи нефти, но большую ее часть она добывает на суше. Лишь 2 процента добычи приходится на давно разрабатываемые морские месторождения  в теплых водах Черного и Каспийского морей и на относительно новые месторождения  у острова Сахалин на Дальнем Востоке.

Поскольку основные нефтяные месторождения  в Восточной Сибири истощаются, нефтяные компании начинают смотреть все дальше на север. Правительство надеется, что к 2030 году в Арктике ежегодно будет добываться до 80 миллионов тонн нефти.

Россия пытается установить свою юрисдикцию над частью Северного Ледовитого океана, где может находиться до четверти неразведанных мировых запасов нефти и газа. Ускоряя реализацию арктических нефтяных проектов, правительство тем самым подкрепляет свою заявку.

Плавучая буровая платформа «Кольская», перевернувшаяся и затонувшая 18 декабря в Охотском море, осуществляла поисково-разведочное бурение для дочерней компании «Газпром» «Газпром нефть шельф». Ее буксировали назад в восточный российский порт в условиях сильного шторма, когда мощной волной разбило часть ее оборудования и иллюминаторов, в результате чего она перевернулась и пошла на дно в штормовом море.

Газпром в настоящее время первым ведет изыскательские работы в российском секторе Северного Ледовитого океана. Он также стал первой российской компанией, отправившей буровую платформу в Печорское море на северо-западе России.

Российские нефтяные компании никогда не работали в столь суровых погодных условиях, какие существуют в скованной льдами Арктике, где толщина ледяных торосов измеряется метрами, и где часто бывают штормы. Авария «Кольской» усилила опасения по поводу того, что эти компании не готовы к таким испытаниям.

«Эта трагедия еще раз напомнила нам, насколько велики риски аварий и чрезвычайных происшествий в море», - заявил сотрудник Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников, занимающийся проблемами нефти и газа.

Всемирный фонд дикой природы, Greenpeace и пять региональных российских природоохранных организаций подписали в четверг обращение к парламенту с требованием провести парламентское расследование и с призывом к правительству временно прекратить реализацию нефтяных проектов. В этом обращении они обвиняют государственные ведомства в несоблюдении норм и правил безопасности и охраны окружающей среды, а также заявляют, что действующие законы не соответствуют масштабам рисков в Арктике.

Впервые экологи забили тревогу, когда Газпром объявил в августе об отправке платформы в Арктику для проведения разведочного бурения на нефтяном месторождении в Печорском море, которое содержит примерно 6,6 миллиона тонн нефти.

Подводная часть платформы была построена в России в 1990-х годах, а верхняя секция является частью платформы, построенной в 1982 году в Шотландии. Эта платформа  в 2002 году была выведена из эксплуатации в Северном море.

Газпром утверждает, что платформа «Приразломная», которую он называет своей первой ледостойкой платформой, вполне надежна и не имеет старого оборудования, за исключением своего каркаса.

«Мы сделали все возможное для реализации новейших технологий, норм и правил, чтобы предотвратить любые аварии», - сказал на пресс-конференции  в сентябре месяце Владимир Вовк, руководящий в Газпроме управлением техники и технологии разработки морских месторождений.

Экологи сомневаются как в состоянии оборудования, так и в конструкции платформы. Поскольку «Приразломная» находится в сотнях километров от берега, она имеет хранилище для огромного объема нефти, которая находится в нем до прибытия танкера. Емкость резервуаров для хранения составляет до 120000 тонн (840000 баррелей).

В отличие от «Кольской», на которой в момент катастрофы не было нефти, арктическая платформа может стать причиной катастрофического разлива, если она опрокинется в ледовом штормовом море.

Большое расстояние до берега также усложнит проведение спасательной операции и действий по ликвидации последствий аварии. Ближайший к платформе крупный порт это Мурманск, находящийся от нее в 1000 километров.

Даже в более теплых и приветливых водах аварии на нефтяных платформах приводили к катастрофическим последствиям.

В пятницу гигантское нефтяное пятно начало приближаться к побережью Нигерии. Как заявила компания Royal Dutch Shell, этот разлив образовался при перекачке нефти с плавучей платформы на морском месторождении в ожидавший загрузки танкер. Менее чем за неделю до этого Shell получила разрешение от американского правительства на бурение разведочных скважин у северо-западного побережья Аляски в Чукотском море – неподалеку от российских территориальных вод.

В результате взрыва на платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году погибли 11 рабочих, а в море из находящейся под толщей воды скважины вытекло более 200 миллионов галлонов нефти (4,8 миллиона баррелей).

Российский парламент в сентябре в предварительном порядке утвердил законопроект, ужесточающий нормы и требования к компаниям, работающим в Арктике.

Специалист в области природоохранного законодательства из Всемирного фонда дикой природы Екатерина Хмелева заявила, что данного закона недостаточно для обеспечения публичной подотчетности нефтяных компаний и гарантий полного анализа экологических рисков. По ее словам, экологи и бизнес-сообщество работают над новым законопроектом, который, среди прочего, предусматривает создание фондов для ликвидации последствий и очистки.

Эксперты из нефтяной отрасли также выражают сомнения по поводу компетентности Газпрома в вопросах морского бурения в Арктике, а также конструкции платформы.

Они также сомневаются в экономической обоснованности проекта. Нефть на месторождении в Печорском море низкого качества, и проект окажется убыточным без налоговых льгот, заявил старший аналитик из московского инвестиционного банка «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Для государственного Газпрома этот арктический проект в большей степени имеет стратегическое значение, нежели дает ему экономические выгоды в ближайшей перспективе, отметил он.

«Очевидно, что компания выполняет стратегическую задачу, - сказал Нестеров. – Похоже, что Россия не собирается отказываться от этой стратегии, поскольку в ней заинтересованы судостроители, производители техники, а возможно, и военные».

Четыре года тому назад Россия обозначила свои притязания на главенство в Арктике, установив титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана и заявив, что подводный хребет связывает ее напрямую с Северным полюсом. Соединенные Штаты  не признают российские утверждения и выдвигают собственные претензии наряду с Данией, Норвегией и Канадой.

Россия, Канада и Дания планируют подать свои заявки на право владения хребтом в Организацию Объединенных Наций.

В прошлом году российские судостроительные и машиностроительные предприятия остались на плаву благодаря в основном  крупным государственным заказам и проектам, которые финансирует правительство. Широкомасштабная разведка и освоение нефтяных и газовых месторождений в Арктике даст этим отраслям столь необходимый толчок к развитию.

inosmi.ru

Белый дом начнет разведку нефти в Арктическом секторе

Администрация президента Соединенных Штатов ратифицировала заявку крупнейшей итальянской нефтегазовой компании «Eni S.p.A.», согласно которой ей предоставляется право начать геологическую разведку нефти в Северном Ледовитом океане.

Об этом сообщает информационное агентство ТАСС со ссылкой на американское Бюро по вопросам безопасности и охраны окружающей среды министерства внутренних дел США.

«Было выдано разрешение итальянской нефтегазовой компании «Eni S.p.A.» на бурение разведочной скважины в море Бофорта с целью опробовать условия последующей добычи нефти. Это разрешение позволяет компании начать работу по бурению уже в следующем месяце. Таким образом, федеральное правительство впервые за последние два года позволило вести разведку нефти в американской части океана», – комментирует ТАСС появившуюся новость.

Напомним, что в 2016 году администрация главы Белого дома поставила строгие условия для бурения нефтегазовых скважин на шельфах Арктики и Атлантического океана. Другими словами было принято решение запретить сдачу в аренду арктических участков для бурения.

Отметим, что запрет не касается всего континентального шельфа. Речь не идет о Мексиканском заливе, где добывается около 20% американской нефти. Ограничения затронут Тихоокеанское побережье США и Арктику, куда нефтяные компании нацеливались уже многие годы. По прогнозам, там сосредоточено около 27 миллиардов баррелей или более трех миллиардов тонн нефти, что эквивалентно семи-восьми годам добычи США на текущем уровне. В частности под запрет попадает геологоразведывательная деятельность на площади более 45 млн. га (115 млн. акров) в федеральных водах Аляски в Чукотском море и большей части моря Бофорта, а также 1,5 млн. га (3,8 млн акров) в Атлантике от Новой Англии до Чесапикского залива.

Bush and Obama familiesВообще данными разрешениями происходит что-то странное. Один отменяет, другой вводит. Хотя, если подумать, и вспомнить тот факт, что Барак Обама находится в хороших отношениях с семьей Бушей можно сделать, весьма простой вывод о том, что решение о запрете на добычу нефти и газа в Арктике принималось в тесном кругу. За ужином в окружении семейки Бушей, которые, как известно, владеют контрольным пакетом акций ведущих нефтегазодобывающих компаний США. Кстати, именно на президентский срок господина Джорджа Буша младшего и пришлось начало сланцевой революции.

Что же касается нынешнего решения, то все так же предельно просто. Дональд Трамп и его ближайший соратник Рекс Тиллерсон владеют акциями энергетических компаний и решили подзаработать. А за одно и заручится поддержкой малой, но хоть какой-то части трудового населения. Речь идет о безработных штата Аляска. Итальянская компания по предварительным оценкам трудоустроит около 55 тысяч человек, что для самого северного штата США очень много. Общий доход от нефтедобычи для различных бюджетов оценивается в 193 миллиарда долларов, так что представители штата явно будут довольны. А это значит, что митинговать против Трампа явно никто не будет. Таким образом, называемый во всем мире недалеким политиком Дональд Трамп решит сразу две имеющиеся на сегодняшний день проблемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Белый дом начнет разведку нефти в Арктическом секторе

Оцените статью

Похожие материалы:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир

akdat.com

Гринпис остановил разведку нефти в Арктике

Фото: © Steve Morgan / Greenpeace

Оператор проекта Cairn Energy — пока единственная компания, планирующая бурение в этом районе. Однако мировые нефтяные гиганты наблюдают за ее работой с большим интересом. Если разведка удастся, и Cairn Energy найдет здесь «черное золото», Арктике грозит нефтяная лихорадка — вслед за Cairn Energy сюда придут Exxon, Shevron и другие компании, купившие лицензионные участки на Гренландском шельфе. Нефтедобыча нанесет хрупкой арктической экосистеме серьезный ущерб.

Ранним утром 29 мая три профессиональных альпиниста подплыли к платформе Leiv Eiriksson на надувной  лодке, спущенной с судна Гринпис Esperanza. Им удалось ускользнуть от датского военного корабля, который преследовал судно Гринпис несколько дней, взобраться на платформу и разбить лагерь прямо под гигантским буром. Задержка работ даже на небольшой срок помешает Cairn Energy завершить разведку до того, как ледовая обстановка вынудит компанию отложить бурение до следующего года.

25-летний альпинист Люк — один из участников акции говорит, что несмотря на экстремальные условия, чувствует себя в полной безопасности. «У Cairn нет никаких шансов начать бурение, пока мы находимся рядом с буром: им будет крайне сложно убрать нашу спасательную капсулу. Бурение и добыча нефти в этом районе никогда не будут безопасными, и наш долг остановить нефтяную лихорадку в Арктике».

Команда Гринпис высадилась на платформу Cairn, когда ее буксировали через пролив Дэвиса к району бурения, расположенному к западу от Гренландии. Бурение и последующую добычу в этом районе планируется проводить на глубинах более 900 м. Чем больше глубина, на которой ведутся работы (в прошлом году компания собиралась бурить на глубине 300 м), тем серьезнее могут быть последствия возможной утечки и тем труднее их будет устранить.

Бен Айлиф  (Ben Ayliffe), руководитель нефтяной программы Гринпис Интернэшнл, сейчас находится на борту судна Гринпис Esperanza, курсирующего рядом с платформой: «Ликвидировать последствия нефтеразлива в этом регионе практически невозможно из-за тяжелых климатических условий и его удаленности. Операция в Мексиканском заливе, по сравнению с тем, что ожидает нас в Гренландии, покажется пустяковым делом».

Гринпис неоднократно запрашивал у Cairn план ликвидации аварийных разливов нефти, однако получил отказ. В  случае утечки в распоряжении компании всего лишь 14 судов, в то время как BP для устранения последствий катастрофы в Мексиканском заливе потребовалось 6,500 судов и более 50,000 человек.

Даже при безаварийном ходе работ план Cairn предусматривает сброс 9000 тон химических веществ (из них 180 тонн — из «красного» списка особо опасных веществ) в воды пролива Дэвиса. Это больше, чем сбрасывает добывающая промышленность Дании и Норвегии. Компания  признает, что прежде чем Гренландия начнет получать прибыль от проекта, пройдут десятилетия, в то время как урон рыболовству, составляющему 88% островной экономики, будет значительным.

Район бурения известен как «Долина айсбергов» из-за огромного количества дрейфующих глыб льда. Чтобы избежать столкновения, компания планирует буксировать айсберги с пути следования платформы или отгонять их водяными пушками. Если приближающиеся глыбы окажутся слишком большими, компания готова к эвакуации буровой.

Работы ведутся несмотря на то, что Гринпис несколько недель назад опубликовал документы Министерства иностранных дел Великобритании, в которых сообщается что британские власти считают «практически невозможным» эффективные действия по ликвидации разливов в Арктике. Как говорится в документе, бурение в арктическом регионе  «сопряжено со значительными трудностями и рисками» и «возможностью повторения событий, подобных аварии в Мексиканском заливе». Ранее Wikileaks опубликовал документы о закрытых переговорах стран Арктического региона о разделе Арктики и ее ресурсов.

www.greenpeace.org